Драма комедия трагедия – :  , , , ..

трагедия, комедия, драма — КиберПедия

Трагедия. Жанр трагедии был самым первым и ближайшим собственно к религиозным истокам театра. Трагедией в древней Греции называли пение сатиров – мифических козлоногих существ, служителей пьяного бога Диониса. Сатиры тоже любили выпить, а как показывает практика, когда выпил много чего-то алкогольного, сильно тянет попеть. Видимо пение товарищей сатиров был настоящей трагедией. Греческая трагедия – всегда серьезное представление по греческим мифам, где люди часто противостоят богам, но силы заведомо неравны. В конце трагедии обычно печальный финал человеческих героев, (на то она и трагедия) которые в своей слепоте решили, что могут противостоять воле богов. Самой популярной греческой трагедией была история о Прометее, который принес людям секрет огня, за что был жестоко наказан Зевсом.

Драма. Жанр драмы несколько легче трагедии. Люди и боги в драме уже не противостоят друг другу, а гармонично дополняются. Хотя драма, как и трагедия, тоже всегда серьезное театральное представление, финал у нее был не всегда плох, а человеческие герои выступают мужественными творцами своей судьбы.

Комедия. Самый легкий жанр древнегреческого театра, показывает жизнь как смешную и веселую игру, где люди и боги смеются и шутят друг над другом.

 

№17. Театральное дело в Афинах V века до н.э.

Слово «театр» от глагола «смотрю».

Все античные греческие театры были построены по одному типу – под открытым небом и по склонам холмов. Первый каменный театр Древней Греции был построен в Афинах, и он послужил образцом для всех других театров: афинский театр располагался на юго-восточном склоне Акрополя. Его сооружение началось в 70-ю Олимпиаду (около 500 г. до н. э.), после того, как рухнули деревянные подмостки, установленные на центральной площади Афин, где в VI в. до н. э. происходили драматические представления.

Древнейший театр состоял из круглой утоптанной площадки, в центре которой находился жертвенник Дионису, вокруг него ходил хор. Эта площадка называлась «орхестра», от глагола «танцевать». Места для зрителей шли подковой – полукругом, делились проходом на две части. Подкова делилась на клинья для прохода. На орхестре располагалась скена (в переводе – палатка), в ней переодевались, хранили реквизит, создавали шумы. Постепенно скена стала мала, к ней пристроили параскены. Передняя часть скены украшалась, Проходы назывались парады.

Сначала их строили деревянными на пустырях, потом стали делать на склонах. В греческом театре главное – акустика. Все актеры играют в масках. Маска имеет большое значение. Содержание произведения – это всегда миф, причем известный всем. Но греков интересовал не результат, а мотивировка действия. Мотивы менялись. Трагики должны были быть изобретательными. Маска выполняла две функции: сразу вводила в курс дела и создавала эффект необычности. Актер играл на высоких деревянных сандалиях – котурнах. Маска давала типаж – жертва, царь, убийца. Еще одна функция – усиление голоса и его видоизменение. Хор в трагедии – 12-15 человек, выступал как нечто неделимое, как коллективный герой. Хор – повествователь, комментатор, занимал центральное место в повествовании. Актеров могло быть только трое, а сначала вообще один – протагонист (первый отвечающий), который выделился из запевалы хора. Второй отвечающий – девтерагонист, его ввел Эсхил. Они могли конфликтовать. Софокл ввел третьего актера – тритагониста, это вершина греческой трагедии. Больше нельзя из-за воспитательных целей – зрители могли рассредоточить свое внимание. Было регламентировано и количество действующих лиц – не больше шести.



Чего добивались греки? Главная задача театра – катарсис (очищение). Очищение от снедающих человека страстей. Он должен был венчать трагедию. Гибель героя не должна была быть бессмысленной. Высший смысл – столкновение субъективных обстоятельств и объективной закономерности. Первое – это герои, втрое – высший закон олимпийских богов, судьба. Побеждает всегда судьба, хотя герой и благороден. Греки считали, что везде должна была быть гармония, а выступление героя нарушает гармонию, расплата за это – жизнь. Герой чаще всего погибает, и зрители ему сострадают. Жить всегда остаются спокойные, пассивные.

Театральные представления в Афинахбыли организованы как состязания трагических и комических поэтов и их хоров на праздниках Великих Дионисий, продолжавшихся 6 дней. Задолго до праздника афинский архонт (одно из высших должностных лиц) знакомился с переданными ему рукописями и отбирал трех поэтов, каждый из которых представлял тетралогию (три трагедии и одну сатировскую драму). Трем поэтам архонт давал три хора. Участвовавший в состязании поэт был одновременно и режиссёром, учителем (по-гречески, διδάσκαλος), а в первое время и актёром: ещё Софокл играл в некоторых из своих пьес. Постановка драм в греческом театре требовала больших расходов, которые поочередно поручались трем богатым гражданам-хорегам (организаторам представления).



Каждый из трех поэтов ставил в театре свою тетралогию в один из трех последних дней праздника, отведенных для театральных представлений. Тетралогия разыгрывалась с утра, а когда (в 80-х годах V в. до н. э.) появилась комедия как театральный жанр, представления стали длиться от зари до зари, так как вечером ставилась еще комедия.

Таким образом, зрители проводили в греческом театре целый день, ели и пили в театре, приходили и уходили, когда хотели, громко выражали свое одобрение и порицание представляемому зрелищу, что, очевидно, не слишком мешало его восприятию, так как в греческих театрах была прекрасная акустика. Особенно понравившиеся места трагедии или комедии публика требовала повторить громкими криками αύθις («снова»).

После окончания театрального представления выбранное из числа зрителей жюри (по одному человеку от каждого из 10 афинских округов) устанавливало первого, второго и третьего «победителей» трагического (а позже и комического) агона (состязания). Призы получали все три поэта и три протагониста (исполнителя главной роли). Получивший первый приз, вместе со своим хорегом и протагонистом, увенчивался плющом.

Первоначально вход в греческий театр был открыт для всякого желающего бесплатно; допускались в театр мужчины и женщины, граждане и метеки (переселенцы из других городов). Позже была введена плата за место в театре (2 обола). Со времени Перикла городская казна выдавала афинянам деньги на посещение театра, а в IV веке до Р. Х. по предложению Эвбула в Афинах была создана особая театральная касса, пополнявшаяся из остатков государственных расходов. Греческие театры, в частности афинский, благодаря большим размерам и удобствам размещения публики часто являлись и местом народных собраний (см. экклесия). Драматические представления с конца IV века до Р. Х. утратили религиозный характер и тесную связь с праздниками Диониса. Театральными постановками отныне стали праздноваться все важные события общественной жизни.

№18, 19. Эсхил. «Прометей прикованный», «Орестея».

Эсхил (525–456 г. до Р. Х.) – знаменитый древнегреческий драматург, признаваемый отцом всей европейской трагедии. Большую часть своей биографии Эсхил провёл в Афинах.

Считал, что вина предка ложится на потомков, опутывает их своими роковыми последствиями и влечет к неизбежной гибели. Соотношение между божественным воздействием и сознательным поведением людей, смысл путей и целей этого воздействия, вопрос об его справедливости и благости, о конечном торжестве Правды над «чрезмерностью» составляют основную проблематику творчества Эсхила, которая раскрывается в изображении человеческой судьбы и человеческого страдания. Ему свойственно религиозно-мифологическое миросозерцание.

Материалом для Эсхила служат героические сказания. Увеличил количество актеров от одного до двух, уменьшил партии хора и придал первенство диалогу.

Из кратких известий о биографии Эсхила известно, что он лично участвовал в греко-персидских войнах, сражался в Марафонской, Саламинской и Платейской битвах. Непосредственные впечатления от потрясающих событий тех лет усилили драматизм его пьес. Известны 82 заглавия написанных Эсхилом трагедий, но до нас дошло только 7 из них: «Персы», «Просительницы», «Семеро против Фив», «Прометей прикованный», «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды». Лишь три последние составляют полную трилогию.

Эсхил создал 90 драматических произведений (трагедий и драм сатиров). Целиком сохранились только 7 трагедий, в том числе одна полная трилогия.

Пьесы Эсхила проникнуты торжественностью и величием. Согласно духу и событиям эпохи, с которой была связана его биография, он изображал подлинно героические страсти, часто доводя своих персонажей до богоборчества, до вызовов моральным и метафизическим устоям миропорядка. В финале трагедий Эсхила герои осознают тщетность своих посягательств на святая святых, покоряясь – добровольно или путём принуждения – божественной мере. Такова главная идея эсхиловского творчества.

«ПРОМЕТЕЙ ПРИКОВАННЫЙ»

Эсхил описывает в своей трагедии, как Прометея, двоюродного брата царя богов Зевса, приковывают к скале, на краю тогдашнего культурного мира, в Скифии, за то, что Прометей выступил в защиту людей, когда Зевс, завладевший миром, обделил их и обрек на звериное существование. Прометей у Эсхила горд и непреклонен. Он не издает ни единого звука во время этой сцены и только после удаления своих палачей жалуется всей природе на несправедливость Зевса. Трагедия Эсхила состоит из сцен, изображающих посещение Прометея сначала дочерями Океана, Океанидами, выражающими глубокое сочувствие ему, потом и самим Океаном, предлагающим примириться с Зевсом, – Прометей это предложение гордо отвергает. Далее у Эсхила следуют длинные речи Прометея о своих благодеяниях людям и сцена с Ио, бывшей возлюбленной Зевса, которую его ревнивая жена Гера превратила в корову, преследуемую остро жалящим ее оводом. Обезумевшая Ио бежит неизвестно куда, наталкивается на скалу Прометея и выслушивает от него пророчества как о своей собственной судьбе, так и о будущем освобождении самого Прометея одним из великих ее потомков, Гераклом. Наконец, последнее явление: Гермес, угрожая новыми карами Зевса, требует от Прометея, как от мудрого провидца, раскрыть для Зевса важную для него тайну. О существовании этой тайны Зевс знал, но содержание ее ему было неизвестно. Прометей и здесь гордо отвергает всякое возможное общение с Зевсом и бранит Гермеса. За это его постигает новая кара Зевса: среди грома и молний, бури, смерчей и землетрясения Прометей вместе со своей скалой низвергается в подземный мир.

cyberpedia.su

Трагедия, комедия, драма как драматические виды / Теория литературы

Нам ясно, что драматург пишет драмы (или пьесы). Но почему одни он называет комедиями, другие — трагедиями, третьи — просто драмами? Какая разница между этими драматическими видами? Оказывается, всё зависит от особенностей конфликта (противоборства сил, изображённых в художественном произведении, — характеров, интересов, идей и проч.) и тех чувств, которые он вызывает у зрителя. Что же такое трагическое в искусстве? Что может составить основу трагедии как драматического вида?

В трактате Аристотеля «Поэтика» (IV в. до н.э.) названа сама сущность трагического как явления эстетики (прекрасного, художественного). Трагическое немыслимо без героя. Герой потому и герой, что восстаёт и борется с непреодолимым. Он знает, что обречён в своей борьбе, что судьба или обстоятельства сильнее его, но он стоит до конца и, как правило, гибнет. Трагическое вызывает у нас и страх перед неизбежным, предчувствие рокового конца, и сострадание к мужеству героя, восхищение им, доходящее до восторга — особого напряжения эмоций, названного Аристотелем ка́тарсисом — очищением. Трагедия называется так по греческому слову, которое переводится как «козлиная песнь», но в этом для греков не было ничего смешного. Так называли они звуки, издаваемые жертвой, обречённой на заклание. Итак, конфликт трагедии непримиримый и острый, столкновения действующих лиц сильные, противоречия их устремлений несовместимы, и лишь последнее усилие героя в полном напряжении всех его сил разрубает этот гордиев узел, приводя героя к гибели, а зрителя — к катарсису.

Комическое — драматический вид совсем иной природы. Его неотъемлемые составляющие — мудрость, лёгкость, смех. Вот откуда название статьи В. Я. Лакшина, посвящённой А. Н. Островскому, — «Мудрость смеха». В комедии могут сливаться и сатирическое, и героическое, и лирическое начала, и чем гармоничней это сочетание, тем талантливей драматург. Таковы комедии Островского. Но необходимая основа комического и комедии — несоответствие: мнимого — подлинному, внешнего — внутреннему, несовместимых черт героя и проч. Так, мечты и претензии Миши Бальзаминова в «бальзаминовской» комедийной трилогии несовместимы с реальностью. То же можно сказать и о купчихах, и о событиях — испытаниях героя, поставившего себе несбыточную и нелепую в его обстоятельствах цель —женитьбу на богатой невесте и обретение тем самым воображаемой «райской жизни». «Не знаю, оценили ли там всю эту силу и правду комического представления, все эти невероятные разговоры купчих, эту сцену в саду между любящими сердцами и вместе эту глубину и серьёзность воззрения, которых печать лежит на всей шутливой комедийке», — писал критик Ап.А. Григорьев в письме к А.В. Дружинину об одной из этих комедий — «Праздничный сон до обеда».

Драма — так определяет А.Н. Островский многие свои пьесы. Что же такое «драма» в узком смысле этого слова? Драму часто называют промежуточным (средним) жанром, так как в ней сочетаются трагическое и комическое, острота конфликта не столь велика, и сам конфликт не так нравственно возвышен, а скорее, приземлён и столь общих вопросов бытия, как трагедия, не разрешает. 

Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. — М.: Дрофа, 2018

classlit.ru

Драма и два главных жанра драмы

Мы познакомились с литературоведческими понятиями, дали определение рода литературы, который делится на три части:

  • Лирика – субъективное переживание. Поэт сам или через лирического героя рассказывает о своих волнениях. Мы видим мир в отражении этих чувств и размышлений.
  • Эпос – объективный рассказ об окружающем мире. Автор произведения дает свою оценку, но сосредотачивается на объективном характере повествований.
  • Драма – смешивается субъективное и объективное. Объективное в том, что мы наблюдаем, как на сцене театра разворачиваются действия и события, а герои субъективно рассказывают о том, чего мы не знаем, и о том, что они по этому поводу думают.

У каждого лирического жанра свой пафос.  

Поговорим о драме и ее двух главных жанрах – комедии и трагедии.

Театр стал зарождаться в Древней Греции во время весенних праздников плодородия в честь бога виноделия Диониса. Устраивались Дионисии, разыгрывались сценки и ритуальные игры. Постепенно стала зарождаться традиция представлений. Люди делились на зрителей и актеров, постепенно стали появляться авторы. Греки стали использовать склоны холмов в качестве естественных зрительных залов, сооружали сидения (см. рис. 1). Зрители наблюдали за площадкой внизу, там стояла стѐна (сцена).

Стѐна – это здание, из которого выходили актеры, чтобы сыграть свою роль.

Рис. 1. Театр Диониса в Афинах

Орхестра – площадка, на которой располагался хор (см. рис. 2). Позже на нее стали выходить актеры из стѐны.    

Рис. 2. Орхестра

Появились котурны.

Котурны – высокие открытые сапоги из мягкой кожи на высокой подошве. Эту обувь использовали актеры, чтобы их лучше было видно издалека (см. рис. 3). За театральными действиями наблюдали сотни и тысячи людей.

Рис. 3. Котурны

Постепенно традиция разыгрывать сценки переросла в театральное действие, появился древнегреческий театр. Во время великих дионисий зародились два жанра древнегреческой драмы: трагедия и комедия.

Как возникла трагедия?

Греки почитали сатиров, козлоподобных демонов плодородия (см. рис. 4).

Рис. 4. Сатир. Ваза. Изображение работы вазописца Эпиктета

В честь сатиров приносили в жертву козла.

По-гречески «трагос» – козел, «оде» – песня. Предсмертная песнь жертвенного животного, последний вопль, прощание с жизнью – это трагедия. Сразу понятно, какой эмоциональный стержень и пафос у этого жанра.

Как возникла комедия?

В переводе с греческого «комос» – толпа. Толпа ряженых людей разыгрывала сценки, перешучивала друг друга и издевалась друг над другом. Это были довольно грубые шутки, но веселые, смешные и жизнерадостные. Так возник жанр комедии.

Постепенно сформировалась традиция театральных состязаний, где соревновались профессиональные авторы драм – трагедии и комедии. В VI–V веках до нашей эры определились три величайших древнегреческих трагика: Эсхил, Софокл, Еврипид.  

О чем рассказывала древнегреческая трагедия? Она соответствовала идеалу греков, представлению о мире как об иррациональном, неразумном устройстве. Над человеком и жизнью властвует рок, его избежать невозможно. Если что-то предписано, то это непременно случится. Но если герой страдает, оплакивает свою участь, то очищает себя и зрителя. Восстанавливается изначальная справедливость. Греки называли такое состояние катарсисом.

Катарсис (от греч. «очищение») – сильное эмоциональное потрясен

interneturok.ru

трагедия, комедия, собственно драма. — Студопедия.Нет

Драма – это1. Один из трех родов литературы, определяющий произведения, предназначенные для сценического воплощения. Отличается от эпоса тем, что имеет не повествовательную, а диалогическую форму; от лирики – тем, что воспроизводит внешний по отношению к автору мир. Подразделяется на жанры: трагедия, комедия, а также собственно драма. 2. Драмой также называют драматическое произведение, не имеющее четких жанровых признаков, соединяющее в себе приемы разных жанров; иногда такое произведение именуют просто пьесой.Самобытным родом художественного творчества является драма.Специфика драмы как рода литературы заключается в том, что она, как правило, предназначается для постановки на сцене. В драме речь может быть стихотворная (например, в «Горе от ума») и прозаическая (например, в «Бесприданнице»). В драме отсутствует присущая эпосу авторская повествовательная речь, содержащая оценку внутреннего состояния героев, описывающая обстановку действия и т.п. Единственным средством обрисовки действующих лиц в драме является их собственная речь (диалоги, монологи, реплики) и поступки, которые как бы вбирают в себя все то наиболее существенное, что могло бы быть рассказано о них в эпических произведениях. Собственно авторский комментарий к пьесе ограничивается, как правило, ремарками, имеющими у некоторых драматургов (например, у Б. Шоу и Л. Леонова) весьма развернутый характер.Различают следующие видовые разновидности драмы – трагедия, комедия, драма, водевиль, мелодрама.Одним из самых популярных в прошлом и практически забытых сегодня видов драмы является трагедия. Интересна этимология этого понятия. В переводе с греческого трагос означает «козел». То есть в первоначальном значении трагедия – это действо козлов.На празднике бога Вина Диониса плясали сатиры – косматые, бородатые существа. Отсюда и название – трагедия.Конфликт в трагедии происходит между личными стремлениями и законами жизни в сознании главного героя, которым обычно является знатный человек и весь сюжет трагедии создается для разрешения этого конфликта. Герой трагедии прежде всего борется с самим собой, переживая глубокие страдания. Трагедия заканчивается обычно гибелью героя.
Расцвет трагедия знала в античный период, ее расцвет также связан с английским Возрождением, особенно с творчеством В. Шекспира.
Начиная со второй половины XVIII века, трагедия постепенно уступает ведущее место драме. В современной драматургии трагедия сравнительно редкое явление.Драма отличается от трагедии сущностью конфликта, на котором она всецело стоится. Если трагический пафос вытекает из непреодолимого противоречия в душе героя, по пафос драматизма, которым пронизана драма, порождают столкновения персонажей с такими силами жизни, которые противостоят извне (например, «Бесприданница»).В этой драме переживания Ларисы Огудаловой связаны, прежде всего, с ее внешним столкновением с другими персонажами, и смерть героини в финале от выстрела Карандышева – это закономерный итог: богатство и обман побеждают бедность и душевную чистоту.
Теоретическое осознание драмы происходит во второй половине XVIII века. До этого времени среди основных видов драматургии различались лишь трагедия и комедия.В современной драматургии драма – ведущий вид.Комедия – это пьеса, исполненная юмористического или сатирического пафоса. В комедии нет развития характеров, обычного для трагедии и драмы. Чтобы раскрыть комизм характеров, автор комедий обычно прибегает к гиперболе и гротеску.Комедия не придается и фарса и клоунады. Особенно часто эти элементы встречаются в водевилях; водевиль – это небольшая по объему пьеса «легкого» содержания, с танцами и пением.
Интермедия – среднее между комедией и трагедией.В заключение отметим, что существуют произведения, которые сочетают в себе признаки многих жанров, видов, а иногда и родов художественного творчества. Например, лиро–эпическая поэма сочетает в себе признаки и эпоса, и лирики, драматическая поэма, сочетающая в себе признаки и лирики, и драмы и т.п.Трагедия – вид драмы, основанный на неразрешимой коллизии героических персонажей с миром, трагическом ее исходе. Трагедия отмечена суровой серьезностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряженной и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа.Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Комедия устремлена прежде всего к осмеянию безобразного (противоречащего общественному идеалу или норме): герои комедии внутренне несостоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, предназначению и этим выдаются в жертву смеху, который и развенчивает их, выполняя тем самым свою “идеальную” миссию. Драма (вид) – один из основных видов драмы как литературного рода наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, но ее главная цель – не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматичных отношениях с обществом. Подобно трагедии, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий; вместе с тем ее конфликты не столь напряженны и неизбывны и в принципе допускают возможность благополучного разрешения, а характеры не столь исключительны. Трагикомедия – вид драмы, обладающий признаками как трагедии, так и комедии. Трагикомическое мироощущение, лежащее в основе трагикомедии, связано с чувством относительности существующих критериев жизни и отказом от нравственного абсолюта комедии и трагедии. Трагикомедия не признает абсолютного вообще, субъективное здесь может видеться объективным и наоборот; чувство относительности может приводить к полному релятивизму; переоценка моральных устоев может сводиться к неуверенности в их всемогуществе или к окончательному отказу от твердой морали; неясное понимание реальности может вызывать к ней жгучий интерес или полное безразличие, может сказаться меньшей определенностью в отображении закономерностей бытия или равнодушием к ним и даже их отрицанием – вплоть до признания алогичности мира.Мистерия – жанр западноевропейского театра эпохи позднего Средневековья, содержание которого составляли библейские сюжеты; религиозные сцены чередовались в них с интермедиями, мистика сочеталась с реализмом, набожность – с богохульством.Мелодрама – вид драмы, пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией.Водевиль – один из видов драмы, легкая пьеса с занимательной интригой, с песенками-куплетами и танцами.Фарс – вид народного театра и литературы западноевропейских стран 14-16 вв., прежде всего Франции, который отличался комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, вольнодумством и был насыщен буффонадой. http://lagunovskij.ucoz.ru/index/literaturnye_rody_vidy_zhanry/0-37http://www.nelidovo.edu.ru/filialtgu/Babushkina/litved/l33.htm

studopedia.net

Билет 18. Драматические жанры. Историческое развитие драматических жанров. Жанр драмы в соотношении с жанрами комедии и трагедии.

Основные жанровые формы – комедия, трагедия и, собственно,
драма.

Начиная с античности и до 2ой половины 18 века существовало
только два драматических жанра – комедия и трагедия. После 18
века появляется гражданская (мещанская) драма. Т. е. появился
уже собственно жанр драма. Драма – и литературный род, и жанр.
В 19 веке комедия и трагедия как античные жанры умирают. Драма
с элементами комедии – комедия, с элементами трагедии –
трагедия. Драма с элементами драмы – мелодрама.
 Исторически наиболее значимы были два драматических
жанра: трагедия и комедия.
 раге дия (буквально – «козлиная песнь») – жанр, основанный на
непримиримом конфликте, носящем, как правило, неизбежный
характер. Чаще всего трагедия заканчивается смертью героев, хотя
сама по себе смерть героев еще не является определителем
трагедии. Не всякая трагедия заканчивается смертью (например,
«Царь Эдип» Софокла). С другой стороны, смерть героев может
быть и в драме, и даже в комедии.
Развитие жанра трагедии шло неравномерно. Трагедия расцвела в
Древней Греции и считалась высшим видом искусства. Аристотель
писал, что именно трагедия позволяет достичь катарсиса –
благородного очищения через потрясение и сопереживание. Затем
жанр трагедии надолго теряет свои позиции.
Новый расцвет наступает в эпоху Позднего Возрождения, где
наиболее ярким мастером трагедии был У. Шекспир. В эпоху Классицизма трагедия вновь признается высшим жанром,
наиболее высоким, требующим своего канона, в том числе
стилевого. Потом вновь наступает спад, трагедия в классическом
виде отходит на второй план, уступая место драме, хотя многие
драмы восприняли трагический пафос и с известными оговорками
могут считаться трагедиями нового времени (например, «Гроза»
А. Н. Островского, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого и др.).
Попытки же стилизовать «классическую» трагедию к серьезным
успехам не привели. Правда, этого нельзя сказать о кинематографе,
где во многих случаях трагедийный канон рождает подлинные
шедевры. Но это уже за пределами литературы.
 оме дия (букв. «песнь на празднике Диониса») – характеризуется
юмористическим или сатирическим подходом к
действительности, со специфическим конфликтом. В комедии
конфликт не носит непримиримого характера и чаще всего
разрешается благополучно. Стихия юмора позволяет сгладить
противоречия. Аристотель определял комедию как «подражание
худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде».
Современными глазами это определение несколько наивно, дело
не обязательно в «худших» людях. Часто комедия не носит
обличающего характера.
Как и трагедия, комедия знала взлеты и падения. Зародившись в
Древней Греции, она была очень популярна в Античности, затем
почти полностью забыта. Новое рождение комедия получила в
эпоху Ренессанса, затем в классицизме. В отличие от трагедии,
комедия очень популярна и сегодня.
Различают комедию положений и комедию характеров. Различие
касается источника комического – в первом случае смешны и
нелепы ситуации, в которых оказываются герои (классическая
модель – ошибки, неузнавания, путаница с близнецами и т. д.), во втором – смешны и нелепы сами характеры. Часто эти два типа
комедий синтезированы, например, в «Ревизоре» Н. В. Гоголя, где
ситуация неузнавания подчеркивает комизм характеров.
Современная комедия имеет свои жанровые модификации,
например, фарс (нарочитая, заостренная комедия с
акцентированием комических элементов) и водевиль (легкий жанр,
как правило, с непритязательным, забавным сюжетом).
Комедийный жанр нашел свое воплощение и в кинематографе,
термин «кинокомедия» общеизвестен. Обратим внимание, что,
скажем, жанр «кинотрагедия» звучал бы странно. Этим как раз
подтверждается тот факт, что классическая трагедия сегодня
отошла в тень.
Правда, история показывает, что подобные колебания были
неоднократно и в какой-то момент трагедия может вернуть
утраченные сегодня позиции.
Драма как литературный жанр получила распространение гораздо
позднее – лишь в литературе XVIII—XIXвеков, постепенно вытеснив
трагедию. Для драмы характерен острый конфликт, однако он
менее безусловен и глобален, чем конфликт трагический. Как
правило, в центре драмы – частные проблемы отношения человека
и общества. Драма оказалась очень созвучна эпохе реализма, так
как допускала большее жизнеподобие. Драматический сюжет, как
правило, ближе к реальности «здесь и сейчас», чем сюжет
трагический.
В русской литературе образцы драм создали А. Н. Островский,
А. П. Чехов, А. М. Горький и другие крупнейшие писатели.
За двести лет своего развития драма, впрочем, освоила и иные,
далекие от реалистических способы изображения
действительности, сегодня вариантов драмы очень много.
Возможна символистская драма (обычно ее возникновение связывают с именем М. Метерлинка), абсурдистская драма (ярким
представителем которой являлся, например, Ф. Дюрренматт) и т. д.
Сегодня драма является ведущим жанром в театральном
репертуаре, соперничая в этом с комедией.
Таким образом, в современной научной литературе термин
«драма» имеет два значения. Это не очень хорошо, но это так. В
первом значении драма – это род литературы, она находится в
оппозиции лирике и эпосу. В более узком значении драма – это
жанр внутри рода, оппозицию ей составляют трагедия и комедия.

zlatazhovtovskaya.blogspot.com

Жанры: трагедия, комедия, драма


ТОП 10:

Трагедия. Жанр трагедии был самым первым и ближайшим собственно к религиозным истокам театра. Трагедией в древней Греции называли пение сатиров – мифических козлоногих существ, служителей пьяного бога Диониса. Сатиры тоже любили выпить, а как показывает практика, когда выпил много чего-то алкогольного, сильно тянет попеть. Видимо пение товарищей сатиров был настоящей трагедией. Греческая трагедия – всегда серьезное представление по греческим мифам, где люди часто противостоят богам, но силы заведомо неравны. В конце трагедии обычно печальный финал человеческих героев, (на то она и трагедия) которые в своей слепоте решили, что могут противостоять воле богов. Самой популярной греческой трагедией была история о Прометее, который принес людям секрет огня, за что был жестоко наказан Зевсом.

Драма. Жанр драмы несколько легче трагедии. Люди и боги в драме уже не противостоят друг другу, а гармонично дополняются. Хотя драма, как и трагедия, тоже всегда серьезное театральное представление, финал у нее был не всегда плох, а человеческие герои выступают мужественными творцами своей судьбы.

Комедия. Самый легкий жанр древнегреческого театра, показывает жизнь как смешную и веселую игру, где люди и боги смеются и шутят друг над другом.

 

№17. Театральное дело в Афинах V века до н.э.

Слово «театр» от глагола «смотрю».

Все античные греческие театры были построены по одному типу – под открытым небом и по склонам холмов. Первый каменный театр Древней Греции был построен в Афинах, и он послужил образцом для всех других театров: афинский театр располагался на юго-восточном склоне Акрополя. Его сооружение началось в 70-ю Олимпиаду (около 500 г. до н. э.), после того, как рухнули деревянные подмостки, установленные на центральной площади Афин, где в VI в. до н. э. происходили драматические представления.

Древнейший театр состоял из круглой утоптанной площадки, в центре которой находился жертвенник Дионису, вокруг него ходил хор. Эта площадка называлась «орхестра», от глагола «танцевать». Места для зрителей шли подковой – полукругом, делились проходом на две части. Подкова делилась на клинья для прохода. На орхестре располагалась скена (в переводе – палатка), в ней переодевались, хранили реквизит, создавали шумы. Постепенно скена стала мала, к ней пристроили параскены. Передняя часть скены украшалась, Проходы назывались парады.

Сначала их строили деревянными на пустырях, потом стали делать на склонах. В греческом театре главное – акустика. Все актеры играют в масках. Маска имеет большое значение. Содержание произведения – это всегда миф, причем известный всем. Но греков интересовал не результат, а мотивировка действия. Мотивы менялись. Трагики должны были быть изобретательными. Маска выполняла две функции: сразу вводила в курс дела и создавала эффект необычности. Актер играл на высоких деревянных сандалиях – котурнах. Маска давала типаж – жертва, царь, убийца. Еще одна функция – усиление голоса и его видоизменение. Хор в трагедии – 12-15 человек, выступал как нечто неделимое, как коллективный герой. Хор – повествователь, комментатор, занимал центральное место в повествовании. Актеров могло быть только трое, а сначала вообще один – протагонист (первый отвечающий), который выделился из запевалы хора. Второй отвечающий – девтерагонист, его ввел Эсхил. Они могли конфликтовать. Софокл ввел третьего актера – тритагониста, это вершина греческой трагедии. Больше нельзя из-за воспитательных целей – зрители могли рассредоточить свое внимание. Было регламентировано и количество действующих лиц – не больше шести.

Чего добивались греки? Главная задача театра – катарсис (очищение). Очищение от снедающих человека страстей. Он должен был венчать трагедию. Гибель героя не должна была быть бессмысленной. Высший смысл – столкновение субъективных обстоятельств и объективной закономерности. Первое – это герои, втрое – высший закон олимпийских богов, судьба. Побеждает всегда судьба, хотя герой и благороден. Греки считали, что везде должна была быть гармония, а выступление героя нарушает гармонию, расплата за это – жизнь. Герой чаще всего погибает, и зрители ему сострадают. Жить всегда остаются спокойные, пассивные.

Театральные представления в Афинахбыли организованы как состязания трагических и комических поэтов и их хоров на праздниках Великих Дионисий, продолжавшихся 6 дней. Задолго до праздника афинский архонт (одно из высших должностных лиц) знакомился с переданными ему рукописями и отбирал трех поэтов, каждый из которых представлял тетралогию (три трагедии и одну сатировскую драму). Трем поэтам архонт давал три хора. Участвовавший в состязании поэт был одновременно и режиссёром, учителем (по-гречески, διδάσκαλος), а в первое время и актёром: ещё Софокл играл в некоторых из своих пьес. Постановка драм в греческом театре требовала больших расходов, которые поочередно поручались трем богатым гражданам-хорегам (организаторам представления).

Каждый из трех поэтов ставил в театре свою тетралогию в один из трех последних дней праздника, отведенных для театральных представлений. Тетралогия разыгрывалась с утра, а когда (в 80-х годах V в. до н. э.) появилась комедия как театральный жанр, представления стали длиться от зари до зари, так как вечером ставилась еще комедия.

Таким образом, зрители проводили в греческом театре целый день, ели и пили в театре, приходили и уходили, когда хотели, громко выражали свое одобрение и порицание представляемому зрелищу, что, очевидно, не слишком мешало его восприятию, так как в греческих театрах была прекрасная акустика. Особенно понравившиеся места трагедии или комедии публика требовала повторить громкими криками αύθις («снова»).

После окончания театрального представления выбранное из числа зрителей жюри (по одному человеку от каждого из 10 афинских округов) устанавливало первого, второго и третьего «победителей» трагического (а позже и комического) агона (состязания). Призы получали все три поэта и три протагониста (исполнителя главной роли). Получивший первый приз, вместе со своим хорегом и протагонистом, увенчивался плющом.

Первоначально вход в греческий театр был открыт для всякого желающего бесплатно; допускались в театр мужчины и женщины, граждане и метеки (переселенцы из других городов). Позже была введена плата за место в театре (2 обола). Со времени Перикла городская казна выдавала афинянам деньги на посещение театра, а в IV веке до Р. Х. по предложению Эвбула в Афинах была создана особая театральная касса, пополнявшаяся из остатков государственных расходов. Греческие театры, в частности афинский, благодаря большим размерам и удобствам размещения публики часто являлись и местом народных собраний (см. экклесия). Драматические представления с конца IV века до Р. Х. утратили религиозный характер и тесную связь с праздниками Диониса. Театральными постановками отныне стали праздноваться все важные события общественной жизни.

№18, 19. Эсхил. «Прометей прикованный», «Орестея».

Эсхил (525–456 г. до Р. Х.) – знаменитый древнегреческий драматург, признаваемый отцом всей европейской трагедии. Большую часть своей биографии Эсхил провёл в Афинах.

Считал, что вина предка ложится на потомков, опутывает их своими роковыми последствиями и влечет к неизбежной гибели. Соотношение между божественным воздействием и сознательным поведением людей, смысл путей и целей этого воздействия, вопрос об его справедливости и благости, о конечном торжестве Правды над «чрезмерностью» составляют основную проблематику творчества Эсхила, которая раскрывается в изображении человеческой судьбы и человеческого страдания. Ему свойственно религиозно-мифологическое миросозерцание.

Материалом для Эсхила служат героические сказания. Увеличил количество актеров от одного до двух, уменьшил партии хора и придал первенство диалогу.

Из кратких известий о биографии Эсхила известно, что он лично участвовал в греко-персидских войнах, сражался в Марафонской, Саламинской и Платейской битвах. Непосредственные впечатления от потрясающих событий тех лет усилили драматизм его пьес. Известны 82 заглавия написанных Эсхилом трагедий, но до нас дошло только 7 из них: «Персы», «Просительницы», «Семеро против Фив», «Прометей прикованный», «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды». Лишь три последние составляют полную трилогию.

Эсхил создал 90 драматических произведений (трагедий и драм сатиров). Целиком сохранились только 7 трагедий, в том числе одна полная трилогия.

Пьесы Эсхила проникнуты торжественностью и величием. Согласно духу и событиям эпохи, с которой была связана его биография, он изображал подлинно героические страсти, часто доводя своих персонажей до богоборчества, до вызовов моральным и метафизическим устоям миропорядка. В финале трагедий Эсхила герои осознают тщетность своих посягательств на святая святых, покоряясь – добровольно или путём принуждения – божественной мере. Такова главная идея эсхиловского творчества.

«ПРОМЕТЕЙ ПРИКОВАННЫЙ»

Эсхил описывает в своей трагедии, как Прометея, двоюродного брата царя богов Зевса, приковывают к скале, на краю тогдашнего культурного мира, в Скифии, за то, что Прометей выступил в защиту людей, когда Зевс, завладевший миром, обделил их и обрек на звериное существование. Прометей у Эсхила горд и непреклонен. Он не издает ни единого звука во время этой сцены и только после удаления своих палачей жалуется всей природе на несправедливость Зевса. Трагедия Эсхила состоит из сцен, изображающих посещение Прометея сначала дочерями Океана, Океанидами, выражающими глубокое сочувствие ему, потом и самим Океаном, предлагающим примириться с Зевсом, – Прометей это предложение гордо отвергает. Далее у Эсхила следуют длинные речи Прометея о своих благодеяниях людям и сцена с Ио, бывшей возлюбленной Зевса, которую его ревнивая жена Гера превратила в корову, преследуемую остро жалящим ее оводом. Обезумевшая Ио бежит неизвестно куда, наталкивается на скалу Прометея и выслушивает от него пророчества как о своей собственной судьбе, так и о будущем освобождении самого Прометея одним из великих ее потомков, Гераклом. Наконец, последнее явление: Гермес, угрожая новыми карами Зевса, требует от Прометея, как от мудрого провидца, раскрыть для Зевса важную для него тайну. О существовании этой тайны Зевс знал, но содержание ее ему было неизвестно. Прометей и здесь гордо отвергает всякое возможное общение с Зевсом и бранит Гермеса. За это его постигает новая кара Зевса: среди грома и молний, бури, смерчей и землетрясения Прометей вместе со своей скалой низвергается в подземный мир.




infopedia.su

Чем отличается драма от трагедии

Драма и трагедия очень близки по своей сути. Мы не на шутку переживаем за героев таких произведений, ведь те оказываются в предельно сложной ситуации. Но каждый из двух жанров обладает и своими особенностями. Чем отличается драма от трагедии? Попытаемся это выяснить.

Общие сведения

Как драма, так и трагедия принадлежат разным направлениям искусства. Одно из них – литература. Следует отметить, что в этой области есть два понятия «драма». Так называется и род литературы, и один из относящихся к нему жанров. В драматический род входит и трагедия. Оба рассматриваемых жанра относятся также к театру. А драма является еще и любимой многими частью кинематографа.

Драматические и трагедийные творения затрагивают серьезные философские проблемы, а в основе их сюжетов всегда лежат конфликты и противоречия. Герои таких произведений или постановок испытывают страдания.

к содержанию ↑

Сравнение

Исторически два жанра возникли не одновременно. Первой очень давно появилась трагедия. Она существовала еще в древнегреческом театре и была там, наряду с комедией, ведущим жанром. Драма получила свое развитие гораздо поздней. Со временем она вытеснила трагедию.

Чтобы выявить отличие драмы от трагедии, проанализируем каждый из жанров. Кто является их действующими лицами? В ранней трагедии это мифологические герои, в более поздней – исторические личности. Трагедийные персонажи ведут борьбу в крайне сложных, часто исключительных, обстоятельствах, проявляя при этом героические черты своего характера.

В драме действия нередко разворачиваются вокруг обычных людей. Главные герои в ней также переживают острые конфликты, и атмосфера произведения является напряженной. Но в отличие от возвышенной трагедии драма приближена к реальности. Она имеет, как правило, бытовую тематику.

Часто противоречия, составляющие содержание драмы, развиваются внутри семьи, на фоне любовных отношений или в духовном мире человека, находящегося в разладе с собой и обществом. При этом в таких произведениях нередко присутствует монолог, помогающий лучше понять переживания того или иного персонажа.

В чем разница между драмой и трагедией? Яркий отличительный признак – то, что драма, несмотря на всю серьезность своего сюжета, имеет не столь печальный финал. Трудная ситуация зачастую не является для героя непреодолимой. И во многом исход событий драмы зависит от самого человека. Даже если персонаж гибнет, это становится результатом его собственного выбора, и развязка могла бы быть другой.

Ситуации трагического произведения неразрешимы. Герой попадает в безвыходное положение по воле судьбы. Он пытается бороться в сложившихся условиях, но, несмотря на свои усилия, погибает. В трагедии над всем происходящим властвует неумолимый рок.

к содержанию ↑

Таблица

ДрамаТрагедия
Появилась позднейПоявилась раньше
Персонажи – часто обычные людиПерсонажи – герои мифов, легендарные личности
Приближена к реальностиИсключительные обстоятельства
Многое зависит от воли человекаВсе определяет судьба
Ситуации разрешимыПоложение является безвыходным
Гибель персонажей происходит редкоГерой гибнет

thedifference.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *