Дионис фото бог – Дионис — Википедия

Дионис — биография, изображения, значение имени

История персонажа

Бог плодородия, виноделия и растительности Дионис — один из самых неоднозначных жителей Олимпа. Обаятельный юноша много шутит и веселит окружающих. Смех и радость сопровождают младшего сына Зевса. Но стоит ослушаться или обидеть беспечного молодого человека, и на землю прольются реки крови. Дионис не прощает проступков и не прислушивается к доводам разума. Дикие танцы и кровавые зрелища так не к лицу красивому божеству!

История создания

Греческий бог виноградарства занял собственное место в пантеоне богов довольно поздно по сравнению с остальными прославленными персонажами. Культ Диониса пришел в Грецию с фракийской или малоазийской территории. Первые упоминания о необычном боге датируются 14 веком до нашей эры — имя Диониса запечатлено на табличках критского письма.

ДионисДионис

Долгое время греческая мифология принижала статус покровителя виноделов и фруктовых деревьев. Развитие культ получил только в 7 веке нашей эры. Изначально расслабленное и раскованное поклонение Дионису превратилось в безумство. Плутарх писал:

«Вначале был простым, но веселым, однако позже его празднества становились все более шумными и необузданными».

Ночные праздники, которые жители Греции посвящали обаятельному богу, превращались в устрашающие зрелища. В маленьких городах жрицы культа облачались в шкуры животных и поедали сырое мясо, прославляя имя Диониса.

Праздники в честь ДионисаПраздники в честь Диониса

Культурные центры Греции сохранили первоначальный посыл празднеств. Праздники Великие Дионисии проходили в конце марта. Выбранные народом певцы и актеры облачались в козлиные шкуры и разыгрывали драматические и комедийные сценки. Для подобных событий строили специальные театры Дионис. Одно из таких архитектурных чудес до сих пор расположено на юго-восточном склоне Акрополя.

Греки считали, что подарок Диониса, прозванный вином, дарует творческим людям вдохновение. Поэтому художники часто писали портреты и жанровые сценки, в которых участвовал бог. Покровитель растительности изображался как молодой и привлекательный юноша, окруженный сатирами и жрицами культа. Не реже Диониса рисовали уже взрослым мужчиной с густой бородой и роскошными локонами. Но в любом случае бога виноделия сопровождает веселая толпа.

Дионис в мифологии

Отец Диониса — ЗевсОтец Диониса — Зевс

Рождение Диониса окутано тайнами и домыслами. Родители красивого юноши — Зевс и дочь царя Фив Семела. Владыка Олимпа, в очередной раз плененный красотой юной девушки, часто посещал царевну. Новое увлечение не укрылось от жены Громовержца.

Коварная Гера предстала перед любовницей и предложила Семеле узнать, как на самом деле выглядит Зевс. Заинтересованная девушка уговорила любимого предстать перед ней в истинном обличье. Величественный бог не отказал. В результате загорелись покои Семелы, а у принцессы начались преждевременные роды. Чтобы спасти слабого новорожденного, Зевс зашил сына в собственное бедро. Через пару месяцев Дионис окреп и появился на свет во второй раз.

ГераГера

Подобный исход не устроил Геру. Ревнивая женщина преследовала мальчика, желая избавиться от младенца. Но, зная характер жены, Зевс приставил к Дионису Гермеса, который всегда успевал спасти ребенка. В конечном итоге сына Громовержца отдали на воспитание богине Кибеле, не уступающей в могуществе Гере (по иным источникам бог отдал ребенка нимфам).

Чуть повзрослевший мальчик неожиданно для родных подружился с сатиром по имени Ампелий. Старый забияка часто беседовал с маленьким богом и много времени играл со скучающим Дионисом. Столь необычная дружба закончилась печально — Ампелий умер от рогов быка. Юный Дионис попытался воскресить приятеля, но все принимаемые меры не помогли. Тело сатира превратилось в виноградную лозу, расстроенный юноша выжал сок из плодов, а полученную жидкость назвал вином.

ГермесГермес

Молодой и беззаботный бог отправился в путешествие по всему миру. Куда бы не приходил Дионис — вокруг созревал виноград. Три года продлилось путешествие младшего сына Зевса. Бог побывал даже в Индии и спустился в Царство Мертвых, откуда забрал родную мать.

Правда, подобное шествие доставило массу хлопот для жителей Греции. Вместе с вином Дионис подарил людям безумие. Находясь в хмельном бреду, жители городов совершали массовые убийства. Тех, кто не признавал в юноше бога, Дионис убивал собственными руками. Многих женщин растерзали поклонники и подчиненные божества.

Юноша часто гулял по Земле в сопровождении друзей, его свита многочисленна. Диониса окружают сатиры (козлоногие демоны плодородия) и менады (жрицы и почитательницы бога). С большим удовольствием своего подопечного сопровождает Силен — учитель Диониса.

ДионисДионис

Во время одной из таких прогулок привлекательного юношу заметили морские разбойники. Пока свита юного бога отдыхала, злодеи выкрали Диониса и доставили юношу на корабль. Один из членов экипажа, увидев, что цепи, которыми разбойники сковали добычу, не держатся на руках молодого человека, испугался. Мужчина попросил отпустить незнакомца, утверждая, что перед ними бог.

Разбойники не поверили брату по оружию. А Дионис, превратившись во льва, растерзал капитана корабля. Оставшихся членов команды юноша превратил в дельфинов. Единственный, кто не пострадал — проницательный бандит, заступившийся на юного бога.

АфродитаАфродита

Перед обаянием покровителя виноделов не устояла красавица Афродита. Женщина некоторое время состояла в тайной любовной связи с веселым божеством. Плодом любви стал бог полей и садов Приап.

До женитьбы Дионис часто вступал в отношения со специфическими женщинами. В любовных победах бога числится Авра. Дочь титана родила от мужчины близнецов, одного из которых съела. Второго, к счастью, удалось спасти.

Несмотря на ветреность и любовь к веселью, Дионис оказался хорошим мужем. Супругой бога виноделия стала Ариадна, прославившаяся благодаря мотку ниток. Расставшись с возлюбленным Тесеем, девушка страдала от горя. Проходивший мимо Дионис потерял голову от красоты царевны Крита. Юный бог тут же овладел новой знакомой, а чуть позже женился на девушке.

Дионис и АриаднаДионис и Ариадна

Поговаривают, что Тесей не планировал бросать возлюбленную. Но ночью смелому герою приснился Дионис, который приказал юноше оставить девушку, так как Ариадна должна достаться богу. В браке с Дионисом девушка родила сына Фоанта. После дочь царя Крита стала бессмертной — такой подарок сделал Зевс любимому сыну.

Интересные факты

  1. Значение имени божества — освященный богом. В древнеримской мифологии бог носит имя Вахус (или Бахус). А прозвище Диониса — бог с бычьими рогами (мужчина любил перевоплощаться в быка).
  2. Мифы утверждают, что среди любовных побед Дионис значится также Гермафродит — сын Гермеса и Афродиты.
  3. Наиболее узнаваемое и известное изображение божества – скульптура Микеланджело под названием «Бахус». Памятник изображает выпившего бога виноделия, которого сопровождает сатир.
"Бахус"«Бахус»

24smi.org

фото, картинки описание культа Диониса.

Дионис не только бог виноградной лозы, вдохновения, растительности и живительных сил природы, но также бог ужаса, экстаза и неистовства.

Картинки Диониса показывают бога ребенком, или юношей в звериной шкуре. Голову бога овивает венок из стеблей плюща, в руках — жезл-тирс, овитый виноградом. Фото произведений искусства позволяют увидеть древние фрески, скульптуры с изображением бога вина.

Очень необычна история рождения Диониса. Гера возненавидела и захотела погубить любовницу мужа, смертную женщину Семелу. Благодаря коварству Геры, Зевс сам сжег любимую жарким огнем молний, но смог спасти недоношенного ребенка, которого поместил в свое бедро и выносил.

Культ Диониса – жертвенное деяние, совершалось женщинами. Фанатичных служительниц культа Вакха (римское имя бога) называли вакханками, менадами, фиадами. А само служение называлось оргией. Женщины пили вино с наркотическими веществами и впадали в безумие, экстаз. По достижении кульминации вакханалии, безумные руками разрывали жертвенных животных и поедали сырое мясо.

На фото картин выше — вакханалии с участием Диониса.

Диониса любили как бога растительности и веселья, но опасались как безумца, так как причиной гнева могло стать недостаточное почитание его божественной персоны.

kajlas.ru

Бог Дионис — культ Диониса в Древней Греции

Древние греки поклонялись множеству богам, их религия как отражение характера: чувственного, необузданного как сама природа с ее стихиями. Дионис – один из любимых богов эллинов прямое доказательство тому, что удовольствие в их жизни занимало исключительное и первостепенное место.

Кто такой Дионис?

Дионис, бог виноделия, ворвался в размеренную жизнь греков со свойственным ему весельем, неистовством и безумием. Младший олимпиец имеет фракийское происхождение. Известен и под другими именами:

  • Бахус;
  • Вакх;
  • Старший Дионис;
  • Загрей;
  • Либер;
  • Дифирамб;
  • Ортос;
  • Хорей.

Дионис обладал следующими функциями и полномочиями:

  • отвечал за возрождение растительности весной;
  • покровительствовал земледельцам;
  • обучил людей ремеслу выращивания винограда и виноделию;
  • насылал безумие на тех, кто не хотел примкнуть к нему;
  • считается «отцом» театрального жанра трагедии.

Родителями бога вина и виноградной лозы считаются Зевс и Семела. Миф о рождении Диониса окутан страстями. Ревнивая жена громовержца Гера узнав, что Семела беременна, приняв вид ее кормилицы, подговорила упросить Зевса явиться в божественном обличьи. Семела при встрече с богом спросила готов ли он выполнить одно ее желание, и тот поклялся выполнить любой ее каприз. Услышав просьбу, Зевс вырвал еще недозревший плод из чрева возлюбленной и зашил в своем бедре, а когда пришел срок Зевс родил сына Диониса.

Культ Диониса в Древней Греции прозвали Дионисиями. Праздники сбора винограда величали малыми Дионисиями, сопровождавшиеся яркими представлениями с переодеванием, пением, питьем вина. Главные Дионисии проводились в марте – в честь возродившегося бога. Ранние версии празднества вакханалии проводились под покровом темноты и представляли собой дикие пляски менад в трансовом состоянии, ритуальные совокупления. Разыгрывалась Смерть Диониса бога в образе быка и жертвенное животное разрывали на части, ели теплое мясо.

Атрибут Диониса

В античных произведениях искусства Дионис изображался как молодой безбородый юноша с женственными чертами лица. Самым важным атрибутом бога является посох Диониса или тирс из стебля фенхеля, увенчанного сосновой шишкой – фаллический символ созидающего начала. Другие атрибуты и символы Вакха:

  1. Виноградная лоза. Обвитая вокруг жезла – признак плодородия и ремесла виноделия;
  2. Плющ – по поверьям против сильного опьянения.
  3. Чаша – выпивая ее, душа забывала о своем божественном происхождении, и чтобы излечиться надо было выпить другую — чашу разума, тогда возвращается воспоминание о божественности и желание возвратиться на небо.

Спутники Диониса не менее символичны:

  • Мельпомена – муза трагедии;
  • Менады – верные последовательницы или жрицы культа Диониса;
  • пантера, тигр и рысь – животные семейства кошачьих обозначают его восхождение и триумф и напоминают, что культ пришел с Востока;
  • бык – символ плодородия и земледелия. Дионис часто изображался в виде быка.

Дионис — мифология

Эллины почитали природу во всех ее проявлениях. Плодородие – важная часть составляющей жизни сельских жителей. Богатый урожай – это всегда хороший знак того, что боги благосклонны и благодушны. Греческий бог Дионис в мифах предстает веселым, но в тоже время своенравным и насылающим проклятья и погибель тем, кто не признает его. Мифы о Бахусе наполнены разнообразными чувствами: радостью, печалью, гневом и безумием.

Дионис и Аполлон

Конфликт между Аполлоном и Дионисом разные философы и историки интерпретируют по-своему. Аполлон – лучезарный и златокудрый бог солнечного света покровительствовал искусствам, морали и религии. Поощрял людей соблюдать меру во всем. И греки до прихода культа Диониса старались следовать законам. Но Дионис «ворвался» в души и осветил все неприглядное, те бездонные пропасти которые есть в каждом человеке и размеренные эллины начали предаваться разгулу, пьянству и оргиям, чтя великого Бахуса.

Две противоположные силы «светлая» аполлонистическая и «темная» дионисическая сошлись в поединке. Разум столкнулся с чувствами, так описывают борьбу двух культов историки. Свет, мера, жизнерадостность и наука против культа земли, заключающей в себе тьму мистерий с безмерным употреблением вина, принесением жертв, неистовых плясок и оргий. Но как нет света без тьмы, так и в этом конфликте родилось что-то новое и необычное – появился новый жанр искусства греческие трагедии о соблазнах и бездне человеческой души.

Дионис и Персефона

Дионис бог Древней Греции и Персефона – богиня плодородия, супруга Аида и вместе с ним властительница подземного царства в древнегреческой мифологии связаны между собой в нескольких сказаниях:

  1. Один из мифов о рождении Диониса упоминает Персефону как мать его мать. Зевс воспылал страстью к собственной дочери, обратившись в змея, вступает с ней в связь, от которой рождается Дионис. В другой версии, Дионис спускается в подземное царство и дарит миртовое дерево Персефоне, чтобы та отпустила его мать Семелу. Дионис дает матери новое имя Тиона и возносится с ней на небо.
  2. Персефона прогуливалась по лугу острова Перг в Сицилии и была похищена Аидом (Гадесом), в некоторых источниках Загреем (одно из имен Диониса) в царство мертвых. Безутешная мать Деметра долго искала юную дочь по всему свету, земля стала бесплодной и серой. Узнав, наконец, где ее дочь, Деметра потребовала у Зевса вернуть ее. Аид отпустил супругу, но перед этим дал ей съесть семь зерен граната, которые возникли из крови Диониса. В царстве мертвых нельзя ничего есть, но Персефона, на радостях, что ей предстоит вернуться, съела зерна. С этого времени, Персефона проводит весну, лето и осень наверху, а зимние месяцы в подземном мире.

Дионис и Афродита

Миф о Дионисе и богине красоты Афродите известен тем, что от их мимолетной связи родился безобразный ребенок. Сын Диониса и Афродиты был необычен и настолько уродлив, что красавица-богиня отказалась от младенца. Огромный фаллос Приапа постоянно находился в состоянии эрекции. Повзрослев, Приап пытался соблазнить своего отца Диониса. В Древней Греции сын бога виноделия и Афродиты почитался в некоторых провинциях как бог плодородия.

Дионис и Ариадна

Жена и спутница Диониса Ариадна вначале была брошена ее возлюбленным Тесеем на о. Наксос. Ариадна долго плакала, затем заснула. Все это время Дионис, прибывший на остров, наблюдал за ней. Эрот выпустил свою стрелу любви и сердце Ариадны воспылало новой любовью. Во время мистического бракосочетания голову Ариадны венчал венец, подаренный ей самой Афродитой и горами острова. В конце церемонии Дионис вознес венец на небо в виде созвездия. Зевс в качестве подарка сыну наделил Ариадну бессмертием, что возвело ее в ранг богинь.

Дионис и Артемида

В другом мифе о любви Диониса и Ариадны, бог Дионис просит Артемиду, вечно юную и целомудренную богиню охоты убить приглянувшуюся ему Ариадну, за то, что та сочеталась браком с Тесеем в священной роще, только так Ариадна могла стать его женой, через инициацию смерти. Артемида пускает стрелу в Ариадну, которая затем воскресает и становится женой бога веселья и плодородия Диониса.

Культ Диониса и христианство

С проникновением христианства в Грецию культ Диониса долго не изживал себя, народом продолжались почитаться празднества, посвященные богу, и греческая церковь вынуждена была бороться своими методами, на смену Дионису пришел святой Георгий. Старые святилища, посвященные Вакху разрушались, а на их месте строились христианские храмы. Но даже сейчас, во время сбора урожая винограда, в праздниках можно разглядеть восхваление Бахуса.

 

womanadvice.ru

My notebook: Дионис


Дионис (Бахус) был богом винограда, виноделия и вина, безумие и экстаз ритуал в греческой мифологии. http://en.wikipedia.org/wiki/Dionysus

Дионис, молодой, красивый, но женственные бога вина. Его атрибуты, включенные thyrsos (сосна конус чаевые персонал), чаша для питья, леопард и плодоношения лозы. Он, как правило, сопровождается отряд сатиры и менады (женщины преданные или нимфы).

В соответствии с общими традициями, Дионис был сыном Зевса и Семелы, дочери Кадма в Фивах (Hom. Гимн VI 56;.. Eurip Bacch инициализации,…… Apollod III 4 § 3), тогда как другие описывают его сын Зевса Деметра, Ио, Диона, или Arge. (Diod. III 62, 74,…. Schol.ad Пинд Пифагора III 177;.. Плут де Flum 16).

Несколько древних поэтов и писателей пытались устроить мифология Диониса в аккуратные хронологический рассказ. Однако это были искусственные конструкции — рассказы были, по большей части, свободное коллекции сильно локализованы, не связанных мифы культа.

Mythographer Аполлодор дает нам опрятных этих повествований.


I. Рождение Диониса

Псевдо-Аполлодора, Bibliotheca  3. 26 — 28  (пер. Aldrich) (греч. mythographer C2nd н.э.):

«» Кадм [и Harmonia] имела дочерей Автоноя, Ино, Семела и Agaue. . . Зевс влюбился в Семела и спал с ней, обещая ей все, что она хотела, и держать все это от Геры. Но Семела была обманута в Гере Зевс просит приехать к ней, как он пришел к Гере во время ухаживания. Так Зевс, не в силах отказаться, прибывших в ее чертог на колеснице с молниями и громом, и послал молнию на нее. Семела умерла от испуга, и Зевс взял из огня своего шестимесячного ребенка прервана, которые он шил в его бедро.После смерти Семелы в остальных дочери Кадма распространена история, что она спала с смертных, после чего обвинил Зевса, и из-за этого был убит молнией. В свое время Зевс ослабил стежков и родила Диониса, которому он поручил Гермесу «.

Гесиод, Теогония  940 и далее (пер. Evelyn-White) (греческий эпический C8th или 7 г. до н.э.):

«И Семела, дочь Кадма был объединен с ним [Зевс], в любви и родила ему сына великолепный, радостный (polygethes) Дионис, -. Смертной женщины бессмертного сына И теперь они как боги».


Гюстав Моро, Юпитер и Семела


РОЖДЕНИЕ ДИОНИС
Дата: около 405 — 385 до н.э. РЕЗЮМЕ Деталь из центральных фигур картины изображающие рождение Диониса. Новорожденного бога выходит из бедра Зевса. Он изображен в венке из виноградных листьев, и протягивает руки, либо, чтобы предотвратить или обнять богини о схватить его. Зевс возлежит на холме, держа королевский скипетр в руке.


РОЖДЕНИЕ ДИОНИС
Дата: около 470 — 460 г. до н.э. РЕЗЮМЕ Зевса, сидящего на камне, дает рождение бога Диониса с его бедра. Гермес стоит, держа королевский скипетр его отца в одной руке, и в его друга, палочки своего герольда. Он также показан с крылатыми сапоги и Petasos (крышка путешественника).


II. Ухаживала ИНО и нимфы горы 
Псевдо-Аполлодора, Bibliotheca 3. 29 — 30  : 
«Зевс ослабил стежков и родила Диониса, которому он поручил Гермес Гермес взял его к Ино и Athamas и убеждал их принести его как девочку Возмущенные, Гера нанесенные на них безумие касается… Зевс, он избежал гнева Геры, изменив Диониса в ребенка козы. Гермес взял его к Нимфа азиатских Ниса, которую Зевс в последующие места раз среди звезд и назван Гиады «. 
http://www.theoi.com/Olympios / DionysosMyths.html

Силен ПРЕСТАРЕЛЫХ ДИОНИС
Период: Имперский Римский РЕЗЮМЕ старый Силен Бог играет с младенцем Дионисом. Рядом с ним сидит Нимфа Nysias проведения гроздь винограда за ребенком. Козлоногий Пан, и Гермес с крылатыми крышкой, сандалии и лиры, сидеть в стороне.


HERMES «Олимпии»
Дата: C4th до н.э. РЕЗЮМЕ Гермес держит младенца бога Диониса в его драпированные руку.


Силен и младенцем Дионисом
Дата: C1st — C2nd AD РЕЗЮМЕ Силен нянчит младенца бога Диониса в его руках. Он увенчан венком из ягод.



Младенцем Дионисом ЕЗДА TIGER
Период: Имперский Римский РЕЗЮМЕ младенцем Дионисом, одетый в шкуры леопарда плащ и с посохом thyrsos, едет на спине тигра.

Никола Пуссен, забота о Вакх


Питьевой Вакха, Гвидо Рени


Гвидо Рени — Мальчик Вакх

 Караваджо, Вакх

 Караваджо Больной Вакх


Самое раннее изображение бога были просто Hermae с фаллосом (Paus. IX. 12. § 3), или его голова была представлена ​​только. (… Eustath. объявление Hom с 1964 г.) В более поздние произведения искусства, он появляется в четырех разных формах: 


1. Как младенец передан Гермес его сестер, или ласкал и играл на сатиры и вакханки. 


2. Как мужественный бог с бородой, обычно называют индийским Вакха. Он появляется в образе мудрого и достойного восточного монарха, его функции выражают возвышенное спокойствие и мягкость, борода длинная и мягкая, и его лидийский одежды (bassara) длинные и богато пас.Его волосы иногда плавает вниз в замках, и иногда аккуратно намотана вокруг головы, и часто украшает диадема лбу. 
http://www.theoi.com/Olympios/Dionysos.html



ДИОНИС и его свита
Дата: около 440 — 430 до н.э. РЕЗЮМЕ  Дионис стоит участие сатиры и Mainas. Бородатый бог, и увенчанный венком из плюща. Он считает, питьевой чашку в одной руке и дважды thyrsos (сосна конус чаевые персоналу) в другой. Mainas бьет бубен и сатиры играет на флейте.


ДИОНИС и САТИР
Дата: около 490 — 480 до н.э. РЕЗЮМЕ Дионис увенчанный венком из плюща, и проведение лоза плодоношения винограда в одной руке, и thyrsos (сосна конус чаевые персоналу) в другой. Он сопровождается игрой на флейте сатир.


Хосе де Рибера, Дионис

3. Молодой или так называемого фиванского Вакха, был доведен до идеала красоты Праксителя.Форма его тела мужественный и сильный очертания, но все же подходит к женской форме ее мягкость и округлость. Выражение лица является вялым, и показывает своего рода мечтательный тоска, голова, с диадемой или венком из виноградной лозы или плюща, наклоняется немного, с одной стороны, его отношения никогда не возвышенный, но легко, как и Человек, который погружен в сладкий мысли, или слегка пьян. Он часто видел, опираясь на своих спутников, или верхом на пантеру, ***, тигр или лев. Лучшие статуи такого рода на вилле Ludovisi.

Еврипид, Вакханки  90 FF (пер. Buckley) (греческая трагедия C5th до н.э.):

«[Дионис] бык рогатый бог, и он [Зевс] увенчал его кроны змей».

Овидий, Метаморфозы  3 . 664 и далее:

«[Тирренского пиратов] обнаружил на этом уединенном месте, мальчик [Дионис], так хороша, как девочка. Он, казалось, катушки, наполовину ошеломленные вином и сна, и почти не следовали вместе. Я смотрел на его одежде, его лицо, подшипники, все, что я видел, казалось, больше, чем смертным я был уверен в этом ….

Овидий, Метаморфозы 4 . 18 и далее:

«Вы [Дионис] у молодежи неувядающей; ты мальчик вовек.. Вам светит справедливым на тверди Когда вы лежали на своих рогов, ваше лицо подобно прекрасной девушки»

Сенека, Федра  753 и далее:

«Вакх [Дионис], из тирс несущих Индии, неподстриженный замки, постоянно молодой, ты, который пугает тигров с твоим виноград одетых копье, и с тюрбаном твой рогатой головой».


ДИОНИС
Дата: около 410 — 400 г. до н.э. РЕЗЮМЕ Detail Диониса от картины с изображением бога и его свиты. Он показан здесь как очень молодых людей с длинными волнистыми волосами. Он держит thyrsos (сосна конус чаевые персоналу) в одной руке, а рядом с ним llies ребенка пантера.


ДИОНИС ЕЗДА PANTHER
Дата: около 400 — 360 до н.э. РЕЗЮМЕ молодого бога Диониса едет боком на спине пантеры с лентами thyrsos (сосна конус чаевые персоналу) в руке. Он увенчан венком из плюща или виноградных листьях.


ДИОНИС и колесница кентавров
период: конец Римской РЕЗЮМЕ бога Диониса, с вином чашу и thyrsos стержня, едет в колеснице, запряженной двумя кентаврами


ДИОНИС и САТИР 
Дата: C4th AD 
РЕЗЮМЕ 
пьяный бог Дионис прогулки поддерживается сатир.Он проливает свою чашу с вином, который слизала по пантера куб. Бог имеет длинные волосы и увенчана венком из плюща. Сатира называется Skyrtos в аналогичной мозаики.

ДИОНИС и PAN
Дата: C4th AD РЕЗЮМЕ Дионис выступает в ореоле и держать чашку питьевой и thyrsos стержень у козы ноги бога Пана.

Вакх, Микеланджело

Вакх, Микеланджело

2-го века Римская статуя Диониса.

Мидас и Вакх Никола Пуссен

4. Вакх с рогами, как у барана или быка. Это представление имеет место главным образом на монетах, но никогда в статуи. 
http://www.theoi.com/Olympios/Dionysos.html

Но я не нашел еще монеты, которые изображают его с рогами.


Глава бородатый Дионис коронован плющом. 
Дата: ок. между 461 и 450 г. до н.э.


Золото phaler (украшение носят на лошадях), один из пары, представляющие Диониса. Сирия, 3-й век до нашей эры.

Фракия, Maroneia. Около 189/8-49/5 до нашей эры. 
AR тетрадрахма (16,57 г, 1 час). 
сплетены голов молодняка право Диониса.



С ума HERA, бродит Египет и Сирия 


Псевдо-Аполлодора, Bibliotheca 3. 32  : 
«После того, как Гера нанесенный на него безумие, он бродил по Aigyptos (Египет) и Сирии Aigyptian короля Proteus первым приветствовал его.». 


Эта история, вероятно, был изобретен, чтобы объяснить его связь Диониса, египетский Осирис и финикийского бога вина . 


учить оргии Реей-Кибелы во Фригии 


Псевдо-Аполлодора, Bibliotheca 3. 33:
«Он [молодого бога Диониса] отправился в Кибелы во Фригии Там он был очищен Рея (Кибелы) и преподавал мистический обряд инициации, после которого он получил от нее передачи его и отправился с нетерпением через Фракию [где он. представила разнузданный культ] «. 


ПОЕЗДКИ АЗИИ И ИНДИИ виноградарства ОБУЧЕНИЕ И ВИНОДЕЛИЕ 


Псевдо-Аполлодора, Bibliotheca 3. 34:
«Пройдя Фракии и всей Индии и установить столбы там.» 


Овидий, Метаморфозы 4. 605 и далее:
«. [Дионис] завоевателя Индии» 


самая известная часть его странствиях в Азии своей экспедиции в Индию, которая, как сообщается, продолжалась три, или, по некоторым данным, даже 52 лет. (Diod. III. 63, IV. 3). 
http://www.theoi.com/Olympios/Dionysos.html


Дионис и множество Сковороды, сатиры и Вакха женщин, которым он сопровождался, завоеванных врагами, научил индейцев выращивания винограда и различные фрукты, и поклонение богам, он также основал городов среди них, дал им законы, и оставил после себя столбы и памятники в счастливой стране, которую он таким образом завоевали и цивилизованно, и жители поклонялись ему как богу. (Компонент Strab х р 505;… Арриан, штат Индиана 5,.. Диод II 38;… Philostr Vit Аполлон II 9,… Virg Аеп VI 805.). 
http://www.mythindex. COM / греко-mytho… / Dionysus.html



ДИОНИС и индейцы
Период: Имперский Римский РЕЗЮМЕ Диониса сопровождается Mainas Нимфа и старый бог Selinos, бои индийский воин.


Бог пьянства 


Гесиода, каталоги женщин Фрагмент 87  (от 10 428 Афиней.) (пер. Evelyn-White) (греческий эпический C8th или 7 г. до н.э.): 
«. Такие подарки, как Дионис дал мужчинам, радость и горе и кто все напитки в полноте, в его вина становится жестоким и связывает ему руки и ноги, его язык и его ум и с невыразимой оковы, и мягкий сон обнимает его «. 


Афиней, Deipnosophistae 2. 38е:
«Из условий производства вина, они сравнивают Дионисия, чтобы бык пантера, потому что они, кто позволил себе слишком свободно склонны к насилию … Есть некоторые любители, которые становятся полной ярости, как бык … Некоторые, в том числе , стала, как дикие звери в своем желании бороться, откуда сходство с пантерой ». 


Платон, Законы 665b:
«[В идеале город предложил Платон:] Мы должны постановить, что молодой человек под тридцать может пить вино в умеренных количествах, но что он должен полностью воздерживаться от опьянения и алкоголизма. Но когда человек достиг сорока лет, он может присоединиться к праздничной встречи и вызвать Диониса, выше всех других богов, приглашая его присутствие на обряд (который также является отдыха) из старейшин, которые он даровал человечеству в качестве лекарства против мощной crabbedness старости, что тем самым мы, мужчины могут продлить нашу молодость, и, по забывчивости заботы, настроение нашей души может потерять свою прочность и стать более мягким и пластичным, как железо, когда оно было выковано в огонь «. 
http://www.theoi.com/Olympios/Dionysos.html

Маркантонио Раймонди, вакхические сцены (пьяный Дионис наклоняется сатира)



Бог безумия, призраки и галлюцинации 


Овидий, Метаморфозы 3. 572  и далее (пер. Melville) (римский эпический C1st до н.э. C1st н.э.):
«Вакх [Дионис] себе, виноградных пучки garlanding лоб, размахивал копьем, что виноградные листья крученого, а у его ног ожесточенные пантеры пятнистый лежал, тигры и рыси тоже в фантомной формы «. 


БОГ переодевания и изнеженности 


Еврипид, Вакханки 350 и далее  (пер. Buckley) (греческая трагедия C5th до н.э.): 
«[Pentheus:] ‘. Это женственные незнакомец [Дионис]» 


Ноннос, Dionysiaca 14. 143 и далее  (пер. Роуз) (греческий эпический C5th н.э.): 
«. [ребенок] Дионис был скрыт от глаз … каждый умный ребенок Он имитировать новорожденного малыша, скрывается в раз … Или он покажет себя, как молодая девушка в желто-оранжевые одеяния и взять на себя притворный вид женщины,. чтобы ввести в заблуждение ума злобным Гера, он формируется губы говорить девичьим голосом, связанные душистые завесу на волосы Он надел все разноцветные женщины одежду: жилет крепится первый о его грудь и фирма круг его груди, и оснащены фиолетовым поясом на бедрах, как группа девственность «.http://www.theoi.com/Olympios/Dionysos.html

Джованни Франческо Романелли, Дионис


Дионис, археологический музей, Афины — Фото Джованни Dall’Orto


Дионис (фрагмент) археологический музей, Афины — Фото Джованни Dall’Orto




Тициана, Вакх и Ариадна

 Тинторетто — Ариадна, Венеру и Вакха

 Аннибале Карраччи, Триумф Вакха и Ариадны (деталь)



Бог перевоплощения и Загробная жизнь 


Геродот, истории 2. 123  (пер. Годли) (греческий историк C5th до н.э.): 
«Египтяне говорят, что Деметра [Исида] и Диониса [Осириса] являются правителями нижний мир Египтяне были первыми, кто утверждал, следующие доктрине также, что. человеческая душа бессмертна, и после смерти тела вступает в некоторых других живое затем подходит к рождению, и после прохождения всех существ земли, моря и воздуха, он входит еще раз в организм человека при рождении, цикл которой он завершает в три тысячи лет Есть греки, которые использовали это учение [орфиков], одни раньше, некоторые позже, как если бы это были их собственные,.. я знаю их имена, но не записывать их » 
http:// www.theoi.com / Olympios / Dionysos.html
В древнейшие времена грации или благотворительных организаций, были спутниками Диониса (Pind.Ol. XIII, 20; Плут Quaest Gr 36,…… Аполлон Род IV 424), а в Олимпии он и благотворительности было алтарь общего. (Schol. объявление Пинд Ol т. 10,…. Paus против 14 в плавник) Это обстоятельство представляет большой интерес, и указывает на большие изменения, которые произошли в течение времени в режиме его поклонения, для потом мы находим его сопровождали в его экспедициях и путешествиях по Bacchantic женщин.называется Lenae, Менада, Thyiades, Mimallones, Clodones, Bassarae или Bassarides, все из которых представлены в произведениях искусства, как бушует с безумием или энтузиазма, в яростное движение, их руководители брошены в обратном направлении, с растрепанными волосами, и проведение в руках тирс личного состава (обвитый плющом, и направился с сосновой шишки), цимбалы, сабли, или змей. Силены, Кастрюли, сатиров, кентавров и других существ, как вид, также являются постоянными спутниками бога. (Strab. хр 468;. Диод IV 4-с,… Catull 64 258;.. Афины IP 33; Paus я 2 § 7….) 
http://www.theoi.com/Olympios/Dionysos.html
Жан-Симон Berthélemy, вакханки Игра Тарелки 


Этти Уильям, вакханки Играя в бубен


Виктор Meirelles, вакханки


Лоуренс Альма-Тадема , озаглавленном женщин Amphissa . Это и есть «утро после» женщины принимали участие в одном из диких бешеных празднования Диониса .

  

ДИОНИС отождествляется с чужих богов

Диониса отождествляли с фрако-фригийского бога Сабазий, египетский Осирис, Таммуз финикийского и римского бога Liber, среди прочих.


Сабазий является кочевой всадник и неба Бог Отец фригийцы и фракийцы. В индоевропейских языках, таких как фригийский, zios-элемент в его название происходит от dyeus, общий предшественник Латинской Deus («бог») и греческого Зевса.Хотя греки интерпретировать фригийский Сабазий как с Зевсом и Дионисом, представления о нем, даже в римские времена, показать ему, всегда на коне, как кочевой всадник бог, владеющий его характеристика персонала власти. 
http://en.wikipedia.org/~~V Вики / Сабазий
Сабазий (фрако-фригийский бог) 


Геродот, истории 5. +7  (пер. Годли) (греческий историк C5th до н.э.): 
«Они [фракийцы] поклонялись не богам, но Арес, Дионис [Сабазий] и Артемиды [Bendis] князья их, однако, в отличие от остальных своих соотечественников, поклоняться Hermes. [Zalmoxis] над всеми богами и клянутся только им, утверждая, что у него их предков «. 


Цицерон, De Natura Deorum 3. 21 — 23  (пер. Rackham) (римский ритор C1st до н.э.): 
«[Бог отождествляется с Дионисом] отец третьего [фригийский Сабазий] является Cabirus, он заявил, что он был царем над Азией, и Sabazia было возбуждено в его честь четвертый [фрако-орфических бог Сабазий], сын Юпитера [фракийский бог неба] и Луна [Bendis].. орфических ритуалов, как полагают, будет отмечаться в его честь » 
http://www.theoi com / Olympios / Dionysos.html

Фракийский / фригийский Сабазий


Вполне вероятно, что миграция фригийцы принес Сабазий с ними, когда они поселились в Анатолии (ок. 1200 г. до н.э.?) и что происхождение бога будут искать в Македонии и Западной Фракии. Македонцы были отмечены всадник, коневодов и верховой верующих во времена Филиппа II. 


Переход к Сабазий


естественно синкретический подход греческой религии размыты различия. Позже греческие писатели, как Страбон, 1 века н.э., связанных с Сабазий Zagreos, среди фригийский министров и служители священных обрядов Рея и Диониса. (Страбон, 10.3.15). Страбона сицилийской современный, Диодор Сицилийский, объединяет Сабазий с «второй» секрет Дионис, рожденный от Зевса и Персефоны (Диодор Сицилийский, 4.4.1). Климент Александрийский был проинформирован о том, что тайна тайн Сабазий, как это практикуется у римлян, участвующих змея, хтонических существ, не связанных с монтируются skygod Фригии: «Бог в грудь является скрепа тайн Сабазий к адептам «Климент отчеты (Protrepticus, 1, 2, 16). «Это змея, прошли через лоно посвященных». 


Много позже, греческий энциклопедии, Sudas (10-го века?), категорически государства «Сабазий … так же, как Дионис. Он приобрел такую ​​форму адреса из обряда, относящихся к нему, потому что варвары называют «sabazein» вакхический крик. Следовательно, некоторые греки тоже последуют этому примеру и называют «sabasmos» крик, тем самым Диониса [становится] Сабазий. Они также называли «saboi» тех мест, которые были посвящены ему и его вакханок 
http://www.mlahanas.de/Greeks/Mythology/Sabazios.html

Сабазий


бог был представлен на коне борьбы хтонического змея или он часто сидит на троне, держа персонал власти. 
Его появление было величественное один, другой раз мягко и женственные, потому что часть его миф и культ его самокастрации, в том числе ежегодные смерти бога и возрождения. Сабазий часто окружении богини Кибелы, или (особенно в греческой иконографии) от Деметры и Персефоны.Его культ (как, например, одна из Кибелы и Диониса) также сопровождается некоторыми музыкантами и экстатических танцоров, которые держали в руках небольшие змеи с головами подняли вверх. Иногда мы даже можем наблюдать змея крутящий у престола Божьего. Хтонических животных (в том числе рогатая змея, лягушка, черепаха, ящерица), а также тройной Гекаты, бюст Меркурий и жезл, символ солнца и луны, зодиак символы, и даже голова барана на жертвеннике, как шишка, и некоторые греческие надписи, возникшие вокруг бога на некоторых представлениях. Эти атрибуты часто украшали рельефы и небольшие обету руки, которые связаны с культом Сабазий в римском сайтов. 
http://www.anistor.gr/english/enback…nistoriton.pdf

Бронзовая рука используется в поклонении Сабазий (Британский музей). Римская 1-2-го века нашей эры.Руки украшены религиозными символами были разработаны, чтобы стоять в святилища, или, как этот, были прикреплены к полюсам в процессии использования.


Ранний конфликт между Сабазий и его последователей и коренных Богиня-Мать Фригии (Кибела) находит свое отражение в краткие ссылки на Гомера молодой подвиги Приама, которые помогали фригийцы в битвах с амазонками. 
http://www.mlahanas.de/ Греки / Мифология / Sabazios.html
Фракийский всадник  это условный термин для повторяющийся мотив из иконографии Палео-балканской мифологии во времена Римской эпохи. 
традиция свидетельствует из Фракии к Мезии и Малой Скифии, также известный как «Фракийский Герои», в Одессос (Варна) свидетельствует по имени фракийского как Heros Karabazmos, бог подземного мира обычно изображается на похоронах статуи всадника, как убийство зверя копьем. 


Сабазий, фракийского рефлексом индоевропейского Dyeus, отождествляется с Heros Karabazmos, «Фракийский всадник». Он получил широкое значение, особенно после римского завоевания. После того, как христианство было принято, символизм Герои продолжают также представительства Святого Георгия убивающий дракона (сравните Uastyrdzhi / тетри Георгия на Кавказе). 


http://www.answers.com/topic/thracian-horseman

Герои / герой / — фракийского бога охоты, плодородия, жизни и смерти, всезнающий и все услышать Бога — все бог.

Культ фракийского всадника был широко распространен во времена Римской века, что свидетельствует о возрождении религии фракийских в то время — что-то неизвестное для других народов, находящихся под римское господство. Его фигура хорошо известна благодаря многочисленным историческим записям из римского века, 1-4-м веке нашей эры — молодой всадник с копьем и щитом или с убитой дичи в руках, а затем слуги, собаки и льва. Как всезнающий и все услышать богу он был изображен с двумя или тремя лицами. Благодаря смеси различных религий фракийского всадника часто изображается как греческий бог — Аполлон, Асклепий, Зевса, Диониса и др., а также старого иранского бога Митры, а также с некоторыми из их атрибуты — лира (Аполлон) , сотрудники одного змея (Асклепия), впечатляющая борода (Зевс), фригийский колпак (коническая шапка с верхней рванул вперед — Митра) и т. д. Образ фракийского всадника послужили основой для христианского святого Георгия.


«Фракийский всадник» рельеф с латинской надписью в Филиппах.


«Фракийский всадник» полагалась из коллекции Бургас Археологический музей. 2 век н.э.


Фракийский всадник в Национальный исторический музей Болгарии 

Рубенс, Святого Георгия Борьба дракона

Рафаэль Санти, святой Георгий и дракон


Святой Георгий, Гюстав Моро.



Святой Георгий и дракон, Эдварда Берн-Джонса


Эдвард Коли Берн-Джонс — Сент-Джордж


Святой Георгий и дракон в Casa Amatller


Св. Георгия в Новом церковь Св. Маргариты, Мюнхен-Sendling, начале 16 века.


Памятник Свободы (St George убивающий дракона) в Тбилиси


Знаковых изображение святого Георгия на коне попирает змея-дракона под ним считаются похожи на эти дохристианские представления Сабазий, установленный богом Фригии и Фракии. 
http://en.wikipedia.org/wiki/ Saint_G … and_the_Dragon
Сабазий , фракийского рефлексом индоевропейского Dyeus, отождествляется с Heros Karabazmos, «Фракийский всадник». Он получил широкое значение, особенно после римского завоевания. После того, как христианство было принято, символизм Герои продолжают также представительства Святого Георгия убивающий дракона (сравните Uastyrdzhi / тетри Георгия на Кавказе). 


http://www.answers.com/topic/thracian-horseman

Давайте посмотрим на Святой Георгий снова, так как он получил много внимания в искусстве.


Георгия  (ок. 275/281 — 23 апреля 303) был, по преданию, римский солдат из Сирии Палестина и священник в гвардии Диоклетиана, который почитается как христианский мученик. 


эпизод Святого Георгия и дракона добавляется к агиографии Святого Георгия был Восточного происхождения, привез с крестоносцами и пересказывается с придворной принадлежности принадлежащих к жанру романа. Самые ранние известные изображения мотив взяты из десятого или одиннадцатого века Каппадокии и одиннадцатого века Грузия, ранее, в иконографии православия, Джордж был изображен солдат по крайней мере с седьмого века. Самая ранняя из известных сохранившихся повествование эпизода дракон одиннадцатом веке грузинский текст. 
http://en.wikipedia.org/wiki/Saint_George
По Золотая легенда повествования эпизод Святого Георгия и дракона проходили в место, где он называется «Силене» в Ливии; Золотой легенде является первым поставить эту легенду в Ливии как достаточно экзотические местности, где дракон может можно себе представить. В десятом веке грузинским повествования, место вымышленный город Lasia, и это безбожного императора, который является Selinus. 
город был пруд, как большой, как озеро, где aplague несущих дракон остановился, что отравленный все деревни . Чтобы умилостивить дракона, жители Silene использовать его кормить двух овец, каждый день, и когда овцы не удалось, они кормили его своим детям, выбранных путем жеребьевки. Так случилось, что жребий пал на дочь царя, который в некоторых версиях истории под названием Сабра. Король, обезумевшей от горя, сказал людям, что они могут иметь все свое золото и серебро, и половину своего царства, если бы его дочери были спасены, люди отказались. Дочь была направлена ​​к озеру, украшенный, как невеста, которая подается на дракона. 
Святого Георгия случайно проезжал мимо озера.Принцесса, дрожа, пытался послать его подальше, но Джордж поклялся остаться. Дракон выращенные из озера в то время как они разговаривали. Святого Георгия укрепил себя крестным знамением, он взимается на коне с копьем и дал ему тяжкие 

nurtaynotebook.blogspot.com

Дионис Античная мифология и история

Дионис, (римское Вакх, Бахус) в греческой мифологии вечно юный бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия, известный как «бог с бычьими рогами», поскольку любил принимать вид этого могучего животного, сын Зевса и фиванской царевны Семелы. Зевс, явившийся перед царевной в сверкании молний, нечаянно испепелил свою смертную возлюбленную, но успел выхватить из пламени недоношенного Диониса и зашил его себе в бедро. В положенный срок бог родил ребенка и отдал на воспитание нимфам. Возмужав, Дионис, странствуя по свечу, встретил покинутую Тесеем Ариадну и женился на пей.

Дионис славился как бог, освобождающий людей от забот и снимающий путы размеренного быта, поэтому шествие Диониса носило экстатический характер; в нем участвовали сатиры, вакханки и менады. Опоясанные змеями, они все крушили на своем пути и славили Диониса, упиваясь кровью растерзанных ими диких животных и увлекая за собой толпы ликующих людей.

Пенфей, царь Фив, пытался заточить в темницу дерзкого бога, но Дионис покарал Пенфея: менады по его приказу в ярости разорвали царя Фив на куски.

Исследователи склонны считать, что культ Диониса имел восточное происхождение. В Греции он получил распространение гораздо позже, чем другие боги, и утвердился там с большим трудом. Несмотря на то что имя Диониса можно встретить еще на табличках критского линейного письма, относящегося примерно к XIV веку до нашей эры, популяризация его культа приходится на VII-VIII века нашей эры. Именно в этот период культ Диониса стал вытеснять культы других богов и героев.

В число двенадцати олимпийских богов Дионис вошел гораздо позже. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. В Аттике ему были посвящены специальные праздники – дионисии, которые включали в себя состязания поэтов, торжественные процессии в честь бога и т.д., а также Леней, во время которых показывались и исполнялись новые комические произведения. В период эллинизма культ Диониса слился с культом фригийского бога Сабазия, и бог получил свое постоянное прозвище – Сабазий. В Древнем Риме Дионис почитался под именем Вакха (Бахуса).

godsbay.ru

Дионис — Бог из игры Age of Mythology the Titans

Бог вина, покровитель театра, земледелия, природного плодородия и таинств, он обыкновенно изображается с виноградной лозой, плющом или рядом с хищной кошкой. В отличие от большинства греческих богов, имеющих облик ярких творений света, облик Диониса загадочен и мрачен. Его почитатели находят наслаждение в безумствах, упоении вином и смертью. Характер Диониса говорит о том, что в его фигуре могут сочетаться как греческие, так и азиатские черты.

Он покровительствовал менадам, диким женщинам, почитавшим его. Менады скитались по горам, испуская дикие крики и охотясь на животных. Он был также покровителем таинственных культов, сведения о которых практически утрачены в наши дни. Самой большой загадкой, связанной с именем Диониса, выступает то обстоятельство, что он будто бы был убит, но затем возродился вновь, что крайне необычно для бессмертных богов, к каковым его причисляли.

Поклоняться Дионису:

Бог вина и празднеств. Улучшения касаются конных юнитов, таких как Гиппикон, Продром и других в игре Age of Mythology.

Бронза

Выберите солдат, кожа которых обратится в бронзу, снижая их уязвимость в бою.

Чтобы использовать бронзовые доспехи, щелкните по иконке «Бронза» в верхней части экрана и воспользуйтесь левой клавишей для выделения подразделений, которые необходимо укрепить броней.

Эта Сила Богов Героической эпохи временно обеспечивает подразделения, находящиеся в зоне, прочными бронзовыми доспехами, которые делают их практически неуязвимыми для вражеского оружия. Эффект неуязвимости действует лишь в течении короткого периода и не распространяется на противника.

Вакханалия

Дионис немного увеличивает запас здоровье всех ваших боевых юнитов и войск.

Праздники бога виноделия Диониса, устраиваемые его почитателями, были полны веселья и радости. Тем не менее, у этих мероприятий была и темная сторона. Дионис также был воплощением необузданных, дикий сил природы, и опьяненные, упивающиеся своей дикостью, последователи Диониса могли совершать кровавые деяния и убивать голыми руками.

ageofmythology.ru

» Дионис: чувства как они есть

Опубликовано Среда, 23 Сентябрь, 2009, автор Энмеркар

Вопреки расхожему представлению о древнегреческой религии, главным богом там был вовсе не Зевс. То есть, конечно, Зевс был главой пантеона, отцом богов и т.п. Однако поклонение Зевсу не было религиозным в современном смысле слова, оно было скорее политическим и походило на уплату налогов в пользу царствующего правителя.

Силой, действительно заставляющей трепетать душу древнего грека и наполняющей её мистическим чувством, был Дионис – почти забытый в современности бог, которого «опустили» до уровня покровителя виноделия.

Дионис был древнейшим фракийским богом. Фракийцы были гораздо менее цивилизованны, чем греки, относившиеся к ним как к варварам. Как и у всех народов земледельческой культурой, у фракийцев существовали свои культы плодородия, а также бог, способствующий плодородию – Дионис.

Религия Диониса пользовалась колоссальной популярностью прежде всего потому, что она возвращала уничтоженную благоразумием интенсивность чувства, мир предстает перед ним полным наслаждения и красоты, его воображение вдруг освобождается из тюрьмы повседневных забот. Цивилизованный городской житель Греции, утомлённый рассудком, не был способен к интенсивным переживаниям (как, впрочем, и современный человек). Дух городского жителя, упорядоченного и благоразумного, нашел свое выражение в культе Аполлона, который мы уже обсуждали.

Культ же Диониса отбрасывал благоразумие, он породил так называемый «энтузиазм», этимологически означающий вселение бога в поклоняющегося ему человека, который верит в свое единство с богом. Этот элемент опьянения, некоторый отход от благоразумия под влиянием страсти имеет место во многих величайших достижениях человечества. Жизнь была бы плоской и постной без дионисийского элемента, но его присутствие делает ее и опасной.

Культ Диониса, пришедший из Фракии и лишь упоминаемый у Гомера, в зародыше содержал совершенно иной способ исследования отношения человека к миру. Греки видели в явлении экстаза подтверждение того, что душа представляет собой нечто большее, чем ничтожный двойник «я», и что только «вне тела» душа может проявить свою истинную природу.

“Дионисизм проповедовал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдается. Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила вакханта в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством. Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек,— проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук — во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда «священное безумие Вакха», вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит — с Дионисом”. (Александр Мень. «История религии».)

Миф о Дионисе двухчастен. Как и во многих других случаях, этот бог имел два воплощения: «старшее» и «младшее». Старший Дионис, Дионис Загрей или Дионис Сабазий («Сабазий», вероятно, означает «спаситель», также общего корня с греч. σέβειν, чтить)– был древним фригийским божеством.

Поначалу его именовали «Владыкой вселенной». Тем не менее, как и у других народов, этот бог Силы Жизни не венчал пантеон, хотя и был глубоко чтим народом.

Позднейшие мифы повествуют, что страстно влюбленный в родную мать, Зевс удовлетворил свою страсть, приняв вид быка; потом под видом кающегося и будто бы оскопившего себя он в лоно матери вложил бараньи ядра, и Деметра родила дочь, Персефону, к которой снова воспылал страстью Зевс и в образе змеи соединился с родной дочерью; плодом этой связи был мальчик Загрей с бычьей головой.

Дионис как природный бог был подвластен изначальным силам Судьбы и Необходимости.

Едва успев появиться на свет, Дионис сел на трон своего отца Зевса и, получив от Зевса скипетр, стал своей рукой потрясать миры и метать молнии. Это вызвало ярость Геры, подговорившей титанов убить Диониса. Титаны напали на божественного ребёнка, когда тот смотрелся в зеркало. Гера устранила стражей подарками и с помощью погремушек и зеркала выманила младенца с трона.  Какое-то время Дионису удавалось спасаться от преследователей, по очереди превращаясь то в Зевса, то в Крона, то в юношу, то в льва, то в лошадь, то в змею. Когда же Дионис принял образ быка, титаны настигли его и растерзали, измазав лицо белым мёдом. Семь кусков тела они поместили в треножный сосуд, сварили, поджарили и съели.

Разрывание дикого животного и пожирание его сырого мяса вакханками впоследствии рассматривалось как воспроизведение того, что сделали титаны с самим Дионисом, и животное, в известном смысле, выступало как воплощение бога. Титаны были глубинно-земного рождения, но после того, как они съели бога, они стали обладателями божественной искры.

Афина спасла только сердце, ещё трепетавшее, и принесла его Зевсу, и тот передал его смертной женщине Семеле, от которой родился Дионис — другой, юный Загрей. Загрей – постоянный эпитет Диониса «первого» как сына Зевса и Подземной царицы, растерзанного титанами сразу же после его рождения. Зевс испепелил титанов, а из пепла, образовавшегося из тел титанов и Загрей, были созданы люди.

Поглотив сердце своего сына, Зевс снова производит Диониса от Семелы (дочери фиванcкого царя Кадма). По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре, а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам или сестре Семелы Ино. Возможно, слово «Дионис» означает «хромота Зевса», ибо бог, вероятно, хромал, вынашивая ребенка в бедре. Роль акушера в этих необычных родах играл Гермес.

Нимфы вырастили Диониса в пещере Нисс (поэтому еще один вариант происхождения имени Дионис – «Божественная Ниса».)

Там наставник Диониса Силен открыл ему тайны природы и научил изготовлению вина. Силена обычно изображают как пожилого добродушного и немного подвыпившего пожилого человека с лошадиным хвостом и копытами.

Этот “новый” бог прошел из Эллады через Сирию в Индию и обратно через Фракию в Элладу. По мифам, Дионис не только прошел всю землю, он спустился в Аид.

Когда юный Дионис хотел вывести из Аида свою мать, некто Просимн указал Дионису вход в царство мертвых, потребовав за это плату: насладиться телом Диониса. Этот вход находился у болота Алкиония. Дионис согласился, но, когда вернулся, Просимн уже умер. Тогда Дионис срезал ветвь смоковницы, придал ей форму мужского члена и сел на нее. По словам Климента Александрийского, как воспоминание об этом воздвигались фаллосы Диониса, ежегодно ночью на берегах болота Алкиония совершались празднества Диониса. Из Аида он вывел свою мать Семелу, ставшую богиней Фионой. Кроме того, существовало предание, что Древний Загрей призрачно существовал в Аиде до тех пор, пока Дионис не воссоединился с ним, во время своего сошествия в Аид, так что целью этого нисхождения было обретение полноты природы Диониса.

Безумие было постоянным спутником Диониса. Так по одной из версий мифа, царь Ликург, отвергший Диониса, убил в приступе безумия топором своего сына, убеждённый, что срубает виноградную лозу Диониса. С ума сошли и дочери Миния, царя Пенфея растерзали обезумевшие вакханки. Сама мать несчастного царя была среди этих женщин, она укрепила окровавленную голову сына на тирс, убеждённая, что это голова львёнка. В Аргосе Дионис также поверг женщин в безумие. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках и стали пожирать их мясо.

Подобные же проблемы возникали и у отвергавших Диониса женщин: так дочери царей Пройта и Миньяса, обезумев, разодрали на части собственных сыновей.

Когда Дионис вернулся из Индии, богиня Кибела (или Рея; обе – доолимпийские великие матери-богини) очистила его от убийств, совершенных во время приступов безумия, и, что особенно важно, обучила своим мистериям и ритуалам инициации. Таким образом, Дионис не только сам был богом, но также являлся жрецом Великой Богини.

К богу применялись такие эпитеты, как «рождённый коровой», «бык», «быковидный», «быколикий», «быколобый», «быкорогий», «рогоносящий», «двурогий». В Афинах и в арголитском городе Гермигоне существовал культ Диониса, «носящего шкуру чёрного козла». А в мифе о воспитании Диониса у Ино Зевс превратил юного бога в козлёнка (иногда упоминают барашка), чтобы спасти от ярости Геры. На связь с козлом, равно как и на связь с производящей силой и природой, указывают неизменные спутники Диониса — сатиры.

Помимо быка как основного животного, символически связанного с Дионисом, в мифах в связи с этим богом фигурируют хищные кошки вроде гепардов и львов, медведи, а также змеи.

Дионис был отождествлён и с растениями, особенно виноградом, как сырьём для вина, и деревьями. Почти все греки приносили жертвы Дионису Древесному. Одним из прозвищ, которое дали беотийцы богу, было имя Дионис-в-Дереве. Этот бог часто изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с лиственными побегами.

Согласно мифу, однажды, во время охоты, Дионис увидел очень красивого сатира, искусно игравшего на пастушьей свирели. Сатира звали Ампелос. Он очень понравился Дионису и стал его преданным другом и спутником. Но однажды Ампелос упал со скалы и разбился. Бог долго плакал над его могилой и стал умолять отца Зевса вернуть его другу жизнь. Зевс сжалился и превратил погибшего сатира в виноградную лозу, которая стала приносить плоды, вкус которых был подобен вкусу нектара. В плодах был заключен сок земли, родившийся от солнечного света, влаги и огня. Именно в память об этом Дионис стал странствовать по свету и учить людей выращивать виноградную лозу, из плодов которой можно было делать божественный напиток – вино, дающее свободу чувствам. От имени сатира Ампелоса и появилось греческое название винограда – ampelos.

Вино — атрибут Диониса, такой же, как тирс, канфар, плющ, виноград, змея, свита из животных, сатиров и менад, общее представление о свободе, безответственности, изобилии, счастье и равенстве, или как чувство наркотического опьянения, варьируемое от легкого «навеселе» до экстаза и буйного помешательства.

Традиционно отличал Диониса и его свиту от любых других божеств и людей плющ, который в Греции зимой (во время празднеств Диониса) не сбрасывает листьев.

Римское имя Диониса — Вакх — необъяснимо из греческого языка. Место воспитания Диониса — Ниса — помещалось то в Египет, то в Индию, по всей Европе появились города с таким корнем (например, Ницца). Название одежды Диониса — бассара — не греческого происхождения. Имя Диониса прочитано на табличке из Пилоса, которая датируется вторым тысячелетием до н. э.

В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса — Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями «Вакх, Эвое» они славили Диониса — Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин.

Когда бог Дионис неожиданно появлялся перед последователями, поднимался чудовищный шум, – переходящий в мертвую тишину, исполненную глубочайшей печали, когда он столь же внезапно исчезал. При появлении Диониса его менады входили в состояние восторга и экстаза, начинали безумно танцевать и впадали в неукротимую ярость.

На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады — вакханки из Аттики. В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса.

В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Позднее он отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.

Поделиться ссылкой:


www.enmerkar.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *