Образ Демона в русском искусстве XI–XX веков
Выбранная тема связана с приметой нашего времени – разрушение морально-нравственных ценностей. В обществе всё чаще в приоритете власть денег, нажива и даже насилие. Молодежь, особенно подростки, подвергаются тлетворному влиянию подобной идеологии, где за основу берется право «сильной личности» утверждать свое превосходство путем подавления слабых и беззащитных. На примере произведений искусства можно показать, чем оборачивается подобный подход в жизни, к последующей неизбежной расплате.
Тема Демона в мировой литературе
Мировое искусство на протяжении многих веков постоянно обращается к некоторым темам и образам, которые волновали не одно поколение людей и так же волнуют наших современников. Такие темы в литературоведении называются «вечными». Одна из них – бесконечная борьба добра со злом, выражающаяся в вечном противоборстве Бога и Сатаны. Величайшие мастера искусства в своих произведениях пытались разрешить эту проблему.
Так, образ падшего ангела стал одним из излюбленных мотивов мировой поэзии. Начиная с 17 века, в литературу прочно вошел образ Демона как яростного противника Бога, духа-искусителя людей. Его имя по-разному звучит в произведениях, это: Сатана в «Потерянном рае» (1667) Дж. Мильтона, Люцифер в «Каине» (1821) Дж. Байрона, Мефистофель в «Фаусте» (1808 -1832) И.В. Гете, падший дух в поэме «Элоа» (1824) А. де Виньи. Каждый из поэтов предлагал свой вариант образа демона, но в то же время все сохранили основной мотив – враждебность демона небесам и Богу, отчужденность дерзкого носителя зла от мира. В русской литературе до Лермонтова к этому образу обращался А.С. Пушкин в стихотворном наброске «Мое беспечное незнанье» (1823), в стихотворениях «Демон» (1823) и «Ангел» (1827).
Образ Демона в поэме М.Ю. Лермонтова
«Демон» – поэма, над которой М.Ю. Лермонтов работал на протяжении всего творческого пути. Образ Демона владел чувствами и мыслями поэта с четырнадцатилетнего возраста, о чем свидетельствуют стихотворения «Мой Демон» (1824, 1831 гг. ), поэма имеет 7 редакций. Поэт много раз переделывал начатое произведение, но с каждой новой переделкой поэма становилась всё более художественной по содержанию и по форме. В основе поэмы «Демон» – древний миф о гордом ангеле, восставшем против Бога, и по воле Бога превратившегося в дух зла. Произведение М.Ю. Лермонтова, поэта-романтика, вобрало в себя противоречия эпохи, отразило страстную, бунтующую душу человека, его вечное томление и стремление к идеалу.
Экспозиция поэмы характеризует главного героя, восстанавливает его предысторию. В своих вечных скитаниях Демон сохранил воспоминания о лучших днях, связанных с жилищем света, где «блистал он, чистый херувим». Затем, изгнанный из рая, Демон преуспел в искусстве творить зло, довел его до совершенства: «нигде искусству своему он не встречал сопротивленья, и зло наскучило ему». Сам же автор словно затрудняется в характеристике героя, отсюда – различные метафоры и эпитеты, иногда противоречащие друг другу: «печальный», «дух изгнанья», «гордый дух», «отверженный», «лукавый».
Образная система поэмы подчинена идее – раскрыть образ Демона в его сложности и противоречивости. Главная сюжетная линия – Демон и Тамара – отражает сущность героя.
Тамара – олицетворение красоты, портрет героини изображен фрагментарно: «влажный взор», «завистливая ресница», «божественная ножка», «милое чело». Авторский вывод («С тех пор, как мир лишился рая, клянусь, красавица такая под солнцем юга не цвела») близок к сказочной формуле «Ни в сказке сказать, ни пером описать», что подтверждает последующее сравнение: «как пери спящая мила». Согласно персидской мифологии, пери – добрая фея.
Увидев Тамару накануне ее свадьбы, Демон был очарован княжной: «На мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал он вдруг … // И вновь постигнул он святыню любви, добра и красоты», через любовь юной княжны он мечтает примириться с Небом. Здесь налицо противоречие характера героя. С одной стороны – он испытывает к Тамаре сильные чувства, с другой – Тамара для него средство достижения личных целей.
Череда преступлений, совершаемых Демоном, следует без перерыва. Жених Тамары пренебрегает обычаями далеких предков: он не произнес молитву у святого места, где все путники останавливались для совершения обязательного ритуала. Тем самым князь лишил себя божественного покровительства. Ему, жениху, не следовало также предаваться любовным мечтаниям на таком святом месте. Этой оплошностью сразу же воспользовался Демон: «Его коварною мечтою // Лукавый Демон возмущал».
Тамаре, оплакивающей гибель жениха, он наносит несколько ударов. Сначала он появился во тьме, и трудно было догадаться, кто он:
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет.
Когда Тамара, во имя спасения души, решает заточить свою жизнь в мрачной келье монастыря, Демон хочет подарить ей всю широту абсолютной свободы, пространство вечности. Он обещает ей рай всезнанья и свободы, и даже божья защита не смогла остановить его. Соблазнительные речи Демона убедительны, основаны на знании природы людей, их слабостей. Земная жизнь, по мнению Демона, недолговечна и ничтожна, как и люди, презираемые им: «Что люди? Что их жизнь и труд? // Они прошли, они пройдут …».
Далее он обещает жизнь с наслаждениями особого свойства, недоступную людям, но цена такой свободы слишком высока – отказ от всего ничтожного, земного означает смерть.
«Смертельный яд» поцелуев Демона погубил юную Тамару. Когда ангел-хранитель забрал ее душу, у всесильного Демона не хватило сил преодолеть враждебность и зависть к божьему величию. Пред Тамарой предстал другой Демон, не тот, который блистал неземной красотой, а сама беспощадная смерть, настигшая свою жертву:
Каким смотрел он злобным взглядом,
Как полон был смертельным ядом
Вражды, не знающей конца, –
И веяло могильным хладом
От неподвижного лица.
Причина поражения Демона, по мнению Лермонтова, – в ограниченности чувств Демона, в том числе и к Тамаре, поэтому он сочувствует своему герою, но и осуждает за надменное ожесточение против мира. В образе Демона сконцентрирован «вечный ропот человека», желающего встать вровень с природой. Божественный мир могущественнее мира личности – такова позиция поэта.
Созданный автором образ природы занимает важное место в поэме. Эмоциональное восприятие природы показано в двух ракурсах: с точки зрения автора и главного героя. Для автора – «дик и чуден … весь божий мир», он не скрывает своего восхищения: «Роскошной Грузии долины ковром раскинулись вдали; //Счастливый пышный край земли!». Природа, воспринимаемая Демоном, имеет отрицательную динамику: от презрения («Но гордый дух презрительным окинул оком творенье бога своего») до ненависти («И все, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел»).
Образ Демона в картинах М.А. Врубеля; представление художника о Демоне как о символе эпохи
Образ Демона волновал так же, как и М.Ю. Лермонтова, М.А. Врубеля, художника-модерниста конца 19 века. В 1891 году вышло юбилейное переиздание сочинений Лермонтова, к которому Врубель исполнил 30 иллюстраций, в основном это были иллюстрации к поэме «Демон». Сам Врубель долгое время был неизвестен современникам, многие не понимали своеобразия его живописи. Все полотна Михаила Врубеля напоены тайной и сказкой, особенно его изображения демонов. Сюжет картины «Демон (сидящий)» был задуман Врубелем в Москве после прочтения поэмы Лермонтова. Оценивая Демона, Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)».
Картина Врубеля написана в традиционной для него цветовой гамме, оригинальном композиционном принципе. Герой картины – не злобный дух, а молодой, красивый человек с великолепной мускулистой фигурой, густой гривой волос. Он очень печален, слеза катится по его щеке. В облике Демона нет ничего пугающего, страшного. Он вызывает сочувствие. Художник изобразил своего героя на фоне фантастической природы.
Его сильное тело напряжено, но лицо, наоборот, спокойно и даже несколько меланхолично. Это показывает двойственность образа демона – с одной стороны крепкое, словно гранитное тело, а с другой – ранимая, трепетная душа. Образ демона олицетворяет дух человека, его внутреннюю борьбу и душевные терзания.
Картина написана в своеобразном стиле Врубеля – она больше напоминает витраж или панно. Плоские мазки мастихином обеспечили эффект кристаллических граней. В письме к своей сестре от 22 мая 1890 года Михаил Александрович Врубель так описывал героя картины: «… полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».
Истоки печали и страданий Демона таятся в его разладе с самим собой, в его абсолютном одиночестве, в понимании бессмысленности и бесцельности своего существования. Сущность Демона в представлении Врубеля раскрывается всем художественным строем полотна, а именно: композиционными особенностями картины, своеобразием колорита. Как лермонтовский Демон весь соткан из противоречий, так и картина построена на контрастах. Могучая фигура Демона помещена в центре вытянутой по горизонтали картины. Он единственный герой во всем пространстве полотна, но ему все равно тесно в таком формате: художник словно обрезает фигуру героя сверху и снизу, оставляя простор лишь по бокам. Этот художественный прием позволяет зрителю ощущать, как тесно Демону в этом мире, как скован он душевной печалью, скорбью одиночества.
Мысль написать картину «Демон (поверженный)» возникла сразу же после создания «Демона (сидящего)». И уже в начале 1902 года картина была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге.
О выставке сохранились воспоминания сестры жены Врубеля, Екатерины Ивановны Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то, что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, что “Демон” был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота…». На картине «Демон (поверженный)» герой находится на дне глубокого ущелья, словно низринутый с небес. Некогда могучее тело выглядит жалко и пугающе: оно деформировано, плети иссохших рук заломлены над головой. Лицо повергнутого выражало безмерную тоску и безнадежность. Бессильные крылья с павлиньими перьями беспомощно лежат рядом. Голова неестественно покоится на груди. На голове героя не то венец, не то диадема со сверкающим рубином. Только глаза горят неугасимым огнем ненависти в лучах заходящего солнца. Темно-лиловые горы сумрачно окружают ущелье. Вдали виден поток воды, который вот-вот скроет героя.
Рассмотрев картины М.А. Врубеля, можно сделать следующие выводы:
– «Демон (сидящий)» похож на лермонтовского героя, но более очеловечен, печален.
– Оба Демона М.А. Врубеля контрастны.
– Сидящий Демон полон сил, он много размышляет о своей жизни, возможно, раскаивается в своей гордыне, ставшей причиной изгнания и отрешенности. Демон поверженный изображен художником как дух, потерпевший поражение в поединке с Богом.
– Картины написаны в традиционной для Врубеля цветовой гамме, оригинальном композиционном принципе.
Образ Демона в стихотворениях А. А. Блока «Демон» (1910, 1916 гг.), их связь с поэмой М.Ю. Лермонтова и картинами М.А. Врубеля
На поэта-символиста А.А. Блока, современника М. Врубеля, сильное впечатление произвела вторая картина художника. А.А. Блок чувствовал в «Демоне (поверженном)» судьбу самого художника. А позже, после разгрома революции 1905 года, Блок увидел в картине предсказание судьбы русской интеллигенции. На похоронах Врубеля он сказал: «Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным. Он – вестник; весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера».
В цикл стихов А.А. Блока «Страшный мир» вошли два поэтических текста с одинаковым названием – «Демон». Даты создания произведений разделены шестью годами. Первое стихотворение написано в 1910 г., сразу после похорон Врубеля, второе появилось летом 1916 г. Обращение к картине М. Врубеля не случайно: поэта и художника сближали апокалипсические предчувствия, ощущения «тени Люциферова крыла» в настоящем и будущем. Блок считал образ Демона символом времени, олицетворенным выражением мировой скорби и мятущейся души.
Стихотворение «Демон» 1910 года показывает образ влюбленного героя, очарованного земной девушкой. Жизнь до встречи с Тамарой представляется ему бессмысленной и неинтересной: «Не жил я – блуждал средь чужих». С героиней Демон связывает блаженные перемены в своей жизни, но, несмотря на это, он готов уничтожить соперника-жениха, не боясь причинить боль Тамаре. Свое коварство он оправдывает любовью: «С тобою, с мечтой о Тамаре, // Я, горний, навеки без сил…».
Авторское понимание темы мятежного духа неотделимо от лермонтовских мотивов. В обоих произведениях Блока встречаются многочисленные аллюзии на строки поэмы Лермонтова: «песня зурны», «пусть скачет жених – не доскачет!»; «я возьму тебя с собою и вознесу тебя туда…».
Во втором стихотворении с поэмой Лермонтова сближают детали лирической ситуации – сцена соблазнения земной женщины и ее смерть.
«Демон» 1916 г. начинается с обращения к возлюбленной, которая уже очарована властью темного духа. Женский образ, лишенный имени, представляется безвольным, его покорность и преданность сродни поведению рабыни. Могучий Демон искушает спутницу, демонстрируя ей дали, не доступные смертным. Пунктами фантастического «маршрута» становятся сверкающий «гребень горный», бездонная бездна, «незапятнанный луг».
Мрачный дух презирает человеческие чувства, и поэтому в тексте передано нарастание отрицательных эмоций. Во второй строфе ужас героини охарактеризован пренебрежительным эпитетом «бесполезный», а в пятом четверостишии людская «дикая страсть» получает целый ряд уничижительных характеристик: «малость», «ложь» и «грустная жалость».
Искушение продолжается: соблазнитель угадывает робкие желания земной спутницы. Поэтому возникает новая точка путешествия – космическая, откуда облик земли и звезд выглядит одинаково. Достигнув ее, онемевшая от удивления героиня обозревает «новые миры» – «невероятные», порождающие в душе «страх и бессилье».
Земная женщина не в состоянии перенести поток вселенских откровений. Демон вновь угадывает ее просьбу и охотно, без сожаления, отпускает возлюбленную, с «божественной улыбкой» наблюдая за ее последним полетом. Жестокость сцены усиливает сравнение погибающей с «камнем зыбким». Эпизод вызывает библейские реминисценции, связанные с падением ангелов, изгнанных из рая.
Темный персонаж, чье «божественно-прекрасное» тело несут могучие крылья, не знает преград: он способен достичь любых отдаленных точек пространства. Самонадеянность Демона выражается также в его уверенности, что звездные миры, созданные Всевышним, являются порождением его «игры»: «Невероятные видения, // Создания моей игры». Обращая внимание на вневременную природу образа Демона, автор, тем не менее, указывает на его человеческие черты, выдающие классического обольстителя. Многоплановый облик героя соединяет в себе величие и коварство, бездушие и влюбленность, самоуверенность и стремление к внешним эффектам.
Образ блоковского Демона объединяет героев и Лермонтова, и Врубеля. Здесь и пляска Тамары, и песня зурны, и смерть жениха, как в поэме Лермонтова; и в то же время цветовой фон произведения напоминает картины Врубеля. Герой стихотворения отличается от своих предшественников. Ожидание перемен, томление, весна как символ обновления – все это характерно для лирики Блока.
Исследуя стихотворения А.А. Блока, можно сделать следующие выводы:
– В стихотворении 1910 г. Демон более похож на лермонтовского героя своей влюбленностью, надеждой на перемены.
– В обоих произведениях Блока встречаются аллюзии на строки поэмы Лермонтова.
– Цветовой фон произведения напоминает картины Врубеля.
– В стихотворении 1916 г. Демон демонстрирует власть над соблазненной им женщиной, проявляя жестокость и равнодушие.
Зло привлекательно, заманчиво, коварно, и у человека не всегда хватает духовных сил, чтобы избежать его пагубного влияния.
Произведения поэтов и художника показывают, что Демон вредит людям, искушает их, преследуя личные цели, поэтому доверчивость людей выгодна Демону.
Следует также обратить внимание на время создания произведений, как это сказалось на особенностях формирования образа.
Лермонтов – поэт-романтик, его романтический герой одинок, не находит в ней своего идеала, поэтому ищет родственную душу, которая могла бы понять его. Демон – гордый, непреклонный дух, воплотивший идею бунта, неприятия божьего мира. Лермонтов сохранил традиционный для мировой литературы образ Демона.
Художник-модернист Врубель видел в Демоне символ новой эпохи. Герой наказан за свое зло Богом, с которым он самоуверенно вел непримиримую вражду, ложно надеясь на свои силы.
Блок также отходит от традиционной трактовки образа Демона, он совмещает черты героев и Лермонтова, и Врубеля, поэтому Демон в произведении 1916 г. – безжалостный убийца, способный погубить человека, доверившегося ему.
Список использованных источников и литературы
1. Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2-х т., М.: «Правда». 1988. С.719.
2. А. Блок. Избранное, М.: «Просвещение», 1988, с 350.
3. Дмитриев Н.А. «Михаил Врубель», М.: «Детская литература», 1984г., с.243.
4. https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/poverzhennyj-demon-mihaila-vr…
Характеристика Демона в поэме Лермонтова «Демон», образ, описание
Тамара и Демон. Художник М. В. Врубель |
Демон является центральным персонажем одноименной поэмы «Демон» М. Ю. Лермонтова.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Демона в поэме «Демон» Лермонтова: описание героя в цитатах.
Смотрите:
Краткое содержание поэмы «Демон»
Характеристика Тамары в цитатах
Все материалы по поэме «Демон»
Демон является существом из «потустороннего мира», беспокойным и порочным «духом изгнания»:
«Печальный Демон, дух изгнанья…»
«Дух беспокойный, дух порочный,
Кто звал тебя во тьме полночной?»
Демон – «злой дух», коварное существо, полное яда и ненависти:
«Злой дух коварно усмехнулся;
Зарделся ревностию взгляд;
И вновь в душе его проснулся
Старинной ненависти яд. «
О внешности Демона известно следующее:
«Он хочет в страхе удалиться…
Его крыло не шевелится!» (о крыльях Демона)
«…И на челе его высоком
Не отразилось ничего.» (о лице Демона)
«Каким смотрел он злобным взглядом,
Как полон был смертельным ядом
Вражды, не знающей конца, –
И веяло могильным хладом
От неподвижного лица.»Когда-то Демон был херувимом (ангелом) и обитал в «жилище света», то есть в раю:
«Тех дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим…»
«Во дни блаженства мне в раю
Одной тебя недоставало. » (Демон о своей жизни в раю)
Когда-то давно герой верил и любил, не зная злобы и уныния:
«Когда он верил и любил,
Счастливый первенец творенья!
Не знал ни злобы, ни сомненья,
И не грозил уму его
Веков бесплодных ряд унылый…»
Будучи ангелом, Демон был проклят и отвержен (изгнан из рая) и с тех пор блуждает по миру без приюта:
«Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта…»
«Лишь только божие проклятье
Исполнилось, с того же дня
Природы жаркие объятья
Навек остыли для меня»
«Изгнанников, себе подобных,
Я звать в отчаянии стал…»
Вот уже много веков Демон сеет зло на земле, но делает это без наслаждения. Ему стало скучно творить зло:
«Вослед за веком век бежал,
Как за минутою минута,
Однообразной чередой.
Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья.
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья –
И зло наскучило ему.»
Демон научил людей греху и погасил в них пламень чистой веры. По его словам, это было легко сделать:
«И я людьми недолго правил,
Греху недолго их учил,
Всё благородное бесславил
И всё прекрасное хулил;
Недолго… пламень чистой веры
Легко навек я залил в них…»
По словам самого Демона, он является врагом небес и злом природы и его никто не любит:
«Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы…»
Внутри Демона живет печаль, которая не дает ему покоя. Он считает, что нет способа заглушить ее:
«Моя ж печаль бессменно тут,
И ей конца, как мне, не будет;
И не вздремнуть в могиле ей!
Она то ластится, как змей,
То жжет и плещет, будто пламень,
То давит мысль мою, как камень –
Надежд погибших и страстей
Несокрушимый мавзолей!..»
Демон является гордым существом:
«…но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье бога своего…»
Демон — лукавое существо:
«Его коварною мечтою
Лукавый Демон возмущал…»
Демон — бессмертное и властное существо:
«И тайно вдруг возненавидел
Бессмертие и власть мою. »
Видя красивую природу, Демоне не чувствует ничего, кроме зависти, презрения или ненависти:
«Но, кроме зависти холодной,
Природы блеск не возбудил
В груди изгнанника бесплодной
Ни новых чувств, ни новых сил;
И всё, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел.»
Однажды Демон пролетает над Грузией и видит молодую красавицу Тамару. Девушка вызывает в нем давно забытое чувство любви. Демон снова мечтает о счастье, которое когда-то знал:
«И Демон видел… На мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг.
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук –
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты!. .»
«В нем чувство вдруг заговорило
Родным когда‑то языком.
То был ли признак возрожденья?»
Тамара готовится выйти замуж, но в тот же день перед свадьбой ее жених погибает (вероятно, в его гибели виновен Демон):
«Но презрел удалой жених
Обычай прадедов своих.
Его коварною мечтою
Лукавый Демон возмущал:
Он в мыслях, под ночною тьмою,
Уста невесты целовал.»
Когда Тамара рыдает от горя, Демон является к ней в виде «волшебного, чудно-нового голоса». Он утешает девушку и обещает посещать ее каждую ночь:
«И вот она как будто слышит
Волшебный голос над собой:
«Не плачь, дитя! не плачь напрасно!»»
«И этот голос чудно‑новый,
Ей мнилось, всё еще звучал.«
«К тебе я стану прилетать;
Гостить я буду до денницы
И на шелковые ресницы
Сны золотые навевать…»
В ту же ночь Демон является к Тамаре в обличье неземного красавца с грустным влюбленным взглядом:
«Пришлец туманный и немой,
Красой блистая неземной,
К ее склонился изголовью;
И взор его с такой любовью,
Так грустно на нее смотрел,
Как будто он об ней жалел.»
Являясь Тамаре во сне, Демон выглядит не как ангел и не как «дух ада», а напоминает «ясный вечер»:
«То не был ангел небожитель,
Ее божественный хранитель:
Венец из радужных лучей
Не украшал его кудрей.
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик – о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!»
Демон является Тамаре в виде существа с печальными глазами и нежными речами:
«Недаром он являлся ей,
С глазами, полными печали,
И чудной нежностью речей.»
В конце концов Тамара, сама того не зная, становится жертвой Демона:
«И Ангел грустными очами
На жертву бедную взглянул…»
Тамара попадает под очарование этого загадочного существа (Демона). Она страдает, тоскует и отказывается выходить замуж за кого-либо. Тамара уходит в монастырь, чтобы там бороться со своими странными чувствами. Однако и в монастыре девушку преследует «знакомый образ», который манит и зовет ее куда-то:
«И в монастырь уединенный
Ее родные отвезли…»
«Знакомый образ иногда
Скользил без звука и следа
В тумане легком фимиама;
Сиял он тихо, как звезда;
Манил и звал он… но – куда?..»
Однажды Демон, как обычно, прилетает в монастырь к Тамаре. Ему приходит мысль оставить свой злой замысел и улететь прочь. Вдруг он слышит чудесную песню, которая трогает его. Он решает оставить свои злые замыслы и покинуть Тамару, но его крылья не слушаются. Тогда из глаз Демона капает слеза, которая прожигает камень насквозь:
«Привычке сладостной послушный,
В обитель Демон прилетел.
Но долго, долго он не смел
Святыню мирного приютаНарушить. И была минута,
Когда казался он готов
Оставить умысел жестокой.»
«Он хочет в страхе удалиться…
Его крыло не шевелится!
И, чудо! из померкших глаз
Слеза тяжелая катится…»
Наконец Демон все-таки входит в келью Тамары. Он видит там Ангела, прилетевшего к девушке, и прогоняет его. Демон признается Тамаре в любви и рассказывает ей о том, как страдает и мучается:
«Я раб твой, – я тебя люблю!»
«Люблю тебя нездешней страстью…»
Демон просит Тамару быть с ним и обещает ей счастье:
«Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом.»
Красивые речи Демона очаровывают Тамару, и та соглашается быть с ним. Демон целует девушку, однако его поцелуй оказывается ядовитым, и Тамара тут же умирает:
«Увы! злой дух торжествовал!
Смертельный яд его лобзанья
Мгновенно в грудь ее проник.
Мучительный, ужасный крик
Ночное возмутил молчанье.
В нем было всё: любовь, страданье,
Упрек с последнею мольбой
И безнадежное прощанье –
Прощанье с жизнью молодой.»
После смерти Тамары Демон пытается завладеть ее душой, однако Ангел не позволяет ему это сделать и уносит душу девушки в рай. Таким образом, Демон терпит поражение и вновь остается один:
«И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!..»
Купить цифровую версию: Свидание Тамара и Демон. Иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова «Демон» Михаила Врубеля, Москва
Работа «Демон и Тамара». известна также как «Люби меня!» — одна из 11 иллюстраций к поэме Лермонтова «Демон», выпущенных типографией И. Н. Кушнарева. Она была приурочена к 50-летию со дня смерти поэта и, по мнению издателей, задумывалась как полноценное самостоятельное художественное произведение. «Мы искали в рисунках не шаблонные иллюстрации на заказ, по большей части сухие, однообразные и скучные», — говорится в предисловии к первому тому. — Мы искали характер, жизнь, одним словом, любое художественное произведение.
По следам Демона
Петру Кончаловскому была поручена непростая задача подбора подходящих авторов. Он привлек в общей сложности 17 художников, в том числе известных тогда Айвазовского, Васнецова, Маковского, Поленова, Репина и Шишкина. А четверо только начинали получать признание, в том числе Коровин, Пастернак и Серов. Именно последний порекомендовал Кончаловскому обратить внимание на Врубеля, так как знал, что в то время тот был буквально одержим работой над образом темного духа в картине «Демон сидящий».
Первой иллюстрацией Врубеля к поэме было изображение Демона на фоне гор. Увидев это, Кончаловский решил сдать молодому художнику комнату в доме, где жил сам, чтобы тот мог полностью погрузиться в рисование. В течение года Врубель создал для юбилейного издания 36 рисунков, из которых 20 ушли в печать, в том числе 11 иллюстраций к «Демону».
Работать над ними было непросто: казалось, что художник слишком близко к сердцу принял задачу воплощения потустороннего лермонтовского героя, соблазнившего и убившего грузинскую царевну Тамару. По сюжету Демон, измученный тысячелетним одиночеством и безграничной властью, замечает красавицу во время традиционного танца с бубном, который она исполняет на крыше накануне своей свадьбы. Решив завоевать расположение девушки, он инсценирует смерть жениха Тамары и каждую ночь появляется ей во сне, обещая утешение и любовь.
Чувствуя, что эти кошмары от лукавого, принцесса уговаривает отца отпустить ее в монастырь, чтобы спрятаться от происков злых сил. Понимая, что ночь, проведенная с ним, станет для нее роковой, влюбленный Демон начинает сомневаться в его намерениях и пытается отвлечь ее от камеры. Но его подводит крыло, которое отказывается двигаться, и он уже не в силах сопротивляться искушению. В название иллюстрации включены слова из строк, описывающих первую и последнюю встречу Фамарь со своим искусителем:
Я утону на дне морском,
Я улечу за облака,
Я отдам тебе все, все земное—
Люби меня!
Есть только миг
Изображение страстной сцены Врубелю не дали: он дважды переделывал ее композицию. в первом варианте он поместил Тамару слева от Демона, у стены рядом с чонгури — грузинским музыкальным инструментом. Но художник был так недоволен результатом, что разорвал ее пополам, оставив только часть с принцессой. Вторую версию со звездным небом на заднем плане и Демоном, склонившимся над девушкой, постигла та же участь — она была разорвана Врубелем в клочья.
В третий раз ему наконец удалось полностью реализовать свою идею. Картинка действительно получилась необычайно чувственной. Просто черной акварелью, уверенными, словно рублеными мазками Врубель высек, как в камне, хрупкую фигуру Тамары в объятиях темного ангела.
Ее поза отражает ее внутреннюю борьбу: ее тело как бы дистанцируется от Демона, а ее лицо и взгляд направлены на него. Детали декора камеры полностью уходят на второй план, переключая все внимание на напряжение между влюбленной парой. А сияющие звезды за окном напоминают о вечности, перед лицом которой разворачивается мимолетное мгновение смертельной страсти.
Константин Коровин, с которым Врубель был в дружеских отношениях, вспоминал, как работал над иллюстрациями к «Демону»: «Резкие мазки, которые были прицельными, как выстрелы, прямыми, отрывистыми мазками делили плоскость листа. вместе — нервно, напряженно, твердо, как стальные пальцы».
Это большое дело
Иллюстрации были слишком авангардными для большей части публики, и Кончаловскому даже пришлось убеждать издателей в их художественной ценности. Искусствовед Стасов назвал их ужасными, а Репин Врубелю показался «неприятным в этих иллюстрациях». Другие критики ругали произведения за «грубость, безобразие, карикатурность и нелепость».0003
Лишь немногие из его более прогрессивных коллег оценили рисунки. Среди них были Суриков и Коровин, и Серов даже признавался последнему: «После того как я увидел полотна Врубеля, эту нарочитую ясность формы, мои работы показались мне какими-то бледными, гладкими, как мыло». Только спустя пару десятков лет искусствоведы признают, что именно Врубель сумел точно, как никто другой, передать поэтический образ лермонтовского Демона.
Автор: Наталья Азаренко
Тамара и Демон. Иллюстрация к стихотворению «Демон» автора №15004735
Наши стандартные фотоотпечатки (идеально подходят для оформления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляются через несколько дней.
Фотопечать
Фотопечать на прочной фотобумаге архивного качества для ярких репродукций — идеальна для обрамления
Печать плакатов
Плакаты архивного качества идеально подходят для больших фотографий и подходят для обрамления
Печать в рамке
9 Рамка и смонтированные принты — профессионально изготовленные и готовые к размещению Поздравительные открытки
Поздравительные открытки на дни рождения, свадьбы, юбилеи, выпускные, благодарности и многое другое
Печать на холсте
Печать на холсте придает цвет, глубину и текстуру любому пространству. Профессионально натянутый холст на скрытую деревянную раму и готов к подвешиванию
Пазлы
Пазлы — идеальный подарок на любой случай
Репродукция
текстурированная натуральная поверхность, наши репродукции произведений изобразительного искусства соответствуют стандартам самых требовательных хранителей музеев
Старинные рамы
Репродукции с эффектом скошенного дерева в рамах и рамах — профессионально изготовленные и готовые к подвешиванию
Фото в рамах
Фотопечати поставляются в специально вырезанных карточках, готовых к рамке
Real Wood 5 FSC 900 Frameing 900 и двойное крепление с белой подставкой для консервации — профессионально изготовлено и готово к подвешиванию
Фотокружка
Наслаждайтесь любимым напитком из кружки, украшенной любимым изображением. Сентиментальные и практичные именные кружки с фотографиями станут идеальным подарком для близких, друзей или коллег по работе
Открытки
Фотооткрытки — отличный способ оставаться на связи с семьей и друзьями.
Стеклянная подставка
Индивидуальная стеклянная подставка. Также доступны элегантные полированные безопасные закаленные стекла и термостойкие коврики для столовых приборов.
Коврик для мыши
Фотопечать архивного качества на прочном коврике для мыши с нескользящей подложкой. Подходит для всех компьютерных мышей
Acrylic Blox
Обтекаемый односторонний современный и привлекательный принт на столешнице
Metal Print
Изготовленные из прочного металла и роскошных технологий печати, металлические принты оживляют изображения и придают современный вид любому пространству
Подушка
Украсьте свое пространство декоративными мягкими подушками
Стеклянная рамка
Крепления из закаленного стекла идеально подходят для настенного дисплея, а меньшие размеры можно использовать отдельно благодаря встроенной подставке.