Везде и нигде. Откуда пошли первые славяне
Категория: Новости.
О том, кто такие славяне, об их прародине и первых протогосударствах рассказал в интервью газете «Санкт-Петербургские ведомости» доцент СПбГУ Роман Наливайко:
Как известно, отсчет русской государственности ведется с 862 года. Когда в 1862 году, при императоре Александре II, праздновалось тысячелетие России, оно было отмечено установкой памятника в Великом Новгороде. К 1150-летней годовщине российской державы в Старой Ладоге усилиями археолога Анатолия Николаевича Кирпичникова был установлен первый в стране памятник Рюрику и Олегу. В следующем году исполнится уже 1160 лет с момента основания государства…
Но у людей любознательных всегда остается недоумение: а что же было прежде? Не могла же история начаться только в 862 году.
– Роман Алексеевич, вопросом о том, кто такие славяне и откуда они взялись, ученые занимаются уже не одно столетие.
– И к однозначному ответу не пришли, версий меньше не становится. В нашем распоряжении есть источники, которые в разное время разными учеными были интерпретированы по-разному, из-за чего выстроить окончательную общепризнанную концепцию практически невозможно.
Вопрос вообще достаточно политизированный, поскольку, когда в XVIII – XIX веках начиналось его изучение, ни западные славяне (словаки, чехи), ни южные (хорваты, сербы, болгары) своей государственности не имели. Первые находились в составе Священной Римской империи (официально она просуществовала до 1806 года), вторые – под игом Османской. По поводу восточных славян в российской историографии как раз тогда бушевали споры норманистов и антинорманистов: способны ли были славяне вообще самостоятельно создать государственность?
Сложность ответа на этот вопрос в немалой степени в том, что под своим именем славяне появились только в VI веке нашей эры. Казалось, помочь могли бы археологические источники, но беда состоит в том, что археологические культуры, существовавшие до этого рубежа, исследователи затрудняются определить именно как славянские.
Каждая последующая археологическая находка, каждое новое переосмысление существующих источников приводит к новым выводам. Не случайно современный московский историк Сергей Викторович Алексеев, автор серии книг, посвященных ранней истории славян, отмечает две крайности в исследовательской литературе: славяне или везде, или нигде. То есть либо ученые пытаются «удревнить» славян, возводя их появление к III тысячелетию до нашей эры, либо звучит тезис, что они появились только в V веке нашей эры.
– Как известно, для реконструкции древнейшей истории применяют «междисциплинарный подход», то есть используют данные самых разных наук.
– Конечно. Например, лингвистики. Согласно ее данным, славянские языки являются ветвью индоевропейской языковой семьи, к которой также относят германские, кельтские, романские, балтские языки. Предполагают, что некогда существовала индоевропейская общность, из состава которой славяне выделились еще в бронзовом веке, то есть в III тысячелетии до нашей эры. Правда, согласно другой версии, сначала существовала славяно-балтская общность, и в середине I тысячелетия до нашей эры произошло разделение славян и балтов.
Теперь о гипотезах археологов. Первой праславянской археологической культурой советский археолог-славист Валентин Васильевич Седов называл культуру Подклешевых погребений, которая существовала в V – I веках до нашей эры в бассейне средней и частично верхней Вислы, почти по всему бассейну Варты, а затем распространилась до среднего течения Одера на западе и Припятского Полесья и Волыни на востоке. Название происходит от того, что погребения накрывали сосудом, перевернутым вверх дном. По-польски сосуд – klosz (клош).
Наконец, все гипотезы «сходятся» на Черняховской археологической культуре, или, как ее еще называют, культурно-исторической общности. Она существовала в Северном Причерноморье в IV – V веках нашей эры, была этнически неоднородной, включала славян, иранские племена (потомков сарматов) и германцев.
Там господствовало германское племя готов, и славянские племена признавали его власть. Готский историк Иордан в своем труде «О происхождении и деяниях гетов» поведал о «державе готов», расцвет которой пришелся на правление короля Германариха в середине IV века.
– А что говорят о славянах письменные источники?
– Исследователи считают, что древнейшее название славян, зафиксированное в письменных источниках, – венеды. Речь о древнеримских авторах. Гай Плиний Старший в «Естественной истории» (77 год нашей эры) «помещает» венедов рядом с германцами и сарматами. Публий Корнелий Тацит в своем сочинении «О происхождении и местоположении германцев» (98 год нашей эры) упоминает венедов, но затрудняется сказать, к кому они ближе – к германцам или сарматам. И, наконец, Клавдий Птолемей около 160 года в сочинении «Руководство по географии» указывал, что венеды обитали в Сарматии вдоль некоего Венедского залива.
Однако вот любопытная деталь: по-фински и сегодня Россия звучит как Веняйя, по-эстонски – Венемаа, то есть как раз «земля венедов».
– Так где же, собственно говоря, прародина славян?
– Автор Повести временных лет, ссылаясь на некие предания, утверждал, что предки славян жили на Дунае. Современные исследователи считают эту версию наименее доказуемой. В настоящий момент в среде ученых доминируют две концепции. Согласно первой, предки славян обитали между Вислой и Одером, согласно второй – в Среднем Поднепровье. Один из аргументов в споре – лексика: известно, что все слова в славянских языках, связанные с морем, являются заимствованными. Это говорит о том, что формирование славянской общности происходило на территориях, удаленных от него.
Как я уже упоминал, катализатором для расселения славян в IV веке нашей эры стало нашествие с востока кочевников-гуннов. Под их натиском германские, угорские племена уходили на запад, освобождались территории, на которые и пришли славяне.
Исследователи считают, что именно тогда и произошло разделение славян на три ныне существующие группы: южные, восточные и западные. Южные славяне – сербы, хорваты, болгары – двинулись на Балканы. Восточные славяне заселили Восточную Европу, западные – поляки, чехи, словаки – Центральную.
К западным славянам относят также полабские племена, названные так по реке Лаба, или Эльба: лютичей, ободритов, лужичан. В Средневековье они жили на побережье Балтийского моря и контролировали все торговые пути в регионе. Судьба их печальна: в XII столетии они были завоеваны немцами в ходе крестовых походов, онемечены и фактически прекратили свое существование в прежнем виде.
Такие города, как Росток, Мекленбург, Любек, когда-то были центрами полабских славян, название Бранденбург происходит от славянского «Бранибор». Вы, наверное, удивитесь, но на территории современного Берлина в VIII – XII веках проживали племена западных славян!.. Интересно, что и само название нынешней германской столицы считается славянским, его возводят к слову berdlin из древнечешского языка, которое в переводе обозначает «сторожевой пост».
Славянские языковые корни можно найти в названии некоторых микрорайонов Берлина – Букков, Рудов, Панков, Кладов. На юге города расположен район Бриц, что в переводе означает «березовый лес». Наименование административного района Кепеник также считают славянским по происхождению, его можно перевести как «поселение на острове». В легендарном фильме «Семнадцать мгновений весны» именно в Кепенике жила радистка Кэт, а Штирлиц оправдывался перед Мюллером: «Мне пришлось ехать в объезд, через Кепеник-штрассе, мимо казарм…».
– Когда славяне появились под своим нынешним именем?
– В исторических источниках под этим именем они впервые начинают фигурировать в V – VI веках. Первоначально – в форме «словене». Этот этноним объясняют как «владеющий словом, могущий говорить на понятном языке». В отличие от «немцев» – «немых», не умеющих говорить на понятном языке. Недаром слово «немец» когда-то, в далекой древности, распространялось на всех иноплеменников, говоривших на «непонятных» языках.
Существует и версия названия славян от «слава», то есть славные, храбрые. Правда, форма «славяне» является более поздней.
Академик Борис Александрович Рыбаков в своей работе «Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв.», опубликованной в 1982 году, предложил еще более экзотическую версию. Он разделил слово «словене» на две части: «слы» и «вене», получив «представители, послы венедов».
– Но если следовать такому методу, то можно много версий предложить.
– Возможно, вы в чем-то правы… Что же касается первых государств славян, то они появились в VII веке. Первым было «государство Само», названное так по имени франкского купца, выбранного князем и правившего в 623 – 658 годах. Находилось оно на территории современной Чехии, части Австрии, Силезии, Словакии и объединяло предков современных чехов, словаков, словенцев.
В 822 году появляется государство западных славян Великая Моравия, в 870-х годах – Чехия. Что касается польской государственности, то здесь, как правило, говорят о Х столетии: именно тогда действовал первый «исторически подтвержденный» князь Мешко, или Мечислав.
Что же касается восточных славян, то их расселение датируют VI – VIII веками. В Повести временных лет перечислены племена: поляне, северяне, древляне, радимичи, вятичи, кривичи, словене, волыняне, белые хорваты, уличи и тиверцы. Тогда же появились и так называемые племенные княжения. Летопись упоминает правителей радимичей и вятичей – Радима и Вятко.
Наиболее известными правителями той эпохи являются легендарные основатели города Киева – Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь. Некоторые историки, правда, считают, что Кий – это не имя, а обозначение деревянного посоха, символа княжеской власти. Но для летописца Кий был реально существовавшим персонажем.
Политическая история этого периода неизвестна. Мы не знаем времени правления этих князей, даже не знаем точно, существовали они или это легенда.
– Тем не менее получается, что к IX столетию, к которому относят известия о Рюрике, у восточных славян уже все-таки появляются некие «протогосударства».
– Да, однако даже известная дата – 862 год – и то весьма условна. Рюрик упоминается только в Повести временных лет, созданной в начале XII века. При этом в некоторых летописях он вообще не фигурирует. Академик Алексей Александрович Шахматов в своей работе «Сказание о призвании варягов», опубликованной в 1904 году, относил легенду о призвании варягов только к XII столетию – именно тогда она попала в летописи.
Сам факт призвания тоже вызывает большие вопросы, поскольку для Европы это, что называется, бродячий сюжет. Точно так же Англо-саксонская хроника упоминает призвание англов и саксов на территорию Британии. Опять же, когда создавалась Повесть временных лет, на киевское княжение в 1113 году был приглашен Владимир Мономах. То есть тоже призван, причем в условиях, похожих на те, что были при появлении Рюрика, – после восстания.
Важно и то, что современная историческая наука ни в коем случае не связывает начало государственности с 862 годом, поскольку даже если Рюрик и появился в Новгороде или в Ладоге, его уже кто-то призвал. То есть уже были какие-то политические структуры, которые могли и были полномочны это сделать.
Да к тому же точно неизвестно, куда именно пригласили Рюрика: то ли в Ладогу, то ли в Новгород… Новгород как город призвания появляется в более поздних летописях, составленных уже в XVI веке, – Никоновской, Воскресенской.
– Откуда пришел Рюрик – тоже вопрос.
– На этот счет есть несколько версий. Согласно одной, он происходил из полабских славян, к тому же приходился внуком легендарному новгородскому старейшине Гостомыслу. Согласно другой, он был скандинавом. В Дании известен конунг Рорик Фрисландский, который жил и действовал примерно одновременно с летописным Рюриком. Но исследователям не хватает данных, чтобы их отождествить.
Вообще знания о том периоде у историков очень смутные из-за минимума источников. В трактате императора Константина Багрянородного указывается, что княгиня Ольга, жена князя Игоря, прибыв в Византию, привезла с собой тринадцать родственников. Кто они – неизвестно. Ученым неведомы даже имена родителей княгини Ольги…
Это обстоятельство, с одной стороны, усложняет поиск, а с другой – делает его еще более интересным. То есть исследователи в данном случае чем-то напоминают настоящих сыщиков, эдаких Пинкертонов. При этом, естественно, им следует опираться на работы предшественников, иначе неизбежно начинается «изобретение велосипеда».
В последнее время у нас появляется огромное количество книг, авторы которых, претендуя на сенсацию, излагают версии и концепции, которым уже лет сто и больше. То есть они прозвучали еще в конце XIX века. А современные сочинители об этом не ведают, совершенно не интересуясь тем, есть ли на эту тему какая-либо критическая литература.
Важно также понимать время написания той или иной хроники, летописи, цели ее создания, вопросы авторства. Все это называется критикой исторического источника. Это особая тема, показывающая, насколько сложна работа исследователя, отличающая любителя, или, как сейчас выражаются, «фрика», от профессионального историка.
ИСТОЧНИК: Санкт-Петербургские ведомости
Древние славяне
К содержанию
Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древнему индоевропейскому единству, населявшему громадную территорию Евразийского материка. Постепенно среди них индоевропейцев выделяют родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из таких племенных объединений стали славяне. Позднее в славянском массиве возникают западная и восточная, а в результате колонизации Балканского полуострова южная ветви.
Восточные | русские, украинцы, белорусы |
Западные | чехи, поляки, словаки |
Южные | болгары, сербы, хорваты |
С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы — так называемое Великое переселение народов. Передвижения славянских племен стали крупномасштабными с VI столетия, в этот период они известны под разными именами — анты, склавены, венеды, и, наконец, славяне. В связи с отсутствием письменных источников ученые пытаются решить проблему прародины славян, базируясь на данных лингвистики и археологии, не дающих целостной картины. Однако благодаря многочисленным свидетельствам греческих, римских, византийских и арабских авторов мы узнаем о быте славян, об их политическом и социальном устройстве.
В течение VI-VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. На западе они достигли Эльбы, на севере — Невы и Ладожского озера, на востоке — Средней Оки и Верхнего Дона, на юге заселили Балканский полуостров. По мере расселения славяне ассимилировали или же вытесняли народы, жившие на соседних землях. Так, например, они частично ассимилировали финно-угров (предки эстонцев, финнов, карелов и др. ), частично ассимилировали — частично вытеснили балтов (предки латышей, литовцев), полностью ассимилировали скифов, сарматов. С таким грозным соседом как Византия славяне не страшились вступать в сражения, что и вызвало во многом такой интерес у византийских авторов к этим «варварам».
Киевский летописец XII в. Нестор, автор «Повести временных лет», подробно описывает восточноевропейские племена, составившие основу древнерусской народности. В Среднем Поднепровье жили поляне, на землях которых возник Киев, к северо-западу от них — древляне, западнее древлян до западного Буга — волыняне, в верховьях Днестра — хорваты, ниже по Днестру — тиверцы, а в Поднепровье южнее полян — уличи. На днепровском Левобережье в бассейнах р. Десны и Сейма располагался союз, носивший название север, в бассейне р. Сож (левый приток Днепра севернее Десны) — радимичи, на Верхней Оке — вятичи. Между Припятью и Двиной к серу от древлян обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги — кривичи. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе оз. Ильмень и р. Волхов вплоть до Финского залива, носила название словене, совпадавшее с общеславянским самоназванием.
Культура древних славян |
Другие заметки по истории
Полезная информация?
Какие славянские языки?
славянские языки
На протяжении более тысячи лет письменной истории места и народы земель сегодняшней Восточной Европы и России вызывали любопытство и манили посетителей. Ключом к этим народам и культурам являются славянские языки: русский, украинский и белорусский на востоке; польский, чешский и словацкий на западе; и словенский, боснийский / хорватский / сербский, македонский и болгарский на юге. Все славянские языки тесно связаны друг с другом, но они также родственны романским и германским языкам, включая английский, и другим языкам индоевропейской семьи. Несмотря на лингвистическое сходство славянских языков в культуре, религии, истории и политических традициях, эти страны и народы шли разными путями — путями, которые часто пересекались в создании и распаде империй в постоянно меняющемся политическом ландшафте Восточной Европы. Европа.
Славянское отделение предлагает обучение на пяти славянских языках:
- Русский,
- Украинец,
- польский,
- чешский и
- боснийский/хорватский/сербский.
Большинство студентов, изучающих эти курсы, начинают как начинающие, хотя существует также большое разнообразие предложений на среднем и продвинутом уровнях. Русский предлагает наибольшее разнообразие курсов, но хорошо представлены и другие славянские языки. Многих студентов привлекает сочетание русского (или другого языка) с литературой, историей, государством, экономикой, обществознанием, математикой или естественными науками; на самом деле, студенты практически всех направлений, доступных в Гарварде, посещают занятия факультета. Несмотря на сложность этих языков, студенты могут достичь достойного уровня владения языком всего за несколько семестров обучения.
Как и на большинстве языков в Гарварде, классы небольшие, и студенты тесно сотрудничают как с преподавателями, так и с другими студентами в интерактивном формате для эффективного изучения языка. В дополнение к языку есть, конечно, литература, история, правительство и курсы в других областях на выбор. Вне занятий есть множество вариантов: от языковых столов в кампусе до русского телевидения, сериалов фильмов, концертов и невероятно богатых ресурсов двух центров и одного института, которые сосредоточены на этой части мира. Центр российских и евразийских исследований Дэвиса, Центр европейских исследований Минды де Гинцбург и Украинский исследовательский институт объединяют специалистов со всего мира, чтобы ежедневно предлагать разнообразные лекции и мероприятия, касающиеся языков, литературы, истории, политики, и культуры этих народов. Для тех, кто интересуется текущими событиями, Гарвард является частой остановкой для политических лидеров, как признанных, так и начинающих, и многие преподаватели Гарварда поддерживают тесные связи с людьми и проектами в этих странах. За пределами кампуса, но все еще удобного в местном масштабе, есть еще больше возможностей, поскольку большое количество эмигрантов в районе Бостона поддерживает культурные мероприятия, рестораны, магазины и даже русскую газету. Студенты, желающие учиться за границей, получат помощь в выборе из ряда вариантов, а те, кто ищет опыт работы за границей в этих странах, могут получить рекомендации о том, как искать работу.
Для дополнительной информации
Кафедра славянских языков и литератур находится на третьем этаже Баркер-центра, улица Куинси, 12, телефон (617) 495-4065, e-mail: [email protected]. Приглашаем зайти, позвонить или написать в отдел по любым вопросам.
По вопросам языка вы можете обратиться к доктору Стивену Клэнси, директору языковой программы, электронная почта: [email protected], телефон (617) 496-0624.
По вопросам литературы или сочетания славянского языка с другими предметами обращайтесь к директору бакалавриата, профессору Дарье Хитровой.
История и происхождение славянских народов
FacebookTwitterPinterest
Несмотря на то, что сегодня информацию о разных странах, местах, нациях и этнических группах очень легко найти, часто возникает путаница в отношении того, кто такие славяне и кто славянские народы и какие славянские народы.
Славянские народы — народы, говорящие на некоторых славянских языках и проживающие в основном на территории славянских народов.
Если вы совсем не представляете, что такое славянин, существует множество положительных, забавных или оскорбительных стереотипов. Например, можно считать, что человек, говорящий на русском или на языке, напоминающем русский, является славянином.
И если тема вас еще интересует, то вот вам немного информации о славянской истории, происхождении, языке, территории и религии.
Содержание
История и происхождение славянских народов
Славяне — это народ, говорящий на языках балто-славянской группы языков, принадлежащих к индоевропейской языковой семье.
До византийских письменных источников 6 века сведений о славянах немного. Широко распространено мнение, что славяне начали спускаться с Карпат в V веке и мигрировали в разных направлениях. До 10 века они селились в основном на территориях, покинутых германскими племенами, бежавшими от гуннов и их союзников.
Славянские племена населяли территории между Черным морем, Ионическим морем, Балканскими горами и Балтийским морем. Сегодня они делятся на три большие подгруппы в зависимости от географического положения и сходства языков:
- восточные славяне (русские, украинцы и белорусы)
- западные славяне (чехи, поляки, словаки и сербы)
- южных славян (боснийцы, хорваты, словенцы, сербы, черногорцы, македонцы и болгары)
Следует отметить, что эта классификация основана главным образом на сходстве языков. Внутри этих групп есть много этнических и языковых подразделений, которые очень сложны.
youtube.com/embed/8SDH8Y9eHp4?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>Славянские языки
Славянские языки — это группа языков индоевропейской семьи. Они делятся на три основные группы:
восточнославянские | западнославянские | южнославянские |
---|---|---|
Belarussian | Czech-Slovak – Czech – Slovak | Eastern – Bulgarian – Macedonian – Church Slavonic |
Russian | Lechitic – Polish, Silesian – Pomeranian – Кашубский | Западный – Сербохорватский – Сербский – Хорватский – Боснийский – Черногорский – Бургенландский Хорватский – Словенский |
Украинский | Sorbian — Верхний сорбиан — Нижний сорбиан | |
Русин (существует дебаты, является ли это отдельным языком или диалектом, на котором говорят Rusyns) |
Самые ранние письменные данные о славянах описывают их как «примитивных и диких» захватчиков. В византийских писаниях они описывались как «варвары». Они дико нападали на римские поселения, чтобы завоевать какие-то земли, поэтому описание может быть точным в смысле славянской воинственности, но мало что говорит о том, кем они были, кроме того, что они раздражали римлян.
Поскольку сведений об их происхождении, общественной жизни и миграциях немного, авторы нередко расходятся во мнениях. Одни говорят, что у предков славян были постоянные поселения, расположенные вокруг болот и в лесах, другие утверждают, что славяне были кочевниками.
Также есть историки, которые считают, что ими правил один правитель, предположительно король, с казной и войсками обороны; в то время как другие утверждают, что, как только они поселились на территориях Центральной Европы, они приняли некоторую форму демократии и классовой дифференциации.
Откуда пришли славяне
Историки, этнографы и археологи (как и все остальное в этом отношении) спорят о точном протославянском местонахождении. Были теории, что славяне происходят с территорий Ближнего Востока или России. Однако эти теории были отвергнуты.
Большинство ученых, изучающих предмет, сходятся во мнении, что родина славян находится где-то между Центральной и Восточной Европой, скорее всего, в пределах Карпатских гор. Это единственная территория, откуда славяне могли добраться до Богемии (и за ее пределы) на западе, реки Волги на востоке, Балтийского моря на севере, Балканских гор на юге и Динарских Альп на юго-западе.
Славянские народы и страны сегодня
Сегодня славянские народы проживают на территории Польши, Чехии, Словакии – и считаются западными славянами; Украина, Беларусь, Россия – восточные славяне; Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Черногория, Северная Македония и Болгария – южные славяне. Все они известны как славянские страны, а некоторые называют этот регион славянским регионом.
Естественно, эти три группы имеют много общего, но также и различия, поскольку на протяжении столетий они смешивались с разными племенами и этническими группами. Следовательно, их классификация как славян основана на славянских языках и предполагаемых протокультурных и генетических характеристиках.
Западные славяне смешались с пруссаками, кельтами, паннонскими аварами, венграми и германцами. Они находились под влиянием Западной Римской империи и католической церкви.
г. Восточные славяне в Восточной Европе смешались в основном с финно-угорскими народами и балтийскими народами. Дальше на восток, на территории России, они также смешались со скифами, сибиряками, кавказцами, тюрками. На них оказала влияние Византийская империя (Восточная Римская империя) и Восточная православная церковь.
А южные славяне смешались с кельтскими племенами, восточногерманскими племенами, азиатскими (в основном кавказскими) племенами, а также протобалканскими племенами (эллинскими, пеонскими, фракийскими, дакийскими и иллирийскими). Во время османской оккупации на Балканах они также смешались с турками. На них оказали влияние Византийская империя и Восточная православная церковь, а также Османская империя и ислам.
За исключением словенцев и хорватов (которые находились под влиянием Западной Римской империи и католической церкви). и большей части России и говорят на одном из восточнославянских языков
Свыше 81 процента населения России считаются русскими, то есть говорят на русском языке, поэтому большинство из них считаются славянами.Однако остальные 19процентов составляют татары, украинцы, башкиры, чуваши и представители других национальностей.
На русском языке также говорят в некоторых странах бывшего СССР, таких как Узбекистан, Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Грузия, Армения, Азербайджан, Молдова, Латвия, Литва и Эстония. В этих странах есть население, которое до сих пор говорит на русском языке, но этнически не считает себя ни русскими, ни славянами.
Славяне Центральной Европы
Славяне, живущие в Центральной Европе, считаются западными славянами и говорят на чешском, польском или словацком языках. Они используют латинский алфавит и в основном католики.
Эти народы поддерживают прочные отношения с Европой, они часто считают себя европейцами с отличной этнической принадлежностью от той, что классифицируется как славянская.
Конечно, у них сохранились физические черты, типичные для славян, но их экономическое и социальное развитие обусловило более частое взаимодействие с западноевропейскими народами.
Молодое поколение имеет тенденцию говорить о своей родословной как о славянской, но они не чувствуют особой связи со славянскими культурами. Так или иначе, в дереве языков они по-прежнему принадлежат к славянской группе.
В этой части Европы много интересных фамилий. Если вы хотите узнать, какие фамилии самые распространенные в Восточной Европе, прочитайте эту статью.
Южные славяне
Южнославянские народы, за исключением Болгарии, были объединены в Югославию, страну в Юго-Восточной Европе и Центральной Европе на протяжении большей части 20 века. Частью этого союза были Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Сербия, Северная Македония и Черногория.
Страна развалилась в 1990-х по внутренним делам.
В рамках этой группы существуют многочисленные подгруппы и подразделения, основанные на генетике, религии, языке и этнической принадлежности. Это самая сложная подгруппа славянской группы, поскольку на нее оказали влияние несколько очень разных культур — византийская, османская, греческая и протобалканская.
Например, есть боснийцы, южные славяне, которые этнически идентифицируют себя с Боснией и Герцеговиной, но религиозно идентифицируют себя как мусульмане и поддерживают отношения со странами ислама – через родственников, образование, бизнес, финансовую поддержку и миграции.
Кроме того, есть люди, которые считают себя турками только потому, что их предки приняли ислам во время османской экспансии на Балканах. Они говорят на некоторых славянских языках, не говорят по-турецки, никогда не были в Турции, не имеют генетического родства с турками, но при этом идентифицируют себя как турки.
И есть много этнических групп, которые так же идентифицируют себя с определенной нацией, религией или культурой, что часто является исключением из убеждений большинства.
Мифология славянских народов
Славяне были язычниками с многочисленными божествами. До сих пор на территориях проживания славян сохранились следы языческих обрядов и обычаев (до сих пор соблюдаемых). Многие места (в основном небольшие города и села) славятся ежегодными языческими ритуалами славян, отмечающими смену времен года. За этими событиями следует много музыки, танцев, масок, еды и алкоголя, и их посещает большое количество людей из страны и из-за рубежа.
Перун
Он верховный бог грома и молнии, владеющий небом. Он эквивалентен греческому Зевсу и римскому Юпитеру. Он представлен как воин с мускулами и медной бородой. Его изображают либо с кувалдой, либо с луком и стрелами.
Дажьбог
В дословном переводе это «Бог Податель», подаривший людям солнце и богатство. Согласно славянскому фольклору, этот бог возрождается каждый день и стареет с каждым днем. Он умирает на закате только для того, чтобы родиться вновь с восходом солнца. Его часто изображают с солнечным ореолом вокруг головы и солнечным шаром в руке.
Стрибог
Сын Перуна, бог ветра, воздуха и неба. Его описывают как человека, испытывающего отвращение к другим богам и не наслаждающегося их обществом, однако он быстро появляется, когда его зовут. Его обычно изображают в виде старика, держащего в руках охотничий рог, которым он призывает ветер.
Эти божества идут дальше и очень похожи на богов и богинь в разных мифологиях. Интересной частью славянских традиций являются ритуалы и обычаи, посвященные этим божествам, которые праздновались в течение года (когда это было необходимо).
Сегодня большинство славян традиционно христиане.
Заключение
Итак, славяне — это люди, потомки праславянского племени, проживавшего в Карпатах примерно до 5 века.