Мифы и факты. Объясняем рационально древнегреческие мифы — Нож
Мифы и факты. Объясняем рационально древнегреческие мифы — НожЭллада не сразу стала блестящей классической цивилизацией ученых, философов и воинов, однако быстрее других прошла путь от магического сознания к рациональному мышлению. В Греции 2500 лет назад уже сосуществовали и мифы, и попытки их рационального объяснения. Как же древние греки преодолевали этот разрыв и как эволюционировали античные мифологические сюжеты в современной культуре?
ПоделитьсяРепостнутьТвитнуть
Дедал и Икар: как важно быть умереннымСюжет мифа:Миф гласит, что Дедал был выдающимся скульптором и зодчим древности. За преступление в родных Афинах его приговорили к смерти, и он бежал на Крит, к царю Миносу. Там Дедал создал множество произведений искусства и построил Лабиринт, в который заключили Минотавра.
В конце концов Дедал затосковал и захотел уехать с Крита, но Минос его не отпускал.
Дедал и его сын Икар надели крылья и улетели с Крита. Отец предупредил мальчика, что тот не должен подниматься слишком высоко, чтобы солнце не растопило воск. Но Икар, увлекшись полетом, забыл наставления отца, воск растопился, крылья разлетелись, мальчик упал в море и погиб.
Как объяснялся:Дедал, родоначальник всех ремесел, для греков был реальной исторической фигурой, а вот полет на крыльях вызывал у них оправданные сомнения и считался неосуществимым чудом. В конце концов они пришли к выводу, что Дедал изобрел первый парус (кто-то ведь должен был его изобрести?), с помощью которого быстро и с комфортом убрался с острова.
Вот как античный географ и писатель Павсаний пытался объяснить этот миф в своем «Описании Эллады»:
«Когда он бежал из Крита, устроив себе и сыну своему Икару маленькие суда и приделав к ним, что до тех пор было неизвестно, паруса, то, пользуясь попутным ветром, он намного обогнал флот Миноса, шедший на веслах.
Таким образом, сам Дедал спасся, а у Икара, который менее искусно управлял своим судном, оно у него, говорят, перевернулось. Икар утонул».
История о Дедале — прародитель всех современных историй о гениальном ученом, который не смог совладать со своими собственными изобретениями, о технологиях, вышедших из-под контроля (например, в «Терминаторе») и трагедии научного ума.
Миф об Икаре, который изначально был историей о том, что надо знать меру и не подниматься слишком высоко или опускаться слишком низко, в современной культуре стал романтической легендой о стремлении к невозможному (например, «Фауст» Гете или «Космическая одиссея» Кубрика).
Кадр из фильма «Космическая одиссея 2001 года»Медея: берегись мести брошенной женщиныСюжет мифа:Медея была дочерью царя Колхиды и помогла Ясону добыть золотое руно. Ясон, покидая Колхиду, забрал полюбившую его Медею с собой. Долго прожили они вместе, но потом Ясон решил жениться на дочери коринфского царя. Медея в гневе, но притворяется, что смирилась, чтобы отомстить. Будучи могущественной колдуньей, она отправляет сопернице подарок: великолепное платье и головной убор. Не в силах устоять перед подарками, девушка их надевает. Внезапно наряд вспыхивает огнем, невеста гибнет, и отец ее вместе с ней.
В античные времена люди уже были знакомы с нефтью и знали ее горючие свойства. Так появилось предположение, что Медея смазала свои подарки не таинственным колдовским зельем, а нефтью, и наряд царевны вспыхнул не сам по себе, а от попавшей на него искры. Ситуация правдоподобная, если помнить, что открытый огонь непрерывно окружал людей того времени, будь то алтарь, очаг, факел или треножник, освещавший жилище.
«Некоторые люди, стремясь примирить предание с истиной, весьма правдоподобно утверждают, что именно нефть была тем зельем, которым Медея смазала воспетые в трагедиях венок и пеплос», — пишет Плутарх, описывая путешествие Александра Македонского по Вавилонии и то, как местные жители поджигали нефть, чтобы развлечь царя.
В современной культуре этот миф — прообраз всех историй о мести преданных женщин (вроде «Убить Билла» Тарантино или корейской трилогии о мести Пак Чхан-ука), где месть героини оправдана современной этикой взаимоотношения полов.
Кадр из фильма «Сочувствие госпоже Месть»Троянская война: главный миф о войнеСюжет мифа:В классической версии мифа троянский царевич Парис при помощи благоволящей ему Афродиты похищает Елену Прекрасную, жену царя Менелая. Менелай и его старший брат, микенский царь Агамемнон, собирают со всей Греции войско, осаждают Трою и спустя 10 лет сжигают ее дотла. Парис и вся его семья убиты, Елена возвращается домой с мужем.
В античной литературе существует множество интерпретаций этого мифа и не меньше попыток понять, что в сказаниях троянского цикла правда, а что — выдумка. Но самый, пожалуй, оригинальный взгляд на эту историю принадлежит оратору, философу и историку Диону Златоусту.
Дион последовательно и остроумно доказывал, что победа ахейцев — не более чем выдумка Гомера. Причем однажды сделал это в речи, произнесенной на месте исторической Трои (тогда уже это был небольшой городок).Согласно Диону, родители Елены сами выдали ее за Париса, предпочтя богатого восточного царевича греческим женихам. Те обиделись и пошли на Трою войной. «Конечно, каждый был оскорблен за себя; за обиду одного лишь Менелая они бы и пальцем не шевельнули», — резонно замечает философ. Далее он доказывает, что войско ахейцев было немногочисленным, а война для них — абсолютно безуспешной.
Более того, от руки Гектора на самом деле гибнет главный ахейский герой Ахилл, а историю про то, что погиб якобы его друг Патрокл, надевший ахилловы доспехи, выдумал Гомер, чтобы грекам было не так обидно.
«Но кто же поверит, чтобы Ахилл послал своего лучшего друга на верную смерть? Кто поверит, что Патрокл пал в бою, если курганы всех героев Троянской войны до сих пор стоят недалеко от Трои, а кургана Патрокла среди них нет?» — вопрошает Дион, добавляя, что знаменитый троянский конь — не более чем дар Афине, воздвигнутый ахейцами во искупление неправедной войны.
«Наконец, посмотрим, как вели себя греки и троянцы после войны. Греки отплывают из Трои наспех, в бурную пору года, не все вместе, а порознь: так бывает после поражений и раздоров. А что ждало их на родине? Агамемнон был убит, Диомед — изгнан, у Одиссея женихи разграбили все имущество, — так встречают не победителей, а побежденных.
Недаром Менелай на обратном пути столько мешкал в Египте, а Одиссей — по всем концам света: они просто боялись показаться дома после бесславного поражения.А троянцы? Проходит совсем немного времени после мнимого падения Трои — и мы видим, что троянец Эней с друзьями завоевывает Италию, троянец Гелен — Эпир, троянец Антенор — Венетию (область на северо-востоке Италии, будущая Венеция. — Прим. авт.). Право же, они совсем не похожи на побежденных, а скорее на победителей», — заключает Дион Златоуст. Логично? Еще как!
Сюжеты, в которых военная верхушка и политики лгут о блестящих победах в то время, когда простые солдаты погибают ни за что, распространен в антивоенной литературе и кинематографе. Яркий пример — фильмы о вьетнамской войне, правда о бессмысленности которой и истинном количестве жертв открылась американцам только после Уотергейта.
Беллерофонт был сыном царя Коринфа. В юности он случайно убил человека и вынужден был отправиться в изгнание. В конце концов судьба занесла его к Иобату, царю Ликии. Тот поручил Беллерофонту убить Химеру — чудовище с головой льва, телом козы и хвостом дракона, разорявшее ликийские поля. Герой с блеском выполнил задание, предварительно изловив крылатого коня Пегаса. В дальнейшем Беллерофонт совершил и другие подвиги, однако обещанной награды от Иобата не получил, а потому обиделся и попросил Посейдона наказать ликийцев. Тогда огромная волна затопила их землю.
О том, как греки толковали историю Беллерофонта, мы узнаем у Плутарха: «Иные, пытаясь устранить сказочность этого предания, перетолковывают его так, что Беллерофонт не заклятием навел море на поля, а прорвал каменистую гряду, отделявшую море от низменной плодородной равнины… Говорят также, что так называемая Химера — это устремленный к солнцу утес, который летом вызывает вредоносное преломление солнечных лучей и тяжелые испарения, губящие посевы. Беллерофонт же понял причину бедствия и устранил его, обрубив гладкую поверхность утеса».
Миф о Беллерофонте не относится к числу популярных античных сюжетов, а имя этого героя ничего не скажет большинству современных людей. А вот слово «химера» стало нарицательным.В Средние века химерами называли фантастических существ, объединявших в себе части тела разных животных; такие существа во множестве украшали стены храмов и страницы книг.
Современные биологи называют химерами организмы, состоящие из генетически разнородных тканей.
Еще один миф, связанный с Критом, гласит, что жена царя Миноса Пасифая воспылала страстью к быку и родила от него Минотавра — чудовище с телом человека и головой быка. Минос запер чудище в Лабиринте и раз в год скармливал ему семь юношей и семь девушек, которых критяне забирали из Афин в качестве дани.
Сын афинского царя Тесей решил избавить город от позорной дани и отправился на Крит в качестве одной из жертв, намереваясь убить Минотавра. На Крите Тесея увидела дочь царя Ариадна, влюбилась в него и решила помочь. Тайком она дала герою меч и клубок ниток. Тесей вошел в Лабиринт, разматывая клубок, убил Минотавра и вышел обратно, следуя за нитью. Затем Тесей покидает Крит вместе с Ариадной, однако оставляет ее на острове Наксос, поскольку во сне ему является Дионис и говорит, что девушка должна стать его женой и богиней.
Как объяснялся:Историческое объяснение мифа относится к тому времени, когда минойский Крит был главной политической и культурной силой в Эгейском море. Поскольку неоперившиеся Афины (и, возможно, другие континентальные греческие города) были данниками Крита, можно предположить, что такая дань включала молодых мужчин и женщин, приносимых в жертву минойским богам. Эта церемония совершалась священником, замаскированным бычьей головой или маской, что объясняет образ Минотавра.
Как только континентальная Греция стала свободна от господства Крита, миф о Минотавре нужен был, чтобы дистанцировать формирующееся религиозное сознание эллинов от древних минойских верований.
Образ минотавра особенно вдохновлял модернистов первой половины прошлого века, в частности Пабло Пикассо. Но они видели в нем отображение не древней истории, а мрачных фрейдистских фантазий о сексуальном влечении и смерти.Попытки интерпретировать античные мифы продолжают и современные авторы, причем не только в научной, но и в художественной литературе. Хороший пример такой работы — произведения английской писательницы Мэри Рено. В романе «Царь должен умереть» (1958) она описывает молодость Тесея. Наследник афинского царя отправляется на Крит с группой своих ровесников — вот только предназначается эта «дань» не чудовищу с головой быка, а настоящему быку.
Благодаря археологическим находкам, в частности фрескам из Кносского дворца, мы знаем, что традиция прыгать через быка действительно существовала, хотя и неясно, было ли это религиозным ритуалом или просто развлечением.
Минотавр в версии Рено предстает человеком, хоть и очень неприятным. Это сын царицы Пасифаи, которого она родила от чемпиона по прыжкам через быка, с которым изменяла мужу Миносу.
«Амур — Финист и Марьюшка — Психея»Миф о любви Эрота (Амура) и Психеи гласит, что Психея была младшей из трех дочерей царя и столь прекрасной, что люди поклонялись ей, как Афродите (Венере). Богиня, узнав об этом, разгневалась и решила наказать девицу: приказала своему сыну Амуру, насылающему любовь стрелами, сделать так, чтобы Психея влюбилась в самого убогого мужчину на свете.
Однако Амур сам влюбился в Психею, похитил ее и поселил в роскошном дворце. Влюбленный бог являлся к девушке исключительно по ночам и предупредил ее, что, если она попытается посмотреть на него при свете, он ее навсегда покинет. Между тем сестры Психеи, прознав о ее счастье, позавидовали и подговорили простодушную девушку подсмотреть, как выглядит ее муж. А тот, как и обещал, немедленно от нее сбежал. После этого Психея пускается в дальнюю дорогу и после многих испытаний все-таки находит Амура и возвращает себе его расположение.
***
Сюжет, в котором девушка из-за козней злых сестер лишается волшебного супруга и возвращает его, преодолев множество испытаний, повторяется в сказках самых разных народов: итальянских, испанских, норвежских, греческих, мексиканских. Есть такая сказка и в русском фольклоре — «Финист — Ясный сокол».
«Добрый молодец» является к Марьюшке в виде сокола (тоже крылатый!), который покидает ее из-за козней двух старших сестер. Как и Психея, Марьюшка отправляется в далекий путь, так же работает служанкой и побеждает могущественную соперницу (правда, в русской сказке это царица, влюбленная в Финиста, а в античном мифе — свекровь-богиня).
Еще одна маленькая деталь: в обеих историях девушка случайно обжигает голое плечо своего возлюбленного; Психея маслом из лампы, а Марьюшка — горячей слезой.
Все мифы для детей: от Зевса до Брахмы
Мифы и легенды. Ученые до сих пор спорят, когда же они появились. Кажется, сразу же, как человек научился говорить и думать! Сказания о происхождении земли и неба, гор и морей, о богах и героях существовали абсолютно во всех цивилизациях. Мифы и легенды были не только первой литературой на заре человечества, но и важнейшим способом общения и передачи знаний.
Сегодня мифы и легенды народов мира — это обязательная часть культурного кода каждого образованного человека. Без знания истоков самых знаменитых сюжетов невозможно полностью понимать искусство и литературу, кинематограф и театр, религиозные и философские тексты. Осведомленность в мифах разных народов расширяет кругозор, дает представление о разных культурах и традициях, которые составляют уникальную мозаику нашего мира.
Редакция «Вилли Винки» понимает, насколько важно в детстве заложить правильную основу для дальнейшего развития и образования и поэтому выпускает мифы и легенды со всего света с яркими иллюстрациями для маленьких читателей. Сделайте вклад в интеллект ребенка — приобретите всю коллекцию мирового эпоса!
17.10.2019 г. Книги
«Мифы Древней Греции для детей»
Самые любимые с детства, самые знаменитые мифы — это, конечно, древнегреческие. Их персонажи нам стали уже практически родными. Одиссей и Геракл, Минотавр и Ахиллес… Культурный человек просто не может существовать без знания этих знаменитых сюжетов. Древние греки через удивительные и забавные истории о богах и героях объясняли природные явления, законы мироздания и человеческие пороки. Книга о бесстрашных персонажах, остроумных небожителях, сражениях с чудищами и доблестных победах дополнена яркими крупными иллюстрациями, которые делают знакомство ребенка с одной из главных мифологий мира еще более увлекательным.
«Китайские мифы для детей»
В китайских мифах серенькая невзрачная птица феникс вдруг становится похожа… На кого же? Угадайте! А драконы? Умеют ли они любить? Или это просто мощные и ужасные хозяева неба? Это и многое другое о нравах, обычаях и символике китайцев ребенок узнает из представленной книги. В Поднебесной не принято прямо высмеивать глупость или жадность, поэтому издание научит малыша взвешивать слова и тщательно следить за ними, быть мудрее в общении. Книга дополнена потрясающими рисунками в стиле традиционной китайской живописи от популярного художника Ли Вэйдинга.
«Мифы со всего света для детей»
Кругосветное путешествие в одной книге! Как появились гром и молния? А Солнце и Луна? Почему лето сменяет зиму? Что случилось с самой жадной лягушкой на свете? И как паук перехитрил бога? В сборнике найдется 17 ярких легенд из разных уголков Земли: от Австралии и Японии до Южной Америки и Скандинавии. Демоны и духи, боги и богини, фантастические животные и отважные герои — все эти и многие другие невероятные персонажи расскажут свои истории.
«Индийские мифы для детей»
Богатая древняя история и культура, специфика религии, традиций и обычаев — загадочная и далекая Индия всегда привлекала людей самобытностью. Книга «Индийские мифы для детей» буквально пропитана яркими красками, звоном браслетов и запахами специй и благовоний! Юные читатели познакомятся с самыми известными легендами и сказками Индии, встретят всемогущих богов и прекрасных богинь, величественных животных и храбрых правителей. Дети полюбят эти мифы за образность и справедливость, простые сюжеты и яркие характеры. А взрослые оценят, насколько доступно они учат ребенка вежливости и уважению, доброте и смелости, оптимизму и находчивости.
«Тысяча и одна ночь. Арабские сказки для детей»
Все самые знаменитые сказки Шахерезады под одной обложкой! Многие из них входят в сборники детской классики, ставятся в театрах, перекочевывают на экраны и в зрительные залы.
«Скандинавские мифы для детей»
Уникальный сборник самых захватывающих мифов Скандинавии! Читателя ждут удивительные встречи и отважные герои, способные уничтожить драконов. Бог грома и молний Тор, хитрый Локи, водные змеи, огненные демоны и снежные гиганты — настоящее путешествие по эпической скандинавской мифологии. Как началась война богов и что такое Рагнарёк? На страницах книги читатели найдут легенды и сказания о создании мира, которые в давние времена рассказывали друг другу отважные викинги.
24.12.2019 г. Книги
Расскажите друзьям:
Отправьте новость
на email:
Политика публикации отзывов
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
2. Мы за вежливость
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
3. Ваш отзыв должно быть удобно читать
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
6. Отзыв – место для ваших впечатлений
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
8. Мы уважаем законы РФ
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.
Как древнегреческий миф до сих пор влияет на наше сознание
Загрузка
Генеалогическое древо | Воспитание
(Изображение предоставлено Эммануэлем Лафонтом)
Изабель Герретсен, 27 января 2023 г.
Истории о детях, доставленных аистами или выращенных на капустных грядках, очаровали не одно поколение. Но есть ли у них место в современном воспитании детей?
W
Когда мне было пять лет, моя бабушка дала моей младшей сестре и мне книжку с картинками, в которой подробно описывалось, как мужчина и женщина занимаются сексом, чтобы создать ребенка.
Мы были в восторге. До этого момента нашим единственным ориентиром в том, откуда берутся дети, был диснеевский Дамбо, которого аист доставил своей матери.
Моя смущенная мама положила книгу на высокую полку, надеясь, что на этом все и закончится. Мы с сестрой, конечно же, забрались на стул, чтобы достать его, и продолжили рассматривать фотографии, хихикая и недоверчиво указывая на обнаженные тела, пока мои родители неловко пытались уклониться от нашего шквала вопросов.
Мои родители «поговорили» со мной несколько лет спустя, когда они решили, что я в подходящем возрасте, чтобы узнать правду о сексе, родах и половой зрелости. Половое воспитание также входило в учебную программу голландской и английской начальных школ, которые я посещал. Но многих детей во всем мире не учат должным образом сексу до тех пор, пока они не пойдут в среднюю школу, если вообще учат.
«Определенно еще много детей, которые получают народные сказки или мифические ответы о том, откуда берутся дети», — говорит Люси Эммерсон, исполнительный директор Форума полового воспитания в Великобритании.
Могут ли такие мифы и эвфемизмы — будь то классические сказки о детях, доставленных аистами или найденных на капустных полях, или более современные спонтанные изобретения — действительно повлиять на наше отношение к сексу в долгосрочной перспективе? И как они вообще появились? Более пристальный взгляд на некоторые из древнейших народных сказок о сексе и детях раскрывает захватывающую информацию о том, почему люди рассказывают их и как мы могли бы добиться большего.
В Шотландии дети вывешивали листья капусты возле своих домов, чтобы попросить фей принести им нового брата или сестру. Диснеевские фильмы, мультфильмы и книжки с картинками рассказывали мне, что эти элегантные длинноногие птицы находят новорожденных и доставляют их родителям. Оригинальный миф, однако, имеет более мрачный поворот: птица крадет — или спасает, в зависимости от вашей точки зрения — ребенка.
Миф восходит к Древней Греции, где журавли, имеющие много общего с аистами, были связаны с кражей младенцев. В греческой мифологии Гера, богиня деторождения, превратила свою соперницу Герану в журавля с удлиненной шеей, потому что у нее был роман со своим мужем Зевсом. Не желая расставаться со своим новорожденным ребенком, Герана взяла его на руки, завернула в одеяло и улетела с младенцем в клюве.
Со временем журавля отождествили с аистом, говорит Пол Куинн, старший преподаватель английской литературы Чичестерского университета в Великобритании. «Есть связь с домашним хозяйством, потому что аисты гнездятся на крышах людей». Еще один мифологический пласт добавил пеликан, который в европейской средневековой литературе был символом Девы Марии и кормящей матери, говорит Куинн. По его словам, пеликан также ассоциировался с грудным вскармливанием, поскольку в литературе описывается, как птица ковыряется в груди, чтобы накормить птенцов.
К началу 19 века аист стал появляться в сказках. Опять же, он имел тенденцию появляться как символ домашней жизни и семьи. «Аисты всегда ассоциировались с семейной жизнью, потому что их видели кормящими своих детенышей», — говорит Марина Уорнер, профессор английского языка и писательского мастерства в Биркбек-колледже Лондонского университета. В сказках они часто приходят на помощь человеческим младенцам. «Аист находит младенцев в колодцах, прудах или болотах, вытаскивает их клювом и завязывает в пращу», — говорит Уорнер.
Эта версия была популяризирована рассказом Ганса Христиана Андерсена «Аисты», опубликованным в начале 19 века. В сказке Андерсена белые птицы ищут «пруд, в котором лежат все маленькие дети, ожидая, пока прилетят аисты, чтобы отнести их к родителям».
«Самые прелестные младенцы лежат там и мечтают так сладко, как никогда не будут мечтать в будущем», — пишет Андерсен. «Все родители рады маленькому ребенку, а дети так рады маленькому братику или сестренке».
Но в истории Андерсена есть жестокий поворот: плохо воспитанным детям аист дает мертвого брата или сестру в качестве наказания, чтобы заставить их плакать над своим «младшим мертвым братом».
Несмотря на такой ужасный финал, сказка Андерсена быстро распространилась по англоязычному миру. В викторианской Британии аист стал удобным способом для смущенных родителей объяснить факты жизни своим детям и скрыть правду о сексе и родах, говорит Уорнер.
Миф об аистах в своей мягкой форме все еще присутствует в массовой культуре. По сей день обычное родимое пятно на коже новорожденного, вызванное пороками развития кровеносных сосудов, до сих пор называют «укусом аиста», что подчеркивает влияние сказки.
Подобное слияние древних верований и родительской брезгливости лежит в основе другого красочного мифа о том, как рождаются дети: представления о том, что их выращивают на капустных грядках.
Миф о капустном грядке, возможно, берет свое начало в различных верованиях и практиках, связанных с растениями и плодородием.
В Шотландии дети часто оставляли листья капусты возле своего дома, если просили фей принести им нового брата или сестру, говорит Куинн. По его словам, женщины также ели капусту, чтобы повысить свою фертильность и обеспечить успешную беременность.
Точно так же, как ребенок, спасенный аистом, ребенок с капустной грядки «найден в природе и обнаружен как часть мира природы», — говорит Уорнер. Она отмечает, что во французском языке нежность к маленькому ребенку звучит как «mon petit chou» («моя маленькая капуста»).
В этой истории есть милые, понятные для детей иллюстрации. На серии открыток, опубликованных в 1906 году тремя сестрами из Новой Зеландии, изображен садовник, ухаживающий за полем с младенцами, растущими на грядках с капустой. Хорошо одетые эдвардианские пары бродят по полям, рассматривая растущих там младенцев. Садовник выбирает капусту и дарит ее молодоженам. Подобные сказки о детях, выросших в садах и садах, существуют по всему миру, например, очень любимый японский народный миф о мальчике, выходящем из персика.
Для родителей викторианской эпохи сказки об аистах и младенцах с капустной грядки давали «способ объяснить своим детям вещи, которые они не могли объяснить иначе», — говорит Куинн.
«Они не знали, как выглядит женское тело внутри… они просто представляли, что это перевернутое мужское тело», — говорит он. «И как ты это объяснишь? Мир природы — очевидная модель, к которой можно обратиться».
Для викторианцев история Красной Шапочки содержала важное сообщение о риске общения с незнакомцами (Фото: Эммануэль Лафон)
Уорнер соглашается: «Многие родители не понимали бы свою собственную анатомию и с трудом могли бы объяснить факты жизни своим детям». Сказки дали удобный ответ. Но родители также использовали их для передачи закодированных сообщений о сексе и отношениях, говорит она.
Возьмите Красную Шапочку, европейскую сказку о девочке, которая идет навестить свою бабушку и по дороге останавливается, чтобы поговорить с, казалось бы, дружелюбным волком. По словам Уорнер, в викторианскую эпоху родители рассказывали своим дочерям эту сказку, чтобы предостеречь их от общения с незнакомыми мужчинами. Это было до того, как женщины получили доступ к каким-либо противозачаточным средствам, поэтому, когда дело касалось романтики и добрачного секса, «опасности были очень велики», — говорит она. Она также добавляет, что незамужняя беременность была связана с «настоящим социальным позором».
Вредные мифы?
В то время как аист, родивший ребенка, остается популярным мотивом на поздравительных открытках и подарках, может быть трудно представить родителей 21-го века, серьезно пытающихся убедить своих детей, что именно так рождаются дети. Но другие мифы и эвфемизмы все еще удивительно распространены, говорит Спринг Ченоа Купер, доцент кафедры сексуального здоровья в Школе общественного здравоохранения Городского университета Нью-Йорка. Одна из причин заключается просто в том, что многие родители до сих пор не знают, когда и как говорить о фактах. «Многие люди не знают настоящих научных вещей, которые они должны говорить, и они не знают, как объяснить секс своим детям».
Однако эвфемизмы, которые в данный момент кажутся родителям утешительными и безопасными, на самом деле могут сбивать с толку детей, говорит Эммерсон на Форуме полового воспитания в Великобритании. Родителям может быть трудно исправить историю позже, и они признают, что солгали. Она рассказывает, как 18-летняя девушка посетила клинику сексуального здоровья, чтобы спросить, может ли она быть беременной после того, как сперма попала ей в пупок.
«У нее были отношения, но она не понимала сексуального здоровья или своей собственной анатомии», — говорит Эммерсон.
Купер соглашается с тем, что «когда люди делают предположения, основанные на мифах и дезинформации, это может иметь вредные последствия».
В Австралии вакцину против ВПЧ, которую вводят молодым людям для предотвращения рака шейки матки, обычно называют «половой вакциной». Это привело к тому, что некоторые девушки ошибочно полагали, что это защищает их от заболеваний, передающихся половым путем, и означает, что им и их партнерам не нужно использовать презервативы, говорит Купер.
Еще одна опасность использования эвфемизмов заключается в том, что они могут создать привычку не обсуждать секс открыто, говорят эксперты, что мешает детям и подросткам доверять своим родителям. «Они могут подвергнуться насилию и почувствовать, что не могут говорить об этом, забеременеть и никому не рассказать, или заразиться венерическим заболеванием и не лечить его», — говорит Купер. «Страх говорить об этих вещах может иметь последствия для всей их жизни».
История аиста восходит к древнегреческим мифам о журавлях, перевозящих младенцев. В США половое воспитание обязательно только в 29 из 50 штатов. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, менее половины средних школ и менее одной пятой средних школ преподают ключевые темы полового воспитания. В Великобритании детей учат отношениям в начальной школе, но начальные школы не обязаны проводить уроки полового воспитания, которые становятся обязательными только в средней школе.
Но Эммерсон говорит, что некоторые школьные ресурсы в Великобритании не могут должным образом обучать детей сексу.
Одним из примеров является видео «Согласие, это просто как чай», которое было создано полицией Темз-Вэлли и широко демонстрируется в школах, говорит она. Видео сравнивает инициирование секса с предложением приготовить кому-то чашку чая и напоминает молодым людям, что если кто-то хочет чашку чая (или секса) сегодня, это не означает автоматически, что он захочет этого в другой день.
Эммерсон говорит, что она получила жалобы от молодых людей, что видео «слишком эвфемистично и вообще не касается секса».
«Значит, если родитель думает: «Если я ничего не скажу, они поймут это, когда придут в школу», то, вероятно, это не так», — говорит Эммерсон.
Похоже, моя бабушка была права, дав мне книжку с картинками о сексе и детях. Но для родителей, которые не могут себе представить такой уровень открытости и фактической детализации, исследователи предлагают начинать с малого, с коротких, простых бесед, а не с большого разговора. Речь идет о том, чтобы «предвидеть, а не быть пойманным», говорит Эммерсон. «[Речь идет] о понимании того, что перед приемом или в детский сад представится много возможностей, чтобы дать своим детям некоторый словарный запас о своем теле, а также об их эмоциях».
Например, если маленький ребенок спрашивает, как рождаются дети, «достаточно сказать, что ребенок растет в животе матери и выходит из влагалища», — говорит она. «Речь идет не об объяснении полового акта. Это просто о предоставлении фактического ответа, который не является выдумкой».
«Всякий раз, когда ребенок задает вам вопрос о сексе, отвечайте на него очень просто и прямо», — говорит Купер. «Вам не нужно усаживать их и читать лекцию в течение часа… это может напугать их, чтобы спросить об этом больше». Жизненно важным понятиям, таким как согласие и границы, можно научить с самого начала. Например, вы можете попросить малышей проверять, прежде чем обнимать других, и объяснить им, почему важно просить согласия, говорит она.
Значит ли это, что в современной культуре воспитания нет места очаровательным историям об аистах и капусте? Возможно, ответ может состоять в том, чтобы наслаждаться этими народными сказками такими, какие они есть — красочными подвигами воображения, переданными предыдущими поколениями. В любом случае, бабушкина книга восхитила и развлекла меня не меньше любой сказки – и уж точно более захватывающей, чем история про аиста.
—
Присоединяйтесь к миллиону поклонников Future, поставив нам лайк на Facebook или следите за нами на Twitter или Instagram .
Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельный информационный бюллетень bbc.com под названием «Основной список» — подборка историй от BBC Будущее
1, 0103 Культура , Worklife , Travel и Reel доставляется на ваш почтовый ящик каждую пятницу. ;Простая детская игра? Сравнение греческого мифа со сказкой – Антигона
Афина Митропулос
Люди любят рассказывать истории. Мы любим слушать о приключениях, с которыми столкнулись другие, а также об их успехах и неудачах. Нам нравится погружаться в мир, который похож на наш, но в то же время отличается от него, чтобы услышать, как великие и даже не очень персонажи сталкиваются с проблемами, которые иногда очень знакомы, а иногда совершенно фантастически. Древние греки любили свои мифы. Взрослые и дети одинаково любили слушать о подвигах таких героев, как Геракл и Тесей, и монстров, таких как Медуза и Минотавр. Помимо того, что они были частью их религиозной культуры, эти мифы постоянно присутствовали в их повседневной жизни: на вазах, в храмах, в театре и на улице.
За последние несколько столетий сказки прочно вошли в нашу жизнь. Хотя традиционно рассказывают детям, взрослые тоже участвуют в них как в рассказчиках. В этих сказках часто фигурируют принцы и принцессы, а также обычные бедные дети, которые сталкиваются с различными проблемами и испытаниями. В них слишком часто присутствуют фантастические элементы, вроде ведьм или говорящих волков. Хотя мифы не так распространены в повседневной жизни, как мифы в Древней Греции, они все же являются основой воспитания ребенка.
Насколько похожи эти два жанра рассказов? Открывают ли их общности и различия что-то о людях, которые им рассказали? Давайте посмотрим.
Дети
В сказках много детей, часто даже играющих главные роли в качестве главных героев: Гензель и Гретель, Красная Шапочка, Джек и его бобовый стебель выступают в качестве доминирующих персонажей в своих сказках, где они изображаются детьми, а не взрослыми. Они сталкиваются и преодолевают довольно ужасные испытания: ведьма, которая пытается их съесть, волк, который ест их бабушку, а в некоторых версиях и их, и великан, который перемалывает человеческие кости, чтобы сделать из них хлеб! Интересно, что этот жанр, ориентированный на создание историй для детей, позаботился о том, чтобы дети были широко представлены, но при этом не уклонялся от некоторых из худших жестокостей и самых больших страхов.
С другой стороны, греческие мифы на самом деле не включают детей, кроме тех, которые родились в результате брака или романа. Можно утверждать, что многие женщины в этих историях были технически несовершеннолетними, но, учитывая более молодой возраст, в котором девушки в Древней Греции выходили замуж, и их разные социальные нормы, женщины в этих историях изображаются молодыми людьми, а не детьми. .
Мифы, несомненно, распространялись среди детей в Греции, хотя у нас нет прямых доказательств, подтверждающих это, но в основном они распространялись среди взрослых. Эта зрелая аудитория была развлечена и проинструктирована о храбрости, отношениях и важности почитания богов. Возможно, это объясняет совершенно разный характер главных героев: сказки были написаны, чтобы научить детей быть осторожными, не разговаривать с незнакомцами и не сбиваться с пути, а мифы были рассказаны, чтобы рассказать взрослым о жизни и ее проблемах. Поэтому неудивительно, что главные герои отражают целевую аудиторию.
Дети, которых съедают
Удивительно, как много традиций и культур по всему миру имеют истории для детей, в центре которых персонажи, которые едят детей. Известно, что Гензель и Гретель заманены в пряничный домик ведьмой, которая планирует откормить их и съесть. Баба-Яга — похожая фигура из русского фольклора, которая гоняется за детьми на своей метле и поедает их своими железными зубами. Точно так же Хагондес — обманщик, клоун-каннибал, который пугает детей народа сенека, коренных американцев. Дети любят немного пугаться в своих рассказах, и многие родители использовали эти цифры, чтобы напугать своих детей, чтобы они ели овощи или ложились спать вовремя!
Баба Яга, Иван Билибин (иллюстрация к Василиса Прекрасная , СПб, 1900). Греческая мифология имеет похожую традицию. Минотавр пирует на семи мальчиках и семи девочках либо каждый год (Аполлодор Библиотека 3.15.8; Павсаний Описание Греции 1.27), либо каждые девять лет (Овидий Метаморфозы 8.172–82). Ламия также ест детей после того, как Гера лишила ее собственных (Дурис Самосский, Libyica 2; Диодор Сицилийский Библиотека истории 20.41 ) . Однако Циклоп Полифем не ограничивается детьми: он ест и взрослых, в том числе некоторых членов команды Одиссея (Гомер Одиссея 9.105–566).
Идея и страх того, что детей (и взрослых) съедят, явно широко распространены в фольклоре, вероятно, потому, что они близки к тому, что реально и что может произойти.
Одиссей и Полифем, Арнольд Беклин, 1896 г. (Музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс, США).Герой в сияющих доспехах
В мифах и сказках часто есть герой, который приходит на помощь. В мифе это мог быть Персей, спасающий Андромеду от морского чудовища (Овидий Метаморфозы 4. 663–792), или Геракл, избавляющий мир от многочисленных варварских зверей, таких как гидра (Павсаний 2.37.4) или стимфалийские птицы. болота (Павсаний 8.22.5).
Это чем-то похоже на фигурку Прекрасного Принца из сказок. Картина Чезари ясно показывает это, когда Персей въезжает с неба на коне. Он явно пересказывает этот миф в «сказочной» манере, так как в оригинальной версии Персей летает в сандалиях, подаренных ему Гермесом после убийства Медузы. Но сюжетная схема Персея и Андромеды не так уж распространена в мифах. Гораздо чаще встречается герой, который преодолевает многочисленные испытания, чтобы обеспечить себе что-то: мы легко думаем о Геракле, Одиссее, Ясоне, Тесее и им подобных. Женские фигуры часто так или иначе задействованы, но они не являются конечной целью поиска героя.
«Спящая красавица», Генри Мейнелл Рим, 1899 г. (частное собрание). В сказках часто есть герой, который спасает девицу, например, Белоснежку или Спящую красавицу, убивая злую королеву или ведьму и целуя девушку, пока она спит. Несмотря на то, что в сказках часто присутствует сражение с врагом, романтическому поцелую в конце, кажется, уделяется равное внимание и внимание, в то время как греческие мифы больше всего наслаждаются вызовами и испытаниями, которые должны преодолеть герои. Мужество, сила и интеллект, необходимые для того, чтобы противостоять этим монстрам, вызывают восхищение и восхищение как у древней аудитории, так и у современной. Хороший поцелуй важен, но, возможно, менее воодушевляет читателя. Конечно, в двадцать первом веке я сомневаюсь, что многие будут любезны, если незнакомец поцелует их, пока они спят! И мы, безусловно, прошли долгий путь от первоначального рассказа о Спящая красавица история, четырнадцатый век Perceforest, , где Венера побуждает очаровательного принца Троила изнасиловать спящего Зелландина.
Так почему же в мифах есть герои, которым часто приходится сталкиваться с трудностями, чтобы получить трон (или иной приз, который они ищут), а в сказках есть принцы, которые сталкиваются с трудностями, чтобы заполучить девушку? Я вернусь к этому вопросу в конце этой статьи, а пока не будем себя обманывать: девушка часто была принцессой в сказках, поэтому она действительно часто закрепляла трон за Прекрасным Принцем. Или я слишком циничен?
Женщины в мифах и сказках
Если у героев этих историй есть что-то общее, то у женщин еще меньше. В то время как сказки любят девицу в беде, мифы — нет. Белоснежку, Спящую красавицу и Золушку спасает от различных испытаний — злой мачехи, ужасной болезни и проклятия, еще одной злой мачехи и бедности — «Прекрасный принц». Как мы видели выше, есть несколько мифов, которые разделяют эту историю: Андромеду спасает Персей от морского чудовища, и можно утверждать, что Пенелопу в конечном итоге спасает Одиссей от женихов.
Иногда, однако, женщины в греческих мифах играют роль гламурных помощниц, помогая герою преодолевать трудности. Ариадна дает Тесею клубок веревки, с помощью которого он сможет выбраться из лабиринта, и меч, которым можно убить Минотавра (Плутарх Жизнь Тесея 19). Точно так же Медея помогла Ясону получить Золотое руно, используя свои волшебные зелья и колдовство (Аполлодор Аргонавтика Книги 3 и 4).
К несчастью для обеих женщин, Тесей и Джейсон довольно неблагодарны за помощь, которую они получили. Тесей бросает Ариадну на острове Наксос, пока она спит, а Ясон покидает Медею, чтобы жениться на Главке, другой принцессе.
Какой из этих двух типов сказок больше нравится в современном мире? Миф, в котором женщин ценят, а затем выбрасывают, или сказку, в которой их спасает незнакомец и они «живут долго и счастливо»? Я бы сказал, что в наши дни ни то, ни другое не соответствует нашим ценностям и идеям социальной справедливости и прав женщин. Неудивительно поэтому, что оба были переосмыслены и пересказаны.
Тесей и Минотавр в лабиринте, Эдвард Бёрн-Джонс, 1861 г. (Бирмингемский музей и художественная галерея, Великобритания). В настоящее время существует огромный интерес к пересказу мифов с точки зрения вовлеченных в них женщин. Книги, такие как трилогия Эмили Хаузер ( для самых красивых , для победителя , для Бессмертного ), Натали Хейнс Джарна , , , , , , , , , и Hannah’s , и , Hannah’s , и Hannah’s , и , . Ариадна проливают новый свет на эти цифры. В том же духе фильм 2012 года « Белоснежка и охотники » переделывает заглавную фигуру как героиню, которая возглавляет армии и сама сражается со злой Равенной. Даже в более беззаботном фильме Зеркало Зеркало , также снятом в 2012 году, есть резкое изменение ситуации, когда Белоснежка целует принца Олкотта, чтобы разрушить заклинание перед столкновением со Чудовищем.
Однако мифические персонажи, а не сказочные героини, также используются для публичных заявлений о социальной справедливости.
Медуза с головой Персея, Лучано Гарбати, 2008 г. Одна особенно интересная современная версия женщины в древнем мифе представляет собой семифутовую статую Медузы, созданную Лучано Гарбати, возле здания суда в Нью-Йорке. где несколько мужчин были осуждены за сексуальное насилие. В отличие от традиционных изображений этого мифа, именно Медуза стоит с мечом в руке, неся голову Персея, а не наоборот. Переворот служит символом расширения прав и возможностей женщин. Многие задаются вопросом, почему обезглавлен Персей, а не Посейдон, ведь ее изнасиловал морской бог. Но, возможно, это неправильно понимало бы природу богов: как Афина не может наказать Посейдона и вместо этого мстит смертному, так и Медуза заставляет человека платить за грех Посейдона. В любом случае, сама статуя полностью убирает богов из повествования, вместо этого показывая женщину, взявшую под контроль собственную историю.
Боги и сверхъестественное
Последний и важный момент сравнения мифов и сказок — роль богов и сверхъестественного. В то время как в греческих мифах много богов, в сказках их нет, хотя в некоторых есть ведьмы и элементы сверхъестественного. Заклинание, наложенное на Спящую красавицу и ее семью, волшебные бобы, превращающиеся в огромный бобовый стебель, характер Румпельштильцхена — все это сверхъестественные элементы, которые делают сказки захватывающими и привлекательными. Однако в каждой сказке «фантастическая» часть уникальна.
Мифы, с другой стороны, были созданы отчасти для того, чтобы связать современных греков с их героическим прошлым. Таким образом, они разделяли одних и тех же богов и религиозные традиции и служили напоминанием обычным людям о ценности правильного почитания богов. Миф о Пенфее хорошо иллюстрирует, что происходит, если вы не поклоняетесь Дионису: он был разорван на куски, конечность за конечностью, своей невольной матерью и ее поклонницами (Еврипид Вакханки; Овидий Метаморфозы 3.528–733).
Пенфей, разлученный Агавой и Ино, аттический краснофигурный леканис, 450-425 гг. до н.э. (Музей Лувр, Париж, Франция).Точно так же Арахна научилась не вызывать Афину на соревнование по ткачеству: она превратилась в паука (Овидий Метаморфозы 6.129–145). И наоборот, благочестие дает вам божественную поддержку, как Одиссей получил от Афины, потому что она благоволила ему.
В греческих мифах также фигурируют сверхъестественные существа и магия, что еще больше усиливает их очарование. Такие монстры, как Медуза, Минотавр или Цербер, очень привлекательны, потому что они одновременно узнаваемы (змеиная шерсть, голова быка, три собачьи головы), но при этом совершенно невероятны и вымышлены. Этот баланс между знакомым и фантастическим неизбежно захватывает. Дети, как в Древней Греции, так и сегодня, могут так ясно представить чудовище… оно могло быть реальным.
Но поскольку эти монстры, скорее всего, были придуманы для того, чтобы пугать детей, в отличие от многих злодеев из сказок, давайте немного подумаем об их роли. Медуза была превращена Афиной в чудовище в наказание за то, что она отдала свое целомудрие Посейдону; или, как может скорее увидеть современная аудитория, за изнасилование. Здесь был четкий религиозный урок, как и в случае с Пенфеем и Арахной: чтите богов, как они того желают и требуют.
Минотавр также был создан Посейдоном в наказание царю Миносу. Минос не принес в жертву красивого белого быка, как ему было приказано, поэтому его жена Пасифая влюбилась в быка, что привело к рождению Минотавра. Учитывая, что эти монстры были созданы, чтобы наказать смертных за их нечестие, неудивительно, что они одновременно экстремальны и потусторонние, но также знакомы и как-то почти возможны. Мифы развлекали, но также учили почитать и уважать богов; наличие монстра, который, таким образом, является человеком, а также зверем, служит хорошим предупреждением.
Другие монстры, однако, имеют совсем другую роль и природу. Цербер, например, был монстром, охранявшим Подземный мир. Согласно Аполлодору, у него было три головы диких собак, дракон или змея вместо хвоста и головы змей по всей спине. Гесиод, однако, описывает его с пятьюдесятью головами! Точно так же Химера была чудовищем с телом и головой льва, головой козла на спине и хвостом, оканчивающимся змеиной головой (впервые упоминается Гомером в Илиада 6. 180). Изначально это были не смертные, которые были преобразованы в качестве наказания; они были монстрами, которых нужно было победить в рамках пути героя.
Двенадцатым и последним подвигом Геракла было захватить Цербера для царя Эврисфея, в то время как Беллерофонт был послан царем Ликии убить Химеру. Похоже, что здесь греки изобрели своих монстров из самых ужасающих животных, которых они знали, создав гибридных зверей, с которыми могут столкнуться только настоящие герои. То, что они побеждены, является признаком мужества и героизма. Это похоже на сказки, где монстры, которых должны победить герои, также являются более крупными и страшными версиями реальных животных, таких как драконы или волки.
Химера на краснофигурной тарелке, изготовленной в Апулии, Италия, ок. 350-340 гг. до н.э. ( Музей Лувра, Париж, Франция).Выводы
Вернемся к замеченным мною различиям между мифами и сказками. Самой очевидной была роль любви. Как отмечалось выше, часто в сказках сюжет поразительно прост: есть попавшая в беду девица, которую спасает рыцарь в сияющих доспехах, они влюбляются и живут долго и счастливо. Этого нет в греческих мифах. Почему? В Древней Греции не было любви? Очень вряд ли! Разве они не были романтиками? Опять же, очень маловероятно.
Возможно, ответ кроется в той роли, которую мифы играли в древнегреческом обществе, а не сказки. Кажется, что хотя оба жанра хотели развлекать и учить, сказки также в значительной степени использовались для эскапизма, как фантазия о лучшей жизни и лучшем исходе. Возможно, греческое общество с его антропоморфизированными богами, не обещавшими блаженной загробной жизни и искупления (вне Элевсинских мистерий), в отличие от христианской религии, не чувствовало потребности в своих рассказах для исследования таких эмоций.
У меня нет ответа на это резкое различие, поэтому я оставляю вопрос вам: почему в древнегреческой мифологии любовь не так распространена, как в сказках? Или он есть, просто не идентифицирован так, как мы ожидаем современные читатели?
Афина Митропулос — руководитель отдела классической музыки в школе Queen’s Gate в Лондоне.