Доминиканцы монахи: ДОМИНИКАНЦЫ • Большая российская энциклопедия

Содержание

Доминиканцы



Доминиканцы

РЕЛИГИИ МИРА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Доминиканцы

Доминиканцы - орден братьев-проповедников (ordo fratrum praedicatorum), основанный святым Домиником в Тулузе, в 1216 году утвержден папой Гонорием III, предоставившим новому ордену ряд привилегий. Быстро распространился во Франции (здесь доминиканцы нередко назывались якобитами, потому что первое их местожительство было в Париже, при церкви святого Иакова), Испании и Италии. Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья — два крупнейших университетских города Европы.

На первом генеральном капитуле в Болонье, в 1220 году, доминиканский орден был объявлен нищенским: на его членов возложена обязанность отказаться от всяких имуществ и доходов и жить подаяниями. Это постановление соблюдалось не вполне, и в 1425 году было отменено папой Мартином V. Третий великий магистр ордена, святой Раймунд де Панне-форте, издал в 1238 году собрание его статутов.

Во главе ордена стоит избиравшийся сначала пожизненно, а потом на 6 лет великий магистр. В каждой стране есть провинциальный приор, в каждом отдельном общежитии, имеющем не менее 12 человек — конвентуальный приор. Над этими начальствующими лицами стоит капитул, т.е. общее собрание, созываемое каждые три года. Главная задача нового ордена состояла в миссионерской деятельности между неверными; но вместе с тем он ревностно занимался церковной проповедью и богословием. Альберт Великий и Фома Аквинский — замечательнейшие ученые, вышедшие из ордена; к нему же принадлежали Эккерд, Таулер, Савонарола, Викентий Бовэский.

При самом основании своем обратившиеся к помощи меча для борьбы против альбигойцев, доминиканцы продолжали быть внешними охранителями правоверия. Magister sacri palatii, всегда избиравшийся из доминиканцев, заведывал высшею цензурою. В 1233 году папа Григорий IX передал им инквизицию. В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150000 членов в 45 провинциях (из них II вне Европы) и 12 конгрегаций, под управлением самостоятельных генерал-викариев. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности. На конец XIX столетия они существовали в Италии, Испании, Австрии, миссии их были в Америке и Ост-Индии.

Одежда доминиканцев состоит из белой рясы с белым капюшоном. Выходя на улицу, они надевают сверху черную мантию с черным капюшоном. Герб ордена изображает собаку, которая несет во рту горящий факел (отсюда и название их «Псы господни»), чтобы выразить двойное назначение ордена: охранять церковь от ереси и просвещать мир проповедью истины.

Женские доминиканские монастыри, числом до 300, на конец XIX столетия существовали в Италии, Австрии, Бельгии, Америке. Монахини занимались рукоделием. Одежда их белая, с черным плащом и вуалем. Значительнейшая из сестер этого ордена — святая Екатерина Сиенская.

Доминиканский орден имеет еще и третью ветвь. Сам Доминик основал под именем «Милиции Иисуса Христа» союз светских людей обоего пола для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству. После его смерти они стали называться братьями и сестрами «Покаяния святого Доминика». Они не произносят обетов, остаются в свете и по мере сил содействуют целям ордена.

На конец XX века в мире существуют 634 доминиканских монастыря, в которых находятся около 7000 монахов.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

Большая советская энциклопедия. М. 1930, 1970 Советская историческая энциклопедия. М, 1970


В начале XIII века вместе со своим епископом, папскими легатами и двенадцатью аббатами цистерцианского ордена получивший хорошее богословское образование испанский каноник Доминик обсуждал в Лангедоке меры борьбы с альбигойцами. Он думал, что для успеха дела церкви необходимо усилить энергию и экстенсивность проповеди и соединить ее с апостольскою жизнью. Проповедники должны отказаться от большой свиты и внешнего блеска своей миссии; по примеру апостолов должны они скитаться с места на место и воздействовать на альбигойцев не только проповедью, но и апостольским образом жизни. Доминик не отрицал и других способов борьбы: истребления закоренелых еретиков и деятельности церковных судилищ, еще не переродившихся в инквизиционные, но уже посылавших на костер врагов церкви.

Новый орден, мысль о котором зрела в уме Доминика, должен был стать новым могущественным орудием борьбы наряду с уже испытанными. Члены его противоставлялись в уме основателя проповедникам-альбигойцам как проповедники католической истины, словом, примером и молитвою побеждающие противников. Необходимые для достижения личной святости молитва, созерцание и аскеза, приспособленные к задачам борьбы, скитальчество и бедность должны быть соединены с глубоким и католическим знанием.

Два тулузских горожанина были первыми учениками Доминика. К ним примкнуло еще четверо. Архиепископ Тулузы и стоявший во главе крестоносного воинства, боровшегося с еретиками, граф Симон де Монфор оказали святому энергичное содействие. Осенью 1215 года Доминик появился на Латеранском соборе, надеясь получить от папы утверждение своего ордена. Еще ранее принявший под свое покровительство католических бедняков, Иннокентий III одобрил план Доминика, но, согласно с постановлением собора, запретившим основание новых орденов, предложил святому принять один из утвержденных уже уставов. Вернувшись в Тулузу, Доминик вместе с товарищами своими решил положить в основание своего ордена устав Августина, дополненный некоторыми постановлениями премонстранского, и, таким образом, сумел создать форму жизни, удобную для осуществления намеченных им задач. В том же 1216 году орден был утвержден папою Гонорием III.

Доминиканцы ближе стояли к традиционным монашеским формам жизни, чем минориты. Уже в 1216 году Доминик основал свой первый монастырь, за которым последовали другие. В этом первом монастыре (около Тулузы), служившем образцом для последующих, у каждого брата была своя келья, чем обеспечивалась возможность научных занятий.

Жизнь не отличалась существенно от жизни августинцев или премонстрантов, и доминиканцы были такими же «уставными католиками». Но в соответствии с планом Доминика и отчасти под влиянием францисканства в 1220 году на общем соборе в Болонье было провозглашено отречение от всякой собственности, и орден вошел в число нищенствующих. Однако ввиду особенных задач ордена бедность не могла быть доведена до таких пределов, как у ранних миноритов. Для борьбы с еретиками и за догму церкви требовались знания. Для приобретения знаний — обучение братьев, немыслимое без относительной оседлости, без библиотек, трудно осуществимое без отдельных келий, предполагавших большой и благоустроенный монастырь, хотя бы и расположенный в центре города. Идеал добровольной нищеты и скитальчества приспособляется к целям ордена, смягчаясь, с одной стороны, приобретая значение орудия борьбы — с другой.
Отсутствие безусловной оседлости и бродячесть способствовали расширению сферы деятельности ордена и необходимой для этого свободе передвижения доминиканских проповедников. Отсутствие личной и общей (в последнем случае только формальное) собственности придавало ордену удобоподвижность и сосредоточенность его на одной цели — заботе о душе ближних. Точно так же целям доминиканцев соответствовали и внесенные ими в жизнь каноников изменения. Отсутствие предписаний о необходимости физического труда позволяло посвятить более времени обучению братьев, аскеза и молчание содействовали внутренней подготовке проповедника. Существование монастырей, лишь формально примиримое с идеалом абсолютной бедности, сделало возможным систематическое обучение братьев и организацию преподавания. Позднее в каждом доминиканском монастыре была своя школа средней ступени, для завершения же образования служили введенные с 1248 года школы верхней ступени в Монпелье для Прованса, Болонье для Италии, Кельне для Германии и Оксфорде для Англии. Это делало ненужною посылку доминиканцев в университеты и возможным желательное направление преподавания. Организация самого преподавания была завершена общим собором 1259 года, на котором присутствовали такие светила доминиканской науки, как Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский. Курс обучения, имевшего главною целью подготовку проповедников, был рассчитан на 6—8 лет. Первые два года посвящались философии, вторые два — основному богословию, церковной истории и праву. Последние два — углубленному изучению богословия, руководством для чего служила «Теологическая сумма» Фомы Аквинского. Наиболее способные ученики по окончании этого шестилетнего курса делались лекторами, а через семь лет магистрами. Через тринадцать лет, пройдя степень бакалавра, они могли стать магистрами богословия — высший сан ордена, рядом с которым стоит сан «общего проповедника», получаемый после успешной двадцатипятилетней проповеднической деятельности.

В первой четверти XIII века окончательно сложилась и организация ордена, развивавшаяся — что объясняется составом ордена — более планомерно и спокойно, чем миноритская. Подчиненные приорам монастыри объединялись в находящиеся под властью провинциалов провинции. Во главе ордена стоял избираемый провинциалами и особыми избирателями (по два на провинцию) пожизненный генеральный магистр, власть которого была ограничена ежегодным (позже каждые два года) генеральным собором, причем законодательная инициатива собора была умеряема необходимостью для действенности той или иной меры принятия ее последовательно тремя соборами. Состав ордена не вполне однороден: наряду с братьями-клириками существовали еще братья-миряне. И это естественно сложившееся и у францисканцев деление обеспечивало деление функций внутри ордена и, следовательно, возможность для клириков, возложивших все материальные заботы на мирян, всецело отдаться своей ученой и проповеднической деятельности.

Л.П.Карсавин. Монашество в средние века. СПб, 1912


Когда в 1221 году Доминик, в качестве генерала, председательствовал на 2-м общем собрании ордена в Болонье, орден уже насчитывал 60 монастырей и был разделен на 8 провинций — Испанию, Прованс, Францию, Англию, Германию, Венгрию, Ломбардию и Романью.

Г.Ч.Ли. История инквизиции в средние века в 2 томах. СПб, 1911


Мнение, что Доминик был основателем инквизиции и первым генерал-инквизитором, неразрывно связано с католической традицией; его подтвердили все историки ордена и все понегиристы инквизиции; оно было санкционировано Сикстом V в булле Invictarum, а чтобы устранить всякое сомнение, приводят буллу Иннокентия III, возлагающую на Доминика обязанности генерал-инквизитора. Но мы можем сказать, что ни одно церковное предание не покоится на более шатком основании. Несомненно, Доминик лучшие годы своей жизни посвятил борьбе с еретиками. Вполне достоверно также, что он как и все остальные ревностные миссионеры того времени, если не удавалось ему убедить еретика, с радостью являлся у пылающего костра. Но в этом он не отличался от других фанатиков, и он не сделал никакой особой попытки организовать правильное преследование. Мы видим, что только через 10 лет после его смерти можно говорить о папской инквизиции как о правильном учреждении.

Не менее страдает преувеличением и легендарным характером утверждение, что организация инквизиции и ее упрочение было делом одного ордена.

В сущности Рим никогда не возлагал официально на доминиканцев инквизиторских обязанностей. Не было также, говоря строго, никакого официального постановления об учреждении инквизиции. Доминиканцы были только наиболее подходящим и лучше подготовленным орудием для розыска скрывающихся еретиков, тем более, что их главной обязанностью была проповедь и обращение. Когда же обращение отступило на второй план, а на первый план стало преследование, то не менее полезными оказались и францисканцы, которые разделили с доминиканцами сомнительную честь и все труды по организации инквизиции.

Г.Ч.Ли. История инквизиции в средние века в 2 томах. СПб, 1911


Далее читайте:

Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI | 

Латинские религиозные термины (краткий фразеологический словарь).

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Доминиканцы – Орден Проповедников — РИСУ

Доминиканцы – монахи Ордена Проповедников, OP (Ordo Fratrum Praedicatorum, OP). Католический монашеский орден, основанный в начале XIII века св. Домиником Гузманом в Тулузе (Франция).

Доминиканцы – монахи Ордена Проповедников, OP (Ordo Fratrum Praedicatorum, OP). Католический монашеский орден, основанный в начале XIII века св. Домиником Гузманом в Тулузе (Франция).

Орден Проповедников был основан во времена, когда в Западной Европе массово распространялись различные еретические движения, противостоявшие Католической Церкви. В начале XIII века в Южной Франции действовала группа католических священников-проповедников испанского происхождения, целью которой было противостояние учению альбигойцев (Альбигойцы были французскими последователями учения катаров (от греч.  Katharos – чистый). Его суть заключалась в дуалистической ереси, согласно ей весь мир является творением злого Демиурга и только человеческая душа – частицей добра. Соответственно, задача человека – освобождение от всего земного, телесного. Не признавали веры в воплощение Иисуса Христа, утверждая, что он был только чистым духом, а его тело было только призраком. Катары остро критиковали Католическую Церковь за обряды, которые считали суеверными церемониями, а также за недостойную жизнь (временами роскошную), «обмирщание» духовенства). Руководителем этой группы проповедников в 1207 году стал Доминик Гузман. В апреле 1215 года по инициативе о.Доминика эта община была реорганизована в новый монашеский орден, получивший благословение епископа Тулузы Фулка. После консультаций с Папой Иннокентием III, новый монашеский институт принял и адаптировал устав святого Августина. В 1216 году о.Доминик с коллегами написали первую часть конституции нового ордена. В частности, они акцентировали на полной нищете монахов (это в значительной степени было ответом на упреки католикам со стороны альбигойцев). Поэтому доминиканцев относили к одному из «нищенствующих» орденов, так называемых «мендикантов». 22 декабря 1216 года Папа Гонорий III буллой Religiosam vitam подтвердил основание нового Ордена Проповедников. Выдающуюся роль в формировании духовной традиции доминиканцев сыграл Раймонд Пеньяфортский, один из первых Генералов Ордена, написавший основные правила для своего ордена.

Еще при жизни о.Доминика Гузмана монастыри Ордена Проповедников начали появляться в разных уголках Европы. Этому способствовало оживление церковной жизни после IV Латеранского собора, который состоялся в 1215 году. Доминиканцы пришли на помощь местным епископам, беря на себя послушание проповедников в епархиях. В 1221 году существовало уже восемь провинций и 70 монастырей доминиканцев в Испании, Провансе, Франции, Ломбардии, Риме, Венгрии, Англии и Германии. К 1228 году были сформированы провинции в Польше, Скандинавии, Греции, а также на Святой Земле. В 1256 году Орден насчитывал 13000 членов, а в 1347 – более 21000. Еще перед образованием мужской ветви, в 1206 году была основана женская ветвь сестер-доминиканок в местности Пруиль, на юге Франции. Это были доминиканки контемплятивного, т.е. созерцательного, характера. А позже был основан также Третий Орден (устав был утвержден в 1285 году), так называемые терциарии, к которому могли присоединяться и светские люди (сначала назывался Орден братьев и сестер покаяния). Первый капитул Ордена состоялся в 1220 году в Болонье, на котором Доминик Гузман снова был избран Магистром Ордена, то есть Главным Настоятелем или Генералом, несмотря на физическое истощение из-за постоянных путешествий, проповедования и ночей, проведенных в молитве.

Главной задачей доминиканцев стала проповедь, а монастыри Ордена основывались, главным образом, в центрах крупных городов, где было большое скопление людей. В сельских отдаленных местностях доминиканцы основывали «дома проповеди», где на некоторое время могли останавливаться священники для осуществления интенсивной евангелизационной миссии. По инициативе о.Доминика при доминиканских монастырях одновременно возникали учебные заведения, где образование получали не только члены Ордена, но и епархиальные священники и семинаристы. Члены Ордена Проповедников также привлекались к университетской системе образования. В частности, доминиканцы преподавали и возглавляли кафедры богословских дисциплин в университетах Парижа, Оксфорда, Болоньи, Падуи. Так, в Париже доминиканцы работали над совершенствованием текста Вульгаты, библейскими комментариями и симфониями. Доминиканский Орден дал миру ряд крупных богословов, таких как: Альберт Великий, Роберт Килуордби, Петр Тарантезский (впоследствии Папа Иннокентий V) и одного из крупнейших католических богословов всех времен – св. Фому Аквинского. А именем доминиканца Робера де Сорбонна, основателя доминиканского коллегиума в Париже, впоследствии был назван Университет. Среди членов Ордена Проповедников было также много мистиков, как Майстер Экхарт, Иоганн Таулер и Генрих Сузо.

Для лучшей подготовки проповедников доминиканцы готовили разного рода материалы: сборники проповедей, руководства для подготовки проповедей, книги с иллюстративным материалом. Активность Ордена доминиканцев, привлекавшая внимание многих людей, со временем привела к конфликтам с диецезиальным клиром. Ссоры между монахами и священниками продолжались на протяжении целого XIII века. В 1300 году Папа Бонифаций VIII издал буллу SuperCathеdram, которой несколько ограничил деятельность нищенствующих Орденов.

Благодаря хорошему образованию, которое получали доминиканцы, и широкой эрудированности, представителей Ордена начали назначать руководителями инквизиций. Этот выбор был понятен по той причине, что Орден Проповедников в первую очередь был основан для противодействия еретическим движениям. Кроме этого, доминиканцы часто становились духовниками знатных родов Европы, проповедниками для крестоносцев, а также выполняли дипломатические миссии. На 1500 год из доминиканских монастырей вышло два Папы, 28 кардиналов и сотни епископов Католической Церкви. Доминиканцы были исповедниками при дворах королей Франции, Англии, Испании и Португалии.

Отдельным участком деятельности доминиканцев были миссии. Уже в XIII веке представители Ордена Проповедников появились в Африке, а в доминиканских школах началось изучение восточных языков. На Востоке Европы братья-проповедники работали среди балтийских народов, литовцев и жителей Руси. В 1230 году был основан монастырь под Киевом. В это же время появилась и доминиканская провинция в Греции и на Святой Земле. Доминиканцы активно проповедовали на тех территориях, которые были заняты крестоносцами, а также проникли аж до Индии. На территории Персии Орден Проповедников смог создать архиепархию, которую официально установил Папа Иоанн XXII и которая состояла из 6 викарных епископств. Однако завоевания Тамерлана перекрыли христианским миссиям путь на Восток. В конце XV века доминиканцы основали миссию в Конго. В XVI веке – в Латинской Америке и на Филиппинах. В 1330 году к доминиканцам присоединилась группа армянских монахов (вардапетов), которые образовали общину св. Григория Просветителя, она имела на территории Армении 50 монастырей.

В XIV–XV веках в Ордене Проповедников начались кризисные явления. Прежде всего, они были связаны с несоблюдением внутренних правил. Как противодействие этим тенденциям в среде доминиканцев стали проводиться реформы ради возвращения к идеалу бедности и добросовестного выполнения правил. Реформированные общины объединялись в обсервации и подчинялись напрямую руководству Ордена. Но эти процессы не привели к расколу доминиканцев. К тому же Папа Сикст IV разрешил нищенствующим Орденам (доминиканцы, францисканцы, кармелиты и августинианцы) иметь собственность, что в некоторой степени дало новое дыхание и Ордену Проповедников. Сильный удар доминиканцам нанесла эпидемия «черной смерти» – чумы, интенсивно распространившейся в Европе в XIV в. и унесшей сотни тысяч жизней.

Также влияние доминиканцев уменьшилось после начала Реформации. Многие монастыри и несколько провинций были закрыты. Немалую роль в ослаблении влияния доминиканцев сыграло и возникновение новых монашеских орденов, в основном, иезуитов, которые заняли ведущие позиции в католической Контрреформации. Доминиканцы активно участвовали в Тридентском соборе и написании его документов. Однако новые условия, к которым прибавились и политические изменения в Европе, потеснили позиции доминиканцев в Католической Церкви.

Несмотря на это, в начале XVIII века Орден переживал времена своего подъема. Количество членов достигало 40000. В 1720 году существовало 1200 монастырей и 200 домов. Доминиканцы работали в Америке и Вест Индии. Но в последующие 100 лет эта цифра стремительно уменьшалась. Среди причин упадка были антиклерикальные настроения в Западной Европе, давление со стороны светских правителей во Франции и Габсбургской империи. Многие монастыри были закрыты. Так, только в Италии из 750 домов доминиканцев осталось лишь 105.

Ситуация изменилась только после 1850 года. Возрождение началось с восстановления провинции во Франции, которую возглавил Жан Батист Генри Лакордер. Орден смог восстановить силы после упадка и обновить внешние структуры. Была основана провинция в Австро-Венгерской империи, возобновлена в Испании и Бельгии, в Тулузе, Лионе. Была восстановлена юрисдикция Ордена над испаноязычными провинциями, которые откололись раньше и существовали автономно. Однако конец XIX века снова стал для доминиканцев временем притеснений во Франции, Германии и Италии со стороны светской власти. В это время доминиканцы также помогали Папе Льву ХIII в восстановлении томистических студий (что позднее привело к появлению неотомизма) и взяли под свою опеку богословский факультет в Фрибурге, Швейцария. В 1910 году доминиканцы основали коллегиум «Ангеликум» в Риме. В 1963 году Папа Иоанн XXIII поднес коллегиум до уровня Университета (Папский Университет Святого Фомы Аквинского в Риме). В 1929 году доминиканцы вернулись в Оксфорд, а в 1939 – в Кембридж. Орден также основал Институт Восточных студий в Каире.

В ХХ веке доминиканцы значительно восстановили свои старые позиции. Количество членов Ордена увеличилось с 3,5 тысяч до 10. Из среды Ордена вышло много выдающихся богословов, труд которых кардинально повлиял на работу II Ватиканского собора. В частности, одними из самых известных богословов этого времени являются Ив Конгар и М.Д.Шени. Важным шагом в развитии Ордена стало основание Американской Провинции св. Иосифа, которая в ХХ веке (на 1900 год в США было только 100 монахов) значительно выросла.

Также в ХХ веке произошла реорганизация многих сфер жизни доминиканского Ордена. Были пересмотрены литургическая сторона жизни (1923, 1961–65), Конституция Ордена (1932), правила Третьего Ордена (1932). Были созданы Институт истории (1929) и литургическая комиссия (1924). Доминиканцы ощутили на себе последствия всех войн, сопровождавших ХХ век. В течение Второй мировой войны погибло более 100 монахов.

Также в ХХ веке, кроме своей образовательной деятельности, монахи продолжили миссионерскую работу. Так, в 1922 году доминиканские миссии присутствовали в 20 странах, а в 1957 – в 40. Кроме традиционных форм проповедничества, Орден вошел в сферу радио, телевидения и кино. В 1958 году доминиканец Генри Пир получил Нобелевскую премию за гуманитарную работу среди беженцев.

На сегодняшний день Орден насчитывает почти 6000 монахов (из них примерно 4500 священников). Орден состоит из 47 провинций, 2 Вице-провинций и 10 Генеральных Викариатов. Орден также включает около 200 женских созерцательных монастырей и более 50 тысяч терциариев. Кроме того, с Орденом связано множество женских доминиканских конгрегаций. Во главе Ордена стоит Генеральный Магистр, избираемый на 9 лет. В выборах участвуют провинциалы и по 2 представителя от каждой Провинции или Викариата. Несколько монастырей (не менее 3) составляют Провинцию, во главе с провинциалом или приором. Резиденцией Генерального Магистра является монастырь св. Сабины в Риме.

В Украину и Россию доминиканцы вернулись в начале 90-х годов ХХ века. В Киеве основали монастырь, при котором открыли Колледж католической теологии, с 2000 года он получил статус Института Религиозных наук. Также была основана редакция «Приходской Газеты», с 2008 года выходящая под названием «Католический вестник». Кроме того, при Институте существует издательство «Кайрос». В Фастове был возвращен храм, позже основан Дом св. Мартина де Поррес, который занимается беспризорными детьми. В Черткове и Ялте доминиканцы вернули храмы и ведут в этих местах приходы. В 2010 году Орден Проповедников после 65-летнего перерыва вернулся во Львов, где занимается душпастырством среди молодежи. До 2000 года был дом в Мукачево, в котором воспитывались кандидаты в Орден.

В России у доминиканцев был свой дом в Москве, сейчас в нем временно нет общины, но братья регулярно посещают город для разного рода служения. В С.-Петербурге Ордену Проповедников в начале 90-х прошлого века удалось вернуть себе храм св. Екатерины Александрийской в центре города, который является старейшим и крупнейшим католическим храмом России.

Одежда братьев-доминиканцев белого цвета, так как во времена основания Ордена такой цвет свидетельствовал о нищете: некрашенный материал для одежды был самым дешевым. На ремне каждый брат носит розарий, который по традиции св. Доминик получил от Пресвятой Девы Марии. Поверх основной рясы доминиканцы, особенно выходя из монастыря, надевают черный плащ (капу) с капюшоном – черный цвет символизирует искупление. Поэтому в некоторых странах доминиканцев называют «Черными Братьями», как например, в Англии, Black Friars. Девиз Ордена Проповедников – Veritas, «Истина», потому что у доминиканцев особое призвание проповедовать истинную веру всем, везде и разными способами. Иногда доминиканцы используют в качестве девиза слова Фомы Аквинского: Contemplata aliis tradere, «Передавать плоды созерцания другим». Таким образом, Орден Проповедников не просто один из действующих орденов Католической Церкви, а контемплятивно-действующий, что и было замыслом св. Доминика: подражать Иисусу Христу, который сначала молился Отцу и затем распространял Благую Весть среди народа.

Литература:

  • Официальный сайт доминиканцев в Украине
  • Католическая Энциклопедия. – Москва: Издательство францисканцев, Т.1, 2002. – 973 с.
  • The New Catholic Encyclopedia, 2nd Edition Vol. 4. Thomson / Gale; Washington, DC: Catholic University of America, 2003 972p.
  • Доминиканцы // Православная энциклопедия. Т.15. М., Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2000.

Доминиканская | Определение, история и факты

Saint Albertus Magnus

Смотреть все СМИ

Дата:
1215 — настоящее время
Головной офис:
Рим
Сферы деятельности:
нищий монах проповедь
Связанные люди:
Фра Анджелико Святой Доминик Анри Лакордер Иоанн Святого Фомы

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Доминиканец , по имени Черный монах , член Ордена монахов-проповедников , также называемого Орденом проповедников (ОП) , одного из четырех великих нищенствующих орденов Римско-католической церкви, основанного св. Доминика в 1215 году. В его состав входят монахи, монахини, активные сестры и доминиканцы-миряне. С самого начала орден был синтезом созерцательной жизни и активного служения. Члены живут общественной жизнью, и поддерживается тщательный баланс между демократически созданными отделениями или законодательными собраниями и сильными, но избранными начальниками. В отличие от предшествовавших ему монашеских орденов, доминиканский орден не был собранием автономных домов; это была армия священников, организованная в провинциях под командованием генерал-майора и готовая отправиться туда, где они понадобятся. Человек принадлежал к ордену, а не к какому-то одному дому, и мог быть отправлен куда угодно в любое время по своим делам; это нововведение послужило образцом для многих последующих органов.

Св. Доминик, священник испанской епархии Осмы, сопровождал своего епископа в проповеднической миссии среди еретиков-альбигойцев на юге Франции, где он основал монастырь в Пруйе в 1206 году, частично для своих новообращенных, в котором служил священник. сообщество проповедников. Из этого развилась концепция института проповедников для обращения альбигойцев, получившая предварительное одобрение папы Иннокентия III в 1215 году. Доминик дал своим последователям правила жизни, основанные на правилах святого Августина, и основал свое первое поселение в Тулузе; 22 декабря 1216 г. папа Гонорий III дал официальную санкцию. Новшеством института было поручение проповедовать христианское учение, задача, ранее считавшаяся прерогативой и монополией епископов и их делегатов; следствием этого было обязательное богословское изучение, и уже в 1218 году Доминик отправил семерых своих последователей в Парижский университет.

В течение 40 лет после основания ордена талантливые члены были сосредоточены в школах Парижа, Болоньи, Кельна и Оксфорда; многие видные магистры университетов приняли доминиканскую привычку и со временем стали регентами мужских монастырей. Первоначально изучавшие только богословие и не имевшие особых философских взглядов, они были под руководством св. Альберта Великого и его ученика св. Фомы Аквинского к изучению недавно появившихся трудов Аристотеля, которые были переданы в Европу мусульманскими учеными и интеграции философии и богословия. После непродолжительного первоначального сопротивления система св. Фомы Аквинского была принята в качестве официальной (1278 г.).

Тем временем доминиканцы продолжали проповедовать. На юге Франции они выступили против альбигойцев, а в Испании и других местах против мавров и евреев. Они евангелизировали нехристиан в северной и восточной Европе, на землях восточного Средиземноморья и в Индии. Когда была создана инквизиция, доминиканцам было поручено ее исполнение. Они были одними из первых и самых энергичных миссионеров в «экспансии Европы» под руководством испанских и португальских исследователей, а затем и французов. В наше время они расширили свое проповедническое апостольство, включив в него работу на радио, телевидении, в кино и на сцене.

Доминиканский орден по-прежнему известен своей непоколебимой ортодоксией, основанной на философском и богословском учении св. Аквината, и решительно выступал против новизны или приспособления к богословию. Действительно, некоторые из его членов были признаны докторами церкви за авторитетность их доктринальных писаний, в том числе св. Альберт Великий, св. Фома Аквинский и св. Екатерина Сиенская. В 19 и 20 веках произошло огромное развитие общин сестер-доминиканок, занимающихся обучением, уходом за больными и самой разнообразной благотворительной деятельностью. Некоторые из этих общин, такие как сестры Мэрикнолл, посвящены работе в зарубежных миссиях.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Мелиссой Петруцелло.

История Ордена Проповедников, Братьев-Доминиканцев

Ордена Проповедников

Братья являются членами Ордена Проповедников , также известного как «Доминиканцы», и мы являемся членами Восточной Доминиканской Провинции. По всему миру есть много провинций, которые вместе составляют Орден.

Орден проповедников был основан в 1216 году святым Домиником де Гусманом в ответ на острую потребность в информированных проповедях. Против ереси, отрицавшей достоинство нашей человечности, св. Доминик воспитал группу проповедников, которые должны были служить Церкви в ее утверждении мира как места, где открывается Христос.

Главный мотив нашей совместной жизни – жить вместе в гармонии, ища Бога единым разумом и сердцем. Наша жизнь как доминиканцев регулируется регулярным соблюдением, которое включает в себя евангельские советы, совместную жизнь, совершение литургии и личную молитву, а также усердное изучение и апостольское служение.

Святой Доминик

На протяжении восьми столетий чтение Розария было одним из самых популярных религиозных обрядов в церкви. Сочетание вокальной и мысленной молитвы сделало его главным инструментом для созерцания. Иисус — автор и источник благодати; Розарий Богоматери – это ключ, открывающий нам сокровищницу благодати.

Святой Доминик де Гусман (1170-1221), испанский священник, которого поразила необходимость проповедовать истинную веру в свете свирепствующей ереси, с которой он столкнулся во время путешествия по югу Франции. Когда Доминик начал свое проповедническое служение, он организовал группу новообращенных женщин в монашескую общину, перед которой стояла особая задача молиться за проповедь Доминика и его товарищей. Постепенно он привлек людей, которые присоединились к нему в проповеднической деятельности, и начал процесс официального учреждения Ордена проповедников. 22 декабря 1216 г. Папа Гонорий III официально утвердил новый Орден, и Доминик служил Магистром или настоятелем всего Ордена до своей смерти в 1221 г. При св. Доминике и его преемнике Бл. Джордана Саксонского Орден быстро распространился по Европе и быстро расширил свое апостольское служение, чтобы служить Церкви различными способами. В течение первого века существования Ордена монахи-доминиканцы служили проповедниками, инквизиторами, каноническими юристами, теологами и учителями в интеллектуальных и духовных центрах, таких как Париж, Болонья, Орвието и Рим.

Светилы этого времени: св. Раймонд Пеньяфортский, испанец, составивший важное собрание церковных канонов, св. Фома Аквинский, один из виднейших богословов 13 века, бл. Иннокентий V, первый доминиканец, служивший Церкви в качестве Папы, и Гумберт из Римлян, служивший Магистром Ордена, установил неизменную форму доминиканской литургии и служил советником Второго Лионского собора.

Служение Церкви

На протяжении последующих столетий монахи-доминиканцы продолжали служить Церкви в качестве проповедников и богословов. Орден прошел через времена величия и упадка, но всегда оставался постоянным в своих усилиях служить Церкви.

Оставаясь фундаментально едиными в своей харизме и образе жизни, монахи отразили различные периоды времени, в которые они жили, и нашли способы проповедовать в новых обстоятельствах.

Провинция Сент-Джозеф

Братья-доминиканцы провинции Св. Иосифа были основаны в 1806 г. о. Эдвард Доминик Фенвик, OP, американец, присоединившийся к английской провинции Ордена в молодости во время его изгнания в Бельгию. о. В конце концов Фенвик вернулся в Соединенные Штаты с мечтой основать Орден на своей родине. Из-за нехватки священников в западных штатах о. Фенвик сначала основал провинцию в Кентукки, а вскоре распространил служение на Огайо.

В середине девятнадцатого века провинция начала служить на Восточном побережье, продолжая свое присутствие в Огайо и Кентукки.

В первые десятилетия двадцатого века было создано два учебных заведения: в 1906 году Доминиканский дом исследований в Вашингтоне, округ Колумбия, и в 1917 году Провиденс-колледж в Род-Айленде. Провинция пережила период быстрого роста в начале двадцатого века, и в 1939 году западные части провинции, включая Чикаго, были преобразованы в провинцию Святого Альберта Великого. Южные части провинции Св. Альберта Великого и провинции Св. Иосифа были определены как провинция Св. Мартина де Порреса в 19 г.79.