Гермес. Мифы Древней Греции — древнегреческий миф читать онлайн
Гермес (у римлян Меркурий) — один из древнейших богов Греции; был первоначально богом — покровителем стад, его изображали иногда с бараном на руках. В гомеровском эпосе Гермес прежде всего посланник богов и проводник душ умерших в подземное царства Аида. Гермес — покровитель путешественников; с развитием торговли Гермес становится богом — покровителем торговли, а следовательно, изворотливости, обмана и даже воровства. Кроме того, Гермес — покровитель юношества, атлетов, бог гимнастики; его статуи ставились в палестрах и гимнасиях — учреждениях, в которых обучали борьбе, кулачному бою, бросанью диска, бегу, прыганью и т. д.
В гроте горы Киллены в Аркадии родился сын Зевса и Майи, бог Гермес, посланник богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях, с жезлом-кадуцеем в руках. Гермес охраняет пути, и посвященные ему гермы можно видеть поставленными при дорогах, на перекрестках и у входов в дома всюду в древней Греции. Он покровительствует путникам в путешествии при жизни, он же ведет души умерших в их последний путь — в печальное царство Аида. Своим волшебным жезлом смыкает он глаза людей и погружает их в сон. Гермес — бог покровитель путей и путников и бог торговых сношений и торговли. Он дает в торговле барыш и посылает людям богатство. Гермес изобрел и меры, и числа, и азбуку, он обучил всему этому людей. Он же и бог красноречия, вместе с тем — изворотливости и обмана. Никто не может превзойти его в ловкости, хитрости и даже в воровстве, так как он необычайно ловкий вор. Это он украл однажды в шутку у Зевса его скипетр, у Посейдона — трезубец, у Аполлона — золотые стрелы и лук, а у Ареса — меч.
ГЕРМЕС ПОХИЩАЕТ КОРОВ АПОЛЛОНА
Едва родился Гермес в прохладном гроте Киллены, как он уже замыслил первую свою проделку. Он решил похитить коров у сребролукого Аполлона, который пас в это время стада богов в долине Пиэрии, в Македонии. Тихонько, чтобы не заметила мать, выбрался Гермес из пеленок, выпрыгнул из колыбели и прокрался к выходу из грота. У самого грота он увидал черепаху, поймал ее и из щита черепахи и трех веток сделал первую лиру, натянув на нее сладкозвучные струны. Тайком вернулся Гермес в грот, спрятал лиру в своей колыбели, а сам опять ушел и быстро, как ветер, понесся в Пиэрию. Там он похитил из стада Аполлона пятнадцать коров, привязал к их ногам тростник и ветки, чтобы замести след, и быстро погнал коров по направлению к Пелопоннесу. Когда Гермес уже поздно вечером гнал коров через Беотию, он встретил старика, работавшего в своем винограднике.
— Возьми себе одну из этих коров, — сказал ему Гермес, — только никому не рассказывай, что видел, как я прогнал здесь коров.
Старик, обрадованный щедрым подарком, дал слово Гермесу молчать и не показывать никому, куда тот погнал коров. Гермес пошел дальше. Но он отошел еще недалеко, как ему захотелось испытать старика, — сдержит ли он данное слово. Спрятав коров в лесу и изменив свой вид, вернулся он назад и спросил старика:
— Скажи-ка, не прогонял ли тут мальчик коров? Если ты мне укажешь, куда он их прогнал, я дам тебе быка и корову.
Недолго колебался старик, сказать или нет, очень уж хотелось ему получить еще быка и корову, и он показал Гермесу, куда угнал мальчик коров. Страшно рассердился Гермес на старика за то, что он не сдержал слова, и в гневе превратил его в немую скалу, чтобы вечно молчал он и помнил, что надо держать данное слово.
После этого вернулся Гермес за коровами я быстро погнал их дальше. Наконец, пригнал он их в Пилос. Двух коров принес он в жертву богам, потом уничтожил все следы жертвоприношения, а оставшихся коров спрятал в пещере, введя их в нее задом, чтобы следы коров вели не в пещеру, а из нее.
Сделав все это, Гермес спокойно вернулся в грот к матери своей Майе и лег потихоньку в колыбель, завернувшись в пеленки.
Но Майя заметила отсутствие своего сына. Она с упреком сказала ему:
— Плохое замыслил ты дело. Зачем похитил ты коров Аполлона? Разгневается он. Ведь ты знаешь как грозен в гневе своем Аполлон. Разве ты не боишься его разящих без промаха стрел?
— Не боюсь я Аполлона, — ответил матери Гермес, — пусть себе гневается. Если он вздумает обидеть тебя или меня, то я в отместку разграблю все его святилище в Дельфах, украду все его треножники, золото, серебро и одежды.
А Аполлон уже заметил пропажу коров и пустился их разыскивать. Он нигде не мог их найти. Наконец, вещая птица привела его в Пилос, но и там не нашел своих коров златокудрый Аполлон. В пещеру же, где были спрятаны коровы, он не вошел, — ведь следы вели не в пещеру, а из нее.
Наконец, после долгих бесплодных поисков, пришел он к гроту Майи. Заслышав приближение Аполлона, Гермес еще глубже забрался в свою колыбель и плотнее завернулся в пеленки. Разгневанный Аполлон вошел в грот Майи и увидал, что Гермес с невинным лицом лежит в своей колыбели. Он начал упрекать Гермеса за кражу коров и требовал, чтобы он вернул их ему, но Гермес от всего отрекался. Он уверял Аполлона, что и не думал красть у него коров и совершенно не знает, где они.
— Послушай, мальчик! — воскликнул в гневе Аполлон, — я свергну тебя в мрачный Тартар, и не спасет тебя ни отец, ни мать, если ты не вернешь мне моих коров.
— 0, сын Латоны! — ответил Гермес. — Не видал я, не знаю и от других не слыхал о твоих коровах. Разве этим я занят — другое теперь у меня дело, другие заботы. Я забочусь лишь о сне, молоке матери да моих пеленках. Нет, клянусь, я даже не видел вора твоих коров.
Как не сердился Аполлон, он ничего не мог добиться от хитрого, изворотливого Гермеса. Наконец, златокудрый бог вытащил из колыбели Гермеса и заставил его идти в пеленках к отцу их Зевсу, чтобы тот решил их спор. Пришли оба бога на Олимп. Как ни изворачивался Гермес, как не хитрил, все же Зевс велел ему отдать Аполлону похищенных коров.
С Олимпа повел Гермес Аполлона в Пилос, захватив по дороге сделанную им из щита черепахи лиру. В Пилосе он показал, где спрятаны коровы. Пока Аполлон выгонял коров из пещеры, Гермес сел около нее на камне и заиграл на лире. Дивные звуки огласили долину и песчаный берег моря. Изумленный Аполлон с восторгом слушал игру Гермеса. Он отдал Гермесу за его лиру похищенных коров, — так пленили его звуки лиры. А Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров, изобрел себе свирель , столь любимую пастухами Греции.
Изворотливый, ловкий, носящийся быстро, как мысль, по свету прекрасный сын Майи и Зевса, Гермес, уже в раннем детстве своем доказавший свою хитрость и ловкость, служил также и олицетворением юношеской силы. Всюду в палестрах стояли его статуи. Он бог молодых атлетов. Его призывали они перед борьбой и состязаниями в быстром беге.
Кто только не чтил Гермеса в древней Греции: и путник, и оратор. и купец, и атлет, и даже воры.
Читать онлайн «Мифы Древней Греции. Мифология для детей» – Литрес
© ООО «Филологическое общество „СЛОВО”», 2009
© ООО «Издательство Астрель», 2009
Начало мира
Когда-то давным-давно во Вселенной не было ничего, кроме темного и мрачного Хаоса. А потом из Хаоса появилась Земля – богиня Гея, могучая и прекрасная. Она дала жизнь всему, что живет и растет на ней. И все с тех пор называют ее своей матерью.
Великий Хаос породил также угрюмый Мрак – Эреб и черную Ночь – Нюкту и велел им сторожить Землю. Темно было на Земле в то время и мрачно. Так было до тех пор, пока не устали Эреб и Нюкта от своей тяжелой, бессменной работы. Тогда они породили вечный Свет – Эфир и радостный сияющий День – Гемера.
Так и пошло с тех пор. Ночь сторожит покой на Земле. Как только опускает она свои черные покрывала, все погружается в темноту и безмолвие. А потом ей на смену приходит веселый, сияющий День, и вокруг становится светло и радостно.
Глубоко же под Землей, так глубоко, как только можно себе представить, образовался ужасный Тартар. Тартар был от Земли так же далеко, как небо, только с обратной стороны. Там царил вечный мрак и безмолвие…
А наверху, высоко над Землей, раскинулось бесконечное Небо – Уран. Бог Уран стал царствовать над всем миром. Он взял себе в жены прекрасную богиню Гею – Землю.
Шесть дочерей, прекрасных и мудрых, было у Геи и Урана и шесть сыновей, могучих и грозных титанов, и среди них величественный титан Океан и самый младший – хитроумный Крон.
А потом у матери Земли родились сразу шесть ужасных великанов. Три великана – циклопы с одним глазом во лбу – могли испугать любого, кто только взглянет на них. Но еще страшнее выглядели три других великана, настоящие чудовища. У каждого из них было по 50 голов и по 100 рук. И они были такие ужасные на вид, эти сторукие великаны-гекатонхейры, что даже сам отец, могущественный Уран, боялся их и ненавидел. Вот и решил он избавиться от своих детей. Он заключил великанов глубоко в недра их матери Земли и не позволил им выходить на свет.
Метались великаны в глубоком мраке, хотели вырваться наружу, но не смели ослушаться приказа своего отца. Тяжело было и их матери Земле, она очень страдала от такого невыносимого бремени и боли. Тогда она позвала своих детей-титанов и попросила их помочь ей.
– Восстаньте против своего жестокого отца, – уговаривала она их, – если вы сейчас не отнимете у него власть над миром, он погубит нас всех.
Но как ни уговаривала Гея своих детей, они никак не соглашались поднять руку на своего отца. Только самый младший из них, безжалостный Крон, поддержал мать, и они решили, что Уран больше не должен царствовать в мире.
И вот однажды Крон набросился на своего отца, серпом ранил его и отнял у него власть над миром. Капли крови Урана, упавшие на землю, превратились в чудовищных гигантов со змеиными хвостами вместо ног и мерзких, отвратительных эриний, у которых вместо волос на голове извивались змеи, а в руках они держали зажженные факелы. Это были ужасные божества смерти, раздора, мести и обмана.
Теперь в мире воцарился могущественный неумолимый Крон – бог Времени. Он взял себе в жены богиню Рею.
Но в его царстве тоже не было мира и согласия. Боги ссорились между собой и обманывали друг друга.
Война богов
Долгое время царствовал в мире великий и могущественный Крон, бог Времени, и его царство люди называли золотым веком. Первые люди тогда только родились на Земле, и жили они не зная никаких забот. Благодатная Земля сама кормила их. Она давала обильные урожаи. На полях сам собой рос хлеб, в садах созревали чудесные фрукты. Людям только оставалось собирать их, и они трудились сколько могли и хотели.
Но сам Крон не был спокоен. Еще давно, когда он только начинал царствовать, его мать, богиня Гея, предсказала ему, что он тоже потеряет власть. И отнимет ее у Крона один из его сыновей. Вот Крон и беспокоился. Ведь всем, кто имеет власть, хочется царствовать как можно дольше.
Крон тоже не хотел терять власть над миром. И он повелел своей жене, богине Рее, чтобы она приносила ему своих детей сразу же, как только они появлялись на свет. И отец безжалостно проглатывал их. Сердце Реи разрывалось от горя и страданий, но она ничего не могла поделать. Уговорить Крона было невозможно. Так он проглотил уже пятерых своих детей. Скоро должен был родиться еще один ребенок, и богиня Рея в отчаянии обратилась к своим родителям, Гее и Урану.
– Помогите мне спасти моего последнего малыша, – умоляла она их со слезами. – Вы мудрые и всесильные, скажите, что делать мне, где спрятать моего милого сына, чтобы он мог вырасти и отомстить за такое злодейство.
Сжалились бессмертные боги над своей любимой дочерью и научили ее, как ей поступить. И вот приносит Рея своему мужу, безжалостному Крону, длинный камень, завернутый в пеленки.
– Вот сын твой Зевс, – сказала она ему печально. – Он только что родился. Делай с ним что хочешь.
Крон схватил сверток и, не разворачивая его, проглотил. Тем временем обрадованная Рея взяла своего маленького сына, черной глухой ночью пробралась в Дикту и в недоступной пещере на лесистой Эгейской горе спрятала его.
Там, на острове Крит, и рос он в окружении добрых и веселых демонов-куретов. Они играли с маленьким Зевсом, приносили ему молоко от священной козы Амалфеи. А когда он плакал, демоны принимались громыхать копьями о щиты, плясали и громкими криками заглушали его плач. Они очень боялись, что жестокий Крон услышит плач ребенка и поймет, что его обманули. И тогда уже никто не сможет спасти Зевса.
Но Зевс рос очень быстро, его мускулы наливались необычайной силой, и скоро настало время, когда он, могучий и всесильный, решил вступить в борьбу с отцом и отнять у него власть над миром. Зевс обратился к титанам и предложил им вместе с ним бороться против Крона.
И разгорелся великий спор среди титанов. Одни решили остаться с Кроном, другие встали на сторону Зевса. Исполненные отваги, они рвались в бой. Но Зевс остановил их. Сначала он хотел освободить своих братьев и сестер из чрева отца, чтобы уже потом вместе с ними бороться против Крона. Но как заставить Крона отпустить своих детей? Зевс понимал, что одной только силой ему не одолеть могущественного бога. Надо что-то придумать, чтобы перехитрить его.
Тут ему на помощь пришел великий титан Океан, который в этой борьбе был на стороне Зевса. Его дочь, мудрая богиня Фетида, приготовила волшебное зелье и принесла его Зевсу.
– О могучий и всесильный Зевс, – сказала она ему, – этот чудодейственный нектар поможет тебе освободить твоих братьев и сестер. Только заставь Крона выпить его.
Хитроумный Зевс придумал, как это сделать. Он послал Крону в подарок роскошную амфору с нектаром, и Крон, ничего не подозревая, принял этот коварный дар. Он с удовольствием выпил волшебный нектар и тут же изрыгнул из себя сначала завернутый в пеленки камень, а потом и всех своих детей. Один за другим вышли они на свет, и дочери его, прекрасные богини Гестия, Деметра, Гера, и сыновья – Аид и Посейдон. За то время, пока сидели в утробе отца, они стали уже совсем взрослыми.
Объединились все дети Крона, и началась долгая и страшная война их со своим отцом Кроном за власть над всеми людьми и богами. Новые боги утвердились на Олимпе. Отсюда и повели свою великую битву.
Всесильными и грозными были молодые боги, могучие титаны поддерживали их в этой борьбе. Циклопы выковали для Зевса грозные рокочущие громы и огненные молнии. Но и с другой стороны были мощные противники. Могущественный Крон совсем не собирался отдавать свою власть молодым богам и тоже собрал вокруг себя грозных титанов.
Десять лет длилась эта страшная и жестокая битва богов. Никто не мог одержать победу, но и сдаваться не хотел никто. Тогда Зевс решил позвать себе на помощь могучих сторуких великанов, которые все еще сидели в глубоком и мрачном подземелье. Огромные страшные великаны вышли на поверхность Земли и ринулись в бой. Они отрывали от горных хребтов целые скалы и швыряли их в осаждавших Олимп титанов. Воздух разрывался на части от дикого грохота, от боли стонала Земля, и даже далекий Тартар содрогался от того, что происходило наверху. С высот Олимпа Зевс метал вниз огненные молнии, и все вокруг полыхало страшным пламенем, вода в реках и морях вскипала от жара.
Наконец титаны дрогнули и отступили. Олимпийцы сковали их и бросили в мрачный Тартар, в глухую вековечную тьму. А у ворот Тартара встали на страже грозные сторукие великаны, чтобы никогда уже могучие титаны не могли вырваться на свободу из своего ужасного плена.
Но не пришлось молодым богам праздновать победу. Богиня Гея разгневалась на Зевса за то, что он так жестоко обошелся с ее сыновьями-титанами. В наказание ему она породила ужасное чудовище Тифона и послала его на Зевса.
Сама Земля содрогнулась, и вздыбились огромные горы, когда вылез на свет громадный Тифон. На разные голоса выли, ревели, лаяли, кричали все его сто драконьих голов. Даже боги вздрогнули от ужаса, когда увидели такое чудовище. Один только Зевс не растерялся. Он взмахнул своей могучей десницей – и сотни пламенных молний обрушились на Тифона. Грохотал гром, нестерпимым блеском сверкали молнии, вскипала в морях вода – настоящий ад творился на Земле в то время.
Но вот молнии, посланные Зевсом, достигли цели, и одна за другой вспыхнули ярким пламенем головы Тифона. Он тяжело рухнул на израненную Землю. Поднял Зевс огромное чудовище и сбросил его в Тартар. Но и там не успокоился Тифон. Время от времени начинает он буйствовать в своем жутком подземелье, и тогда случаются ужасные землетрясения, рушатся города, раскалываются горы, жестокие бури сметают все живое с лица земли. Правда, теперь уже недолговечно буйство Тифона, выплеснет он свои дикие силы – и затихнет на время, и опять все на земле и на небе идет своим чередом.
Вот так и окончилась великая битва богов, после которой в мире воцарились новые боги.
Посейдон, повелитель морей
Глубоко на самом дне моря живет теперь в своем роскошном дворце брат могущественного Зевса Посейдон. После той великой битвы, когда молодые боги победили старых, кинули сыновья Крона жребий, и Посейдону досталась власть над всеми морскими стихиями. Спустился он на дно морское, да так и остался там жить навсегда. Но каждый день поднимается Посейдон на поверхность моря, чтобы объехать свои бескрайние владения.
Величественный и прекрасный, мчится он на своих могучих зеленогривых конях, и послушные волны расступаются перед своим повелителем. Самому Зевсу не уступает Посейдон в могуществе. Еще бы! Ведь стоит ему взмахнуть своим грозным трезубцем, как поднимается на море неистовая буря, к самому небу вздымаются громадные волны и с оглушительным ревом обрушиваются вниз, в самую бездну.
Страшен могучий Посейдон в гневе, и горе тому, кто окажется в такое время на море. Словно невесомые щепки, носятся по бушующим волнам огромные корабли, пока, вконец изломанные и искореженные, не рухнут они в морскую пучину. Даже морские обитатели – рыбы и дельфины – стараются забраться поглубже в море, чтобы переждать там в безопасности гнев Посейдона.
Но вот его гнев проходит, величественно поднимает он свой сверкающий трезубец, и успокаивается море. Поднимаются из морских глубин невиданные рыбы, пристраиваются сзади к колеснице великого бога, устремляются следом за ними веселые дельфины. Кувыркаются они в морских волнах, развлекают своего могучего повелителя. Веселыми стайками плещутся в прибрежных волнах прекрасные дочери морского старца Нерея.
Однажды Посейдон, как всегда, мчался по морю на своей быстролетной колеснице и на берегу острова Наксос увидел прекрасную богиню. Это была Амфитрита, дочь морского старца Нерея, который знает все тайны будущего и даёт мудрые советы. Вместе со своими сестрами-нереидами она отдыхала на зеленом лугу. Они бегали и резвились, взявшись за руки, водили веселые хороводы.
Сразу полюбил Посейдон прекрасную Амфитриту. Он уже направил могучих коней к берегу и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита испугалась неистового Посейдона и ускользнула от него. Потихоньку пробралась она к титану Атланту, который держит на своих мощных плечах небесный свод, и попросила, чтобы он где-нибудь спрятал ее. Пожалел Атлант прекрасную Амфитриту и укрыл ее в глубокой пещере на дне Океана.
Долго искал Посейдон Амфитриту и никак не мог найти ее. Подобно огненному смерчу носился он по морским просторам; все это время свирепая буря не утихала на море. Все обитатели морские: и рыбы, и дельфины, и все чудища подводные – отправились на поиски прекрасной Амфитриты, чтобы успокоить своего разбушевавшегося повелителя.
Наконец дельфину удалось найти ее в одной из отдаленных пещер. Приплыл он побыстрее к Посейдону и показал ему убежище Амфитриты. Примчался Посейдон к пещере и увез с собой свою любимую. Не забыл он поблагодарить и того дельфина, который помог ему. Он поместил его среди созвездий на небе. С тех пор дельфин так и живет там, и все знают, что есть на небе созвездие Дельфин, только не всем ведомо, как оно там оказалось.
А прекрасная Амфитрита стала женой могущественного Посейдона и счастливо зажила с ним в его роскошном подводном замке. С тех пор редко случаются на море свирепые бури, потому что нежная Амфитрита очень хорошо умеет укрощать гнев своего могущественного супруга.
Пришло время, и у божественной красавицы Амфитриты и властителя морей Посейдона родился сын – красавец Тритон. Сколь красив сын властителя морей, столь и шаловлив. Только подует он в раковину – и сразу заволнуется море, зашумят волны, грозный шторм обрушится на незадачливых мореходов. Но Посейдон, видя проказы своего сына, тут же поднимает свой трезубец, и волны как по волшебству утихают и, нежно шепчась, безмятежно плещутся, ласкаясь о прозрачный, чистый морской песок на берегу.
Морской старец Нерей часто навещает свою дочку, приплывают к ней и ее веселые сестры. Иногда Амфитрита отправляется вместе с ними поиграть на морском берегу, и Посейдон уже не волнуется. Он знает, что она больше не будет от него прятаться и обязательно вернется в их чудесный подводный дворец.
Греческая мифология | Боги, рассказы и история
Exekias: греческая амфора с изображением Ахиллеса, убивающего Пентесилею
Просмотреть все медиа
- Похожие темы:
- нимфа Эгей Алкмена Ахиллесова пята кентавромахия
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Кто является одним из главных персонажей греческой мифологии?
Греческий миф принимает множество форм, от мифов религиозного происхождения до народных сказок и легенд о героях. Что касается богов, греческий пантеон состоит из 12 божеств, которые, как говорят, жили на горе Олимп: Зевс, Гера, Афродита, Аполлон, Арес, Артемида, Афина, Деметра, Дионис, Гефест, Гермес и Посейдон. (В этот список иногда также входят Аид или Гестия). Другие главные фигуры греческого мифа включают героев Одиссея, Орфея и Геракла; Титаны; и девять муз.
Греческая религия
Узнайте больше о древнегреческой религии, которая отличается от греческой мифологии, но тесно связана с ней.Какие основные произведения греческой мифологии?
Одними из наиболее важных и известных произведений греческой мифологии являются эпические поэмы Гомера: Илиада и Одиссея . В них изложены многие характеристики олимпийских богов и известных героев. Наиболее полным и важным источником мифов о происхождении богов является Теогония Гесиода, включающая также народные сказки и этиологические мифы. Гесиод также написал « трудов и дней », эпическую поэму о сельскохозяйственных искусствах, включающую элементы мифа.
Подробнее ниже: Источники мифов: литературные и археологические
Гомер
Подробнее о Гомере.Когда зародилась греческая мифология?
Трудно сказать, когда зародилась греческая мифология, поскольку считается, что она восходит к многовековой устной традиции. Вполне вероятно, что греческие мифы произошли от историй, рассказанных в минойской цивилизации Крита, которая процветала примерно с 3000 по 1100 год до нашей эры.
Подробнее читайте ниже: Источники мифов: литературные и археологические
Минойская цивилизация
Подробнее о минойской цивилизации.Греческая мифология , свод историй о богах, героях и ритуалах древних греков. То, что мифы содержали значительный элемент вымысла, признавали наиболее критично настроенные греки, такие как философ Платон в V–IV веках до н. э. В целом, однако, в народном благочестии греков мифы рассматривались как правдивые рассказы. Греческая мифология впоследствии оказала большое влияние на искусство и литературу западной цивилизации, которая унаследовала большую часть греческой культуры.
Откройте для себя мифологию, легенды и сказки Древней Греции
Посмотрите все видео к этой статье Хотя люди всех стран, эпох и этапов цивилизации создали мифы, объясняющие существование и работу природных явлений, рассказывают о деяниях богов или героев, или стремятся оправдать социальные или политические институты, мифы греков остались непревзойденными в западном мире как источники творческих и привлекательных идей. Поэты и художники с древних времен до наших дней черпали вдохновение в греческой мифологии и обнаруживали современное значение и актуальность классических мифологических тем.
Источники мифов: литературные и археологические
Греческий историк V века до н. э. Геродот заметил, что Гомер и Гесиод придали олимпийским богам их знакомые черты. Мало кто сегодня воспримет это буквально. В первой книге «Илиады» сын Зевса и Лето (Аполлон, строка 9) так же легко идентифицируется греческим читателем по его отчеству, как и сыновья Атрея (Агамемнон и Менелай, строка 16). В обоих случаях ожидается, что аудитория будет знать мифы, предшествовавшие их литературному воплощению. Мало что известно о том, что греки относились к Гомеру или любому другому источнику греческих мифов как к простому развлечению, в то время как есть выдающиеся греки от Пиндара до поздней Стои, для которых мифы, и особенно гомеровские, настолько серьезны, что требуют боудлеризации или аллегоризации.
Наиболее полным и важным источником мифов о происхождении богов является Теогония Гесиода (ок. 700 г. до н. э.). Упомянутые выше сложные генеалогии сопровождаются сказками и этиологическими мифами. В «Трудах и днях » некоторые из них представлены в контексте календаря фермера и обширных разглагольствований на тему справедливости, адресованных, возможно, вымышленному брату Гесиода Персею. Ортодоксальный взгляд рассматривает эти два стихотворения как совершенно разные по теме и трактует
Britannica Quiz
От Афины до Зевса: Основы греческой мифологии
Другие литературные произведения
Фрагментарные постгомеровские эпосы разной даты и автора заполнили пробелы в рассказах о Троянской войне, записанных в Илиаде и Одиссее ; так называемые гомеровские гимны (более короткие сохранившиеся стихотворения) являются источником нескольких важных религиозных мифов.
В эллинистические времена (323–30 гг. до н. э.) Каллимах, поэт и ученый из Александрии, живший в III веке до н. э., записал множество малоизвестных мифов; его современник, мифограф Евгемер, предположил, что боги изначально были людьми, и эта точка зрения известна как эвгемеризм. Аполлоний Родосский, другой ученый III века до н. э., сохранил наиболее полный отчет об аргонавтах в поисках Золотого руна.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
В период Римской империи География Страбона (1 век до н. э.), Библиотека
![](/800/600/http/fsd.multiurok.ru/html/2020/11/03/s_5fa0e53b19dae/img5.jpg)
Археологические открытия
Открытие микенской цивилизации Генрихом Шлиманом, немецким археологом-любителем 19-го века, и открытие минойской цивилизации на Крите (от которой в конечном итоге произошла микенская) сэром Артуром Эвансом, английским археологом 20-го века, являются необходимы для понимания в 21 веке развития мифов и ритуалов в греческом мире. Такие открытия пролили свет на аспекты минойской культуры примерно с 2200 по 1450 г. до н.э. и микенской культуры примерно с 1600 по 1200 г. до н.э.; за этими эпохами последовали темные века, которые длились примерно до 800 г. до н. э. К сожалению, свидетельства о мифах и ритуалах в микенских и минойских поселениях совершенно монументальны, потому что линейное письмо Б (древняя форма греческого письма, встречающаяся как на Крите, так и в Греции) в основном использовалось для инвентаризации.
Геометрические рисунки на глиняной посуде 8 века до н.э. изображают сцены из троянского цикла, а также приключения Геракла. Однако крайняя формальность стиля значительно затрудняет идентификацию, и нет никаких надписей, сопровождающих рисунки, чтобы помочь ученым в идентификации и интерпретации. В последующие архаический (ок. 750–500 гг. до н. э.), классический (ок. 480–323 гг. до н. э.) и эллинистический периоды гомеровские и различные другие мифологические сцены, по-видимому, дополняют существующие литературные свидетельства.
Греческая мифология и древняя повседневная жизнь в кино и на телевидении
Эти вневременные эпические истории, вращающиеся вокруг любви, предательства, утраты и мести, были адаптированы для телевидения и кино с самого начала кинематографического искусства. Мы попросили хранителей древностей Музея виллы Гетти выбрать телешоу и фильмы, основанные на классических греческих темах, и более подробно рассмотреть, как мифы и образы, которые их вдохновляли, использовались для создания новых историй. В микс входят О, где же ты, брат? , фаворит среди кураторов; эпизоды с Симпсоны и Звездный путь ; и удостоенный премии Оскар фильм 1959 года на иностранном языке « Черный Орфей » . Если у вас заканчиваются новые шоу для потоковой передачи, вот несколько из них, которые следует учитывать.
23 минуты; транслируется на Disney+ или доступен для проката на Amazon Prime и iTunes
Этот трехсерийный эпизод Симпсонов пародирует известные истории из литературы и истории. Первый сегмент представляет собой игривый пересказ Odyssey , Эпическая история Гомера о десятилетнем путешествии Одиссея, чтобы вернуться домой после Троянской войны, где он сталкивается с мистическими существами и гневом богов.
Пристальный взгляд на адаптацию
Сценаристы явно повеселились, сопоставив Симпсонов персонажей с их гомеровскими эквивалентами (Барни, пьяный город Спрингфилд, когда Дионис, бог вина, с канфарой в руке, получает я каждый раз). Роль Гомера, не известного своим умом, в роли умного Одиссея переворачивает все с ног на голову. Когда Цирцея превращает своих людей в свиней, он не только не узнает своих друзей в образе свиньи, но и продолжает есть их целиком. Несмотря на его глупость, некоторые элементы, такие как крайнее насилие, соответствуют оригиналу. Чтобы завоевать Трою, греки вырезают спящих беззащитных троянцев. По возвращении домой Одиссей убивает всех женихов одним стратегическим броском копья, что напоминает Испытание топоров в эпической поэме. Эта виньетка, которая длится всего восемь минут, предлагает забавный взгляд на классическую историю. Остальная часть эпизода оставляет позади мир греческих героев и обращается к Жанне д’Арк, а затем к 9-му Шекспиру.0035 Гамлет , оба достойны внимания!
— Николь Будрович, ассистент куратора
Черный Орфей (Orfeu Negro) (1959)107 минут, португальский язык; транслируется на HBO Max или доступен для проката на Amazon Prime и iTunes
Этот пересказ мифа об Орфее переносит героя (которого играет Брено Мелло) в фавел Бразилии. В греческом мифе Орфей отправляется в подземный мир, чтобы вернуть свою любимую жену Эвридику. Своими волшебными музыкальными выступлениями он убеждает Аида отпустить ее при одном условии: ему запрещено оглядываться на нее в их путешествии домой, в страну живых. Неизбежно, когда они приближаются к вратам Подземного мира, Орфей не может удержаться, чтобы не обернуться, чтобы посмотреть на эту невесту, и Эвридика навсегда исчезает в царстве Аида.
Фильм, в котором снимались исключительно чернокожие, в основном местные бразильцы, стал международным хитом в 1959 году, получив Золотую пальмовую ветвь и награду за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале, а в 1960 году — награды за лучший иностранный фильм от обоих «Оскар» и «Золотой глобус». Хотя фильм хорошо известен и часто показывался, важно отметить, что фильм также вызвал серьезную критику за стереотипное представление бразильского общества и культуры французскими кинематографистами. В книге Томаса Э. Скидмора Бразилия: Пять веков перемен Автор внимательно исследует международное восприятие фильма. Он говорит: «Фильм, полностью снятый в фавеле Морро да Вавилония с участием многих чернокожих или представителей смешанной расы, подвергся критике за то, что он создает стереотипы о своих персонажах как о простодушных, откровенно сексуальных, интересующихся только пением и танцами».
Пристальный взгляд на адаптацию мифа
Помещение мифа в 24-часовой период вакхического безумия, снятое в блестящем цвете Technicolor и настроенное на опьяняющие ритмы самбы и босса-новы (песня Антонио Карлоса Жобима, получившая премию «Грэмми» Девушка из Ипанемы» выйдет в 1964) идеально задает тон древней сказке, действие которой происходит в прозрачном пространстве между любовью и смертью.
В этом фильме напряженность между этим миром и другим становится все более очевидной по мере развития сюжета. В своем отчаянном бегстве от Смерти Эвридику случайно убивает током на железнодорожной станции сам Орфей, который затем ищет ее воскрешения в ярком и, по-видимому, реальном ритуале одержимости духом Кандомбле. Рано утром, вытащив тело Эвридики из морга, он возвращается в фавелу, где на него нападает группа бредящих танцовщиц (отсылка к менадам прошлого), все еще одетых для карнавала. С Эвридикой на руках Орфей падает насмерть с крутого горного склона над городом. Все еще одетые в карнавальные костюмы из золотой ткани, мертвые любовники мирно плавают в ложе из пальм, подвешенных высоко над Рио-де-Жанейро; объединены так, как они никогда не достигали в древности.
— Мэри Луиза Харт, заместитель куратора
О, где же ты, брат? (2000)108 минут; доступен для проката на Amazon Prime, iTunes или YouTube
Вдохновленный американским фольклором « Одиссея » Гомера и фильмом 1941 года «Путешествия Салливана », история рассказывает о странствующих приключениях Улисса Эверетта Макгилла (Джордж Клуни) и его товарища-беглеца. — Осуждает Пита и Дельмара (Джон Туртурро и Тим Блейк Нельсон) через Миссисипи эпохи Великой депрессии (прекрасно снято оператором Роджером Дикинсом). Наполненный забавными намеками на эпическую поэму — слепой пророк, соблазнительные сирены, метаморфоза и одноглазый монстр — фильм игриво переосмысливает исходный материал.
Пристальный взгляд на адаптацию мифа
Классика братьев Коэнов, которую стоит пересмотреть. В то время как некоторые общие штрихи этой истории напоминают древнюю поэму — Улисс Макгилл, отчаянно желающий вернуться домой до того, как его жена Пенни (Холли Хантер) снова выйдет замуж, полагается на свою смекалку, чтобы избежать любого затруднительного положения — заметные различия делают это отдельной историей. В отличие от Одиссея, знаменитого короля и полководца большой физической силы, Макгилл — неизвестный обыватель со скромными средствами и мускулами. Саундтрек, посвященный американскому фолку и блюграссу, продвигает фильм вперед и играет центральную роль в самой истории. Находясь в бегах, Эверетт и его товарищи подбирают на перекрестке автостопщика Томми Джонсона (Крис Томас Кинг), чернокожего музыканта, который утверждает, что только что продал свою душу дьяволу за умение играть на гитаре — персонаж, взятый непосредственно из легенды о реальных исполнителях дельта-блюза Томми Джонсоне и Роберте Джонсоне. По предложению Томми группа направляется на захудалую радиостанцию, где исполняет свою песню-гимн «Я человек постоянной печали» для слепого музыкального продюсера (слепого поэта Гомера), который записывает ее на винил. В следующих эпизодах беглецы сталкиваются со всевозможными препятствиями и переодетыми злодеями, но их песня становится неожиданным хитом, и в конечном итоге музыка (с некоторой божественной удачей) искупает наших героев.
— Николь Будрович, помощник куратора
Битва Титанов (1981)118 минут; доступен для проката на Amazon Prime, iTunes и YouTube
Не путать с ремейком 2010 года с Сэмом Уортингтоном в главной роли, Лоренс Оливье в роли Зевса возглавляет звездный состав, в который входят Гарри Хэмлин в роли Персея, Мэгги Смит в роли Фетиды, Клэр Блум в роли Гера и девушка Джеймса Бонда 1960-х Урсула Андресс в роли, как мы догадаемся? Афродита. Персей наиболее известен как герой, победивший чудовищную Медузу, чей взгляд обращал людей в камень. Его история начинается, когда он и его мать Даная были брошены в море в сундуке, чтобы погибнуть. Спасенный Зевсом, молодой Персей проводит свою идиллическую юность, тренируя лошадей на пляжах Серифоса, пока Зевс не вырывает его (буквально) и не бросает в настоящий древний театр, чтобы начать свою полную приключений жизнь в погоне за рукой Андромеды, принцессы Иоппии. (Яффо, Израиль).
Пристальный взгляд на адаптацию мифа
Несмотря на то, что, к сожалению, Титаны не появляются, «Битва Титанов» представляет собой искусную переработку жизни и приключений греческого героя Персея, любимого сына Зевса. Повсюду классические персонажи переосмыслены волшебником по спецэффектам Рэем Харрихаузеном, создателем множества иллюзий, которые делают этот фильм таким увлекательным для просмотра. Персей едет на Пегасе как настоящий конь, у него есть волшебный щит, шлем-невидимка и помощь восхитительной совы Афины, Бубона, древней версии R2-D2 ( Star Wars вышел всего годом раньше). Все объединяются, чтобы спасти Андромеду от трехрукого морского чудовища Кракена, который, хотя и не грек (будучи монстром из скандинавской мифологии), идеально вписывается в эту когорту греческих фэнтезийных персонажей. Кракен превращается в кинематографическую картину, вдохновленную традициями европейской живописи, и должен быть побежден Персеем в умном повороте сюжета, который понравился бы древним грекам.
На протяжении всего фильма творчески используются настоящие древние памятники. С другой стороны, общественные места древней Иоппии, конечно же, никогда не сочетали в себе римские, ассирийские, персидские и архаичные греческие черты, но, увидев их все вместе, мне захотелось, чтобы они были.
— Мэри Луиза Харт, заместитель куратора
Любовь Геракла (1960) 102 минуты, итальянский; транслируется на Netflix в рамках Mystery Science Theater 3000. Также доступно на Amazon Prime и YouTube. убийство жены Геракла.
Пристальный взгляд на адаптацию мифа
Описывать этот фильм как фильм о классической мифологии было бы ошибкой: Любовь Геракла вдохновлен классикой так же, как салаты Jell-O можно описать как вдохновленные овощами. Пышные драпировки, экзотические меха, колонны и мебель с оскаленными зубами сфинкса создают основу для драматического безделья и лаконичных сражений с монстрами, пока Геракл пытается выжить среди коварных персонажей и спасти некую девицу, попавшую в беду. «Любовь Геракла» далеко отходит от канонических «Подвигов Геракла», но зоркие наблюдатели заметят собственный римский Museo della Civiltà Romana и незабываемую версию Маски Агамемнона среди других классических возвратов. Спойлеры: эпизодические появления монстров включают не только гидру, но и лес обреченных людей и, что необъяснимо, снежного человека. Действительно, фильм, в котором есть все!
— Джудит Барр, помощник куратора
Троя: Падение города (2018) youtube.com/embed/NZxVghfY6dk» title=»YouTube video player» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>Восемь 60-минутных серий; транслируется на Netflix или доступен для проката на Amazon Prime и YouTube
Сериал «Троя: Падение города», не путать с фильмом 2004 года « Троя » с Брэдом Питтом в главной роли, адаптирует «Илиаду» Гомера и греческие мифы история Троянской войны. Начиная с рождения брошенного младенца, троянского принца Париса, и его судьбоносного суда двадцать лет спустя в конкурсе красоты между тремя богинями, мини-сериал вращается вокруг любви Париса и Елены, положившей начало десятилетней войне с греками и завершилось разрушением цитадели его отца царя Приама в Трое. Насилие проистекает не столько из кровавых сражений, сколько из интенсивных эмоциональных конфликтов, особенно тех, от которых пострадали женщины с обеих сторон — Елена, Андромаха, Брисеида, Клитемнестра — на которых повлияла война. В восьми захватывающих эпизодах, созданных совместно BBC и Netflix, история разворачивается в основном с точки зрения осажденных троянцев.
Пристальный взгляд на адаптацию мифа
По крайней мере, с 7 века до н.э. и до наших дней художники и поэты всегда переосмысливали эти истории. Снятый на месте в драматических южноафриканских пейзажах, окружающих Кейптаун, с роскошными костюмами, декорациями и массивной деревянной лошадью, повествование демонстрирует творческую, но убедительную свободу с археологическими реалиями и греческими литературными традициями. Как написал один археолог в своем обзоре: «Не существует стандартизированного, авторитетного или систематизированного взгляда на Троянскую войну из Древней Греции и Рима. Гомер (если такой человек существовал) — всего лишь один поэт среди многих, кто дал свою (или ее) версию истории». Перенеситесь в мифо-исторический мир, который все еще резонирует, и наслаждайтесь!
— Клэр Лайонс, хранитель отдела древностей
Звездный путь: Оригинальный сериал , «Кто скорбит по Адонаису» и «Хлеб и зрелища» (1967) 50-минутные серии; транслируется на Netflix, Hulu, Paramount +, Amazon Prime и доступен для проката на iTunes и YouTube.
в древнем Средиземноморье. Но в двух эпизодах второго сезона капитан Кирк и его команда оказываются втянутыми в воображаемое будущее древнего Рима и Греции. Хотя эти эпизоды не адаптируют древний миф, вместо этого мы внимательно изучили, как они перевели древний мир для киноэкрана.
Переосмысление Древней Греции и Рима
В «Кто скорбит по Адонаису» USS Enterprise отправляется на планету Поллукс IV, когда гигантская рука хватает звездолет, и команда сталкивается с гигантским светящимся лицом, называющим себя богом Аполлоном. . Оказавшись на планете, капитан Кирк и его команда прибывают на гору Олимп, где их встречает украшенный блестками и блестками Аполлон… только для того, чтобы удержать их в плену в рамках заговора по возвращению утраченной славы человеческого поклонения. Греция, как ее представляли через 1960-е годы «Звездный путь » — это бесплодный сад из живых изгородей и ярко-белых статуй — кажется, я заметил Венеру-прародительницу — и ярко-белый взгляд на храм, который озадачил бы любого древнего афинянина.