Дата церковный раскол: Церковный раскол XVII века

Церковный раскол 17 века кратко: дата, причины, итоги

  • 1. Причины проведения церковной реформы в 17 веке
  • 2. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон
  • 3. Кратко о реформах патриарха Никона и церковном расколе
  • 4. Что такое церковный раскол и каковы его причины?
  • 5. Значение церковного раскола

В 21 столетии в России не осталось ни одного социального института, которого бы не коснулись те или иные преобразования, за исключением самого консервативного из них – Русской Православной Церкви. Споры и дискуссии о реформировании церковной жизни ведутся давно. Вопросы о замене текстов с церковнославянского на русский язык, переходе на новоюлианский календарь, принятии устава для мирян широко обсуждаются в светских и православных средствах массовых информаций.

Однако необходимо вспомнить, хотя бы кратко о церковном расколе 17 века, когда Православная Церковь подверглась реформированию, результатом которого стал раскол русского народа, а его последствия не преодолены по сей день.

Причины проведения церковной реформы в 17 веке

Обсуждение необходимости реформы церковной жизни началось в 1640-е годы. В то время в столице был организован «кружок ревнителей благочестия». Представители духовенства, являвшиеся участниками кружка, выступали за унификацию церковных текстов и правил богослужения. Однако не было единства в вопросе о выборе образца, по которому бы вносились изменения. Одни предлагали взять в качестве образца древнерусские церковные книги, а другие – греческие.

В результате победу одержали те, кто выступал за приведение церковных книг и обрядов в соответствие с византийскими канонами и этому было несколько объяснений:

  • Стремление Российского государства упрочить свое международное положение среди православных стран.
    В правительственных кругах была популярна теория о Москве как о Третьем Риме, выдвинутая еще в 15 столетии псковским старцем Филофеем. После церковного раскола 1054 года, духовным центром Православной церкви стал Константинополь. Филофей полагал, что после падения Византии, российская столица стала оплотом истинной православной веры. Русскому царю для подтверждения этого статуса Москвы необходимо было заручиться поддержкой греческой церкви. Для этого требовалось привести богослужение в соответствие с греческими правилами.
  • В 1654 году территория польской Украины, по решению Переяславской Рады, присоединилась к Российскому государству. В новых землях православная литургия проводилась по греческим канонам, поэтому унификация богослужебных правил способствовала бы процессу объединения России и Малороссии.
  • Стабилизация внутриполитической обстановки. Немного времени прошло с того момента как отгремели события Смутного времени, и в стране еще периодически вспыхивали небольшие очаги народных волнений. Установление единообразия правил церковной жизни представлялось правительству важным инструментом в поддержании национального единства.
  • Несоответствие русского богослужения византийским канонам. Внесение поправок в литургические правила, чем был и вызван церковный раскол, были второстепенными в проведении церковной реформы.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Так при каком царе церковный раскол русского народа произошел? При государе Алексее Михайловиче, царствовавшем с 1645 по 1676 годы. Он был деятельным правителем, старательно вникавшем во все вопросы, касающиеся России. Считая себя истинно православным, не мало внимания уделял и церковным делам.

Это интересно

Современники прозвали Алексея Михайловича Тишайшим, однако его правление пришлось на неспокойное и тревожное время, омраченное множеством войн и бедствий.

В России церковный раскол связан именем патриарха Никона, в миру известного как Никита Минин (1605-1681 гг.). По воле родителей стал священнослужителем и на данном поприще сумел сделать блестящую карьеру. В 1643 году он получил высокий духовный сан игумена Кожеозерского монастыря в Архангельской губернии.

В 1646 году Никон, прибыв в Москву для улаживания монастырских дел, был представлен молодому царю Алексею Михайловичу. Семнадцатилетнему государю так приглянулся игумен, что он оставил его при дворе, назначив архимандритом Московского Новоспасского монастыря. Благодаря царской милости, впоследствии Никон получил сан Новгородского митрополита.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон – инициаторы церковной реформы в 17 веке

По повелению царя в 1651 году Никон был вновь возвращен в Москву и с этого момента его влияние на Алексея Михайловича еще больше возросло. Он вошел в полное доверие к государю, активно участвовал в решении многих государственных вопросов. Вершины своей карьеры Никон достиг в 1652 году, взойдя на патриарший престол, после смерти патриарха Иосифа. С этого времени начинается подготовка церковной реформы, необходимость которой назревала давно.

Кратко о реформах патриарха Никона и церковном расколе

Первое, на что направил свою деятельность новый патриарх была редакция всех церковных книг, которые необходимо было привести в соответствие с греческими канонами. Однако начальной датой церковного раскола 17 века считается 1653 год, когда вводятся изменения в богослужебные правила, и начинается противостояние между патриархом Никоном и его сторонниками – с одной стороны и приверженцами старых обрядов – с другой.

Кившенко А.Д. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги

Теперь остановимся кратко на реформах Никона и церковном расколе, последовавшем за ними:

  • замена двуперстного знамения на троеперстное. У противников реформ это нововведение вызвало больше всего нареканий. Крестное знамение, совершаемое новым способом, расценивалось как неуважение к самому Господу, ведь из трех пальцев получался «кукиш Богу»;
  • написание «Иисус» вместо «Исус»;
  • сокращение числа просфор для литургии;
  • во время службы вместо земных поклонов необходимо было совершать поясные;
  • движение во время крестного хода теперь совершалось против солнца;
  • в церковном пении стали произносить три раза «Аллилуйя» вместо двух.

Важно

Реформы, проводимые патриархом Никоном, стали главной и основной причиной церковного раскола 17 века.

Что такое церковный раскол и каковы его причины?

Русским церковным расколом называется отделение значительной части верующего населения от Православной Церкви и выступающих против церковных преобразований, проводимых патриархом Никоном.

Если говорить кратко о причинах церковного раскола 17 века, оказавшего влияние на всю дальнейшую историю российского государства, то они были непосредственно связаны с недальновидной политикой светской и церковной властей.

Следует заметить, что негативно сказался на отношениях власти и церкви, церковный раскол, кратко охарактеризовать которые можно как охлаждение и конфронтация. Причиной тому стали жесткие методы, которыми руководствовался патриарх Никон, осуществляя свою реформу. По повелению царя в 1660 году духовный собор низложил Никона с патриаршего престола. В дальнейшем его лишили священнического сана и сослали в Феропонтов Белозерский монастырь.

С отстранением Никона от власти, церковные реформы не были свернуты. В 1666 году Церковный Собор официально утвердил новые обряды и церковные книги, которые должны были быть приняты всей Православной Церковью. Решением того же Собора сторонники «старой веры» отлучались от церкви и приравнивались к еретикам.

Репрессии против старообрядцев

Теперь более подробно рассмотрим причины и последствия церковного раскола:

  • способы, при помощи которых осуществлялись церковные реформы, оттолкнули значительную часть духовенства и простого народа, а именно насильственное изымание церковных книг, икон и других святынь, несоответствующих греческим канонам и дальнейшее их публичное уничтожение;
  • резкий и непродуманный переход к новым правилам богослужения вызвал у народных масс убеждение, что им пытаются навязать иную веру. К тому же, отказывающихся принять нововведения подвергали серьезным телесным наказаниям, что не добавляло симпатий к патриарху Никону и его окружению;
  • низкий уровень образования, а порой и полная безграмотность приходского духовенства, не способного объяснить прихожанам в чем суть изменения литургии;
  • недобросовестный перевод отдельных текстов с греческого на русский, которые хоть и незначительно, но стали отличаться от прежних старорусских. Наибольшего возмущения у верующих вызвали изменения смысла молитвы Символ веры, где в новой редакции о Царствии Божьем говорится в будущем времени, а не в настоящем, как было прежде;
  • отсутствие единства и согласия в церковной среде по вопросу проводимых реформ. Как следствие среди духовенства появились противники нововведений, ставшие духовными лидерами старообрядчества.

Церковный раскол в России связан с именем протопопа Аввакума Петрова – известного лидера старообрядцев. За несогласие с церковными реформами он был сослан на долгие одиннадцать лет в Сибирь. Перенеся многие тяготы и невзгоды, остался предан «старой вере». В результате, по решению Церковного собора, Аввакум был приговорен к заточению в земляной тюрьме, а в последствии заживо сожжен.

Милорадович С.Д.
Путешествие Аввакума по Сибири. 1898.

Причины и последствия церковного раскола кратко можно охарактеризовать как неприятие никоновских реформ значительной частью верующих, вылившегося затем в религиозную войну. Старообрядцы подвергались гонениям и преследованиям со стороны правительства и вынуждены были искать спасение на окраинах российского государства. Ответом староверов на церковную политику стали массовые самосожжения, называемые «гари».

В исторической литературе часто встречается определение церковного раскола как отправной точки для массовых народных волнений, периодически сотрясавших русскую землю на протяжении 17-18 веков. Действительно старообрядцы нашли мощную поддержку среди простого народа, именно вокруг них стали собираться все недовольные существующими порядками в стране.

Значение церковного раскола

  • Церковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов.
  • Как итог церковного раскола – прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. К тому же более четко стала проявляться социальная разобщенность среди населения.
  • Устанавливается верховенство царской власти над церковной. Проведение церковной реформы было инициировано правительством и проводилось при его поддержке. А это послужило началом к тому, что управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Окончательно этот процесс завершился при Петре Первом, упразднившем институт патриаршества.
  • Происходит укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира.
  • Если говорить о положительном значении церковного раскола кратко, то появившееся старообрядческое движение внесло заметный вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.

Иванов С.В. Во времена раскола

Понятие церковный раскол возникло в царствование Алексея Михайловича и с тех пор неоднократно становилось темой для исторических исследований. Большинство историков утверждают, что истинная причина церковного раскола в 17 веке вовсе не в споре о поправках к богослужению. Все дело в одном значимом вопросе – может ли светская и церковная власть решать, как и каким образом народу верить во Христа или народ имеет право сохранить нетронутыми обрядность и уклад церковной жизни, установленные много веков назад.

церковный раскол

Политика

«ПЦУ» требует от Константинополя окончательно расколоть Православие

Украинские раскольники выступили с официальным обращением к Фанару о лишении Патриарха Московского и всея Руси…

Политика

Крымские епархии УПЦ перешли в лоно Русской Церкви

Синод Русской Православной Церкви назвал изменение статуса Украинской Церкви самочинными действиями.

Политика

УПЦ провозгласила независимость от Русской Православной Церкви

Решение об отделении Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата было принято на собрании…

Церковь

«Не проклятые старообрядцы»: Как Русская Церковь сделала «работу над ошибками» XVII века

Ровно полвека назад, 30 мая 1971 года, в Троице-Сергиевой Лавре открылся Поместный Собор Русской Православной…

Церковь

«Православная церковь Украины» — это ряженые мальчики с улицы

Глава делегации Польской Православной Церкви на братской встрече Предстоятелей и иерархов Поместных Церквей в. ..

Церковь

Наследник Святой Руси: К 75-летию Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия

5 ноября каноническая Украинская Православная Церковь празднует 75-летний юбилей своего Предстоятеля,…

Церковь

Абхазия перед выбором – политическим и духовным

Эксклюзивное интервью Телеканалу «Царьград» главы абхазского православного духовенства отца Виссариона Аплиаа…

Церковь

Россия и Сербия: Единая вера. Единая боль. Единое будущее?

Настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде, протоиерей Виталий Тарасьев в эксклюзивном…

Церковь

Твердыня Православия в центре Европы

Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви отказался признавать украинских раскольников, поддержав…

Церковь

Раскол раскольников: Дело лжепатриарха Филарета живёт и побеждает

Псевдоправославная националистическая секта ПЦУ-СЦУ не прожила и полугода, треснув по своему основному шву под…

Царьград.Трансляция

2 января 2023

Главная новость

Русские прорываются к Победе: Что происходит на фронтах СВО к этому часу

Политика

Русские войска в первые дни нового года ведут успешные наступательные действия в зоне СВО. О том, что бойцы не дают ВСУ расслабиться, говорят наши военкоры и подтверждает украинская сторона. Царьград собрал факты о происходящем в зоне спецоперации к этому часу.

Святой Лев IX | Биография, папство, наследие и факты

Папа Лев IX

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
21 июня 1002 г. Франция
Умер:
19 апреля 1054 г. (51 год) Рим Италия
Должность/Офис:
Папа Римский (1049-1054)
Предметы изучения:
папское первенство
Роль в:
Раскол Восток-Запад

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Св. Лев IX , настоящее имя Бруно, Граф (граф) фон Эгисхайм и Дагсбург , (род. 21 июня 1002, Эгисхайм, Эльзас, Верхняя Лотарингия [ныне Эгисхайм, Франция] — умер 19 апреля 1054, Рим [Италия]; праздник 19 апреля.), глава средневековой латинской церкви (1049–1054), во время правления которого папство стало средоточием Западной Европы, и великий восточно-западный раскол 1054 г. стал неизбежным.

Молодость

Бруно из Эгисхейма родился в аристократической семье. Он получил образование в Туле, где сначала стал каноником, а затем был рукоположен в епископы 9 сентября 1027 года, в возрасте 25 лет. монастырей своей епархии, а также монастырей светского епархиального духовенства, проводя частые собрания и постоянные увещевания. В соответствии со сложившейся практикой он был назначен папой в возрасте 47 лет императором Генрихом III. Однако он настаивал на том, чтобы его избрали народ и духовенство Рима, что косвенно указывало на его оппозицию прочно укоренившемуся вмешательству мирян, особенно императоров, в чисто церковные дела. После того, как он получил одобрение римлян, он был возведен на престол папы 12 февраля 1049 г. .

Папские реформы

Целью Льва IX было искоренение того, что он считал главным злом того времени, а именно конкубината (церковного брака), симонии (купли-продажи церковных должностей) и мирской инвеституры (присвоения церковной должности мирянином). правитель). Для достижения этих целей необходимо было, чтобы сама Римская церковь стала центром христианского общества и жизни. Поэтому Лев призвал в Рим людей, которых он знал в качестве епископа Тульского. Они не только осознавали настоятельную необходимость реформ, но и были первоклассными учеными и администраторами, а также людьми, осознававшими трудности, с которыми им предстояло столкнуться. Среди них были Гумберт Муанмутье, Фридрих Лотарингский (впоследствии Папа Стефан IX) и Хью де Ремиремонт, все из которых стали кардиналами. Известный монах Клюни Гильдебранд также подчинился призыву в Рим, где ему суждено было сыграть историческую роль папы Григория VII, став завершающим реформу, начатую Львом. Эти люди и их помощники влили новую кровь в римскую церковь. Лев также поддерживал регулярные контакты с другими ведущими церковными деятелями, такими как св. Петр Дамиан и св. Хью из Клюни, которые в силу своей репутации оказывали большое влияние на свое ближайшее окружение и, таким образом, подготовили почву для принятия мер по реформированию христианского общества. .

Этим людям удалось превратить папство из местного римского института в международную власть. Эта дальновидная и способная группа была полна решимости сделать папскую идеологию социальной реальностью. Стержнем этой идеологии было первенство папы как так называемого преемника св. Петра — церковное выражение папской монархии. Организационный аппарат папства в это время сильно расширился, особенно канцелярия, которая стала нервным центром папства, в котором разрабатывались общедействующие и применимые законы, а также инструкции и мандаты для отдаленных церковных чиновников.

Хотя эффект от этих правовых мер не сразу бросался в глаза, тем не менее они подготовили почву для их последующего успешного осуществления. Во время понтификата Льва IX кардиналы становились все более и более заметными как самые близкие советники папы, и в течение нескольких лет они образовали орган, известный как Священная коллегия кардиналов.

Действительность священнических рукоположений, проводимых симонийскими епископами, оказалась серьезной проблемой, потому что большинство теологов считали, что симония проституировала таинство рукоположения. Лев IX приказал «перерукоположить» ряд священников, рукоположенных по симонии. Этот приказ породил множество противоречивой литературы, но проблема была решена только спустя несколько десятилетий. Синод под председательством Льва в 1050 г. осудил как еретические взгляды Беренгара Турского (умер в 1088 г.) на Евхаристию (что хлеб и вино лишь символически стали телом и кровью Христа).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Лев IX намеревался сделать первенство папы реальным своим собственным физическим присутствием за пределами Рима. С этой целью он провел более дюжины соборов в Италии, Франции, Германии и Сицилии, которые воспроизвели декреты предыдущих соборов и пап и инициировали практические меры по устранению худших эксцессов, от которых страдало христианское общество. Личное присутствие преемника святого Петра и его председательство на этих соборах были факторами, которые сильно способствовали ускоренному восхождению папства. Частые разъезды позволили папе установить прямой контакт с высшим и низшим духовенством, а также с ведущими светскими деятелями.

Самое значительное событие понтификата Льва IX — фактический разрыв с Восточной церковью — произошло, по крайней мере частично, в результате злополучного военного вмешательства.

Поселившись на Сицилии во втором десятилетии XI века, норманны представляли значительную опасность для существования папского государства. В своих мародерских экспедициях они разграбили и опустошили многие церкви и монастыри. Вместе с императором Генрихом III Лев решил предпринять военную кампанию против норманнов, но Генрих отступил, и со слабой и неопытной армией под его командованием Льву пришлось противостоять норманнам в одиночку. Они нанесли сокрушительное поражение папской армии и 18 июня 1053 г. взяли папу в плен. Тем не менее ему разрешалось поддерживать связь с внешним миром и принимать посетителей. Через девять месяцев его освободили.

Нормандское предприятие, однако, привело папство к конфликту с Восточной церковью с центром в Константинополе, которая с 8-го века осуществляла юрисдикцию над большими территориями южной Италии и Сицилии. Резко провозглашенная папская тема первенства в понтификат Льва еще более осложнила отношения между Римом и Константинополем, поскольку Константинопольский патриарх Михаил I Керуларий счел это явной провокацией.

Он закрыл латинские (западные) церкви в Константинополе и выдвинул серьезные догматические обвинения против Римской церкви, особенно в связи с Евхаристией. Кардинал Гумберт яростно и страстно нападал на патриарха, приводя доводы в пользу римского первенства, а также обильно цитируя поддельное «Пожертвование Константина» (якобы даровавшее суверенитет на Западе папству). Миссия под руководством Гумберта отправилась в Константинополь в апреле 1054 г., но, несмотря на несколько встреч патриарха, императора и легатов, никаких конкретных результатов не было. 16 июля 1054 года на глазах у прихожан Гумберт положил папскую буллу об отлучении, уже подготовленную перед отъездом миссии из Рима, на алтарь церкви Святой Софии в Константинополе. После этого патриарх отлучил посольство и его сторонников от церкви. Это ознаменовало окончательный разрыв между Римом и Константинополем. Этот раскол должен был длиться с короткими перерывами до современности.

Правомерно ли отлучение Михаила I Керулария от церкви на том основании, что Лев умер три месяца назад, — это чисто техническая проблема. Римские легаты были легатами папства, а булла об отлучении от церкви была мерой правящего понтифика. Во всяком случае, отлучение лишь драматически и зрелищно оформило давно существовавшее положение дел. Хотя это произошло после смерти Льва IX, вспышка формального раскола правильно относится к его понтификатам, который, таким образом, во многих отношениях ознаменовал собой цезуру в истории папства в средневековые времена.

Вальтер Ульманн

Гумберт Сильва Кандида | Французский кардинал

Год рождения:
около 1000 г. Лотарингия Франция
Умер:
5 мая 1061 г. Рим Италия
Предметы изучения:
Евхаристия
Роль в:
Раскол Восток-Запад

Просмотреть весь связанный контент →

Гумберт Сильвский Кандидский (род. ок. 1000 г., Лотарингия [Франция] — умер 5 мая 1061 г., Рим [Италия]), кардинал, папский легат и богослов, чьи идеи продвинули церковную реформу пап в 11 веке. Лев IX и Григорий VII. Однако его доктринальная непримиримость привела к окончательному расколу между восточной и западной церквями в 1054 году. и сосредоточил свои богословские исследования на проблеме церковно-государственных отношений. Его дружба с Бруно Тульским и их общее рвение в исправлении церковных злоупотреблений закончились тем, что его вызвали в Рим в 1049 году.после вступления Бруно на папский престол под именем Льва IX. С тех пор он превратился в главный инструмент реализации папской политики во времена правления Льва и его преемников, Виктора II, Стефана IX и Николая II.

Гумберт присоединился к широкому спору о природе евхаристии и в 1050 г. подверг критике доктрину реформы Беренгара Турского. Весной 1050 года Лев назначил Гумберта архиепископом Сицилии, а затем сделал его кардиналом. Гумберт выступал за монархическую концепцию епископа и централизованной власти в папстве. На осуждение латинского обряда Михаилом Керуларием, патриархом Константинопольским, он ответил в 1053 г. трактатом 9.0111 Adversus Graecorum calumnias («Против клеветы греков»). Папа Лев отправил Гумберта в Константинополь в 1054 году, чтобы определить значение выражения императором Константином IX Мономахом желания воссоединения греков и римлян, и, находясь там, Гумберт привлек ведущих византийских богословов к публичным спорам. Разочарованный богословским тупиком в дискуссиях с греками и их неприятием его непреклонных требований о подчинении Латинской церкви, Гумберт на официальном собрании в соборе Святой Софии 16 июля 1054 г. отлучил патриарха Михаила от церкви как еретика. ; последовало общее осуждение всей Греческой православной церкви. Со смертью папы Льва в 1054 году Гумберт вернулся в Рим и продолжил работу советником папы Виктора II. Он был назначен папским канцлером и библиотекарем Римской церкви, когда его друг Фридрих Лотарингский стал папой Стефаном IX в августе 1057 года. Гумберт помогал в составлении указа о выборах Папы, уменьшающего светское влияние в церковном управлении, и в заключении папского союза 1059 года.с норманнами. Он также написал трактат Adversus simoniacos («Против симониаков» — тех, кто покупал духовные бенефиции и должности), в котором придерживался крайнего мнения о том, что служебные акты симонейских или раскольнических церковников недействительны. Чтобы положить конец безудержным злоупотреблениям мирскими инвеститурами (практикой присвоения мирянами церковных должностей), он предложил, чтобы выборы епископов осуществлялись народом и духовенством, как это практиковалось в раннем христианстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *