Достоевский белые ночи жанр: «Белые ночи» анализ произведения Достоевского – жанр, тема, смысл названия, история создания повести

«Белые ночи» анализ произведения Достоевского – жанр, тема, смысл названия, история создания повести

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 393.

Обновлено 16 Июля, 2021

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 393.

Обновлено 16 Июля, 2021

Одной из ярких литературных работ, принадлежащих раннему творчеству Ф. М. Достоевского, является повесть «Белые ночи». Сам же автор отнёс своё детище к жанру «сентиментального романа», раскрыв тем самым описываемую в нём проблематику любви, одиночества, смысла жизни. В произведении присутствуют автобиографические элементы, признаки исповеди, а в образе главного героя можно узнать черты молодого Достоевского. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку литературы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Белые ночи.

Год написания – 1848 год.

История создания – Сразу после написания роман был опубликован в журнале «Отечественные записки». Посвящён близкому другу писателя – Алексею Плещееву.

Тема – Любовь, одиночество, поиск смысла жизни. Однако центральной является тема так называемых «мечтателей» – одиноких молодых людей, живущих в иллюзорном мире, но при этом нуждающихся в реальных событиях и невыдуманных чувствах.

Композиция – Произведение состоит из пяти глав: четыре из них представляют собой нумерацию петербургских ночей, в то время как последняя названа «Утро».

Жанр – Повесть.

Направление – Сентиментализм.

История создания

К написанию романа Федор Михайлович приступил в конце 1847 года, и уже в 1848 году произведение было опубликовано в литературном журнале «Отечественные записки».

В раннем творчестве Достоевского отслеживается явный интерес писателя к теме «петербургских мечтателей». Именно ей посвятил он в 1847 году несколько своих фельетонов, вошедших в сборник «Петербургская летопись». Однако эти статьи были опубликованы Федором Михайловичем практически анонимно, поскольку подписывал он фельетоны одними лишь буквами – «Ф. М.». Позже выяснилось, что часть материала из сборника была использована писателем во время работы над романом. В частности это были характеристики героев и описание быта.

Свой роман Достоевский посвятил близкому другу – писателю и поэту Алексею Плещееву.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Центральная тема произведения – одиночество в большом городе. Подобное состояние было весьма распространено в Петербурге середины XIX века, чему способствовала нестабильная социальная ситуация в городе. Как следствие, большинство молодых людей чувствовали себя одинокими и глубоко несчастными, утратившими смысл жизни.

Настенька и Мечтатель – типичные представители «маленьких людей». Они живут простой, скромной и безыскусной жизнью. Круг их общения чрезвычайно узок: Мечтатель общался лишь с сослуживцами, а Настенька – с бабушкой и жильцами. Чтобы уйти от серой реальности и на время позабыть о насущных проблемах, молодые люди перешли в разряд «мечтателей», с головой погружаясь в собственные фантазии.

Тема любви раскрывается в произведении сквозь призму чувств Настеньки к ее возлюбленному и безответную любовь Мечтателя к хрупкой девушке. Последний не злится на Настеньку, не обвиняет её во всех своих бедах, когда та оставляет его в полном одиночестве. Напротив, он приходит к выводу, что нужно быть благодарным даже за те минуты счастья, которые она ему подарила. Он с бережностью вынашивает свою идею счастья – пусть в его жизни будут лишь крупицы истинного блаженства, но он навсегда сохранит их в своей душе.

Основная мысль произведения – оторванность «мечтателей» от реального мира, их неспособность жить среди людей и получать радость жизни от простых, обыденных вещей. Предпочитая витать в облаках, они неизбежно обрекают себя на одиночество.

Композиция

Особенность композиции романа заключается в интересном построении сюжета: первые четыре из пяти глав посвящены петербургским ночам, в то время как последняя глава называется «Утро».

Это как нельзя более точно отражает динамику развития сюжетной линии – от сна к пробуждению.

Построение носит символический характер. На фоне романтических белых ночей Петербурга читателю открываются все стадии влюбленности главного героя в Настеньку, все его мечты и душевные переживания. Но в итоге неизбежно наступает «утро» – момент прозрения, который становится для Мечтателя личной драмой. Он уже обрёл любовь, пусть и неразделенную, но такую сладостную. И теперь он вынужден распрощаться с ней навеки – безжалостное утро рассеивает пустые фантазии, но вместе с тем дарит надежду на светлое будущее.

Произведение наполнено различными художественными приёмами и средствами. Так, Федор Михайлович искусно использует метод параллелизма: практически каждая глава начинается с детального описания природы, которое даёт невольную подсказку на то, как закончится данная глава – весело или печально.

Помимо двух главных героев – Мечтателя и Настеньки, в произведении незримо присутствует третий персонаж, создающий особую атмосферу. Это – Петербург, выступающий в роли собеседника и старого приятеля рассказчика. Город чутко отзывается на внутренние переживания Мечтателя, создавая непередаваемо прекрасный антураж к его романтическому настроению и оправдывая

смысл названия произведения – «Белые ночи».

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Белых ночей».

Жанр

Проводя анализ произведения «Белые ночи », следует отметить, что оно написано в жанре повести. Но сам автор настаивал на его принадлежности к сентиментальному роману.

Специфика направления сентиментализма заключается в том, что в центре внимания оказываются душевные переживания, эмоции и чувства главных героев. Они могут быть вполне реалистичными, поскольку образы Настеньки и Мечтателя как нельзя более точно подходят под описание любимой писателем категории «маленьких людей».

Однако в романе они показаны излишне идеализированными, их отношения утопичны.

В романе Достоевского «Белые ночи» герои не находятся в конфликте с окружающей средой: она их не подавляет и не вынуждает направлять все свои силы на сопротивление. В центре внимания – внутренний мир персонажей, их душевные порывы и чувства.

Кроме того, терзания Мечтателя не приводят к трагической концовке. Напротив, даже потерпев неудачу на любовном фронте, он благодарен судьбе даже за призрачный намек на счастье, которое ему выпало. Герой находится в полной гармонии с самим собой, что ещё раз доказывает принадлежность романа к направлению сентиментализм.

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Валера Хаптанов

    10/10

  • Аня Новикова

    8/10

  • Антон Гордеенко

    9/10

  • Дима Пожидаев

    8/10

  • Елена Перепелицына

    10/10

  • Анастасия Форд

    9/10

  • Евгения Леонова

    10/10

  • Дмитрий Пушкин

    10/10

  • Людмила Анюхина

    10/10

  • Сергей Зорин

    8/10

Рейтинг анализа

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 393.


А какую оценку поставите вы?

Анализ произведения Белые ночи Достоевского

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ произведения Белые ночи Достоевского

Повесть «Белые ночи» была написана Ф. М. Достоевским в 1848 году. Произведение принадлежит к раннему творчеству писателя. Интересно, что Достоевский отнес «Белые ночи» к жанру «сентиментальный роман», тем самым обосновав главную мысль произведения – одиночество.

Основной темой произведения является одиночество человека в большом городе. В начале 19 века из-за сложной социальной ситуации в больших городах, таких как Петербург и Москва, молодые люди чувствовали себя одинокими, потерявшими смысл своего существования.

Главный герой повести «Белые ночи» — молодой человек, имеющий хорошее образование. Примечательным фактом является то, что герой Достоевского не имеет имени, неизвестно какую занимает он должность и как живет. Писатель обезличивает своего персонажа, тем самым не выделяя его среди других жителей города.

Герой в повести Достоевского назван Мечтателем. Он говорит о себе как о робком застенчивом человеке, не имеющем друзей. Мечтатель чувствует себя одиноким, «лишним». Он подменяет повседневную действительность красивыми мечтами, живя которыми, чувствует себя по-настоящему счастливым.

Мечтателю писатель противопоставляет молодую девушку Настеньку. Автор создает образ красивой активной девушки, способной на искреннее чувство. Ради возлюбленного Настенька готова бежать из дома, она борется за свое счастье.

Композиция повести заключает в себе 5 глав. Первые четыре главы названы «ночами», пятая, завершающая повествование, —  «утром». Белые ночи меняют мировоззрение главного героя. Любовь героя к Настеньке спасает его от напрасных мечтаний, наполняет жизнь настоящими чувствами. Мечтатель готов ради девушки пожертвовать всем. Он помогает устроить ее счастье с возлюбленным, при этом, не боясь потерять Настеньку навсегда.

Последняя глава «утро» наполнена грустью и надеждами. Серым дождливым утром заканчиваются для героя белые романтичные ночи. Он снова ощущает себя одиноким. Но в его сердце нет ни разочарования, ни обиды на Настеньку. Напротив. Он благодарен девушке за те счастливые моменты, которые она подарила ему.

Как было сказано выше, «Белые ночи» — это сентиментальный роман. Такой жанр произведения не был характерен для Достоевского, повесть является исключением в творчестве писателя. Не смотря на то, что Мечтатель в конце произведения остается одинок, «Белые ночи» оставляют радостное и грустное чувство в душе читателя: Настенька находит свое счастье в любви, а главный герой, как бы проснувшись от сна, смог увидеть по новому красоту реальной, а невымышленной, жизни.

Повесть «Белые ночи» заставляет задуматься о том, что человек может быть одинок в большом городе, где, казалось бы так много людей.

Анализ 2

Кроме говорящего названия «Белые ночи», указывающего на прямое место действия повести, а именно на город Санкт-Петербург, в произведении имеется два подзаголовка. Первый из них «сентиментальный роман», говорит о чувственности, эмоциональности и банальности произведения, второй — «из воспоминаний мечтателя» как бы уточняет, что во-первых, повествование будет вестись от первого лица, а, во-вторых, вся история сплошной вымысел, плод фантазии мечтателя.

Любопытно, что главный герой повести безымянный. Но не только это делает его удивительным. В характере героя, который кажется читателю смелым, сильным и образованным, на самом деле скрывается робкий, неуверенный в себе молодой человек, который все свои силы тратит на представление собственных мечт. В полете своих фантазий главный герой вовсе не обращает внимания на повседневность, на бытовые проблемы, волнующие всех, но только не его самого. Кроме того читателю ничего не известно о герое — кто он, чем занимается, что любит, где работает, служит и вообще как и где живет? На все эти вопросы в повести нет ответа. Следовательно, автор пытается сблизить героя с читателем. Именно безликость и неоформленность помогают ему в этом.

Герой-мечтатель становится, своего рода, прототипом «лишнего человека», коими называются Печорин или Онегин, но единственное, что отличает героя Достоевского от других «лишних людей» — отсутствие реальных фактов существования героя. Кроме того безымянный герой является образом собирательным. В него входят все читатели-романтики, которые по натуре своей одиноки, автор лишь указывает им на то, что рано или поздно в жизни каждого появится своя Настенька, способная изменить их. И, если Настенька покидает главного героя повести, попросив у него прощения, то, возможно, в жизни читателя такого не произойдет.

Достоевский умышленно не описывает место действия — Петербург. Он не называет улочки, переулки, он просто ведет читателя за героем.  Но это не мешает «зрителю» окунуться в мир героя-мечтателя, проследить за ним, почувствовать его.

Говоря о композиции повести, то необходимо сказать, что она непримечательна — четыре из пяти глав имеют название «ночь», а последняя, пятая «утро». Каждая ночь подарила герою незабываемые воспоминания и эмоции, и лишь дождливое утро прекратило их. Следовательно, пятую главу полноправно можно считать эпилогом, в котором в должной мере раскрываются чувства, пережитые героем в предыдущих главах.

Литературные критики привыкли считать повесть «Белые ночи» одним из лучших сентиментальных произведений XIX века.

Вариант 3

Создание прекрасной повести «Белые ночи» начинается еще в начале 1847 года, во времена публикации статьи «Петербургские мечтатели». В газетных статьях Достоевского, которые он писал почти что безымянно, под псевдонимом «Ф.Д», есть большинство фрагментов, что со временем были перенесены в произведение «Белые ночи». Роман был написан в честь хорошего друга автора, что доказывает безумное сходство главного героя — Мечтателя и друга Фёдора Михайловича — поэта, писателя Алексея Плещеева. Сразу после завершения произведения, он был опубликован в газете «Отечественные записки».

Многие придерживаются той версии, что произведение «Белые ночи» относится к жанру повесть, несмотря на то, что сам Достоевский утверждал, что это произведение относится к сентиментальному роману. Объяснение этого утверждения является то, что действия главного героя не заканчиваются трагично, даже наоборот – герой благодарит судьбу за тонкий, чуть ли не прозрачный намёк на счастье, что настигает Мечтателя позже.

Основная и главная тема повести – одиночество в большом городе, в Петербурге. Нестабильное состояние города стало причиной того, что подобное явление в те времена было распространено. Также, сквозь безответную любовь главного героя к Настеньке немало развивается тема любви. Для данной повести характерно особое строение сюжета: в начале описываются вечера и ночи в Петербурге, в то время как завершающая глава называется «Утро». Также, к произведению относят тему поиска смысла жизни, что несомненно пересекается с темой одиночества в Петербурге. Но наиболее подходящей для центральной позиции темой подходят сами мечтатели – люди, живущие в собственном, выдуманном мире, но так зависящие от реальных происшествий и настоящих эмоций.

Главными героями в этом запоминающемся произведение являются молодой петербуржец Мечтатель и его полная противоположность – Настенька. Кроме этих героев, большую значимость имеет третьих персонаж – Петербург. Городок выступает собеседником, другом и старым приятелем автора, выслушивая переживания Мечтателя и, не медля отзываясь на них, тем самым раскрывая и объясняя и раскрывая название произведения.

Повесть ярко наполнено литературными приемами и средствами. Все последующие главы в основном начинаются с различного описания окружающей природы, давая подсказку на счастливый или печальный конец главы, что является одной из особенностей произведения. По мере развития событий, Мечтатель показывает, что вовсе не намерен прилагать какие-либо усилия для достижения счастья – в этом его главный недостаток. Человек должен уметь бороться за счастье, отвоевывать его, ведь он сам вершит свою судьбу, что и пытается донести до читателя автор с помощью произведения. Финал произведения оказался неожиданным для многих читателей рассказа, ведь большинство читателей ожидали совсем иного итога, но Дубровский с того и велик, что мысли его и их закономерность предугадать невозможно.

Другие сочинения:

← Анализ сказки Медведь на воеводстве Салтыкова-Щедрина↑ ДругиеСказка о потерянном времени — анализ сказки Шварца →

Анализ произведения Белые ночи Достоевского

Несколько интересных сочинений

Белые ночи и другие истории Фёдора Достоеевского, в мягкой обложке

Белые ночи и другие истории

от Fyodor Dostoyevsky, Constance Garnett, Susan L. Rattiner

Dover Publication Publications, Inc.
Все права защищены.
ISBN: 978-0-486-11413-2


ГЛАВА 1

ЧЕСТНЫЙ ВОР

ОДНАЖДЫ УТРОМ, когда я собиралась отправиться в свой кабинет, прачка и кухарка, моя Аграфена, моя экономка , подошел ко мне и, к моему удивлению, вступил в разговор.

Она всегда была таким молчаливым и простым существом, что за последние шесть лет, кроме своего ежедневного расспроса об обеде, не произнесла ни слова. Я, по крайней мере, ничего другого от нее не слышал.

«Вот я пришла поговорить с вами, сэр,» начала она резко; «Вы действительно должны сдать маленькую комнату.»

«Какая комнатка?»

«Почему бы и нет, тот, что рядом с кухней.»

«Зачем?»

«Зачем? Да потому, что люди действительно берут жильцов.»

«Но кто это возьмет?»

«Кто возьмет? Ведь жилец возьмет, конечно.»

«Но, милая женщина, в нем нельзя поставить кровать, негде будет двигаться! Кто в нем будет жить?»

«Кто хочет там жить! Лишь бы было где спать. Да он бы жил на окне.»

«В каком окне?»

«В каком окне! Как будто ты не знаешь! Тот, что в коридоре, точно. Он там будет сидеть, шить или делать что-нибудь еще. Может быть, он будет сидеть и на стуле. У него есть стул. а еще у него есть стол, у него все есть.

«Кто тогда «он»?»

«О, хороший человек, опытный человек. Я буду ему готовить. И три рубля в месяц буду просить за его питание и жилье».

После долгих усилий мне удалось, наконец, узнать от Аграфены, что пожилой мужчина каким-то образом уговорил ее допустить его на кухню в качестве жильца и постояльца. Любая идея, пришедшая ей в голову, должна была быть воплощена в жизнь; если нет, я знал, что она не даст мне покоя. Когда что-нибудь ей не нравилось, она тотчас начинала размышлять и впадала в глубокое уныние, которое длилось недели две-три. За это время мои обеды были испорчены, белье затерялось, полы остались немытыми; Короче говоря, мне пришлось многое вынести. Я давно заметил, что эта косноязычная женщина была неспособна придумать проект, создать собственную идею. Но если что-то вроде идеи или проекта каким-то образом вкладывалось в ее слабый мозг, воспрепятствование его осуществлению означало на какое-то время ее моральное убийство. Итак, так как я больше заботился о своем душевном спокойствии, чем о чем-либо другом, я немедленно согласился.

«У него есть паспорт или что-то в этом роде?»

«Конечно, есть. Хороший человек, опытный человек; три рубля обещал».

На следующий же день новый жилец появился в моей скромной холостяцкой квартире; но меня это не смутило, а даже внутренне обрадовало. Я веду, как правило, очень одинокое отшельническое существование. У меня почти нет друзей; Я почти никогда никуда не хожу. Поскольку я провел десять лет, не вылезая из своей скорлупы, я, конечно, привык к одиночеству. Но еще десять, пятнадцать или более лет того же уединенного существования, с той же Аграфеной, на тех же холостяцких квартирах, были поистине несколько невеселой перспективой. И поэтому новый заключенный, если он вел себя хорошо, был ниспосланным небесами благословением.

Аграфена сказала правду: мой жилец был, безусловно, опытным человеком. Из его паспорта явствовало, что он старый военный, что я действительно должен был узнать по его лицу. Старого солдата легко узнать. Астафий Иванович был благоприятным представителем своего класса. Мы очень хорошо ладили. Что было лучше всего, Астафий Иванович иногда рассказывал историю, описывая какой-нибудь случай из своей жизни. В вечной скуке моего существования такой рассказчик был настоящим сокровищем. Однажды он рассказал мне одну из таких историй. Это произвело на меня впечатление. К этому привело следующее событие.

Я остался один в квартире; и Астафий, и Аграфена ушли по своим делам. Вдруг я услыхал из внутренней комнаты, что кто-то — мне показалось, чужой — вошел; Я вышел; в коридоре действительно стоял незнакомец, невысокий парень, не одетый, несмотря на холодную осеннюю погоду, без пальто.

«Что тебе нужно?»

«Здесь живет приказчик Александров?»

«Здесь никого с таким именем нет, брат. До свидания.»

— Да мне дворник сказал, что здесь, — сказал мой гость, осторожно удаляясь к двери.

«Уходи, уходи, брат, ладно.»

На другой день после обеда, пока Астафий Иванович примерял пальто, которое он мне перешивал, опять кто-то вошел в переднюю. Я приоткрыл дверь.

На моих глазах мой вчерашний гость совершенно спокойно снял с крючка мою ватную шинель и, засунув ее под мышку, выскочил из квартиры. Аграфена все время стояла и смотрела на него, застыв от изумления и ничего не делая для защиты моего имущества. Астафий Иванович бросился в погоню за вором и через десять минут вернулся запыхавшись и ни с чем. Он исчез полностью.

«Ну вот и повезло, Астафий Иванович!»

«Хорошо, что твой плащ остался! А то бы он тебя погубил, вор!»

Но все это происшествие так поразило Астафия Ивановича, что я, глядя на него, забыл о краже. Он не мог справиться с этим. Каждую минуту или две он бросал работу, которой был занят, и снова и снова описывал, как все это произошло, как он стоял, как сняли шинель на его глазах, в метре от него, и как случилось, что он не мог поймать вора. То он опять садился за работу, то опять бросал ее, и наконец я видел, как он спускался во дворник, чтобы все ему рассказать и упрекнуть за то, что он допустил такое в своем имении. Потом вернулся и стал ругать Аграфену. Потом он снова сел за свою работу и долго потом еще бормотал себе под нос, как это все случилось, как он стоял там, а я здесь, как на наших глазах, в метре от нас, вор снял пальто с прищепка и так далее. Словом, Астафий Иванович хоть и понимал свое дело, но был страшный медлитель и хлопотун.

— Он нас одурачил, Астафий Иванович, — сказал я ему вечером, подавая ему стакан чая. Я хотел скоротать время, припомнив рассказ о потерянной шинели, частое повторение которого, вместе с большой серьезностью говорившего, начинало становиться очень забавным.

«В самом деле, дураки-с! Хоть это и не мое дело, но я расстроен. Меня это злит, хотя это не мое пальто пропало. По-моему, нет на свете гадов хуже, чем вор. Другой берет то, что можно сэкономить, а вор крадет дело ваших рук, пот вашего лба, ваше время… Фу, гадко! Нельзя об этом говорить! Слишком досадно. вы не чувствуете потери вашего имущества, сэр?

– Да, вы правы, Астафий Иванович, лучше бы вещь сожгли; досадно отдавать ворю, неприятно.

«Неприятно! Я так и думал! А ведь есть воры и воры. А мне случалось, сударь, встречать честного вора.»

«Честный вор? Да как вор может быть честным, Астафий Иванович?»

«В этом вы и правы-с. Как вор может быть честным? Таких не бывает. Я только хотел сказать, что он был честный человек, а ведь украл. Мне просто было жаль его. »

«Ну как, Астафий Иванович?»

«Это было около двух лет назад, сэр. Я был без места почти год, и как раз перед тем, как я потерял свое место, я познакомился с бедным потерянным существом. Мы познакомились в трактире. Он был пьяницей, бродягой, нищим, был в каком-то положении, но от пьянства потерял работу. Такой бездельник! Бог его знает, в чем он был одет! не уверен, если бы у него была рубашка под пальто: все, что попадется ему под руку, он пропьет… Но он был не ссориться, он был тихий малый, мягкий, добродушный малый. И никогда не просил, ему было стыдно, а ты сам видел, что бедняга хотел пить, и ты его терпела. Для меня было все едино. И какой он был человек, правда! Как собачонка, он ходил за мной, куда бы я ни пошла, там и он был, и все это после нашей первой встречи, и он был тонкий, как ниточка… Бумага!.. Сначала было «позвольте мне остаться на ночь»; ну, я позволил ему остаться.

«Я посмотрела и его паспорт, с мужчиной все было в порядке.

«Ну, на следующий день была та же история, а потом на третий день он снова пришел и просидел весь день в окне и остался на ночь . Ну, думаю, он ко мне пристает; накорми его, напои и приюти на ночь — вот и я, бедняк, да еще и прихлебатель на содержании! И прежде, чем он пришел ко мне, он ходил таким же путем к чиновнику; он привязался к нему; они всегда пили вместе; но он, по беде какой-то, спился в могиле. Моего человека звали Емельян Ильич. Я размышлял и размышлял, что мне с ним делать. Прогнать его мне было стыдно. мне было жаль его; такого жалкого богом забытого создания я никогда не видел. И ни слова не сказал; он не спрашивает, а просто сидит и смотрит тебе в глаза, как собака. Подумать только, до чего пьянство доводит человека!

«Я все спрашивал себя, как мне ему сказать: «Ты, должно быть, шевелишься, Емельянушка, тебе здесь нечего, ты не туда попал; я себе скоро не клюну, как Я, чтобы держать вас тоже?

«Я сидел и думал, что он сделает, когда я скажу ему это. И я как будто видел, как он будет смотреть на меня, если услышит, как я это скажу, как долго он будет сидеть и не понимать ни слова. А когда до него наконец дошло, как он встанет из окна, возьмет свой узелок, — я вижу теперь, платок в красную клетку, дырявый, с бог знает чем завернутым, который всегда был у него при себе, а потом как он поправит свой ветхий старый сюртук, чтобы он глядел прилично и согревал его, чтобы не было видно дыр, — он был человек нежных чувств! И как он открывал дверь и выходил со слезами на глазах. Ну нельзя же так человека разорить… Жалко его.

«А то опять, думаю, как я не в себе? Подожди, Емельянушка, говорю я себе, ты недолго пируешь со мною: скоро уеду, и тогда ты меня не найдешь

«Ну, сэр, наша семья переехала; а Александр Филимонович, барин мой (теперь покойный, упокой господи его душу), сказал: «Я вполне вами доволен, Астафий Иванович; когда мы вернемся из страны, мы снова возьмем вас. я был у них дворецким; он был хорошим джентльменом, но умер в том же году. Ну, а проводив его, я взял свои пожитки, те немногочисленные деньги, которые у меня были, и я подумал, что немного отдохну, поэтому я пошел к знакомой старушке и занял в ее комнате угол. В ней был свободен только один угол. Раньше она была медсестрой, так что теперь у нее была пенсия и собственная комната. Ну, а теперь прощай, Емельянушка, думаю, не найдешь ты меня теперь, мой мальчик.

«А вы как думаете-с? Я вышел к знакомому человеку, а когда вернулся вечером, то первым делом увидел Емельянушку! Вот он, сидит на моем ящике и на своем чеке узелок рядом с ним; он сидел в своем старом рваном пальто и ждал меня. И, чтобы скоротать время, он взял у старухи церковную книгу и держал ее изнанкой вверх. Он меня учуял! сердце упало. Ну, думаю, ничего не поделаешь — почему я его сначала не выгнала? Вот я и спросила его прямо: «Ты паспорт принес, Емельянушка?»

«Я сел на месте-с и стал думать: не будет ли мне очень хлопот с таким бродягой? И, подумав, казалось, что он не составит большого труда. Его надо кормить, я думал Ну, утром кусочек хлеба, а чтобы полегче, куплю ему луковицу, в полдень надо дать ему еще хлеба и луковицу, а вечером опять луковицу с кваса, да еще хлеба, если захочет.А если бы щи попадались, то мы оба были бы сыты.Я сам не большой едок, а пьющий человек, как известно, никогда не ест. ; он хочет только коньяка или зеленой водки. Он меня своим пьянством погубит, думал я, но тут другая мысль пришла мне в голову-с и крепко меня зацепила. прочь, я должен был бы чувствовать, что мне незачем жить, я верю… Я решился тут же быть ему отцом и опекуном. Я сохраню его от гибели, думал я, из стекла! Ты подожди немного, подумал я; хорошо, Емельянушка, оставайся, только ты прилично себя веди; вы должны подчиняться приказам.

«Ну, думаю я про себя, я начну с того, что приучу его к какому-нибудь делу, но не сразу; пусть он сначала развлечется, а я поищу и найду, на что ты годен , Емельянушка. Для всякой работы человеку нужны особенные способности, знаете-с. И я стал наблюдать за ним потихоньку; скоро я увидел, что Емельянушка был отчаянный характер. Я начал-с с совета: Я говорил ему то и это. «Емельянушка, — говорю, — ты бы одумался и исправился. Покончил с пьянством! Ты посмотри, в каком лохмотьях ты ходишь: этот твой старый сюртук, если можно, осмеливайтесь так сказать, годится только на сито. Красивое положение вещей! Емельянушка сидел и слушал меня, понурив голову. Вы поверите-с? Дошло с ним до того, что он от пьянства потерял язык и не мог сказать ни слова толкового. огурцы, а он насчет фасоли отвечал! Слушал, слушал меня, а потом так вздохнул. — О чем ты вздыхаешь, Емельян Ильич? — спросил я его.0008

«Да ничего, вы меня не возражаете, Астафий Иваныч. Вы знаете, что сегодня на улице подрались две бабы, Астафий Иваныч? Одна нечаянно опрокинула у другой корзину с клюквой».

«‘Ну и что из этого?’

«А второй нарочно опрокинул у другого клюкву и тоже растоптал ее ногами».

«Ну и что, Емельян Ильич?»

«Да ничего, Астафий Иванович, я только что упомянул».

«‘Ничего, я только что упомянул об этом!’ Емельянушка, мой мальчик, подумал я, ты просадил и пропил свои мозги!

«А знаете, барин на мостовую на Гороховой улице, нет, это была Садовая, уронил денежную бумажку. И мужик увидел и сказал: «Вот это счастье»; и в то же время другая человек увидел это и сказал: «Нет, это мне повезло. Я раньше тебя увидел.»

«Ну что, Емельян Ильич?

— «А мужики поругались из-за этого, Астафий Иваныч. Но подошел городовой, отобрал записку, отдал барину и грозился забрать обоих».

«»Ну, а что же? Что тут назидательного, Емельянушка?»

«Да ничего, если честно. Народ смеялся, Астафий Иванович.

«Ах, Емельянушка! Какое дело до людей? Ты душу за грош продал! А знаешь, что я тебе скажу, Емельян Ильич?»

«Что, Астафий Иванович?»

«Устройтесь на какую-нибудь работу, это то, что вы должны делать. В сотый раз говорю вам, возьмитесь за дело, пожалейте себя!»

«»За что бы я взялся, Астафий Иванович? Я не знаю, за какое дело бы взялся, и некому взять меня, Астафий Иванович».

«‘Вот так ты и завелся, Емельянушка, пьяница!’

«А вы знаете, Власа, официанта, вызывали сегодня в контору, Астафий Иванович?»

«»Зачем его послали, Емельянушка?» Я спросил.

«Не могу сказать, почему, Астафий Иваныч. Наверное, они хотели его там, поэтому и послали за ним».

«А-ах, подумал я, худо нам, бедный Емельянушка! Господь карает нас за наши грехи. Ну-с, что же делать с таким человеком?

«А ведь хитрый парень он был, и не ошибка. Он слушал и слушал меня, но в конце концов, я полагаю, ему это надоело. Как только он увидит, что я начинаю сердиться, он поднимет свое старое пальто и выскользнет, ​​не оставив и следа. Он бродил весь день и возвращался ночью пьяный. Откуда у него деньги, одному Богу известно; Я не приложил к этому руку.

— «Нет, — говорю, — Емельян Ильич, ты плохо кончишь. Бросай пить, смотри, что я теперь говорю, бросай! на лестнице, я вас не пущу!

«Услышав эту угрозу, Емельянушка тот день и следующий сидел дома; но на третьем он снова соскользнул. Я ждал и ждал; он не вернулся. Ну наконец-то я не против владеть, я испугалась, и мужчине тоже стало жалко. Что я ему сделал? Я думал. Я отпугнул его. Куда теперь делся бедняга? Он, может быть, потеряется. Господи помилуй нас!

«Наступила ночь, он не пришел. Утром я вышла на крыльцо, посмотрела, а не заснул ли он в крыльце! до мозга костей.

«Что дальше, Емельянушка, помилуй тебя Бог! Куда вы попадете в следующий раз!

(Продолжение…)


Отрывок из книги Белые ночи и другие истории автора ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ, Констанс Гарнетт, Сьюзан Л. РАТТИНЕР . Авторское право © 2008 Dover Publications, Inc.. Выдержка с разрешения Dover Publications, Inc..
Все права защищены. Никакая часть этого отрывка не может быть воспроизведена или перепечатана без письменного разрешения издателя.
Выдержки предоставляются Dial-A-Book Inc. исключительно для личного использования посетителями этого веб-сайта.

Белые ночи (2005) — IMDb

ВАША ОЦЕНКА

Четыре ночи в Санкт-Петербурге Достоевского 1847 года переносятся в Лос-Анджелес 21 века. В этот период самопровозглашенный мечтатель помогает молодой женщине в эмоциональном расстройстве. Четыре ночи в Санкт-Петербурге Достоевского 1847 года переносятся в Лос-Анджелес 21-го века. В этот период самопровозглашенный мечтатель помогает молодой женщине в эмоциональном расстройстве. Четыре ночи в Санкт-Петербурге Достоевского 1847 года переносятся в Лос-Анджелес 21-го века. В этот период самопровозглашенный сновидец помогает молодой женщине в эмоциональном расстройстве.

  • Director
    • Alain Silver
  • Writers
    • Fyodor Dostoevsky
    • Alain Silver
  • Stars
    • Jilon VanOver
    • Carlita Pena Herrera
    • Mike Faiola
  • See production, box office & информация о компании
  • Фото6

    Лучшие актеры

    Джилон ВанОвер

    • Натан (Мечтатель)
    • (как Джилон Гхай)

    Карлита Пенья Эррера

    • Natacha
    • (as Carlita Peñaherrera)

    Mike Faiola

    • The Lodger

    Chi Chi Navarro

    • Grandmother

    Nora Kirkpatrick

    • Sharon

    Tim Cowgill

    • Drunken Man

    Алайна Коррик

    • Женщина-гот

    Кристина Ромеро Моллисон

    • Сьюзан
    • (как Кристина Ромеро)

    Martin Gruber

    Lola Forsberg

    • Girl on the pier

    Adrienne Stout

    • Mother
    • (as Adrienne Stout-Coppola)

    Charles Schneider

    • Sketch Artist

    Steven Brown

    • Бездомный в розовом саду

    Венди Уоллер

    • Горничная

    Кристиан Сильвер

    • Кузина Филомена
    • Режиссер
      • Alain Silver
    • Писатели
      • Fyodor Dostoevsky (Story)
      • Alain Silver (Screenplay)
    • Alain Silver (Screenplay)
  • Alan Silver (Screenplay).

    Le Notti Bianche

    Четыре ночи мечтателя

    Игрок

    Белые ночи

    Белые ночи

    Странно влюбленные

    Белые ночи

    The Seducer

    From the House of the Dead

    The Postman’s White Nights

    White Nights

    Crime & Punishment

    Storyline

    Did you know

    • Connections

      Version of Le Notti Bianche (1957)

    Отзывы пользователей

    Будьте первым, кто оставит отзыв

    Самые популярные

    Войдите, чтобы оценить и просмотреть список для персональных рекомендаций

    Войти

    Подробнее

    • Country of origin
      • United States
    • Language
      • English
    • Also known as
      • Dostoevsky’s White Nights
    • Filming locations
      • Los Angeles, California, USA
    • Production companies
      • Pendragon Film
      • Untitled LLC
      • Plaster City Productions
    • См.
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *