Драмы островского гроза герои: Характеристика Катерины в пьесе Гроза кратко, образ с цитатами героини драмы для сочинения в таблице (10 класс)

«Гроза» герои пьесы, характеристика, внешность, характер персонажей :: Сочиняшка.Ру

Главные герои пьесы Островского «Гроза»

Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова) — вдова, грубая деспотичная женщина, стремящаяся подчинить своей воле окружающих. Воспитана она по старинным обычаем, где в основе — патриархальный уклад жизни. Муж должен бить детей и жену, издеваться над ними. Хозяин должен тиранизировать своих подчиненных и не принимать в счет их мнения. Потому и Кабанова считает, что варварство и грубость — то, что непременно поможет в семейной жизни. Муж, по ее мнению, не должен любить жену, а, напротив, быть деспотом: бить жену, оскорблять и неуважительно о ней отзываться. Жена в таком случае вообще превращается в рабыню. Ее роль в семье: готовить еду и прислуживать мужу. Эти принципы Кабаниха пытается внушить собственному сыну, который боится мать и полностью подчинен ее тирании. Кабанова подчинить своим нравам невестку, жену сына, но это у нее не получается. В ее образе Островский воплощает ханжество и лицемерие патриархальной жизни, прогнившей насквозь.

Тихон Кабанов — сын Кабанихи. С ранних лет воспитывался в напряженной обстановке. Видел деспотизм, грубость, лицемерие со стороны матери. Слабохарактерный человек, не имеющий твердой воли. Загнан в угол чрезмерной строгостью и деспотизмом матери. Причем не предпринимает даже малейший попыток вырваться из под ига Кабанихи, а, напротив, безмолвно ей подчиняется. Пытается быть верным и ласковым мужем, но испытывает огромное давление со стороны Кабановой, которая желает, чтобы сын жил в семье по ее принципам. Пытается угодить и матери и жене, что довольно плохо получается. Единственную отдушину и радость он находит в пьянстве, что не осуждает Кабаниха, так как считает это признаком аристократичности и высокого дворянского происхождения. В обществе все так делают, поэтому такое поведение не вызывает осуждения. Узнав об измене жены, прощает ее, так как милосердия и сострадания в нем все же больше, чем в матери.

К тому же, Тихон сильно любит ее. После гибели Катерины в каком то смысле завидует ей, ведь считает, что она принесла жизнь в жертву обществу грубых нравов и деспотизма.

Катерина — супруга Тихона. Молодая девушка с мягким характером, воспитанная в совершенно чуждом для Кабанихи духе. Очень часто Катерина вспоминает о матери и о том, насколько ласкова она была с ней, не принуждала к труду и выполнению сухих правил. Неудивительно, что деспотизм свекрови ей претит и она не может с собой ничего сделать. Она также пытается полюбить мужа, но ничего, кроме жалости к нему не испытывает. Кабаниха же изживает Катерину из дома, так как боится, что сын окажется под ее влиянием. Не выдержав все этого, Катерина заводит роман на стороне и все ночи напролет проводит с любовником. Но тут ей тоже не везет: Борис, ее новый возлюбленный, оказывается трусом и сбегает при первых же трудностях. Когда же их роман вскрывается девушка, окончательно запутавшаяся в своих чувствах, бросается с обрыва в реку и погибает.

Через этот образ Островский показывает “луч света в темном царстве”. Но этот луч света никому не нужен. Общество настолько прогнило, что не способно понять человека, мыслящего не так, как большинство.

Второстепенные герои пьесы Островского «Гроза»

Варвара — дочь Кабанихи. По сравнению с Тихоном, она не безынициативная. Это сильный персонаж, научившийся прикрывать свое отвращение к принципам матери показным лицемерием и послушанием. Видно, что неусыпное бдение Кабановой и чрезмерная опека с ее стороны не смогли уберечь девушку от морального и нравственного разложения. Варваре глубоко плевать на то, что подумают люди. Она гуляет с Кудряшом, ведет распутную жизнь. Ее главный принцип — ради своего счастья можно наплюнуть на устои и все нормы приличия. Это именно Варвара подговаривает Катерину следовать зову своего сердца и делать то, что ей хочется. Позже Варвара даже организовывает тайные встречи Кати и Бориса. В конечном итоге, устав от бесконечных упреков матери, сбегает из дома вместе с Кудряшом.

Кудряш — любовник Варвары. Наглый развязный, хамоватый молодой человек. Он во многом похож на многих обитателей города Калинова, ведущих приземленный образ жизни. Все его устремления направлены лишь на то, чтобы разбогатеть и обмануть другого ради собственной выгоды.

Кулигин — механик-самоучка. Это один из немногих персонажей пьесы, которому не присуща зависть, самолюбие или тщеславие. Он не похож на многих жителей города и не готов жить по установленным нормам и правилам. Кулигин часто размышляет о всеобщем благе, равенстве между людьми, огромной роли технического прогресса. Однако, многие его мысли так и остаются на стадии идей, им не суждено сбыться. Посредством этого образа Островский выражает надежду на то, что не все потеряно в обществе. Есть еще люди креативно мыслящие, однако их время пока не пришло.

Савелий Прокофьевич Дикой — полная противоположность Кулигину. Этот человек груб, алчен и завистлив. Дикой любит причинять другим страдания. Он не склонен к размышлениям о судьбах людей и пути развития страны. Дикой живет для себя и в своем собственном мирке. Он презирает окружающих, для Дикого чье-то мнение не является ценным и заслуживающим хоть какого-то внимания.

Борис — племянник Дикого. На вид является более менее порядочным молодым человеком, но на деле оказывается таким же как и все — подлым и алчным человеком, думающим только о себе. Он соблазняет замужнюю Катерину, но потом, испугавшись ответственности за содеянное, трусливо сбегает.

Феклуша — приживалка Кабановой. Ради собственной выгоды способна втереться в доверие к любому человеку. С этой целью ей удается манипулировать разными людьми, что ей с легкостью удается. Невежлива, груба, дурно образована, так же как и сама Кабаниха. Резкие перемены пугают ее, она привыкла к стабильности, которая помогает ей дальше морально и нравственно разлагаться.

Глаша — такая же невоспитанная и необразованная девка, как и Феклуша. Несмотря на то, что она молода, у нее нет целей в жизни. Она честолюбива и не хочет учиться ничему новому.



Еще герои произведений:

  • Герои поэмы Некрасова «Дедушка»
  • Герои сказа Бажова «Малахитовая шкатулка»
  • Герои сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»
  • Герои стихотворения Некрасова «Железная дорога»

  • Система персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза» (Гроза Островский А. Н.)

    Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. В том же году она была поставлена в театрах Москвы и Петербурга и вот уже много лет не сходит со сцен всех театров мира. За это время пьеса претерпела множество трактовок, которые порой разительно отличались друг от друга. Это, как мне кажется, объясняется глубиной и символичностью пьесы.

    В центре сюжета пьесы — конфликт чувства Катерины, главной героини, с укладом жизни города Калинова. Но еще Добролюбов указывал на то, что читатели думают «не о любовной интриге, а обо всей жизни». Это значит, что обличительные ноты касались самых разных сторон русского быта. В драме вынесен приговор «темному царству» и, следовательно, тому социально-политическому строю, который оно поддерживало.

    Действие драмы происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу реки Волги. В этом месте все настолько однообразно и стабильно, что даже новости из других городов и из столицы сюда не доходят. Жители в городе замкнуты, недоверчивы, ненавидят все новое и слепо следуют домостроевскому укладу жизни, который уже давно себя изжил. Приверженцев старого образа жизни Островский называет «темным царством», к которому относятся Дикой и Кабаниха. К другой группе персонажей относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства», угнетенные, одинаково ощущающие влияние Дикого и Кабанихи, но по-разному выражающие свой протест против них.

    Дикой — яркий представитель первой группы, Островский применяет к нему определение «самодур». Поведением Дикого руководят необузданный произвол и тупое упрямство. Он требует беспрекословного повиновения окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы как-нибудь не разозлить его. Самое главное для Дикого — это деньги. Ради них он готов на все — и на обман, и на мошенничество: «Много у меня в год-то народу перебывает… не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Пасует Дикой лишь перед теми, кто способен дать ему отпор. На перевозе через Волгу он не посмел связаться с проезжим гусаром, но после опять-таки выместил свою злость дома, разогнав всех по чердакам и чуланам. Качества его характера проявляются и в речи. Дикой использует грубые и оскорбительные выражения: разбойник, червяк, дармоед, дурак и т. д. Деспотизм, невежество, грубость — черты, которые характеризуют образ этого героя, типичного представителя «темного царства». Но Дикой сдерживает свой нрав перед Кабанихой, своей кумой.

    Марфа Игнатьевна Кабанова — еще одна сторонница «темного царства», она еще хуже своего мужа. Кулигин так ее описывает: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабаниха умело прикрывает свои аморальные поступки идеалами патриархальной старины. Она соблюдает все обычаи и порядки, положенные домостроем. Новые же порядки кажутся ей нелепыми и даже смешными. Всех она хочет заставить жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления своей воли, инициативы. Кабаниха пытается произвести впечатление благочестивой и суеверной женщины. Но к домашним она сурова и жестока. Женщина разваливает семью: Катерина добровольно уходит из жизни; Варвара покидает дом; Тихон, добрый и мягкий человек, теряет способность думать и жить самостоятельно. Враг всему новому, Кабаниха все же предчувствует, что старине приходит конец, что наступают тяжелые для нее времена. В речи Кабановой встречаются и пословицы, и обороты народной речи. Все это делает ее язык своеобразным, но не скрывает сущность ее «темной» души.

    Самодурство и деспотизм, подавляя в окружающих свободу и самостоятельность, неизбежно порождают людей-приспособленцев, которые боятся жить своим умом и поэтому подчиняются угнетателям. К таким жертвам «темного царства» в пьесе относятся Тихон, Варвара и Борис. Тихон с детства во всем привык повиноваться матери, и в зрелом возрасте он боится поступить не по ее воле. Безропотно он переносит все издевательства Кабанихи, не смея протестовать: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться! Да я, маменька, и не хочу своей волей жить».

    Борис Григорьевич, племянник Дикого, по уровню своего развития стоит значительно выше окружающей его среды. Образование, полученое им в Москве, не позволяет ему ужиться в среде диких и кабаних. Но у него не хватает характера, чтобы вырваться из-под их власти. Оба они — и Тихон, и Борис — не сумели защитить и спасти Катерину. И обоих «темное царство», превратившее их в безвольных, забитых людей, не способных бороться за свое счастье, обрекло на то, чтобы «жить на свете да мучиться».

    Центральным персонажем пьесы, «лучом света в темном царстве», является Катерина. Она резко выделяется из той среды, в которой она родилась. Натура мечтательная, впечатлительная, нежная, Катерина в то же время обладала пылкой и страстной душой: «Такая уж я зародилась горячая!», — говорит она сама о себе. Девушка отличалась не только страстным, но и сильным характером. Она способна на полный разрыв с надоевшей ей средой. Конфликт между «темным царством» и светлым душевным миром Катерины завершился трагически. Не получив поддержку у Бориса, девушка во время грозы заканчивает жизнь самоубийством!

    Столкнув между собой «темное царство» и «светлый луч», Островский выразил протест против всего старого. «Лучше не жить, чем жить так!» — вот что означало самоубийство Катерины. Приговора обществу, выраженного в такой трагической форме, русская литература до «Грозы» еще не знала. Да, свет не покорил тьму, но ведь там, где есть луч, скоро появится солнце и затмит темноту.

    Чья точка зрения мне ближе? (По статьям Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы»)Характеристика образов: Катерина и Варвара в драме «Гроза»Основная идея произведения «Гроза»Характеристика персонажа: Варвара КабановаЕкатерина в драме «Гроза»Сравнение образов: Дикой и КабанихаЧьё толкование образа Катерины Кабановой — Н. А. Добролюбова или Д.И. Писарева — следует считать наиболее вернымБыт и нравы города Калинова в пьесе А. Н. Островского «Гроза»История создания и анализ драмы «Гроза» Островского А.Н.Борис и Тихон в пьесе Островского «Гроза»Жизнь города Калинова в драме А. Н. Островского «Гроза»Смерть Катерины – поражение или победа над «Темным царством»Хозяева и жертвы «темного царства»Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза»Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика героинь пьес А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»Характеристика образа Феклуши в с пьесе «Гроза»Конфликт поколений в драме Островского «Гроза»Темы «горячего сердца» и «темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»Основной конфликт пьесы «Гроза»Лариса и Катерина сходства и различияПортретная характеристика Катерины и Ларисы в пьесе «Гроза»Главные персонажи в драме А.Н. Островского «Гроза»Нравы дома Кабановых в драме А.Н. Островского «Гроза».Личность Катерины в оценке русских критиков и мое отношение к образу главной героини драмыИдейная кульминация пьесы «Гроза»Гроза Островский А. Н. Катерина — луч света в темном царствеЗначение символов в пьесе Островского «Гроза»Представители темного царства в пьесе «Гроза»Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Название драмы Островского «Гроза»Город Калинов (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Взаимосвязь персонажей: Катерина и КабанихаСравнение персонажей: Катерина и Марфа Игнатьевна Кабановы«Гроза» – это отражение жизни русской провинцииПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ДОЛГА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»Дикой и Кабаниха. Характеристика героев А. Н. Островского из драмы «Гроза»Почему погибла Катерина (по драме А. Н. Островского «Гроза»)Самоубийство — это протест или слабость?Отзыв о спектакле по пьесе А. Н. Островского «Гроза»«Трагедия совести» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Анализ образов Катерины и ТихонаИзображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе «Гроза» А. Н. ОстровскогоОбразы действующих лиц в драме А.Н. Островского «Гроза»Что означает самоубийство Катерины – ее победу или поражение (по драме А. Н. Островского «Гроза»)СИЛА ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ И ТРАГИЧЕСКАЯ ОСТРОТА ЕЕ КОНФЛИКТА С «ТЕМНЫМ ЦАРСТВОМ» В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА». ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ОЦЕНКЕ Н. А. ДОБРОЛЮБОВАОбраз «жестокого мира» в драматургии А.Н Островского. (По пьесе «Гроза» или «Бесприданница».)Тёмное царство в драме Островского «Гроза»: Дикой и КабанихаПроблема любви в драме А. Н. Островскою \’Гроза»Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А. Н. Островского «Гроза»)Темное царство в драме «Гроза»Катерина и Борис в драме А. Н. Островского «Гроза»Тема любви в «Грозе» А. Н. ОстровскогоТипичность образов: Дикой и Кабаниха в пьесе «Гроза»Мастерство речевых характеристик в драме А. Н. Островского «Гроза»Авторская позиция через ремарки в пьесе «Гроза»Почему мне нравится образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Место образа Катерины в пьесе «Гроза» Островского А.Н.Образы самодуров в драме А. Н. Островского «Гроза»Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского «Гроза»Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского (по пьесе «Гроза»)Слабые и сильные характеры в драме Гроза«Темное царство» в драме А. Н.Островского «Гроза»: Дикой и КабанихаТема греха в драме Островского «Гроза»Образ Катерины и средства его создания в драме А.Н. Островского «Гроза».Трагедия Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Судьба Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Борис: «Эх, кабы сила!» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)Образ Екатерины, его идейный смысл в драме А.Н. Островского «Гроза»Образ и характеристика главной героини пьесы «Гроза»Две Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза» и очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)Сочинение по драме «Гроза» или Темное царство в драме «Гроза»Место Катерины среди других лиц драмы «Гроза»Описание «Грозы» МайковаБыл ли выход у Катерины Кабановой? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Дикой — главная фигура в КалиновеНравственные проблемы в пьесах А.Н.Островского (на примере драмы «Гроза»).Мотив совершенной замкнутости калиновского мира (Гроза)Характер Катерины раскрыт в сложных взаимосвязях с другими персонажами драмыТема самодурства в пьесе А. Н. Островского «Гроза» (План)Душевная драма КатериныИзображение купеческого быта и нравов вдрамеА. Н. Островского «Гроза»Женские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Лес»Образ главной героини в пьесе «Гроза»Жанровая природа и основной конфликт драмы А. Н. Островского «Гроза»Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину «сильным русским характером»Роль эпизодических персонажей в пьесе «Гроза»Была ли любовь Катерины Кабановой из пьесы А. Н. Островского «Гроза» преступлениемВ «темном царств» (драма Островского «Гроза»)Художественные функции пейзажа в пьесах А.Н.Островского «Гроза» и А.П.Чехова «Вишневый сад»Проблематика пьес Островского «Гроза» и «Лес»Слабые и сильные характерыОбраз КулигинаТрагическая сторона конфликта Катерины с «темным царством»СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО , И .Женские образы (по пьесам «Свои, люди — сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница»)Варвара и Катерина в драме А.Н.Островского “Гроза”Так что же это за такое «темное царство»Разговор Дикого и КабанихиЛюбовь и милосердие (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)Конфликт вольнолюбивой личности с «темным царством» в драме А. Н. Островского «Гроза»Характер конфликта и его развитие в пьесе Островского «Гроза»Сравнение сюжета пьес Островского «Гроза» и Чехова «Вишневый сад»Обреченность «темного царства»Роль второстепенных персонажей в художественной структуре пьесы «Гроза»Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Гроза» 2ГОРОД КАЛИНОВ. КЛИМАТ, ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОБЫЧАИ.(по драме А.Н.Островского «Гроза»)Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с «Темным царством» в драме А. Н. Островского «Гроза». Образ Катерины в оценке Н. А. ДобролююбоваТрагедия женской судьбыКатерина в кругу героев пьесы «Гроза»Какие события побудили к самоубийству Катерину в пьесе «Гроза»Роль внутреннего монолога в создании характера героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)Катерина — протагонист, а Кабаниха — антагонист трагедииХарактер действия в драме А. Островского «Гроза»Дикой и Кабаниха«Трагедия совести» (по пьесе Островского «Гроза»)Незаурядность натуры Катерины (по драме Островского «Гроза»)О гибели жаждавшей воли в пьесе «Гроза»Не главные персонажи в пьесе Островского «Гроза»Значение второстепенных персонажей в драме Островского «Гроза»ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА».Второстепенные персонажы в драме Островского «Гроза».Такие разные женские лица (по пьесам «Свои люди — сочтемся!», «Гроза»)Жанр драмы А. Н. Островского «Гроза»Образ Катерины, соотнесен с образом Кабанихи«Маленький человек» в мире Островского (по пьесе «Бесприданница»)Название «Гроза» можно рассматривать с нескольких позицийВ центре пьесы — общественно-политический конфликтСочинение на тему «Размышления о «Темном царстве» в драме А.Н.Островского «Гроза»Художественное своеобразие пьесы «Гроза» А. Н.ПРОБЛЕМА ПОКАЯНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО .ХАРАКТЕР, КОНФЛИКТ И ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В ДРАМЕ .АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И СРЕДСТВА ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО .Что указывает на недолговечность власти «самодуров» в пьесе Островского «Гроза»Художественный метод в драме «Гроза» ОстровскогоДве судьбы, две трагедии (Леди Макбет Мценского уезда» и «Гроза»)Характер Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»«Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Красота души Катерины»РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ, РУССКИЙ ХАРАКТЕР» КАТЕРИНЫ (сочинение по драме А. Н.Островского «Гроза»)Пьеса А. Н. Островского «Гроза»Такие разные женские лица (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница»)Бытовой образ провинции в пьесе Александра Островского «Гроза»Художественное своеобразие пьесы Островского «Гроза»События и характеры в образах персонажей драмы «Гроза»Кто составляет фон пьесы «Гроза»Два художественных символа пьесы «Грозы»Народные истоки характера КатериныХарактер, конфликт и особенности сценического действияВарвара: «Я много разговаривать не люблю…» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)Характер это есть способность действовать по принципам Сочинение по пьесе «Гроза»Характер снов в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Катерина и Лариса: кто сильнее (пьесы «г А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»)Без идеала нет твердого направления, а нет направления — нет жизни». Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — А.Н.Островский. «Гроза».)Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Гроза» 3Гроза над КалиновомЗначение второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза»Личностное осмысление образа Катерины в пьесе А. Островского «Гроза»Тихон Кабанов: «Что я за несчасный такой человек?»В чем проявлюсь душевное смятение Катерины в пьесе «Гроза»А. Н. Островский. Путь греха Катерины Кабановой и Катерины ИзмайловойСудьбы трех женщин: Катерины, Варвары, ЛарисыНа чьей стороне автор пьесы «Гроза»Нужна ли гроза в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского)Интересные подробности жизни и творчества А. Н. ОстровскогоРОЛЬ РЕМАРОК В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА».На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского «Гроза»)Анализ финальной сцены драмы А.Н. Островского «Гроза» 1Осуждение нравственной слабости драме Островского «Гроза»Кризис патриархального мира в драма «Гроза»Проблема народного характера в драме «Гроза»Как попала Катерина в семью КабанихиСила характера КатериныЖенские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»Система образовОбраз Катерины в по пьесе А. Н. Островского «Гроза»ГЕРОИНИ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА», «БЕСПРИДАННИЦА», «СНЕГУРОЧКА»Конфликт сценического действия в драме «Гроза»Радость жизни Катерины в пьесе ГрозаМожно ли Кулигина считать положительным героемТипичные представители «темного царства» в драме «Гроза»Душевная драма Катерины (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Проблема народного характера в драме «Гроза» ОстровскогоТема греха возмездия и покаяния в пьесе Островского «Гроза»Катерина и Варвара в драме Островского «Гроза»Протест Катерины в драме «Гроза»

    Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» Островский

    Александр Николаевич выделил важнейшую и особенно актуальную в то время проблему человеческого достоинства. В драме «Гроза» доводы, позволяющие считать ее таковой, весьма убедительны. Автор доказывает, что его пьеса действительно важна хотя бы потому, что затронутые в ней вопросы продолжают волновать спустя много лет и нынешнее поколение. К драме обращаются, ее изучают и анализируют, и интерес к ней не ослабевает и по сей день.

    В 50-60-е годы XIX века особое внимание писателей и поэтов привлекали следующие три темы: появление разнородной интеллигенции, крепостное право и положение женщины в обществе и семье. Кроме того, была еще одна тема — тирания денег, тирания и старосветская власть среди купцов, под ярмом которых находились все члены семей, а особенно женщины. А. Н. Островский в своей драме «Гроза» поставил задачу обличения духовной и экономической тирании в так называемом «темном царстве».

    Кого можно считать носителем человеческого достоинства?

    Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» является важнейшей в этом произведении. Следует отметить, что в пьесе очень мало персонажей, о которых можно было бы сказать: «Это достойный человек». Большинство действующих лиц либо однозначно отрицательные герои, либо невыразительные, нейтральные. Уайлд и Кабанья — идолы, лишенные элементарных человеческих чувств; Борис и Тихон бесхребетны, способны только повиноваться существам; Кудряш и Варвара безрассудны, тянутся к минутным удовольствиям, неспособны к серьезным эмоциям и размышлениям. Из этой серии выбиваются только эксцентричный изобретатель Кулигин и главная героиня Катерина. Проблему человеческого достоинства в драме «Гроза» можно кратко охарактеризовать как противопоставление этих двух героев обществу.

    Изобретатель Кулигин

    Кулигин — довольно привлекательный человек, обладающий немалыми талантами, острым умом, поэтической душой и стремлением бескорыстно служить людям. Он честный и добрый. Не случайно Островский доверяет ему оценку отсталого, ограниченного, самодовольного калининского общества, не признающего остальной мир. Однако Кулигин хоть и вызывает сочувствие, но постоять за себя все же не способен, поэтому спокойно обрушивает хамство, бесконечные насмешки и оскорбления. Он образованный, просвещенный человек, но эти лучшие качества в Калинове считаются лишь прихотью. Изобретатель уволен как алхимик. Он жаждет общего блага, хочет установить в городе громоотвод, часы, но инертное общество не желает принимать никаких нововведений. Кабанья, являющаяся воплощением патриархального мира, не сядет в поезд, даже если весь мир уже давно пользуется железной дорогой. Дикий никогда не поймет, что молния на самом деле электричество. Он даже не знает этого слова. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза», эпиграфом к которой может служить реплика Кулигина «Жестокие нравы-с, в нашем городе жестокие!», благодаря введению этого персонажа получает более глубокое освещение.

    Кулигин, видя все пороки общества, молчит. Протестует только Катерина. Несмотря на свою слабость, это все же сильная натура. В основе сюжета трагический конфликт между образом жизни и реальным чувством главного героя. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» раскрывается в противовес «темному царству» и «лучу» — Катерине.

    «Темное царство» и его жертвы

    Жители Калинова делятся на две группы. Один из них составляют представители «темного царства», олицетворяющие силу. Это Кабаниха и Дикий. К другим относятся Кулигин, Катерина, Кудряш, Тихон, Борис и Варвара. Они жертвы «темного царства», ощущающие его грубую силу, но по-разному протестующие против него. Через их действия или бездействие раскрывается проблема человеческого достоинства в драме «Гроза». Замысел Островского состоял в том, чтобы показать с разных сторон влияние «темного царства» с его удушающей атмосферой.

    Характер Екатерины

    Интересы и характер Катерины сильно выделяются на фоне той среды, в которой она невольно оказалась. Причина жизненной драмы заключается именно в ее особом, исключительном характере.

    Эта девушка мечтательная и поэтичная натура. Ее воспитывала мать, которая баловала ее, любила. Ежедневными занятиями героини в детстве были уход за цветами, посещение церкви, вышивание, прогулки, рассказы о богомольцах и странниках. Под влиянием такого образа жизни сложился внутренний мир девушки. Иногда она в реальной жизни погружалась в сны, призрачные сны. Речь Екатерины эмоциональна, образна. И эта поэтически настроенная и впечатлительная девушка после замужества попадает в дом Кабановой, в атмосферу навязчивой опеки и лицемерия. Атмосфера этого мира холодна и бездушна. Естественно, конфликт между светлым миром Катерины и положением этого «темного царства» заканчивается трагически.

    Взаимоотношения Катерины и Тихона

    Ситуация осложняется еще и тем, что она вышла замуж за человека, которого не умела любить и не знала, хотя изо всех сил старалась стать Тихону верной и любящей женой. Попытки героини сблизиться с мужем разбиваются о его нехватку, рабское обесценивание и грубость. Он с детства привык слушаться маму, боится сказать ей слово поперек. Тихон безропотно покоряется произволу Кабанихи, не смея протестовать и возражать. Единственное его желание – хоть ненадолго вырваться из-под опеки этой женщины, прогуляться, выпить. Этот безвольный человек, будучи одной из многочисленных жертв «темного царства», не только не смог хоть как-то помочь Катерине, но и просто по-человечески понять ее, так как внутренний мир героини слишком высок, сложен и недоступен для него. Он не мог предвидеть драмы, которая назревала в сердце его жены.

    Катерина и Борис

    Племянник Деки, Борис, тоже жертва ханжеского темного окружения. По своим внутренним качествам он значительно выше окружающих его «благодетелей». Образование, полученное им в столице в коммерческой академии, развило его культурные потребности и взгляды, поэтому этому персонажу трудно выжить в среде Диких и Кабановых. Проблема человеческого достоинства в пьесе «Гроза» встает перед этим героем. Однако ему не хватает характера, чтобы убежать от их тирании. Он единственный, кто сумел понять Екатерину, но не смог ей помочь: ему не хватает решимости бороться за любовь девушки, поэтому он советует ей смириться, подчиниться судьбе и бросает ее, предчувствуя смерть Катерина. Неумение бороться за счастье обрекло Бориса и Тихона не на жизнь, а на страдания. Только Екатерине удалось бросить вызов этой тирании. Проблема человеческого достоинства в пьесе Островского «Гроза», следовательно, есть и проблема характера. Только сильные люди могут бросить вызов «темному царству». Они принадлежали только главному герою.

    Мнение Добролюбова

    Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» была раскрыта в статье Добролюбова, назвавшего Катерину «лучом света в темном царстве». Смерть одаренной молодой женщины, сильной, страстной натуры, осветила на мгновение спящее «царство», как луч солнца на фоне темных темных туч. Катерина Добролюбова считает самоубийство вызовом не только Дикому и Кабанову, но и всему укладу жизни в мрачной, деспотической феодально-крепостнической стране.

    Неизбежный финал

    Это был неизбежный финал, несмотря на то, что главный герой был так прославлен Богом. Катерине Кабановой было проще уйти из этой жизни, чем упрекать свекровь, сплетнях и угрызениях совести. Она признала себя виновной перед общественностью, потому что не умела лгать. Самоубийство и публичное покаяние следует рассматривать как действия, возвысившие ее человеческое достоинство.

    Екатерину можно было презирать, унижать, даже бить, но она никогда не унижала, не совершала недостойных, низких поступков, они только шли против нравственности этого общества. Хотя какая может быть мораль у таких ограниченных, глупых людей? Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» – это проблема трагического выбора между примирением или вызовом обществу. Протест при этом грозит серьезными последствиями, вплоть до необходимости лишиться жизни.

    краткое содержание статьи Добролюбова // Краткие сведения * Школа

    Статья посвящена драме Островского «Гроза». В начале ее Добролюбов пишет, что «Островский глубоко понимает русскую жизнь». Затем он анализирует статьи об Островском других критиков, пишет, что в них «отсутствует прямой взгляд на вещи».

    Далее Добролюбов сравнивает Грозу с драматическими канонами: «Предметом драмы непременно должно быть событие, где мы видим борьбу страсти и долга — с печальными последствиями победы страсти или со счастливыми, когда долг одолеет». В драме также должно быть единство действия, и она должна быть написана высоким литературным языком. «Гроза» в то же время «не удовлетворяет самой существенной цели драмы — внушить уважение к нравственному долгу и показать гибельные последствия страсти для страсти. Катерина, эта преступница, предстает нам в драме не только не в довольно мрачном свете, но даже сиянием мученичества. Она так хорошо говорит, так жалостно страдает, все вокруг нее так плохо, что ты вооружаешься против ее угнетателей и, таким образом, оправдываешь в ее лице порок. Следовательно, драма не выполняет своей высокой цели. Все действие вялое и неторопливое, ибо загромождено совершенно ненужными сценами и лицами. Наконец, язык, на котором говорят персонажи, превосходит всякое терпение воспитанного человека.

    Это сравнение с каноном Добролюбов проводит для того, чтобы показать, что подход к произведению с готовым представлением о том, что в нем должно быть показано, не дает истинного понимания. «Что думать о мужчине, которому при виде хорошенькой женщины вдруг начинает резонировать, что стан ее не такой, как у Венеры Милосской? Истина не в диалектических тонкостях, а в живой правде того, о чем вы рассуждаете. Нельзя сказать, что люди были злы по своей природе, и поэтому нельзя принимать такие принципы для литературных произведений, как, например, порок всегда побеждает, а добродетель наказывается.

    «Литератору отводилась пока малая роль в этом движении человечества к природным началам», — пишет Добролюбов, после чего вспоминает Шекспира, который «передвинул общее сознание людей на несколько ступеней, на которые никто не поднимался».

    ». Далее автор обращается к другим критическим статьям о Грозе, в частности к Аполлону Григорьеву, который утверждает, что главная заслуга Островского заключается в его «национальности». «Но в чем состоит национальность, господин Григорьев не поясняет, и потому его замечание показалось нам весьма забавным».

    Далее Добролюбов приходит к определению пьес Островского в целом как «пьес жизни»: «Мы хотим сказать, что у него всегда на первом плане общая обстановка жизни. Он не наказывает злодея или жертву. Вы видите, что их позиция доминирует над ними, и вы обвиняете их только в том, что они не проявляют достаточно энергии, чтобы выйти из этого положения. И потому мы не смеем считать ненужными и излишними лица пьес Островского, непосредственно не вовлеченные в интригу. С нашей точки зрения, эти лица так же необходимы для пьесы, как и главные: они показывают нам атмосферу, в которой происходит действие, рисуют позицию, определяющую смысл главных героев пьесы.

    В «Гроза» особенно видна потребность в «ненужных» лицах (второстепенных и эпизодических персонажах). Добролюбов анализирует реплики Феклуши, Глаши, Дикого, Кудряша, Кулигина и др. Автор анализирует внутреннее состояние героев «темного царства»: «все как-то неспокойно, нехорошо у них. Кроме них, без спрашивая их,выросла другая жизнь,с другими принципами,и хотя она еще не очень хорошо видна,но уже насылает дурные видения на мрачную тиранию тиранов.И Кабанова очень серьезно расстроена будущим старого порядка,с которым она прожила столетие. Она предвидит конец их, старается сохранить их значение, но уже чувствует, что прежнего уважения к ним нет и что они будут покинуты при первой же возможности».0003

    Далее автор пишет, что «Гроза» — «самое решительное произведение Островского; взаимоотношения тирании привели в нем к самым трагическим последствиям; и при всем при этом большинство читавших и видевших эту пьесу согласны с тем, что в «Буре» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» и есть, по нашему мнению, предыстория пьесы, указанная нами и обнажающая шаткость и близость конца тирании. Тогда и сам персонаж Катерины, нарисованный на этом фоне, тоже веет на нас новой жизнью, открывающейся нам в самой ее смерти.

    Далее Добролюбов анализирует образ Катерины, воспринимая его как «шаг вперед во всей нашей литературе»: «Русская жизнь дошла до того, что возникла потребность в более деятельных и энергичных людях». Образ Катерины «стойко верен своему чувству природной правды и бескорыстен в том смысле, что ему лучше смерть, чем жизнь при тех принципах, которые ему противоречат. В этой цельности и гармонии характера заключается его сила. Свободный воздух и свет, вопреки всем предосторожностям предсмертной тирании, ворвались в камеру Катерины, она жаждет новой жизни, даже если бы ей пришлось умереть в этом порыве. Что такое ее смерть? Так или иначе, она не считает жизнь прозябанием, выпавшим на ее долю в семье Кабановых.

    Автор подробно анализирует мотивы поступков Катерины: «Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, несчастная, любящая разрушать. Наоборот, этот характер преимущественно творческий, любвеобильный, идеальный. Именно поэтому она старается все облагородить в своем воображении. В молодой женщине естественным образом открывалось чувство любви к мужчине, потребность в нежных удовольствиях. Но это будет не Тихон Кабанов, который «слишком забит, чтобы понять природу эмоций Катерины: «Я не пойму тебя, Катя, — говорит он ей, — от тебя и слова не получишь, не только привязанность, но это так ты лезешь. «Так обычно испорченные натуры судят о сильной и свежей натуре».0003

    Добролюбов приходит к выводу, что в образе Катерины Островский воплотил большую народную мысль: «В других произведениях нашей литературы сильные характеры напоминают фонтаны, зависящие от постороннего механизма. Катерина как большая река: плоское дно, хорошее — течет спокойно, встретились большие камни — перепрыгивает через них, обрыв — каскады, блин — бушует и извергается в другом месте. Не потому, что она бурлит так, что вода вдруг захочет зашуметь или рассердиться на препятствия, а просто потому, что она нужна ей для выполнения ее естественных потребностей — для дальнейшего течения.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *