Доклад по истории язычество: Access to this page has been denied.

Реферат на тему «Язычество и христианство на Руси»

Человек не всегда может объяснить происходящее вокруг него. В наше время необъяснимые явления пытаются понять с точки зрения науки. Но в древности не были известны те факты о мире, которыми располагают современные ученые и потому люди приписывали необъяснимое к действиям сверхъестественных сил — богов.

Оглавление

Введение

1. Славянское язычество

1.1 Истоки и суть

1.2 Влияние язычества на культуру и быт славян

2. Православное христианство

2.1 Истоки и основы религии

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена реферата

2.2 Образ жизни последователя религии

3. Переход от язычества к христианству

3.1 Выбор веры и процесс крещения

3.2 Последствия принятия христианства в жизни славян

Заключение

Список литературы

Введение

Человек не всегда может объяснить происходящее вокруг него. В наше время необъяснимые явления пытаются понять с точки зрения науки. Но в древности не были известны те факты о мире, которыми располагают современные ученые и потому люди приписывали необъяснимое к действиям сверхъестественных сил — богов. Этим божествам поклонялись, приносили жертвы, просили благословения или совета. На основе этих поверий появились мифы — первые представления человека о мире и о его месте в нем. Позже из мифов стали складываться религии. Некоторые в настоящее время являются мировыми, с миллионами последователей по всему миру.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать реферат

Но до всего этого существовало язычество, отличительной чертой которого было то, что в нем существовал целый Пантеон богов, каждый бог в нем отвечал за определенный аспект человеческой жизни (Современные религии монотеистичны — то есть в них имеется лишь одна сверхъестественная сущность, всемогущая и милостивая к своим последователям.

Восточнославянская народность не была исключением. До объединения Руси на территории восточно-европейской равнины существовало множество славянских племен, у каждого из которых были свои божества. Они были похожи от племени к племени, но некоторые обряды могли в корне отличаться. Это разнообразие являлось одним из препятствий для объединения Руси в мощное государство. Помимо сильного лидера и единой письменности необходима была общая для всех религия — для морального и культурного единства. И ей стало христианство.

Согласно историческим источникам, православное христианство на Руси существовало более, чем за сто лет до события, известного нам сегодня как Крещение Руси, произошедшего в 988 году нашей эры. Но до этого момента это были небольшие «очаги» в «океане» язычества. В то время христианство являлось довольно мощной политической и культурной силой на мировой арене.

Первым правителем Руси, принявшим православие, стала княгиня Ольга с группой приближенных бояр. Но официальной религией оно стало лишь спустя 33 года, а народ окончательно принял еще позже.

Цели моего реферата:

1.Проанализировать выбор Владимиром именно православного христианства.

2.Дать общую оценку Крещению Руси и его последствиям.

Задачами моего реферата являются:

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.Подчеркнуть значение принятия христианства

2.Указать на особенности русского православия по сравнению с традиционным Византийским учением.

.Более подробно описать язычество и христианство и их влияние на культуру и быт славян.

1. Славянское язычество

1.1 Истоки и суть

Славянское язычество начало формироваться примерно во 2-1 тысячелетии до нашей эры под влиянием индоевропейской культуры, когда славяне стали из нее выделяться в самостоятельные племена. Перемещаясь и занимая новые территории, славяне знакомились с культурой своих соседей и перенимали определенные черты у них. Так, именно индоевропейская культура принесла в славянскую мифологию образы бога грозы, бога скота и образ матери-земли. Немалое влияние на славянские племена оказали и кельты, которые также обогатили славянский пантеон и, кроме того, принесли славянам само понятие «бог», ранее не использовавшееся. Славянское язычество имеет немало общего с германо-скандинавской культурой, оттуда славяне взяли образ мирового древа, драконов и многих других божеств, которые позднее трансформировались в зависимости от условий проживания и особенностей славянской культуры.

После того, как славянские племена сформировались и начали активно заселять новые территории, уходить друг от друга и разъединяться, трансформировалось и язычество, в каждом племени появились свои особенные ритуалы, свои названия для богов и сами божества. Так, к 6-7 веку религия восточных славян довольно ощутимо отличалась от религии западных славян.

Сначала славяне обожествляли силы природы. К каждой стихии, к каждому явлению был «привязан» свой покровитель. К примеру, Даждьбог — бог Солнца, бог ветров Стрибог, Перун — громовержец и многие другие. Помимо богов — повелителей природы, были так же и божества, покровительствовавшие быту. Ярчайшим примером являются такие боги, как Велес — покровитель скота и Мокошь — покровительница ткачества и прядения.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена реферата

Потом начал развиваться культ предков. Умерших либо сжигали, либо хоронили в земле. Обряд сжигания подразумевал, что после смерти остается жить душа человека, которая могла вселиться другую сущность и помогать оставшимся на земле. При погребении же считалось, что умерший отправляется в подземное царство и продолжает жить там. Как видно из этого примера, у славян даже до принятия христианства существовало такое понятие, как «бессмертная душа».

Третьим, и последним этапом развития славянского язычества является выделение из всех богов верховного — громовержца Перуна, покровителя князя и его дружины, бога войны. Как считают некоторые историки, это являлось началом складывания монотеистической религии, хотя и при этом сохранялись политеистические взгляды. Причем сложился третий этап намного раньше появления христианства.

В представлениях славян также присутствовали такие понятия как рай и ад. Рай находился в Рипейских горах, где рос Великий Вяз, связывающий весь мир, а у его подножия находился Ирий — райский сад, где на деревьях росли вкуснейшие плоды, летали красивейшие птицы. Также описание очень похоже на описание Эдема — так называется рай в христианстве.

Наверное, это в какой-то мере повлияло на выбор князем Владимиром именно православия, как ответвления христианства — оно очень было похоже на тогдашние языческие взгляды славян, а значит, эту религию было проще принять без кардинальных изменений в духовной жизни народа.

1.2 Влияние язычества на культуру и быт славян

Культура Руси складывалась с самого начала как объединение различных других культур, под влиянием разных направлений, стилей, традиций. Это было связано, я думаю, в первую очередь с тем, что через славянские территории пролегал один из наиболее важных торговых путей того времени: «Из варяг в греки». Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. За ярким примером далеко идти не надо. До сих пор в России празднуется множество праздников, пришедших к нам из языческой эпохи. Они тесно переплелись с православием и без некоторых праздников уже и не представить какие — то этапы года по церковному календарю. К примеру — Масленица перед Великим Постом, или же рождественские колядования.

Язычникам были известны многие виды искусств. Они занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играют археологические исследования. Раскопки на территориях древних городов показывают всё разнообразие быта в городской жизни славян. Множество найденных кладов и вскрытые могильники донесли до нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. На диадемах и серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью витиеватого растительного орнамента они могли рассказать о «Кащеевой смерти, о смене времён года, о жизни языческих богов. Неведомые звери, русалки и грифоны занимали воображение тогдашних художников.

Большое значение язычники придавали одежде. Она была не только средством прикрытия наготы, но и несла обрядовое значение. Одежда украшалась изображениями берегинь, роженицами, символами солнца, земли и отражала многоярусность мира. Верхний ярус — небо — сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и так далее.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

К сожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и для нас почти утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и орнаменте языческие мотивы. Это типично для периода двоеверия, когда художник мог изобразить, к примеру, рядом христианского святого и языческого божества.

язычество христианство православное крещение

Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь. Большая часть праздников в нем была завязана с земледельным циклом, что неудивительно, ведь земля была одним из основных источников пропитания славянина.

Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее.

Однако, несмотря на то, что язычество было очень красивой религией, оно, в конце концов, обнаружило свою несостоятельность. Русские князья прекрасно понимали необходимость принятия христианства. Оставаться языческой страной означало изоляцию от всего европейского сообщества стран. Новому государству, с его единым правителем нужна была соответствующая религия.

2. Православное христианство

2.1 Истоки и основы религии

Христианство — это одна из трех так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм и протестантизм. В основе — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение второго лица триединого Божества (Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах (к примеру, исповедь и причастие). Источник вероучения христианства — Священное предание, а главная книга религии — Священное писание (Библия).

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать реферат

Как религия, христианство появилось в первом веке нашей эры в Палестине. Возникла среди иудеев, притесняемых Римской Империей. Основу религии составило мессианство — надежда на спасителя мира от всего плохого в нем. Считалось, что он должен быть выбран и ниспослан на Землю Богом. Именно таким спасителем стал Иисус Христос. Его появление связывают с преданиями из Ветхого завета о приходе в Израиль мессии, освобождающего людей от всего плохого и устанавливающего новый праведный порядок жизни.

Человек в христианстве создан по образу и подобию своего Создателя, обладает бессмертной душой. Главная цель человеческого существования — духовное совершенствование, жизнь по заповедям Божьим. «И каждому воздастся по делам его» — так гласит Священное писание. Это значит, что как человек провел свою земную жизнь, так ему и откликнется посмертная жизнь души.

В представлении христиан, существует два места, куда отправляется человеческая душа после смерти телесной оболочки: ад и рай.

Ад — очень жаркое место, где нет места солнцу, вместо него — пылающие серой озера, освещающие царящий повсюду мрак. Днем и ночью там горит огонь. Именно здесь томятся грешники. Их тела постоянно истязают бесы — верные прислужники Дьявола. Когда — то они были ангелами, но оступились и пошли против Бога, желая занять Его место. Они рвут плоть грешников и поливают их кипящей смолой. Но даже не телесные муки ужасают христиан, а муки душевные. Грешники постоянно слышат голос своей совести, ощущают присутствие Бога, невыносимое для них. Перед их глазами мелькают картины из прошлого, все их плохие поступки, которые они уже не могут изменить.

Рай же — абсолютная противоположность этому ужасному месту. Там вечный покой и умиротворение. В этом месте постоянно день. Деревья в райском саду плодоносят двенадцать раз в год. Река, питающая сад, кристально чиста. В раю обитают души праведных, тех, кто прожил свою земную жизнь по заповедям Господним. Они приобщены к Богу и служат Ему. И не нуждаются праведные в раю ни в чем.

Как я уже говорил, похожие взгляды обитали среди славян задолго до принятия христианства и эти новые понятия синтезировались со старыми.

2.2 Образ жизни последователя религии

В основе христианства лежат десять заповедей, которые гласят:

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена реферата

.Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицом моим.

2.Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

.Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

.Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

.Не убивай.

.Не прелюбодействуй.

.Не кради.

9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Также помимо заповедей, существует список семи смертных грехов, отдаленно перекликающихся с заповедями:

1.Гордость

2.Лакомство

.Блуд

.Обжорство

.Зависть

.Гнев

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.Леность

Чтобы попасть в рай, человек должен быть праведным: соблюдать эти заповеди, исполнять все таинства, поститься, не совершать смертных грехов, и делать это не из чистых помыслов, а не корыстного желания попасть, благодаря соблюдению правил, в сады вечного покоя.

3. Переход от язычества к христианству

3.1 Выбор веры и процесс крещения

Придя к власти, князь Владимир получил в свои руки огромное по территории, но не единое государство. В первые годы своего правления он пытался объединить народ, не прибегая к смене религий, то есть создать единый для всей Руси пантеон языческих богов. При Владимире в Киеве было основано капище, посвященное шести главным языческим богам: Перуну, Хорсу, Даждьбогу, Стрибогу, Семарглу и Мокоши.

Но разность проведения некоторых важных обрядов, как говорилось уже в введении реферата, все равно оставалась большой проблемой на пути морально-культурного объединения народа, да и все передовые на тот момент государства давно отказались от многобожия и перешли к монотеистическим религиям. Чтобы не отставать от соседей и создать прочное единое государство, Владимиру необходимо было принять радикальные меры.

Согласно летописям, князь Владимир долго решал, какую религию выбрать для Руси. Выбор был между православием, католицизмом, исламом и иудаизмом.

Иудаизм Владимир отверг из — за того, что у иудеев не было своих территорий, то есть это была религия слабых людей, неспособных защитить родную землю

Ислам сильно ограничивал в своих догмах в еде и питье. Ответ Владимира по «Повести временных лет» был таков: «…Руси есть веселие пити…»

Католики заявили, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Также католическая вера обязывала проводить богослужения только на латыни, а это означало, что народ просто-напросто не поймет ни слова из священных текстов. Логично, что Владимиру католичество было не выгодно

Православие на фоне всех вышеперечисленных религий выглядело самым лучшим вариантом: ограничения в еде и питье только в пост, богослужения можно вести на родном языке, родина православной церкви — Византия — мощном государстве того времени. Так же не стоит забывать, что с Византийской империей у Руси были налажены торговые связи (вспомнить хотя бы знаменитый путь «Из варяг в греки»), обещавшие после крещения стать еще прочнее.

Но рассказы послов Владимиру показались недостаточным условием выбора веры. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу православного христианства.

Также существует мнение, что этому выбору поспособствовало желание князя жениться на царевне Анне — сестре императора Византии — Василия II, но ни она сама, ни византийская аристократия не могли позволить, чтобы языческий князь — варвар взял в жены православную царевну и они поставили условие, по которому Владимир должен был принять христианство перед женитьбой.

Итак, религия была выбрана. Дальше начался долгий процесс обращения народа в новую веру. Сначала крестился сам Владимир. Существует несколько версий, где крестился князь. По самой распространенной, он обратился в новую веру в Киеве, однако более правдоподобной выглядит версия, по которой это событие произошло в приграничном городе Корсунь (он же Херсонес). По возвращении в Киев, первым делом в водах Днепра были крещены бояре, и лишь затем простой народ. Тех, кто не шел добровольно, сгоняли в реку насильно. Также по Днепру были отправлены вниз по течению разрушенные идолы языческих богов, а на местах капищ были заложены первые киевские храмы. Почти сразу после Киевской земли христианство приняли Новгородская, Черниговская, Белгородская, Владимиро-Волынская, Полоцкая и Переяславская.

Но не везде этот процесс прошел относительно мирно, как в Киеве. Например, в Новгороде народ долго сопротивлялся и в город приходилось вводить войска, при поддержке которых сторонники христианства вместе со священниками обращали новгородцев в новую веру. Но это был, скорее, антикиевский акт, чем антихристианский.

Дольше всех сопротивлялись Ростовская и Муромская земли — вплоть до XII века. Поборники язычества перебирались туда — подальше от ставшей теперь православной столицы Руси. Хотя и в Киеве, несмотря на крещение, многие тайно поклонялись старым богам.

Окончательно язычество на Руси так и не искоренилось, хоть с этим и боролись вплоть до XII века, и оно частично «слилось» с христианством. Этот факт выделяет русское православие от классического.

3.2 Последствия принятия христианства в жизни славян

У этого события имеются как положительные, так и отрицательные стороны.

К положительным можно отнести следующие:

. Славянские земли наконец, помимо простого объединения под рукой сильнейшего, начали объединяться и под духовно — моральным началом. Хоть этот процесс и занял несколько столетий, но начало было положено.

. Церковь подняла значение княжеской власти, борясь со взглядами на князя как на чисто военного главу, которого можно прогнать или даже убить.

. Русь приобщилась к западно-европейской и византийской христианской культуре и традициям.

. Вырос международный авторитет Киевской Руси.

. Церковь повлияла на крепость семейных отношений славян, воздействовала на их нравственность.

. Крещение повлияло и на экономическую жизнь Киевской Руси: укрепились торговые отношения с Византией и некоторыми странами Западной Европы. Как следствие, начало совершенствоваться и увеличиваться сельскохозяйственное производство.

. Произошел толчок в культуре страны: началось строительство каменных архитектурных сооружений, начали развиваться иконопись и письменность. Были переведены на славянский язык многие церковные произведения. Последнее, вкупе со строительством школ при церквях и монастырях, подняло уровень образования славян.

Но также были и негативные последствия:

.Был разрушен целый пласт дохристианской культуры — многие памятники той эпохи были уничтожены.

2.Возникла духовная и культурная изоляция от стран Западной Европы, исповедовавших католицизм, а их в этом регионе было преобладающее количество. В условиях средневековья, когда религия играла определяющую роль в сознании людей и межэтнических контактах, это имело колоссальное значение. Поэтому основной сферой культурных контактов Руси становится достаточно узкая группа православных стран и народов — Византия, сербы, болгары, молдаване и валахи (предки современных румын), грузины. Когда же в XV веке Византия, а еще раньше — практически все другие православные народы были на много веков завоеваны турками, Русское государство очутилось единственным независимым в мире из православных стран, после чего изоляция еще более усилилась. Это — одна из коренных особенностей, способствовавших складыванию иного социокультурного уклада, по сравнению с большинством стран Европы.

Но в целом, принятие христианства оказало, скорее, благоприятное влияние на Русь, так как позволило выйти ей как государству на новый политический уровень, а среди народа поднять моральные и культурные ценности.

Заключение

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Итак, какой же вывод можно сделать из всего реферата?

Православное христианство очень органично влилось в русскую культуру и слилось с тогдашними языческими представлениями славян о мире, образовав совершенно обособленную религию, которая не была похожа на стандартное православие византийского толка. Я бы даже сказал, что русское христианство можно назвать еще одним ответвлением христианства, так как лично мне неизвестны другие религии, где бы так прочно были связаны языческие пережитки с современными религиозными обычаями. Это выражается, как я уже говорил, к примеру, в праздновании некоторых откровенно языческих праздников, но с уже внесенными поправками на принятое христианство. Тот же праздник Масленицы празднуется перед Великим Постом. Многие до сих пор празднуют ночь Ивана Купалы — самую короткую ночь в году и в церковных представлениях этот праздник ассоциируют с Рождеством Иоанна Крестителя. Во время празднования Рождества люди ходят среди домов и поют колядки — также пережиток язычества, но на православный манер — тексты коляд завязаны на рождении Спасителя. Образы некоторых языческих богов тесно связались с православными святыми.

Не стоит забывать и о политическом влиянии принятия христианства для Руси — началось активное сотрудничество в развитыми странами того времени, которые на тот момент были уже христианизированы. Начался культурный подъем страны — развивались книгописание и каменное строительство, увеличилась торговля и приток специалистов. Все это вкупе подняло уровень жизни славян.

Я считаю, что князь Владимир принял правильное решение, отказавшись от язычества, которое на тот момент уже начало показывать свою неконкурентоспособность по сравнению с новыми религиями. И выбор православия не был случайным — этому способствовали и схожие представления религий о мире, и политический статус православия, и то, что оно на момент принятия уже было частично распространено на Руси.

В целом этот переход положительно сказался на будущем развитии Руси, хотя и не без своих минусов — постепенно церковь отделилась от светской власти и стала обладать огромной силой на внутриполитической арене. Также, благодаря тогдашним правителям, она получила огромные земли, с которых собирался большой налог — это превратило церковь в крупного феодала с огромным золотым запасом, а как известно, влияние церкви на политику очень редко сказывается положительно на общей картине. В будущем России церковники оказали большое влияние на ее развитие.

Список литературы

1.<http://historynotes.ru/yazychestvo-slavyan/>

.https: // ru. wikipedia.org/wiki/Славянское_язычество <https://ru.wikipedia.org/wiki/Славянское_язычество>

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена реферата

. <http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1568941-kak-opisyvaetsja-raj-i-ad-v-biblii.html>

.<http://elhow.ru/ucheba/opredelenija/a/chto-takoe-ad>

.<http://elhow.ru/religija/religioznye-ponjatija/chto-takoe-hristianstvo>

.http://to-name.ru/historical-events/hristianstvo. htm <http://to-name.ru/historical-events/hristianstvo.htm>

.http://ruspravda. info/Iriy-v-slavyanskoy-mifologii-1908.html <http://ruspravda.info/Iriy-v-slavyanskoy-mifologii-1908.html>

8.http://history-forum.ru/viewtopic. php? t=879 <http://history-forum.ru/viewtopic.php?t=879>

.<http://perstni.com/magazine/history/yazichestvo-drevnih-slavyan.html>

Язычество в Древней Руси | Презентация к уроку по истории (6 класс) по теме:

Муниципальное образовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа

Язычество в Древней Руси

План-конспект занятия.

История мировых религий.

5-6 класс

Учитель: истории и обществознания

 Калиниченко Н. Н.

2009-10 учебный год.

С. Липовка

Тема: «Язычество в Древней Руси»

Тип занятия: комбинированное.

     Цели:

— продолжить знакомство учащихся с жизнью восточных славян;
— познакомить школьников с религией древних славян, языческими праздниками, обрядами, верованиями;
— воспитывать чувство уважения к истории России

Оборудование: компьютер, проектор; презентация «Язычество в Древней Руси»; рисунки учащихся, доклады учащихся, словарь на доске: пантеон, язычество, Ярило, Перун, Сварог, Даждьбог; кроссворд, пословицы.

    План.
1. Верования восточных славян.
2. Языческие праздники и  обряды восточных славян.
3. Игры: дописать пословицу, разгадать кроссворд.

     Ход занятия:

  1. Вступительное слово учителя:

Древнему славянину казалось, что каждый дом в деревне находится под покровительством духа, приглядывавшего за скотиной, оберегавшего огонь в очаге и по ночам выходившего из-под печки полакомиться приношением, оставленным ему заботливой хозяйкой. Каждое живое существо, соприкасавшееся с человеком, было наделено особыми чертами. Петух… точно отмечал время, волки оборачивались в колдуны… медведь – сильное животное.

     2. Презентация «Языческие праздники и обряды»

Работа со слайдами.

Слайд 1. Язычество – это многобожие, «поли» — много, «теос» — бог,     «политеизм».

     — Вспомните, у каких народов существовали подобные религиозные верования?

 Сегодня мы познакомимся с пантеоном славянских богов. Напомню вам, что слово «пантеон» означает список славянских богов.

Внимание на экран!

Слайд 2.  Сварог – бог неба и небесного огня.

Слайд 3.  Даждьбог – бог солнца.

Слайд 4.  Велес – покровитель скотоводства.

Слайд 5.  Ярило и Купала.

Слайд 6.  Перун – бог молнии, грома, покровитель воинов.

Слайд 7.  Низшие духи славян: они играли важную роль в жизни      восточных славян в древности. Они был добрые и злые.

Банник – дух бани.

Слайд 8 – 14: работа обучающихся:  сообщения.

Слайд 8. Домовой – хозяин дома

Слайд 9.  Водяной – хозяин водоёмов.

Слайд 10.  Русалка – дух в облике женщины, живущей в воде. Берегиня, спасающая утопающих.

Слайд 11.  Кикимора – злой дух в облике женщины, появляющийся в доме.

Слайд 12. Леший – лесовик. Власть ограничивается лесами. Его жилище – густые камыши и лесные чащи.

Слайд 13. Коляда – языческий народный праздник, отмечаемый под Рождество (с вечера 28 декабря по 6 января)…

Слайд 14. Масленица – неделя, разделяющая в славянском народном календаре окончание зимы и приход весны. Широко отмечается у русских и сегодня.

  1. Игры:  1. Дописать пословицы и поговорки

— Всякий дом хозяином …(держится)

— Дом вести – не лапти… (плести)

— Не красна изба углами, красна …(пирогами)

— На что и клад, коли в семье… (лад)

— Вся семья вместе, так и … (душа на месте)

— Русский человек без … не живёт (родни)  

                 2. Кроссворд.


Список используемой литературы:

  1. Школьная энциклопедия. 2003 год.
  2. CD «Энциклопедия истории России. 862-1917»
  3. Б.А. Рыбаков. «Язычество в Древней  Руси».
  4. Рабочая тетрадь по истории России с древнейших времён до конца 16 века.
  5. Традиции русского дома: настольная семейная книга. – Н.-Новгород: «Нижполиграф», 2003г – 288 с.: ил.
  6. В.М. Соловьёв История России. «Белый город» «М».2003

древних корней, исторические вызовы | Проект плюрализма

Хотя древние языческие религиозные практики, включая поклонение божествам и сезонные ритуалы, на протяжении тысячелетий были синкретизированы с христианскими и другими религиозными традициями, колдовство было объявлено вне закона и преследовалось в Европе и Америке раннего Нового времени. Череда обвинений в колдовстве и расследований с применением пыток привела к гибели тысяч, если не миллионов.

Скачать (PDF)   Дополнительный контент

Посмотреть полный альбом

На протяжении всей истории человечества божествам, связанным с человеческим, животным и растительным плодородием, поклонялись во всем мире. Некоторые ученые и многие язычники считают, что «коренная религия» человечества — религия, из которой в конечном итоге развились все остальные религии — должна была быть основана на плодородии и природных циклах, знание которых было необходимо для выживания. Небольшая статуэтка, известная как Венера Виллендорфская, названная в честь области Австрии, в которой она была найдена, датируется 30 000 годом до нашей эры. Язычники часто видят в его большом женском теле символ богини изобилия, и копии этой статуэтки можно найти на многих языческих алтарях.

Ранние сельскохозяйственные общества возникли в эпоху неолита, начиная примерно с 10 000 г. до н.э. Язычники, основанные на природе, обращаются к доисторическим и историческим сельскохозяйственным обществам в поисках мифов и ритуалов, укрепляющих их отношения с землей. Ритуалы рождения и смерти, посадки, сбора урожая и благодарения являются одними из самых древних известных человеческих религиозных выражений и часто включают пение, танцы и пиршество. На Западе христианству предшествовали практики, связанные с жизненным циклом и временами года; например, в Англии и Ирландии каменные круги, ориентированные на астрологические и солнечные события, были построены и, вероятно, использовались в богослужении уже в третьем тысячелетии до нашей эры.

Язычники также обращаются к древним религиям за альтернативными ценностями и связанными с ними божествами. Для некоторых многобожников-язычников боги являются образцами забытых добродетелей, таких как честь (уважение и социальный статус, полученные благодаря эффективному лидерству) или чувственность (способность получать удовольствие от физических удовольствий и особенно делиться этим удовольствием). Для других боги связаны с природными силами, такими как созидание и рост, или с человеческими процессами, такими как торговля, общение, дипломатия или обучение. Язычники-многобожники чтят своих богов в надежде, что более глубокие отношения помогут им стать более эффективными в жизни, а также ради радости самих отношений.

Такие язычники часто черпают мифы, образы и ритуальные практики из древних религий Греции, Египта, Месопотамии, Ирландии и других стран или из современных политеистических традиций, таких как индуизм или афро-карибские религии.

После того, как христианство пришло к власти в Римской империи в 4 веке нашей эры, нехристианские религии были постепенно объявлены вне закона на землях, контролируемых империей. Однако христианство, похоже, сосуществовало с местной политеистической религией в деревнях и сельской местности на протяжении многих веков. Языческие практики были синкретизированы или объединены с христианскими. Популярные местные праздники и святые дни были адаптированы к христианству, а некоторые богини и боги постепенно вошли в мир христианских святых. Хотя ирландская святая Бригитта (основанная на богине Бригид) является самым известным примером этого синкретизма, вероятно, наиболее влиятельной частью христианско-языческого синкретизма было включение эллинистических образов Исиды в почитание католической Марии; изображения Марии и младенца Иисуса до сих пор напоминают изображения Исиды и младенца Гора.

Некоторые местные религиозные святыни были разрушены, но другие были преобразованы в христианские места отправления культа путем строительства вокруг них церквей. По мере того, как Римско-католическая церковь набирала силу на Западе, она пыталась остановить то, что не могла ассимилировать; местные религиозные обряды были вытеснены из общественной сферы, хотя некоторые из них, должно быть, продолжались в частном порядке и тайно.

Ученые скептически относятся к тому, что какая-либо организованная местная европейская религиозная практика продолжалась до средневековья. Однако сохранились истории о богинях и богах — иногда как истории о святых, — как и сезонные фестивали и народные магические практики плодородия и исцеления. Среди образованной элиты практиковалась и «высокая» магия, предназначенная для контакта с ангелами, демонами и духами. Многие, возможно, даже большинство из этих практикующих считали себя христианами, хотя некоторые, несомненно, возмущались контролем церкви. Христианские власти в попытке сохранить доктринальный и политический контроль (или, возможно, из искреннего страха перед местными верованиями) начали ассоциировать фрагменты древних религий со злонамеренным «колдовством».

Рогатые боги плодородия, которые появляются в древнегреческой и европейской религии, мутировали в христианского Дьявола, а практики народной магии и колдовства были смешаны с ересью и сатанизмом. Истории о обнаженных ведьмах, тайно танцующих в лесах, занимающихся разнузданным сексом и использующих магию, чтобы отомстить своим врагам , возбуждали средневековых европейцев, многие из которых прожили короткую, запрещенную жизнь, наполненную тяжелым физическим трудом и небольшими удобствами.

В 14 веке колдовство стало определяться как преступление ереси, наказуемое смертью. Рубрика колдовства включала широкий спектр практик, в том числе народное целительство и травничество, используемые акушерками. Женщины-целительницы были особенно уязвимы для обвинений в колдовстве. В периоды Средневековья и Возрождения медицина находилась в процессе профессионализации, за исключением практикующих женщин. В конце концов, даже практика акушерства, долгое время принадлежавшая женщинам, была признана незаконной, если акушерка не имела формального институционального образования, однако доступ к этим учреждениям был доступен только мужчинам. Использование женских целебных навыков, часто единственных доступных для сельской бедноты, было объявлено вне закона.

Обвинения в колдовстве предъявлялись женщинам и мужчинам, иногда по политическим мотивам, а иногда из страха перед сатанинским влиянием. Инквизиторы и охотники на ведьм посещали сельские общины в поисках ереси и колдовства. В некоторых жители не смогли защитить своих соседей от обвинения и казни; в других, однако, жители воспользовались истерией ведьм, чтобы ложно обвинить своих врагов. Для получения признаний использовались методы пыток, в результате чего многие обвиняемые описывали ужасные действия и обвиняли своих соседей, чтобы остановить боль. Оценки числа людей, казненных за колдовство в течение этих столетий преследований, варьируются от сотен тысяч до миллионов.

Колонисты-пуритане также принесли с собой веру в колдовство, когда перебрались в Новый Свет. В американских колониях 17 века произошел один значительный всплеск преследований колдовства: в 1692 году в Салеме, штат Массачусетс, двенадцать женщин и семь мужчин были повешены как ведьмы, и многие другие были заключены в тюрьму, некоторые на годы.

С тех пор семьи казненных добивались юридического освобождения своих предков от правонарушений, причем последние шестеро были официально реабилитированы только в 1957.

Традиции, тексты и ценности

Принимая языческое прошлое | Язычество: очень краткое введение

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЯзычество: очень краткое введениеОчень краткое введениеАльтернативные системы верованийИстория религииКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЯзычество: очень краткое введениеОчень краткое введениеАльтернативные системы верованийИстория религииКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Дэвис, Оуэн, «Принятие языческого прошлого», Paganism: A Very Short Introduction , Very Short Introductions (

Oxford

, 2011; онлайн-издание, Oxford Academic, 24 сентября 2013 г. ), https://doi.org/ 10.1093/actrade/9780199235162.003.0006, по состоянию на 17 марта 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЯзычество: очень краткое введениеОчень краткое введениеАльтернативные системы верованийИстория религииКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЯзычество: очень краткое введениеОчень краткое введениеАльтернативные системы верованийИстория религииКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Хотя эпоха Возрождения была связана с интеллектуальным принятием языческой древности, «Принятие языческого прошлого» утверждает, что дохристианские формы поклонения не возрождались.

Романтизм 18-го века заключал в себе обновленное художественное и эстетическое увлечение классическим языческим миром. В 19 веке эволюционная теория придала новое значение «языческим» верованиям и практикам, обнаруженным за границей. Вдохновленные сравнительным подходом и теорией пережитков, «мифоритуалисты», такие как Фрэзер, верили в неразрывную связь между древними мифами и примитивными ритуалами — обычно жертвоприношениями. Мишле утверждал, что обвиняемые и казненные за колдовство в Европе средневековья и раннего Нового времени были преследуемыми представительницами языческого женского культа плодородия.

Ключевые слова: антропология, Чарльз Дарвин, масонство, Богиня, Индуизм, Иудаизм, магия, романтизм, священный, Шотландия, Поклонение Солнцу антропология, Чарльз Дарвин, масонство, Богиня, Индуизм, Иудаизм, магия, романтизм, священный, Шотландия, Поклонение Солнцу

Предмет

История религии Альтернативные системы верований

Серия

Очень краткое введение

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Вход через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *