Суворов на Кубани: миротворец, полководец, инженер
Суворов на Кубани: миротворец, полководец, инженер
Александр Васильевич Суворов был на Кубани пять раз, но в исторической науке тема его деятельности в регионе изучена слабо. Причина – отсутствие исторических источников, ведь в это время Кубань только формировалась как административная территория Российской империи. Основное внимание уделялось Крыму и его присоединению к России, Кубань же рассматривалась как далекая периферия.
Тем не менее Суворов выполнил на Кубани ряд военных, политических, дипломатических, инженерных и организаторских миссий, во многом определив и дальнейшее развитие региона, и даже его географию.
Памятник Александру Суворову в Краснодаре. Фото ruspekh.ru
Миротворец
Первый раз Суворов приехал на Кубань в 1778 году для установления мира между союзными России ногайскими племенами, кочевавшими по Северному Прикубанью и горскими народами Кавказа.
Для разграничения горцев и ногайцев Суворов решает создать Кубанскую оборонительную линию. Система укреплений из 9 крепостей и 20 фельдшанцев протянулась вдоль реки Кубани на 540 верст — от Ставрополья до Черного моря. Место для возведения каждого укрепления Суворов выбирал лично.
Создание оборонительной линии в регионе уменьшило количество взаимных набегов горцев и ногайцев и способствовало оживлению торговли между соседствующими народами. А на месте большинства основанных Суворовым укреплений со временем сформировались населенные пункты, существующие и поныне.
Полководец
В январе 1779 года Суворов приехал на Кубань вторично — проинспектировать состояние новообустроенной Кубанской оборонительной линии и в целом остался ею доволен. Тогда же он провел ряд встреч с закубанскими горцами, договариваясь о добрососедских отношениях и расширении торговли.
Третий визит Суворова на Кубань в июне 1783 года был обусловлен присоединением Крыма к России. Полководцу поручили дипломатическими методами, не применяя оружия, привести народы правобережья Кубани в подданство России.
Фото deduhova.ru
Суворов с этим справился, но чуть позже, когда две ногайских орды подняли мятеж, ему все же пришлось продемонстрировать и военную силу империи. Суворов возглавил Закубанский поход русских войск и разгромил мятежников, после чего поддерживавшая антироссийски настроенные племена Оттоманская Порта лишилась деятельных союзников в регионе и признала вхождение Крыма в состав Российской империи.
Инженер и организатор
Два последних посещения Суворовым Кубани произошли в первой половине 1793 года. Цель посещений — строительство на Тамани крепости Фанагорийская и — в предгорной зоне — редутов Прочный Окоп, Прочный Стан и Григориполис, для защиты территории Кубанской области от турок.
Крепость в итоге построить не удалось — не хватило ресурсов. Вместо нее перестроили и укрепили старую Таманскую крепость по образу укреплений Кубанской оборонительной линии, после чего переименовали ее в Фанагорийскую. При перестройке крепости был найден знаменитый «тмутараканский камень» — плита, датированная 1068 годом на которой написано, что князь Глеб Святославович зимой по льду измерил расстояние от Тмутаракани до Керчи.
Авторы: Алексей Куликов
каким был полководец Александр Суворов — РТ на русском
290 лет назад родился выдающийся русский полководец — генералиссимус Александр Суворов. Специалисты называют его одним из наиболее прославленных военачальников в истории России. За свою военную карьеру он командовал войсками примерно в 60 крупных сражениях и не потерпел ни одного поражения. Суворов отличался заботой о солдатах и доходящей до аскетизма неприхотливостью в быту. По словам экспертов, ряд побед военачальника имели для России судьбоносный характер.
Выдающийся русский полководец Александр Суворов родился 24 ноября 1730 (по некоторым данным — 1729) года. Большинство исследователей склоняются к тому, что он появился на свет в Москве. Его отец, Василий Суворов, был крестником Петра I и начал свою карьеру денщиком у императора, дослужившись впоследствии до звания генерал-аншефа и должности сенатора.
Александр рос слабым и болезненным ребёнком. Суворов-старший опасался, что сыну не хватит сил для военной карьеры, и готовил его к гражданской службе. Но Александр мечтал о сражениях и увлекался чтением военных книг.
На наклонности мальчика обратил внимание друг семьи Суворовых — Абрам Ганнибал. Наблюдая за играми Александра (по другой версии — за тем, как тот отмечает на картах передвижение войск из прочитанной им книги), он уговорил Василия Суворова отдать сына в армию. Настроившись на военную карьеру, Александр стал закаляться и заниматься физическими упражнениями.
Восхождение полководца
В 1742 году Василий Суворов, как было принято в то время, записал сына рядовым в лейб-гвардии Семёновский полк. Кроме того, Александр посещал классы Сухопутного шляхетного кадетского корпуса.
Также по теме
«Настоящий триумф»: как победа при Рымнике позволила закрепить Северное Причерноморье и Крым в составе России
230 лет назад русско-австрийский отряд под командованием Александра Суворова одержал победу над значительно превосходившим его по. ..
Действительную службу в полку Александр начал в чине капрала. Военный историк Александр Петрушевский описывал случай, когда императрица Елизавета Петровна обратила внимание на отдавшего ей честь Суворова и захотела вручить ему серебряный рубль. Александр отказался, объяснив это тем, что часовым по уставу запрещено брать деньги. Императрица похвалила молодого человека за знание своих обязанностей и потрепала его по щеке, а рубль оставила на земле.
Историки подчёркивают, что опыт солдатской службы был далеко не у всех молодых дворян того времени — многие приходили в части сразу офицерами. Как отметил в разговоре с RT член Академии военных наук Андрей Кошкин, служба капралом и сержантом сильно повлияла на мировоззрение Суворова.
В 1754 году он в звании поручика был направлен в Ингерманландский пехотный полк.
«В первые годы службы Суворов выполнял свои обязанности в тылу. Только четыре года спустя он был переведён в армию, принимавшую в это время участие в Семилетней войне. Суворов был комендантом Мемеля и офицером главной квартиры армии. В этом статусе он впервые принял участие в бою и с отрядом кавалерии обратил в бегство немецких драгун», — рассказал Кошкин.
- Абрам Ганнибал и Александр Суворов (Illustrated Naval and Military Magazine)
- © Wikimedia Commons
В дальнейшем Суворов участвовал в Кунерсдорфском сражении и во взятии Берлина 1760 года. Вернувшись с фронта, он получил чин полковника и командовал Астраханским и Суздальским пехотными полками.
«В этот период Суворов подготовил труд, имевший научно-практический характер, — инструкцию по подготовке войск, известную как «Полковое учреждение»», — рассказал Кошкин.
Весной 1769 года Суворов во главе бригады из трёх полков был направлен в Речь Посполитую, где в это время разгорелся мятеж Барской конфедерации. Там Суворов одержал ряд побед, самой заметной из которых стал разгром Михаила Огинского в бою при Столовичах.
«900 суворовских солдат и офицеров застигли врасплох и разгромили пятитысячный отряд Огинского, потеряв 80 человек погибшими, против 1 тыс. убитых солдат противника. Эти события заставили Литву отвернуться от Барской конфедерации и резко приблизили завершение боевых действий», — отметил Кошкин.
- Александр Коцебу. Взятие Берлина 28 сентября 1760 года
Именно войска Суворова вынудили капитулировать франко-польский гарнизон, удерживавший Краковский замок. После Польши его направили проводить инспекционные мероприятия на границе со Швецией, но он снова попросился в действующую армию и получил перевод на юг, где в это время шла Русско-турецкая война.
«Наука побеждать»
Вскоре после прибытия на новый театр военных действий Суворов берёт крепость Туртукай. При этом он требует от своих подчинённых «весьма щадить жен, детей и обывателей, хотя бы то турки были, но не вооружённые». Победа была одержана, несмотря на четырёхкратное численное преимущество противника.
В дальнейшем Суворов разгромил османские войска в битве при Козлуджи, потеряв около 200 человек против 1,2 тыс. убитых у противника. Эта победа приблизила завершение войны на крайне выгодных для России условиях.
Также по теме
«Это историческое преступление»: почему Киев собирается «запретить» полководца Александра Суворова
Министерство обороны Украины предложило запретить «использование имени Александра Суворова» и «пропаганду» его подвигов. По данным…
С турецкого фронта Суворова отправили на подавление восстания Пугачёва. К моменту его прибытия повстанцы были уже разбиты, и военачальнику осталось лишь конвоировать главу мятежников. Как отмечал в своей «Истории Пугачёва» Александр Пушкин, Суворов лично беседовал с лидером повстанцев, заинтересовавшись его военными успехами в прошлом.
Прослужив несколько месяцев в Санкт-Петербурге, Суворов получил назначение в Крым и пресёк беспорядки, инспирированные Турцией на полуострове. Затем, командуя кубанским корпусом, в сжатые сроки выстроил систему обороны южных границ империи.
В 1778 году Суворов не допустил высадки в Ахтиарской бухте (современный Севастополь) турецкого десанта, лишив Османскую империю шансов на восстановление контроля над Крымом.
Во время Русско-турецкой войны 1787—1791 годов военачальник возглавил Кинбурнский корпус, сохранив для России Черноморское побережье и крепость Кинбурн. Затем во главе русско-австрийского отряда разгромил турецкие войска под Фокшанами и при Рымнике, причём в последнем случае силы союзников потеряли около 600 человек, а турки — не менее 20 тыс. Он также взял штурмом считавшуюся неприступной крепость Измаил.
- Сдача Краковского замка. Французские офицеры отдают А.В. Суворову шпаги. Гравюра Р.В. Кюфнера с рисунка И.Д. Шуберта
После завершения войны Суворов был назначен командующим войсками на юге России и руководил укреплением границ с Османской империей. Он разгромил участников нового восстания в Речи Посполитой и вынудил капитулировать Варшаву, что привело к завершению боевых действий. За это Суворов был произведён в фельдмаршалы и назначен командующим 80-тысячной армией, базировавшейся в западных регионах империи.
В это время он написал свою знаменитую «Науку побеждать».
«Несмотря на высокое положение, Суворов вёл практически аскетический образ жизни, часто ел из солдатского котла, много ходил, занимался гимнастикой», — подчеркнул Андрей Кошкин.
Вскоре фельдмаршал был отправлен в отставку и выслан в своё имение под надзор местных властей.
- Русско-турецкая война 1787—1791 годов. Штурм Измаила 11—22 декабря 1790 года под командованием А. Суворова. Гравюра. Государственный исторический музей
- РИА Новости
Через год Павел вызвал Суворова из ссылки. Россия вошла в состав антифранцузской коалиции и нуждалась в талантах выдающегося военачальника.
«Граф Александр Васильевич! Теперь нам не время рассчитываться. Виноватого Бог простит. Римский император требует вас в начальники своей армии и вручает вам судьбу Австрии и Италии», — написал император фельдмаршалу.
Суворов вернулся на военную службу. Он разгромил французские войска в Северной Италии и предложил развить наступление на Францию. Однако союзники, которых спасли суворовские войска, испугались усиления позиций России в Средиземноморье. От русских частей потребовали выдвинуться в Швейцарию без артиллерии и обозов. Австрийцы бросили их практически без снабжения, предоставив при этом русскому командованию ложные данные о численности французских войск и топографии местности.
«В Швейцарском походе Суворов и русские войска совершили невозможное. Мало того, что они громили считавшуюся одной из лучших в мире и превосходящую по силам французскую армию, так ещё и брали штурмом совершенно неприступные позиции — например в районе Чёртова моста. Испытывавшие острую нехватку боеприпасов суворовские войска громили французов в штыковых атаках. Причём потери французской армии были в три-четыре раза больше русских. Это было настоящее чудо», — заявил Андрей Кошкин.
- Василий Суриков. Переход Суворова через Альпы
Суворов был удостоен звания генералиссимуса и ряда высоких наград. Однако, по не выясненным до конца причинам, по пути в Россию полководец опять попал в опалу. Павел отменил торжественную встречу и даже не принял Суворова.
Подорвавший здоровье в Швейцарском походе 69-летний полководец умер 18 мая 1800 года в доме у своих родственников в Санкт-Петербурге и был погребён при большом стечении народа в Александро-Невской лавре.
«Суворов участвовал за свою карьеру в 20 кампаниях и командовал войсками более чем в 60 крупных сражениях, ни одно из которых он не проиграл. При этом он оставался чутким, отзывчивым человеком, солдаты считали его родным отцом. При нём они всегда были накормлены, одеты и обуты», — рассказал в разговоре с RT научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.
По словам эксперта, Суворов применял всё новое, что существовало в военной науке его времени: рассыпной строй, манёвренный бой, наступление колоннами.
- Памятник Александру Суворову в Санкт-Петербурге
- © Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images
Как отметил писатель и историк Дмитрий Володихин, ряд побед Суворова имели для России судьбоносный характер. Прежде всего это касается Рымникского сражения и взятия Измаила.
«Это был человек, влюблённый в армию и обладавший уникальным даром, сделавшим его одним из наиболее успешных полководцев не только России, но и мира», — заключил Володихин.
Александр (Саша) Суворов : Models to Medicine Center : UMass Amherst
Ассоциированный профессор
Области исследований включают экологическую токсикологию, биоинформатику, механизмы эпигенетического наследования и механизмы старения.
Текущие исследования
Мы пытаемся проанализировать, как факторы окружающей среды и молекулярные механизмы влияют на эпигенетическое старение тканей. В частности, мы фокусируемся на изменениях метаболического профиля и эпигенетической программы, передаваемых следующему поколению со спермой. Чтобы ответить на эти вопросы, мы используем широкий спектр методов, уделяя особое внимание высокопроизводительным методам, основанным на секвенировании, и биоинформатическому анализу.
Подробнее на www.umass.edu/sphhs/person/faculty/alexander-suvorov
Образование
- Бакалавриат Московского педагогического государственного университета, 1990
- к.э.н. Институт экологии и эволюции РАН, 1994
- Доктор наук Институт экологии и эволюции РАН, 2006
- Постдокторские исследования, Шербрукский университет, 2007-2010 гг. ;
- Постдокторские исследования, Бостонский университет, 2010-2013
- Избранные публикации
Суворов А.; Салемм, В.; МакГаунн, Дж.; Полуянов, А .; Теффера, М.; Амир, С. 2020. Беспристрастный подход к идентификации молекулярных механизмов, чувствительных к химическому воздействию. Chemosphere, 262 (2021) 128362, 1-16, https://doi.org/10.1016/j.chemosphere.2020.128362.
Гомес М.В., Датта М., Суворов А., Ши С., Гу Х., Энг А., Боренштейн Э., Мани С., Цуй Ж.Ю. 2020. Воздействие загрязнителей окружающей среды (БДЭ-47, TBBPA и BPS) в раннем возрасте вызывало стойкий дисбактериоз кишечника у взрослых самцов мышей. Токсикологические науки. Принято.
Oluwayiose O.A., Wu H., Saddiki H., Whitcomb B.W., Balzer L.B., Brandon N., Suvorov A., Tayyab R., Sites C.K., Hill L., Marcho C., Pilsner R.J. Метилирование ДНК сперматозоидов опосредует связь мужского возраста с репродуктивными исходами среди пар, проходящих лечение от бесплодия. Научные отчеты.
Суворов А., Наумов В., Штратникова В., Логачева М., Шершебнев А., Ву Х., Герасимов Э., Желудкевич А., Пилснер Ю. Р., Сергеев О. 2020. Программирование эпигенома печени крыс путем перинатального воздействия 2,2′,4′ 4′-тетрабромдифениловый эфир. Эпигеномика.12(3):235-249. дои: 10.2217/эпи-2019-0315.
Qi W, Clark JM, Suvorov A, Park Y. 2019. Ивермектин снижает накопление триглицеридов путем ингибирования адипогенеза преадипоцитов 3T3-L1. Пищевая химическая токсикол. 131:110576. doi: 10.1016/j.fct.2019.110576.
Интлекофер К.А., Клементс К., Вудс Х., Адамс Х., Суворов А., Петерсен С.Л. 2019. Компонент 1 мембраны рецептора прогестерона ингибирует фактор некроза опухоли альфа, индуцирующий экспрессию генов в нервных клетках. ПЛОС Один. 14(4):e0215389. doi: 10.1371/journal.pone.0215389.
Халил А., Чевик С.Е., Хунг С., Колла С., Рой М.А., Суворов А. 2018. Воздействие 2,2′,4,4′-тетрабромдифенилового эфира на развитие постоянно изменяет баланс липидов в крови и печени у самцов мышей. Фронт Эндокринол (Лозанна). 9:548. doi: 10.3389/fendo.2018.00548.
Пилснер Ю.Р., Шершебнев А., Медведева Ю.А., Суворов А., Ву Х., Гольцов А., Лукьянов Е., Андреева Т., Гусев Ф., Манахов А., Смигулина Л., Логачева М., Штратникова В., Кузнецова И., Сперанский-Подобед П., Бернс Дж. С., Уильямс П. Л., Коррик С., Ли М. М., Рогаев Э., Хаузер Р., Сергеев О. 2018. Перипубертатные концентрации диоксинов в сыворотке и последующие профили метилома сперматозоидов у молодых взрослых россиян. Репрод Токсикол. 2018 июнь;78:40-49. doi: 10.1016/j.reprotox.2018.03.007.
Абраха А., Суворов А. 2018. Транскриптомный анализ жировой ткани гонад у самцов мышей, подвергшихся перинатальному воздействию 2,2′,4,4′-тетрабромдифенилового эфира (БДЭ-47). Токсики. 6(2). doi: 10.3390/toxics6020021.
Суворов А., Шершебнев А., Ву Х., Медведева Ю., Сергеев О., Пилснер Дж. Р. 2018. Перинатальное воздействие низких доз 2,2′,4,4′-тетрабромдифенилового эфира (БДЭ-47) изменяет метилирование ДНК сперматозоидов у взрослых крыс. Репрод Токсикол. 75:136-143. doi: 10.1016/j.reprotox.2017.10.009.
Веб-сайт Руслана Суворова
Книга
Груба, П., Карденас-Кларос, М.С., Суворов, Р., и Рик, К. (2016). Оценка программы смешанного языка. Пэлгрейв Макмиллан. https://doi.org/10.1057/9781137514370
Реферативные публикации
Суворов Р. и Груба П. (в печати). Интеграция семиотических ресурсов в планы деятельности CALL. Изучение языков и технологии.
Суворов Р. (в печати). Прослушивание: изучение основных процессов. В L. Gurzynski-Weiss & Y. Kim (Eds.), Методы исследования обучения второму языку. Джон Бенджаминс.
Суворов Р. (в печати). Использование отслеживания взгляда при проверке оценок прослушивания L2. В G. Yu & J. Xu (Eds.), Валидация языковых тестов в эпоху цифровых технологий. Издательство Кембриджского университета.
Суворов, Р. , и Он, С. (2022). Визуальные эффекты в оценке и тестировании аудирования второго языка: методологический синтез. Международный журнал прослушивания, 36 (2), 80-99. https://doi.org/10.1080/10904018.2021.1941028
Суворов Р. (2022). Технология и прослушивание в SLA. В N. Ziegler & M. Gonzalez-Lloret (Eds.), Routledge справочник по SLA и технологиям. Рутледж. https://doi.org/10.4324/9781351117586-13
Левис, Дж., и Суворов, Р. (2020). Автоматическое распознавание речи. В CA Chapelle (Ed.), Краткая энциклопедия прикладной лингвистики. Уайли-Блэквелл. https://doi.org/10.1002/9781405198431.wbeal0066.pub2
Суворов, Р. , и Шапель, К. А. (2019). Исследование эффективности компьютерного обучения языку. В CA Chapelle (Ed.), Краткая энциклопедия прикладной лингвистики. Уайли-Блэквелл. https://doi.org/10.1002/9781405198431.wbeal0176.pub2
Суворов Р. (2019). Мультимедиа в обучении и оценке аудирования. В MA Peters & R. Heraud (Eds.), Энциклопедия образовательных инноваций . Спрингер. https://doi.org/10. 1007/978-981-13-2262-4_87-1
Груба П. и Суворов Р. (2019). Технологии и прослушивание второго языка. В MA Peters & R. Heraud (Eds.), Encyclopedia of Educational Innovation . Спрингер. https://doi.org/10.1007/978-981-13-2262-4_142-1
Суворов Р. (2018). Использование испытуемыми визуальной информации в видео-опосредованном тесте на прослушивание L2: данные из ретроспективных отчетов с сигналами. В Г. Окей и Э. Вагнер, Оценка прослушивания L2: движение к аутентичности (стр. 145-160). Джон Бенджаминс. https://doi.org/10.1075/lllt.50.10suv
Суворов Р., Каррильо Кабельо А. и Яннсен Санчес Б. (2018). Профессиональное развитие в центрах изучения языков: подходы и рекомендации по разработке и внедрению. В E. Lavolette & EF Simone (Eds.), Language Center Handbook (стр. 193-216). Международная ассоциация технологий изучения языков.
Чуанг Х., Родригес Дж., Суворов Р., и Чуди С.Л. (2018). Профессиональное развитие для онлайн-преподавателей иностранных языков. В E. Lavolette & EF Simone (Eds.), Language Center Handbook (стр. 219-236). Международная ассоциация технологий изучения языков.
Суворов Р., и Каррильо Кабельо А. (2017). Развитие автономии изучающих язык в адаптивных системах обучения. В М. Каппеллини, Т. Льюис и А. Ривенс Момпин (ред.), Автономия учащегося и Web 2.0 (стр. 36-66). Равноденствие. https://www.equinoxpub.com/home/view-chapter/?id=32706
Суворов, Р. (2015). Использование отслеживания взгляда в исследовании оценки восприятия второго языка (L2) на основе видео: сравнение контекстных видео и содержательных видео. Language Testing, 32 (4), 463-483. https://doi.org/10.1177/0265532214562099
Суворов, Р. , и Хегельхаймер, В. (2013). Компьютерное языковое тестирование. В AJ Kunnan (Ed.), Дополнение к Language Assessment (стр. 593-613). Уайли-Блэквелл. https://doi.org/10.1002/9781118411360.wbcla083
Левис, Дж., и Суворов, Р. (2012). Автоматическое распознавание речи. В CA Chapelle (Ed.), The Encyclopedia of Applied Linguistics (Том 1, стр. 316-323). Уайли-Блэквелл. https://doi.org/10.1002/9781405198431.wbeal0066
Глисон, Дж., и Суворов, Р. (2012). Восприятие учащимися асинхронного устного ОМЦ: мастерство и Я L2. Канадский журнал прикладной лингвистики, 15 (1), 100-121. https://journals.lib.unb.ca/index.php/CJAL/article/view/19949
Карабулут А., Левелль К., Ли Дж. и Суворов Р. (2012) . Технология изучения французского языка: несоответствие между ожиданиями и реальностью. CALICO Journal, 29 (2), 341-366. http://dx.doi.org/10.11139/cj.29.2.341-366
Глисон, Дж., и Суворов, Р. (2011). Восприятие учащимися задач асинхронного устного компьютерного общения с использованием Wimba Voice для развития навыков устной речи L2. В С. Хаффман и В. Хегельхаймер (ред.), Роль CALL в гибридных и онлайн языковых курсах. Университет штата Айова. https://apling. engl.iastate.edu/alt-content/uploads/2015/05/tsll_gleason_and_suvorov_2011.pdf
Суворов Р. (2011). Влияние визуальных контекстов на понимание аудирования L2. University of Cambridge ESOL Examinations Research Notes, 45, 2-8. https://www.cambridgeenglish.org/images/23163-research-notes-45.pdf
Суворов, Р. (2010). Использование Moodle на уроках письма ESOL. TESL-EJ, 14 (2). http://www.tesl-ej.org/wordpress/issues/volume14/ej54/ej54m1/
Суворов, Р. (2009). Контекстные визуальные эффекты в тестах прослушивания L2: эффекты фотографий и видео по сравнению с форматом только аудио. В CA Chapelle, HG Jun и I. Katz (Eds.), Разработка и оценка материалов для изучения языка (стр. 53-68). Университет штата Айова.
Другие публикации
Суворов Р. (2020). Технология обучения иностранным языкам: введение в возможности профессионального развития, онлайн-ресурсы и инструменты. Текст и культура, 5 , 59-61. http://idgu.edu.ua/wp-content/uploads/2021/01/tekst_y_kultura-5.pdf
Глисон Дж. и Суворов Р. (ред.). (2019). Двигаясь вперед с CALL для продвижения социальной справедливости. CALICO Journal, 36 (1). https://journals.equinoxpub.com/CALICO/issue/view/2653
Глисон, Дж., и Суворов, Р. (2019). Содействие социальной справедливости с помощью CALL [Гостевая редакция]. CALICO Journal, 36 (1), i-vii. https://doi.org/10.1558/cj.37162
Суворов Р. (2018). Изучение стратегий прохождения теста во время выполнения компьютерных заданий Мичиганского теста по английскому языку (MET): данные отслеживания взгляда и ретроспективного отчета по сигналам. Кембриджская оценка языка штата Мичиган (CaMLA), рабочие документы 2018-02. https://michiganassessment.org/wp-content/uploads/2020/02/20.02.pdf.Res_.MichiganEnglishTestMET-EvidencefromeyeTrackingandCuedRetrospectiveReporting.pdf
Rodriguez, J.C., & Суворов Р. (2018, 26 ноября). Возможности профессионального обучения для онлайн-преподавателей иностранных языков. Информационный бюллетень CASLS InterCom. http://caslsintercom.uoregon.edu/content/26062
Суворов Р. (2017, август). Отчет о пилотном исследовании PERLS. Исследовательские заметки. Инновационный центр языковых флагманских технологий. https://scholarspace.manoa.hawaii.edu/bitstream/10125/48511/1/01_researchNotes_Suvorov.pdf
Суворов Р., и Кэмп А. (2017). Предварительное исследование когнитивных состояний испытуемых с использованием электроэнцефалографии (ЭЭГ) и ретроспективных интервью в контексте L2-тестирования. В J. Colpaert, A. Aerts, R. Kern, & M. Kaiser (Eds.), Материалы XVIII Международной исследовательской конференции CALL: CALL в контексте (стр. 698-704). Университет Антверпена. http://call2017.language.berkeley.edu/wp-content/uploads/2017/07/CALL2017_proceedings.pdf
Суворов Р. (2016). [Рецензия на книгу Продвижение количественных методов исследования второго языка Л.