Державин властителям и судиям читать. Властителям и судиям
Державин. Властителям и судиям
Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! видят – и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
Ода Державина «Властителям и судиям» (см.
Когда теперь Державин появлялся при дворе, вельможи сторонились и попросту «бегали» от него. Поэт немедленно написал объяснительную записку – «Анекдот», в которой «ясно доказал», что автор псалма «царь Давид не был якобинцем», и разослал ее наиболее влиятельным при дворе лицам.
После этого все «как рукой сняло: все обошлись с ним так, как ничего не бывало». Несмотря на это, разрешения на издание своих сочинений Державин не получил, а рукопись была отдана князю Зубову, у которого и находилась до самой смерти Екатерины II. В издании 1798 г. ода была вычеркнута цензурой, и в окончательной редакции она под заглавием «Властителям и судиям» появилась только в I томе издания 1808 г.Возможно, что непосредственным внешним толчком к написанию оды послужил следующий случай, описанный самим поэтом: «В 1779 г. был перестроен под смотрением его [Державина] Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная… лепными барельефами…, между прочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тот барельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; то когда изготовлена была та зала и генерал-прокурор князь Вяземский осматривал оную, то, увидев обнаженную Истину, сказал экзекутору: «Вели ее, брат, несколько прикрыть». И подлинно, с тех пор стали отчасу более прикрывать правду в правительстве».
Г.Р. Державин. «Властителям и судиям»
История создания
С 1786 по 1788 годы Державин служит губернатором в Тамбовской губернии. Как и на другой службе, здесь он проявлял активную деятельность, пытался многое изменить в существующих порядках края. Но вскоре понимает, что местным вельможам его преобразования мешают, а идеалы просвещения, долга и справедливости вызывают открытую неприязнь чиновников. Он видит, как на высоких государственных должностях нарушается закон, а нарушители не получают никакого наказания. Он пытается навести порядок, но не находит единомышленников. Именно в это время, в 1787 году, и была им написана гражданская ода «Властителям и судиям».
За основу этого произведения Державин взял написанное ранее стихотворение на библейскую тему, которое называлось «Псалом 81».
Псалом – это библейская песня, обращенная к богу . Автором таких песен считается ветхозаветный царь Давид.
Державин переложил древнее произведение на современный язык, наполнил обличительным содержанием и дал стихотворению новое название: «Властителям и судиям».
Основные темы и идеи стихотворения
Опираясь на библейский текст, автор говорит о современной жизни Российского государства. В его родной стране происходит безнаказанное нарушение законов, слабые угнетаются, неправда и зло торжествуют, а искать справедливости негде. Остается уповать только на бога, лишь он сможет навести порядок в стране. А если Господь спросит у правителей, как они вершат установленные им законы?
Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рёк, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: охранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! Видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Поэт гневно обличает «неправедных и злых». Автор напоминает им, что люди, наделенные властью, остаются все-таки людьми, а не всемогущими богами. Поэтому им следует помнить о высшей каре, о том, как они легко нарушали закон справедливости, установленный самим богом. В этом и заключается основная идея стихотворения.
И вы подобно так падете.
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Конечно, это произведение было воспринято как революционная прокламация. Ведь в последнем четверостишии поэт призывает к суду над несправедливой властью.
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
Художественное своеобразие стихотворения
С одной стороны, это произведение можно отнести к духовным одам , т.к. в основе его лежит библейский текст. Лексика и образы стихотворения, действительно, напоминают псалом, например, используются такие слова: во сонме; не внемлют; покрыты мздою очеса; их молению внемли.
С другой стороны, это стихотворение направлено на то, чтобы пробудить сознание читателя, вызвать стремление к исправлению пороков, оно является своеобразным предупреждением, наставлением «властителей».
Каково же значение этой оды? Конечно, Державин не был революционером, он был монархистом, и своим стихотворением не собирался вызвать мятеж в обществе. Но отсутствие справедливости в стране его очень возмущало. В дальнейшем подобная тема зазвучит в творчестве Пушкина, Лермонтова и других поэтов.
Державин в данной оде выступает как новатор: он соединяет старославянскую лексику с общеупотребительными словами, говорит о власти с точки зрения общечеловеческих, нравственных идеалов.
Поэт не воспевает правителя, как это должно быть в оде классицизма, а разоблачает пороки царей и вельмож.Стихотворение «Властителям и судиям» поэт Державин написал в 1780 году. Он в это время работал чиновником военного ведомства в провинции и часто сталкивался с несправедливостью по отношению к простым людям. Это произведение — крик отчаявшегося человека, сердце которого болит от сострадания к угнетаемым, слабым, бесправным. И при этом автор не видит никакого выхода из этого положения, кроме суда Всевышнего Бога.
Следует отметить, что Державин с большим почтением относился к царской семье, считая, что все беды происходят не от правителя, а от тех, кто наделен властью судить и определять судьбы простых людей.
Именно им автор посвящает гневные строки от имени самого Бога. Он перечисляет их обязанности — вершить справедливый суд, защищать невинных, наказывать виноватых. Но «земные боги» не делают этого. Они творят злодейства, глаза их закрыты с помощью взяток, а совершаемые ими беззакония сотрясают землю и доходят до небес.
Во второй части стихотворения поэт напоминает всем нечестивым, что богатые так же смертны, как и бедные, что и они в свое время умрут. Тогда им предстоит Божий суд, однако люди не думают об этом и продолжают делать злые дела. И сам автор не видит выхода из этой ситуации, она кажется ему совершенно безнадежной. По мнению Державина только Господь способен установить справедливость в России, обычным людям с этим не справиться. И поэт призывает Бога прийти, покарать всех виновных и править на всей земле.
Стихотворение носит обличительный характер, сам автор назвал его «гневной одой». Гавриил Державин был одним из первых поэтов, кто не побоялся открыто осудить беззакония и злоупотребления властей. В 1780 году стихотворение не было напечатано, так как цензура не пропустила его. Лишь спустя 8 лет произведение все же увидело свет, и едва не стало причиной опалы поэта. Ода вызвала недовольство и гнев тех, кому она посвящена. В те времена не было принято осуждать власть имущих, это была первая попытка, но ее поддержали поэты следующего столетия, посвятив этой теме свои лучшие произведения.
Анализ стихотворения Властителям и судиям Державина
Оду «Властителям и судьям» Гавриил Державин написал в 1787 году. Будучи государственным деятелем, писал смог на себе прочувствовать всю несправедливость и злость того общества. Самостоятельная борьба Державина с нарушениями закона и пресечением преступной деятельности высших слоёв общества не принесла никаких плодов. Тогда поэт решился на написание оды по тематике псалома 81.
Вся его суть заключалась в обращении к Богу, путём праведных песнопений.
Первое творение поэта по этой тематике так и не вышло в издательство из-за редакторов, которые не допустили выпуска псалома Державина. Издательство «Санкт-Петербургского вестника» считало оду слишком пафосной и гневной.
Тем не менее, Гавриил Державин добился издательства своего переработанного стиха спустя пять лет. Изменив название на «Властителям и судьям», новое творение поэта выходит в издательство.
Свои мысли и чувства писатель находит в библейских сказаниях, которые и превозносит в стихотворение в переработанной форме. Несправедливость, злость, человеческие пороки, угнетение слабых, гнев, власть и нарушение законов — всё эти темы вбирает в себя ода «Властителям и судьям».
Гневной тирадой рассыпается Державин на несоблюдение этих законов в реальной жизни. В этих строчках стихотворения раскрывается вся несправедливость по отношению к слабым и их угнетение.
Но по словам писателя, неизбежно наказание властителям за несправедливость и пренебрежение своими обязанностями:
И вы подобно так падете.
Как с древ увядший лист падет!
Этот отрывок стихотворения буквально пропитан гневом Державина, по отношению к людям стоящим у власти, которые закрывают глаза на все нарушения законов и поощряют их.
В последних строчках оды, писатель проявляет свою веру в справедливость и светлое будущее, исходя из которой, можно сказать, что добро обязательно победит зло и несправедливость.
Главная тема, которую поднимает в своем стихотворении «Властителям и судьям» Гавриил Державин остаётся значимой и по наши дни. «Лукавые» правители, чьи поступки наполнены злостью, несправедливостью и пороками во все времена остаются одной из главных проблем общества. Но по словам писателя, обязательно настанет день, когда справедливость восторжествует и победит зло.
Анализ стихотворения Властителям и судиям по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Ахматовой Муза
Блестящий лирик и философ, поэтесса Анна Ахматова в стихотворении «Муза» устраивает «допрос» лирической героине от имени Музы.
- Анализ стихотворения Листопад Бунина
Основной темой произведения является пейзажная лирика, представленная в стихотворении в описании осеннего природного пейзажа в сочетании с авторскими философскими размышлениями о жизненном человеческом смысле.
- Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние
Написанное в первый год двадцатого века это мистическое стихотворение начинается эпиграфом Фета. Риторический вопрос, на который всё-таки пытается ответить Блок: «Дождёшься ли?» Мечты. Герой на берегу, волны у ног холодные – не переплыть
- Анализ стихотворения Блока Незнакомка
Стихотворение «Незнакомка», было написано великим русским поэтом – Александром Блоком в 1906 году. Это было одно из лучших его творческих произведений. Стихотворение было обусловлено личной трагедией поэта
- Анализ стихотворения Мужичок с ноготок Некрасова
Творчество великого русского писателя Н. А. Некрасова – это сочетание тем и вопросов, которые остаются актуальными во все времена. Это проникновение невзгод и нищеты в мир детства
«Властителям и судиям» Гавриил Державин
Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.Ваш долг: спасать от бед невинных.
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
Анализ стихотворения Державина «Властителям и судиям»
Со второй половины 18 века русская поэзия перестала быть салонным и кулуарным явлением, постепенно оказывая на жизнь общества все больше и больше влияния. Красивые стихи, написанные «высоким штилем», уступили место обличительным произведениям, на которых впоследствии выросло не одно поколение бунтарей и революционеров. Одним из первых русских поэтов, который не побоялся публично обличить тех, кто злоупотребляет своей властью, стал Гавриил Державин. Именно ему принадлежит стихотворение «Властителям и судьям», написанное в 1780 году.
К этому моменту автор оставил военную карьеру и успешно осваивал должность статского советника. Параллельно с достижениями на общественном и политическом поприще Державин начал публиковать свои первые стихи, которые принести ему широкую известность сперва в салонах, а позже и во дворце императрицы. На волне заигрывания с французскими республиканцами императрица Екатерина-II поощряла смелые высказывания и среди своих подданных. Именно по этой причине она достаточно благосклонно отнеслась к стихотворению Державина, в котором присутствуют достаточно смелые и резкие высказывания в адрес власть имущих.
Тех, кто вершит человеческие судьбы, поэт называет богами на земле и моделирует ситуацию, когда они сами предстанут перед высшим, божественным судом. Державин не причисляет себя к высшему существу, однако отваживается говорить от имени Всевышнего, указывая своим соотечественникам на недопустимость тех поступков, которые он совершают. «Доколе, рек, доколь вам будет щадить неправедных и злых?», — вопрошает поэт.
В первой части стихотворения автор повествует о том, чем именно заключается долг тех, кто находится у власти. Эти люди, по мнению Державина, должны «сохранять законы», помогать вдовам и сиротам, «спасать от бед невинных» и защищать слабых перед сильными. Кроме этого, поэт озвучивает мысль, что необходимо «исторгнуть бедных из оков», то есть, по сути, отменить крепостное право. Такое высказывание даже во времена правления Екатерины-II считалось проявлением вольнодумства, однако императрица, благоволившая Державину, закрыла на подобную дерзость глаза.
Вторая часть стихотворения носит обличительный характер. Автор отмечает, что люди не внемлют доводам рассудка и давно уже живут не по божьим заповедям, а по мирским законам. «Злодействы землю потрясают, неправда зыблет небеса», — с горечью констатирует поэт. Обращаясь к русским царям, Державин признается, что считал их божьими наместниками на земле. Однако автор убежден, что «и вы подобно так падете, как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, как ваш последний раб умрет!». В финале поэт призывает Всевышнего спуститься на грешную землю, чтобы вершить суд над людьми. «Приди, суди, карай лукавых, и будь един царем земли!», — восклицает Державин, справедливо полагая, что без вмешательства высших сил навести порядок на Руси не представляется возможным даже самому мудрому и справедливому правителю из числа простых смертных.
Тема оды властителям и судьям. Анализ стихотворения «Властителям и судиям» Державина
Г.Р. Державин. «Властителям и судиям»
История создания
С 1786 по 1788 годы Державин служит губернатором в Тамбовской губернии. Как и на другой службе, здесь он проявлял активную деятельность, пытался многое изменить в существующих порядках края. Но вскоре понимает, что местным вельможам его преобразования мешают, а идеалы просвещения, долга и справедливости вызывают открытую неприязнь чиновников. Он видит, как на высоких государственных должностях нарушается закон, а нарушители не получают никакого наказания. Он пытается навести порядок, но не находит единомышленников. Именно в это время, в 1787 году, и была им написана гражданская ода «Властителям и судиям».
За основу этого произведения Державин взял написанное ранее стихотворение на библейскую тему, которое называлось «Псалом 81».
Псалом – это библейская песня, обращенная к богу . Автором таких песен считается ветхозаветный царь Давид.
Державин переложил древнее произведение на современный язык, наполнил обличительным содержанием и дал стихотворению новое название: «Властителям и судиям».
Основные темы и идеи стихотворения
Опираясь на библейский текст, автор говорит о современной жизни Российского государства. В его родной стране происходит безнаказанное нарушение законов, слабые угнетаются, неправда и зло торжествуют, а искать справедливости негде. Остается уповать только на бога, лишь он сможет навести порядок в стране. А если Господь спросит у правителей, как они вершат установленные им законы?
Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рёк, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: охранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! Видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Поэт гневно обличает «неправедных и злых». Автор напоминает им, что люди, наделенные властью, остаются все-таки людьми, а не всемогущими богами. Поэтому им следует помнить о высшей каре, о том, как они легко нарушали закон справедливости, установленный самим богом. В этом и заключается основная идея стихотворения.
И вы подобно так падете.
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Конечно, это произведение было воспринято как революционная прокламация. Ведь в последнем четверостишии поэт призывает к суду над несправедливой властью.
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
Художественное своеобразие стихотворения
С одной стороны, это произведение можно отнести к духовным одам , т.к. в основе его лежит библейский текст. Лексика и образы стихотворения, действительно, напоминают псалом, например, используются такие слова: во сонме; не внемлют; покрыты мздою очеса; их молению внемли. Автор включает риторические восклицания, вопросы, обращения: «доколь вам будет щадить неправедных и злых?»; «Цари! Я мнил, вы боги властны…»; «Воскресни Боже! Боже правый!» Благодаря таким приемам создается ораторское звучание, убеждающее читателей в правоте поэта.
С другой стороны, это стихотворение направлено на то, чтобы пробудить сознание читателя, вызвать стремление к исправлению пороков, оно является своеобразным предупреждением, наставлением «властителей».
Каково же значение этой оды? Конечно, Державин не был революционером, он был монархистом, и своим стихотворением не собирался вызвать мятеж в обществе. Но отсутствие справедливости в стране его очень возмущало. В дальнейшем подобная тема зазвучит в творчестве Пушкина, Лермонтова и других поэтов.
Державин в данной оде выступает как новатор: он соединяет старославянскую лексику с общеупотребительными словами, говорит о власти с точки зрения общечеловеческих, нравственных идеалов. Поэт не воспевает правителя, как это должно быть в оде классицизма, а разоблачает пороки царей и вельмож.
Всегда стремится быть в гуще событий, касающихся судьбы страны и народа. Многие поэты посвящают стихи родине, восхваляют или попрекают власть, высказывают свое мнение о каких-либо событиях. В конце XVIII — начале XIX века власть в России совершенно перестала понимать народ, и такое отношение к людям не могло не отразиться на творчестве многих поэтов. Любимец императрицы Екатерины II также не мог оставаться в стороне. Поэт отличался горячим и справедливым характером, поэтому его возмущало творящееся вокруг беззаконие.
Вызов самодержавию и беззаконию
Анализ «Властителям и судиям» показывает, насколько необычным для того времени было спорить с властью, показывать свое неповиновение. С первых строк произведения становится понятно, что дальше так жить невозможно, даже Бог не в силах смотреть на земных правителей. Автор считает, что цари должны помогать вдовам, сиротам и другим несчастным, но они лишь слышат и защищают сильных. Родина сотрясается от злодейств, но государственные чиновники этого не видят.
Анализ «Властителям и судиям» говорит о том, что Гавриил Романович хотел раскрыть все пороки власти. Для русского народа монархия, безучастная к жизни простых людей, является настоящей трагедией. Цари ни своими поступками, ни жизнью не похожи на богов. В конце стихотворения поэт разуверился в том, что все можно исправить, образумив монархов, ведь понятия чести и совести не знакомы властителям и судиям. показывает: поэт убежден в том, что Россию способен спасти только божий суд.
Художественное своеобразие стиха
Анализ «Властителям и судиям» позволяет понять, каким новатором был Гавриил Державин. В его время большинство лириков писали поэтические произведения для определенных слоев общества. Простым людям возвышенные и пафосные речи были не понятны, поэтому Гавриил Романович решил немного упростить язык и добавить в свои стихи доступную пониманию большинства людей. Произведение «Властителям и судиям» сам автор называл гневной одой. За основу он взял библейский текст — Псалом 81-й.
Торжественный стиль поэт создал с помощью обращений, вопросов, обилия славянизмов. Анализ «Властителям и судиям» показывает, что автору удалось добиться ораторского звучания. В своей оде поэт выразил горечь от порочности современного мира, он пытался пробудить у читателя не только гнев, но и стремление к очищению и изменению жизни к лучшему.
Значение стихотворения «Властителям и судиям»
Державин (анализ показывает, что автор не вкладывал в свое произведение революционного порыва) по своим убеждениям был монархистом и очень хорошо относился к императрице Екатерине II. Даже при написании оды «Властителям и судиям» он не выступал против правительницы, поскольку был убежден в ее добродетельности. В царящем в стране беззаконии виноваты чиновники, окружающие императрицу — именно об этом ее хотел предупредить Гавриил Романович. Несмотря на это, многие восприняли стихотворение как призыв к смене власти. Продолжение тенденция нашла в творчестве Пушкина, Лермонтова и других поэтов XIX века.
Праведный гнев обладает сокрушительной силой по своей природе. Ведь он несёт в себе ветер справедливости. А если он еще и подкреплён мистической мощью поэзии, его порыв ничто не может остановить. Стихотворение Гавриила Державина «Властителям и судиям» показывает читателю пример именно такого праведного гнева.
Дело в том, что стих написан в то время, когда автор работал в провинции военным чиновником. Он увидел там, насколько сильно высшему обществу нет дела к людям простым, которые удерживают страну на своих сильных плечах. Державин пытался как-то исправить ситуацию, он хлопотал к высшим чинам государства о беспределе, но слышал в ответ только насмешки. Гнев нужно куда-то выплеснуть, и поэт нашёл выход в стихах.
Произведение начинается с практически библейского обращение к земным владыкам судеб, сильным этого мира. Но Державин в первой же строчке выходит на уровень, он называет их «земными богами», чтобы обозначить всю ту власть над простым русским человеком, которая им доступна. Важный момент в том, что из биографии писателя мы знаем, что считал царскую семью образцом морали и праведности, а все беды в России были из-за их окружения, которое постоянно доносило ложь в их уши. Именно поэтому он задаётся вопросом, доколе «земные боги» будут щадить зло.
Вообще, вся первая часть стихотворения является программной, автор перечисляет обязанности, которые несёт за собою верховная власть. Это помощь бедным, слабым и невинным. Казалось бы, очевидная вещь, но не видят ёё те, к кому обращается Державин. Главная мысль проста до бесконечности: власть всегда сопровождается огромной ответственностью.
«Цари! Я мнил, вы боги властны».
Здесь он выразит мысль, к которой, очевидно, шёл очень долгое время. Несмотря на всю ту силу, которой они обладают, пусть даже в их руках будет весь мир, но они тоже люди. Они из крови и плоти. Цари тоже будут стоять перед Богом на суде, и судить их будут по тем же законам, что и деревенских мужиков или городских блудниц. И одному Всевышнему известно, кто получит от Него большее снисхождение. Он подводит итог под этой мыслью очень мощной строчкой:
«И вы подобно так умрете
Как ваш последний раб умрет!».
Рано или поздно земная жизнь завершиться и придётся отвечать за свои грехи, свою власть и ёё использование.
В финале стихотворения отчаявшийся Державин обращается к самому Богу:
«Воскресни, боже! боже правых!».
Он приходит к мысли, что нормальная жизнь никогда не наступит в этом грешном мире, пока сам Иисус не воскреснет вновь, не заменит и не объединит все престолы мира под единой властью Царства Божьего. Это идея показывает, насколько трагичным по своей сути этот стих является. Оно отображает весь дух времени, смутного века, тёмного и трудного, где никто не видит выхода из тьмы.
Обличительная ода “Властителям и судиям” является одним из самых важных произведений в творчестве Державина, который в экспрессивной и эмоциональной манере привлекает внимание общества к проблеме продажности чиновников. Можно использовать краткий анализ “Властителям и судиям” по плану на уроке литературы в 9 классе и для того, чтобы школьники поняли не только смысл стихотворения, но и обстановку в России 18 века.
Краткий анализ
История создания – Гавриил Романович написал свое произведение в 1870 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени – “Санкт-Петербургском Вестнике”.
Композиция – стихотворение представляет собой цельный рассказ, не разделяющийся на определенные части, тема развивается последовательно.
Тема стихотворения – необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чем Державин пытается убедить людей, облеченных властью.
Жанр – ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени – практически революционная.
Стихотворный размер – ямб с использованием перекрестной рифмы.
Эпитеты – “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги” .
Сравнения – “как с древ увядший лист падет”, “вы умрете, как ваш последний раб умрет” .
История создания
Стихотворение является больным переводом одного из псалмов, который Державин дополнил собственным возмущением по поводу власть придержащих. Написано оно было в 1870 году и, после больших усилий со стороны поэта, все же опубликовано – в газете “Санкт-Петербургский Вестник”.
Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.
Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И, несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.
Тема
Тема этого обличительного произведения – произвол чиновников и других государственных мужей, которые пользуются своей властью во вред как народу, так и государству. Они властолюбивы, алчны, подлы и неспособны ни понять простого человека, ни помочь ему. Поэт обращается к властителям, убеждая их жить по совести, и к судиям (имея в виду конкретно императрицу), призывая их свершить справедливый суд и покарать владык, которые так сильно зазнались. Однако в конце поэт высказывает мысль, что по-настоящему справедливо править людьми может только Бог.
Композиция
Она соответствует композиции первоисточника, то есть 81-го псалма царя Давида, вольным переводом которого и является.
На протяжении всего стиха поэт развивает одну и ту же мысль и продажности власть придержащих и необходимости перемен. Так, в начале он высказывает свои взгляды на справедливое общественное устройство, когда те, кто находится у власти, защищают тех, кому это необходимо. Далее он указывает на то, что на самом деле ничего подобного не происходит, все просто пекутся о своих интересах.
И в конце он, во-первых, утверждает мысль о том, что подобное нарушение законов человечности не может остаться безнаказанным, во-вторых, взывает к Богу как к высшей инстанции.
Жанр
Определить жанр этого произведения несложно – это ода. Но ода гневная – так ее назвал сам автор. Также в нем есть элементы духовной оды, поскольку за основу взят библейский текст. Ода написана ямбом, в ней используется перекрестная рифма.
Выразительные средства
Художественное своеобразие державинского произведения выражается не только в смешении поджанров, но и в том, какие средства выразительности он использует для того, чтобы донести свою мысль. Так, в нем присутствуют привычные способы:
- Эпитеты – “последний раб” , “увядший лист” , “земные боги” .
- Сравнения – “как с древ увядший лист падет” , “вы умрете, как ваш последний раб умрет” .
Однако они выступают в качестве вспомогательных средств. Основными являются славянизмы, с помощью которых поэт делает свое стихотворение более торжественным, и риторические восклицания. Они играют очень важную роль в ткани произведения, придавая ему сходство с ораторской речью. Таким способом Державин привлекает внимание читателей.
правителей и судей Гаврила Державина. Анализ стихотворения «Правители и судьи» Державина Г.Р.
Г.Р. Державин. Правителям и судьям
История создания
С 1786 по 1788 год Державин занимал должность губернатора Тамбовской губернии. Как и в другой службе, здесь он действовал активно, стараясь многое изменить в существующих порядках региона. Но вскоре он понимает, что его преобразованиям мешают местные дворяне, а идеалы воспитания, долга и справедливости вызывают открытую неприязнь чиновников. Он видит, как на высоких государственных должностях нарушается закон, а нарушители не получают никакого наказания. Он пытается навести порядок, но не находит единомышленников. Именно в это время, в 1787 году, он написал гражданскую оду «Правителям и судьям».
За основу этого произведения Державин взял стихотворение на библейскую тему, написанное ранее, под названием Псалом 81.
Псалом — это библейская песня, обращенная к богу . Автором таких песен считается ветхозаветный царь Давид.
Державин перевел древнее произведение на современный язык, наполнил его обличительным содержанием и дал поэме новое название: «Правители и судьи».
Ключевые темы и идеи стихотворения
На основе библейского текста автор рассказывает о современной жизни Российского государства. В его родной стране попирают безнаказанность, притесняют слабых, торжествуют беззаконие и зло, и негде искать справедливости. Остается только уповать на Бога, только он может навести порядок в стране. И если Господь спросит правителей, как они исполняют установленные Им законы?
Всевышний Бог Воскрес, Судия
Земные боги в своем воинстве;
Как долго, Рёк, как долго ты будешь
Пощадить несправедливых и злых?
Ваш долг: защищать законы,
Не смотри в лица сильных,
Без помощи, без защиты
Не оставлять сирот и вдов.
Ваш долг: спасти невинных от бед,
Крышка ложи несчастья;
От сильных защищать бессильных,
Сбросить бедных с оков.
Не обращайте внимания! Видят — и не знают!
Покрывается буксиром:
Зверства сотрясают землю
Ложные небеса.
Поэт гневно обличает «неправедных и злых». Автор напоминает им, что люди, наделенные властью, остаются все же людьми, а не всемогущими богами. Поэтому они должны помнить о высшей каре, о том, как легко они нарушили закон справедливости, установленный самим Богом. В этом основная мысль стихотворения.
И ты упадешь вот так.
Как увядший лист упадет с дерева!
И тебе нравится так умирать
Как умрет твой последний раб!
Безусловно, эта работа была воспринята как революционное воззвание. Ведь в последнем четверостишии поэт призывает к суду над несправедливой властью.
Воскреси Бога! Боже!
И внемли их молитве:
Приди, суди, накажи лукавого
И будь королем земли!
Оригинальность стихотворения
С одной стороны, это произведение можно отнести к духовным одам потому что оно основано на библейском тексте. Лексика и образы стихотворения действительно напоминают псалом, например, используются следующие слова: в сонме; не обращай внимания; буксируется мной; услышь их молитву. Автор включает риторических восклицания, вопроса, обращения: «Доколе будешь щадить неправедных и злых?»; «Короли! Я вообразил, вы, боги, сильны…»; «Воскресите Боже! Боже Боже!» Благодаря таким приемам создается ораторское звучание, убеждающее читателей в правоте поэта.
С другой стороны, это стихотворение направлено на пробуждение сознания читателя, вызывает желание исправить пороки, оно является своего рода предостережением, наставлением «правителей».
В чем смысл этой оды? Конечно, Державин не был революционером, он был монархистом, и его стихотворение не собиралось вызывать бунт в обществе. Но отсутствие справедливости в стране сильно возмутило его. В будущем подобная тема прозвучит в произведениях Пушкина, Лермонтова и других поэтов.
Державин выступает в этой оде как новатор: он сочетает старославянскую лексику с общеупотребительными словами, говорит о власти с точки зрения общечеловеческих, нравственных идеалов. Поэт не прославляет правителя, как положено в оде классицизму, а обличает пороки королей и вельмож.
История создания. Необычайно смелый, решительный и независимый характер Державина проявлялся во всем, в том числе и в его поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений едва не стало причиной изгнания и позора. Это была ода Правителям и Судьям, написанная в 1787 году, которую автор назвал «огневой одой».
Служение на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедило Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушались законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не увенчалась успехом: он не нашел поддержки ни в обществе, ни во власти. Нарушители закона благополучно избежали заслуженного наказания. Но в то же время поэт свято верил, что сама Екатерина — добродетельный монарх, окруженный злыми сановниками. Обида и гнев требовали выхода. И тогда поэт решил написать переложение 81-го псалма — так в древности называли библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор – ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета – Псалтирь.
Тема этого псалма соответствовала духу времени. Неслучайно именно этот 81-й псалом во время Французской революции в Париже был перефразирован якобинцами, и народ распевал его на улицах, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.
Первый вариант своего переложения 81-го псалма Державин сделал за несколько лет до его публикации. Он передал стихотворение в «Санкт-Петербургский вестник». Но издатели, испугавшись, «вырезали ее из уже изданной книги журнала. В новой версии, написанной пятью годами позже, поэт даже усилил показательный пафос стихотворения. Ему удалось ее опубликовать. Более того, он убрал прежнее название — «Псалом 81» — и напечатал произведение под своим названием «Правители и судьи».
Ключевые темы и идеи. Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с жизнью Российского государства в связи с современным ему поэтом. Именно здесь он видит нарушение справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество несправедливости и зла, аналогию которым он находит в ветхозаветной истории:
Доколе, реки, как долго ли ты будешь
щадить несправедливых и злых?
Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других;
Твой долг: защищать законы,
Не смотреть в лица сильных,
Без помощи, без защиты Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасти невинных от бед; Не повезло дать прикрытие;
От сильных защищать бессильных,
Изгонять бедных из оков.
Но в реальной жизни он видит отклонение от этого высшего закона тех, кто у власти, кто просто и в первую очередь должен следить за соблюдением законов:
Не внимать! Видят — и не знают!
Покрытые пакли:
Злодеяния сотрясают землю
Ложные небеса.
Вот почему голос поэта-обвинителя «несправедливого и злого» звучит так гневно. Он утверждает неотвратимость наказания для тех «лукавых» правителей, которые не повинуются высшему закону правды и справедливости, — вот главная мысль и главная мысль оды Державинского:
И ты упадешь вот так.
Как упадет с дерева увядший лист!
И тебе нравится так умирать
Как умрет твой последний раб!
Неудивительно, что ода «Правителям и судьям» была воспринята не только придворной средой, но даже императрицей, обычно благосклонно настроенной к Державину, как революционное воззвание. Ведь речь идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неизбежно ждет гнев Божий и падение. Поэт стремится предупредить об этом императрицу, в силу которой он продолжал верить. В противном случае такие «правители и судьи», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно будут заменены теми, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:
Воскреси Бога! Боже!
И внемли их молитве:
Приди суди, накажи лукавого
И будь единым царем земным!
Художественное своеобразие. Поэт-новатор, Державин смело идет на разрушение уже привычных для своего времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему. В конце жизни Державин, подводя итог своему творчеству, пишет «Объяснения к произведениям Державина», содержащие своего рода самокомментарии к произведениям, и заканчивает произведение «Рассуждением о лирике, или об оде», где он излагает свою теорию литературы и историю мировой поэзии, объясняет свой творческий метод и стиль. Именно здесь он подробно говорит о тех жанровых разновидностях од, которые появляются в его творчестве начиная с Фелицы. Если это произведение поэт относит к смешанной оде, то стихотворение «Правители и судьи» автор называет гневной одой. Если следовать традиции, то ее пришлось бы отнести к жанру духовной оды, хорошо развитому к тому времени в русской литературе, ибо в основе ее лежит библейский текст. К тому же в державинской оде лексика и многие образы действительно напоминают библейскую поэзию: в их сонме; буксируется мной; Вслушайтесь в их молитвы и т. п. Торжественный стиль оды создается не только благодаря обилию славянизма, но и с помощью особых синтаксических средств: риторических восклицаний, вопросов, призывов: «Доколе пощадишь неправедных и зло?»; «Короли! Я вообразил, вы, боги, сильны…»; «Воскресите Бога! Боже Боже!» Кроме того, поэт использует прием анафоры и синтаксических повторов: «Ваш долг: блюсти законы…», «Ваш долг: от бед невинных спасать…»; «Не внимайте! Видят – и не знают!»
Все это придает поэме красноречие, помогающее автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей. Ведь перед нами не столько духовное, сколько, пользуясь определением автора, «гневная» ода, то есть такая, которая призвана выразить горечь автора, видящего порочность своей современной жизни. , и отразить разоблачающий пафос стихотворения, которое должно пробуждать в читателях не только гнев, но и стремление к очищению и исправлению пороков.
Стоимость работы. Мы знаем, что сам Державин не вкладывал революционного смысла в свое творчество, он был монархистом по своим политическим убеждениям, и столь ярко и эмоционально выраженный протест против «неправедных и злых» воспринимался многими как политическое воззвание. Автор «Фелицы», восхваляющий «добродетели» императрицы и искренне верящий в ее мудрость и справедливость, предстал в оде «Властителям и судьям» в совершенно новом обличье: он стал гневным обличителем пороков правителей исправивший право и нравственность и тем самым раскрывший ее в русской литературе, является одним из важнейших ее направлений. В дальнейшем она получила блестящее развитие в произведениях Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но современному для нас читателю этот труд может быть тоже близок и понятен: ведь пороки неправедного правительства, его стремление действовать в своих, а не общественных, государственных интересах, нарушая законы и справедливость, к сожалению , остаются актуальными и сегодня.
Державин. Правителям и судьям
Всевышний Бог Воскресший, Судья
Земные боги в их воинстве;
Доколе, реки, доколе вы будете
Пощадите несправедливых и злых?
Твой долг: соблюдать законы,
Не смотреть в лица сильных,
Без помощи, без защиты
Не оставлять сирот и вдов.
Ваш долг: спасать невинных от бед,
Прикрытие ложи несчастных;
От сильных защищать бессильных,
Чтобы сбросить бедных с оков.
Не обращай внимания! видят — и не знают!
Покрыты буксиром:
Зверства сотрясают землю
Ложные небеса.
Короли! Я вообразил, что вы, боги, сильны
Никто вас не судит
Но вы, как и я, страстны,
И так же смертны, как и я.
И ты упадешь так
Как упадет с дерева увядший лист!
И тебе нравится так умирать
Как умрет твой последний раб!
Воскреси Бога! Боже!
И внемли их молитве:
Приди суди, накажи лукавого,
И будь единым царем земли!
Ода Державина «Правители и судьи» (см. ее краткое содержание и анализ) выдержала три издания. Первое не удовлетворило поэта. Вторая ода была издана в Петербурге. Вестник», однако выпуск журнала, открывшийся одой, был приостановлен, лист, на котором раньше была ода, перепечатан. Настоящая ода дошла до читателя лишь в 1787 году, когда она была в окончательном издании опубликована в журнале «Зеркало света» под заголовком «Ода». Извлечено из Псалма 81». В 179 г.5, пытаясь испросить разрешения на издание своего собрания сочинений, Державин подарил Екатерине II рукописный список первой части, в которую вошла и эта ода. Однако то, что в 1787 г. осталось незамеченным, в 1795 г., после Французской революции, казни короля Людовика XVI и т. д., произвело впечатление разрыва бомбы. Потом прошел слух, что 81-й псалом был использован якобинскими революционерами против короля.
Когда Державин теперь явился ко двору, дворяне сторонились и просто «бежали» от него. Поэт тут же написал объяснительную записку — «Анекдот», в которой «наглядно доказал», что автор псалма «Царь Давид не был якобинцем», и разослал ее наиболее влиятельным лицам при дворе. После этого все «совершенно исчезло: все относились к нему как ни в чем не бывало». Несмотря на это, Державин не получил разрешения на издание своих произведений, а рукопись была отдана князю Зубову, у которого она находилась до самой смерти Екатерины II. В 179В 8-м издании ода была вычеркнута цензурой, и в окончательном варианте она появилась под заглавием «Правители и судьи» только в первом томе издания 1808 года.
Возможно, что прямым внешним толчком к написанию оды послужило следующее происшествие, описанное самим поэтом: «В 1779 году Сенат был перестроен под присмотром его [Державина], и зал общего собрания был особенно украшенные… лепными рельефами… между прочим фигуры были изображены скульптором Рашетом Голая Правда, и был тот барельеф к лицу присутствовавших за столом сенаторов; потом когда тот зал был сделан и генерал-прокурор князь Вяземский осмотрел его, то, увидев нагую Правду, сказал душеприказчику: «Повели ее, брат, прикрыть немного». И действительно, с тех пор в правительстве стали время от времени скрывать правду.
Поэт Державин написал поэму «Правители и судьи» в 1780 году. В то время он работал военным чиновником в губернии и часто сталкивался с несправедливостью по отношению к простым людям. Это произведение — крик отчаявшегося человека, сердце которого болит от сострадания к угнетенному, слабому, бессильному. И пока автор не видит никакого выхода из этой ситуации, кроме суда Всевышнего Бога.
Надо отметить, что Державин с большим уважением относился к царской семье, считая, что все беды исходят не от правителя, а от тех, кто уполномочен судить и определять судьбы простых людей.
Именно им автор посвящает гневные строки от лица самого Бога. Он перечисляет их обязанности — вершить справедливый суд, защищать невиновных, наказывать виновных. Но «земные боги» этого не делают. Они совершают злодеяния, их глаза закрыты взятками, а совершаемые ими беззакония сотрясают землю и достигают небес.
Во второй части стихотворения поэт напоминает всем нечестивым, что богатые так же смертны, как и бедные, что они умрут в свое время. Тогда на них будет Божий суд, но люди не думают об этом и продолжают творить злые дела. И сам автор не видит выхода из этой ситуации, она кажется ему совершенно безнадежной. По мнению Державина, только Господь способен установить в России справедливость, простые люди с этим не справляются. И поэт призывает Бога прийти, наказать всех виновных и владычествовать над всей землей.
Стихотворение обличительное, сам автор назвал его «злой одой». Гавриил Державин был одним из первых поэтов, не побоявшихся открыто осудить беззаконие и злоупотребление властью. В 1780 году стихотворение не было напечатано, так как его не пропустила цензура. Только через 8 лет произведение все-таки увидело свет, и едва не стало причиной опалы поэта. Ода вызывала недовольство и гнев тех, кому она посвящена. В те времена не принято было осуждать власть имущих, это была первая попытка, но ее поддержали поэты следующего века, посвятившие этой теме свои лучшие произведения.
Анализ поэмы «Властителям и судьям Державина»
Гавриил Державин написал оду «Властителям и судьям» в 1787 году. Будучи государственным деятелем, он смог прочувствовать на себе всю несправедливость и гнев того общества. Самостоятельная борьба Державина с нарушениями закона и подавлением преступной деятельности верхами общества не принесла никаких плодов. Тогда поэт решил написать оду на тему 81-го псалма.
Вся его суть была в обращении к Богу, через праведные песнопения.
Первое произведение поэта на эту тему так и не попало в издательство из-за редакторов, не позволивших выпустить псалом Державина. Издательство «Санкт-Петербургские ведомости» посчитало оду слишком пафосной и гневной.
Однако Гавриилу Державину удалось опубликовать свой переработанный стих спустя пять лет. Сменив название на «Правители и судьи», новое творение поэта поступает в издательство.
Писатель находит свои мысли и чувства в библейских сказках, которые он превозносит в поэму в переработанном виде. Несправедливость, гнев, человеческие пороки, угнетение слабых, гнев, власть и нарушение законов – все эти темы объединены в оду «Правителям и судьям».
Державин рассыпается в гневной тираде о несоблюдении этих законов в реальной жизни. В этих строках поэмы раскрывается вся несправедливость по отношению к слабым и их угнетение.
Но, по мнению писателя, правители неминуемо будут наказаны за несправедливость и пренебрежение своими обязанностями:
И ты так падешь.
Как упадет с дерева увядший лист!
Этот отрывок стихотворения буквально пропитан гневом Державина к власть имущим, которые закрывают глаза на все нарушения законов и поощряют их.
В последних строках оды писатель показывает свою веру в справедливость и светлое будущее, исходя из чего, можно сказать, что добро обязательно победит зло и несправедливость.
Основная тема, которую Гавриил Державин поднимает в стихотворении «Властителям и судьям», остается значимой и по сей день. «Хитрые» правители, действия которых наполнены гневом, несправедливостью и пороками, во все времена остаются одной из главных проблем общества. Но, по мысли писателя, обязательно наступит день, когда справедливость восторжествует и зло восторжествует.
Анализ стихотворения Господам и судьям по плану
Вам может быть интересно
- Анализ стихотворения Ахматовой Муза
Гениальный лирик и философ, поэтесса Анна Ахматова в стихотворении «Муза» устраивает «допрос лирической героини от лица Музы.
- Анализ стихотворения Листопада Бунина
Основной темой произведения является пейзажная лирика, представленная в стихотворении в описании осеннего природного пейзажа в сочетании с философскими размышлениями автора о жизненном человеческом чувстве.
- Анализ поэмы Сумеречной глыбы, весенние сумерки
Написанная в первый год ХХ века, эта мистическая поэма начинается эпиграфом Фета. Риторический вопрос, на который Блок до сих пор пытается ответить: «Будешь ждать?» Мечты. Герой на берегу, волны у ног холодные — не плыви
- Незнакомец Блок Анализ стихотворения
Стихотворение «Незнакомец» было написано великим русским поэтом Александром Блоком в 1906 году. Это было одно из лучших его творческих произведений. Стихотворение было связано с личной трагедией поэта
- Анализ стихотворения Человечек с ноготком Некрасов
Произведение великого русского писателя Н. А. Некрасова представляет собой совокупность тем и вопросов, остающихся актуальными во все времена. Это проникновение невзгод и бедности в мир детства.
«Для правителей и судей» Гавриил Державин
Всевышний Бог Воскрес, Судья
Земные боги в своем воинстве;
Доколе, реки, доколе вам будет
Пощадить несправедливых и злых?Долг твой: соблюдать законы,
Не смотреть в лица сильных,
Без помощи, без защиты
Не оставлять сирот и вдов.Ваш долг: спасти невинных от бед.
Крышка ложи несчастья;
От сильного защищать бессильных,
Из оков бедных сбрасывать.Не обращай внимания! видят — и не знают!
Прикрыто буксиром:
Зверства сотрясают землю
Фальшивые небеса.короля! Я вообразил, что вы, боги, сильны
Никто вас не судит
Но вы, как и я, страстны,
И так же смертны, как и я.И ты упадешь так
Как увядший лист упадет с дерева!
И тебе нравится так умирать
Как умрет твой последний раб!Воскресите Бога! Боже!
И внемли их молитве:
Приди суди, накажи лукавого,
И будь единым царем земли!
Анализ стихотворения Державина «Властителям и судьям»
Со второй половины XVIII века русская поэзия перестала быть салонным и закулисным явлением, постепенно оказывая все большее влияние на общество. Красивые стихи, написанные в «высоком штиле», сменились обличительными произведениями, на которых впоследствии выросло не одно поколение бунтарей и революционеров. Одним из первых русских поэтов, не побоявшихся публично обличать тех, кто злоупотребляет своей властью, был Гавриил Державин. Именно ему принадлежит поэма «Правители и судьи», написанная в 1780 г.
В этот момент автор оставил военную карьеру и успешно освоил должность статского советника. Наряду с достижениями на общественной и политической аренах, Державин начал публиковать свои первые стихи, которые принесли ему известность сначала в салонах, а затем во дворце императрицы. После заигрываний с французскими республиканцами императрица Екатерина II поощряла смелые заявления среди своих подданных. Именно по этой причине она довольно благосклонно отнеслась к стихотворению Державина, в котором есть достаточно смелые и резкие высказывания в адрес власть имущих.
Тех, кто решает человеческие судьбы, поэт называет богами на земле и моделирует ситуацию, когда они сами предстанут перед высшим, божественным судом. Державин не считает себя высшим существом, однако осмеливается говорить от имени Всевышнего, указывая соотечественникам на недопустимость тех поступков, которые он совершает. «Доколе, реки, доколе будут щадить вас неправедные и злые?» — спрашивает поэт.
В первой части поэмы автор рассказывает, в чем именно состоит обязанность власть имущих. По мнению Державина, эти люди должны «хранить законы», помогать вдовам и сиротам, «спасать невинных от бед» и защищать слабых перед сильными. Кроме того, поэт озвучивает мысль о том, что необходимо «изгнать бедноту из оков», то есть, по сути, отменить крепостное право. Такое заявление еще при Екатерине II считалось проявлением вольнодумства, но благоволившая Державину императрица закрывала глаза на такую дерзость.
Вторая часть стихотворения носит обличительный характер. Автор отмечает, что люди не внимают доводам разума и уже давно живут не по Божьим заповедям, а по мирским законам. «Зверства сотрясают землю, неправда заметает небо», — с горечью отмечает поэт. Обращаясь к русским царям, Державин признается, что считал их божьими наместниками на земле. Однако автор убежден, что «и вы так же упадете, как упадет с дерева увядший лист!» И ты умрешь столько же, сколько умрет твой последний раб! В финале поэт призывает Всевышнего спуститься на грешную землю, чтобы судить людей. «Приди, суди, накажи лукавых и будь единым царем земным!» — восклицает Державин, справедливо полагая, что без вмешательства высших сил не удалось бы навести порядок в России даже самому мудрому и справедливому правителю из числа простых смертных.
Библия: Сводка и анализ судей Ветхого Завета
Резюме
После смерти Иисуса Навина племена Израиля продолжают свое завоевание южных областей Ханаана, но они не могут тщательно очистить землю от ее коренных жителей. Бог провозглашает что эти оставшиеся люди будут препятствием для наслаждения Израиля земли обетованной. Проходят поколения, и молодые израильтяне отвернуться от Бога, породниться с хананеями и поклоняться местные божества. Бог угрожает покинуть Израиль из-за непослушание юноши, но избирает ряд судей, или правители, чтобы действовать как временные лидеры для людей.
На протяжении всей жизни этих судей рассказчик рассказывает нас, Израиль ведет себя последовательно: народ Израиль впал в беду, Бог посылает вождя, чтобы спасти их, и однажды судья умирает, люди совершают еще большее зло. Когда израильтяне продолжающееся поклонение ханаанским богам приводит к вторжению народ Моава, Бог посылает Израилю левшу по имени Эхуд быть его избавителем. Эхуд посещает моавитского царя и предлагает передать королю секретное послание от Бога. Когда король увольняет своих слуг, Эхуд обнажает привязанный к правому бедру меч и вонзает его в тучного короля, убивая его. Эхуд убегает и ведет израильтянам в восстановлении контроля над долиной реки Иордан.
Пророк по имени Девора становится новым судьей Израиля после того, как Израиль вернется ко злу и подвергнется вторжению могучей армии из север. Давая советы племенам Израиля под большим деревом, она призывает за восстание, и вместе с божьей помощью израильтяне разгромить 900 царских колесниц, отправив Ханаанский полководец Сисара отступает. Когда Сисара ищет убежища в шатре местной женщины хозяйка Иаиль заманивает Сисару спать и убивает его, вбивая ему в череп гвоздь. Дебора рассказывает победа в длинной песне, восхваляющей Бога как воина и себя как «мать в Израиле» (5:7).
Бог поручает скромному человеку Гедеону спасти Израиль от его следующих захватчиков, мадианитян, которые обедняют и рассеивают люди. Гедеон разрушил жертвенник своего отца богу Ваалу, и израильтяне толпами откликаются на его призыв к битве. Бог требует меньше людей для битвы, и в качестве испытания Гедеон ведет мужчин к река, чтобы пить. Тех, кто складывает руки, чтобы пить, отправляют домой, и остальные триста человек, которые лакают воду своими языки избраны для Божьей армии. Шпионить за вражескими войсками в Ночью Гедеон подслушивает, как мадианитянский солдат рассказывает своему другу о сон, в котором маленькая буханка хлеба смогла сбить с ног большая мадианитянская палатка. Подруга толкует сон как знак что мадианитяне будут побеждены Израилем. Гедеон и его немногие люди окружают лагеря, и — со звуком труб и разбитых кувшинов — израильтяне испускают такой громкий боевой клич, что мадианитяне поворачиваются и убивают каждого Другой. Израиль пытается сделать Гедеона своим царем, но Гедеон отказывается. провозглашая, что один Бог является правителем Израиля.
Широко распространенное поклонение богу Ваалу поражает Израиль, а сын Гедеона Авимелех служит жестокому трехлетнему правлению как царь Израиля. Его тираническое правление заканчивается, когда женщина бросает мельничный жернов на голову Авимелеха. Под давлением филистимлян с востока и аммонитяне с запада, Израиль отворачивается от своего идолопоклонства и Бог избирает нового судью, Иеффая, сына блудницы, бросить вызов аммонитянам. Иеффай обещает Богу, что если он победоносный, он принесет в жертву Богу первое, что придет из своего дома в тот день, когда он вернется из боя. После разрушительного аммонитян, Иеффай возвращается домой, чтобы увидеть, как появляется его дочь из его дома, танцуя, чтобы поприветствовать его. Иеффай оплакивает свое обещание, но его дочь побуждает его оставаться верным Богу, и Иеффай убивает девственницу.
Филистимляне продолжают угнетать Израиль, и ангел Бога является бездетной израильской паре, обещая им сын, который станет следующим избавителем Израиля. Пара поднимает свои сын, Самсон, как назорей — человек, который символизирует его преданность Богу, никогда не стригая волосы. Бог благословляет Самсона исключительным способности, и однажды Самсон голыми руками убивает льва. Вопреки настоянию родителей Самсон выбирает женщину-филистимлянку. быть его женой. Во время свадебной церемонии он ставит филистимлян в тупик. загадкой, ответ на которую они узнают только тогда, когда Самсон жена раскрывает им ответ. Самсон сгорает от гнева и идет домой без жены, но когда он возвращается, чтобы забрать ее, филистимляне отдал ее другому мужчине. Самсон ловит триста лисиц и привязывает факелы к каждому из их хвостов, устанавливая урожай филистимлян пылающий. Когда филистимляне преследуют Самсона, израильтяне его к своим врагам, связанным по запястьям. Силой Божьей, Самсон разрывает свои путы и использует челюсть осла, чтобы убить тысяч филистимлян.
Снова Самсон влюбляется в филистимлянку женщина, Делайла. Чиновники-филистимляне уговаривают Далилу открыть секрет силы Самсона. Трижды Далила спрашивает Самсона источник его силы, и Самсон каждый раз лжет ей, обманывая чиновники в их попытках усмирить его. Через некоторое время Самсон говорит ей правду, сообщая ей, что его длинные волосы — источник его силы. Пока Самсон спит, Далила подстригает ему волосы. и предупреждает чиновников, которые ловят его и выкалывают ему глаза. В тюрьме у Самсона снова начинают расти волосы, и во время филистимлянина религиозный праздник, слепого Самсона выводят развлекать толпы. Самсон просит своего слугу провести его к столбам арены, и, взывая к Богу, Самсон сбивает столбы храма, убив филистимских правителей.
Без судьи Израиль становится еще более коррумпированным. Один днем к мужчине и его наложнице пристают, когда они проводят ночь в израильском колене Вениамина. Когда банда бенджамитских мужчин требуют секса с мужчиной, вместо этого он предлагает им свою наложницу, и мужчины неоднократно насилуют ее всю ночь, пока она не умирает. Разъяренный, мужчина приводит наложницу домой и разрезает ее на двенадцать частей, отправив по кусочку каждому из двенадцати колен Израилевых в качестве символа коррумпированности Израиля. Остальной Израиль объединяется в оппозиции колену Вениамина, и, с Божьей помощью, объединенным племенам убить более 25 000 вениамитов. Израиль скорбит о своем потерянном колене и помогает оставшимся вениамитянам заселить свою землю.
Анализ
Библеисты обычно группируют книги Иисуса Навина и судьи вместе, отмечая, насколько хорошо эти две работы дополняют друг друга. Другой. С одной стороны, Джошуа стремится рассказать хронологическую история еврейского завоевания Ханаана, но отчет и само завоевание кажется слишком совершенным, чтобы быть точным. Напротив, судьи представляет собой сборник мифов о ранних годах израильского урегулирование. Хотя истории действительно фантастичны, они предполагают постепенное и разрозненное занятие земли обетованной, т. вероятно, более соответствует истории, чем Книга Иисуса Навина. Пока Джошуа дает методическое описание различных сражений и объяснение распределения земли, судьи раскрывают истории что рассказывали израильские завоеватели, постепенно захватывая власть.
Эти индивидуальные рассказы израильских судей — мифы в истинном смысле этого слова — не потому, что они ложны, а потому, что они важны для ранней еврейской культуры. Центральная тема эти мифы есть героическая борьба, главным образом маргинализированных или угнетенных люди. Израильтяне в Книге Судей — чужаки в земли, которые они недавно завоевали, и на них давят со всех сторон. на стороне могущественных режимов. Судьи Израиля проявляют добродетели этого маргинального статуса. Иеффай — сын проститутки. Рассказчик старается отметить, что Эхуд левша, и это эта характеристика позволяет Эхуду обнажить меч и убить моавитский царь врасплох. Даже важнее, чем Девора, поскольку женский герой — Джаэль, которая использует притворство женской теплоты привлечь в свой шатер великого полководца, утешить его прежде, чем она убивает его.
Миф о Самсоне может быть более подходящим описанием как эпос, потому что это относительно длинная история о развитие одного необыкновенного героя, который, можно сказать, является метафорой самого древнего Израиля. Самсон олицетворяет некоторые интересная двойственность — грубая природа против цивилизованной культуры, сила против слабости, еврей против филистимлянина. В чем уникальность этого истории и для Судей в целом заключается в том, что, в отличие от более ранних книг, борьба между этими противоборствующими силами не служит развитию ирония или обратное. Для Самсона линия между этими различиями размыто. Самсон, определяемый скорее своей принадлежностью к назорейству, перемещенный человек, скитающийся взад и вперед между своим домом и филистимлянином, влюбляется в филистимлян, но терроризирует филистимлян, и в конечном итоге страдая от предательства израильтян в ответ. Это только когда Самсон разрушает храм, крича: «Позвольте мне умереть с филистимлянами!» что Израиль спасен через служение Самсона (16:30). Эпопея Самсона показывает, что борьба Израиля — и его спасение — состоит меньше очищать землю от чужеземных влияний, чем бороться с этими влияниями, оставаясь при этом верным Богу.
Истории в «Судьях» наполнены крайним насилием. Это насилие может заставить нас задаться вопросом, как Бог может быть добрым, если большая часть колена Вениамина убита, чтобы совершить религиозное точки, или если Иеффай должен сдержать свое обещание Богу, убив его дочь. Один из ответов заключается в том, что обильное насилие в Израиле не из-за Божьего гнева, а из-за нечестия Израиля. Израиль беспорядочно поклоняется другим богам и настаивает на возвращении ко злу, несмотря на Божье помощь. Другой, более тонкий ответ заключается в том, что смерть в книге Судей не всегда абсолютное зло, но временами прекрасное. сказки в книге Судей начинают развивать понятие жертвоприношения — идею что смерть одного человека может иметь значение для другого человека, т.