Конспект статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве».
Все материалы с раздела: Сочинения по драме Островского «Гроза»
В предыдущей критике произведений Островского были выявлены важные черты русской жизни. Для Островского на первом плане стоит общая, не зависящая ни от одного из действующих лиц обстановка жизни. Он не карает ни злодея, ни жертву. Он умеет изобразить жизнь резко и живо, обнажая самые важные стороны. Драма «Гроза» не является исключением.
Одна из большого количества подобных критика дает заключение: «драма должна представлять нам героя, проникнутого высокими идеями; героиня «Грозы», напротив, вся проникнута мистицизмом, следовательно, не годится для драмы, ибо не может возбуждать нашего сочувствия».
Некоторые критики считают, что Островский неправильно изображает Катерину в «Грозе». Ее лицо «отвратительно и безнравственно», он «вывел на смех Катерину, желая в ее лице опозорить русский мистицизм».
Для хорошего анализа каждый критик должен понимать, что такое драма. «Предметом драмы непременно должно быть событие, где мы видим борьбу страсти и долга, – с несчастными последствиями победы страсти или с счастливыми, когда побеждает долг». По всем известным правилам драмы, борьба Катерины между страстью и долгом – ее предмет. Но все остальные условия в произведении жестко нарушены. Также у Островского есть непростительная для критиков литературная ошибка – «двойственность интриги». Любовь Варвары к Кудряшу не позволяет произведение назвать драмой, а лишь сводит все к банальному французскому водевилю.
Но давно уже все видят, что Островский во многом удалился от старой сценической рутины, что в самом замысле каждой из его пьес есть условия, необходимо увлекающие его за пределы известной теории, на которую указали мы выше.
Например, самодуры, против которых, естественно, должно возникнуть возмущение, при более внимательном рассмотрении оказываются достойными сожаления. Они добродетельны и даже по-своему умны. Таким образом, борьба в пьесах Островского совершается не в отношении действующих лиц, а в фактах, господствующих над ними.
Катерина не принимает геройских поз и не произносит героических изречений, доказывающих твердость характера, а наоборот – является в виде слабой женщины, не умеющей противиться даже своим влечениям. Никого она не обвиняет, никого не винит. Нет в ней ни злобы, ни презрения, чем красуются обычно рассерженные герои, самовольно покидающие свет. Мысль о горечи жизни, которую надо будет терпеть, до того терзает Катерину, что подвергает ее в какое-то полугоряечное состояние. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы, она отчаивается. Грустно, жалостно такое освобождение, но другого выхода нет…

Конец этот кажется нам отрадным, легко понять почему: в нем дан вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше по жизни, зная о ее безнравственных началах. В этом смысле, Катерина – «луч света в темном царстве».
Литературные судьи останутся опять недовольны. Читатели пусть рассудят сами: точно ли русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело? И, «если они почувствуют законность и важность этого дела, тогда мы довольны».
Рекомендуем также ознакомиться:
- Все материалы с раздела: Сочинения по драме Островского «Гроза»
«Луч света в темном царстве»
Настройки
Размер шрифта
Цвет текста
Цвет фона
Данная статья была написана публицистом в 1860 году. Это первый критический отзыв на пьесу Островского « Гроза », несомненно являющейся классикой в русской литературе. Первая публикация состоялась в 10 номере журнала «Современник». Краткое содержание статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве» раскроет тему внутреннего протеста на примере главной героини Катерины. Она не смогла смириться со сложившимися обстоятельствами, предпочтя смерть.
Николай Александрович в начале работы над статьей акцентирует внимание читателя на том, что Островский как никто другой обладал глубоким пониманием русской жизни. У него был особый дар изображать живо и резко самые важные ее аспекты. Анализируя статьи других авторов, Добролюбов отметил в них отсутствие прямого взгляда на вещи.
В каждой драме, по мнению критика всегда присутствует борьба между страстью и долгом, где долг в итоге одерживает верх над чувствами. Сюжет любой драмы должен строго придерживаться определенных правил. За завязкой должна следовать развязка. Помимо этого должно быть единство действий. Драма должна быть написана высоким культурным языком, не переходящим в вульгарность.
В «Грозе» не удалось достичь вышеуказанных правил в полной мере. Пьеса перегружена лишними действиями, подробностями и персонажами. Сюжет скучен и растянут. В нем отсутствуют бурные и яркие сцены. Язык главных героев оставляет желать лучшего. Для образованного и воспитанного человека он просто возмутителен. Катерину вместо того, чтобы порицать и осуждать, хочется пожалеть и понять мотивы ее поступков. Вместо преступницы она выставлена мученицей и страдалицей. Говорит ладно, страдает жалобно. Вокруг нее все дурно. Ее обидчиков невольно начинаешь ненавидеть всеми фибрами души. Оправдывая порок, драме не удается прийти к своей цели, к победе долга над страстью.
Все пьесы Островского можно смело назвать «пьесами жизни». Большое количество времени отведено на описание быта, условий, в которых живут персонажи его произведений. В них нет ни правых, ни виноватых. Островский никого не осуждает и не выносит приговор, навешивая ярлыки. Все эти люди сами себя загнали в рамки сложившихся обстоятельств, а противостоять им, у них нет ни сил, ни стремления.
Каждый из персонажей в пьесах Островского по-своему важен. Он не лишний, несмотря на кажущуюся, на первый взгляд второстепенность. Все они являются участниками тех или иных событий. Именно они выстраивают ту обстановку, в которой происходят события пьесы. Добролюбов анализирует их высказывания, пытается понять внутреннее состояние, то, как они видят окружающую их реальность. Он подмечает, что жизнь персонажей настолько ограничена, что они не замечают того, что происходит вокруг них. Это видно на примере Кабанихи, озабоченной тем, какое будущее у старых порядков и традиций. Она обеспокоена тем, что вроде все по-старому, но из под их гнета пробивается новая жизнь. Ей трудно принять то, что настали последние минуты ее правления. Она сильна до тех пор, пока ей удается держать всех в страхе.
«Темное царство» привыкшее жить по своим внутренним законам и правилам, не любит, когда при их дворе появляется кто-то новый, отличающийся от них. Катерина цельная и сильная натура. Она не согласна жить в обществе самодуров. Лучше умереть, чем прозябать остаток жизни.
Помимо образа, критик в Катерине пристально рассматривает ее поступки, их мотивы. Попав в новую семью, романтичная и тонкая натура столкнулась с давлением и непониманием со стороны близких людей. Ей не хватает кислорода, она задыхается от этой обстановки. Попытки найти утешение в религии и душеспасительных разговорах ни к чему не привели. Она не могла получить от них тех эмоций, на которые рассчитывала. Осознав, что ей нужно на самом деле, в ней в полной мере проявился ее настоящий характер, не растраченный на мелочные выходки.
«Грозу» можно по праву назвать самым решительным произведением Островского. Несмотря на драматичность сюжета, после прочтения пьесы чувствуется не тяжесть и грусть, как в ряде других его произведений, а наоборот, что-то освежающее и ободряющее. Гибель главной героини и есть начало чего-то нового. В ее натуре не было ничего разрушительного, сметающего все на своем пути. Вся она преисполнена любви, желания творить и созидать.
В своем воображении девушка пытается все облагородить. В ней открылась жажда чувственных наслаждений, потребность в любви и ласке. Она пыталась поверить в то, что муж ее судьба, но вскоре иллюзиям было суждено разбиться о быт. Тихону чуждо было понять душевное состояние жены. Он слишком забит для этого. Для него было загадкой ее поведение. То слова из нее вытянуть невозможно, не говоря уже о ласке, то сама лезет с объятиями. Публицист сравнивает ее с полноводной рекой, бурными потоками, сметающими все преграды на пути. Ее бурление вызвано отнюдь не негодованием и злостью, а естественным желанием продолжить свой путь.
Образ Катерины это шаг вперед не только в творчестве Островского, но и в области русской литературы в целом. «Русская жизнь дошла до того, что почувствовалась потребность в людях более деятельных и энергичных». Характер Кати светел, наполнен верой в новые идеалы. Островский неслучайно показал его силу в женском лице. Ведь именно из груди слабых и беззащитных поднимается сильнейший протест, а у женщин на Руси всегда было незавидное положение. Для Катерины лучшим выходом был бы побег с Борисом, но ему мешала материальная зависимость от его дяди. Она тормозила словно якорь, не давая сдвинуться с места.
В своей незавидной судьбе девушка никого не винит. В смерти она видит утешение, освобождение из застенок «темного царства». Избавление от оков и есть центральная мысль произведения. Жизнь в мрачном царстве невозможна. Даже Тихон, увидев труп жены, кричит о том, что ей сейчас хорошо. Его мучает вопрос: «А как же я?». Трагедия таких людей страшна. На лицо мучительный внутренний распад человека. У него нет сил освободиться от мира в котором живые завидуют мертвым.
В среднем, пользователи прочитывают текст за 8 мин.
Добавить в избранное
ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ?
5
1
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Что отличает протест Катерины от действий варвара.

Целая, честная, искренняя, она не способна на ложь и фальшь, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и дикие кабаны, так трагична ее жизнь. Протест Катерины против деспотизма Кабаниха — это борьба светлого, чистого, человеческого против тьмы, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, уделявший очень большое внимание подбору имен и фамилий актеров, дал такое название героиня «Гроза»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая».0003
Катерина — натура поэтическая. В отличие от грубоватых калиновцев, она чувствует красоту природы и любит ее. «Я встану, раньше было рано; если будет лето, я пойду к роднику, умоюсь, принесу с собой воды и все, поливаю все цветы в доме. У меня было много-много цветов», — говорит она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Ее сны были наполнены прекрасными, сказочными видениями. Ей часто снилось, что она летит, как птица. Она несколько раз говорит о своем желании летать. Этими повторами драматург подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины, ее свободолюбивые устремления. Рано выйдя замуж, она старается ладить со свекровью, любить мужа, но искренние чувства в доме Кабановых никому не нужны. И нежная, поэтическая Катерина в этой мрачной атмосфере «увяла совершенно». Как гордая птица, которая не может жить в клетке, она умирает в доме Кабаниха.
Поэзия и душевная чистота Катерины проявляются в каждом ее слове. «Куда мне, бедняжке, деться? Кого я могу зацепить? Отцы мои, я умираю!» — говорит она, прощаясь с Тихоном. От какой природной простоты и точно передают эти слова ее состояние! Нежность, переполняющая ее душу, не находит выхода. Глубокая человеческая тоска звучит в ее сне о детях: «Хоть бы чьи-то дети! Эко горе! У меня нет детей: я бы все равно сидел с ними и веселил их. Я очень люблю беседовать с детьми, ведь они же ангелы. Какая любящая жена и она была бы матерью в других условиях!
Кэтрин религиозна. При ее впечатлительности религиозные чувства, привитые ей в детстве, прочно овладели ее душой. Но как отличается искренняя, детская религиозность Катерины от ханжеской религиозности Кабаниных! Для Кабанихи религия — мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины — поэтический мир сказочных образов. «…Перед смертью я любил ходить в церковь! Наверняка, бывало и так, что я зайду в рай, и никого не увижу, и время не помню, и не слыхала, когда кончилась служба», — вспоминает она. Никто в Калинове не молился так искренне, как Катерина. «Ах, Кудрявый, как она молится, лишь бы ты взглянул! Какая у нее ангельская улыбка на лице, а от лица как будто светится, — говорит Борис, и Кудряш тут же безошибочно определяет, что речь идет о Катерине.
И в то же время. религия — это клетка, в которую «темное царство» заперло душу Катерины. Ведь страх «греха» мучает ее даже больше, чем гнет Кабанихи. И то, что ей удалось его одолеть, свидетельствует о моральной силе Катерины.
Протест Катерины против гнета «темного царства» основан на естественном стремлении отстоять свободу своей личности. Неволя — имя ее главного врага. Внешне условия жизни в Калиново ничем не отличаются от среды детства Катерины. Те же молитвы, те же обряды, те же занятия, но «здесь, — отмечает героиня, — все словно из-под плена». Бондаж несовместим с ее свободолюбивой душой. «Но неволя горька, о, как горька!» — говорит она в сцене с ключом, и эта мысль приводит ее к решению увидеться с Борисом. Всем своим существом Катерина чувствовала, что жизнь в «темном царстве» хуже смерти. И она предпочла смерть плену. «Грустно, горько такое освобождение, — писал Добролюбов, — но что делать, когда другого выхода нет».
В поведении Катерины, по словам Добролюбова, проявился «решительный, цельный русский характер», который «выдержит себя — вопреки любым препятствиям, а когда не хватит сил, то умрет, но не предать себя». Добролюбов отмечал, что образ Катерины, являющийся «шагом вперед не только в драматическом творчестве Островского, но и во всей нашей литературе», отражает новый этап в развитии русской народной жизни. Нужны были люди с решительным характером, которые воплощали бы общие требования правды и права в решительные действия. Катерина была первым типом такого человека в русской литературе. Поэтому Добролюбов сравнивал ее с лучом света, освещающим не только ужасы «темного царства», но и признаки его близкого конца.
Великая русская актриса Гликерия Николаевна Федотова говорила о сценическом воплощении образа Катерины: «Эту роль я играю с юности, но только сейчас понимаю, как ее играть. А я раньше вообще не понимала, что Катерина — лучик света в темном царстве. Но нужно, чтобы сквозь каждое ее слово, каждое движение куда-то проглядывал этот сияющий луч, стремящийся пробиться сквозь тьму. И пусть Катерина, не найдя дороги к светлой и радостной жизни, умрет: не беспомощность, не печаль и не внутреннее опустошение ведут к этому концу. Наоборот — яркий порыв. И только теперь ему нет выхода из темного царства, а когда-нибудь, скоро будет… Так задумала Катерина Островская, так ее надо сыграть. Замечательные русские актрисы Л. П. Никулина-Косицкая — первая исполнительница роли Катерины, П. А. Стрепетова, М. Н. Ермолова оставили в истории русского театра незабываемые, творчески самобытные портреты Катерины.
Протест Катерины против деспотизма Кабанихи носил не только личный характер в условиях борьбы с крепостничеством, он имел большое революционное значение, хотя сама Катерина действовала совершенно бессознательно, отстаивая лишь свободу собственной личности.
Известный фразеологизм «Луч света в темном царстве», образованный из названия статьи Николая Александровича Добролюбова, посвященной пьесе «Гроза», давно вышел за пределы данного произведения. И это не случайно. Вся сюжетная линия спектакля от начала и до конца как раз и рассказывает о попытке этого самого луча прорваться сквозь тьму и безысходность «темного царства». Это мы можем наблюдать в разных сферах и в разных жизненных ситуациях, емкая и точная фраза, выбранная Добролюбовым, характеризует борьбу Катерины с гнилым миром Калинова, миром Кабановых и Дикого. И этот протест логичен — несовместимость Катерины и устоев Калинова неизбежно ведет к конфликту, компромисс здесь невозможен.
Кто победил в этом противостоянии? Это не так важно, важнее то, что Катерина и есть тот самый лучик, пусть первый, пусть маленький и едва заметный, но который, однако, начнет освящать тьму «темного царства», первый, но не самый последней, и когда-нибудь эти «лучи» разрушат мир лжи и лицемерия, жестокости и нелюбви, мир, в котором она вынуждена жить и пытаться строить в нем счастье.
Детство Катерины, как кажется на первый взгляд, мало чем отличается от ее собственного. Текущая жизнь у Калинова, однако главная героиня верно подмечает, что до замужества у нее было главное, чего нет сейчас — свобода. Свобода, свобода воли, возможность выбора — ценность, формирующаяся для понимания образа Катерины, без этого нет ее личности. Вот почему оно гаснет, томится в этой близости, во власти несвободы и отчаяния.
Катерина — однозначный, цельный человек (в отличие от Варвары, она не может притворяться), она создана, чтобы любить и наслаждаться, она не может понять, насколько жестоким может быть мир, если он так прекрасен. В своей по-детски наивной манере она действительно не может понять, почему с ней так жестоко обращаются, зачем удваивать жизнь, быть лживым и жестоким человеком. Такие люди, как Катерина, просто не в состоянии выжить в «темном царстве», здесь нужно либо приспосабливаться и играть разные роли, как это делают Варвара, Кудряш, отчасти Тихон, либо быть жестоким и непреклонным, как Кабанова и Дикий. Третьего не дано, и поэтому Катерина выбирает смерть. Честная и добрая Катерина не могла бы солгать, а правда просто погубила бы ее.
Катерина — натура поэтическая, она искренне восхищается красотой мира, чудом церкви и тем, на что миру Калинова точно наплевать. Религия для Катерины – это прибежище, радость, это лучшее, что есть в этом мире. Для мира Калинова, а точнее для Кабанова, это ритуал, лишенный смысла, порок, в котором содержится грех, своего рода догмат, своего рода клетка, как и все Калиновы и верования ее обитателей. Свободная птица не способна жить в клетке, как не способна Катерина жить в тюрьме, в тисках свекрови и господствующих убеждений Калинова. Неизбежный конец борьбы Катерины не является однозначным концом, луч пробил брешь в «темном царстве», а значит, не все потеряно.
Несколько интересных сочинений
- Жанр Мцыри Лермонтов. Что за работа?
«Мцыри» относится к одному из удачных стихотворений Лермонтова, его можно считать образцом русской романтической поэзии.
- Доктор Стравинский в романе «Мастер и Маргарита (Профессор)» Булгаков
Один из второстепенных персонажей романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», профессор Стравинский не просто врач психиатрической клиники, он наделен чертами справедливого арбитра
Самая тяжелая война в истории мира, которая была на этом свете — Великая Отечественная война. Она испытала силу и волю нашего народа за один год, но наши предки выдержали это испытание с честью.
Выбор профессии очень ответственный шаг, от которого зависит ваша дальнейшая судьба. Профессия должна, во-первых, нравиться, а, во-вторых, обеспечивать достойную жизнь.
Каждый человек в своей жизни сталкивался с плохим настроением. Его еще никому не удалось избежать. Его может разрушить что-то серьезное, например, болезнь или неполадки в аэропорту, или что-то простое
Образ Катерины наиболее ярко выражен в пьесе Островского «Гроза». Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, называл ее «лучом света в темном царстве». Жизнь Катерины сложилась удачно и беззаботно в родительском доме. Здесь она чувствовала себя непринужденно. Катерина жила легко, беззаботно, радостно. Она очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами. Позже, рассказывая Варваре о своей жизни в доме, она говорит: «Я жила, ни о чем не тужила, как птица на воле. Мама души не чаяла во мне, нарядила как куклу, не заставляла работать, что хочу, то и получилось, то и делаю».
Катерина отличается от всех представителей «темного царства» глубиной своих чувств, честностью, правдивостью, отвагой, решительностью. Воспитываясь в хорошей семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, искренняя, горячая натура, открытая душа, не умеющая обманывать.
Выросшая в собственном доме, наша героиня переняла все многовековые традиции своей семьи: послушание старшим, религиозность, следование обычаям. Катерина, нигде не учившаяся, любила слушать рассказы странников и богомольцев и воспринимала все их религиозные предрассудки, отравлявшие ее молодую жизнь, заставляющие Катерину воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти. Попав в новую семью, где все находится под властью жестокого, сурового, грубого, деспотичного Кабаниха, Катерина не находит к себе сочувственного отношения. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело переносит гнетущую атмосферу этого дома. Постепенно жизнь в доме Кабанихи, постоянно оскорбляющей человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины невыносимой. В ее душе начинает зарождаться тупой протест против «темного царства», не давшего ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс развивается… Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, моральную победу над «темным царством».
А. Н. Островский, автор многочисленных пьес о купечестве, создатель репертуара для русского национального театра, по праву считается «певцом купеческой жизни». А он сидит у входа в Малый театр, вылепленный резцом скульптором Андреевым, и напоминает нам о прошлом, о темном, смешном и страшном мире его многочисленных героев: Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаны.
Изображение мира московского и провинциального купечества, с легкой руки Добролюбова названного «темным царством», стало основной темой творчества Островского.
Не является исключением и драма «Гроза», вышедшая в 1860 году. Сюжет пьесы прост и типичен для той среды и эпохи: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, найдя в муже отклик на свои чувства, влюбилась в другого человека. Терзаемая угрызениями совести и желающая принять нравственность «темного царства» («Делай, что хочешь, лишь бы все было зашито и покрыто»), она публично, в церкви, признается в своем поступке. После этого признания ее жизнь становится настолько невыносимой, что она совершает самоубийство.
Жизнь Катерины в родительском доме протекала хорошо и беззаботно. Здесь она чувствовала себя непринужденно. Катерина жила легко, беззаботно, радостно.

Катерина очень любила природу, всю ее красоту, русские песни. Поэтому ее эмоциональная, восторженная, музыкальная, мелодичная речь проникнута высокой поэзией и иногда напоминает нам народную песню.

Постепенно жизнь в доме Кабанихи, постоянно оскорбляющем ее человеческое достоинство, становится для нее невыносимой. В ее юной душе уже начинает зарождаться тупой протест против «темного царства», которое ʜᴇ подарило ей счастье, свободу и независимость. Этот процесс нарастает… Катерина кончает жизнь самоубийством.

То, что поступок Катерины был типичен для ее времени, подтверждает и тот факт, что аналогичный случай произошел в Костроме в купеческой семье Клыковых. И еще долго после этого актеры, играющие главные роли в спектакле, гримировались так, что их можно было увидеть похожими на Клыковых.
А. Н. Островский
Лекция, конспект. Протест Катерины в драме — понятие и виды. Классификация, сущность и признаки.
У Катерины мы увидели протест против
Представления Кабана о морали,
прекращение протеста.
Н. А. Добролюбов
Пьеса Островского написана в 1859 году, в период подъема революционных масс, в эпоху, когда личность поднялась на борьбу за свое освобождение. «Гроза», по словам Н. А. Добролюбова, «наиболее решительное произведение Островского», так как показывает сложный, трагический процесс раскрепощения возрождающейся души.
В пьесе тьма борется со светом, взлеты и падения сменяются падениями, в ней показана и живучесть нравственности «темного царства», ее шаткость, и сила характера, способного преодолеть ее даже ценой собственная жизнь. И со всей жестокостью, несправедливостью «темного царства» борется Катерина, главная героиня пьесы А. Н. Островского.
Ее детство было ярким и тихим. Катерина ходила в церковь, слушала рассказы странников, вышивала золотом по бархату. Но религиозность Катерины – это вера в сказки, которые она слушала в детстве. В религии Катерину привлекает прежде всего красота легенд, церковной музыки, иконописи, ее воображение работает не покладая рук и уносит ее в новый мир, «тихий и светлый».
Смелый и решительный характер Катерины проявляется еще в детстве. Она говорит Варваре: «Мне было еще шесть лет, не больше, вот я и сделала! Обидели меня чем-то дома, но дело было под вечер, было уже темно: я выбежал на Волгу, сел в лодку и оттолкнул ее от берега. На следующее утро они уже нашли его, в десяти милях отсюда!
Прошло светлое детство, Катерина замужем за нелюбимым человеком. Катерине не сразу понравилась жизнь в доме свекрови. Нелепая и жестокая Кабаниха, которая «съедает родных», «точит железо, как ржавчину», стремится подавить свободолюбивый характер Катерины. Но героиня смело вступает в схватку с Кабаном. Честная и правдолюбивая, Катерина никак не может приспособиться к жизни «темного царства». «Я не хочу здесь жить, не буду, даже если ты меня порежешь!» — решительно говорит она Варваре.
Нежно и страстно Катерина любит Бориса. Ее любовь — это еще и протест против моральных устоев «темного царства». Сила ее чувств такова, что она готова пренебречь общественными обычаями и религиозными понятиями: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!»
Но счастье только манило Катерину. Две недели она встречалась с Борисом, но вот приезжает Тихон. Напуганная грозой и причитаниями полусумасшедшей дамы, Катерина признается во всем мужу.
«Что, сынок? Куда ведет воля? Я сказал тебе, чтобы ты не хотел слушать. Вот чего я ждала!» — сердито говорит Кабаниха Тихону. Она злорадствует, что победила Катерину.
Но мы видим, что Катерина, а не Кабаниха, морально побеждает в этой борьбе. Протест Катерины растет. Она готова к что угодно, поэтому она просит Бориса взять ее с собой. Но Борис «не по своей воле» уходит, он полностью зависит от своего дяди, купца Дикого.
В душе Катерины погасла последняя надежда. «Нет, нет, не… нехорошо!» — думает она. Катерина понимает, что жить в доме Кабановых аморально. Лучше вообще не жить, чем мириться с «жалким прозябанием».0056 НА. Добролюбов пишет: «…она рвется к новой жизни, даже если бы ей пришлось умереть в этом порыве». Вот он, протест Катерины, протест против зла и мещанства, жестокости и лжи, протест «доведенный до конца!»
В ответ на статью Н.А. Добролюбова опубликована статья Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы». В ней Писарев критикует статью Добролюбова «Луч света в «темном царстве» и удивляется, что критики не смогли «ни единого возражения сделать Добролюбову». обмен несколькими взглядами?.. Наконец, что же это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые вполне благополучно переносятся всеми членами всех русских семей?» Критик утверждает, что Добролюбов, видя что-то хорошее в каждом поступке Катерины, сделал совершенный образ, увидел в результате этого «луч света в «темноте»
именное царство». Писарев с этим согласиться не может, так как «воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни сильного характера, ни развитого ума. Ум — самое дорогое, или, вернее, ум — все».
Почему взгляды Писарева и Добролюбова так расходятся?Что заставляет одного писать о силе характера Катерины, а другого о слабости этого характера?Напомним, что статья Добролюбова была опубликована в 1860 году, во время революционного подъема, когда смелые и на переднем крае стояли решительные герои, стремящиеся к новой жизни, готовые умереть ради нее… В то время не могло быть иного протеста, но даже такой протест утверждал силу характера личности9.0056 Статья Писарева написана в 1864 году, в эпоху реакции, когда нужны были думающие люди. Поэтому Д.И. Писарев так пишет о поступке Катерины: «…наделав много глупостей, он бросается в воду и таким образом делает последнюю и величайшую нелепость».
Как я отношусь к Кэтрин? Считаю ли я это «лучом света в темном царстве»? Да, я люблю Катерину, люблю ее доброту и нежность, искренность ее чувств, ее решительность и правдивость. Я считаю, что Катерину можно назвать «лучом света в темном царстве», так как она протестует против кабановских представлений о морали, «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалкой прозябающей жизнью, которую ей дают в обмен на ее живую душу».
В этом, на мой взгляд, сила характера Катерины.
История русской философии
%PDF-1.6 % 3105 0 объект > эндообъект 3124 0 объект >поток 2012-01-01T01:19:02+01:00DLI Downloader 0.23, (c) PR Labs2012-01-17T23:55:03+01:002012-01-17T23:55:03+01:00application/pdf
