Др египет: Древний Египет возник раньше, чем считали ученые

Содержание

Древний Египет возник раньше, чем считали ученые

Подпись к фото,

Большой сфинкс в Гизе считается самой древней скульптурой в мире. Время его постройки неизвестно

Группа археологов из Великобритании выявила, что переход от общинного земледельческого быта к древнеегипетскому государству под верховным правлением фараона произошел быстрее, чем считалось ранее.

Используя метод радиоуглеродного датирования и создания компьютерных моделей, они установили, что первый правитель в истории цивилизации фараон Ага пришел к власти примерно в 3100 году до нашей эры.

Исследование опубликовано в Трудах Королевского общества А (Proceedings of the Royal Society A).

Ведущий исследователь доктор Майкл Ди из археологической лаборатории Оксфордского университета сказал, что устройство государства в Древнем Египте было уникальным для древнего мира.

«Это было территориальное государство. Страна, с момента формирования установившая границы своей территории, во многом была такой, как мы думаем о государствах сегодня».

«Пытаясь осознать, что должно было произойти в человеческой истории, чтобы люди пришли к созданию такого рода политического устройства, мы посчитали, что в нашем понимании [хода истории] есть пробел, который необходимо заполнить».

Первая династия

Хронология раннего периода истории Древнего Египта ранее основывалась на грубых оценках.

При отсутствии письменных свидетельств о раннем периоде существования древнеегипетского государства основные происходившие тогда события устанавливались на основании стилистической датировки керамических изделий, найденных в захоронениях.

Сейчас же ученые использовали метод радиоуглеродный датировки волос, костей и растений, найденных в ходе раскопок. Археологические свидетельства и компьютерные модели помогли точно определить, когда возникло первое государство на территории Древнего Египта.

Ранее предполагалось, что начало додинастического периода, то есть периода, когда группы людей стали селиться вдоль Нила и возделывать землю, датируется примерно 4000 годом до нашей эры. Однако последние данные показали, что этот процесс начался позже, между 3700 и 3600 годами д.н.э.

Ученые обнаружили, что всего несколько сотен лет спустя, примерно в 3100 д.н.э., общество трансформировалось в страну, во главе которой стоял единоличный правитель.

Майкл Ди сказал в интервью Би-би-си, что этот период времени оказался короче, чем предполагалось ранее, продлившись на 300 или 400 лет меньше.

«Древнеегипетское государство появилось быстро – огромные социальные изменения произошли за это время», – сказал Ди.

«Интересно сравнение с другими местами, – добавил ученый. – В Месопотамии, например, сельскохозяйственные общины существовали в течение нескольких тысяч лет, прежде чем появилось что-то похожее на государство».

Археологи полагают, что первый царь Египта Ага пришел к власти после того, как другой видный лидер Нармер объединил земли страны.

Группа ученых также смогла определить даты царствования последующих семи фараонов. Это Джер, Джет, царица Мернейт, Ден, Аджиб, Семерхет и Каа, которые вместе с Ага составили первую династию Древнего Египта.

Предполагается, что Джер мог править более 50 лет. Это такой длительный период, что допускает существование в то же время других фараонов, о которых мы пока ничего не знаем, или вероятность того, что государство, возможно, развалилось, а потом было реформировано.

Комментируя результаты исследования, профессор Джоан Флетчер из факультета археологии Йоркского университета, сказала: «Это очень важная работа, ярко высветившая начало династической истории Древнего Египта. Чрезвычайно полезно иметь такой точный расчет сроков правления первых царей Египта».

«Исследование также поможет лучше восстановить более ранний додинастический период истории Древнего Египта. А это даст нам более ясное представление об этих важных переходных периодах», — добавила она.

Наука: Наука и техника: Lenta.ru

Международная группа исследователей из США и Швейцарии пришла к выводу, что древнеегипетская цивилизация эллинистического периода погибла из-за глобального изменения климата, вызванного извержением вулкана. В результате нарушился водный режим Нила, что, в свою очередь, привело к неурожаю, голоду, эпидемиям и междоусобицам. «Лента.ру» рассказывает о новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications.

Древний Египет существовал только благодаря Нилу, растянувшемуся на шесть тысяч километров по северо-востоку Африки. Все древнеегипетские города были построены в долине этой реки. От ежегодных разливов Нила зависела жизнь древних египтян, их экономика, культура и религия. Илистыми водами, богатыми минералами и органическими веществами, орошали (и орошают по сей день) сельскохозяйственные земли. Река затапливала обширные пойменные территории, повышая плодородность почвы. После схода воды жители долины приступали к севу хлебных злаков, например ячменя. По берегам рос и тростник, из которого изготавливали главный писчий материал древности.

Материалы по теме

00:02 — 25 сентября 2017

В четвертом веке до нашей эры Древний Египет эллинизировался: долина Нила вошла в состав Македонской империи. После смерти Александра Великого его империя распалась, а в Египте пришла к власти династия Птолемеев. Однако еще при своей жизни царь и полководец успел задать направление развития страны. В дельте реки была построена новая столица — Александрия, которая стала одним из центров распространения греческой культуры, науки и искусства. Здесь находились Александрийская библиотека и одно из семи чудес света — 120-метровый маяк, тут учились и работали Евклид и Архимед.

Естественно, уровень воды в Ниле во время паводков год от года варьировался. Наводнение было то сильным, то слабым. Птолемеевский Египет научился снижать риски с помощью дополнительных мер и приспособлений. Земли, которые не получали достаточно влаги, орошали с помощью таких механизмов, как чигирь — колесо с ковшами, подававшее воду из реки в систему водоканалов. В худшем случае положение спасала торговля с соседними государствами.

Нил питается множеством притоков. Особую роль в паводках играют наиболее полноводные Голубой Нил и Атбара, берущие начало с Эфиопского нагорья. В июне здесь начинается период муссонных ливней, и уровень воды в реке повышается. До XX века, пока в долине не построили гидрокомплексы, наводнение продолжалось до конца октября, достигая пика в августе-сентябре. После того как вода отступала, обнажая покрытую илом почву, приходил вегетационный период, продолжавшийся до февраля, когда египтяне пахали и высаживали семена на орошаемых полях.

Египетский храм времен правления птолемеевской династии

Древние египтяне понимали, что их жизнь сильно зависит от разливов Нила. Это природное явление олицетворял отдельный бог — Хапи. Жрецы проводили ритуалы, которые, согласно верованиям, обеспечивали ежегодные наводнения. Жрецы также следили за уровнем воды в реке, используя для этого специальные сооружения — ниломеры. Это позволяло предсказывать, насколько сильным будет очередное наводнение. Если уровень воды был слишком низок, в ход шли обряды. Но Хапи не всегда мог помочь египтянам.

Мощные извержения вулканов за десятки тысяч километров от Египта сильно влияли на водный режим Нила. Сернистые газы, выбрасываемые в атмосферу, охлаждают тропосферу, сказываются на распределении влаги и количестве осадков, выпадающих по всему земному шару. В частности, сдвигаются ячейки Хэдли — циклы, характеризующиеся восходящими потоками воздуха у экватора и нисходящими в субтропиках. В результате муссонные ливни перемещаются на другие территории, что вызывает засуху.

Исследователи проанализировали данные наблюдений за уровнем воды в Ниле, которые велись с 622 года нашей эры на Исламском ниломере на острове Рода (Каир) вплоть до возведения Асуанской плотины, изменившей водный режим реки. Показатели сопоставлялись с периодами вулканической активности, о которых известно по результатам исследования ледяных кернов. Выяснилось, что во время крупных извержений паводки были слабее.

Ученые также сравнили даты политических конфликтов в птолемеевском Египте, в частности, восстаний против правящей династии, и активности вулканов. Оказалось, что природные катастрофы в 247 и 244 годах до нашей эры, в период Третьей сирийской войны, вызывали неурожай в Египте, что повлияло на решение Птолемея III заключить мир с государством Селевкидов (современная Сирия). Римский историк Марк Юстин отмечает, что египетский царь мог захватить всю территорию противника, однако ему пришлось заняться внутренними волнениями и потратить много ресурсов на поддержание стабильности и борьбу с голодом посредством ввоза зерна с территорий, не пострадавших от засухи.

Исламский ниломер на острове Рода

Исторические документы подтверждают, что на фоне извержений в Египте увеличивалось число актов продаж земель другим семьям. В благоприятные годы собственность обычно передавалась по наследству. Неурожай вынуждал государство продавать облагаемые налогом земли, оказавшиеся бесплодными, через аукцион, что приводило к кровопролитным крестьянским восстаниям и усиливало нестабильность в стране.

Извержения в 168, 164, 161 годах до нашей эры, по мнению ученых, связаны с фактическим поражением эллинистического Египта в Шестой сирийской войне. Царь Селевкидов Антиох IV подчинил почти всю территорию Египта, что вынудило вмешаться в конфликт Рим. Это лишило страну независимости. Гибель Клеопатры, последней из правящих Птолемеев, и окончательный переход Египта к Древнему Риму последовали за периодом неурожая, голода, продажи земель, эпидемии чумы и депопуляции сельских районов. Эти бедствия были, вероятно, связаны с крупным вулканическим извержением в 44 году до нашей эры, третьим по силе за последние 2500 лет.

Древний Египет: заблуждения и реальность | Наука, Прошлое

Не могли построить египтяне
Пирамиды — это труд великий.
Так могли пахать лишь молдаване
Или, в крайнем случае, таджики.
Тимур Шаов

Таинственная цивилизация долины Нила восхищает людей уже не одно тысячелетие — первыми египтоманами стали ещё римляне. Египетские сюжеты и мотивы используются самыми разными культурами. И, конечно, выдумки художников и писателей чаще всего оказываются очень далеки от актуальных представлений учёных. Сегодня мы перескажем несколько самых устоявшихся заблуждений о Древнем Египте и заодно о египтологах. 

Традиция писать о Египте что бог на душу положит, мягко говоря, не нова — минимум с четвёртого века нашей эры авторы пользуются тем, что уличить их в незнании попросту некому. В Средние века любой мог вскользь упомянуть, что в виде змеи египтяне изображали, скажем, царя. Или вечность. Или мировое зло. Или ещё что-нибудь столь же абстрактное. На фоне массы безвестных толкователей иероглифов особенно выделяются двое.

Первый — некто Филипп, создавший грандиозный труд «Иероглифика» под псевдонимом «Гораполлон». Гораполлон якобы был последним египетским жрецом, жил в четвёртом веке и написал масштабное руководство по толкованию иероглифов (по-коптски), а Филипп перевёл его на греческий. Никакого отношения к истинному значению египетских иероглифов (сложной, но вполне постижимой системы идеографически-фонетического письма) это толкование не имеет, но чтение безумно занимательное.

Изображая мать, зрение, границу, прозрение, год, небо, милосердие, Афину, Геру или две драхмы, рисуют коршуна. Мать потому, что самцов у этого вида животных не бывает. <…> Границу — потому, что когда предстоит случиться войне, коршун определяет место, где она произойдёт, и пребывает там за семь дней до начала войны…

Филипп-Гораполлон, «Иероглифика»

Второй — знаменитый учёный-иезуит Афанасий Кирхер, который был склонен объединять в своих трактатах точнейшие сведения с ничем не подтверждёнными байками. Его труд об иероглифике пышно назывался «Иероглифический театр Эдипа Египетского» и содержал множество полезнейших сведений. Например, Кирхер (учёный, очень уважаемый не только в своё время, но и до сих пор) утверждал, будто «таинственные знаки скрывают то, что осталось от знания, которое Бог открыл людям до Потопа», будто на древнеегипетском языке говорили Адам и Ева и будто иероглифы — это оккультные символы, которые невозможно перевести словами, а можно лишь передать знаками и рисунками. В частности, фразу, которую современные египтологи переводят как «Осирис говорит», Кирхер толковал следующим образом: «Вероломство Тифона заканчивается у трона Исиды; влага природы охраняется бдительным Анубисом». Стоит заметить, что вплоть до открытий Жана-Франсуа Шампольона Кирхер считался главным специалистом по иероглифике.

В общем, культура древнего Египта уже много сотен лет не только привлекает человечество эстетически, но и служит прекрасным полем для спекуляций. Ну а за последние сто с небольшим лет, с тех пор как Египет стал предметом культуры не элитарной, но массовой, в этой самой культуре сложилось множество стереотипов, которые мы сейчас и попытаемся опровергнуть.

Библиотекарша и полуграмотный искатель приключений с интересом читают иероглифы. Кадр из фильма «Мумия», 1999 год

Его просто-напросто не существует. И никогда не существовало.

Скорописный текст. На рисуночное письмо мало похож

Нет, древние египтяне, безусловно, разговаривали и писали на каком-то общем наречии. Но… когда? Первый известный нам текст, с которого отсчитывается история египетского государства, датируется XXXII веком до нашей эры. А прекращает своё существование культура, которую мы называем древнеегипетской, в четвёртом веке нашей эры. А то и в седьмом, по мнению некоторых учёных. Итого имеем минимум три с половиной тысячи лет истории, за которые любой язык и даже письменность изменятся до полной неузнаваемости. Поэтому египтологи выделяют как минимум среднеегипетский язык, новоегипетский язык, позднеегипетский язык, а то и что-нибудь более узкое вроде языка Текстов Пирамид. Длительное изучение любого из этих языков вовсе не даёт гарантии понимания какого-либо другого.

Поэтому, когда литературные или кинематографические археологи лихо читают «с листа» любой древнеегипетский текст, это очень мало похоже на истину. В том числе и потому, что в современном мире нет ни одного человека, который свободно читал бы на любом из мёртвых египетских языков. Любое «чтение» — это на самом деле кропотливая расшифровка, догадки по контексту, сравнительный анализ нескольких текстов одного периода… Один-единственный текст можно изучать многие годы — и всё равно сомневаться в значении некоторых предложений и даже отдельных слов.

Обычно, чтобы оживить или, наоборот, упокоить мумию, нужно прочитать заклинание на древнеегипетском. Вслух. Тут любого реального египтолога ждала бы неудача, поскольку мы никакого представления не имеем о египетской фонетике. Приблизительное звучание некоторых фонем восстановлено по современным коптским словам (коптский — прямой потомок древних египетских языков), по греческим именам, записанным египетскими знаками (не будем о том, что фонетика древнегреческого тоже весьма условна), по… правда, всё это касается только согласных звуков, поскольку гласные в семитских языках, к которым относится и египетский, не пишутся. Для удобства между согласными вставляют звук «э» (так называемое «школьное чтение»), и к реальному звучанию всё это имеет очень мало отношения. Особенно мило получается, когда автор подчёркивает необходимость правильного произношения всех звуков, как, например, в очаровательной серии Робин Лафевер о девочке Теодосии.

А ещё следует учесть, что археолог и лингвист-египтолог — это вообще разные профессии, из которых первая значительно более романтична и потому чаще встречается в литературе. Археолог уж точно не обязан свободно читать по-древнеегипетски.

Великий исход

Изготовление кирпичей. Гробница визиря Рехмира, прорисовка 1930 года

Средний современный европеец имеет некоторое представление о библейской истории. В частности, он в курсе, что евреи много лет страдали в египетском плену, где их ужасно эксплуатировали. «И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами» (Исх. 1:13-14).

Однако если почитать египетские источники, то становится совершенно очевидно, что замешивание глины с соломой для изготовления кирпичей — самая лёгкая физическая работа, которую в принципе могли предложить человеку. Уж точно полегче обтёсывания гигантских каменных блоков, например.

Неудобно получается.

Постройка пирамиды. На первом плане надсмотрщик с кнутом (кстати, наряженный в царский головной убор)

В пятом классе советской и постсоветской школы нам всем рассказывали, что пирамиды построили тысячи и даже миллионы бесправных и угнетённых рабов. Это миф очень живучий, но очень локальный, существовавший только в Советском Союзе. Изобретён он был по личному приказу товарища Сталина в конце 1930-х годов для подтверждения теории формаций Маркса. В 1938 году рабство в древнем Египте было упомянуто в «Кратком курсе истории ВКП(б)», и альтернативных мнений как-то не осталось.

Построили пирамиды свободные граждане Египта, так называемые «хему нисут», «царские люди». В свободное от сельскохозяйственных работ время. К этому социальному слою принадлежало практически всё население страны, они работали в царских, храмовых и крупных частных владениях — и тогда кормились из казны (то есть получали своеобразную зарплату). Или же работали на своей земле и тогда кормились самостоятельно. В силу особенностей египетского климата обработка земли занимает очень немного времени, и всё остальное время платить земледельцам «зарплату» вроде бы не за что. Поэтому их и переводили на строительство ирригационных сооружений или царских гробниц. Или ещё чего-нибудь. Между прочим, судя по мусору, найденному у пирамиды Хеопса в древнем посёлке строителей, питались «царские люди» тоже по-царски.

На самом деле рабство в Египте, конечно, существовало. Но совершенно не в таких гигантских масштабах, как мы привыкли считать. К примеру, в одной из надписей Тутмоса III упоминается, что он привёл с войны около трёх сотен рабов. Трёх сотен. А Тутмос III — один из величайших завоевателей человеческой истории вообще. Если такое скромное количество обращённых в рабство врагов заносилось в анналы как огромное достижение, о каких тысячах и миллионах рабов можно говорить? Ещё один пример — вельможа, в хозяйстве которого работало несколько сотен «хему», хвалился тем, что купил одного раба. И это при том, что стоили рабы не так дорого — например, сохранился текст, в котором женщина по имени Ири-Нофрет покупает молоденькую сирийскую девочку за эквивалент примерно 400 граммов серебра. Значит, рабство просто было очень мало распространено.

А через полторы тысячи лет, в эпоху Нового царства, строители царских гробниц вообще стали одними из самых уважаемых людей в Египте. Они жили в особом посёлке неподалёку от царского некрополя и не стеснялись устраивать забастовки, если их переставало устраивать вознаграждение за труд. Согласитесь, от раба такого ждать странно.

Нубийские пленники, которые, скорее всего, станут рабами. От египтян отличаются негроидными чертами лица

Царское имя

Приблизительно одна пятая имени царицы Хатшепсут

В романах о древнем Египте, даже написанных профессиональными египтологами («Уарда» Георга Эберса, например), герои обычно зовут царя так, как мы привыкли по учебникам истории. Рамсес II, например, или Пепи I.

На самом деле это именование современное, введённое только для удобства учёных. Каждый царь носил в общей сложности пять имён — личное, тронное, хорово, золотое и «имя двух владычиц», то есть богинь Верхнего и Нижнего Египта. Таким образом, какого-нибудь Тутмоса III звали на самом деле Хор Канехет-хаиме-Уасет, Хор в Золоте Джосер-хау, Две владычицы Уах-несит, царь и государь Менхеперра, сын Ра Тутмос. А его подданные говорили о нём как о Его Величестве Менхеперра. И вот это тронное имя было практически уникальным и в нумерации не нуждалось.

Борис Карлофф в роли первой ожившей мумии в истории.

Абсолютное большинство фильмов про мумий и египтологов, от классической «Мумии» 1932 года до недавно вышедшей на экраны «Пирамиды», сняты приблизительно по одному сценарию. Археологи приезжают на раскопки в Египет и случайно находят неизвестную гробницу фараона или, на худой конец, жреца (кстати, этот сюжетный ход как раз более-менее правдоподобен). В гробнице обязательно лежит жирненькая мумия, которая через некоторое время внезапно оживает и начинает убивать глупых людей, потревоживших её покой. Обычно в процессе ещё участвуют ловушки, которыми любая уважающая себя киногробница нашпигована доверху. В конце концов мумию либо расстреливают/сжигают/ещё как-то уничтожают физически, либо выводят из строя древнеегипетским колдунством и укладывают обратно в гроб (часто — до второй серии).

Надо заметить, что одна из мумий фараонов всё-таки ожила. Немножко. Дело было в тридцатых годах XX века, и была это мумия Рамсеса II, одного из самых известных египетских царей. Мумия экспонировалась в Каирском музее, и одним прекрасным летним вечером она вдруг на глазах у посетителей вскинула руку и даже, говорят, разбила стекло.

Этим всё и ограничилось.

По всей вероятности, дело в реакции бальзамирующего состава на высокую температуру или просто в сильном перепаде влажности, вызвавшем сокращение пересушенных тканей, но впечатления все свидетели явно получили незабываемые.

А мумия до сих пор живёт с поднятой рукой.

Очередной оживший фараон

Второй популярный мотив, касающийся вскрытых гробниц, — это «Проклятье фараонов», которое якобы постигает любого, кто нарушит покой мёртвого царя. Самый известный случай — проклятье Тутанхамона, в гробнице которого будто бы обнаружили табличку с надписью «Смерть лёгкими шагами настигнет каждого, кто нарушит покой фараона». Проявилось проклятье в том, что в течение приблизительно полутора лет от якобы естественных причин погибли шесть человек, принимавших участие в открытии гробницы. Секретарь, например. Или египетский принц, присутствовавший на прессконференции в честь этого события. Говард Картер, самый главный расхититель гробницы, прожил ещё шестнадцать лет, кстати. Но «известны» и другие случаи — например, в 1993 году была вскрыта царская гробница, в которой «нашли» надпись «Великая богиня Хатор дважды покарает всякого, кто посмеет осквернить эту могилу». Вскоре после этого у руководителя раскопок случился сердечный приступ.

Основная проблема «проклятья фараонов» — кроме того, что эти версии не выдерживают никакой критики с точки зрения логики, — в том, что в египетской магической и религиозной практике не было понятия «проклятье» как такового. Магические способы извести, скажем, любовника жены существовали, но этот обряд требовал физического контакта с человеком. А никакого магического «огня по площадям» египтяне вести не умели и смысла в том не видели. То же относится и к оживающим мумиям. Египтяне в принципе не понимали идеи оживления мёртвых и не отвлекали их от важнейшего посмертного бытия. Они никогда не возвращали мертвецов даже в сказках, не обращались к ним за советом, не видели мёртвых во сне (сохранились обширные сонники, но такой мотив не упоминается там ни разу). И уж точно не стали бы накладывать на усопшего царя заклятие, обязывающее его встать через три тысячи лет и начать убивать.

Также стоит заметить, что большинство гробниц, как царских, так и частных, неоднократно вскрывались ещё самими египтянами. И если простых людей за это карали (ну, уголовное правонарушение вообще-то, и судебные протоколы сохранились), то царям, открывающим гробницы своих предшественников, ничего за это не было. А делалось это с самыми разными целями: от банального грабежа (например, царь вполне мог утащить из гробницы нелюбимого дедушки резные каменные плиты, которыми были отделаны стены, слегка подкрасить и поставить уже в собственную гробницу) до перезахоронения в соответствии с новыми религиозными тенденциями. Или проклятье фараонов на фараонов не распространяется?

Что же касается ловушек в гробницах, наиболее распространены в кинематографе следующие: внезапное распыление серной кислоты, самострелы в стенах, опускающийся потолок или обрушивающийся в пустоту пол (обычно для этого нужно наступить на неправильную плитку) и неожиданное затопление всех ходов в пирамиде. Ещё встречаются плотоядные скарабеи, оживающие статуи и прочее. Даже если не считать того, что самострелы изобрели значительно позже, скарабеи не едят свежее мясо, а в Сахаре нет бурных рек, реальность проста и скучна: ни одной ловушки ни в одной известной нам гробнице до сих пор не обнаружено. За одним маленьким исключением — в поздний период в царских гробницах, высеченных в скалах, перед погребальной камерой вырезали глубокий отвесный колодец. Всегда в одном и том же месте. Возможно, он имел ритуальное значение, а возможно, действительно спасал от грабителей. Но обычно коридоры и проходы, ведущие к саркофагу, просто намертво замуровывали.

Деньги-деньги-дребеденьги

Серебряные слитки, служившие мерой веса

Денег в древнем Египте тоже не существовало. Точнее, египтяне додумались до того, чтобы сделать серебро, медь и золото неким универсальным эквивалентом, но непосредственно в торговле металл не участвовал. Существовала мера веса под названием «дебен», размер которой за несколько тысяч лет изменился от 13,5 граммов до примерно 90 граммов. Дебен условно делился на двенадцать «китов».

Договоры купли-продажи, сохранившиеся в изобилии, составлены примерно так: «Вот цена, которую я дал за вещь: саван из тонкого льна ценой в пять китов серебра, отрез льна ценой в три кита серебра и одну треть, бронзовый сосуд ценой в восемнадцать дебенов серебра, десять рубах из льна ценой в четыре дебена серебра, горшок мёда ценой в пять китов серебра, всего двадцать три дебена один кит и одна треть серебра». То есть фактически имел место натуральный обмен.

А монеты появились только в конце шестого века до нашей эры.

Казалось бы, просто жанровая сценка

Ужасные ошибки в изображении и описании древнеегипетского быта зачастую делают как раз те авторы, которые старательно ознакомились с источниками и изучили множество египетских картинок. Ну, например, все же знают, что древние египтяне ходили в белых набедренных повязках, правда?

Вот только девяносто процентов известных нам изображений — фрески из гробниц. Если с текстами всё гораздо лучше (сохранились и учебники по самым разными дисциплинам, и судебные архивы, и личная переписка, и хозяйственные записи), то с изобразительным искусством нам не повезло. Казалось бы, в гробницах изображена самая обычная жизнь: полевые работы, охота, праздники, обеды… Бери информацию да радуйся. Но если подумать (или хотя бы почитать специалистов, которые уже подумали), становится понятно, что рисуют на стенах гробниц не этот мир, а тот свет. Где всё будет примерно так же, конечно, но намного лучше и немного по-другому.

В частности, на том свете совершенно иначе одеваются. В реальности ходить на экваторе в тряпочках, не прикрывающих плечи, очень глупо (чернокожими-то египтяне не были), а выходить в поле в белом ещё глупее. К тому же вся найденная при раскопках одежда — цветная.

Вообще к любым бытовым свидетельствам из гробниц надо относиться с осторожностью. Например, на головах очень многих женщин изображены небольшие конусы непонятного назначения. Знатоки-любители уверенно говорят, что эти конусы делались из благовонных масел или воска, в течение вечера потихоньку таяли и приятно пахли. Наука, в отличие от любителей, об этом не имеет ни малейшего понятия, хотя такая версия и выдвигалась наравне со многими другими.

Сидеть на жаре с комком масла на голове – отличная идея, правда?

* * *

На самом деле рецепт создания плюс-минус достоверных текстов и других произведений о древнем Египте прост. Да, конечно, в силу того, что этот период изучен довольно неплохо, масса сведений о нём относится к категории «все знают». Древнеегипетская культура за последние пару столетий не раз становилась модной, а модное всегда упрощается до невозможности, чтобы не сказать «делается примитивным». Поэтому не надо покупаться на обманчивое богатство сведений в голове любого поклонника Брендана Фрейзера, лучше обратитесь к Джеймсу Фрезеру или кому-нибудь из его коллег — ведь научных и научно-популярных работ по Древнему Египту множество, и читать их не менее интересно, чем смотреть фильмы про оживших мумий.

Мелочи

Погребальная маска Тутанхамона. Полосатый платок – головной убор, принадлежащий исключительно царю. И обряжать в него каждого героя не стоит

  • Лошади в Египте появились очень поздно, где-то в XVII веке до нашей эры. Верхом египтяне не ездили и даже, судя по всему, не воспринимали лошадь как отдельное живое существо — личное имя давали не лошади, а всей колесничной упряжке.
  • Слово «фараон», прижившееся в качестве обозначения египетского царя, никогда не было официальным титулом, а служило скорее эвфемизмом, причём вошло в обиход очень поздно, в середине первого тысячелетия до нашей эры. Поэтому какой-нибудь «фараон Хеопс» — это грубый анахронизм.
  • В большинстве египетских текстов в качестве одного из главных продуктов питания упоминается пиво. Поэтому персонажи романов о древнем Египте постоянно пьют пиво, а компания Carlsberg даже выпустила эль «по древнеегипетскому рецепту». Если же взять настоящий древнеегипетский рецепт, оказывается, что словом «пиво» некогда перевели название чего-то вроде жидкой каши из крупномолотого зерна. Так что это «пиво» действительно ели, в том числе и дети. Хотя, конечно алкогольные напитки в древнем Египте существовали.

Международный Учебно-научный центр по изучению древних цивилизаций Египта и Судана

Международный Учебно-научный центр РГГУ


по изучению древних цивилизаций Египта и Судана им. В.С. Голенищева (Центр Египта и Судана)


Международный учебно-научный центр по изучению древних цивилизаций Египта и Судана им. В.С. Голенищева  был создан в РГГУ в 2000 г. при поддержке Посольства Арабской Республики Египет. Центр ведет большую образовательную работу, осуществляет программу подготовки магистров истории, готовит к изданию научные труды, проводит международные научные конференции, а также и культурные мероприятия Дни Египта в РГГУ, лекции Послов Египта, Судана и приглашенных специалистов, художественные выставки.

Центр работает в тесном сотрудничестве с другими подразделениями РГГУ:

  • Разрабатывается проект сотрудничества (лекции в учебном процессе, организация практики в Египте) с факультетом международных отношений и зарубежного регионоведения (и.о. декана, д.и.н., профессор Кожокин Е.М.)
  • С историко-филологическим институтом (директор, проректор РГГУ Шкаренков П.П.)
  • С факультетом истории, политологии и права (декан, д.и.н. Логунов А.П.)

Цели и задачи Центра Египта и Судана

Центр реализует программы высшего профессионального образования магистров, совмещающих фундаментальные знания в области египтологии с рядом практических навыков и знаний.

Студенты Центра изучают древние и современные языки, а также имеют возможность познакомиться с современным Египтом, пройти практику на базе Российской археологической экспедиции в Гизе, изучать бесплатно арабский язык в Египте и в Судане, а также проходить стажировки по специальности. Учебная программа включает изучение древнеегипетского, коптского и современного арабского языка. Кроме этого в рамках программы изучаются также религия Древнего Египта, история Древнего Египта, история и культура Древнего Судана, литература и мифология Древнего Египта и др.

Положение о МУНЦ по изучению древних цивилизаций Египта и Судана им. В.С. Голенищева

Сотрудники

Контакты