Дата окончания ордынского ига: 11 ноября 1480 года — конец ордынского ига на Руси

17 октября 1480 г. – началось Великое стояние на реке Угре

17.10.2022 07:21

С окончанием Стояния Россия окончательно освободилась от ордынского ига и сформировала свой государственный суверенитет.

В период княжения великого князя Ивана III практически закончилось собирание русских земель под властью Москвы. Именно в период расширения и укрепления Московского государства произошло одно из главных событий – окончательное падение татаро-монгольского ига.

Во время своего княжения Иван III прекратил платить дань, не ездил в орду, не оказывал почтения хану. Ордынский хан Ахмат пытался действовать против Москвы в союзе с Литвой, но, не получая необходимой помощи, ограничивался приграничными набегами.

Вскоре Ахмат был спровоцирован к походу на Москву братьями Ивана III – Андреем и Борисом, а польско-литовский король Казимир IV обещал хану Большой орды поддержку. Ахмат планировал разорить русскую землю, как это было сделано во времена Батыя.

Узнав о планах неприятеля, Иван III начал стягивать войска к берегам реки Оки. Ахмат неторопливо двигался к границе Московского государства, ожидая подхода обещанных Казимиром IV войск. Но помощь все не появлялась. Зная, что на Оке его ожидают русские полки, Ахмат решил идти в Литовские земли и напасть на русские территории через реку Угру.

Иван III, получив сведения о намерениях Ахмата, направил своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого к Калуге и к берегу Угры. В октябре 1480 года Иван III отправил основные войска к берегу Угры. Туда же прибыли и полки братьев, Андрея и Бориса. Войска Ахмата двигались через Мценск, Одоев и Любутск к Воротынску. Здесь хан напрасно ожидал помощи от Казимира IV.

Не получив обещанной помощи, Ахмат пошел к Угре и (8) 17 октября 1480 года, став на берегу против русских полков, предпринял попытку перейти реку. Несколько раз Ахмат пытался прорваться на другой берег Угры, но все его попытки пресекались русскими войсками. Эти военные действия вошли в историю как «стояние на Угре».

Вскоре река начала замерзать. Иван III приказал отвести все войска от Угры и сосредоточиться в Кременце. От Кременца великий князь отошел к Боровску. Но Ахмат не решился преследовать русские войска, а развернувшись, (11) 20 ноября отправился назад в Большую орду, грабя по дороге земли своего необязательного союзника. Таким образом, от реки Угры противоборствующие войска одновременно разошлись в разные стороны.

Последний набег Большой орды закончился полным провалом. «Стояние на Угре» положило конец ордынскому игу и стало прологом гибели Большой орды. В 1481 году Ахмат был убит, а в 1502 году Большая орда пала под ударами крымских и тюменских татар.

Напомним, что дата победного окончания Великого стояния на реке Угре – 11 ноября, в Калужской области является региональной праздничной датой.

Поделиться публикацией

Если вы стали свидетелем происшествия или необычного события, пишите нам. Предложить свою новость

Окончание «стояния на Угре». Конец татаро-монгольского ига :: Издательство Русская Идея

11. 11.1480 (24.11). – Окончание «стояния на Угре». Конец татаро-монгольского ига

Конец ордынского ига

Стояние на Угре. Миниатюра из Лицевого летописного свода (ХVI в.)

В 1472 г. ордынский хан Ахмат с войском подошел к границам Великого княжества Московского. У Тарусы русское войско отбило попытки ордынцев переправиться через Оку. Тогда хан сжег город Алексин, перебив его население, и ушел, не получив обычной дани. Вскоре после этого Великий Князь Иоанн III Васильевич вообще решил прекратить уплату дани хану. В 1476 г. хан Ахмат послал в Москву посольство с угрозой войны, если выплата дани не будет возобновлена. Иван III тянул время, переговоры шли долго, и кончились тем, что на встрече с послами Великий Князь разорвал ханскую грамоту и заявил о прекращении зависимости Руси от Орды.

Тогда ордынский хан Ахмат, решив проучить строптивого князя, собрал огромные полчища и двинулся на Москву. Ему удалось договориться с польско-литовским королем Казимиром IV о военной помощи. Однако крымский хан Менгли I Гирей напал на южные земли Великого княжества Литовского и отвлек войско Казимира IV. В это же время Псковская земля в начале 1480 г. подверглась нападению Ливонского ордена, который решил, что при угрозе столкновения с Ордой Москва не сможет оказать помощь псковичам. К тому времени Псков уже считал своим Государем Великого Князя Московского и не мог существовать без поддержки Москвы. Ливонцы разорили несколько русских городов, но когда осенью пришли известия о неудаче Ахмата в стоянии на Угре, ливонский магистр также был вынужден отвести войска.

Великий князь прибыл 23 июня к Коломне, в тот же день из Владимiра в Москву была привезена чудотворная Владимiрская икона Божией Матери, заступничеством которой 1395 г. Русь была спасена от войск Тамерлана.

Ахмат остановился около реки Угра, не рискуя переправой, так как на другой стороне реки стояло русское войско, растянувшись вдоль реки на 60 верст. Попытка ордынцев форсировать реку 8 октября не удалась. Основные силы противостояли друг другу на протяжении пяти верст вверх от устья Угры до впадения в неё реки Росвянки. Никто не решался начать битву. Наконец, опасаясь, что река замерзнет и численно превосходящие татары ринутся в наступление, Великий Князь приказал отойти к городским укреплениям, к Кременцу и Боровску. Перед этим он отправил небольшой отряд под командованием звенигородского воеводы князя Василия Ноздреватого на челнах вниз по Оке, чтобы ударить в тыл войску хана Ахмата и отвлечь часть его войска.

И в этот момент по предстательству Пресвятой Богородицы, Которой непрестанно молились во всех церквах, совершилось дивное избавление Отечества. На татар напал неведомый страх, и они тоже начали отступать, а ночью побежали, гонимые одним страхом, не пролив русской крови и не выведя ни одного пленника. Так в 1480 г. закончилось 243-летнее татаро-монгольское иго на Руси.

В летописной «Повести о стоянии на Угре» (XV в.) говорится: «…но да не хвалятся неразумные в безумии своем, говоря: «Мы своим оружием избавили Русскую землю», но воздадут славу Богу и пречистой Его Матери Богородице, ибо Он нас спас, и отринут это безумие, и творят битву за битвой и доблесть за доблестью ради православного христианства против басурманства, чтобы воспринять в этой жизни от Бога милость и похвалу, а в том міре венчаться нетленными венцами Бога-вседержителя и обрести царство небесное. Да получим и мы, грешные, это царство по молитвам Богородицы. Аминь».

Поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы».

См. также: М.В. Назаров. Бодание об Угре и кто такие «татары»

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25112403


Оставить свой комментарий

 

« Предыдущая запись

Следующая запись »

Преподобный Петр, князь Золотой Орды

30 июня / 13 июля

В то время, когда Русь находилась под игом Золотой Орды, епископ Ростовский Кирилл ездил в Орду, к хану Беркаю, чтобы выступать от имени дела Ростовской епархии. Хан с большим интересом слушал епископа, рассказывавшего о духовных подвигах ростовских просветителей, о Леонтии, первом из тех учителей, приехавших крестить чуждый и жестокий народ, и о том, как с тех пор чудеса происходящее над мощами великого Праведника. До сих пор никто не знает, верил ли Беркай в чудеса, описанные красноречивым епископом. Однако через некоторое время хан призвал епископа и приказал ему исцелить больного сына. Перед отъездом из Ростова епископ отслужил молебен у раки преподобного Леонтия и взял с собой в Орду Святую воду [освященную на молебне]. Окропив ханского сына святой водой и прочитав молитву, епископ обратился к хану и сказал: «Твой сын выживет и станет таким же могущественным, как ты». Ребенок выздоровел, и Беркай приказал, чтобы вся дань, собранная с Ростова, направлялась в Успенский собор в Ростове.

Племянник хана стал свидетелем чудесного исцеления своего двоюродного брата, а затем пошел по стопам епископа во время его визита в Орду. Он внимательно замечал все, что происходило, и часто прислушивался к разговорам дяди с епископом Кириллом. После отъезда владыки Кирилла юноша часто искал уединения. Уходя один, он удивлялся: «Почему мы верим в солнце, в луну, в звезды и в огонь? Они ведь не боги, но кто истинный Бог?» Он слышал от окружающих епископа Кирилла и о прекрасных храмах, и о дивных иконах, и о прекрасном звучании православной молитвы… Как же хотелось мальчику воочию увидеть все это! Он хотел убедиться воочию, что в этом мире случаются чудеса.

Повзрослев, он понял, что его судьба неразрывно связана с судьбой России и ее народа. И вот, он пришел на Русь… Юноше казалось, что он наконец вернулся на родину, которую когда-то покинул. Приехав в Ростов, юноша вошел в храм Успения Божией Матери. Именно там, в тихом и в то же время светлом святом месте, сердце юноши наполнилось верой, и, как писали о нем летописцы, «взошла в сердце князя новая луна». Юноша попросил епископа Кирилла крестить его. Однако сразу сделать это епископ не мог: он боялся, что хан Беркай отомстит русскому народу. После смерти хана и после прекращения в Орде дискуссий о пропавшем царевиче епископ крестил его. При Крещении царевичу было дано имя Петр.

Царевич Петр жил в доме епископа Петра, а после его смерти в доме епископа Игнатия. Петр изучал русский язык, знакомился с христианскими обычаями и часто ходил на охоту на берега озера Нерон.

Почему русские люди почитают монгола, принявшего православную веру, как святого? Летописи проливают наибольший свет на жизнь Петра Ордынского [т.

е. Ордынского]. Так, в одной из летописей мы читаем, что, заснув после охоты на берегу озера Неро, царевичу Петру приснился удивительный сон: два человека, от которых исходил неземной свет, разбудили его и сказали: «Петр, твоих молитв услышан, и дело твое дошло до Бога…» Петр сначала испугался. Мужчины были намного выше человеческого роста и были окружены ярким сиянием. «Не бойся, Петр, мы посланы к тебе Богом. Возьми у нас эти два мешка. В одном содержится серебро, в другом золото. Утром пойди в город и купи иконы Пресвятой Богородицы и Предвечного Младенца и святых». «Кто ты?» — спросил царевич. «Пётр и Павел, апостолы Христовы», — ответили они и тут же исчезли. Тогда услышал царевич голос, который велел ему пойти к епископу и сказать: «Апостолы Петр и Павел послали меня к вам, чтобы вы построили церковь в их честь на том месте, где я уснул». В ту же ночь сами Апостолы явились епископу Игнатию и просили, чтобы был построен храм свв. Петра и Павла через ордынского царевича, которому они дали много денег для вложения в Ростовскую епархию.
Проснувшись в изумлении, епископ призвал князя и рассказал ему свой сон. В то же время царевич явился ко двору, неся на руках три светлых иконы… Выйдя ему навстречу, епископ воскликнул: «Так это был не сон!» — Это правда, владыка, — тихо ответил Петр.

На берегу озера, где приснился царевичу сон, был отслужен молебен и отведено место под церковь. Вскоре была построена церковь первоверховных апостолов св. Петра и Павла, и появился монастырь. Царевич Петр Ордынский вышел в свет, а через некоторое время женился на дочери ордынского предводителя, поселившегося в Ростове. Петр Ордынский остался в России, проживая в Ростове до самой смерти; он пережил и святителя Игнатия, и князя Бориса Неронова.

Блаженный царевич Петр Ордынский скончался в 1280 году, отойдя к Богу, призвавшему его от язычества к свету Православной Веры.

«Русский улус» Золотой Орды

1. Арапов Д.Ю. Русские князья в Орде в 1432 г.: история одного эпизода московской «замятни» XV в. ] // Русское средневековье. Источники. 2000–2001 [Русское Средневековье. Источники. 2000–2001]. Москва, 2002. С. 9.8–100. (In Russ.)

2. Березин И.Н. Внутреннее устройство Золотой Орды (по ханским ярлыкам). Казань, 1850. С. 7.

3. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII–XIV вв. «Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв.». Москва, 1985.

4. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. Москва, 1973. С. 117, 183.

5. Галимов Т.Р. О вхождении древнерусской знати в состав элиты Золотой Орды (постановка вопроса). Золотоордынская цивилизация. 2017. № 10. С. 261, 263.

6. Горский А.А. Москва и Орда. Москва, 2000. С. 179, 180.

7. Горский А.А. Русь: от славянского расселения до Московского царства. Москва, 2004. С. 19.0–191. (In Russ.)

8. Горский А.А. Утверждение власти Монгольской империи над Русью: регион-альные особенности империи // Исторический вестник. 2014. Том. 10(157). С. 59.

9. Григорьев А.П., Фролова О.Б. Географическое описание Золотой Орды в энциклопедии ал-Калкашанди // Тюркологический сборник. 2001. Москва, 2002. С. 267, 273.

10. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. Москва, 1989. С. 543.

11. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. Очерки этнической истории. Москва, 1992. С. 155.

12. Гальперин Ч.Ю. Татарское иго. Образ монголов в средневековой России. Образ монголов в средневековой России. Воронеж, 2012. С. 14, 30, 202.

13. Хаутала Р. В землях «Северной Тартарии». Сведение латинских источников о Золотом Орде в правление хана Узбека (1313–1341). Сведения из латинских источников о Золотой Орде в период правления хана Узбека (1313–1341)]. Казань, 2019. С. 556, 734. (На рус. и Ланине)

14. Герберштейн С. Записки о Московии. Москва, 1988. С. 165.

15. История татар с древнеиших времен. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. [История татар с древнейших времен. Том. III. Улус Джучи (Золотая Орда). 13-середина 15 века]. Казань, 2009.

16. Джамал ал-Карши. Аль-Мулхакат бис-Сура. Алматы, 2005 (История Казахстана в персидских источниках. Т. I). С. 120.

17. Камалов И. Золотая Орда и русский улус (татарское влияние на Россию). Казань, 2016.

18. Козин С.А. Сокровенное сказание монголов. Монгольская хроника 1240 года. Монгольская летопись 1240 г.]. Москва, Л., 1941. С. 189, 192, 194. (На рус. и монг.)

19. Кривошеев Ю.В. Русь и монголы. Исследование по истории Северо-Восточной Руси XIII–XIV вв. [Русь и монголы. Исследования по истории Северо-Восточной Руси XIII-XIV веков. Санкт-Петербург, 2003. С. 117.

20. Кривошеев Ю.В. Средневековая Русь и Джучиев улус: формирование и развитие системы отношений // Монгольская империя и кочевой мир. Улан-Удэ, 2004. С. 194–196. (на рус.)

21. Кырыми Абдулгаффар. Умдет аль-Ахбар. Книга 1. Транскрипция, факсимиле. Казань, 2014. С. 62, 93, 104. (на тюркском языке)

22. Кырыми Абдулгаффар. Умдет аль-Ахбар. Книга 2. Перевод. Казань, 2018. С. 43, 63, 69., 78.

23. Лаушкин А.В. Русь и соседи: история этнокофессиональных представлений в древнерусской книжности XI–XIII вв. Русь и соседи: история этноконфессиональных представлений в древнерусской книжной литературе XI–XIII вв. Москва, 2019. С. 181–193, 228.

24. Маслова С.А. Институты ординской власти над Русью (баскаки, ​​даруги, послы). Автореф. дис. … канд. ист. наук [Учреждения ордынской власти над Русью (баскаки, ​​даруги, послы). Автореферат кандидата технических наук. Тезис]. Москва, 2015. С. 17.

25. Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. Историко-географическое исследование. Монголия и Русь. История татарской политики на Руси. Историко-географические исследования. Монголы и Русь. История татарской политики на Руси. Санкт-Петербург, 2002. С. 221.

26. Почекаев Р.Ю. Право Золотой Орды. Казань, 2009. С. 106, 118, 120.

27. Полное собрание русских летописей. Том. 7. Санкт-Петербург, 1856. С. 215. (In Russ.)

28. Полное собрание русских летописей. Том. 8. Санкт-Петербург, 1856. С. 96. (In Russ.)

29. Полное собрание русских летописей. Том. 11. Санкт-Петербург, 1897. С. 84. (In Russ.)

30. Полное собрание русских летописей. Том. 12. Санкт-Петербург, 1901. С. 15, 47–48.

31. Полное собрание русских летописей. Том. 15. Москва, 2000. С. 442.

32. Полное собрание русских летописей. Том. 18. Москва, 2007. С. 96, 224.

33. Полное собрание русских летописей. Том. 25. Москва, Л., 1949. С. 249.

34. Полное собрание русских летописей. Том. 26. Москва, Ленинградская, 1959. С. 188.

35. Полное собрание русских летописей. Том. 27. Москва, Л., 1962. С. 103. (In Russ.)

36. Полное собрание русских летописей. Том. 33. Л., 1977. С. 97.

37. Программа основного общего образования по истории. 5–9 классы (базовый уровень). 5-9 классы (базовый уровень)]. (на рус. языке) Режим доступа: https://prsgim.edu.yar.ru/annotatsii_k_rabochim_programmam/2017_2018/programma_po_istorii_5_9_kl___fgos.pdf (дата обращения 21.07.2020).

38. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Том. 2. Москва, Л. , 1960. С. 36, 38, 45, 121.

39. Рудаков В.Н. Монголо-татарские глаза древнерусских книжников середины XIII–XV вв. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII–XV вв. Москва, 2009. С. 111, 121.

40. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Извлеч-ения из арабских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном [Сборник материалов по истории Золотой Орды. Выдержки из арабских сочинений, собранных В.Г. Тизенхаузен] (История Казахстана в арабских источниках. Т. I [История Казахстана в арабских источниках. Т. I]). Алматы, 2005. С. 161, 171, 303, 344.

41. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Извлеч-ения из персидских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном [Сборник материалов по истории Золотой Орды. Выдержки из персидских сочинений, собранных В.Г. Тизенхаузен] (История Казахстана в персидских источниках. Т. IV [История Казахстана в персидских источниках. Т. IV]). Ал-маты, 2006. С. 56, 200.

42. Schiltberger J. Путешествие по Европе, Азии и Африке с 1394 года по 1427 год [Путешествие по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 год]. Баку, 1984. С. 44, 45.

43. Селезнев Ю.В. Картины ордынского ига. Во-ронеж, 2017. С. 33, 34.

44. Селезнев Ю.В. Полемические заметки об образе татар в русской средневековой книжной культуре // Петербургские славянские и балканские исследования. 2011. № 1(9). Январь–июнь. С. 220.

45. Селезнев Ю.В. Русские князья в составе правящей элиты Джучиева Улуса в XIII–XV веках. Воронеж, 2013. С. 304.

46. Серебрянский Н.И. Древнерусские книжные жизни. Обзор редакции и текстов. Обзор изданий и текстов. Москва, 1915. С. 55.

47. Словарь древнерусского языка (XI–XIV вв.). Т. II [Словарь древнерусского языка (XI–XIV вв.), т. II. II]. Москва, 1989. С. 426, 427.

48. Шпулер Б. Золотая Орда. Монголия в России. 1223–1502 гг. [Золотая Орда. Монголы на Руси. 1223–1502]. Казань, 2016. С. 330.

49. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 1. [Материалы к Словарю древнерусского языка по письменным памятникам, т. 1, с. 1]. Санкт-Петербург, 1893. Столбцы 627–629. (на рус.)

50. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. Москва, 2020. 739 с., 740.

51. Трепавлов В.В. Статус «Белого царя»: Москва и татарские ханства в XV–XVI вв. Статус «белого царя»: Москва и татарские ханства в XV–XVI вв. // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Москва, 1992. С. 59–62. (на рус.)

52. Утемиш Хаджи. Кара Таварих. Казань, 2017. С. 30, 31, 63, 72, 73, 104.

53. Вернадский Г.В. Монголы и Русь [Монголы и Русь]. Тверь; Москва, 1997. С. 6, 240.

54. Зайнуддинов Д.Р. Учений из Сарайа – Мавлиана Зада ас-Сарай (754/1353–791/1389) – в биографическом словаре ал Макризи Таки ад-дина (766/1365–845/1441) «Китаб ал-мукаффа ал-кабир» (Большая рифмованная книга) [Ученый из Сарая – Мавляна-заде ас-Сарай (754/1353–791/1389) – в Биографическом словаре ал-Макризи, Таки ад-Дина (766/1365–845/1441) «Китаб ал- мукаффа ал-кабир» (Большая рифмованная книга)] // Золотоордынское обозрение. 2017. Том. 5, № 1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *