Древний египет царства: ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ • Большая российская энциклопедия

Древнее царство (Древний Египет) | это… Что такое Древнее царство (Древний Египет)?

Древнее Царство — период в истории Древнего Египта, охватывающий правление фараонов III—VI династий. В это время в Египте сформировалось централизованное сильное рабовладельческое государство, наблюдается экономический, военно-политический и культурный расцвет страны.

Содержание

  • 1 Развитие государства
  • 2 Хронология Древнего царства
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Развитие государства

Социальная система Древнего Египта представляла собой четкую пирамиду, на вершине которой стоял фараон, обладавший абсолютной властью (законодательной, исполнительной, судебной) и считавшийся богом (воплощением бога Хора, сыном бога Ра). Он был самодержавным владыкой Египта, верховным собственником земли и всего, что на ней обитало и произрастало.

Хозяйство в период Древнего царства основывалось на земледелии. Объединение дельты и долины в едином государстве дало возможность усовершенствовать оросительную систему, основу земледелия. В Нижнем Египте получило распространение выращивание ячменя. В болотах поморья были распространены птицеводство и рыболовство. Хорошо было развито и садоводство; сорта плодовых культур назывались по городам Нижнего Египта. Верхний Египет был центром зернового хозяйства; из Верхнего Египта зерно на специальных судах отправляли вниз по Нилу. В Верхнем Египте также было развито скотоводство на тучных пастбищах по берегам Нила. Египтяне пытались приручать для откормки антилоп, газелей, козерогов. Из птиц разводили уток, гусей, голубей, журавлей.

Уже в Древнем царстве египтяне выращивали овощи (корнеплоды, лук, чеснок, салат и др.). Большое значение имели льноводство и виноградарство.[1]

При раскопках было обнаружено множество использовавшихся в Древнем царстве орудий из камня и меди. Благодаря широкому применению медных орудий получило развитие строительство из мягкого камня (известняка). Медь в Древнем царстве использовалась мягкая, без примеси олова, поэтому, например, действие пил приходилось усиливать с помощью твёрдого песка; по этой же причине медные орудие быстро изнашивались. Железо было известно египтянам уже в период Древнего царства, однако массового применения в производстве оно в это время не получило.[2]

Хронология Древнего царства

ДатаСобытие
ок. 2707 — 2690 до н. э.Правление фараона Санахта (III династия). Основание Древнего царства.
ок. 2707 — 2150 до н. э.Древнее царство в Египте (III—VI династии) и первый его расцвет. Сформированные архаические отношения с натуральным хозяйством и «рабовладельческое» государство (рабов относительно немного, преимущественно военнопленные), регулярная армия отсутствует. Доминирование поклонения эннеады бога Солнца Ра (храм в Гелиополисе), вытеснившего более древнего бога Атума. На почве гелиопольской системы верований складывается дальнейшая абсолютизация власти фараона, начиная с IV династии, почитаемого как сын Ра и земное воплощение Гора.
Быстрое развитие культуры, основанной на вере в потустороннюю жизнь, и искусств. Создаются знаменитые древнеегипетские пирамиды и многие храмы. Начало проникновения египтян на Синай, в Ливию, Финикию (порт Библ становится центром египетской торговли) и Палестину.
ок. 2690 — 2670 до н. э..Правление в Египте фараона Джосера — «Золотой век» Древнего царства в Египте. Создание придворными учеными первого солнечного календаря. Деятельность ученого, зодчего и лекаря жреца Имхотепа, по планам которого построена первая шестиступенчатая пирамида — Джосера в Саккаре (близ Мемфиса).
ок. 2670 — 2663 до н. э.Правление фараона Сехемхета.
ок. 2663 — 2657 до н. э.Правление фараона Хаба.
ок. 2657 — 2639 до н. э.Правление фараона Хуни. Последний фараон III династии.
ок. 2613 — 2467 до н. эIV династия египетских правителей. Сильное централизованное государство, позволившее построить великие пирамиды Гизы (Хеопса, Хафры и Микерина) — первые из семи чудес света. Культ Ра, объявленного отцом фараонов, становится государственной религией.
ок. 2613 — 2589 до н. э.Правление фараона Снофру.Подъем могущества Египетского государства. Сооружение «Ромбовидной» и «Розовой» пирамид в Дашхуре.
ок. 2595 до н. э.Египетский фараон Снофру предпринимает один из первых успешных походов в Нубию, принесший большое количество пленных.
ок. 2589 — 2566 до н. э.Правление фараона Хуфу (Хеопс). Возведение по планам зодчего Хемиуна гладкосторонней Великой пирамиды на плато в Гизе (Эль-Гизе) высотой 146,6 м (ныне 136 м).
ок. 2566 — 2558 до н. э.Правление фараона Джедефра. Начинает строительство пирамиды в Абу-Роаш.
ок. 2558 — 2532 до н. э.Правление в Египте фараона Хафры (Хефрена). Построена вторая по величине пирамида Гизы. Создан Великий Сфинкс.
ок. 2532 — 2503 до н. э.Правление фараона Микерина (Менкаура). Построена третья пирамида в Эль-Гизе.
ок. 2503 — 2498 до н. э.Правление фараона Шепсескафа. Последний фараон IV династии.
ок. 2494 — 2345 до н. э.Правление фараонов V династии.
ок. 2494 — 2487 до н. э.Правление фараона Усеркафа. Строит пирамиду в Саккара, вблизи пирамиды Джосера.
ок. 2487 — 2475 до н. э.Правление фараона Сахура.
ок. 2475 — 2465 до н. э.Правление фараона Нефериркара Какаи.
ок. 2465 — 2460 до н. эПравление фараона Шепсескара.
ок. 2460 — 2458 до н. э.Правление фараона Неферефра.
ок. 2458 — 2422 до н. э.Правление фараона Ниусерра.
ок. 2422 — 2414 до н. э.Правление фараона Менкаухора.
ок. 2414 — 2375 до н. э.Правление фараона Джедкара Исеси.
ок. 2375 — 2345 до н. э.Правление фараона Униса — последний фараон V династии. Появление «Текстов пирамид».
ок. 2345 — 2150 до н. э.Правление фараонов VI династии.
ок. 2345 — 2337 до н. э.Правление фараона Тети.
ок. 2337 — 2335 до н. э.Правление фараона Усеркара.
ок. 2335 — 2285 до н. э.Правление фараона Пепи I. При помощи нубийских наемников покорена Южная Сирия до горы Кармель.
ок. 2300 до н. э.Создание египетской иератической (жреческой) письменности — упрощенной версии иероглифической.
ок. 2285 — 2279 до н. э.Правление фараона Меренра I.
ок. 2278 — 2184 до н. э.Правление фараона Пепи II, длившееся 94 года, — длиннейшее в истории.
ок. 2184 — 2183 до н. э.Правление фараона Меренра II.
ок. 2152 — 2150 до н. э.Правление царицы Нитокрис (Нейтикерт) — конец Древнего царства.

Период Древнего Царства сменяет Среднее царство, этот рубеж датируется между 2040 и 1783 (или 1640) до н.

 э.

Примечания

  1. Всемирная история / под ред. Жукова Е. М.. — М: Мысль, 1956—1965. — Т. I. — С. 160. — 801 с.
  2. Всемирная история / под ред. Жукова Е. М.. — М: Мысль, 1956—1965. — Т. I. — С. 161. — 801 с.

Ссылки

  • Литература по истории Древнего царства на русском языке (библиография)
  • Генеалогия 4 династии

Египет

Стены храмов по-прежнему покрывались рельефами и росписями, изображающими победоносные походы, охоты и пейзажи. Росписи, особенно не связанные с царскими погребениями, полны бытовых эпизодов, наблюдений над природой. Рельеф из Мемфиса «Плакальщики» (14 в. до н. э.) пронизан беспокойным ритмом, выраженным в гибких движениях рук, то простертых вперед, то вскинутых кверху.

Фивы долгое время оставались главным городом Древнего Египта, однако был кратковременный период, когда резиденция египетских фараонов была перенесена в другой, специально построенный для этой цели город Ахетатон (современная Тель-эль-Амарна). Это произошло при фараоне Аменхотепе IV (1419-1400 гг. до н.э.), который порвал отношения с фиванским жречеством, заменил общегосударственный культ бога Амона на культ бога Атона и переименовал себя из Аменхотепа в Эхнатона (т. е. «Угодного Атону»). Атон был также богом солнца, однако в отличие от более древних, пронизанных мистицизмом солнечных культов, он отождествлялся египтянами с животворным светилом, благодаря которому произрастают растения, существуют животные и люди, Такая трактовка солнечного культа была более понятна широким слоям населения Египта, на которые и опирался в своих политических и религиозных реформах Эхнатон.

Место для строительства города Ахетатона (т. е. «Горизонта Атона») было выбрано на половине пути между древней столицей Мемфисом и Фивами, на правом берегу Нила. Так же, как и эти столицы, Ахетатон располагался вдоль реки и имел большую протяженность Основные дворцовые и храмовые комплексы связывала главная дорога, проходившая параллельно реке и почти на всем своем протяжении засаженная пальмовыми деревьями. Смена прямолинейной аллеи, окаймленной ритмическими рядами сфинксов, озелененной дорогой уже сама по себе представляла большое новшество. Помимо этой дороги, которая получила название Царской или улицы Великого жреца, в центральной части Ахетатона имелись и другие улицы, часть из которых повторяла направление главной, а другие пересекали город и направлялись к реке.

Все эти сведения стали известны благодаря археологическим раскопкам, которые начали планомерно проводиться с конца XIX в. и продолжаются до настоящего времени. Большую роль в воссоздании облика Ахетатона сыграли английские ученые У. Флиндерс Петри и Л. Вулли.

В новой столице было построено три дворца: северный, центральный и южный. Северный дворец фараона носил характер загородной усадьбы, он занимал прямоугольный участок земли размером 112 х 142м. Все помещения этого дворца группировались вокруг внутреннего двора и водного бассейна. Многочисленные залы свидетельствовали о том, что этот дворец был предназначен для царских пиров и развлечений.

По мнению некоторых археологов, он принадлежал царице Нефертити.

Центральный дворец располагался рядом с главным святилищем Атона. Этот дворец занимал территорию 300 х 700 м, расположенную вдоль реки, которую пересекала главная дорога города. В приречной части дворца располагались приемные залы, в восточной — жилые покои царя. Обе части дворца соединялись мостом, проходившим над главной улицей. Археологи обнаружили остатки росписи, которой были покрыты стены, полы и потолки некоторых дворцовых помещений. Эти росписи в основном изображали растительный и животный мир Египта и отличались высоким художественным мастерством.

Южный дворец в Ахетатоне представлял собой два обнесенных стеной участка, в центре которых располагались водоемы. Главный водоем имел размер 60 х 120 м. Назначение этих водоемов пока неизвестно, хотя расположенные рядом храмовые здания заставляют предположить, что они имели культовое значение.

Главный храм Ахетатона находился в центре города. Он располагался перпендикулярно реке и занимал обширную прямоугольную территорию размером 800 х 300 м. Как и все египетские храмы, храм Атона представлял собою чередование пилонов, открытых дворов и колонных зальных пространств. В отличие, от фиванских храмов храм в Ахетатоне был построен из кирпича с каменной облицовкой. Что и послужило причиной его плохой сохранности.

Большой интерес представляла жилая застройка новой столицы. Насколько позволяют судить археологические находки, жилые кварталы составляли дома различных слоев населения. Наиболее зажиточные жители Ахетатона занимали обширные участки, на которых располагались службы, конюшни, помещения для рабов и слуг, склады зерна и продовольствия. Кроме того, как правило, имелись сад и небольшое святилище. Дом располагался в центре участка и его помещения группировались вокруг главной парадной комнаты.

Дома возводились из сырцового-кирпича, колонны и перекрытия из дерева, камень употреблялся в ограниченном количестве. Большая часть домов была побелена.

Вперемешку с домами богачей располагались жилые дома ремесленников, которых, учитывая огромный объем строительных и отделочных работ и многочисленное население города, было много в Ахетатоне. Среди этих домов археологи обнаружили мастерскую скульптора, в которой были найдены скульптурные изображения Эхнатона и его жены красавицы Нефертити. Многочисленные глинобитные хижины бедняков ютились рядом с жилыми домами ремесленников.

Особое место в жилой архитектуре Ахетатона занимал так называемый Восточный квартал рабов. Это был окруженный стеной, квадратный в плане поселок, в котором размещались дома строительных рабочих, возводивших новую столицу. Учитывая короткие сроки ее строительства, можно предположить, что таких поселков на периферии города должно было быть несколько, но дошли до нас следы только одного из них. Размеры Восточного квартала рабов были небольшими (69 х 69 м) и равнялись по площади участку жилого дома зажиточного египтянина. По своей планировке Восточный квартал рабов напоминал аналогичный квартал в Кахуне.

Последний расцвет градостроительной деятельности в Египте относился к периоду правления фараонов Рамзеса II и Рамзеса III, когда страна в результате многочисленных воeнныx походов еще удерживала свои владения в Сирии. В дальнейшем ухудшение жизни широких слоев египетского населения и прежде всего, крестьян, разорительные войны, пожертвования на строительство дворцов и храмов привели к политическому, экономическому и военному ослаблению Египта. В период ливийско-саисской династии и господства персов (XI-IV вв. до н.э.) градостроительная деятельность в Египте пошла на убыль.

Подводя итоги исчислявшемуся тысячелетиями существованию Древнего Египта, следует отметить постоянство и стойкость градостроительных традиций, объяснявшихся природными и историческими условиями развития этой страны. Совершенствование на протяжении многих веков одних и тех же архитектурных типов, будь то пирамиды, храмовые ансамбли или целые города, приводило к тому, что в определенные периоды египетские зодчие создавали подлинные шедевры, которые вплоть до настоящего времени могут служить непревзойденными образцами мировой архитектуры.

Пирамиды, обелиски, пилоны, сфинксы, контуры которых как бы вписывались в радиусы солнечных лучей, свидетельствовали о глубокой взаимосвязи архитектурных образов с философско-религиозными представлениями и научными наблюдениями древних египтян, тогда как выраставшие как бы из земли колонны с капителями в виде распустившихся цветов лотоса или соцветий папируса говорили о глубоком понимании и художественной интерпретации окружающей природной действительности. Что же касается типологии древнеегипетских городов, то здесь наблюдалось постепенное развитие городов различного типа. Если первоначально городские поселения имели преимущественно округлую форму в плане, то в дальнейшем появились города крепости не только круглые, но и прямоуготьные в плане. Появились тяк-же города для размеще-ния строительных рабочих и рабов, построенные по регулярным планам, а также города-вятилища, имевши свои закономерности архитектурно-пространственного развития.

Особое место в древнеегипетском градостроительстве занимали столицы. Столичные города, состоявшие обычно из собственно города и обширного некрополя, представляли сложный конгломерат из дворцовых, храмовых и жилых построек, в основе которого лежала социальная иерархия древнеегипетского рабовладельческого общества.

Особенностью столичных городов были их огромные размеры, которые позволяют говорить о том, что для градостроительного мышления древних зодчих свойственны были географические масштабы. А если добавить к этому ориентацию храмовых комплексов на отдельные небесные светила и созвездия, то можно без преувеличения сказать, что в представлении древних египтян столичные и храмовые города были своеобразной земной проекцией известного им космического мироздания. Все это говорит о том, что из всех древних городских культур египетская культура была наиболее самобытной и богатой в художественном отношение, что подтверждается её сильным влииянием на дальнейшее развитие градостроительства как европейских, так и азиатских стран.

Древний Египет | История, правительство, культура, карта и факты

Сфинкс и Великая пирамида Хуфу

Смотреть все СМИ

Дата:
3000 г. до н.э. — 332
Основные события:
Битва при Кадеше
Ключевые люди:
Моисей Эхнатон Плотин Рамзес II Тутмос III
Похожие темы:
Египетское искусство древнеегипетская религия иероглифическое письмо Библиотека Александрии египтология
Похожие места:
Египет Византийская империя древний Рим Ханаан Александрийский маяк

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Каким другим термином называются цари Египта?

Египетских царей обычно называют фараонами, согласно Библии. Термин фараон происходит от египетского per ʿaa («великое поместье») и от обозначения королевского дворца как учреждения. Этот термин все чаще использовался примерно с 1400 г. до н.э. как способ обозначения живого царя.

Какие два типа письменности существовали в Древнем Египте?

Двумя основными типами письменности в Древнем Египте были иероглифы, которые использовались для памятников и выставок, и курсивная форма, известная как иератическая, изобретенная примерно в то же время в позднем додинастическом Египте (ок.

3000 г. до н.э.).

Какой фараон, вероятно, построил первую настоящую пирамиду?

Снефру был первым царем Древнего Египта из 4-й династии (ок. 2575–ок. 2465 до н. э.). Вероятно, он построил ступенчатую пирамиду Майдума, а затем модифицировал ее, чтобы сформировать первую настоящую пирамиду.

Кто первым из царей объединил Верхний и Нижний Египет?

Менес был легендарным первым царем объединенного Египта. Согласно традиции, он объединил Верхний и Нижний Египет в единую централизованную монархию и основал первую династию Древнего Египта. Менесу также приписывают ирригационные работы и основание столицы Мемфиса.

Кто открыл гробницу Тутанхамона?

Гробница Тутанхамона была обнаружена Говардом Картером в 1922 году. Африка, датируемая IV тысячелетием до нашей эры. Его многочисленные достижения, сохранившиеся в его искусстве и памятниках, сохраняют очарование, которое продолжает расти по мере того, как археологические находки раскрывают его секреты.

Эта статья посвящена Египту от его предыстории до его объединения при Менесе (Нармере) в 3-м тысячелетии до н.э., иногда используемом в качестве точки отсчета для происхождения Египта, и до исламского завоевания в 7-м веке н.э. Для последующей истории через современный период, см. Египет.

Введение в древнюю египетскую цивилизацию

Жизнь в Древнем Египте

Древний Египет можно представить как оазис в пустыне на северо-востоке Африки, зависящий от ежегодного разлива реки Нил для поддержки своего сельскохозяйственного населения. Главное богатство страны происходило из плодородной поймы долины Нила, где река протекает между полосами известняковых холмов, и дельты Нила, в которой она разветвляется на несколько рукавов к северу от современного Каира. Между поймой и холмами находится переменная полоса низкой пустыни, которая поддерживала определенное количество дичи. Нил был единственной транспортной артерией Египта.

Первый порог в Асуане, где русло реки превращается в пороги полосой гранита, был единственной четко определенной границей страны в пределах населенного пункта. К югу лежал гораздо менее гостеприимный район Нубии, в котором река текла по невысоким холмам из песчаника, которые в большинстве регионов оставляли лишь очень узкую полосу обрабатываемой земли. Нубия была важна для периодической экспансии Египта на юг и для доступа к продуктам с дальнего юга. К западу от Нила находилась засушливая Сахара, разбитая цепью оазисов на расстоянии от 125 до 185 миль (от 200 до 300 км) от реки и лишенная всех других ресурсов, за исключением нескольких полезных ископаемых. Восточная пустыня, между Нилом и Красным морем, была более важной, так как она поддерживала небольшое кочевое население и пустынную дичь, содержала многочисленные месторождения полезных ископаемых, в том числе золота, и была путем к Красному морю.

На северо-востоке находился Суэцкий перешеек. Он предлагал основной путь для контакта с Синаем, откуда поступала бирюза и, возможно, медь, и с Юго-Западной Азией, важнейшей областью культурного взаимодействия Египта, откуда были получены стимулы для технического развития и сорта сельскохозяйственных культур. Иммигранты и, в конечном счете, захватчики пересекли перешеек в Египет, привлеченные стабильностью и процветанием страны. С конца 2-го тысячелетия до нашей эры вдоль восточного побережья Средиземного моря совершались многочисленные нападения с суши и моря.

Викторина «Британника»

Иди как египтянин

Какой египетский фараон верил в идею единого бога? От пирамид до знаменитых мумий, расшифруйте свои ментальные иероглифы, приняв участие в этом викторине по истории Египта.

Сначала через Средиземное море осуществлялись относительно небольшие культурные контакты, но с самого начала Египет поддерживал торговые отношения с ливанским портом Библос (современный Джабайль). Египту требовалось немного импорта для поддержания базового уровня жизни, но хорошая древесина была необходима и недоступна внутри страны, поэтому ее обычно получали из Ливана. Минералы, такие как обсидиан и лазурит, были импортированы из Анатолии и Афганистана.

Сельское хозяйство сосредоточено на выращивании зерновых культур, главным образом полбы ( Triticum dicoccum ) и ячменя ( Hordeum vulgare ). Плодородие земли и общая предсказуемость затопления обеспечивали очень высокую урожайность с одного однолетнего урожая. Эта производительность позволяла хранить большие излишки на случай неурожая, а также составляла главную основу египетского богатства, которое до создания крупных империй в 1-м тысячелетии до н. э. было величайшим из всех государств древнего Ближнего Востока.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Орошение бассейна было достигнуто простыми средствами, и выращивание нескольких культур стало возможным только в гораздо более поздние времена, за исключением, возможно, прибрежной зоны Аль-Файюм. По мере того, как река откладывала аллювиальный ил, поднимая уровень поймы, а земли были освобождены от болот, площади, пригодные для возделывания в долине и дельте Нила, увеличивались, в то время как скотоводство медленно сокращалось. Помимо зерновых культур большое значение имели фрукты и овощи, последние орошались круглый год на небольших участках. Рыба также была жизненно важна для диеты. Папирус, который в изобилии рос на болотах, собирали в диком виде и в более поздние времена культивировали. Возможно, его использовали в качестве пищевой культуры, и, конечно же, из него делали веревки, циновки и сандалии. Прежде всего, он предоставил характерный египетский письменный материал, который вместе с зерновыми был главным экспортным товаром страны в поздний период египетской, а затем греко-римской эпохи.

Крупный рогатый скот, возможно, был одомашнен в северо-восточной Африке. Египтяне держали многих в качестве тягловых животных и для производства различных продуктов, проявляя некоторый интерес к породам и особям, который и по сей день встречается в Судане и Восточной Африке. Осел, который был основным транспортным животным (верблюд не получил широкого распространения до римских времен), вероятно, был приручен в этом регионе. Аборигенная египетская порода овец вымерла во 2-м тысячелетии до нашей эры и была заменена азиатской породой. Овцы были в первую очередь источником мяса; их шерсть использовалась редко. Коз было больше, чем овец. Свиней также разводили и ели. Уток и гусей держали в пищу, и многие из огромного количества диких и перелетных птиц, найденных в Египте, были отловлены и пойманы в ловушку. Элита охотилась на пустынную дичь, в основном на различные виды антилоп и горных козлов; охота на львов и диких быков была королевской привилегией. Среди домашних животных были собаки, которых также использовали для охоты, кошки и обезьяны. Кроме того, египтяне проявляли большой интерес и знали о большинстве видов млекопитающих, птиц, рептилий и рыб в их среде обитания.

Большинство египтян, вероятно, произошли от поселенцев, переселившихся в долину Нила в доисторические времена, когда рост населения происходил за счет естественного плодородия. В разные периоды здесь были иммигранты из Нубии, Ливии и особенно Ближнего Востока. Они имели историческое значение и, возможно, способствовали росту населения, но их количество неизвестно. Большинство людей жили в деревнях и городах в долине и дельте Нила. Жилища, как правило, строились из сырцового кирпича и давно исчезли из-под поднимающегося уровня грунтовых вод или из-под современных городских построек, тем самым стирая свидетельства поселений. В древности, как и сейчас, наиболее предпочтительным местом для поселений было небольшое возвышение у берега реки, где транспорт и вода были легко доступны, а затопление маловероятно. До 1-го тысячелетия до нашей эры Египет не был урбанизирован в такой степени, как Месопотамия. Вместо этого несколько центров, особенно Мемфис и Фивы, привлекали население и особенно элиту, в то время как остальные люди были относительно равномерно распределены по земле. По оценкам, численность населения увеличилась с 1 до 1,5 миллионов в 3-м тысячелетии до нашей эры и, возможно, вдвое больше в конце 2-го тысячелетия и 1-м тысячелетии до нашей эры. (Гораздо более высокие уровни населения были достигнуты в греко-римские времена.)

Почти все люди занимались сельским хозяйством и, вероятно, были привязаны к земле. Теоретически вся земля принадлежала королю, хотя на практике живущих на ней нельзя было легко переселить, а некоторые категории земель можно было покупать и продавать. Земля была закреплена за высокопоставленными чиновниками, чтобы обеспечить им доход, и большинство участков требовали уплаты значительных взносов государству, которое было сильно заинтересовано в том, чтобы земля оставалась в сельскохозяйственном использовании. Заброшенные земли были возвращены в государственную собственность и переданы под возделывание. Люди, которые жили на земле и обрабатывали ее, не могли покинуть ее и были обязаны ее обрабатывать, но они не были рабами; большинство платило часть своей продукции крупным чиновникам. Появились свободные граждане, которые работали на земле от своего имени; термины, применяемые к ним, изначально имели тенденцию относиться к бедным людям, но эти земледельцы, вероятно, не были бедными. Рабство никогда не было обычным явлением, оно ограничивалось пленниками и иностранцами или людьми, которые из-за бедности или долгов были вынуждены продавать себя на службу. Рабы иногда даже женились на членах семей своих владельцев, так что в долгосрочной перспективе те, кто принадлежал к домашнему хозяйству, имели тенденцию ассимилироваться в свободное общество. В Новом царстве (примерно с 1539 г.до 1075 г. до н.э.) большое количество пленных рабов было приобретено крупными государственными учреждениями или включено в состав армии. Карательное обращение с иностранными рабами или местными беглецами от их обязательств включало принудительные работы, изгнание (например, в оазисы западной пустыни) или обязательное участие в опасных горнодобывающих экспедициях. Даже ненаказуемая работа, такая как разработка карьеров в пустыне, была опасной. Официальный отчет одной экспедиции показывает уровень смертности более 10 процентов.

Точно так же, как египтяне оптимизировали сельскохозяйственное производство с помощью простых средств, их ремесла и методы, многие из которых пришли из Азии, были доведены до невероятного уровня совершенства. Самое поразительное техническое достижение египтян, массивное каменное строительство, также использовало потенциал централизованного государства для мобилизации огромной рабочей силы, которая стала доступной благодаря эффективным методам ведения сельского хозяйства. Некоторые из задействованных технических и организационных навыков были замечательными. Строительство великих пирамид 4-й династии ( с. 2575– в. 2465 г. до н.э.) еще предстоит полностью объяснить, и это будет серьезной проблемой по сей день. Эта затрата навыков контрастирует с редкими свидетельствами преимущественно неолитического образа жизни сельского населения того времени, в то время как использование кремневых орудий сохранялось даже в городской среде, по крайней мере, до конца 2-го тысячелетия до нашей эры. Соответственно, металла было мало, большая его часть использовалась для престижа, а не для повседневных целей.

В городских и элитных контекстах египетским идеалом была нуклеарная семья, но на земле и даже внутри центральной правящей группы есть свидетельства существования расширенных семей. Египтяне были моногамны, и выбор партнеров для брака, для которого не известны никакие формальные церемонии или юридические санкции, не следовал установленному образцу. Близкородственные браки не практиковались в династический период, за исключением случайных браков брата и сестры в королевской семье, и эта практика могла быть открыта только для королей или наследников престола. Теоретически развестись было легко, но дорого. Правовой статус женщин лишь немногим уступает статусу мужчин. Они могли владеть и распоряжаться имуществом по собственному праву, а также инициировать развод и другие судебные разбирательства. Они почти никогда не занимали административные должности, но все чаще участвовали в религиозных культах в качестве жриц или «певчих». Замужние женщины носили титул «хозяйки дома», точное значение которого неизвестно. Ниже по социальной лестнице они, вероятно, работали не только в доме, но и на земле.

Неравномерное распределение богатства, труда и техники было связано лишь с частично городским характером общества, особенно в 3-м тысячелетии до н.э. Ресурсы страны не направлялись в многочисленные провинциальные города, а вместо этого с большим эффектом концентрировались вокруг столицы — которая сама представляла собой рассредоточенную вереницу поселений, а не города — и сосредоточивались на центральной фигуре общества, короле. В 3-м и начале 2-го тысячелетий идеал элиты, выражавшийся в убранстве частных гробниц, был поместным и сельским. Лишь гораздо позже египтяне развили более ярко выраженный городской характер.

Три королевства Древнего Египта

Главная История Египта Три царства

Археологи делят древнеегипетскую временную шкалу на три отдельные категории: Старое царство, Среднее царство и Новое царство. Каждое королевство имеет свой особый период времени, а также фараонов, постройки и культуру. Периоды времени между королевствами были известны как промежуточные периоды.

 

В истории древнего Египта было три царства, а также три промежуточных периода.

Старое Королевство

Период времени

Старое Царство существовало с 2686 г. до н.э. с по 2181 г. до н.э. В него входили династии с 3-й по 6-ю.

Первый фараон

Первым фараоном Древнего царства был Джосер, правивший Египтом с 2630 по 2611 год до н. э. Он отвечал за строительство одной из самых первых пирамид, когда-либо построенных древними египтянами. Его «ступенчатая» пирамида в Саккаре положила начало египетской традиции строительства пирамид как мест захоронения фараонов.

© Винсент Браун — Палата Джосера Ка

Династии/Правители

Третья династия Правители включали:

  • Санахт
  • Джосер
  • Сехемхет
  • Хуни

Четвертая династия Правители включали:

  • Снефру
  • Хуфу
  • Раджедеф
  • Хафре
  • Менкаура
  • Шепсескаф

© JMCC1 — Статуя Хуфу

Пятая династия Правители включали:

  • Усеркаф
  • Сахура
  • Нефериркара Какай
  • Шепсескара Иси
  • Ранефереф
  • Ньюсерра
  • Менкаухор
  • Джедкара Исеси
  • Унас

Шестая династия Правители включали:

  • Тети
  • Усеркара
  • Пепи I
  • Меренра
  • Пепи II
  • Нитикрет

Строительство и гробницы

  • Во время Древнего царства Великие пирамиды Гизы и Сфинкс были построены в связи с длительным мирным периодом.
  • Этот период времени был известен как «Эпоха пирамид».
  • Снефру преобразовал пирамиду Мейдума, изначально ступенчатую, в пирамиду с гладкими сторонами, которую мы знаем сегодня. Он также построил Ломаную пирамиду в Дахшуре.
  • 5-я династия построила пирамиды, которые были меньше и менее основательны, чем пирамиды 4-й династии, однако резьба в заупокойных храмах во время 5-й династии была чрезвычайно высокого качества.
  • Последним важным памятником, построенным во времена Древнего Царства, была Пирамида Пепи II в Саккаре.

© Бруно Гирин — Пирамиды Хуфу, Хафра и Менкаура

Религия

  • Фараон, как и народ Египта, присягнул Ра, солнцу и богу-творцу. Фараон совершал ритуалы, чтобы Нил продолжал разливаться, что было жизненной силой Египта.
  • Фараон, или царь, был самым важным подставным лицом в Древнем Египте . Он владел землей и правил всем народом Египта. Он также служил верховным жрецом и главнокомандующим египетской армии.
  • В Древнем Королевстве считалось, что загробная жизнь есть только у фараона.

Культура

  • Женщины пользовались большим уважением в Старом Королевстве. Они владели землей и передавали ее своим дочерям. Фараон мог стать королем только после женитьбы на дочери предыдущего царя.
  • Вопреки распространенному мнению, пирамиды строили не рабы, а рабочие, которые добровольно воздействовали на сооружения.
  • Писали только жрецы, потому что это считалось священным. Считалось, что написание имени человека давало ему больше силы. Произносить имя фараона было строго запрещено.
  • Пирамиды были построены на западном берегу Нила, где заходило солнце, чтобы фараону было легче встретиться с Ра в загробной жизни.
  • Столицей Старого Королевства был Мемфис.

Руины храма Хатор в Мемфисе

Среднее царство

Период времени

Среднее Царство длилось с по 2055 год до н.э. с по 1650 г. до н.э. г. и включал 11-ю и 13-ю династии.

Первый фараон

Ментухотеп II считается основателем Поднебесной. Он правил из Фив после победы над правителями 10-й династии, контролировавшими Нижний Египет, и воссоединил страну.

Династия/Правители

11-я династия Правители:

  • Ментухотем I
  • Интеф I
  • Интеф II
  • Интеф III
  • Ментухотеп II
  • Ментухотеп III
  • Ментухотеп IV

12-я династия Правители:

  • Аменемхет I
  • Сесострис I
  • Аменемхет II
  • Сесострис II
  • Сесострис III
  • Амехемхет III
  • Аменемхет IV
  • Королева Собекнефру

Строительство и гробницы

  • Первым образцом архитектуры Среднего царства является погребальный комплекс Ментухотепа. Он был построен на отвесных скалах в Фивах и представлял собой террасный храм с портиками с колоннами.
  • Пирамиды Среднего царства были построены не так хорошо, как в Древнем царстве. К сожалению, сохранилось не так много пирамид Среднего царства.
  • Надгробный памятник Аменемхету I в Эль-Лиште был установлен между Саккарой и Медиумом. Он служил и резиденцией, и местом захоронения Сенусерта I и Аменемхета I. 90–160 гг.
  • Пирамида Аменемхета III в Хаваре.
  • Пирамида Сесостриса II в Иллахуне.
  • Реализованы ирригационные проекты в Файюме.

© Олаф Тауш — Погребальный комплекс Ментухотепа

Религия

  • Жрецы и дворяне обретают независимость и власть во времена Среднего царства.
  • Египет был разделен на номы, которые были религиозными, а также административные районы и управлялись номархами.
  • Древними египтянами каждый день правила религия, они всегда боялись богов и смерти.
  • Инструкция Мери-Ка-Ре учит этическим советам о том, как вести хорошую и правильную жизнь и получать вознаграждение после смерти.
  • По мере развития Среднего царства Монту, который был первоначальным покровителем Фив, был заменен Амоном.

© Ханна Петен — Хатшепсут на коленях перед Амоном

Культура

  • Среднее царство сейчас считается классическим периодом культуры, литературы и языка.
  • Тексты гробов были созданы для использования обычными египтянами. Тексты представляли собой набор магических заклинаний, помогавших умершим пройти через подземный мир.
  • Во времена Среднего царства египтяне использовали письменность, чтобы рассказывать истории, а не только для ведения записей.
  • Предприняты военные атаки на Нубию.
  • Номархи правили древнеегипетскими провинциями. Вокруг номархов сложился феодальный тип организации.

 

© McKay Savage — Texts from the Book of the Dead

 

Новое Царство

Период времени

Новое царство длилось примерно с по 1550 г. до н.э. 1070 г. до н.э. и в него входили 18-я, 19-я и 20-я династии.

Первый фараон

Первым фараоном Нового царства и 18-й династии был Яхмос. Он правил с 1550 по 1525 год до н.э. Он успешно изгнал гиксосов из Египта, а также вторгся в Палестину и продвинулся в Нубию. Он восстановил давно заброшенные храмы и воздвиг часовни в честь своей семьи. Когда он умер, после его правления остался процветающий Египет.

© rocor — Статуя Хатшепсут

Династии/Правители

18-я династия Правители:

  • Яхмос
  • Аменхотеп I
  • Тутмос I
  • Тутмос II
  • Хатшепсут
  • Тутмос III
  • Аменхотеп II
  • Тутмос IV
  • Аменхотеп III
  • Аменхотеп IV (Эхнатон)
  • Сменхкаре
  • Тутанхамон
  • Ай
  • Хоремхеб

© Клифф Хеллис — Рамзес II, Мемфис

19-я династия Правители:

  • Рамзес I
  • Сети I
  • Рамзес II
  • Меренптах
  • Аменмессу
  • Сети II
  • Саптах
  • Таусрет

20-я династия Правители:

  • Сетнахт
  • Рамзес III
  • Рамзес IV
  • Рамзес V
  • Рамзес VI
  • Рамзес VII
  • Рамзес VIII
  • Рамзес IX
  • Рамзес Х
  • Рамзес XI

Строительство и гробницы

  • Во время Нового Царства были построены два типа храмов: культовые храмы и заупокойные храмы. Культовые храмы также называли «особняками богов», а заупокойные храмы (где поклонялись умершему фараону) — «особняками миллионов лет».
  • Строительство пирамид прекратилось, и теперь фараоны предпочитали быть похороненными в Долине Царей в скальных гробницах.
  • Хатшепсут построила свой шаблон в Дейр-эль-Бахри.
  • Аменхотеп III заказал Колоссов Мемнона.

Религия

  • Фараоны XIX века были тесно связаны с Моисеем и Библией.
  • Жрецы обладали невиданной прежде в истории Египта властью. Во время Нового Царства возникли новые культовые центры.
  • Гробовые Тексты Среднего Царства стали Книгой Мертвых в Новом Царстве.
  • Все больше египтян верили в похоронные и погребальные ритуалы, что увеличивало потребность в защитных талисманах и амулетах.
  • Во время правления Эхнатона Египет стал монотеистическим – или правил только один бог, Атон или «солнечный диск». Период Армана, как его называли, длился всего 16 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *