Демон пушкин стихи: Демон — Пушкин. Полный текст стихотворения — Демон

Содержание

Анализ стихотворения Пушкина Демон сочинения и текст

  • Анализ стихотворений
  • Пушкин
  • Демон



Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Демон»

«Демон» был написан Пушкиным в 1823 году. Когда человек взрослеет, то в нем появляются черты демона, часто это называют юношеским максимализмом. Молодые люди становятся агрессивными, более жестокими, им кажется, что они уже взрослые и самостоятельные люди. Поэтому на любую критику и замечания отвечают грубо и самоуверенно. Именно о таком состоянии и писал поэт.

Демон есть в каждом человеке – это лень, зло, жестокость, тщеславие и прочее. Если человек силен духом, то он прогонит от себя этого демона и непременно добьется успеха. Вот почему Пушкин пишет, что еще в юношеские годы его стал посещать «злобный гений». Он был язвительным и отрицал все хорошее в жизни, «на жизнь насмешливо глядел». Он пытался повлиять на поэта, чтобы тот изменил свою жизнь.

В основе стихотворения лежит антитеза – противопоставление добра, веры и сомнения. Демон как искуситель пытается переманить лирического героя на свою сторону. Он пытается показать, что в жизни нет ничего хорошего, и не стоит ждать светлого будущего. В первой части стихотворения лирический герой повествует о своей жизни, затем появляется некий демон. Во второй части представлено описание демона и то, как он вселяет в героя сомнения по поводу его жизни.

Стихотворение относится к философской лирике. По жанру «Демон» относится к элегии. Оно написано свойственным для Пушкина размером – четырехстопным ямбом. Присутствуют такие художественные приемы как эпитеты, метафоры и анафора. Рифмовка в стихотворении смешанная.

Стихотворение А.С. Пушкина «Демон».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Демон» было написано А.С. Пушкиным в 1823 году. В 1824 году оно было напечатано в альманахе «Мнемозина». Читатели увидели в этом стихотворении психологичес­кий портрет А.

Н. Раевского, на что поэт ответил небольшой за­меткой, оставшейся неопубликованной.

Произведение мы можем отнести к философской лирике, жанр его — элегия, стиль романтический. Основная тема — вера и сомнение в жизни лирического героя.

В основе композиции стихотворения лежит прием антитезы, противопоставление веры и сомнения. Условно мы можем выде­лить в элегии две части. Первая часть — рассказ лирического героя о том периоде жизни, когда была сильна вера в возвышен­ные чувства. По форме эта часть представляет собой некую смыс­ловую градацию, когда перечисление прошлых чувств и духов­ных ценностей идет по нарастающей в соответствии со значимо­стью в жизни героя и, наконец, достигает своей кульминации: «Так сильно волновали кровь…». Затем лирическая мысль как будто замирает в неожиданном «сообщении», своеобразной «раз­вязке», раскрытии ожидаемого читателем события: «Часы надежд и наслаждений Тоской внезапной осеня, Тогда какой-то злоб­ный гений Стал часто навещать меня». Это «сообщение» стано­вится композиционным центром стихотворения и одновремен­но началом второй части.

Вторая часть — это рассказ об искуше­нии. Демон вселяет в героя дух сомнения, разрушает веру в иде­алы, в «свободу, славу и любовь». Здесь следует перечисление «разрушительных» последствий встреч с демоном, причем по значимости в жизни героя это перечисление тоже идет по нара­стающей (хотя интонационного нарастания во второй части нет, в интонациях — спокойствие и удивление). Кульминацией «де­яний демона» становится отрицание самой жизни — «И ничего во всей природе Благословить он не хотел». При этом первая и вторая «кульминации» в стихотворении симметричны.

Характерно, что лирический герой не отождествляет себя с демоном, считая последнего лишь временной причиной своих негативных чувств. Тем самым он как будто приподнимается над собственным настроением, говорит о потенциальной возмож­ности выхода из этой ситуации. Именно это было отмечено В.А. Жуковским, который писал А.С. Пушкину: «Обнимаю тебя за твоего Демона. К черту черта! Вот пока твой девиз».

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует разнообразные средства художественной выразитель­ности: эпитеты («возвышенные чувства», «чудный взгляд», «злоб­ный гений»), метафору («Его язвительные речи Вливали вдушу хладный яд»), анафору и многосоюзие («И взоры дев, и шум дуб­ровы, И ночью пенье соловья»).

Тематически произведение связано с такими стихотворения­ми поэта, как «Бывало, в сладком ослепленье», «Дар напрасный, дар случайный», «Безверие».

Подобные записи

Сочинение на тему Раннее творчество Маяковского

Представители акмеизма, определение

Последний бой Пети Ростова — героя романа Толстого «Война и мир»

Все права защищены

«Демон» А.Пушкин

«Демон» Александр Пушкин

В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья,-
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь,-
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

Анализ стихотворения Пушкина «Демон»

Каждый человек подвержен тем или иным страстям, о чем Александру Пушкину было достаточно хорошо известно. Еще будучи лицеистом, он неоднократно влюблялся и нисколько не стыдился своих чувств, считая, что они являются настоящим даром небес. Однако, взрослея, будущий поэт открыл для себя странную и пугающую закономерность: чем больше он восхищался жизнью во всех ее проявлениях, тем чаще его одолевали скептические и лишенные романтизма мысли о бренности человеческого бытия. Пора опьяняющей молодости постепенно прошла, уступив место серой повседневности, в которой развлечениям отводилась второстепенная роль.

Пытаясь найти объяснение подобным перепадам в настроении и мироощущениях, в 1823 году Александр Пушкин написал стихотворение «Демон», в котором свой скептицизм, помноженный на первые жизненные разочарования, представил в образе мифического персонажа. Автор отметил, что коварный искуситель стал наведываться в нему еще в юности, когда жизнь казалась восхитительно безмятежной и полной удивительных открытий. При этом демон Пушкина не искушал поэта возможностью новых соблазнов, которые так велики в юности. Наоборот, он пытался добавить ложку дегтя в бочку меда радужных надежд автора, и его «язвительные речи вливали в душу хладный яд».

Этому таинственному посетителю Пушкин придал черты обычного человека, который своим скептицизмом и хладнокровием методично разрушал мир иллюзий поэта. «Он звал прекрасное мечтою, он вдохновенье презирал», — именно так описывает своего незваного гостя автор. Безусловно, этот образ является вымышленным и рожденным воображением поэта. Однако если проанализировать ранний этап творчества Пушкина, то становится ясно, что к 24 годам он уже достаточно разочаровался в окружающем его мире, где правят не любовь и справедливость, а деньги и власть. К моменту написания стихотворения «Демон» Пушкин уже несколько лет провел в южной ссылке и сумел осознать, что его мечтам о блестящем будущем вряд ли суждено сбыться. Чтобы добиться высокого положения в обществе, ему нужно отказаться от творчества, в котором поэт видел главный смысл своего существования. Что касается любви, то поэт в свои 24 года уже пережил несколько бурных романов и понял, что чувства, какими бы прекрасными и возвышенными он ни были, рано или поздно разбиваются о неприглядную реальность. Несмотря на дворянское происхождение и титул поэт не мог обеспечить своим избранницам достойную жизнь, поэтому даже не пытался просить руки у тех женщин, в которых влюблялся. И осознание собственного бессилия являлось одной из причин резких перепадов настроения поэта, которые впоследствии он объяснил появлением того самого демона, хладнокровного, расчетливого, который «на жизнь насмешливо глядел».

Однако надо отдать должное Пушкину, который все же сумел преодолеть свои внутренние разногласия и со временем научился относиться к жизни философски, не теряя при этом веры в любовь, свободу и равноправие между людьми. Но при этом поэт неоднократно отмечал, что его молодость все же была омрачена скептицизмом, который доставил поэту множество переживаний, изо дня в день выбивая почву из-под ног и заставляя отказываться от романтических иллюзий.

Примечательно, что после публикации этого стихотворения многие из окружения поэта узнали в образе коварного демона Александра Раевского, с которым поэт подружился во время южной ссылки. По воспоминаниям очевидцев, этот молодой человек был достаточно дерзким и язвительным, а окружающий мир воспринимал исключительно в мрачных тонах. Однако позже Пушкин опроверг предположение о том, что прототипом демона является Раевский. Поэт отметил, что вложил в свое стихотворение гораздо более глубинный смысл, суть которого сводится к тому, что любой человек в своей жизни сталкивается с подобными искушениями, и лишь от него самого зависит, сможет ли он сохранить душевную чистоту, пылкость сердца и остроту чувств, который жестокий мир постоянно проверяет на прочность.

«Демон», анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Демон» написано в тяжёлый для Пушкина 1823 год и напечатано в 1824 году в альманахе «Мнемозина». Современники угадывали в образе демона друга Пушкина А.Н.Раевского. Как и Пушкин, он был влюблён в Е.К.Воронцову, жену губернатора Новороссийского края М.С.Воронцова, у которого на службе в Одессе состоял Пушкин. Когда Раевский узнал о любви Пушкина, он рассказал обо всём Воронцову. Как предполагал Пушкин, именно это явилось причиной его высылки из Одессы в Михайловское.

Пушкин даже написал и собирался дать в печати заметку-опровержение под чужим именем, в которой изъяснял смысл «Демона». Это удивительный случай, когда сам поэт объясняет идею стихотворения.

Литературное направление, жанр

«Демон» — прекрасный образец романтической лирики Пушкина. Образ демона любим романтиками, потому что позволяет показать личность, отвергнутую обществом. Демон – это романтический герой, который так близок юношескому мировосприятию. Но лирический герой не отождествляет себя с демоном.

Жанр «Демона» — элегия. Это философская лирика. Лирический герой рассуждает о тёмной стороне собственной личности, ищет в себе силы для победы над ней.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения «Демон» связана с сомнениями и искушениями, которые всегда сопровождают веру, надежду и само становление личности.

Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть – одно сложное предложение. Придаточные предложения времени, начинающиеся словом когда, описывают тот период жизни лирического героя, когда юноша наслаждался жизнью — природой, женщинами, возвышенными чувствами, искусствами. Лирический герой был полон надежд. Предложение заканчивается главной частью тогда. Эта часть предложения одновременно композиционное начало следующей части и завершение первой. В те благословенные времена юношу стал посещать злобный гений.

Во второй части стихотворения описывается этот злобный гений. Его речи язвительны, он клевещет и искушает, насмешничает и лжёт, отравляя душу лирического героя. Злой гений не верит в прекрасное, любовь, свободу. Он отвергает само творение, всю природу. Словосочетание благословить он не хотел буквально означает, что злой гений не говорил о природе ничего хорошего, не находя этого.

Основная мысль стихотворения растолкована самим автором. Он считал целью стихотворения нравственное воспитание. В юности сердце доступно для прекрасного. С опытом приходят сомнения. Они уничтожают романтические порывы — лучшие надежды и поэтические предрассудки. Дух отрицанья влияет на нравственность человека и человечества. Если обобщить всё, сказанное Пушкиным, в одном предложении, то основную мысль можно сформулировать так: каждый человек в определённый период своей жизни подвержен влиянию духа отрицанья и сомненья — демона, который сбивает человека с истинного пути, делая его безнравственным.

Стихотворение лишено какого-либо морализаторства. Пушкин не указывает, как должен поступить человек со своими сомнениями. Он очерчивает проблему: довольно симпатичный, вызывающий сочувствие демон стучится в душу каждого человека, это нужно разглядеть.

Старший товарищ Пушкина Жуковский угадал настроение Пушкина и додумал идею «Демона», состоящую во внутренней борьбе со злом: «К чёрту чёрта! Вот пока твой девиз».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Неупорядоченные пиррихии и спондеи сбивают ритм и делают повествование таким естественным, что стихи кажутся простыми, как проза. Рифмовка как раз упорядочена, перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы.

Тропы и образы

Первая и вторая часть противопоставлены. Основной композиционный приём стихотворения – антитеза. Старославянизмы возвышают, подчёркивают серьёзность рассматриваемой темы: бытие, взоры дев, возвышенный, наслаждение, осеня, хладный, провиденье, вдохновенье, благословить. Тропы в первой и второй части несут разную смысловую нагрузку. Все эпитеты первой части положительные: возвышенные чувства, вдохновенные искусства. Во второй части эпитеты негативно окрашены: печальные встречи, язвительные речи, чудный (то есть странный) взгляд, хладный яд, неистощимая клевета. Во второй части положительное отрицается: провиденье — искушением, прекрасное – пустой мечтою, вдохновение — презреньем, любовь и свобода — неверием, жизнь — насмешкой. Метафора позволяет передать губительность общения с демоном: его речи вливают хладный яд в душу.

Стихотворение А.С. Пушкина «Демон»

В стихотворении «Демон» Александр Пушкин описывает состояние, знакомое многим людям. Такое иногда бывает: живешь, что-то делаешь, куда-то все время торопишься, и вдруг – останавливаешься и начинаешь задумываться о своих поступках и их последствиях. Нередко человека терзают сомнения: правильно ли я поступаю? Может, быть, я бесполезно трачу отведенные мне дни на Земле? А если человек творческий и думающий, то ему еще сложнее, ведь для творчества не существует правил и законов, и ничто, кроме собственного сердца, не может оценить результаты исканий и порывов.

Примерно о таком состоянии пытается рассказать поэт. Окунувшись в среду «наслаждений», когда

Свобода, слава и любовь

И вдохновенные искусства

Так сильно волновали кровь,

лирического героя начал тайно посещать «какой-то злобный гений». Этот гений подвергал сомнению всю жизнь поэта:

Он звал прекрасною мечтою;

Он вдохновенье презирал;

Не верил он любви, свободе;

На жизнь насмешливо глядел.

Демон — это то, что есть в каждом из нас. Это лень, неуверенность в себе, следование стереотипам и общественному мнению, пессимизм. Тот, кто находит силы и волю «изгнать» Демона, идти вперед, несмотря ни на что, добивается успеха. И наоборот, кто верит «злобному гению», теряет уверенность в себе, боится быть не как все — так и остается на всю жизнь посредственностью.

Стихотворение состоит всего из трех предложений. В первом лирический герой рассказывает о своем образе жизни, о «впечатленьях бытия», и уже в последних строчках он начинает говорить о Демоне. Второе предложение – самое короткое, описывает печальные встречи с ним, которые «вливали в душу хладный яд». В третьем Пушкин перечисляет сомнения и тревоги, посетившие его во время «терзаний».

Наверное, сильному, волевому человеку важно периодически испытывать подобные переживания. В это время можно переосмыслить прошлые поступки и подумать о том, как жить дальше. И самое главное – не поддаться Демону в такие моменты, а твердо решить для себя, кто ты: творческая и независимая личность или циничный обыватель.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Послушайте стихотворение Пушкина Демон

Темы соседних сочинений

← Дельвигу↑ ПушкинДеревня →

Картинка к сочинению анализ стихотворения Демон

Настроение произведения Демон

Краткий анализ стихотворения «Демон» (В те дни…) по плану

 

1. История создания

Стихотворение «Демон» было написано поэтом в 1823 году, и впервые опубликовано в альманахе «Мнемозина» в 1824.

По мнению некоторых современников поэта, демон – это А.Н. Раевский, человек холодный, расчётливый и даже циничный. Именно эти качества характера присутствуют у «демона» в одноимённом стихотворении поэта.

Пути А.Н. Раевского и Пушкина неоднократно пересекались. В начале двадцатых годов они встретились в Одессе.

Как и Пушкин, Раевский был неравнодушен к жене графа Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края, в канцелярии которого служил на юге поэт.

Увидев в Пушкине соперника, Раевский сообщил графу о влюблённости поэта. В результате неприязни, возникшей между Воронцовым и Пушкиным, поэт был выслан из Одессы в село Михайловское под надзор местного начальства.

Существует и другое, более широкое, толкование смысла этого стихотворения: Пушкин говорит о том, что человеческая природа противоречива и часто двулика; почти в каждом человека есть как доброе начало, так и тёмная сторона личности.

 

2. Литературное направление

Стихотворение можно отнести к романтизму, поскольку речь идёт о чувствах.

Поэты-романтики на первое место ставили внутренние переживания, для них важна была эмоциональная жизнь личности, а не её разум и холодные наблюдения за действительностью.

 

3. Род

Произведение «Демон» лирического рода. Оно о чувствах – возвышенных и низменных.

 

4. Жанр

Стихотворение относится к жанру философской лирики. Автор сопоставляет и анализирует два разных видения мира.

 

5. Проблематика

Проблематика произведения – осмысление разных взглядов на жизнь.

Пушкин сам признавал, что в разных жизненных ситуациях люди ведут себя по-разному. Иногда верх берут сомнения. Противоречивые, негативные мысли толкают человека на неблаговидные и безнравственные поступки.

Пушкин не даёт решения, как бороться с этими внутренними «демонами», он лишь указывает на их присутствие в человеческой натуре.

 

6. Тематика

Основной мотив произведения – тема сомнений и искушений, которые присутствуют в молодости при становлении личности.

Романтические, возвышенные чувства лирического героя пытается принизить злой гений, чьи «язвительные речи вливали в душу хладный яд».

 

7. Идея

Идея произведения – противопоставление разных взглядов на одни и те же события и явления жизни.

Одни видят мир в положительном ключе, для них «новы все впечатленья бытия», «И взоры дев, и шум дубровы, / И ночью пенье соловья» пробуждают возвышенные чувства. Другие недоверчивы и подозрительны. Они не верят ни в любовь, ни в возвышенные чувства.

 

8. Пафос

Речь лирического героя эмоциональна. Для него мир полон ярких красок.

Пафос подчёркивается словами, выражающими абстрактные понятия. В первой части они позитивные, во второй – негативные:

  • возвышенные чувства,
  • свобода,
  • слава,
  • любовь,
  • вдохновенные искусства,
  • часы надежд и наслаждений,
  • хладный яд,
  • язвительные речи,
  • неистощимая клевета и др.

 

9. Система образов

Система образов в стихотворении «Демон» – это взаимоотношения не только лирического героя и «демона», но и взаимоотношения каждого из них с окружающей действительностью.

Мир лирического героя светлый и радующий, он молод и на пороге первых открытий; ему кажутся прекрасными «все впечатленья бытия — /И взоры дев, и шум дубровы, /И ночью пенье соловья».

У «злобного гения» другой образ мира и иные с ним взаимоотношения:

Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

 

10. Центральные персонажи

В стихотворении два героя:

  • молодой человек, открытый и позитивный
  • и его антипод, холодный и циничный, которого автор называет демоном.

 

11. Лирический герой

Лирический герой – молодой, полный надежд человек, не знавший разочарований. Он полная противоположность «злобному гению».

 

12. Сюжет

Выраженного сюжета в стихотворении нет.

Автор пунктирно обозначает возраст лирического героя и его отношение к жизни. Также абстрактно во второй части произведения описывается его антипод. Поэт лишь перечисляет качества характера «злобного гения» и его отношение к жизни, не приводя конкретных примеров.

 

13. Композиция

Композиционно стихотворение делится на две части и построено на антитезе.

Первая часть стихотворения – описание светлых чувств лирического героя, – противопоставляется второй его части, где речь идёт о злом демоне, который не верит в существование прекрасных чувств, всё позитивное вызывает у него злую насмешку, он отвергает даже саму природу.

 

14. Размер, рифма и строфика

«Демон» написан четырёхстопным ямбом, которому придают естественность живой речи пиррихии и спондеи.

Мужская и женская рифмы чередуются.

Рифмовка перекрестная (АВАВ).

 

15. Средства художественной выразительности

В произведении используются:

  • эпитеты: возвышенные чувства, чудный взгляд, злобный гений, язвительные речи, хладный яд, неистощимая клевета, прекрасная мечта, вдохновенные искусства, печальные встречи;
  • метафоры: поэт называет приятеля иносказательно – демон;
    Его язвительные речи / Вливали в душу хладный яд»;
  • олицетворение: «речи вливали».

16. Художественное своеобразие произведения

Для усиления художественной выразительности используется архаическая лексика (старославянизмы): бытие, взоры дев, возвышенный, наслаждение, осеня, хладный, провиденье, вдохновенье, благословить.

 

17. Значение произведения

Во все времена важным моментом в жизни общества было нравственное воспитание.

Негативное отношение к окружающему миру разрушает не только личность, но и общество, в котором живёт человек. Не зря Жуковский, прочитав «Демона», пишет Пушкину: «К чёрту чёрта! Вот пока твой девиз».

 

18. Актуальность

Период взросления и становления личности сложен. Человеческая природа противоречива. Восторженному восприятию открывающегося мира часто сопутствуют сомнения, которые могут усиливать недобрые друзья.

Важно не поддаваться негативному влиянию как внутренних, так и внешних «демонов» и сохранять позитивное отношение к действительности. Это избавит от неблаговидных поступков, о которых, возможно, придётся потом жалеть.

 

19. Моё отношение

Стихотворение вызывает противоречивые чувства. Восторженность лирического героя оправдывается его молодостью.

В то же время, нельзя, к сожалению, сказать, что злобный гений полностью неправ. Случается, что наряду с позитивными вещами в ней существуют также ложь и несправедливость.

 

20. Чему учит

Стихотворение заставляет размышлять о человеческой личности, помогает осознать, что мир очень сложен и противоречив. Нужно учиться противостоять деструктивным, разрушающим силам, неважно каким – внутренним или воздействующим на вас извне.

Gale Apps — Технические трудности

Приложение, к которому вы пытаетесь получить доступ, в настоящее время недоступно. Приносим свои извинения за доставленные неудобства. Повторите попытку через несколько секунд.

Если проблемы с доступом сохраняются, обратитесь за помощью в наш отдел технической поддержки по телефону 1-800-877-4253. Еще раз спасибо, что выбрали Gale, обучающую компанию Cengage.

org.springframework.remoting.RemoteAccessException: невозможно получить доступ к удаленной службе [authorizationService@theBLISAuthorizationService]; вложенным исключением является com.zeroc.Ice.UnknownException unknown = «java.lang.IndexOutOfBoundsException: индекс 0 выходит за границы для длины 0 в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.outOfBounds(Preconditions.java:64) в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.outOfBoundsCheckIndex(Preconditions.java:70) в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.checkIndex(Preconditions.java:266) в java.base/java.util.Objects.checkIndex(Objects.java:359) в java.base/java.util.ArrayList.get(ArrayList.java:427) в com.gale.blis.data.subscription.dao.LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.populateSessionProperties(LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.java:60) в com.gale.blis.data.subscription.dao.LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.

reQuery(LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.java:53) в com.gale.blis.data.model.session.UserGroupEntitlementsManager.reinitializeUserGroupEntitlements(UserGroupEntitlementsManager.java:30) в com.gale.blis.data.model.session.UserGroupSessionManager.getUserGroupEntitlements(UserGroupSessionManager.java:17) в com.gale.blis.api.authorize.contentmodulefetchers.CrossSearchProductContentModuleFetcher.getProductSubscriptionCriteria(CrossSearchProductContentModuleFetcher.java:246) на com.gale.blis.api.authorize.contentmodulefetchers.CrossSearchProductContentModuleFetcher.getSubscribedCrossSearchProductsForUser(CrossSearchProductContentModuleFetcher.java:70) на com.gale.blis.api.authorize.contentmodulefetchers.CrossSearchProductContentModuleFetcher.getAvailableContentModulesForProduct(CrossSearchProductContentModuleFetcher.java:51) на com.gale.blis.api.authorize.strategy.productentry.strategy.AbstractProductEntryAuthorizer.
getContentModules(AbstractProductEntryAuthorizer.java:130) на com.gale.blis.api.authorize.strategy.productentry.strategy.CrossSearchProductEntryAuthorizer.isAuthorized(CrossSearchProductEntryAuthorizer.java:83) на com.gale.blis.api.authorize.strategy.productentry.strategy.CrossSearchProductEntryAuthorizer.authorizeProductEntry(CrossSearchProductEntryAuthorizer.java:45) на com.gale.blis.api.authorize.strategy.ProductEntryAuthorizer.authorize(ProductEntryAuthorizer.java:31) в com.gale.blis.api.BLISAuthorizationServiceImpl.authorize_aroundBody0(BLISAuthorizationServiceImpl.java:57) на com.gale.blis.api.BLISAuthorizationServiceImpl.authorize_aroundBody1$advice(BLISAuthorizationServiceImpl.java:61) на com.gale.blis.api.BLISAuthorizationServiceImpl.authorize(BLISAuthorizationServiceImpl.java:1) в com.gale.blis.auth.AuthorizationService._iceD_authorize(AuthorizationService.java:97) в com.
gale.blis.auth.AuthorizationService._iceDispatch(AuthorizationService.java:406) в com.zeroc.IceInternal.Incoming.invoke(Incoming.java:221) в com.zeroc.Ice.ConnectionI.invokeAll(ConnectionI.java:2706) на com.zeroc.Ice.ConnectionI.dispatch(ConnectionI.java:1292) в com.zeroc.Ice.ConnectionI.message(ConnectionI.java:1203) в com.zeroc.IceInternal.ThreadPool.run(ThreadPool.java:412) в com.zeroc.IceInternal.ThreadPool.access$500(ThreadPool.java:7) в com.zeroc.IceInternal.ThreadPool$EventHandlerThread.run(ThreadPool.java:781) на java.base/java.lang.Thread.run(Thread.java:833) » org.springframework.remoting.ice.IceClientInterceptor.convertIceAccessException(IceClientInterceptor.java:348) org.springframework.
remoting.ice.IceClientInterceptor.invoke(IceClientInterceptor.java:310) org.springframework.remoting.ice.MonitoringIceProxyFactoryBean.invoke(MonitoringIceProxyFactoryBean.java:71) org.springframework.aop.framework.ReflectiveMethodInvocation.proceed(ReflectiveMethodInvocation.java:186) org.springframework.aop.framework.JdkDynamicAopProxy.invoke(JdkDynamicAopProxy.java:215) com.sun.proxy.$Proxy151.authorize(Неизвестный источник) com.gale.auth.service.BlisService.getAuthorizationResponse(BlisService.java:61) com. gale.apps.service.impl.MetadataResolverService.resolveMetadata(MetadataResolverService.java:65) com.gale.apps.controllers.DiscoveryController.resolveDocument(DiscoveryController.java:57) com.gale.apps.controllers.DocumentController.redirectToDocument(DocumentController.java:24) com.gale.apps.controllers.DocumentController$$FastClassBySpringCGLIB$$7de825c.invoke(<сгенерировано>) org.springframework.cglib.proxy.MethodProxy.invoke(MethodProxy.java:218) org.springframework.aop.framework.CglibAopProxy$CglibMethodInvocation.invokeJoinpoint(CglibAopProxy.java:783) org. springframework.aop.framework.ReflectiveMethodInvocation.proceed(ReflectiveMethodInvocation.java:163) org.springframework.aop.framework.CglibAopProxy$CglibMethodInvocation.proceed(CglibAopProxy.java:753) org.springframework.aop.framework.adapter.MethodBeforeAdviceInterceptor.invoke(MethodBeforeAdviceInterceptor.java:58) org.springframework.aop.framework.ReflectiveMethodInvocation.proceed(ReflectiveMethodInvocation.java:175) org.springframework.aop.framework.CglibAopProxy$CglibMethodInvocation.proceed(CglibAopProxy.java:753) org.springframework.aop.interceptor.ExposeInvocationInterceptor. invoke(ExposeInvocationInterceptor.java:97) org.springframework.aop.framework.ReflectiveMethodInvocation.proceed(ReflectiveMethodInvocation.java:186) org.springframework.aop.framework.CglibAopProxy$CglibMethodInvocation.proceed(CglibAopProxy.java:753) org.springframework.aop.framework.CglibAopProxy$DynamicAdvisedInterceptor.intercept(CglibAopProxy.java:698) com.gale.apps.controllers.DocumentController$$EnhancerBySpringCGLIB$$3658af7b.redirectToDocument(<сгенерированный>) jdk.internal.reflect.GeneratedMethodAccessor282.invoke (неизвестный источник) java. base/jdk.internal.reflect.DelegatingMethodAccessorImpl.invoke(DelegatingMethodAccessorImpl.java:43) java.base/java.lang.reflect.Method.invoke(Method.java:566) org.springframework.web.method.support.InvocableHandlerMethod.doInvoke(InvocableHandlerMethod.java:205) org.springframework.web.method.support.InvocableHandlerMethod.invokeForRequest(InvocableHandlerMethod.java:150) org.springframework.web.servlet.mvc.method.annotation.ServletInvocableHandlerMethod.invokeAndHandle(ServletInvocableHandlerMethod.java:117) org.springframework.web.servlet.mvc.method.annotation.RequestMappingHandlerAdapter. invokeHandlerMethod (RequestMappingHandlerAdapter.java:895) org.springframework.web.servlet.mvc.method.annotation.RequestMappingHandlerAdapter.handleInternal (RequestMappingHandlerAdapter.java:808) org.springframework.web.servlet.mvc.method.AbstractHandlerMethodAdapter.handle(AbstractHandlerMethodAdapter.java:87) org.springframework.web.servlet.DispatcherServlet.doDispatch(DispatcherServlet.java:1067) org.springframework.web.servlet.DispatcherServlet.doService(DispatcherServlet.java:963) org.springframework.web.servlet.FrameworkServlet.processRequest(FrameworkServlet.java:1006) org. springframework.web.servlet.FrameworkServlet.doGet(FrameworkServlet.java:898) javax.servlet.http.HttpServlet.service(HttpServlet.java:626) org.springframework.web.servlet.FrameworkServlet.service(FrameworkServlet.java:883) javax.servlet.http.HttpServlet.service(HttpServlet.java:733) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:227) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.apache.tomcat.websocket. server.WsFilter.doFilter(WsFilter.java:53) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.apache.catalina.filters.HttpHeaderSecurityFilter.doFilter(HttpHeaderSecurityFilter.java:126) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org. springframework.web.servlet.resource.ResourceUrlEncodingFilter.doFilter(ResourceUrlEncodingFilter.java:67) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.filter.RequestContextFilter.doFilterInternal (RequestContextFilter.java:100) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain. java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:102) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) com.gale.common.http.filter.SecurityHeaderFilter.doFilterInternal(SecurityHeaderFilter.java:29) org.springframework. web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:102) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org. owasp.validation.GaleParameterValidationFilter.doFilterInternal(GaleParameterValidationFilter.java:97) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.boot.web.servlet.support.ErrorPageFilter.doFilter(ErrorPageFilter.java:126) org.springframework.boot.web.servlet.support.ErrorPageFilter.access$000(ErrorPageFilter.java:64) org. springframework.boot.web.servlet.support.ErrorPageFilter$1.doFilterInternal(ErrorPageFilter.java:101) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.springframework.boot.web.servlet.support.ErrorPageFilter.doFilter(ErrorPageFilter.java:119) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.filter.FormContentFilter.doFilterInternal (FormContentFilter.java:93) org. springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.boot.actuate.metrics.web.servlet.WebMvcMetricsFilter.doFilterInternal (WebMvcMetricsFilter.java:96) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain. java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.filter.CharacterEncodingFilter.doFilterInternal (CharacterEncodingFilter.java:201) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org. apache.catalina.core.StandardWrapperValve.invoke(StandardWrapperValve.java:202) org.apache.catalina.core.StandardContextValve.invoke(StandardContextValve.java:97) org.apache.catalina.authenticator.AuthenticatorBase.invoke(AuthenticatorBase.java:542) org.apache.catalina.core.StandardHostValve.invoke(StandardHostValve.java:143) org.apache.catalina.valves.ErrorReportValve.invoke(ErrorReportValve.java:92) org.apache.catalina.valves.AbstractAccessLogValve.invoke(AbstractAccessLogValve.java:687) org. apache.catalina.core.StandardEngineValve.invoke(StandardEngineValve.java:78) org.apache.catalina.connector.CoyoteAdapter.service(CoyoteAdapter.java:357) org.apache.coyote.http11.Http11Processor.service(Http11Processor.java:374) org.apache.coyote.AbstractProcessorLight.process(AbstractProcessorLight.java:65) org.apache.coyote.AbstractProtocol$ConnectionHandler.process(AbstractProtocol.java:893) org.apache.tomcat.util.net.NioEndpoint$SocketProcessor.doRun(NioEndpoint.java:1707) org.apache. tomcat.util.net.SocketProcessorBase.run(SocketProcessorBase.java:49) java.base/java.util.concurrent.ThreadPoolExecutor.runWorker(ThreadPoolExecutor.java:1128) java.base/java.util.concurrent.ThreadPoolExecutor$Worker.run(ThreadPoolExecutor.java:628) org.apache.tomcat.util.threads.TaskThread$WrappingRunnable.run(TaskThread.java:61) java.base/java.lang.Thread.run(Thread.java:834)

Читать книгу «Демон» Михаила Юрьевича Лермонтова онлайн бесплатно (страница 1 из 3)

UC-NRLF

P G

3337

L4

D42

1918

Main

R

Demon

Edinburgh:
Printed By J. Skinner and Co., Ltd.

ДЕМОН

ПЕРЕВОД С РУССКОГО

ЛЕРМОНТОВ

BY

РОБЕРТ БЕРНЕСС, Б.А. (Оксон.)
ПЕТРОГРАД

ЭДИНБУРГ:

DOUGLAS & FOULIS, 9 CASTLE STREET
1918

СОХРАНЕНИЕ
КОПИЯ ДОБАВЛЕНА
ОРИГИНАЛ
СОХРАНЕНО

3.


НА КАВКАЗ.

О, Кавказ, тебе, величественный, дикий,
Я пою свою песню, ее прерывистые звуки исповедуя
Вдохни певца, как дитя твое,
Снежным ореолом отцовского благословения.
‘Это был ты, чьи чары мои юношеские мысли обольстили
С цепями крепкими, как судьба, как любовь ласкающая
В северных землях ты не знаешь и там
Мое сердце было твоим всегда и везде.

Еще мальчишкой я бродил, пылкий твой любовник,
Над утесами и зубчатыми камнями робкой поступью,
Где ты, подобно поклоняющимся Аллаху,
Покрывал туманным чалмой свою императорскую голову,

Куда возвращался орел сделал паузу, чтобы парить,
И свободнее ветры свои курсы вперед ускорили,
Там, на головокружительной вершине моя страна грез
Закружился с ними по просторам эфира.

С тех пор и до сих пор прошли долгие годы.

Еще раз среди твоих скал узри нашу встречу !

Пожалуйста, приветствуйте мальчика,

Теперь будьте добры к изгнаннику.

За горем ты дал забвение безмятежное

Тому, кто искал тебя, любовь за любовь умоляла.

Вот! он снова взывает к тебе здесь и сейчас,

Чьи мысли твои и вся чья песня ты.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА.

МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ родился в Москве 15 числа
октября 1814 года. О его отце мы знаем очень мало; его мать умерла, когда поэту было три года, и его воспитывала бабушка по материнской линии». В раннем возрасте он был
хорошо обучен современным языкам, и среди его более коротких произведений есть изящные
переводы с французского, немецкого и английского языков. Из его прозаических произведений
наиболее типичным является «Герой нашего времени». Из его поэтических 9Из произведений 0029 наиболее известна «Демон», которая
была не только инсценирована, но и положена на музыку
Рубинштейном и по сей день является одной из самых популярных опер
на российской сцене.

Лермонтов поступил в Московский университет, но оставил его
, не получив степени, и продолжил обучение в Санкт-
Петербурге. Отчет о его внешности в
начале тридцатых описывает его как невзрачного, но
искупает от уродства его выразительные глаза и
интеллектуальный лоб. /Даже на этом раннем этапе он был большим поклонником Байрона, и его часто видели на прогулках с томиком Байрона под мышкой. Хотя
способен вести себя чрезвычайно приятно в обществе,
, похоже, временами он обижался своим саркастическим
и язвительным остроумием. В 1834 году он поступил в армию,
и жизнь его в это время была жизнью веселого и несколько бойкого молодого офицера.

Но все это время он писал. Если бы у него было 9

vii

viii

гений у публики было мало шансов восхититься его гениальностью, потому что он жестко критиковал свою собственную
работу. Он никогда не позволил бы чему-либо выйти из рук
, пока не был полностью удовлетворен этим
сам. В душе он был настоящим художником. «Многие безошибочные
стихи Демона, которые могли бы быть напечатаны
отдельно, пролежали всю его жизнь в тайнике».0029 первый раз. Великий русский поэт Пушкин был убит на дуэли
года, и Лермонтов написал об этом стихотворение.
В связи с некоторыми употребленными выражениями сослан
на Кавказ. Он был отозван в следующем,
году, но был сослан во второй раз. Несколько поспешных слов
, сказанных на балу, привели к дуэли. Поэта перевели
в полк, служивший на Кавказе. Он впервые посетил
регион со своей бабушкой wlren
ему было десять лет. Его первые впечатления были
никогда не изгладились, и каждое пребывание
только углубляло их.

Пушкин, которым очень восхищался Лермонтов,
показал себя в своих ранних стихах поклонником Байрона.
Но Пушкин после тридцати лет отбросил байронизм:
Лермонтов остался верен ему на всю жизнь. Персонаж
Демона основан на персонаже «Люцифера» из
Байроновского Каина. привело его в приливы
.Волна 0029, прокатившаяся в то время по кругу
западной литературы.

ДЕМОН

ЧАСТЬ I.

«Зло, будь моим добром.» МИЛТОН.

«И увидели сыны Божьи дочерей человеческих, что они
прекрасны.» ГЕНЕЗИС.

АРГУМЕНТ.

ПАДШИЙ АНГЕЛ летит над землей. Он устал от
зла. Человечество развратилось и не сопротивляется
, когда искушает, (i, 2.)

Он созерцает благороднейшие пейзажи Кавказа, но ненависть
господствует в его сердце, и он презирает все, что видит.
(3, 4-)

Гудал, кавказский вождь, построил замок на высоком холме.
Его дочь Тамара собирается выйти замуж за лорда
Синодала. Она проводит вечер со своими подругами
, танцуя и поя. Она так чиста и прекрасна, что
возбудила бы более благородные мысли даже у Демона, увидевшего ее,
и заставила бы его тосковать по утраченному Раю. (5,6,7,8.)

Демон видит ее и любит. (9.)

Тем временем лорд Синодала едет на свадьбу во главе веселой кавалькады. Демон искушает его

ДЕМОН

быстро проехать через опасный горный перевал, где на него нападают
грабители и убивают. Его лошадь прибывает в замок Гудала с
мертвым всадником на спине. (10, 1 1, 12, 13, 14.)

Демон является Тамаре во сне. Он призывает ее
больше не горевать и обещает ей любовь, которая не
.0029 Земля. (15,16.)

I.

ПАДШИЙ АНГЕЛ когда-то летал
Над грешной землей свой путь,
И память всегда приносила
Видение более счастливого дня,
Рассказывая незабытую историю
Как когда-то в царствах света и славы
Серафим чистый и яркий он сиял
Как краткая комета вниз мимолетная
Любил обменяться приветственной улыбкой
С ним, пока не погасла его искра.
Как средь образований младенческого мира
В караванах облаков бродил он
Сквозь миры разбросанных созвездий
Как Природа распространяла свои знания и улыбалась
Когда-то на нем, Божий счастливый ребенок,
В дни, когда он верил и любил.

ДЕМОН

Никакие беды не тревожили тогда его дух

Теперь бескрайние перспективы лежат между

Блаженством за пределами его понимания

И тем, кто знал, что могло бы быть.

2.

Изгой так долго ни Рая, ни дома-
Он скитался по земным пустыням
Однообразно и утомительно,
Как один век на другой давит,
Или одна медленная минута следует за минутой.
Низкий мир был его, но в нем
Свою злобу он творил без сопротивления,
Ибо люди на земле нигде не устояли
Его козни, когда он пытался и вяло,
Он ненавидел злые семена, которые он сеял.

3-

Над многими высокими вершинами Кавказа
Парящее перо изгнанника поднялось,
Под ним, как самоцветы, Казбек
Сверкающий вечными снегами.
И у Дариала * противоположные стороны
Показались черными, как когда змея прячется
Своими кольцами в каком-то темном логове.

1 Дарьял — известное дефиле.

ДЕМОН

И Терек, 1 выпрыгнув из своего источника/

Как лев с растрепанной косматой шерстью,

Ревел, и каждый горный зверь и гора

Птица в лазурной пучине воздуха

И облака с золотой каймой из восточных земель

Кружились с ним на северные берега,

И высокие скалы и мысы,

Полные тайны сна,

Склонили свои гордые головы под ним, летя,

Следуя по течению сверкающего потока.

И соперничающие башни с соперничающими башнями

Нахмурившись на облаках, лежащих между ними;

До последнего, как часовой изумительный,

Кавказ ослепительно сияет

Величием огромнейшим вуалью.

Весь дикий и чудесный был пейзаж

Божий прекрасный мир ; но его гордый взор

Напрасно просматривал творения своего Творца,

Отражая лишь спокойную насмешку,

Хотя это презрение было бессмертной болью.

4-

Впереди великолепная вариация
Лежит трепещущий ландшафт,
Ковры живой растительности
Там, где опускаются или поднимаются долины Грузинские,

1 Терек — река.

ДЕМОН

Проблески земного рая,
Колонны разрушенных минаретов,
И тихо звенящие ручейки
Заставляющие блестеть счастливые камешки ;
И розовые рощи, где соловьи
Поют свою сладкую любовь, не останавливаясь, чтобы слушать
Пока влюбленные товарищи не поют ответные сказки.
Там плющом одет, прохладен и широк,
Платаны раскинули тенистые своды,
И в пещерах, когда полдень иссыхает
Заходит робкий олень прятаться.
Яркость и жизнь, где все ликуют,
Мириады голосов Природы
Все сонливы в полдень обжигающем приливе.
Но в сиянье полуденного зноя,
Иль в ночи, когда зефиры сладкие
Ароматом розы были полны,
И ясны, как глаза грузинской девы
Бледноликие звезды сторожили выше,
Ничто великолепие не могло двигаться
В этом мрачном ангеле, павшем от великолепия
Одна мысль о сочувствии или любви,
О возобновленной силе или нежном стремлении;
И когда он увидел перед собой сцену,
Ненависть и презрение нахлынули на него.

ДЕМОН

5.

Высоко на утесе, с просторными залами,
Стоял замок, (Цена слез
И труда крепостным через утомительные годы),
Где по утрам падает тень
От сосны- одетый холм к стенам замка.
И князь Гудал, такой суровый и седой,
Повелел своим рабам прорубить путь
Вниз по крутым утесам, сопротивляющимся боку,
Пока шаг за шагом не привел к воде
Где скользят ль глубокие течения Арагвы,
И часто Тамара, его младшая дочь, 9 лет0029 Пришла бы в фате и белоснежном капюшоне
Наполнить свой кувшин при разливе.

6.

С высокой скалы этот замок спустился

Мрачный, молчаливый, неподвижный всегда ;

Но все сегодня веселье и радость,

И цитры звучат, и вино льется.

Гудал руку дочери своей пожал,

И весь его клан на пир пригласил.

А на кровле, густо усыпанной, 2

1 Арагва — река, приток Куры.

2 Крыши плоские и усыпаны коврами.

ДЕМОН

Невеста Тамара, прекрасная и юная,
Сидит в девственной толпе,
‘Среди песни и пляски и наигрыша цитры,
В то время как солнце скоро погружается
За вершины, и для их удовольствия
Они танцуют на расчищенном пространстве между
горничными, хлопая в ладоши в такт музыке.
И легко ее веселый бубен
Крутя одной рукой вокруг головы,
Юная невеста прыгает волшебной поступью.
И светлее птицы мелькает,
То мчится сюда, то замирает,
И всех веселых девиц обозревает
Блестящими глазами из-под длинных ресниц.
Она ведет хор по его лабиринтам
‘Среди шелеста шелка и прозрачного мерцанья,
И часто поднимает изящную ногу,
Как будто плывет, воздушный пловец. 1
И ах! эта улыбка детской грации
освещала ее смеющееся лицо.
Не дрожащие лучи Синтии, а пока
Взгляд на стены и башни замка,
Сиянье той улыбки сравняться
Чем юность и радость пленительнее.

1 Это а. Описание кавказского национального танца
«Лесгинка».

8 ДЕМОН

7-

Клянусь этой ясной полуночной звездой,
Лучами, что сверкают с востока на запад,
Ни император далеких земель,
Ни царь, ни завоеватель, ни царь
Такой прекрасный девица когда-либо ласкала.
И никогда не было нежной бури фонтана
Лаве с прозрачными каплями жемчуга
В летний зной так прекрасна девушка,
Или осыпать такой божественной формой.
Никогда до сих пор смертная рука
Гладила мягкими пальцами такой лоб,
Или вплетала их в такие развевающиеся волосы.
Ибо с тех пор, как человека изгнали из Эдема,
Никогда не цвела девица такая милая,
Такая невинная, такая небесно-прекрасная.

8.

Но вот кончился ее последний веселый танец,
И темные предчувствия над нею витают,
Ибо на утро чужой любовник
Ждет дочь Гудала.
Брачное ярмо, рабская рука,
Новые родственники, незнакомая земля.
Бедняжка, быть рабом мужа!
И частенько сомнение, все не подозревая, t
Налагало на ее сердце немое горе,

ДЕМОН

Но все ее движения были так прекрасны,
Так полны кажущейся беспечности,
До краев простой бесхитростности,
Это было Демон, проходя мимо,
Увидев ее тогда, он мог бы отвергнуть
Все свои падшие намерения и обратиться
На Небеса с раскаянным вздохом.

9-

Вот! он узрел …. На одно короткое мгновение,
Эмоции странные, невыразительные,
Непреодолимый поток пронесся над ним,
Как будто какой-то голос божественной благодати,
Через бездну, которая лежала перед ним,
Позвал изгоя в храм
Красоты и небесной силы.
И благоговея перед чудным зрелищем,
Его мысли в беспутном лабиринте
Смущали его, как в мерцающей ночи,
Звезда указывает на звезду цепью, простирающейся
К бесконечности.
И властью невиданной прикован,
Новые муки умножили его наказание,
Говоря словами, которые могли бы быть
Былое его собственным: «Покайся, покайся!»
Он пытался соблазнить слова не пришли
Не забыл ли он свои старинные уловки?

10 ДЕМОН

Нет. Ибо если бы Бог даровал ему еще

Прежнюю злобу забыть,

Он лишь презрел бы дар, который Он послал.

10.

Тем временем пришпоривая своего лихого скакуна,
Нетерпеливый жених мчится со скоростью
Где скользят потоки яркой Арагвы
По сторонам зеленые берега.
И следом, далеко вниз по дороге,
С колокольчиками, что звенели на ходу,
Пришли верблюды, обмякшие под ношей
Дорогих подарков в день бракосочетания,
И l порывистый Синодал владыка
Сам вел эту веселую кавалькаду.
С сверкающими драгоценными камнями, густо инкрустированными
Сверкающими его кинжалом и его мечом,
Его богато вырезанным мушкетом сияющим
В лучах солнца, его туника струится,
Обвеянный ветром, который непрестанно играл
Сквозь свободные рукава и жилет,
Кружевной бахромой его пестрое седло
Цветными шелками далекого Китая ;
Его уздечка украшена всевозможными
Магазинами с кисточками из самого дальнего Инд.

ДЕМОН 11

И его гордый конь Кавказа,
В яростном бунте против поводья,
Встряхивает рыжеватой гривой и чавкает
Пенный бит, нетерпеливый топот,
Навостряет уши, чтобы оглянуться
От грозного утеса к бурлящему приливу.
Узок и опасен путь
Вдоль зияющей пропасти лежал;
Чтобы исправить шипение сердитых вод,
Чтобы оставить хмурую пропасть.
Наступили сумерки, день ушел,
Кавалькада движется быстрее.

н.

При дороге стояла часовня

В которой преставился святой в Бога,

(Этот святой был принцем при жизни,

Убит давным-давно в мстительной борьбе,)

И кто бы ни жил таким путем,

На войне или на удовольствиях,

Никогда не проходил мимо, но шел

В старую одинокую святыню помолиться,

И та же молитва его хорошо охранит

От кинжала неверного.

Но молодой жених, не останавливаясь,

Ехал в безопасности, его молитвы забыли,

Ибо, сплетая мечты о нежном тщеславии,

12 ДЕМОН

Лукавый Дьявол был рядом с ним,

«Поспеши, жених, поспеши больше флота, больше

флота,

Иначе другие губы поцелуют твою невесту.»
Внезапно впереди появились две формы
Раздался выстрел, конь встал на дыбы
И на лязгающих стременах поднялся
Импульсивный принц к врагам лицом к лицу,
Для слов переговоров не медля,
Но прямо кинжалом сверкнув, сверкнув,
Нравится орел из своего гнезда лихой,
‘Средний щелчок хлыста и выстрел из пистолета.
Громко звенел перевал мушкетным треском,
Кричами и стонами раненых,
Как трусливые грузины по лощине
Бежали от короткого ожесточенного боя.

12.

Прижавшись друг к другу в изумлении
Стоят испуганные верблюды, глядя
Трупы их всадников лежащих,
И беспомощно друг на друга смотрят,
Как колокол на колокол напрасно отвечает;
Разграбили великолепный караван,
И над каждым убитым человеком,
Крыльями хлопают, мерзкие хищные птицы.
Их глину не ждет мирная могила

ДЕМОН 13

На кладбище ; среди монастырских камней

Где покоятся прах и кости их отцов.

Ни одна мать в отчаянии скорбящей,

Ни одна сестра в черной вуали не придет туда,

Со слезами и рыданиями и тоскливой молитвой,

Оплакивать потерю сына, брата.

Но под обрывом неотесанными путями

Грубые руки выроют могилу и воздвигнут

Наспех вырезанный памятный крест.

И плющ в летние дни

Обвьется в нежной ласке,

Изумрудной сетью нежности,

И усталый путник в долине

Ищет покоя в его священном покрове.

Быстрее оленя, благородный конь,

Словно укоряемый за опоздание,

Замирая на мгновенье, чтобы понюхать

Ветер, трепещущий на утесе,

Фыркает, топая бесчувственную землю

Металлический звук сердитых копыт ;

Мотает гривой из стороны в сторону,

Его ноздри красные, широко раздутые .

Неподвижный всадник, который он несет,

С зияющей раной, с пристально смотрящим взглядом,

Чья голова утонула в лошадиной грива,

14 ДЕМОН

Чья бессильная рука все еще сжимает повод,
Чьи ноги стремена напрасно давят,
В то время как темно-малиновый плещется на
Упряжь и веселый плащ
Распространяется на более глубокое и широкое пятно.
Смелый скакун! ты носил своего господина
Быстрее, чем стрела из боя,
Но упавшая пуля следовала быстрее
Из подлой засады в ту ночь.

Во дворе ГудМ громкий вопль и гам,
И нетерпеливые крестьяне толпятся и теснятся.
Чей это конь скачет,
С дикими глазами и шатается в беде,
И падает во дворе мертвым ?
И кто этот рыцарь в красных доспехах,
С нахмуренным лбом и твердо сжатой губой 9ра, все кончено,
И он больше не сядет на своего коня.

ДЕМОН 15

На счастливый дом, как громовой камень
Упала та беда, странная и страшная,
И бедная Тамара со стоном
Упала в обморок на брачное ложе.
И дикие судорожные рыдания рвали ее,
И жгучая слеза падала за слезой.
Тогда она слушала, казалось, слышала
Голос неземной шептал над нею:

«Ах, не плачь, дитя, твои слезы напрасны;

Они падают неживым дождем

Чтобы вернуть беспечных мертвецов :

Они лишь омрачают твое лицо болью,

И заставляют гореть твои девичьи щеки.

Он так далеко, он не останется

Внимать твоим слезам, отчитывать твои вздохи.

Ласкающие ангелы целуют прочь

Все разочарование в его глазах.

Его мечты о земле тускнеют

В той далекой стране, такой тихой, такой спокойной,

Что ему девичьи слезы

Кто слушает ангельский псалом ?

Счастье и беда земли,

Каковы бы ни были их преходящие шансы,

Нет, все творение не стоит

Одна минутная слеза от тебя.

16 ДЕМОН

» В широком эфирном океане,

Свободный от руля, свободный от паруса,

Блуждающие планеты в их движении

Пойте многоголосую сказку. Их безвозвратный полет,

Через поля, которым нет конца

В лабиринте света.

То встречаются, то расходятся,

Ни радости, ни боли.

Вчера ушло навсегда,

И напрасны завтрашние заботы.

Когда наступит день тоски,

Только подумай о них и скажи,

* Я не буду ни чахнуть, ни томиться,

Не жалеть земли больше, чем они ! ‘

» Скоро ночью ее соболиное покрывало

Над Кавказом раскинулось,

Когда очарован волшебной сказкой,

Деловой мир спит;

Скоро как ветер в горном перевале

Шуршит в пожухлой траве,

Где спряталась птица угнетенная сном

Порхает довольная в свое гнездо ;

Когда ночь расцветает под покровом виноградной лозы

Глотает нектар глотков божественной росы,

ДЕМОН 17

Распуская свои робкие лепестки нежно,

И бледная луна с тайным великолепием

Вдали от холмов бросает ее красота

Смотреть на тебя с завистью

Вот ! Я приду на крыльях, покрытых росой

Пребуду с тобою до мерцающего рассвета,

И вею твоим шелковистым глазам

Золотые сны о рае. » далеко

Эхо за эхом, звук за звуком

Она вскочила, дико огляделась

Ужас, изумление, испуг,

В ее груди попеременно качались,

И в ее сердце струны вздымались, набухая,

Она не знала, она не могла сказать,

Какая восторженная радость, все остальное превосходно!

Ее душа сбросила свои оковы

И бунтовала во всех жилах,

Пока диапазоны не могли утонуть

Настойчивость этого нового припева

В навязчивом напеве этого странного голоса.

Но когда на рассвете ее чувства спали,

Пророческие фантазии о ее ползании

Сказал ей, что какое-то смутное Присутствие хранит

Присматривай за ней, пока она спит.

18 ДЕМОН

Облачная форма была над ее изгибом
О красоте, превосходящей человеческую мысль.
Он не говорил он не двигался
Но в его глазах была безмолвная любовь.
Так растерзанный тоской, что взгляд упал на нее
Чьей единственной мыслью было обожать ее.
Это не был ангел, которого Бог дал,
Ее дух-хранитель, посланный с небес;
Ореол радужных лучей
Сиял не выше страстного взора;
Он не был Дьяволом из адских бездн
Измученной агонии, о, нет,
Он сиял вечерней прелестью
Ни темноты, ни света, ни ночи, ни дня.

ЧАСТЬ II.

«Женщина оплакивает своего возлюбленного Демона.» КОЛРИДЖ.

Мефистофель. «Sic ist gerichtet».
Stimme von oben. «Ist gerettet.» ФАУСТ.

АРГУМЕНТ.

ТАМАРА, опасаясь, что она находится во власти какого-то злого духа, 9x
Обмен гневными словами, и Серафим, полагая, что
Тамара безнадежно потеряна, оставляет ее. (7, 8, 9.)

Демон является Тамаре. Он говорит слова
страстной любви. Он говорит ей, что любовь вернет его на небеса
и счастье, которое он лишился. Будет ли Тамара,
, которую он любил от вечности, любить его в ответ? Он
даст ей то, о чем она и не мечтала, даже если оба должны
остаться в аду. У нее всегда будет его любовь. все, что он желает
— ее любовь. (10.)

При первом поцелуе Тамара умирает в муках, (н.)

Дежурный слышит крик боли, но проходит. (12.)

Описание похорон Тамары. (13, 14).

20 ДЕМОН

Ангел уносит ее на Небеса, когда Демон противостоит
ему и требует ее душу. Ангел отвечает, что Бог
уже осудил ее и простил ее, потому что она любила и
страдала.

Прошло много лет с момента записи событий. Везде 9ра не упрекай :
Ты видишь слезы, которые я проливаю-
Сколько я пролил кроме 1
О отец, отец, скажи моим любовникам
Твоя бедная Тамара никогда не выйдет замуж ;
Того, кого она любит, укрывает холодная земля
И в его могиле ее сердце мертво.
Ибо с тех пор, как его изуродованный труп мы несли
К месту упокоения под холмом,
Жестокий Дьявол изводил мою душу
Разрушая преграды моей воли.
Он приходит во сне об адской силе,
С фантазиями к речи гнусной
Мои вены пульсируют огненным потоком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *