Доклад смутное время: Ошибка 403 — доступ запрещён

«Роль Смуты в русской истории и культуре» (доклад насельника Пафнутиево-Боровского монастыря Георгия Грачёва)

«Роль Смуты в русской истории и культуре» (доклад насельника Пафнутиево-Боровского монастыря Георгия Грачёва)

Георгий Грачёв

Роль Смуты в русской истории и культуре

Среди значений слова «смута», приводимых В.И. Далем, мы встречаем «восстанье, мятеж… общее неповиновение, раздор меж народом и властью». В прилагательном «смутный» ощущается иное значение – неясный. И в самом деле, это время непонятных перемен, и люди не успевает за сменой царей, не понимает смысл происходящих событий. Движения быстры и неопределенны и не имеют чёткости. Кто был вчера союзником, сегодня враждуют, а вчерашние враги действуют сообща. Тогда было возможно из монахов попасть в цари, из холопов в предводители дворянства, в мутной воде добыть богатство и звание. Любое время самозванцев – это время подмен и имитаций. Суть происходящего в смутное время хорошо определяется как «воровство». Это не только присвоение чужого имущества. Это обман, самозванство, – это присвоение чужого достоинства, это измена, и в конечном определении – это неправда.

Исторические исследования определяют смутное время как глубокий духовный, династический, экономический, социальный кризис. Признаки: самозванство, гражданская война, интервенция. Это время «шаткости», «нестроения», «смущения умов» –  помрачения национального духа. Что это несчастное стечение обстоятельств или происки внешних врагов-поляков?

Есть справедливое мнение, что Смутное время происходит от предыдущего XVI века. Уже при Иоанне Грозном началась модернизация страны в попытке реализовать идеи симфонии духовной и светской власти и своего видения образа православного царя. Опричнина во многом являлась инструментом воплощения этих идей. Следствием её, а также локальных войн при Иоанне IV явилось разорение экономики, социальная напряженность, страх и духовная отчужденность.

То, что мы сейчас называем гражданским обществом, было подавлено. Предметом разделений стала земля – главный капитал страны. Можно говорить о множестве социальных, политических или психологических факторов, каждый из которых приближал катастрофу государственности. Но главное, Смута происходила в умах.

Началась она явлением совсем случайным – пресечением династии, и в дальнейшем представляет собой много труднообъяснимого. Например – поляки и литовцы, вместе с немцами и шведами против русских вместе с татарами и башкирами при поддержке венгров, шведов, англичан и поляков. При этом интервенции как таковой нет – всех позвали в разное время на помощь. Да и поляки и литовцы кто? Та удалая шляхта, рыцари, в действительности часто оказываются представителями русских дворянских родов, при этом ещё и православными. Ведь Литва была второй половиной Руси. Во многом это были искатели приключений и легкой наживы. Во время «семибоярщины» непримиримые соперники, поляки и шведы проявили единодушие в деле разграбления русских земель, норовя отхватить у России кусок пожирнее, пользуясь удобным случаем.

Движущая сила Смуты, скорее всего в казачестве. Именно казачество составило ударный отряд войск Лжедмитрия I и Лжедмитрия II; именно казачество было главной силой первого ополчения, но оно его и развалило; оно поддерживало ополчение Минина и Пожарского, казачество сказало решающее слово в избрании Земским собором новым царем Московским Михаила Романова; но и оно же продолжало Смуту и после воцарения Михаила, без казачества не было бы Смуты. «Казаки – люди различных племен, из земли московской, татарской, турецкой, польской, литовской, карельской и немецкой… говорят преимущественно по-московски». Кроме холопов и беглых крестьян там есть и аристократы. Свободно относились казаки ко всем без исключения «самодержцам» – России, Польши и Турции и чувствовали себя независимыми настолько, насколько каждый из монархов в данный момент мог быть им полезен. В тогдашней реальности казачество определялось как: ворьё, сегодня сказали бы ОПГ. Никому до конца не подчиняются, переметываются на ту или на эту сторону в зависимости от выгоды, промышляют разбоем и грабежом тех, кто еще продолжал работать и добывал хлеб насущный.

Поляки уточняют: битвы Смутного времени — это в конечном счете «баталии казаков с казаками же». Неспроста опасался Дмитрий Пожарский ездить к казакам: убийства, удары в спину, непредсказуемая агрессия — это всё русская Смута. И казаки — лишь ее передовой отряд. К ним присоединились не только бояре с их корыстными интересами, но и простой народ.

После смерти царя Феодора, не оставившего после себя наследника, земский собор избрал на царство боярина Бориса Годунова – первого в русской истории выборного монарха. Его выборность уже была сомнительна для очень многих русских людей. Помимо того, царствование Годунова было омрачено страшным голодом 1601-1604 годов, который не обрушивается случайно, когда 3 года земля ничего не родила – будто и природа наказывает. Люди стали покидать боярские вотчины. Страна беднела. Если сейчас главное сокровище – природные богатства, то тогда это были человеческие руки.

Кроме того, в  этот период Россия находится на острие некого проекта глобализации. Западная цивилизация в конце ХVI века добивается определенных очевидных успехов: создание мощной католической империи – Речи Посполитой, включающей в себя Польшу, Литву, Украину и Белоруссию и возникла угроза включения в эту империю и Московское Царство. Стремясь превратить Русское государство в зависимую страну, а также найти применение массе обедневшей шляхты, польское правительство поддержало Лжедмитриев, а в 1609 г. король Сигизмунд III начал прямую интервенцию в Россию, поскольку ему самому очень нужен был большой успех. Добавилось и то, что в конце XVI – начале XVII в. набрала силу католическая реакция, называемая Контрреформацией против движения протестантов – Реформации. И на Русь вытеснялись протестанты, воины одного из польских воевод – Лисовского были в значительной части протестантами.

Русская элита того времени во многом не сопротивлялась интегрированию в общеевропейское пространство, принятию новые западных ценностей, новой династии и даже новых религиозных ценностей – и в какие-то моменты это реализуется – на Лжедмитрии I. В это время «элита» фактически предала Россию, впустив в Москву интервентов, стремясь реализовать переход России на европейский путь развития, используя польскую династию и войска. Ни один из самозванцев не посмел бы посягнуть на престол без поддержки боярских группировок. Лжедмитрий I нужен был боярам для свержения Годунова. А когда боярский заговор окончательно созрел на престол вступил князь Василий Шуйский. Во время Шуйского, смута из дворцовой, боярской, принимает характер смуты народной.

Большинство деятелей Смуты прошло через горнило царствования Ивана Грозного. Тогда были посеяны семена, давшие затем страшную поросль: отступничество, клятвопреступления, жестокость, насилие. Единожды вступив на скользкий путь предательства, остановиться трудно, и вот доходит дело до открытой измены, тайно, ночью, впускают в Москву интервентов. Как ни развиваются события Смуты – все время присутствует тема измены и предательства.

С каждым нарушением клятвы что-то уходит, и прежде всего уходит правда.

Со смертью Бориса Годунова, который получил царские полномочия от Земского Собора, народ, еще недавно столь настойчиво звавший Бориса на царство, присягавший ему, попрал обеты верности, отринул законного наследника престола Федора, попустил его злодейское убийство и присягнул самозванцу Лжедмитрию. Клятвопреступление стало фактом. Далее лукавство продолжилось. Князья Шуйские и Голицыны договариваются свергнуть самозванца. По всем юридическим нормам того времени они совершают государственную измену. Что бы ни было в прошлом, на данный момент Лжедмитрий – законный, легитимный государь, венчанный на царство. На импровизированном Земском соборе царем был избран князь Василий Иванович Шуйский. Исследователи не щадят этого человека. Бесчестный интриган, всегда готовый солгать и даже подкрепить ложь клятвой на кресте, – таков был «лукавый царедворец» (Пушкин), вступивший в 1606 г. на престол. Трудно было поверить в искренность того, кто недавно уверял в смерти царевича Димитрия, затем в истинности Лжедмитрия, а спустя лишь месяцы объявившим его лгуном и изменником.
Между тем, по мере разрастания Смуты, появились и первые признаки духовного прозрения, осознания ее причин, раскаяния в совершившемся клятвопреступлении.

Немногим более чем через полгода после канонизации царевича Димитрия в 1607 года, царь Василий Шуйский призвал патриарха Ермогена и патриарха Иова – просить, чтобы тот разрешил «всех православных в их преступлении крестного целования и во многих клятвах». Патриарх Иов прибыл в Москву. 16 февраля 1607 года в Москве состоялся представительный церковный Собор о преступлении всеми православными христианами крестного целования на верность царю Борису Годунову, а затем царю Федору II Борисовичу, царице Марье и царевне Ксении. Таким образом, Годуновы еще в 1607 году были, так сказать, «реабилитированы», народ покаялся в своих грехах, ставших причиной Смутного времени.

Но Смута на этом не прекратилась. В 1610 в Москве мятежники свели с престола царя Василия. Напрасно патриарх Гермоген изъяснял народу, что, что измена царю есть богоборчество, что новое клятвопреступление не избавит, но лишь глубже погрузит Россию в пучину безначалия. Забылось в народе недавнее соборное раскаяние, в боярах проснулись междоусобицы, и общество продолжало пребывать во власти произвола, властолюбия, лицемерия и вражды. После свержения Шуйского и нескольких месяцев «семибоярщины» претензии на московский престол перешли к иностранцам. В августе 1610 года бояре «организовали» присягу польскому королевичу Владиславу, который после этого еще 24 года считал себя «законным московским государем», хотя не выполнил главного условия – не принял православия.

О подобных временах, с тяжелым чувством пережитого, через 300 лет, накануне февральской революции, св. царь-мученик Николай II скажет: «Кругом измена, трусость и обман». «Прямых людей» мало, но они есть и влияют на настроение всей земли. Патр. Гермоген и Пожарский всегда поддерживают хотя бы минимально-лигитимную власть «…против врагов стоял крепко и мужественно и многую службу показал…и  на воровскую прелесть и смуту ни на которую не покусился, стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо, безо всякия шатости.

.». Героическая страница истории Смуты – подвиг князя Михаила Волконского, защищавшего Пафнутьев-Боровский монастырь от «Тушинского вора». После предательски открытых ворот, со словами: «Умру у гроба Пафнутия чудотворца», воевода стал у раки и бился с врагами до тех пор, пока не пал, изрубленный. Волконский – один из немногих, верных присяге служилых людей, не запятнавших себя изменой Отечеству.

Именно под влиянием святых – святителя Гермогена и преподобного Иринарха Затворника формируется народное ополчение. Патриарх Московский Гермоген по всей стране рассылал свои послания с призывом к восстанию и изгнанию интервентов. Видя непреклонность патриарха, поляки арестовали его и уморили голодом. Однако перехватить инициативу они не смогли: многочисленные послания достигли цели. Отражением этого стали народные ополчения, собираемые в русских провинциальных городах.

Ополчение явилось вновь созданным гражданским обществом, объединенным идеей необходимости единства и прекращения смуты. Собираются люди, которые не перемётываются, не присягают «ворам», с твердыми убеждениями  Это стало первым чудом. Русские люди поняли, что их слабость, неспособность восстановить отечество – не в силе врага, а в их собственном разделении,  вражде, желании своекорыстных выгод, в измене, а не жертвенном служении высокой цели освобождения России. Второе чудо – в понимании, что только Господь творит чудо единства, а вражда – это не следствие внешней интервенции, а глубокие внутренние пороки человеческой природы, вызванные, собственными страстями. Люди, по рождению христиане,  осознали, что им надо быть христианами не по букве только, но и по духу, т. е. покаяться в своих грехах, причаститься Святых Христовых Таин и стать одно со Христом и едиными друг с другом во Христе. Все это и было сделано. Это было единство, осознанное и достигнутое во Христе, нравственно-религиозное, а не только военно-политическое.

Избрание царем Михаила Романова стало свидетельством, что большинство высказалось за восстановление Московского царства со всеми его особенностями – традициям общинности и сильной централизованной власти и не хотело от них отказываться. Согласие самого юного Михаила было получено не сразу. Особенно противилась мать будущего царя – инокиня Марфа – не было в те годы более опасного занятия, чем царское служение. «Московского государства всяких чинов люди по грехом измалодушествовались, – говорила инокиня Марфа, – дав свои души прежним государям, не прямо служили».

Заново переосмысленные в Смутное время традиции, составляли внутренний смысл русской цивилизации и были укоренены в православии. Поляки на фресках изображены как грешники, нужно было показать явное разделение добра и зла. В Речи Посполитой мировосприятие все более освобождалось от религиозных элементов. Менялся стиль жизни и склад мышления людей: стало цениться и точно измеряться время; культура стала ориентироваться не столько на прошлое и освященные им образцы поведения, сколько на будущее; рационалистические критерии и индивидуализм значили все больше и больше. Стала больше цениться красота в повседневном быту. Более богатым, сложным и утонченным стал наряд представителей зажиточных слоев шляхты, горожан и даже крестьян. В домах шляхты появились зеркала, постельное белье, стены, обитые обоями, картины, книги, музыкальные инструменты, изящная мебель. Идеалы аскетизма уступали место восхвалению радости жизни. Развлечение перестало расцениваться как грех. Танцы, игра в кости и карты вошли в практику повседневной жизни.

Русь столкнулась скорее не с попыткой окатоличивания военной силой, а с соблазнительным вольным образом жизни шляхты. Как вообще относится к новому? Народ выдержал эту культурную интервенцию. Был дан ответ на вызов западной цивилизации. Идеей народа осталась святость, которую не смогли показать интервенты. Базовыми ценностями остались: совесть – главное мерило поступков в обществе. Это и отношение к правде – как высшему основанию; и культура – как правда; и справедливость – как существование с правдой. И конечно вера, идея спасения души, понимание греха и покаяние. Это было наследие наших предков. Результатом преодоления смуты явилось создание Московского государства, задел которого – вера, как неделимый остаток, сохранялся до 1917г. Осталась ли верность присяге после этого? Патриарх Алексий II произнес очень значительные слова: “Грех цареубийства, происшедший при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян – до канонизации царя Николая II и его семьи. Продолжает ли этот грех лежать тяжелейшим грузом на душе народа?

Доклад Смутное время на Руси 7 класс сообщение

  • Энциклопедия
  • История
  • Смутное время на Руси

Спор о причине смутного времени до сих пор не утихает. Но основной причиной выступает слабость Ивана Грозного. Основной его ошибкой было, что он оставил русский престол без полноценного наследника. Как известно при жизни у Ивана Грозного было три сына. К престолу готовился старший Иван, но он не дожил до коронования, так как был убит собственным отцом. Второго сына звали Федор, но он был умственно отсталый и порой Иван Грозный называл его слабоумным. А третий сын был Дмитрием, который при смерти царя был еще младенцем. Умирая Иван Грозный передал престол Федору, но тот был еще мал и на престол встал регентский совет (временный правитель). Поначалу  в этом совете имел силу Юрьев дядя Федора, но после его смерти, Борис Годунов взял Русь в свои руки.

Борис Годунов быстро стал набирать популярность и вскоре избавился от конкурентов, в результате чего регентский совет распался. В 1956 году Мстиславский попытался совершить дворцовый переворот, чтобы свергнуть Годунова, но нечего не вышло, так как Борис крепко закрепился на русском престоле. В первых годах 17 века в стране развернулся кризис, который сопровождался страшным голодом. В 1605 году Борис Годунов умер и снова появился вопрос о наследники престола. На престол должен был взойти Федор, но он так и не взошел. Этот момент очень «смазано» описан в истории. К этому времени появился первый Лжедмитрий, младший сын Ивана Грозного. Который по официальным данным убит.

Лжедмитрий первый смог доказать свои права на престол и даже успел немного поправить страной. Но он не смог крепко встать на престоле, как это сделал Борис Годунов. Его не признавал народ и ни одна социально-политическая группа. Он правил несправедливо и разбазаривал царскую казну и государственные владения. В ходе всего этого, Боярская дума спланировала переворот, в результате чего Лжедмитрий первый был убит. После его смерти на престол взошел князь Шуйский. Но он смог продержаться всего несколько лет и в1610 году он отрекся от престола. Когда это весть разошлась по стране, появился Лжедмитрий второй. Это человек уверял все, что якобы он смог выжить при перевороте и скоро вновь вернется на престол. Но этому человеку не удалось дойти до Москвы, чтобы взять престол. Но он смог пройтись по стране с многочисленными восстаниями, которые подавила красная армия.

В 1613 году на престол был избран молодой дворянин Михаил Романов. И с этой даты закончилась династия Рюриковичей и началась династия Романовых. С одной стороны смутное время завершилось, а с другой нет, так как восстания продолжались.

Период смутного времени играет важную роль в истории России, так как произошло очень много важного, на чем Россия училась долгие годы.

Доклад №2

Российское государство всегда было одним из величайших в мире. Однако подобное величие достается не просто так. За свою тысячелетнюю историю огромная страна прошла немало тяжелых времен, которые в конечном итоге не только не сломили дух русского народа, но сделали его более сильным и стойким. Одним из таких периодов в истории можно считать Смутное время, которое происходило с 1598 года по 1613.

Основной причиной начала Смутного времени можно считать окончание правящей династии Рюриковичей, которая прекратила свое существование со смертью царя Ивана IV Васильевич, известного также как Иван Грозный.  Наследников у покойного царя не оставалось. Сын Федор умер в 1598 году, а младший сын – Дмитрий был убит в 1591 году при загадочных обстоятельствах. На правление политической ареной вышли боярские роды, главой которых был Борис Годунов.

С 1601 по 1603 года на планете произошла вулканическая зима, после извержения вулкана в Перу, в результате чего заморозки случались даже летом. Урожай был крайне скудным и на Руси начался голод, который повлек за собой дезорганизацию народного хозяйства и нарастание разбоя.

В 1604 году объявился человек, который назвал себя чудом выжившим царевичем Дмитрием. Официальная историческая версия придерживается того мнения, что данная персона была самозванцем, который нынче известен как Лжедмитрий I. Политическая ориентация новоприбывшего «царя» была направлена на сближение с польским государством и отречение от православной веры, за что он был убит в ночь с 16 на 17 мая 1606 года. Осуществила это действие группа заговорщиков, которые не признавали законности правления Лжедмитрия. Вслед за убийством, последовало восстание Ивана Болотникова, который верил в убитого царя и хотел наказать виновных в его гибели. Вслед за лидером восстания пошли многочисленные отряды, состоявшие из крестьян, казаков и дворян, которые принимали правление Лжедмитрия. Длилось это восстание на протяжение одного года, пока в 1607 году на политическую арену не вышел Лжедмитрий II, который получил значительную поддержку от тех, кто ему поверил, однако взять центр русского государства, Москву, ему так и не удалось. В Москве на тот момент правил боярин Василий Шуйский, который не признавал права на власть самозванца. После долгих военных тяжб Лжедмитрий II был разгромлен в 1610 году и пропал в неизвестном направлении.

Большая часть сторонников царей-самозванцев перешла на сторону польского короля Сигизмунда III, который уже начал свое наступление на Москву. Пока польское войско захватывало русские земли, в Москве тем временем случился очередной переворот. Василий Шуйский был смещен с должности, а вместо него на трон взошел совет из семи особ из боярских родов, которые запомнились в истории, как «Семибоярщина». Новая власть была лояльно настроена к польским захватчикам, что породило недовольство среди простого населения, что привело народному восстанию, которое возглавляли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. В результате польский король был разбит и изгнан из Руси. В 1613 году, когда народное ополчение победило польское войско, был созван Земский собор, на котором царем был избран боярин Романов Михаил Федорович. Так закончился период Смутного времени, который был тяжелым испытанием для русского народа и продемонстрировал всему миру несгибаемость и силу духа простого русского человека.

7 класс

Смутное время на Руси

Популярные темы сообщений

  • Традиции нашей семьи

    Обычаи и традиции любого народа существует с давних времен. Каждый народ и любая семья чтят свои традиции, которые им передаются от предков. Что же такое обычай – это установленные определенные правила, порядок поведения. А традиция – это

  • Беспозвоночные животные

    Наверное, каждый из нас в курсе, что человек имеет позвоночник. Он выручает нас на протяжении всей жизни. Помогает держать ровную осанку, поднимать тяжести и выполнять различные физические нагрузки. Интересно то, что есть другие живые существа

  • Ростов Великий: Золотое кольцо России

    Ростов- город, входящий в состав Золотого кольца России, он считается старейшим городом золотого кольца. Первое упоминание о нем датируется 862 годом в «Повести временных лет», о нем говорят, как о городе, которым владел Рюрик. В 1151 году,

  • Загрязнении гидросферы

    Гидросфера является водным ресурсом на земле, без которой не было бы жизни на нашей планете. Вода составляет семьдесят процентов нашей земли. Благодаря гидросфере на земле происходит круговорот воды.

  • Древний Китай

    3000 лет до н.э. на текущей с гор реке Хуанхэ был построен Древний Китай. Сначала его называли Чжаньго. На территории развалившегося государства Чжоу велись битвы между народами, князьями. В итоге самые сильные стали править новой страной.

Смутное время (Смутное время, 1598-1613)

Ивану IV наследовал его сын Федор, который был слабоумным. Фактическую власть осуществлял шурин Федора Борис Годунов, боярин. Возможно, самым важным событием царствования Федора было провозглашение Московского патриаршества в 1589 году. Патриаршество стало кульминацией эволюции отдельной и полностью независимой Русской Православной Церкви.

В 1598 году Федор умер, не оставив наследника, положив конец династии Рюриковичей. Борис Годунов созвал земский собор, который провозгласил его царем, хотя различные боярские фракции отказались его принять. Повсеместные неурожаи вызвали голод между 1601 и 1603 годами, и в последовавшем за этим недовольстве появился лидер, который утверждал, что он Дмитрий, сын Ивана IV (на самом деле Дмитрий умер в 159 г.).1). Этот Первый Лжедмитрий получил военную поддержку в Польше и начал поход на Москву. По пути к нему присоединялись недовольные элементы от крестьян до бояр. Историки предполагают, что Годунов выдержал бы кризис, но он умер в 1605 году, в результате чего самозванец вошел в Москву и был коронован после убийства Федора II, сына Бориса Годунова.

Впоследствии Московия вступила в период сплошного хаоса. Смутное время включало в себя гражданскую войну, в которой борьба за престол осложнялась кознями соперничающих боярских группировок, интервенцией Польши и Швеции и сильным народным недовольством. Первый Лжедмитрий и его польский гарнизон были свергнуты, а боярин Василий Шуйский был провозглашен царем в 1606 году. Пытаясь сохранить престол, Шуйский вступил в союз со шведами. Появился Второй Лжедмитрий в союзе с поляками. В 1610 г. польский наследник был провозглашен царем, и поляки заняли Москву. Польское присутствие привело к патриотическому возрождению среди русских, и новая армия, финансируемая северными купцами и благословленная православной церковью, изгнала поляков из Москвы. В 1613 году земский собор избрал царем боярина Михаила Романова, положив тем самым начало 300-летнему правлению Романовых.

Более десяти лет в Московии царил хаос, но институт самодержавия оставался нетронутым. Несмотря на гонения царя на бояр, недовольство горожан и постепенное закрепощение крестьянства, усилия по ограничению царя были половинчатыми. Не найдя институциональной альтернативы самодержавию, недовольные сплотились вокруг разных претендентов. В этот период политика заключалась в том, чтобы получить влияние на самодержца или поставить на трон своего кандидата. Бояре воевали между собой, низшие классы слепо восставали, а иностранные армии заняли Кремль в Москве, что побудило многих признать царский абсолютизм и самодержавие необходимыми для восстановления единства и порядка в Московии.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org
Введите свой адрес электронной почты

Новое Смутное время России

ЛИНИЯ, ОТДЕЛЯЮЩАЯ ПАМЯТЬ ОТ ИСТОРИИ, тонка. Последнее зависит от репортажа, реконструкции и, что неизбежно, домыслов; первый личный, непосредственный и в некоторых случаях драматический. Прошло двадцать лет с момента распада Советского Союза, но мои воспоминания о нем остры. Просыпаемся в Москве на новости 19 августа.военный переворот 91 г. против реформирующегося советского президента Михаила Горбачева; ехал по улице Горького, когда на Кремль обрушились колонны танков, посланных недовольными бескомпромиссными коммунистами, которые утверждали, что захватили власть; разговаривая с танкистами и слыша от нервных срочников, что у них в оружии есть боевые патроны и они готовы их применить. Три тревожных дня на улицах Москвы решались судьбы Европы и мира.

 

После почти десятилетия репортажей из Советского Союза я уже некоторое время знал, что Горбачев перестройка попал в беду. Его либерализационные реформы не принесли пользы ни в политическом плане, ни в продовольственных магазинах страны. Ранее в этом году сторонники жесткой линии Кремля тайно спровоцировали беспорядки в прибалтийских республиках; теперь они шли ва-банк.

 

Их образцом для захвата власти, казалось, было свержение брежневской кликой реформатора Никиты Хрущева в октябре 1964 года. И тогда, и в 1991 году заговорщики действовали в отсутствие вождя в Москве. Оба заручились или пытались заручиться поддержкой силовых министерств — армии, внутренних дел, службы безопасности — зная, что они будут иметь решающее значение в случае борьбы. И оба ухватились за рычаги централизованной власти. Так называемый демократический централизм Советской коммунистической партии, ее сеть административного господства, исходящая из Кремля, гарантировала, что команды сверху приводили к подчинению на местах. Но были различия между 1964 и 1991, которые возникнут по мере развития переворота.

 

Когда я разговаривал с москвичами на улицах, я нашел тех, кто соглашался с лидерами переворота, привлеченными их обещаниями оживить экономику, покончить с дефицитом и восстановить СССР как сверхдержаву. Но было и неповиновение, когда гражданские лица разглагольствовали о войсках или стояли на пути танков.

 

Я наблюдал, как отряд бронетехники окружил здание российского парламента, изрыгая едкий дым, взбивая асфальт на набережной Москвы-реки. Я видел, как москвичи были расстреляны и задавлены бронетранспортерами. И я был свидетелем решающего момента политического театра, когда Борис Ельцин забрался на кузов танка, чтобы призвать русский народ объединиться против переворота.

 

Большое изменение с 1964 года заключалось в том, что русский народ больше не смирился с неизбежностью политического процесса, разыгрываемого теневыми кликами в Кремле. Реформы Хрущева проводились по правилам системы, поэтому система, с сосредоточением абсолютной власти в руках правящей верхушки партии, могла его вытеснить. Но горбачевская политика гласности и информационной открытости поощряла людей высказывать свое мнение в политике, и теперь они были полны решимости сделать так, чтобы их голоса были услышаны.

 

Гласность позволила российскому парламенту Бориса Ельцина стать Аламо демократии. Это было причиной того, что тысячи мужчин и женщин рисковали своими жизнями, защищая его. Я наблюдал, как они сформировали живой щит вокруг здания, и ждал вместе с ними начала атаки. Сторонники жесткой линии отказывались убивать мирных жителей на глазах у мировых СМИ. Они приказали танкам вернуться в казармы; переворот провалился, а его лидеры были арестованы. Вместо того, чтобы восстановить коммунистическую власть, они ее разрушили. Партия была объявлена ​​вне закона, а 19 декабря91, сам Советский Союз прекратил свое существование. Ельцин, оставивший бесспорным правителем независимой России, объявил, что введет свободы западного образца, политический плюрализм и гражданские права.

 

Я был убежден — и говорил тогда в своих докладах, — что в России умерло самодержавие, что столетия репрессий будут сброшены и заменены свободой и демократией. Но я был неправ. В течение следующего десятилетия Россия пыталась превратиться в рыночную демократию западного типа, но вместо этого скатилась к безудержной инфляции, этническому насилию и хаосу. В последующие годы, начиная с 2000 г., этот процесс в значительной степени изменился. Сейчас страна стабильна и относительно благополучна, но демократия и свобода вновь уступают требованиям государства.

 

Наверное, мне следовало знать лучше. В плену московской эйфории я забыл урок истории, что в России за попытками реформ следует возврат к самодержавию — бесконтрольной власти, сосредоточенной в руках одной безотчетной власти. Это случалось так часто в прошлом, что казалось невероятным, что на этот раз все будет по-другому. Лидеры Европы и Америки тоже ошибались. Они послали ловких экономистов из Гарварда наблюдать за переходом России к рынку, радовались поражению коммунизма и считали, что проблема решена. Отныне, заявили они, Россия будет такой же, как мы. Джорджу Бушу-старшему 19 летВ рождественском адресе 91 звучал затаившийся восторг тренера по бейсболу, чья команда выиграла Мировую серию:

 


Счастливого Рождества всем американцам по всей нашей великой стране! За эти последние несколько месяцев мы стали свидетелями исторической трансформации тоталитарной диктатуры Советского Союза и освобождения его народов. На протяжении более сорока лет Соединенные Штаты возглавляли Запад в борьбе против коммунизма и угрозы, которую он представлял для наших самых ценных ценностей. Эта борьба определила жизнь всех американцев. Но противостояние закончилось! Это победа демократии и свободы! Это победа моральной силы наших ценностей! Каждый американец может гордиться этой победой!


 

Послание было ясным: Соединенные Штаты уничтожили самодержавие в России, «американские ценности» восторжествовали, и Москва отныне также будет их перенимать. Зашоренная уверенность в том, что ее лидеров можно просто научить искусству стать хорошими капиталистами, станет отличительной чертой того, как Запад будет относиться к России в течение следующих десяти лет. Но те, кто считает Россию европейской нацией, «подобной нам», упускают суть. Россия всегда смотрела в обе стороны: на демократические, правовые традиции Запада, но в то же время — и с большим количеством этой ДНК в ее составе — на азиатские формы правления, которые она впитала в свои ранние годы. Монгольская оккупация тринадцатого-пятнадцатого веков закрепила коллективистскую модель сильного централизованного государства с соответствующей скидкой на индивидуальные свободы. Рвение, с которым русские принимали сильных правителей, имеет глубокие корни в те далекие времена.

 

Могла ли Россия вместо сегодняшнего возрождающегося авторитаризма стать западной рыночной демократией, подобной нашей? Еще в 862 г. н.э. племена, населявшие земли, известные нам как Россия, призывали к сильной руке диктатуры. «Не было у них закона, — говорят нам древние летописи, — и восстало племя на племя… И пошли они к варягам, которые назывались русами, и сказали им: „Земля наша велика и богата, а там в нем нет порядка. Иди и владычествуй над нами». Вот и пришел князь Рюрик русский навести порядок, и от него русская земля получила свое имя…» Тот же аргумент использовали и последующие правители. Россия так велика и беспорядочна, как провозгласили цари Иван Грозный, Петр Великий и Екатерина Великая, что только кулак централизованного самодержавия может удержать ее вместе. То же самое делал коммунистический режим в двадцатом веке, и то же самое — более осторожно — делал Владимир Путин в двадцать первом.

 

Были времена, когда русский народ восставал против диктатуры. Восстания Стеньки Разина в XVII веке и Емилиана Пугачева в XVIII потрясли царизм, но были подавлены. Когда цари-реформаторы предложили перспективу перемен, она не укоренилась. Александр II освободил крепостных и был разорван бомбой убийцы. В феврале 1917 г. «буржуазная» революция свергла монархию, провозгласила гражданские свободы и провозгласила всенародные выборы в демократический парламент. Но демократия снова была раздавлена, когда Октябрьская революция установила новую диктатуру — ленинскую большевиков.

 

Российская позиция управления по умолчанию — это сильная, централизованная власть, которая не терпит большого сопротивления внутри страны и играет мускулами за границей, а период после 1991 года был одним из тех исторических исключений, которые периодически подтверждали правило. Президент Ельцин представил поддерживаемую США программу демократизации и либеральной экономической шоковой терапии. Но когда контроль над ценами был снят, инфляция достигла четырехсот процентов. Сбережения людей были уничтожены, а идеализм испарился, когда олигархи захватили богатство страны. Процветали коррупция и насилие; заработная плата не выплачивалась, а бездомность и бедность выросли до беспрецедентного уровня.

 

Поэтому, когда Владимир Путин наконец отменил реформы 1990-х годов, россияне зааплодировали. Они хотели порядка и не возражали, если бы Путин приостановил гражданские права, чтобы обеспечить его. Немногие требовали возврата к эпохе Ельцина; Российская либеральная оппозиция сбилась с пути, и самодержавие вернулось.

 

Конечно, заманчиво спросить, не изменится ли ситуация в будущем. С одной стороны, «вертикаль власти» Путина и Дмитрия Медведева не является абсолютной. Есть хотя бы подобие выборов и государство больше не душит экономику. у россиян есть спутниковое телевидение и интернет; они относительно свободно выезжают за границу. Так что преимущества демократии и свободного рынка больше нельзя скрывать. Возможно, глобализация информации и интеграция мировых экономик могут стать факторами, связывающими Россию с политическими и культурными ценностями Запада?

 

Признаки не многообещающие. Экономические неудачи в период с 2008 года стали причиной недовольства, но, хотя некоторые считают народные демонстрации, последовавшие за фальсифицированными парламентскими выборами в декабре прошлого года, российской версией «арабской весны», восстановление авторитаризма Путиным после 2000 года было осуществлено с одобрения людей, не навязанных им. В то время как остальная часть Восточной Европы двигалась к либеральной рыночной демократии, Россия оставалась твердо приверженной централизованному государственническому правлению.

 

В течение почти тысячелетия Россия была расширяющейся империей, управляемой сначала самодержавными монархами, а затем самодержавной партией. Его размеры и мощь были вызовом и предупреждением для соседей. Его правители требовали и получали повиновения от своего народа, который, в свою очередь, находил утешение в необъятности своей земли и богатстве своей культуры. Когда империя рухнула, Россия осталась сморщенной и сломленной, ее лидеры разоблачены как слабые люди, неспособные понимать события, не говоря уже о том, чтобы доминировать над ними.

 

Народная революция 1991 года не привела к свободе. Нынешние хозяйственные бояре украли богатства страны и использовали их, чтобы поддержать шутовского президента. Это было новое Смутное время, закончившееся маленьким, но страшным человеком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *