Доклад о культуре византии 6 класс: Ошибка 403 — доступ запрещён

Содержание

Реферат на тему «Византийская культура»

План.

Введение.

Основная часть.

1.     Византийская история и ее основные этапы.

2.     Место церкви в византийском обществе.

3.     Культура Византии. Философия. Искусство. Литература.

4.     Россия и Византия.

Заключение.

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Одним из важнейших центров средневекового искусства была Византия — государство, образовавшееся в 395 году на месте Восточной Римской империи и просуществовавшее до 1453 г. Византийское искусство — важная ступень в развитии средневековой мировой и европейской художественной культуры. Варварские нашествия не затронули Византию в такой степени, как Западную Европу. Здесь сохранились античные формы быта и хозяйственного уклада, уже исчезнувшие на Западе.

Константинополь, Александрия, Антиохия, Эфес по своему облику оставались эллинистическими городами. До VII века существовал народный античный театр. Античная традиция ярко проявляла себя и в искусстве: в центре внимания византийского художника, как и в античности, стоял человек, воплощенный в образе христианского бога и святых. В его изображении сохранялись правильные пропорции фигуры, тонкая пластика форм, точный рисунок.

Содержание византийского искусства отражало религиозно-философские воззрения формирующегося средневекового общества. Пассивная созерцательность, которая, согласно философии восточного христианства, открывала путь к познанию Бога и заключала в себе наивысшую гармонию, выражалась в неподвижной сосредоточенности образов. Унаследованные от античности проницательность и поэтическое восприятие проявлялись в раскрытии тончайших оттенков человеческих чувств.

В Византии, где император совмещал светскую и религиозную власть, искусство, обращающееся ко всем подданным, играло важную роль в создании этических идеалов, объединяющих религиозные, государственные и личные начала.

 

 

 

Основная часть.

1.     Византийская история и ее основные этапы.

Византия – это государство 4- 15 веков, образованное при распаде римской империи, в ее восточной части. Столица – Константинополь. Население – греки, сирийцы, конты, армяне и др. Основной язык – греческий.

         В 4 – начале 7 веках в Византии стал складываться феодализм ( при сохранении до 7 века рабовладения).

         К особенностям византийского феодализма можно отнести: сохранившиеся в раннее средневековье города как центры ремесла и торговли, централизованный государственный аппарат и налоговая система, отсутствие сословной замкнутости господствующего класса, развитой вассальской системы, непрочность торгово-ремесленных корпораций, сельской общины, городской коммуны.

         Наибольшего территориального расширения Византия достигла в 6 веке при Юстиниане, превратившись в средиземноморскую могущественную державу. Завоевания 7 – середины 9 веков арабов, славян свели ее территорию в основном к части Балканского полуострова и Малой Азии. Захват в 1204 году участниками 4-го крестового похода Константинополя привел к падению Византийской империи, основанию латинской империи, а не на завоеванной крестоносцами территории – греческих государств —  Микейской, Трапезундской империи, Эпирского государства.

         Византийская империя была восстановлена Михаилом VIII в 1261 г., взятие в 1453 г. Константинополя турецкими войсками положило конец Византии.

         В истории византийской империи четко вырисовываются три периода в соответствии с ее внутренним развитием и той ролью, которое это государство играло в международной жизни средневековья.

         Первый период охватывает три с половиной столетья с 4-го до середины 7 века. В эту эпоху Византия преемница римской империи, изживала рабовладельческие античные порядки.

         Второй период начинался с середины 7 века и продолжался до начала 13 века. Византия в это время стала по преимуществу греческим, а в 11-12 вв. греко-славянским государством. Для социально-экономических отношений этой эпохи характерно преобладание деревни в жизни общества. Идет процесс укрепления уже сформировавшихся феодальных институтов.

         Последний период истории Византии связан с латинским завоеванием и раздроблением империи на отдельные государства, он отмечен неравной борьбой с могучей Османской империей, трагически завершившийся в середине 15 столетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Место церкви в византийском обществе.

Особый облик общественной и культурной жизни в Византии придавали своеобразные черты, присущие восточному христианству и византийской церкви. Между восточно-православной и западно-католической церквями уже давно наметились существенные различия. Окончательны раскол произошел после завоевания Византии крестоносцами, когда католическая церковь попыталась провозгласить папскую супремацию на Востоке, но натолкнулось на решительное сопротивление как греческого духовенства, так и широких масс населения. В последующие столетия церковные разногласия переросли в открытую вражду.

В Византии церковь не имела той экономической и административной авторитарии, какая сложилась в западной Европе. Православная церковь и экономически и политически в большей степени чем католическая, зависела от государства, от имперских пожалований, теснее была связана с централизованной государственной системой. В Византийской империи православные иерархи не претендовали на главенство над могущественной светской властью. Если на Западе папа пользовался непререкаемым моральным авторитетом и огромной реальной властью, то на Востоке церковные соборы стояли выше патриархов и лишь они являлись создателями церковных канонов, да и сами они подчинялись светской власти.

В Византии грань между духовенством и мирянами не была столь резкой, как на Западе.

На Западе господствовало учение о том, что спасение человека зависит от деятельности особой организации – церкви, в руках которой находится и оценка заслуг верующего, и отпущение его грехов. Восточное христианство отличалось большим индивидуализмом, отводило важную роль в спасении человека индивидуальной молитве, и через ее посредство допускало мистическое слияние с Божеством.

Между восточной и западной церквями довольно резко обозначились расхождения, касающиеся церковной обрядности. Эти различия складывались в течении веков и явились не только результатом догматических несогласий, но символическим выражением церковных традиций, на которые оказывали воздействия локальные обычаи, принятые в церковном ритуале той или иной местности. Языковые различия и территориальная разобщенность усугубляли эти расхождения.

Византийский монастырь как особая социальная группа в отличие от западноевропейского предоставлял монаху больше свободы в выборе образа жизни, вида аскезы и индивидуального пути спасения, что не исключало хозяйственной и административной зависимости монастырей от государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Культура Византии. Философия. Искусство. Литература.

Поскольку кризис рабовладельческого общества в Византии не принял таких форм, как в Западной Римской империи, то это определило сохранение античных традиций в развитии византийской философии. В период Раннего Средневековья в IV—V вв. в Византии был распространен неоплатонизм, представлявший сочетание стоического, эпикурейского и скептического учений с философией Платона и Аристотеля. Наиболее известными представителями этого направления были Прокл (410—485) и Иоанн Филопон, или Грамматик (VI— VII вв.). Большинство сторонников неоплатонизма использовали его для обоснования христианства. Некоторые из них были последователями Аристотеля. Однако использование системы Аристотеля осуществлялось с изъятием из нее наиболее прогрессивных элементов, что особенно проявилось во взглядах Грамматика.

В конце VI — начале VII вв. в Византии отход от рабовладения и утверждение феодальных отношений сопровождались мистическими настроениями в среде господствующих классов. В оформлении мистических учений крупную роль сыграл Максим Исповедник (580-662).

Эпоха Раннего Средневековья стала для Византии временем борьбы различных философских взглядов и приспособления их к интересам нарождавшегося феодального общества. Большое значение имел конфликт иконоборцев и иконопочитателей, вылившийся в религиозное движение в VIII—IX вв. Одним из вождей иконопочитателей был Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ок. 754), автор труда «Источник знания». Первая часть этого произведения — «Диалектика» — стала основой всей средневековой схоластики. Торжественное восстановление в 843 г. иконопочитания празднуется Восточной церковью.

Начало Средневековья явилось завершающим этапом литературы рабовладельческого общества. Хотя в этот период христианство утверждалось повсюду, античные традиции были еще сильны во всех областях идеологии, особенно в поэзии. Светские поэты того времени пересказывают античные мифы, используют античные принципы стихосложения. При этом античная метрика используется и церковными поэтами. Вместе с тем поэты отдают дань евангельским сюжетам.

Поскольку памятников фольклора не сохранилось, то о народном творчестве и его особенностях судят по церковной литературе того времени. Церковь, старавшаяся закрепить свою победу над язычеством, использовала народные верования, язык и песни, т. е. церковная поэзия пользовалась народным языком. Сложился стихотворный размер, получивший название народного стиха. Лириком этого периода был Роман Сладкопевец, писавший народным языком, размером, близким народным песням, его гимны стали популярны в православной церкви. Его считают самым крупным поэтическим дарованием Византии.

Появились эпические песни о борьбе с внешними врагами, прославлявшие героизм защитников своей земли. На их основе впоследствии была написана феодальная поэма о Дигенисе Акрите. Борьба народных масс против феодальной эксплуатации находила отражение в устном творчестве. Сохранились обрывки так называемого животного эпоса, формой которого народ пользовался для сатирического изображения господ.

Период VII—IX вв. характеризуется резким сокращением количества сохранившихся литературных памятников, а также ослаблением античной традиции. Сокращение письменных литературных источников объясняется не одичанием Византии, а острой классовой борьбой, происходившей в период становления феодализма и сопровождавшейся религиозным изуверством. В связи с окончательной победой православия сохранилась практически только богословская литература. Ее представляли: Косма Магомский (VIII в.) — один из крупнейших церковных песнопевцев, Иоанн Дамаскин, приобретший также славу канонами. Столпом иконопочитания был Феодор Студит (759—826) — автор канонов, гимнов и эпиграмм из монашеской жизни. К этому времени изменились формы религиозных произведений, в том числе песнопений. Гимн сменился каноном, отличающимся манерностью, искусственностью, далеким от языка и ритма народных песен.

Но не прекращалось и светское поэтическое творчество. Особенно важное значение имеет так называемый «Мириобиблон» (греч. множество книг), состоящий из своего рода аннотаций к 280 античным и ранневизантийским произведениям с комментариями. «Мириобиблон» — своеобразная энциклопедия с элементами хрестоматии. Автором этого сборника был патриарх Фотий (ок. 810 или ок. 820—890). Служение церкви он сочетал с плодотворной деятельностью просвещенного мецената, покровителя наук и искусств, поклонника и знатока античной культуры. «Мириобиблон» включает труды по философии, богословию, медицине, сочинения историков и любовные романы, описание путешествий и ораторские произведения. Ценность труда Фотия неизмеримо возрастает, поскольку многие ныне утраченные сочинения античных авторов дошли до нас лишь из этого труда. Критические оценки Фотия считаются первым примером литературной критики в эпоху Средневековья. Это светское течение византийской литературы отличает ее от целиком богословской литературы Запада.

Народное творчество этого периода испытало влияние славянской колонизации. Ряд пословиц, поговорок прочно вошли в быт византийцев из славянского фольклора.

Искусство Византийской империи в силу исторических особенностей развития страны было сложным. В формировании и развитии искусства большую роль сыграли различные народы, населявшие империю.

Представления о священном характере политической организации государства отразились в искусстве Византии и определили подавляющее преобладание религиозной тематики и отвлеченный характер искусства. В то же время развитие искусства сочеталось с греко-римскими художественными традициями, широко вошедшими в качестве наследия в культуру Византии.

Наивысший расцвет искусства Византии приходится на время правления императора Юстиниана (482 или 483—565), когда империя достигла размеров, почти равных старому Римскому государству. При Юстиниане византийское искусство приобретает полную самостоятельность. Искусство отразило в своих образах государственные и религиозные идеи, а также богатство Византийской империи. Своеобразие официального искусства времени Юстиниана — это показ дворцовой жизни как пышного церемониала, театрально-торжественного культа. Во дворце Халкэ в Константинополе был создан цикл мозаик, в которых изображены военные триумфы византийских полководцев.

К числу выдающихся памятников середины V в. относится мавзолей Галлы Плакидии в Равенне. Это усыпальница византийской принцессы, дочери императора Феодосия. Усыпальница с куполом (относится к восточному типу сооружений) имеет массивные формы, у нее непроницаемые стены, низкие коробовые своды, сохраняющие склепный полумрак. В то же время стены этой усыпальницы украшала внизу драгоценная мраморная облицовка самых нежных оттенков. Верхняя часть стен сверкает мозаиками с пышным растительным орнаментом. Над входом в усыпальницу — мозаика, выполненная в светлых тонах с изображением Христа в образе пастуха среди овец на фоне пейзажа. В центре купола — символический крест, на стенах — фигуры мучеников на голубом фоне выделяются ясными силуэтами и похожи на древних учителей-философов. Таким образом, в усыпальнице Галлы Плакидии основы античного художественного мировоззрения еще не вполне были преодолены.

В столице Византии, в Константинополе, оформился выдающийся единый архитектурный ансамбль: Ипподром, Большой дворец с полом, выложенным мозаиками, и центральное здание города — храм святой Софии(строился в 532—537). Это главный памятник не только этой эпохи, а всей византийской истории. Ипподром был не только местом спортивных состязаний, но и единственным местом, где народ мог общаться с правителями.

Храм Софии выстроен малоазиатскими архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Затем здание было уничтожено огнем и вновь возведено на одном из холмов Константинополя. По форме это купольная базилика: основной художественный замысел раскрывается в интерьере собора, представляющем собой квадратный в плане зал, увенчанный колоссальным, как бы парящим в воздухе куполом. Диаметр купола 31,4 м. К этому куполу с двух сторон примыкают постепенно повышающиеся полукупола. Стены облицованы мраморными плитами разных цветов и мозаиками. Особенность художественного оформления храма — сочетание пышности с ощущением безграничности пространства. Своими размерами и смелостью строительных приемов этот храм превосходит все другие здания. Поражает храм Софии и художественным совершенством — слитыми воедино двумя типами раннехристианской архитектуры — купольным и продольным. В то же время это целое многообразно по значению. Купол содержит героическое, имеет космическое значение подобия мира, но вместе с тем осеняет место собрания общины, т. е. живых людей. Считается, что ни в одном здании древности величие мира не давалось в таком соотношении с человеческим, как в Софии.

Наряду с созданием крупных городских центров развивались местные художественные традиции, благодаря чему находили выражение национальные особенности. Памятники архитектуры создавались в монастырях и селениях Сирии, Малой Азии, Египта.

Одновременно со сложением ранневизантийского храма складывается стиль стенной живописи. Ее излюбленной техникой стала мозаика, берущая истоки в античности. Византийские мозаичисты пользовались всем богатством красочного спектра. В их палитре нежноголубые, зеленые и яркосиние краски, бледнолиловые, розовые и красные разных оттенков. Наибольшей силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен смальты с золотым фоном. Византийцы любили золото: оно имело для них значение и как символ богатства и роскоши, и как самый яркий из всех цветов.

Для Византии светское искусство было редкостью. В мозаиках церкви св. Виталия (Сан-Витале) в Равенне выделяются две сцены: на одной представлены император Юстиниан и епископ Максимиан в сопровождении свиты, на другой — жена Юстиниана, императрица Феодора. Перед нами яркая галерея образов придворных — выразительны их портреты. И если молодой император несколько идеализирован, то второстепенные персонажи как бы выхвачены из жизни: у епископа щетинистые редкие волосы, у монаха костлявое, жилистое лицо и взгляд фанатика, у придворного тупое и заплывшее жиром лицо.

Портретные образы в равеннской мозаике претворены в торжественную процессию — в ней император приобщается к неземному величию. Император занимает центральное положение. В легком повороте его фигуры и направлении рук у него и его спутников выражен духовный порыв — фигуры не ступают по земле, а как бы парят, проплывают. Этому впечатлению содействуют стройные, чрезмерно вытянутые пропорции фигур. Византийский мастер прежде всего стремился выразить богоподобный характер императорской власти.

В Никее сохранилась фреска, известная как «Никейские ангелы». Перед нами образ ангела — полубога-получеловека. У ангелов тяжелые парчевые одежды императорских телохранителей. Фигуры застывшие, мало выразительные, но лица исполнены удивительного обаяния. По оценке искусствоведов, эти мозаики с недавно раскрытыми мозаиками храма Софии в Константинополе — самые возвышенные из всех известных созданий ранневизантийской живописи. Своей жизненностью «Никейские ангелы» не уступают лучшим античным портретам: нежный овал лица, открытый лоб, свободно откинутые волосы, большие глаза, удлиненный нос и маленькие губы. Все это претворено в образ одухотворенной красоты.

К VII в. относятся мозаики церкви св. Димитрия в Солуни. По сравнению с описанными выше никейскими и равеннскими мозаиками они уже представляют другой художественный мир. Хотя лица сохраняют портретные черты, вся композиция как бы застыла: неподвижны все фигуры, не связаны друг с другом, симметричны — это и юный святой с огромными, расширенными глазами, и оба дарителя, и представители светской и духовной власти — епископ, префект. Персонажи лишены лирического подъема, они почти идолы, предметы суеверного поклонения. Их фигуры напоминают каменные столбы — византийское искусство как бы возвращается к самой первоначальной стадии.

Отмеченная противоречивость ранневизантийского искусства подготовила возникновение иконоборчества — социально-политического и религиозного движения в Византии в VIII—IX вв., направленного против культа икон. В искусстве борьба выразилась в отрицании правомочности священных изображений, т. е. икон, а также в уничтожении иконоборцами памятников церковного искусства. В своих произведениях иконоборцы развивали нерелигиозные мотивы: в храмовых росписях изображали птиц, животных среди растительности, архитектурные мотивы; в светских зданиях-дворцах мозаиковые росписи прославляли победы императоров или изображали придворные церемонии.

Победа иконопочитателей означала поражение художественного свободомыслия и дальнейшее подчинение искусства церкви. Пятьдесят лет иконоборчества глубоко отразились в жизни византийского общества. Только в 787 г. в Никее, а не в столице собрался Седьмой Вселенский собор, на котором был сформулирован и провозглашен догмат об иконопочитании.

Непревзойденный образец монументального искусства Византии середины IX в. — мозаика Софии Константинопольской. Величественная, сидящая в спокойной позе огромная фигура Марии с младенцем на руках — воплощение возвышенной одухотворенности. Стоящий рядом архангел Гавриил поражает сходством с ангелом, он воплощение земной и одновременно небесной красоты.

Ранневизантийское монументальное искусство дополнялось памятниками прикладного искусства, т. е. искусства малых форм. Так, в Равенне это резьба, украшавшая капители колонн; кресло Максимиана с рельефами из слоновой кости и др. Дошли до наших дней скульптуры V— VI вв. из слоновой кости, которые называются консульскими диптихами. Часто на них изображены цирковые сцены.

Прекрасным образцом прикладного искусства является кипрское блюдо «Обручение Давида», в котором черты византийского монументального стиля сочетаются с классическими. Построение отличается торжественным спокойствием и симметрией. В центре — священник, слева — Давид, справа — его невеста. Группу окаймляют два изящных флейтиста, похожих на пастушков в пасторалях. Вся композиция прекрасно вписана в круглое обрамление. На фоне группы — портик, он не только поддерживает фигурную композицию, но и выделяет центральную фигуру. Такой связи фигур с архитектурой, как отмечают искусствоведы, античность не знала.

Миниатюра Раннего Средневековья, несмотря на приверженность античным образцам, в то же время несет печать отвлеченности художественных образов. Иконопись древнейшего периода свидетельствует о переходе от индивидуального античного портрета к символическому изображению святых.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Россия и Византия.

Одной из важных характерных черт византийской культуры была ее способность воздействовать на молодые народы, вышедшие в начале средневековья на историческую арену. Она передала им опят предшествующих поколений, позволила приобщиться к важнейшим достижениям древнего мира, сделала непрерывным процесс мирового культурного развития.

Опят Византии сыграл существенную роль в выборе направления художественного творчества в древней Руси. Культурны связи с Византией во многом определили культурный облик древнерусского искусства.

Например, это влияние ощущается в градостроительстве, строительстве храмов. Особенно это влияние ощущается в живописи. Например, живописное украшение храма святой Софии в целом следует византийским образцам. Авторами мозаики и росписей, покрывающих сверху до низу своды, стены, столбы, были греки, хотя несомненно участие в работе по украшению собора и русских мастеров.

От Византии изобразительное искусство Киева восприняло не только живописное украшение храмов, но и миниатюру.

Особенно велико влияние Византии было в иконописи. Можно сказать, что искусство иконописи на Руси пришло из Константинополя. Древняя Русь этого искусства не знала.

Высший расцвет иконописи на Руси связан с именем Феофана Грека, выходца из Византии, который появился в Новгороде, потом работал в Москве, Нижнем Новгороде. Его росписи, фрески и особенно иконы по праву считаются шедеврами средневекового искусства.

 

 

 

 

 

Заключение.

Говорить о Византии как о мощном государстве, объединившем множество народов и территорий, во многих случаях проще, нем о византийской культуре, напоминающей фантом. Она есть и ее нет: в каждом явлении византийской культуры мы находим греко-римскую античность, иудейские, арабские, персидские и многие другие влияния, которые затрудняют выделение в ней специфического начала, а иногда просто затемняют его.

Кроме того, ей не пришлось проходить путь от становления к расцвету, как многим другим культурам. Она не имеет четких границ ни во времени, ни в пространстве, она многократно переживала периоды расцвета и упадка. Со всей определенностью можно связать течение византийской культурной действительности лишь с историческими границами существования государства и его блестящей столицы — Константинополя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1.     Культура Византии. – М.: Высш.шк., 1994.

2.     Каждан А.П. Византийская культура. – СПб.:Алетейя, 2000.

3.     Уральцова З.В. Византийская культура. – М.: Наука, 1988.

4.     Советский энциклопедический справочник. – М.: Сов.энцикл., 1981.

 

 

 

 

Культура Византии | История Средних веков. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Византия стала главной наследницей культуры античного мира и Ближнего Востока. Здесь сложи­лось христианское искусство, оказавшее огромное влияние на культуру многих стран.

Античное наследие и христианство

В начале Средневековья Византия не пережила такого упадка, как Западная Европа. Но и её куль­тура изменилась под влиянием христианства. Античная философия теперь осуждалась как языческая, её место занимало богословие. Высоким уровнем образования отличались школы. Византийская наука не имела себе равных в Европе.

Рождение христианского храма

В Античности наиболее важным считался внешний вид храма. Христианское же богослужение тре­бовало соответствующего внутреннего пространства (интерьера). В IV в. стали использовать удобные для богослужения базилики — прямоугольные здания, разде­лённые рядами колонн на три или пять проходов (нефов). Средний неф обычно был шире и выше боковых.

Восточная часть храма заканчивалась полукруглым выступом — апсидой, где нахо­дилась наиболее почитаемая часть храма — алтарь. Верующий, входя в храм и идя к алтарю, как бы вступал на путь спасения. Позже в восточной части базилики продоль­ные нефы стали пересекаться поперечным нефом (трансеп­том). Такой храм имел в плане форму креста.

Интерьер базилики Сант Аполлинаре ин Классе около Равенны. VI в.
Интерьер храма Святой Софии в Константинополе

В VI в. зодчие попыта­лись соединить базилику с куполом. Гениальным реше­нием этой задачи стал храм Святой Софии — Премудрос­ти Божией в Константино­поле (532—537). Юстиниан задумал создать храм, кото­рый воплощал бы идею могу­щества империи и торжества христианства. Внешне он не казался огромным. Но внут­ри открывалось грандиозное пространство под высоко поднятым куполом. Архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета искусно замаскировали массив­ные опорные столбы, поэтому кажется, что огромный, тяжёлый купол легко возносится над храмом. Ощущение лёгкости усиливает­ся множеством окон, прорезанных в основа­нии купола.

Загрузка…

В конце X в., когда князь Влади­мир выбирал веру для Руси, его послы так вспоминали о соборе Святой Софии в Константинополе: «Ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на зем­ле или на небе мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми». Не случайно именно в честь Софии — Премудрости Божией были постро­ены в XI в. соборы Киева и Новго­рода.

С IX в. утвердился другой тип храма — крестово-купольный. Купол, поставленный на барабан, перекрывал центральную часть здания и опирался на четыре столба, соеди­нённые арками. Своды, примыкавшие к куполу, в плане образовывали крест, что и дало название этому типу церквей. Такие церкви оказались удобными для богослуже­ния и прочными. Их много строили и в Византии, и всюду, куда проникало её влия­ние, в том числе и на Руси. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Христос Вседержитель. Мозаика XI в.
Крестово-купольный храм Святой Екатерины. Салоники. XIII в.

Храм являл собой образ мира, и представления о картине устройства мира обязательно проявлялись в устройстве церк­вей. Существовали строгие правила изобра­жения библейских сцен и их размещения в храме. Чем важнее было то, что изобража­лось, тем выше или ближе к алтарю его помещали.

В ликах святых внимание привлекалось к внутреннему миру человека. Широко раскры­тые глаза, высокий лоб, удлинённые пропор­ции лица и фигуры — всё говорило о высо­ких помыслах, бесплотности, святости.

От Древнего Рима Визан­тия унаследовала искусство мозаики. Позже чаще исполь­зовались фрески — живопись по сырой штукатурке. В хра­мах помещались также ико­ны — изображения Бога, Богоматери, библейских сцен и святых, обычно напи­санные на досках. Расцвет византийской иконописи относится к XII-XIV вв. Культура Византии оказала огромное влияние на многие страны (особенно на славян­ские страны, Армению и Грузию).

На этой странице материал по темам:

  • Как на византийских мозаиках фресках и иконах изображались люди

  • Краткий доклад культура византии

  • Устройство христианского храма византии

  • Объясните устройство христианского храма византии каково

Вопросы по этому материалу:

  • Как возникла и развивалась хрис­тианская архитектура?

  • Чем знаменит храм Святой Софии?

  • Почему христианский храм назы­вают образом мира?

  • Что такое икона?

  • Объясните устройство христиан­ского храма Византии.

  • Каково было назначение каждой из частей христиан­ского храма Византии?

  • Как на византийских мозаиках, фресках и иконах изображались люди?

  • Выделите основные этапы в развитии византийской архитектуры.

Византийская империя | История, география, карты и факты

Собор Святой Софии: мозаика

Смотреть все СМИ

Основные события:
Падение Константинополя Битва при Манцикерте Битва за Косово Осада Антиохии Битва при Ярмуке
Ключевые люди:
Константин I Юстиниан I Диоклетиан Эдвард Гиббон Ираклий
Похожие темы:
Восточное православие римское право Купол Скалы Византийское искусство монофизит
Похожие места:
Римская империя Стамбул Иерусалим древний Египет Сицилия

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Когда существовала Византийская империя?

Византийская империя существовала примерно с 395 г. н.э., когда Римская империя была разделена, до 1453 г. Она стала одной из ведущих цивилизаций в мире, прежде чем пала под натиском турок-османов в 15 веке.

Чем Византийская империя отличалась от Римской империи?

Византийская империя была восточной частью Римской империи и просуществовала более тысячи лет после распада западной половины. Ряд региональных травм, включая эпидемии, войны, социальные потрясения и нападение арабов-мусульман в 630-х годах, ознаменовали его культурную и институциональную трансформацию из Восточной Римской империи в Византийскую империю.

Как Византийская империя получила свое название?

Современные историки используют термин Византийская империя, чтобы отличить государство от западной части Римской империи. Название относится к Византии, древнегреческой колонии и перевалочному пункту, который стал местом расположения столицы Византийской империи, Константинополя. Жители Византийской империи называли себя ромеями или римлянами.

Где находилась Византийская империя?

В наибольшей степени Византийская империя покрывала большую часть земель, окружающих Средиземное море, включая то, что сейчас является Италией, Грецией и Турцией, а также части Северной Африки и Ближнего Востока. Он достиг своего пика в 6 веке при императоре Юстиниане I, но значительно уменьшился к 11 веку из-за внутренних конфликтов и вторжений извне, включая турок-сельджуков и норманнов.

Византийская империя исповедовала христианство?

Граждане Византийской империи четко идентифицировали себя как христиан, так же, как они идентифицировали себя как римляне. Императоры, стремясь объединить свое царство под одной верой, признали христианство государственной религией и наделили церковь политической и юридической властью. При некоторых императорах язычникам было приказано посещать церковь и креститься, а евреям и самаритянам запрещалось получать приданое или наследство, если они не обращались.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Византийская империя , восточная половина Римской империи, которая просуществовала тысячу лет после того, как западная половина распалась на различные феодальные королевства и которая окончательно пала под натиском турок-османов в 1453 году.

Само название Византия иллюстрирует заблуждения, которым часто подвергалась история империи, поскольку ее жители вряд ли сочли бы этот термин подходящим для себя или для своего государства. По их мнению, империя была не чем иным, как Римской империей, основанной незадолго до начала христианской эры по благодати Божией, чтобы объединить Свой народ в подготовке к пришествию Его Сына. Гордясь этим христианским и римским наследием, убежденные, что их земная империя настолько похожа на небесный образец, что он никогда не изменится, они называли себя ромеями, или римлянами. Современные историки согласны с ними лишь отчасти. Термин Восточный Рим точно описывал политическую единицу, охватывавшую восточные провинции старой Римской империи до 476 г., когда было еще два императора. Тот же термин может использоваться даже до второй половины VI века, пока люди продолжали действовать и мыслить в соответствии с моделями, мало чем отличающимися от тех, что преобладали в более ранней Римской империи. Тем не менее в течение тех же столетий произошли настолько глубокие изменения в их кумулятивном эффекте, что после VII века государство и общество на Востоке заметно отличались от своих более ранних форм. Стремясь признать это различие, историки традиционно описывали средневековую империю как Византийскую.

Последний термин происходит от названия Византии, основанной колонией древнегреческого происхождения на европейской стороне Босфора, на полпути между Средиземным и Черным морями. Город был, в силу своего расположения, естественным перевалочным пунктом между Европой и Малой Азией (Анатолией). Возрожденный как «новый Рим» императором Константином I в 330 году, он наделил его именем Константинополь, город Константина. Происхождение от Византии наводит на размышления, поскольку оно подчеркивает центральный аспект византийской цивилизации: степень, в которой административная и интеллектуальная жизнь империи была сосредоточена в Константинополе с 330 по 1453 год, год последней и безуспешной обороны города при 11-м (1453 г.) или 12-й) Константин. Обстоятельства последней защиты также наводят на размышления, поскольку в 1453 году древний, средневековый и современный миры, казалось, ненадолго встретились. Последний Константин пал, защищая новый Рим, построенный первым Константином. Стены, прочно державшиеся в раннем Средневековье против германцев, гуннов, аваров, славян и арабов, были в конце концов прорваны современной артиллерией, секретам которой европейские техники научили самых успешных из центральноазиатских захватчиков: турок-османов.

Таким образом, судьбы империи были тесно переплетены с судьбами народов, чьи достижения и неудачи составляют средневековую историю как Европы, так и Азии. Не всегда враждебность характеризовала и отношения между византийцами и теми, кого они считали «варварами». Хотя византийский интеллигент твердо верил, что цивилизация кончается границами его мира, он открывал его варвару при условии, что последний (со своим родом) примет крещение и окажет верность императору. Благодаря поселениям, возникшим в результате такой политики, многие названия, казалось бы, греческие, маскируют другое, иного происхождения: славянское, может быть, или турецкое. Вследствие этого варварская неграмотность затмевает ранние поколения более чем одной семьи, которым суждено занять видное место на военной или гражданской службе империи. Византия была обществом плавильного котла, для которого в предыдущие века характерна была степень социальной мобильности, противоречащая часто применяемому к ней стереотипу неподвижного кастового общества.

Викторина «Британника»

Римская империя

Будучи источником силы в раннем средневековье, центральное географическое положение Византии плохо сослужило ей службу после 10 века. Завоевания той эпохи поставили новые проблемы организации и ассимиляции, и императорам пришлось столкнуться с ними как раз в то время, когда старые вопросы экономической и социальной политики требовали ответов в новой и острой форме. Удовлетворительные решения так и не были найдены. Острая этническая и религиозная вражда отмечена в истории империи в последующие века, ослабляя Византию перед лицом новых врагов, надвигавшихся на нее с востока и запада. Империя окончательно рухнула, когда ее административные структуры больше не могли поддерживать бремя лидерства, возложенное на нее военными завоеваниями.

Империя до 867

Римское и христианское происхождение

Единство и разнообразие в поздней Римской империи

Римская империя, прародительница Византийской, удивительным образом сочетала единство и разнообразие, причем первое было более известно, поскольку его составляющие были преобладающими чертами римской цивилизации. Общий латинский язык, чеканка, «интернациональная» армия римских легионов, городская сеть, закон и греко-римское наследие гражданской культуры вырисовывались в наибольшей степени среди тех уз, которые, как надеялись Август и его преемники, принесут единство и мир. в средиземноморский мир, измученный веками гражданской войны. Чтобы укрепить эти жилы имперской цивилизации, императоры надеялись, что между несколькими провинциями может развиться оживленная и спонтанная торговля. На вершине этого мира стоял сам император, мудрый человек, который защитит государство от любых несчастий, которые мрачно скрыла судьба. Только император мог обеспечить такую ​​защиту, поскольку, как воплощение всех добродетелей, он в совершенстве обладал теми качествами, которые его отдельные подданные лишь несовершенно проявляли.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Римская формула борьбы с судьбой с помощью разума и тем самым обеспечения единства во всем Средиземноморском мире работала на удивление хорошо, учитывая давление разобщенности, которое в то время должно было умножаться. Завоевание привело к римскому правлению регионы с разнообразным прошлым. Восточные провинции были древними и густонаселенными центрами той городской жизни, которая на протяжении тысячелетий определяла характер средиземноморской цивилизации. Западные провинции только недавно вступили на свой собственный путь городского развития под не всегда мягким руководством своих римских хозяев.

Каждый из перечисленных выше аспектов единства имел свою оборотную сторону. Не все понимали или говорили по-латыни. Параллельно римскому праву, а иногда и влиянию на него, были местные обычаи и обычаи, по понятным причинам живучие по причине своей древности. Языческие храмы, иудейские синагоги и христианские баптистерии свидетельствуют о множестве организованных религий, с которыми официальные формы римского государства, в том числе культ императора, не всегда могли мирно сосуществовать. И отнюдь не объединяя римский мир, экономический рост часто создавал самодостаточные единицы в нескольких регионах, провинциях или крупных поместьях.

Принимая во внимание препятствия, с которыми боролись правители римского государства, совершенно примечательно, что римский патриотизм всегда был больше, чем пустая формула, что образованные джентльмены от Геркулесовых Столпов до Черного моря осознавали, что у них есть «что-то» в общем. Это «что-то» можно определить как греко-римскую гражданскую традицию в самом широком смысле ее институциональных, интеллектуальных и эмоциональных последствий. Благодарные за условия мира, которые способствовали этому, богатые и культурные люди посвящали свое время и ресурсы прославлению этой традиции, украшая города, которые ее олицетворяли, и обучая молодежь, которая, как они надеялись, сможет ее увековечить.

На этот мир варвары пришли примерно после 150 г. н.э. Чтобы защитить границу от них, воины-императоры тратили все силы, которые могли сэкономить от постоянной борьбы, на восстановление контроля над провинциями, где возникали местные режимы. Принимая во внимание последовавшие войны, широкое распространение болезней и быструю смену лиц, занимающих императорский трон, было бы легко предположить, что мало что осталось ни от традиционной ткани греко-римского общества, ни от бюрократической структуры, разработанной чтобы поддержать это.

Ни одно из предположений неверно. Опустошение было случайным, и одни регионы пострадали, а другие нет. На самом деле экономика и общество империи в целом в тот период были самыми разнообразными, какими они когда-либо были. Понуждаемые необходимостью или заманиваемые прибылью, люди переезжали из провинции в губернию. Социальный беспорядок открыл пути к славе и богатству, которые более стабильный порядок прежней эпохи закрыл для талантливых и амбициозных. По личным и династическим причинам императоры отдавали предпочтение одним городам и провинциям за счет других, а беспорядочный порядок наследования престола в сочетании с вытекающей из этого постоянной сменой высших административных чиновников в значительной степени лишал экономическую и социальную политику узнаваемой последовательности.

Византия в восточноевропейской визуальной культуре позднего средневековья

Мария Алессия Росси (доктор философии, Институт искусств Курто, 2017 г.) — специалист по истории искусства Индекса средневекового искусства Принстонского университета, специализирующаяся на художественных обменах между Византийской империей, Балканами и Западом в Позднее Средневековье.
Алиса Изабелла Салливан (доктор философии, Мичиганский университет, 2017 г.) — историк искусства, архитектуры и визуальной культуры, специализирующаяся на художественном производстве Восточно-Центральной Европы и византийско-славянских культурных сферах между ок. 1300 г. и ок. 1700.

«Значение этого сборника и его основополагающих статей отражается в комплексном и методологически новаторском подходе к заданным темам, рассмотрении их в долгосрочной перспективе и, таким образом, приближении их к современному исследователю. явления рассматриваются в широком географическом и хронологическом ракурсе, что фактически стирает традиционные границы в изучении средневекового искусства, иными словами, этот сборник смотрит «органично» на весь анализируемый художественный материал, не стесненный национальными рамками. «. (перевод с сербского).

Анджела Гаврилович.

Благодарности
Список иллюстраций
Примечания к авторам

Введение
Мария Алессия Росси и Элис Изабелла Салливан

1 Аллегория мудрости в башне Чрели, увиденная Филофеем Коккиносом
Джастин Л. Уилсон

2 Насколько византийским было Московское открытие 1498 года?
Александра Вукович

3 Интеллектуальные отношения между византийской и сербской элитами в палеологовскую эпоху
Элиас Петру

4 Неожиданный образ дипломатии в Ватикане Панель
Мария Михайлович-Шипли

5 Византийское наследие и сербская правящая идеология в монументальной живописи начала XIV века
Мария Алессия Росси

6 Дечани между Адриатическим побережьем и Византией
Ида Синкевич

7 Триконхские церкви, спонсируемые сербской и валашской знатью
Елена Богданович

8 Молдавское искусство и архитектура между Византией и Западом
Элис Изабелла Салливан

9 Византийская традиция в валашских и молдавских вышивках
Генри Дэвид Шилб

10 Переосмысление фасада алтаря Велья из Музея Виктории и Альберта и его покровителя
Даниэль Чикович и Ива Язбек Томайч

Индекс

Междисциплинарный охват этого издания делает его привлекательным для византинистов, медиевистов и исследователей раннего Нового времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *