Детство ломоносова краткое содержание 5 класс: Детство и юность М. В. Ломоносова — урок. Окружающий мир, 4 класс.

Содержание

Ломоносов биография, изобретения и открытия, достижения в литературе

Рис. 1. Михаил Васильевич Ломоносов

Детские годы Ломоносова

О детстве будущего ученого, писателя и художника сведений не очень много, хотя дата его рождения установлена точно – 8 ноября 1711 года, а по новому стилю – 19 ноября. Он появился на свет в Архангельской губернии, в деревне, которая сейчас носит его имя, а тогда называлась Мишанинской. Других детей в семье Ломоносовых не было. Отец был рыбаком. Семья считалась зажиточной, но склонности к образованию у родителей не было, о чем Ломоносов позднее кратко упомянул в своей автобиографии. Когда мальчику было девять, мать его умерла. Отец после этого дважды женился. Вторая жена относилась к ребенку неплохо, а вот третья оказалась самой настоящей мачехой – жестокой и злой. С детства Ломоносов освоил рыбацкий промысел. Рыбачил вместе с отцом на Белом море. Мальчик был очень наблюдательным, он хорошо изучил окружающую природу, умел ориентироваться по звездам, а тяжелая работа закалила – он всегда оставался физически очень сильным.

Тогда же он начал учиться грамоте у местного дьячка. Изучал грамматику, арифметику по знаменитому учебнику Магницкого, церковные книги. Писал красиво и грамотно, то есть в родных краях мог считаться очень образованным человеком. Он полюбил книги, но этого его родные не понимали. Отец готовил сына к обычной жизни рыбака-помора, но накануне своей свадьбы юноша сбежал в Москву.

Рис. 2. Михаил Ломоносов в молодости

Жизнь Михаила Ломоносова в Москве и Киеве

Откуда юноша узнал о возможности поездки — исследователи его творчества не знают. Рыбу из Архангельска всегда возили зимой. Снаряжали целый караван. Вот с таким караваном и отправился Михаил искать лучшей жизни. Он захватил с собой самое необходимое – смену одежды и учебники. Прощаться с родными не стал. Сначала шел пешком один, потом догнал караван и попросился идти рядом. Добирался до цели более трех недель.

Ломоносов хотел поступить в Славяно-греко-латинскую академию — старейшее в стране учебное заведение, в котором обучали богословию. Но крестьянских детей туда не брали, принимали только выходцев из дворянской или церковной среды. Поэтому он выдал себя за мелкопоместного дворянина. В 1731 году его приняли. В классе он был старше всех, учился вместе с мальчишками 10-12 лет, тогда как ему было уже 20 лет. Над переростком смеялись, но он учился прилежно и намного опережал других. Три года спустя Ломоносов решил продолжить обучение в Киеве. Там он читал в основном летописи и собирался стать богословом. Точными науками в те годы в Киево-Могилянской академии не занимались. В этом учебном заведении он проучился всего год.

Рис. 3. Михаил Ломоносов прибывает в Москву

Ломоносов в Петербурге

Интерес к точным наукам Михаил Васильевич сумел удовлетворить в Петербурге. В 1735 году

он поступил в университет при Академии Наук. Это учреждение было создано Петром Первым для того, чтобы молодые и талантливые подданные Российской империи могли изучать естественные и точные науки, а также заниматься исследованиями. Преподавали в основном ученые из Европы, своих профессоров практически не было. Жил Михаил Васильевич сначала при самой Академии, но потом для студентов купили специальный дом и устроили там что-то вроде общежития. Условия были скромными, но подходящими для занятий. Студентам выдали одежду и другие нужные вещи.

Важно! Первым делом Ломоносов и его товарищи стали осваивать немецкий язык,  на котором, наряду с латынью, в те годы писались главные научные труды. Здесь же Ломоносов начал изучать стихосложение, философию, математику, экспериментальную физику.
Рис. 4. Дом Михаила Ломоносова на Мойке, Санкт-Петербург

Обучение за границей

Обучение за границей в ту эпоху было делом довольно обычным. В 1736 году отправиться в Саксонию смог и сын поморского рыбака. В числе трех наиболее способных студентов его отправили изучать химию и горное дело. Но сначала молодые люди отправились в Марбург изучать металлургию. Квартиру русский студент снял у вдовы пивовара, и это обстоятельство оказалось очень важным – у вдовы была дочь, которая и стала через несколько лет женой Михаила Васильевича.   Изучением точных наук и технологий дело не ограничилось:

  • Ломоносов более основательно выучил немецкий, а заодно занялся французским и итальянским.
  • Он учился и изящным искусствам – музыке и рисованию.  
Важно! Почти все деньги, которые ему выдавали на жизнь, он тратил на книги, и именно тогда начал собирать свою знаменитую библиотеку. В списке – книги научного содержания, произведения  европейских писателей, чьим современником он был.

Обучение продолжилось во Фрайберге, где молодые люди изучали организацию горнозаводского дела. Студенты узнали, как организована работа на рудниках, какие есть подъемные машины, как они работают.  Решив, что изучил все, что нужно, Ломоносов попытался вернуться в Россию, однако, по дороге его поймали и завербовали в прусскую армию. На войну он не пошел и стал дезертиром.

Рис. 6. Михаил Ломоносов в химической лабаратории

Снова Петербург

Ломоносов вернулся в российскую столицу осенью 1740 года образованным специалистом. Семью он оставил в Германии. Женитьба его долгое время оставалась тайной. В конце концов он перевез Елизавету с детьми в Россию.

В это же время Ломоносов активно изучал ботанику, а также начал собирать коллекцию минералов для Кунсткамеры. Он написал диссертации по физике и химии, подал прошение о назначении на должность, однако императрица Анна Иоанновна не торопилась решать его судьбу. Сделала это только Елизавета Петровна, которой ученый посвятил Оду на день восшествия. Первая должность – адъюнкт физического класса Императорской Академии, с соответствующим денежным содержанием. В это время он совершил открытие в области астрономии — описал атмосферу Венеры. Характер у Ломоносова был отнюдь не тихий, его даже заключали под стражу за слишком рьяное участие в научном споре. На рубеже эпох Анны и Елизаветы в российской науке шли ожесточенные баталии между немецкой и антинемецкой партиями. При Анне Иоанновне все ведущие посты занимали немцы, что не нравилось русским ученым. При Елизавете ситуация изменилась, что и позволило Ломоносову стать профессором химии. Это означало и получение дворянства.

Рис. 6. Почерк Михаила Ломоносова

Достижения Ломоносова

    • Михаил Васильевич был очень знаменит – участвовал в деятельности исторического общества, создал русскую грамматику, писал стихи, имеющие большой успех при дворе, получил поместье с четырьмя деревнями, чтобы устроить там мозаичную фабрику.
    • Он задумал 12 мозаичных панно по собственным рисункам, но успел сделать всего одну картину — знаменитую “Полтавскую баталию”. Он проводил опыты с электричеством.
    • В Марбурге он написал и свою первую научную работу по физике “О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости”.
    • Он сделал несколько важных открытий в области химии — фактически именно он является основателем молекулярно-кинетической теории теплоты. Он же предложил новую методологию химических исследований — использовал способы, которые до этого существовали только в физике.
    • В физической науке он тоже сделал гениальные открытия, особенно важна атомно-корпускулярная теория строения вещества.
    • Закон сохранения массы вещества он открыл одновременно со своим французским коллегой Лавуазье, и этот закон назван именами обоих ученых.

Но, несмотря на все свои успехи, Ломоносов был вынужден расстаться с кафедрой из-за ссоры с руководством.

Рис. 7. Паспорт Михаила Ломоносова

Последние годы жизни Ломоносова

В последние годы Ломоносов жил в своем доме в Петербурге и в усадьбе Усть-Рудице, где и проводил свои химические опыты. Но он продолжал участвовать в общественной жизни – по его настоянию открылся Московский университет. Он добился права на образование для представителей самых разных сословий. В конце 50-х его биография снова дала резкий поворот – профессору поручили работу в канцелярии Академии и контроль над учебными департаментами. Он возглавил Географический департамент, начал составлять новый атлас страны. Его достижения и творчество оценила новая императрица – Екатерина II. Умер Ломоносов в 1765 году, 8 апреля по старому стилю, в своей петербургской квартире от воспаления легких. Архив и библиотека его исчезли. Их сразу после смерти ученого опечатали и перевезли во дворец графа Орлова, но куда они потом делись — никто до сего момента не узнал. Похоронен Ломоносов в Петербурге. Могила его находится в Александро-Невской лавре. Узнайте еще больше интересных фактов из биографии Ломоносова из предложенного ниже видео.

Михаил Васильевич Ломоносов стр.

101

1. По тексту учебника составь план рассказа о М. В. Ломоносове

План рассказа о М. В. Ломоносове

  1. Рождение и детство Ломоносова
  2. Ломоносов отправляется в Москву
  3. Талантливый ученик
  4. Гениальный учёный
  5. Достижения Ломоносова
  6. Память о Ломоносове

Рассказ о М. В. Ломоносове для 4 класса по плану

Михайло Васильевич Ломоносов родился в 1711 году возле города Холмогоры, на русском севере. С детских лет мальчик ходил в море вместе с отцом и его всегда интересовали чудеса природы, которые он наблюдал. Михаила занимала смена дня и ночи, тайна полярного сияния и многое другое.

В 11 лет мальчик стал учиться грамоте и его первыми учебниками были «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магнитского. Вскоре он был лучшим чтецом в деревне и заслужил уважение односельчан.

В возрасте 19 лет юноша, вместе с рыбным обозом отправляется в Москву, где поступает в Славяно-Греко-Латинскую академию, выдав себя за дворянина. Это было единственное место, где талантливый юноша мог выучить латынь.

Очень скоро на талантливого ученика обратили внимание и его послали на учёбу в Германию. По возвращении из-за границы Михаил Васильевич остаётся работать в Петербурге. Он показал себя учёным, талантливым во всех областях. Он занимался химией, физикой, астрономией, геологией, и многими другими науками. Писал картины и стихи.

Именно благодаря ему стала развиваться отечественная наука и по его предложению был открыт Московский университет, сейчас носящий имя великого учёного.

Заслуги учёного признаны во всём мире, в его честь открыты десятки памятников, названы улицы, проспекты и даже города. Ежегодно золотая медаль его имени присуждается выдающимся российским учёным.

2. Найдите на карте (с. 92-93) родину М. В. Ломоносова. Представьте себе путь Ломоносова до Москвы.

Михаил Васильевич вышел вместе с обозом из Холмогоров и двигался на юго-запад. Он почти наверняка миновал Ярославль, а уже оттуда попал в Москву.

Обсудим!

Почему А. С. Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом»? Каково ваше мнение о М. В. Ломоносове?

Поэт называл учёного «первым университетом» потому что тот создал из ничего российскую науку. Благодаря его стараниям в России появился Московский университет.

Учёный и сам сделал множество открытий и способствовал тому, что заниматься наукой смогли многие талантливые россияне.

Я считаю его величайшим гением человечества. Человеком, который совершил для мировой науки так много, как никто не делал до него, и не сделает после.

Проверь себя

1. Какие качества характера позволили Ломоносову пройти с честью все испытания?

Этими качествами были трудолюбие, упорство, любознательность, пытливость, настойчивость.

2. В чём были трудности учёбы в то время?

Учится могли только дворяне. Обучение велось на латыни. На обучение требовались деньги. Не хватало профессоров.

3. Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры?

Учёный далеко продвинул развитие физики, химии, астрономии, геологии, истории. Создал цветное стекло и писал картины. Он сказал новое слово в российском стихосложении.

Задание для домашней работы

Из интернета или у взрослых узнай, чему учат студентов в наши дни в МГУ имени М. В. Ломоносова.

В МГУ, в настоящее время, существует более 20 факультетов, на которых студентов обучают сотням специальностей. Их учат физике, математике, химии, вычислительной технике, истории, геологии, экономике, биологии, психологии и многим другим наукам.

На следующем уроке

Вспомни, когда Россия стала империей.

Империей Россия стала при Петре Первом. Он и был первым российским императором.

Содержание минералов и микроэлементов в волосах у детей с синдромом Дауна

. 2019 март; 188(1):230-238.

doi: 10.1007/s12011-018-1506-8. Epub 2018 12 сентября.

Андрей Р Грабеклис 1 2 , Скальный Анатолий В 3 4 5

, Скальная Анастасия А 6 , Ирина В Жегалова 2 , Светлана В Нотова 7 8 , Мазалецкая Анна Л. 1 , Маргарита Г Скальная 1 2 , Алексей Тиньков 1 2

Принадлежности

  • 1 Ярославский государственный университет, г. Ярославль, Россия.
  • 2 Российский университет дружбы народов (РУДН), Москва, Российская Федерация.
  • 3 Ярославский государственный университет, Ярославль, Россия. skalny3@microelements.ru.
  • 4 Российский университет дружбы народов (РУДН), Москва, Российская Федерация. skalny3@microelements.ru.
  • 5 Всероссийский научно-исследовательский институт лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР), Москва, Россия. skalny3@microelements.ru.
  • 6 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия.
  • 7 Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Россия.
  • 8 Федеральный исследовательский центр биологических систем и агротехнологий РАН, Оренбург, Россия.
  • PMID: 30209729
  • DOI: 10.1007/с12011-018-1506-8

Андрей Р Грабеклис и др. Биол Трейс Элем Рез. 2019март

. 2019 март; 188(1):230-238.

doi: 10.1007/s12011-018-1506-8. Epub 2018 12 сентября.

Авторы

Андрей Р Грабеклис 1 2 , Скальный Анатолий В 3 4 5 , Скальная Анастасия А 6 , Ирина В Жегалова 2 , Светлана В Нотова 7 8 , Мазалецкая Анна Л. 1 , Маргарита Г Скальная 1 2 , Алексей Тиньков 1 2

Принадлежности

  • 1 Ярославский государственный университет, Ярославль, Россия.
  • 2 Российский университет дружбы народов (РУДН), Москва, Российская Федерация.
  • 3 Ярославский государственный университет, Ярославль, Россия. skalny3@microelements.ru.
  • 4 Российский университет дружбы народов (РУДН), Москва, Российская Федерация. skalny3@microelements.ru.
  • 5 Всероссийский научно-исследовательский институт лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР), Москва, Россия. skalny3@microelements.ru.
  • 6 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия.
  • 7 Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Россия.
  • 8 Федеральный исследовательский центр биологических систем и агротехнологий РАН, Оренбург, Россия.
  • PMID: 30209729
  • DOI: 10.1007/с12011-018-1506-8

Абстрактный

Целью настоящего исследования было оценить уровень минералов и микроэлементов у 40 детей с синдромом Дауна и 40 детей контрольной группы в возрасте 1-2 лет. Анализ минералов и микроэлементов в волосах проводили с помощью масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой. Полученные данные свидетельствуют о том, что содержание Mg, P, I, Cr, Si, Zn и Pb в волосах у больных с синдромом Дауна превышало соответствующие контрольные значения на 36, 36, 9%. 3, 57, 45, 28 и 54%, тогда как содержание ртути в волосах у детей с синдромом Дауна было более чем в два раза ниже. Наблюдаемая разница в уровнях микроэлементов зависела от возраста. В частности, у 1-летних детей большие различия наблюдались по эссенциальным элементам (Cr, Si, Zn), а у 2-летних — по токсичным элементам (Hg, Pb). В то же время уровень Р в волосах у больных с синдромом Дауна был на 14 и 35% выше в возрасте 1 и 2 лет по сравнению с соответствующими контрольными группами. Множественный регрессионный анализ показал, что модель, включающая все элементы, характеризующаяся значительным групповым различием, объясняет 42,5% вариабельности статуса. В то же время только содержание фосфора в волосах достоверно взаимосвязано со статусом синдрома Дауна (β = 0,478; p < 0,001). Анализ главных компонентов (PCA) использовал As, Ca, Cr, Fe, Hg, I, Mg, P, Pb, Se, Si, Sn и Zn в качестве предикторов, в результате чего R 2 = 0,559. Модели OPLS-DA также разделены на группы Дауна и контрольные группы здоровья. Таким образом, для детей 1-2 лет с синдромом Дауна характерны значительные изменения минерально-микроэлементного статуса.

Ключевые слова: Волосы; Меркурий; Металлы; фосфор; Трисомия 21.

Похожие статьи

  • Поиск сходных закономерностей содержания микроэлементов и минералов в волосах у детей с синдромом Дауна, ожирением и задержкой роста.

    Грабеклис А.Р., Скальный А.В., Айсувакова О.П., Скальная А.А., Мазалецкая А.Л., Клочкова С.В., Чанг С.Дж.С., Никитюк Д.Б., Скальная М.Г., Тиньков А.А. Грабеклис А.Р. и соавт. Биол Трейс Элем Рез. 2020 авг; 196 (2): 607-617. doi: 10.1007/s12011-019-01938-6. Epub 2019 11 ноября. Биол Трейс Элем Рез. 2020. PMID: 31713112

  • Токсические и эссенциальные микроэлементы для волос у детей с расстройствами аутистического спектра.

    Скальный А.В., Симашкова Н.В., Клюшник Т.П., Грабеклис А.Р., Бьёрклунд Г., Скальная М.Г., Никоноров А.А., Тиньков А.А. Скальный А.В. и соавт. Метаб Мозг Дис. 2017 фев; 32 (1): 195-202. doi: 10.1007/s11011-016-9899-6. Epub 2016 31 августа. Метаб Мозг Дис. 2017. PMID: 27581303

  • Дискриминационный анализ микроэлементов в волосах головы здоровых людей и пациентов с немелкоклеточным раком легкого (НМРЛ) стадии IIIB.

    Бендерли Джихан Й, Озтюрк Йылдырым С. Бендерли Джихан Ю. и др. Биол Трейс Элем Рез. 2011 декабрь; 144 (1-3): 272-94. doi: 10.1007/s12011-011-9086-x. Epub 2011 27 мая. Биол Трейс Элем Рез. 2011. PMID: 21618005

  • Синдром Дауна: диетическое вмешательство.

    Чтение СМ. Чтение СМ. Нутр Здоровье. 1984;3(1-2):91-111. дои: 10.1177/026010608400300208. Нутр Здоровье. 1984. PMID: 6242480 Обзор.

  • Геология, микроэлементы и здоровье.

    Уоррен Х.В. Уоррен ХВ. соц. мед. 1989;29(8):923-6. doi: 10.1016/0277-9536(89)

  • -2. соц. мед. 1989. PMID: 2683120 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Морфология волосяного стержня, элементный состав и наночастицы при лобной фиброзной алопеции: исследование случай-контроль.

    Ляховицкий А., Картвелишвили Э., Друсиотис Т., Ляховицкий К., Баум С., Барзилай А. Ляховицкий А. и др. Акта Дерм Венерол. 8 сентября 2021 г .; 101 (9): adv00541. дои: 10.2340/00015555-3891. Акта Дерм Венерол. 2021. PMID: 34396423 Бесплатная статья ЧВК.

  • Уровни элементов и предикторы воздействия на волосы эфиопских детей.

    Астольфи М.Л., Пьетрис Г., Маццеи К., Маркони Э., Канепари С. Астольфи М.Л. и соавт. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2020 21 ноября; 17 (22): 8652. дои: 10.3390/ijerph27228652. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2020. PMID: 33233360 Бесплатная статья ЧВК.

  • Концентрация цинка, меди, селена, марганца и соотношение Cu/Zn в волосах детей и подростков с миопией.

    Федор М., Урбан Б., Соча К., Сорочинская Ю., Крентовская М., Боравска М.Х., Бакунович-Лазарчик А. Федор М и др. J Офтальмол. 2019 10 апреля; 2019: 5643848. дои: 10.1155/2019/5643848. Электронная коллекция 2019. J Офтальмол. 2019. PMID: 31143472 Бесплатная статья ЧВК.

термины MeSH

вещества

Грантовая поддержка

  • 18-013-01026/Российский фонд фундаментальных исследований

Статья о ломоносове+москва+государство+университет из «Свободного словаря»

Ломоносов+москва+государство+университет | Статья о ломоносове+москва+государство+университет от The Free Dictionary

Ломоносов+Москва+гос+университет | Статья о ломоносове+москва+государство+университет в The Free Dictionary


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:

ломоносов г. Москва государство Университет

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:

Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Полный браузер ?

  • Кровавая баня Ломоло
  • Ломонд
  • Ломонд
  • Ломонд
  • Ломонд Хиллз
  • Ломонд Лох
  • Ломонд № 37, Саскачеван
  • Велосипедный клуб Lomond Roads
  • Школа Ломонд
  • Ломонд, Альберта
  • Ломонд, Лох
  • Ломонит
  • Ломонит
  • Ломоносов
  • Ломоносов
  • Ломоносов (кратер)
  • Ломоносов (значения)
  • Ломоносов (значения)
  • Ломоносов (лунный кратер)
  • Ломоносовский мост
  • Ломоносов Ток
  • Золотая медаль Ломоносова
  • Группа Ломоносов
  • Московский государственный университет им.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *