Дорифор поликлет старший: Поликлет Старший. Великие скульпторы

Дорифор | это… Что такое Дорифор?

«Дорифо́р» (греч. δορυφόρος — «Копьеносец») — одна из самых знаменитых статуй античности, работа скульптора Поликлета, воплощающая т.н. Канон Поликлета, была создана в 450—440 гг. до н.э.

Содержание

  • 1 Статуя
    • 1.1 Канон Поликлета
    • 1.2 Параметры статуи
  • 2 Копии
  • 3 Ссылки

Статуя

У Дорифора сложная поза, отличная от статичной позы античных куросов. Он — ранний пример классического контрапоста, ведь его создатель Поликлет первый додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Кроме того, фигура кажется подвижной и оживленной, благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны (см. хиазм).

Канон Поликлета

Дорифор — это не изображение конкретного спортсмена-победителя, а иллюстрация канонов мужской фигуры.

Иногда эту статую так и называли — «Канон Поликлета», вслед за одноименным теоретическим трактатом его создателя. Поликлет выводил там цифровой закон идеальных пропорций человека. Эти пропорции находятся друг с другом в цифровом соотношении. Вдобавок, в нем воплощаются теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. Основы пифагореизма, этой числовой магии, которой придерживался Поликлет, тоже повлияли на пропорции Копьеносца.

«Уверяли даже, что Поликлет исполнил ее нарочно, для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью», писал современник.

Само сочинение «Канон» оказало большое влияние на европейскую культуру, несмотря на то, что от теоретического сочинения сохранилось всего два фрагмента, сведения о нем отрывочны, а математическая основа до сих пор окончательно не выведена.

Параметры статуи

Если пересчитать пропорции этого Идеального Мужчины для роста 178 см, размеры будут таковы:

объем шеи — 44 см,
груди — 119,
бицепса — 38,
талии — 92,
предплечья — 33,
запястья — 19,
пениса — 7,
ягодиц — 108,
бедра — 60,
колена — 40,
голени — 42,
лодыжки — 25,
ступни — 30 см.
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Копии

Оригинала не сохранилось. Существуют многочисленные копии, в том числе в Неаполе, Ватикане (Музей Кьярамонти), Мюнхене, Флоренции. (В мраморных копиях позади левой ноги сооружена подпорка, в бронзовом подлиннике не присутствовавшая).

Ссылки

  • Разбор пропорций Дорифора
  • Канон Поликлета в «Истории Античной Эстетики» Лосева

Поликлет Старший

Поликлет Старший

Вернутся к скульпторам


Поликле́т Ста́рший (Πολύκλειτος) — древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V века до нашей эры.

Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя, специализировался на изображении спортсменов, олимпийских победителей.
Как пишет Плиний, Поликлет первым додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. (Ранний пример классического контрапоста — Дорифор). Поликлет умел показывать человеческое тело в состоянии равновесия — его человеческая фигура в покое или медленном шаге кажется подвижной и оживленной благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны .
Самое знаменитое произведение Поликлета – созданный ок. 450–440 до н.э. Дорифор (Копьеносец).Именно в этом произведении воплощены представления Поликлета об идеальных пропорциях человеческого тела, находящихся друг с другом в числовом соотношении. Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли «каноном Поликлета», тем более что Каноном назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип асимметрии (правая сторона, т.
е. опорная нога и повисшая вдоль тела рука, статичны, но заряжены силой, левая, т.е. оставшаяся сзади нога и рука с копьем, нарушают покой, но несколько расслаблены), что оживляет ее и делает подвижной. Формы этой статуи предельно прояснены, они повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы. Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется одной седьмой, в то время как расстояние от глаз до подбородка равняется одной шестнадцатой, высота же лица – одной десятой всей фигуры.Поликлет прочно связан с пифагорейской традицией. От пифагорейцев же идет теория так называемого золотого деления (вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей). Если считать Поликлетова Дорифора выразителем его канона, то установлено, что весь его рост относится к расстоянию от пола до пупка, как это последнее расстояние – к расстоянию от пупка до макушки. Установлено, что если взять расстояние от пупка до макушки, то оно так относится к расстоянию от пупка до шеи, как это последнее – к расстоянию от шеи до макушки, и если взять расстояние от пупка до пяток, то золотое деление падет тут на коленки.
Тексты, приведенные выше по Поликлету, свидетельствуют о том, что пропорции мыслятся им не механически, а органически: они исходят из естественной симметрии живого человеческого тела и фиксируют в нем то, что является наиболее нормальным.Вдобавок, в трактате воплощаются теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. Дорифор — ранний пример классического контрапоста (Контрапост — (от итальянского contrapposto — противоположность) в изобразительном искусстве прием изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части (например, верхняя часть корпуса показана в повороте, нижняя — фронтально). Динамизирует ритм фигуры, позволяет передать ее движение или напряжение не нарушая общего равновесия форм, усиливает трехмерность изображения).Иногда эту статую так и называли — «Канон Поликлета», вслед за теоретическим трактатом его создателя.»Уверяли даже, что Поликлет исполнил ее нарочно, для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью».
И действительно, Канон Поликлета оказал большое влияние на европейскую культуру, не смотря на то, что от теоретического сочинения сохранилось всего два фрагмента, сведения о нем отрывочны, а математическая основа до сих пор окончательно не выведена.



Поблагодарить или же выразить свое недовольство можно в гостевой книге на главной странице оставить отзыв о странице

Сайт управляется системой uCoz

Polykleitos, Doryphoros (Копьеносец) – Smarthistory

Для древних греков человеческое тело было совершенным. Исследуйте этот пример математического источника идеальной красоты.

 

Поликлет,  Дорифор (Копьеносец) , классический период, римская мраморная копия с греческого бронзового оригинала ок. 450-440 гг. до н.э. (Национальный археологический музей, Неаполь)


Римские копии древнегреческого искусства

Когда мы изучаем древнегреческое искусство, очень часто мы действительно смотрим на древнеримское искусство или, по крайней мере, на их копии древнегреческой скульптуры ( или картины и архитектура в этом отношении).

Практически каждый римлянин хотел древнегреческого искусства. Для римлян греческая культура символизировала желаемый образ жизни — досуг, искусство, роскошь и обучение.

Поликлет, Дорифор ( Копьеносец ) или Канон , римская мраморная копия греческой бронзы, ок. 450–440 гг. до н. э. (Национальный археологический музей, Неаполь; фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)

Популярность древнегреческого искусства для римлян

Греческое искусство стало популярным, когда римские полководцы начали завоевывать греческие города ( начиная с 211 г. до н. э.), и с триумфом вернулся в Рим не с обычной добычей золотых и серебряных монет, а с произведениями искусства. Эта работа настолько впечатлила римскую элиту, что были созданы студии, чтобы удовлетворить растущий спрос на копии, предназначенные для вилл богатых римлян. Doryphoros был одной из самых популярных и копируемых греческих скульптур.

Пример оригинальной греческой бронзовой скульптуры, Antikythera Youth , 340–330 гг. до н. э., бронза, высота 1,96 м (Национальный археологический музей, Афины, фото: Steven Zucker, CC BY-NC-SA 2.0)

Бронза против мрамора

По большей части греки создавали свои отдельно стоящие скульптуры из бронзы, но поскольку бронза ценна и может быть переплавлена ​​и использована повторно, скульптуры часто переделывали в оружие. Вот почему сохранилось так мало древнегреческих бронзовых оригиналов и почему нам часто приходится смотреть на древнеримские копии из мрамора (разного качества), чтобы попытаться понять, чего достигли греки.

Фрагмент руки, где когда-то держали бронзовое копье, Поликлейт, Дорифор ( Копьеносец ) или Канон , римская мраморная копия греческой бронзы, ок. 450–440 гг. до н. э. (Национальный археологический музей, Неаполь; фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)

Почему скульптуры часто бывают незавершенными или реконструированными

Что еще хуже, римские мраморные скульптуры были часто мы находим только фрагменты скульптуры, которые нужно собрать заново. По этой причине вы часто будете видеть, что скульптуры в музеях включают в себя руку или кисть, которые являются современными воссозданиями, или что древние скульптуры просто выставлены незавершенными.

Дорифор (Копьеносец) в Неаполитанском музее (изображение вверху) представляет собой римскую копию утерянного греческого оригинала, который, как мы думаем, был найден почти неповрежденным в провинциальном римском городе Помпеи. *

Канон

Идея канона, стандарта красоты, разработанного для художников, не была новой для древних греков. Древние египтяне также разработали канон. Столетия спустя, в эпоху Возрождения, Леонардо да Винчи исследовал идеальные пропорции человеческого тела с помощью своих Витрувианский человек .

Идею Поликлета об отношении красоты к соотношению позднее обобщил Гален, писавший во втором веке: палец, и всех пальцев на ладонь и запястье, и этих на предплечье, и предплечья на плечо, и всех других частей друг к другу.

* Последние исследования предполагают, что Скульптура Дорифор в музее Неаполя, возможно, не была найдена в Палестре в Помпеях. См. Warren G. Moon, ed., Polykleitos, The Doryphoros and Tradition , University of Wisconsin Press, 1995.

 


Изображения Smarthistory для преподавания и обучения:

Другие изображения Smarthistory…

Цитируйте эту страницу как: Д-р Бет Харрис и д-р Стивен Цукер, «Polykleitos,  Doryphoros (Spear-Bearer) », в Smarthistory , 8 августа 2015 г., по состоянию на 20 февраля 2023 г., https://smarthistory.org/polykleitos-doryphoros-spear-bearer/. Археологический музей Неаполя — Помпейи и Геркуланум Тур с археологом

Опубликовался Byaskos Tours

Опубликовано «Напористые» 9003

Теги: 440 Bc, Achilles, DAPLES, DAPLES, DAPLES, DAPLES, DAPLES, DAPLES, DAPLES, DAPLES, DAPLES, DAPLES, DAPLES, DAPLES, DASPLES, DAPLES, DAPLES, DAPLES, DAPLES, DAPLES, DAPLES, DASPLES, Напоризированный. , Естествознание (Плиний), Плиний Старший, Помпеи, Статуя

Статуя копьеносца. Эта статуя находится в Археологическом музее Неаполя и является одной из лучших копий, дошедших до нас из истории. T

Оригинальная статуя была выполнена из бронзы Polykleitos около 440 г. до н.э. с целью представить идеал гармонии греческого человека, kalòs Kai agathos (физически красивый и умный).

Красота тела, рожденная точной пропорцией всех его частей.
Идеальная анатомия фигуры соответствует ритму между напряжением и сгибанием мышц, что придает форму, напоминающую букву X, букву chi на греческом языке.

Эта мраморная копия была найдена в Помпеях в Самнитском спортзале, здании, построенном во втором веке до нашей эры. Это здание, вероятно, было резиденцией молодежных ассоциаций, в которых признавались героические качества мифических персонажей, таких как Ахиллес.

Плиний писал: «..o когда-то статуи были одеты в тогу, но потом понравилась обнаженная статуя, ведущая копье, напоминающая ту из эфебов, находящихся в гимназиях, называемых Ахилеями

…» (Плиний, Naturalis Historia, 34,10,84)

Копье, вероятно, было дротиком под названием akontion.

Соревнования по метанию копья выглядели как военные упражнения и охота.

Эта скульптура, кажется, олицетворяет идеальную мужскую человеческую форму. Все части тела кажутся идеально пропорциональными, а мышцы прекрасно очерчены, как будто это изображение спортсмена. Образ молодой со спокойной манерой поведения. Отсутствующее правое предплечье выглядит так, как будто раньше оно лежало сбоку от него, а левый локоть, вероятно, находился в положении 9. Угол 0 градусов, рука что-то держит. Небольшой изгиб левой ноги создает впечатление движения, как будто изображение застыло при ходьбе. Противовесная поза придает «мужчине» благородный вид. Дорифор, Археологический музей Неаполя, из Палестра Саннитика, Помпеи

————————————————

Для вашего тур:

[email protected]

тел. +39 3284134719

Skype: Archeoemy

Нравится:

Нравится Загрузка…

ОпубликованоAskos Tours Опубликовано вБез рубрикиМетки:440 г. до н.э., Ахиллес, Дорифор, Музей Неаполя, Неаполь, Естествознание (Плиний), Плиний Старший, Помпеи, Статуя

«Аскос Турс, специализирующаяся на археологических и арт-турах, стремится воплотить в жизнь культурное богатство Италии в проницательной и увлекательной форме. Помимо поездок по Неаполю — шумной и атмосферной столице Кампании — Askos Tours также может организовать различные путешествия для посетителей, желающих оставить незабываемые итальянские воспоминания, с особым опытом в Помпеях, Геркулануме, Амальфи, Сорренто, Капри, Позитано, Рим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *