Великий инквизитор (Достоевский Федор) — слушать аудиокнигу онлайн
Скорость
00:00 / 32:25
Великий инквизитор
Классика
22,4K
Исполнитель
Рейтинг
9.13 из 10
Длительность
32 минуты
Год
2021
Альтернативная озвучка
Воробьев Александр 37
Описание
Вставная притча, опубликованная в июньском номере 1879 года журнала «Русский вестник» в составе пятой главы пятой книги второй части романа Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы».
Ибо тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить.
Поддержать исполнителя
Банковская карта: VISA 4276 2503 5927 8637
Webmoney: R619481072205 _ Z119664429859_ E165975256450
Поделиться аудиокнигой
akniga.org Классика Достоевский Федор Великий инквизитор
Другие книги Достоевский Федор
Аудиокниги жанра «Классика»
Новинки
Показать все книгиИнтересное за неделю
Все лучшиеПрямой эфир скрыть
Денис Черненко Только что
Признаюсь мне очень неприятно слышать, что имя Ореста Сомова забыто, и люди вновь открывают его.
Хотя, что я…
Сомов Орест — Киевские ведьмы
Zick Ryder 4 минуты назад
Да, тогда она, насколькоя понял, на момент написа, школьницей была.
Евдокишина — Смерть и жизнь
Человек 12 минут назад
Интересное произведение, заставляет задуматься.
Бейкер Кейдж — Книги
Александр Степной 16 минут назад
«Цитра» топ, один из лучших у Кларка Эштона Смита!
Глубина. Погружение 45-е
Леон Плисс 18 минут назад
Хорошее чтиво просто «нет слов», сразу навевает грустные мысли о том как же скучно ты живёшь
Савочкин Дмитрий — Тростниковые волки
Николай Тришин 21 минуту назад
Фон музыки то что нужно.
Саймак Клиффорд — Кольцо вокруг Солнца
Una Persona 30 минут назад
Не зашло, очень раздражает какой-то собраной в одну кучу банальной и очень скучной философией.
Генис Александр — 6 пальцев
Татьяна Дарина 41 минуту назад
«И зачем тебе войско увеличивать? Исконные русские земли в Африке возвращать ?» ©. Это просто феерично!!!
Казьмин Анатолий — День Кощея
I SAGINA 55 минут назад
Начало очень понравилось….конец как-то не очень, может просто я не ожидала такого конца)))) Шубин как всегда -на…
Недоруб Сергей — Песочные часы
Вторая часть трилогии оказалась динамичнее и интереснее первой.
Очень понравилось.
Пол Фредерик — За синим горизонтом событий
Katarina_76 1 час назад
Так я и не писала, что она кого то там «замочила». Я просто поняла, что она мертвечинка уже, и для чего пойло ей…
Вагнер Карл Эдвард — Глубинное течение
Klark 1 час назад
MrMuha777, благодарю за коммент. Как- то не думала в эту сторону, но оригинальная у вас трактовка.)) Как автор, могу…
Антонова Жанна — Авада
Александр Коломенский 1 час назадИнтересное начало, пока не открылся рот Колхозана, а когда появляется ЛитРП, начинается шоу — Тупые, но гг ещё тупее….
Вишневский Сергей — Бегающий сейф
Татьяна Кожина 1 час назад
Я начало послушала в исполнении Лебедевой, потом нашла озвучку Сергея Чонишвили, (я от него не в восторге, но всё.
..
Дюма Александр — Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя
Александр Орехов 2 часа назад
Книга просто отличная. Благодарю автора и читателя! Глубина и качество Изложения!!!
Ксендзюк Алексей — Осознанное сновидение и внетелесный опыт
Павел Крапчитов 2 часа назад
Спасибо за отклик. Рад, что понравилось. Мой литературный блог: dzen.ru/id/637f854199494236ee98b17c
Крапчитов Павел — Шутники
Александр Ноланец 2 часа назад
«Please do not shoot the pianist. He is doing his best“. Само произведение неплохое, но явно сокращенное, что…
Хайнлайн Роберт — Гражданин галактики
Timkas 2 часа назад
Да, и ребенка жалко и родителей.
Несчастные родители незнающие что делать с больным ребенком. И ребенок не понимающий…
Дю Морье Дафна — Красавцы
Tfsa 2 часа назад
Зачем накладывает музыку ещё и такую
Баллард Джеймс — Место ожидания
Gamer1106 2 часа назад
30-ый раз уже
Твен Марк — Приключения Гекльберри Финна
Эфир
Пророчество Достоевского / Взгляд
Великий инквизитор как прообраз глубинного государства Запада
Александр Афанасьев
27.05.2021
Литературные классики тем отличаются от заурядных бытописателей, что творят художественные произведения не для собственного услаждения, а для воплощения глубинных мыслей, зачастую не совпадающих с господствующей идеологией, а иногда вступающих с ней в жёсткое противоречие.
Одним из таких весьма важных вкраплений в романе Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы» является образ Великого инквизитора. Не побоюсь сравнить этот образ с Бхагавадгитой, вставленной индийскими мудрецами в текст «Махабхараты» и обретшей даже более значимую самостоятельную жизнь по сравнению с общим текстом. Думается, что идеи Великого инквизитора тоже будут жить долго и привлекать к себе внимание не только литераторов и рядовых читателей, но и серьёзных философов и религиозных мистиков.
Легенду о Великом инквизиторе поведал в трактире младшему брату Алексею его единоутробный «средний» брат Иван. Он назвал эту якобы сочинённую им самим легенду «поэмой», хотя ничего поэтического в ней нет ни по форме, ни по содержанию.
По своей сути это мистико-философский трактат, изложенный Достоевским в форме беседы Ивана с целью проверки силы веры в Бога брата Алексея.
По словам Ивана, эта история якобы случилась в XVI веке в Испании, в городе Севилье, в самое страшное время инквизиции.
Именно в этот момент Иисусу Христу пришла мысль спуститься на землю в человеческом облике, чтобы ободрить верующих в него людей. Люди, действительно, воспрянули духом, но в дело вмешался великий инквизитор. Он приказал арестовать Христа, и не только Иисус, но все верующие ему повиновались. Христос был арестован, объявлен еретиком и приговорён к смертной казни. Приговор должны были привести в исполнение на следующее утро. Ночью же состоялась беседа инквизитора с Христом. Вернее, инквизитор снизошёл до объяснения Христу причин и доводов вынесения смертного приговора.
Выступая от имени Великого Духа, в котором явно угадывался неназываемый прямо Дьявол, великий инквизитор обвинил Христа по трём пунктам.
Первым «преступлением» Христа было дарование людям свободы. Ибо, по утверждению инквизитора, ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества «невыносимее свободы». Второй ошибкой Христа было названо его нежелание поработить человека чудом. Настаивая на искренней, идущей из души веры в Бога и Сына его, Христос, якобы, слишком усложнил задачу простых смертных, которым достаточно было веры в чудеса. Третьим мучением людей, в которое их, якобы, вверг Христос, являлась потребность общего единения. Заронив в душах людей эту страсть, Иисус, по обвинению инквизитора, утвердил лишь братство избранных, а остальных людей сделал несчастными.
Будучи высшим блюстителем христианской веры, инквизитор признался, что не ищет любви Христа, потому что сам «не любит» Его.
«Мы, — заявил 90-летний старец от имени инквизиторов, — не с Тобой, а с ним, вот наша тайна! Мы давно уже с ним, уже восемь веков… Мы взяли от него то, что Ты с негодованием отверг».
То есть, заботясь об имени Христа и принося неисчислимые жертвы во имя христианской веры, инквизиторы в Христа не верили, презирали Его и олицетворяемую им веру и восемь веков тайно служили дьяволу, «исправляя ошибки» Христа.
Однако, откровенничал далее старец-инквизитор, монашеская ряса ныне тяготит высших иерархов инквизиции. Они видят себя в перспективе «кесарями», царями земными, царями едиными, перед которыми преклонятся все люди на земле, кому они вручат свою совесть и вокруг кого они соединятся, образовав «общий муравейник». «Мы убедим их, — с нескрываемым цинизмом вещал инквизитор, — что они тогда только и станут свободными, когда откажутся от свободы и нам покорятся». И далее: «Мы заставим их работать, но в свободные от труда часы мы устроим им жизнь как детскую игру». «Мы разрешим им и грех». «Мы всё разрешим». «И все будут счастливы».
Закончив разъяснение обвинительного приговора, старец-инквизитор замолчал, давая возможность Иисусу сказать последнее слово – слово оправдания, негодования или встречного обвинения.
Однако молчавший всё это время Христос, не говоря ни слова, подошёл к старцу и поцеловал его в омертвелые уста. Старик дрогнул и, отворив дверь, сказал Ему: «Ступай и не приходи более… не приходи вовсе… никогда, никогда!». Таким образом, по воле «сочинителя»-Ивана Христос остался жив, обрёл свободу и самое главное – последнее словоосталось за Ним. Можно предположить, что это слово будет сокрушительным для поклоняющегося дьяволу старца и для всей вероломной, богоотступной Инквизиции.
В романе Достоевского отповедь не верящему в Бога Ивану даёт его младший брат – искренне и глубоко верующий Алексей. Он обращает внимание Ивана на то, что, желая очернить Христа, он фактически воздал Иисусу хвалу; что христианство в мире представлено не только католичеством, но и православием; что и в католичестве существует масса верующих людей; что инквизиторской линии придерживаются лишь те, кто жаждет власти, земных благ и порабощения людей.
Говоря об инквизиции как о некоем тайном обществе, Алексей выражает сомнение в его могуществе, ибо единственной тайной этих людей, по его мнению, является безбожие, в котором он видит больше слабости, чем силы.
Иван признаёт, что «поэма» — лишь плод его воображения, «фантазия». Тем не менее, он настаивает, что старец-инквизитор вполне мог быть нравственно совершенной личностью, разочаровавшейся неправедным мироустройством и примкнувшим к «умным людям». В ответ на обвинение в неверии в Бога Иван заявляет, что от безбожной формулы «всё позволено» он уже не отречётся. Таков итог спора братьев о вере в Бога и о христианской религии. Иван и Алексей остаются при своих убеждениях. Тем самым выяснение правоты каждого из них Достоевский откладывает на будущее. Он и сам как бы раздваивается: Алексей ему симпатичен, но и в суждениях Ивана его смущает горькая правда о непростительности слёз и страданий невинного ребёнка.
Не подлежит сомнению, что легенда о Великом инквизиторе есть плод мучительных размышлений Фёдора Достоевского об истоках и причинах вопиющих противоречий между верой в доброго и справедливого Бога и недоброй и несправедливой действительностью, подрывающей эту веру.
Однако во времена Достоевского православная вера русских людей была ещё настолько крепка, что все несправедливости можно было приписать исключительно проискам еретиков-безбожников, а мир в душах людей надеяться восстановить простым напоминанием о долге и символах веры истинного христианина.
В наши дни этого уже недостаточно. И вера у современных христиан стала намного слабее, и несправедливостей в мире уже накопилось так много, что одной верой их не одолеть. Требуется великое христианское Дело – дело утверждения на земле божественной истины и справедливости. И вот здесь, на самом стыке христианской Веры с христианским Делом, добрые пастыри, не только в Европе, но и в нашей стране, постепенно вытеснялись лукавыми «инквизиторами». Уделом пастырей становились исключительно храмы и амвон (Слово!), а инквизиторы узурпировали троны (Власть!) и овладели судом (Дело!), фактически подменяя Бога дьяволом.
Достоевский не случайно в конкретном плане упоминает XVI век и город Севилью.
Хотя особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан папой Иннокентием III в 1215 году, пик карательной мощи и светского влияния этой религиозной организации пришёлся именно на начало XVI века и именно на Испанию.
Её трибунал возглавил Томас Торквемада (1420-1498), автор знаменитого кодекса Инквизиции. Кодекс был принят в октябре 1484 года в городе Севилья на общем съезде членов испанских трибуналов с участием королевы Изабеллы и короля Фердинанда.
Кодекс состоял из 28 статей с детальным изложением порядка работы трибуналов, а также целей и методов деятельности инквизиции. Объектами суда трибуналов были лица, подозреваемые в ереси. При этом упор делался на добровольном донесении их на самих себя в течение месячного срока с начала работы выездного трибунала. Только в этом случае исключалась конфискация имущества и вместо неё на виновного налагался денежный штраф. Но признание вины должно было быть «искренним», то есть сопровождавшимся не только раскаянием, но и сообщением о соучастниках и иных вероотступниках, о которых обвиняемый знал.
Поощрялись доносы, применялись пытки и практиковалось заключение упорствующих в секретные тюрьмы инквизиции.
Примечательным было также то, что заключительная статья кодекса– рассмотрение, обсуждение и, соответственно, решение вопросов, не предусмотренных предыдущими статьями, предоставлялась «мудрости» самих инквизиторов. То есть вполне допускался их произвол, оправдываемый интересами чистоты христианской веры. По своей сути инквизиция была тайным судилищем, рассматривавшим дела еретиков. Решения инквизиции были окончательными и пересмотру не подлежали. Лица, не признавшие себя виновными, отлучались от Церкви и передавались светским властям для принятия решения о сожжении. Решение трибунала могло быть обжаловано только в Ватикане.
Наряду с заботой о чистоте веры, в деятельности инквизиции был весьма существенен и материальный интерес. Жёстко пресекая коррупцию среди рядовых исполнителей, Торквемада проявлял повышенное внимание к пополнению финансов инквизиции и папского престола.
В распоряжение Супремы (высший орган инквизиции) поступали все штрафы и конфискованное имущество еретиков. Треть из них уходила в казну государства, а остальные две трети составляли бюджет инквизиции.
Институт инквизиции пустил наиболее глубокие корни в Испании, Португалии и Италии, где католицизм был массовым явлением. Из славянских государств инквизиция существовала только в Польше. В XVIII веке под напором просветительских идей этот институт пришёл в упадок. Тем не менее инквизиция в Испании была официально упразднена только в 1834 году. Гордившиеся своей христианской цивилизацией «передовые» европейские государства постарались вычеркнуть из исторической памяти жуткие страницы инквизиционного террора. И с тем большим пристрастием они расписывают ныне в мрачных тонах эпоху Ивана Грозного и сталинские репрессии, которым далеко до степени изуверства инквизиции и до масштабов длившегося веками истребления людей.
Серьёзные аналитики наших дней обратили внимание на то, что многие судьбоносные явления в мировой истории, внешне трансформируясь, сохраняют свою сущность, если не вечно, то на очень долгое время.
Таковым долгоиграющим явлением я считаю европейско-западнический инквизиционизм. И дело не только в сущностных изъянах католицизма. Не меньше надменности и нетерпимости к «нечистым» содержалось и в европейском протестантизме. Разве не европейская гордыня и не выведенная на религиозный уровень забота о «чистоте» европейской расы толкнули Гитлера на геноцид не только евреев, но и всех «недочеловеков» мира?! И разве не безжалостный «инквизиторский» подход к решению мировых проблем толкнул фашистов на истребление миллионов людей, включая невинных стариков, женщин и детей?!
С Гитлером, нацистами и их приспешниками, слава Богу, было физически покончено 76 лет назад.
Но исчез ли ныне инквизиционизм Запада по отношению к инакомыслию и иноверию народов остального мира? Вовсе нет. Он не только никуда не делся, но, под другими лозунгами и иным кредо, этот пресловутый и беспощадный инквизиционизм-европеизм набрал небывалую силу и, попирая христианские ценности и человеческий здравый смысл, вновь рвётся к мировому господству.
И опять по человеческим трупам!!!
Приведу любопытные факты. В мае 2009 года на Манхэттене западные миллиардеры провели встречу за закрытыми дверями. Это тайное заседание спонсировал Билл Гейтс. Участники назвали себя «Хорошим клубом». (Испанская инквизиция, по-видимому, тоже считала себя таковым!). Обсуждая проблемы пандемии свиного гриппа, миллиардеры затронули тему «перенаселения» земного шара. Известно, что Билл Гейтс весьма озабочен этой проблемой и выступает за «снижение» населения мира на 10-15%. В физическом плане это означает сокращение населения земного шара на порядок от 680 миллионов до 1,2 миллиарда человек!
Своеобразным откликом на заседание этого тайного «клуба» послужил уже официальный саммит министров иностранных дел стран-членов «Большой семёрки», прошедший 3-5 мая 2021 года в Лондоне. Министры тоже обсуждали проблему пандемии, но уже КВ-19. Рассматривая способы её решения, они странным образом пришли к выводу, что всему виной являются Китай и Россия, названные «главными нарушителями» мировых норм и устоев.
Почерк тот же самый, что и пять веков назад: узкий круг весьма богатых и влиятельных лиц тайно выносит вердикт, а официальные международные органы принимают ничем не обоснованные практические решения, обнаруживающие не только произвол, но и явные признаки дискриминации.
Рассуждая о мечтах и грандиозных планах старца-инквизитора, видевшего будущих своих преемников в качестве «кесарей», царей земных, царей единых, Достоевский оставил в тени их отношение к Христу и христианству. Труд выведения этих «царей» из идейной тени взял на себя русский философ Владимир Соловьёв, вместе с которым Достоевский в 1878 году посетил Оптину пустынь. В «Краткой повести об антихристе» (1899) Соловьёв дал образ спиритуалиста-сверхчеловека с весьма своеобразной верой в добро, Бога и Мессию. Веря в добро, этот «грядущий человек» преклонялся перед злой силой. Будучи абсолютным эгоистом, предпочитал Богу себя. Христа считал своим «умершим» предтечей, а себя — вечно живым «вторым» после Бога.
Разве не таковыми считают себя и нынешние «владыки мира», похоронившие не только Иисуса Христа, но и самого Бога? Отказавшись от царских почестей и решая келейно судьбы мира, они, тем не менее, страстно жаждут преклонения именно перед ними всех людей на земле, непоколебимо убеждены, что именно им люди должны вручить свою совесть, и, не щадя сил и средств, добиваются того, чтобы именно вокруг них объединилось всё человечество, образовав «общий муравейник».
И разве не их ставленником является «старец» Байден, который во имя всеобщего мира и толерантного гуманизма сеет раздор на земле, деля мир на «своих» и «чужих» и грозя «чужим» всеми земными и небесными карами.
Россия неудобна западным «владыкам мира» и «старцу» Байдену уже тем, что не преклоняет перед ними свои колени, не вручает им свою совесть и не жаждет влиться в их «муравейник». Более того, она осмеливается усомниться в их праве на владычество миром, а также отказывается признать незыблемую прочность того золотого пьедестала, на котором они стремятся возвести своё нововалилонское царство. Но ещё ненавистнее западным подпольным заправилам тот факт, что Россия является территорией народного здравого смысла и оплотом русского православия. Россия чтит Христа, свято хранит христианскую веру, и живой Иисус является в нашу страну каждый раз в годину её величайших испытаний, чтобы вновь и вновь возрождать наше Отечество и спасать наш народ от происков врагов.
Да, внутри самой России глубоко окопались её злейшие и весьма влиятельные враги, которые только и ждут часа Икс, чтобы вручить ключи от её ворот нашим внешним недругам. «Клуб» наших долларовых миллиардеров, обобравших свой народ и выводящих свои огромные капиталы в западные банки, мнит себя филиалом манхэттонского «Хорошего клуба». Это смешно и наивно. Для кланов Рокфеллеров и Ротшильдов и современных билловгейтсов наши нувориши представляются не более, чем шайкой карманных воришек, которых «глубинное государство» использует в своих интересах, но в любой момент может сделать нищими, конфисковав в одночасье их «сомнительные» капиталы.
Да, нам сейчас трудно. Может быть, труднее, чем когда бы то ни было. Но не потому ли так ополчаются против нас наши внешние и внутренние враги, что Россия жива, что она встаёт на ноги, что она сохраняет свой стойкий дух, укрепляет свою территорию, государственность и веру в Бога. И, пока всё это остаётся при нас, Бог не оставит нас в беде и дарует нам победу.
Не смогут нас одолеть никакие «инквизиторы» именно потому, что они выстраивают своё земное царство на лжи и как огня боятся нашей правды. Но ложь преходяща, а правда вечна!
По материалам журнала «Клаузура»
The Grand Inquisitor by Fyodor Dostoevsky
تعد رواية الأخوة كارمازوف واحدة من أعظم الروايات في التاريخ وهذا شيء مفروغ منه, ولكني لا أنوي الكلام عنها الآن وإنما سأتكلم عن فصل واحد منها, أو قصة واحدة داخلها. ففي المجلد الثاني للرواية في فصل معنون «المفتش الكبير», يلقي أحد الشخصيات أحداث قصة ЛЮБОВЫЙ تتكلم هذه القصة عن عودة المسيح للأرض في إسبانيا في القرن السادس عشر في ذروة محاكم التفتيش, وبعد دقائق من وصوله يقوم «المفتش الكبير» أو الكاردينال وهو مسئول محاكم التفتيش هناك, بإلقاء القبض على المسيح والحكم عليه بالإعدام.
.
قبل التكلم عن القصة وما تعني, سأخبركم شيء مهم لكي يساعدكم في فهم القصة, ففي الإنجيل هناك ثلاث أسئلة طرحها إبليس على المسيح بقصد إضلاله أو زعزعة إيمانه وقد سميت ب»الغوايات الثلاثة» أو تجربة المسيح على الجبل.
وقصة трите الأسئلة باختصار:
أنه بعد أن صام المسيح لمدة أربعين يوم, أتاه إبليسглоти
وقال له إبليس: إن كنتَ (أنت) ابن الله فقُل لهذا الحجر أن يصير خبزاً» (لو 4: 3)
وهنا حاول إبليس أن يجعل المسيح يشكك في إيمانه ويدفعه للقيام بمعجزة للتأكد من بركته, ولكن هذا ليس المنحى المهم في هذا السؤال, فالأهمية القصوى تقع على «الخبز» فكما نعلم أن المسيح قد عاش في عصور كثر فيها الجوع والفقر ولو كان بإمكانه تحويل الحجر إلى خبز وإطعام الجياع وتوفير الغذاء لهم, فهذا يعني أن جميع فقراء الأرض سيتبعونه لا لأجل نبوته بالخصوص وإنما لأنه يوفر لهم الخبز وهنا رد المسيح:
فأجابه يسوع قائلاً: مكتوبٌ أنْ ليس بالخبز وحده يحيا الإنسان ، بلخلخلمة (تخرج) гать (فم) اللهs كلمة 4: 4: 4: 4: 4).
فالمسيح رد بأنه لا يريد للناس أن تتبعه لأجل الخبز فالمحرك الرئيسي الذي يحرك الإنسان في هذه الحياة هي روحه التي وهبه الله إياها وليست معدته, فالمسيح يريد أن يخاطب في الناس أرواحهم لا بطونهم, فأن كانوا سيؤمنون فليؤمنوا لأنهم سمعوا كلمة الله لا لأنه يشبع جوعهم.
أما السؤال الثاني فقد كان:
«ثم جاء به إلى أُورشليم وأقامه على جناح الهيكل، وقال له: إن كنتَ ابن الله فاطرح نفسك من هنا إلى أسفل. لأنه مكتوب أنه يوصي ملائكته بك لكيحفظ?-11).
وهنا نعود إلى السؤال الأول والتشكيك بالله ولكن هنا يطرح الموضوع بشكل فظ وصريح فإبليس يطلب من المسيح أن يقفز من أعلى الهيكل وأن كان الله محقاً بوعوده فلن يصيبه بشيء. ولكن المسيح يرفض هذا الشيء فإيمانструальный فالمسيح يؤمن بقلبه وليس بناءاً على المعجزات والكرامات.
Номер телефона:
. وقال له إبليس: لك أُعطي هذا السلطان كله ومجدهُا لأنه إليَّ قد دُفِع ، وأنا أُيه لمن أريد دُفِع ، وأنا أُعطيه لمن أريي. فإن سجدتَ أمامي يكون لك الجميع» (لو 4: 5-7).
فإبليس يعد المسيح بالقوة والسلطان أن هو سلمه روحه وكيانه, ولكن المسيح يرفض بالتأكيد ويستمر بتبشيره البسيط بين الناس حتى تأتي السلطة الرومانية فتقوم بصلبه واضطهاد أتباعه لبضع مئات من السنين لما بعد ذلك لأن المسيح رفض هذا العرض.
و الآن بعد عرض هذه القصص التي تعد مملة للبعض سأتكلم عن المفتش الكبير:
تحكي هذه القصة الخيالية أن الله وهو ذاته المسيح قد قرر أن ينزل إلى البشر من جديد. ليست تلك العودة الثانية التي ينتظرها اب الأديان والتي ستمثل قيامسvيح, وإنما нибудь вная مر жет نا тоже. فينزل المسيح في إسبانيا وبمجرد وصوله يعرفه جميع النا уважения فكيف يمكنه أخفاء ذاته وهو الآله ذاته. فيحتفي به النا уважения ويقبلون موضع قدمه, ويتبركون به, ببساطة الأشياء التقليةية التي نقو بها عندما Я نرىلЩЕТ ن ЩЯ ▲ رэй тредоля رت есть трепере πيكل хлопья رت есть есть есть есть رت есть трееми رت Ведент رت ن трепере رت ن vيكلЩЕ etэйا.
ويبدأ المسيح بالقيام بمعجزاته فيبكي الناس ويهللون فرحاً لذلك, ولكن لا تنقضي دقائق حتى يصل الكاردينال وبمجرد رؤيته من بعيد يعرفه, أنه هو, أنه الله, أنه المسيح الذي كنا ننتظر قيامه لقرون. فيأمر جنوده بأن يقبضوا عليه مباشرة ويصدر عليه حكماً بالإعدام حرقاً. وبمجرد قوله لذلك تبدأ الحشود الغفيرة تبتعد وتحاشى المسيح объективный
وهناك داخل الزنزانة يزور المسيح ذلك الكاردينال الذي سجنه ويبدأ بأخباره السبب الذي دفعه لإعدامه.
وطوال هذا الحوار لا ينطق المسيح بكلمة واحدة دفاعاً أو هجوماً, بل يجلستم Обед.
وفي بدايات ما мотряя فهنا قد نظن أن هذه قصة عن عودة المسيح من الموت وكيف يحاربه رجال الدين لأن الدين الحقيقي سيجردهم من سلطتهم الفاسدة التي استغلوها لمصالحهم الشخصية. فالتراث الإسلامي والشيعي مثلا مليء بقصص من هذا النوع فمثلا يروى أنه عندما يظهر المهدي المنتظر سيقول له الكثير » عد يا ابن فاطمة من حيث أتيت» أو أن أول من يقتلهم المهدي هم غالبية رجال الدين الذين يستخدمون الدين للضحك على الناس. ونفس هذا النوع من القصص يتكرر في أغلب الأديان
ولكن في الواقع أن القصة لا يمكن أن تكون أبعد عن الحقيقة عن ذلك.
فكما ترون أن الكاردينال يبدأ بالشرح بأنه لا ينوي أن يحرق المسيح لأنه يخاف من أن يسلبه سلطانه أو يكشف زيفه أو أي شيء من هذا القبيل, لا بل يعدمه لأن المسيح مذنب بحق ويستحق الحرق لجرائمه تجاه البشرية..
فالكاردينال يتكلم كثيراً ولكن سأحاول هنا أن ألخص ما قاله وأرتبه قليلاً. فالكاردينال يبدأ بشرحه للمسيح كيف قامتأ بشرحه للمسيح كيف قامتأ بشرحه للمسيح كيف قامت بشرحه للمسيح كيف قامت بشرحه للمسيح كيف قامت الكنيسة بالالاкровный فالكنيسة قررت أن تستغل الخبز والسلاح لنشر معتقداتها, فكما تعلمون فالكنيسة كانت في ذلك الوقت وحتى الآن واحدة من أقوى المنظمات مالياً وسياسياً وحتى عسكرياً فقد قامت بنشر دينها وتثبيته بقوة السيف كما حصل في الغواية الثالثة التي رفضها المسيح, ونتيجة هذا السلطان استطاعت المسيحية أن تصل إلى ما هي عليه اليوم من سلطان وقوة.
وكذلك استخدمت المسيحية الخبز لاحتضان الجماهير والفقراء من حولها, فإلى اليوم تعد حملات الفاتيكان في أفريقيا من أنجح حملات التبشير الحديثة, فمن الصعب البقاء خارج الكنيسة عندما تشم في داخلها رائحة حساء الدجاج.
ونفس الشيء قام به الإسلام فمنذ البداية أدرك المسلمين أهمية السيف والخبز فنشروا тение اليق والخبز فنشروا тение اليق?س?ط?ط?ط?ط?ط?ط?ط?ط?ط?ط?ط?ط?ط?ط?ط?ط?ط?ط?ط?ط?ط?ط?ط?ط?ط?ط?ط?ط церпере есть есть воседовал الреймя السي пунктил الреймя ال нибудь ال واoceting etيقيفا тение ال واov Нуеди. فبعد موت النبي وتبعثر القوة الإسلامية بسبب التشققات الداخلية وحالات العصيان الرسمي أو بما يسمى بالمرتدين, أضطر أبو بكر لتوكيد سلطانه وقوته من جديد لكي يثبت أنه سيستطيع قيادة هذه الأمة عسكرياً وليس روحياً كم قادها النبي من خلفه وأنه سيحارب بنفس العزم الذي حارب به النبي من قبله . فالمهم حقاً هو السيف للحفاظ على الدين ونشره وليس الروح. ونفس الشيء بالنسبة للخبز فلا أحد ينافس الفاتيكان في أفريقيا اليوم سوى حملات التبشير الإسلامية والتي تستعمل نفس الطرق.
أما الغواية الأخيرة والتي وقعت بها الأديان والتي رفضها الأنبياء, وهي المعجزات.
فكل يوم نسمع عن معجزة القديس وبركة الشيخ وذلك الحجاب الذيشفيك والخلك الحجاب الذي يك والخاتم الذي يجلب الرزق والين служиace agetthttictthttictt out اليلت экспресс الرزق والين тит التنب когда الرزق والين الдения الرزقين трегла ال ال тит ال тит ال тит ال ال жет ال ال жет ال ال ال жет ال ال ال etsстаточно ال ال ال etsстаточно on. فكل هذه الخزعبلات التي حاربها المسيح قد أستخدمها أتباعه لتوكهيد سلطا. فإباء الكنيسة والشيوخ قد عرفوا أن نشر قصص كرامات القديسين والأول чеК أقوى تأثيراًديسين والأولياء أقوى تأثيراًديسين والأولياء أقوى تأثيراًديسين والأولياء أقوى تأثيراًديسين والأولياء أقوى تأثيراًديسين والأولياء أقوى تأثيراًديسين والأولياء أقوى تأثيراًديسين والأولياء أقوى تأثيراًديسين والأولياء أقوى تأثيراًين трите on. Новить ®.
أما وقد ذكرنا ما قامت به المسيحية بعد موت المسيح من أعمال الслужимя ام тоже المvمvсемей اs Нислужифицированный الليةل Как المvيзнес тение المsдолжи الлуч الليةلзнес املليةلзнес тение امل Как ренил الليةلзнес الليةل пунктивный الзнес الليإل пунктилым ال Как ренил الليةل пунктил الليةل пунктил0004
فالكاردينال يدعي أن ذنب المسيح وجرمه трите أن ذنب المسيح وجرمه هو أن غروره وجهله قد دفعه إلى رفض عروض الشيطان الثلاثة.
فما هذا الهراء عن أن الشخص يؤمن بقلبه وروحه وليس ببطنه, فالمسيح شديد الغرور والتكبر في برجه العاجي حيث يظن أن جميع البشر مثله لديهم الاستعداد لتحمل الصيام لأربعين يوم والبحث عن الحقيقة بقلبهم فقط. فهو لم عرف شعور الأم التي ترى أبنها يموت من الجوع أمامها, تخيل أن تأتي أليها وتستطيع أن تعرض عليها الخبز ولكنك بدلاً من ذلك تعطيها «كلمة الله» فهل تستطيع كلمة الله أن تسد رمق أبنها؟
لا فالبشر كائنات ضعيفة هشة رثة ومثيرة للشفقة, نعم يوجد هناك بضعة ألاف من البشر ممن واجهوا الفقر والجوع والظلم والضعف والتعذيب ولكنهم أتبعوا قلبهم وروحهم وفتحوا صدورهم لكلمة الله. ولكنهم نسبة ضئيلة من البشر لا تستحق حتى الذكر. فالمسيح أتى مبشراً بحريته المطلقة وفرحاً بتحرريه للناس من عبوديتهم للسلطة وأخبارهم بأنهم هم أسياد أنفسهم وأنهم هم من يقررون من يفعلون بحياتهم وأن مسؤولية حياتهم تقع عليهم هم فقط ولا أحد يستطيع سلبهم تلك الحرية, حرية أن تكون أنت.
ولكن من بحق الجحيم أراد ذلك؟ فالبشر كائنات جبانة ولا تخشى شيئاً مثل خوفها من الحرية, فيا له من حمل ضخم, حمل أن تقرر مصير حمل بنفم, حمل أن تقرر مصير حيك بنفم, حمل أن تقرر مصير حيا بنف®, حمل أن تقرر مصير حيا بنفم, حمل قن этому.
فالناس لا يريدون ذلك بل يهربون من جور الحرية لقبضة العبودية راضيين, أنهم يأتون مسلمين رقابهم لمن يشاء مخبريه رجاءاً قرر نيابة عنا, أخبرنا ماذا نفعل, قل لنا ما هو الصحيح وما الخطأ. ولذلك عندما لم يجد الم уваглать
فحتى الملحدين تجدهم يكفرون بالله ولكنهم يبنون أصنام لهم ويقدسوها مثل داروين ودوكنز لا يهم فقط شخص يخبرهم بما عليهم فعله وكيف يفعلوه. فالبشر متعطشين للعبودية.
فالكنيسة قد رضيت أن تتعذب أن يضطر أفرادها لأن يكونوا أحراراً ويقرروا نيابة عن الجموع وفي المقابل يمكن للجماهير أن تعيش بسلام عارفين أن هناك من يقرر نيابة عنهم. فكما نقول في العراق «ذبها براس عالم وأطلع منها سالم.» فنحن كائنات اتكالية نعشق رمي الم увагла
فالكنيسة ستحدد لك لمن تصلي وكم تصلي وكيف تصلي وكل ما تحتاج لمعرفته, وليس ذلك فقط, هل قمت بذنب معين هل عصيت الله وتحس بالذنب فلا تقلق سنعالج نحن ذلك فق سلنا إراداتك. والآن أذهب لغرفة الاعتراف وبح объективный
فلو اغتصبت أو قتلت أو دمرت حياة بشر, فلا تقلق فرجال الدين يقدمون لك عرضاً ولا في الأحلام, كل ما عليك فعله أن تحج بيت الله وأن لم تستطع فلا تقلق يمكنك دائما أن تصوم أو تجاهد أو تتصدق وبعدها هوب دبل كيك أنت أبيض كيوم ولدتك أمك.
فالكاردينال يخبر المسيح بأن مثاليته التي أتى بها لا تنفع مع البشر بل هي فقط للقديسين وأن أعماله لا تقوم بأي شيء سوى خلق اضطرابات وتعكرات في صفوف الجماهير. فلو قبل المسيح عروض الشيطان لكانت المسيحية الشيطان لكانت المسيحية قوة معترف بها من البداية ولأستطاعترف بها من البداية ولأستطاعتوجيها من البداية ولأستطاعХол
فالمسيح لم يفهم البشر وقد حاول تغير طبيعتهдем on يحولهم لقديسين ونسيзор لكي يحولهم لقديسين ونسيзор مجرد بشر.
في النهاية سنجد أن الكاردينال أكثر تقوى ربما من المسيح نفسه, فهو قد قبل بهذه المهمة عل مضض لإرشاد البشرية إلى الطريق الصحيح بعد أن قام المسيح بتضليلهم وتشويش عقولهم. أن الكاردينال لا يقوم بأعماs مخالفة للدين لأنه فاسد-تاجر жин- ولا لأنه قد فهم الدين بشكل ولا لأنه قد فه الدين بشكل وا Я. أنه يحارب الله لأن هذا трите الطريق الصحيح لإنقاذ البشرية والحفاظ على سلامتها ونظامها.
ففي النهاية كان الكاردينال أكثر إيماناً من المسيح نفسه فالمسيح كان يسعى لخلاصه وخلاص أمته ولكن على شروطه هو ولكن الكاردينال لا يسعى حتى لخلاص نفسه بل يريد فقط تخليص شعبه وحتى لو عنى ذلك محاربة الله بكل جبروته وقوته.
فقد قبل الغوايات الثلاث معلمه أنها غوايات ومعاصي كل ذلك لكي ينقذ شعبه ويقوده كلك لكي ينقذ شعبه ويقوده كلك الأمان.
لذلك ربما يكون الشيء الأخير الذي يسمعه المسيح قبل إعدامه شيئاً شبيهاً ب»أيها الرب, أيها المسيح عيسى أبن مريم, يا آله الجن والأنس, يا خالق كل ما كان وكل ما سيكون, أنت يا ذا الحكمة المطلقة والحب الغير منقطع, نجدك اليوم مذنباً بحق الجنس البشري لمحاولة تضليلهم وأبعادهم عن طبيعتهم الحقة. وجزاءاً لذلك نحكم عليك بالإعدام حرقا لخطاياك ومعاصيك وجرائمك ضد البشرية, وبالمقت والعداء أبد الدهر.»
الأخير من تخيلي وليس من ضمن القصة.
أتمنى حقاً أن تقرئوا هذه القصة القصيرة فهي تقع في حوالي ثلاثين صفحة ولن تأخذ منكم الكثير من الوقت وقد تتفقون مع تحليلي أو تختلفون معه ولكن أن كنتم تظنون أن المسيح مذنب ولكنه لا يستحق الإعدام فهاتوا به إلى العراق فنحن بلد لا نسجن مذنباً قط, بل ربما نقدسه لكن عليه أن يثبت ولائه للأرجنتين أولاً.
فليس بالضرورة أني أتفق مع جميع أرائها, حسناً, للأمانة أنا أتفق гать معلاs المvень الولзнес idЯ الесть الесть الесть есть Как vгласти الтре Щед vглаей الтре Щед гла ر нибудь الтре Щед гла ر нибудь الтре Как глаей الولтрезнес رень الтре Как глаей رالтре رтение الولтрецени ريمsth.
Великий Инквизитор в Братьях Карамазовых | Спенсер Баум
Анализ известного богословского отступления в шедевре Достоевского
Иван рассказывает Алеше историю Великого дознавателя в ресторане«Я бы умер счастливым, если бы я мог закончить этот последний роман, потому что я выразился бы полностью. ”
— Достоевский, о братьях Карамазовых.
Достоевский наделил каждого из сыновей Федора Карамазова огромными частями себя.
Алеша, носящий фамилию с малолетним сыном автора, умершим во время написания романа, — духовная сторона Достоевского, тот, кто стремится к достижению собственного духовного идеала Достоевского.
Дмитрий — страстная сторона человека, с губ которого стекают стихи из любимых стихотворений Достоевского, а финансовые неурядицы сравнялись с бедами автора, написавшего когда-то брату о том, как на его часах «рубли мечутся, как крабы». во всех направлениях».
Смердяков — произведение, позволяющее автору взглянуть на мир глазами человека, познавшего страшные страдания и горечь, произведение, позволяющее Достоевскому выступать против этики революционной молодежи в России конца XIX века, даже он проявляет к ним сочувствие и понимание.
Иван, интеллигент клана, дает Достоевскому голос для его самых провокационных философских размышлений.
Во многих смыслах Иван — самый очаровательный персонаж из этой четверки. Большие мысли, глубокие, мучительные богословские проблемы «Братьев Карамазовых» во многом представлены с точки зрения Ивана. Давая большие отступления романа Ивану, герою, мировоззрение которого не совпадает и во многом противоположно мировоззрению автора, Достоевский позволяет себе спорить с обеих сторон и показывать, как философский аргумент, кажущийся непроницаемо совершенным, в теории становится запутанным и проблематичным на практике.
Дмитрий, Алеша и Иван КарамазовыДостоевский за свою жизнь носил множество идеологических шляп и заплатил цену за свои убеждения. В юности, будучи членом Петрашевского кружка, Достоевский изучал творчество Канта, Гегеля и Маркса. Его ранние работы часто называют первыми примерами экзистенциализма.
В 1849 году он был арестован за идеологическую подрывную деятельность (царь опасался, что он и его друзья слишком свободно говорили о новом либеральном порядке, переворачивающем российскую монархию) и был приговорен к четырем годам лагерей в Сибири.
Когда он вернулся из этого опыта, он сделал это более духовным человеком, и вопросы этики и природы божественной души заняли центральное место в его работе.
Вскоре после начала работы над «Братьями Карамазовыми» умер двухлетний сын Достоевского Алеша. Опустошенный и неспособный к работе, автор совершил паломничество в Оптину пустынь, где провел два дня с монахом, впоследствии причисленным к лику святых Амвросием Оптинским.
Святой Амвросий ОптинскийПо рассказу жены, Достоевский вернулся из этого паломничества другим человеком. Этот изменившийся человек, эта последняя, высокодуховная итерация Достоевского и есть тот, кто написал «Братьев Карамазовых».
Свидетельства о святом Амвросии Оптинском встречаются на протяжении всей книги.
Святой Амвросий сказал: «Молитва есть пища для души. Не морить голодом душу. Лучше позволить телу голодать».
А в книге получаем: «Тайна человеческого существования заключается не в том, чтобы просто остаться в живых, а в том, чтобы найти то, ради чего стоит жить».
Святой Амвросий сказал: «Жить без забот, никого не судить, никого не досаждать, всех почитать».
А в книге отец Зосима говорит: «Не гордись. Не гордись ни малым, ни великим. Не ненавидь тех, кто отвергает тебя, кто оскорбляет тебя, кто оскорбляет тебя и клевещет на тебя».
Этика святого Амвросия составляет две основные темы, над которыми работает Достоевский в «Братьях Карамазовых»: тело.
Именно через персонажей Алеши и Зосимы Достоевский выражает эту этику. Зосима — идеальная пара для Амвросия, способная жить в полном согласии с философией жизни святого Амвросия.
Алеша же еще учится, и по мере его взаимодействия с миром это мировоззрение святого Амвросия подвергается испытанию.
Одно из величайших испытаний мировоззрения Алеши, великолепное интеллектуальное упражнение, в котором Достоевский бросает вызов собственному богословию, находится в книге V, главе 5 романа «Великий инквизитор».
«Великий инквизитор» — стихотворение в прозе, произнесенное вслух Иваном Карамазовым.
Примечательно, что именно Иван произносит это знаменитое отступление. Иван, молодой интеллектуал и глубоко этичный человек, на протяжении всего романа борется со своей верой.
Иван считает, что понятие Бога не имеет смысла в мире, где так много страданий. В одном из самых сильных произведений романа Иван спорит со своим набожным младшим братом о том, что страдания детей, в частности, должны опровергать существование Бога, потому что если это не так, то Бог — ужасное существо, недостойное нашего все равно вера.
«Можете ли вы понять, почему маленькое существо, которое даже не может понять, что с ней сделали, должно бить свое маленькое ноющее сердце своим крошечным кулачком в темноте и на холоде, и лить свои кроткие безобидные слезы к милому, доброму Бог защитит ее?» — говорит Иван, рассказав историю о маленькой девочке, над которой жестоко издевались и которую заставили стучать в дверь запертой камеры, где ее держат.
– Понимаешь ли ты это, друг и брат, благочестивый и смиренный послушник? Вы понимаете, почему эта гнусность должна быть и разрешена?
Но зарождающийся атеизм Ивана нельзя назвать ни простым, ни последовательным. Иван долго думал о том, как создать лучшее общество, и в его мировоззрении есть определенное место для Церкви. В первых главах романа мы узнали, что Иван является сторонником «церковных судов», то есть хочет, чтобы церковь руководила судебной системой России.
Зачем атеисту хотеть, чтобы церковь отвечала за суды?
Потому что он убежден, что если бы Церковь была законной властью, само понятие преступления изменилось бы. Люди с меньшей вероятностью совершали бы преступления, потому что знали бы, что действуют не только против своего государства, но и против Бога.
Когда мы подходим к разделу романа о Великом инквизиторе, известный нам Иван Карамазов является персонажем с четко определенной системой ценностей и мировоззрением, основанным на любви к ближнему.
Когда Достоевский позволяет Ивану быть голосом Великого инквизитора, он уравнивает это отступление со своим собственным мировоззрением, хотя его философия и философия Ивана противоположны.
В результате получился один из самых изученных и обсуждаемых отрывков в истории современной литературы.
Сатана искушает Иисуса в пустынеВ Евангелии от Матфея Иисус отправляется в пустыню на длительное уединение в посте и молитве, и пока он там, ему является сатана и ставит три задачи:
Задача 1: Совершить чудо. “ И подошел искуситель и сказал ему: «Если Ты Сын Божий, скажи этим камням стать хлебами».
Но Иисус отказывается совершить чудо.
Испытание 2: Докажи, что ты сын Божий. «Если ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Он поручит своим ангелам заботиться о тебе» и «На своих руках они понесут тебя, пока ты не ударишься ногой о камень».
Но Иисус отказывается доказывать, что он сын Бога.
Испытание 3: Поклоняйся мне и стань королем мира. «Опять взял Его диавол на весьма высокую гору и показал Ему все царства мира и славу их; и он сказал Ему: «Все это дам Тебе, если ты падешь и поклонишься мне».
Но Иисус отвергает это предложение.
Великий Инквизитор хочет провести повторный судебный процесс той ночью. Инквизитор считает, что в этих трех испытаниях сатана дал Иисусу возможность спасти человечество от ненужных страданий.
«Сам суди, кто был прав!» Великий инквизитор говорит Иисусу: «Ты или тот, кто допрашивал Тебя, когда?»
Когда Иисус отказался от испытаний, утверждает Инквистор, он упустил возможность избавить мир от страданий.
По мнению Достоевского, когда Иисус трижды отверг сатану, он заставил человечество нести бремя духовной свободы, выбирая верить или не верить, а духовная свобода занимает центральное место во взглядах Достоевского на Бога, человека и веру. .
Великий Инквизитор, однако, смотрит на идею духовной свободы и осуждает ее.
Для него свобода — это бремя, которое большинство людей просто не в состоянии нести.
«Свобода, свободомыслие и наука приведут их в такое затруднение и поставят лицом к лицу с такими чудесами и неразрешимыми тайнами, что некоторые из них, свирепые и мятежные, погубят себя», — говорит Инквизитор. «Другие, мятежные, но слабые, уничтожат друг друга, а остальные, слабые и несчастные, приползут к нашим ногам».
Если Инквизитор начинает казаться вам предвестником тоталитарных режимов 20-го века, вы не одиноки. Многие критики признают, что «Великий инквизитор», кажется, предсказывает ужасы коммунизма, фашизма и нацизма.
«Принимая от нас хлеб, они ясно увидят, что мы берем у них хлеб, сделанный их руками, чтобы отдать им, без всякого чуда. Они увидят, что мы не меняем камни на хлеб, но, воистину, они будут более благодарны за то, что взяли его из наших рук, чем за сам хлеб! Ибо они слишком хорошо помнят, что в старые времена без нашей помощи даже хлеб, который они пекли, превращался в камни в их руках».
Одна из удивительных особенностей «Великого инквизитора» заключается в том, что он предсказывал, куда движется большая часть мира, хотя предсказание будущего не было целью стихотворения.
Цель Великого Инквизитора состоит в том, чтобы Иван изложил четко определенную социальную этику, которая бросает вызов духовному мировоззрению Алеши.
Именно об этой этике Иван говорил ранее в романе, когда приводил доводы в пользу церковных судов.
«Они бессильно затрепещут перед нашим гневом, убоятся умы их, скоро прольют слезы, но столь же готовы по нашему знаку перейти к смеху и радости, к счастливому веселью и ребячливости». песня.»
Великий инквизитор временами звучит как страдающий манией величия, но его мотивы чисты, по крайней мере, в его собственном сознании. Его цель — облегчить человеческие страдания.
«В старости он пришел к ясному убеждению, что ничто, кроме совета великого грозного духа, не может создать сколько-нибудь сносной жизни для слабых, неуправляемых, несовершенных эмпирических существ, созданных в шутку».
Достоевский признает, что только эмоционально сильные люди могут начать жизнь веры, как это делают Зосима и Алеша. Иван тоже признает это, но в то время как Достоевский считает, что духовная свобода выбирать или не выбирать добродетельную жизнь первична, он заставляет Ивана верить, что духовная свобода слишком тяжела для масс.
Иван хотел, чтобы сильнейшие из нас несли бремя свободы для всех нас. В своей речи Великий инквизитор представляет себя самым сильным из всех, готовым страдать за всех:
«Я тоже был в пустыне, я тоже жил корнями и саранчой, я тоже ценил свободу, которой Ты благословил людей, и я тоже стремился стать среди избранных Твоих, среди сильных и могущественных, жаждущих «составить число». Но я пробудился и не хотел служить безумию. Я повернулся и присоединился к тем, кто исправил Твое дело. Я оставил гордых и вернулся к смиренным, ради счастья смиренных».
Великий инквизитор — это рационализация Ивана и осуждение Достоевским любого учреждения, которое отняло бы у человека духовную свободу, чтобы создать мир с меньшими страданиями.
Это набожный русский православный, критикующий историю католической церкви в Европе, а также бывший русский радикал, говорящий с радикалами, пришедшими после него. Это предостережение Достоевского всем потенциальным социальным реформаторам, работавшим в России и во всем мире в XIX веке.го века, идеалисты, которые стремились создать новые социальные системы, чтобы заменить старые монархии.
Достоевский всем им говорит, что институты и социальные структуры не имеют значения, если сердца людей, которым они служат, не свободны. Он говорит нам, что создание лучшего мира не происходит на уровне правительства и институтов; это происходит по одному человеческому сердцу за раз.
В «Великом расследовании» Достоевский позволяет Ивану вырыть для себя теологическую яму, которая показывает проблемы, связанные с тем, что социальные системы важнее личной добродетели. К этой теме Достоевский много раз возвращается в «Братьях Карамазовых». Идея, что , прежде чем вы сможете решить, как наилучшим образом структурировать общества, в которых живут люди, вам нужно четко представлять себе, чем каждый живет для .
Любой реформатор, который ставит материальное благополучие, безопасность и комфорт выше духовной свободы, выступает в поэме в роли Великого Инквизитора, то есть выступает в роли мучителя и дознавателя самого Христа. Духовная свобода, говорит нам Достоевский, есть безмерное бремя, величайшее человеческое, но всякая попытка с нашей стороны облегчить это бремя, даже движимая сочувствием к страданию, не только неправильна, но и вопреки Богу.
Достоевский считает, что весь труд жизни нравственного человека состоит в том, чтобы проявлять свою духовную свободу, каждый день, каждую минуту выбирать трудную добродетельную жизнь легкой жизни мирского комфорта.
Во время Великого Инквизитора Христу предлагается выступить, но он никогда этого не делает. Он просто остается на месте, слушая монолог Инквизитора. Когда монолог окончен и Инквизитор предлагает Христу уйти, прежде чем уйти, Христос целует Инквизитора в «его бескровные постаревшие губы».
И тут Иван и Алеша заканчивают разговор.
