Державин памятник краткое содержание: Краткое содержание произведения Памятник Державин

Державин «Памятник» – анализ и краткое содержание

Стихотворением «Лебедь» Державин заключил второй том собрания своих сочинений 1808 года, подобно тому как его литературный источник – ода 20 Горация заканчивала вторую книгу од этого римского поэта. В конец первого тома Державин поставил стихотворение «Памятник» (1796). Его оригинал у Горация также заканчивал третью книгу од.

 

Державин. Памятник. Анализ стихотворения. Слушать аудиокнигу

 

Первый перевод на русский язык этой замечательной оды, названной Горацием «К Мельпомене», был сделан Ломоносовым. Он по возможности точно перевел оду пятистопным ямбом, без рифм и явно понимал то значение, которое она может получить как итог творчества не только Горация, но и того поэта, который переводил ее.

«Памятник» Державина (см. его полный текст) дышит уверенностью поэта в своем бессмертии, потому что бессмертно человеческое слово. Эта мысль проходит через ряд стихотворений Державина, но в «Памятнике» она является главной темой и выражена особенно ясно.

Важно заметить, что Державин считает себя национальным поэтом. Он говорит:

 

И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить… –

 

и очерчивает географические границы своей славы – «от Белых вод до Черных», как позже в «Лебеде» перечислит

 

Народы, света с полукруга,
Составившие Россов род, –

 

и назовет некоторые из них – «славяне, гунны, скифи, чудь».

«Хотя мысль этого превосходного стихотворения, – пишет Белинский, – взята Державиным у Горация, но он умел выразить в такой оригинальной, одному ему свойственной форме, так хорошо применить ее к себе, что честь этой мысли принадлежит ему, как и Горацию». Считая, что Пушкин свой «Памятник» написал «по примеру Державина», Белинский далее отмечает, что в одноименных стихотворениях обоих поэтов «резко обозначился характер двух эпох, которым принадлежат они: Державин говорит о бессмертии в общих чертах, о бессмертии книжном; Пушкин говорит о своем памятнике: «К нему не зарастет народная тропа», – и этим стихом олицетворяет ту живую славу для поэта, которой возможность настала только с его времени».

По-разному понимали заслуги поэта Пушкин и Державин, но нельзя не напомнить о том, что и Державин в отношении себя представлял не только «бессмертие в общих чертах» – именно «общие черты» умел он подмечать меньше всего, – а конкретной народной памяти. Со свойственной ему зрительной ясностью Державин в «Лебеде» даже описал, как будут его узнавать народы:

 

Покажут перстом, – и рекут:
«Вот тот летит…»

 

О народной памяти Державин говорит и в стихотворении «Памятник»:

 

Всяк будет помнить то в народах неисчетных…

 

Не «книжное бессмертие» видел он, а устную память народа, из поколения в поколение передающего повести о великих людях, сложенные поэтами, чье слово бессмертно.

Свои заслуги Державин перечисляет лаконично и точно:

 

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

 

Здесь указаны «забавный русский слог» – новая стилистическая манера, введенная Державиным в русскую литературу, два центральных его произведения – «Фелица» и «Бог», подчеркнуты поэтическая искренность, отсутствие позы и аффектации – «сердечная простота», а также гражданская смелость и правдолюбие.

Державин не забыл прибавить, что истину царям он говорил «с улыбкой», то есть смягчая резкость нравоучения шутливостью тона, однако не за счет, как мы знаем, глубины возражений и несогласий.

Любопытно сравнить, как Пушкин и Державин видоизменяют существенную мысль Горациевой оды «Памятник», обосновывая свои права на бессмертие. Гораций говорит: «Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи»; Державин выражает мысль: «Я считаю себя достойным славы за то, что говорил правду и народу и царям»; Пушкин – «за то, что я благодетельно действовал на общество и защищал страдальцев».

 

Державин памятник краткое содержание для читательского дневника. Анализ стихотворения «Памятник» Державина Г.Р

«Памятник» Гавриил Державин

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так!- весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Практически каждый поэт в своем творчестве обращается к теме вечности, пытаясь найти ответ на вопрос, какая же судьба уготована его произведениям. Подобными эпическими одами славились Гомер и Гораций, а позже – многие русские литераторы, в числе которых оказался и Гавриил Державин. Этот поэт является одним из ярчайших представителей классицизма, который унаследовал европейские традиции слагать свои стихи «высоким штилем», но, вместе с тем, настолько адаптировал их к разговорной речи, что они были доступны пониманию практически любого слушателя.

При жизни Гавриил Державин был обласкан императрицей Екатериной II, которой посвятил свою знаменитую оду «Фелица», однако его вклад в русскую литературу был по достоинству оценен потомками лишь после смерти поэта, который стал своего рода духовным наставником для Пушкина и Лермонтова.

Предвидя подобное развитие событий, в 1795 году Гавриил Державин написал стихотворение «Памятник», которое первоначально назвал «К музе». Это произведение по своей форме было выдержано в лучших традициях древнегреческой поэзии , однако его содержание очень многие посчитали вызывающим и нескромным. Тем не менее, отражая нападки критиков, Державин советовал им не обращать внимания на напыщенный слог, а вдумываться в содержание, отмечая, что не себя он восхваляет в данном произведении, а русскую литературу, которой, наконец, удалось вырваться из тесных оков классицизма и стать более простой для понимания.

Естественно, огромная заслуга в этом принадлежит самому Державину, о чем он и упомянул в своем стихотворении, отметив, что воздвиг себе памятник, который «металлов тверже» и «выше пирамиды». При этом автор утверждает, что ему не страшны ни бури, ни гром, ни годы, так как сие сооружение – не материального, а духовного свойства.

Державин намекает на то, что ему удалось «очеловечить» поэзию, которой отныне суждено стать общедоступной . И вполне естественно, что будущие поколения сумеют оценить по достоинству красоту стихотворного слога, которая ранее была доступна лишь избранным. Поэтому поэт не сомневается, в том, что его ждет если и не слава, то бессмертие. «Весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить», — отмечает поэт. При этом он подчеркивает, что слух о нем прокатится по всей русской земле.

Именно эта фраза вызвала негодование оппонентов поэта, которые приписали Державину чрезмерную гордыню. Однако автор имел ввиду не собственные поэтические достижения, а новые веяния в русской поэзии, которые, как он и предвидел, будут подхвачены новым поколением литераторов. И именно их произведения получат широкую популярность среди различных слоев населения благодаря тому, что сам поэт сумеет их научить «в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить».

Примечательно, что в своих предположениях о будущем русской поэзии, чело которой будет увенчано «зарей бессмертия», Гавриил Державин оказался прав. Примечательно, что незадолго до смерти поэт присутствовал на выпускном экзамене в Царскосельском лицее и слушал стихи юного Пушкина, которого «в гроб сходя, благословил». Именно Пушкину суждено было стать продолжателем поэтических традиций, которые были заложены в русской литературе Державиным. Неудивительно, что знаменитый русский поэт, подражая своему учителю, впоследствии создал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», которое перекликается с «Памятником» Державина и является продолжением многогранной полемики о роли поэзии в современном русском обществе.

В 1796 году Г. Р. Державин обращается к данной теме,

пишет стихотворение “Памятник” — это вольное переложение
оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого
предшественника, а высказывает собственную точку зрения на
поэта и поэзию. Поэт считал, что люди, которых не вдохновляет,
не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны
к радостям и страданиям окружающих.

Тема – бессмертие поэта в его творениях, в памяти людей
о создателе знаменитых произведений. Основную свою заслугу
видит поэт в том, что мог “истину царям с улыбкой
говорить”, “беседовать о боге”, “дерзнул” рассказать о
добродетелях Екатерины!! не высоким, а простым слог

Стихотворение написано ямбом, в каждом четверостишии
первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой,
т. е. перекрестная рифма

Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует
слова “высокого стиля” — чело, возгордись, возгласить, дерзнул,

неисчетных и т. д. ; различные эпитеты – неторопливою рукой,
сердечной простоте, заслугой справедливой, памятник чудесный,
вечный, гром быстротечный. Гипербола и сравнение
одновременно – “металлов выше он и тверже пирамид”.
Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому
сравнение с пирамидами, металлом явно фигуральное, т. е.
подразумевающее переносный смысл. Все это помогает утвердить
мысль о важности творчества, о бессмертии художественных
произведений

Стихотворение «Памятник» (1795) было изначально переводом оды Горация. Но перевод приобрел много чисто русских черт как в написании, так и в содержании. Стихотворение начинается с того, что мы узнаем о появлении нового памятника. Он чудесный, вечный, тверже металла и выше пирамид. И никто и ничто не в силах уничтожить его. «Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный…» И самое главное, он не подвержен влиянию времени. Этот прочный памятник поставлен автором на многие и долгие века. А памятник этот — творчество Державина. Его стихи пройдут сквозь годы и останутся в памяти не только исслЕдователей, но и обыкновенных читателей. Ведь темы и идеи, затронутые в его творчестве, актуальны во все времена.

Это подтверждается и во второй строфе стихотворения. Автор надеется, что большая часть его, растворенная в его творчестве, избежит тлена. А после смерти он будет жить дальше и передаваться в устной или письменной форме из поколения в поколение. Слава такого поэта только возрастет, а приумножать ее будет «славянов род».
Родина простирается на огромные пространства. И в каждом ее уголке будет известно имя нашего поэта — Державина. «Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, / Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал…» Память — очень важная вещь в жизни многих поколений, она позволит народам хранить все заветы великого поэта и следовать его советам.
Ведь Державин был первым, кто «дерзнул в забавном русском слоге» говорить о добродетелях Фелицы (Екатерины II). А этот образ стал поэтической маской императрицы. Он осмелился говорить всю правду царям с помощью своего творчества. Он как поэт получил негласное право «в сердечной простоте беседовать о Боге».

И в конце стихотворения поэт обращается к своей музе. Он просит ее гореть справедливой заслугой и презирать тех, кто ее презирает. А последний совет музе звучит так: «Непринужденною рукой неторопливой / Чело твое зарей бессмертия венчай».
В таком небольшом стихотворении Державин смог не только упомянуть о своих заслугах, но и вознести высоко такую профессию, как поэт. Без этого пламенного стихотворения, наверное, не было бы популярного стихотворения А.

С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг… ».

Первая публикация стихотворения «Памятник» (1795) Державина вышла под названием «К Музе. Подражание Горацию». Автор тем самым указывал на латинского поэта как на своего рода источник собственного поэтического осмысления одной из вечных проблем литературы: что же остаётся в памяти потомков после того, как поэт или писатель уходят из жизни? Если шире, то это можно рассматривать как проблему смерти и бессмертия, преодоления с помощью творчества смертности всего живого и сохранения в памяти потомков души поэта, воплощённой в его произведениях.

В первой строфе лирический герой стихотворения Державина признаётся в том, что оно — нечто вроде подведения итогов, осмысления пройденного жизненного пути, поэтому мысль о «памятнике» (том, что останется после тебя) вполне естественна для него. И он утверждает, что он «воздвиг» себе памятник, определяя его как «чудесный, вечный». Эти эпитеты весьма многозначны, ведь далеко не каждое «чудо» оказывается в конечном итоге способным пережить время и стать частью мироздания, обретя «вечность», поэтому с самого начала стихотворения возникает ощущение торжественности, приподнятости, и оно ещё более усиливается от тех сравнений, с помощью которых автор утверждает «вечность», несокрушимость созданного им памятника: «Металлов тверже он и выше пирамид».

Эти и другие образы первой строфы подтверждают величие созданного поэтом «поэтического памятника».

Далее лирический герой анализируемого стихотворения объясняет, что поэзия может преодолеть «тленье» (образ смерти), потому что она является воплощением всего лучшего, что есть в человеческой душе, может быть, и само-то существование человека оправдано именно тем, что в нём есть эта «часть меня большая» — здесь как бы объединены телесное и духовное начала, и очевидна доминанта духовного в сохранении всего того, что хочет и может оставить человек потомкам после себя. Примечательно, что «славу» свою лирический герой связывает со своим народом, без которого, очевидно, и самой его поэзии не было бы: «И слава возрастёт моя, не увядая, доколь славянов род вселенна будет чтить». В такой форме Державин утверждает неразрывное единство поэта и народа, единство их судеб.

В третьей строфе даётся беглый набросок страны, на необъятных просторах которой живут «неисчётные» народы, в которой будет востребован поэтический «памятник», творчество поэта. Но главным своим достижением лирический герой считает то, что «из безвестности я… известным стал». Помня о судьбе Державина, мы должны согласиться с тем, что такое «вознесение» не может не вызвать законной гордости, тем более, что оно произошло не само по себе, а стало результатом упорного и честного труда, высоких нравственных качеств, отстаивания своего понимания добра и зла в очень нелёгких условиях.

Объяснению того, что именно ставит себе в заслугу лирический герой, посвящена четвёртая строфа стихотворения «Памятник» Державина. Здесь и «добродетели Фелицы», о которых он «первый… дерзнул в забавном русском слоге» говорить, здесь и «сердечная простота», с которой он «беседует о боге», но самое главное — это завершающая строка строфы. «И истину царям с улыбкой говорить», — вот в чём видит лирический герой Державина (или все-таки сам автор?) свою главную заслугу, вот что было для него самым главным. Как мы помним, сам Державин редко беседовал с царями «с улыбкой», но то, что он всегда старался быть честным в выражении своих мыслей и чувств, неоспоримо. Можно, наверное, говорить о том, что требование абсолютной правдивости было для Державина главным, предъявляемым им к поэзии и поэтам, причем «истину» следовало говорить открыто всем, потому что она, истина, одинакова для всех созданий Божьих («Властителям и судиям»), независимо от того, кто они есть на земле.

Последняя строфа — обращение к Музе, к поэзии, которой, по мнению автора, следует в первую очередь думать не о том, как будут восприняты результаты ей трудов, а о «заре бессмертия», о самом творчестве, потому что людскому суду она неподвластна, она живёт в мире «вечности»… «Возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай», — вот какими, по мнению Державина, должны быть отношения поэзии с современниками, потому что только автор создает сам себя в своих произведениях, создает свой «памятник», способный пережить века.

Завершая анализ стихотворения «Памятник» Державина, отметим, что в своей интерпретации оды Горация Гавриил Романович оригинален, он утверждает собственное понимание роли и места в жизни общества поэта и поэзии, оценивая собственное творчество с позиций просветительства, восходящего к общечеловеческим нравственным ценностям.

Памятник Державиным резюме. Каков сюжет поэмы Державина «Памятник»? Произведение, которое можно понять

В 1796 году к этой теме обращается Г. Р. Державин,
пишет поэму «Памятник» — это вольная транскрипция
Оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого
предшественника, а высказывает собственную точку зрения на
поэта и поэзию. Поэт считал, что люди, не одухотворенные
, не заботятся об искусстве, остаются глухими к добру, равнодушными
к радости и боли других.

Тема бессмертия поэта в его произведениях, в памяти людей
о создателе известных произведений. Моя главная заслуга
видит поэта в том, что он умел «правду царям с улыбкой
говорить», «говорить о Боге», «смелся» говорить о
добродетелях Екатерины!! не высокий, а простой слог

Стихотворение такое написано ямбом, в каждом четверостишии
первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой,
т. е. перекрёстная рифма

Для придания торжественности поэтической речи поэт употребляет
слова «высокий стиль» — чело, гордиться, провозглашать, сметь,
бесчисленное количество и т. д.; различные эпитеты — неторопливой рукой,
сердечной простотой, справедливой заслугой, прекрасным памятником,
вечным, мимолетным громом. Гипербола и сравнение
одновременно — «он выше металлов и тверже пирамид».
Памятник — творение, оставленное потомкам, поэтому
сравнение с пирамидами, металлом явно образное, т.е.
подразумевает переносное значение. Все это помогает подтвердить
мысль о важности творчества, о бессмертии
произведений искусства

Каждый талантливый человек стремится что-то оставить после себя, чтобы его запомнило не одно поколение потомков. Поэты в разное время в стихах неоднократно поднимали вопрос о вечности, пытаясь предсказать, какая судьба ожидает их творчество. Подобным темам посвящали свои оды еще Гораций и Гомер, любили пофилософствовать и размышлять о будущем своего творчества и русские писатели. Один из них — Гавриил Романович Державин. «Памятник», анализ которого позволяет узнать больше о написанном в 179 г. 5. Это стихотворение восхваляет отечественную литературу, которая стала более понятной.

Гавриил Державин — классик

Был любимцем императрицы Екатерины II, посвятил ей оду «Фелица», но по-настоящему его творчество было оценено только после смерти великого писателя.

Писатель и поэт, он был ярким представителем классицизма, так как перенял европейские традиции написания произведений в возвышенном стиле, но в то же время внес в них большой вклад. разговорная речь, делающая стихи простыми и доступными для понимания всеми слоями населения, о чем говорит и литературоведческий анализ.

«Памятник» Державин сочинил с целью восхваления русской литературы, сумевшей обновиться и вырваться из тесных объятий классицизма. К сожалению, критики неверно истолковали стихотворение, и на автора обрушился шквал негатива — его обвинили в чрезмерном хвастовстве и гордыне. Гавриил Романович рекомендовал оппонентам не обращать внимания на напыщенный слог, а задуматься над смыслом стиха, в котором он имел в виду вовсе не себя.

Анализ стихотворения Державина «Памятник» позволяет понять, что автор намекает на то, что ему удалось сделать русскую поэзию более гуманной. В своем творчестве поэт говорит, что воздвиг себе памятник «выше пирамид» и «тверже металлов», его не разрушит ни буря, ни годы, потому что он имеет духовное, а не материальное свойство. Гавриил Романович искренне надеется, что будущие поколения смогут по достоинству оценить его творчество и вклад в русскую литературу. Но писатель больше беспокоился не о своей славе, а о новых течениях в поэзии, это подтверждают и работы настоящего анализа.

Державин написал «Памятник» для того, чтобы читатели могли насладиться красотой поэтического стиля, который раньше был понятен лишь ограниченному кругу лиц. Поэт предвидел, что большая часть его «будет жить после смерти» и даже через несколько столетий люди будут помнить его. Гавриил Романович очень хотел, чтобы появились его последователи, способные продолжить начатое ими дело. Это становится понятно, стоит проанализировать стихотворение. Державин действительно построил себе «памятник», величественный и незыблемый, способный простоять не одно столетие.

Наставник юных гениев

Гавриил Романович стал духовным наставником таких великих поэтов, как Пушкин и Лермонтов, именно он был их образцом для подражания. Державин хотел научить грядущее поколение лириков «говорить правду царям с улыбкой» и «говорить о Боге в искренней простоте». Писатель мечтал о бессмертии русской поэзии — именно это и показывает литературный анализ. Державин написал «Памятник», чтобы вдохновить молодых поэтов на сочинение стихов, понятных всем слоям населения, и добился своего.

Письмо

Гавриил Романович Державин — великий русский поэт 18 века. В своем творчестве он освещал проблемы российского высшего общества. Поэт отмечал как хорошие стороны жизни (деятельность императрицы), так и отрицательные (разрушительная деятельность дворян). Также в лирику Державина вошла его собственная жизнь.

Отличительные черты творчества поэта легко проследить на примере поэмы «Памятник», написанной в 1775 году. В этом произведении содержатся некоторые сведения из жизни самого Державина. Его герой не выдуманный, он дышит и действует. Вот почему стихи начинаются с личного местоимения «я»: «Я воздвиг себе чудный, вечный памятник». И далее рассказ о себе продолжается: «…первый осмелился возгласить смешным русским слогом О добродетелях Фелицы».

Феличе Державин позвонил Екатерине II. Уже в 1783 году была издана одноименная ода, посвященная императрице, принесшая Державину литературную славу.

Еще одной отличительной чертой поэзии Державина является сочетание «высоких» и «низких» слов. Этим поэт достигает очень большой выразительности:

Я воздвиг себе чудный, вечный памятник,

Он тверже металла и выше пирамид…

Слухи обо мне разнесутся от Белых Вод до Черных Уотерс…

А рядом с этими простыми и понятными каждому строчками стоят наполненные высокой лексикой стихи в «Памятнике». Особенно показательно последнее четверостишие, наполненное богатырским воодушевлением и верой в свое предназначение:

О муза! гордись заслуженными заслугами,

И кто тебя презирает, того сам презирай.

Поэма основана на образе памятника. В творчестве Державина он становится воспоминанием о таланте и искусстве. Художественный прием, лежащий в основе стихотворения, — метафора.

Еще один любимый прием поэта – градация. Например:

В простоте сердца говорить о Боге

И с улыбкой говорить правду королям.

Наряду с этими приемами Державин использовал и анимацию. Вот четверостишие, полностью состоящее из анимаций:

Итак! — не весь я умру, но большая часть меня,

Бегущий от тления, после смерти он будет жить,

И слава моя не увянет,

Как долго вселенная будет чтить славян?

В «Памятнике» Державин утверждал вечность своего литературного творчества, определял его несомненные заслуги перед Отечеством (Всякий вспомнит, что среди бесчисленных народов, / Как из безвестности я стал известен тем). Но поэт не меньше гордился своим народом (Пока мироздание будет чтить славянский род).

С величайшей теплотой поэт относился к своей Музе, считая, что это она шевельнула его пером:

О муза! гордись заслугой справедливой. ..

Неторопливой, неторопливой рукой

Увенчай свой лоб зарей бессмертия.

Таким образом, в «Памятнике» поэт представлен как орудие высшей власти, направленное на уничтожение пороков и действующее по велению свыше.

Тема роли и призвания поэта не раз затрагивалась многими авторами, но именно Г.Р. Державин был первым русским писателем, избравшим темой своего творчества собственную неповторимость и неповторимость своего творчества.

Поэма «Памятник» написана в 1759 году. Поэт сравнивает свои произведения с памятником «чудный, вечный» и тем самым указывает, что поэт бессмертен в своих произведениях. Он говорит о том, какую роль поэзия играет для будущих поколений и современников, как она влияет на них.

Основной идеей произведения является мысль автора о том, что назначение искусства и литературы трудно переоценить, ведь именно оно воспитывает просвещение, любовь к прекрасному и другие важные для достойного человека качества. Все работы Державина отличаются удивительной искренностью, и Памятник не исключение. Он без всяких колебаний и робости высказывает свое мнение о власти и разъясняет, в чем именно заключаются его заслуги перед русской литературой.

Стихотворение написано очень лаконично и ритмично (первая строчка с третьей, вторая с четвертой), поэтому читать и выучить его достаточно просто. А также такое написание позволяет ощутить всю глубину затронутой автором темы.

Многочисленное употребление различных богатых эпитетов (с неторопливой рукой, искренняя простота, справедливая заслуга) и «громких» слов, типа — возгордиться, провозгласить, неисчислимо, еще больше укоренить в сознании читателя мысль о важности данного произведения не только для самого автора, но и для каждого из нас.

Нельзя, конечно, обойти вниманием и восклицательные предложения, которые автор необычайно гармонично расставляет на протяжении всего стихотворения (в начале и ближе к концу), что помогает нам находиться в каком-то боевом настроении на протяжении всего чтения. Лирический герой Державина сразу вызывает у читателя довольно сильные эмоции. Выглядит как мужчина сильный, упрямый, уверенный в своей правоте. Это, как мы понимаем, помогает ему добиваться своих целей.

Анализ стихотворения Памятник Державину

В стихотворении Державина «Памятник» читателю представлены некоторые рассуждения о его заслугах и их значении. Он поражает своей глубиной и масштабностью. Отчасти поэт предстает в образе человека, который своими поэтическими указаниями выражает чувства и мысли. высшие силы, выступающие своеобразным посредником между человеком и божественным началом. Многие критики сочли написание этого стихотворения проявлением заносчивости и чрезмерного высокомерия, но стоит отметить, что Державин говорит не только о себе, но и о творчестве в целом.

Актуальна и тема бессмертия. Любое творчество живет вечно. Он неоднократно повторяет это в своем стихотворении. Творчеству не грозит исчезновение после физической смерти, оно есть нечто эфемерное и непоколебимое, это то, что нельзя ни понять, ни проанализировать, только опираясь на чувства и ощущения, можно постигнуть то, о чем идет речь.

Затрагивается и тема знаний. более высокого порядка. Державин буквально между строк говорит о том, что все внешнее слишком ничтожно, а правда и настоящая глубина чувств, мотивов и поступков скрыты от человека, не каждый может докопаться до настоящего понимания, только поэзия, связанная невидимой нитью с Богом, может помочь человеку разобраться.

Для более яркого восприятия автор в своей работе использует большое количество художественных приемов. Это и эпитеты («вечный памятник», «чудесный памятник», «высокая лексика»), и олицетворения («часть будет жить», «умножится слава»), также автор неоднократно использует метафоры, градации и другие художественные приемы.

Несмотря на то, что стихотворение неоднократно подвергалось критике, многие говорили о какой-то нескромности и приписывании себе несуществующих качеств, стихотворение живет уже не один год.Самый весомый показатель талантливо написанного стихотворения — время .Действительно, в этом стихотворении затронуты темы, которые никогда не теряют своей актуальности. Даже сегодня эта тема дает пищу для размышлений.Это повод задуматься о бессмертии души,о творчестве,о его предназначении и смысле существования. Сегодня многие из нас забывают, что смысл не в финансовом благополучии, не в стабильности и не в чем-то материальном, а в том, о чем нам рассказывает Державин, — в творчестве и духовности, которые неразрывно связаны.0009

Вариант 3

Памятник Державину — программная работа, с которой многие даже начинают изучение русской классической лирики. Державин был, как говорят американцы, self made man, то есть всего добился сам, своими усилиями. Он поднялся с самого дна и достиг значительных вершин, о которых часто писал в собственных произведениях.

Как известно, эта лирика во многом автобиографична, а первооткрывателем и эталоном жанра здесь был Гаврила Романович. Сам Монумент – это размышление о вечности поэта, которую он достигает через собственную поэзию.

Действительно, мысль не нова и написанное не повернуть вспять и топором не вырубить, слово всегда было одним из самых сильных инструментов доступных человеку. В свою очередь поэт, как своего рода мастер обращения со словом, способен воздействовать на людей, мир, создавать определенные идеи. В то же время Державин говорит и о «чудесном, вечном» памятнике, который он воздвигает себе с помощью поэзии, он создает творение, пожалуй, даже более сильное, чем дворцы и империи.

Кстати, о власти и о привилегированном положении поэта по отношению к власти говорит и Державин: «и с улыбкой говори царям правду». Это довольно многозначительное слово – истина, которое обозначает не столько обличение, сколько указание на верный путь, ведь истина – это некий бескомпромиссный идеал, несущий добро. Помимо этого, Державин говорит и о почитании народа, который должен не только уважать поэта, но и высоко ценить его роль.

Во многом Державин восхваляет себя в собственном творении, но здесь нет помпезности, по большей части только благородство, которое подчеркивается множеством эпитетов и слов типа: чудесный и вечный, справедливая заслуга, гордись, дерзай. Вообще Державин говорит не только о своем величии, но и о величии поэта как такового, лирического героя — не только Державина, но и общего идеала поэта, готового отстаивать свое мнение, умеющего отстаивать свое мнение. достигать цели и в определенном смысле возвышается над обыденной реальностью, соблюдая вечность.

Литературный анализ

Впервые это стихотворение было записано на бумаге в 1795 году, когда Державину было пятьдесят два года и уже в зрелом периоде своего творчества. В этом возрасте он уже приобрел поэтический и служебный успех, а также начал анализировать свою роль в русской поэзии и культуре.

Жанр стихотворения — Ах да. Но не совсем обыкновенную оду, Державин был первым из русских поэтов, хотя и косвенно, но оду себе посвятил. Его можно назвать слегка эгоистичной одой; но из другой страны талант, масштаб и влияние личности поэта того заслуживают.

Размер стихотворения : шестиметровый ямб. Тип рифмы : перекрестная рифма.

Основная идея и тема поэмы — это вера в бессмертие как поэзии в частности, так и искусства в целом. Державин говорит нам, что человеку не обязательно строить города, увековечивать себя в граните или быть центром внимания своей эпохи, а нужно только творить искусство и тогда он запомнится без лишних атрибутов.

Но помимо всего прочего Державин выдвигает еще несколько условий для будущих поэтов: Во-первых, быть абсолютно честным всегда, везде и с кем-либо. Пусть перед тобой король или император, но если ты поэт, ты обязан не льстить, а рубить правдой, как мечом. Во-вторых, они не стесняются и даже гордятся собственными успехами и заслугами. Собственный пример Державина показывает, что если ты действительно преуспел в борьбе за славу и добился чего-то великого, то не стыдно этим хвастаться. В-третьих, подобно примеру поэта из последней его строфы, безмерно, бесцельно, но постоянно, бойко и страстно прославляйте, хвалите. Очень снисходительная в творчестве, но в то же время неуловимая поэтическая муза.

Чтобы сохранить величие и грандиозность своей поэмы, чтобы подчеркнуть ее непомерную важность, Габриэль использует множество различных художественных приемов. Эпитеты: памятник (какой) чудесный, вечный; вихрь (который) мимолетный; смешной слог. И т. д. Гипербола: металлы тверже и выше пирамид. Метафоры: время — это полет; рассвет бессмертия. Аватары: гром не грянет; ; полет не сокрушит время. Также стоит отметить общий подбор слов для этого стихотворения, многие из которых считаются очень возвышенными и редкими. Стихотворение изобилует восклицанием и духом высокой поэзии.

Разбор стихотворения Памятник по плану

Возможно Вам будет интересно

  • Разбор стихотворения Жуковского Приход весны сочинение 7 класс

    Многие поэты писали о временах года, и Василий Андреевич Жуковский не был исключением из красавиц природы России. Писатель любил переводить стихи с немецкого языка внештатным писателем Людвигом Уландом

  • Анализ стихотворения юному поэту Брюсову

    Во многом человечество существует благодаря передаче опыта. Конечно, люди тоже оставляют какие-то материальные следы своего пребывания на этой планете, но самые значимые – это идеи и мысли.

  • Анализ стихотворения Мандельштама «Сумерки свободы»

    Произведение является выражением тревог и предчувствий, охвативших поэта, принявшего революцию, когда он смог испытать на собственном опыте, что представляет собой новое общество, которое мечтают идеалисты.

  • Анализ стихотворения Пусть тебя упьет другой Есенин

    Произведение принадлежит поэту любовной лирики и является одной из составных частей цикла стихов под названием «Любовь хулигана», обращенного к любви поэта к художнице Августе Миклашевской

Первая публикация поэмы «Памятник» (1795) Державина вышла под названием «Музе. Подражание Горацию». Тем самым автор указал на латинского поэта как на некий источник собственного поэтического отражения одной из вечных проблем литературы: что остается в памяти потомков после ухода из жизни поэта или писателя? В более широком смысле ее можно рассматривать как проблему смерти и бессмертия, преодоления смертности всего живого с помощью творчества и сохранения в памяти потомков души поэта, воплощенной в его произведениях.

В первой строфе лирический герой стихотворения Державина признается, что это что-то вроде подведения итогов, осмысления пройденного жизненного пути, поэтому представление о «памятнике» (то, что останется после тебя) вполне естественно для него. И утверждает, что «поставил» себе памятник, определив его как «чудесный, вечный». Эпитеты эти весьма неоднозначны, ибо не всякое «чудо» в конечном счете способно пережить время и стать частью мироздания, обретя «вечность», поэтому с самого начала стихотворения возникает ощущение торжественности, приподнятости, и именно еще более усиливаются те сравнения, с помощью которых автор утверждает «вечность», нерушимость созданного им памятника: «Он тверже металлов и выше пирамид». Эти и другие образы первой строфы подтверждают величие «поэтического памятника», созданного поэтом.

Далее лирический герой анализируемого стихотворения поясняет, что поэзия способна преодолеть «тление» (образ смерти), поскольку она является воплощением всего лучшего, что есть в душе человека, возможно, само существование человека обосновывается именно тем, что в нем есть эта «большая часть меня» — здесь как бы сочетаются телесное и духовное начала, и доминанта духовного очевидна в сохранении всего, что человек хочет и может оставить потомкам после себя. Примечательно, что лирический герой связывает свою «славу» со своим народом, без которого, очевидно, не существовало бы и самой его поэзии: «И слава моя будет возрастать, не угасая, пока вселенная чтит род славянский». В этой форме Державин утверждает неразрывное единство поэта и народа, единство их судеб.

В третьей строфе дается беглый очерк страны, на бескрайних просторах которой живут «бесчисленные» народы, в которой будет востребован поэтический «памятник», творчество поэта. Но главным своим достижением лирический герой считает то, что «из безвестности я… прославился». Памятуя о судьбе Державина, надо согласиться, что такое «вознесение» не может не вызывать законной гордости, тем более, что оно произошло не само собой, а явилось результатом упорного и честного труда, высоких нравственных качеств, отстаивавших его понимание добра. и зло в очень сложных условиях.

Четвертая строфа стихотворения Державина «Памятник» посвящена выяснению того, что именно приписывает себе лирический герой. Вот «добродетели Фелицы», о которых он «первый… осмелился говорить в смешном русском стиле», вот «сердечная простота», с которой он «о боге говорит», но самое главное — заключительная строка строфы. «И с улыбкой говорить царям правду» — вот в чем лирический герой Державина (или это сам автор?) видит главную свою заслугу, это было для него самым главным. Как мы помним, сам Державин редко разговаривал с царями «с улыбкой», но то, что он всегда старался быть честным в выражении своих мыслей и чувств, бесспорно. Можно, наверное, сказать, что требование абсолютной правдивости было для Державина главным, предъявляемым им к поэзии и поэтам, а «правду» надо говорить открыто всем, потому что она, истина, едина для всех божьих тварей («Владыки и судей»), независимо от того, кто они на земле.

Последняя строфа – обращение к Музе, к поэзии, которая, по мнению автора, должна в первую очередь думать не о том, как будут восприняты результаты ее труда, а о «заре бессмертия», о творчестве сама, потому что суду человеческому не подвластна, она живет в мире «вечности». .. «Гордись заслугой праведной, И кто тебя презирает, того сам презирай» — вот что, по мнению Державина, должно быть отношения поэзии с современниками, ведь только автор творит в своих произведениях себя, создает свой «памятник», способный пережить века.

Заканчивая анализ стихотворения «Памятник» Державина, отметим, что в его трактовке оды Гораций Гавриил Романович оригинален, он претендует на собственное понимание роли и места в жизни общества поэта и поэзии, оценивая их собственного творчества с позиций просветительства, восхождения к общечеловеческим нравственным ценностям.

Памятник Державину краткое содержание для читательского дневника. Анализ стихотворения «Памятник» Державина Г.Р.

«Памятник» Гавриилу Державину

Я воздвиг себе чудный, вечный памятник,
Он тверже металла и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром мимолетного не сломит,
И время не сокрушит его.

Итак! — весь я не умру, но большая часть меня,
Бегущий от тления, после смерти он будет жить,
И слава моя неувядаемая будет расти,
Доколе славян будет чтить вселенная?

Пройдет обо мне молва от Белых Вод до Черных,
Где из Рифея льются Волга, Дон, Нева, Урал;
Все будут помнить это среди бесчисленных народов,
Как из безвестности я стал известен тем,

Что я первый посмел в смешном русском слоге
Провозгласить добродетели Фелицы,
О Боге говорить в простоте сердечной
И правду царям говорить с улыбкой.

О муза! гордись справедливою заслугою,
И кто тебя презирает, того презирай сам;
Неторопливой, неторопливой рукой
Увенчай свой лоб рассветом бессмертия.

Практически каждый поэт в своем творчестве обращается к теме вечности, пытаясь найти ответ на вопрос, какая судьба уготована его произведениям. Такими эпическими одами прославились Гомер и Гораций, а позднее многие русские писатели, среди которых был и Гавриил Державин. Этот поэт — один из ярчайших представителей классицизма, унаследовавший европейские традиции сочинения своих стихов в «высоком штиле», но в то же время до такой степени адаптировавший их. разговорной речи, чтобы они были доступны для понимания практически любого слушателя.

При жизни Гавриил Державин был благосклонен к императрице Екатерине II, которой посвятил свою знаменитую оду «Фелица», но его вклад в русскую литературу был оценен потомством только после смерти поэта, ставшего своеобразным духовным наставник Пушкина и Лермонтова.

Предвидя такое развитие событий, в 1795 году Гавриил Державин написал поэму «Памятник», которую первоначально назвал «Музе». Данное произведение по своей форме выдержано в лучших традициях древнегреческой поэзии , однако его содержание многие сочли вызывающим и нескромным. Тем не менее, отражая нападки критиков, Державин посоветовал им не обращать внимания на пафосный стиль, а подумать о содержании, отметив, что в этом произведении он восхваляет не себя, а русскую литературу, которой наконец удалось вырваться из тугие оковы классицизма и становятся более понятными.

Естественно, огромная заслуга в этом принадлежит самому Державину, о чем он упомянул в своем стихотворении, отметив, что воздвиг себе памятник «тверже металла» и «выше пирамиды». При этом автор утверждает, что ему не страшны ни бури, ни громы, ни годы, так как эта структура имеет не материальный, а духовный характер. Державин намекает, что ему удалось «очеловечить» поэзию, которой отныне суждено стать общедоступной. . И вполне естественно, что будущие поколения смогут оценить красоту поэтического стиля, ранее доступного только избранным. Поэтому поэт не сомневается, что его ждет если не слава, то бессмертие. «Весь я не умру, но большая часть меня, спасшись от тления, начнет жить после смерти», — отмечает поэт. При этом он подчеркивает, что молва о нем прокатится по всей Русской земле.

Именно эта фраза вызвала возмущение противников поэта, приписывавших Державину излишнюю гордыню. Однако автор имел в виду не собственные поэтические достижения, а новые течения в русской поэзии, которые, как он предвидел, подхватит новое поколение писателей. И именно их произведения приобретут широкую популярность среди различных слоев населения благодаря тому, что сам поэт сможет научить их «в сердечной простоте говорить о Боге и с улыбкой говорить царям правду».

Примечательно, что в своих предположениях о будущем русской поэзии, чей лоб увенчает «заря бессмертия», Гавриил Державин оказался прав. Примечательно, что незадолго до смерти поэт присутствовал на выпускном экзамене в Царскосельском лицее и слушал стихи юного Пушкина, которого «во гроб сошедши, блаженныя». Именно Пушкину суждено было стать продолжателем поэтических традиций, заложенных в русской литературе Державиным. Неудивительно, что знаменитый русский поэт, подражая своему учителю, создал впоследствии стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», которое перекликается с «Памятником» Державина и является продолжением многогранного спора о роли поэзии. в современном российском обществе.

В 1796 году к этой теме обращается Г. Р. Державин,
пишет поэму «Памятник» — это вольная транскрипция
Оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого
предшественника, а высказывает собственную точку зрения на
поэта и поэзию. Поэт считал, что люди, не одухотворенные
, не заботятся об искусстве, остаются глухими к добру, равнодушными
к чужим радостям и горестям.

Тема бессмертия поэта в его произведениях, в памяти народа
о создателе известных произведений. Моя главная заслуга
видит поэта в том, что он умел «правду царям с улыбкой
говорить», «говорить о Боге», «смелся» говорить о
добродетелях Екатерины!! не высокий, а простой слог

Стихотворение такое написано ямбом, в каждом четверостишии
первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой,
т.е. перекрестная рифма

Для придания торжественности поэтической речи поэт употребляет
слова «высокий стиль» — чело, гордиться , провозгласить, осмелиться,
бесчисленное количество и т.д.; различные эпитеты — неторопливой рукой,
сердечной простотой, справедливой заслугой, прекрасным памятником,
вечным, мимолетным громом. Гипербола и сравнение
одновременно — «он выше металлов и тверже пирамид».
Памятник — это творение, оставленное потомкам, поэтому
сравнение с пирамидами, металлом носит явно образный характер, т.е.
подразумевает переносный смысл. Все это помогает подтвердить
мысль о важности творчества, о бессмертии художественного
произведения

Поэма «Памятник» (1795) изначально была переводом оды Горация. Но перевод приобрел много чисто русских черт как в написании, так и в содержании. Поэма начинается с того, что мы узнаем о появлении нового памятника. Он прекрасен, вечен, тверже металла и выше пирамид. И никто и ничто не может его разрушить. «Ни вихрь его, ни гром мимолетного не сломит…» И главное, на него не действует время. Этот прочный памятник возводился автором на многие-многие века. И этот памятник — дело рук Державина. Его стихи пройдут сквозь годы и останутся в памяти не только исследователей, но и простых читателей. Ведь темы и идеи, затронутые в его творчестве, актуальны во все времена.
Это подтверждается во второй строфе стихотворения. Автор надеется, что большая его часть, растворенная в его творчестве, избежит распада. И после смерти оно будет жить и передаваться устно или письменно из поколения в поколение. Слава такого поэта только приумножится, и приумножит ее «славянский род».
Родина простирается на бескрайние просторы. И в каждом уголке его будет известно имя нашего поэта, Державина. «Пройдёт обо мне молва от Вод Белых до Вод Черных, / Где Волга, Дон, Нева, Урал льются из Рифея…» Память вещь очень важная в жизни многих поколений, она позволит народы соблюдать все заветы великого поэта и следовать его советам.
Ведь Державин был первым, кто «осмелился в смешном русском стиле» говорить о достоинствах Фелицы (Екатерины II). И этот образ стал поэтической маской императрицы. Он осмелился сказать царям всю правду с помощью своего творчества. Он, как поэт, получил негласное право «говорить о Боге в искренней простоте».

А в конце стихотворения поэт обращается к своей музе. Он просит ее сжечь по заслугам и презирать тех, кто презирает ее. НО последний совет музы звучит так: «Неторопливой неторопливой рукой / Увенчай свой лоб зарей бессмертия».
В таком маленьком стихотворении Державин смог не только отметить свои заслуги, но и возвысить такую ​​профессию поэта. Без этого пламенного стихотворения, наверное, не было бы популярного стихотворения А. С. Пушкина «Я себе памятник воздвиг…».

Первая публикация поэмы «Памятник» (1795) Державина вышла под названием «Музе. Подражание Горацию». Тем самым автор указал на латинского поэта как на некий источник собственного поэтического отражения одной из вечных проблем литературы: что остается в памяти потомков после ухода из жизни поэта или писателя? В более широком смысле ее можно рассматривать как проблему смерти и бессмертия, преодоления смертности всего живого с помощью творчества и сохранения в памяти потомков души поэта, воплощенной в его произведениях.

В первой строфе лирический герой стихотворения Державина признается, что это нечто вроде подведения итогов, осмысления пройденного жизненного пути, поэтому мысль о «памятнике» (то, что останется после тебя) для него вполне естественна . И утверждает, что «поставил» себе памятник, определив его как «чудесный, вечный». Эпитеты эти весьма неоднозначны, ибо не всякое «чудо» в конечном счете способно пережить время и стать частью мироздания, обретя «вечность», поэтому с самого начала стихотворения возникает ощущение торжественности, приподнятости, и именно еще более усиливаются те сравнения, с помощью которых автор утверждает «вечность», нерушимость созданного им памятника: «Он тверже металлов и выше пирамид». Эти и другие образы первой строфы подтверждают величие «поэтического памятника», созданного поэтом.

Далее лирический герой анализируемого стихотворения поясняет, что поэзия способна преодолеть «тление» (образ смерти), поскольку она является воплощением всего лучшего, что есть в душе человека, возможно, само существование человека обосновывается именно тем, что в нем есть эта «большая часть меня» — здесь как бы сочетаются телесное и духовное начала, и доминанта духовного очевидна в сохранении всего, что человек хочет и может оставить потомкам после себя. Примечательно, что лирический герой связывает свою «славу» со своим народом, без которого, очевидно, не существовало бы и самой его поэзии: «И слава моя будет возрастать, не угасая, пока вселенная чтит род славянский». В этой форме Державин утверждает неразрывное единство поэта и народа, единство их судеб.

В третьей строфе дается беглый очерк страны, на бескрайних просторах которой живут «бесчисленные» народы, в которой будет востребован поэтический «памятник», творчество поэта. Но главным своим достижением лирический герой считает то, что «из безвестности я… прославился». Памятуя о судьбе Державина, надо согласиться, что такое «вознесение» не может не вызывать законной гордости, тем более, что оно произошло не само собой, а явилось результатом упорного и честного труда, высоких нравственных качеств, отстаивавших его понимание добра. и зло в очень сложных условиях.

Четвертая строфа стихотворения Державина «Памятник» посвящена выяснению того, что именно приписывает себе лирический герой. Вот «добродетели Фелицы», о которых он «первый… осмелился говорить в смешном русском стиле», вот «сердечная простота», с которой он «о боге говорит», но самое главное — заключительная строка строфы. «И с улыбкой говорить царям правду» — вот в чем лирический герой Державина (или это сам автор?) видит главную свою заслугу, это было для него самым главным. Как мы помним, сам Державин редко разговаривал с царями «с улыбкой», но то, что он всегда старался быть честным в выражении своих мыслей и чувств, бесспорно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *