1103 | Поход князей Святополка и Владимира Мономаха на половцев. |
1108 | Основание князем Владимиром II Всеволодовичем города Владимира-на-Клязьме. |
1111 | Поход русских князей на половцев. |
1113 | Восстание в Киеве против ростовщиков. Призвание князя Владимира II Всеволодовича. |
1113–1125 | Великое княжение в Киеве Владимира II Всеволодовича Мономаха. Укрепление великокняжеской власти. Издание «Устава Владимира Мономаха»; ограничение ростовщичества. |
1116 | Победа князя Владимира II Мономаха над половцами. |
1125–1132 | Великое княжение в Киеве Мстислава Владимировича. |
1125–1157 | Княжение Юрия Владимировича (Долгорукого) в Ростово-Суздальской земле. |
1127—ок. 1155 | Княжение в Рязани Ростислава Ярославича. |
1127–1159 | Княжение в Смоленске Ростислава Мстиславича. |
1131 | Походы князя Мстислава Киевского в Литву. |
1132–1139 | Великое княжение в Киеве Ярополка Владимировича. |
1135–1136 | Волнения в Новгороде. Изгнание по решению веча князя Всеволода Мстиславича. |
1139–1146 | Великое княжение в Киеве Всеволода Ольговича. |
1147 | Первое упоминание в летописи Москвы. |
1149–1151, 1155–1157 | Великое княжение в Киеве Юрия Владимировича Долгорукого. |
1155 | Уход князя Андрея Юрьевича (Боголюбского) из Киева в Ростово-Суздальскую землю. |
1156 | Первое избрание архиепископа в Новгороде. |
1157 | Восстание в Киеве. |
1157–1174 | Великое княжение Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле. |
1158–1161 | Строительство Успенского собора во Владимире. |
1164 | Перенос во Владимир из Киевского Вышгородского монастыря иконы Богоматери (Богоматерь Владимирская). |
1168 | Поход русских князей на половцев. |
1169 | Взятие и разграбление Киева войском князя Андрея Боголюбского. |
1170 | Битва суздальцев с новгородцами. Поражение суздальцев. |
1174 | Убийство князя Андрея Боголюбского боярами-заговорщиками. |
1174–1176 | Усобицы и восстания во Владимиро-Суздальской земле. |
1176–1212 | Великое княжение во Владимиро-Суздальской земле брата князя Андрея Боголюбского — Всеволода Юрьевича (Большое Гнездо). |
1183 | Объединенный поход южнорусских князей на половцев. Разгром хана Кобяка на р. Орель. |
1185 | Неудачный поход на половцев князя новгород-северского Игоря Святославича, послуживший темой для «Слова о полку Игореве». |
1190-е гг. | Торговые договоры Новгорода с немецкими ганзейскими городами. |
1199 | Образование Галицко-Волынского княжества. |
iamruss.ru
Даты по истории России для ЕГЭ с комментариями. 11-12 век
Даты по истории России для ЕГЭ. 11-12 век
11-12 век
1015—1019 — усобица между сыновьями Владимира I. Убийство Святополком Окаянным Бориса и Глеба.
1015 — создание «Правды Ярослава» — первой части «Русской Правды».
1019—1054 — княжение Ярослава Мудрого.
1024- битва у Лиственя. Братья Ярослав и Мстислав разделили власть.
1036- единоличное правление Я.Мудрого
1036 — разгром печенегов
Ярославом Мудрым.1036- создание киевской митрополии, во главе- грек Феопемт
Ок. 1040- «Слово о законе и благодати « Иллариона
1037-1041- построены Софийский собор и Золотые ворота в Киеве
1045-1050 – Софийский собор в Новгороде
1051- первый русский митрополит – Илларион
1051- основан Киево- Печерский монастырь
1054- «Завещание» Ярослава мудрого
1054-1097- междоусобная война между сыновьями Я.Мудрого
1054-1078- княжение Изяслава Ярославича
1056-1057- Остромирово евангелие
1061- первое нападение половцев
1068- поражение на реке Альта в битве с половцами
1072 — создание «Правды Ярославичей».
1097 — съезд князей в Любече
1113 — смерть князя Святополка и восстание в Киеве. Приглашение на княжеский стол Владимира Мономаха. Издание «Устава» Владимира Мономаха.
1113—1125 — княжение Владимира Мономаха.
1113- составление «Повести временных лет» монахом Киево-Печерского монастыря Нестором
Ок. 1117- «Поучение» Владимира Мономаха
1125—1132 — княжение Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха.
1132- начало феодальной раздробленности
1125—1157 — княжение Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальской земле.
11125- столица перенесена из Ростова в Суздаль.
1136 — изгнание князя Всеволода новгородцами. Утверждение практики приглашения князя новгородцами.
1147 — первое упоминание о Москве в летописи.
1153—1187 — княжение Ярослава Осмомысла
в Галиче.1157—1174 — княжение Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле.
1157- столица перенесена из Суздаля во Владимир
1158-1161-Успенский собор во Владимире
1164- Золотые ворота во Владимире
1165- в честь победы над Булгарией ( в 1164) и рождения сына Всеволода- построен собор Покрова на Нерли.
1169 — захват Киева войсками Андрея Боголюбского.
1174 — убийство Андрея Боголюбского приближенными, недовольными его деспотичным правлением.
1176—1212 — княжение Всеволода Большое Гнездо во Владимире.
1185 — поход Игоря Новгород-Северского против половцев.
1199 — объединение Галицкого и Волынского княжеств Романом Мстиславичем.
Русь в 12 веке кратко
На рубеже 11 и 12 веков Киевская Русь была достаточно развитой державой. На ее территории было создано развитое народное хозяйство, жители государства научились выращивать множеств видов сельскохозяйственных культур, активно начало развиваться скотоводство. Была принята специализация производства и разделение труда. Успешно развивались как села, так и города, всего на Руси было более трех сотен крупных городов, поэтому государство продолжало оправдывать данное западными европейцами название – Гордарика, страна многих городов.
Однако в политической жизни Руси начались серьезные проблемы. Киевское княжество постоянно подвергалось нападениям с востока, и хотя русичам удавалось сдержать наступление противника, земля подвергалась разорению, а люди стремились переселиться в более спокойные регионы. Кроме того, процессы децентрализации, зародившиеся еще при князе Владимире Великом (и даже ранее), достигли своего апогея. В первой половине века князья Киевской Руси стремились развивать только свои собственные территории, и не заботились о благоустройстве самого Киева. В составе Руси их удерживал только авторитет последних великих князей – Владимира Мономаха и его сына Мстислава.
Русь в 12 веке кратко характеризируется как государство, пережившее свой расцвет, и пришедшее к упадку, который больше всего сказался на его центре. Если раньше основной торговый путь «из Варяг в Греки» приносил большое богатство Киеву, то в 12 веке его значение существенно упало. С учетом политики других русских князей и постоянных набегов кочевников, Киев не мог сам по себе удержать власть во всех княжествах. Развалу способствовала и экономическая самостоятельность русских княжеств – в них производилось все необходимое для поддержания нормальной жизни.
Со временем раздробленность лишь усугубилась. Наиболее мощными княжествами осталось Галицкое, Новгородское и Владимиро-Суздальское (северо-западная Русь). Однако Галицкое княжество начало враждовать с литовцами, остальные два постоянно воевали между собой. Последнее из княжество уже к началу 13 века развалилось на множество мелких, и перестало представлять собой единую силу. Такая раздробленность сильно ослабила бывшую Киевскую Русь в целом. К концу 12 века вместо 14 княжеств образовалось около 50-ти. Им становилось все сложнее обороняться от кочевых племен, а в будущем такое положение дел предопределило исход борьбы против Золотой Орды в пользу захватчиков.
antiquehistory.ru
События на Руси в 11 веке кратко
Территории и государство Русь в 11 веке
Начатое в 10 веке формирование единого российского государства в 11 веке получило новый виток развития. Киевские князья, которые активно совершали походы на окрестные земли, подчиняли себе все большие территории с проживающим здесь местным населением. Центром объединения славянских племен был Киев, откуда и осуществлялось управления, принимались самые важные решения. Население Руси в этот период было достаточно пестрым – в состав государства входили не только славянские племена, но и часть финских племен, прибалтийских и некоторых других.
Русская территория в 11 веке простиралась от ладожского озера до устьев реки Роси, правобережного Днепра, а также от устья реки Клязьмы (город Владимир Залесский) до верховьев Западного Бута (город Владимир Волынский). Русь сохранила за собой Тмутаракань, также от Руси к Польше постоянно переходила Галиция (место проживания хорватов), подчиняясь власти то одного князя, то другого. Однако важнее всего было то, что разрозненные племена и народы, наконец, начали образовывать более современное и мощное государство.
Разноплеменно население, которое проживало раньше на этих землях, теперь вошло в состав Киевской Руси или Русского государства, однако в полном смысле назвать это государство территорией русского народа было нельзя, так как сам русский народ еще окончательно не сформировался – на территории Руси проживали разрозненные племена, которые все еще во многом придерживались своих собственных древних традиций и очень медленно сливались в единую народность под влиянием христианства, однако само христианство еще не стало главной религией для всех (в 12 веке на некоторых землях все еще жили язычники).
Главным механизмом, который связывал все эти племена, была государственная власть и государственная администрация. Главой государства считался великий князь киевский – потомок варяга Рюрика, призванного на Русь для княжения. Постепенно формировались и другие государственные органы, были проведены попытки реформировать налоговую систему и систему управления – государство развивалось.
Религия и общество на Руси в 11 веке
В 988 году было принято христианство, и оно оказало огромное влияние на развитие Руси в 11 веке. Вместе с христианством стали появляться новые политические и общественные веяния, новые типы отношений. Князь становился наместником Божьим, и должен был заботиться не только о политической состоятельности Руси, но и об общественной и духовной жизни своих подчиненных.
Появляется княжеская дружина, которая постепенно из охраны превращается в своеобразный орган власти, имеющий все больше полномочий и свобод. Представители княжеской дружины считались людьми высшего сорта, она состояла из высшей(бояре) и низшей (отроки и дети). Несмотря на то, что в 11 веке дружина все еще больше несла военный характер, уже начали формироваться ее экономические функции и политические – началось выделение аристократии, разделение общества, формирование сословного государства, которое будет только укрепляться на протяжение следующих двух веков.
Культура Руси в 11 веке
В культуре и архитектуре Руси в 11 веке, как и во всех прочих областях жизни, начался новый виток, связанный с принятием христианства. В живописи начали появляться религиозные мотивы, началось активное строительство церквей – был построен Софийский собор в Киеве, считающийся одним из самых главных памятников архитектуры того периода. На Руси активно начинает распространяться просвещение, грамотность и письменность, начинают строиться школы.
Основные события 11 века на Руси
- 1017—1037 — Сооружение около Киева укреплений и Софийского собора;
- 1019—1054 — великим князем киевским становится Ярослав Мудрый;
- 1036 — победа Ярослава над печенегами;
- 1043 — последний вооруженный конфликт между Русью и Византией;
- 1095 — основание Переяславля-Рязанского;
- 1096 — первое упоминание о Рязани;
- 1097 — Любечский съезд князей;
Итоги 11 века на Руси
В целом, 11 век оказался довольно благоприятным периодом для формирования и развития Руси. Несмотря на постоянные междоусобицы у князей, а также феодальную раздробленность, государство продолжает формироваться, объединяя под своим началом все новые земли, появляется единая религия, формируется сословный состав общества, распространяется грамота. Русь постепенно становится сильным государством, способным развиваться и диктовать свои условия во внешней политике, а также противостоять набегам кочевых племен.
Активно строятся новые города, население переезжает из деревень в более крупные поселения, начинает развиваться торговля и ремесла. Экономика и культура растут, появляются новые виды искусства (это связано, прежде всего, с принятием христианства), междуплеменные различия постепенно сходят на нет, формируется единый русский этнос.
historykratko.com
Древние храмы России XI — XII век.: mama_zima2013
Древние храмы XI — XII относятся к домонгольскому периоду истории России. Одним из самых старых храмов является Спасо — Преображенский собор, находящийся в г. Переславль — Залесский Ярославской области. Храм начал строить Юрий Долгорукий в 1152, а завершил строительство Андрей Боголюбский в 1160. Этот собор — единственный из храмов того времени, почти не изменивший своего облика за столетья.http://hramy.ru/regions/r76/pereslreg/pereslavl/kreml/spaspreob.htm.
Собор Бориса и Глеба в Кидекше — древнейший храм Суздальского района. Он был построен в 1152 при Юрии Долгоруком. Село Кидекша как укрепленное поселение существовало еще до того, как был построен собор Бориса и Глеба.
По преданию здесь было становище святых князей Бориса и Глеба, так говорится в «Степенной книге». Именно поэтому собор был освящен в честь великомучеников Бориса и Глеба.
http://hramy.ru/regions/r33/suzdalreg/kideksha/borgleb.htm.
Собор Покрова на Нерли — белокаменный храм, построенный Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне Изяславе Андреевиче. Постройка датируется 1165 годом, но есть источники, говорящие о дате постройки — 1158.
Церковь Покрова построена на рукотворном холме, раньше в этом месте Нерль впадала в Клязьму.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%9D%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8.
Одна из древнейших церквей — храм св. Георгия, находящийся в городе Старая Ладога, был заложен по разным версиям в конце XI века или в 1164году. По одним данным церковь была заложена еще при Ярославе Мудром в конце XI века, по другим — время закладки относится к правлению его внука, Мстислава Мудрого. Но, вполне возможно, что храм построили в честь победы жителей Старой Ладоги и Новгорода над шведами в 1164 году.
http://www.archmuseum.ru/?p=479
Во Владимирской, Суздальской, Ленинградской , Новгородской, Смоленской областях существуют древнейшие храмы домонгольского периода истории России. См. ссылку:
http://hramy.ru/rare/domongol.htm.
mama-zima2013.livejournal.com
Русская Культура 12 века кратко
Основы и истоки культуры 12 века
Культура Киевской Руси в 12 веке представляла собой своеобразный синтез двух религиозных систем – христианства, которое было принято чуть больше века назад и язычества, которое было основой культуры славянских племен. Несмотря на то, что христианство прочно вошло в повседневную жизнь и стало серьезной культурной и политической силой, процесс духовных изменений и культурных шел не очень быстро – в разных сферах деятельности человека все еще проглядывались древние языческие корни и традиции. Особенно важно отметить, что язычество не так быстро уступило место христианству в культурном сознании по той причине, что племена, из которых сформировалась Древняя Русь, не были варварами, напротив, они имели свою древнюю культуру, свой язык, свою письменность, календари и систему ценностей – не так просто было вытравить это из сознания людей. Наряду с христианскими мотивами в искусстве этого периода все еще присутствовали природные мотивы, свойственные язычеству – почтительное уважение к природе, к животным, птицам (которых часто изображали на различных изделиях ремесленники). Таким образом, в 12 веке параллельно существовало христианское творчество – иконопись, церковная архитектура, и языческое – природные мотивы в народных ремеслах.
Двоеверие существовало достаточно долго, по некоторым сведениям, в 12 веке на Руси было еще достаточно много язычников, и они не могли не нести свою культуру и свои традиции. В крупных городах культура все больше принимала в себе христианскую идеологию и эстетику, строились церкви и монастыри, все чаще на фресках изображались библейские мотивы. А вот в отдаленных регионах и деревнях процветало язычество и народные промыслы.
Особенности культуры 12 века
Однако, несмотря на двоеверие, принятие христианства дало огромный толчок к развитию русской культуры, что стало особенно заметно в 12 веке. Более всего христианство повлияло на архитектуру, живопись и литературу. Начавшийся в 11 веке процесс развития грамотности, в 12 веке получил новый виток, что не могло не отразить на культур и, прежде всего, литературе. В целом, культура Руси в 12 веке во многом переняла традиции Византии и Греции, откуда и было перенято христианство. Основная концепция религии и религиозного искусства этих культур состояла в том, чтобы показать бренность земной жизни в противовес важности жизни духовной. Именно поэтому все чаще художники перестали изображать картины реальной жизни человека, они стали обращаться к библейским историям, к жизни духа, предпочтение теперь отдавалось священному, непостижимому, акцент делался на духовности и божественности.
Таким образом, главное внимание искусства в 12 веке постепенно перешло от человека во плоти, к человеческому духу.
Архитектура 12 века
Влияние Греции и Византии наиболее заметно в зодчестве и иконописи, так как две этих сфера наиболее тесно связаны с религией и религиозным сознанием. От Византии Русь переняла традицию купольно-крестовой формы храмов, которые начали строиться повсеместно. Первым подобным собором был Софийский собор в Киеве, у которого было 13 куполов, затем Собор Святой Софии в Новгороде, а следом за ним и множество других храмов. Однако в 12 веке архитектура Руси начинает несколько отходить от византийских традиций и принимать свои собственные, уникальные черты. Этому способствует рост феодализма и феодальной раздробленности, который в 12 веке принимает огромные масштабы. Каждый князь не просто желает получить власть, он стремиться сделать вверенные ему территории самыми красивыми, помпезными – начинают строиться храмы, в которые князья вкладывают огромные суммы денег, архитектура становится все более изощренной, более помпезной, что не свойственно греческим и византийским храмам. Появляются церковь Покрова на Нерли, Дмитровский и Успенский соборы во Владимире – символы новой архитектурной традиции. Успенский собор украшен совершенно особенной системой арок, которые придают архитектуре ажурность, некоторую легкость.
Живопись в 12 веке
Живопись также развивалась под влиянием христианства. Все большие обороты набирает иконопись, все чаще художники занимаются мозаиками и фресками, которыми украшают многочисленные храмы. Ярким примером может служить мозаика Богоматери в Софийском Соборе в Киеве.
Иконопись теперь становится русской – если раньше на Руси работали, в основном, греческие или византийские мастера, то теперь появляются свои собственные иконописцы, которые привносят новые традиции и элементы. Постепенно русские иконописцы уходят от копирования техники своих греческих коллег и начинает формироваться русская школа иконописи, ставшая позднее известной на весь мир. Профессионализм мастеров растет.
Литература в 12 веке
Литература в этот период, в основном, представляет собой переводы различных греческих трактатов. Однако существенный прорыв был совершен, когда в 12 веке появляется первая русская летопись – Повесть Временных Лет. Это дает серьезный толчок к развитию литературы – появляются многочисленные жития святых, автобиографические книги князей и у управителей. Также в этот период появляется известнейший памятник древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве», которое не только является исторической летописью, но и литературным произведением, от которого позднее пошла вся художественная литература Руси.
historykratko.com
Регионы: | Весь мир | Англия | Герм. | Китай | Византия | | |
см. Русь в XI веке |
|
1100. | Съезд князей в Витичеве. |
1101.09. | В городе Саков русские князья заключили мир с половцами. |
1103. | Князья Владимир и Святополк с дружинами собрались на Съезд в Долобске перед походом на половцев. |
1103.04.11 | Начало целой серии походов против половцев (1103 - 1120 гг). 11 апреля в районе города Сутень (к востоку от днепровских порогов) произошло сражение войска под командованием русских князей Святополка и Владимира Мономаха с половецким войском под командованием хана Урусобы. В начале сражения русские окружили половецкий авангард под командованием богатыря Алтунопы и полностью истребили его. Затем, ободренные успехом, они обрушились на главные половецкие силы и нанесли им сокрушительное поражение. По свидетельству летописца, никогда еще русские не одерживали столь блестящей победы над половцами. В битве пали Урусоба и 19 других ханов. Эта победа положила начало наступательным действиям русских против половцев. |
1104 — 1109 | Паломничество игумена Даниила в Палестину. |
1108 | Феодосий причислен к лику святых и провозглашен «игуменом всех монахов на Руси». |
1108 | Князь Святополк закладывает в Киеве «златоверхий» Михайловский монастырь, в котором его впоследствии похоронят. |
1108 | Смерть Никиты, епископа Новгородского. |
1107. | Взятие Суздали волжскими болгарами. |
1110. | В эти годы пишется «Повесть временных лет». |
1111. | Владимир Мономах одержал блестящую победу над половцами при Сальнице. |
1113. | В Киеве начались волнения зависимых (кабальных) людей против произвола купцов-ростовщиков, которым покровительствовал князь Святополк. Киевляне призвали на княжение Владимира Мономаха, который принял меры ппо упорядочению прибыли ростовщиков. «Устав Владимира Всеволодовича». Сын Владимира Мстислав стал князем Новгородским. |
1113. | Начало княжения Владимира Мономаха (1113 — 1125 гг). Подробнее (см. Карамзин История государства Российского — глава 7) |
1113. | Князь Мстислав закладывает Николо-Дворищенский собор в Новгороде. |
1115. | Перенесение мощей Бориса и Глеба в новую каменную церковь в Вышгороде. |
1115. | Смерть Олега Святославича Черниговского, врага Владимира. Обострение отношений между новгородской олигархией и киевской властью (до 1136 г.). |
1116. | Сильвестр, игумен Михайловского Выдубицкого монастыря, переписывает и продолжает «Повесть временных лет», т. к. Владимир Мономах решает более не поручать ее составление инокам Печерского монастыря. |
1116. | Основание Владимира на Клязьме. |
1116. | Новая победа киевлян над половцами. |
1117. | Всеволод, сын Мстислава, — князь Новгородский. |
1117 — 1119 | Строительство в Новгороде Богородице-Рождественского собора Антониева монастыря. |
1119 — 1120 | Строительство Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде. |
1125.ранее | «Поучение детям» Владимира Мономаха. |
1125.05.19 | Владимир Мономах скончался на 73 году от рождения. Киевский престол занимает Мстислав, старший сын Владимира Мономаха (1125 — 1132). |
1128. | Ликвидация Мстиславом Владимировичем независимости Полоцкого княжества (в течение 1128 — 1130 гг). |
1128. | Голод в Новгородской, Псковской, Суздальской, Смоленской и Полоцкой землях. |
1128. | Ефросинья, внучка князя Всеслава Полоцкого, ставшая монахиней, основывает Спасский монастырь в Полоцке. |
1130. | Первые княжеские жалованные грамоты, данные новгородским монастырям. |
1131. | Начало успешных походов на Литву (1131 — 1132 гг). |
1132. | Умер князь киевский Мстислав Владимирович - Этот момент считается началом периода раздробленности и феодальных войн. В Киеве начинает княжить Ярополк, сын Владимира Мономаха (1132 — 1139). |
1135. | «Уставная грамота» новгородского князя Всеволода Мстиславовича об управлении торговыми людьми. |
1136. | Ростислав, основатель династии смоленских князей учреждает Смоленскую епархию. |
1136. | Изгнание Всеволода Мстиславича из Новгорода по решению веча. Начало эпохи независимости Новгорода. - Отпадение Киевской Руси от Новгорода. |
1136.около | Юрий Долгорукий воссоздает ростовскую епархию, прекратившую существование после смерти Исайи. |
1139. | Волнения в Киеве. Власть в Киеве захватил внук Святослава Всеволодом Олеговичем (Ольговичем) (1139 — 1146), отстранив Вячеслава, который должен был наследовать престол после смерти своего брата Ярополка Владимировича. Начало борьбы между потомками Святослава Черниговского и киевскими Мономаховичами. |
1140. | Начало строительства Кирилловского монастыря под Киевом. |
1144. | Объединение Галицко-волынских уделов в единую Галицкую землю. |
1146. | Началось княжение в Киеве Изяслава (1146 — 1154), сына Мстислава, которого киевляне пригласили наследовать престол после смерти Всеволода Ольговича, свергнув его брата Игоря Ольговича. Начало ожесточенной борьбы княжеских кланов за киевский престол (Мономаховичи, Ольговичи, Давидовичи) - продолжалась до 1161 г. |
1147. | Первое летописное упоминание о Москве, основанной Юрием Долгоруким, сыном Владимира Мономаха, князем Суздальским. |
1147. | Смерть Игоря Ольговича, убитого толпой киевлян (за год до смерти постригся в монахи). |
1147. | Раскол между киевской митрополией и епархиями Новгорода, Смоленска, Полоцка и Суздаля из-за того, что по желанию Изяслава Мстиславича собор русских епископий сам, без благословения патриарха Константинопольского, ставит митрополитом Климента Смолятича. |
1149. | Борьба новгородцев с финнами за Водь. Попытки суздальского князя Юрия Долгорукова отбить у новгородцев югорскую дань. Началась (1149 — 1151) борьба за титул великого князя Киевского между Изяславом Мстиславичем и его дядей Юрием Долгоруким, князем Ростовским и Суздальским. |
1149. | Закладка «Юрьева в поле» (Юрьев Польский). |
1150. | Перенесение в Чернигов останков Игоря Ольговича, убитого киевлянами в 1147 |
1151 | Война великого князя Киевского Изяслава в союзе с Венгрией против Владимира Володаревича, князя Галицкого. |
1152. | Основание Костромы и Переяславля Залесского. |
1152.около | Строительство в Новгороде варяжской церкви св. Олафа. |
1154 | Юрий Долгорукий — великий князь Киевский. Его сын Андрей Боголюбский наследует титул князя Ростово-Суздальского, а затем укрепляет свою новую столицу Владимир на Клязьме. |
1155. | Основание Дмитрова и села Боголюбова. |
1155. | Окончательное изгнание Климента из Киева Юрием Долгоруким, который просит патриарха поставить нового митрополита. Патриарх присылает на это место епископа Константина I. Новгород добивается автономий в церковных делах благодаря верности своего епископа Нифонта патриарху Константинопольскому во время киевского раскола. |
1156. | Аркадий, преемник Нифонта, становится первым епископом, избранным новгородским вечем. |
1157. | Восстание смердов в Киеве (1157 - 1159). |
1157.06. | Начало княжения Андрея Боголюбского (1157 - 1174 гг). Он был избран (!) князем ростовским и суздальским, которые позже трансформировались в Московию. Акт избрания Андрея Боголюбского можно рассматривать в качестве первого проявления нового нарождающегося народа — русских. (См. статью) |
1158 — 1160 | Строительство Успенского собора во Владимире. |
1158. | Начался конфликт между Андреем Боголюбским и митрополитом Киевским из-за того, что князь хотел иметь особого митрополита для Владимира-Залесского. Однако патриарх Константинопольский подтверждает, что киевский архиепископ является «митрополитом всея Руси» и что Владимир имеет право лишь на то, чтобы иметь собственного епископа. |
1160. | Восстание новгородцев против Святослава Ростиславича. |
1164. | Поход Андрея Боголюбского на волжских болгар. Победа новгородцев над шведами. |
1164. | Андрей Боголюбский переносит во Владимир икону Богоматери, находившуюся ранее в женском монастыре в Выштороде. |
1165. | Новгород получает полное право самостоятельно избирать своего архиепископа. |
1165. | Строительство храма Покрова Богородицы на Нерли. |
1166. | Поучение архиепископа Новгородского Илии (о церковном обряде и ведении литургии). |
1167. | Киевский престол занимает (1167 - 1169) Мстислав Изяславич, князь Волынский. |
1168. | Митрополит Константин II осуждает на заточение печерского игумена Поликарпа после распри между ними по поводу обязательности поста в праздничные дни. |
1169. | Заложен Пантелеймонов монастырь на Афоне |
1169. | Патриарх отзывает Константина II за его неумелые действия в отношении русских священников. Поликарп при поддержке Андрея Боголюбского, становится архимандритом. |
1169.03. | Захват Киева Андреем Боголюбским «на щит». Киев взят и разграблен войском Андрея Боголюбского, который ставит на киевский престол своего младшего брата Глеба и таким образом отнимает у киевской княжеской власти верховную политическую роль, символически выражаемую титулом великого князя. Этот титул Андрей присваивает себе и переносит на Владимирское княжество. Начало упадка Киевской Руси. |
1170. | Поражение суздальцев от новгородцев. |
1170. | Начало культа иконы Знамения Богородицы в Новгороде |
1171 | После смерти Глеба Андрей Боголюбский отдает киевский престол смоленским Ростиславичам; в Киеве Начинает княжить Роман. |
1173 | Смерть в Иерусалиме Ефросиньи; она становится святой покровительницей своего родного Полоцка, а позднее и всей Белоруссии. |
1173 | Смоленский князь Мстислав Храбрый Восстает на Андрея Боголюбского. |
1174. | Убийство боярами Андрея Боголюбского в его дворце в Боголюбове из-за соперничества между новой столицей Владимиром и прежними центрами княжества Ростовом и Суздалем. Первое упоминание в летописи названия «дворяне». |
1174 — 1176 | Ростов и Суздаль, призвав на помощь племянников Андрея Боголюбского, вступают в конфликт с Владимиром и Переяславлем, которые обращаются к его младшим братьям и в конце концов одерживают верх. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо присваивает себе титул великого князя Владимирского. |
1176. | Начало княжения Всеволода Большое Гнездо в Судали (1176 — 1212 гг). |
1176.06.27 | Липицкая битва 1176 года — в этом году ростовчане и их бояре, зная о скорой кончине больного великого кн. владимирского Михаила (Михалка) Юрьевича, послали в Новгород Великий за сидевшим там кн. Мстиславом Ростиславичем. Тот немедленно прибыл в Ростов и, собрав рать, двинулся к Владимиру, желая занять город и предупредив тем самым избрание др. претендентов на великий стол. Но владимирцы уже целовали крест брату Михалка - Всеволоду Большое Гнездо, который двинул свои войска навстречу Мстиславу. Из Суздаля Всеволод сделал попытку примириться с Мстиславом. Он предложил остаться каждому в том городе, который его избрал, Суздаль же сам пусть выбирает князем кого захочет. Получив отказ, Всеволод у Юрьева-Польского соединился с переяславцами. Между тем Мстислав уже шёл на Всеволода. Битва произошла 27 июня у Юрьева, между реками Липица и Гза. Всеволод наголову разбил войско Мстислава, который с большим уроном бежал в Ростов. |
1181. | Основание Вятки и Твери. |
1184 | Начало строительства немецкой церкви св. Петра в Новгороде. |
1185. | Неудачный поход князя Игоря на половцев, послуживший поводом для написания Слова о полку Игореве — последнего перед катастрофой призыва русских земель к объединению (см. карту Поход Игоря Северского)… |
1187 | Смерть Ярослава Осмомысла; Андрей Венгерский предпринимает попытки овладеть Галицией. |
1187 | В Галиции княжит Владимир Ярославич (1187 - 1197) несмотря на претензии Андрея II Венгерского, который после смерти Осмомысла пытался подчинить себе Галицию. |
1188. | Нападение новгородцев на немецких купцов в Новоторжке. |
1190 | Местная канонизация епископом Иоанном своего далекого предшественника Леонтия Ростовского, замученного язычниками в 1076. |
1191. | Походы новгородцев с корелою на ямь. |
1192 | Варлаам основывает в Новгороде Спасо-Преображенский монастырь. |
1193. | Неудачный поход новгородцев против югры. |
1195. | Договор новгородцев с немцами и готландцами. |
1196. | Признание князьями новгородских вольностей. |
1197. | Роман Мстиславич (князь Волынский с 1170) объединяет Волынь и Галицию под своей властью. (см. Галицко-Волынское княжество) |
1197. | Покорение новгородцами удмуртов. |
|
см. Русь в XIII веке |
|
|
www.hrono.ru