Древнегреческие мифы о превращениях как разновидность этиологических мифов: Категории мифов с примерами из античности

Категории мифов с примерами из античности

Мифы этиологические (букв. «причинные», т. е. объяснительные) — это мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов. В принципе, этиологическая функция присуща большинству мифов и специфична для мифа как такового. Практически под этиологическими мифами понимаются прежде всего рассказы о происхождении некоторых животных и растений (или их частных свойств), гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений, отдельных социальных и религиозных институтов, видов хозяйственной деятельности, а также огня, смерти и др. Подобные мифы широко распространены у первобытных народов, они часто слабо сакрализованы. Как особую разновидность этиологических мифов можно выделить мифы культовые, объясняющие происхождение обряда, культового действия. Например, в мифологии античного мира немало мифов, объясняющих подобным образом происхождение животных: дельфины — это жестокие тирренские корабельщики, наказанные Дионисом;

летучие мыши — дочери царя Миния, отказавшиеся от участия в мистериях Диониса; паук — это девушка Арахна, искусная ткачиха, наказанная Афиной за дерзость и самомнение.

Нарцисспрекрасный юноша, сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы. Родители Нарцисса вопросили прорицателя Тиресия о будущем ребенка и получили ответ что он проживет до старости, если никогда не увидит своего лица.

Нарцисс вырос юношей необычайной красоты, и его любви добивались многие женщины, но он был безразличен ко всем. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, Нарцисс отверг ее страсть. От горя Эхо высохла, так что от нее остался только голос. Отвергнутые Нарциссом женщины потребовали наказать его. Богиня правосудия Немесида вняла их мольбам. Однажды, возвращаясь с охоты, Нарцисс заглянул в незамутненный источник и, увидев в воде свое отражение, влюбился в него. Он не мог оторваться от лицезрения самого себя и умер от любви к себе. На месте его гибели вырос цветок, названный нарциссом.

Этот этиологический миф возник, чтобы объяснить происхождение распространенного в Греции красивого, но холодного цветка. Судя по имени героя, миф о Нарциссе догреческого происхождения, народная этимология сблизила имя Нарцисс с греческим глаголом n a r k a w, «цепенеть», «столбенеть», и это сближение, возможно, послужило одним из источников мифа.

Мифы космогонические повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. В космогонических мифах особенно отчётливо актуализуется характерный для мифологии пафос превращения хаоса в космос. В них непосредственно отражаются представления о структуре космоса, описывается его вегетативная (мировое древо), зооморфная или антропоморфная модель. Космогония обычно включает разъединение и выделение основных стихий (огонь, вода, земля, воздух), отделение неба от земли, появление земной тверди из мирового океана, установление мирового древа, мировой горы, укрепление на небе светил, затем создание ландшафта, растений, животных, человека. Мир может возникнуть из первоэлемента, например, из мирового яйца или из антропоморфного первосущества-великана. Различные космические объекты могут быть найдены, даже похищены и перенесены культурными героями, порождены биологически богами или их волей, их магическим словом.

У греков было своё представление о сотворении мира. В начале всего был бесформенный, неопределенный в своих размерах Хаос, затем появились широкохолмая Гея (Земля), глубоко залегающий в ее недрах сумрачный Тартар и извечная, существовавшая еще до них сила влечения — Эрос. Этим же словом греки называли божка любви, сопутствовавшего богине любви Афродите, но Эрос, стоявший в начале мироздания — это то, что мы назвали бы силой тяготения, существующей в мировом пространстве как закон. И эта сила приводит в движение и Хаос, и Землю. А из соединения Ночи с Эребом рождаются легкий прозрачный Эфир и сияющий День. Свет из Тьмы. Но в греческой картине сотворения мира в отличие от библейской нет Бога, который творит, испытывая от этого радость. Эрос, занимающий место творца, соединяет и разъединяет, но сам не ощущает ни красоты, ни безобразия. В мире еще нет чувств, но есть Закон. Пробуждается Гея. Сначала ею рожден был Уран (Небо), чтобы было прочное и вечное жилище у богов, затем поднялись из недр ее Горы.

Покрытие Небом Земли, понимавшееся как соединение Мужчины и Женщины, привело к появлению богов первого поколения.

Частью космогонических мифов являются мифы антропогонические — о происхождении человека, первых людей, или племенных первопредков (племя в мифах часто отождествляется с «настоящими людьми», с человечеством). Происхождение человека может объясняться в мифах как трансформация тотемных животных, как отделение от других существ, как усовершенствование (самопроизвольное или силами богов) неких несовершенных существ, «доделывание», как биологическое порождение богами или как изготовление божественными демиургами из земли, глины, дерева и т. п., как перемещение неких существ из нижнего мира на поверхность земли. Происхождение женщин иногда описывается иначе, чем происхождение мужчин (из другого материала и т. п.). Первый человек в ряде мифов трактуется как первый смертный, ибо уже существовавшие ранее боги или духи были бессмертны.

По греческой мифологии, в изложении Гесиода, современное человечество ведет свое происхождение не от Крона, низвергнутого Зевсом в Тартар*, а от Прометея. Он взял глину из тела Земли, давшей жизнь поколению титанов, замешал ее с речной водой, и

вылепил людей как земное подобие богов. Общими для всех поколений людей (титанов, богов и современного человека) была у них Мать-Земля, т. е. все имели земное происхождение. Первые люди не знали ни изнурительного труда, ни забот, ни горестей: неистощимая земля давала им все в изобилии. Хлеб родился без пахоты и посева. Животные не боялись людей и давали ему свое молоко, а свирепые хищники не беспокоили их. Не знали люди старости и недугов. Смерть, наступавшая после долгой жизни, была безболезненна, как сон. Время жизни первых людей называли золотым веком. Позднее о нем будут вспоминать многие народы, и его время будет обрастать новыми легендами и мифологическими сюжетами. Память о «Золотом веке» составила основу мифа о Гиперборее. К космогоническим мифам примыкают мифы астральные, солярные и лунарные, отражающие архаические представления о звёздах, солнце, луне и их мифологических персонификациях.
Мифы астральные — о Звёздах и планетах. В архаических мифологических системах звёзды или целые созвездия часто представляют в виде животных, реже деревьев, в виде небесного охотника, преследующего зверя, и т. п. Ряд мифов заканчивается перемещением героев на небо и превращением их в звёзды или, напротив, изгнанием с неба не выдержавших испытания, нарушивших запрет (жён или сыновей жителей неба). Расположение звёзд на небе может трактоваться и как символическая сцена, своеобразная иллюстрация к тому или иному мифу. По мере разработки небесной мифологии звёзды и планеты строго прикрепляются (отождествляются) к определённым богам. На основе строгого отождествления созвездий с животными в некоторых ареалах (на Ближнем Востоке, в Китае, у части американских индейцев и др.) складывались закономерные картины движения небесных светил. Представление о воздействии движения небесных светил на судьбу отдельных людей и всего мира создало мифологические предпосылки для астрологии. Мифы
солярные и лунарные
в принципе являются разновидностью астральных. В архаических мифологиях Луна и Солнце часто выступают в виде близнечной пары культурных героев или брата и сестры, мужа и жены. Представление о движении солнца часто ассоциируется с колесом, с колесницей, в которую впряжены кони, с борьбой против хтонических чудовищ или богом грозы. Суточный цикл также отражается в мифологическом мотиве исчезающего и возвращающегося солнечного божества.

У греков богиня Ночь — Нюкта. Своим темным покровом закрыла она землю Вокруг колесницы богини Ночи толпятся звезды — это юные сыновья богини Зари. Восходит на небо богиня Луна — Селена. Круторогие быки медленно везут ее колесницу по небу. Розоперстая богиня Эос ( Заря) открывает ворота, из которых выедет бог Солнце-Гелиос. Льет богиня из золотого сосуда на землю росу. На четверке крылатых коней в золотой колеснице, которую выковал бог Гефест, выезжает на небо с лучезарный Гелиос, льет свои живительные лучи на землю, дает ей свет, тепло и жизнь. Совершив свой дневной путь, бог солнца спускается в Океан и отплывает на золотом корабле в страну солнца.

Ночью он там отдыхает, чтобы взойти в прежнем блеске на следующий день.

Мифы близнечные — о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве антагонистов друг другу. Истоки близнечных мифов прослеживаются в представлениях о неестественности близнечного рождения, которое у большинства народов мира считалось уродливым. Например, Антерос (Антерот) — бог отрицания любви, внушающий человеку ненависть к любящему его, брат-близнец Эроса. Их одновременное рождение из Хаоса в Древней Греции почиталось чуть ли не священным.

Мифы тотемические составляют непременную часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества; в основе этих мифов лежат представления о сверхъестественном родстве между определённой группой людей и т. н. тотемами, т. е. видами животных и растений. По содержанию тотемические мифы очень просты. Основные персонажи наделены в них чертами и человека, и животного. Остатки тотемизма сохранились в часто встречающемся мотиве превращения людей в животных или растения (например, миф о Нарциссе). Календарные мифы теснейшим образом связаны с циклом календарных обрядов, как правило с аграрной магией, ориентированной на регулярную смену времён года, в особенности на возрождение растительности весной (сюда вплетаются и солярные мотивы), на обеспечение урожая. В древних средиземноморских земледельческих культурах господствует миф, символизирующий судьбу духа растительности, зерна, урожая. Распространён календарный миф об уходящем и возвращающемся или умирающем и воскресающем герое (ср. мифы об Осирисе, Таммузе, Балу, Адонисе, Дионисе и др.). В результате конфликта с хтоническим демоном, богиней-матерью или божественной сестрой-женой герой исчезает или погибает или терпит физический урон, но затем его мать (сестра, жена, сын) ищет и находит, воскрешает, и тот убивает своего демонического противника. Структура календарных мифов имеет много общего с композицией мифов, связанных с ритуалами инициации или интронизации царя-жреца. В свою очередь они оказали влияние на некоторые героические мифы и эпические предания, на мифы о сменяющих друг друга мировых эпохах, на мифы эсхатологические.

Мифы героические фиксируют важнейшие моменты жизненного цикла, строятся вокруг биографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытания со стороны старших родичей или враждебных демонов, поиски жены и брачные испытания, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя. Герой как термин греческой мифологии означает сына или потомка божества и смертного человека. В Греции имел место культ умерших героев. Героический миф — важнейший источник формирования как героического эпоса, так и сказки. Таких мифов у героев великое множество, от испытаний Геракла и до истории Ахиллеса. Мифы эсхатологические о «последних» вещах, о конце мира возникают относительно поздно и опираются на модели мифов календарных, мифов о смене эпох. В противоположность космогоническим мифам, эсхатологические рассказывают об уничтожении мира — гибель суши во всемирном потопе, хаотизация космоса и др. Трудно отделить мифы о катастрофах, сопровождавших смену эпох (о гибели великанов или старшего поколения богов, живших до появления человека, о периодических катастрофах и обновлении мира), от мифов о конечной гибели мира.

