Детство ивана андреевича крылова: Детские и юношеские годы И.А.Крылова

Иван Крылов (13 февраля 1769 — 21 ноября 1844). Некролог и биография

Годы жизни Ивана Крылова:

родился 13 февраля 1769, умер 21 ноября 1844

Эпитафия

«С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам, с своих высоких кресел,
Про нравы странные и глупости зверей,
И все смеются вкруг и сам он тихо-весел».
Из стихотворения Ивана Майкова, посвященного памяти Крылова

«Мне чин один лишь лестен был,
Который я ношу в природе, —
Чин человека; — в нем лишь быть
Я ставил должностью…»
Из стихотворения Ивана Андреевича Крылова


▼ Внизу: где купить или заказать цветы и венки, кафе для поминок, изготовление памятника, уборку могилы, иконы, амулеты, а также сайты психологов и экстрасенсов.

Биография

Когда Емельян Пугачев возглавил штурм городовой крепости Яицка, офицер донского казачества Андрей Прохорович Крылов оказался в числе преданных правительству солдат, которые сумели защитить городок от натиска. Пугачев поклялся расправиться с Крыловым лично, а также со всей его семьей. Жена офицера — Мария Алексеевна — в страхе вывезла из города их малолетнего сына, предварительно спрятав его в глиняном сосуде. Вот таким способом жизнь Ивана Андреевича Крылова — выдающегося русского баснописца — была спасена.

В детстве Ивану Крылову так и не удалось получить приличного образования. Отец его умер довольно рано, а мать, оставшись с двумя малолетними сыновьями на руках, едва ли могла сводить концы с концами. Зато в память об отце у Ивана сохранился целый сундук книг — прекрасный старт для саморазвития. Впоследствии Иван Андреевич войдет в историю как один из самых образованных людей своего времени.

Прежде чем обратиться к литературной деятельности, Иван Крылов служил подканцеляристом в Калязинском суде, а затем и Тверском магистрате. Финансовое положение его оставалось весьма напряженным и особенно ухудшилось после смерти матери, так как опеку над малым братом пришлось взять на себя. Однако с переездом в Петербург творчеству Крылова открылись хорошие перспективы. Крылов с азартом берется за написание пьес, но на поприще драматургии так и не достигает успеха.

Крылов (слева), Пушкин, Жуковский и Гнедич в Летнем саду (репродукция картины Григория Чернецова)
Впрочем, талант его в полной мере раскрылся в баснях. Творчество Крылова прекрасно охарактеризовал Иван Тургенев, подметив, что «его писания были истинно русскими». «…Можно сказать без всякого преувеличения, что иностранец, основательно изучивший басни Крылова, будет иметь более ясное представление о русском национальном характере, чем если прочитает множество сочинений, трактующих об этом предмете», — писал Тургенев. При жизни Иван Крылов создал и опубликовал несколько сотен басен, собранных в девять сборников. Также на счету автора числится более десятка повестей, комедий и трагедий.

К концу жизни Иван Крылов обрел прекрасную репутацию в литературной среде, а также обзавелся связями в высших кругах. В частности, баснописца высоко почитали в царской семье, а на похоронах Крылова сам Граф Орлов — второй человек в государстве — вызвался нести гроб. Перед смертью Иван Крылов завещал все свое имущество и права на сочинения мужу своей усыновленной дочери Саши, в компании которой писатель проводил последние дни жизни. Умер великий баснописец в возрасте семидесяти пяти лет. Причиной смерти Крылова послужило двухстороннее воспаление легких. Похороны Крылова состоялись на Тихвинском кладбище в Петербурге в присутствии высокопоставленных особ. В память о легендарном таланте во многих городах России установлены величественные монументы.

Памятник Ивану Крылову в Санкт-Петербурге авторства Петра Клодта (1855 г.)

Линия жизни

13 февраля 1769 г. Дата рождения Ивана Андреевича Крылова.
1774 г. Семья Крыловых переезжает в Тверь.
1777 г. Маленький Крылов устраивается подканцеляристом в Калязинский нижний земской суд.
1783 г. Иван Андреевич пишет первую комическую оперу «Кофейница».
1789 г. Крылов выпускает журнал «Почта духов».
1809 г. Опубликована первая книга басен Крылова.
1812 г. Литератор принят на работу в Публичную библиотеку Петербурга.
1823 г. Крылов переживает два инсульта.
1841 г. Писатель выходит на пенсию и поселяется в семье своей удочеренной крестницы Саши.
21 ноября 1844 г. Дата смерти Крылова.
25 ноября 1844 г. Дата похорон Ивана Крылова.

Памятные места

1. Город Москва, где родился и провел детство Иван Андреевич Крылов.
2. Город Тверь, куда переехала семья Крыловых в связи со сменой места работы отца.
3. Город Санкт-Петербург, куда переехала семья Крыловых после смерти отца.
4. Город Рига, куда переехал Иван Крылов, сопровождая князя Голицына.
5. Город Серпухово, где долгое время гостил Иван Андреевич у своего младшего брата Льва.
6. Тихвинское кладбище в Александро-Невской лавре, где похоронен Крылов.
7. Памятник Крылову в Летнем саду, Санкт-Петербург.
8. Памятник Крылову на Патриарших озерах, Москва.
9. Памятник Крылову в Твери.

Эпизоды жизни

Иван Андреевич Крылов был знатным едоком. Всякий раз, когда к столу подавалось новое блюдо, он накладывал себе в тарелку столько еды, сколько могло в нее вместиться. После трапезы Иван Андреевич вставал, молился на образ и произносил: «Много ли надо человеку?». Очевидцы над этой фразой всегда смеялись, зная, сколько нужно Крылову.

Однажды, перечитывая Лафонтена, Иван Андреевич вдруг почувствовал неудержимое желание воспроизвести некоторые из его басен на русском языке для своего народа. Литератор горячо взялся за работу и в скором времени явился с результатами к знаменитому баснописцу Ивану Ивановичу Дмитриеву. Тот, хоть и заприметив в Крылове конкурента, все же высоко оценил его талант: «Это истинный ваш род, наконец вы нашли его».

Завет

«В породе и в чинах высокость хороша,
Но что в ней прибыли, когда низка душа?»

«Как часто говорят в делах: еще успею.
Но надобно признаться в том,
Что это говорят, спросяся не с умом,
А с леностью своею».

Соболезнования

«…Крылов оставил по ceбе так мало сведений, что каждое его слово приобретает интерес для потомства».
Владислав Кеневич, писатель

«… Он способен был побеждать трудности. Напрасно воображают, что легкие стихи его сами текли с пера».
Петр Плетнев, поэт

«Сожаление наше, что эти последние, торжественные, умилительные дни перехода от жизни к смерти совершились неведомо от нас…»
Петр Вяземский, поэт

«Он превзошел всех нам известных баснописцев».
Александр Пушкин, поэт

Ссылки

Биография Ивана Андреевича Крылова в «Википедии»
Сайт, посвященный жизни и творчеству Ивана Крылова
Литературный клуб имени Крылова «ВКонтакте»
Собрание сочинений Ивана Крылова в библиотеке Максима Мошкова
Полное собрание сочинений Крылова на сайте русской виртуальной библиотеки


Где купить или заказать

🍴 Недорогие кафе для поминок
☦️ Гранитные мастерские Москвы и РФ
🌼 Уборка и уход за могилами
💎 Иконы, амулеты, экстрасенсы

главное о жизни и смерти для школьников и студентов

Слушай онлайн, если не любишь читать!

С баснями Крылова многие из нас знакомятся еще в младшем школьном возрасте. Но образы и сюжеты настолько запоминающиеся, что и повзрослев, мы помним истории про попрыгунью-стрекозу и ворону с кусочком сыра. Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с биографией автора известных практически каждому в России басен: писателя, который стал одним из самых просвещенных людей своего времени благодаря самообразованию. 

О да! Это мое любимое занятие )))

20.5%

Читаю иногда, но есть вещи куда интереснее…

44.47%

Фу, не люблю

27.23%

Книги — а что это вообще такое?

7.8%

Проголосовало: 18979

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Содержание

  1. Краткая биография 
  2. Детство 
  3. Эпоха и нравы 
  4. Окружение 
  5. Деятельность и интересы 
  6. Интересные истории из жизни 
  7. Главные произведения 

Краткая биография 

В первую очередь – разберем основные даты жизни и деятельности Ивана Андреевича Крылова:

ГодыСобытия
1769Будущий писатель рождается в Москве.
1777Записан на гражданскую службу в суде. 
1782Умирает отец Крылова, и через некоторое время его семья переезжает в Петербург. Иван Андреевич поступает на службу в Казенную палату канцеляристом и пишет свои первые комические произведения. 
1786-1788Первый период активного творчества Крылова. Он издает несколько комедий и получает известность как среди литераторов, так и среди театралов. 
1791-1801Активная журналистская деятельность. После смерти императрицы Екатерины II Иван Андреевич поступает на службу к князю Голицыну (он выполняет обязанности секретаря и преподавателя для княжеских детей). 
1806Крылов возвращается в Петербург и продолжает писать комедии. 
1809Иван Андреевич издает свою первую книгу с баснями. С этого года он становится активным баснописцем (в этом жанре вышло несколько сотен его произведений). 
1811Крылов становится членом Российской Академии наук.  
1812-1841Работает в императорской Публичной библиотеке, в ходе Отечественной войны 1812 года пишет патриотические басни. 
1842Басни Крылова переводят и издают на немецком языке. 
1844В ноябре Иван Андреевич Крылов умирает в Петербурге. Ранее было распространено мнение, что он скончался из-за заворота кишок (писатель любил покушать), однако официальная версия причины смерти – пневмония. Крылов был уже в почтенном возрасте, поэтому двухстороннее воспаления легких привело к летальному исходу. 

В отличие от многих других выдающихся литераторов своего времени (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Д. И. Фонвизина), Крылов прожил действительно долгую жизнь, полную творческих открытий и признания своих современников. 

Детство 

Свои детские годы Иван Андреевич провел на Урале и в Тверской области. Его отец был военным офицером, не получавшим хорошего жалования. Поэтому И. А. Крыло не смог получить хорошее образование в Москве или Петербурге.  

Детство будущего писателя пришлось на период пугачевских бунтов. Вся семья Крыловых была приговорена восставшими к смертной казни через повешенье, но Иван Андреевич (ему на тот период было всего 4 года) и его мать спаслись, перебираясь из крепости в крепость, когда очередное их временное пристанище попало в окружение.

Детство Крылова сопровождалось постоянной нехваткой продовольствия – семья голодала, а армейский офицер А. П. Крылов не мог хорошо обеспечить жену и сына в тяжелое военное время. Этот период произвел на будущего писателя Ивана Андреевича больше впечатление. Голод, который он пережил в раннем детстве, впоследствии привел к тому, что он не был сдержан в еде и часто переедал – а современники часто над ним подшучивали из-за этого. Также во взрослом возрасте И. А. Крылов имел очень пышные формы. 

А это интересно! 😉

Когда Ивану Андреевичу было 9 лет, его отец скончался. Семья лишилась кормильца, и для них настали еще более тяжелые времена. Крылов не смог получить достойное образование, но ему передалась от отца любовь к чтению. Он унаследовал от него также сундук с книгами. Иван Андреевич много читал и активно занимался самообразованием.

Так, например, он попросил у своих соседей возможности присутствовать на уроках французского, которые преподаватели давали их детям. Будущий писатель жаждал новых знаний и хватался за каждый шанс, который ему предоставляла судьба.  Благодаря своей любви к наукам и чтению Иван Андреевич в юном возрасте получает должность подканцеляриста, а в дальнейшем и поступает на службу в Петербурге, чтобы стараться обеспечить свою семью. 

Эпоха и нравы 

В период взрослой жизни Крылова произошла Отечественная война 1812 года. Он не принимал в ней участие, но в это время творчество Ивана Андреевича приняло явное политическое направление. Так, например, басня «Волк на псарне» содержит патриотические настроения, а особенности внешней политики 1810-ых годов отражены в «Ворона и курица», «Лебедь, Щука и Рак».   

В то же время Крылов критикует особенности внутренней политики Российской Империи. В «Крестьяне и река» он критикует дворянство с его пороками, а в баснях «Волки и овцы» и «Рыбьи пляски» он осуждает самоуправство чиновников и бюрократию. 

Окружение 

Несмотря на свои смелые произведения, Иван Андреевич был уважаемым членом российского общества. Он был членом Императорской российской академии, статским советником и членом Общества любителей российской словесности. В его окружении были люди образованные и имеющие собственный взгляд на политику государства и общественный уклад. Среди них – Александр Сергеевич Пушкин, князь Федор Николаевич Галицын, поэт и переводчик Михаил Евстафьевич Лобанов. 

Можно сказать, что Иван Андреевич получил достойное признание своей личности и творчестве еще при жизни. У него было много друзей и поклонников, которым нравились басни и переводы Крылова. Он, в свою очередь, уважал и ценил их любовь. Так, например, он завещал перед своей смертью, чтобы вместе с приглашениями на похороны каждому из его друзей было отправлено издание с его баснями. Так и произошло: все приглашенные получили по экземпляру с траурной каймой и почтением памяти умершего. Во время самих похорон Граф Алексей Федорович Орлов (известный и уважаемый государственный деятель, один из первых людей в стране) решил сам принять участие в процессии и нести гроб Крылова. 

Деятельность и интересы 

В детстве и юности Крылову приходилось по-настоящему выживать. Он вырос в бедной семье, избежал казни во время пугачевских бунтов, а в 9 лет лишился отца. Крылов пошел на работу в подростковом возрасте, и этот период во многом сказался на его мироощущении и дальнейшей деятельности. 

Так, например, Крылов был очень близок к простому народу – ведь он всегда был небогат. Он посещал различные общественные мероприятия и гуляния, даже принимал участие в уличных боях. В дальнейшем такая простая жизнь вдохновила его на создание басен и комедий, где описывается человек таким, какой он есть. 

Развивающаяся карьера на госслужбе со временем перестала удовлетворять амбициозного Ивана Андреевича. Он добросовестно выполнял свои обязанности, но помимо них стал увлекаться театральной деятельностью и писательством. И хотя его первые пьесы не были встречены восторгом, критики все же одобряли попытки Крылова создавать выдающиеся произведения – и в дальнейшем он действительно добился успеха. 

Интересные истории из жизни 

Иван Андреевичем был многогранным человеком, который черпал вдохновение для своего творчества из собственного опыта и наблюдений. Мы подготовили для вас несколько интересных фактов о жизни великого баснописца: 

  1. Все басни поэта были изданы и получили признание еще при его жизни. Всего их 230 штук и 9 книг. Это является исключительным случаем в литературе того времени – большинство авторов были оценены по достоинству уже после их смерти, так как действовала жесткая цензура. 
  2. Мать Крылова скончалась, когда ему было всего 19 лет. Заботы о младшем брате легли на юного Ивана Андреевича, и он справился с ними очень хорошо. 
  3. Несмотря на то, что Крылов считается самым известным баснописцем, сам он считал, что самая выдающаяся его работа – это составленный им русско-славянский словарь.  
  4. Басни Крылова выходили и на других языках еще при его жизни. Они были изданы в Германии и Франции.
  5. Иван Андреевич упорно трудился в юности, но после получения признания не стеснялся того, что он временами ведет праздный образ жизни, любит полениться и хорошо поесть. Современники не осуждали его за эти качества, а только добродушно подшучивали и считали добродушным чудачеством. И несмотря на то, что Крылов умел наслаждаться жизнью (ведь ему так не хватило этой беззаботности в детстве и юности), он действительно добился больших успехов в литературе. 

Официальной жены и детей у И. А. Крылова не было. Есть предположения, что он сожительствовал со своей кухаркой Феней, и современники даже говорили, что она родила от него внебрачного ребенка. Когда Феня умерла, Крылов за свой счет выучил ее дочь Александру в пансионе. Ее семье Крылов завещал и все свое имущество после смерти. Это подтверждает тот факт, что Александра действительно была дочерью Ивана Андреевича, но признать ее публично он не мог, так как союз с Феней общество бы осудило, а Крылов был уважаемым его членом.  

Главные произведения 

Главными произведениями И. А. Крылова можно назвать его басни. Они написаны в стихотворной форме, без сложных слов и выражений – так, чтобы детям и школьникам было легко понять их мораль. И несмотря на то, что эти произведения рассчитаны на читателей младшего возраста, их нравственные уроки остаются актуальными в течение всей жизни человека. Несколько примеров: 

  1. «Мартышка и очки» — иронический текст, в котором автор говорит о важности образования и просвещения. Мартышка, которая так стремилась улучшить зрение, что набрал себе полдюжины различных очков – это аллюзия также на чиновников и управленцев, которые имеют власть, но не представляют, что с ней делать. И сколько бы не было очков – если не знать, как они работают, то все усилия будут бесполезны. С помощью этой басни Крылов также осуждает государственных деятелей, не имеющих образования – их невежество может навредить целой стране, а скрыть его от общества не получится. 
  2. «Ворона и лисица» — неоднозначная басня, в которой текст и мораль несколько не состыковываются. Дело в том, что стремление личности получать желаемое с помощью лести – не есть хорошо (в тексте эту роль играет лисица). Но, в то же время, это весьма рабочий способ в том случае, если требуется одурачить человека незадачливого (в басне это ворона). Прочитав произведение, можно говорить о том, что находчивость и остроумие может привести к победе над тем, кто готов купиться на лесть и сладкие речи. Примечательно, что в басне поведение лисицы нельзя назвать некрасивым. Ведь она никого не обманывает и не ищет нечестных путей – ворону подставляет именно ее невежество и падкость на угодничество со стороны других. Из-за того, что ее ослепляют льстивые слова лисицы, ворона перестает правильно воспринимать окружающую обстановку – и лишается того, чем дорожила. 
  3. «Стрекоза и муравей» — произведение о том, как нас может погубить недальновидность и стремление к беззаботной жизни. Стрекоза, которая все «лето красное пропела», зимой осталась без дома пищи. А муравей, который упорно трудился, создал себе все условия. Таким образом автор показывает читателю, что именно трудолюбие и упорство могут гарантировать успех, а не праздник жизни – ведь он имеет свойство заканчиваться.  

Помимо басен, Крылов писал и другие произведения, ориентированные на более взрослую аудиторию. Например, в комедийном жанре созданы произведения «Модная лавка», «Урок дочкам» и «Сочинитель в прихожей». Также писатель написал трагедию с элементами шутовства «Трумф, или Подщипа» — в ней он сатирически рассматривает и критикует Павла I вместе с его царским двором. 

Таким образом, Крылова нельзя назвать исключительно детским писателем. Он создавал произведения для людей, где говорил о морали и нравственности – а эти темы актуальны в любом возрасте. Разница была лишь в подаче материала: где-то он писал о важных вещах простыми образами и ситуациями, а где-то использовал элементы сатиры или даже трагедии. Так или иначе, мы можем сказать, что большинство произведений Крылова описывают человеческую добродетель и ее значение для всех нас.  

Василина Ермолаева

Автор экспертных текстов для сайта «Знания!»

Задать вопрос

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

Иван Андреевич Крылов: такайче дай биография, факты да бидийо

😉 Саннунку масу карату! Na gode da zabar Wantan rukunin yanar gizon! Лабарин «Иван Андреевич Крылов: Краткая биография» игра да баббан матакаи чикин раювар Раша публицист, мавай, баснописец, м на сатирический муджаллу.

Иван Андреевич Крылов — марубуцин 236 тацуниёйи, ванда я ƙунши 9 тарин. Ya rubuta tatsuniyoyi да kansa, amma sau da yawa ya yin aikin tatsuniyoyi na La Fontaine (ya aro su daga Aesop). Layuka da yawa daga waɗannan ayyukan sun zama sanannun karin magana da zantuka.

Биография Иван Андреевич Крылов

Ан нан габа баснописец ака хайфе кан Фабраиру 13, 1769 а Москва, а цыкин ияли на джамиин Андрей Прохорович Крылов да матарса Мария Алексеевна. Андрей Прохорович а локацин да м тавайе ягоранчин Емельян Пугачев ши не кяфтин а цикин яицкий сансанин соя.

Lokacin da aka kewaye sansanin soja, Мария Алексеевна da ɗanta mai shekaru hudu tafi Оренбург. Amma bayan ɗan lokaci kaɗan Orenburg ita ma ta sami kanta a cikin wani yanayi na kewaye. Камар ядда А.С. Пушкин а цикин «Тарихин Пугачев», Емельян «я ша алвашин ратайе дукан иялин Крылов», дон хака ан тиласта мусу су ойе.

А Оренбург, юнва та йи мульки, абинчи бай иса ба ко да яра. Hakan ya yi matukar burge yaron kuma ya bayyana a rayuwarsa ta gaba. Дага бая, янайинса ана ия киранса «кивоинская блокада». Ba shi da takura a cikin abincinsa.

Баян я нуна вани арфин хали а цикин муркуше тарзома, Андрей Прохорович бай сами вани кьяутуттука ко мацайи ба. Ya yi ritaya ya koma tare da iyalinsa zuwa Тверь. Нан я йи айки а матсаин шугабан маджистаре, ванан матсайи я каво куэй каан, кума ияли суна райува цикин талаучи. Муту 1778 года.

Илимин канса

Маташияр, вадда ака бари да ‘йа’йа ланана бию, а захири ба су да абин райува, ба за та ия ба су илими ба. Амма яран суна сын карату, кума цикин ияли, кирджин да ке чике да литтаттафай яна да дараджа сосаи.

Maƙwabta masu arziki sun yarda su halarci darussan Faransanci a gidansu tare da yaransu. Дага нан, он же Шигар да Маташин Офишин Маджистаре. Amma duk da haka, akwai isassun kuɗin abinci kawai. A cikin 1783 Мария да ‘я’янта сун тафи Санкт-Петербург, инда Иван я сами айки а матсаин министа а акин гвамнати.

Маташин бай сами илими ба, амма я йи айки тууру да химма кан канса. Yana da shekaru 15, ya rubuta wani gajeren wasan опера «Кофейня». Wannan lokacin, shirya wani gidan wasan kwaikwayo na jama’a babban birnin kasar. Иван я ziyarci может кума я саду да масу fasaha.

Маташин ба я сон гина сана’а айкин гвамнати, сай я йи мурабус. Tun yana ɗan shekara 18, Ivan ya fara rubutu da gaske. Я рубута айюканса дайя баян дайя: ханкали балао’и сан ба да дамар васан кваиквайо. Амма дук ванан ши не каваи фаркон, вато, «рашевар алкалами».

Буга тацуния на фарко ба таре да са ханну ба. Масу карату ба су яба су ба, кума масу сука ба су ярда ба.

А 1789 Крылов буга вани сатирическая жарида. «Почта на рукухохи». Littafin ya tayar da ɓacin rai ga gwamnati kuma uwargidan ta ba da shawarar cewa marubucin ya yi tafiya zuwa Turai na tsawon shekaru 5 a kan kuɗin jama’a.

Личная раюва Иван Крылов

А 22, Крылов, яна цикин Брянск, я ƙaunaci ‘яр фирист май бан шаава Анна. Wannan tunanin na juna ne, amma iyayen Anna sun ƙiwanan auren. Анна та йи бальин цики кума та йи рашин лафия сосай.

Lokacin da iyayen suka yarda, Krylov ya amsa cewa ba shi da hanyar tafiya kuma ya nemi ya kawo yarinyar zuwa babban birnin. Wannan shi ne mafi girman zagi kuma babu sauran maganar aure.

Иван Андреевич бай йи ауре ба. Дук да хака, яна да дангантака да Фенья май дафа абинчи, ванда я хаифи яринья май суна Саша. Lokacin da Fenya ya mutu, ta zauna a gidan Krylov, sa’an nan kuma yi karatu a wani gidan kwana a kan kudi. Крылов я ба та садаки май арфи, кума кафин мутуварса я рубута васийя га миджинта.

Иван Андреевич ya mutu yana da shekaru 75 (Nuwamba 9, 1844) daga ciwon huhu. Ан бинне ши в Санкт-Петербурге и Макабартар Тихвин на Александро-Невской Лавре.

Видео

Кара карантава а цикин ванан бидийо а кан «Иван Андреевич Крылов: Краткая биография»

И.А.Крылов (gajeren биография да библиография)

Смотреть это видео на YouTube бан шаава, да фатан за раба таре да абокан ку шафукан сада зумунта. Дуба Шафин Дон Саббин Лабараи!

«Иваново детство» было жестоко прервано ужасами Второй мировой войны

Андрей Тарковский (1932–1986) давно признан одним из величайших кинематографистов Советского Союза. Научно-фантастический фильм «Солярис » (1972) режиссера с относительно ограниченным выпуском всего семи полнометражных фильмов, возможно, является его самым известным фильмом в западном мире, во многом благодаря тому факту, что Стивен Содерберг снял много фильмов. — раскрученный ремейк с Джорджем Клуни в главной роли в 2002 году.

Новый Blu-ray дебютного полнометражного фильма Тарковского «Иваново детство » (1962) компании «Искусственный глаз» показывает, что его талант режиссера и его отличительные авторские черты были заметны уже в начале его карьеры.

Действие фильма происходит во время Второй мировой войны. В фильме рассказывается трагическая история Ивана (Николай Бурляев), 12-летнего русского мальчика, оказавшегося втянутым в жестокие бои на Восточном фронте. Поскольку его семья была убита нацистами, Иван полон решимости отомстить. С этой целью он служит разведчиком, который слабо связан с тремя российскими военнослужащими, полковником Грязновым (Николай Гринько), капитаном Холиным (Валентин Зубков) и Катасонычем (Степан Крылов), чья деятельность является совершенно секретной. Иван использует свои миниатюрные размеры и юношескую ловкость, чтобы тайно пересечь широкую реку, болота и затопленные леса, чтобы проскользнуть в тыл врага и собрать информацию о немецких войсковых соединениях и тому подобное. Однако нравственность найма ребенка для такой задачи ставится под сомнение, когда молодой армейский офицер старший лейтенант Гальцев (Евгений Жариков) узнает о действиях Ивана.

В странах бывшего Восточного блока, контролируемых коммунистами, производство фильмов финансировалось и контролировалось государственными киностудиями.

Мосфильм Москвы курировал производство и распространение фильмов российского производства, таких как Иваново детство . Как и все другие виды искусства, фильмы, созданные в Восточном блоке, должны были рассказывать истории и выражать идеи, которые поддерживали идеологические взгляды и общее мировоззрение государства, а также подтверждали важную роль, которую простые граждане играли в создании и продолжающемся содержание государства. Этот точечный подход к производству искусства получил название социалистического реализма. Хотя Никита Хрущев допустил элемент либерализации на российской художественной сцене в конце 50-х, многие художники страны продолжали придерживаться основных принципов социалистического реализма вплоть до конца 60-х.

Детство Ивана содержит в себе суть соцреализма. Хотя в нем нет прямых указаний на предпочитаемые государством политические идеологии, в нем рассказывается история граждан России, мужественно готовящихся к борьбе с идеологическим врагом в самых отчаянных обстоятельствах.

Однако персонажи, которых Тарковский использует для рассказа этой истории, и сложные сценарии, в которых они оказываются, наполнены моральной двусмысленностью, что, в свою очередь, делает этот фильм интересным и весьма подрывным.

Иван, по сути, хороший гражданин России, борющийся за спасение государства. Но он борется не по идеологическим причинам; он борется за месть. Он также слишком молод, чтобы заниматься крайне опасной разведывательной работой, в которой он преуспевает.

Грязнов знает об этом и хочет, чтобы Иван ушел с фронта и поступил в военное училище. Холин и Катасоныч немного более прагматичны — они знают, что Иван не должен быть частью их команды, но они также знают, что на карту поставлено будущее государства, и Иван — человек, лучше всех способный снабдить их знаниями, которые обеспечат боевые стратегии российской армии увенчались успехом. Ивана легко убить во время выполнения задания в тылу врага, но если нацисты одержат победу, он и его коллеги все равно погибнут.

Напротив, Гальцев вообще не хочет, чтобы Иван был вовлечен в войну, но его попытки изменить ситуацию терпят неудачу.

Холин в некотором роде экзистенциалист, который с радостью пытается навязать свои чувства молодой женщине-лейтенанту медицинского корпуса Маше (Валентина Малявина). Он делает это, несмотря на то, что замечает, что Маша и Гальцев, похоже, испытывают непризнанные чувства друг к другу, и изо всех сил пытается найти с ней мимолетный момент удовольствия. Напротив, добросовестный Гальцев по-прежнему полон решимости сосредоточиться на работе и переводит Машу в госпиталь далеко от линии фронта. Мотивы его поступка неясны: хочет ли он дать Маше шанс пережить войну, переместив ее из опасной зоны, или он просто рассматривает ее как потенциальное отвлечение, с которым нельзя мириться? В любом случае, трудно определить, лучше ли его решение служит абсолютным потребностям государства в настоящее время.

В то время как присутствие Маши действительно служит удобным приемом, который подчеркивает различные взгляды и взгляды Холина и Гальцева, ее сцены также служат напоминанием о том, что русские женщины тоже сыграли свою роль в войне на Восточном фронте. Однако, поскольку Гальцев ссылается на ее неспособность справиться с ситуацией как на причину ее перевода, ее статус полностью преданной и дееспособной гражданки, возможно, также подвергается сомнению.

В интервью, помещенном здесь в качестве дополнительного материала, актер Евгений Жариков указывает, что «Иваново детство » был запрещен в России — участь, которая постигла любой фильм Восточного блока, который власть имущие могли бы счесть подрывным, — когда Хрущев посетил показ и заявил, что «мы никогда не использовали таких детей на войне».

Действие, описанное в «Иваново детство », происходит в двух различных мирах: снах Ивана и реальном мире Восточного фронта. Тарковский знакомит нас с миром грез Ивана в самой первой сцене фильма. Здесь то, что мы изначально принимаем за представление реальности, становится все более искусственным и дезориентирующим. Нам представлена ​​идеальная сельская местность, где Иван, кажется, находится наедине с природой. Мы слышим пение кукушки, но оно звучит искусственно. Иван видит бабочку, а затем внезапно взлетает в воздух и следует по головокружительной траектории полета насекомого. Он случайно встречает свою любимую мать (Ирина Тарковская) и с энтузиазмом начинает рассказывать ей о кукушке. Но прежде чем он успевает закончить, эту идиллическую сцену прерывает тревожный механический шум, и Иван возвращается к реальности, когда он кричит, зовя свою мать.

Интересно, что возвращение Ивана к реальности не выражается обращением к реализму документального стиля. Кошмарная природа затруднительного положения Ивана — он измучен и пытается вернуться в безопасное место в тыл русских — телеграфируется через множество стилистических украшений: экстремальные ракурсы камеры и множество наклонных снимков, в то время как обычные здания и обломки ничем не примечательной сельскохозяйственной техники выглядят зловеще. силуэты. Кадры ветряной мельницы, в которой прятался Иван, идеально вписались бы в один из стильных снимков Universal 9 Джеймса Уэйла.0057 Франкенштейн фильмов 30-х годов.

Дальнейшие отсылки к стилю немецкого экспрессионизма, оказавшего влияние на режиссеров фильмов ужасов Universal, можно найти в наборе «Детство Ивана» . Ярким примером этого является случай, когда Иван убегает, чтобы не попасть в военное училище. Блуждая по разрушенному бомбами ландшафту, Иван укрывается в руинах дома, а Тарковский использует полукруглое расположение торчащих и зловеще расколотых деревянных балок, чтобы угрожающе создать мальчика. В другом месте более ранний бой отмечен снарядом немецкого истребителя, который первым ударился о землю носом и остается торчащим из земли с поднятым вверх хвостом и расправленными крыльями, как экспрессионистский памятник мертвым.

Тарковский также использует сцену, в которой Иван убегает, чтобы подчеркнуть трагическую, но иногда абсурдную природу войны. Иван встречает старика (Дмитрий Милютенко), чей дом сводится только к печи с дымоходом и косяку входной двери с дверью, которую он до сих пор настаивает на запирании. Контуженный старик занят поиском идеально ровного гвоздя, чтобы повесить любимую картину на стенку дымохода. Он рассеянно вспоминает, что его жена была застрелена нацистом, но затем пытается убрать завалы, окружающие его, поскольку ожидает, что она скоро вернется домой. Когда впоследствии Тарковский начинает освещать действие сцены с более широкой точки зрения, мы видим, что там, где когда-то было процветающее сообщество домохозяйств, теперь остался лишь пейзаж, усеянный печами и дымоходами.

Большинство реальных сцен фильма в той или иной степени заметно стилизованы. Практически каждый кадр в этом фильме был тщательно скомпонован и изысканно освещен, и многие кадры сняты с использованием удивительно плавных движений камеры или неторопливых длинных планов. Освещение кьяроскуро иногда используется с большим эффектом, снова напоминая об аспектах немецкого экспрессионизма. Таким образом, части реального мира Детство Ивана имеют вид, похожий на поэтический реализм. Действительно, можно провести контраст между подходом Тарковского к поэтическому реализму и документальному реализму, когда режиссер включает тревожные исторические документальные кадры о падении Берлина в XIX веке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *