Г.Р. Державин. Поэзия 7 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей
Тема: Из литературы XVIII века
Урок: Г. Р. Державин. Поэзия
1. Введение
Гавриил Романович Державин (1743-1816) (Рис. 1). Именно с него, по существу, началась русская лирика. Впервые в русской поэзии высокий штиль был заменен ясным, народным, понятным языком. Впервые содержанием стихотворения стали мысли, чувства, переживания лирического героя.
Рис. 1. Г.Р. Державин. Портрет. Худ. В. Боровиковский (Источник)
«Ум и сердце человечье были гением моим», – говорит сам поэт.
Творчество Державина стало образцом для последующего, пушкинского поколения.
Анализ стихотворения «Признание»
Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид:
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел.
Не собой блистал я — богом;
Вне себя я бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, —
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям, —
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух, —
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщен, —
Признаюся, красотою
Быв плененным, пел и жен.
Словом, жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.
Поэт говорит о себе, что был искренним, не умел притворяться, лицемерить, казаться лучше, чем он есть на самом деле. Он любил чистосердечие, то есть правду. Ценил и уважал людей за ум и доброе сердце. Если он и блистал делами, то не кичился этим, потому что все, что он делал, весь его талант был дан Богом. Если поэт хвалил царей, значит, он искренне верил им, и действительно они ему казались Богам равны. Поэт признается, что хвалу за громкие победы пел вождям-полководцам и хотел видеть таковыми их потомков. Признается в своих недостатках, что много проводил времени в свете, в суете, что очень любил женщин и слагал о них песни. В жизни поэта было все: и падения, и взлеты. Заканчивает стихотворение Гавриил Романович строчками, которые следует расценивать следующим образом: читатель не упрекнет поэта ни в чем, потому что поэт уверен, что упрекнуть его просто не за что.
Анализ стихотворения «На птичку»
Поймали птичку голосисту
И ну сжимать ее рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят: Пой, птичка, пой!
Здесь изображен конфликт между свободой, которую олицетворяет птичка, и несвободой, клеткой, в которую ее посадили. А над чем заставляет задуматься это четверостишье? Конечно, над тем, что свобода выбора помогает раскрыться творческим способностям.
Анализ стихотворения «Река времени»
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
Время стремительно в своем движении. Оно уносит людей, их дела, все исчезает с лица земли, из памяти: народы, царства и цари. А кому же дано бессмертие, по мысли Г. Р. Державина? Бессмертно то, что прошло через звуки лиры – лира, лирика, поэзия. Бессмертно, по его мыслям, творчество, музыка, если они созвучны мысли и душе человека.
Рис. 2. Памятник Державину. г. Казань. (Источник)
Анализ стихотворения «Памятник»
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
В этом стихотворении Державин поднимает тему высокого назначения поэта и поэзии. Стихотворения Державина отличаются от стихотворений Ломоносова, хотя принадлежат
эпохе классицизма. Дело всё в том, что стихотворения Державина лиричны. Поэт смело заявляет о своих мыслях, чувствах, переживаниях. Содержание его стихотворений нам более понятно, значит, доступно для читателя. Тексты трудно отнести к какому-либо штилю, потому что в одном стихотворении мы можем найти черты и высокого, и низкого штиля. В этом и есть новаторство Г.Р. Державина. Целью его работы было добиться большей выразительности и живости стиха, приблизить язык к живой речи.
Список литературы
Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник).
Словари. Литературные термины и понятия (Источник).
Толковый словарь русского языка (Источник).
В.Л. Западов. Поэтический путь Державина (Источник).
Г.Р. Державин. Биография. Творчество (Источник).
Домашнее задание
Прочитайте оду Горация «К Мельпомене». Сравните с вольным переводом Державина. Как вы думаете, почему Державина заинтересовало стихотворение античного автора?
Крепче меди себе создал я памятник;
Взял над царскими верх он пирамидами,
Дождь не смоет его, вихрем не сломится,
Цельный выдержит он годы бесчисленны,
Не почует следов быстрого времени.
Так; я весь не умру — большая часть меня
Избежит похоро́н: между потомками
Буду славой расти, ввек обновляяся,
Зрят безмолвный пока ход к Капитолию
Дев Весталей, вослед Первосвященнику.
Там, где Авфид крутит волны шумящие,
В весях, скудных водой, Давнус где царствовал,
Будет слышно, что я — рода беззнатного
Отрасль — первый дерзнул в Римском диа́лекте
Эолийской сложить меры поэзию.
Сим гордиться позволь мне по достоинству,
Муза! сим увенчай лавром главу мою.
Из стихотворения Державина «Памятник» выпишите архаизмы и слова, изменившиеся в написании или произношении. Как эти слова звучат или пишутся в современном русском языке? Рассмотрите рис. 2. Опишите памятник. Как вы думаете, почему скульптор изобразил Державина в античной одежде?
Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества
Сегодня на уроке мы:
·
обсудим традиции и новаторство в
творчестве Гавриила Романовича Державина;
·
выясним, что думал Державин о роли
поэта и поэзии;
·
узнаем, как поэт оценивал свой
вклад в литературу.
В литературе есть темы,
которые называют вечными.
Это любовь, смерть, долг,
предательство, война, жертвенность, место человека в жизни и многие другие.
Они веками волнуют
человечество, и каждый писатель, поэт или художник пытается отразить в
творчестве свой взгляд на вечные темы.
Одной из таких тем стала тема
поэта и поэзии. Она возникает, когда поэт стремится подвести итог своему
творческому пути, осознать, чего он добился и насколько важно его наследие.
Впервые эта тема появилась ещё
во времена Античности. Первым поэтом, который затронул её в своём творчестве,
считается Квинт Гораций Флакк.
В первом веке до нашей эры он
написал оду «К Мельпомене».
В античной мифологии Мельпомена
– богиня-покровительница трагедии, одна из девяти муз, которые сопровождали
бога искусств Аполлона.
Стоит отметить тот факт, что
эта ода не была отдельным самостоятельным произведением. Она была тридцатой в
сборнике од Горация и завершала не только последнюю книгу сборника, но и всё
собрание од. Для поэта ода «К Мельпомене» стала итогом его творчества.
Её не раз переводили на разные
языки мира.
Переводчиками на русский были
Михаил Васильевич Ломоносов, Василий Васильевич Капнист, Афанасий Афанасьевич
Фет и многие другие.
Михаил Васильевич Ломоносов
перевёл оду «К Мельпомене» в 1747 году.
Это поэтическое переложение
оды в русской литературе стало основой для рассуждения о творческом пути поэта.
К переводу Ломоносова в XVIII
веке обращался Гавриил Романович Державин, в XIX – Александр
Сергеевич Пушкин, в XX – Валерий Брюсов.
Всего насчитывается около 20
вариантов таких поэтических памятников разных авторов.
Гавриил Романович Державин
написал стихотворение «Памятник» в 1795 году.
Конец XVIII – начало XIX
века называют зрелым периодом творчества поэта. К стихам этой поры относятся
«Лебедь», «Мой истукан», «Признание».
В них он рассуждает о своей
жизни, говорит на самые важные для себя темы. Это так называемые
стихотворения-манифесты, среди которых «Памятник» занимает центральное место.
Перевод Ломоносова очень
близок к оригиналу, но Державин на основе этого перевода создаёт свой
собственный «памятник». В стихотворении он рассуждает о том, как нужно
оценивать творчество поэта. Державин прославляет поэзию и говорит о высоком
назначении поэта.
Вот, как начинается перевод
Ломоносова:
«Я знак бессмертия себе
воздвигнул
Превыше пирамид и крепче
меди,
Что бурный аквилон сотреть
не может,
Ни множество веков, ни едка
древность».
Квинт Гораций Флакк говорит о
том, что поэзия бессмертна. Стихи крепче, чем медь. Их не уничтожит время и
стихии. Кроме того, Гораций утверждает величие поэзии – поэтический памятник
«превыше пирамид».
Эти же мысли повторяет
Державин:
«Я памятник себе воздвиг
чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше
пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не
сломит быстротечный,
И времени полёт его не
сокрушит».
Тема бессмертия поэзии плавно
перетекает в мысль о бессмертии поэта. Пока живы стихи, их создатель продолжает
жить. Гораций говорит об этом так:
Не вовсе я умру, но смерть
оставит
Велику часть мою, как жизнь
скончаю.
Я буду возрастать повсюду
славой,
Пока великий Рим владеет
светом.
Древнеримский поэт заявляет,
что о нём будут помнить, «пока великий Рим владеет светом». Свою славу Гораций
связывает с господством Римской империи, судьба его бессмертия связана с
будущим государства.
Державин с таким равенством не
соглашается. Его строки звучат иначе:
«И слава возрастёт моя, не
увядая,
Доколь славянов род
вселенна будет чтить».
Для Державина поэтическое
бессмертие связано не с государством, а с родом славян, то есть русским
народом.
По его мысли, империя может
разрушиться, государственный строй может измениться, но русский народ
уничтожить нельзя. Эта мысль была не просто провидческой.
Для придворного поэта эпохи
Екатерины Великой требовалась большая смелость, чтобы говорить о таких вещах. В
те времена монархия казалась незыблемой.
Дальше Державин по примеру
предшественника говорит о своих заслугах. Гораций признавал своим главным
достижением то, что он перенёс на италийскую почву греческую лирику – «стихи
эольски».
А в чём же заслуга Державина?
Сам поэт видит её в этом:
«…первый я дерзнул в
забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы
возгласить,
В сердечной простоте
беседовать о боге
И истину царям с улыбкой
говорить».
В этой строфе речь идёт об оде
«Фелица», которую Державин написал в честь Екатерины II.
Императрица была растрогана
этой одой до слёз. «Фелица» стала очень необычной одой для эпохи классицизма. В
ней Державин проявил себя как смелый новатор. Он отказался от высокого стиля и
обилия слов церковнославянского языка, характерных для классической оды.
Державин написал «Фелицу» в «забавном русском слоге». Образ императрицы в ней
очень человечный и простой:
«Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным
проливаешь;
Подобно в карты не играешь,
Как я, от утра до утра».
Восхваляя императрицу,
Державин высмеивает её окружение.
Он объединяет два абсолютно
разных жанра: оду и сатиру.
Сравните строфу, посвящённую
императрице:
«Прошу великого пророка,
Да праха ног твоих коснусь,
Да слов твоих сладчайша
тока
И лицезренья наслаждусь!
Небесные прошу я силы,
Да, их простря сафирны
крылы,
Невидимо тебя хранят
От всех болезней, зол и
скуки;
Да дел твоих в потомстве
звуки,
Как в небе звЁзды,
возблестят».
И строфу, в которой поэт пишет
о себе:
«Иль, сидя дома, я прокажу,
Играя в дураки с женой;
То с ней на голубятню лажу,
То в жмурки резвимся порой;
То в свайку с нею веселюся,
То ею в голове ищуся;
То в книгах рыться я люблю,
Мой ум и сердце просвещаю,
Полкана и Бову читаю;
За библией, зевая, сплю».
Соседство в оде монарха и
поэта для классицизма дело неслыханное. А Державин делает его лёгким и
естественным, словно ведёт задушевную беседу со старым другом. И удивительно
плавно образ поэта сливается с собирательным образом вельможи.
Поэт щедро рассыпает колкости
и намёки. Мало того, что приближённые Екатерины легко узнавали свои главные
грехи и слабости, так подобные сцены в те времена считались неприличными. Они
не подходили для поэзии, и уж тем более, для торжественной оды.
Высокий cтиль
в «Фелице» соседствует с низким, поэт использует слова из низкого стиля:
«Князья наседками не
клохчут,
Любимцы въявь им не хохочут
И сажей не марают рож».
Новаторство Державина в том,
что он сознательно нарушил каноны классицизма, чтобы сделать поэзию простой и
понятной для всех людей. Это нарушение касается не только формы, но и
содержания. Главное для Державина – не следовать канонам, а подчинять их себе,
чтобы лучше передать идеи. Вдохновение важнее строгих рамок жанра.
Он не только смешивал слова из
разных стилей, принципы оды и сатиры. В его стихотворении «Ласточка» рядом
появляются стихотворные размеры, которые считались несовместимыми.
Это трёхсложный дактиль
и трёхсложный амфибрахий.
Мы помним, что герои
классицизма – это не живые люди, а обобщённые образы с одной ярко
выраженной чертой.
В лирике Державина впервые
появляется реальный человек со своими страстями и слабостями, мыслями и
привычками.
Лирику поэта отличает и
необычная для классицизма близость к читателю. Поэт открыто выражает
собственные эмоции и мысли, говорит о своей жизненной позиции.
Можно сказать, что именно в
творчестве Державина проявились предпосылки реализма.
Но вернёмся к стихотворению
«Памятник».
Говоря о своих заслугах,
Державин подчеркивает, что он дерзнул «истину царям с улыбкой говорить».
Поэтическая смелость и верность гражданской позиции для него имеют равное
значение.
Как истинный человек эпохи
классицизма, Державин видел главную цель жизни в служении своему Отечеству.
Он был непримиримым борцом с
произволом чиновников, коррупцией, воровством и беззаконием. Поэт и гражданин
бесстрашно обличал пороки людей с высокими чинами.
Стихотворение «Властителям и
судиям» – апофеоз гражданской лирики Державина.
В последней строфе «Памятника»
Державин обращается к музе, богине покровительнице поэтов:
«О муза! Возгордись
заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама
тех презирай;
Непринуждённою рукой
неторопливой
Чело твоё зарёй бессмертия
венчай».
Здесь мы можем видеть, что
Державин твёрд в своей оценке творчества. Он не сомневается в собственных
достижениях и уверен, что его лирика бессмертна. Вместе с этим, поэт понимает,
что у него найдётся много врагов, которые будут презирать его стихи. Но
поскольку его заслуги справедливы, поэт оставляет за собой право на ответное
презрение.
Александр Александрович Бестужев-Марлинский
писал о Державине:
«Лирик-философ, он нашёл
искусство с улыбкой говорить царям истину, открыл тайну возвышать души, пленять
сердца и увлекать их то порывами чувств, то смелостью выражений, то
великолепием описаний».
В Президентской библиотеке представлена новая коллекция, посвященная юбилею поэта и государственного деятеля Гавриила Романовича Державина
14 июля 2018 года исполняется 275 лет со дня рождения известного русского поэта и государственного деятеля Гавриила Романовича Державина. К юбилейной дате на портале Президентской библиотеки представлена посвященная ему электронная коллекция, включающая электронные копии редких книг, архивных документов, периодических изданий и графических материалов.
«Всю жизнь наш бессмертный поэт-наместник посвятил служению и поэзии. Он был ревностным чиновником и даже государственную службу ставил выше уроков литературы. Поэзия и музы были для него на втором плане. Но карьера его была полна столько бурь, потрясений, падений, возвышений и вообще таких тяжелых испытаний, что можно пожалеть, что служил, а не жил исключительно мирной жизнью поэта и частного лица», — отмечает (1885) Э. А. Салиас де Турнемир в своем произведении «Поэт-наместник».
Служба Отечеству началась для Гавриила Державина в 1762 году, когда он был включен в состав Преображенского полка, где находился как сын дворянина по законам того времени. Сведения об этом военном периоде, сопровождаемые документальными свидетельствами, освещены в работе Я. К. Грота «Житие Державина по его сочинениям и письмам и по историческим документам». В ней не только подробно показан весь путь, который Державин прошел от рядового до офицера, но и отмечено, что, будучи творчески очень одаренным, Гавриил Романович развивался и в этой области. Так, например, гравер Чемесов из Академии художеств, увидев рисунки юноши, очень похвалил его и даже пообещал выделить средства на дальнейшее обучение. «Но не о чем было думать при сплошных ротных и батальонных учениях, которые были учреждены Петром III; кроме того, заниматься музыкой и рисованием при тесноте и неудобстве казарменного помещения было почти невозможно. Оставалось только ночью, когда все устраивались, читали случайно добытые книги и писали стихи», — отмечает Я. К. Грот. — А между тем жило в нем как бы предчувствие, что талант поможет ему в жизни. Продолжая писать стихи, он стал изредка показывать их своим коллегам по работе. Строфы солдатской дочери Наташи доставили ему похвалу всех товарищей».0003
Гавриил Державин отошел от военной карьеры в 1777 г., но с гражданской службы не оставил: в разное время был губернатором Олонецкого и Тамбовского наместничества, кабинет-секретарем Екатерины II, министром юстиции России, вышел в отставку в чине сенатора и настоящий тайный советник. Об этой части его жизни рассказывают и материалы электронной коллекции Президентской библиотеки. Например, в одном из томов «Сенатского архива» дан подробный отчет Г. Р. Державина по делу Д. А. Лопухина, одному из самых громких коррупционных дел конца XVIII — начала XIX вв.
Все это время Державин не оставлял занятий поэзией, которые влекли его с юных лет. Э. А. Салиас де Турнемир в упомянутой выше книге «Поэт-наместник» отмечает: «Во времена Екатерины Великой писатели любили служить, а чиновники старались писать. сказать!»
Имя русского единоличника связано с литературным восхождением вельможи: в 1783 году он стал широко известен благодаря посвященной ей оде «Фелица». Из-под его пера вышли и оды «Бог», «Гром победы, звучи!» (неофициальный гимн России), «Вельможа» и многие другие литературные произведения. Посетители портала Президентской библиотеки могут «пролистать» цифровые копии изданий Державина, которые представлены в отдельном разделе фонда Президентской библиотеки, например, один из первых сборников его произведений. Кроме того, в подборку вошли исследовательские работы о литературной деятельности Державина.
В. И. Покровский, автор «Исторической антологии», изданной в 1893 г., рассказывал о поэте и государственном деятеле: «Поэзия его есть неопределенное, многостороннее наслаждение человека, видящего перед собою свершение дел великих, славных и благодетельных события для Отечества, который пишет оды, потому что чувство благодарности переполняет его душу, или скорбит, что видит смерть великих современников. Его ода так же блестяща, как век, о котором он говорит; они также полны великих картин, как замечательные люди, которые двигали эти события».
Анализ стихотворения «Властителям и судьям» Державина Г.Р. «правители и судьи»
Державин. правители и судьи
Всемогущий Бог воскрес, пусть судит Земные боги в их воинстве; Доколе, реки, доколе вы будете Пощадите неправедных и злых?
Твой долг: Законы соблюдать, Не смотреть в лица сильных, Ни помощи, ни защиты Не оставлять сирот и вдов.
Твой долг — спасать невинных от бед, Прикрывать несчастных; От сильных защитить бессильных, Вырвать бедных из их оков.
Не обращай внимания! видишь — и не знаешь! Волосы покрыты взятками: Злодеяния сотрясают землю Ложь сотрясает небо.
Короли! Я думал, что вы, боги, сильны, Никто вам не судья Но вы, как и я, страстны, И так же смертны, как и я.
И ты упадешь вот так Как увядший лист падает с деревьев! И ты умрешь вот так Как умрет твой последний раб!
Воскреси, Боже! Боже! И внемли их молитве: Приди, суди, накажи злых, И будь единым царем земным!
Ода Державина «Властителям и судьям» (см. ее краткое содержание и анализ) выдержала три редакции. Первое не удовлетворило поэта. Вторая ода была издана в Петербурге. Бюллетень», однако выпуск журнала, открывавшегося одой, был приостановлен, лист, на котором раньше была ода, перепечатан. По-настоящему ода дошла до читателя лишь в 1787 году, когда она была опубликована в своем окончательном виде. версии в журнале «Зеркало Света» под названием «Ода. Извлечено из псалма 81. В 179 г.5, добиваясь разрешения на издание своего собрания сочинений, Державин подарил Екатерине II рукописный экземпляр первой части, куда он включил эту оду. Однако то, что осталось незамеченным в 1787 г., в 1795 г., после Французской революции, казни короля Людовика XVI и т. д., произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Потом прошел слух, что 81-й псалом был использован якобинскими революционерами против короля.
Когда Державин теперь появился при дворе, дворяне сторонились его и просто «бежали» от него. Поэт тут же написал объяснительную записку-«Анекдот», в которой «наглядно доказал», что автор псалма «Царь Давид не был якобинцем», и разослал ее наиболее влиятельным при дворе лицам. После этого все «словно сняли руками: все обращались с ним, как ни в чем не бывало». Несмотря на это, Державин не получил разрешения на издание своих произведений, а рукопись была отдана князю Зубову, который хранил ее до самой смерти Екатерины II. В 179В 8-м издании ода была вычеркнута цензорами, а в окончательном издании под заглавием «Властителям и судьям» она появилась только в первом томе издания 1808 года.
Возможно, что прямым внешним толчком к написанию оды послужил следующий случай, описанный самим поэтом: «В 1779 году Сенат был перестроен под надзором его [Державина], и особенно зал общего собрания , украшенный… лепными барельефами… среди прочих фигур, был изображен скульптором Рашетом Правду обнаженным, и тот барельеф стоял к лицу присутствовавших за столом сенаторов; потом, когда тот зал был сделан и генерал-прокурор князь Вяземский осмотрел его, то, видя голую Правду, сказал душеприказчику: «Скажи ей, брат, прикрыть немного». И действительно, с тех пор в правительстве стали иногда больше скрывать правду.
Поэт Державин написал поэму «Властителям и судьям» в 1780 году. В то время он работал военным чиновником в губерниях и часто сталкивался с несправедливостью по отношению к простым людям. Это произведение — крик отчаявшегося человека, чье сердце болит от сострадания к угнетенным, слабым, бесправным. И в то же время никакого выхода из этой ситуации автор не видит, кроме суда Всевышнего Бога.
Следует отметить, что Державин с большим уважением относился к царской семье, считая, что все беды исходят не от правителя, а от тех, кто наделен властью судить и определять судьбы простых людей.
Именно им автор посвящает гневные строки от имени самого Бога. Он перечисляет их обязанности — вершить справедливый суд, защищать невиновных, наказывать виновных. Но «земные боги» этого не делают. Они творят злые дела, их глаза закрыты взятками, и беззакония, которые они совершают, сотрясают землю и достигают небес.
Во второй части стихотворения поэт напоминает всем нечестивым, что богатые так же смертны, как и бедные, что и они умрут в свое время. Дальше их ждет Божий суд, но люди не думают об этом и продолжают творить злые дела. И сам автор не видит выхода из этой ситуации, она кажется ему совершенно безнадежной. По мнению Державина, только Господь способен установить в России справедливость, простые люди с этим не справятся. И поэт призывает Бога прийти, наказать всех виновных и владычествовать над всей землей.
Стихотворение носит обличительный характер, сам автор назвал его «гневной одой». Гавриил Державин был одним из первых поэтов, не побоявшихся открыто осудить беззаконие и злоупотребление властью. В 1780 году стихотворение не было опубликовано, так как цензура его не пропустила. Лишь спустя 8 лет произведение все-таки увидело свет, и едва не стало причиной опалы поэта. Ода вызвала недовольство и гнев тех, кому она посвящена. В те времена не принято было осуждать власть имущих, это была первая попытка, но ее поддержали поэты следующего века, посвятившие этой теме свои лучшие произведения.
Анализ поэмы правителям и судьям Державина
Гавриил Державин написал оду к «Владыкам и судьям» в 1787 году. Будучи государственным деятелем, я писал, я смог прочувствовать на себе всю несправедливость и гнев того общества . Самостоятельная борьба Державина с нарушениями закона и пресечение преступной деятельности высших слоев общества не принесла никаких плодов. Тогда поэт решил написать оду на тему 81-го псалма.
Вся суть ее заключалась в том, чтобы обратиться к Богу, через праведные песнопения.
Первое произведение поэта на эту тему так и не было опубликовано из-за того, что редакция не разрешила издание псалма Державина. Издательство «Санкт-Петербургский вестник» посчитало оду слишком пафосной и гневной.
Тем не менее, Гавриилу Державину удалось опубликовать свою переработанную поэму спустя пять лет. Сменив название на «Владыки и судьи», новое творение поэта поступает в издательство.
Писатель находит свои мысли и чувства в библейских рассказах, которые он превозносит в поэму в переработанном виде. Несправедливость, гнев, человеческие пороки, угнетение слабых, гнев, власть и нарушение законов — все эти темы вбирает в себя ода «Владыкам и судьям».
Державин разражается гневной тирадой о несоблюдении этих законов в реальной жизни. В этих строках стихотворения раскрывается вся несправедливость по отношению к слабым и их угнетение.
Но, по мнению писателя, наказание правителей за несправедливость и пренебрежение своими обязанностями неизбежно:
И ты так упадешь. Как увядший лист падает с деревьев!
Этот отрывок стихотворения буквально пропитан гневом Державина к власть имущим, которые закрывают глаза на все нарушения законов и поощряют их.
В последних строках оды писатель показывает свою веру в справедливость и светлое будущее, исходя из чего, можно сказать, что добро обязательно победит зло и несправедливость.
Основная тема, которую Гавриил Державин поднимает в стихотворении «Властителям и судьям», остается значимой и по сей день. «Хитрые» правители, действия которых наполнены гневом, несправедливостью и пороками, во все времена остаются одной из главных проблем общества. Но, по мнению писателя, обязательно наступит день, когда справедливость восторжествует и победит зло.
Разбор стихотворения Правителям и Судьям по плану
Возможно Вам будет интересно
Разбор стихотворения Давно мне снились крики твоих рыданий Фет
Афанасий Фет, находясь в своем юность, переживает страстные и бурные отношения с Марией Лазич. Из-за финансовых соображений он бросает свою возлюбленную и женится на другой. Он не может выбрать ее из-за ее скромности
Анализ стихотворения Мережковского «Родная 9»0002 Среди всего творческого многообразия Д. С. Мережковского стихотворение «Родная» — искреннее обращение автора к родному краю, месту, где каждый счастлив оказаться после многих лет своей жизни
Анализ стихотворения Фета Я жду… Соловьиное эхо…
Поэт написал стихотворение в 1842 году. Оно отражает раннее творчество и навеяно влиянием романтизма. В то время Фет увлекался творчеством Генриха Гейне. Отличительной чертой этого сочинения от других является краткость, недосказанность сюжета.
Анализ стихотворения Демону Некрасову
Произведение относится к гражданской лирике поэта, в которой демонический образ раскрывается с особой стороны, отличной от традиционного понимания сущности демона в поэзии, описанного многими русскими поэтами.
Анализ стихотворения Блока «Фабрика»
Одним из очень интересных произведений Блока является стихотворение «Фабрика». Это стихотворение было написано в 1903 году.
Обвинительная ода «Владыкам и судьям» — одно из важнейших произведений в творчестве Державина, которое в экспрессивной и эмоциональной манере обращает внимание общества на проблему коррумпированности чиновников. Можно использовать краткий анализ «Владыки и судьи» по плану на уроке литературы в 9 классе.й класс и чтобы школьники понимали не только смысл стихотворения, но и положение в России 18 века.
Краткий анализ
История создания — Гавриил Романович написал свое произведение в 1870 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени — «Санкт-Петербургских ведомостях».
Композиция — стихотворение представляет собой целую историю, не разделенную на отдельные части, тема развивается последовательно.
Тема поэмы — необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чем Державин пытается убедить людей, стоящих у власти.
Жанр — ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени — почти революционная.
Стихотворный размер — ямб с перекрестной рифмовкой.
Сравнения – «как с дерева упадет увядший лист», «ты умрешь, как умрет твой последний раб» .
История создания
Поэма представляет собой больной перевод одного из псалмов, который Державин дополнил собственным негодованием на власть имущих. Она была написана в 1870 году и, после больших усилий со стороны поэта, все-таки опубликована — в газете «Санкт-Петербургский вестник».
Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, долгие годы занимавшим достаточно высокие посты. И такая деятельность показала ему все недостатки системы управления в Российской империи — а их было немало. За годы службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что строй нуждается в коренных изменениях, — эта мысль была выражена им в поэме «Властителям и судьям». Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями своего времени.
Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, в целом благосклонно относящейся к поэту, как революционный призыв. И, несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи ниспровержения существующего строя, просто выражая накопившуюся озлобленность по поводу царящей несправедливости, позднее заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.
Субъект
Тема этого обвинительного произведения — произвол чиновников и других государственных деятелей, использующих свою власть во вред как народу, так и государству. Они властолюбивы, жадны, подлы и неспособны ни понять простого человека, ни помочь ему. Поэт обращается к правителям, призывая их жить по совести, и к судьям (имея в виду именно императрицу), призывая их произвести справедливый суд и наказать зазнавшихся правителей. Однако в конце поэт высказывает мысль о том, что по-настоящему управлять людьми может только Бог.
Состав
Соответствует составу первоисточника, то есть 81-му псалму царя Давида, вольным переводом которого является.
На протяжении всего стиха поэт развивает одну и ту же мысль и о продажности власть имущих и о необходимости перемен. Так, вначале он высказывает свои взгляды на справедливый общественный строй, когда власть имущие защищают тех, кто в этом нуждается. Далее он отмечает, что на самом деле ничего подобного не происходит, каждый просто преследует свои интересы.
И в конце, во-первых, утверждает мысль о том, что такое нарушение законов человечества не может оставаться безнаказанным, а во-вторых, взывает к Богу как к высшей инстанции.
Жанр
Жанр этого произведения определить несложно — это ода. Но ода гневная — как назвал ее сам автор. Он также содержит элементы духовной оды, так как за основу взят библейский текст. Ода написана ямбом и использует перекрестную рифму.
Средства выразительные
Художественное своеобразие творчества Державина выражается не только в смешении поджанров, но и в том, какие выразительные средства он использует для передачи своей идеи. Итак, он содержит обычные способы:
Сравнения — «как увядший лист упадет с деревьев», «ты умрешь, как умрет твой последний раб».
Однако они действуют как вспомогательные средства. Основные из них — славянизмы, с помощью которых поэт делает свое стихотворение более торжественным, и риторические восклицания. Они играют очень важную роль в ткани произведения, придавая ему сходство с ораторской речью. Таким образом Державин привлекает внимание читателей.
ПРАВИТЕЛЯМ И СУДЬЯМ
Всемогущий Бог воскрес, да судит Земных богов в их воинстве; Доколе, реки, доколе вы будете Пощадите неправедных и злых?
Твой долг: Законы соблюдать, Не смотреть в лица сильных, Ни помощи, ни защиты Не оставлять сирот и вдов.
Ваша обязанность — спасти невиновных от вреда. Прикрой несчастных; От сильных защитить бессильных, Вырвать бедных из их оков.
Не обращай внимания! видишь — и не знаешь! Волосы покрыты взятками: Злодеяния сотрясают землю Ложь сотрясает небо.
короля! Я думал, что вы, боги, сильны, Никто вам не судья Но вы, как и я, страстны, И так же смертны, как и я.
И ты упадешь так Как падает с деревьев увядший лист! И ты умрешь вот так Как умрет твой последний раб!
Воскресни, Боже! Боже! И внемли их молитве: Приди, суди, накажи злых, И будь единым царем земным!
Примечания
Правители и судьи (стр. 92). Впервые — «СПб. Вестник», 1780, № 11, с. 315. Затем — «Зеркало света», 1787, № 53, с. 1. Печ. согласно Эд. 1808 г., том. 1, с. 10. В рукописях поэта сохранилась ранняя редакция (Арх. ГПБ, т. 1, л. 17):
ПСАЛОМ 81
Поднимитесь среди богов на совет Богов судит высший бог. Доколе, реки, правду продавать И смотреть на грешный рог? один
Судите бедных с богатыми; Не смотри на возвышенность лиц; Из рук губящих душу — Несчастных, сирот и вдов.
1 Рог — сила, крепость, мощь, могущество; высокомерие, заносчивость (Даль). Ильинский (с. 29) дважды неверно истолковал слово как «скала», что, по крайней мере, делает строку бессмысленной. Во всех пяти вариантах рукописи написано достаточно четко: «рог» (см. литографическую репродукцию рукописи в Гроте, 1, 109).).
Но есть безумцы посреди трона: Сидят и царствуют дремлющие, Не знают, что от бедных стонет Земля движется по ошибке.
Я думал, что вы боги вселенной Господи, 1 царь и судья; Но и ты смертен от праха И так же смертен, как и я.
И так, коль правды нет, И правды нет в мире, Разъедини, творец, жало несправедливости, Приди и царствуй всюду сам.
В черновом варианте 4-й строфы было первоначально: «государи, князья и судья» (см. Ильинский, 29-30). При дальнейшей обработке Державин заменил эти слова одним общим и в то же время более выразительным понятием: «боги земные». Поэта не удовлетворило первое издание, и он вскоре коренным образом переработал его. Последние три строфы второго издания полностью совпадают с окончательным изданием, первые три существенно отличаются как от первого, так и от окончательного:
О ДА. ПСАЛОМ 81 ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Вот бог богов восстал судить Земные боги в воинстве их: «Доколе, — реки, — ложь чтите, Доколе будете щадить нечестивых?
Долг твой блюсти законы И не смотри на благородство лиц, Спасти от рук гонителей Бедные, сироты и вдовы!»
Не внемлют: грабежи, обман, Тоска и бедные стоны Смути, потряси царства И трон брошен в руины…
Второе издание оды вышло в Петербурге. вестник». Резко-обличительный характер стихотворения Державина, очевидно, привлек внимание. Выпуск журнала, открывавшегося одой, был приостановлен, лист, на котором раньше была ода, перепечатан, а начало переведенного рассказа «Розалия на ней было напечатано то, что прежде начиналось только на следующей странице. До нас дошло очень мало экземпляров журнала с неразрезанной одой Державина. Ода действительно увидела свет лишь в 1787 году, когда она была опубликована в своем итоговый выпуск в журнале Зеркало
1 Владыка (господин) — за 18 век. постоянное имя и обращение к высшим сановникам церкви (митрополитам, архиепископам и др.). Видимо, в этой строке поэт перечисляет все высшие «земные» власти: духовную, политическую и административную. свет» под названием «Ода. Извлечено из 80-го псалма. В 1795 г., пытаясь получить разрешение на издание своего собрания сочинений, Державин подарил Екатерине рукописный список первой части, в который он включил оду. То, что осталось незамеченным в 1787 г., в 179 г.5, после Французской революции казнь короля Людовика XVI и т. д., произвела впечатление разорвавшейся бомбы, ибо, не говоря уже об остроте содержания оды, распространился слух, что 81-й псалом использовался якобинскими революционерами против короля. Когда поэт появлялся при дворе, дворяне сторонились и просто «бежали» от него. Говорили даже, что «допросить» поручили «хлыстовику» Шешковскому, секретарю Тайной канцелярии, который также ведал делами о «крамольных» и «вредных» сочинениях (Радищев, Княжнин и многие другие). Державин. Не дожидаясь, пока Шешковский «спросит» его, почему он пишет «такие дерзкие стихи», поэт решил сам перейти в наступление и тут же написал специальную объяснительную записку — «Анекдот», в которой, как он позже писал, «явно доказал», что автор псалма «Царь Давид не был якобинцем», и отправил его наиболее влиятельным лицам при дворе: статс-секретарю императрицы Трощинскому, имевшему на рассмотрении свои сочинения, вице-канцлеру графу Безбородко и фаворит Екатерины II П. А. Зубов. После этого все «исчезло как по волшебству: все относились к нему как ни в чем не бывало» (Грот, 6, 69).6. См. также «Анекдот»: 1, 113-115). Несмотря на это, Державин не получил разрешения на издание своих произведений, а рукопись была отдана князю Зубову, который хранил ее до самой смерти Екатерины II. В Эд. В 1798 году ода была вычеркнута цензурой, и в окончательной редакции под заглавием «Властителям и судьям» она появилась лишь в 1-м т. Эд. 1808 г. Возможно, что прямым внешним толчком к написанию оды послужило следующее происшествие, описанное самим поэтом: «В 1779 г.он был перестроен под наблюдением его (Державин. — В.З. ) Сенат, и особенно зал общего собрания, украшенный… лепными барельефами… среди прочих фигур, был изображен скульптором Рашет Правду наг, и этот барельеф стоял перед лицом присутствовавших за столом сенаторов; потом, когда тот зал был сделан и генерал-прокурор князь Вяземский осмотрел его, то, видя голую Правду, сказал душеприказчику: «Скажи ей, брат, прикрыть немного». И действительно, с тех пор в правительстве время от времени стали прикрывать правду» (Грот, 6, 546—547). Ср. с этой строкой оригинальной редакции: «И так, коль правда ушла, И нет правды на свете нигде…»
История создания. Необычайно смелый, решительный и независимый характер Державина проявлялся во всем, в том числе и в его поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений едва не стало причиной изгнания и позора. Это была ода Правителям и Судьям, написанная в 1787 году, которую автор назвал «огневой одой».
Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушались законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не увенчалась успехом: он не встретил поддержки ни в обществе, ни в правительстве. Нарушители закона благополучно избежали заслуженного наказания. Но в то же время поэт свято верил, что сама Екатерина — добродетельный монарх в окружении злых сановников. Обида и гнев требовали выхода. И тогда поэт решил написать переложение 81-го псалма — так в древности называли библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг. Ветхий Завет — Псалтирь.
Тема этого псалма оказалась созвучной духу времени. Неслучайно этот 81-й псалом был перефразирован якобинцами во время Французской революции в Париже, и народ распевал его на улицах города, выражая негодование по поводу казненного впоследствии короля Людовика XVI.
Первый вариант своего переложения 81-го псалма Державин сделал за несколько лет до его публикации. Он передал стихотворение в «Санкт-Петербургский вестник». Но издатели, испугавшись, вырезали его из уже напечатанной книги журнала. В новой версии, написанной пятью годами позже, поэт даже усилил обвинительный пафос стихотворения. Ему удалось ее опубликовать. работа под собственным названием «Владыкам и судьям».
Основные темы и идеи. Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он находит в ветхозаветной истории:
Доколе, реки, как долго ли будешь ты щадить неправедных и злых?
Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других;
Твоя обязанность: охранять законы, Не смотреть в лица сильных, Не оставлять сирот и вдов без помощи, без защиты. Ваша обязанность: уберечь невинных от бед, дать защиту несчастным; От сильных защитить бессильных, Вырвать бедных из их оков.
Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона со стороны тех, кто у власти, которые должны в первую очередь следить за соблюдением законов:
Не обращайте внимания! Они видят и не знают! Волосы покрыты взятками: Злодеяния сотрясают землю Ложь сотрясает небо.
Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неотвратимость наказания для тех «злых» правителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости, — в этом главная мысль и главная мысль оды Державина:
И так падешь. Как увядший лист падает с деревьев! И ты умрешь вот так Как умрет твой последний раб!
Неудивительно, что ода «Владыкам и судьям» была воспринята не только придворной средой, но даже обычно благосклонной к Державину императрицей, как революционное воззвание. Ведь речь идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неизбежно ждет гнев Божий и падение. Поэт стремится предупредить об этом императрицу, в добродетель которой он продолжал верить. В противном случае такие «правители и судьи», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно будут заменены теми, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:
Воскреси, Боже! Бог прав! И внемли их молитве: Приди, суди, накажи злых И будь единым царем земли!
Художественное своеобразие. Поэт-новатор, Державин смело идет на разрушение уже привычных для его времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему. Рассуждения о лирике, или об оде», где он излагает свою теорию литературы и историю мировой лирики, объясняет свой творческий метод и стиль. Именно здесь он подробно говорит о тех жанровых разновидностях оды, которые появляются в его творчестве, начиная с Фелицы. Если это свое произведение поэт относит к смешанной оде, то стихотворение «Владыки и судьи» автор называет гневной одой. Если следовать традиции, то ее следовало бы отнести к хорошо развитому к тому времени в русской литературе жанру духовной оды — ведь в основе ее лежит библейский текст. К тому же в оде Державина лексика и многие образы действительно напоминают библейскую поэзию: в их сонме; покрытые взятками пакли; слушайте их молитву и т. д. Торжественный стиль оды создается не только за счет обилия славянизмов, но и с помощью особых синтаксических средств: риторических восклицаний, вопросов, призывов: «доколе пощадишь неправедных и зло?»; «Короли! Я думал, что вы, боги, сильны…»; «Восстань, Боже! Боже мой!» Кроме того, поэт использует прием анафоры и синтаксические повторы: «Ваш долг: хранить законы…», «Ваш долг: невинных от бед спасать…»; «Не внимать !Они видят и не знают!
Все это придает стихотворению ораторское звучание, что помогает автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей. Ведь то, что перед нами, конечно, не столько духовное, сколько, пользуясь определением автора, именно «гневная» ода, то есть такая, которая призвана выразить горечь автора, видящего порочности современной ему жизни, и отразить обличительный пафос поэмы, которая должна пробудить в читателях не только гнев, но и стремление к очищению и исправлению пороков.
Стоимость работы. Мы знаем, что сам Державин не вкладывал в свое произведение революционного смысла, он был монархистом по своим политическим убеждениям, и столь ярко и эмоционально выраженный протест против «неправедных и злых» воспринимался многими как политическое воззвание. Автор «Фелицы», восхваляющий «добродетели» императрицы и искренне верящий в ее мудрость и справедливость, в оде «Властителям и судьям» предстал в совершенно новом обличье: он стал гневным обличителем пороков государыни. правителей, поправших закон и нравственность, и тем самым открывших в русской литературе одну из важнейших ее тенденций. В дальнейшем она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но для современного читателя это произведение тоже может оказаться близким и понятным: ведь пороки неправедного правительства, его стремление действовать в своих, а не общественных, общественных интересах, попирая законы и справедливость, к сожалению , остаются актуальными и сегодня.