У греков это мифы о гибели великанов или старшего поколения богов, живших до появления человека.

Виды мифов. Характерисика и описание. Примеры мифов

Содержание

  1. Виды мифов их характеристика и примеры
  2. Космогонические мифы
  3. Теогонические
  4.  Антропогонические
  5. Космологические
  6. Астральные
  7. Лунарные
  8. Солярные
  9. Этиологические или календарные мифы
  10. Героические
  11. Мифы о культурных героях
  12. Эсхатологические мифы
  13. Культовые мифы
  14. Тотемические мифы
  15. Мифы о духах природы и  и существах

При изучении мифологии исследователи выделили определённые виды мифов. Поскольку все народы прошли этап мифотворчества, то в мифах разных народах встречаются похожие сюжеты, герои. Одинаково объясняется происхождение вещей, явлений, принципов мироустройства. И в то же время, историческое своеобразие каждого народа, его географическое положение, климат, самобытность мифологического мышления отличают их друг от друга. Исходя из этого мифы различаются по своей принадлежности к тому или иному виду.

Все виды мифов отличаются многообразием. Они помогают нам проникнуть в сознание наших предков и понять, как именно они объясняли то или иное явление. Какие человеческие качества для них были важны, как представлялся им процесс сотворения мира и его гибель.

Создавая мифы, древние люди верили в реальность происходящих в них событий. В этом была попытка найти объяснение непонятных ему явлений. Поэтому первый и важнейший жанровый признак – единство рационального и иррационального начал. Существа, наделенные сверхъестественной силой – боги и богоподобные создания – обитали на небе или под землей. И чаще всего походили на людей как внешне, так и особенностями характера. Им были присущи жадность, злоба, коварство, благородство. Они влюблялись и страдали, умирали и враждовали друг с другом. Но от людей их отличало наличие особой силы.

Мифы у наших предков сформировались потому, что они воспринимали себя неотъемлемой частью окружающей природы. Их мышление было теснейшим образом связано с эмоциональной и аффектно-моторной сферой. Следствием этого стало очеловечивание окружающей природной среды и «метафорическое» сопоставление природных и социальных объектов.

  1. Космогонические —  — где описывается возникновение мира благодаря действиям богов
  2. Теогонические — мифы о происхождении богов, их борьбе за власть и становлении пантеона
  3. Антропологические — повествующие о сотворении человека, его сущности и предназначенной ему богами судьбе
  4. Космологические — описывающие построение и развитие мира
  5. Этиологические (календарные) мифы — о смене временных циклов — дня и ночи, зимы и лета, вплоть до космических циклов
  6. Героические — повествуют о героических деяниях духов-предков, богов и божеств
  7. О культурных героях — мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ
  8. Эсхатологические — где говорится о конце света, конце времен, человека и богов.
  9. Культовые — условное название мифов, в которых даётся объяснение (мотивировка) какого-либо обряда (ритуала) или иного культового действия
  10. Тотемические — мифы о животных.
  11. Сатериологические — имеющие своей темой спасение человека.

Космогонические мифы

– мифы о происхождении мира и вселенной. Как правило, делятся на две группы:

1. Мифы развития  — теогонические
2. Мифы творения — антропогонические

  •  Мифы развития

В мифах развития происхождение мира и Вселенной объясняется эволюцией. Превращением некоего бесформенного первоначального состояния, предшествующего миру и Вселенной. Это могут быть хаос (древнегреческая мифология), небытие (древнеегипетская, скандинавская и др. мифология). «Все было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании. Все неподвижное, тихое, и пространство неба было пусто…» — из мифов Центральной Америки.

  •  Мифы творения

В мифах творения акцент делается на утверждении о том, что мир сотворен из каких-то первоначальных  элементов (огня, воды, воздуха, земли) сверхъестественным существом-богом, колдуном, творцом (творец может иметь облик человека или животного — гагары, вороны, койота). Самый известный пример мифов творения — библейский рассказ о семи днях творения: «И сказал Бог: Да будет свет… и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму — ночью…»

Космогонические мифы выдает более сложное сознание.

Появляются такие мифы у большинства древних народов, поскольку человек пытался найти свое место в мире. Это мифы, объясняющие происхождение космоса и богов, земли и людей. Нередко в текстах можно обнаружить вкрапления теории создания мира из хаоса.
В хаосе все стихии были смешаны. Их разъединение и очищение стало одним из первых элементарных актов творения мироздания. Кроме того, к основным космогоническим актам относятся следующие этапы творения:

  1.  Установление космического пространства. То есть отделение неба от земли, формирование трех космических зон и т. п.
  2.  Создание космической опоры. Например: сотворение первой тверди среди первоначального океана, Мировой горы, Мирового дерева или укрепление на небе солнца.
  3. Посредничество между отдельными зонами созданного космического пространства. Которое осуществляется нисходящими на землю или в подземное царство богами, жрецами, шаманами. Или даже непосвященными, попавшими на небо или сошедшими в преисподнюю
  4.  Наполнение пространства стихиями. Конкретными объектами (элементами ландшафта, растениями, животными, людьми) и абстрактными сущностями (космическими тканями, дымом, тенями и т. д.). Производимое каким-либо божеством, например Индрой в индийской мифологии
  5.  Сведение всего сущего к единому и выведение всего из единого. В различных мифологиях одновременно присутствует мотив золотого зародыша, Мирового яйца, первоэлемента и образ Вселенной, как единого божества.

Совокупность всех перечисленных актов творения представляет не только сам космогонический процесс, но и его результат, т. е. сотворенный космос. Порядок сотворения мироздания во всех мифологиях подчиняется общей схеме:

хаос ⇒ небо и земля ⇒ солнце, месяц и звезды ⇒ время ⇒ растения ⇒ животные ⇒ человек ⇒ предметы обихода и т. д.

Таким образом, в космогонических мифах становление мира рассматривается как результат введения, с одной стороны, бинарных оппозиций (небо – земля), а с другой – градуальных серий, основанных на убывании или возрастании, например растения – животные – люди.
Сюжет в космогонических мифах развивается в направлении

от внешнего и далекого ⇒ внутреннему и близкому:
прошлого ⇒ настоящему,
божественного ⇒ человеческому,
от космического и природного ⇒ культурному и социальному,
стихий ⇒ конкретным предметам.

Теогонические

К созданию Вселенной бог-творец может привлекать другие силы, например божеств четырех сторон света, духов или гигантского змея, который поддерживает землю.

Бог-творец создает других богов, которые получают более узкую специализацию. Об их происхождении повествуют теогонические мифы , входящие в состав космогонических. Поскольку человек является последним звеном в цепи творения, космогонические мифы включают в себя также и антропогонические мифы , рассказывающие о сотворении человека.

 Антропогонические

Это мифы о сотворении человека, мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п. Космогонические и антропогонические мифы часто взаимосвязаны. Часто одни и те же боги ответственны как за создание мира, так и за создание человека. Другой вариант взаимосвязи — это антропоморфизация мира, когда вселенная возникает из тела первочеловека.

Некоторые исследователи включают их в группу космологических, другие выделяют в самостоятельный тип. Это мифы о происхождении человека. Так, пример из греческой мифологии можно привести такой:

Титан Прометей создал людей из земли и попросил богиню Афину вдохнуть в них жизнь.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек создается и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества. Таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла. У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Особым типом антропологических мифов являются сказани. Они повествуют не о сотворении человека, а о способе, который дает возможность уже давно существующим людям попасть в земной мир. Так, в мифах североамериканских индейцев племени акома две женщины увидели сон о людях, живущих в подземном мире. Они вырыли яму и освободили людей. Широкое распространение подобные мифы, согласно которым люди вышли на землю из скалы, земли, ямы, иногда из термитника, получили у африканских народов.

Представление о том, что человек, кроме телесной оболочки, имеет еще и душу, способствовало возникновению двойственной природы антропогонических мифов.

Так, миф западно-африканского племени йоруба повествует о том, что бог создал человека в виде двух половин – земной и небесной. Прежде чем сойти на землю, земной человек должен заключить со своим небесным двойником договор. В котором оговорить, на какой срок он отлучится с небес, какие дела совершит и сколько жен и детей будет иметь.

Космологические

Эти мифы как правило делят на три раздела

  1. Астральные
  2. Лунарные
  3. Солярные

Уходят корнями в глубокую древность мифы о происхождении солнца, луны (месяца) и звезд, которые называются соответственно солярными, лунарными и астральными мифами. Это сказания о звездах, планетах, Луне и Солнце. Очень много подобных примеров можно обнаружить в восточной мифологии или в преданиях древних индейцев. В греческой мифологии есть упоминание о том, что бог солнца Гелиос, проезжая по небу на своей колеснице, вызывает приход дня.

Астральные

Характерной чертой астральных мифов является наличие нескольких космических персонажей, которые олицетворяют собой расположенные рядом созвездия. Развитие таких астральных мифов привело к построению системы соответствий между 12 созвездиями и таким же количеством животных. На их основе была создана закономерная картина движения небесных светил, которые описывались посредством мифологических символов – животных. Некоторые мотивы астральных мифов получили широкое распространение по всей территории Евразии. К ним относится известный в славянском и восточно-азиатском варианте мотив изображения звезды или созвездия в виде собаки. Которая стремится сорваться с цепи, что может привести к опасным последствиям для всего мироздания. Не менее распространенным является образ Большой Медведицы в виде колесницы или повозки.

Во многих архаических мифологиях звезды или созвездия представлены как предметы, принадлежащие верхнему миру.

Например, в кельтской мифологии звезды считаются корнями деревьев, растущими на верхнем небе. Существовали также представления о людях, которые некогда жили на земле. Потом они по какой-то причине переместились на небо и превратились в звезды или созвездия.

Некоторые созвездия считались следами движения мифологических героев.

Например, селькупский миф рассказывает о небесном Ие, который отправился в путь, когда дул холодный восточный ветер. Он был плохо одет, поэтому совсем замерз и оставлял на небе следы, которые образовали Млечный Путь.

Взаимное расположение созвездий на небосклоне нередко рассматривалось в мифах, как следствие борьбы друг с другом двух или нескольких мифологических персонажей. Или отождествлялось с изображением какого-либо мифологического сюжета.

Лунарные

Лунарные мифы , которые получили распространение практически у всех народов мира, обычно взаимосвязаны с солярными. Наиболее архаической формой лунарных мифов являются мифы, в которых солнце и месяц (или луна) предстают в образах героев, связанных и вместе. И  тем противопоставленных друг другу. Один из них может быть подчинен другому и поэтому вынужден выполнять его поручения.

Солнце чаще всего оказывается отрицательным мифологическим персонажем. Это объясняется меньшей ролью божества луны по сравнению с божеством солнца в развитых мифология. Например в мифах Египта.Так, в бушменском мифе солнце и луна предстают соперниками. Луна убегает от солнца, режущего ее, как ножами, своими лучами. В конце концов от луны остается только один хребет и она начинает просить пощады. Солнце перестает ее преследовать. Тогда луна уходит к себе и снова начинает расти. Затем преследование повторяется.

Солярные

Ранний этап развития солярных мифов ярко представлен мифами бушменов, которые считали солнце человеком со светящимися подмышками. Когда он поднимал руки, на земле становилось светло, а когда опускал, наступала ночь.

В некоторых архаических солярных мифах солнце, так же как и луна, предстает в образе женщины. У солнца обычно есть помощники. Чаще всего это дети, которые зажигают свет. Например, в мифах эвенков в качестве такого помощника выступает младший сын Солнца-женщины — Дылача.

Архаические солярные мифы повествуют о возникновении солнца или об уничтожении лишних солнц.

Так, в мифах народов Нижнего Амура и Сахалина один из персонажей выстрелами из лука гасит лишние солнца.

В древности также распространены были мифы, повествующие об исчезновении и последующем возвращении солнца на небо. Так, в хеттском мифе рассказывается о том, как великий океан, поссорившись с небом, землей и родом людским, захватил бога солнца и укрыл его в своей пучине. Вызволил его из плена бог плодородия Телепинус.

В развитых мифологиях, в отличие от архаических, солнце включается в пантеон богов и является главным божеством или одним из двух главных божеств (обычно солнца и грозы). Подобная тенденция характерна для мифологий Шумера и Древнего Египта.

Во многих мифах говорится о сотворении солнцем всех существ, в том числе людей и животных. К тому же периоду относится представление о солнце, которое выезжает на запряженной лошадьми колеснице, чтобы объехать четыре стороны света. Многие мифологии связывают образ солнца со священным царем-правителем.

Символика архаических солярных мифов, в том числе представление о множественности солнц, о черном солнце нижнего мира и т.  п., прослеживается на уровне поэтических образов вплоть до XX века.

Непосредственную взаимосвязь с астральными мифами имеют распространенные в мифологиях развитых народов календарные мифы, являющиеся символическим воспроизведением естественных природных циклов.

Этиологические или календарные мифы

В них древние  пытались найти объяснение цикличности в природе: смене дня и ночи, времен года. Нередко в таких текстах божество умирает и воскресает, символизируя собой возрождение самой природы, победу добра над злом.

В таких мифах наши предки также пытались объяснить причины природных явлений: грозы и грома, землетрясений и ураганов. Но особенностью этиологических мифов является то, что, повествуя о происшедшем в глубокой древности, они не вскрывают причину, не объясняют, откуда произошли, предположим, горы, море, светила, а рассказывают о том, что были боги, герои и они создали все окружающее. Календарные мифы так же повествуют и об астрономических наблюдениях, астрологии, встрече нового года, праздниках урожая и других календарных событиях.

Со сменой времён года связана наша славянская Масленица.

Мифы о космических циклах тоже являются разновидностью календарных мифов. Это мифы о том, что мир проходит циклы развития, после которых уничтожается и потом создаётся вновь.
Например, в мифологии ацтеков история мира делится на эпохи различных солнц. Эра первого солнца закончилась уничтожением поколения великанов ягуарами. Эпоха второго солнца завершилась ураганами и исчезновением людей. Эра третьего солнца закончилась вселенским пожаром. Четвёртого солнца закончилась потопом. Согласно их верованиям, чтобы не произошло очередного конца света, необходимо приносить богам человеческие жертвы.

Другим примером подобных мифов являются представления о кальпах и югах в индуизме. Эпоха гибели мира связана в индуизме с Кали-югой и богиней Кали — воплощением разрушения и уничтожения.

Разновидностью мифов о космических циклах являются мифы о Золотом веке, блаженном состоянии человека, жившего когда-то в гармонии с природой. Подобные мифы есть у многих народов. Одним из них является библейская история о Райском саде, восходящая к древнесемитской мифологии. Другой пример — легенда о Сатья-юге в индуизме.

Героические

Повествуют о героических деяниях духов-предков, богов, божеств и людей. Появились намного позднее вышеперечисленных видов мифов. Представляют собой описание подвигов и биографию героя. Чаще всего он отличался мужественностью и силой или обладал какими-либо уникальными способностями. Странствуя по миру, герой совершал подвиги, защищал простых людей, уничтожал чудовищ. Такие произведения считаются основой появившегося значительно позднее героического эпоса. Пройдя все жизненные испытания, герой способен собственными силами поддерживать установившиеся отношения в мире и противостоять их краху. Именно героические мифы легли в основу эпоса, а впоследствии — сказки.

Мифы о культурных героях

Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем — иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага.
Особую категорию героев составляют мифические герои, внёсшие серьёзный цивилизационный вклад в культуру народа.

Часто культурный герой является демиургом, участвуя в творении наравне с богами, или является первым законодателем. Добывает или изобретает для людей различные предметы культуры (огонь, культурные растения, орудия труда). Учит их охотничьим приёмам, ремёслам, искусствам. Вводит социальную организацию, брачные правила, магические предписания, ритуалы и праздники.

Самый знаменитый миф подобного рода — древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей наделил разумом людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать. Различать времена года, приносить жертвы богам, гадать. Внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпел страшные мучения — орел выклевывал ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

Эсхатологические мифы

Наконец, очень интересны мифы эсхатологические, представляющие собой попытку древних придумать гипотезу конца света.

Эти мифы существуют наряду с космогоническими и связаны с противостоянием сил хаоса и космоса. Повествуют о судьбе человечества, о пришествии «конца света» и наступлении «конца времен». В них поднимаются темы катастроф и возмездия богов. Эта категория мифов возникла сравнительно поздно.

Попрание и нарушение человеком норм морали, закона, а также преступления и распри приводят их к гибели. Мир погибает в огне, космических катаклизмах, от голода и земных катастроф.

Одной разновидностью таких мифов являются сказания о предполагаемом конце света в будущем. Например, германский — о Рагнарёке. Другой их разновидностью являются мифы о том, что подобные события уже происходили в прошлом, и между мифическим миром и современным лежат периоды катастроф. В различных мифах причиной уничтожения мира может быть всемирный потоп, мировой пожар, уничтожение предшествующих поколений, гибель богов, и другие сюжеты.

Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе». «Грядет второе пришествие Христа — он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям».

Культовые мифы

Это мифы повествующие о культах и обрядах.

Наиболее примитивными культовыми мифами являются тотемические, сопровождающие обряды переодевания в тотемических предков. Культовые мифы часто являются эзотерическими, то есть их смысл знает только ограниченное число людей, часто достигших совершеннолетия мужчин. Такие мифы связаны с обрядом инициации. Когда достигший совершеннолетия член племени должен пройти через испытания с последующим посвящением в мужчины и приобщением к эзотерической традиции

Не все культовые мифы возможно описать и исследовать, так как многие из них держатся в секрете адептами культа и не разглашаются посторонним.

Не подлежит сомнению, что если не все, то большинство религиозных обрядов сопровождались культовыми мифами. Однако до сих пор остается спорным вопрос о том, создавался ли обряд на основе мифа или миф сочинялся в обоснование обряда. Множество фактов из религии разных народов свидетельствует о первичности обряда, который во все времена являлся самой устойчивой частью религии. Связанные же с ним мифологические представления нередко заменялись новыми, при этом первоначальный смысл обряда утрачивался. Некоторые религиозные действа, наоборот, складывались на основе какого-либо предания и выступали как бы в качестве его инсценировки.

Таким образом, в древних культурах миф и обряд развивались в тесной взаимосвязи и составляли единое мировоззренческое и структурное целое. Они являлись двумя аспектами первобытной культуры – «теоретическим», или словесным, и «практическим».

Эти мифы представляют собой как бы священное духовное сокровище племени, поскольку связаны с заветными традициями, существовавшими с незапамятных времен. Они утверждают установленную в обществе систему ценностей и способствуют поддержанию определенных норм поведения. Миф, особенно культовый, выступает в качестве обоснования существующего в обществе и мире порядка.

Культовый миф всегда считался священным, поэтому был окружен глубокой тайной и являлся достоянием тех, кто был посвящен в соответствующий религиозный ритуал. Культовые мифы составляли эзотерическую , т. е. обращенную вовнутрь, категорию мифов. Кроме того, религиозная мифология включала и другую, экзотерическую, или обращенную вовне, категорию мифов, которые были придуманы специально с целью запугивания непосвященных, особенно детей и женщин.

Тотемические мифы

Это мифы о животных. Представляют собой попытку объяснить родство племени с неким животным-тотемом, которое понималось как предок-родоначальник.

Тотемизм является одним из древнейших верований, сохранившихся у некоторых народов до настоящего времени. Некоторые учёные считают, что именно из веры в кровное родство людей и животных возникли мифы об оборотнях — легенды о перевоплощении человека в волка, тигра, медведя и др.

Животные являются не только героями космогонических мифов —  образы животных нередко используются и для его описания — космографии. Так, например, в древнеиндийских поверьях землю держат на спинах семь слонов, они стоят на спине черепахи, а та, в свою очередь, на змее. Подобную роль нередко играет и рыба. Резкое движение рыбы, на которой покоится земля, приводит к землетрясению, когда же она опускает голову, начинается наводнение. Древние египтяне изображали небо в виде коровы Нут, которая родила Ра, золотого телёнка.

Почётное место занимают мифы о животных и среди астральных мифов. С созвездием Пса, Льва, Лебедя, Орла, Скорпиона, Рыб связаны красивые легенды. Китайский зодиак также связан с мифами о животных. Существуют также легенды о происхождении самого зодиака.

Животные выступали также в роли основателей новой культурно-социальной традиции — устройство общества, обучение ремёслам и т. п.. Так, в древнем Китае —  Бянь Цяо — покровитель врачей, целителей: существо с птичьим клювом и крыльями летучей мыши. Ди Ку — небесный владыка, имел голову птицы и туловище обезьяны. Герой Фуси, научивший людей рыболовству и охоте, а также иероглифической письменности, сначала изображался в образе птицы. Около двух тысячелетий назад его стали представлять человеком с телом дракона, сходного обликом с прародительницей Нюйвой, духом дождя (порой — царевной-лягушкой) с телом змеи. Они образовали родственную пару, олицетворяя женское и мужское начало, двойственность бытия, символы инь и ян.

И в заключении хочу упомянуть ещё об одном разделе мифологии который почему-то не относят ни к одному из видов мифов.

Мифы о духах природы и  и существах

Духи — низший уровень мифологических существ, ко­торые находились в постоянном общении с человеком. Таки­ми были духи рода, духи покровители человека, духи болез­ней, духи жилищ, природы (озер, лесов, гор и т.д.).

В верованиях народа по-прежнему сохранилась так называемая низшая мифология. Основу которой составляют представления о разных духах природы – лесных, горных, речных, морских, связанных с земледелием, плодородием земли и растительностью.

Мифы о духах оказались самыми устойчивыми из всех, которые дошли до наших дней в произведениях фольклора и поверьях многих европейских народов, несмотря на свою грубость и непосредственность. Представления же о великих богах, характерные для высшей мифологии, существующие у древних кельтов, германцев и славян, практически полностью исчезли из народной памяти и только частично слились с образами христианских святых.

По существу, мифы были для древних людей «пособием по мироустройству». Для нас же они являются источником информации о том, как мыслил древний человек. Как формировались его представления о мире и как развивалась философская мысль. Как обобщался практический и социальный жизненный опыт, как возникала потребность в художественном творчестве.

Греческие мифы о метаморфозах — Классический обзор Брин-Мора

BMCR 2010.01.08

Ричард Бакстон, Формы удивления: греческие мифы о метаморфозах . Оксфорд/Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2009 г.. XVI, 281. ISBN 9780199245499 100 долларов США.

Отзыв от

Превью

В сказке вещи меняют форму, и в природе тоже, когда червяк становится бабочкой. Это интригующее исследование метаморфоз в древней литературе прямо рассматривает примеры из греческой традиции, начиная с « Одиссеи» Гомера . (Овидий и Апулей, по-видимому, слишком латыни для включения, хотя особенности каждого из них описаны во введении.) Конечно, мы не всегда можем быть уверены, произошла ли метаморфоза или поэт говорит образно — улетела ли Афина из Пилоса в настоящая форма птицы или только «как птица», задается вопросом Бакстон? Можем ли мы воспринимать описания богов как животных буквально, восходя к древнему териоморфизму, или происходит что-то еще? В Одиссея Протей, конечно, меняет свой облик, а Цирцея делает из людей свиней. Сам Одиссей то дряхлый старик, то сияющий юноша. В «Илиаде » происходит меньше трансформаций, и ни одна из поэм не допускает постоянного превращения человека в зверя, как это часто бывает в поэме Овидия.

От Гомера Бакстон переходит к афинской драме, где собирает обычных подозреваемых: Дионис выглядит как человек, но является богом. Ио — корова. Терей мог стать птицей. Гекуба превратится в стерву, Кадмос и Гармония в змей. Все-таки, как и в эпосе вообще, только смерть может освободить человека от его формы. В комедии Аристофана Птицы свидетельствует о превращении в птиц, хотя Бакстон может утратить внимание, увидев маскировку, столь важную в аристофановой комедии, как жанр метаморфозы (интересно, не притворяется ли персонаж в маске другим, но никогда им не является?).

В изобразительном искусстве Бакстон выделяет три способа представления метаморфоз: как последовательную иллюстрацию; когда метаморфоза завершена; как гибрид. К первому должно принадлежать изображение Фетиды в сопровождении различных животных, в которых она воображается превращающейся. В среднюю категорию следует поместить Зевса в виде золотого дождя, лебедя, быка и орла. Третий объяснит изображение людей Цирцеи, Минотавра, Ио, Ниобы и Актеона.

Как обычно, отсутствие доказательств ограничивает знания об эллинистическом периоде, когда часто упоминались метаморфозы. Антонин Либералис сохраняет некоторые фрагменты утерянных Никандра и Бойоса, из которых можно сделать некоторые выводы. Два поэта, Аполлоний Родосский и Мосх, предлагают более подробные возможности. У Аполлония много метаморфоз, как глыба, которая становится островом Каллиста; а Мосхос ссылается на более ранние описания превращения Зевса в быка.

Еще позже путешественник Павсаний отвергает некоторые современные рассказы о метаморфозах, но признает, что более ранние рассказы реальны. Гриллос Плутарха представляет одного из людей Одиссея, полностью удовлетворенного взглядом своего животного. Артемидор показывает, что сон о медведе может означать сон о женщине. Ноннус в своем пятом веке нашей эры Dionysiaka заставляет всех бурно превращаться во все остальное; это один из фокусов его повествования.

Почему боги меняют свой облик? О любви: Бакстон приводит много примеров сначала Зевса, потом Посейдона. И для того, чтобы убежать, и для того, чтобы скрыться, и для того, чтобы отомстить. В большинстве случаев непонимающие смертные изумляются, наблюдая трансформацию, отсюда и название «Формы удивления», хотя Пелей не удивлен появлением Фетиды. А как насчет таких оборотней, как Протей, Нерей, Метида, Немезида, Фетида, Периклимен, Дионис и Местра? Есть ли у них особая мифология, как предполагали некоторые ученые? Бакстон сомневается в этом. Все боги могут принимать любую форму, какую захотят.

В интересном обсуждении Бакстон описывает антропоморфизм на Ближнем Востоке, в Индии и Египте, а также в еврейской и христианской традициях. Конечно, греческие боги могут появляться во многих формах, таких как Деметра с головой кобылы из Фигалии, и принимать почти любую форму; но они всегда возвращаются в человеческую форму. Греческая религия на самом деле антропоморфна, несмотря на исключения.

Сегодня большинство согласится с разделительной линией между неодушевленным и живым, но это не обязательно верно для греков, для которых источники были нимфами, а реки — стариками, а горы — богами. Отсюда множество рассказов о том, как то эта фигура, то эта превращалась в особенность мира природы. Так Ниоба была когда-то плачущей девой, потом источником, бьющим с горы; Делос была горничной; Пирена, источник в Коринфе, когда-то была женщиной. Верили ли греки в такие истории? Это зависит от того, что вы подразумеваете под верой и с кем вы разговариваете.

Конечно, деревья — нимфы; бесчисленные примеры доказывают это. Согласно одной точке зрения, сами люди произошли от деревьев. Или есть воспроизводящая сила в человеческих слезах. Или из крови юношей вырастает растение — из Гиакинфа, Наркисса, Крокоса, Адониса и Агдистиса. Кровь похожа на сперму и состоит из того же вещества. Неудивительно, что эти молодые мальчики, которые умирают до брака, в конечном итоге рождают незлаковые растения. Может ли бог изменить свою форму? Досократиков трудно интерпретировать в этом вопросе. Платон отвергает это сразу. Аристотель не затрагивает эту тему. Стоики и эпикурейцы заняли противоположные позиции. Климент Александрийский очень не одобряет.

Палефат, который может принадлежать к четвертому веку, уверен, что такие истории происходят от простого недоразумения. Пифагор, кажется, одобряет превращения через различные формы жизни, но, конечно, истории о превращениях всегда заменяют смерть. Платоновский миф об Эр ясно показывает, что он думал, что душа имеет независимую непрерывность и может выбирать для пребывания более высокие или более низкие формы. Более поздние христианские мыслители высмеивали представление о том, что разумная человеческая душа может обитать в животном или растении.

Эта книга имеет узкую направленность и иногда кажется, что она озабочена несогласием или согласием с более ранними комментаторами, а не только тем, что касается темы. Тем не менее, читатель извлечет большую пользу из обширных знаний Бакстона и его щедрой готовности поделиться этими знаниями.

Онлайн-учебник по классической мифологии

На самом деле существует много разных типов мифов, а не только три. На самом деле существует несколько целых теорий мифа. Теоретическое изучение мифа очень сложно; о теориях мифов написано много книг, и мы могли бы провести целый класс только по теориям мифов (без изучения самих мифов). Однако проблема теорий мифа в том, что они не очень хороши; они не очень хорошо объясняют мифы или помогают нам понять их. Кроме того, сами мифы гораздо интереснее теорий. По этим причинам в этом учебнике не будет много говориться о теориях мифа. Но мы не хотим полностью игнорировать теоретическое изучение мифа, поэтому ограничимся обсуждением только трех типов мифа.

1. Этиологические мифы

Этиологические (иногда пишутся как этиологические) мифы объясняют, почему что-то является таким, как оно есть сегодня. Слово этиологический происходит от греческого слова aetion (αἴτιον), что означает «причина» или «объяснение». Обратите внимание, что причины, указанные в этиологическом мифе, НЕ являются реальными (или научными) причинами. Это объяснения, которые имеют значение для нас как людей. Существует три подвида этиологических мифов: природные, этимологические и религиозные.

естественный этиологический миф объясняет один из аспектов природы. Например, вы могли бы объяснить молнию и гром, сказав, что Зевс разгневан.

этимологический этиологический миф объясняет происхождение слова. (Этимология — это изучение происхождения слов.) Например, вы можете объяснить имя богини Афродиты, сказав, что она родилась в морской пене, поскольку aphros — это греческое слово, обозначающее морскую пену.

A религиозный этиологический миф объясняет происхождение религиозного ритуала. Например, вы могли бы объяснить греческий религиозный ритуал Элевсинских мистерий, сказав, что они возникли, когда греческая богиня Деметра пришла в город Элевсин и научила людей поклоняться ей.

Все эти три объяснения неверны: гнев Зевса не является правильным объяснением молнии и грома, имя Афродиты на самом деле не произошло от греческого слова aphros , а Деметра не установила свои собственные религиозные ритуалы в городе Элевсин. Скорее все эти объяснения имели смысл для древних греков, которые говорили их, чтобы помочь себе понять свой мир.

2. Исторические мифы

Исторические мифы рассказывают об историческом событии и помогают сохранить память об этом событии. По иронии судьбы, в исторических мифах теряется точность, но приобретается смысл. Мифы о Троянской войне, включая Илиаду и Одиссею , можно отнести к историческим мифам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *