Декарт философ: Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках – Гуманитарный портал

Содержание

Рене Декарт

  • Главная
  • Статьи
  • Великие Учителя человечества
  • Рене Декарт

12 сентября 2019

Автор: Автор оригинала — Франц Халс — André Hatala [e.a.] (1997) De eeuw van Rembrandt,
Bruxelles: Crédit communal de Belgique, ISBN 2-908388-32-4., Общественное достояние

Склонные к рефлексии и философским рассуждениям о сущности бытия в итоге могут прийти к неутешительному выводу, что ничего и никого на самом деле нет. «Я мыслю – следовательно, я существую» – французский философ, физик, математик и механик Рене Декарт положил конец сомнениям одной фразой. Если вас посетила мысль – любая, – можете не задумываться о своём существовании. А чем ещё прославился философ?

Становление философа

Рене Декарт родился в 1596 году в обедневшей дворянской семье.

Стремление к познанию мира у мальчика было с детства, за что отец ласково звал его маленьким философом. Начальное образование Рене получил в иезуитском коллеже. Религиозное давление и общение с тогдашними представителями научной жизни Франции укрепили в юноше скептическое отношение к философским авторитетам того времени. После окончания обучения Декарт поступил на военную службу в нидерландскую армию. В Голландии же и состоялось знакомство с выдающимся физиком Исааком Бекманом. Внимание Рене привлекла толпа народа – в её центре стоял человек, предлагавший присутствующим решить трудную задачу. Декарт попросил перевести условие стоявшего рядом мужчину – тот согласился в обмен на решение. Философ принял вызов и уже на следующий день принёс искомое собеседнику – им оказался Бекман, значительно повлиявший на формирование взглядов молодого человека.

Основные достижения

Сущностью философских изысканий Рене Декарта был дуализм: идеальное и материальное начала признавались абсолютно самостоятельными.

Человек по его мнению мог господствовать над силами природы – его сковывали лишь несовершенства. Это рассуждение в будущем заложило базу рационализма. Прогрессивные мысли на всякий случай вызвали подозрение церкви, и Декарту пришлось испытать на себе последствия гонений. Однако это не мешало учёному продолжать свои изыскания. Мир увидел труд «Рассуждение о методе», сделавший своего автора авторитетом в математике и оптике. На основе его физических работ появились теории всех математиков второй половины XVII века. Фундаментальным для психологии стало понятие о рефлексе и проблеме аффектов. Также Рене Декарт сформулировал основные правила поиска истины: начинать необходимо с того, что не подлежит сомнению, и двигаться от простого к сложному; любую проблему следует разделить на несколько составляющих; каждый этап нужно перепроверять, чтобы быть уверенным в объективности. Скептицизм и рационализм Декарта в итоге привели к возникновению нового направления – картезианства.

Ставший крупнейшим учёным своего времени, Рене Декарт получил приглашение шведской королевы Кристины. Царственная особа предоставила учёному все условия для дальнейшей деятельности, но здоровье подвело Декарта. Северный климат подкосил философа, и в 1650 году он скончался. Наследие Рене Декарта неоценимо, его влияние на лучшие умы в истории человечества неоспоримо. Его можно считать тем, кто безжалостно сокрушил старый порядок мышления, открыв дороги к новой эре – эпохе Просвещения.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Экcпозиция «Великие учителя человечества» включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие – знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке посетитель найдёт информационную табличку с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов.

Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.

Понравилась статья — поделись с друзьями!

Статьи по теме

Самуил Яковлевич Маршак

Фидий – творец одного из чудес света

Возврат к списку

человек осознает себя через Другого — Моноклер

Рубрики : Избранное, Культура, Переводы, Последние статьи, Психология


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.


«Мыслю, следовательно существую», – постулировал Декарт. Но что такое «Я»? Насколько оно устойчиво и автономно? Способны ли мы существовать и определять себя вне матрицы взаимоотношений? Абиба Бирайн, ученый-когнитивист из Университетского колледжа Дублина, поразмышляла обо всём этом на страницах Aeon, попутно рассказав об африканской философии убунту, брешах в картезианской модели личности, теории диалога Михаила Бахтина, роли Другого в формировании нашего собственного «Я» и бытия, а также о психологических экспериментах, подтверждающих, что в изоляции самосознание человека разрушается.

Перевели главное.

Согласно африканской философии убунту, новорождённый ребёнок ещё не человек. Люди рождаются без «эна», или личности, и обретают её только через взаимодействие с внешним миром. Если для западной философской мысли различия между Я и Другими очевидны, в философии убунту границы этих понятий размыты и неопределённы. Джон Мбити, кенийский философ, утверждал:

«Я есть, потому что мы есть, и так как есть мы, существую и я».

Из повседневного опыта мы знаем, что человек в определённой степени формируется обществом, в котором живёт. Отношения с членами сообщества влияют на наше понимание самих себя. Кто «я» относительно других: семьи, друзей, своей культуры, работы и коллег. Мое «я», которое я беру с собой, отправляясь в магазин за продуктами, отличается в своём поведении от того «я», которое, предположим, говорит со своим научным руководителем. Даже самые личные и тайные мысли человека представляют собой переплетение голосов, мнений других людей, в том числе мнений о тебе, неважно, будь это порицание или поощрение.

Пожалуй, идея о неустойчивом, меняющемся и неопределённом «я» может сбить с толку любого. В нашем замешательстве отчасти повинен французский философ Рене Декарт. Он полагал, что человек по природе существо самодостаточное и автономное, рациональное, мыслящее, поэтому он должен подвергать сомнению любое явление внешнего мира, то есть относиться скептически к тому, что находится вне человеческого разума. Несмотря на то, что Декарт не был единственным философом, внесшим вклад в формирование современной теории познания, именно он определил её основные черты.

Декарт поставил перед собой трудную задачу: он хотел найти не связанную с божественной мудростью точку опоры, место, откуда он мог бы увидеть вечные, неизменяющиеся структуры. Согласно Декарту, единственным, на что человек может полагаться в процессе познания, является его собственное «cogito» – способность мыслить, акт сознания. Всё остальное – непостоянно  и непредсказуемо. Значит, все процессы и явления внешнего мира (в том числе социальные отношения) не имеют ничего общего с процессом познания себя, процессом обособленным, мыслительным, созерцательным.

И хотя лишь небольшое число философов и психологов, строгих картезианских дуалистов, утверждало, что материя и разум никак друг с другом не связаны, идея картезианского «cogito» прочно утвердилась в науке. Куда ни посмотри – обнаруживается влияние идей Декарта. Научные эксперименты, изучающие память, часто исходят из посыла, что понятия «я» и «мир» следует разграничивать: если воспоминание живёт только в нашей голове, тогда допустимо переместить человека из его повседневного окружения и вызвать воспоминания в лабораторных условиях, используя флеш-карты и специальные экраны. Человек в этом случае рассматривается как автономное существо, безотносительное к окружению. Память – это то, что имманентно присуще человеку, а не его действие в определённых обстоятельствах.


Читайте также Сартр и Декарт: «Свобода — это единственное основание бытия»

Помимо философии, изучением личности занимается и психология, в частности социальная психология. Но даже в этом случае исследованию подвергается скорее коллектив картезианских субъектов, а не отдельная личность, развивающаяся и эволюционирующая во времени вместе с другими. В 1960-х гг. американские психологи Джон Дарли и Биб Латане заинтересовались обстоятельствами убийства Китти Дженовезе, молодой белой женщины. Преступление было совершено на глазах нескольких человек, по большей части ими были жители окрестных домов, но ни один из них не попытался помешать нападавшему. Учёные провели ряд экспериментов. Так, один из экспериментов заключался в симулировании состояния кризиса, как при эпилептическом припадке, другой —  имитировании пожара. В это время Дарли и Латане наблюдали за очевидцами. Результатом стало появление в психологии нового понятия – так называемого «эффекта свидетеля», или «эффекта постороннего». Он характеризуется тем, что неизбежная реакция организма на опасность возникает значительно позднее, если вас окружают другие люди. Психологи предположили, что причиной такого поведения может быть диффузия ответственности, когда чувство личной ответственности распределяется между несколькими членами группы.

Психолог Франсис Черрив в своей книге The Stubborn Particulars of Social Psychology: Essays on the Research Process (1995) объясняла это другими причинами.

По её мнению, такой подход стирает существенную контекстуальную информацию, которая может помочь понять реальные мотивы человека. Так, например, это убийство может быть рассмотрено под другим углом: насилие над женщинами в эти годы не воспринималось всерьёз, и человек отказывался вмешиваться в то, что могло быть обычным бытовым конфликтом. Кроме того, если бы была убита бедная чёрная женщина, то прессу этот случай вообще мог и не заинтересовать.

Но есть ли что-то, что может объединить эти две различные формы проявления собственной личности – коллективную, всеобъемлющую и автономную, внутреннюю? Русский философ ХХ века Михаил Бахтин был убеждён, что ответ лежит в диалоге: мне необходим Другой, чтобы создать согласованный, связный образ собственного Я, «утвердить моё бытие, ценностно завершить его. Без Другого меня в полном смысле слова нет». Вспомните те случаи, когда вы ловили себя на мысли, что, например, поэту удалось отразить что-то, что чувствуете именно вы, но никогда не могли выразить это словами; или когда тщетно пытаетесь собраться с мыслями, а они обретают форму только в разговоре с друзьями.

Бахтин уверен, что только через общение с другим человеком ты можешь понять свой уникальный взгляд на жизнь и увидеть себя цельной сущностью.

«Поскольку человек для себя никогда не является целостным и завершённым, то целостно познать его может Другой. Другой может познать меня, а я могу познать Другого».

Смотря на себя через души других, я воплощаю свою внешнюю выраженность. «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения», – написал Бахтин в своей работе «Проблемы поэтики Достоевского». Ничто не существует вне матрицы взаимоотношений, где это что-то возникло. Напротив, «бытие»- это акт или событие, которое происходит в пространстве между личностью и внешним миром. Согласно этой теории, Другие – решающий фактор в нашем самосознании, что, конечно, дополняет картезианский взгляд на личность.


Углубляемся Экзистенциализм и проблема другого: Сартр и Левинас

Теперь обратимся к двум различным моделям детской психологии — когнитивной и диалогической. Основная идея когнитивной теории Жана Пиаже заключается в реорганизации умственной деятельности ребёнка. Французский психолог отстаивал идею о том, что развивающийся ребёнок должен выступать в роли обособленного ученика, изобретательного учёного, изо всех сил пытающегося самостоятельно познать мир. Диалогические теории, реализованные в таких экспериментах, как исследование кукольного дома Лизы Фрейд (1990), напротив, подчёркивают необходимость взаимодействия между ребёнком и взрослым, последний в свою очередь обеспечивает ребёнка базовыми знаниями о мире, которые становятся некими указательными огоньками на пути познания мира.

Рассмотрим ещё один пример – тюремное заключение в одиночных камерах. Изначально такое наказание задумывалась как способ стимуляции самоанализа, побуждения заключённого к размышлению о  совершенном преступлении, как способ обратить его мысли внутрь себя. Итогом всего этого должно было стать его «очищение», признание вины, возвращение в социум. В действительности, экспериментальные данные свидетельствуют, что у людей, содержащихся в одиночном заключении, самосознание распадается. Заключённые переносят физические и психологические трудности, испытывают замешательство, потерянность, беспокойство, искажённое чувство времени, страдают бессонницей. Без внешних контактов, лишённый возможности реализовать свою внутреннюю выраженность, человек рискует потерять себя, исчезнуть в небытии.

Постепенно отношение научного сообщества к диалогическим моделям личности меняется, их начинают воспринимать с большей серьёзностью; тем не менее, научная психология изначально ориентирована на индивидуалистическую картезианскую теорию, которая разрывает связь, соединяющую Я одного человека с Другими. Есть зулусская фраза: «Umuntu ngumuntu ngabantu», что означает:

«Человек – только тогда человек, когда существуют другие».

Это точнее говорит о нас, чем декартовское:

«Я мыслю, следовательно – существую».

Статья впервые была опубликована на английском языке в журнале Aeon под заголовком «Descartes was wrong: ‘a person is a person through other persons’».

Обложка: «Диалог», Джулия Маргарет Камерон (1866 г.) / © Wikimedia Commons.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

другойпсихологияфилософия

Похожие статьи

Картезианство | Определение, философия, убеждения, примеры и факты

Malebranche

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Дональд Дэвидсон
Похожие темы:
философия методическое сомнение Мыслю, следовательно, существую Декартов круг ясность и отчетливость

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Картезианство , философские и научные традиции, восходящие к трудам французского философа Рене Декарта (1596–1650).

Декартовская система

Метафизически и эпистемологически картезианство является разновидностью рационализма, потому что картезианцы считают, что знание — в действительности определенное знание — может быть получено посредством разума из врожденных идей. Таким образом, он противостоит традиции эмпиризма, восходящей к Аристотелю (384–322 гг. до н. э.) и согласно которой все знания основаны на чувственном опыте и поэтому (поскольку чувственный опыт подвержен ошибкам) ​​только вероятны. На практике, однако, картезианцы разработали вероятностные научные теории на основе наблюдений и экспериментов, как и эмпирики. Картезианцы были вынуждены довольствоваться неопределенностью в науке, потому что верили во всемогущество Бога и в то, что его воля совершенно свободна; отсюда следует, что Бог мог бы, если бы захотел, любую кажущуюся истину сделать ложью, а любую кажущуюся ложь — даже логическое противоречие — истиной. Человеческий интеллект, напротив, конечен; таким образом, люди могут быть уверены только в том, что открывает Бог, и в том факте, что они и Бог существуют. Декарт утверждает, что у человека есть определенное знание о собственном существовании, потому что он не может мыслить, не зная, что он существует; это понимание выражается как «Cogito, ergo sum» (лат. «Я мыслю, следовательно, существую») в его Рассуждение о Методе (1637) и как «Я думаю, я есть» в его Медитациях (1641). В «Размышлениях » Декарт также утверждает, что, поскольку мы конечны, мы не можем создать идею бесконечности, но у нас есть идея бесконечного Бога, и, следовательно, Бог должен существовать, чтобы вызвать у нас эту идею. Он также говорит, что, хотя мы не имеем непосредственного знакомства с материальным миром, даже с нашими собственными телами, а только с идеями, представляющими материальный мир, мы не можем знать материальный мир непосредственно. Мы знаем, что оно существует только потому, что Бог не обманщик.

Картезианцы приняли онтологический дуализм двух конечных субстанций, разума (духа или души) и материи. Сущность ума — самосознательное мышление; сущность материи — протяженность в трех измерениях. Бог есть третья, бесконечная субстанция, сущностью которой является необходимое существование. Бог объединяет разум с телом, чтобы создать четвертую, составную субстанцию, человека. Люди получают общее знание, размышляя о врожденных идеях разума, материи и Бога. Однако для познания конкретных событий в мире люди зависят от телесных движений, которые передаются от органов чувств по нервам в мозг, чтобы вызвать чувственные идеи, т. е. ощущения, в уме. Таким образом, для картезианцев познание материального мира носит косвенный характер.

Этот дуализм разума и материи порождает серьезные проблемы, касающиеся причинного взаимодействия и знания. Учитывая, что разум и материя столь радикально различны, как тело может заставить разум иметь чувственные идеи? Точно так же, как ум может заставить тело двигаться? Как может ум познавать материальный мир посредством чувственных идей, которые являются ментальными? Другими словами, как идеи могут представлять свойства материальных объектов, если разум и материя существенно различны? Различные направления картезианской философии развивались из разных ответов на эти вопросы.

Философия Декарта уходит корнями в его математику. Он изобрел аналитическую геометрию — метод решения геометрических задач алгебраически и алгебраических задач геометрически — который является основой исчисления бесконечно малых, разработанного сэром Исааком Ньютоном (1642–1727) и Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646–1716). Метод, обсуждаемый в его «Рассуждении о методе », в основном является расширением аналитического математического метода, который он применяет ко всем отраслям науки.

Первыми картезианцами были голландские и французские физики и физиологи, которые пытались объяснить физические и биологические явления исключительно в механистических терминах, т. е. исключительно в терминах материи и ее движения и особенно без обращения к аристотелевским понятиям, таким как форма и конечная причина. Первый ученик Декарта в Нидерландах, Хенрикус Региус (1598–1679), преподавал картезианскую физику в Утрехтском университете, хотя, к огорчению Декарта, отверг метафизику Декарта как не относящуюся к науке. Другой ученик, французский теолог и философ Николя Мальбранш (1638–1715), вместе с Декартом верил, что животные — это просто машины и, следовательно, неспособны мыслить или чувствовать; говорят, что он пнул беременную собаку, а затем наказал таких критиков, как Жан де Лафонтен (1621–1699 гг. ).5), французского автора басен о животных, за то, что они изливали свои чувства на таких незначительных существ, а не занимались человеческими страданиями. В Париже лекции Пьера-Сильвена Режи (1632–1707) по картезианской физике, которые он сопровождал впечатляющими демонстрациями физических явлений, таких как оптические иллюзии, произвели такой фурор, что Людовик XIV запретил их. Поскольку картезианство бросило вызов традиционной аристотелевской науке, которую поддерживала Римско-католическая церковь, и поскольку церковь также стояла за так называемым «божественным правом» королей на власть, король опасался, что любая критика традиционной власти может вызвать возмущение. революция. (Позже, в 18 веке, акцент Декарта на способности каждого человека думать самостоятельно поддержал дело республиканизма.)

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Достижения в области механического искусства и ремесел заложили практическую основу картезианского механизма. В 17 веке были хорошо известны механические изобретения, такие как статуи, которые ходили и разговаривали с помощью рычагов и шкивов, а также органы, приводимые в действие силой воды. Математик Блез Паскаль (1623–1662) изобрел счетную машину, основанную на принципах, разработанных часовщиками и изобретателями прядильных и вязальных машин, такими как англичанин Уильям Ли. Первыми изобретателями, непосредственно вдохновленными Декартом, были французский мастер Жан Феррье, который попытался сделать гиперболические линзы по чертежам Декарта, и Этьен де Вильбресье, который в сотрудничестве с Декартом разработал усовершенствованный водяной насос.

Механизм разработал один из современников Декарта, математик и философ Марин Мерсенн (1588–1648). Пьер Гассенди (1592–1655) попытался теоретически вывести его из теории атомизма древнегреческого философа Эпикура (341–270 гг. до н. э.), который считал, что реальность в конечном счете состоит из «атомов», движущихся в «пустоте». Впервые движение было научно изучено итальянским математиком и астрономом Галилеем (1564–1642).

Согласно Декарту, материальная вселенная состоит из бесконечно большого наполнения бесконечно делимой материи, которая разделена на тонкую материю пространства и более плотную материю тел посредством определенного количества движения, сообщаемого и сохраняемого Богом. Тела кружатся, как листья в вихре, в вихрях, таких же больших, как те, в которых планеты вращаются вокруг Солнца, и таких же маленьких, как вихри крошечных вращающихся шаров света. Все телесные соединения и разделения являются механическими, возникающими в результате столкновений других движущихся тел. Поскольку количество движения сохраняется в соответствии с законами природы, картезианский материальный мир демонстрирует своего рода детерминизм. После начального импульса мир развивается закономерно. Если бы скорости и положения всех вращающихся частиц материи во Вселенной в любой момент могли быть полностью описаны, то полное описание их скоростей и положений в любой более поздний момент времени можно было бы вывести с помощью расчетов, основанных на законах движения. Конечно, только у Бога есть бесконечный интеллект, необходимый для выполнения этих вычислений.

Хотя Бог является первопричиной существования материальной вселенной и законов природы, все физические события — все движения и взаимодействия тел — происходят от вторичных причин, то есть от столкновений тел друг с другом. Бог выступает просто за единообразие и последовательность законов природы. Это заставило Блеза Паскаля жаловаться на то, что единственная цель, которой служит Бог в системе Декарта, — это инициировать движение в материальном мире и гарантировать его сохранение и единообразие природы.

Картезианство подверглось критике в Англии со стороны философа-платоника Генри Мора (1614–1687 гг.) и было популяризировано Антуаном Ле Грандом (1629–1699 гг.), французским францисканцем, написавшим изложение гениального представления картезианцев о свете и цвете. Согласно популярным версиям этого описания, свет состоит из крошечных вращающихся шаров высокоэластичной тонкой материи, которые летят по воздуху по прямым линиям и отскакивают, как шарики, под углами, согласующимися с оптическими законами отражения и преломления. Различные цвета вызваны разной скоростью и вращением шаров, которые сами по себе определяются текстурой поверхностей, на которых шары отражаются, преломляются или пропускаются. Спектр цветов, наблюдаемый при прохождении света через треугольную призму, объясняется тем, что шары проходят медленнее через более толстые части призмы, чем через более тонкие. Тот же спектр цветов возникает, когда свет проходит через более толстые и более тонкие части капель дождя, создавая радугу. Хотя позже Ньютон и Лейбниц показали, что простые механистические принципы, лежащие в основе этих представлений, неспособны объяснить силы гравитации и химическую связь, следует отметить, что картезианская теория света в принципе близка к современной точке зрения, согласно которой различные цвета создаются светом с разной длиной волны.

К концу 17 века большая часть декартовской физики была заменена ньютоновской математической физикой. Декартовцы признавали, что законы движения Декарта неверны и что от его принципа сохранения движения следует отказаться в пользу ньютоновских принципов сохранения энергии, или vis viva (лат. «живая сила»), и линейного количества движения. Хотя «Трактат » (1671) Жака Роо, ведущего толкователя картезианской физики, был переведен на английский язык в 1723 г. учеником Ньютона Сэмюэлем Кларком (1675–1729 гг.).) и брата Кларка, их исправления и примечания превратили работу в изложение ньютоновской физики. Тем не менее, этот прогресс удовлетворил бы Декарта, сказавшего, что для развития научных знаний потребуются столетия работы.

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *