Достоевский преступление и наказание история создания: История создания романа «Преступление и наказание» Достоевского кратко

История создания романа «Преступление и наказание» Достоевского кратко

Замысел романа

Объективная реальность, условия жизни людей, живущих в первой половине девятнадцатого века, тесно связаны с историей создания «Преступление и наказание» Достоевского. В произведении писатель попытался изложить свои размышления об актуальных проблемах современного ему общества. Книгу он называет романом – исповедью. «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман», – мечтает автор.
Желание написать произведение такого рода появилось у Фёдора Михайловича Достоевского на каторге в Омске. Тяжёлая жизнь каторжанина, физическая усталость не мешали ему наблюдать жизнь и анализировать происходящее. Будучи осуждённым, он задумал создать роман о преступлении, но начать работу над книгой не решался. Тяжёлая болезнь не позволяла строить планы и отнимала все нравственные и физические силы. Воплотить свою идею в жизнь писателю удалось лишь спустя несколько лет. За эти годы было создано несколько других известных произведений: «Униженные и оскорблённые», «Записки из подполья», «Записки из мёртвого дома». Проблемы, затронутые в этих романах, найдут своё отражение в «Преступлении и наказании».

Мечты и жестокая реальность

Жизнь бесцеремонно вмешалась в планы Достоевского. Создание большого романа требовало времени, а материальное положение ухудшалось с каждым днём. Чтобы заработать, писатель предложил журналу «Отечественные записки» напечатать небольшой роман «Пьяненькие». В этой книге он планировал привлечь внимание общественности к проблеме пьянства. Сюжетная линия повествования должна была быть связана с историй семьи Мармеладовых. Главным героем – несчастный спивающийся, уволенный со службы чиновник. Редактор журнала выдвинул другие условия. Безвыходное положение заставило писателя согласиться за ничтожно низкую цену продать права на издание полного собрания своих сочинений и по требованию редакции в сжатые сроки написать новый роман.

Так неожиданно началась спешная работа над романом «Преступление и наказание».

Начало работы над произведением

Подписав договор и издательством, Ф. М. Достоевский за счёт гонорара сумел поправить свои дела, расслабился и поддался искушению. Увлечённый игрок, он не сумел и на этот раз справиться со своей болезнью. Результат был плачевен. Оставшиеся деньги проиграны. Проживая в гостинице Висбадена, он не мог оплачивать свет и стол, не оказался на улице лишь по милости хозяев отеля. Чтобы закончит роман вовремя, Достоевскому приходилось торопиться. Автор задумал кратко рассказать историю одного преступления. Главным герой – бедный студент, решившийся на убийство и ограбление. Писателя интересует психологическое состояние человека, «процесс преступления». Сюжет двигался к развязке, когда по непонятной причине рукопись была уничтожена.

Творческий процесс

Лихорадочная работа началась заново. И в 1866 году первая часть была напечатана в журнале «Русский вестник».

Срок, отпущенный на создание романа, подходил к концу, а замысел писателя лишь расширялся. История жизни главного героя гармонично переплелась с историей Мармеладова. Чтобы удовлетворить требования заказчика и избежать творческой кабалы, Ф. М. Достоевский прерывает работу на 21 день. За это время он создаёт новое произведение под названием «Игрок», отдаёт в издательство и возвращается к созданию «Преступления и наказания».

Изучение криминальной хроники убеждает читателя в актуальности проблемы. «Я убеждён, что сюжет мой отчасти оправдывает современность», – писал Достоевский. Газеты рассказывали о том, что участились случаи, когда убийцами становились молодые образованные люди, подобные Родиону Раскольникову. Напечатанные части романа пользовались большим успехом. Это вдохновляло Достоевского, заряжало его творческой энергией. Свою книгу он дописывает в Люблине, в имении у сестры. К концу 1866 года роман был закончен и напечатан в «Русском вестнике».

Дневник кропотливой работы

Изучение истории создания романа «Преступление и наказание» невозможно без черновых записей писателя. Они дают возможность понять, сколько труда и кропотливой работы над словом было вложено в произведение. Менялся творческий замысел, расширялся круг проблем, перестраивалась композиция. Чтобы лучше разобраться в характере героя, в мотивах его поступков Достоевский изменяет форму повествования. В окончательной третьей редакции рассказ ведётся от третьего лица. Писатель предпочёл «рассказ от себя, а не от него». Кажется, что главный герой живёт своей самостоятельной жизнью и не подчиняется своему создателю. Рабочие тетради рассказывают о том, как мучительно долго сам писатель пытается понять мотивы преступления Раскольникова. Не найдя ответа, автор решил создать героя, в котором «два противоположных характера поочерёдно сменяются». В Раскольникове постоянно борются два начала: любовь к людям и презрение к ним. Нелегко было Достоевскому написать финал своего произведения. «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека», – читаем мы в черновике писателя, однако сам роман заканчивается иначе.
Это заставляет нас размышлять, даже после того, как прочитана последняя страница.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Алиса Миллионова

    16/16

  • Ilya Ryabinin

    15/16

  • Дарья Сметанина

    12/16

  • Бешто Телиев

    15/16

  • Алексей Шабалин

    13/16

  • Assol Martynenkova

    15/16

  • Лариса Подоплелова

    13/16

  • Катя Чечётко

    16/16

  • Марина Смолина

    15/16

  • Дмитрий Тимербаев

    14/16

Замысел и история создания романа Преступление и наказание Достоевского

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Замысел и история создания романа Преступление и наказание

Известный миллионам читателей роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» полон загадок и неразрешенных вопросов, однако на некоторые из них мы можем дать ответ, копнув чуть глубже: некоторые события, описываемые в книге, имели место в реальных сводках новостей, а размышления и терзания Раскольникова посещали в трудную минуту и самого писателя… Но обо всем по порядку.

Идея создания «романа-исповеди» пришла к Достоевскому в период каторги, когда он на долгое время был изолирован от всего остального мира. Изначально в произведении должны были быть изложены терзания Раскольникова-каторжника, отражающие состояние самого автора. Время, проведенное вдали от общества, сильно изменило его и оставило глубокий след в душе писателя. То же должно было произойти и с героем романа, однако с течением времени замысел претерпевал изменения под влиянием некоторых обстоятельств.

Во-первых, Достоевский в ту поры остро нуждался в деньгах, а издательства раз за разом отклоняли рукописи. И тогда, вновь оставшись наедине с самим собой, в крошечной каморке «в самом тягостном положении», началась работа над произведением, названным позднее «Преступление и наказание» — величайшим явлением как русской, там и мировой классической литературы.

Во-вторых, не вышедший в свет роман «Пьяненькие» имел для Достоевского большое идейное значение, не принятое печатными издательствами. Позднее образ «пьяницы» вновь предстанет перед читателями, но уже в новом романе — в лице титулярного советника Семена Мармеладова.

Изначально роман «Преступление и наказание» был задуман как «исповедь убийцы» — рассказ от первого лица (Родиона Раскольникова), однако позднее роль повествователя была отведена третьему лицу — самому Достоевскому, стороннему наблюдателю, при этом имеющему доступ к мыслям и переживаниям героев — почти Богу.

Сюжет романа находит отклик во многих криминальных сводках того времени: преступление, описанное столь подробно, довольно банально. Незаурядным является именно убийца, и что именно натолкнуло его на совершение убийства мы не знаем до сих пор: в Раскольникове соединились две противоположные по содержанию идеи — любовь к человечеству и презрение к нему. Это «раздвоенность» характера героя замечают и другие персонажи, в частности его друг — Дмитрий Разумихин: «.

..два противоположных характера поочередно сменяются».

Финал романа также дошел до нас не в первоначальном виде: писатель, поочередно рассматривая различные варианты, остановился на «идее любви»: Высшим судом для Родиона стала  бедная Сонечка, «вечная Сонечка», олицетворяющая собой все страдание мира. «Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья…», — писал Достоевский, и это стало приговором для Раскольникова, который неожиданно открыл для себя новую истину: силу великодушия и прощения.

История создания романа Достоевского Преступление и наказание

Жизнь Фёдора Михайловича Достоевского, автора всемирно известного и любимого романа «Преступление и наказание», невозможно было назвать простой. Человек, склонный всегда идти своим путём, нередко страдал от этого – его наказывали и ссылками, и каторгой, однако свободный и чистый дух Достоевского не могли сломить эти трудности, которые кажутся столь жалкими в сравнении с этой поистине великой личностью.

Идея романа «Преступление и наказание» возникла у Фёдора Михайловича Достоевского в далёком 1859 году. В то время Достоевский пребывал на каторге и сильнее всего хотел выплеснуть всё то, что накопилось у него в душе, на бумагу – в виде некой человеческой исповеди, попросту желая избавиться от груза внутренних переживаний и приоткрыть людям свою душу, показать, что происходит у него внутри. Однако к непосредственной работе над романом, в дальнейшем ставшим настоящей гордостью в копилке русской классической литературы, писатель приступил лишь спустя шесть лет – именно столько времени потребовалось Достоевскому на то, чтобы решиться писать такой тяжёлый психологический роман о настоящем становлении одного человека, Родиона Раскольникова.

Работа над романом «Преступление и наказание» проходила в поистине нечеловеческих условиях. Страдая от постоянной бедности, в которой в то время часто оказывались даже самые талантливые литераторы, Фёдор Михайлович писал практически в полной темноте, страдая от вечного голода и невозможности исправить что-либо в своей жизни. Однако шло время, роман близился к своему логическому завершению, и Достоевский задавался вопросом о том, каким же в конечном итоге должен оказаться Раскольников – человеком, в котором всё же победит альтруизм или же жестокость по отношению к другим людям? Было принято решение оставить и то, и то, и именно поэтому образ Родиона Раскольникова стал таким символичным и таким культовым – образ противоречивого и запутавшегося человека, который в конечном итоге обретает себя.

На мой взгляд, и история возникновения замысла романа, и непосредственно его создание было связано с тяжёлыми событиями в жизни Достоевского, и именно поэтому роман получился таким настоящим, таким глубоким и таким многогранным. Каждое новое прочтение произведения «Преступление и наказание» открывает в нём что-то новое, то, чего раньше читатели не замечали или попросту не хотели видеть. Без сомнения, Фёдор Достоевский – настоящий гений русской литературы девятнадцатого века и столь же талантливый психолог, которому удалось понять истинную сущность человека.

Также читают:

← Образ мечтателя в повести Белые ночи ← Значение Имен в романе Преступление и наказание↑ ДостоевскийОбраз вечной Сонечки в романе Преступление и наказание → Нравственный идеал в романе Преступление и наказание →

Картинка к сочинению Замысел и история создания романа Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Старый друг лучше новых двух

    Человеку свойственно наполнять свою жизнь тем, что приносит ему радость. Счастье личности во многом сформировано взаимоотношениями — любовью, дружбой.

  • Анализ и мораль басни Квартет Крылова 5 класс

    Крылов написал много басен, которые в простой форме описывают разные вариации человеческой глупости. Как реагируют многие люди, когда у них нечто не выходит, когда какая-то затея становится провальной?

  • Характеристика и образ Павла Петровича Кирсанова в романе Тургенева Отцы и дети

    Павел Петрович Кирсанов – один из героев романа великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В произведении поднимается проблема конфликта поколений, в котором Павел Петрович принадлежит к «отцам».

  • Природа в повести Ася Тургенева (описание и роль пейзажа)

    С первых произведений Иван Сергеевич Тургенев прославился как писатель, одаренный необычайной чуткостью, внимательностью к природе, ее тончайшим изменениям, писатель, умеющий создать непревзойденные лирические картины природы

  • Интересные факты о Наполеоне Банапарте

    Наполеон Бонапарт всемирно известная личность, император, яркий политик и полководец, а также всесторонне развитый человек. В исторических летописях сохранились интересные факты из биографии этого человека.

Сочинения

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

Исторический контекст «Преступления и наказания» Федора Михайловича Достоевского

Относится к: 

Преступление и наказание

 

Российская империя в период своего наивысшего расцвета в 1865 году. (Wikimedia Commons) Исторический и политический контекст

После разорения Киевской Руси тюркскими племенами и ее падения под «монгольское иго» русский регион развивался изолированно от Европы между XIII и XVI веками. Вследствие этого Россия не участвовала ни в Ренессансе, ни, конечно, в Реформации или Контрреформации. В восемнадцатом веке Россия постепенно начала «примыкать» к Европе, особенно при Петре Великом, считавшемся великим (или ужасным) западником России. В результате русская культура XVIII–XIX веков по существу привила западноевропейскую культуру к аграрному, христианско-православному государству. Высшие классы были резко отделены от крестьянства: в буквальном смысле разные социальные касты не говорили на одном языке. В девятнадцатом веке, с возникновением так называемого интеллигенция , образованные классы стали рассматривать великий отрыв от народа ( раскол или раскол: это слово употребляется также по отношению к религиозным сектантам, которых стали называть старообрядцами) как великую историческую трагедию.

При Александре II Россия бескровно освободила крепостных в 1861 году и провела другие прогрессивные Великие реформы, которые стремились «догнать Россию» до Западной Европы. (Есть параллели и яркие контрасты с американской историей того же периода: ср.0021-й Поправка 1865 г. и Гражданская война.) Жгучий вопрос времени Достоевского — который, возможно, стоял перед Россией даже в двадцатом и двадцать первом веках — оставался: европейская Россия или нет? Должно ли это быть? Фракция так называемых западников продолжала старые аристократические тенденции говорить дома по-французски, одеваться по последней лондонской моде или получать образование за границей. Между тем соперничающие славянофилы протестовали против того, чтобы Россия вместо этого «обращалась к народу» и уходила корнями в местные народные традиции. (Есть некоторая ирония в том, что сама эта идея заимствована из немецкой романтической мысли.)

 

Философский контекст

Достоевский в «Преступлении и наказании» и в других своих великих трагедиях отвечает и европейскому философскому контексту своего времени. Идеи немецких философов-идеалистов витали в воздухе: русские интеллигенты были глубоко потрясены трудами Канта, Гегеля, Маркса и других, а «исключительный человек» Раскольникова представляет собой нечто вроде огрубевшего прочтения всемирно-исторической фигуры Гегеля. Другие конкурирующие и взаимопроникающие идеи исходили из утилитаристской мысли Джона Стюарта Милля, Джереми Бентама и Уильяма Годвина (мужа ранней феминистки Мэри Уоллстонкрафт), находя отражение в таких фразах, как «величайшее благо для наибольшего числа людей». Чтобы завершить картину, мы видим понятия, заимствованные из французского утопического социализма а-ля Шарль Фурье, нигилизм (проще говоря, морали не существует по своей сути) и культ Наполеона. В своих романах Достоевский часто представляет западноевропейские идеи как опасные болезни, заражающие его, или как духи, вселившиеся в его нравственно поколебленных героев.

  Карта Санкт-Петербурга 1744 года (Wikipedia Commons)

Санкт-Петербург

Столица Российской империи, основанная Петром Великим в начале восемнадцатого века, Санкт-Петербург был построен итальянскими и западноевропейскими архитекторами на Неве и Финском заливе, и предназначался для того, чтобы стать «окном России в Европу» В этом красивом, наполненном водой и населенном привидениями городе было что-то ужасно искусственное. Помимо тесноты, болезней и преступности, вызванных быстрой урбанизацией (которые, пожалуй, везде одинаковы, и Достоевский щедро заимствует в этом духе Лондон Чарльза Диккенса), Петербург был буквально построен на болотах и ​​с помощью принудительного труда. Повторяющиеся и разрушительные наводнения легко могут показаться местью природы величественной архитектуре и эстетическому расположению городских каналов и улиц.

 

Works Consulted:

Handbook of Russian Literature , edited by Victor Terras (New Haven: Yale University Press, 1985)

The Cambridge Companion to Dostoevsky , edited by W. J. Leatherbarrow (Cambridge: Cambridge University Press, 2002)

Достоевский в контексте , под редакцией Деборы А. Мартинсен и Ольги Майоровой (Кембридж: Cambridge University Press, 2015)

 

Преступление и наказание | Сюжет, оценка и факты

Преступление и наказание , русский Преступление и наказание , роман русского писателя Федора Достоевского, впервые опубликованный в 1866 году. чья теория о том, что он экстраординарный человек, способный взять на себя духовную ответственность за использование злых средств для достижения гуманитарных целей, приводит его к убийству. Действие вызывает у Раскольникова кошмарную вину. Эта история является одним из лучших исследований психопатологии вины, написанных на любом языке.

Сводка

Раскольников, бывший студент, живет в нищете и разрухе в Петербурге. Он решает — на основе противоречивых теорий, в том числе утилитарной морали и веры в то, что необыкновенные люди имеют «право на преступление» — убить Алену Ивановну, пожилую ростовщицу. Сводная сестра Алены, Лизавета, прибывает, когда он роется в вещах Алены, и убивает и ее. Тем временем он дружит с алкоголиком Мармеладовым, чья дочь Соня была вынуждена заниматься проституцией, чтобы прокормить семью. В его жизнь входит и старый друг Разумихин, обеспокоенный его ненормальным поведением. Кроме того, в Петербург с матерью приезжает сестра Раскольникова Дуня, оставившая работу гувернантки к Свидригайлову из-за его неуместных заигрываний с ней. Дуня намерена выйти замуж за человека по имени Лужин, чтобы улучшить свое материальное и социальное положение.

Викторина «Британика»

Викторина «Литературная классика»

Кто написал Молл Фландерс? Кто главный герой в «Преступлении и наказании»? Снимите свою классику с книжных полок, чтобы пройти этот тест.

Повествование следует за перипетиями переживаний Раскольникова, подробно описывает его борьбу с совестью и затягивающуюся петлю подозрения. Он болен на протяжении большей части истории и гневно отвергает попытки своей семьи и Разумихина помочь ему. Когда Мармеладов попадает под коляску и умирает, Раскольников дает Соне и семье деньги на его похороны. Он запрещает Дуне выходить замуж за напыщенного Лужина, который оскорбляет Дуню до того, что она разрывает помолвку. Раскольников неоднократно навещает Соню, но ведет себя так растерянно, что она пугается. Когда кажется, что Порфирий, расследующий убийство, собирается обвинить Раскольникова, другой человек сознается. На поминальном обеде Мармеладова Лужин ложно обвиняет Соню в краже у него, а Раскольников объясняет, почему он так поступил. Позже он говорит Соне, что убил двух женщин. Свидригайлов подслушивает признание и впоследствии использует это знание, чтобы попытаться шантажировать Дуню, чтобы она приняла его, но, когда становится ясно, что она никогда его не полюбит, он убивает себя.

Наконец Раскольников сдается. Его приговаривают к восьми годам каторжных работ в Сибири. Соня следует за ним в Сибирь и навещает его при каждом удобном случае. Дуня выходит замуж за Разумихина. Раскольников не раскаивается в убийствах и продолжает эмоционально отгораживаться от Сони и других заключенных. Однако после болезни он наконец приходит к осознанию того, что счастье не может быть достигнуто разумным планом существования, а должно быть заработано страданием. Затем он может принять и вернуть любовь Сони.

Анализ

Лихорадочный убедительный тон повествования и его трогательное изображение выздоровления больного духа способствовали тому, что он стал шедевром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *