Донателло биография и творчество: Донателло – биография, фото, личная жизнь, скульптуры, творчество

Содержание

Донателло — биография Донателло, самые известные произведения скульптора, периоды и суть творчества, портрет

  • Биография Донателло
  • Самые знаменитые произведения Донателло

Донателло (Donatello; родился в 1386 году — умер в 1466 году) — величайший итальянский скульптор XV века, выдающийся мастер изобразительного искусства эпохи Раннего Возрождения. Творческое наследие Донателло включает групповые и индивидуальные скульптурные композиции, бюсты, барельефы, надгробия и конные статуи. Наряду с классическими шедеврами гениальный ваятель также создавал глубоко реалистические скульптурные образы.

Донателло, как и подобает великому художнику, мастерски работал с различными материалами. До наших дней сохранились многочисленные произведения скульптора из бронзы, дерева и натурального камня.

Биография Донателло

Донателло (настоящее имя — Донато ди Никколо ди Бетто Барди) появился на свет во Флоренции приблизительно в 1386 году в семье зажиточного местного ремесленника — чесальщика шерсти.

Точная дата рождения мастера неизвестна, не сохранилось никаких сведений и о раннем детстве будущего гения.

Азам изобразительного искусства Донателло изначально учился в мастерской Лоренцо ди Биччи (Lorenzo di Bicci), а позже у другого флорентийского художника — Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti). Последний также обучил молодого скульптора тонкостям бронзового литья.

В 1404-1407 годах Донателло вместе со своим товарищем Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi) отправился в Рим, чтобы поближе познакомиться со скульптурными работами античных мастеров. Во время пребывания в Вечном городе друзья увлеклись археологическими раскопками.

По возвращении из Рима Донателло на первых порах продолжил трудиться в мастерской Лоренцо Гиберти и помог своему учителю закончить несколько скульптурных проектов. В 1408 году молодой художник создал свое первое самостоятельное произведение — мраморную статую Давида. В ней еще отчетливо просматриваются античные традиции скульптурного искусства.

Следующая работа молодого ваятеля — «Святой Иоанн Богослов» принесла ему широкую известность. Именно после ее создания во Флоренции заговорили о появлении нового талантливого скульптора. Донателло становится востребованным, ему поступают многочисленные заказы на художественное оформление церквей и соборов, изготовление погребальных памятников и барельефов.

Первый флорентийский период творчества мастера продлился более 35 лет, а его вершиной стало создание знаменитого бронзового Давида в 1432 году. Художник изваял очень смелое для той эпохи произведение с изображением голого тела библейского героя.

В 1444 году Донателло пригласили в Падую для создания величественного памятника Гаттамелате. Этот шедевр на несколько столетий стал образцом идеальной конной скульптурной композиции. Жители Падуи не хотели отпускать назад великого мастера и постоянно предлагали ему щедрые заказы. В этом городе Донателло прожил следующие 12 лет.

В 1456 году 70-летний метр вернулся в родную Флоренцию. До глубокой старости он работал в своей мастерской, но шедевры последней декады жизни ваятеля полны скорби и трагизма.

13 декабря 1466 года, будучи в весьма преклонном возрасте, Донателло умер и был похоронен в храме Сан-Лоренцо. Фасад этой церкви и сегодня украшен многочисленными работами гениального флорентийского мастера эпохи Ренессанса.

Самые знаменитые произведения Донателло

Наиболее известные работы Донателло по праву считаются шедеврами мировой скульптуры. Большинство из них находится во Флоренции, на родине великого гения. Среди них особо выделяются:

  • «Святой Иоанн Богослов» (1411) — первая скульптура эпохи Возрождения, созданная в реалистическом стиле. Эта работа прославила молодого художника и явила миру нового гения.
  • «Давид» (1432) — гениальный шедевр мастера, его лучшее произведение по мнению большинства искусствоведов. Донателло впервые со времен античности изобразил обнаженную натуру в свободной позе.
  • «Конная статуя Гаттамелаты» (1450) — памятник, ставший на многие столетия образцом для создания скульптурных изображений властителей верхом на коне по всей Европе.
  • «Юдифь и Олоферн» (1455) — выразительная работа позднего периода творчества мастера. Гениальное воплощение женского мужества, храбрости и веры в Бога.

Донателло оставил после себя человечеству множество великолепных скульптурных работ и оказал огромное влияние на развитие мирового искусства.

Портал Very Important Lot предоставляет возможность всем желающим принять участие в аукционах и приобрести уникальные антикварные скульптуры. На сайте также можно недорого купить скульптуры современных художников напрямую у автора.

    • Добавить фото

    Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий

    Больше новостей

    Орден Святой Анны и степени наградного знака Михаил Ларионов — основатель стиля лучизм: биография, творчество, лучшие картины художника Вечер на Украине Архипа Куинджи — наполненная теплом, романтическая баллада о погружённом в негу южном селении Картина «Скрипка» Пабло Пикассо — живописный шедевр о музыке Картину Коровина «Веранда» купили на аукционе за полмиллиона евро Юрий Анненков: биография, творчество, лучшие картины русского художника Картина «Явление Христа народу» Александра Андреевича Иванова — главное дело жизни и финальный аккорд творческого пути гениального художника Монотипия — старинная техника печати единичных оттисков: техника, виды и история Картина «Сатурн, пожирающий своего сына» Франциско Гойи — жуткий шедевр на основе древнего мифа Прецизионизм — сугубо американский вариант искусства на основе смеси кубизма и футуризма

    Донателло — биография, личная жизнь, фото

    Донателло, полное имя – Донато ди Никколо ди Бетто Барди (ок. 1386-1466) – итальянский скульптор эпохи Возрождения, родоначальник индивидуализированного скульптурного портрета.

    В биографии Донателло есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

    Итак, перед вами краткая биография Донато ди Никколо ди Бетто Барди.

    Биография Донателло

    Донателло появился на свет ок. 1386 года во Флоренции. Он рос и воспитывался в семье состоятельного чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. Когда будущему скульптору было около 14 лет не стало его отца.

    В результате, Донателло пришлось самостоятельно содержать себя. В данный период биографии он начал обучаться в мастерской художника и скульптора Биччи ди Лоренцо. Стоит отметить, что юноше покровительствовал богатый банкир Мартелли.

    Под предводительством Лоренцо Донателло овладел техникой бронзового литья. В 1404 г. он отправился в Рим, чтобы окончить свое художественное образование. Здесь его наставником был Лоренцо Гиберти. В числе первых работ парня был горельеф изображающий Благовещение.

    К слову, под горельефом следует подразумевать разновидность скульптурного выпуклого рельефа, где изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема изображаемых частей.

    Творчество

    В последующие годы биографии Донателло продолжал совершенствовать свою технику, находясь в поисках новых скульптурных решений. Вскоре он стал брать заказы от городских властей, на создание барельефов и скульптур, предназначенных для разных административных и религиозных зданий.

    В 1415-1416 гг. мастер трудился над скульптурой святого Георгия-Победоносца, предназначенной для церкви Орсанмикеле. Как правило, данного персонажа изображали на коне и с копьем, которым он пронзал дракона.

    «Георгий-Победоносец»

    Однако Донателло показал Георгия в другом образе, которому были присущи черты реализма. Статуя имела изящные пропорции тела, которые наглядно демонстрировали красоту мужского силуэта. Его Георгий-Победоносец, опирающийся на щит и смотрящий в даль, был молод, привлекателен, спокоен и уверен в собственном превосходстве.

    В период биографии 1416-1432 гг. скульптор продолжал брать заказы от местных властей на создание статуй библейских святых. В его ранних работах прослеживались позднеготические веяния, однако позже он стал все чаще прибегать к реализму античности и позднего Возрождения.

    Мраморные скульптуры Донателло стали все больше похожи на реальных людей. Им были присущи портретность, пластика, природная грация и индивидуальность. В скором времени он совместно с архитектором Бартоломмео ди Микелоццо начал создавать надгробие для гробницы папы Иоанна XXIII.

    В результате, Донателло и Микелоццо создали образец оформления подобных памятников, которого в дальнейшем придерживались другие мастера. Стоит заметить, что Донателло стал автором лежащей фигура Иоанна XXIII, тогда как над гробницей трудился Микелоццо.

    В 1420-е годы Донателло нередко обращался к технике бронзового литья, представив несколько шедевров, положивших начало целому направлению в скульпторе в период Возрождения. Пиком его творчества в данном виде техники считается отлитая им в 1430-1432 гг.

    вторая статуя Давида.

    Давид, одержавший победу над Голиафом, был представлен Донателло в обнаженном виде. Одна его нога стояла на земле, а вторая на голове побежденного великана. Ключевая особенность этой работы состояла в том, что статуя Давида была рассчитана для кругового обзора, чего не было со времен античного мира.

    В середине 1440-х годов Донателло обосновался в Падуе. Здесь он продолжал создавать скульптурные портреты, конные статуи и барельефы для соборов. Падуанский период считается пиком расцвета в авторском творчестве мастера.

    «Статуя Давида»

    Отдельного внимания заслуживают портретные бюсты Донателло, который буквально воскресил этот скульптурный жанр. Ему удавалось крайне точно изображать настроения и характер своих персонажей. Помимо этого, он умел с поразительным умением передавать духовную сторону своих героев.

    Пытаясь придать изображениям реалистичность, Донателло уделял большое внимание объему и детализации переднего плана. Придание глубины своим работам он осуществлял посредством архитектурного приема, объединяя линии в единую точку на «горизонте».

    Среди последних произведений Донателло выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн» (1456) и статуя Марии Магдалины, которая была представлена им в образе пожилой и изможденной женщины, с запавшими глазами и грустным лицом.

    Личная жизнь

    О личной биографии Донателло фактически ничего не известно. Возможно он был настолько поглощен работой, что не видел себя в качестве семейного человека.

    Смерть

    Начиная с 1453 г. скульптор проживал в родной Флоренции и, очевидно, серьезно болел. Тем не менее, он трудился до конца своих дней. Донателло умер в 1466 году и был похоронен с большими почестями.

    Фото Донателло

    Статуя Донателло «Мария Магдалина»Надгробие для гробницы папы Иоанна XXIII, созданное Донателло

    Если вам понравилась краткая биография Донателло – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

    Понравился пост? Нажми любую кнопку:

    Скульптуры Донателло, биография, идеи | TheArtStory

    Краткое изложение Донателло

    Донателло станет известен как самый важный скульптор, реанимировавший классическую скульптуру из ее гробницы в древности, благодаря обновленному стилю, отошедшему от плоской иконографии готического периода. Он проложил путь, представив новую эстетику в соответствии с процветавшим в то время движением к ренессансному гуманизму — движению, которое подчеркивало отход от средневековой схоластики и способствовало глубокому погружению в гуманитарные науки, в результате чего искусство больше не было сосредоточено исключительно на светской сфере религии, но исследовал место человека в природе. Характерные реалистичные и очень эмоциональные работы Донателло сделали его одним из самых влиятельных художников 15–9 лет.Италия 0005-го -го века и один из первых прародителей итальянского Возрождения.

    Удалить рекламу

    Достижения

    • На творчество Донателло большое влияние оказало возрождение интереса к естественным наукам, математике и архитектуре во Флоренции. Это включало использование одноточечной перспективы для создания нового вида барельефа для архитектурных работ и точную анатомическую правильность его фигур.
    • Фигура была центральной точкой мастерства художника, и он был фактически первым, кто повторно представил скульптуру обнаженной натуры. Добавляя реалистичные пропорции, эмоциональность и выразительность своим предметам, будь то мифические, исторические или обычные люди, он создавал работы, которые передавали подлинную реальность по сравнению с идеализированными образами прошлого.
    • Донателло был плодовитым мастером многих материалов, включая камень, бронзу, дерево, лепнину, глину и воск. Он первым из современных художников проиллюстрировал искусство скульптуры. Его универсальность и изобретательность заложили основу для многих будущих скульпторов, стремящихся открыть новые возможности в материальности.

    Убрать рекламу

    Жизнь Донателло

    Яростно восклицая «Говори, черт тебя подери, говори!» пока он лепил, Донателло создал Пророк Аввакум (1423-25). Знаменитый своим радикальным реализмом, шедевр раннего Возрождения также стал прообразом более поздних движений.

    Читать полную биографию

    Читать художественное наследие

    Важное искусство Донателло

    Развитие искусства

    1408-15

    Святой Иоанн Богослов

    Точная дата этой ранней работы Донателло неизвестна между 18, но4 -1415 художник работал над этой масштабной мраморной фигуративной скульптурой, изображающей святого Иоанна Богослова. Обычно изображаемый молодым человеком, Донателло решил изобразить апостола как стареющего пророка, держащего в руках Библию, что было отходом от легенды к более гуманному изображению. В то время как верхняя половина скульптуры по-прежнему представляет собой идеализированную точку зрения, выражение лица субъекта тщательно продумано, а скульптура ног и рук указывает на более реалистичную фигуру. Донателло обращает внимание на анатомию ног святого, даже несмотря на то, что они скрыты под его одеждой, демонстрируя новую озабоченность изображением тела с точностью и натурализмом. Работа была выставлена ​​в нише на фасаде собора Дуомо во Флоренции, проекта, который объединил работы некоторых из самых известных художников города на протяжении двух столетий.

    Эта скульптура считается важным шагом в сторону от готического стиля, преобладавшего в то время во флорентийском (и европейском) искусстве. Более того, Донателло демонстрирует новое понимание требований перспективы, компенсируя тот факт, что зрители будут видеть скульптуру снизу и тем самым делая тело непропорционально длиннее ног. Как указывает куратор и историк искусства Даниэль М. Золли, Донателло знал, что основание скульптуры будет установлено примерно на четыре фута выше человеческого роста: «Мало того, что пропорции Джона гораздо ближе к природе, если смотреть под этим углом, но и его присутствие гораздо более грозно: ткань его одежды тяжело свисает с каркаса его тела, и вся композиция организуется в устойчивую пирамиду».

    Мрамор — Museo dell’Opera del Duomo, Флоренция

    1415-17

    Святой Георгий

    Донателло получил заказ от гильдии мастеров меча и оружейников, чтобы вырезать эту скульптуру их святого покровителя Святого Георгия для ниши снаружи церкви Орсанмикеле во Флоренции. Работа представляет собой изображение святого в натуральную величину, стоящего на мраморной панели, вырезанной для иллюстрации знаменитого мифического момента, когда Георгий убил дракона. Хотя работа должна была отразить флорентийский дух стойкости против всех противников, дотошная передача Донателло эмоциональности лица также выдает отчетливую уязвимость и мягкость. Этот опыт в изображении эмоций, который также виден в его конной статуе кондотьера Эразмо да Нарни, был фирменной техникой художника по очеловечиванию предметов, которые традиционно представлялись в более идеализированной форме.

    Работа знаменует собой важный момент в развитии скульптуры, поскольку Донателло вернул идеалы классической скульптуры и соединил их с новым реализмом, смело отойдя от прежнего готического маньеризма. Мраморная панель у основания также сама по себе является важным произведением искусства. Это ключевой ранний пример барельефа, выполненного с использованием принципов линейной перспективы, которые в то время проникали в живопись. Переход от эмпирической перспективы к линейной — одно из ключевых открытий, способствовавших развитию искусства эпохи Возрождения. Донателло был знаком с экспериментами с перспективой, проведенными его другом Брунеллески, и его мастерство заключалось в том, чтобы применить их к сложной технике барельефной резьбы.

    Мрамор — Национальный музей Барджелло, Флоренция

    c. 1433

    Бюст Никколо да Уззано

    Никколо да Уззано был важной фигурой во флорентийской политике в первые десятилетия 15-го века, который действовал как уважаемая фигура-посредник между могущественными соперничающими семьями города. Донателло изготовил бюст (хотя его авторство иногда оспаривается) вскоре после смерти Уззано в 1433 году. Это был первый полубюст частного лица, созданный с античных времен.

    Использование Донателло тщательно вылепленной терракотовой глины, необычное выражение лица и выбор полихромной краски позволяют предположить, что это был задуманный как точный портрет человека, а не идеализированный образ, представляющий абстрактную концепцию лидерства или добродетели. Ремесло Донателло подчеркивает человечность и индивидуальность Уццано таким образом, которого раньше не видели и не считали заслуживающим доверия в искусстве. Тем не менее, наряду с гуманистическим движением во Флоренции в то время художники переходили к более аутентичному изображению людей, будь то члены королевской семьи или плебеи, которые подчеркивали подлинное выражение.

    Эксперт по флорентийскому ренессансу Ирвинг Лавин утверждает, что представление фигуры в виде полубюста является ключом к ее силе и подчеркивает революционный подход Донателло. Обрезая фигуру у бюста и избегая традиционного представления на сложном постаменте, Донателло предполагает, что это настоящий портрет и миметическое изображение реального человеческого существа: «Произвольная ампутация определенно предполагает, что то, что видно, является частью бюст Ренессанса, сосредотачивающийся на верхней части тела, но преднамеренно подчеркивающий, что это всего лишь фрагмент, вызывает в воображении целостного человека — ту совокупность физических и психологических характеристик, которые составляют «цельный человек».

    Расписная терракота — Национальный музей Барджелло, Флоренция

    1433-39

    Кантория

    В начале 1430-х годов друг и коллега Донателло Брунеллески заканчивал свой амбициозный проект купола Флорентийского собора. Опера дель Дуомо, отвечавшая за украшение и обслуживание здания, обратила внимание на внутреннее убранство. Они поручили Луке делла Роббиа спроектировать один из внутренних органных лофтов, а затем, в 1433 году, когда Донателло вернулся из Рима, они немедленно поручили ему другой.

    Проект Донателло сильно отличался от проекта делла Роббиа. В то время как делла Роббиа разделил панели кантории на отдельные сцены, иллюстрирующие разные стихи 150-го псалма, Донателло состоял из непрерывного повествования, которое обтекало три видимые стороны чердака. Это привело к ощущению анимации и движения для зрителя. Что также сделало его работы новаторскими, так это то, что они были вдохновлены классическими фризами и древними саркофагами, с которыми он столкнулся в Риме.

    Работа также отражает мастерство Донателло в скульптуре и его фирменные приемы, разработанные для манипулирования зрительным восприятием. Как отмечает историк искусства Тимоти Вердон, «в дизайне скульптора тщательно учитывался основной источник света его кантории: всего в нескольких футах от работы находилась группа факелов и свечей, тщательно упорядоченных на архитраве». Вместо того, чтобы отполировать мрамор до обычного блеска, Донателло оставил части шероховатыми, чтобы при попадании света свечи, идущей снизу, различные тени, текстуры и точки свечения добавляли еще один элемент в общую композицию. Интересно, что Донателло приложил столько усилий к материалу мрамора в этой работе, поскольку это был последний крупный заказ, который он выполнил в этой технике.

    Мрамор — Museo dell’Opera del Duomo, Флоренция

    1440-43

    Давид

    Эта маленькая, но изысканная бронза — одна из самых известных работ Донателло. Это пятифутовая отдельно стоящая бронзовая скульптура Давида из классической истории «Давид и Голиаф». Он стоит в contrapposto , традиционной классической стойке, когда на одну ногу приходится больше веса, чем на другую. Вместо того, чтобы изображаться как могущественный мужчина, он представлен как молодой обнаженный мальчик в необычной шляпе, увитой лаврами (мотив победы), и в паре искусно позолоченных сапог. Эта нетрадиционная компоновка в сочетании с длинными волосами, тонкими чертами лица и стройной фигурой делают работу вызывающей, кокетливой и женственной. Еще один странный фактор заключается в том, что одно крыло шлема Голиафа значительно длиннее другого и направлено вверх от ноги фигуры к паху. Работа была ключевой точкой соприкосновения для споров о сексуальности Донателло.

    Помимо этих предположений, Давид Донателло важен как с технической точки зрения, так и с точки зрения обработки художником своего предмета. Это была первая отдельно стоящая скульптура обнаженного мужчины, созданная с древних времен и вызывающая споры для неязыческой библейской фигуры. Помимо смелого повторного введения обнаженной натуры в искусство, искусствовед доктор Бет Харриет также указала на этот период раннего Возрождения: «скульптурные фигуры, наконец, отделились от архитектуры и снова стали независимыми, как это было в Древней Греции и Риме. … И поскольку он стоит отдельно, он более человечен, более реален. Кажется, он может двигаться в мире, и, конечно же, contrapposto делает то же самое. Легко представить эту фигуру в саду дворца Медичи, окруженную античными греческими и римскими скульптурами, которые они также собирали».

    Бронза — Музей Барджелло, Флоренция

    c.1455

    Кающаяся Магдалина

    Изображение Донателло Марии Магдалины в натуральную величину, блуждающей по пустыне в раскаянии, является одной из его самых трогательных работ. художник был беспрецедентным. Как и многие его работы, Донателло отклонился от легенд и предвзятых представлений о своем предмете и изобразил Магдалину как старую, голодающую женщину, а не как более обычную молодую и красивую обнаженную, вскормленную ангелами. ее собственные волосы или власяница, подчеркивая ее полный отказ от прежней жизни проститутки.Хотя историк искусства Бесс Брэдфилд указывает , «Обнаженная плоть святого столь же обнажена, сколь и скрыта этими волосами…»

    В этой работе Донателло подчеркивает человечность библейских персонажей, представляя Марию Магдалину как фигуру, достойную сожаления и восхищения на человеческом уровне, а также боготворения на уровне святости. Использование дерева демонстрирует мастерство Донателло в работе с разными материалами, и в этом ошеломляющем выборе текстура дерева помогает создать агонизирующую текстуру кожи святого. Работа также была раскрашена, что добавило беспрецедентный уровень детализации и реализма, особенно в белках глаз и зрачках.

    Биограф 16 -го -го века Джорджио Вазари видел эту работу, когда она находилась в баптистерии Флоренции, и он прокомментировал: «Можно увидеть статую, сделанную собственноручно Донателло, деревянную Святую Марию Магдалину в Раскаянии, которая очень красива и хорошо казнен, ибо она исчахла от поста и воздержания до такой степени, что каждая часть ее тела отражает совершенное и полное понимание человеческой анатомии».

    Окрашенное дерево — Museo dell’Opera del Duomo, Флоренция


    Удалить рекламу

    Биография Донателло

    Детство

    Принято считать, что Донато ди Никколо ди Бетто Барди (более известный как Донателло) родился в 1386 году во Флоренции в семье Никколо ди Бетто Барди. Однако дата является предположительной, основанной на декларации о доходах, представленной художником в 1433 году, в которой указано, что ему 47 лет. Детское образование он получил в доме семьи Мартелли, одной из самых богатых семей Флоренции.

    Отец Донателло состоял в шерстяной гильдии Arte della Lana, которая была одной из семи крупных гильдий в 14 век Флоренция. Система управления Флоренции была номинально демократической, а гильдии играли важную роль в управлении городом. Штаб-квартира гильдии находилась в Палаццо дель Арте делла Лана, который был соединен галереей с церковью Орсанмикеле, бывшей рыночной площадью, превращение которой в церковь было оплачено гильдиями города. Внешнее украшение церкви позже станет одним из самых важных заказов Донателло.

    Раннее обучение и работа

    Как и другие флорентийские скульпторы, такие как Лоренцо Гиберти и Бенвенуто Челлини, Донателло получил свое раннее художественное образование в мастерской ювелира. Его первое крупное признание в качестве художника произошло, когда он участвовал в знаменитом конкурсе 1401 года на дизайн дверей баптистерия во Флоренции. После этого он некоторое время работал в мастерской Гиберти, победителя конкурса дверей баптистерия, чья влиятельная мастерская обеспечила обучение ряда молодых художников.

    С 1402 по 1404 год Донателло учился у своего друга и коллеги Брунеллески. По словам биографа Брунеллески Антонио Манетти (написавшего свой отчет при жизни обоих художников), пара отправилась в Рим, где раскопала и изучила древние руины. Это время положило начало гуманистическому движению во Флоренции, которое отдавало предпочтение классическому искусству Древней Греции и Рима, а не жесткому и формальному стилю средневековья и готики. Донателло и Брунеллески были первыми, кто систематически изучал древние руины в поисках вдохновения. Донателло финансировал это время художественных изысканий, работая ювелиром.

    В своем влиятельном отчете о Флоренции эпохи Возрождения, Жизни художников (1550), Джорджо Вазари особо подчеркивает дружбу между Брунеллески и Донателло. Хотя некоторые историки теперь сомневаются в атрибуции дат, Вазари рассказывает историю о том, как Донателло вырезал деревянное распятие для церкви Санта-Кроче (теперь датируемой 1412–1413 годами). Реалистичная и трогательная работа изображала Христа как реальную, а не идеализированную фигуру, с эмоциональностью и экспрессией, прямо противоречащей обычной плоской иконографии того времени. Это было революционно и стало ключевой характеристикой художников раннего Возрождения. Это побудило Брунеллески сказать, что Донателло вырезал крестьянина. Пытаясь добиться большего, он вырезал свое собственное деревянное распятие (теперь датированное примерно 1410 годом) и пригласил Донателло на ужин, небрежно оставив свою работу выставленной «в хорошем свете». Когда Донателло вошел, он уронил еду, которую нес, из-за чего Брунеллески спросил: «О чем ты, Донателло? Как мы будем обедать, когда ты уронил все вещи?» — С меня, — сказал Донателло, — довольно. Если хочешь, бери. Тебе дано делать христов, а мне мужиков.

    Удалить рекламу

    Первое четкое историческое упоминание о Донателло встречается в 1406 году, когда он получил плату за скульптурное произведение. Между 1406 и 1408 годами Донателло также помогал Гиберти со статуями для северной двери Флорентийского баптистерия. Затем ему было поручено выполнить крупномасштабную фигуру Святого Иоанна Богослова , над которой он работал между 1409 и 1411 годами, работу, которая значительно ознаменовала переход в искусстве от поздней готики к раннему Возрождению.

    После успеха этой работы Донателло стал получать более значительные заказы, в том числе две важные скульптуры для церкви гильдии Орсанмикеле, которые были отмечены в его детстве. Он стал известен как первый скульптор этого периода, использовавший новые концепции и техники, заимствованные из периода раннего Возрождения, когда математика, наука и архитектура влились в искусство, в том числе одноточечная перспектива, анатомическая точность, и даже создал фирменную форму базилика. рельеф для его резьбы, чтобы подчеркнуть глубину и трехмерность. Он также сотрудничал с другими художниками, в том числе с Микелоццо, с которым он работал над надгробным памятником, снова в баптистерии Флоренции.

    Зрелый период

    Около 14:30 Донателло оказался под покровительством Козимо Медичи, главы самой могущественной семьи Флоренции, известной как великий покровитель искусств. Козимо поручил художнику изготовить бронзовую скульптуру Давида (символическая фигура города Флоренции), в результате чего появилась первая отдельно стоящая обнаженная статуя, сделанная с античных времен.

    Некоторые критики предположили, что из-за предполагаемых гомоэротических элементов в 9 Донателло0025 Дэвид , что сам Донателло мог быть геем. О личной жизни Донателло известно очень мало, но он никогда не был женат и не имел детей. Анекдоты, приписываемые Анджело Полициано в 1480 году, через некоторое время после смерти Донателло, предполагают, что Донателло эротизировал отношения со своими учениками, утверждая, что он нанимал только красивых молодых людей и «запятнал» их, чтобы они никому не были нужны.

    В 1433 году Козимо Медичи был заключен в тюрьму, а затем изгнан из Флоренции фракцией враждующих семей. В отсутствие покровителя Донателло отправился в Рим и усилил классическое влияние на свое творчество. В следующем году он вернулся в свой родной город вместе с Козимо и начал работу над проектами Дуомо во Флоренции и собора в соседнем Прато. Это ознаменовало период значительной зрелости и успеха художника. Как вспоминал Вазари, «он был самым щедрым и учтивым и был добрее к своим друзьям, чем к себе; он не заботился о деньгах, храня их в корзине, подвешенной к потолку, где его рабочие и друзья могли угощаться, ничего ему не говоря. .»

    Удалить рекламу

    Поздний период

    Хотя он проработал во Флоренции большую часть своей жизни, в 1443 году Донателло был вызван в Падую для создания надгробного памятника кондотьеру Эразмо да Нарни, известному как Гаттамелата (медовая кошка). Его конная статуя была первой в своем роде со времен античности. Хотя работа была хорошо принята в Падуе, Донателло настоял на возвращении во Флоренцию.

    Он провел там остаток своих лет, создав мастерскую с учениками, где продолжал получать финансовую поддержку от Козимо Медичи. По словам Вазари, когда Козимо умер, он попросил своего сына Пьеро продолжать заботиться о Донателло, и Пьеро, соответственно, подарил Донателло ферму в Кафаджуоло. Однако, хотя поначалу художник был доволен, деревенская жизнь показалась ему слишком домашней, поэтому он вернул землю и вместо этого получил денежное содержание, а «всю оставшуюся жизнь провел как друг и слуга Медичи без хлопот и забот». уход.»

    Наследие Донателло

    Донателло и его инновации в области перспективы и скульптуры в период раннего Возрождения внесли большой вклад в общую основу того, что впоследствии станет процветающим итальянским Возрождением. Сюда входили самые ранние признанные произведения скульптуры эпохи Возрождения, которые решительно отошли от преобладавшего ранее позднего готического стиля. Его революционная работа, особенно в изображении человеческого тела, будет вдохновлять художников раннего итальянского Возрождения, в том числе Мазаччо, чьи картины в часовне Бранкаччи во Флоренции, в частности, знаменуют собой поворотный момент для изобразительного искусства в Европе. Донателло также оставил значительный след в Падуе, где он некоторое время работал, особенно над Андреа Мантенья (1431-1506), который был важной фигурой в развитии венецианского Возрождения. Он оказал влияние и обучил ряд скульпторов, в том числе Нанни ди Банко.

    Место Донателло в истории было подтверждено, в частности, Вазари, который заявил: «Можно сказать, что он был первым, кто проиллюстрировал искусство скульптуры среди современников». Его привлекательность была долгой, даже пробившись в современную популярную культуру. Например, в качестве тезки одной из Черепашек-ниндзя-подростков-мутантов наряду с другими звездами эпохи Возрождения Микеланджело, Леонардо и Рафаэлем.

    Влияние и связи

    Влияние на художника

    Влияние художника

    • Lorenzo Ghiberti

    • Filippo Brunelleschi

    • Giotto

    • Filippo Brunelleschi

    • Michelozzo

    • Classical Art

    • Gothic Art and Architecture

    • Андреа Мантенья

    • Микелоццо

    • Дезидерио да Сеттиньяно

    • Andrea del Verrocchio

    • Filippo Brunelleschi

    • Bertoldo di Giovanni

    • Desiderio da Settignano

    • Early Renaissance

    • High Renaissance

    • Mannerism

    Open Influences

    Close Influences

    Полезные ресурсы о Донателло

    Книги

    статьи

    видеоклипы

    книги

    Приведенные ниже книги и статьи представляют собой библиографию источников, использованных при написании этой страницы. Они также предлагают некоторые доступные ресурсы для дальнейших исследований, особенно те, которые можно найти и приобрести через Интернет.

    биография

    статьи

    видеоклипы

    Similar Art

    Camera Degli Sposi4 Frescoes (4 1

    Camera Degli Sposi4 Frescoes)0039

    Андреа Мантенья

    Раннее Возрождение

    Подробнее

    Донателло — Всемирная история энциклопедия

    Донателло (ок. 1386-1466 н.э.), полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, итальянский художник эпохи Возрождения, наиболее известный своими скульптурами например, поразительная бронзовая фигура Давида сейчас находится в музее Барджелло в его родной Флоренции. Донателло оказал влияние на популяризацию стиля классицизма, когда художники эпохи Возрождения черпали вдохновение в сохранившихся произведениях античности. Скульптор был особенно заинтересован в том, чтобы придать своему искусству ощущение перспективы. Другие работы Донателло, которые оказали влияние на более поздних художников, включают его мрамор 9. 0296 Святой Марк для Орсанмикеле во Флоренции, неглубокие бронзовые рельефные панели для баптистерия Сиены и алтаря базилики Сант-Антонио в Падуе, а также конная статуя Гаттамелата в Падуе.

    Ранняя жизнь

    Донателло родился около 1386 года н.э. во Флоренции, в семье чесальщика шерсти. О его юности мало что известно, кроме того, что он подрался с немцем и ударил его дубинкой по голове. Это бесславное начало произошло в Пистойе в 1401 году нашей эры. Очень мало известно о личных делах Донателло до конца его жизни, и, как и многие другие великие художники эпохи Возрождения, мы должны узнать этого человека через его работы.

    Удалить рекламу

    Реклама

    Донателло особенно интересовался как классической скульптурой, так и линейной перспективой, и оба этих подхода повлияли на других художников.

    Известно, что молодой художник изучал сохранившиеся образцы древнегреческой и римской скульптуры, как полные фигуры, так и рельефные панели, подобные тем, которые обычно вырезаются на римских саркофагах. Донателло впервые появляется в художественных записях эпохи Возрождения между 1404 и 1407 гг. н.э. как ученик или помощник Лоренцо Гиберти (1378-1455 гг. н.э.), который, как известно, изготовил бронзовые двери баптистерия во Флоренции.

    Вскоре Донателло начал работать самостоятельно, и ему было поручено создать скульптуры для экстерьера Флорентийского собора. Для этого скульптору было предоставлено помещение для его мастерской в ​​одной из капелл Дуомо. Фигуры, вырезанные для этого проекта, который продолжался более 15 лет, включали Иеремию и неназванного пророка, оба из которых были настолько реалистично изображены, что в более поздние периоды считались настоящими портретами. Другая из этих фигур представляла святого Иоанна Богослова (1408 г. н.э.), в то время как скульптор, всегда стремящийся исследовать новые средства массовой информации и техники, создал гигантскую терракотовую статую Иисуса Навина для собора ок. 1412 г. н.э., но это, к сожалению, сейчас утеряно.

    Удалить рекламу

    Реклама
    YouTube Следите за нами на Youtube!

    Портрет Донателло

    Саилко (CC BY-SA)

    Знаменитая мраморная фигура Святого Марка Донателло, напротив, была создана между 1408 и 1413 годами н. э. для флорентийского зала Орсанмикеле. Фигуре больше, чем в натуральную величину, придается ощущение движения за счет того, что туловище изгибается в сторону от нижней части тела ( contrapposto ), а сгибы правой ноги святого Марка вырезаны такими прямыми перпендикулярными линиями, что напоминают классическая колонка. Еще одна работа этого периода — мраморная статуя Святого Георгия, завершенная ок. 1415 г. н.э. (см. Ниже). Затем последовали четыре мраморные статуи пророков для городской колокольни, а затем фигура святого Людовика Тулузского из позолоченной бронзы для трапезной церкви Сан-Кроче во Флоренции (1422-25 гг. н.э.). Тяжелая позолота последнего, возможно, была предназначена для создания иллюзии того, что фигура отлита из чистого золота.

    Любите историю?

    Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

    Донателло был к тому времени хорошо зарекомендовавшим себя как один из ведущих скульпторов в Италии, и в 1418 году н. э. ему было поручено изготовить из песчаника скульптуру флорентийского льва — Марцокко — для лестницы папских апартаментов в монастыре Санта-Мария-Новелла. Еще одним престижным проектом стала группа бронзовых статуэток для фасада собора в Сиене. Баптистерий того же города получил бронзовую рельефную панель, Пир Ирода и несколько статуэток ангелов между 1425 и 1429 годами н.э.

    Товарищество Микелоццо

    Донателло переехал в Рим около 1430 г. н.э. и провел следующие два года, изучая другие образцы древней скульптуры. Это не означало, что он оставил художественные проекты где-то еще, поскольку с 1425 по 1434 год Донателло делил мастерскую с архитектором, скульптором и ювелиром Микелоццо ди Бартоломео (1396-1472 годы) в Пизе и Флоренции. Два художника сэкономили средства, разделив две лодки и мула для перевозки мрамора. Не имея много денег, несмотря на свои таланты, Донателло (по крайней мере, в своих налоговых декларациях) указывал, что ему приходится делить дом и содержать свою престарелую мать, овдовевшую сестру и племянника-инвалида. Художник утверждал, что у него ничего нет, кроме материалов и инструментов, необходимых для лепки. Донателло и Микелоццо часто работали вместе над произведениями искусства, особенно над могилой антипапы Иоанна XXIII, Бальдассаре Коссы. Этот позолоченный и мраморный мемориал был создан между 1421 и 1428 годами нашей эры и находится в баптистерии Флоренции. Работы, приписываемые двум художникам, может быть трудно однозначно идентифицировать с точки зрения того, кто что делал, но предположения о том, что Микелоццо был простым бухгалтером в товариществе, ставятся под сомнение сохранившимися записями о его частом плохом управлении долгами и многочисленными связанными с этим судами. возбужденных против него дел.

    Удалить рекламу

    Реклама

    Гаттамелата Донателло

    Нина Алдин Тун (CC BY-SA)

    Влиятельные скульптуры

    В начале 1440-х годов н.э. (по мнению некоторых искусствоведов) Донателло получил заказ от семьи Медичи во Флоренции на изготовление статуи библейского героя Давида, победителя великана Голиафа. Сейчас это считается одним из его величайших произведений (см. Ниже).

    Фигурные скульптуры Донателло были известны своими живыми и извилистыми телами, которые приглашают зрителя исследовать различные взгляды на работу.

    Скульптор переехал в Падую около 1443 г. н.э. и создал впечатляющую конную статую, известную как Гаттамелата («медовая кошка»), титул, под которым носил лидер наемников ( кондотьер ) Эразмо да Нарни (1370-1443 гг. н.э.). известный. Бронзовая статуя имеет высоту 3,4 метра (11 футов) и является первым известным образцом такого типа, созданным с древних времен. Произведение сильно напоминает статую Марка Аврелия на Капитолийском холме в Риме. Как это обычно бывает с художниками при работе над монументальными металлическими скульптурами, у Донателло была команда экспертов, которые делали первоначальную отливку из терракотовых или деревянных моделей. Завершено с. 1453 г. н.э. работа несколько раз прерывалась из-за споров об окончательном гонораре художника, и это несмотря на то, что Эразмо да Нарни оставил в своем завещании сумму именно на такой памятный проект. Статуя Гаттамелата стоит на площади Сан-Антонио в Падуе, городе, в котором служил Эразмо, когда он находился под контролем Венеции.

    Оставаясь в Падуе до 1453 г. н.э., Донателло создал скульптурный алтарь (теперь разобранный), состоящий из различных святых вокруг Богородицы с младенцем. Эта работа, на выполнение которой ушло десятилетие, состояла из отдельно стоящих бронзовых фигур почти в натуральную величину под единым архитектурным навесом. Идея такой группы повлияла на художников и стала известна как «9-я группа».0296 Sacra Conversazione ‘. Некоторые из лучших работ художника, в которых используется точная перспектива с использованием только мелкого рельефа, были созданы на его панелях из серебра и позолоченной бронзы для главного алтаря базилики Сант-Антонио в Падуе. Например, Чудо мула было создано между 1446 и 1453 годами нашей эры и показывает толпу перед алтарем и тремя арочными нишами, которые создают иллюзию реальной глубины сцены. Одна из групп панелей, созданных Донателло для алтаря, имеет размеры 123 x 57 см (48 x 22 дюйма) и рассказывает историю мула, признающего, что Христос действительно присутствовал в освященном воинстве (доктрина пресуществления).

    Удалить рекламу

    Реклама

    Чудо мула Донателло

    Саилко (общественное достояние)

    Донателло провел остаток своей карьеры, работая либо во Флоренции, либо в Сиене. Произведенные работы включали Святой Марии Магдалины , которая представляет собой деревянную фигуру, затем обработанную гипсом, раскрашенную и позолоченную. Сиенский собор получил фигуру Святого Иоанна Крестителя, а позолоченное бронзовое изображение Юдифи и Олоферна (хотя это может быть более ранняя работа) когда-то стояло на площади Синьории во Флоренции, но сейчас находится в Палаццо Веккьо. Скульптура, предназначенная для восхищения с любого ракурса, изображает Юдифь, собирающуюся обезглавить ассирийского полководца Олоферна зловещим ятаганом и таким образом спасти еврейский народ. На пьедестале статуи когда-то была надпись, включающая строку «Королевства рушатся из-за роскоши, города возвышаются из-за добродетелей», что напоминает о том, что искусство имело не только эстетическую, но и политическую цель.

    Наконец, одной из последних и лучших работ Донателло, выполненной по заказу Козимо де Медичи иль Веккьо, была группа бронзовых рельефных панелей для двух одинаковых кафедр церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Панели появляются на двух одинаковых кафедрах и повествуют, среди других эпизодов Нового Завета, о Страстях Христовых, но все еще не были закончены, когда Донателло умер в 1466 году нашей эры. На панелях фигуры вырываются из общей сцены, помещая одних позади, а других перед архитектурными колоннами, которые действуют как рамы произведения. Панно являются показателем того, что великий скульптор даже в самом конце все еще стремился добиться новых эффектов в своем творчестве и бросить вызов зрителю решить, где и когда действительно началось и закончилось произведение искусства.

    Репутация и наследие

    Донателло особенно интересовался как классической скульптурой, так и линейной перспективой, и оба эти подхода повлияли на других флорентийских художников в 15 веке н. э. во время начальной фазы эпохи Возрождения, известной как quattrocento . Технически совершенная и новаторская работа Донателло вызывала особое восхищение еще при его жизни. Его рельефные панели хвалили за использование перспективы, даже если они были вырезаны с небольшой глубиной, техника, известная как «уплощенный рельеф» или 9.0296 рилиево скьяччато . Кроме того, перемещаясь между Римом, Флоренцией и Падуей, Донателло распространял новые идеи о перспективном построении среди своих коллег-художников, таких как Андреа Мантенья (ок. 1431–1506 гг. Н. Э.). Между тем фигурные скульптуры Донателло были известны своими живыми и извилистыми телами ( figura serpentinata ), которые приглашают зрителя исследовать различные виды произведения, прогуливаясь по нему. Еще одной сильной стороной мастера-скульптора была выразительность лиц его статуй. Эти черты творчества Донателло и его страсть к переосмыслению классических образов оказали влияние на более поздних художников эпохи Возрождения, таких как Микеланджело (1475-1564 гг. н.э.) и Рафаэль (1483-1520 гг. н.э.).

    Удалить рекламу

    Реклама

    Святой Георгий Донателло

    Дженнифер Мей (CC BY)

    Шедевры

    Святой Георгий

    Мраморная статуя Святого Георгия Донателло была заказана гильдией оружейников и кузнецов и завершена ок. 1415 г. н.э. для Орсанмикеле во Флоренции. Фигура ростом 209 см (82 дюйма) носит плащ и сжимает большой щит, лежащий у его ног. Мастерство Донателло гарантировало, что Джордж, кажется, вот-вот сойдет с постамента, его напряженная задняя нога отталкивается назад, а его сжатый правый кулак (возможно, когда-то держащий меч) также заставляет его казаться готовым к битве с драконом. Работа сейчас находится в Барджелло, Флоренция.

    «Святой Георгий и дракон» Донателло

    Sailko (CC BY-SA)

    Святой Георгий и дракон

    Святой Георгий, убивающий дракона — мраморный рельеф, созданный Донателло ок. 1415 г. н.э. и прекрасный пример мастерства художника в научной перспективе. Первоначально размещенная на постаменте под статуей упомянутого выше святого, панель имеет размеры 120 х 39 см (47 х 15 дюймов). Изображение Св. Георгия верхом, пронзающего копьем дракона, на глазах у принцессы, является классическим примером стремления Донателло реализовать точную перспективу в камне или металле, как резюмировал историк искусства К.В. Вудс:

    Вероятно, это был первый опыт Донателло в том, что стало известно как rilievo schiacciato (раздавленный рельеф), в котором он полагался не столько на контраст между высоким и низким рельефом, чтобы создать иллюзию пространственного углубления, более сложное использование подрезов, текстур, прорезанных линий и ограниченных вариаций глубины резьбы в том, что по сути было чрезвычайно низким рельефом. Основные фигуры кажутся сплющенными, а не смоделированными обычным образом. Он дает невиданное впечатление пространственной глубины, превращая рельеф в подобие резной картины. Эта форма рельефной резьбы, вероятно, является самым известным техническим новшеством Донателло. (116)

    Дэвид Донателло

    Патрик А. Роджерс (CC BY-SA)

    Дэвид

    Бронзовый Давид работы Донателло (или он действительно мог быть Гермесом/Меркурием?) был создан, когда художник был в Риме, где-то в 1420-х или 1440-х годах нашей эры (искусствоведы не могут согласиться). Произведение было заказано влиятельной семьей Медичи, чтобы стоять в самом центре двора их нового палаццо на улице Виа Ларга во Флоренции. Знаменитая бронзовая фигура Донателло ростом 158 см (62 дюйма) имеет вид греческого юноши (9).0296 ephebe ) из классической скульптуры, хотя его эротический подтекст также напоминает античные фигуры Эроса/Амура. Напротив, поза Дэвида совершенно современна, а нагота становится еще более резкой из-за экстравагантной шляпы с гирляндами и сапог до колен. Вторым контрастом является вялая поза Давида, когда он небрежно стоит одной ногой на отрубленной голове великана. Донателло решил показать оружие Давида как большой меч, а не как более обычную пращу. Первоначально статуя имела позолоченные элементы, такие как волосы, и стояла на постаменте со следующей надписью на латыни:

    Победитель тот, кто защищает отечество.

    Всемогущий Бог сокрушает разгневанного врага.

    Вот, мальчик победил великого тирана.

    Победите, граждане.

    (Уэлч, 211)

    И надпись, и тема, таким образом, напоминали людям, что подобно Давиду, победившему Голиафа, Флоренция благородно сражалась с более могущественным врагом, в данном случае с Миланом. Фигура сейчас находится в Барджелло, Флоренция.

    Мария Магдалина Донателло

    Саилко (CC BY-SA)

    Мария Магдалина

    гр. 1456 г. н.э. Мария Магдалина показывает старую фигуру и указывает на то, что Донателло в последние годы был озабочен съемкой динамичных поз, но оставил скульптуру с грубой отделкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *