1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Текст относится к научному стилю, так как его целью является изложение, обоснование, объяснение научного знания. 2) Используемые в тексте синтаксические средства: ряды однородных членов, сравнительные обороты – делают рассуждение логичным, последовательным. 3) В тексте особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на отношение к высказыванию (конечно, безусловно), а также подчинительным предложениям, помогающим автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной. 4) Для текста характерна неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников. 5) Основой приведённого текста является письменная речь, об этом свидетельствует и употребление книжных слов: пуристы, новаторы, консерваторы.
2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот союз.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. РАЗВИТИЕ 1) Степень умственной, духовной зрелости, просвещенности, широта кругозора. При подборе людей я обращал большое внимание не только на их общее и политическое развитие, на дисциплинированность, но и на физическую подготовку. 2) Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Законы общественного развития. 3) биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни. Индивидуальное развитие организма. 4) Ход, протекание. Развитие действия пьесы. Неожиданное развитие событий. 5) Результат изменения человека, выражающийся в его физическом состоянии, степени его умственной, духовной или моральной зрелости. Умственное развитие. Духовное развитие.
Давайте поговорим о жизни, о развитии нашего языка. Когда читаешь биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, […] русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, всегда находится в движении, в динамике непрерывного роста. Одни его слова отмирают, другие рождаются, третьи из областных и жаргонных становятся литературными, четвёртые из литературных уходят назад — в просторечие, пятые произносятся совсем по-другому, чем произносились лет сорок назад, шестые при употреблении требуют других падежей, чем это было, скажем, при Жуковском и Пушкине.
В языке всё движется, течёт, непрерывно меняется. Несмотря на эту очевидную динамику, только пуристы (сторонники чрезмерных требований к сохранению языка) всегда утверждают, что язык — это нечто неподвижное, — не бурный поток, а стоячее озеро.
Конечно, в жизни языка чрезвычайно сильна охранная тенденция. Эта важная тенденция заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи. Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. Он весь расшатался бы, утратил бы свой целостный, монолитный характер. Безусловно, только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется следующее: как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны.
В каждую эпоху в литературном языке существуют два противоположные стремления, равные по силе, одинаково естественные: одно — к безудержному обновлению речи, другое — к охране её старых, испытанных, издавна установленных форм. Оба стремления, проявляясь с одинаковой силой, обрекли бы наш язык на неподвижность. Сила новаторов всё же во всякое время немного превышает силу консерваторов — это-то и обеспечивает языку его правильный рост. Всё дело в норме — в гармонии.
Гавриил Романович Державин | Сокрытое Сокровище
14 июля исполнилось 270 лет со дня рождения русского поэта и драматурга эпохи Просвещения, государственного деятеля Российской империи, сенатора, действительного тайного советника — Гавриила Романовича Державина (1743 – 1816 гг).
Г.Р. Державин родился 14 июля 1743 года, был губернатором, даже кабинет-секретарём Екатерины Второй. При императорах Павле и Александре Первом, продолжая госслужбу, он усердно боролся за правду и справедливость, чем сильно досаждал им. Жил долго и весьма плодотворно. Его стихи бессмертны, поскольку их предметом является Создатель, Которого он Гавриил Державин молитвенно прославляет в своих поэтических шедеврах.
Твоё созданье я, Создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и Царь!
В русской поэзии так, пожалуй, не писал никто. Оды Державина «Бог» и «Христос» настолько возвышенны и совершенны, что их недаром причисляют к вершинам мировой лирики.
Смиренно преклоняясь перед величием Творца, поэт глубоко осмысливает свою роль во Вселенной:
Ничто! — Но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт,
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Будучи сенатором и губернатором, Державин требует от высокопоставленных особ не забывать о своём высшем предназначении:
Я князь — коль мой сияет дух,
Владелец — коль страстьми владею,
Болярин — коль за всех болею.
В стихотворении «Властителям и судиям», вдохновлённом Псалмом 81, он Г.Р. Державин напоминает:
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
В другом стихотворении «Радость о правосудии» (по мотивам Псалма 74) он призывает:
Скажу я грешным: не грешите;
Надменным: не вздымайте рог,
В безумии не клевещите,
Несправедлив как будто Бог.
Но Бог есть Судия единый,
Владыка и Правитель всех.
Он сих возводит на вершины,
А понижает долу тех.
Так было во все времена, ибо «Бог гордым противится, а смирённым даёт благодать» (Иакова 4:6).
В оде «Христос» он Гавриил Державин с изумлением восклицает:
Кто Ты — и как изобразить
Твоё величье и ничтожность,
Нетленье с тленьем согласить,
Слить с невозможностью возможность?
О, тайн глубоких океан!
Пучина див противоборных!
Зачем сходил Ты с звёздных стран
И жил в селениях юдольных?
В своём «Рассуждении о лирической поэзии» поэт пишет: «Прямая высокость состоит в силе духа, или в истине, обитающей в Боге». И открытие этой истины, бесспорно, обусловило необычайную высоту христианской поэзии самого Г.Р. Державина. И завершить эти заметки о поэзии Державина я хочу его актуальным и сегодня призывом к «Властителям и судиям»:
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един Царём земли!
Александр Азовский, «Бриллианты мысли», 1997
Биографическая справка
Гавриил Романович Державин родился в семье мелкопоместных дворян в родовом имении Сокуры под Казанью. Он рано лишился отца, отставного майора Романа Николаевича Державина.
С 19 лет он уже служил рядовым гвардейцем в Преображенском полку, а через 9 лет был в должности офицера. В 1777 году, по выходу в отставку, началась гражданская служба статского советника Г.Р. Державина в Правительствующем Сенате.
С момента основания Императорской Российской академии Державин был членом академии, принимал непосредственное участие в составлении и издании первого толкового словаря русского языка. Позднее, став губернатором, он организовал губернские административные, финансовые и судебные учреждения, ввёл в действие первое в образованной Олонецкой губернии общегражданское лечебное заведение — городскую больницу. Прямота и бескомпромиссность Гавриила Державина, его нетерпимость к бюрократизму приводят к тому, что его смещают с должности губернатора и отдают под суд. Суд выносит ему оправдательный приговор.
В 1802 – 1803 годах Державин служил в чине министра юстиции Российской империи. Затем был уволен в отставку и отстранён от всех государственных дел. Г.Р. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении Званка.
Поделиться
Всемогущий Бог воскрес и судит земное. «правителям и судьям»
«правителям и судьям» Гавриилу Державину
Всемогущий Бог воскрес, да судит Земных богов в их воинстве; Доколе, реки, доколе вы будете Пощадите неправедных и злых?
Твой долг: Законы соблюдать, Не смотреть в лица сильных, Ни помощи, ни защиты Не оставлять сирот и вдов.
Ваша обязанность — спасти невинных от вреда. Прикрой несчастных; От сильных защитить бессильных, Вырвать бедных из их оков.
Не обращай внимания! видишь — и не знаешь! Волосы покрыты взятками: Злодеяния сотрясают землю Ложь сотрясает небо.
короля! Я думал, вы, боги, сильны, Никто вам не судья Но вы, как и я, страстны, И так же смертны, как и я.
И ты упадешь вот так Как увядший лист падает с деревьев! И ты умрешь вот так Как умрет твой последний раб!
Воскреси, Боже! Боже! И внемли их молитве: Приди, суди, накажи злых,
И будь единым царем земным!
Анализ поэмы Державина «Властителям и судьям»
Со второй половины XVIII века русская поэзия перестала быть салонным и закулисным явлением, постепенно оказывая все большее влияние на жизнь общества. Красивые стихи, написанные в «высоком штиле», сменились обличительными произведениями, на которых впоследствии выросло не одно поколение бунтарей и революционеров. Одним из первых русских поэтов, не побоявшихся публично обличать тех, кто злоупотребляет своей властью, был Гавриил Державин. Именно ему принадлежит стихотворение «Властителям и судьям», написанное в 1780 г.
К этому времени автор оставил военную карьеру и успешно освоил должность статского советника. Параллельно с достижениями на общественно-политическом поприще Державин начал публиковать свои первые стихи, которые принесли ему широкую известность сначала в салонах, а затем во дворце императрицы. На волне заигрываний с французскими республиканцами императрица Екатерина II поощряла смелые высказывания среди своих подданных. Именно по этой причине она довольно благосклонно отнеслась к стихотворению Державина, в котором есть достаточно смелые и резкие высказывания в адрес власть имущих.
Тех, кто решает человеческие судьбы, поэт называет богами на земле и моделирует ситуацию, когда они сами предстанут перед высшим, божественным судом. Державин не считает себя высшим существом, но осмеливается говорить от имени Всевышнего, указывая соотечественникам на недопустимость тех поступков, которые он совершает. «Доколе, реки, доколе будете миловать неправедных и злых?» — спрашивает поэт.
В первой части поэмы автор рассказывает о том, что именно является обязанностью тех, кто находится у власти. Эти люди, по мнению Державина, должны «хранить законы», помогать вдовам и сиротам, «спасать невинных от беды» и защищать слабых от сильных. Кроме того, поэт озвучивает мысль о том, что необходимо «вырвать бедняков из пут», то есть, по сути, отменить крепостное право. Такое заявление еще при Екатерине II считалось проявлением вольнодумства, но благоволившая Державину императрица закрывала глаза на такую дерзость.
Вторая часть стихотворения носит обличительный характер. Автор отмечает, что люди не внимают доводам разума и уже давно живут не по Божьим заповедям, а по мирским законам. «Зверства сотрясают землю, ложь сотрясает небеса», — с горечью констатирует поэт. Обращаясь к русским царям, Державин признается, что считал их наместниками божьими на земле. Однако автор убежден, что «и ты упадешь так, как увядший лист падает с дерева! И ты умрешь так же, как умрет твой последний раб! В финале поэт призывает Всевышнего спуститься на грешную землю, чтобы судить людей. «Приди, суди, накажи злых и будь единственным царем земли!» — восклицает Державин, справедливо полагая, что без вмешательства высших сил даже самому мудрому и справедливому правителю из числа простых смертных не удается навести порядок в России.
История создания. Необычайно смелый, решительный и независимый характер Державина проявлялся во всем, в том числе и в его поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений едва не стало причиной изгнания и позора. Это была ода Правителям и Судьям, написанная в 1787 году, которую автор назвал «огневой одой».
Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушались законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не увенчалась успехом: он не встретил поддержки ни в обществе, ни во власти. Нарушители закона благополучно избежали заслуженного наказания. Но в то же время поэт свято верил, что сама Екатерина — добродетельный монарх, окруженный злыми сановниками. Обида и гнев требовали выхода. И тогда поэт решил написать переложение 81-го псалма — так в древности называли библейские гимны, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалтирь.
Тема этого псалма оказалась созвучной духу времени. Неслучайно этот 81-й псалом был перефразирован якобинцами во время Французской революции в Париже, и народ распевал его на улицах города, выражая негодование по поводу казненного впоследствии короля Людовика XVI.
Первый вариант своего переложения 81-го псалма Державин сделал за несколько лет до его публикации. Он передал стихотворение в «Санкт-Петербургский вестник».
Но издатели, испугавшись, вырезали его из уже напечатанной книги журнала. В новой версии, написанной пятью годами позже, поэт даже усилил обвинительный пафос стихотворения. Ему удалось ее опубликовать. работа под собственным названием «Владыкам и судьям».
Основные темы и идеи. Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с жизнью современного поэту Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он находит в ветхозаветной истории:
Доколе, реки, как долго ли ты будешь щадить неправедных и злых?
Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других;
Долг твой: законы охранять,
Не смотреть в лица сильных, Не оставлять сирот и вдов без помощи, без защиты. Ваш долг: уберечь невинных от бед, дать защиту несчастным; От сильных защитить бессильных, Вырвать бедных из их оков.
Но в реальной жизни он видит отклонение от этого высшего закона тех, кто у власти, кто должен в первую очередь следить за соблюдением законов:
Не внимать! Они видят и не знают! Волосы покрыты взятками: Злодеяния сотрясают землю Ложь сотрясает небо.
Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неотвратимость наказания для тех «злых» правителей, которые не повинуются высшему закону правды и справедливости, — в этом главная мысль и главная мысль оды Державина:
И ты упадешь вот так. Как увядший лист падает с деревьев! И ты умрешь вот так Как умрет твой последний раб!
Неудивительно, что ода «Владыкам и судьям» была воспринята не только придворной средой, но даже обычно благосклонной к Державину императрицей, как революционное воззвание. Ведь речь идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неизбежно ждет гнев Божий и падение. Поэт стремится предупредить об этом императрицу, в добродетель которой он продолжал верить. В противном случае такие «правители и судьи», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно будут заменены теми, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:
Воскреси, Боже! Бог прав! И внемли их молитве: Приди, суди, накажи злых И будь единым царем земли!
Художественное своеобразие. Поэт-новатор, Державин смело идет на разрушение уже привычных для его времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему. Рассуждения о лирике, или об оде», где он излагает свою теорию литературы и историю мировой лирики, объясняет свой творческий метод и стиль. Именно здесь он подробно говорит о тех жанровых разновидностях оды, которые появляются в его творчестве, начиная с Фелицы. Если это свое произведение поэт относит к смешанной оде, то стихотворение «Владыки и судьи» автор называет гневной одой.
Если следовать традиции, то ее следовало бы отнести к хорошо развитому к тому времени в русской литературе жанру духовной оды — ведь в основе ее лежит библейский текст. К тому же в оде Державина лексика и многие образы действительно напоминают библейскую поэзию: в их сонме; покрытые взятками пакли; слушайте их молитву и т. д. Торжественный стиль оды создается не только за счет обилия славянизмов, но и с помощью особых синтаксических средств: риторических восклицаний, вопросов, призывов: «доколе пощадишь неправедных и зло?»; «Короли! Я думал, что вы, боги, сильны…»; «Восстань, Боже! Боже мой!» Кроме того, поэт использует прием анафоры и синтаксические повторы: «Ваш долг: хранить законы…», «Ваш долг: невинных от бед спасать…»; «Не внимать !Они видят и не знают!
Все это придает стихотворению ораторское звучание, что помогает автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей. Ведь то, что перед нами, конечно, не столько духовное, сколько, пользуясь определением автора, именно «гневная» ода, то есть такая, которая призвана выразить горечь автора, видящего порочности современной ему жизни, и отразить обличительный пафос поэмы, которая должна пробудить в читателях не только гнев, но и стремление к очищению и исправлению пороков.
Стоимость работы.
Мы знаем, что сам Державин не вкладывал в свое произведение революционного смысла, он был монархистом по своим политическим убеждениям, и столь ярко и эмоционально выраженный протест против «неправедных и злых» воспринимался многими как политическое воззвание. Автор «Фелицы», восхваляющий «добродетели» императрицы и искренне верящий в ее мудрость и справедливость, в оде «Властителям и судьям» предстал в совершенно новом обличье: он стал гневным обличителем пороков государыни. правителей, поправших закон и нравственность, и тем самым открывших в русской литературе одну из важнейших ее тенденций. В дальнейшем она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но для современного читателя это произведение тоже может оказаться близким и понятным: ведь пороки неправедного правительства, его стремление действовать в своих, а не общественных, государственных интересах, попирая законы и справедливость, к сожалению , остаются актуальными и сегодня.
Державин. правители и судьи
Всемогущий Бог воскрес, да судит Земных богов в их воинстве; Доколе, реки, доколе вы будете Пощадите неправедных и злых?
Твой долг: Законы соблюдать, Не смотреть в лица сильных, Ни помощи, ни защиты Не оставлять сирот и вдов.
Твой долг невинных спасать от бед, Прикрывать несчастных; От сильных защищать бессильных, Освободите бедняков от оков.
Не обращай внимания! видишь — и не знаешь! Волосы покрыты взятками: Злодеяния сотрясают землю Ложь сотрясает небо.
Короли! Я думал, вы, боги, сильны, Никто вам не судья Но вы, как и я, страстны, И так же смертны, как и я.
И ты упадешь так Как падает с деревьев увядший лист! И ты умрешь вот так Как умрет твой последний раб!
Воскреси, Боже! Боже! И внемли их молитве: Приди, суди, накажи злых, И будь единым царем земным!
Ода Державина «Властителям и судьям» (см. ее краткое содержание и анализ) выдержала три редакции. Первое не удовлетворило поэта. Вторая ода была издана в Петербурге. Бюллетень», однако выпуск журнала, открывавшегося одой, был приостановлен, лист, на котором раньше была ода, перепечатан. По-настоящему ода дошла до читателя лишь в 1787 году, когда она была опубликована в своем окончательном виде. версии в журнале «Зеркало Света» под названием «Ода. Извлечено из псалма 81. В 179 г.5, добиваясь разрешения на издание своего собрания сочинений, Державин подарил Екатерине II рукописный экземпляр первой части, куда он включил эту оду. Однако то, что осталось незамеченным в 1787 г., в 1795 г., после Французской революции, казни короля Людовика XVI и т. д., произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Потом прошел слух, что 81-й псалом был использован якобинскими революционерами против короля.
Когда Державин теперь появился при дворе, дворяне сторонились его и просто «бежали» от него. Поэт тут же написал объяснительную записку — «Анекдот», в которой «наглядно доказал», что автор псалма «Царь Давид не был якобинцем», и разослал его самым влиятельным лицам при дворе. После этого все «словно сняли руками: все обращались с ним, как ни в чем не бывало». Несмотря на это, Державин не получил разрешения на издание своих произведений, а рукопись была отдана князю Зубову, который хранил ее до самой смерти Екатерины II. В 179В 8-м издании ода была вычеркнута цензорами, а в окончательном издании под заглавием «Властителям и судьям» она появилась только в первом томе издания 1808 года.
Возможно, что прямым внешним толчком к написанию оды послужил следующий случай, описанный самим поэтом: общее собрание, украшенное… лепными барельефами…, кстати, скульптор Рашет изобразил Правду обнаженной в фигурах, и тот барельеф стоял к лицу присутствовавших за столом сенаторов; потом когда тот зал был сделан и генерал-прокурор князь Вяземский осмотрел его, то, видя голую Правду, сказал душеприказчику: «Скажи ей, брат, прикрыть немного». И действительно, с тех пор в правительстве стали иногда больше скрывать правду.
Обвинительная ода «Владыкам и судьям» — одно из важнейших произведений в творчестве Державина, которое в экспрессивной и эмоциональной манере обращает внимание общества на проблему коррумпированных чиновников. Можно использовать краткий анализ «Владыки и судьи» по плану на уроке литературы в 9 классе и для того, чтобы школьники понимали не только смысл стихотворения, но и положение в России 18 века.
Краткий анализ
История создания — Гавриил Романович написал свое произведение в 1870 году и с большим трудом добился его публикации в популярной тогда газете — «Санкт-Петербургский вестник».
Композиция — стихотворение представляет собой целый рассказ, не разделенный на отдельные части, тема развивается последовательно.
Тема поэмы — необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чем Державин пытается убедить людей, стоящих у власти.
Жанр — ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени — почти революционная.
Стихотворный размер — ямб с перекрестной рифмовкой.
Сравнения – «как с дерева упадет увядший лист», «ты умрешь, как умрет твой последний раб» .
История создания
Поэма представляет собой больной перевод одного из псалмов, который Державин дополнил собственным негодованием на власть имущих. Она была написана в 1870 году и, после больших усилий со стороны поэта, все-таки опубликована — в газете «Санкт-Петербургский вестник».
Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, долгие годы занимавшим достаточно высокие посты. И такая деятельность показала ему все недостатки административной системы в Российской империи — а их было немало. За годы службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что строй нуждается в коренных изменениях, — эта мысль была выражена им в поэме «Властителям и судьям». Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями своего времени.
Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, в целом благосклонно относящейся к поэту, как революционный призыв. И, несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи ниспровержения существующего строя, просто выражая накопившуюся озлобленность по поводу царящей несправедливости, позднее заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.
Субъект
Тема этого обвинительного произведения — произвол чиновников и других государственных деятелей, использующих свою власть во вред как народу, так и государству. Они властолюбивы, жадны, подлы и неспособны понять простого человека или помочь ему. Поэт обращается к правителям, призывая их жить по совести, и к судьям (имея в виду именно императрицу), призывая их произвести справедливый суд и наказать зазнавшихся правителей. Однако в конце поэт высказывает мысль о том, что по-настоящему управлять людьми может только Бог.
Состав
Соответствует составу первоисточника, то есть 81-му псалму царя Давида, вольным переводом которого является.
На протяжении всего стиха поэт развивает одну и ту же мысль и о продажности власть имущих и о необходимости перемен. Так, вначале он высказывает свои взгляды на справедливый общественный строй, когда власть имущие защищают тех, кто в этом нуждается. Далее он отмечает, что на самом деле ничего подобного не происходит, каждый просто преследует свои интересы.
И в конце, во-первых, утверждает мысль о том, что такое нарушение законов человечества не может оставаться безнаказанным, а во-вторых, взывает к Богу как к высшей инстанции.
Жанр
Жанр этого произведения определить несложно — это ода. Но ода гневная — как назвал ее сам автор. Он также содержит элементы духовной оды, так как за основу взят библейский текст. Ода написана ямбом и использует перекрестную рифму.
Средства выразительные
Художественное своеобразие творчества Державина выражается не только в смешении поджанров, но и в том, какие выразительные средства он использует для передачи своей идеи. Итак, содержит обычные способы:
Сравнения — «как увядший лист упадет с дерева», «ты умрешь, как умрет твой последний раб».
Однако они действуют как вспомогательные средства. Основные из них — славянизмы, с помощью которых поэт делает свое стихотворение более торжественным, и риторические восклицания. Они играют очень важную роль в ткани произведения, придавая ему сходство с ораторским искусством. Таким образом Державин привлекает внимание читателей.
ПРАВИТЕЛЯМ И СУДЬЯМ
Всемогущий Бог воскрес, да судит Земных богов в их воинстве; Доколе, реки, доколе вы будете Пощадите неправедных и злых?
Твой долг: Законы соблюдать, Не смотреть в лица сильных, Ни помощи, ни защиты Не оставлять сирот и вдов.
Ваша обязанность — спасти невиновных от вреда. Прикрой несчастных; От сильных защищать бессильных, Вырвать бедняков из их оков.
Не обращай внимания! видишь — и не знаешь! Волосы покрыты взятками: Злодеяния сотрясают землю Ложь сотрясает небо.
короля! Я думал, вы, боги, сильны, Никто вам не судья Но вы, как и я, страстны, И так же смертны, как и я.
И ты упадешь так Как падает с деревьев увядший лист! И ты умрешь вот так Как умрет твой последний раб!
Воскреси, Боже! Боже! И внемли их молитве: Приди, суди, накажи злых, И будь единым царем земным!
Примечания
Правители и судьи (стр. 92). Впервые — «СПб. Вестник», 1780, № 11, с. 315. Затем — «Зеркало света», 1787, № 53, с. 1. Печ. согласно Эд. 1808 г., том. 1, с. 10. В рукописях поэта сохранилась ранняя редакция (Арх. ГПБ, т. 1, л. 17):
ПСАЛОМ 81
Поднимитесь среди богов на совет Богов судит высший бог. Доколе, реки, правду продавать И смотреть на грешный рог? один
Судите бедных с богатыми; Не смотри на возвышенность лиц; Из рук губящих душу — Несчастных, сирот и вдов.
1 Рог — сила, крепость, власть, могущество; высокомерие, заносчивость (Даль). Ильинский (с. 29) дважды неверно истолковал слово как «скала», что, по крайней мере, делает строку бессмысленной. Во всех пяти вариантах рукописи написано достаточно четко: «рог» (см. литографическую репродукцию рукописи в Гроте, 1, 109).).
Но безумцы посреди трона: Сидят и царствуют дремлющие, Не ведают, что от бедных стоны Земля движется по ошибке.
Я думал, что вы боги вселенной Господь, 1 царь и судья; Но и ты смертен от праха И так же смертен, как и я.
И так, коль правды нет, И правды нет в мире, Разъедини, творец, жало несправедливости, Приди и царствуй всюду сам.
В черновом варианте 4-й строфы было первоначально: «государи, князья и судья» (см. Ильинский, 29-30). При дальнейшей обработке Державин заменил эти слова одним общим и в то же время более выразительным понятием: «боги земные». Поэта не удовлетворило первое издание, и он вскоре коренным образом переработал его. Последние три строфы второго издания полностью совпадают с окончательным изданием, первые три существенно отличаются как от первого, так и от окончательного:
О ДА. ПСАЛОМ 81 ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Вот бог богов восстал судить Земные боги в воинстве их: «Доколе, — реки, — ложь чтите, Доколе будете щадить нечестивых?
Долг твой блюсти законы И не смотри на благородство лиц, Спаси от рук гонителей Бедные, сироты и вдовы!»
Не внимают: грабежи, обман, Тоска и бедные стоны Смущают, потрясают царства И трон брошен в руины. ..
Второе издание оды вышло в Петербурге. вестник». Резко-обличительный характер стихотворения Державина, очевидно, привлек внимание. Выпуск журнала, открывавшегося одой, был приостановлен, лист, на котором раньше была ода, перепечатан, а начало переведенного рассказа «Розалия на ней было напечатано то, что прежде начиналось только на следующей странице. До нас дошло очень мало экземпляров журнала с неразрезанной одой Державина. Ода действительно увидела свет лишь в 1787 году, когда она была опубликована в своем итоговый выпуск в журнале Зеркало
1 Владыка (владыка) — за 18 век. постоянное имя и обращение к высшим сановникам церкви (митрополитам, архиепископам и др.). Видимо, в этой строке поэт перечисляет все высшие «земные» власти: духовную, политическую и административную. свет» под названием «Ода. Извлечено из 80-го псалма. В 1795 г., добиваясь разрешения на издание своего собрания сочинений, Державин подарил Екатерине рукописный список первой части, в которую вошла ода. То, что осталось незамеченным в 1787 г., в 179 г.5, после Французской революции, казнь короля Людовика XVI и т. д., произвела впечатление разорвавшейся бомбы, ибо, не говоря уже об остроте содержания оды, распространился слух, что 81-й псалом использовался якобинскими революционерами против короля. Когда поэт появлялся при дворе, дворяне сторонились и просто «бежали» от него. Говорили даже, что «допросить» поручили «хлыстовику» Шешковскому, секретарю Тайной канцелярии, который также ведал делами о «крамольных» и «вредных» сочинениях (Радищев, Княжнин и многие другие). Державин. Не дожидаясь, пока Шешковский «спросит» его, почему он пишет «такие дерзкие стихи», поэт решил сам перейти в наступление и тут же написал специальную объяснительную записку — «Анекдот», в которой, как он позже писал, «явно доказал», что автор псалма «Царь Давид не был якобинцем», и отправил его наиболее влиятельным лицам при дворе: статс-секретарю императрицы Трощинскому, имевшему на рассмотрении свои сочинения, вице-канцлеру графу Безбородко и фаворит Екатерины II П. А. Зубов. После этого все «исчезло как по волшебству: все относились к нему как ни в чем не бывало» (Грот, 6, 69).6. См. также «Анекдот»: 1, 113-115). Несмотря на это, Державин не получил разрешения на издание своих произведений, а рукопись была отдана князю Зубову, который хранил ее до самой смерти Екатерины II. В Эд. В 1798 году ода была вычеркнута цензурой, и в окончательной редакции под заглавием «Властителям и судьям» она появилась лишь в 1-м т. Эд. 1808 г. Возможно, что прямым внешним толчком к написанию оды послужило следующее происшествие, описанное самим поэтом: «В 1779 г.он был перестроен под его руководством (Державин. — В.З. ) Сенат, и особенно зал общего собрания, украшенный… лепными барельефами… среди прочих фигур, был изображен скульптором Рашет Правду наг, и этот барельеф стоял перед лицом присутствовавших за столом сенаторов; потом когда тот зал был сделан и генерал-прокурор князь Вяземский осмотрел его, то, видя голую Правду, сказал душеприказчику: «Скажи ей, брат, прикрыть немного». И действительно, с тех пор в правительстве время от времени стали прикрывать правду» (Грот, 6, 546—547). Ср. с этой строкой оригинальной редакции: «И так, коль правда ушла, И нет правды на свете нигде…»
Екатерина Великая: профиль
Редакторы:
Марк Раефф
Марк Раефф
Просмотр публикаций редактора
Вы также можете искать этот редактор в
пабмед
Google Scholar
Часть серии книг: World Profiles (WOPR)
552 доступа
7
Цитаты
9
Альтметрика
Секции
Содержание
Ключевые слова
Библиографическая информация
‘)
var head = document. getElementsByTagName(«head»)[0]
var script = document.createElement(«сценарий»)
script.type = «текст/javascript»
script.src = «https://buy.springer.com/assets/js/buybox-bundle-abe5f44a67.js»
script.id = «ecommerce-scripts-» + метка времени
head.appendChild (скрипт)
var buybox = document.querySelector(«[data-id=id_»+ метка времени +»]»).parentNode
var сейчас = новая дата().getTime()
вар начало = 1650956400000
вар конец = 1652338800000
var isMeasuringTime = сейчас > начать && сейчас -1
;[].slice.call(buybox.querySelectorAll(«.опция покупки»)).forEach(функция (опция, индекс) {
var toggle = option.querySelector(priceNS + «.buying-option-price»)
var form = option.querySelector(«.форма-варианта-покупки»)
var priceInfo = option. querySelector(priceNS + «.price-info»)
если (allOptionsInitiallyCollapsed || узкаяBuyboxArea && индекс > 0) {
toggle.setAttribute («ария-расширенная», «ложь»)
form.hidden = «скрытый»
priceInfo.hidden = «скрытый»
} еще {
переключить.щелчок()
}
})
}
начальное состояниеОткрыть()
если (window.buyboxInitialized) вернуть
window.buyboxInitialized = истина
initKeyControls()
если (window.fetch && isMeasuringTime) {
var свернутый = buybox.querySelector(«.buying-option.expanded») === ноль
var metricsAppendix = «»
metricsAppendix += «&discount=» + (buybox.querySelector(«. Цена-кампания-покупки-варианта»).className.indexOf(«со скидкой») !== -1).toString()
metricsAppendix += «&metricsGroup=» + кампанияPricesMetricsGroup
metricsAppendix += «&collapsed=» +collapsed.toString()
window.fetch(«https://test-buckets.springer.com/log?v3&time=» + сейчас + приложение metrics)
.затем (функция (разрешение) {
вернуть рез.текст()
})
.поймать (функция () {
})
}
})()
Доступ через ваше учреждение
‘)
var head = document.getElementsByTagName(«head»)[0]
var script = document.createElement(«сценарий»)
script. type = «текст/javascript»
script.src = «https://buy.springer.com/assets/js/buybox-bundle-abe5f44a67.js»
script.id = «ecommerce-scripts-» + метка времени
head.appendChild (скрипт)
var buybox = document.querySelector(«[data-id=id_»+ метка времени +»]»).parentNode
var сейчас = новая дата().getTime()
вар начало = 1650956400000
вар конец = 1652338800000
var isMeasuringTime = сейчас > начать && сейчас -1
;[].slice.call(buybox.querySelectorAll(«.опция покупки»)).forEach(функция (опция, индекс) {
var toggle = option.querySelector(priceNS + «.buying-option-price»)
var form = option.querySelector(«.форма-варианта-покупки»)
var priceInfo = option.querySelector(priceNS + «.price-info»)
если (allOptionsInitiallyCollapsed || узкаяBuyboxArea && индекс > 0) {
toggle. setAttribute («ария-расширенная», «ложь»)
form.hidden = «скрытый»
priceInfo.hidden = «скрытый»
} еще {
переключить.щелчок()
}
})
}
начальное состояниеОткрыть()
если (window.buyboxInitialized) вернуть
window.buyboxInitialized = истина
initKeyControls()
если (window.fetch && isMeasuringTime) {
var свернутый = buybox.querySelector(«.buying-option.expanded») === ноль
var metricsAppendix = «»
metricsAppendix += «&discount=» + (buybox.querySelector(«.Цена-кампания-покупки-варианта»).className.indexOf(«со скидкой») !== -1).toString()
metricsAppendix += «&metricsGroup=» + кампанияPricesMetricsGroup
metricsAppendix += «&collapsed=» +collapsed.