Доклад м и глинка – :

Содержание

Михаил Иванович Глинка — «отец» русской классической музыки

Композитор Михаил Иванович Глинка остался в истории как великий сочинитель музыки и основатель русского классического направления в ней, а также как автор первой отечественной оперы. Его творчество повлияло на появление других талантливых имён в музыкальном мире России. Этого мастера почитают не только на Родине, но и далеко за её пределами.

Михаил Иванович Глинка — великий русский композитор.

Ранние годы

Будущий композитор родился в 1804 году в селе Новоспасском Смоленской губернии. Его отец, богатый дворянин, был в прошлом армейским капитаном. До 6 лет Мишу воспитывала бабушка.

Музыки в детстве Михаил не слышал почти никакой — только переливы церковного колокола и песни крестьян. Но именно эти мотивы помогли ему создавать в будущем сложные драматические композиции, совсем не похожие на изящные европейские мелодии той эпохи.

Юный Миша с сестрой и мамой на картине неизвестного художника.

Первые серьёзные музыкальные произведения мальчик услышал в имении своего дяди, куда переехал после смерти бабушки. Там был оркестр с хорошим репертуаром — играли Гайдна, Моцарта и Бетховена. В это же время юный талант стал брать уроки скрипки и фортепиано.

Начало карьеры композитора

Дальнейшие годы жизни Михаила протекают в Санкт-Петербурге. Там он поступает в пансион (закрытую школу) для дворянских детей и параллельно учится композиции у известных маэстро Джона Филда и Карла Цейнера, которые в те годы преподавали в Санкт-Петербурге. Первое своё музыкальное сочинение Глинка написал в 13 лет.

После окончания пансиона юноша получает место чиновника в министерстве иностранных дел. Служба оставляет ему много свободного времени, и начинающий композитор активно участвует в музыкальной жизни города.

К этому моменту он уже приобрёл первую известность. Глинка много сочиняет, особенно романсы (так называются песни на нежные, лирические стихи).

В 26 лет М.И.Глинка отправляется в большое путешествие по Европе. Он
всюду встречается с известными композиторами, посещает занятия в консерваториях, слушает лучших певцов.

Михаила Глинку по праву считают основоположником русской оперы.

Одновременно к Михаилу приходит понимание, что его место — на Родине, что именно для своего народа он и должен творить.

Расцвет творчества

В своём путешествии Глинка пережил большую любовь. И хоть она не закончилась женитьбой, но стала толчком для творчества.

В 1836 году появляется опера молодого композитора «Жизнь за царя». Первоначальное её название — «Иван Сусанин» в честь крестьянина, который во время русско-польской войны 1612 года завёл отряд неприятеля в непроходимое болото.

Опера имела огромный успех. Царь Николай І принял её с восторгом и подарил композитору дорогой перстень.

Параллельно композитор пишет инструментальные композиции для клавишных и духовых инструментов, а также замечательные романсы на стихи русских поэтов.

Вскоре началась работа над новой оперой «Руслан и Людмила» по сказке Александра Сергеевича Пушкина. Это произведение было показано на публике в 1842 году и очень не понравилось музыкальным знатокам.

Современная постановка оперы «Руслан и Людмила».

Глинка настолько был огорчён критикой, что даже покинул Россию. Отныне и до конца жизни он будет возвращаться на Родину лишь ненадолго.

Поздние годы. Смерть

Последние годы жизни Михаила Ивановича прошли почти в непрерывных путешествиях. На юге Европы, во Франции и Испании, он собирает и обрабатывает народные мелодии.

В Париже знакомится со знаменитым композитором Берлиозом и пишет произведения для симфонического оркестра.

В Варшаве сочиняет музыкальную пьесу «Камаринская», где сочетает мелодии русских фольклорных песен — напевной свадебной и зажигательной плясовой.

За работой.

Последним городом композитора стал Берлин, где он внезапно умер от простуды в феврале 1857 года.

Факты из жизни

Осталось много автобиографических заметок маэстро, а также сообщений о нём друзей и современников:

  1. Глинка называл себя «мимозой» из-за слишком заботливого бабушкиного воспитания.
  2. В молодости у композитора был прекрасный голос, им восхищались даже итальянские певцы.
  3. Исполнителей для хора в своих операх автор находил в разных губерниях Российской империи.
  4. Особая связь была у Глинки с Пушкиным. Они дружили при жизни поэта. Александр Сергеевич написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и посвятил его Анне Керн. А Михаил Иванович был влюблён в Катеньку Керн, дочь Анны, и написал романс на эти стихи.

Наследие. Значение

Наследие М.И. Глинки составляют 2 оперы, несколько симфонических произведений, композиции для фортепиано и струнных, романсы и песни, церковные темы. Пьесы для одного инструмента иногда переделывались под оркестр (например, известный Вальс-фантазия).

Композитор стал основателем русского направления в классической музыке. Его мелодии строились на народных традициях, а темы большинства музыкальных сочинений были навеяны событиями российской истории.

Именно с признания творчества Глинки наша культура стала занимать всё более заметное место в мире.

В честь композитора названы три консерватории. Ему возведены памятники в Смоленске, Санкт-Петербурге, Киеве. Усадьба, где он родился, превращена в дом-музей.

Памятник М.И. Глинке в Санкт-Петербурге.

В России существует авторитетный конкурс имени Глинки, в котором соревнуются певцы.

«Патриотическая песня» М. И. Глинки звучала как официальный гимн России в 1991 — 2000 годах.

www.doklad-plus.ru

Доклад по музыке: Михаил Иванович Глинка

Доклад

тема: Михаил Иванович Глинка

выполнил: ученик 7 «Б» класса

МБОУ Гимназии №11

Лунин Кирилл

руководитель: учитель музыки

Булатникова Зинаида Михайловна

Михаил Иванович Глинка (20 мая 1804, с. Новоспасское Смоленской губернии — 3 февраля 1857, Берлин; похоронен в Санкт-Петербурге) — русский композитор. Сочинения Глинки оказали влияние на крупнейших русских композиторов — А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и других. По выражению В. В. Стасова, «оба [Пушкин и Глинка] создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке».

Михаил Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки.

До шести лет Михаил воспитывался бабушкой , которая полностью отстранила мать от воспитания сына. После ее смерти снова перешёл в полное распоряжение матери, приложившей все усилия, чтобы стереть следы прежнего воспитания. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке.

В 1817 году родители привезли Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте. В 1822 году Михаил Иванович успешно (вторым учеником) окончил курс обучения.

Глинка полюбил музыку. По окончании пансиона он усиленно занимался: изучал западноевропейскую музыкальную классику, много путешествовал по Европе (Германия, Италия), путешествовал по Кавказу и везде получал новые знания которые в дальнейшем использовал при написании своих произведений. Глинка вернулся с обширными планами создания русской национальной оперы.

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Этому с большим упорством препятствовал директор императорских театров А. М. Гедеонов, который отдал её на суд «директору музыки» капельмейстеру Катерино Кавосу. Кавос же дал произведению Глинки самый лестный отзыв. Опера была принята.

Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом.

Было устроено чествование М. И. Глинки, на котором Александр Пушкин сочинил приветственный «Канон в честь М. И. Глинки». Музыка принадлежала Владимиру Одоевскому.

Пой в восторге, русский хор! Вышла новая новинка. Веселися, Русь! Наш Глинка — Уж не глинка, а фарфор!

В 1837 году Михаил Глинка, ещё не имея готового либретто, начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Идея оперы возникла у композитора ещё при жизни поэта. Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина».

Михаил Иванович Глинка скончался 15 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище.

Оперы

  • «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») (1836)
  • «Руслан и Людмила» (1837—1842)
  • Симфонические произведения
  • Музыка к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский» (1842)
  • «Камаринская», фантазия на две русские темы (1848)
  • Романсы и песни
  • Патриотическая песня (была официальным гимном Российской Федерации с 1991 по 2000 год)
  • «Я помню чудное мгновенье» (на стихотворение Пушкина)
  • «Попутная песня» (из цикла «Прощание с Петербургом»)

infourok.ru

Доклад на тему: «Михаил Иванович Глинка»

Урок музыки в 5 классе

Митрофаненкова И. А., учитель музыки и МХК первой категории Лошницкой районной гимназии Урок музыки в 5 классе Тема урока:. «Могучая кучка». Цель: формировать знания учащихся о классической музыке; познакомить

Подробнее

Музыкальная литература

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Школа искусств Завитинского района Календарные планы по предмету Музыкальная литература Первый год обучения Первый год

Подробнее

«Иван Сусанин» (1815),

XIX век К.А. Кавоса русский композитор, дирижер. Выходец из Италии, с 1799 работал в Санкт-Петербурге. Оперы «Илья-богатырь» (1806), «Иван Сусанин» (1815), опера-водевиль «Казак-стихотворец» (1812г.) А.С.

Подробнее

Шуберт Франц Петер ( )

Шуберт Франц Петер (1797-1828) ШУБЕРТ ФРАНЦ ПЕТЕР (1797-1828) ШУБЕРТ ФРАНЦ ПЕТЕР (1797-1828) СОДЕРЖАНИЕ Детство Семья Ранние годы Творчество Родина Последние годы жизни. Смерть ДЕТСТВО Франц Петер Шуберт

Подробнее

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ Век Просвещения. 18 век в истории не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, вышло за пределы университетов

Подробнее

к рабочей программе по музыке

Пояснительная записка к рабочей программе по музыке 4 класс Рабочая программа для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа по музыке для 2а класса (базовый уровень) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерной

Подробнее

Тематическое планирование

Класс: Программа: Музыка. Т.И. Бакланова. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. -4 классы. УМК «Планета Знаний». - М.: АСТ, «Астрель», 202 г. Учитель: Дейч С.

Подробнее

ПЕСНИ ФРАНЦА ШУБЕРТА 12+

«СТАРИННОЙ ПЕСНИ МИР» ПЕСНИ ФРАНЦА ШУБЕРТА 12+ Франц Шуберт 1797-1828 гг. Франц Шуберт родился в 1797 году в пригороде Вены Лихтенталь. Он был тринадцатым ребенком в семье. Отец его, школьный учитель,

Подробнее

200 лет Мариусу Петипа

«Я считаю петербургский балет первым в мире именно потому, что в нем сохранилось то серьезное искусство, которое было утрачено за границей». М. Петипа 200 лет Мариусу Петипа 11 марта 1818 1 (14) июля 1910

Подробнее

ТЕСТЫ ПО МУЗЫКЕ (4 класс)

ТЕСТЫ ПО МУЗЫКЕ (4 класс) Тест 1 1.Что такое «вокализ»? а) хоровое произведение б) песня в) песня без слов 2.Кто написал «Вокализ» а) Мусоргский М.П. б) Рахманинов С.В. в) Чайковский П.И. 3. Какова национальность

Подробнее

ТЕСТЫ «Романтизм» 7 кл. 1

ТЕСТЫ «Романтизм» 7 кл. 1 1. Романтизм художественное направление в европейской и американской культуре конца А) XII века. Б) XVI века В) XVIII.века 2. В музыке романтизм сформировался в А) 1786 году Б)

Подробнее

5.Что означает знак f (форте)

ТЕСТ 1 1. Что означает слово мелодия А) танцевать; Б) петь песню; В) маршировать 2.Этот инструмент по праву можно назвать королём инструментов: А) труба; Б) балалайка; 3.Спектакль, в котором действующие

Подробнее

РОССИЯ - РОДИНА МОЯ. (3 часа)

урока Тема урока Колво часов Характеристика деятельности обучаемого РОССИЯ - РОДИНА МОЯ. (3 часа) Дата проведения урока по факт. плану. Мелодия. Урок-беседа. Урок изучения и первичного 2. Здравствуй, Родина

Подробнее

Музыка 2 класс (1 ч в неделю - 34 ч)

Музыка 2 класс ( ч в неделю - 34 ч) Пояснительная записка Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (2004 г.), примерной

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Рабочая программа по учебному курсу искусство (музыка) составлена на основе программы для начальной школы «Планета знаний» и соответствует федеральному компоненту государственного

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ для 2 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ для 2 класса Программу разработала Петроченко Марина Петровна, учитель начальных классов МБОУ «Ворминская СОШ» на 2015 2016 учебный год МУЗЫКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая

Подробнее

III класс (34 ч) Россия Родина моя (5 ч)

30 Продолжение III класс (34 ч) Россия Родина моя (5 ч) Мелодия душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины. Виват, Россия! Наша слава русская держава. Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин».

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающихся 2 класса муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Большеокинская СОШ» разработана на основе авторской

Подробнее

Развитие музыкального искусства в России

Развитие музыкального искусства в России В древние времена пение и музыка были включены в исполнение разных ритуалов, сочетались с эпической поэзией и танцами. Уже с 9 в. развивалось многоголосное церковное

Подробнее

Разновидности симфонии

СИМФОНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И ИСТОРИЯ ЖАНРА Слово «симфония» с греческого языка переводится как «созвучие». И действительно, звучание множества инструментов в оркестре только тогда можно назвать музыкой, когда

Подробнее

«Поющая русская душа»

Управление культуры ЦАО г. Москвы Библиотека искусств им. А. П. Боголюбова Справочно-библиографический отдел «Поющая русская душа» (К 105-летию со дня рождения певца С. Я. Лемешева) Библиографический список

Подробнее

Областная ОТКРЫТАЯ ОЛИМПИАДА

Областная ОТКРЫТАЯ ОЛИМПИАДА ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ детей «Стихия музыки-могучая стихия» 6 класса,1v курс Фамилия, имя

Подробнее

1.Содержание учебного материала

1.Содержание учебного материала п/п 1 Название раздела программы Взаимосвязь разных видов искусства Кол-во часов 9 Краткое содержание Взаимосвязь видов искусства, выражение чувств в образах Основные жанры

Подробнее

I Требования к уровню подготовки учащихся

I Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения музыки ученик должен знать/понимать - специфику музыки как вида искусства; - значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических

Подробнее

Рабочая программа Музыка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоозерновская основная общеобразовательная школа» Рабочая программа Музыка для 3 класса Учитель начальных классов: Сидорова Сусанна Петровна п.

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Музыка»

муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 6 Тракторозаводского района Волгограда» Рассмотрено на заседании МО учителей технологии, изобразительного искусству музыки / Е.К. Стрыгина /

Подробнее

1. Планируемые результаты

1. Планируемые результаты Ученик научится Понимать специфику музыки как вида искусства; значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества; основные формы музыки; характерные

Подробнее

docplayer.ru

Доклад - М.И. Глинка - Биографии

М. И. Глинка

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ Выполнил: ученик 8 “б” класса

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5

Белореченск

1999 г.

Введение

Начало XIX века — время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.

Михаил Иванович Глинка — российский композитор, родоначальник русской классической музыки. Оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842) положили начало двум направлениям русской оперы народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения, в т. ч. «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации.

Детство Глинки

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года, утром на заре, в селе Новоспасском, принадлежавшем его отцу, капитану в отставке, Ивану Николаевичу Глинке. Это имение находилось в 20-ти верстах от города Ельни Смоленской губернии.

По рассказу матери, после первого крика новорожденного под самым окном ее спальни, в густом дереве, раздался звонкий голос соловья. Впоследствии, когда его отец был не доволен тем, что Михаил оставил службу и занимался музыкой, часто говаривал: «Не даром соловей запел у окна при его рождении, вот и вышел скоморох». Вскоре после рождения его мать, Евгения Андреевна, урожденная Глинка, передала воспитание сына Фекле Александровне, матери отца. С ней он провел около трех-четырех лет, видясь с родителями весьма редко. Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия игра на скрипке и фортепиано начались довольно поздно (1815-16) и носили любительский характер.

Музыкальные способности в это время выражались «страстью» к колокольному звону. Юный Глинка жадно вслушивался в эти резкие звуки и умел на 2-х медных тазах ловко подражать звонарям. Глинка родился, провел первые годы и получил первое свое образование не в столице, а в деревне, таким образом натура его приняла в себя все те элементы музыкальной народности, которые, не существуя в наших городах, сохранялись лишь в сердце России…

Однажды, после нашествия на Смоленск Наполеона, играли квартет Крузеля с кларнетом, и мальчик Миша целый день оставался в лихорадочном состоянии. На вопрос учителя рисования о причине его невнимательности Глинка ответил: «Что я могу поделать! Музыка — душа моя!». В это время в доме появилась гувернантка, Варвара Федоровна Кляммер. С ней Глинка занимался географией, русским, французским и немецким языками, а также игрой на фортепиано.

Начало самостоятельной жизни

В начале 1817 года родители решили отправить его в Благородный пансион. Этот пансион, открытый 1-го сентября 1817 года при Главном педагогическом институте, был привилегированным учебным заведением для детей дворян. Окончив его, молодой человек мог продолжать свои занятия по той или иной специальности или идти на государственную службу. В год открытия Благородного пансиона туда поступил Лев Пушкин — младший брат поэта. он был на год моложе Глинки, и они, познакомившись, подружились. Тогда же Глинка познакомился и с самим поэтом, который «хаживал к нам в пансион к брату своему». Гувернер Глинки преподавал в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано у Омана, Цейнера и Ш. Майра довольно известного музыканта.

В начале лета 1822 года Глинка был выпущен из Благородного пансиона, оказавшись вторым учеником В день выпуска с успехом сыграл публично фортепианный концерт Гуммеля. Затем Глинка поступил на службу в ведомство путей сообщения. Но так как она отрывала его от занятий музыкой, он вскоре вышел в отставку. Его учась в пансионе он уже был превосходным музыкантом, он восхитительно играл на фортепиано, а его импровизации были прелестны. В начале марта 1823 года Глинка отправился на Кавказ, чтобы попользоваться там минеральными водами, но это лечение не поправило его здоровья. В начале сентября он возвратился в село Новоспасское и с новым рвением принялся за музыку. Он занимался музыкой очень много и пробыл в деревне от сентября 1823 до апреля 1824; в апреле он уехал в Петербург. В течение лета 1824 он переехал в дом Фалиева, в Коломне; около того же времени он познакомился с Итальянским певцом Белолли и начал у него учиться итальянскому пению.

Первая неудачная попытка в сочинении с текстом относится к 1825. Позже он написал элегию «Не искушай меня без нужды» и романс «Бедный певец» на слова Жуковского. Музыка все больше захватывала думы и время Глинки. Круг друзей и поклонников его таланта расширялся. Его знали как прекрасного исполнителя и сочинителя, как в Петербурге, так и Москве. Поощряемый друзьями, Глинка сочинял все больше и больше. И сего ранних произведений многие стали классикой. Среди них романсы: «Не искушай меня без нужды», «Бедный певец», «Память сердца», «Скажи, зачем», «Не пой, красавица, при мне», «Ах, ты, душечка, красна девица», «Что красотка молодая». В начале лета 1829 года вышел в свет «Лирический альбом», изданный Глинкою и Н.Павлищевым. В этом альбоме впервые были напечатаны романсы и сочиненные им танцы котильон и мазурка.

Первое заграничное путешествие (1830-1834)

Весной 1830 Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством. Проведя несколько месяцев в Ахене и Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал театры, совершал поездки в другие итальянские города. Также предполагалось, что теплый климат Италии улучшит его расстроенное здоровье. Прожив в Италии около 4-х лет, Глинка поехал в Германию. Там он познакомился с талантливым немецким теоретиком Зигфридом Деном и в течение месяцев брал у него уроки. По словам самого Глинки, Ден привел в систему его музыкально-теоретические знания и навыки. За границей Глинка написал несколько ярких романсов: «Венецианская ночь», «Победитель», «Патетическое трио» для фортепиано кларнета, фагота. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы.

В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы.

Вернувшись в Россию, Глинка с увлечением стал сочинять оперу о патриотическом подвиге Ивана Сусанина. Этот сюжет ему подсказал написать либретто. Глинке пришлось обратиться к услугам барона Розена. Это либретто прославляло самодержавие, поэтому, вопреки желанию композитора оперу назвали «Жизнь за царя».

Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров «Жизнь за царя», 27 января I836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль прошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы. После премьеры композитор увлекся идеей создания оперы на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».

Еще в 1837 Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением,

Композитор мечтал о том, чтобы сам Пушкин написал для нее либретто, но преждевременная смерть поэта помешала этому. Либретто создавалось по плану составленному Глинкой. От народно-героической оперы «Иван Сусанин».вторая опера Глинки отличается не только сказочным сюжетом, но и особенностями развития. Работа над оперой растянулась более чем на пять лет. В ноябре 1839 года, измученный домашними неурядицами и утомительной службой в придворной капелле, Глинка подал директору прошение об отставке; в декабре того же года Глинка был уволен. Тогда же была сочинена музыка к трагедии «Князь Холмский», «Ночной смотр» на слова Жуковского, «Я помню чудное мгновенье» и «Ночной зефир» на слова Пушкина, «Сомнения», «Жаворонок». Сочиненный «Вальс-фантазия» для фортепиано был оркестровым, а в 1856 переделан в обширную оркестровую пьесу.

27 ноября 1842 — ровно через шесть лет со дня первой постановки «Ивана Сусанина» — состоялась премьера второй оперы «Руслан и Людмила» в Петербурге. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было из-за глубоко новаторского характера драматургии). Вскоре оперу совсем сняли со сцены; редко ставился и «Иван Сусанин».

В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: «Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).

Новые странствия (1844-1847)

В 1844 Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и Испанию. В Париже он знакомится с французским композитором Гектором Берлиозом. С большим успехом прошел в Париже концерт из произведений Глинки. 13-го мая 1845 года Глинка выехал из Парижа в Испанию. Там он знакомился с народными испанскими музыкантами, певцами и гитаристами, используя записи народных танцев, Глинка в 1845 году написал концертную увертюру «Арагонская хота» вернувшись в Россию Глинка пишет еще одну увертюру «Ночь в Мадриде», тогда же была сочинена симфоническая фантазия «Камаринская» на тему 2-х русских песен: свадебной лирической («Из-за гор, гор высоких») и бойкой плясовой.

Последние годы жизни Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже, Берлине. Он был полон творческих планов.

В 1848 — Глинка начал сочинять крупные произведения на тему «Илья Муромец». Не известно, оперу он тогда задумал или симфонию.

В 1852 композитор взялся за сочинение симфонии по повести Гоголя «Тарас Бульба».

В 1855 работа над оперой «Двумужница».

Последнее десятилетие

Зиму 1851-52 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство главой «Новой русской школы» творчески развившей традиции, заложенные Глинкой. В 1852 композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине .

В январе 1857 г., после концерта в Королевском дворце, где было исполнено трио из «Жизни за царя», Глинка сильно заболел. Перед самой смертью Глинка продиктовал В.Н.Кашпирову тему для фуги, более того, он попросил закончить «Записки». Он умер 3-го февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года его прах был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры.

Значение творчества Глинки

«Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества,… оба создали новый русский язык один в поэзии, другой в музыке», так писал известный критик.

В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса. Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем, а для многих толчком к выбору музыкальной карьеры стало знакомство с сочинениями великого мастера, глубоко нравственное содержание которых сочетается с совершенной формой.

Основные произведения Глинки

Оперы:

«Иван Сусанин» (1836)

«Руслан и Людмила» (1837-1842)

Симфонические пьесы:

Музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский» (1842)

Испанская увертюра №1 «Арагонская хота» (1845)

«Камаринская» (1848)

Испанская увертюра №2 «Ночь в Мадриде» (1851)

«Вальс-фантазия» (1839, 1856)

Романсы и песни:

«Венецианская ночь» (1832), «Я здесь, Инезилья» (1834), «Ночной смотр» (1836), «Сомнение» (1838), «Ночной зефир» (1838), «В крови горит огонь желанья» (1839), свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839), «Попутная песня» (1840), «Признание» (1840), «Слышу ли голос твой» (1848), «Заздравный кубок» (1848), «Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848), «Мери» (1849), «Адель» (1849), «Финский залив» (1850), «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855), «Не говори, что сердцу больно» (1856).

Список литературы

Васина-Гроссман В. Михаил Иванович Глинка. М., 1979.

БСЭ. М. 1980г.

Музыкальная литература. М., Музыка, 1975г.

ronl.org

Глинка М.И. - композитор - Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему

Глинка М.И. - композитор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-цы 8 класса Б

средней школы № 1293

с углубленным изучением

английского языка

Чаплановой Кристины

 

 

 

 

 

 

Москва 2004 г.

 

 

 

  1. Введение
  2. Детство Глинки
  3. Начало самостоятельной жизни
  4. Первое заграничное путешествие (1830-1834)
  5. Новые странствия (1844-1847)
  6. Последнее десятилетие
  7. Значение творчества Глинки
  8. Основные произведения Глинки
  9. Список Литературы
  10. Приложение (иллюстрации)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.

Михаил Иванович Глинка - российский композитор, родоначальник русской классической музыки. Оперы Жизнь за царя (Иван Сусанин, 1836) и Руслан и Людмила (1842) положили начало двум направлениям русской оперы народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения, в т. ч. Камаринская (1848), Испанские увертюры (Арагонская хота, 1845, и Ночь в Мадриде, 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. Патриотическая песня Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации.

 

Детство Глинки

 

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года, в селе Новоспасском, принадлежавшем его отцу, капитану в отставке, Ивану Николаевичу Глинке. Это имение находилось в 20-ти верстах от города Ельни Смоленской губернии.

По рассказу матери, после первого крика новорожденного под самым окном ее спальни, в густом дереве, раздался звонкий голос соловья. Впоследствии, когда его отец был не доволен тем, что Михаил оставил службу и занимался музыкой, часто говаривал: Не даром соловей запел у окна при его рождении, вот и вышел скоморох. Вскоре после рождения его мать, Евгения Андреевна, урожденная Глинка, передала воспитание сына Фекле Александровне, матери отца. С ней он провел около трех-четырех лет, видясь с родителями весьма редко. Бабушка души не чаяла в своем внуке и баловала его невероятно. Последствия такого первоначального воспитания сказывались на протяжении всей жизни. Здоровья Глинка был слабого, совершенно не выносил холода, постоянно простужался и поэтому боялся всевозможных болезней, легко терял самообладание по любому поводу. Будучи уже взрослым, он часто называл себя недотрогой, мимозой. Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия игра на скрипке и фортепиано начались довольно поздно (1815-16) и носили любительский характер. В 20 лет запел тенором.

Музыкальные способности в это время выражались страстью к колокольному звону. Юный Глинка жадно вслушивался в эти резкие звуки и умел на 2-х медных тазах ловко подражать звонарям. Глинка родился, провел первые годы и получил первое свое образование не в столице, а в деревне, таким образом, натура его приняла в себя все те элементы музыкальной народности, которые, не существуя в наших городах, сохранялись лишь в сердце России…

Однажды, после нашествия на Смоленск Наполеона, играли квартет Крузеля с кларнетом, и мальчик Миша целый день оставался в лихорадочном состоянии. На вопрос учителя рисования о причине его невнимательности Глинка ответил: Что я могу поделать! Музыка - душа моя!. В это время в доме появилась гувернантка, Варвара Федоровна Кляммер. С ней Глинка занимался географией, русским, французским и немецким языками, а также игрой на фортепиано.

 

Начало самостоятельной жизни

 

В начале 1817 года родители решили отправить его в Благородный пансион. Этот пансион, открытый 1-го сентября 1817 года при Главном педагогическом институте, был привилегированным учебным заведением для детей дворян. Окончив его, молодой человек мог продолжать свои занятия по той или иной специальности или идти на государственную службу. В год открытия Благородного пансиона туда поступил Лев Пушкин - младший брат поэта. он был на год моложе Глинки, и они, познакомившись, подружились. Тогда же Глинка познакомился и с самим поэтом, который хаживал к нам в пансион к брату своему. Гувернер Глинки преподавал в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано у Омана, Цейнера и Ш. Майра довольно известного музыканта.

В начале лета 1822 года Глинка был выпущен из Благородного пансиона, оказавшись вторым учеником. В день выпуска с успехом сыграл публично фортепианный концерт Гуммеля. Затем Глинка поступил на службу в ведомство путей сообщения. Но так как она отрывала его от занятий музыкой, он вскоре вышел в отставку. Учась в пансионе, он уже был превосходным музыкантом, он восхитительно играл на фортепиано, а его импровизации были прелестны. В начале марта 1823 года Глинка отправился на Кавказ, чтобы попользоваться там минеральными водами, но это лечение не поправило его здоровья. В начале сентября он возвратился в село Новоспасское и с новым рвением принялся за музыку. Он занимался музыкой очень много и пробыл в деревне от сентября 1823 до апреля 1824; в апреле он уехал в Петербург. В течение лета 1824 он переехал в дом Фалиева, в Коломне; около того же времени он познакомился с Итальянским певцом Белолли и начал у него учиться итальянскому пению.

Первая неудачная попытка в сочинении с текстом относится к 1825. Позже он написал элегию Не искушай меня без нужды и романс Бедный певец на слова Жуковского. Музыка все больше захватывала думы и время Глинки. Круг друзей и поклонников его таланта расширялся. Его знали как прекрасного исполнителя и сочинителя, как в Петербурге, так и Москве. Поощряемый друзьями, Глинка сочинял все больше и больше. И сего ранних произведений многие стали классикой. Среди них романсы: Не искушай меня без нужды, Бедный певец, Память сердца, Скажи, зачем, Не пой, красавица, при мне, Ах, ты, душечка, красна девица, Что красотка молодая. В начале лета 1829 года вышел в свет Лирический альбом, изданный Глинкою и Н.Павлищевым. В этом альбоме впервые были напечатаны романсы и сочиненные им танцы котильон и мазурка.

 

Первое заграничное путешествие (1830-1834)

 

В апреле 1830 Глинка получил паспорт для поездки заграницу сроком на три года и отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством. Проведя несколько месяцев в Ахене и Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал театры, совершал поездки в другие итальянские города. Также предполагалось, что теплый климат Италии улучшит его расстроенное здоровье. Прожив в Италии около 4-х лет, Глинка поехал в Германию. Там он познакомился с талантливым немецким теоретиком Зигфридом Деном и в течение месяцев брал у него уроки. По словам самого Глинки, Ден привел в систему его музыкально-теоретические знания и навыки. За границей Глинка написал несколько ярких романсов: Венецианская ночь, Победитель, Патетическое трио для фортепиано кларнета, фагота. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы.

В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы.

Вернувшись в Россию, Глинка с увлечением стал сочинять оперу о патриотическом подвиге Ивана Сусанина. Этот сюжет ему подсказал написать либретто. Глинке пришлось обратиться к услугам барона Розена. Это либретто прославляло самодержавие, поэтому, вопреки желанию композитора оперу назвали Жизнь за царя.

Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров Жизнь за царя, 27 января I836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль прошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назн

www.studsell.com

Михаил Иванович Глинка - Доклад

Михаил Иванович Глинка

Пушкина В. Н.

В 1804 году 20 мая в Смоленской губернии в семье помещика Ивана Николаевича Глинки родился мальчик, которому суждено было стать основоположником русской классической музыки. От роду ребенок был слабым и болезненным. Все детство он провел в окружении женщин. Такое влияние естественно отразилось на характере Глинки, и без того очень мягком. Впоследствии мягкость его характера часто переходила в слабость и беспомощность в житейских делах.

Одним из самых ярких первых музыкальных впечатлений мальчика было церковное пение и колокольный звон. По праздникам Мишу водили в церковь. Возвращаясь домой он набирал медные тазы, и подолгу звонил в них, подражая церковным колоколам. В семилетнем возрасте, когда мальчик бывал в городе, он безошибочно мог отличить звон каждой церкви. Музыка производила на маленького Глинку потрясающее впечатление. Однажды на уроке рисования учитель, заметив рассеянность Миши спросил его “ Вы, наверно, все думаете о вчерашней музыке.”- “Что же делать, - отвечал мечтательный мальчик, - музыка - душа моя”. Играть на скрипке Мишу учил крепостной скрипач, а на фортепиано гувернантка. Однако музыкальные занятия в домашних условиях были далеки от совершенства.

В 1817 году семья Глинки переехала в Петербург. Там Михаила определили в Благородный пансион при Педагогическом институте. В студенческие годы Глинка часто посещал театр, увлекаясь балетом и оперой. Во время летних каникул он упражнялся в дирижировании с крепостным оркестром своего дяди.

После окончания пансиона Глинка получил должность помощника секретаря в канцелярии совета путей сообщения. Служба не обременяла композитора, и он продолжал заниматься главным делом своей жизни - музыкой. Вскоре из-за конфликта с начальством Глинка был вынужден уйти в отставку, однако это событие ни сколько не огорчило композитора. К тому времени его произведения уже издавались, он был широко известен в Петербурге как композитор и вращался в высшем Петербургском обществе (гр. М. Ю. Виельгорский, Толстые, Штерич, князья Голицыны). Так безоблачно проходили молодые годы композитора. Казалось, впереди его ожидает самое светлое будущее. Единственное, что омрачало его жизнь в эти годы это болезнь. Чем в действительности был болен Глинка, мы не имеем достоверных сведений, как и не имели их врачи, лечившие композитора. После тщетных попыток докторов поправить здоровье Глинки, его отправляют за границу.

В 1830 году композитор уезжает в Италию. Живя в Милане, Глинка восхищается итальянской музыкой. В этот период им написано большое количество арий в итальянской манере. Но вскоре первые впечатления стали терять свою прелесть. Глинка сделал вывод, что при всей привлекательности итальянской музыки, в ней не хватает глубины. В конце концов, композитором овладело чувство тоски по России и по русскому искусству. Так вдали от Родины у Глинки возникла идея создания русской национальной музыки.

В 1834 году Михаил Иванович вернулся в Петербург, и с увлечением принялся за сочинение оперы о патриотическом подвиге русского народа в образе Ивана Сусанина. Сюжет подсказал композитору поэт Жуковский. Опера “Жизнь за царя” была восторженно принята публикой, и укрепила славу композитора.

В 1837 году Глинку назначают капельмейстером в придворной Певческой капелле (В наши дни Санкт- Петербургская капелла носит имя этого великого композитора.) Глинка находится в расцвете своего творчества. Но его жизнь омрачает неудачная женитьба.

Разлад с женой действовал на ранимую душу композитора угнетающе, и в итоге привел к публичному разводу, что весьма плохо отразилось на репутации Глинки. От всех жизненных переживаний композитор спасается работой над оперой “Руслан и Людмила”.

Пять лет шла работа над этим произведением. Однако всем, кому он показывал оперу, опера не нравилась. Глинка был разочарован, он с горечью говорил: “Из ”Руслана” я мог бы сделать десять таких опер, как “Жизнь за царя”. Постановка оперы получилась очень слабая. В следующем сезоне оперу и вовсе убрали из репертуара театра. При таких грустных обстоятельствах композитор покинул Россию.

На этот раз Глинка уезжает во Францию и Испанию. В Париже Михаил Иванович знакомится со знаменитым французским композитором Гектором Берлиозом.

В 1857 году Глинка простудился. Болезнь развивалась очень быстро, и 3 февраля композитор скончался в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и похоронили на кладбище Александро-Невской лавры.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

 

 

www.studsell.com

Реферат - М.И. Глинка - Биографии

М. И. Глинка

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ Выполнил: ученик 8 “б” класса

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5

Белореченск

1999 г.

Введение

Начало XIX века — время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.

Михаил Иванович Глинка — российский композитор, родоначальник русской классической музыки. Оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842) положили начало двум направлениям русской оперы народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения, в т. ч. «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации.

Детство Глинки

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года, утром на заре, в селе Новоспасском, принадлежавшем его отцу, капитану в отставке, Ивану Николаевичу Глинке. Это имение находилось в 20-ти верстах от города Ельни Смоленской губернии.

По рассказу матери, после первого крика новорожденного под самым окном ее спальни, в густом дереве, раздался звонкий голос соловья. Впоследствии, когда его отец был не доволен тем, что Михаил оставил службу и занимался музыкой, часто говаривал: «Не даром соловей запел у окна при его рождении, вот и вышел скоморох». Вскоре после рождения его мать, Евгения Андреевна, урожденная Глинка, передала воспитание сына Фекле Александровне, матери отца. С ней он провел около трех-четырех лет, видясь с родителями весьма редко. Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия игра на скрипке и фортепиано начались довольно поздно (1815-16) и носили любительский характер.

Музыкальные способности в это время выражались «страстью» к колокольному звону. Юный Глинка жадно вслушивался в эти резкие звуки и умел на 2-х медных тазах ловко подражать звонарям. Глинка родился, провел первые годы и получил первое свое образование не в столице, а в деревне, таким образом натура его приняла в себя все те элементы музыкальной народности, которые, не существуя в наших городах, сохранялись лишь в сердце России…

Однажды, после нашествия на Смоленск Наполеона, играли квартет Крузеля с кларнетом, и мальчик Миша целый день оставался в лихорадочном состоянии. На вопрос учителя рисования о причине его невнимательности Глинка ответил: «Что я могу поделать! Музыка — душа моя!». В это время в доме появилась гувернантка, Варвара Федоровна Кляммер. С ней Глинка занимался географией, русским, французским и немецким языками, а также игрой на фортепиано.

Начало самостоятельной жизни

В начале 1817 года родители решили отправить его в Благородный пансион. Этот пансион, открытый 1-го сентября 1817 года при Главном педагогическом институте, был привилегированным учебным заведением для детей дворян. Окончив его, молодой человек мог продолжать свои занятия по той или иной специальности или идти на государственную службу. В год открытия Благородного пансиона туда поступил Лев Пушкин — младший брат поэта. он был на год моложе Глинки, и они, познакомившись, подружились. Тогда же Глинка познакомился и с самим поэтом, который «хаживал к нам в пансион к брату своему». Гувернер Глинки преподавал в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано у Омана, Цейнера и Ш. Майра довольно известного музыканта.

В начале лета 1822 года Глинка был выпущен из Благородного пансиона, оказавшись вторым учеником В день выпуска с успехом сыграл публично фортепианный концерт Гуммеля. Затем Глинка поступил на службу в ведомство путей сообщения. Но так как она отрывала его от занятий музыкой, он вскоре вышел в отставку. Его учась в пансионе он уже был превосходным музыкантом, он восхитительно играл на фортепиано, а его импровизации были прелестны. В начале марта 1823 года Глинка отправился на Кавказ, чтобы попользоваться там минеральными водами, но это лечение не поправило его здоровья. В начале сентября он возвратился в село Новоспасское и с новым рвением принялся за музыку. Он занимался музыкой очень много и пробыл в деревне от сентября 1823 до апреля 1824; в апреле он уехал в Петербург. В течение лета 1824 он переехал в дом Фалиева, в Коломне; около того же времени он познакомился с Итальянским певцом Белолли и начал у него учиться итальянскому пению.

Первая неудачная попытка в сочинении с текстом относится к 1825. Позже он написал элегию «Не искушай меня без нужды» и романс «Бедный певец» на слова Жуковского. Музыка все больше захватывала думы и время Глинки. Круг друзей и поклонников его таланта расширялся. Его знали как прекрасного исполнителя и сочинителя, как в Петербурге, так и Москве. Поощряемый друзьями, Глинка сочинял все больше и больше. И сего ранних произведений многие стали классикой. Среди них романсы: «Не искушай меня без нужды», «Бедный певец», «Память сердца», «Скажи, зачем», «Не пой, красавица, при мне», «Ах, ты, душечка, красна девица», «Что красотка молодая». В начале лета 1829 года вышел в свет «Лирический альбом», изданный Глинкою и Н.Павлищевым. В этом альбоме впервые были напечатаны романсы и сочиненные им танцы котильон и мазурка.

Первое заграничное путешествие (1830-1834)

Весной 1830 Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством. Проведя несколько месяцев в Ахене и Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал театры, совершал поездки в другие итальянские города. Также предполагалось, что теплый климат Италии улучшит его расстроенное здоровье. Прожив в Италии около 4-х лет, Глинка поехал в Германию. Там он познакомился с талантливым немецким теоретиком Зигфридом Деном и в течение месяцев брал у него уроки. По словам самого Глинки, Ден привел в систему его музыкально-теоретические знания и навыки. За границей Глинка написал несколько ярких романсов: «Венецианская ночь», «Победитель», «Патетическое трио» для фортепиано кларнета, фагота. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы.

В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы.

Вернувшись в Россию, Глинка с увлечением стал сочинять оперу о патриотическом подвиге Ивана Сусанина. Этот сюжет ему подсказал написать либретто. Глинке пришлось обратиться к услугам барона Розена. Это либретто прославляло самодержавие, поэтому, вопреки желанию композитора оперу назвали «Жизнь за царя».

Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров «Жизнь за царя», 27 января I836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль прошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы. После премьеры композитор увлекся идеей создания оперы на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».

Еще в 1837 Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением,

Композитор мечтал о том, чтобы сам Пушкин написал для нее либретто, но преждевременная смерть поэта помешала этому. Либретто создавалось по плану составленному Глинкой. От народно-героической оперы «Иван Сусанин».вторая опера Глинки отличается не только сказочным сюжетом, но и особенностями развития. Работа над оперой растянулась более чем на пять лет. В ноябре 1839 года, измученный домашними неурядицами и утомительной службой в придворной капелле, Глинка подал директору прошение об отставке; в декабре того же года Глинка был уволен. Тогда же была сочинена музыка к трагедии «Князь Холмский», «Ночной смотр» на слова Жуковского, «Я помню чудное мгновенье» и «Ночной зефир» на слова Пушкина, «Сомнения», «Жаворонок». Сочиненный «Вальс-фантазия» для фортепиано был оркестровым, а в 1856 переделан в обширную оркестровую пьесу.

27 ноября 1842 — ровно через шесть лет со дня первой постановки «Ивана Сусанина» — состоялась премьера второй оперы «Руслан и Людмила» в Петербурге. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было из-за глубоко новаторского характера драматургии). Вскоре оперу совсем сняли со сцены; редко ставился и «Иван Сусанин».

В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: «Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).

Новые странствия (1844-1847)

В 1844 Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и Испанию. В Париже он знакомится с французским композитором Гектором Берлиозом. С большим успехом прошел в Париже концерт из произведений Глинки. 13-го мая 1845 года Глинка выехал из Парижа в Испанию. Там он знакомился с народными испанскими музыкантами, певцами и гитаристами, используя записи народных танцев, Глинка в 1845 году написал концертную увертюру «Арагонская хота» вернувшись в Россию Глинка пишет еще одну увертюру «Ночь в Мадриде», тогда же была сочинена симфоническая фантазия «Камаринская» на тему 2-х русских песен: свадебной лирической («Из-за гор, гор высоких») и бойкой плясовой.

Последние годы жизни Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже, Берлине. Он был полон творческих планов.

В 1848 — Глинка начал сочинять крупные произведения на тему «Илья Муромец». Не известно, оперу он тогда задумал или симфонию.

В 1852 композитор взялся за сочинение симфонии по повести Гоголя «Тарас Бульба».

В 1855 работа над оперой «Двумужница».

Последнее десятилетие

Зиму 1851-52 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство главой «Новой русской школы» творчески развившей традиции, заложенные Глинкой. В 1852 композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине .

В январе 1857 г., после концерта в Королевском дворце, где было исполнено трио из «Жизни за царя», Глинка сильно заболел. Перед самой смертью Глинка продиктовал В.Н.Кашпирову тему для фуги, более того, он попросил закончить «Записки». Он умер 3-го февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года его прах был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры.

Значение творчества Глинки

«Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества,… оба создали новый русский язык один в поэзии, другой в музыке», так писал известный критик.

В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса. Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем, а для многих толчком к выбору музыкальной карьеры стало знакомство с сочинениями великого мастера, глубоко нравственное содержание которых сочетается с совершенной формой.

Основные произведения Глинки

Оперы:

«Иван Сусанин» (1836)

«Руслан и Людмила» (1837-1842)

Симфонические пьесы:

Музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский» (1842)

Испанская увертюра №1 «Арагонская хота» (1845)

«Камаринская» (1848)

Испанская увертюра №2 «Ночь в Мадриде» (1851)

«Вальс-фантазия» (1839, 1856)

Романсы и песни:

«Венецианская ночь» (1832), «Я здесь, Инезилья» (1834), «Ночной смотр» (1836), «Сомнение» (1838), «Ночной зефир» (1838), «В крови горит огонь желанья» (1839), свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839), «Попутная песня» (1840), «Признание» (1840), «Слышу ли голос твой» (1848), «Заздравный кубок» (1848), «Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848), «Мери» (1849), «Адель» (1849), «Финский залив» (1850), «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855), «Не говори, что сердцу больно» (1856).

Список литературы

Васина-Гроссман В. Михаил Иванович Глинка. М., 1979.

БСЭ. М. 1980г.

Музыкальная литература. М., Музыка, 1975г.

ronl.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *