Диоген основные труды: Диоген Синопский: философия, биография, основные идеи

Диоген Синопский: философия, биография, основные идеи

Про «Диогена, живущего в бочке» слышал любой человек, знакомый хотя бы со школьным курсом древнегреческой истории. Философ-бунтарь, споривший с Платоном и дерзивший Александру Великому, произвёл такое впечатление на современников, что ещё при жизни стал легендой. Поступки Диогена могут показаться вычурными и нелепыми, однако, они проистекали из самой сути популярной в то время кинической философии: следовать своим путём, не поддаваться давлению общества, различать важное и малозначительное.

Биография Диогена

О жизни мыслителя известно очень мало, если не считать многочисленных анекдотов и слухов, возникших ещё в IV в. до н. э. Диоген родился около 412 г. до н. э. в Синопе – богатом портовом городе, старой милетской колонии. Он происходил из состоятельной семьи. Отец Диогена был городским ростовщиком и не последним человеком в городе. Но однажды стало известно, что отец и сын изготавливают фальшивые деньги. После предъявленных обвинений Диоген был вынужден бежать из Синопы. Киники позже оправдывали своего учителя, утверждая, что подделкой денег молодой Диоген занимался вовсе не из корысти, а получив от дельфийского оракула наставление «Перечеканивай монету!». Прорицатель имел в виду изменение общественных нравов, но тогда будущий философ якобы понял эту фразу буквально. Есть и другая версия изгнания Диогена, связанная не с уголовными, а политическими причинами. Примерно в это время власть в Синопе захватил сатрап Датам, и семья Диогена могла войти в конфликт с новым правителем.

Из Синопы Диоген между 390 и 385 годами перебирается в Афины. В пути его сопровождал раб по имени Манес. Позже Диоген отпустил его. В Афинах Диоген познакомился с Антисфеном, учеником Сократа и основателем кинической философской школы. Ученику предстояло превзойти учителя по известности и значительно дополнить его учение, став самым ярким из известных философов-киников. По легенде, Антисфен долго не хотел брать Диогена в ученики и даже избил его, чтобы прогнать, но тот был очень упорен и всё же настоял на своём.

После долгих лет проведённых в Афинах Диоген стал странствующим проповедником. Во время своих скитаний он был схвачен пиратами и продан в Коринф некому богачу Ксениаду, сделавшего Диогена учителем своих детей. Но и в Коринфе Диоген быстро прославился. Считается, что именно в Коринфе произошла легендарная встреча Диогена и Александра Македонского, во время которой философ сказал царю и завоевателю: «Не загораживай мне солнце!».

Умер Диоген в Коринфе в 323 году до н. э. По странному совпадению, в этом же году умер и Александр Македонский, поэтому некоторые исследователи считают, что эту дату ученики Диогена придумали специально. Смерть Диогена, как и его жизнь, породила множество слухов и пересудов. Ученики говорили, что мыслитель умер, намеренно задержав дыхание, а злопыхатели – что причиной смерти стала холера, которой Диоген заразился, съев сырого осьминога. По преданию, Диоген хотел, чтобы его тело отдали на съедение зверям, но ученики торжественно похоронили его и установили на могиле статую собаки.

В отличие от Антисфена, ведшего социально одобряемый образ жизни, Диоген считал, что жизнь философа должна быть подчинена пропагандируемым им идеям. За это он даже укорял своего учителя в лицемерии. Сам Диоген прославился эпатажными выходками против общественной морали и устоев. Это была своеобразная форма бунта против того, что Диоген считал искусственным, ханжеским и нелепым, уводящим человека от его первоначального свободного и гармоничного состояния.

Часть современников считала Диогена великим мудрецом, отбросившим условности, а часть – городским сумасшедшим и возмутителем спокойствия. Самая известная история о Диогене связана с «домом» мыслителя. Якобы Диоген жил в огромном глиняном пифосе (сосуде) во дворе храма Кибелы. Часть писателей, впрочем, сообщает, что Диоген не имел даже такого постоянного места жительства и временно жил, то в общественной бане, то в районе портика, то в каком-нибудь храме. Также широко известен эпизод, в котором Диоген ходил днём по улицам Афин с зажжённым фонарём. На вопросы прохожих Диоген отвечал, что он ищёт человека (впрочем, героями подобного сюжета становились и многие другие древнегреческие философы).

Философия и идеи Диогена

Какие-либо работы, написанные самим Диогеном, современным учёным неизвестны. Некоторые современники говорили, что он был ленив, презирал учёность и письмо, а некоторые, напротив, приводят целые библиографии написанных Диогеном сочинений. Известно лишь то, что Диоген не любил многословную учёность, а предпочитал конкретные краткие формулировки. К тому же он считал, что учить нужно не словами, а конкретным примером. Возможно, поэтому его работ и не существовало. Необходимо понимать, что философия Диогена это не некое стройное учение с понятийным аппаратом и набором определённых категорий, а «жизненная» философия, набор принципов, которыми нужно руководствоваться в быту, а не во время научных диспутов. Поэтому вывести некую систему взглядов Диогена практически невозможно.

Для того чтобы понять поведение и речи Диогена, нужно помнить, что он был учеником Антисфена. Антисфен считал, что человек должен жить подобно собаке: отбросить лишние условности, следовать своей природе, оставаться верным своим принципам и быть честным. Даже само название кинической философии образовано от греческого слова «собака» (изначально Антисфен проводил свои занятия в гимнасии на холме Киносарг – «Белая собака»). Диоген был последователен в применении принципов Антисфена в собственной жизни. Он отбросил блага цивилизации и жил в пифосе на подаяния, потому что для него это был своеобразный путь нравственного роста и закалки духа.

Как и остальные киники, Диоген считал, что главным предметом науки является бытие здесь и сейчас, а не умозрительные абстракции. Наиболее доходчивым объяснением любого явления Диоген считал эмпирический факт. Так, утверждение Зенона о том, что движения нет, он опроверг собственной ходьбой, а концепция Платона о мире идей была и вовсе чужда ему. «Чашу вижу, а чашности не вижу» – высмеивал Диоген идеальный мир Платона. Плутание в высоких материях, считал Диоген, отдалило человека от природы, заставило его забыть о своих истинных целях и желаниях.

Диоген показывал, как можно вернуться к изначальной природной гармонии и непосредственности, отказываясь от бесполезных ценностей цивилизации. Так, например, увидев мальчика, пьющего воду из горсти, Диоген вскричал: «Ребёнок превзошёл меня!» и выбросил из сумы глиняную плошку.

Основные черты философии Диогена это:

  • нигилизм и скептицизм. Диоген отрицал семью, религию, государство. Себя он считал космополитом. Как и другие киники, он критически относился к ценностям современного ему общества;
  • прямолинейность и сатира. Диоген не стеснялся использовать грубые и вульгарные приёмы, жесты и слова, чтобы сорвать с окружающих маску благопристойности, шокировать публику и заставить её задуматься;
  • аскетизм. Диоген учил, что для счастья человеку необходимы самые простые вещи, погоня за богатством и материальными ценностями превращает свободного в раба. Каждому желающему стать у него учеником Диоген предлагал испытание: встать в центре Афин и начать просить милостыню;
  • стремление к независимости и от вещей, и от догм;
  • индивидуализм мышления;
  • стремление к достижению счастья и удовлетворённости.

В целом, учение Диогена, как и идеи остальных киников, возникло из-за кризиса полисной системы. Во власть всё чаще проникали тираны и диктаторы, попиравшие полисную демократию. Увеличивался разрыв между богатыми и бедными, усиливалась эксплуатация рабов. В этой обстановке кинизм Диогена был дерзким вызовом. Мыслитель хотел обратить внимание греков на недостатки системы, в которой они живут, и постараться найти путь к искоренению этих недостатков.

Диоген – биография, фото, личная жизнь, учение философа

Биография

Античность считается благоприятной почвой для возникновения школ философии – человечество уже сделало культурный скачок и расширило горизонты знаний, что, в свою очередь, породило еще больше вопросов. Тогда было сформулировано учение Сократа, дополненное и переработанное его прославленным учеником Платоном. Это учение стало классическим, поэтому остается актуальным и по сей день.

Античные философы на картине Рафаэля «Афинская школа»

Но были и другие философские школы, например, школа киников, основанная другим учеником Сократа — Антисфеном. Яркий представитель этого течения — Диоген Синопский, прославившийся извечными спорами с Платоном, а также эпатажными (порой даже вульгарными) выходками.

Детство и юность

О жизни Диогена известно мало, да и сохранившаяся информация спорна. То, что известно о биографии философа, поместилось в одну главу книги его тезки, позднеантичного ученого и библиографа Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».

Портрет Диогена

Согласно книге, древнегреческий философ родился в 412 году до нашей эры, в городе Синопе (отсюда и прозвище), расположенном на берегу Черного моря. О матери Диогена ничего не известно. Отец же мальчика Гикесий работал трапезитом – так в Древней Греции называли менял и ростовщиков.

Детство Диогена прошло во времена неспокойные – в родном городе постоянно вспыхивали конфликты между прогреческими и проперсидскими группировками. Из-за сложной общественной ситуации Гикесий начал подделывать монеты, но трапезита быстро поймали с поличным. Диогену, которого также собирались арестовать и наказать, удалось сбежать из города. Так и началось странствие парня, которое привело его в Дельфы.

Памятник Диогену

В Дельфах уставший и измученный Диоген обратился к местному оракулу с вопросом, что же делать дальше. Ответ, как и ожидалось, был туманен: «Заняться пересмотром ценностей и приоритетов». В тот момент Диоген не понял этих слов, поэтому не придал им значения и отправился скитаться дальше.

Философия

Дорога привела Диогена в Афины, где на городской площади он столкнулся с философом Антисфеном. Неизвестно, как состоялось их знакомство, но Антисфен поразил Диогена до глубины души, а Диоген вызвал у Антисфена чувство неприязни. Тогда Диоген и решил остаться в Афинах, чтобы стать учеником философа.

Портрет Диогена

У Диогена не было денег (по некоторым источникам, их украл его товарищ Манес, вместе с которым Диоген прибыл в Афины), поэтому купить дом или хотя бы арендовать комнату он не мог себе позволить. Но это не стало проблемой для будущего философа: Диоген вкопал рядом с храмом Цибелы (недалеко от Афинской агоры – центральной площади) пифос – большую глиняную бочку, в которой греки хранили продукты, чтобы те не пропали (античная версия холодильника). В бочке (пифосе) Диоген и стал жить, что послужило основой для выражения «бочка Диогена».

Пусть и не сразу, но Диогену удалось стать учеником Антисфена – пожилой философ не смог избавиться от настырного ученика даже с помощью избиения палкой. В результате именно этот ученик прославил кинизм как школу античной философии.

Диоген в бочке

В основе философии Диогена лежали аскетизм, отказ от всех благ сущих, а также подражание природе. Диоген не признавал государств, политиков, религии и священнослужителей (эхо общения с дельфийским оракулом), а себя считал космополитом – гражданином мира.

После смерти учителя дела Диогена стали совсем плохи, горожане считали, что он тронулся умом, о чем свидетельствовали регулярные выходки. Известно, что Диоген прилюдно занимался онанизмом, возглашая, что было бы прекрасно, если и голод можно было бы утолить, погладив живот.

Диоген и Александр Македонский

Во время беседы с Александром Македонским философ назвал себя собакой, однако так Диоген называл себя и раньше. Однажды несколько горожан кинули ему, как собаке, кость и хотели заставить грызть ее. Однако результата они предсказать не могли – подобно собаке, Диоген отомстил задирам и обидчикам, помочившись на них.

Были и менее экстравагантные перформансы. Увидев неумелого лучника, Диоген сел около мишени, сказав, что это самое безопасное место. Голым стоял под дождем. Когда горожане пытались увести Диогена под навес, Платон говорил, что не стоит: лучшая помощь тщеславию Диогена проявится в том, чтобы не трогать его.

Обнаженный Диоген

История разногласий между Платоном и Диогеном занимательна, однако Диогену лишь раз удалось действительно красиво обставить оппонента – это случай с платоновским человеком и ощипанной курицей. В остальных же случаях победа оставалась за Платоном. Современные ученые придерживаются мнения, что выходец из Синопа просто завидовал своему более успешному оппоненту.

Также известно и о конфликте с другими философами, в числе которых — Анаксимен Лампсакский и Аристипп. В перерывах между стычками с конкурентами Диоген продолжал чудить и отвечать на вопросы людей. Одно из чудачеств философа дало имя другому крылатому выражению – «фонарь Диогена». Философ ходил днем с фонарем по площади, восклицая: «Ищу человека».

Диоген с фонарем ищет человека

Таким образом он выражал отношение к окружающим людям. О жителях Афин Диоген часто нелестно отзывался. Однажды философ начал читать лекцию на рынке, но его никто не слушал. Тогда он заверещал по-птичьи, и вокруг него сразу же собралась толпа. 

«Это уровень вашего развития, — заявил Диоген, — когда я говорил умные вещи, меня игнорировали, но когда я заверещал как петух, все с интересом стали наблюдать».

Когда начался военный конфликт греков с македонским царем Филиппом Вторым, Диоген покинул Афины, отправившись на корабле к берегам Эгины. Однако добраться туда не удалось – судно было захвачено пиратами, а все, кто на нем находились, были либо убиты, либо взяты в плен.

Из плена Диогена отправили на невольничий рынок, где его приобрел коринфянин Ксеанид для того, чтобы философ обучал его детей. Стоит отметить, что учителем Диоген был хорошим – помимо верховой езды, метания дротиков, истории и греческой литературы, философ научил детей Ксеанида питаться и одеваться скромно, а также заниматься физическими упражнениями для поддержания своей физической формы и здоровья.

Диоген Синопский

Ученики и знакомые предлагали философу выкупить его из рабства, но он отказывался, утверждая, что так якобы иллюстрирует тот факт, что даже в рабстве он может быть «господином своего господина». На деле же Диоген радовался крыше над головой и регулярному питанию.

Умер философ 10 июня 323 года, находясь в рабстве у Ксеанида. Похоронили Диогена лицом вниз – как и просил. На его могиле, в Коринфе установлена надгробная плита из паросского мрамора со словами благодарности от учеников и пожеланиями вечной славы. Также из мрамора сделали собаку, символизирующую жизнь Диогена.

Диоген

Собакой представился Диоген Александру Македонскому, когда македонский царь решил познакомиться с прославленным философом-маргиналом. На вопрос Александра: «Почему собака?» Диоген ответил просто: «Кто бросит кусок – тому виляю, кто не бросит – того облаю, а кто обидит – того кусаю». На шутливый вопрос о породе собаки, философ тоже ответил не мудря: «Когда голоден – мальтийской (т.е. ласковый), когда сыт – милосской (т.е. злой)».

Личная жизнь

Диоген отрицал семью и государство, утверждая, что дети и жены — общие, а между странами нет границ. Исходя из этого, сложно установить биологических детей философа.

Сочинения

Согласно Диогену Лаэртскому, после себя философ из Синопа оставил 14 философских трудов и 2 трагедии (в некоторых источниках число трагедий увеличивается вплоть до 7). Большинство из них сохранилось благодаря другим писателям и философам, использующим высказывания и изречения Диогена.

Философ Диоген

К числу сохранившихся сочинений относятся «О богатстве», «О добродетели», «Афинский народ», «Наука нравственности» и «О смерти», а к числу трагедий – «Геракл» и «Елена».

Цитаты

  • «Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле».
  • «Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным».
  • «Обращайся с сановниками, как с огнем: не стой ни очень близко, ни очень далеко от них».

Диоген Синопский | Internet Encyclopedia of Philosophy

Самый прославленный из философов-киников, Диоген Синопский служит образцом для мудреца-киника в древности. Предполагаемый ученик Антисфена, Диоген сохраняет аскетизм своего учителя и упор на этику, но привносит в эти философские позиции динамизм и чувство юмора, не имеющие себе равных в истории философии. Хотя родом из Синопа, большинство историй, составляющих его философскую биографию, происходят в Афинах, и некоторые из самых знаменитых из них помещают Александра Великого или Платона в качестве его фольги. Спорный вопрос, оставил ли Диоген что-либо в письменном виде. Если он это сделал, тексты, которые он сочинил, с тех пор были утеряны. В цинизме жизнь и письмо являются двумя компонентами этической практики, но Диоген очень похож на Сократа и даже на Платона в своих чувствах относительно превосходства прямого вербального взаимодействия над письменным отчетом. Диоген ругает Гегесия после того, как тот просит одолжить ему одну из письменных табличек Диогена: «Ты простак, Гегесий; вы выбираете не нарисованные фиги, а настоящие; а между тем вы пренебрегаете истинным воспитанием и прибегаете к письменным правилам» (Диоген Лаэртский, 9).0003 Жизнеописания выдающихся философов , Книга 6, Глава 48). Таким образом, реконструируя этическую модель Диогена, жизнь, которую он прожил, является его философской работой в такой же степени, как и любые сочиненные им тексты.

Содержание

  1. Life
  2. Философская практика: Сократ сошел с ума
  3. Ссылки и дополнительная литература

1. Жизнь

Исключительный характер жизни Диогена создает некоторые трудности для определения точных событий, которые ее составляют. Он был гражданином Синопа, который либо бежал, либо был сослан из-за проблемы, связанной с порчей валюты. Благодаря нумизматическим свидетельствам фальсификация синопских монет является событием, в отношении которого есть уверенность. Детали порчи темнее: «Диокл рассказывает, что [Диоген] отправился в изгнание, потому что его отцу были доверены государственные деньги, и он фальсифицировал монеты. Но Эвбулид в своей книге о Диогене говорит, что это сделал сам Диоген и был вынужден покинуть дом вместе с отцом» (Диоген Лаэртский, 9).0003 Жизнеописания выдающихся философов , Книга 6, Глава 20). Будь то Диоген или его отец, которые испортили валюту, и по каким-то причинам они могли это сделать, этот акт привел к переезду Диогена в Афины.

Биография Диогена исторически становится лишь схематичнее. Например, в одной истории утверждается, что оракул в Дельфах убедил Диогена фальсифицировать политическую валюту, но неправильно понял и испортил государственную валюту (Diogenes Laertius, Lives of Eminent Philosophers 9). 0004, Книга 6, Глава 20). Вторая версия рассказывает о том, как Диоген путешествовал в Дельфы и получил того же оракула после того, как уже изменил валюту, превратив свое преступление в призвание. Наконец, сомнительно, советовался ли когда-либо Диоген с оракулом; Дельфийский совет удивительно близок к собственному наставлению Сократа, и переплетение жизни и легенды в случае Диогена столь же существенно.

Однажды в Афинах Диоген, как известно, взял в качестве жилища кадку, или пифос . В Жизнеописания выдающихся философов , сообщается, что Диоген «написал кому-то, чтобы попытаться достать для него хижину. Когда этот человек долго был об этом, он поселился в кадке в Метрооне, как он сам поясняет в своих письмах» (Диоген Лаэртский, книга 6, глава 23). Очевидно, Диоген обнаружил, что ему не нужны обычные укрытия или какие-либо другие «лакомства» после наблюдения за мышью. Урок, который преподает мышь, состоит в том, что она способна приспособиться к любым обстоятельствам. Эта приспособляемость является источником легендарного 9 Диогена.0003 askēsis или обучение.

Диоген Лаэртский сообщает, что Диоген Синопский «сошелся» с Антисфеном, который хотя и не имел привычки брать учеников, но был измотан настойчивостью Диогена ( Жития выдающихся философов , Книга 6, Глава 22). Хотя это сообщение было встречено с подозрением, особенно учитывая вероятные даты прибытия Диогена в Афины и смерти Антисфена, оно поддерживает представление о том, что основа философской практики Диогена лежит на Антисфене.

Другой важный, хотя, возможно, выдуманный эпизод в жизни Диогена связан с его порабощением в Коринфе после захвата пиратами. Когда его спросили, что он может сделать, он ответил: «Управлять людьми», что он и сделал, когда-то купленный Ксениадом. Ему поручили заботиться о сыновьях Ксениада, которые научились следовать его аскетическому примеру. Одна история рассказывает об освобождении Диогена после того, как он стал любимым членом семьи, другая утверждает, что Ксениад немедленно освободил его, а третья утверждает, что он состарился и умер в доме Ксениада в Коринфе. Какая бы версия ни была верной (и, конечно, все они могут быть ложными), цель одна: раб Диоген свободнее своего господина, которого он справедливо убеждает подчиниться его повиновению.

Хотя большинство свидетельств сходятся во мнении, что он дожил до весьма преклонного возраста (некоторые предполагают, что он дожил до девяноста), рассказов о смерти Диогена не меньше, чем рассказов о его жизни. Возможная причина смерти включает добровольную смерть из-за задержки дыхания, болезнь, вызванную употреблением в пищу сырого осьминога, или смерть от укуса собаки. Учитывая приукрашенность каждого из этих отчетов, более вероятно, что он умер от старости.

2. Философская практика: Сократ, сошедший с ума

Когда Платона спрашивают, что за человек такой Диоген, он отвечает: «Сократ, сошедший с ума» (Диоген Лаэртский, книга 6, глава 54). Ярлык Платона показателен, поскольку адаптация сократовской философии Диогеном часто рассматривалась как деградация. Некоторые ученые понимают Диогена как крайнюю версию сократовской мудрости, представляющую увлекательный, хотя и грубый момент в истории древней мысли, но который не следует путать с серьезным делом философии. На это прочтение влияет смесь бесстыдства и askēsis , которые загадывают биографию Диогена. Это понимание, однако, упускает из виду центральное место разума в практике Диогена.

Чувство бесстыдства Диогена лучше всего видно в контексте цинизма в целом. В частности, однако, это происходит из-за того, что условность ставится ниже природы и разума. Один из руководящих принципов заключается в том, что если действие не является постыдным наедине, то такое же действие не становится постыдным, если оно совершено публично. Например, было противно афинскому обычаю есть на рыночной площади, и тем не менее он ел там, потому что, как он объяснил в ответ на упрек, именно на рыночной площади он чувствовал голод. Самым скандальным из подобных действий является его непристойное поведение на рынке, на что он ответил: «Он хотел бы, чтобы было так же легко утолить голод, потирая пустой желудок» (Диоген Лаэртский, 9).0003 Жизнеописания выдающихся философов , Книга 6, Глава 46).

Его называют сумасшедшим за то, что он действует вопреки условностям, но Диоген указывает, что именно условности лишены разума: «Большинство людей, — сказал бы он, — настолько близки к безумию, что палец решает все. Ибо если ты будешь ходить с вытянутым средним пальцем, кто-нибудь сочтет тебя сумасшедшим, но если это мизинец, то он так не подумает» (Диоген Лаэртский, Жизнеописания выдающихся философов , книга 6, глава 35). . В этих философских фрагментах разум явно играет определенную роль. Есть сообщение, что Диоген «постоянно говорил, что для ведения жизни нам нужен правильный разум или недоуздок» (Диоген Лаэртский, 9).0003 Жизнеописания выдающихся философов , Книга 6, Глава 24). Для Диогена каждый человек должен либо позволить разуму руководить своим поведением, либо, как животное, его нужно будет вести на поводке; разум уводит человека от ошибок и ведет к лучшему образу жизни. Таким образом, Диоген не презирает знание как таковое, но презирает претензии на знание, которые не служат никакой цели.

Особенно пренебрежительно относится к софизмам. Он опровергает аргумент о том, что у человека есть рога, касаясь своего лба, и аналогичным образом опровергает утверждение о том, что при ходьбе не существует такой вещи, как движение. В другом месте он оспаривает платоновские определения, и отсюда следует одно из его наиболее запоминающихся действий: «Платон определил человека как животное, двуногое и лишенное перьев, и ему аплодировали. Диоген ощипал курицу и принес ее в аудиторию со словами: «Вот человек Платона». Вследствие чего к определению было добавлено «имеющее широкие ногти»» (Диоген Лаэртский, 9).0003 Жизнеописания выдающихся философов , Книга 6, Глава 40). Диоген является резким критиком Платона, регулярно осуждая метафизические поиски Платона и тем самым сигнализируя о явном разрыве с преимущественно теоретической этикой.

Талант Диогена подрывать социальные и религиозные условности и ниспровергать политическую власть может соблазнить читателей рассматривать его позицию как просто негативную. Однако это было бы ошибкой. Диоген явно спорит, но он делает это ради продвижения разума и добродетели. В конце концов, для человека быть в согласии с природой значит быть разумным, ибо в природе человека поступать согласно с разумом. Диогену трудно найти таких людей, и он театрально выражает свои чувства по поводу своих трудностей. Сообщается, что Диоген «среди бела дня зажег лампу и сказал, проходя мимо: «Я ищу человека»» (Диоген Лаэртский, 9).0003 Жизнеописания выдающихся философов , Книга 6, Глава 41).

Для киников жизнь в соответствии с разумом проживается в согласии с природой, и поэтому жизнь в согласии с разумом выше границ условности и полиса . Более того, циники утверждают, что такая жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Будучи бездомным и бедным изгнанником, Диоген испытал величайшие несчастья, о которых пишут трагики, и все же он настаивал на том, что прожил хорошую жизнь: «Он утверждал, что судьбе он может противопоставить мужество, условность — природу, страсть — разум» (Диоген Лаэртиус, Жизнеописания выдающихся философов , Книга 6, Глава 38).

3. Ссылки и дополнительная литература

  • Биллербек, Маргарет. Die Kyniker in der modernen Forschung
    . Амстердам: BR Грюнер, 1991.
  • Бранхам, Брахт и Мари-Одиль Гуле-Казе, ред. Циники: движение циников в древности и его наследие . Беркли: University of California Press, 1996.
  • .
  • Дадли, Д. Р. История цинизма от Диогена до VI века н. э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1937.
  • Гуле-Казе, Мари-Одиль. L’Ascèse cynique: Un commentaire de Diogene Laërce VI 70-71 , Deuxième édition. Париж: Libraire Philosophique J. VRIN, 2001.
  • .
  • Гуле-Казе, Мари-Одиль и Ришар Гуле, ред. Le Cynisme ancien et ses продления . Париж: Presses Universitaires de France, 1993.
  • .
  • Диоген Лаэртский. Жизнеописания выдающихся философов Том. I-II . Транс. Р. Д. Хикс. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 19.79.
  • Лонг, А.А. и Дэвид Н. Седли, ред.
    Эллинистические философы, том 1
    и том 2 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1987.
  • .
  • Malherbe, Авраам Дж. , изд. и транс. Послания киников . Миссула, Монтана: Scholars Press, 1977.
  • .
  • Навиа, Луис Э. Диоген Синопский: Человек в ванне . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1990.
  • .
  • Навиа, Луис Э. Классический цинизм: критическое исследование . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1996.
  • .
  • Паке, Леонсе. Les Cyniques grecs: фрагменты и темы . Оттава: Presses de l’Universitaire d’Ottawa, 1988.
  • .

Информация об авторе

Джули Пиринг
Электронная почта: [email protected]
Университет Арканзаса в Литл-Роке
США

Diogenes | Биография, философия и факты

Диоген

См. все СМИ

Умер:
около 320 г. до н.э. Коринф

См. все связанные материалы →

Диоген

(родился в Синопе, Пафлигония — умер в ок. 320 г. до н. э., вероятно, в Коринфе, Греция), архетип киников, греческой философской секты, подчеркивавшей стоическую самодостаточность и отказ от роскоши. Некоторые приписывают ему начало кинического образа жизни, но он сам признает, что многим обязан Антисфену, чьи многочисленные сочинения, вероятно, повлияли на него. Именно личным примером, а не какой-либо последовательной системой мысли, Диоген передал философию киников. Его последователи позиционировали себя как сторожевых псов нравственности.

Диоген является героем многочисленных апокрифических историй, одна из которых описывает его поведение после продажи в рабство. Он заявил, что его профессия — управление людьми, и был назначен наставником сыновей своего господина. Предание приписывает ему знаменитый поиск честного человека, проведенный средь бела дня с зажженным фонарем. Почти наверняка вынужденный бежать из Синопа вместе со своим отцом, он, вероятно, уже принял аскетическую жизнь (греч.

аскесис, «обучение»), когда прибыл в Афины. Названный Аристотелем знакомой фигурой, Диоген начал практиковать крайний антиконвенционализм. Он поставил перед собой задачу «испортить валюту», что, возможно, имело в виду «вывести из обращения фальшивые монеты». То есть он стремился разоблачить ложность большинства общепринятых стандартов и верований и призвать людей вернуться к простой, естественной жизни.

Викторина по Британике

Философия 101

Что такое экзистенциализм? Кем был Сократ? Что такое идеализм? Проверьте свои знания по этим и другим темам с помощью викторины Philosophy 101!

Для Диогена простая жизнь означала не только пренебрежение роскошью, но и пренебрежение законами и обычаями организованных, а потому и «условных» сообществ. Семья рассматривалась как неестественный институт, который должен быть заменен естественным состоянием, в котором мужчины и женщины будут беспорядочными половыми связями, а дети будут общей заботой всех. Хотя сам Диоген жил в бедности, спал в общественных зданиях и просил подаяние, он не настаивал на том, чтобы все люди жили одинаково, а просто намеревался показать, что счастье и независимость возможны даже в стесненных обстоятельствах.

Программа жизни, отстаиваемая Диогеном, началась с самодостаточности, или способности иметь в себе все, что нужно для счастья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *