Дата основание киева: ДРЕВНИЙ КИЕВ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Содержание

«Почему датой основания Киева считается 482 год?» – Яндекс.Кью

482 год связан с легендой об основании города тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом. Основание для этого тот факт, что во время археологических раскопок были найдены следы поселения VI—VII веков, а так же моменты этого периода.
Но основная причина почему была выбрана эта дата заключается в том, что в 1982 году было принято решение о праздновании 1500-летия Киева. Под эту юбилейную дату историки и приписали основание города. Хотя современные археологи говорят, что нет следов связи меду посланием VI—VII веков и Киевом, который скорее всего был основан в IX и X веках. Но поскольку гордится древней историей хотят все, так и утвердилось, что 482 год это год основания Киева.

Вот нашел отрывок из интервью Академика Толочко:

— Инициатором идеи отпраздновать юбилей Киева был известный историк академик Петр Тронько, — рассказывает Петр Толочко.  — Петр Тимофеевич был вхож в коридоры власти — в 1970-е годы занимал пост заместителя председателя Совета министров Украинской ССР и возглавлял республиканское Общество охраны памятников истории и культуры.

В Киеве и Москве создали научные группы, главной задачей которых было определить возраст Киева. Но без ложной скромности скажу, что основную работу выполнил я со своими сотрудниками: мы вели раскопки в историческом ядре столицы — на Старокиевской горе (возле Национального музея истории Украины.  — Авт. ) и расположенной рядом с ней Замковой горе. Я возил находки в Москву для определения их возраста, готовил справки. Курировал эту работу академик Борис Рыбаков, он тогда был, по сути, первым лицом советской археологии, возглавлял Институт археологии АН СССР.

На Старокиевской горе находилось городище, занимавшее два гектара. В древности его защищали ров глубиной четыре-пять метров (воды в нем не было) и насыпь, на которой возвышалось так называемое столпие — деревянная оборонительная стена. Каменных сооружений в Киеве в те времена не было. Сколько людей жило в укрепленном городе, установить сложно, ведь неизвестно, какова была плотность населения. Однако, думаю, не менее тысячи.

— Что дало вам основания сделать вывод, что Киеву 1500 лет?

— Материалов для точного определения возраста городища найдено маловато, — говорит Петр Толочко.  — Но все же мы раскопали остатки жилища с керамикой. Известный специалист по славянской старине московская исследователь Ирина Русанова определила: это керамика VI века. На Замковой и Старокиевской горах также обнаружили несколько монет византийского императора Юстиниана I, правившего в VI веке — с 527 по 563 год. Эти находки позволяли говорить о том, что Киеву около 1400 лет. Мы с Рыбаковым сошлись на этом. Тем более что у всех славянских этносов возникновение первых укрепленных поселений и образование племенных союзов началось как раз около 1400 лет назад. Вряд ли Киев опередил развитие других славянских общин на целое столетие.

Вопрос о дате его основания решался, конечно же, на самом высоком уровне. На заседании ЦК Компартии Украины рассматривали точку зрения академика Тронько и его сторонников, которые, не имея на то веских оснований, утверждали, что Киеву уже 2000 лет! Мы с академиком Рыбаковым настаивали на том, что городище моложе как минимум на пять столетий. Чтобы доказать нашу правоту, Рыбаков нарисовал сперматозоид, зародыш и младенца, а затем спросил у присутствующих: «Что праздновать? День рождения сперматозоида или человека?» Он имел в виду то, что, хоть на территории Киева поселения появились еще в незапамятные времена, к городу они отношения не имеют. Первое поселение, имевшее признаки раннегородского, возникло здесь в VI веке, скорее всего, во второй половине. Почему же в таком случае сошлись на 1500-летии? У нас была зацепка, позволяющая говорить о таком сроке: среди находок киевского городища было несколько монет византийского императора Анастасия I, правившего в конце V века, то есть 1500 лет назад.

Щербицкий поддержал нас и завершил дискуссию мудрыми словами: «Отметим 1500-летие при жизни нынешнего поколения, а если потомки решат, что мы были не совсем точны, пусть и себе отпразднуют юбилей». Это была своего рода уступка современникам. Если же подходить к этому вопросу строго, можно сказать, что с празднованием 1500-летия, похоже, поспешили лет на 100.

Чья Украина: тысячелетняя борьба за православный Киев

  • Виталий Червоненко
  • BBC News Украина

Автор фото, UNIAN

Підпис до фото,

Киево-Печерская лавра — один из символов православия еще со времен Киевской Руси

Намерение Вселенского патриархата предоставить украинскому православию автокефалию привело к конфликту между Константинополем и Москвой.

В России уже угрожают расколом вселенского православия и разрывом церковного общения.

Однако нынешний всплеск страстей — далеко не первый подобный случай за тысячелетнюю историю православия на землях Киевской Руси, а также в отношениях между Киевом, Москвой и Константинополем.

В XV-XVI веках церковный раскол уже происходил, а Константинополь более 100 лет не признавал независимый статус православной церкви в Москве.

Киевская митрополия уже выходила из-под влияния Москвы с помощью Вселенского патриарха. А в XVII веке с его же разрешения православные на украинских землях перешли в подчинение Москвы.

ВВС News Украина составила хронологию развития православия на территории современной Украины: противостояния, ссор и примирений между Московским и Вселенским патриархатами.

988 год — согласно летописи «Повесть временных лет», решением киевского князя Владимира Киевская Русь официально приняла христианство. В этом году посланцы Константинопольского патриарха крестили жителей Киева в водах Днепра или Почайны.

Автор фото, UNIAN

Підпис до фото,

Князь Владимир крестил Киевскую Русь в 988 году

Тогда же была создана Киевская и всея Руси митрополия Константинопольского патриархата и назначен первый митрополит — Михаил.

Многие историки считают, что сам князь Владимир был крещен годом ранее в городе Корсунь в Крыму, который в то время принадлежал Византии.

Кандидатуру каждого нового митрополита должен был одобрить Константинопольский патриарх.

В то время не существовало Москвы или отдельных церквей в составе княжеств. Хотя и Киев, и в Москва летоисчисление православия на своих землях ведут именно с того периода.

1299 год — Киевский митрополит Максим окончательно покинул Киев и перенес престол во Владимир-на-Клязьме.

Летописи связывали это со сложившейся в то время политической ситуацией, разорением Киева в 1240 году монголо-татарами и усилением роли северных княжеств.

Автор фото, UNIAN

Підпис до фото,

Золотые Ворота — один из символов древнего Киева, разрушенные во время нашествия монголо-татар в 1240 году. С тех пор митрополиты начали все меньше времени проводить в Киеве и в конце концов осели в Москве

Еще более ста лет митрополиты именовались Киевскими и Всея Руси, однако находились во Владимире, откуда киевский престол быстро перенесли в Москву.

В начале XIV века в Галицко-Волынском княжестве даже некоторое время существовала отдельная митрополия в Галиче, которая была согласована с Константинополем. Это было обусловлено тем, что южные и западные земли Руси оставались без внимания митрополита Киевского.

1448 год — начало открытого противостояния между Москвой и Константинополем. Десятью годами ранее между Римом и Константинополем была подписана так называемая Флорентийская уния об объединении. Она просуществовала не очень долго, но стала формальной причиной конфликта между Москвой и Константинополем.

В Москве унию не приняли, как и поддержавшего ее митрополита Киевского Исидора.

В 1448 году церковный собор епископов в Москве при содействии властей и без согласования с Константинопольским патриархом избрал митрополитом Киевским Иону.

Автор фото, UNIAN

Підпис до фото,

Патриарх РПЦ Кирилл в своей недавней проповеди объяснил причину ссоры Москвы с Константинополем в XV веке подписанием Вселенским патриархом и Папой римским временной унии

Это событие считают началом отделения Московской церкви от Вселенского патриархата.

В 1459 году Иона созвал в Москве собор епископов, на котором без согласия Константинополя была объявлена автокефалия Русской церкви.

Митрополит Иона, скончавшийся в 1461 году, был последним митрополитом в Москве, носившим титул Киевского и всея Руси.

Преемник Ионы Феодосий, как указывают историки, мог носить только титул митрополита Московского и всея Руси. Его утвердил Великий князь московский, а не патриарх Константинопольский.

1458 год — Константинопольский патриарх Григорий III на фоне событий в Москве реорганизовал Киевскую митрополию. Новому митрополиту Григорию III патриарх предоставил новый титул — Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси.

С тех пор киевский и московский престолы были формально разделены.

1589 год — признание Вселенским патриархом Иеремией II автокефалии, провозглашенной полтора века назад Московской митрополией, а ее главы — патриархом. Земля, на которую распространялась власть патриарха, была признана территорией Московского государства.

Собственная патриархия и автокефалия позволяли Москве не согласовывать свои действия с Константинополем.

Таким образом, решение Вселенского патриарха формально положило конец 140-летнему непризнанию Константинополем самопровозглашенной Московской митрополии.

Автор фото, wikipedia.org

Підпис до фото,

Московский царь Федор Иванович, как свидетельствуют российские историки, мог заплатить Константинопольскому патриарху за признание автокефалии церкви в Москве

Вокруг визита Иеремии II в Москву, его двухлетнего пребывания там и согласия на избрание патриарха существует много спекуляций.

Согласно одной из версий, Вселенский патриарх якобы противился признанию, но был вынужден согласиться в силу различных обстоятельств.

Известный российский историк Сергей Соловьев в XIX веке в книге «История России с древнейших времен» указывал, что за согласие на установление в Москве патриаршества царь Федор Иванович предоставил архиереям Константинопольского патриархата отдельную «плату».

Историки спорят о том, насколько глубоким был конфликт Москвы с Константинополем с 1448 по 1589 гг., и прекращалось ли церковное общение в этот период. Русская православная церковь настаивает, что ни церковное общение, ни молитвенное единство не прерывались.

1596 год — Киевская митрополия, которая в то время находилась под властью католической Речи Посполитой, заключила церковную унию и перешла в подчинение Папы Римского.

Митрополит Киевский Михаил Рогоза стал архиепископом Киевским, Галицким и всея Руси.

Автор фото, UKRINFORM

Підпис до фото,

Петр Могила — один из наиболее известных митрополитов Киевских, Галицких и всея Руси XVII века до перехода в подчинение Московскому патриархату

Киевской православной митрополии фактически не существовало до 1620 года, пока с помощью казаков и гетмана Петра Сагайдачного, прославившегося в войнах за польскую корону, не была восстановлена православная Киевская митрополия в пределах Константинопольского патриархата.

Тогда же рукоположили и нового митрополита Киевского Иова Борецкого.

Наибольший расцвет Киевской митрополии пришелся на период правления митрополита Петра Могилы, который добился от польских властей восстановления ее прав и привилегий.

1686 год — Киевскую митрополию передали из Константинопольского патриархата в управление Московского патриархата. Титул Киевского митрополита сменили на «Киевский, Галицкий и всея Малой России».

После антипольского восстания в 1654 году Богдан Хмельницкий заключил с Москвой Переяславское соглашение.

С 1667 года, уже после заключения соглашения между Речью Посполитой и Московским государством, Левобережная Украина и Киев официально оказались под властью России. Москва сразу начала подготовку к переходу в свое подчинение Киевской митрополии, но с первого раза Вселенский патриарх разрешения не дал.

Избранный в 1685 году митрополит Киевский Гедеон поехал в Москву, где присягнул Московскому, а не Константинопольскому патриарху.

Автор фото, UKRINFORM

Підпис до фото,

Переподчинение Киевской митрополии Московскому патриархату состоялось через несколько десятилетий после подписания между Украиной и Московским государством Переяславского соглашения

В 1686 году делегация из Москвы отправилась на переговоры к Константинопольскому патриарху, где сумела договориться о переподчинении Киевской митрополии.

Часть историков и ученых указывают, что в то время Константинопольский патриарх находился в трудном материальном положении, а делегация из Москвы могла заплатить ему большую сумму денег.

По крайней мере, эту информацию в своей книге «История России с древнейших времен» приводит Сергей Соловьев.

По его данным, за переподчинение Киевской митрополии патриарх Дионисий получил крупную сумму денег, ценные подарки в виде золота и соболей, а также попросил плату для всех архиереев, подписавших грамоту о подчинении Киевской митрополии.

Именно события 1686 года являются одним из оснований предоставления украинской церкви автокефалии нынешним Вселенским патриархом Варфоломеем.

Что произошло в 1686 году?

Константинопольский патриархат считает, что Украина является его канонической территорией, поэтому он имеет полное право предоставить местной православной церкви независимость.

В Константинополе заявляют, что в 1686 году Москва получила не «право собственности» на эти земли — речь идет о территориях нынешних Украины, Беларуси, Литвы и Польши, — а лишь некоторые полномочия по управлению местной церковной жизнью.

Позже условия этой передачи были нарушены Москвой, говорят в Константинополе, и эти территории были «аннексированы» Русской церковью.

Показательно, что впервые об «аннексии» канонической территории Вселенского патриархата Варфоломей заявил еще в 2008 году в Киеве, когда в Украине предприняли первую попытку добиться от Константинополя признания автокефалии Украинской церкви.

Москва же отрицает право Вселенского патриарха предоставлять независимость Украинской церкви, заявляя, что Украина — каноническая территория РПЦ.

Глава отдела внешних церковных связей митрополит РПЦ Иларион (Алфеев) говорит, что его церковь нашла более 900 страниц древних документов, которые доказывают, что речь тогда шла о передаче территории нынешней Украины в юрисдикцию Москвы навсегда.

Автор фото, PATRIARCHIA.RU

Підпис до фото,

Патриарх РПЦ Кирилл (слева) и Вселенский патриарх Варфоломей могут прекратить церковное общение из-за «украинского вопроса»

Вселенский патриарх уже ссылался на свои аргументы в отношении Киевской митрополии, предоставив автокефалию Польской православной церкви в 1924 году.

После первой мировой войны в составе Польши оказались земли Волыни с преимущественно православным украинским населением, поэтому вопрос создания православной церкви стоял очень остро.

Эти территории исторически принадлежали Киевской митрополии Вселенского патриархата.

Но в 1948 году СССР заставил Польскую православную церковь отречься от некогда дарованной Константинополем автокефалии и принять ее от Москвы.

Эксперты ожидают, что уже на заседании Синода Вселенского патриархата, который состоится 9-11 октября 2018 года, могут подписать Томос о предоставлении украинской православной церкви автокефалии.

После этого отношения Вселенского патриарха и РПЦ, скорее всего, выйдут на новый уровень противостояния.

Две легенды об основании Киева (к вопросу об участии хазар в основании Киева)

Библиографическое описание:

Скиба, В. М. Две легенды об основании Киева (к вопросу об участии хазар в основании Киева) / В. М. Скиба. — Текст : непосредственный // История и археология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/61/3004/ (дата обращения: 04.05.2021).

Сегодня, рассматривая вопрос об основании Киева, мы, в первую очередь, опираемся на легенды, которые сохранились в русских летописях. К ним можно добавить еще один документ – отрывок из «Истории Тарона» армянского автора Зеноба Глака.

В русских летописях предание об основании Киева сохранилось в двух основных версиях. Начальный летописец с первых же слов дает обоснование названию Киева: «Якоже древле царь Римъ, назвася и во имя его город Римъ; и паки Антиохъ, и бысть Антиохиа великаа; и паки Селевки, и бысть Селевкиа; и паки Александри, и бысть въ имя его Александриа; и по многая мƀста тако прозвани быша грады в имена царев тƀхъ и князеи тƀхъ: тако жъ и в нашеи странƀ званъ бысть градъ великимъ княземъ во имя Кия, его же нарицаютъ тако перевозника бывша; инƀи же: ловы дƀяше около города» [1, с. 103]. Дальше летописец конкретизирует детали основания города на Днепре: «В лƀто 6352. Начало земли Рускои. Живяху кождо съ родомъ своимъ на своихъ мƀстех и странахъ, владƀюща кождо родомъ своимъ. И быша три братия: единому имя Кии, второму же имя Щекъ, третьему же имя Хоривъ, а сестра их Лыбедь. И сƀдяше Кыи на горƀ, идƀже нынƀ увоз Боричевъ, и бƀ с родомъ своимъ; а братъ его Щекъ на друзии горƀ, от него же прозвася Щековица; а третии Хоривъ, от него же прозвася Хоривица. И сотвориша градокъ, во имя брата своего старƀишаго и наркоша имя Кыевъ» [1, с. 104 – 105].

Нестор, сохраняя основную канву легенды начального летописца, несколько уточняет ее. Эти уточнения можно объяснить несколькими моментами. Во-первых, он считает себя Полянского рода, и сразу выделяет полян среди других славянских племен: «Поляномъ же живущим особƀ и владƀющимъ роды своими». Другие славянские племена для него «прочии погани» [2, с. 16, 22]. Во-вторых, летописец представляет версию о перевозчике более подробно с той лишь целью, чтобы опровергнуть ее, обосновывая детально княжеское происхождение Кия: «Инии же, не вƀдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть; у Киева бо перевозъ бяше тогда съ оноя страны Днепра, тƀмь глаголаху: на перевозъ на Киевъ. Аще бо быль перевозникъ Кый, то не бы ходилъ къ Царюграду» [2, с. 18]. Предание начального летописца, дополненное Нестором, продолжало существовать и записываться в русских землях вплоть до нового времени.

Новгородская летопись датирует время основания Киева 854 годом. Но в вопросе даты основания города обратимся к источнику, который уже существовал до этого, скорее всего условного, года основания, и не был известен русским летописцам. В «Истории Тарона», написанной, по мнению Н. Я. Марра, в VII веке есть вставка, которая не относиться непосредственно к истории Армении. Н. Я. Марр обратил внимание на поразительное сходство этой легенды с преданиями русских летописей об основании Киева. По армянской легенде три брата Куар, Мелтей и Хореван основывают три города и дают им названия по своим именам. А позже, поднявшись на гору Каркея, основывают там селение [3, с. 60]. Армянская и русская легенды совпадают рядом конструктивных деталей, числом героев и даже описанием природы, где был заложен город. Основным отличием двух свидетельств об одном событии является сохранение в армянской легенде племенного, а не кровного родства героев. Именно в этом контексте необходимо и рассматривать личности самих братьев, а, следовательно, и событие основания города.

Как и все предания, легенда об основании Киева в русских летописях имеет два пласта – мифологический и исторический. Вернее, таковыми мы их видим сейчас, для людей того времени они воспринимались в неразрывном единстве. Как мы уже отмечали выше, армянская версия была написана раньше по времени и сохранила больше деталей были, в отличие от русских летописей, связанных с рядом мифических напластований. К тому же, отрывок из «Истории Тарона» отодвигает дату основания Киева, по крайней мере, к периоду конца VII – начала VIII веков. В этой связи рассматривать легенды об основании Киева, а с ними и личности основателей необходимо именно с позиций историко-этнической ситуации, которая сложилась в Среднем Поднепровьи в этот период.

Полянский племенной союз сформировался в результате консолидации двух племенных групп – словен-дулебов и антов. Наследие тех и других подтверждается археологически, и сохранялось еще в раннем Средневековье Руси [4, с. 112]. Толчком же к основанию укрепленного поселения Киева послужило вторжение носителей волынцевской культуры с Левобережья Днепра. Племенных групп таким образом становиться три – анты, дулебы и северы, в рядах которых были кочевники. Археологические исследования доказывают присутствие «салтовцев» в VIII веке на территории Киева [5, с. 137]. В этом случае присутствие в летописях трех братьев «с родами своими» вполне объяснимо. Братьями по крови Кий, Щек и Хорив становятся позже, в представлении славянских летописцев, которые были подвергнуты закону жанра – основание города тремя братьями. В любом случае они стали братьями, заложив город и создав единый Полянский союз. Тройственное соправительство, которое сохранялось вплоть до IX столетия, стало основой договора между племенами, заключенного при вторжении северы в полянские земли. Именно в такой ситуации Кий оказывается «перевозчиком». Это не унижение достоинства князя, а указание на переправу князя и его людей с левой стороны Днепра. Кий – является северским антом, предводителем вторгнувшихся племен с Днепровского Левобережья. Этим и объясняется мифический пласт легенды – именно от антов в славянской среде распространился миф о Кие-Свароге и связанные с ним представления о княжеской власти. Это был вариант славянского мифа о божественном кузнеце Свароге, который победил Змея Трояна. Имя старшего брата восходит к индоевропейскому обозначению божественного кузнеца – Кия, победителя Змея. Однако в летописях этот мифический пласт легенды отражения не нашел. После крещения Руси и борьбы с языческими пережитками, он был просто вычеркнут. Но сведения о том, что Кий пришел «из диких полей» и мифические предания о Ковале сохранялись в киевской округе вплоть до XVIIІ века [6, с. 21]. В отношении Кия как исторической личности, украинский историк О. В. Борисова переводит имена трех братьев с санскрита как «Царь (конунг, князь) имеющий право брать (грабить, накладывать дань)» [7, с. 20]. Данный перевод, а вернее версия об одном основателе, а не трех, заставляет по-новому взглянуть на историю основания Киева. Если Кий – царь, предводитель пришлого из степей населения, тогда Лыбедь в этом случае не сестра, а жена могущественного представителя степного племени. Вполне отвечает реалиям того времени.

Интересным выступает и тот факт, что после образования Киевской Руси, население «диких полей» сохраняет профессию своего знаменитого предка – «перевозчика» Кия. Это население, обосновавшееся в XI – XIV веках в бассейне Северского Донца и Дона, не раз упоминается в письменных источниках под именем «бродники». Кроме русских летописей, упоминание о бродниках можно встретить и в западноевропейских и византийских источниках. Так, посол Людовика Святого к Батыю Рубруквис, посетивший южную часть Русской степи в 1253 г., описывает бродников как особый алано-русский народ. Западноевропейский посол восхищается их военным мастерством [8, с. 99, 105, 119].

Большинство исследователей, опираясь на письменные источники, считают, что бродники – это действительно смешанное население, которое включало в себя славянский и алано-болгарский элементы [9, с. 66 – 70]. Византийский историк XII – XIII веков Никита Хониат считает бродников ветвью русских, называя их «тавроскифы». [10, с. 111]. Не смотря на то, что они враги Византии, Хониат пишет о них как о смелых, мужественных воинах. По мнению О. Б. Бубенка, бродники русских летописей XII века – это аланы, а точнее население, которое во многом наследовало салтовские и Среднеднепровские традиции [11, с. 127 – 136]. Археологические древности, которые интерпретируются с бродниками в бассейне Северского Донца были открыты луганским археологом М. Н. Ключневым при исследовании крепости-поселения у с. Нижнетеплое [12, с 42 – 45]. Род занятий бродников и упомянутое голландским дипломатом и другими авторами их военное мастерство подтверждает тезис о процессе этногенеза, а именно – закрепленные во времени стереотипы поведения. Временной период довольно большой – от полулегендарного Кия до бродников XII – XIII веков. Именно стереотип поведения – менталитет – позволяет четко проследить эволюцию этноса, рассмотреть его признаки, как базовые, так и привнесенные извне. Напомним, что еще во времена существования волынцевской археологической культуры смешанное славяно-аланское населения формировалось в славянской среде как раз как воины-всадники, да еще и «перевозчики», возглавляемые Кием.

В отношении братьев Кия, то их можно соотнести с дулебской и кочевой частью союза. Нас, в большей степени, интересует Хорив. Название горы «Хоривица», на которой сел этот брат, явно не славянское. Некоторые исследователи видят в этом названии отражение имени ветхозаветной горы Хорив, и связывают это с присутствием в Киеве хазар [14, с. 337]. До принятия иудаизма, ранние хазары склонялись к христианству, и скорее всего, были знакомы с библейской образностью задолго до иудейских проповедей. С этой точки зрения название происходит от библейской горы, а Хорив – это славянское производное хазарского предводителя. В русских летописях его неславянское происхождение забылось, однако мы можем найти его в армянском источнике. Лишь в отношении этого брата идет уточнение, что он поставил свой город в области Палуни (Поляне) и назвал его Хореан [3, с. 60]. Основание городов Куаром и Мелтеем в этой области было естественно, так они были славяне. В связи с этим, можно предположить, что именно при посредничестве хазар эта легенда могла попасть в армянскую хронику, они принимали в основании города непосредственное участие и знали все детали этого предприятия. Интересна в этом случае еще одна запись в летописи: «…и наидоша я Козаре, сƀдящая в лƀсƀсхъ на горах, и ркоша Козарƀ: «платите нам дань» [2, с. 24]. Исходя из этих слов Нестора, хазары находились совсем рядом, в лесах, окружавших Киев. Вспомним текст летописи об основания города: «И бяше около города лƀсъ» [2, с. 16]. Хазары полностью не ушли в степи, часть их продолжала проживать в Киеве и в его околицах. Отношения со славянским населением менялось с течением времени. А дань мечами была, скорее всего, патриотически переосмысленная в более позднее время капитуляция славянского населения перед более грозным, на то время, противником.

Тюркские корни, а вернее двойственность происхождения прослеживается и в этимологии имени Кия. У славян – Кий означает дубина, боевой молот, что можно связать с легендой про кузнеца-Сварога. В тюркском значении Кий – высокий берег. В этой связи интересен еще один источник, в котором также прослеживается тюркское начало основания Киева. В труде «Об управление империей» Константина Багрянородного Киев назван крепостью Киова, которую называют также Самбатас [8]. Среди множества версий объяснения этимологии этого слова существует и тюркско-хазарское: sam – высокий, верхний, bat – высокое укрепление. Это объяснение соответствует реальному местоположению Киева. Возможно, что это более позднее название, связанное с влиянием Хазарского каганата на развитие Руси. Археологические исследования, находки монетных кладов только подтверждают, что экономический подъем Киева проходил под эгидой хазар.

Таким образом, основание Киева, по сути, стало первой попыткой объединения аборигенов и пришлого населения в единый союз под одним именем вокруг одного городского центра. Хазары, приняв участие в основании Киева, дали толчок для формирования его как города по европейским критериям, которые существовали в то время: наличие торговли, экономики, административных органов.

Литература:

  1. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. – М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР. – 1950. – 659 с.

  2. Повість минулих літ: Літопис (за Іпатським списком) / [Пер. з давньоруської, післяслово, комен. В. В. Яременка]. – К. : Рад. Письменник, 1990. – 558 с.

  3. Марр Н. Я. Книжные легенды об основании Куара и в Армении и Киева на Руси / Н. Я. Марр // Избранные произведения. Т. 5. – М.-Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1935. – 689 с.

  4. Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. / В.В. Седов. – М.: Наука, 1982. – 328 с.

  5. Каргер М. К. Древний Киев / М. К. Каргер. – Т. 1.— М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1958. – 580 с.

  6. Гизель И. Синопсис или Краткое собрание различных летописцев, о начале славяно-российского народа. / И. Гизель. – К.: Типография Лавры, 1680. – 218 c.

  7. Борисова О. В. Релігійний чинник у геополітичних устремліннях еліт України в добу Середньовіччя : монографія / О. В. Борисова. – Луганськ: Вид-во ДЗ «ЛНУ імені Тараса Шевченка», 2010. – 320 с.

  8. Вильгельм де Рубрук Путешествие в восточные страны // Введение, перевод и примечания А. И. Малеина. – СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1911. – С. 79 – 194.

  9. Козловский А. А. Этнический состав оседло населения южного Поднепровья в IX-XIV вв. // Земли Руси в IX-XIV вв. (История и археология): Сб. Научных трудов. – Киев, 1985. – С. 66 – 70.

  10. Византийский временник / Акад. наук СССР. Ин-т всеобщ. истории. – М.: Наука, 1953 – Т. 41 / [Редкол.: З. В. Удальцова (отв. ред.) и др.]. – 1980. – 311 с.

  11. Бубенок О. Б. Ясы и бродники в степях Восточной Европы (VI – начало XIII вв.) / О. Б. Бубенок. – К. : Логос, 1997. – 224 с.

  12. Ключнев М. Н. Исследование креп ости-поселеня XVII — XVIII вв. в с. Нижнетеплое Луганской области / / Исследования археологических памятников эпохи украинского казачества: Сборник научных трудов. Вып. 3. – К, 1994. – С. 42 – 45.

  13. Вернадский Г. В. Древняя Русь / [Пер. с англ. Е. П. Беренштейна, Б. Л. Губмана. Под ред. Б. Николаева]. / Г. В. Вернадский. – Тверь: ЛЕАН, 1999. – 448 с.

  14. Константин Багрянородный Об управлении империей. – 2 изд. – М.: Наука, 1991. – 496 с.

Киев — день города 2021. Киев

Год основания: 482 г. Киев отмечает день города в последнее воскресенье мая.
В 2021 году эта дата — 30 мая.

В 2021 году в связи с пандемией массовые мероприятия в честь дня города отменяются или могут быть перенесены

Киев. Златоверхий Михайловский собор (Фото: Владимир Прокофьев)

Киев (укр. Київ) — столица и самый крупный город Украины. Находится на реке Днепр.

Киев очень красивый и старинный город, в нём гармонично соединились история и современность. Население Киева – около 3 млн. человек (на 2017 год), среди которых украинцы, русские, евреи, белорусы и поляки. Этнохороним – киевлянин, киевлянка, киевляне.

Археологические раскопки показывают, что поселения на территории Киевской области существовали уже 15-20 тысяч лет назад. Существует легенда, что Киев основан тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью как центр племени полян, а назван в честь старшего брата.

Золотые Ворота (Фото: Владимир Прокофьев)

По археологическим исследованиям, первое городское поселение на территории Подола появилось не ранее 880-х годов.

Византийский император Константин Багрянородный отмечал, что у Киева существовало второе название – Самватас. Вероятно, оно было либо древним названием города, либо его обозначением в неславянской среде.

В результате некоторых археологических раскопок считается, что уже в 6-7 веках поселения на правом берегу Днепра были городского масштаба. Эта версия считается общепринятой и в 1982 году Киев отметил своё 1500-летие.

Однако в противоположность «юбилейной концепции» часть историков и археологов считает, как и прежде, что образование Киева как города проходило в 8-10 веках. Только в конце этого периода отдельные поселения слились в единое поселение городского характера.

Оперный театр (Фото: Владимир Прокофьев)

Существует также версия, что Киеву больше, чем 2500 лет и о его существовании знал еще Геродот, а сам Киев был столицей царя гуннов Аттилы.

С 882 года Киев был столицей Киевской Руси. С 1362 года город находился в составе Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой; после 1569 года Киевщина входила в состав польских коронных земель. В 1654 году Киев вошёл в состав Российского государства.

C ноября 1917 до лета 1920 года Киев переходил из рук в руки, власть постоянно менялась. С 1918 по 1934 год столицей Украинской ССР являлся Харьков. За героизм, проявленный во время Великой Отечественной войны, Киеву было присвоено звание города-героя.

На Майдане (Фото: Владимир Прокофьев)

С декабря 1991 года Киев — столица независимого государства Украина. Согласно Конституции Украины город Киев как столица Украины имеет специальный статус, не подчиняется областному руководству.

В начале мая город утопает в цветущих черёмухе, сирени и каштанах. Такого количества каштанов нет нигде. Киев расположен на холмах: некоторые улицы поднимаются под углом в 40 градусов.

Андреевский спуск, Андреевская церковь, Михайловский собор, Золотые ворота, Киево-Печорская лавра, улица Крещатик, Софийский собор, Владимирский собор – важнейшие достопримечательности и памятники архитектуры, находящиеся в Киеве.

Кукольный театр (Фото: Владимир Прокофьев)

Здесь родились многие известные и выдающиеся люди: писатель Михаил Булгаков, русский певец Александр Вертинский, российский актёр Сергей Маковецкий, художник-авангардист Казимир Малевич, певица Татьяна Овсиенко, актриса Ада Роговцева и другие.

Интересный факт: станция киевского метро «Арсенальная» – самая глубокая в мире, её глубина 105 метров.

Киев празднует День города в последние выходные мая. Первое празднование Дня Киева состоялось в конце мая 1982 года.

Герб

Герб Киева – стилизованное изображение архангела Михаила. В его центре фигура Архистратига Михаила, который держит в правой руке огненный меч, а в левой – овальный щит.

Флаг

Флаг города повторяет геральдику герба.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Мой мир

Сколько же лет Киеву, матери городов русских? Город на Днепре

Узнать точно, сколько лет Киеву, в настоящее время нельзя. Ведь люди, которые его основали, не оставили об этом никаких письменных документов. Поэтому историки используют косвенные доказательства.

Археологи проводят раскопки, исследуют найденные артефакты и на их основе определяют приблизительный возраст поселения. Но всегда остается вопрос: было ли оно городом в то время, когда люди оставили там орудия труда или украшения. И как определить тот момент, когда именно поселение стало городом.

Учитывают также информацию о том, когда первый раз упоминалось имя города в письменных документах, дошедших до наших дней.

Летописи

Сейчас существует несколько версий того, когда же на самом деле основан Киев. Множественные упоминания о Киеве встречаются в 11 веке. К этому времени на его территории уже были построены Софиевский собор, Десятинная церковь, Золотые и Лядские ворота. Но это произошло уже после крещения Руси и перехода основного числа граждан в христианство.

В летописях Нестора Летописца, монаха Печерскй лавры, «Повести временных лет» (1113 г.) дата создания Киева не указана. Он рассказывает об основателях, но из текста понятно, что они жили намного раньше Летописца. Ведь уже в те времена велись споры о том, был ли Кий князем или лодочником, переправляющим путников через Днепр.

Христиане отталкиваются от преданий из библии, согласно которым апостол Андрей Первозванный, соратник Иисуса Христа, находился на территории Киевских холмов. Будто-бы он предсказал городу славное будущее. Если это правда, то Киев существовал еще до рождества Христова, поэтом ему больше 2 тысяч лет.

Согласно Велесовой книге, Киеву исполнилось 1500 лет до 900 года. Сама книга, состоявшая из дощечек с текстами, появилась и исчезла (1943 г) при таинственных обстоятельствах. Практически никто, кроме историка Ю. Миролюбова, жившего в Брюсселе, ее не видел. Остались только копии.

Если возраст Киева сейчас около 2600 лет, то он оказывается одним из самых старых городов мира. Вопрос только в том, была ли Велесова книга древней на самом деле, или это подделка, как считают многие исследователи.

Книги, карты, раскопки

Больше, чем Велесовой книге, можем доверять свидетельствам инженера и картографа Гийома Дэ Боплана, который занимался описанием Украины уже в 1660 году. В книге «Description d’Ukranie» он описывает укрепления, валы и рвы, от большинства из которых уже в то время остались только руины, изображает их на картах.

Дэ Боплан указывает, что некоторым из руин не меньше 1400 лет. Исходя из этого, разрушенные христианские храмы были построены в 200-х годах нашей эры. А до этого здесь было языческое поселение, возможно, город.

Время создания «Змиевых валов», оборонительных укреплений протяженностью в сотни километров, которые окружали территорию вокруг города, историки оценивают 150-м годом до н.э. Валы наверняка окружали какой-то город. Возможно, тот, который, судя по Велесовой книге, Кий завоевал у славян вместе с братьями и их племенами в 1136…1115 г. до н.э. А возраст его может быть равен 3500 лет.

Историк и археолог, кандидата исторических наук Сергей Климовский в книге «Замковая гора в Киеве. Пять тысяч лет истории» основывает свои выводы на результатах раскопок, проведенных в 1996 г по ул. Стритенской, 10 (Полины Осипенко), возле Львовских ворот. Там было обнаружено укрепленное поселение времен трипольской культуры, которая пережила свой расцвет в 5500…2750 гг. до н.э.

ДРЕВНИЕ ХРАМЫ КИЕВА 

Но эти цифры не являются возрастом Киева. На смену трипольцам пришли представители ямной культуры, а затем поляне, которые, по версии автора, и создали Киев.

Некоторые ученые XVIII-XIX считали, что Киев создали готы, сарматы, гунны или авары. Каждый из них делал свои выводы на основании определенных фактов (римские монеты, скандинавские предметы быта).

Сколько лет Киеву — версия ЮНЕСКО

В 70-х годах прошлого столетия украинские историки предоставили в исполком Киевского горсовета документы, свидетельствующие о том, что городу и Киевской Руси около 2700 лет. Они основывались на найденных на территории могильниках и поселениях.

Но по официальной версии 1500 лет Киеву исполнилось в 1982 году. Этот возраст был определен на пленарном заседании Совета ЮНЕСКО после продолжительной дискуссии, которая давала заключение об официальном возрасте стран.

С украинской стороны в прениях о возрасте Киева принимали участие представитель страны в Совете Юнеско А. Зленко, председатель исполкома Киевского горсовета В. Згурский, академик Б. Патон. Они настаивали на более раннем времени создания города. Европейские ученые не принимали некоторые доказательства, но соглашались, что ему точно есть 1500 лет. Украинские переговорщики согласились с таким решением. Таким образом предполагаемый возраст города уменьшился на 1200 лет.

ИСТОРИЯ КИЕВА ДО НАШИХ ДНЕЙ

Получается, что Киев основан в конце V века (1982 – 1500 = 482). Этот возраст обосновал академик П. Толочко. В 70-х годах прошлого столетия он возглавлял раскопки на Старокиевской горе. Там были найдены артефакты (монеты и жилище), относящиеся к 5…6 вв. н.э. Подтвердили его выводы исследования академика Б. Рыбакова. Эти историки изучали, кроме артефактов, византийские летописи, где говорится о походах Кия в Константинополь в начале 6 века.

Московская версия

Но самостоятельно принять решение о праздновании юбилея города власти Украины не могли. Все нужно было согласовывать с Москвой. Против этого больше всех выступал первый секретарь Московского горкома (мэр Москвы) В. Гришин. Он заявил, что до празднования юбилея Москвы другим городам не стоит и надеяться на проведение такого мероприятия.

Дело осложнялось тем, что Москва была явно моложе Киева. Учитывая, сколько лет Киеву и Москве, разница не должна была быть очень большой. Официальная дата основания Москвы – 1147 год. Она основывается на упоминании в Ипатьевской летописи.

Российские историки настаивали на возрасте меньше 1,5 тыс. лет. Конечно же признать, что Киев гораздо гораздо древнее Москвы, советским «историкам» было неприемлемо. Есть информация, что уладили дату основания Киева В. Щербицкий и Л. Брежнев в телефонном разговоре. Праздновать разрешили в 1982 г. Тогда же был назначен день рождения города, который и сейчас отмечается в последнее воскресенье мая.

Время основания города – дата приблизительная, а день города – условная. Каждый из ученых, предъявляющий свое доказательство, верит в свою версию. Любое из них – как кусочек мозаики, из которых состоит история города. Рядом с ними со временем могут появиться другие факты, делающие ее более яркой и интересной.

ИСТОРИЯ КРЕЩЕНИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ

Все столицы России: от Ладоги до Москвы

Князь Рюрик правил в Новгороде, который и принято считать первой столицей Руси. Однако есть и альтернативные точки зрения. Ладога и Владимир, Москва и Петербург — читайте, как и почему столицами России становились разные города.

Ладога: с 862 по 864 год

Ладога считается древнейшим городом России: она основана в 753 году. Гипотезу о том, что здесь располагалась первая столица Руси, поддерживает лишь часть историков. Из Ипатьевской летописи известно, что Ладога принадлежала первому древнерусскому князю Рюрику. С 862 по 864 год он постоянно находился здесь и лишь потом основал Новгород. Ладогу считают первой официальной резиденцией Рюрика и его дружины.

Город близко располагался к вражеским территориям, поэтому его много раз уничтожали, а потом восстанавливали. Первую каменную крепость Руси возвели в IX веке здесь же.

В 1704 году царь Петр I лишил поселение статуса города, переименовал в Старую Ладогу, а рядом основал Новую Ладогу.

Новгород: с 862 по 882 год

Великий Новгород. Фотография: gifakt.ru

Многие исследователи считают, что первой столицей Руси был именно Новгород, где с 862 года правил Рюрик. Древний город впервые был упомянут в 859 году в Новгородской первой летописи. В IX веке он был крупным центром международной торговли: имел выгодное расположение, потому что стоял на перекрестке водных путей. Городом управляло вече — народное собрание, которое выбирало князя, устанавливало налоги и решало общественные вопросы. Даже во время набегов Золотой Орды Новгород остался независимым. В 1478 году, во время правления Ивана III Васильевича, город присоединили к Москве, и он утратил былое значение.

С 1999 года город носит название Великий Новгород. До сегодняшних дней там сохранился Новгородский детинец (Кремль) 1044 года и Софийский собор, возведенный в 1045–1050 годах по указу князя Ярослава Мудрого.

Киев: с 882 по 1243 год

Новгород оставался столицей 20 лет. Именно там начинал править князь Олег, прозванный Вещим. А в 882 году он захватил Киев и позже перенес столицу туда. С тех пор Русское государство стало называться Киевской Русью.

Киев стал главным городом страны после 988 года, когда началось Крещение Руси. Здесь жил первый русский по происхождению митрополит — Иларион. Столицей государства Киев оставался почти 400 лет.

Борьба за княжеский трон, на который могли вступать только наследники Рюрика, была очень жестокой. Междоусобные войны привели Киев к падению. Первым от трона отказался Андрей Боголюбский в 1169 году — так прекратилась традиция киевского престолонаследия. Несмотря на это, город еще оставался центром русских земель. После нашествия монголов в 1240-х годах он сильно пострадал.

Читайте также:

До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Князь, признанный старшим среди родичей, обыкновенно садился в Киеве; князь, сидевший в Киеве, обыкновенно признавался старшим среди родичей: таков был порядок, считавшийся правильным. Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение, и как будто мелькнула мысль придать ему авторитет верховной власти.

В XIII веке Киев передали владимирским князьям — Ярославу Всеволодовичу и его сыну Александру Невскому. Однако править они остались во Владимире.

Владимир: с 1243 по 1389 год

Владимир основали в 990 году, а в 1108 году Владимир Мономах возвел здесь крепость. Город сначала был столицей Северо-Восточной Руси — Владимирского княжества. Однако историки до сих спорят — действительно ли он являлся центром всего Русского государства или только его части.

Владимир был таким же важным экономическим и политическим центром, как Киев. Во время княжения Всеволода Юрьевича правители стали носить титул «великие князья всея Руси». В 1299 году, когда сюда переехал киевский митрополит, город закрепил за собой статус главного города государства.

Последним правителем столичного Владимира стал Василий I — сын Дмитрия Донского. С этих времен в городе сохранились белокаменные памятники: Золотые ворота, Успенский и Дмитровский соборы. А наследники Василия восходили на престол уже в Москве.

Москва: с 1389 по 1712 год

Во время монгольского нашествия на Киев и властвования Золотой Орды над Киевской Русью город был обычной провинцией. В 1263 году при младшем сыне Александра Невского — Данииле, родоначальнике московской линии Рюриковичей, — Москва стала самостоятельным удельным княжеством.

В XIV веке на звание столицы претендовали Тверь, Москва и Суздаль. Но в 1328 году из Владимира в Москву переехал митрополит Петр, что и повлияло на ее положение среди других городов. В то же время князь Даниил успел сформировать сильную армию и боярство.

Переходным моментом для Москвы стала победа в Куликовской битве 1380 года. После этого город получил статус столицы Руси, а во время правления великого князя Ивана III Васильевича — Русского государства.

Санкт-Петербург: с 1712 по 1918 год

В 1703 году в устье реки Невы началось строительство новогo городa — Санкт-Петербурга. В этом же году последний царь всея Руси, будущий император Петр I заложил Петропавловскую крепость. Новое поселение предназначалось для защиты торгового пути, который связывал Россию с Европой.

Петр хотел, чтобы город был не только образцом европейской архитектуры, но и столицей будущей Российской империи. По его указу в 1712 году Санкт-Петербург стал центром государства. Из первопрестольной Москвы в город на Неве переехали царский двор и Правительствующий сенат.

В 1914 году, после того, как Россия вступила в Первую мировую войну, Николай II переименовал Санкт-Петербург в Петроград. Через четыре года после революции советское правительство вернуло статус главного города страны Москве, но Санкт-Петербург все равно называют второй столицей России — северной и культурной.

Москва: с 1918 года по настоящее время

В 1918 году столицу перенесли в последний раз — из Санкт-Петербурга обратно в Москву. Сначала туда перебрались члены нового правительства — Совета народных комиссаров — во главе с Владимиром Лениным. Через два года некогда купеческая Москва стала уже столицей нового государства — РСФСР, а в 1922 году — Советского Союза.

Петроград представляет собой объект для нападений и наступлений, во втором случае ему грозит также постоянная угроза нападения не только с суши, но и с моря. Поэтому, если нужно вообще сохранять столицы, то, конечно, нужно избавить их от риска быть захваченными врагом.

С 1991 года Москва — столица Российской Федерации. Это самый большой город в стране и Европе. Здесь сохранились исторические памятники разных эпох: археологические находки, Кремль, храмы и сталинская архитектура.

Автор: Ирина Малахова

В украинском учебнике ошиблись с датой основания Киева