Современное административно-территориальное деление Воронежской области
Большие изменения в административно-территориальном делении Воронежской области произошли в 1959—1960 гг.
4 марта 1959 г. по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР упразднены районы: Абрамовский, с передачей его территории в Елань-Коленовский район; Ведугский, с передачей его территории в Семилукский район; Каширский, с передачей его территории в Левороссошанский район; Песковский район, с передачей его территории в состав Поворинского района и пригородной зоны г. Борисоглебска; Старокриушанский, с передачей его территории в состав Калачеевского и Петропавловского районов; Чигольский, с передачей его территории в состав Таловского района.1
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1959 г. Левороссошанский район был переименован в Нововоронежский, а районный центр перенесен из с. Левая Россошь в рабочий поселок Нововоронежский.2
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 октября 1959 г.
упразднены районы: Новокалитвянский, с передачей территории в состав Верхнемамонского и Россошанского районов; Полянский, с передачей территории в состав Верхнекарачанского района.3
По Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 марта 1960 г. упразднены районы: Алешковский, с передачей территории в состав Грибановского района; Байчуровский, с передачей территории в состав Поворинского района и пригородной зоны г. Борисоглебска; Воронцовский, с передачей территории в состав Павловского и Бутурлиновского районов; Хреновской, с передачей территории в состав Бобровского района.4
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 августа 1960 г. был упразднен Рождественскохавский район, с передачей его территории в состав Новоусманского района, а Указом от 17 ноября 1960 г. ликвидирован Голосновский район, с передачей его территории в состав Землянского района.5
Таким образом на 1 января 1961 г. Воронежская область имела 41 район: Аннинский, Архангельский, Березовский, Бобровский, Богучарский, Бутурлиновский, Верхнекарачанский, Верхнемамонский, Верхнехавский, Воробьевский, Гремяченский, Грибановский, Давыдовский, Евдаковский, Елань-Коленовский, Землянский, Калачеевский, Кантемировский, Коротоякский, Лискинский, Лосевский, Михайловский, Нововоронежский, Новохоперский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Ольховатский, Острогожский, Павловский, Панинский, Петропавловский, Поворинский, Подгоренский, Репьевский, Россошанский, Семилукский, Таловский, Терновский, Хохольский, Щученский, Эртильский; 2 города областного подчинения Воронеж и Борисоглебск с подчиненной ему территорией; 11 городов районного подчинения: Бобров, Богучар, Бутурлиновка, Калач, Лиски, Новохоперск, Острогожск, Павловск, Поворино, Россошь, Семилуки; 18 рабочих поселков: Анна, Грибановский, Давыдовка, Елань-Коленовский, Каменка, Краснолесный, Латная, Нижний Кисляй, Нововоронежский, Новохоперский, Ольховатка, Подгоренский, Рамонь, Слобода, Сомово, Стрелица, Таловая, Эртиль и 489 сельсоветов.
По указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1961 г. был упразднен Коротоякский район, его территория передана в состав Острогожского и Давыдовского районов.6
Решением Воронежского облисполкома № 486-а от 14 июля 1962 г. был вновь образован Борисоглебский район; упразднен Давыдовский район, с передачей территории в состав Лискинского района, а г. Лиски отнесен к категории городов областного подчинения.7
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 апреля 1962 г. были упразднены Лосевский, Щученский районы.8
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 г. «Об укрупнении сельских районов и изменении подчиненности районов, городов и рабочих поселков Воронежской области» было утверждено 16 районов: Аннинский, в состав которого вошла территория Эртильского района; Богучарский, в состав которого вошла территория Кантемировского района; Борисоглебский, в состав которого вошла территория Поворинского района и Новоильменский сельсовет Новохоперского района; Бутурлиновский, в состав которого вошла территория Воробьевского района и Нижнекисляйский поселковый совет Павловского района; Грибановский, в состав которого вошла территория Верхнекарачанского и Терновского районов; Калачеевский, в состав которого вошла территория Петропавловского района; Лискинский, в состав которого вошла территория Бобровского района; Новоусманский, в состав которого вошла территория Нововоронежского района; Острогожский, в состав которого вошла территория Репьевского района; Павловский, в состав которого вошла территория Верхнемамонского района; Панинский, в состав которого вошла территория Верхнехавского района; Подгоренский район, в состав которого вошла территория Евдаковского района; Россошанский район, в состав которого вошла территория Михайловского и Ольховатского районов; Семилукский район, в состав которого вошла территория Березовского и Землянского районов; Таловский район, в состав которого вошла территория Елань-Коленовского и Новохоперского районов; Хохольский район, в состав которого вошла территория Гремяченского и Нижнедевицкого районов.
9
Районные Советы депутатов трудящихся вновь образованных сельских районов переданы в подчинение Воронежскому областному (сельскому) Совету депутатов трудящихся.
Города Бобров, Калач, Лиски, Острогожск, Поворино, Россошь и Семилуки отнесены к категории городов областного подчинения.
В соответствии с решением Воронежского (сельского) облисполкома № 109 от 28 февраля 1964 г. были образованы новые районы: Кантемировский (из сельсоветов Богучарского и Россошанского районов) и Терновский (из сельсоветов Грибановского района). Решение подтверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 марта 1964 г.10
Во исполнение Указа президиума Верховного Совета РСФСР от 12.01.65 г. «Об изменениях в административно-территориальном делении Воронежской области» Воронежский облисполком принял решение № 32 от 14.01.65 г. «Об административно-территориальном составе районов и подчиненности городов и рабочих поселков области», образовались районы: Бобровский, включавший г.
Бобров, р.п. Свобода, 15 сельсоветов Лискинского района и Шестаковский сельсовет Павловского района; Верхнехавский — р.п. Краснолесный, выведенный из подчинения Железнодорожного района г. Воронежа, Воронежский государственный заповедник, 11 сельсоветов Панинского района, а также Правохавский и Парижско-Коммунский сельсоветы Новоусманского района; Нижнедевицкий — 15 сельсоветов Хохольского района; Новохоперский — г. Новохоперск, р.п. Новохоперский и Елань-Коленовский, 18 сельсоветов Таловского района и Новоильменский сельсовет Борисоглебского района; Ольховатский — р.п. Ольховатка и 10 сельсоветов Россошанского района; Петропавловский — 11 сельсоветов Калачеевского района, а также Нижнегнилушанский, Нижнемамонский 1-й и Нижнемамонский 2-й сельсоветы Павловского района; Репьевский — 10 сельсоветов Острогожского района; Эртильский — г. Эртиль, 12 сельсоветов Аннинского района и Самовецкий сельсовет Панинского района. Из Бутурлиновского района в состав Калачеевского передавались Краснопольский, Никольский 1-й, Никольский 2-й и Руднянский сельсоветы; из Кантемировского района в состав Россошанского — Кривоносовский, Митрофановский, Жилинский и Шрамовский сельсоветы; из Подгоренского района в состав Лискинского — Марковский сельсовет и в состав Острогожского — Дегтяринский, Татаринский, Тхоревский, Волчанский и Евдаковский сельсоветы; из подчинения Лискинского горсовета в состав Новоусманского района — р.
п. Нововоронежский; из подчинения Острогожского горсовета в состав Острогожского района — р.п. Каменка и в состав Подгоренского района — р.п. Подгоренский; из подчинения Семилукского горсовета в состав Семилукского района — р. п. Латная, Придонской, Стрелица.
Город Богучар включен в состав Богучарского района, Бутурлиновка — Бутурлиновского района, Калач — Калачеевского района, Павловск — Павловского района, Семилуки — Семилукского района. Города Воронеж, Борисоглебск, Лиски (с 1965 г. — Георгиу-Деж), Острогожск, Россошь и Поворино оставлены в областном подчинении.
По Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 ноября 1965 г. был образован Рамонский район.11
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 декабря 1970 г. были образованы районы: Верхнемамонский (из сельсоветов Павловского и Богучарского районов) и Поворинский (из сельсоветов Борисоглебского района).12
На основании решения Воронежского облисполкома № 241 от 4 апреля 1973 г.
был образован Каменский район за счет разукрупнения Острогожского и части Лискинского и Подгоренского районов.13
В соответствии с Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 24 марта 1977 г. были образованы районы: Воробьевский (из сельсоветов Бутурлиновского и Калачеевского районов), Каширский (из сельсоветов Новоусманского района).14
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1987 г. р. п. Нововоронеж был отнесен к категории городов областного подчинения.
Решением Воронежского облисполкома № 32 от 11 ноября 1990 г. город Георгиу-Деж был переименован в г. Лиски. Это решение было утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 января 1991 г. «О переименовании г. Георгиу-Деж Воронежской области в г. Лиски».
12 октября 2006 г. областной Думой был принят закон «Об административно-территориальном устройстве Воронежской области и порядке его изменения». Вместо сельсоветов в качестве территориальной единицы введены сельские и городские поселения.
На 1 января 2007 г. Воронежская область имеет 32 района: Аннинский, Бобровский, Богучарский, Борисоглебский, Бутурлиновский, Верхнемамонский, Верхнехавский, Воробьевский, Грибановский, Калачеевский, Каменский, Кантемировский, Каширский, Лискинский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Нововоронежский, Новохоперский, Ольховатский, Острогожский, Павловский, Панинский, Петропавловский, Поворинский, Подгоренский, Рамонский, Репьевский, Россошанский, Семилукский, Таловский, Терновский, Хохольский, Эртильский.
Город Воронеж впервые был разделен на районы в 1924 г. — были образованы Привокзальный и Ямской райсоветы, в 1929 г. — Чижевский (в декабре этого же года переименованный в Красноармейский). В 1930 г. на левом берегу был создан Придаченский район.
10 июля 1932 г. г. Воронеж состоял из 4 районов: Ворошиловского (б. Красноармейский), Пролетарского (б. Привокзальный), Сталинского (б. Придаченский), Центрального (б. Ямской). В 1934 г. Пролетарский район был присоединен к Центральному, который в 1935 г.
переименовали в Варейкисовский. Часть этого района в 1936 г. выделена в отдельный район, получивший название Кагановичского. В 1937 г. Центральному району возвращено его прежнее название.
В 1938 г. было объявлено о создании двух районов: Железнодорожного (его основу составила Отрожка) и Коминтерновский. Решение местных властей было утверждено указом Президиума Верховного Совета РСФСР 20 апреля 1939 г.
В 1957 г. Кагановичский район включен в состав Центрального, а Сталинский и Железнодорожный объединены в Левобережный.
В 1961 г. Ворошиловский район переименован в Ленинский.
В 1963 г. вновь образован Железнодорожный район.
В 1973 г. на юго-западе города создан Советский район.
В настоящее время на правом берегу Воронежского водохранилища четыре района: Коминтерновский, Ленинский, Советский и Центральный; на левом берегу два: Железнодорожный и Левобережный.15
1 ГАВО. Ф. Р-1440. Оп. 107-доп. Д. 15. Л. 99.
2 Там же.
Л. 128.
3 Там же. Л. 173.
4 Там же. Д. 16. Л. 34.
5 Там же. Л. 153, 164.
6 ГАВО. Ф. Р-1440. Оп. 88. Д. 1680. Л. 553.
7 Там же. Д. 1738. Л. 34.
8 Там же. Д. 1733. Л. 45.
9 Там же. Д. 1823. Л. 241–256.
10 ГАВО. Ф. Р-1440. Оп. 88. Д. 1886. Л. 126–127.
11 Коммуна. 1965. 4 ноября.
12 ГАВО. Ф. Р-1440. Оп. 88а. Д. 419. Л. 31
13 Там же. Д. 688. Л. 101.
14 Там же. Д. 999. Л. 112.
15 Попов П. А. Воронеж. История города в названиях улиц. Воронеж, 2003. С. 17.
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана – аналитический портал ПОЛИТ.РУ
Этот текст вышел на Полит.ру в 2004 году. В нем географ и публицист Борис Родоман анализирует административное деление Российской Федерации. Автор говорит о проблемах разделения страны на множество частей. На момент публикации статьи Россия насчитывала 89 субъектов.
В 2022 году их 85.
Проблема, которую описывает Родоман: в России слишком много субъектов, поэтому ими тяжело управлять. Спустя 18 лет после публикации это по-прежнему актуально. Каждая область имеет свой центр, периферию и региональную идентичность.
Ведомственно-отраслевая и территориальная структуры — два взаимно перпендикулярных разреза одного бюрократизированного государства. Если необходимо постоянное усовершенствование первого, то нужна и позитивная эволюция второго. Вместе с тем очевидны существенные различия. В то время как министерства и департаменты для большинства «населения» суть нечто далекое и верхушечное, административно-территориальное деление (АТД) в нашей стране превратилось в универсальные ячейки жизни общества. В своих регионах (областях, краях, республиках) мы живем почти так же, как во дворах, домах, квартирах, постоянно ощущая их размеры и пределы. Реформа АТД — не просто передвижка границ, изменение статуса городов, пересадка чиновников, но и коренная физическая перестройка, если не ломка, некоторых весьма материальных сооружений.
Окостеневшие клетки государства
Границы и центры всех существующих ныне регионов — субъектов Российской Федерации за последние 60 лет практически не изменили свое местоположение. От такого застоя территориальные единицы окостенели, окуклились, обросли барьерами. За исключением немногих двуядерных областей, таких как Вологодская, Кемеровская, Самарская, наши административные регионы резко моноцентричны. В их главных городах и ближайших городах-спутниках проживает большинство населения и подавляющая часть горожан. Как правило, всё товарное сельское хозяйство сосредоточено в пригородной зоне, и даже удой коров снижается от центра к периферии. За пределами ядра региона прозябают малые города, опустившиеся до сельского уровня, а традиционная деревня вовсе исчезает [1]. В роли оболочек регионов выступают приграничные зоны депопуляции и пониженной социальной активности. Они не пересекаются местными транспортными линиями, а транзитные потоки, связывающие ближние и дальние субъекты Федерации с Москвой, не оказывают на оболочки регионов существенного влияния.
Сверхцентрализованный пирамидоподобный ландшафт, в котором «вертикальные» (радиальные) связи гипертрофированы, а «горизонтальные» (тангенциальные) редуцированы, — вот материально-пространственное воплощение командно-административной экономики и бюрократической иерархии. Эта система имеет и достоинства, например, в отношении экологии. Вдоль административных границ и особенно в их узлах, в «медвежьих углах» губерний, благоприятны условия для сохранения природного ландшафта и связанной с ним деятельности (охота, рыболовство, туризм, рекреация). Оттуда поступают чистая вода и воздух для городов. (Ярчайший пример — лесистая Валдайская возвышенность в сердце европейской России). Непродуманной передвижкой административных границ и центров эти замечательные «зеленые изгороди» наших регионов [2] можно разрушить.
С каких это пор Россия — федерация?
Будучи школьником и студентом, я не раз спрашивал у преподавателей, почему РСФСР называется федерацией, но внятного ответа не получил.
Иногда отвечали, что из-за чрезвычайной многонациональности и обилия автономий. Но этническая пестрота у Дагестана не меньше, чем у всей России, а территориальная доля автономных областей и республик в Таджикистане (45 %) и в Узбекистане (36 %) выше, чем в России (29 %). Обратившись к словарям и справочникам, я пришел к выводу, что наличие отдельных привилегированных автономных территорий само по себе еще не делает страну федерацией. Такие области есть в Италии, Дании, Финляндии, но названные государства считаются унитарными. Федерацию образует союз равноправных территориальных единиц, наделенных многими признаками государственности. Иногда члены союза совместно владеют так называемыми территориями — землями с неполным статусом, а также федеральным столичным округом. Типичные федерации — Швейцария, Германия, Австрия, США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина, Австралия, Индия, Пакистан, ОАЭ, Малайзия, Мьянма, Нигерия.
Федерациями советского типа, с совмещением столиц разного уровня в одном городе, были СССР, Югославия (ФНРЮ и СФРЮ), Чехословакия (ЧСФР), а также входившая в СССР в 1922–1936 годы Закавказская Федерация (ЗСФСР).
РСФСР в этой категории, по-моему, пребывала незаконно: она не состояла из равноправных членов-соучредителей. Российская Советская Республика называлась Федеративной по историческому недоразумению, случайно получив звание, подготовленное для того государства, каким после 1922 года оказался СССР.
В 1991 году ельцинская Россия вылупилась из Советского Союза, увенчанная унаследованным пышным титулом Федерации. Если сказано Слово, то должно быть и Дело; если провозглашено понятие, то ему надо придумать какое-то содержание. В необходимости федерального устройства такой разнообразной и огромной страны в те годы мало кто сомневался, но было неясно, кому быть субъектами Федерации. Ими вдруг оказались не только республики, но и области, и даже входившие в них автономные округа, что уж вовсе странно.
Кроме РСФСР, еще в семи союзных республиках имелись области, но субъектами федераций они не сделались. Огромный Казахстан с его джузами [3] и Украина с ее историческими областями (Волынь, Галиция, Подолия и др.
) федерациями не объявлены, а в центре монотонной Русской равнины играли в федерализм Курск и Белгород, Рязань и Тула. Где же среднерусские области были раньше, в советское время? Почему не считались субъектами РСФСР?
Кроить или тасовать?
Недостатками Российской Федерации можно считать слишком большое число субъектов и их неравноправие из-за «государственности» республик и ее отсутствия у краев и областей. Самый радикальный рецепт реформирования АТД — упразднить всю существующую систему, нарезать страну на клетки, ограниченные параллелями и меридианами, как штаты Колорадо и Вайоминг, и в их центрах на пустых местах построить новые столицы. Но области и республики — не просто бюрократическая паутина на карте страны; это исторически сложившиеся организмы, мощные узлы материальной инфраструктуры. Ликвидировать их одним махом — всё равно что остановить общественный транспорт, отключить газ и отопление и т. д. Катастрофа будет посильнее, чем атаки террористов, а затраты сравнимы с межгосударственной войной.
В таком начинании самый упрямый тиран-реформатор споткнется на первом шаге. Остается старый, тривиальный путь — группировать, тасовать, переподчинять имеющиеся регионы без передвижки их границ и центров.
Восемьдесят девять субъектов Федерации — это много для государственных деятелей, которые не могут их ни запомнить, ни быстро найти на карте (В 2004–2008 гг. 6 автономных округов вошли в состав новых укрупненных субъектов. После присоединения Крыма и Севастополя к России в 2014 году число субъектов РФ возросло до 85. Эта цифра актуальна на февраль 2022 года. — Прим. ред.). О существовании некоторых регионов впервые узнают, когда приходится их посещать, когда получают туда назначение или выставляют там свою кандидатуру.
Уменьшим число субъектов Федерации втрое, сделаем около 30 (почти как в Мексике и чуть больше, чем в Бразилии). Получится по три прежних региона в одном новом субъекте. Чем меньше семей в коммунальной квартире, тем конфликтнее ситуация.
Представьте, что в одной группе собраны Самарская, Саратовская и Ульяновская области. Согласятся ли две последние на гегемонию Самары, если учесть, что и Самарская область раздирается соперничеством между Самарой и Тольятти? Новая ли, четвертая инстанция будет возглавлять эту тройку областей или одна из них по очереди? Не осушить ли трем областям дно водохранилища на стыке своих границ южнее Сызрани, чтобы построить там новую общую столицу субъекта Федерации за счет его налогоплательщиков? Подобные малочисленные группировки краев, областей, республик существовали при Н. С. Хрущеве в виде экономических административных районов, возглавлявшихся совнархозами, и сошли со сцены вместе с их автором. Между тем России со времен Екатерины II не хватает крупных административных областей, охватывающих по несколько губерний. Вероятно, верховная власть, как царская, так и советская, опасалась сепаратизма и конкуренции. Не случайно и советские крупные края (Северный, Северокавказский, Дальневосточный и др.
) существовали недолго, а к середине ХХ века Центральная Россия почти вернулась к екатерининским губерниям.
С точки зрения кибернетики существует оптимальная кратность деления: каждая управляемая система должна делиться в среднем на семь, а фактически — на пять-девять отделов. Такая пропорция удобна и для личного общения начальника с подчиненными. К оптимальной кратности близка сетка классических экономических (экономико-географических) районов, которые были намечены учеными в ХIX веке, а в советское время применялись для планирования и учета в народном хозяйстве. Число их в Российской Федерации может быть от 9 до 12, а перед распадом СССР официально числилось 11. Вот, на мой взгляд, наилучшие единицы в качестве субъектов Федерации, но, конечно, не только по формально-количественным соображениям: эти районы имеют солидную историю и наиболее близки к реальности. И было бы все хорошо и логично, если бы не республики в составе Российской Федерации.
Камень преткновения — республики
Для республик вхождение в какой-либо регион или округ равносильно понижению статуса.
С другой стороны, если сохранить за всеми республиками звания субъектов Федерации и не включать их в экономические районы, ставшие административными, то маленькая Адыгея окажется наравне уже не с Московской областью, а со всей Центральной Россией. Если же малые этнические территории включать в края в качестве автономных областей или округов, а большие оставить в непосредственном подчинении у Москвы, то мы вернемся к тому, что было до 1991 года.
Как известно, в СССР был осуществлен этнический принцип федерализма и автономии, как правило отсутствующий в странах Нового Света. У нас все этносы делились на пять категорий: одним полагались союзные, другим автономные республики, третьим автономные области, четвертым автономные округа, а пятым ничего такого не полагалось.
Российские этносы фактически неравноправны и сегодня, поскольку они по-прежнему делятся на имеющие и не имеющие «свои» территории, а внутри республик — на титульные и нетитульные. Но титульные этносы мало где составляют большинство, а границы республик далеко не соответствуют ареалам расселения разноязычных народов.
Против сохранения республик в составе Российской Федерации настроены противоположные политические силы: с одной стороны, национал-патриоты, мечтающие о полной русификации; с другой стороны, демократы-правозащитники, возмущенные царящим там произволом и коррупцией. Между тем несменяемые князья и ханы со своим управляемым электоратом ценятся как верные слуги московского Кремля. Они же становятся его головной болью, если выходят из повиновения, опираясь на национализм.
Этнические автономии и резервации небесполезны
Хотя в странах Запада, для многих россиян являющихся образцом, межэтнические отношения нередко налаживаются и без территориальных автономий, это не означает, что в нашей стране такие автономии не нужны. В пользу сохранения «национальных» (этнических) республик имеются веские доводы. Привилегии республик — компенсация за отсутствие у титульных этносов своих по-настоящему независимых государств. Есть этносы: «русские», «французы», «узбеки», и есть государства — субъекты международного права и члены ООН: Россия, Франция, Узбекистан.
Тогда почему бы не быть независимыми Татарстану и Якутии? Виновница проблемы — этнократическая модель государства, заведенная в Западной Европе и распространившаяся на восток после распада Австро-Венгрии и Османской империи. Возможно, для большей части Евразии эта система непригодна и даже гибельна, но отказаться от нее так же трудно, как и от прочих европейских продуктов.
Однако остроумный компромисс изобретен. Вместо настоящего «своего» государства исторически ущемленному этносу предоставляется так называемая государственность с декоративными атрибутами, за которыми иногда вырастает реальная автономия — быть может, немалая, но завидовать тут нечему. Пресловутые привилегии республик аналогичны правам детей и инвалидов: компенсируется моральный ущерб этноса, возникший от того, что коренной народ из-за недавней колонизации его земель пришельцами стал меньшинством у себя дома. Культурной автономии для сохранения коренных народов, их языков и культур, оказалось недостаточно.
Народы, не получившие территориальной автономии, утратившие ее и не имеющие за пределами России «своего» государства, быстро исчезают. Так, для вепсов роковым оказалось разделение этнического ареала между Карелией и Вологодской областью, а для шорцев — упразднение национального района в 1936 году.
Разнообразие рас, культур, этносов, языков — это ресурс развития цивилизации, важный в не меньшей мере, чем видовое богатство животного и растительного мира. Если для сохранения природных объектов нужны заповедники, заказники, национальные парки, то почему бы не учреждать их и для традиционных компонентов человеческой культуры? В территориальных резервациях нуждаются не только малые, но и сравнительно крупные этносы; эта проблема может стать актуальной и для русских.
При оценке роли коренного населения, ведущего традиционное хозяйство, важна не численность и плотность, а территориальный вес отдельного жителя, использующего большую площадь. Этнос — творец и хранитель своего культурного ландшафта.
После вытеснения аборигенов с их родовых земель наступает экологическая катастрофа. Для сохранения биосферы нужны не только тропические и таежные леса, но и населяющие их «туземцы».
Для решения этнокультурных проблем не обязательно иметь федеративное устройство, достаточно унитарного государства с автономиями и резервациями. Федерализм полезен для решения финансовых вопросов, для дифференциации и дополнения законов применительно к региональным особенностям.
Федеральные округа и раскол России
Учрежденные в 2000 году федеральные округа отчасти решают задачу необходимого для России универсального макрорайонирования, но в качестве субъектов Федерации не очень удобны. Их сеть дальше от оптимальной кратности, чем у экономических макрорайонов, так как округов маловато, а регионов в каждом из них много. Состав, границы и названия округов кое-где выглядят как насмешка над традиционной географией и над менталитетом населения: теперь Обь — великая уральская река, а река Урал течет по Приволжью.
В качестве административно-территориальных единиц (а не только отделов президентской администрации) федеральные округа далеки от федерализма, потому что их начальники назначаются сверху (неконституционный прецедент отказа от принципа выборности).
Федеральные округа — готовые сферы влияния иностранных государств и удобные рамки для раздела России. Так, на Дальнем Востоке влияют страны Азиатско-Тихоокеанского региона; Северо-Западный округ тяготеет к Скандинавии, ищет там спонсоров и инвесторов; Южный округ через челночную торговлю и трудовые миграции связан с Восточным Средиземноморьем, где экономически доминирует Турция и проживают потомки изгнанников с Кавказа. Приволжский округ — приемник, фильтр и заслонка для мигрантов из Центральной Азии, устремившихся через Москву в Западную Европу. Большинство округов способны существовать как самостоятельные государства, а многодобывающий Уральский округ, охвативший Западно-Сибирскую низменность, жизнеспособен до такой степени, что остальная Россия станет для него обузой и помехой.
Округа созданы для сильной президентской власти, но при ее ослаблении поднимут голову следующие по рангу начальники из той же властной вертикали. Восемьдесят девять субъектов Федерации не смогут расколоть Россию хотя бы потому, что не смогут договориться (85 субъектов на февраль 2022 года). Семь генерал-губернаторов соберутся за одним столом и сколотят хунту для спасения отечества, а фактически поделят его между собой, как полководцы-диадохи после Александра Македонского и беловежские деятели после М. С. Горбачева.
Возможен еще один вариант: страна делится на три-четыре субъекта: Европейская Россия, Урал (?), Сибирь, Дальний Восток. Чем меньше членов в федерации, тем вероятнее ее распад. Легче всего раскалываются государства, составленные из двух ярко выраженных частей. В ХХ веке распались уния Швеции и Норвегии, Австро-Венгрия, уния Дании и Исландии, Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии, Объединенная Арабская Республика, Пакистан (выделилась Бангладеш), Чехословакия, Федерация Эфиопии и Эритреи; к распаду близок оставшийся от Югославии Союз Сербии и Черногории.
В Российской Федерации неустойчивы двухтитульные республики: распалась Чечено-Ингушетия, раскалывается Карачаево-Черкесия. Теперь, если выделить в качестве административной единицы всю Азиатскую Россию, то для Федерации это будет гибельным раздвоением.
Девальвация терминов
В Западной Европе и Америке различия между государствами унитарными и федеративными явно стираются, становятся номинальными. Федеративные США обладают сильными чертами унитарности, а современная Испания похожа на федерацию. Продуктивно не противопоставление федерализма унитаризму, а совершенствование разделения полномочий между органами власти разных уровней, включая международный.
По мере всестороннего объединения Европы роль традиционных государств в ней заметно изменяется. Уэльс и Шотландия, Фарерские и Аландские острова выступают на международной арене (не только спортивной) под своими флагами. «Европа стран» плодотворно дополняется «Европой регионов».
Постсоветское пространство до такой европейской структуризации, по-видимому, не дозрело, поэтому у нас устаревающая проблема федерализации не потеряла прежней остроты.
Под лозунгами федерализма еще могут выступать разные политические силы, преследующие противоположные цели. От длительного употребления (и злоупотребления) слово «федерализм» меняет свое значение, искажается, профанируется, девальвируется. Нам надо не поддаваться гипнозу обветшавших понятий, а разбираться, чтo имеется в виду в каждом конкретном случае.
* * *
Эволюция АТД в России за последние три столетия выглядит цикличной: укрупнения сменяются разукрупнениями, периоды реорганизации — эпохами застоя [4]. Скорее всего, и будущие реформы сведутся к повторению пройденного. А поступательное движение при коловращении чиновников всегда одно — дальнейший рост бюрократического аппарата.
Административная реформа пригодна для обуздания неугодных деятелей. Если кого-то неудобно уволить, то можно упразднить его должность. Или, наоборот, создать новое учреждение, даже регион, чтобы его кто-то возглавил. Бывает, что и конституции пишутся под конкретного правителя.
Громогласные, многообещающие реорганизации могут быть имитацией бурной деятельности на фоне социально-экономического застоя, средством отвлечь внимание от нерешенных проблем. Но если в основе административных реформ лежит нечто более серьезное, чем предвыборный пиар и аппаратные игры, то должно быть выслушано и мнение экспертов, призывающих к сдержанности и осторожности, чтобы опять не «получилось как всегда».
[1] См.: Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. М.: ОГИ, 2001. С. 560.
[2] См.: Родоман Б. Б. Поляризованная биосфера: Сборник статей. Смоленск: Ойкумена, 2002. С. 336.
[3] Джузы (жузы), Старший, Средний и Младший — главные территориально-племенные подразделения у казахов. В наши дни принадлежность к джузу нередко влияет на «кадровую политику».
[4] См: Административно-территориальное деление России XVIII–XX веков: Справка // Отечественные записки. 2002. № 6. С. 118–125.
Подразделения ∙ Администрация Президента ∙ Структура ∙ Президент России
Список подразделений
Увеличить список
Государственно-правовое управление Президента
Государственно-правовое управление Президента осуществляет работу Президента по вопросам, связанным с законом.
Осуществляет правовое обеспечение деятельности Администрации Президента и информационно-справочную поддержку других подразделений Администрации Президента. Оказывает юридические консультации Аппарату Правительства, федеральным органам исполнительной власти и региональным органам власти.
Помощник Президента, начальник Государственно-правового управления Президента – Лариса Брычёва.
Контрольное управление Президента
Контрольное управление Президента осуществляет контроль и проверку исполнения федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента, в том числе в части обеспечения прав и свобод человека), указов, распоряжений и иных решений Президента федеральные органы исполнительной власти, региональные органы власти и организации. Он осуществляет надзор и контроль за выполнением поручений Президента и Руководителя Администрации Президента. Он наблюдает за выполнением Ежегодного президентского послания Федеральному собранию, бюджетных посланий президента и других программных документов, издаваемых президентом.
Докладывает Президенту и Руководителю Администрации Президента о результатах проверок и предлагает меры по предупреждению и устранению выявленных нарушений
Помощник Президента, начальник Контрольного управления Президента – Дмитрий Шальков.
Отдел написания речей Президента
Отдел написания речей Президента принимает участие в подготовке Ежегодного Послания Президента Федеральному Собранию и других программных документов Президента. Он готовит речи и письма-приветствия и поздравления Президента, принимает участие в издательских проектах, связанных с работой Президента и Администрации Президента, обеспечивает поддержку деятельности Президента в сфере образования и науки.
Помощник Президента, начальник Управления по написанию речей Президента – Дмитрий Калимулин.
Старшие спичрайтеры Президента: Ярослав Шабанов, Лариса Мишустина.
Спичрайтеры Президента: Наталья Меликова, Татьяна Трубинова, Екатерина Хуторская.
Управление Президента по внешней политике
Управление Президента по внешней политике помогает Президенту в определении основных направлений внешней политики страны.
Он помогает разработать общую внешнеполитическую стратегию и поддерживает президента в осуществлении его полномочий по руководству внешней политикой страны. Осуществляет информационное, аналитическое и организационное обеспечение внешнеполитической и международной деятельности Президента и Администрации Президента, отвечает за содержание внешнеполитических мероприятий, в которых принимает участие Президент. Организует взаимодействие Президента и Руководителя Администрации Президента с государственными органами и должностными лицами иностранных государств, иностранными политическими и общественными деятелями, международными и зарубежными организациями.
Начальник Управления Президента РФ по внешней политике — Игорь Неверов.
Управление Президента Российской Федерации по внутренней политике
Управление Президента Российской Федерации по внутренней политике осуществляет информационное, аналитическое и организационное обеспечение реализации Президентом конституционных полномочий по определению основных направлений внутренней политики страны.
В пределах своих полномочий он обобщает и представляет Президенту и Руководителю Администрации Президента информацию о общественно-политической ситуации в стране, а также предложения по государственному строительству, федеративным отношениям, местному самоуправлению, региональным и информационная политика. Организует взаимодействие главы государства с Федеральным Собранием, региональными органами власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, профессиональными и творческими союзами, бизнес-ассоциациями, торгово-промышленными палатами, общественными и религиозными организациями и другими организациями гражданского общества. группы. Организует взаимодействие Президента и Руководителя Администрации Президента с полномочными представителями Президента в федеральных округах.
Начальник Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике – Андрей Ярин.
Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров
Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров обеспечивает обеспечение деятельности Президента в решении кадровых вопросов и полномочий, связанных с государственной политикой в сфере государственной службы; осуществляет контроль в пределах своей компетенции за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы; готовит предложения Президенту по реализации государственной политики в области противодействия коррупции в государственных и иных государственных органах, урегулированию конфликта интересов, реформированию и развитию государственной службы, а также по кадровой политике; осуществляет кадровое обеспечение Администрации Президента.
Начальник Управления государственной службы и кадров Президента РФ – Максим Травников.
Управление государственных наград Президента Российской Федерации
Управление государственных наград Президента Российской Федерации обеспечивает обеспечение деятельности Президента в вопросах, связанных с награждением государственными наградами и почетными званиями, Почетной грамотой Президента и Благодарственными грамотами Президента; Удостоверение Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и Почетная грамота Главнокомандующего; контролирует в пределах своей компетенции исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации по вопросам, связанным с государственными наградами и геральдикой; готовит предложения Президенту по реализации единой политики в области государственных наград и геральдики.
Начальник Управления государственных наград Президента – Владимир Осипов.
Управление Президента РФ по защите конституционных прав граждан
Управление Президента РФ по защите граждан
Конституционные права поддерживают президента в осуществлении его
конституционные права по вопросам, касающимся Российской Федерации
гражданство, предоставление политического убежища, государственная миграционная политика и помилование.
Начальник Управления Президента РФ по защите конституционных прав граждан – Локаткина Татьяна.
Управление документооборота Президента
Управление документооборота Президента организует информационно-документационное обеспечение Президента и Исполнительного аппарата. Ведет единое делопроизводство и систему документооборота Администрации Президента, организует, координирует и контролирует работу в Администрации по защите конфиденциальности сведений, составляющих государственную тайну, организует и контролирует специальные каналы документооборота с органами исполнительной власти в регионы. Он отвечает за формирование, хранение, инвентаризацию и использование архивов документов Президента, Администрации и совещательных органов при Президенте, а также отвечает за формирование, управление, сохранение и использование библиотечных ресурсов Администрации Президента. .
Начальник Управления Президента Российской Федерации по работе с документами – Антон Федоров.
Управление Президента Российской Федерации по работе с корреспонденцией граждан и организаций
Управление Президента Российской Федерации по работе с гражданами и организациями рассматривает устную и письменную корреспонденцию, адресованную Президенту России и Администрации Президента Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Осуществляет информационно-справочную работу по переписке граждан, анализирует переписку граждан на имя Президента и составляет соответствующие акты. Осуществляет информационное, аналитическое и методическое обеспечение работы Администрации Президента с корреспонденцией граждан.
Начальник Управления Президента РФ по работе с гражданами и организациями – Михаил Михайловский.
Управление печати и информации Президента Российской Федерации
Управление печати и информации Президента Российской Федерации оказывает содействие Президенту в реализации его конституционных полномочий в области государственной информационной политики.
Готовит предложения Президенту по вопросам государственной информационной политики и формирования информационного пространства России и принимает участие в их реализации. Информирует средства массовой информации о деятельности Президента, указах и поручениях, выступлениях, заявлениях, совещаниях и других мероприятиях, в которых он принимает участие. Он держит президента в курсе реакции СМИ и откликов на его решения и заявления. Организует информационное обеспечение государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, переговоров, рабочих поездок Президента и других мероприятий, в которых Президент принимает участие в России и за рубежом. Организует взаимодействие Президента со средствами массовой информации.
Начальник Управления печати и информации Президента – Андрей Цыбулин.
Служба протокола Президента
Служба протокола Президента отвечает за ведение протокола во время заграничных визитов и поездок в регионы России Президента и его супруги.
Ведет протокольные вопросы мероприятий с участием Президента и его супруги во время визитов в Российскую Федерацию представителей иностранных государств и международных организаций. Организует протоколирование массовых и иных мероприятий с участием Президента или проводимых по поручению Президента или Руководителя Администрации Президента.
Начальник Управления протокола Президента – Анна Куликова.
Управление Президента по связям с общественностью и коммуникациям
К основным задачам Управления относятся обеспечение Президента в реализации его конституционных полномочий в области государственной информационной политики, а также подготовка предложений Президенту по вопросам государственной информационной политики и участие в реализация указанных предложений по поручению Президента; анализ позиций СМИ и общественного мнения по вопросам реализации государственной политики в различных сферах и оперативное информирование Президента по этим вопросам; разработка стратегии информационного обеспечения общественно значимых решений Президента, а также участие в ее реализации по поручению Президента; координация информационной деятельности федеральных органов государственной власти и федеральных органов исполнительной власти в целях предоставления в средства массовой информации объективной информации о проводимой государственной политике в различных сферах; координация информационного обеспечения крупных международных мероприятий в Российской Федерации и за рубежом, в том числе подготовка и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в 2014 году в г.
Сочи.
Начальник Управления Президента по связям с общественностью и массовым коммуникациям – Александр Смирнов.
Экспертное управление Президента РФ
Экспертное управление Президента Российской Федерации оказывает экспертно-аналитическую поддержку Президенту при осуществлении им своих конституционных полномочий. Готовит экспертные заключения, аналитические отчеты и другие экспертно-аналитические материалы, необходимые Президенту и Руководителю Администрации Президента. На него возложена экспертно-аналитическая работа по финансированию деятельности Президента и Администрации Президента.
Начальник Экспертного управления Президента – Владимир Симоненко.
Управление Президента по межрегиональным связям и культурным связям с зарубежными странами
Управление Президента по межрегиональным связям и культурным связям с зарубежными странами обеспечивает поддержку деятельности Президента по развитию международных отношений Российской Федерации.
Основными задачами Дирекции являются разработка и реализация проектов в области межрегиональных и культурных связей с зарубежными странами, направленных на оказание помощи Президенту в реализации внешнеполитического курса; оказывать информационно-аналитическую поддержку Президенту Российской Федерации и Руководителю Администрации Президента по вопросам межрегиональных и культурных связей с зарубежными странами в пределах своей компетенции.
Начальник Управления Президента РФ по межрегиональным связям и культурным связям с зарубежными странами – Маслов Игорь.
Управление Президента по обеспечению деятельности Государственного Совета Российской Федерации
Управление обеспечивает информационное, аналитическое и организационное обеспечение работы Госсовета, Президиум Госсовета и Совет по спорту и их рабочие органы, а также обеспечивает в пределах своих полномочий поддержку мероприятий с участием Президента.
Начальник Президентского
Управление обеспечения деятельности Государственного Совета Российской
Федерация — Александр Харичев.
Управление Президента по приграничному сотрудничеству
Руководитель Президентского Дирекция приграничного сотрудничества – Алексей Филатов.
Управление Президента по науке и образовательной политике
Поддерживает Президента в осуществлении его конституционных полномочий по установлению основных направлений национальной политики в области науки и образования; обеспечивает организационное обеспечение работы Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию; разрабатывает и представляет Президенту и Руководителю Администрации Президента материалы по разработке и реализации государственной политики в области науки и образования, в том числе в части финансирования научных исследований и программ развития центров науки и образования.
Начальник Управления Президента РФ по науке и образовательной политике Биленкина Инна.
Управление Президента Российской Федерации по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи
Основными задачами Управления являются поддержка государственной политики Президента Российской Федерации в области применения информационных технологий и развития электронной демократии, подготовка предложений по Президента Российской Федерации по вопросам использования информационных технологий и развития электронной демократии в органах государственного и муниципального управления и участвовать в реализации таких предложений по поручению Президента Российской Федерации.
Начальник Управления Президента РФ по развитию информации Технологии связи и инфраструктура связи – Матвеева Татьяна
Управление социальных проектов
К основным задачам Управления относится подготовка в пределах их компетенции и представление Президенту и Руководителю Администрации Президента материалов и предложений по путям усиления духовно-нравственных основ российского общества, совершенствованию патриотического воспитания молодежи, разработке и реализации общественных проектов в этой сфере, обеспечению связи Президента с общественными объединениями и другими организациями гражданского общества.
Начальник Управления Президента Российской Федерации по социальным проектам – Новиков Сергей.
Управление Президента РФ по противодействию коррупции
Основными задачами Управления являются поддержка Президента в его полномочиях по реализации государственной антикоррупционной политики; осуществляет контроль в пределах своих полномочий за исполнением федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, поручений и постановлений Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции; подготовка предложений по вопросам противодействия коррупции для государственных органов и органов местного самоуправления и организаций, а также урегулирование конфликта интересов; содействие Президенту в пределах его полномочий по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия государственных органов, иных государственных организаций, органов местного самоуправления и организаций по вопросам противодействия коррупции.
Начальник Управления Президента РФ по противодействию коррупции — Андрей Чоботов.
Канцелярия президента
Канцелярия предоставляет документальное сопровождение Президента Российской Федерации.
Глава Президентского Делопроизводство — Андрей Казаков.
Российская Федерация
Площадь 6,6 миллиона квадратных миль (17 миллионов квадратных километров)
Население 143,8 миллиона 2014
Столица Москва
Самая высокая точка 18 476 футов (5633 м)
Самая низкая точка -91 фут (-28 м)
ВВП 1,861 трлн долларов США 2014
Первичные природные ресурсы нефть, природный газ, уголь.
ВЫТЯГИВАЯСЯ ГИГАНТСКОЙ дугой вокруг Северного Ледовитого океана и Северного полюса, Российская Федерация охватывает 11 часовых поясов, почти половину земного шара с востока на запад. Россия на сегодняшний день является крупнейшей страной в мире, занимающей большую часть Восточной Европы и северной Азии. Страна включает в себя одну восьмую часть обитаемой суши Земли. Меньшая европейская часть является домом для большей части промышленной и сельскохозяйственной деятельности России.
УРАЛЬСКИЕ ГОРЫ, разделяющие Европу и Азию, также отделяют Великую Русскую равнину на востоке от Западно-Сибирской равнины.
С востока на запад земля постепенно поднимается, образуя Среднесибирское плоскогорье. На юге Кавказ отделяет ЧЕРНОЕ МОРЕ от КАСПИЙСКОГО. Тундра на севере России имеет скудную растительность, состоящую в основном из кустарников и лишайников. К югу от этой высокой арктической зоны находится большая лесная зона, известная как ТАЙГА, за которой лежат великие СТЕПИ или ЛУГА Средней Азии.
Дальний Восток России гористый, а ПОЛУОСТРОВ КАМЧАТКА содержит действующие вулканы и горячие источники. Азиатская Россия примерно такая же большая, как КИТАЙ и ИНДИЯ вместе взятые, занимая примерно три четверти национальной территории. Но именно в европейской западной четверти проживает более 75 процентов населения России.
Крайне неравномерное распределение человеческих и природных ресурсов — одна из поразительных особенностей географии России. Рельеф страны разнообразен, с обширными лесными насаждениями, многочисленными горными хребтами и обширными равнинами.
На поверхности земли и под ней есть обширные запасы природных ресурсов, которые обеспечивают нацию огромным потенциальным богатством. Россия занимает шестое место в мире по численности населения, уступая Китаю, Индии, США, ИНДОНЕЗИИ и БРАЗИЛИИ. Население так же разнообразно, как и местность. Славяне (русские, украинцы и белорусы) являются самыми многочисленными из более чем 100 европейских и азиатских национальностей. Россия граничит с НОРВЕГИЕЙ, ФИНЛЯНДИИ, ЭСТОНИЕЙ, ЛАТВИИ, ЛИТВОЙ, БЕЛАРУСИ и УКРАИНОЙ на западе; ГРУЗИЯ, АЗЕРБАЙДЖАН, КАЗАХСТАН, МОНГОЛИЯ и Китай на юге; ТИХИЙ ОКЕАН на востоке и Северный Ледовитый океан на севере.
Политически страна организована как федерация, разделенная на 89 регионов. Президент является главой государства, а премьер-министр — главой правительства. Помимо президента и премьер-министра, руководство осуществляется через двухпалатный законодательный орган, состоящий из Федерального собрания, представляющего 89 регионов, и Государственной Думы, которая обеспечивает народное представительство.
Крупнейшие города: МОСКВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Киев, Минск, Новгород, Волгоград, Калининград, Мурманск, Новосибирск, Иркутск, Псков и Владивосток.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР
В географическом отношении обширную территорию России традиционно делят на пять природных зон: тундра; тайга или лес; степь или равнины; засушливая зона; и горная зона. В широком географическом плане большая часть ландшафта России состоит из двух равнин (Восточно-Европейской равнины и Западно-Сибирской равнины), двух низменностей (Северо-Сибирской и Колымской), двух плоскогорий (Среднесибирского плоскогорья и Ленского плато), и ряд горных районов на крайнем северо-востоке или периодически разбросанных карманами вдоль южной границы. Восточно-Европейская равнина охватывает большую часть европейской части России, а Западно-Сибирская равнина (крупнейшая в мире) простирается на восток от Урала до реки Енисей. Поскольку рельеф и растительность в каждой из природных зон относительно однородны, российский ландшафт кажется однородным.
Однако, несмотря на эту иллюзию, в России есть все основные растительные зоны, за исключением влажного тропического леса.
Около 10 процентов территории России представляет собой безлесную заболоченную равнину или тундру, расположенную за ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ. Эта самая северная зона простирается от границы с Финляндией на западе до Берингова пролива на востоке, а затем идет на юг вдоль побережья Тихого океана до северной оконечности полуострова Камчатка. Этот район известен огромными стадами диких северных оленей, так называемыми белыми летними ночами (сумерки в полночь, вскоре после этого рассвет) и кажущимися бесконечными днями полной темноты зимой. Долгие суровые зимы и недостаток солнечного света позволяют прорастать только мхам, лишайникам, карликовым ивам и кустарникам в очень узкой зоне прямо над бесплодной вечной мерзлотой. Хотя несколько крупных сибирских рек пересекают этот регион, их частичное и периодическое таяние затрудняет осушение многочисленных озер, прудов и болот тундры.
Это ландшафт, сильно измененный оледенением в последний ледниковый период. В этой зоне за полярным кругом проживает менее 1 процента населения России. Среди регионов основными работодателями являются рыболовство, портовая промышленность на северо-западе КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА и огромные месторождения нефти и газа на северо-западе Сибири.
Тайга, самый большой в мире лесной регион и самая большая природная зона в Российской Федерации, по своим размерам примерно равна площади Соединенных Штатов. Таежная зона простирается широкой полосой через средние широты страны, простираясь от границы с Финляндией на западе до Верхоянского хребта на северо-востоке Сибири на востоке и на юг до южных берегов озера БАЙКАЛ у границы с Монголией.
Поскольку большая часть тайги находится выше 60 градусов северной широты, в лесу преобладают хвойные ели, пихты, кедр и лиственница, породы, хорошо приспособленные к длинным зимним условиям, которые часто приносят самые низкие температуры в мире. Отдельные участки тайги также существуют вдоль южной части Урала и в долине РЕКИ АМУР, граничащей с Китаем на Дальнем Востоке.
В этой зоне проживает около трети населения России.
Степь долгое время изображалась как типичный русский пейзаж, хотя большая часть степной зоны бывшего Советского Союза располагалась на территории нынешних Украинской и Казахстанской республик. Гораздо меньшая российская часть этой степи расположена в основном между этими народами, затем простирается на юг между Черным и Каспийским морями, прежде чем слиться со все более и более обезвоженной территорией Республики Калмыкия. Сама степь представляет собой широкую полосу безлесных травянистых равнин, простирающихся от ВЕНГРИИ на запад через Украину, через южную часть России, в Казахстан и Монголию, а затем заканчиваясь на северо-востоке Китая. В пределах обширного российского ландшафта степь обеспечивает наиболее благоприятные условия для расселения людей и ведения сельского хозяйства из-за относительно умеренных температур и обычно достаточных уровней солнечного света и влажности.
В России есть девять основных горных хребтов, причем восточная половина страны более гористая, чем западная.
Горные хребты России можно найти вдоль ее континентального водораздела (Урал), в Кавказском регионе вдоль юго-западной границы, вдоль границы с Монголией и в Восточной Сибири. Урал — самый известный из горных хребтов страны, содержащий довольно крупные и ценные месторождения полезных ископаемых. Как естественная граница между Европой и Азией, ареал простирается примерно на 1304 мили (2100 км) от Северного Ледовитого океана до северной границы КАЗАХСТАНА. От Казахстана водораздел продолжается еще 854 мили (1375 км) от южной оконечности Уральских гор через Каспийское море до ГОР КАВКАЗА. Однако с точки зрения высоты и растительности Урал далеко не впечатляет и не представляет собой грозного природного барьера. Самая высокая вершина, гора Народная, составляет 6 212 футов (1,894 м), ниже, чем самая высокая из АППАЛАЧСКИХ ГОР. Кроме того, есть несколько низких перевалов, которые обеспечивают основные транспортные пути через Урал на восток в СИБИРЬ.
К востоку от Урала находится Западно-Сибирская равнина, простирающаяся примерно на 1 180 миль (1 900 км) с востока на запад и примерно на 1 490 миль (2 400 км) с севера на юг.
Равнина, на которой более половины территории находится ниже 1640 футов (500 м) над уровнем моря, содержит одни из самых больших в мире болот и пойм. Большая часть населения равнины живет в более засушливой части, которая обычно находится к югу от 55 градусов северной широты.
Район непосредственно к востоку от Западно-Сибирской равнины – это Среднесибирское плоскогорье, простирающееся на восток от долины реки Енисей до долины реки Лены. Долина Енисея, которая отделяет западную окраину Среднесибирского плоскогорья от Западно-Сибирской равнины, тянется от монгольской границы на север к Северному Ледовитому океану. Это также традиционная разделительная линия между тем, что русские считают восточной и западной Россией. Регион разделен на несколько плато с высотой от 1050 до 2400 футов (от 320 до 740 м) и максимальной высотой около 5,9 м.00 футов (1800 м) в северных горах Путорана.
Настоящий альпийский рельеф можно найти в южных горных хребтах между Черным и Каспийским морями.
Кавказские горы поднимаются на впечатляющую высоту, образуя границу между Европой и Азией. Они также создают внушительный естественный барьер между Россией и ее соседями на юго-западе, Грузией и Азербайджаном. Одна из вершин хребта, гора ЭЛЬБРУС, является самой высокой точкой в Европе на высоте 18 505 футов (5642 м) и популярным альпинистским восхождением. Геологическая структура Кавказа простирается на северо-запад в виде Крымских и Карпатских гор и на юго-восток в Среднюю Азию в виде ТЯНЬ-ШАНЯ и Памира.
Горные системы к западу от озера Байкал в южно-центральной части Сибири содержат ряд хребтов с максимальной высотой от 10 500 футов (3 200 м) в Восточном Саяне до 14 760 футов (4 500 м) на горе Белуха в Алтайском хребте. . Восточные Саяны доходят почти до южного берега озера Байкал, где они впечатляюще возвышаются над водой примерно на 9 315 футов (2840 м). Горные системы к востоку от озера Байкал ниже, образуя комплекс небольших хребтов и долин, простирающихся на восток до побережья Тихого океана.
Северо-Восточная Сибирь, к северу от Станового хребта, представляет собой чрезвычайно гористый регион. Длинный полуостров Камчатка, вдающийся на юг в Охотское море, включает в себя множество вулканических пиков, более 20 из которых все еще активны. Самый высокий из них – Ключевский вулкан высотой 15 580 футов (4 750 м), который также является самой высокой точкой Дальнего Востока России. Камчатский край также является одним из двух основных центров сейсмической активности России (второй – Кавказ), и землетрясения случаются часто. В 1994 года сильное землетрясение в значительной степени разрушило нефтеперерабатывающий город Нефтегорск.
ВОДОСНАБЖАЮЩИЕ БАССЕЙНЫ
В России тысячи рек и внутренних водоемов, что обеспечивает ее одним из крупнейших в мире ресурсов поверхностных вод. Однако большинство рек и ручьев России являются частью арктической дренажной системы, проходящей через малонаселенную Сибирь. Из российских рек длиной более 620 миль (1000 км) 40 находятся к востоку от Урала, включая три крупные реки, которые истощают Сибирь, когда они текут на север к Северному Ледовитому океану: Иртышско-Обская система, Енисей и Лена.
. Бассейны этих речных систем покрывают около 3 миллионов квадратных миль (8 миллионов квадратных километров) и сбрасывают почти 1,7 миллиона кубических футов (50 000 кубических метров) воды в секунду в Северный Ледовитый океан.
Течение этих рек на север означает, однако, что их исходные воды поступают из областей, которые оттаивают раньше, чем области ниже по течению. Это накопление воды каждую весну создавало обширные болота, такие как болото Васюгане, в центре Западно-Сибирской равнины. То же самое относится и к другим речным системам, включая Печору и Северную Двину в Европе и Колыму и Индигирку в Сибири. Результатом всего этого является то, что примерно 10 процентов территории России относятся к категории болот.
Ряд других рек впадают с восточных и юго-восточных горных хребтов Сибири в Тихий океан. РЕКА АМУР, образующая длинную извилистую границу между Россией и Китаем, вместе со своим главным притоком Уссури истощает большую часть юго-восточной Сибири.
В целом 84 процента поверхностных вод России расположены к востоку от Урала, где реки протекают по малонаселенной территории и впадают в Северный Ледовитый или Тихий океаны.
Напротив, самая высокая концентрация населения и, следовательно, самая высокая потребность в водоснабжении, как правило, имеют климат намного теплее , чем в Сибири, и, следовательно, более высокую скорость испарения. В результате густонаселенные районы, такие как бассейны рек Дон и Кубань к северу от Кавказа, имеют едва достаточные водные ресурсы.
Три бассейна осушают европейскую часть России. Днепр, который течет в основном через БЕЛАРУСИ и Украину, берет свое начало в холмах к западу от Москвы. Дон длиной 1155 миль (860 км) берет начало на Среднерусской возвышенности к югу от Москвы, а затем впадает в АЗОВСКОЕ МОРЕ и Черное море в Ростове-на-Дону. ВОЛГА — третья и, безусловно, самая большая из европейских систем – берет начало на Валдайских холмах к западу от Москвы и извивается на юго-восток на протяжении 2 180 миль (3 510 км), прежде чем впасть в Каспийское море. С добавлением нескольких каналов реки европейской части России уже давно связаны друг с другом как часть жизненно важной транспортной системы.
По системе Волги до сих пор проходит две трети внутреннего водного транспорта России.
Другие внутренние водоемы России в основном являются наследием обширного оледенения в течение последних нескольких ледниковых периодов. Самым известным из этих пресноводных водоемов является озеро Байкал, старейшее и самое глубокое пресноводное озеро в мире. Многочисленные более мелкие озера усеивают северные районы европейских и сибирских равнин. Крупнейшие из этих озер — Белое, Топозеро, Выг и Ильмень на европейском северо-западе и озеро Чаны на юго-западе Сибири. В европейской части России крупнейшие озера – Ладожское и Онежское, оба находятся к северо-востоку от Санкт-Петербурга. На реках Дон, Кама и Волга создан ряд других более мелких искусственных водохранилищ для увеличения водных ресурсов в тех районах, где потребности населения превышают естественные возможности. На некоторых реках Сибири также построено много крупных водохранилищ; Например, Братское водохранилище к северо-западу от озера Байкал является одним из крупнейших в мире.
КЛИМАТ
Поскольку климат сыграл такую важную роль в истории и развитии России, не говоря уже о возможном ментальном образе, важно включить некоторые из его основных влияний. В России преобладает континентальный климат из-за ее огромных размеров и компактной конфигурации. Но погода в Северном полушарии обычно перемещается с запада на восток.
Это означает, что европейская часть России и северная Сибирь лишены какой-либо топографической защиты от экстремальных зимних холодов, которые накапливаются в Северном Ледовитом и Северной Атлантическом океанах. С другой стороны, горные хребты России расположены преимущественно на юге и востоке, тем самым блокируя любое снижение температуры, которое может двигаться на север от Индийского океана, или береговые муссонные потоки, движущиеся вглубь суши из Тихого океана. Поскольку только небольшие части России находятся к югу от 50 градусов северной широты, а более половины страны – к северу от 60 градусов северной широты, обширные регионы испытывают шестимесячный снежный покров на недрах, которые постоянно промерзают на глубину в несколько сотен метров (сотни стоп).
Среднегодовая температура почти на всей территории европейской части России ниже точки замерзания, а средняя температура для большей части Сибири намного ниже точки замерзания. В результате на большей части территории России есть только два сезона, лето и зима, с очень короткими промежутками умеренности между ними.
Долгая холодная зима оказывает глубокое влияние практически на все аспекты жизни. Это влияет на то, где и как долго живут и работают люди, какие культуры выращиваются и где они выращиваются (ни в одной части страны нет круглогодичного вегетационного периода). Продолжительность и суровость зимы вкупе с резкими колебаниями средних летних и зимних температур предъявляют особые требования ко многим отраслям хозяйства.
В районах вечной мерзлоты (грунт промерзает круглый год) здания должны строиться на сваях, машины должны изготавливаться из специально закаленной стали, а транспортные системы должны проектироваться для надежной работы при экстремально низких и экстремально высоких температурах.
Кроме того, в длительные периоды темноты и холода возрастает потребность в энергии, медицинских услугах и текстиле. Транспортные маршруты, в том числе целые железнодорожные линии, зимой перенаправляются на твердые водные пути и озера.
Однако есть некоторые области, представляющие важные исключения из этого описания. Умеренный морской климат Калининградской области на Балтийском море похож на климат северо-запада Америки. А Дальний Восток России под влиянием Тихого океана имеет муссонный климат, меняющий направление ветра летом и зимой на противоположное, создавая резко различающиеся температуры и экстремальные температуры. На Черном море есть даже узкая субтропическая полоса – самая популярная летняя курортная зона России.
Поскольку Россия мало подвержена влиянию океана, большая часть страны получает малое или умеренное количество осадков, что является критическим фактором, необходимым для стабильного сельскохозяйственного производства. Наибольшее количество осадков выпадает на северо-западе, а их количество уменьшается по мере продвижения на юго-восток по европейской части России.
Самые влажные районы существуют в виде двух небольших карманов: пышного субтропического региона, примыкающего к Кавказу на юге России, и другого в Камчатском регионе вдоль побережья Тихого океана.
Вдоль побережья Балтийского моря среднегодовое количество осадков составляет около 24 дюймов (60 см), а в Москве — около 20 дюймов (52,5 см). Напротив, в районе российско-казахстанской границы в Центральной Азии России среднее значение составляет менее 1 дюйма (2 см), и аналогичные измерения проводятся вдоль арктического побережья Сибири. Еще одним важным показателем является среднее количество дней со снежным покровом, критический фактор для сельского хозяйства. Хотя фактическая цифра зависит как от широты, так и от высоты, обычно она варьируется от 40 до 200 дней в европейской части России и от 120 до 250 дней в Сибири.
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Россия является одной из самых богатых стран мира сырьем, многие из которых являются важными ресурсами для промышленной экономики.
На Россию приходится около 20 процентов мировой добычи нефти и природного газа, и она обладает большими запасами обоих видов топлива. Это изобилие сделало Россию практически самодостаточной в энергетике и крупным экспортером топлива. Нефть и газ были основными источниками твердой валюты для Советского Союза, и они остаются таковыми для Российской Федерации. Россия также обеспечивает себя почти всем основным промышленным сырьем и имеет по крайней мере некоторые запасы всех промышленно ценных нетопливных полезных ископаемых. Олово, вольфрам, бокситы и ртуть были одними из немногих природных материалов, которые импортировались в советский период. Россия обладает богатыми запасами железной руды, марганца, хрома, никеля, платины, титана, меди, олова, свинца, вольфрама, алмазов, фосфатов и золота, а леса Сибири содержат примерно одну пятую мировых запасов древесины.
Считается, что залежи железной руды недалеко от границы с Украиной на юго-западе содержат одну шестую всех мировых запасов.
В 1950-х годах здесь началась интенсивная эксплуатация. Другие крупные месторождения железной руды расположены на Кольском полуострове, в Карелии, на юге центральной Сибири и на Дальнем Востоке. Крупнейшие месторождения меди расположены на Кольском полуострове и Урале, а свинца и цинка — в Северной Осетии.
ЭКОНОМИКА
На протяжении большей части 20-го века в России была командная экономика, в которой правительство контролировало каждый аспект экономической деятельности. Советский коммунизм запретил любую частную собственность и поместил фермеров в коллективные хозяйства. С момента распада Советского Союза в 1991, российская экономика находилась в сложном переходе к более свободной рыночной форме.
Либерализация экономики привела к зияющему неравенству между немногими богатыми и влиятельными, которые контролируют промышленность России, и остальным населением , которое едва зарабатывает достаточно денег для существования. Еще одним сдерживающим фактором является российская инфраструктура, которая восходит к советским временам и значительно отстает от западных стандартов.
Россия сильно зависит от экспорта нефти, природного газа, древесины и металлов, что делает ее чрезвычайно уязвимой перед резкими рыночными изменениями.
Иностранные инвестиции было трудно привлечь в Россию из-за неуверенности в ее банковской системе, из-за законов о ведении бизнеса, которые не соответствовали западным стандартам, и из-за чрезмерной коррупции в правительстве. Несмотря на то, что впереди еще долгий путь, темпы роста в 2002 году, составившие 4 процента, обнадеживают. Однако терроризм и политическая неопределенность продолжают вызывать сомнения относительно перехода России к системе свободного рынка.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕГИОНЫ
Российскую Федерацию можно условно разделить на 9крупные экономические районы: Центрально-Европейский, Северо- и Северо-Западно-Европейский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Северо- и Северо-Восточный Сибирь, Дальний Восток России.
Центральноевропейская территория представляет собой равнинную холмистую местность с центром в Москве.
Он образует крупный промышленный регион по производству грузовиков, кораблей, железнодорожного подвижного состава, станков, электронного оборудования, хлопчатобумажных и шерстяных тканей и химикатов. Реки Волга и Ока служат крупными водными путями, а каналы Москва-Волга и Дон-Волга связывают Москву с Каспийским и Балтийским морями. Многие железнодорожные линии обслуживают этот район.
Район Северной и Северо-Западной Европы с центром в Санкт-Петербурге. Здесь основное внимание уделяется производству станков, электронного оборудования, химикатов, кораблей и точных инструментов. Холмы, болотистые равнины, озера и пустынные плато содержат богатые залежи угля, нефти, железной руды и бокситов, а этот район является основным источником древесины. Основные водные пути – Балто-Беломорский канал и Волго-Балтийский водный путь.
В Поволжье имеется высокоразвитая гидроэнергетика, в том числе крупные плотины в Волгограде, Казани, Самаре, Балакове. Здесь производятся сельскохозяйственная техника, корабли, химикаты и текстиль.
Район Северного Кавказа, спускающийся к северу от главной цепи Кавказских гор, имеет богатые месторождения нефти, природного газа и угля. Регион является важным источником производства сельскохозяйственной техники, угля, нефти и природного газа. Прикубанье — одна из главных житниц России. Выращивают пшеницу, сахарную свеклу, табак, рис и семена подсолнечника, а также разводят крупный рогатый скот. К крупным рекам относятся Дон, Кума и Терек, а Волго-Донской канал является основным транспортным маршрутом.
Район Урала, южная половина Уральского региона, был крупным центром производства железа и стали, а также производил значительную долю российской нефти. В регионе также есть важные месторождения железной руды, марганцевой и алюминиевой руды.
Западно-Сибирский регион приобретает все возрастающее экономическое значение.
В Новосибирске и Камень-на-Оби расположены крупные ГЭС. Кузнецкий бассейн на юго-западе — центр добычи угля, переработки нефти, производства чугуна, стали, машин и химикатов. Район также обслуживается Транссибирской и Южно-Сибирской железнодорожными линиями, а Барнаул является крупным железнодорожным узлом. Сельскохозяйственные продукты включают пшеницу, рис, овес и сахарную свеклу, а также разводят домашний скот.
Восточная Сибирь с ее плоскогорьями, горами и речными бассейнами является основным источником угля, золота, графита, железной руды, алюминиевой руды, цинка и свинца. Есть также животноводство, но в основном оленеводство. Крупные города области (Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ и Чита) расположены вдоль Транссибирской магистрали. Есть также ГЭС в Братске, Красноярске и Иркутске.
Северная и Северо-Восточная Сибирь занимает почти половину территории России. Это наименее населенный и наименее развитый район. Реки Обь, Енисей и Лена впадают в Северный Ледовитый океан, но, поскольку большую часть года они замерзают, они мало дают гидроэнергии.
