Державин признание краткое содержание – Державин «Признание» краткое содержание

Содержание

Державин «Признание» краткое содержание

Многие писатели в своем творчестве когда-нибудь да и подводили некие итоги своей жизни. Это сделал и Г.Р. Державин в своем стихотворении Признание. Там писатель предстает честным, прямым и искренним человеком. Ниже представляем краткое содержание произведения для читательского дневника.

Краткое содержание стихотворения

В стихотворении Державина Признание лирическим героем выступает сам автор, который пишет о своей жизни, раскрывается перед читателем и смело говорит о том, чего достиг в литературном мире.

Автор уже с первых строк говорит, что никогда святошей не был, никогда не притворялся и не строил из себя философа. Для него было важно чистосердечье, а его гением были ум и сердце человека.

За свою профессиональную деятельность он не раз блистал восторгом, но не собой он блистал, а как пишет Державин, блистал богом, его и воспевал в своих работах, как воспевал и царей, которыми восхищался писатель. Их он считал добродетелями и приравнивал к божеству. Признается Державин и в том, как не раз венцы сплетал вождям, но при этом не закрывал глаза на проблемы, а смело мог брякнуть правду вслух без всякого пристрастия.

В конце своего признания Державин признается в том, как поддавался женскому очарованию, ослеплялся роскошью устраиваемых раутов, о чем и писал в своих стихотворениях. Да, на такие пустяки грешно тратить свой талант, признается поэт, но в то же время он говорит, что он же такой человек, как все, а значит и у него могут быть слабости. Поэтому в конце писатель и восклицает, призывая мудреца бросить камень ему на гроб, если тот не будет человеком.

Послушать стихотворение Державина

Державин «Признание» краткое содержание

А какую оценку поставите вы?

sochinyshka.ru

Гавриил Романович Державин. Краткое содержание стихотворений

“Признание”

В этом стихотворении ярко проявилось художественное от­крытие поэта. До Державина поэты следовали теории “трёх шти­лей” Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении “низких” и “высо­ких” слов, открывая дорогу развитию реалистического языка. Державин ставит рядом слова “важным саном” и “надуваться”, “вельможам властным” и “правду брякнуть вслух”.

В целом стихотворение лишено тяжеловесности, читается легко и понятно.

В “Признании” отразились черты характера

Державина: прямота, искренность, честность. Ниже приведённые строки могли стать девизом поэта:

…Ум и сердце человечье Были гением моим.

“На птичку”

Стихотворение “На птичку” написано в 1792 или 1793 году. Его можно воспринимать как иносказание: свободного человека насиль­но заставляют петь, проявлять свою индивидуальность, но свобод­ный человек не может быть искренним и вдохновенным в неволе.

“Река времён в своём стремленьи…”

Это философское произведение — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи

заставляют заду­маться над тем, что останется от деяний человека после его смерти.

“Властителям и судиям”

Пафос стихотворений “Властителям и судиям” в сожалении о том, что власть имущие не обладают необходимыми достоинст­вами для процветания своих подданных, а стремятся к благам, подвержены тяжёлым порокам и страстям.

Автор выступает против таких пороков, как пресыщенность (усталость от удовольствий), предвзятость, взяточничество, без­различие к судьбе народа.

“Памятник”

Пафос “Памятника” в том, что творчество, поэзия долговеч­нее самых прочных, казалось бы, предметов — металлов и выше самого высокого — пирамид. Только чело музы венчает подлин­ная “заря бессмертия”.

В стихотворении всего два восклицательных знака — при ут­верждении “Так!” и при обращении к музе. Это говорит о том, что поэт не молит, не просит о бессмертии, но твёрдо и спокойно уверен в том, что поэтическое слово нетленно.

Глоссарий:

  • анализ стихотворения державина признание
  • анализ стихотворения признание державина
  • державин признание анализ
  • анализ стихотворения признание державин
  • державин признание краткое содержание

.

ege-essay.ru

Анализ стихотворения Державина Признание 7, 9 класс

В данном стихотворении автор полностью оценил и пересмотрел весь свой творческий путь, да и жизнь в целом. Стихотворение написано простым русским языком с привлечением эпитетов и сравнений.

Поэт не восхваляет себя, а чистосердечно рассказывает о своей жизни и о творчестве. В стихотворении он говорит, что не считал себя никогда философом или гением.

А просто жил как все и старался всегда выбирать правильный путь, который ему подсказывало сердце и разум. Он любил общество и правителей и если восхвалял их в своих произведениях, то только потому, что считал правильными и полезными их действия.

В стихотворении автор рассказывает и о своем честном характере. О том, что всегда был прям и открыто говорил, что думает как обо всех гражданах общества, так и о власти.

В окружающих его людях он всегда ценил чистоту помыслов и пытливый ум. Свое творчество автор не считает только личной заслугой, а верит, что этим талантом его наделил Бог.

Когда в своих произведениях он писал, что-то негативное о власти, то выступал от народа в целом. Для того чтобы правители смогли увидеть недостатки своего правления.

А когда восхвалял власть в своих произведениях, то хотел чтобы об их добрых делах знали все. И записи об этом остались следующим поколениям.

Тут же Державин откровенно и признается в том, что он такой же человек как все и бывало, подвергался человеческим слабостям, как и все люди. Он очень любил женский пол и посвятил женщинам много лирических стихотворений.

Державин пишет о белой и черной полосе в жизни, что нужно все преграды уметь преодолевать. Данное стихотворение получилось очень искренним и душевным трудом автора.

В своих стихотворениях автор применял реалистичные выражения, благодаря чему открыл новую эпоху в литературе. «Признание» написано писателем в возрасте 65 лет, и является автобиографией.

Это самое душевное и откровенное произведение поэта, в нем он изложил все, что думал о своем творческом пути и о жизни в целом. И самое главное все изложил честно и искренне без прикрас и преувеличений.

Не пряча свои грехи и простые человеческие слабости, изложил весь смысл своей жизни откровенно как на одном духу. Отсюда и появилось у стихотворения название « Признание».

Потому что именно это стихотворение и есть признанием автора и рассказом обо всех своих взлетах и падениях. И не только перед самим собой, но и перед всем миром.

Он как бы подводит итог своей жизни и итог всего своего творческого пути и участия в политической деятельности. В итоге стихотворение является откровением автора, а в широком понимании, произведением о смысле жизни.

Вариант 2

Данное произведение представляет собой своего рода подведение поэтом итогов своей жизни. В стихотворении Державин постарался дать самому себе и окружающим оценку своей жизни с нравственных позиций.

Поэт делает упор на своей искренности и несклонности к лицемерию. Он утверждает, что старался говорить правду, в том числе и стоящим выше него. Державин также выражал свое отвращение к дешевым эффектам, нежелание надевать личину важного человека или мудреца.

Поэт не говорит прямо, но косвенно дает понять, что его любовь к высказыванию правды не всегда вело к успеху. Он подчеркивает, что думал, стремился понравится своей искренностью, что само свидетельствует о том, что его попытки были безуспешными в ряде случаев.

Автор стихотворения утверждает, что главной целью для него было не делание карьеры, но служение искусству своим поэтическим даром, восхваляя то, что достойно высокой оценки. Именно этому он уделил много внимания, оставив сильных мира сего, с которыми он действительно часто соприкасался в качестве фона, своей жизни.

Упоминание Бога в контексте своего творчества призвано подчеркнуть, что Державин ориентировался на вечные ценности, служение высшему. Он не остановился на религиозной тематике, помянув ее вскользь, показывая тем самым, что служил все же неким абстрактным идеалам правды и справедливости.

В конце стихотворения Державин показал, что он все же не склонен рисовать себя в роли идеального героя, лишенного недостатков. Он признается, что не только служил истине, говоря правду в лицо, но и отдал дано увлечению любовной лирикой.

Однако поэт не пожелал  заходить в своей самокритике слишком далеко. Свои слабости он считает достойными снисхождения, призывая не судить слишком строго его за ошибки, а бросить камень лишь если читатель сам считает себя лишенным обычных человеческих недостатков.

Автор стихотворения использовал художественные выразительные средства, чтобы придать яркости своему произведению. Он сочетал слова, относящиеся к «высокому стилю» и разговорной речи, а также метафоры, олицетворения и эпитеты, что, несомненно, сделало стихотворение более эмоционально насыщенным.

Сочинение 3

Произведение, относящееся к философской лирике поэта, представляет собой подведение результатов творческой жизни автора в виде определенного и откровенного самоанализа.  

Повествование в произведении ведется от имени лирического героя в лице самого поэта, который, используя простую, незамысловатую форму монолога, оглядываясь на прожитую жизнь, оценивает свою нравственную позицию и поэтическое творчество в целом.

Структурная композиция стихотворения, являющаяся отличительной особенностью среди произведений поэта, состоит из тридцати двух строк, соединенных одной строфой, условно разделенных на три основные части, выражающих, соответственно, позицию духовного осмысления действительности, сознания в качестве отражения полученного опыта, а также мировоззрения в форме стимула для продолжения поэтической работы.

В качестве стихотворного размера произведения поэтом выбирается двустопный хорей в сочетании с рифмовкой, выполненной смежным способом, создающих определенный звуковой ритм и отображающих поэтическое настроение в виде двойственной противоречивой атмосферы спокойного размышления и эклектичности произведения.

Среди средств художественной выразительности в стихотворении используются разнообразные метафоры, олицетворения, сравнения и эпитеты, образующие между собой взаимосвязанную каркасную систему.

Своеобразным отличием стихотворения является применение автором словоформ в виде высоких и низких стилей (вельможа, правду брякнуть) с включением в них словесных повторов, частых местоимений, глаголов прошедшего времени и существительных имен, придающих реалистичность содержательному изложению без использования приукрашенных выражений.

Стихотворение имеет экспрессивное настроение и выражает откровенные признания лирического героя о смысле его общественной и творческой деятельности, размышления о совершенных ошибках и объяснения мотивов осуществленных действий.

Используя художественный прием в форме доверительной беседы с читателем, поэт анализирует систему собственных жизненных ценностей, признавая ее правильность и справедливость, но предполагает, что не является при этом идеальным, безгрешным человеком, поскольку подвержен людским слабостям. Однако результатом проведенного анализа собственной жизни поэту представляется преданность и верность в служении отчизне.

Анализ стихотворения Признание Державина

Данное стихотворение написано в форме признания. В нём только одна строфа, но состоит она из тридцати двух строк.

Начинается с заявления, мол, не умел автор притворяться. Далее идёт раскрытие этого утверждения. То есть поэт и не строил из себя важную фигуру (используется иронично глагол «надуваться»), и не принимал философский (и даже святой)  вид, который так часто бывает у поэтов. 

Перечислив то, что не делалось им, автор поясняет, как поступал. Он предпочитал чистосердечье (сейчас устаревший вариант слова). И он признаётся, что думал, будто своим чистым сердцем, честностью будет нравиться окружающим. Самыми главными достоинствами настоящего человека он считал сердце и ум.

Да, Державин, а это стихотворения явно биографически-философское, некоторых воспевал. Но тогда не он восхвалял, а через Поэта – сам Создатель. Со струн его подразумеваемой арфы метафорически летел огонь.

Часто те, кого он воспевал, были владыками. Но цари всё же должны обладать нерядовыми добродетелями.  Державину казались они равными богам. И это не просто сравнение, ведь в былые времена считалось, что царь – проводник воли божьей.

Подчеркивается, что венцы поэт сплетал им не просто так, а за победы. Здесь опять обращение к Древнему Миру, где победителю вручали лавровый венок. Своими одами Державин хотел бы передать их прекрасные души их детям, то есть наследниками престола. 

А вот вельможам Державин не стеснялся говорить правду, хотя опять используется глагол с ироничным оттенком «брякнуть». Обличая, считал себя другом не только Отчизне, но и завравшимся вельможам.

Поэт признаётся тут, что был обольщен красотой светских дам, воспевал их. Ошибался, в общем, был простым человеком. И в последней строчке призывает поэт бросить в него камень, если читатель бесчеловечен.

7 класс, 9 класс

Анализ стихотворения Признание по плану

Признание

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 класс

    Стихотворение Лебедушка похоже на балладу или сказку. Здесь птицы — главные герои: лебедь, орел… В них тоже сказочные мотивы, ведь лебедушка символизирует в народном сознании девушку

  • Анализ стихотворения Опять незримые усилья Фета

    Точность фетовского слова порой удивляет и мастерство этого поэта легко увидеть, если постараться самостоятельно описать природу, какой-либо пейзаж. Многословность и корявость в большинстве описаний

  • Анализ стихотворения Баратынского Элегия

    Элегия – это такой жанр, который содержится в стихотворении, и где присутствует эмоциональный эффект на фоне философского раздумья о сложившихся жизненных проблемах. Именно в таком стиле Евгений Баратынский и написал стихотворение

  • Анализ стихотворений Бунина

    Про стихи Бунина (сочинения и анализ)

  • Анализ стихотворения Багаж Маршака

    Произведение является одним из самых знаменитых стихотворений поэта, предназначенное не только для маленьких слушателей, но и для взрослой читательской аудитории, поскольку

sochinite.ru

Анализ стихотворения «Признание» Державина | Инфошкола

25 Февраль 2018       админ      Главная страница » Анализ стихов и прозы      Просмотров:   487

В. Г. Белинский написал: «Державин — это полное выражение, живая летопись, торжественный гимн, пламенный дифирамб века Екатерины, с его лирическим одушевлением, с его гордостью настоящим и надеждами на будущее, его просвещением и невежеством, его эпикуреизмом и жаждою великих дел, его пиршественною праздностью и неистощимою практическою деятельностью ».

Оставаясь поэтом-классицистом, Державин тем не менее совершил, по выражению литературоведа Ю. Н. Тынянова, «революцию» в словесном искусстве: он упростил оду, приблизил ее язык и ритм к общедоступной, понятной всем лирике. Державин блестяще развил начинания своих предшественников в поэзии, обращаясь, например, в лирических посланиях к явлениям малым, но близким и знакомым всем. Например, шутливое послание «Ласточка» (1792): О домовитая ласточка! О милосизая птичка!

Грудь красно-бела, касаточка. Летняя гостья, певичка! Державин утвердил себя в поэзии как истинный поэт одой «Фелица» в 1782 году, которая поразила современников небывалой новизной и смелостью. В своем творчестве Державин выступил новатором, во взглядах — гуманистом и просветителем, душой — гражданином и патриотом. Критик В. Г. Белинский справедливо назвал Державина «отцом русских поэтов». Цель и смысл своей деятельности Державин выразил в стихотворении «Памятник» (1795).

Проблематика, идейное содержание и художественные особенности стихотворения «Признание». Стихотворение «Признание» как бы подводит итог поэтической деятельности Державина. В нем поэт создает атмосферу непринужденной беседы с читателем, этого он достигает и за счет включения в стихотворение просторечной лексики: Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид… Если где вельможам властным Смел я правду брякнуть в слух, — Мил быть сердцем беспристрастным Им, царю, отчизне друг… «Без всякой подпоры и покровительства, начав со звания рядового солдата и отправляя через двенадцать лет самые низшие должности, дошел сам собой до самых высочайших», писал о себе поэт, служивший на долгом веку при трех государях, да еще и дерзавший «истину царям с улыбкой говорить».

По словам исследователя Г. Красникова, Державин во-первых, с детских лет и до последнего часа непреложно верил в высочайший смысл жизни, данный человеку от рождения (не случайно, первым произнесенным им в младенчестве словом было слово «Бог»).

Во-вторых, исключительно этим высоким смыслом, пониманием своего предназначения и готовностью послужить Отечеству был движим он и в устроении карьеры, и в государственной деятельности, и в творчестве.

В-третьих, он неизменно и в стихах, и на всех должностях, часто даже рискуя потерей расположения к себе, превыше всего ставил звание Человека (самим царям не боялся он давать наказ: «будь на троне человек»! А в стихотворении «Признание» поэт говорит: «Ум и сердце человечье/ Были гением моим»). Поэт предъявляет нравственный счет себе и своим поступкам, он ироничный и строгий судья собственной жизни, поверяющий не только других, но и себя самого Божьими заповедями и судом чести.

Оттого таким диссонансом будущему нигилизму по-державински откровенно и человечно звучит его программное «Признание»: …Если за победы громки Я венцы сплетал вощям, — Думал перелить в потомки Души их и их детям. Если где вельможам властным Смел я правду брякнуть в слух, — Мнил быть сердцем беспристрастным Им, царю, отчизне друг. …Словом: жег любви коль пламень. Падал я, вставал в мой век. Брось, мудрец! на гроб мой камень. Если ты не человек.

Поэзия Державина в оценке критиков и литературоведов. «Читая даже лучшие оды Державина, мы должны делать над собою усилие, чтоб стать на точку зрения его времени относительно поэзии, и должны научиться видеть прекрасное во многом, что в то время казалось безусловно прекрасным.

Итак, Державин и в эстетическом отношении есть поэт исторический, которого должно изучать в школах, которого стыдно не знать образованному русскому, но который уже не может быть и для общества тем же, чем может и должен быть он для людей, посвящающих себя основательному изучению родного слова, отечественной поэзии. Ломоносов был предтечею Державина, а Державин — отец русских поэтов. Если Пушкин имел сильное влияние на современных ему и явившихся после него поэтов, то Державин имел сильное влияние на Пушкина.

Поэзия не родится вдруг, но, как все живое, развивается исторически: Державин был первым живым глаголом юной поэзии русской. С этой точки зрения должно определять его достоинства и его недостатки, — и с этой точки зрения его недостатки явятся так же необходимыми, как и его достоинства… Богатырь поэзии по своему природному таланту, Державин, со стороны содержания и формы своей поэзии, замечателен и важен для нас, его соотечественников: мы видим в нем блестящую зарю нашей поэзии, а поэзия его — «это… сама Россия екатерининского века — с чувством исполинского своего могущества, с своими торжествами и замыслами на востоке, с нововведениями европейскими и с остатками старых предрассудков и поверий — это Россия пышная, роскошная, великолепная, убранная в азиатские жемчуга и камни, и еще полудикая, полуварварская, полуграмотная — такова поэзия Державина, во всех ее красотах и недостатках»» (В. Г. Белинский).

«Иные сравнивали Державина с Ломоносовым; но что между ними общего? Одно: тот и другой писали оды. Род, избранный ими, иногда одинаков, но дух поэзии их различен. Ломоносов в стихах своих более оратор, Державин всегда и везде поэт. Ломоносов в хороших стихах своих плывет величавым лебедем; Державин парит смелым орлом.

Один пленяет нас стройностью и тишиною движений; другой поражает нас неожиданными порывами. Ломоносова читатель неподвижен; Державин увлекает; уносит его всегда за собою. Державин певец всех веков и всех народов! Ломоносов певец российского двора. Поэтический гений Державина возлагает дани на всю природу — и вся природа ему покорна.

Гений Ломоносова довольствовался некоторыми данями, и мы негодуем на его умеренность. Державин смотрел на природу быстрым и светозарным взором поэта-живописца; Ломоносов — медленным взглядом наблюдателя. Поэтическая природа Державина есть природа живая, тот же в ней пламень, те же краски, те же движения.

В Ломоносове видны следы труда и тщательная отделка холодного искусства. Одним словом, все, что человечество имеет священнейшего, что человек имеет благороднейшего, — доблесть сердечная, сострадание, праведное негодование и презрение к пороку, глубокие мысли о бессмертии и Создателе, печальные чувства при виде слабости и страдания человечества, сердечные воспоминания юности, родины, великих деяний предков и современников, все сокровища души, ума и сердца обогатили воображение величайшего из поэтов — Державина» (П.Я. Вяземский).

Поставь оценку статье

    

info-shkola.ru

Михайлова И. Краткий конспект Г. Р. Державин

Тема: Г. Р. ДЕРЖАВИН

О Державине можно сказать, что он — певец величия. Все у него величаво: величав образ Екатерины, величава Россия, созерцающая себя в осьми морях своих…

Н. В. Гоголь

Цели урока:

— продолжение знакомства семиклассников

с русской литературой конца XVIII века;

— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы;

— воспитание уважительного отношения к культуре своего народа и его прошлому.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Слово учителя

— Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним поэтом18 века Г.Р. Державиным. Статья на стр. 62 — читаем, комментируем, выписываем основное в тетрадь.

Гавриил Романович Державин — крупнейший русский поэт второй половины XVIII столетия. В его творчестве наиболее полно

и ярко отражено время правления императрицы Екатерины II.

— Ребята, как вы думаете, с творчеством какого поэта можно сравнить творчество Державина?

— С творчеством Ломоносова.

— Всё верно. В начале своей литературной деятельности Г. Р. Державин подражал Ломоносову:

в 1776 году вышел первый сборник Державина

«Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае»; на данный сборник наложило отпечаток самообучение молодого поэта по сочинениям Ломоносова и Сумарокова.

2. Чтение произведений Г. Р. Державина.

-) «Признание» —

Оно написано в 1807 году, более 200 лет назад. Оно привлекает читателя искренностью и чистосердечием. Это стихотворение — размышление поэта о своём творчестве, его содержании и назначении. Что же и как воспевал поэт в своих стихах?

Чтение стихотворения учеником по учебнику (с. 63 — 64)

Школьники также проводят словарную работу: 

сан — высокий чин или звание

Надуваться

брать вид

чистосердечье в стихотворении – правду, искренность

гений — человек с чрезвычайно выдающимися способностями

лира-музыкальный инструмент.

Добродетельми — положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками 

венцы  то же, что и корона или венок, плетёное в виде кольца украшение из цветов, листьев, веток

мнил устар. думать, считать, полагать

жерло-узкое и глубокое отверстие

пожрётся- поглотит

беспристрастный — непредубеждённый, не склонный к предвзятым суждениям 

— Понравилось ли вам стихотворение «Признание»? Объясните почему.

— Каково настроение данного стихотворения?

— Можете ли вы назвать авторскую позицию в этом стихотворении.

В стихотворении Державина «Признание» раскрывается характер поэта.

— Каков этот характер?

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид;

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им:

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Отношение поэта к справедливости и несправедливости, добру и злу открывается нам в «Признании».

— Соотнесите содержание стихотворения с рассказом учителя о жизни и творчестве Г. Р. Державина. Стихотворение «Признание» Г. Р. Державина выражает бодрое утверждение своей жизненной позиции, своего кредо.

— Каковы же мысли, чувства Державина?

Как понять слова:

«Ум и сердце человечье

Были гением моим…»,

«Падал я, вставал в мой век…»?

— Почему стихотворение называется «Признание»? Это стихотворение как бы подводит итог поэтической деятельности Державина

— Как понимать его концовку? (Брось, мудрец! на гроб мой камень, Если ты не человек.)

2) «Река времен в своём стремленьи…» — чтение стихотворения учителем

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Стихотворение «Река времен в своем стремленьи…» Г. Р. Державин за несколько дней до своей смерти написал на аспидной доске, откуда оно потом и было переписано в черновики уже умершего поэта.

Стихотворение имеет философский характер — размышления о бренности существования, смысле человеческой жизни. Так как перед нами фактически поэтическое завещание поэта, оно носит пессимистический оттенок, горечь авторского мировосприятия от осознания близкого конца.

Вывод.

За год до своей смерти, Г. Р. Державин на лицейском экзамене услышал стихи юного Александра Пушкина — «Воспоминания в Царском Селе». Державин сказал потом Сергею Аксакову: «Мое время прошло… Скоро явится второй Державин — это Пушкин, который и в Лицее превзошёл всех писателей».

Д.з. Наизусть «Река времён…»

studfiles.net

ПРИЗНАНИЕ — ДЕРЖАВИН — РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА — Короткий пересказ и изложение произведений литературы — краткое содержание книг — комментарий — сокращенное изложение школьных произведений — Краткое содержание произведений — биография авторов — краткий пересказ произведений

Все произведения школьной программы в кратком изложении по русской литературе 5-11 классы

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

 

Г. Р. ДЕРЖАВИН

ПРИЗНАНИЕ

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид:

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Если я блистал восторгом,

С струн моих огонь летел.

Не собой блистал я — Богом;

Вне себя я Бога пел.

Если звуки посвящались

Лиры моея царям, —

Добродетельми казались

Мне они равны богам.

Если за победы громки

Я венцы сплетал вождям, —

Думал перелить в потомки

Души их и их детям.

Если где вельможам властным

Смел я правду брякнуть вслух, —

Мнил быть сердцем беспристрастным

Им, царю, отчизне друг.

Если ж я и суетою

Сам был света обольщен, —

Признаюся, красотою

Быв плененным, пел и жен.

Словом, жег любви коль пламень,

Падал я, вставал в мой век.

Брось, мудрец, на гроб мой камень,

Если ты не человек.

 



scribble.su

Анализ стихотворения Державина Признание сочинения и текст



Анализ стихотворения Гаврилы Державина «Признание»

Гавриил Державин в 1807 году в стихотворении «Признание» описал свой литературный путь и выразил отношение к собственному творчеству.

Произведение написано от первого лица, лаконичным языком и ритмичным слогом.

В «Признании» поэт чистосердечно изъясняет, что не считал себя святым, великим мудрецом или важным господином. Прежде всего он ценил в себе и окружающих людях чистоту сердца и ум. Поэтические шедевры, по признанию Державина, – заслуга не личная, а божественная помощь извне. Оды, созданные в честь выдающихся правителей, написаны не для прославления их высокого положения в обществе, а как восхищение перед их добрыми делами для народа.

Стихотворения его творились с целью увековечить благородные качества царей и передать их потомкам. Если поэт осмеливался обличать высокопоставленных особ, то не от своего лица и не по причине личной обиды, а от целого государства, передавая строгое недовольство людей и воспитательное наставление. Был подвержен Державин и общечеловеческим слабостям, погружаясь в водоворот суетных бессмысленных занятий.

Не отрицает он своего преклонения перед красотой женщин, потому посвящал дамам лирические стихи. Автор ощущал как падения, так и взлеты судьбы, – неминуемые вехи жизни, преодолевать и радоваться которым предстоит всем без исключения. Он предлагает читателю (который может считать себя «мудрецом») «бросить камень» в могилу автора написанных строк, если читающий их не подвержен человеческим слабостям.

«Признание» пронизано искренностью, душевностью. Русский поэт творил новую эпоху в литературе, следуя принципу реалистичности описания. Смелые неприукрашенные выражения, такие как «правду брякнуть», «саном надуваться» делают философскую лирику Державина неискусственной, непритворной, настоящей одой правде и сокрушительным ударом по лицемерию.

В особенности последние строки «Признания» оправдывают все возможные огрехи в жизни поэта. Читатель просто не вправе обвинить Державина в чем-либо. К тому же это великолепное, легкое произведение дарит такое же прекрасное настроение после его прочтения. «Ум и сердце» – вот путеводные звезды великого стихотворца Гавриила Державина.

Рекомендуется к прочтению:

Анализ стихотворения Державина «Признание»

Гавриил Романович Державин известен как поэт, в творчестве которого нашли отражения несколько литературных направлений. Начиная как поэт-классицист, постепенно отказываясь от подражания образцам жанра, Державин обращается к человеческой индивидуальности, которая выступает на первый план в его произведениях. Так, в произведениях позднего периода, перед читателем предстает конкретный образ автора, происходит узнавание личности самого поэта.
Стихотворение «Признание» является одним из самых автобиографичных в творчестве Державина, об этом говорит и само название, и частое употребление в тексте местоимения «я». Написанное в 1807 году, произведение несет в себе итог жизни Державина, о котором он сам рассуждает, употребляя глаголы в прошедшем времени: «не умел», «любил», «думал». Лирический герой, который практически неотделим от личности самого автора, заявляет: «Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид ». Для поэта было важно открыто заявлять о неправедности и неверности служащих отчизне, которые замечал: «Если где вельможам властным Смел я правду брякнуть в слух, — Мнил быть сердцем беспристрастным Им, царю, отчизне друг ». Однако не скрывает, что и сам является простым обывателем, способным на проявление слабости: «Если ж я и суетою Сам был света обольщен, — Признаюся, красотою Быв плененным, пел и жен ».

Державин определял себя поэтом, творящим во славу своей отчизны, неотделимым от нее, именно поэтому старался сохранить для потомков в своих произведениях образы великих правителей и полководцев: «Думал перелить в потомки Души их ». В то же время, поэт тесно связан с простым народом, ему так же свойственны слабости и увлечения. Употребляя слова разговорной лексики «надуваться», «правду брякнуть», наравне со словами высокими «вельможам властным», «звуки посвящались Лиры моея царям», Державин обозначает свои эстетические принципы — внимание заслуживает и обыденный мир, индивидуальность каждого человека. Совершенно новое видение окружающего мира — вот то новшество, которое привнес в классическую литературу Державин.

Тема Бога находит отражение во многих произведениях поэтов-классицистов. Не стал исключением и Державин: «Если я блистал восторгом, С струн моих огонь летел, Не собой блистал я — богом; Вне себя я бога пел ». Поэт находит Бога не только в реальном мире, но и в каждом человеке, видит Бога в себе самом — именно это ведет поэта на творческом пути.

Державин стоит свое произведение как доверительную беседу, рассуждая с невидимыми собеседниками о том, что он собой представляет, признается в своих помыслах и желаниях, объясняя некоторые спорные моменты. Рассуждая о сделанном на протяжении жизни, поэт говорит: «Падал я, вставал в мой век». Действительно, поэт прожил сложную жизнь, которая была полна различными трудностями и радостями — назначениями на высокие посты, бурными спорами с властями. Жизнь поэта была достаточно сложной. Но всегда Державин находил в себе силы двигаться дальше. Ведь сила духа, которую он восхвалял в своих одических произведениях, посвященных героям отчизны, всегда присутствовала и в нем самом. В моменты же сомнений, когда красота и суета пленили поэта, он понимает, что ничто человеческое ему не чуждо — хоть он и поэт, творец, в то же время он обычный смертный: «Брось, мудрец! На гроб мой камень, Если ты не человек ».

Постепенно проявляющийся в текстах Державина образ автора, наконец, находит конкретное воплощение в стихотворении «Признание». Расширив тем самым границы классицизма, поэт обращается к личным характеристикам человека, находя в окружающих индивидуальность и особенность. Поэтому так искренне поэт рассуждает о том, что любит, чего хотел добиться, ради чего он творил. Ценным для Державина всегда были обычные человеческие качества, такие как ум, честность, порядочность, доброта «Ум и сердце человечье Были гением моим». Таким он и хотел быть для современников и потомков, которые смогут узнать его через его творчество.

Если статья оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с друзьями через социальные сети и оставьте свой комментарий. Потратив всего 10 секунд своего времени на два клика по кнопки соцсети, Вы поможете нашему проекту. Спасибо!

Видео-урок


Г.Р. Державин. Поэзия
Из литературы XVIII века

На уроке вы познакомитесь с жизнью и творчеством представителя русской литературы ХVІІІ в. Г. Р. Державина. Исследователь его творчества В. Л. Западов отмечает, что « Державин велик как гениальный поэт-художник вообще и как первый русский поэт-реалист. Первым из литераторов России Державин осознал себя поэтом русским, национальным, — русским не только по языку, но, главное, — по мышлению, «филозофии», как говорил он сам». Доказательством этому утверждению послужат произведения поэта, которые прозвучат на уроке.

Урок: Г. Р. Державин. Поэзия

Гавриил Романович Державин (1743-1816) (Рис. 1). Именно с него, по существу, началась русская лирика. Впервые в русской поэзии высокий штиль был заменен ясным, народным, понятным языком. Впервые содержанием стихотворения стали мысли, чувства, переживания лирического героя.

Рис. 1. Г.Р. Державин. Портрет. Худ. В. Боровиковский (Источник )

«Ум и сердце человечье были гением моим», – говорит сам поэт.

Творчество Державина стало образцом для последующего, пушкинского поколения.

Анализ стихотворения «Признание»

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид:

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Если я блистал восторгом,

С струн моих огонь летел.

Не собой блистал я — богом;

Вне себя я бога пел.

Если звуки посвящались

Лиры моея царям, —

Мне они равны богам.

Если за победы громки

Я венцы сплетал вождям, —

Думал перелить в потомки

Души их и их детям.

Если где вельможам властным

Смел я правду брякнуть в слух, —

Мнил быть сердцем беспристрастным

Им, царю, отчизне друг.

Если ж я и суетою

Сам был света обольщен, —

Быв плененным, пел и жен.

Словом, жег любви коль пламень,

Падал я, вставал в мой век.

Брось, мудрец! на гроб мой камень,

Если ты не человек.

Поэт говорит о себе, что был искренним, не умел притворяться, лицемерить, казаться лучше, чем он есть на самом деле. Он любил чистосердечие, то есть правду. Ценил и уважал людей за ум и доброе сердце. Если он и блистал делами, то не кичился этим, потому что все, что он делал, весь его талант был дан Богом. Если поэт хвалил царей, значит, он искренне верил им, и действительно они ему казались Богам равны. Поэт признается, что хвалу за громкие победы пел вождям-полководцам и хотел видеть таковыми их потомков. Признается в своих недостатках, что много проводил времени в свете, в суете, что очень любил женщин и слагал о них песни. В жизни поэта было все: и падения, и взлеты. Заканчивает стихотворение Гавриил Романович строчками, которые следует расценивать следующим образом: читатель не упрекнет поэта ни в чем, потому что поэт уверен, что упрекнуть его просто не за что.

Анализ стихотворения «На птичку»

Поймали птичку голосисту

И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: Пой, птичка, пой!

Здесь изображен конфликт между свободой, которую олицетворяет птичка, и несвободой, клеткой, в которую ее посадили. А над чем заставляет задуматься это четверостишье? Конечно, над тем, что свобода выбора помогает раскрыться творческим способностям.

Анализ стихотворения «Река времени»

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы.

Время стремительно в своем движении. Оно уносит людей, их дела, все исчезает с лица земли, из памяти: народы, царства и цари. А кому же дано бессмертие, по мысли Г. Р. Державина? Бессмертно то, что прошло через звуки лиры лира, лирика, поэзия. Бессмертно, по его мыслям, творчество, музыка, если они созвучны мысли и душе человека.

Рис. 2. Памятник Державину. г. Казань. (Источник )

Анализ стихотворения «Памятник»

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

В этом стихотворении Державин поднимает тему высокого назначения поэта и поэзии. Стихотворения Державина отличаются от стихотворений Ломоносова, хотя принадлежат эпохе классицизма. Дело всё в том, что стихотворения Державина лиричны. Поэт смело заявляет о своих мыслях, чувствах, переживаниях. Содержание его стихотворений нам более понятно, значит, доступно для читателя. Тексты трудно отнести к какому-либо штилю, потому что в одном стихотворении мы можем найти черты и высокого, и низкого штиля. В этом и есть новаторство Г.Р. Державина. Целью его работы было добиться большей выразительности и живости стиха, приблизить язык к живой речи.

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б. Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник ).
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник ).
  3. Толковый словарь русского языка (Источник ).
  4. В.Л. Западов. Поэтический путь Державина (Источник ).
  5. Г.Р. Державин. Биография. Творчество (Источник ).
  1. Прочитайте оду Горация «К Мельпомене». Сравните с вольным переводом Державина. Как вы думаете, почему Державина заинтересовало стихотворение античного автора?

Крепче меди себе создал я памятник;

Взял над царскими верх он пирамидами,

Дождь не смоет его, вихрем не сломится,

Цельный выдержит он годы бесчисленны,

Не почует следов быстрого времени.

Так; я весь не умру — большая часть меня

Избежит похоро́н: между потомками

Буду славой расти, ввек обновляяся,

Зрят безмолвный пока ход к Капитолию

Дев Весталей, вослед Первосвященнику.

Там, где Авфид крутит волны шумящие,

В весях, скудных водой, Давнус где царствовал,

Будет слышно, что я — рода беззнатного

Отрасль — первый дерзнул в Римском диа́лекте

Эолийской сложить меры поэзию.

Сим гордиться позволь мне по достоинству,

Муза! сим увенчай лавром главу мою.

  1. Из стихотворения Державина «Памятник» выпишите архаизмы и слова, изменившиеся в написании или произношении. Как эти слова звучат или пишутся в современном русском языке? Рассмотрите рис. 2. Опишите памятник. Как вы думаете, почему скульптор изобразил Державина в античной одежде?
  • Facebook Like
  • Google Plus One

В помощь ученику: анализ стихотворения Державина «Признание»

February 13, 2014

Г. Р. Державин – старший собрат и учитель по перу А. С. Пушкина. Литературоведы немало писали о том, какую роль сыграло творчество поэта для развития русского искусства, какая замечательная плеяда творческих личностей появилась благодаря ему. Одно из лучших лирических текстов автора – стихотворение «Признание».

История создания произведения

Любому поэту свойственно в те или иные периоды творческого пути подводить итоги своей работы, давать оценку тому, что сделано, намечать перспективы на будущее. Не отошёл от правила и Гавриил Романович. Все мы знаем его программный «Памятник». Но сегодня вспомним другое, не менее интересное лирическое размышление поэта и проведём анализ стихотворения Державина «Признание». Написано оно в зрелый период жизни и творчества, когда автор уже был широко известен и признан в литературных кругах. Однако сознавая, насколько его поэтический метод отличается от существовавших тогда традиций и желая быть максимально понятым читателями и коллегами-литераторами, Державин считает долгом разъяснить собственные эстетические и этические принципы и идеалы. Ведь часто его обвиняют в смешении жанров, употреблении «низкой», т. е. разговорной, лексики. А ведь впоследствии именно творчество этого поэта было признано вершиной русского классицизма! Потому и важен для понимания его основного характера анализ стихотворения Державина «Признание». В этом небольшом произведении, написанном в 1807 году, содержится своего рода поэтический кодекс.

Автор и лирический герой

С 1803 года Гавриил Романович снимает с себя все государственные полномочия и отправляется в отставку, в «объятья сельской тишины». Имение Званки становится настоящим литературным приютом поэта, в котором создано большое количество произведений. Творчество его приобретает философскую направленность, что можно явственно заметить, делая анализ стихотворения Державина «Признание». Лирический герой произведения тождествен автору. Поэт прямо подчёркивает: он такой же человек, как и все, и ему свойственны те же слабости, увлечения, что и остальным смертным: обольщение суетой и блеском света, увлечение женской красотой, популярностью, славой. Потому в конце произведения, перефразируя известное библейское высказывание, автор восклицает своим незримым собеседникам-читателям: бросьте на гроб мой камень, если сами вы не такие!

Тема, идея

Производя анализ стихотворения Державина «Признание» по ключевым словам, мы выявляем идейно-смысловой его центр: «ум и сердце человечье были гением моим». Именно «человечье», т. е. гуманное, со свойственной ему добротой, искренностью, верой во всё лучшее. Это подтверждают и другие примеры текста: герой не любит притворяться и «философа брать вид», в поэзии он прославляет не себя, а высшие силы, наградившие его талантом. Всячески подчёркивая именно человеческую природу своего дара, Державин «Признание» строит по принципу противопоставления. Он подчёркивает, что если прославлял царей, то не из-за верноподданнических чувств, а чтобы воспеть добродетели, необходимые в государственных лицах, и указать на них сильным мира сего. Победы ним восхвалялись, дабы потомки знали о важных событиях своей истории, гордились ими, и свою страну, своё время тоже поднимали на пьедестал великих свершений. В глаза лирический герой и истины «брякал» вельможам, критикуя их не из зависти или злобы, а чтобы те становились лучше. Именно искренность, правдивость, открытость миру и людям считает главными достоинствами своей поэзии Державин. «Признание», анализ которого мы сделали, позволяет утверждать это в полной мере. Тем и ценен для нас дар Гавриила Романовича, его уникальное стихотворное наследие. Замыкая эпоху классицизма русской литературы, он сумел придать ему живой человеческий облик. Потому и Пушкин искренне считал Державина своим гениальным учителем.

«Признание» Г.Державин

«Признание» Гавриил Державин

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.

Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел,
Не собой блистал я — богом;
Вне себя я бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, —
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям, —
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух, —
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщен, —
Признаюся, красотою
Быв плененным, пел и жен.
Словом: жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.

Анализ стихотворения Державина «Признание»

Каждый поэт рано или поздно подводит итоги своей литературной деятельности и, оглядываясь назад, пытается определить то самое важное, ради чего он прожил жизнь. Подобное стихотворение под названием «Признание», написанное в 1807 году, есть и у Гавриила Державина. Выдержано оно в лучших традициях классицизма, и в нем автора открыто говорит о том, как прожил свою жизнь и чего сумел достичь на литературном поприще.

Поэт признается, что никогда не был святошей и не умел притворяться, не важничал и не философствовал. «Я любил чистосердечье, думал нравиться лишь им», — отмечает Державин. Однако жизнь внесла в идеалистически мировоззрения поэта свои коррективы, и на каком-то этапе он осознал, что мир устроен несколько иначе. Оказывается, что люди нередко ценят себе подобных не за прямолинейность, талант и стремление к совершенству, а за внешний вид, положение в обществе и финансовое благополучие. Впрочем, в этом отношении Державину действительно повезло, так как он был не только востребованным придворным поэтом, но и сумел сделать блестящую политическую карьеру. Возможно, по этой причине ему было позволено говорить вслух многое из того, о чем другие предпочитали молчать.

Правда, не стоит забывать, что сам Державин был ярым приверженцем монархии и никогда не скрывал своих политических взглядов. В то время, как Европа переживала политический кризис и увлекалась вольнодумством, поэт посвящал оды императрице Екатерине, искренне восхищаясь ее умом и предприимчивостью. «Если звуки посвящались лиры моея царям, — добродетельми казались мне они равны богам», — признается поэт. При этом он сам даже не пытается возвести себя в ранг высшего существа, отмечая, что блистал не собой, а богом, который у него в душе.

Патриотизм и желание сохранить для истории подвиги русских воинов, презрение к богатству и чванству – вот отличительные черты Державина как поэта. «Если где вельможам властным смел я правду брякнуть в слух, — мнил быть сердцем беспристрастным им, царю, отчизне друг», — отмечает поэт. Он подчеркивает, что никогда не завидовал тем, в чьих руках сосредоточены власть и деньги, но не умел молчать тогда, когда люди используют свое могущество не на благо государству, а в корыстных целях.

Конечно же, в творческом наследии Державина есть и лирические произведения, чего поэт нисколько не стыдится. Он также поддавался женскому очарованию и нередко был ослеплен роскошью светских раутов, отражая свои чувства в стихах. На склоне лет Державин признается, что для истинного поэта и патриота недопустимо растрачивать свой талант на такие пустяки. Тем не менее, автор убежден, что у каждого из нас могут быть свои слабости, за которые не стоит судить строго и с пристрастием. Державин знавал и взлеты, и падения, но каждый раз поднимался и упорно продолжал свой путь. «Брось, мудрец, на гроб мой камень, если ты не человек», — восклицает Державин, считая, что свою жизнь прожил достойно, и ему не в чем себя упрекнуть, когда речь идет о литературных достижениях.

Послушать стихотворение Державина Признание

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Признание

ostihe.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *