Древний врач авиценна – Ибн Сина — Википедия

величайший средневековый врач и ученый

Авиценна или Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (980-1037) – врач, ученый, философ, придворный врач эмиров и султанов персидских государств, визирь Хамадана, автор более 450 трудов в различных областях науки.

Детство будущего ученого.

Авиценна родился в селении Авшана, что находилось рядом с Бухарой. Его отцом был зажиточный чиновник. С ранних лет будущий врач отличался очень пытливым умом. Мальчик не ограничивал себя какой-либо одной областью и интересовался всем, что его окружало. Отец нанял ему ученого старца, чтобы тот обучал его различным наукам. Будучи еще юным молодым человеком, ибн Сина познакомился с известным в то время бухарским врачом Абу Сахл Масихи. Во многом именно этот человек больше всего повлиял на будущее мальчика, заинтересовав его медициной.

Карьеру врача, Авиценна начал в 17 лет. В то время тяжело заболел эмир Бухары, и никто не мог его вылечить. Испробовав все средства, во дворец был приглашен молодой ибн Сина, который после осмотра эмира назначил ему лечение, которое помогло выздороветь больному. В качестве платы за услуги Авиценна получил неограниченный доступ к библиотеке Бухары.

К 18 годам ибн Сина вел активную переписку со многими видными учеными Востока. Уже в это время у молодого врача появились собственные ученики. К 20 годам Авиценна был уже автором нескольких книг по этике, философии, медицине и другим естественным наукам. В это время происходит 2 тяжелых для молодого человека события – сначала умирает его отец, а потом на Бухару, в которой он вырос, нападают тюркские племена кочевников, которые захватывают город и предают его огню.

Чтобы спастись, Авиценна был вынужден бросить свой родной город и отправиться вместе с торговым караваном в Хорезм. Правитель города – Хорезмшах покровительствовал ученым, и он надеялся найти там себе новый дом. Шах благосклонно принял ученого и предложил ему работать вместе с учеными Масихи и Бируни.

Вскоре ибн Сина был вынужден покинуть приютивший его Хорезм. Он занимался тем, что ездил по разным городам и зарабатывал тем, что лечил больных на встречавшихся ему постоялых дворах. В течение этого периода своей жизни Авиценна часто служил придворным врачом в различных небольших государствах Востока. Но нигде не оставался подолгу, часто переезжал с места на место.

«Канон врачебной науки» и служба визирем.

В 1016 году ибн Сина, наконец, останавливается в городе Хамадан. Там он становится сначала придворным врачом, а затем министром, визирем. Именно в этом городе он заканчивает первый том главного труда своей жизни – трактата «Канон врачебной науки». Это произведение станет одним из главных медицинских трактатов на многие столетия. Всего он написал 5 томов и каждый являлся бесценным кладезем информации для любого врача. Лишь к 19-му веку, с развитием медицины и началом бурного развития естественных наук, стали появляться труды, которые были сопоставимы по значимости с этим произведением средневекового автора.

Книга уникальна тем, что содержит множество совершенно новых гипотез, размышлений, которые до Авиценны попросту никому не приходили в голову. Например, именно он предположил, что «лихорадочные» болезни вызываются мельчайшими организмами. Подтвердить эту гипотезу смогут лишь через 800 лет, после исследований, проведенных Луи Пастером. Кроме того, ибн Сина был первым, кто подробно описал чуму и холеру, а также описал способы лечения менингита и язвы желудка.

Начатая в Хамадане, книга была закончена 10 лет спустя в Исфагане. В этом городе ибн Сина служил визирем у шаха, но спустя некоторое время вспыхнул при дворе бунт, в результате которого врач оказался заключенным в тюрьму. Несмотря на заключение, Авиценна продолжил свои исследования и в это время он написал множество трудов по математике, философии, астрономии, химии и даже несколько художественных книг и поэм.

Большое внимание Авиценна уделял оздоровительным упражнениям.  В частности он утверждал, что физические нагрузки являются залогом здорового организма, если правильно выбирать их силу и продолжительность, сообразуясь с возрастом и общим развитием. Ибн Сина считал, что человек, занимающийся физическими упражнениями на постоянной основе, не будет нуждаться в лечении и лекарствах. Кроме того, такие нагрузки укрепляют организм, мышцы, связки и нервы. Также он обращал внимание на пользу массажа, закаливания как горячей, так и холодной водой. Многие восточные феодалы того времени пользовались рекомендациями Авиценны. 

Другие науки.

Деятельность Авиценны не ограничивалась исключительно медициной. Ученый тратил много времени и на другие естественные науки. Он открыл процесс перегонки эфирных масел, в своих трудах он подробно описывал, как можно приготовить соляную азотную и серную кислоты. Как астроном, на основании своих наблюдений он пришел к выводу, что Венера, находится ближе к земле, чем к солнцу. Занимался он и вопросами определения координат по звездам, в частности на основе законов тригонометрии он определил положение Гургана относительно Багдада.

Как философ, Авиценна во многом следовал Аристотелю. К философским трудам ученого можно отнести такие трактаты как «Книга о любви», «Книга об избавлении страха смерти», «Книга о предопределении».

Интересовался ибн Сина и психологией. В частности он предложил разделить все характеры на 4 вида – горячий, холодный, влажный и сухой, что, как нетрудно догадаться, соответствует современным 4 типам темперамента, выделяемым психологией. 

Кроме научной деятельности Авиценна посвящал себя и искусствам – есть несколько известных художественных произведений. Некоторые свои работы он писал в форме четверостиший. Кроме того, ибн Сина изучал и музыку, считая ее своего рода отраслью математики.

После освобождения, он продолжил служить при дворе Ала ад-Даулаха. В одном из походов этого правителя, Авиценна тяжело заболел, попытки лечения не приводили к выздоровлению и спустя непродолжительное время он умер. Произошло это в 1037-ом году. Через несколько лет после смерти врача, на его могиле был воздвигнут мавзолей, к которому люди приходят поклониться и по сей день.

Вернуться к статьям

professiya-vrach.ru

Советы и афоризмы от «царя врачей» Авиценны.

16 августа 980 года родился легендарный Абу Али Хусейн ибн Сина, которого европейцы привыкли называть Авиценна. Мы собрали самые ценные советы Авиценны (980 — 1037 г.г.) о том, как прожить здоровую жизнь. Рекомендации «царя врачей» Авиценны написаны 1000 лет назад, но они актуальны до сих пор. Для Авиценны медицина была делом всей жизни.

Авиценна — персидский учёный, философ и врач, последователь Аристотеля в древней восточной культуре и науке. Его полное имя — Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, на Западе он известен как Авиценна. Юный Авиценна в 16 лет лечил самого эмира Бухары, а позднее он стал придворным врачом многих правителей древнего Востока. Ибн Сина был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане.

Авиценна написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.
Народная молва называла его «царем врачей».

Сам Авиценна написал о своём пути в медицину: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».

Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике.

«Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.

Серьёзные научные работы Ибн Сина писал в виде поэм, используя четверостишия. Есть среди его творчества и лирические стихотворные произведения — четверостишия и рубаи.

От праха чёрного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварство я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел.

Большое внимание Ибн Сина уделял физическим упражнениям, называя их самым главным условием здоровья.
На следующее за физкультурой место Авиценна ставил режим питания и сна.
По мнению «царя врачей», основное в искусстве сохранения здоровья — это уравновешивание следующих факторов:

1) уравновешенность натуры
2) выбор пищи и питья
3) очистка тела от излишков

4) сохранение правильного телосложения
5) улучшение того, что вдыхается через нос
6) приспособление одежды
7) уравновешенность физического и душевного движения

Он также считал, что «метаться в постели между бодрствованием и сном — самое худшее из всех состояний».

Авиценна о правильном питании:

Умерен будь в еде — вот заповедь одна,
Вторая заповедь: поменьше пей вина.

В еде не будь до всякой пищи падок,
Знай точно время, место и порядок.

Спокойно, не спеша, без суеты
В день раз иль два питаться должен ты.

К вреду, причиняемому очень вкусным кушаньем, относится то, что его можно съесть слишком много.

Пить очень холодную воду нехорошо.

Авиценна о физической активности:

Движение может заменить множество лекарств, но ни одно лекарство мира не заменит движения.

«Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни».

«Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений».

«Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни».

Авиценна о пользе и вреде вина:

Вино — наш друг, но в нём живет коварство:
Пьешь много — яд, немного пьешь — лекарство.

Не причиняй себе излишеством вреда,
Пей в меру — и продлится жизни царство.

Вино — твой друг, пока тверез, а если пьян — то враг,

Змеиный яд оно, когда напился как дурак.

Чем реже рука поднимает застольную чашу вина,
Тем крепче в бою и храбрее и в деле искусней она.

Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов и внезапную смерть.

Авиценна здоровом сне:

«Здоровым людям необходимо обращать должное внимание на сон. Их сон должен быть умеренным по времени, а не чрезмерным; им следует остерегаться вреда от бессонницы для мозга и для всех их сил…

Сон укрепляет все естественные силы… А чрезмерный сон производит нечто противоположное всему этому. Он порождает вялость душевных сил, тупость мозга и холодные болезни… Метаться в постели между бодрствованием и сном — самое худшее из всех состояний…

Спать на пустой желудок нехорошо, это ослабляет силу. Также вредно спать с переполненным желудком… Ибо такой сон будет не глубоким, а беспокойным…

Знай, что одеяло и высокая подушка содействуют здоровью. Короче говоря, члены должны располагаться так, чтобы голова была выше ног…

Самым лучшим положением во время сна считается, когда сон начинается с лежания на правой стороне, а затем происходит поворот на левую. Если сон начинается с лежания на животе, то это хорошо помогает пищеварению… На спине спят обычно люди, ослабевшие от болезни... Такие люди спят также с открытым ртом из-за слабости мышц, сжимающих обе челюсти…»

Авиценна о здоровом жилье…

«Тому, кто выбирает себе место жительства, следует знать, какова там почва, какова там вода… Он должен знать, доступно ли данное место ветрам или находится в котловине, и какие там ветры — здоровые ли они и холодные…

Затем следует, чтобы окна и двери дома выходили на восток и на север; а также, чтобы солнце достигало в них любого места… Ему надлежит дознаться, каково состояние местных жителей в отношении здоровья и болезни…

Статьи по теме:

Both comments and pings are currently closed.

www.evpatori.ru

Авиценна — первый великий восточный врачеватель

Авиценна — первый великий восточный врачеватель

Этот человек был гражданином Великого арабского халифата и прославился еще при жизни. Очень быстро известность о нем преодолела границы, и уже в XII столетии его работы знали и использовались в Европе. Будучи разносторонне развитой личностью, он стал выдающимся для своего времени естествоиспытателем, создавая труды по математике, физике, химии. Подсчитано, что он в продолжение жизни работал в 29 отраслях знаний. Однако больше всего стал известен как выдающийся медик. Даже появление самого термина «медицина» связывают с его именем. Предполагается, что он – всего лишь латинизированная версия арабского выражения «мадад Сина», дословно обозначающая фразу «исцеление от Сины», либо в сокращенном звучании «метод Сина». Имя этого человека – Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, более известный миру как Авиценна.

Родился этот великий человек неподалеку от Бухары, находящейся на территории нынешнего Узбекистана, в селении Афшана 16 августа 980 года. На то время данные земли входили в состав Великого арабского халифата. Отец ибн Сины был состоятельным человеком. Он занимал должность сборщика податей и, по-видимому, имел неплохое образование. Кроме того, вполне возможно, он был неглупым человеком, ибо умер своей смертью, а не был казнен, как многие другие налоговики тех времен. Мать мальчика была выходцем из Афшаны и имела имя Ситара, что в переводе с местного наречия звучит как «Звезда».


Афшана был в те времена довольно развитым городком, имевшим школу. В нее и был отправлен юный Абу Али Хусейн. Образовательное заведение имело явно выраженное гуманитарное направление. Там изучались Коран, языки, а также грамматика, стилистика и поэтика. К 10 годам все эти науки покорились юному дарованию, поэтому, по большому счету, дальнейшее обучение в данной школе для мальчика теряло смысл. Выход был найден отцом ибн Сины. Он был сначала отправлен в другую школу, где стал заниматься мусульманским законоведением. Несмотря на то, что в школе он был самым младшим из учеников, очень скоро к нему стали приходить за советами даже слушатели старших классов.

Но и этого для мальчика оказалось недостаточно, поэтому отец нашел ему нового учителя. Им стал приехавший в Бухару Абу Абдаллах Натили. За предложенное вознаграждение, проживание и пропитание, ученый муж согласился поселиться у мытаря и учить его ребенка. Мальчик впитывал знания, как губка, и очень скоро стал задавать своему учителю весьма сложные вопросы, ответы на которые тот находил уже с трудом. Вскоре уже сам учитель стал ставить перед своим учеником сложные вопросы, ответы на которые они искали совместно.

Когда парню исполнилось 14 лет, все, что мог ему передать ученый, тот уже знал. Дальше он стал обучаться самостоятельно. Круг интересов юноши был весьма разнообразен: от музыки до математики и астрономии. Однако самым важным для него стало увлечение медициной. Позднее об этой науке он скажет, что она не является сложной, и что он к шестнадцати годам освоил ее полностью. Косвенным толчком к познанию медицины послужило приобретение юным Абу Али Хусейном книги комментариев философа и мыслителя Аль-Фараби к произведению Аристотеля «Метафизика». Впоследствии ибн Сина прочитал и сам труд, и, возможно, это была единственная книга, которую будущий великий ученый так и не понял.

К семнадцати годам юноша стал уже признанным целителем. Конечно, сейчас данное утверждение может показаться излишне смелым, однако в те времена слава молодого врача была настолько большой, что его пригласили для лечения самого эмира Бухары, который в тот момент серьезно занемог. Ибн Сина сумел вылечить властителя, за что тот предложил юноше любую оплату. Однако от денег и почестей юноша отказался в пользу разрешения заниматься в эмирской библиотеке, которая хранила в себе сотни, если не тысячи, редчайших рукописных произведений, разложенных отдельно по предметам или наукам и сберегавшихся в сундуках.

К сожалению, изучение книг в библиотеке эмира Бухары было прервано пожаром, уничтожившим все книги и свитки, хранившиеся там. Злые языки обвинили в этом ибн Сину. Однако даже то, что он узнал, позволило ему абсолютно осознанно посвятить оставшуюся жизнь науке.

Со временем политическая обстановка сменилась. В 1002 году войска тюркских племен свергли правителя династии Саманидов, и ибн Сине не оставалось ничего другого, как отправиться в другие, более спокойные края. Он ушел в Ургенч к хорезмскому шаху Мамуну II. Этот просвещенный правитель, сравнимый с европейским Лоренцо Великолепным, отовсюду приглашал к себе образованных людей, создав группу ученых, именуемую Академией Мамуна. На ее развитие властитель не жалел средств, считая развитие науки и культуры делом первостепенной важности.

У Мамуна II слава Авиценны заблистала новыми красками. Однако здесь судьба великого ученого сделала крутой вираж. В 1008 году султан Махмуд Газневи затребовал к своему престолу всех ученых, собравшихся при дворе хорезмского правителя. Не имея возможности противостоять более сильному повелителю, Мамун II предложил всем ученым тайно исчезнуть из Хорезма. Ибн Сина так и поступил. Вместе со своим другом он ночью бежал из Хорезма, уйдя в направлении пустыни Каракум. Переход через эту местность дался ученому крайне тяжело. Его товарищ погиб в песках, но сам Авиценна смог добраться до Западного Ирана, попав на территорию, контролируемую эмиром Кабусом.

Будучи образованным человеком, эмир с радостью принял у себя беглого ученого. Он предоставил ибн Сине максимально приемлемые условия, и тот написал целый ряд книг, главной из которых стало масштабное сочинение «Канон врачебной науки», многие столетия соперничавшее по своей популярности с Библией. Вплоть до XVII века эта книга считалась основным руководством по медицине для азиатских и европейских врачей.

Несколько спокойных лет дали возможность Авиценне закончить свои труды, однако тяга к познанию погнала ученого на новые земли. Он отправился в Центральный Иран, где остановился в Хамадане при дворе эмира Шамс ад-Давла. Здесь ученый вновь занялся научной и медицинской деятельностью. Однажды эмир получил серьезное желудочное заболевание, и ибн Сина сумел его вылечить. Благодарный правитель заплатил за свое исцеление поистине царским подарком – он назначил Авиценну своим визирем, в ведении которого находились не только проблемы научные и общегражданские, но и армия.

К своим новым обязанностям ибн Сина отнесся крайне ответственно. Он стал вникать во все проблемы, что крайне не понравилось отвергнутым на данный пост претендентам. Против Авиценны начали плестись интриги, которые постепенно достигли своей цели. Ибн Сину сместили с должности визиря, однако казнить его не позволила широкая известность. Авиценну просто отправили в тюрьму, правда, предоставив ему крайне льготные условия. Из заключения он освободился благодаря смене правителя в Хамадане. Сын старого правителя решил заполучить столь известного человека поближе к себе. Он приказал выпустить Авиценну и разрешил открыто заниматься научной деятельностью.

Однако перенесенные испытания не прошли даром. В 1024 году он покинул Хамадан и в сопровождении брата и одного из своих учеников отправился в новое путешествие. На сей раз ученый прибыл в самые глубины Персии – в Исфахан. В тот период времени это был крупный город со 100-тысячным населением, развитой промышленностью и торговлей. Правил им эмир Алла ад-Даул. Здесь ученый вновь окунулся в атмосферу науки и культуры, участвуя в диспутах на различную тематику и занимаясь написанием книг. Именно в Исфахане Авиценна создал большую часть своих многочисленных произведений.

Его спокойная жизнь завершилась внезапно. Старое требование султана Махмуда Газневи оставалось в силе. Правитель по всем подвластным ему землям разослал предписания на поимку беглого ученого. К счастью, заполучить Авиценну ему не удалось. Однако сын Махмуда Масуд, сменив того у власти, решил продолжить дело отца. Он нашел ибн Сину в Исфахане, после чего отправил туда войска с предписанием любой ценой захватить ученого. В 1030 году армия Масуда подошла к городу и учинила там полный беспредел. Для Авиценны это стало настоящей трагедией. В ходе погрома был сожжен его дом, в котором погибли многие труды ученого, в том числе последний – «Книга справедливости».

Окончилась жизнь великого ученого в военном походе, когда он как врач сопровождал эмира Алла ад Даула. Будучи хорошим специалистом, он понял, что спасать себя бесполезно, поэтому просто составил завещание, в котором приказал отпустить своих слуг на волю, а имущество раздать бедным. Умер он в Хамадане, где и был похоронен у городской стены. Спустя 8 месяцев останки ученого были перевезены в Исфахан, где перезахоронены в мавзолее эмира. С тех пор его гробница стала местом паломничества людей. А в селении, откуда пришел в мир великий Авиценна, сейчас работает музей, названный его именем.

isralove.org

Древний рецептурник Авиценны. Живые рецепты, выдержавшие 1000-летнее испытание временем

Древний рецептурник Авиценны

Это имя наверняка слышал каждый. Но мало кто знает об этом человеке что-либо конкретное. Средневековый арабский мыслитель. Философ, врач, музыкант. Так ведь тогда все выдающиеся люди были энциклопедистами.

Абу Али Ибн Сина (в латинском произношении – Авиценна) в период арабского Возрождения продолжал традиции Аристотеля и неоплатоников, оставил потомкам около 50 трудов по медицине, 30 из которых дошли до наших дней. Среди них «Канон врачебной науки», вплоть до XVII века бывший для европейских врачей главным медицинским пособием. А потом Авиценна на долгие века был забыт. Вернее, имя осталось, но из врачебного арсенала рецепты Авиценны исчезли.

Между тем он и сегодня современен. И мы – вместо того чтобы по любому поводу хватать таблетку – можем воспользоваться мудростью арабского гения. Надо лишь научиться его понимать.

Тысячу лет назад, когда жил и творил Авиценна, в состав лекарств не включалась мертвая материя в виде химических добавок. Те тысячи рецептов, что оставил нам арабский врач, содержат только естественные компоненты растительного, животного и минерального происхождения. Эти рецепты – отнюдь не отвлеченные умственные построения, они проверялись лично Авиценной и другими известными врачами. А поскольку многие знания той эпохи утрачены, проверка и поиск соответствия прежних названий компонентов нынешним продолжается и сегодня.

Затем принялись за решение задач «перевода» его рецептов на язык современной фитотерапии. Это не всегда легко: порой смысл некоторых названий утерян. Их приходится восстанавливать, используя контекст или общее понимание тех качеств, которые требуются для достижения нужного эффекта.

К примеру, во многих рецептах Авиценны используется понятие «пулегиевая мята». Что это такое? Обратимся к первой книге «Канона», где даны все разновидности мяты. В частности, в разделе «Фуданадж» указано, что мята пулегиевая состоит из разреженного вещества, гонит пот, сушит и сильно согревает. Уже понятно, что речь идет о расширении сосудов. Сумма всех упомянутых свойств может быть найдена среди известных идентичных растений. Конкретно, нам нужна мята с высоким содержанием ментола. Или котовник, совместно с мелиссой (лимонной мятой) заведомо перекрывающие те свойства, которыми может отличаться мята, в том числе и пулегиевая.

Подыскав такую замену, можно «осовременить», допустим, важнейший рецепт Авиценны по выведению камней из почек, обладающий стопроцентной эффективностью.

Как вывести камни из почек. Рецептура Авиценны

Берут одну часть цветков лаванды, две части горного чабреца (у Авиценны – тимьяна), две части листьев и ягод земляники, одну часть мелиссы, две части котовника и две части мяты (все эти растения, как правило, имеются на дачном участке, недостающие можно найти в аптеке или магазине). Все это смешивается, чайная ложка растительной смеси заливается стаканом кипятка и настаивается 10–15 минут. Настой пьют как чай. Чабрец и земляника дробят камни, превращая их в песок, но не гонят по выводящим путям, лаванда снимает воспаление, а мята, мелисса и котовник гонят образующуюся слизь низом. Настой пьют, все время просматривая утреннюю мочу: уже через неделю после начала приема она становится мутной (идет слизь), потом появляются песчинки. Лечение продолжать от двух месяцев до года, пока моча не станет прозрачной. Огромное преимущество этого метода состоит в том, что камень не пойдет через протоки, вызывая мучительные боли.

Изучая на практике рецепты Авиценны, исследователи убедились, что они очень сильные, рассчитаны на пациентов с большим запасом здоровья, чем у нынешних людей. Видимо, тысячу лет назад иммунитет был сильней, и человек отменно реагировал на активные воздействия препаратов. Мы же должны делать поправку на изменившуюся экологическую обстановку и большую уязвимость нашего организма.

Так, к примеру, следует настороженно относиться к рекомендации лечения мужчин зверобоем. Эта весьма популярная трава – чисто женская, мужчинам не стоит ее употреблять дольше чем две недели: может возникнуть импотенция. А мы привыкли считать, что все травы оказывают лишь слабое, едва заметное воздействие на организм.

Очень распространенная болезнь – отит (воспаление среднего уха). Она доставляет много неприятностей острой болью, возможными осложнениями. Часто от отита врачи назначают антибиотики. Между тем Авиценна учит, как легко и безвредно расправиться с этим заболеванием.

Как избавиться от отита. Рецептура Авиценны

Берут миндаль. Если горький, дикорастущий, достаточно двух ядер, если сладкий – четыре ядра. Они дробятся в ступке. Добавляют щепотку цейлонской или китайской корицы, щепотку соды и одну каплю эфирного розового масла. Все это связывают половиной чайной ложки густого меда – получается паста, которую следует хранить в холоде. На кусочек пасты размером с горошину капают каплю уксуса – в присутствии соды возникает шипение. Реакция соды с уксусом позволяет миндалю выделять фитонциды, благодаря чему он оказывается в наиболее активной фазе. В этом состоянии впрок препарат не запасешь: реакцию приходится повторять перед каждым новым употреблением. Шипящую «горошину» закладывают в больное ухо, затыкают ваткой и держат в течение часа. 3–4 таких процедуры в день в течение нескольких дней приведут к полному выздоровлению. Причем боль в ухе снимается уже со второго раза.

В «Каноне» имеются три рецепта лечения воспаления уха. Выбраны те элементы, которые повторяются во всех трех: миндаль, сода, мед. И главный принцип: сода с уксусом уравновешивают друг друга. Из первого рецепта взято розовое масло, из третьего – китайская корица. Благодаря чему удалось обойти гальбан, растущий только в Африке (опытным путем убедились, что и без гальбана препарат вполне действенный). Шафран, упоминаемый Авиценной, заменен корицей. Негде ныне достать мирру, неприемлем в качестве снотворного мак, являющийся наркотиком.

Настой на корках граната от язвы желудка

Средневековый медик подарил нам рецепт избавления от язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Берут корки сладкого граната (зерна сладкого граната имеют темно-бордовый цвет) и корки кислого граната (светло-розовые зерна). Корки граната можно заменить кипарисовыми шишками. Любое из выбранных веществ удобно размельчить в кофемолке или с помощью мясорубки. Заливают это красным вином, подогретым до 50–60 °C, в соотношении 1: 10 и 2 недели настаивают в плотно закрытом сосуде в теплом месте без доступа света. Затем мякоть отделяют, вино процеживают и пьют по 30 г натощак и еще дважды в день перед едой. Длительность лечения зависит от величины язвы (язва диаметром с копеечную монету затягивается в течение месяца). При повышенной кислотности вино должно быть десертным, при пониженной – сухим. Исцеление пройдет быстрей, если вино не содержит консерванта, добавляемого для лучшей сохранности напитка (такое вино можно приобрести в разгар сезона в винодельческих районах или воспользоваться вином домашнего приготовления).

Замена этого рецепта: долгое жевание кипарисовой шишки, вплоть до зарубцовывания язвы.

Рецепт долголетия Авиценны

Рецептуры Авиценны не теряют актуальности и сегодня. Остается лишь сожалеть, что неприятие учения гениального медика католической инквизицией привело в середине XVII века к полному отказу европейской медицины от наследия Авиценны и забвению многих его трудов.

Восстановление этого наследия – долгая, кропотливая работа, однако вполне реальная. Важно лишь не утонуть в теоретизировании и каждый рецепт проверять на практике.

Главным делом своей жизни Авиценна считал искусство сохранения здоровья. Причем оно не является искусством, предотвращающим смерть, избавляющим тело от внешних бедствий или гарантирующим телу очень долгую жизнь. Задача этого искусства гораздо скромней, но при этом чрезвычайно важна: обеспечивать предохранение от порчи влаги, содержащейся внутри организма.

До наступления естественной смерти, по мнению Авиценны, это средство сохранения человеческого тела. Оно поручено двум силам: естественной, питающей и обеспечивающей замену того, что исчезает из тела, и силе, заставляющей биться пульс.

Эта задача достигается соблюдением трех режимов:

• заменой исчезающей из тела влаги;

• предотвращением причин, вызывающих и ускоряющих высыхание тела;

• предохранением имеющейся в организме влаги от загнивания.

Главное в искусстве сохранения здоровья – уравновесить семь факторов: натуру, физическое и душевное движение (то есть сон и бодрствование), выбор питья и пищи, очистку тела от излишков, сохранение правильного телосложения, улучшение выдыхаемого через нос воздуха, приспособление одежды к потребностям тела.

Рецепт закладки здоровья новорожденного

После рождения ребенка пуповина перерезается и перевязывается чистой шерстью. Для укрепления кожного покрова тело ребенка обливается слегка подсоленной водой. Прежде чем его пеленать, следует легонько прикоснуться к телу ребенка кончиками пальцев и слегка его помять. Кладут младенца спать в комнату, в которой умеренная температура воздуха. Летом младенца купают умеренно теплой водой, зимой – умеренно горячей. Лучше всего начинать купание после продолжительного сна.

Пусть сначала, неделю-другую, ребенка кормит грудью не мать, но кормилица, пока у матери не уравновесится натура после родов. Кормящая мать или другая женщина не должна, по убеждению Авиценны, поддаваться таким душевным реакциям, как гнев, печаль, страх, чтобы младенец не впитал с молоком портящую натуру информацию. Для укрепления натуры ребенка очень хороши легкое покачивание, музыка, пение. Желательно, чтобы мать чаще пела (независимо от ее умения и оценки качества этого пения ею самой и окружающими): материнское пение в любом случае целебно для натуры ребенка.

Вскармливать ребенка грудью следует два года.

Маленького человечка следует всеми возможными способами предохранять от сильного гнева, испуга, печали и бессонницы. Необходимо давать ему то, что он хочет, и отстранять от него то, что он не любит.

Формула здоровья от шести и до ста лет

По достижении ребенком шестилетнего возраста нужно передать его воспитателю и учить. Обучение должно протекать постепенно, ни в коем случае нельзя сразу же привязывать ребенка к книге.

В период между детством и юношеством нежелательны упражнения, требующие силы, – лучше ограничиться умеренными упражнениями.

Для сохранения здоровья взрослых главное – режим занятий физическими упражнениями, а уже потом – режим питания и сна.

Упражнения должны соответствовать каждому человеку. Например, качание на качелях подходит для лиц, ослабевших от лихорадки и для тех, кому трудно двигаться, полезно при последствиях болезней головы вроде рассеянного внимания и забывчивости. Упражнения для зрения выполняются путем пристального всматривания в мелкие предметы с последующим переводом взгляда на возвышенности и отдаленные предметы. Упражнения для груди и дыхательных органов выполняются путем чередования низкого, среднего и высокого голоса.

Желательно, чтобы выполняющий упражнения предохранял свои слабые органы от напряженного движения. Заниматься физическими упражнениями лучше на сытый желудок, лучшая пора для таких занятий – состояние уравновешенности. Однако перед занятиями следует освободить кишечник и мочевой пузырь, растереть тело грубой натуральной тканью. Натираются ореховым маслом и делают не слишком сильный массаж. Только после этого приступают к выполнению упражнений. Если по мере занятий выступающий пот стекает каплями, упражнения следует прекратить.

Здоровое питание заключается в соблюдении режима и употребления в пищу мяса козленка, теленка, барашка, очищенной пшеницы, собранной со здорового поля, хорошего душистого вина. К наиболее подходящим для питания фруктам относят очень спелый инжир, виноград и финики. Есть следует только с аппетитом и не сдерживать его, когда он разгорается. При еде досыта лучше принимать пищу 1–2 раза в день. Если случилось переедание, на следующий день лучше оставаться голодным и долго спать или долго и медленно ходить.

Если после еды не уменьшается частота пульса и не укорачивается дыхание, количество съеденной пищи можно считать умеренным. После употребления твердой нужно воздерживаться от жидкой и быстро усвояемой пищи (к примеру, после мяса нельзя есть фрукты). К числу самых вредных привычек относится употребление вина после еды: оно усваивается быстрее, а пища проскальзывает, не переварившись. Не рекомендуется искать разнообразия в еде, хотя она обязательно должна быть вкусной.

Пожилому человеку надо уменьшать количество еды.

Сразу после физических упражнений и после бани на пустой желудок нельзя пить воду. Причем пить следует не спеша, глотками, при сильной жажде – из кувшина с узким горлышком. Для уравновешенных натур лучшая для питья вода – умеренно прохладная или же охлажденная льдом извне.

Вино лучше пить маленькими рюмками. Если во время еды – 2–3 рюмки, не больше. Вино – прекрасное средство, побуждающее пищу проникать во все части тела. Белое и легкое вино подходит для людей с горячей натурой. Сладкое и густое – для тех, кто хочет поправиться и окрепнуть. Старое красное вино – для лиц с холодной и слизистой натурой. Молодым людям лучше пить старое вино, разбавленное по вкусу гранатовым соком и холодной водой.

Самый лучший сон – глубокий, приходящий после опускания пищи в желудок. Вредно засыпать как на пустой, так и на переполненный желудок. Дневной сон нежелателен: он портит цвет кожи, ослабляет нервы, снижает аппетит, делает человека ленивым, вялым, порождает болезни.

Сон на животе способствует хорошему пищеварению. Сон на спине может вызвать ночные кошмары и привести к параличу. Лучше всего, если сон начинается с лежания на правом боку, затем на левом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

5 постулатов Авиценны о здоровом образе жизни

Главным делом жизни для Авиценны была медицина. В 16 лет его пригласили лечить самого эмира Бухары. И с тех пор Ибн Сина был придворным врачом многих правителей Востока. Недаром современники называли его «князем врачей». Сам Авиценна в своей биографии так написал о своем пути в медицину: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя найти в книгах». Ибн Сина оставил потомкам множество книг по медицине, а его «Трактат врачебной науки» стал второй печатной книгой после Библии и служил хрестоматий для врачей в течение 600 лет. Советы Авиценны о том, как прожить здоровую жизнь, написанные1000 лет назад, актуальны и в XXI веке.

О физической активности:

«Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни…

Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни…

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений…

Если заниматься физическими упражнениями — нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима».

О здоровом питании:

«Самая плохая пища та, которая обременяет желудок, а плохое питье то, когда оно переходит умеренность и наполняет желудок доверху… Если было съедено слишком много, то на следующий день нужно оставаться голодным…

Хуже всего мешать разнообразную пищу и есть слишком долго…

К вреду, причиняемому очень вкусным кушаньем, относится то, что его можно съесть слишком много…

Легкая пища больше сохраняет здоровье, но менее поддерживает силу и крепость, а тяжелая пища — наоборот…

Количество пищи должно быть таким, чтобы она не обременяла, не растягивала оконечностей ребер, не раздувала живота, не урчала и не всплывала наверх… Кроме того, после нее не должно наступать тошноты, «собачьего аппетита», упадка сил, одури, бессонницы…

Лучше перепить, чем переесть…

Умерен будь в еде — вот заповедь одна, Вторая заповедь — поменьше пей вина».

О вреде и пользе вина:

«Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть…

Вино — наш друг, но в нем живет коварство: Пьешь много — яд, немного пьешь — лекарство. Не причиняй себе излишеством вреда, Пей в меру — и продлится жизни царство…

Вино — твой друг, пока тверез, а если пьян — то враг, Змеиный яд оно, когда напился как дурак.

Чем реже рука поднимает застольную чашу вина, Тем крепче в бою и храбрее и в деле искусней она».

О здоровом сне:

«Здоровым людям необходимо обращать должное внимание на сон. Их сон должен быть умеренным по времени, а не чрезмерным; им следует остерегаться вреда от бессонницы для мозга и для всех их сил…

Сон укрепляет все естественные силы… А чрезмерный сон производит нечто противоположное всему этому. Он порождает вялость душевных сил, тупость мозга и холодные болезни… Метаться в постели между бодрствованием и сном — самое худшее из всех состояний…

Спать на пустой желудок нехорошо, это ослабляет силу. Также вредно спать с переполненным желудком… Ибо такой сон будет не глубоким, а беспокойным…

Знай, что одеяло и высокая подушка содействуют здоровью. Короче говоря, члены должны располагаться так, чтобы голова была выше ног…

Самым лучшим положением во время сна считается, когда сон начинается с лежания на правой стороне, а затем происходит поворот на левую. Если сон начинается с лежания на животе, то это хорошо помогает пищеварению… На спине спят обычно люди, ослабевшие от болезни… Такие люди спят также с открытым ртом из-за слабости мышц, сжимающих обе челюсти…»

О здоровом жилье…

«Тому, кто выбирает себе место жительства, следует знать, какова там почва, какова там вода… Он должен знать, доступно ли данное место ветрам или находится в котловине, и какие там ветры — здоровые ли они и холодные…

Затем следует, чтобы окна и двери выходили на восток и на север; а также, чтобы солнце достигало в них любого места…

Ему надлежит дознаться, каково состояние местных жителей в отношении здоровья и болезни… «

Искусство сохранить здоровье:

«Основное в искусстве сохранения здоровья — уравновешивание необходимых, общих факторов. Они суть:

1) уравновешенность натуры,

2) выбор пищи и питья,

3) очистка тела от излишков,

4) сохранение правильного телосложения,

5) улучшение того, что вдыхается через нос,

6) приспособление одежды,

7) уравновешенность физического и душевного движения.

К последнему относятся в какой-то мере сон и бодрствование…»

www.samara.kp.ru

Авиценна.Врач, опередивший время | Архив

Ученик подошел к постели учителя.

На его глазах происходило чудо -вот уже 39 дней подряд он вливал в рот мертвого учителя содержимое ампул, которые тот оставил перед смертью. Учитель говорил, что, если в течение 40 дней использовать по одной ампуле, смерть отступит и он воскреснет. Сомнений не было — уж кто-кто, а великий Авиценна должен знать, как обмануть костлявую, ведь уже не раз он вытаскивал с того света людей, которых остальные врачи считали безнадежно больными. Осталась последняя ампула. Прежде бледные шеки учителя покрылись румянцем, губы вновь стали розовыми, казалось, что вот-вот Авиценна откроет глаза. Ученик взял ампулу, но волнение было столь сильным, что гладкий сосуд выскользнул из трясущихся рук. Резкий звук разбивающегося стекла заставил ученика вздрогнуть от ужаса. Теперь по его вине учитель умер окончательно — секрет волшебного состава, которым была наполнена ампула, был известен только Авиценне. После смерти Авиценны возникло много легенд, подобных этой. Люди отказывались верить, что врач, которому всегда удавалось справиться с болезнью и вернуть к жизни тех, кому, казалось, уже не суждено оставаться на этом свете, не сумел вылечить самого себя.

Нетрудная наука

АБУ ХУСЕЙН АБДАЛЛАХ ИБН СИНА -именно так по-настоящему звали великого целителя, известного европейцам под именем Авиценна, — родился в 980 году в небольшом городке Ав-шана близ Бухары. Отец будущего врача служил сборщиком податей — должность, прибыльная во все времена, — так что семья ни в чем не нуждалась и имела возможность дать сыну образование. Тем более что с самого детства маленький Хусейн отличался удивительным любопытством. Говорят, «почему?» было первым словом, которое произнес мальчик.

В пятилетнем возрасте Хусейна отдали в школу. «В школе я был лучшим из задающих вопросы», — писал Авиценна в своей биографии. Любознательность ученика порой ставила в тупик даже умудренных опытом учителей. Обычно, если учитель не мог ответить на вопрос Хусейна, мальчику говорили, что нужно больше читать Коран, мол, священная книга содержит ответы на все вопросы. Но когда Авиценне исполнилось 10, традиционная отговорка впервые не сработала — ученик заявил, что уже выучил наизусть весь Коран. Конечно, ему не поверили. Почтенные старцы тратили на изучение этой книги всю свою жизнь и не могли похвастаться знанием всех сутр. Однако вскоре сомнения учителей были развеяны — одаренный мальчик без запинки цитировал сложный текст с любого места.

После этого случая решено было нанять для Хусейна домашнего учителя. Специально для этого в дом сборщика податей был приглашен ученый старец. Под его руководством мальчик должен был изучить законоведение и математику, философию и астрономию. Очень скоро, «о каком бы вопросе он мне ни говорил, я представлял себе этот вопрос лучше, чем он сам», рассказывал Авиценна. Ученому старику пришлось искать заработок в другом месте, а не по годам образованный мальчик принялся изучать науки самостоятельно.

В 14 лет Авиценна увлекся изучением медицины. «Медицина — очень нетрудная наука, и к 16 годам я изучил ее полностью», — напишет впоследст-1вии великий врач. Впрочем, в этом заявлении бы-1ла изрядная доля лукавства, для того чтобы изу-

чить анатомию человеческого тела, юноше пришлось преодолеть немало трудностей — в те времена вскрытие трупов каралось смертной казнью. И если бы известный в то время врач Сахл Масихи не взял талантливого молодого человека под свою опеку, вряд ли Авиценне удалось бы замести следы такой научной деятельности.

Юный мудрец

КОГДА Авиценне исполнилось 17, слава о нем как о враче уже была настолько велика, что юношу пригласили лечить заболевшего бухарского эмира. Узнав об этом, многие не верили своим ушам: «Даже если этот выскочка хорошо лечит простых людей, это ничего не значит. У простолюдинов и болезни npo-^i стые, а великий эмир непременно должен страдать каким-нибудь великим недугом!» — шептались городские сплетницы. Но так или иначе, благодаря действиям молодого врача эмир быстро пошел на поправку. Когда же правитель спросил, какую награду Авиценна просит за свои услуги, юноша ответил, что ему не нужно ничего, кроме разрешения пользоваться уникальной библиотекой эмира. Говорят, что Авиценна мог пропадать в библиотеке сутками, изучая книги великих мыслителей. Правда, книг в привычном понимании в то время еще не было — библиотека была помещением, в котором хранились огромные сундуки, набитые древними свитками.

Спустя несколько лет во время уличных беспорядков огромная библиотека эмира сгорела — в ту пору в Бухаре было неспокойно, народ был недоволен властью, в городе день ото дня случались волнения. Но, как ни странно, в поджоге библиотеки обвинили молодого врача — говорили, что Авиценна хотел, чтобы никто не прочел древние книги и не стал столь же мудрым. Сплетни о поджоге распространялись, люди им верили, и Авиценна почел за лучшее уехать из Бухары. Вместе со своим наставником Масихи 20-летний врач отправился в Хорезм. Тамошний правитель принял ученых с распростертыми объятиями — просвещенный хорезмшах Мамун покровительствовал наукам и старался собрать при своем дворе как можно больше мыслителей. Позже Авиценна говорил, что годы, проведенные в Хорезме, были самыми счастливыми в его жизни.

Придворный лекарь

СПОКОЙНАЯ жизнь Авиценны длилась недолго. Могущественный правитель соседней с Хорезмом Персии Махмуд Газневи, услышав о том, что при хорезмском дворе собралось целое созвездие ученых, потребовал, чтобы всех научных мужей отправили к нему. Не то чтобы Газневи всерьез интересовался науками, но все лучшее, в том числе и блестящие умы, он хотел иметь при себе. Слава о Махмуде Газневи как о человеке вспыльчивом, невероятно спесивом и неспособном прислушиваться ни к какому мнению, кроме собственного, выходила далеко за пределы Персии. Однако Авиценна и его бывший учитель Масихи решили ослушаться султана — ученые понимали, что при дворе Газневи, вместо того чтобы заниматься науками, им придется лишь превозносить достоинства правителя, к тому же мысль о том, что ученых можно передавать из рук в руки, как породистых лошадей, казалась им оскорбительной.

Чтобы избежать встречи с Газневи, Авиценна и Масихи ночью бежали из Хорезма через Каракумскую пустыню. Выбраться из песков удалось лишь Авиценне, Масихи не перенес тяжелого перехода и умер от жажды. Узнав о побеге, Газневи был разгневан настолько, что назначил награду за голову Авиценны. В течение нескольких лет Авиценне пришлось скитаться, зарабатывая на жизнь своим искусством врачевания.

Лишь в 43 года ученый снова обрел покой -правитель Хамадана (города на территории современного Ирана) взял Авиценну под свою опеку. Некоторое время ученый занимал должность главного придворного лекаря, но со временем он начал давать своему покровителю советы, связанные с управлением городом. Советы оказались настолько толковыми, что очень скоро Авиценна был назначен хамаданским визирем. Такое «продвижение по службе» очень не понравилось остальным придворным — преобразования экономики и армии, затеянные Авиценной, сильно подорвали авторитет остальных министров. Однако, пока был жив правитель Хамадана, никто не смел высказывать вслух свое недовольство возвышением Авиценны. Но, к сожалению, покровитель Авиценны не отличался богатырским здоровьем и умер спустя 6 лет после назначения врача первым министром. Уже на следующий день после смерти правителя Авиценна был арестован. Он провел в тюрьме 4 месяца, затем врача отпустили, но вынудили уехать из Хамадана.

Вновь начались странствия. В последние годы жизни Авиценна осел в Исфаха-\ не, где вновь занял должность придворного врача. Авиценна скончался в 1037 году в возрасте 57 лет, сопровождая в одном из походов Исфаханского эмира. Согласно завещанию, все имущество покойного было роздано бедным. Великого врача похоронили в Хамада-не, и до сих пор к его могиле приходят толпы паломников, которые верят, что одно прикосновение к надгробию способно исцелить от любых болезней.

Ученые по сей день изучают труды Авиценны, не переставая удивляться, насколько сильно он опередил свое время. Великий врач первым выдвинул теорию о вирусах как невидимых возбудителях болезней, научился определять состояние больного по его пульсу, догадался о том, что многие заболевания возникают под влиянием негативных эмоций. В трактатах Авиценны есть первые описания таких заболеваний, как чума и холера, и рекомендации по лечению переломов костей, язвы желудка, менингита и желтухи. В его знаменитой книге «Канон врачебной науки» упоминается более 900 лекарственных растений, многие из которых до сих пор используются в рецептах официальной и народной медицины.

Смотрите также:

www.aif.ru

Абу Али Ибн Сина полная биография, (Авиценна) философия, медицина, стихи | Примеры успеха | TokaDoka

Абу Али ибн-Сина. Звезда Востока

Тысячу лет назад в Бухаре жил гениальный человек по имени Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Али ибн-Сина (латинизированное — Авиценна) (Avicenna) (ок. 980 — 1037).

Персидский ученый, философ, врач, поэт, музыкант, математик, представитель восточного аристотелизма. Ибн-Сина был ученым-энциклопедистом. Его научное наследие весьма обширно и охватывает все отрасли знания того времени: философию, логику, музыку, поэтику, языкознание, медицину, математику, астрономию, химию, биологию, геологию, и другие. Ибн-Сина негативно относился к астрологии, алхимии и магии.

Реклама

Конец рекламы

Через 100 с небольшим лет после его смерти по приказу религиозных фанатиков в Багдаде на главной площади сожгут философские книги Ибн-Сины, а еще через несколько сотен лет в Европе после изобретения печатного станка сразу после Библии напечатают огромные пять томов «Канона врачебной науки».

Абу Али аль Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Сина родился в сентябре 960 года в небольшом селении Афшана близ Бухары. В своей биографии Ибн-Сина писал: «Отец мой был из Балха и приехал оттуда в Бухару во дни правления саманида Нух ибн Мансура и занялся там работой в диване — канцелярии. Ему предоставили управление Хармайсаном, центром одного из бюликов (районов) в окрестностях Бухары. Из Афшаны, одного из ближайших селений, он взял себе в жены мою мать по имени Ситара — звезда. Там же и родились сначала я, а затем мой брат.»

Ибн-Сина принадлежал к населению Средней Азии, говорившему на языке фарси-дари. На этом языке он писал короткие стихи — четверостишья «для отдохновения души…»Отцу Ибн-Сины Абдаллаху и его жене нравилось имя Хусейн. Ими давно было решено назвать первого сына Хусейном, но в благородных домах нужно было дать сыну и кунью — почетное прозвище. «У моего мальчика обязательно будет свой сын, смеялся Абдаллах. Так пусть же не мучается мой мальчик Хусейн. Я уже дал имя его будущему сыну Али. Кунья будет Абу Али». Откуда было знать Абдаллаху, что напрасно он выдумал эту , затею со вторым именем. Не будет у Хусейна сына, и семьи у него своей не будет. А станет скитаться он всю жизнь по караванным путям от города к городу, от правителя к правителю.

Маленький Хусейн был очень любопытным мальчиком. Слово «Почему?» он повторял много раз в день, удивляя и детей и взрослых своей любознательностью. Когда Хусейну исполнилось пять лет, семья переехала в Бухару. Мальчика поместили в начальную мусульманскую школу — мактаб , где он проучился до 10 лет. Хусейн был самым маленьким из пятнадцати учеников хатиба Убайда. Главы из Корана — суры — ученикам школы читались по-арабски. Многие мальчики плохо знали арабский язык. Хусейн сразу подступил к учителю с вопросами, но тот говорил: «Учи Коран. Там на все есть ответы.» Одновременно Хусейн ходил и к другому учителю,который обучал его грамматике , стилистике и арабскому языку.

Однажды Хусейн сказал: «Я выучил весь Коран. Теперь я могу задать свои вопросы?» Учитель обиделся: «Коран учат долгие годы и редким мусульманам, знающим его наизусть, дают почетное звание — хафиз». «Значит я хафиз!» — сказал мальчик. На экзамене Хусейн рассказал все суры, не пропустив ни одного слова. Так не знал Коран даже сам хатиб Убайд. С тех пор Хусейн не ходил в маетаб. К десятилетнему возрасту, то есть к 990 году, будущий великий ученый заканчивает первый, начальный., цикл своего образования. Он поражает всех памятью, цитируя наизусть текст всего Корана, и восхищает знанием арабской литературы. С этого времени Ибн-Сина становится шейхом. Из его собственной биографии: «К десяти годам я изучил Коран и литературную науку и делал такие успехи, что все поражались».

Выдающиеся способности мальчика были рано замечены. После десяти лет отец взял его из школы, и дальнейшее образование подросток получил, занимаясь с приходящими на дом учителями. Он усиленно изучал математику, физику, логику, законоведение, астрономию,философию, географию и многое другое. Обстановка в семье способствовала духовному развитию юноши. Отец Ибн-Сины,человек состоятельный и образованный, был близок к исмаилитам, которые и сделали его своим последователем. (Исмаилиты — противники ортодоксального ислама). Ибн-Сина не принадлежал к исмаилитам, но живоинтересовался содержанием их проповедей. Возможно, от исмаилитов Ибн-Сина, воспринял критическое отношение к Корану. Исмаилитом был и первый учитель, преподававший Ибн-Сине философию и математику. Лбу Абдаллах ан-Натили.

Учение шло столь успешно, что вскоре ученик не только догнал учителя, но и неоднократно ставил его в тупик. В автобиографии Ибн-Сина описывает такой случай: «Я дал такой анализ данного определения, подобного какому он не слыхал. Он удивился мне , как только мог и советовал родителю моему не занимать меня ничем , кроме наук… То же было и с книгой Евклида. пять-шесть теорем я изучил при помощи учителя . а остальные — самостоятельно. Натили оказался не в силах обучать меня. Он сказал : «Читай сам , решай теорему , а затем приходи ко мне и показывай итоги. Тогда я самостоятельно занялся изучением книг много было таких вопросов , которые он до того не знал и научился им от меня».

Если Начала Евклида и Алмагест Птолемея не доставляли юному Ибн Сине больших трудностей, то Аристотелева Метафизика потребовала от него немалых усилий. До сорока раз принимался он за чтение, но не мог постигнуть глубины ее содержания, пока не натолкнулся у книготорговца на сочинение ал-Фараби «О целях метафизики», комментария к труду Аристотеля. «Я вернулся домой, – рассказывает Ибн Сина в Жизнеописании, – и поспешил ее прочесть, и тотчас же раскрылись для меня цели книги, так как я знал ее наизусть». В эти же годы написал первые самостоятельные трактаты и даже вступил в научную переписку-полемику с ал-Бируни.

Медициной Ибн-Сина заинтересовался очень рано. Не имея еще 12 лет от роду , Ибн-Сина , согласно традиции , занялся ее изучением по совету знаменитого врача и философа Абу Салаха ал-Масихи. «Затем я пристрастился к науке врачевания , — говорится в автобиографии , — и стал читать книги посвященные ей. А медицинская наука не из трудных наук , и , конечно , я преуспел в ней в кратчайшее время так , что известные врачи того времени стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных , и в результате достигнутого мною опыта открылись передо мной такие врата исцеления . что это не поддается описанию. А было мне в это время шестнадцать лет».

Изучал медицину ибн-Сина под руководством Абу-л-Мансура Камари , известного бухарского медика , автора ряда научных трудов. Обучение у Камари продолжалось не долго. ибн-Сина быстро начинает заниматься самостоятельной практикой и вскоре становится настолько известным врачом , что его приглашают во дворец для лечения тяжело заболевшего эмира Бухары Нуха ибн-Мансура. В автобиографии Ибн-Сина вспоминает : «Однажды эмир заболел и врачи не могли определить его болезнь. Имя мое было им известно . и они рассказали эмиру обо мне и попросили вызвать меня. Я явился и участвовал вместе с ними в лечении и отличился на этой службе ему». Чем болел эмир Бухары , и как его лечил Ибн-Сина , точно не известно. Известно лишь , что лечение помогло , и Нух ибн-Мансур благополучно правил Бухарой еще год. Известно также , что в благодарность за излечение Ибн-Сина получил доступ в знаменитое книгохранилище Саманидов. Бухарская библиотека — одно из крупнейших собраний книг того времени. Сам ибн-Сина считал работу в Бухарской библиотеке важнейшим этапом в своей жизни. Здесь завершилось его образование и началось самостоятельное творчество. Библиотекой Саманидов Ибн-Сина пользовался несколько лет. Возможно , именно во время работы в Бухарской библиотеке у него зародилась идея создать обобщающий труд по медицине , где можно было бы найти название болезни со всеми ее признаками , а также указание на то , отчего она возникает и как ее можно излечить. Для этой цели Ибн-Сина делал необходимые выписки из различных книг, а затем периодически обобщал их.

Количество работ И.С. различными авторами указывается разное. Некоторые историки называют количество 132 и еще в соавторстве с другими учеными. По другим мнениям, И.С. оставил после себя более 456 трудов на арабском языке и 23 — на фарси в самых разных областях. (В том числе работы по медицине и натурфилософии — всего около 40, 30 — было посвящено естествознанию, более 60 трудов — по логике и психологии, около 10 — по астрономии и алхимии). Первый труд И.С. «Сводная книга» был опубликован им в возрасте 21 год. Свободолюбивые взгляды и независимый характер Ибн Сины вызывали ненависть к нему высокопоставленного мусульманского духовенства. Постоянная угроза заточения и угроза жизни вынуждали Ибн Сину менять место жительства и покровителей. В 1002–1005 находился в Хорезме, в «Академии Мамуна» – сообществе прославленных ученых. Тут его стали называть «князем врачей». С 1008 года, после отказа поступить на службу к султану Махмуду Газнев , Ибн Сина вынужден был вести жизнь скитальца, зависящую от милости и капризов эмиров и султанов, последствий дворцовых интриг.

Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов. В 1030, во время нападения на Исфахан наместника газневидского султана Масуда, дом Ибн Сины был ограблен, и многие его труды пропали, в том числе рукопись философской энциклопедии в двадцати томах «Ал-Инсаф» («Справедливость»).

Произведения Авиценны.
К кругу мистических произведений ибн Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».

Медицина.
«Канон врачебной науки» («ал-Канун фи-т-тибб»)
Точная дата завершения работы над «Каноном» не установлена. Предположительно это 1020 год. Переведенный на латынь, стал широко известен в Европе с 12 в. Явился одним из руководств, выдержавших более тридцати изданий, по нему велось преподавание медицины в университетах Европы в течение пяти веков. Когда был изобретен печатный станок , «Канон» оказался среди первых печатных книг , и по числу изданий соперничал с Библией. Это сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В этом состоящем из 5 томов фундаментальном труде собраны сведения по фармакологии, дается детальное описание сердца (первое начало), печени (второе начало), мозга (также второе начало), опровергается мнение о том, что источником зрения является хрусталик, и доказывается, что изображение предмета дает сетчатка. Авиценна устанавливает различия между чумой и холерой, плевритом и воспалением легких, дает описание проказы, диабета, язвы желудка и т.д. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний.

Опытный хирург, ибн Сина дал подробное анатомическое описание человека, но особый его вклад состоял в исследовании и описании деятельности головного мозга.
«Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.
«Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).
«О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») — самый короткий трактат Ибн Сины.
«Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).
«Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).
«Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).
«Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.
«Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.
«Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).
«Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).
«Рисола-йи жудия» — описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.
«Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа»)
Написанный на арабском энциклопедический труд посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике.

Философия.
Как философ ибн Сина принадлежал к направлению «фалсафы», восточного перипатетизма. Много сделал для выработки философского словаря на арабском и персидском языках.

На фарси свои философские взгляды ибн Сина изложил в произведении «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией, значительную часть которой составляет «Книга о душе». Под названием Liber de Anima она получила известность в Европе уже в середине 12 в., когда была переведена на латинский язык Домиником Гундисальви. В настоящее время насчитывается 50 рукописей латинского перевода, первое издание которого было осуществлено в Падуе в 1485. Ему же принадлежат стихотворения на персидском языке, большей частью в форме рубаи.

Подводящее итоги его философских размышлений сочинение – «Указания и наставления» (ал-Ишарат ва-т-танбихат), написанное примерно в 1035–1036. Его «суфийские» сочинения: «Трактат о Хайе, сыне Якзана», «Послание о птицах», «Салман и Абсаль» и др. Философская энциклопедия в двадцати томах «Ал-Инсаф» («Справедливость»).

В понимании предмета метафизики ибн Сина следовал Аристотелю и сыграл большую роль в распространении и популяризации его учения и в развитии рационального мышления. Вслед за ал-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.

Отстаивая и развивая философскую систему Аристотеля, ибн Сина уделял в своих трудах значительное внимание логике, учению о причинности, первой причине, материи и форме, познании, категориях, принципах организации мысли и знания. В учении Ибн Сины постоянно присутствуют два подхода в описании мира: физический и метафизический. Когда он рассуждает как «физик», то рисует картину сущего в категориях движения, пространства, времени, естественного детерминизма, располагает сущее в порядке от простого к сложному, от неживого к живому и заканчивает наиболее сложным организмом, наделенным разумом, – человеком. В этой картине разум рассматривается как тесно связанный с телом, с материей: «Души возникают тогда, когда возникает телесная материя, годная для того, чтобы ею пользовалась душа» (Книга о душе). Эта материя – мозг, разным отделам которого соответствуют разные психические процессы. «Хранилище общего чувства есть сила представления, и она расположена в передней части мозга. Вот почему, когда эта часть повреждена, сфера представления нарушается. Хранилищем того, что воспринимает идею, является сила, называемая памятью, и она расположена в задней части мозга. Средняя часть мозга создана в качестве места силы воображения». Рассматривая разные психические состояния и явления: сон, сновидения, способность внушения, предсказания, пророчества, размышляя о таинствах и чудесах, Ибн Сина призывал «раскрыть причину всего этого, исходя из законов природы».

Когда же ибн Сина рассуждал как метафизик, то строил картину мира, начинающуюся с предельных, наиболее общих понятий: первичной, непосредственно данной идеи бытия и понятия Единого (первоединого, Бога), дающего в наиболее общем виде представление о существующем и выражающего монистический (монотеистический) взгляд на сущее в целом. «Первое не имеет ни подобия, ни противоположности, ни рода, ни видового отличия, ни определения. Нельзя указать на него, кроме как при помощи гносиса (Указания и наставления).

Концепция строго упорядоченного мира, подчиненного законам детерминизма, является одним из центральных пунктов философии Авиценны. Ряд причинной зависимости, восходящих одна к другой порождающих причин заканчивается первой причиной, которая, являясь активным началом (воля), высвобождает свою потенциальность, в результате чего, опосредованный рядом ступеней, возникает множественный тварный мир. Решая проблему не только действительности мира, но и его независимости от Творца, Ибн Сина главное внимание уделял теме возможного и необходимого. Основная идея арабоязычных перипатетиков – идея мира, в возможности уже содержащегося в Едином и в силу этого совечного Творцу. Придерживаясь перипатетической традиции в учении о причинности, Ибн Сина отказался от жесткого детерминизма: существование возможносущего не является необходимым само по себе и становится таковым в результате изменения воли необходимосущего как Первой причины, дающей начало последующему ряду сущих и делающей их необходимыми. Первое, Первоначало – это единственное, что изначально необходимо само по себе. Все остальное является производным от него и потому лишь возможным. Но поскольку имеется причина, реализующая возможность, последняя становится в свою очередь необходимостью и как таковая – необходимой причиной следующего порождения. Таким образом, Первая причина является только первым толчком, в дальнейшем мир сущего определяется причинной зависимостью внутри него самого.

Другим важным пунктом философии Ибн Сины является «Учение о душе». Отмечая непременную связь разума с телесной материей, Ибн Сина, в отличие от Аристотеля, интересовался разумом также и как особой, нетелесной субстанцией, которая, существуя в теле, отлична от него и доминирует над ним; она не просто форма, существующая в телесном субстрате, она не присоединяется к телу, а (в терминологии перипатетизма) создает человеческое тело как творец, является причиной тела. «Потенциальный» разум благодаря обучению, овладению знаниями становится «актуальным». Достигая высшей ступени, постигая абстрактные формы, приобретая силу «активного» интеллекта, он становится «приобретенным».

На этой ступени работа разума может уже не зависеть от внешних впечатлений и даже состояния тела; мышлению о мышлении связь с телом, с материей скорее мешает. Такой разум не нуждается в изучении умопостигаемых сущих – он постигает их непосредственно, интуитивно. «В приобретенном разуме человеческая потенция уже уподобляется первым началам всего сущего» (О душе). Человек – свободное, суверенное существо. Его разум не только восприемник внешних впечатлений, но и целенаправленный субъект, проецирующий идеи. Независимость разума от тела Ибн Сина доказывал его неделимостью, а также способностью к деятельности и даже ее усилением при ослаблении деятельности тела, чувств и пр. Ярким аргументом в пользу нетелесности разума является описанный Ибн Синой интроспективный опыт, образ так называемого «парящего человека». «Если представить, что твоя сущность сразу создана со здравым разумом и совершенной формой, и допустить, что ее части скрыты от взора и члены не соприкасаются, а отделены друг от друга и висят некоторое время в открытом воздухе, то тогда ты найдешь, что она забывает обо всем, кроме утверждения своей индивидуальности», состоящей в разуме (Указания и наставления).

В этом переживании человек сознает, что «я есть я, даже если я не знаю, что у меня есть рука, нога или какой-либо иной орган», «я оставался бы я, даже если бы их не было» (О душе). В качестве нетелесной душа бессмертна, в качестве внутрителесной – индивидуальна, и притом навечно (концепция индивидуального бессмертия). Соответственно и знание человека о самом себе (интроспекция) неустранимо индивидуально. На такое понимание Ибн Синой разума и форм познания оказал влияние суфизм и личный опыт «тариката» (суфийского пути к Богу). Это нашло отражение и в его чисто «суфийских» сочинениях: «Трактат о Хайе, сыне Якзана», «Послание о птицах», «Салман и Абсаль» и др.

В 999 году умер отец — Абдаллах ибн Хасан , и на плечи Ибн-Сины легла забота о близких. Но к семье бывшего исмаилита власти относились с подозрением , положение Ибн-Сины было непрочно и даже опасно , и он принял решение переехать в Гургандж , столицу Хорезма.

До самой смерти Ибн-сина не смог вернуться на родину, скитаясь по чужбине из одного города в другой. Он побывал у властителей Хорезма, Абиверда, Нишапура, Туса, Гургана, Рея, Хамадана, Исфагана. Испытывал лишения и поднимался к вершинам власти, то становился визирем, то попадал в тюрьму, жил и в роскоши и в нищете, но не на один день не прекращал творческой и научной работы. Имущество его не один раз было разграблено, погибла его библиотека, в том числе рукопись философской энциклопедии в двадцати томах «Ал-Инсаф» («Справедливость»).

Умер Абу Али Хусейн ибн-Сина 24 июня 1037 года. Его похоронили в Хамаране (Иран), возле городской стены , но по прошествии 8 месяцев прах Ибн-Сины был перевезен в Исфахал и погребен в мавзолее Ала ал-Даула.

Ибн-Сина является поистине величайшим учёным, воспитавшим целую плеяду одарённых философов. Он является человеком, сочетавшим в себе две социальные роли – мудреца- наставника и государственного деятеля, тем самым, воплощая в себе идеал, возникший впервые в творческом воображении Платона. Авиценна притягивал к себе многих просвещённых людей в средневековом мусульманском мире,- идеала учёного, стоящего во главе «образцового города».

— светлые личности

Реклама

Конец рекламы

Раздел: Примеры успеха

Навигация по записям

← Милтон Эриксон биография, жизнь и учение Милтона Эриксона Абай Кунанбайулы, (Кунанбаев): биография, творчество, труды. →

tokadoka.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *