Париж 🗼 Французская революция, штурм Бастилии, Дантон, Марат и Робеспьер, Наполеон Бонапарт
Пока не уехать! Читаем на карантине электронные книги про Париж Электронные книги на ЛитРес: |
13 июля 1789 никому не известный адвокат Камлл Демулен запрыгнул на столик кафе в Palais-Royal и выступил с речью, осуждавшей Людовика XVI, отправившего в отставку Жака Неккера, единственного честного, по мнению народа, министра в правительстве. Свою речь Демулен закончил призывом «Aux armes!» — «К оружию!» На следующий день толпа, захватившая оружие в арсенале, начала штурм Бастилии — королевской тюрьмы. После короткого сражения, в котором погибло 87 революционеров, Бастилия была захвачена и из нее были освобождены все семь заключенных. Париж стал центром революционного движения, но восставшие не смогли организовать нормальное снабжение города продовольствием. В октябре голодные толпы пошли на Версаль, где до тех пор находилась королевская семья. Легенда приписывает Марии Антуаннетте фразу «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные», хотя она вряд ли говорила это. Толпа хотела штурмовать дворец, когда Людовик вышел к народу и сам согласился вернуться в Париж. Там королевская семья жила под домашним арестом в Тюильри.
Европейские монархии решили объединить усилия для восстановления королевской власти во Франции и недопущению революции в своих странах. По Парижу поползли слухи об иностранном заговоре и близком вторжении. Радикалы якобинцы обвинили короля и его сторонников в поддержке заговорщиков. 10 августа 1792 толпа ворвалась в Национальную Ассамблею и потребовала сместить короля. После отказа они атаковали Тюильри и захватили королевскую фамилию. Власть перешла к Коммуне, которую возглавили Дантон, Марат и Робеспьер. Революционные толпы начали охоту на тех, кому не нравился новый порядок, и за следующий месяц было убито более двух тысяч человек.
Новая власть организовала Директорию из пяти человек. Но их власть была очень шаткой: от восстания роялистов в 1795 их спас молодой офицер

Общайтесь и зарабатывайте – пишите отзывы!
Путешествия • Отели • Товары • Фильмы • Услуги
Зарегистрируйтесь сейчас на Otzovik.com!
обязательно ли революция пожирает своих детей?. Всемирная история в лицах
7.4.2. Марат, Робеспьер, Дантон: обязательно ли революция пожирает своих детей?
В советское время революционеры разных стран и народов были главными героями официальной пропаганды. Улицы Марата до сих пор есть во многих российских городах.
Популярность Жана-Поля Марата (1743–1793) в СССР можно объяснить тем, что в период Великой Французской революции он выступал как крайне левый революционер, один из лидеров якобинцев. Он издавал газету «Друг народа» (его и самого так называли), которая вела яростную революционную агитацию и пропаганду.
Марат был сыном врача, рано потерял родителей и зарабатывал на жизнь уроками и врачебной практикой. В 1775 г. в Эдинбургском университете Марат получил степень доктора медицины. В 1779–1787 гг. Марат работал врачом в придворном штате графа д’Артуа. В Англии и Голландии он проявил себя острыми публицистическими выступлениями. Большой резонанс имели его книги «О человеке, или Принципы и законы влияния души на тело и тела на душу» (1773), «Цепи рабства» (1774).
В 1789 г. Марат в «Даре отечеству» представил проект создания конституционной монархии и стал издавать газету «Друг народа». Марат резко критиковал королевскую семью, министров, членов национального собрания и других «врагов народа». Его преследовали, приходилось скрываться в Лондоне, но в апреле 1792 г. он вернулся в Париж. Французская революция приближалась в это время к своему апогею.
10 августа 1792 г. король Людовик XVI был свергнут и взят под стражу, его обвиняли в сговоре с австрийцами. Марат призвал расправиться со всеми противниками революции. В его газете говорилось: «Решение более верное и разумное — отправиться с оружием в руках в тюрьму аббатства, вырвать из нее изменников, особенно швейцарских офицеров и их сообщников, и перебить их всех». Дело в том, что при штурме дворца Тюильри королевские гвардейцы из Швейцарии (где, кстати, родился Марат) убили около тысячи человек и примерно столько же ранили.
2–3 сентября толпа в тюрьме аббатства Сен-Жермен устроила судилище, в результате были убиты 270 человек: священники, 150 швейцарских гвардейцев, королевские телохранители. Призыв Марата был исполнен ударами сабель, пик и ружейными выстрелами. Расправы происходили и в других тюрьмах Парижа (от 1100 до 1400 погибших), а также в других городах.
Марат был избран в Конвент, встал во главе монтаньяров (крайних левых), стал главным врагом жирондистов (крайних правых). По их инициативе в апреле 1793 г. над Маратом состоялся суд, в котором его обвиняли в призывах к убийствам и грабежам и роспуску Национального собрания. Но революционный трибунал оправдал пламенного трибуна. Марат приступил к составлению списков «врагов народа», которые должны были быть уничтожены.
Проскрипции — списки лиц, которых объявляли вне закона в Древнем Риме. Это орудие массового политического террора изобрел знаменитый диктатор Сулла (82–79 гг. до н. э.). За выдачу или убийство проскрибированного полагалась награда, за укрывательство — казнь.
Составлением таких вот списочков на жирондистов и занимался Марат. 13 июля 1793 г. дворянка Шарлотта Корде принесла ему один из списков «врагов народа». Марат находился в ванной — таким образом он пытался облегчить страдания от тяжелой кожной болезни. Прямо в ванной Шарлотта его и заколола кинжалом.
Состоялись торжественные похороны, затем перенесение останков в Пантеон, но уже через два года после гибели прах Марата был изъят из Пантеона золотой молодежью того времени и выброшен в канализацию. Революция шла на убыль.
У многих деятелей революции судьба оказалась не менее извилистой, чем у Марата. Яркой фигурой, человеком бурного темперамента был Жорж Жак Дантон (1759–1794). Жорж Жак был сыном прокурора, стал адвокатом при королевском дворе, был масоном.
Смерть Марата. Картина Ж. Л. Давида
Дантон был человеком радикальных взглядов, сторонником низложения короля и установления республики. Он был заметной фигурой: большой рост и физическая сила, лицо со следами оспы и шрамами и некрасивый приплюснутый нос. Но при этом — мощный и красивый голос, обаяние и умение убеждать. В 1789–1791 гг. Дантон участвовал в революционных событиях, стал сопредседателем клуба кордельеров и некоторое время скрывался в Англии.
После штурма Тюильри 10 августа 1792 г. он стал министром юстиции, участвовал в обороне границ против Австрии и Пруссии. Политические противники обвиняли Дантона в злоупотреблениях, растратах и организации сентябрьских убийств.
С апреля 1793 г. по сентябрь 1793 г. влияние Дантона было наибольшим. Он защищал свободу печати, законы против эмигрантов, выступал за осуждение короля. Дантон призывал не вмешиваться во внутренние дела других наций, не вести наступательных войн, добиваться прочного мира, использовать противоречия между европейскими странами.
В обстановке острой политической борьбы Дантон в своих подходах стал отставать от крайне левых во главе с Робеспьером. Он стал осуждать вакханалию насилия, казней, которая непрерывно нарастала. Но у самого Дантона рыльце было в пушку. Во время революции он обогатился за счет покупки национальных имуществ и реквизиций на нужды армии. Он был не прочь остановиться, отказаться от террора и дальнейшей радикализации революции. Но выйти из игры ему не удалось. 31 марта 1794 г. Дантон вместе с друзьями был арестован и обвинен в злоупотреблениях и в заговоре против республики.
Предсказание Дантона сбылось очень быстро.
Максимилиан Франсуа Мари Исидор де Робеспьер (1758–1794) — один из идолов большевиков, которые считали себя историческими преемниками самого радикального революционного течения — якобинского.
Максимилиан рано остался без родителей, но благодаря поддержке родственников смог получить образование — окончил юридический факультет Сорбонны. Будущий суровый революционер писал сентиментальные стихи, был весьма общителен и стал президентом Академии наук, литературы и искусств города Аррас (1786).
Целью Робеспьера было разрушение норм, привилегий и ценностей старого режима, создание нового демократического общества. Во всех своих обращениях и статьях он выступал как страстный и последовательный поборник равных политических прав для всех граждан, свободы слова и печати, права собраний и подачи прошений, государственной помощи престарелым, инвалидам и нуждающимся. Робеспьер полагал, что для достижения этих целей необходимо неустанное сопротивление королю, различным привилегированным группам и отдельным личностям, которые препятствовали этим великим изменениям. Когда же начались разногласия среди прежде единых революционеров, он понял, что такая же бдительность необходима и в отношении депутатов.
Он стал одним из авторов клятвы-присяги, которую приняли депутаты, собравшиеся 20 июня 1789 г. в зале для игры в мяч. Депутаты поклялись бороться с абсолютизмом. Робеспьер стал влиятельным членом Якобинского клуба, а после попытки бегства короля призвал бороться против контрреволюционного заговора и предложил передать Людовика XVI суду. В ноябре 1791 г. Робеспьер возглавил Якобинский клуб. Он был блестящим оратором, и его речи обычно склоняли мнение большинства при принятии целого ряда важных решений. Ключевым было его предложение о казни короля, одного из самых мягких и безобидных в истории Франции.
Робеспьер считается автором выражения «враг народа». «Во Франции имеется лишь две партии: народ и его враги. Кто не за народ, тот против народа», — объявил он на заседании Якобинского клуба 8 мая 1793 г.
В июне 1793 г. якобинцы одержали верх над жирондистами. В Комитете общественного спасения Робеспьер стал играть главную роль, а его ближайшими помощниками были Кутон и Сен-Жюст. Триумвиры сами составляли списки «врагов народа», куда попадали самые разные люди — от ненавидимых всеми богачей до журналистов. Жертвами якобинского террора стали жители Лиона, восставшие провинции Вандея, роялисты, эбертисты, дантонисты и другие.
Политике Робеспьера была присуща явная противоречивость. Он сам был атеистом, но пытался защищать от насилия Католическую церковь, внедряя при этом культ Верховного Существа. Многие считали, что, усиливая террор, Робеспьер приносит человеческие жертвы Верховному Существу. В июне 1794 г. людей казнили сотнями. А Робеспьер готовил новые проскрипции. Никто не был застрахован от неожиданного ареста и скоропалительной расправы. Десятки депутатов боялись ночевать у себя дома. 26 июля 1794 г. Робеспьер заявил о необходимости очистить и Комитет общественной безопасности, каждый из членов которого почувствовал себя в смертельной опасности. Похоже, что Робеспьер заигрался и оказался почти в полной изоляции.
Расплата последовала незамедлительно. 27 июля (9 термидора по революционному календарю) Робеспьер был арестован, а 10 июля — казнен вместе с ближайшими сподвижниками. Его сопровождали ироническими обращениями «король» и «ваше величество», показывая, что революционная тирания и диктатура ничем не лучше, чем произвол в королевской мантии.
Поклонники дали Робеспьеру прозвище Неподкупный, а враги называли Бешеной Гиеной. Местом захоронения стала братская могила.
Развитие Французской революции от романтичного вызова старому режиму и уничтожения Бастилии, на месте которой поставили табличку с надписью «Здесь танцуют!», к новой диктатуре и новым потокам крови стало предметом длительной исторической полемики. Наиболее известно выражение «Революция пожирает своих детей». Эти слова произнес своим сильным и красивым голосом Дантон прямо перед казнью.
Смысл этого крылатого выражения заключается в том, что в революционном процессе неизбежно начинается борьба между самими революционерами. Они оказываются у власти, но не знают, что делать дальше. Обычно хватает сил на разрушение старого мира «до основанья», а на выработку нового курса развития — «мы наш, мы новый мир построим» — не хватает интеллектуальных и прочих ресурсов. Французская революция показала, что люди, которых она возносит на вершину, оказываются в группе риска и могут погибнуть первыми.
Обязательно ли революция пожирает своих детей? Разумеется, не всегда, не всех и вообще это скорее красивая метафора, рожденная талантливым человеком перед лицом смерти. Если борьбу Соединенных Штатов Америки за независимость считать одной из великих революций, то Джордж Вашингтон и другие отцы-основатели дожили до глубокой старости. Товарищ Сталин дожил до 1953 г. и умер почти в семьдесят пять лет, а Молотов, Маленков и Каганович закончили свой жизненный путь под девяносто.
Наряду с романтиками в революциях большую роль играют мародеры, преступления которых зачастую списывают на революционеров.
А чаще всего революции заканчиваются «термидором» — установлением диктатуры какого-нибудь Наполеона или Сталина.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Дамы беспокоятся за своих парикмахеров и своих поклонников
Дамы беспокоятся за своих парикмахеров и своих поклонников Почему берлинские дамы испытывали беспокойство, если кампании в Голландии, Бельгии и Франции уже завершились,[163] а борьба с Англией приняла затяжной характер? Ведь многие из них верили в скорую победу, которая
4.

4. Бог Крон-Сатурн, пожирающий своих детей, и преследования апостольских христиан в XIII–XIV веках Старинные авторы единогласно заявляют, что бог Крон-Сатурн пожирал собственных детей к ужасу их матери — богини Реи. Он проглотил по крайней мере Гестию, Деметру, Геру, Гадеса,
Быть чемпионом… (не) обязательно
Быть чемпионом… (не) обязательно Древнегреческий «Олимпийский комитет» требовал, чтобы все участники соревнований появлялись в Олимпии за месяц до официального открытия Игр для тренировок и вообще демонстрации своих способностей. Явно слабые атлеты отсылались домой.
Посреди своих детей покоюсь от людей
Посреди своих детей покоюсь от людей
Пятницкое кладбищеОт проспекта Мира, сразу за Крестовским путепроводом, уходит направо короткий, но почти всегда многолюдный переулок, живописно завершенный стройной трехъярусной колокольней. С 1922 года этот переулок именуется
Часть 5. Узнайте своих детей
Часть 5. Узнайте своих детей Современная семья и место ребенка в ней Сегодня каждый имеет свое представление о том, какой должна быть семья. Никаких особенных стандартов или образцов не имеется. Но такое положение само по себе говорит о том, что происходит реформация
Революция пожирает своих детей
Революция пожирает своих детей Опричнину сменила антиопричнина. Такое определение действиям Грозного в середине 70-х годов дает А.А. Зимин[990]. Жертвы новых масштабных казней летом – осенью 1575 года преимущественно принадлежали к числу опричников. В этом же году волею царя
Дантон Жорж Жак
Дантон Жорж Жак
1759–1794Один из отцов-основателей Первой французской республики, первый председатель Комитета общественного спасения. Дантон родился в Арси-сюр-Об, он был четвертым сыном в семье провинциального прокурора. Детство Дантон провёл в сельской обстановке,
Посреди своих детей покоюсь от людей Пятницкое кладбище
Посреди своих детей покоюсь от людей Пятницкое кладбище От проспекта Мира, сразу за Крестовским путепроводом, уходит направо короткий, но почти всегда многолюдный переулок, живописно завершенный стройной трехъярусной колокольней. С 1922 года этот переулок именуется
Джефферсон и Берк о Марате, Дантоне и Робеспьере
Томас Джефферсон хорошо известен своей так называемой «французской» позицией.[1] Что касается темы отношений между Джефферсоном и Французской революцией, научные отчеты часто останавливаются на изображении «сочувствия Джефферсона к Французской революции и его стремлениях к демократическому республиканизму»[2], просто сосредотачиваясь на так называемом «радикализме» Джефферсона[3]. ] Ученые склонны описывать энтузиазм Джефферсона по поводу Французской революции как «энтузиазм, который Бонапарт 1799 число переворотов не уменьшилось».[4] Такой образ представляет собой Джефферсона, который «до конца оставался сторонником Французской революции».[5] Поэтому ученые часто рассматривают Джефферсона (как сторонника Французской революции) и Ирландский политик Эдмунд Бёрк (как ведущий критик Французской революции) словно стояли на двух разных полюсах одного и того же спектра[6], далеко друг от друга. Цитируя Конора Круза О’Брайена, эти два мыслителя питали «взаимно антипатичные взгляды».0003 «Размышления о революции во Франции» (1790) в 1791 году,[8] но позже, особенно в годы выхода на пенсию (1809–1826), у самого Джефферсона появились дополнительные размышления о Французской революции.
В этом отношении анализ Брайана Стила весьма точен: «Многое было сделано из поддержки Джефферсоном Французской революции. Но энтузиазм Джефферсона по поводу этого события был запоздалым и недолгим». [9] Один очень яркий пример — комментарии Джефферсона о политической клике «Марата, Дантона и Робеспьера».
В феврале 1815 года Джефферсон направил маркизу де Лафайету письмо с явной критикой Хартфордской конвенции. Этот съезд был организован федералистами Новой Англии,[10] которых Джефферсон в основном называл якобинцами Америки:
. они надеялись на большее на своем съезде в Хартфорде. их страхи перед республиканской Францией теперь устранены, они направлены на республиканскую Америку, и они играют здесь ту же игру дезорганизации, которую они играли в вашей стране [Франции]. Мараты, Дантоны и Робеспьеры из Массачусетса получают одинаковое жалованье, подчиняются тем же приказам и прилагают одинаковые усилия, чтобы анархизируют нас, как это было с их прототипами во Франции. Я не говорю, что все, кто встречался в Хартфорде, руководствовались одними и теми же денежными мотивами, как и французы. некоторые из них ауты и хотят быть аутами; некоторые просто обманывают агитаторов или своих собственных партийных страстей; в то время как только маратисты находятся в настоящей тайне. но у них очень разные материалы для работы. йоменри США. не Канайль Парижа.
В том же письме от 1815 года Джефферсон также упомянул,
вы отличались от них [якобинцев]. вы были за то, чтобы остановиться на этом и сохранить конституцию, которую получила Национальное собрание. здесь . . . ты был прав; и из этой роковой ошибки республиканцев, из их отделения от себя и конституционалистов в своих советах, вытекали все последующие страдания и преступления французской нации. опасность второго изменения обрушилась на них между прочим. иностранец выиграл время, чтобы анархизировать золотом правительство, которое он не мог свергнуть оружием, сокрушить в их собственных советах подлинных республиканцев, братскими объятиями преувеличенных и нанятых претендентов, и 0003 повернуть машину якобинизма от изменения к разрушению порядка : и, в конце концов, закреплённая ими ограниченная монархия была заменена беспринципной и кровавой тиранией Робеспьера , и столь же беспринципной и маниакальная тирания Бонапарта. [11]
Из этого письма мы можем узнать несколько вещей; согласно Джефферсону: 1, клика якобинцев была тиранической кликой; 2, он распространял «разрушение» и «анархию»; и 3, его последователями были бедняки Парижа. Дух, переданный в этом письме, во многом совпал с письмом Джефферсона от января 1815 года Уильяму Плюмеру, в котором Джефферсон откровенно сказал:0005
Для меня парадокс состоит в том, как любой друг союза нашей страны может, по совести, внести ни цента на содержание того, кто извращает неприкосновенность своего стола для открытого насаждения мятежа, гражданской войны, роспуска правительства, и несчастья анархии . когда Англия встревожилась, как бы Франция, ставшая республиканской, не восстановила опасные для нее силы, она наняла эмиссаров со средствами, чтобы вовлечь поджигателей и анархистов в дезорганизацию всего правительства в этой стране. они, претендуя на преувеличенное рвение к республиканскому правительству и правам народа, втиснули свои записи в якобинские общества и, подавляя своим большинством честных и просвещенных патриотов первоначального учреждения, искажали его цели, преследовали его подлинных основателей под предводительством имя бриссотинцев и жирондистов, до самой смерти, интриговали в муниципалитете Парижа, контролируемом терроризм деятельность законодательного собрания, в которой им верно помогали их коллеги, Дантоны и Мараты Горы, убили своего короля Септембризировали нацию и, таким образом, выполнили поставленную перед ними задачу уничтожения свободы, и правительство вместе с ним.
Кроме того, это была далеко не самая ранняя жалоба Джефферсона на эту якобинскую клику. Еще в октябре 1794 года Джефферсон написал эту строку в письме, отправленном Генри Ремсену: «Я не могу не надеяться, что казнь Робеспьера и его кровожадных приспешников является доказательством их возвращения к той умеренности, которой опасались их лучшие друзья. всегда соблюдалось».[12] В июньском 179 г.В письме к Тенчу Коксу Джефферсон снова выразил сожаление: «Каким огромным препятствием для будущих попыток свободы будут зверства Робеспьера!»[13] Позиция Джефферсона была довольно своеобразной по сравнению с другими попутчиками; например, Бенджамин Франклин Бач (1769-1798), журналист, поддерживавший философию Джефферсона, высказался в пользу группы, состоящей из Марата, Дантона и Робеспьера.[14]
В действительности, возможно, это было бы весьма парадоксально, но комментарии Джефферсона о Марате, Дантоне и Робеспьере очень приблизили его к анализу Эдмунда Бёрка. Согласно тому, что Берк написал в своем Предисловие к Обращению г-на Бриссо к своим избирателям (1794),
г. , хотя они [«партия Ролана и Бриссо»] вроде бы получили Конвент и многие окраинные департаменты, они потеряли город Париж целиком и безвозвратно: он попал в руки Марата, Робеспьера и Дантона. Их орудиями были санкюлоты, или чернь, господствовавшие в этой столице и полностью находившиеся в преданности этих поджигателей и получавшие свою ежедневную плату. Собственники не имели никакого значения и трепетали перед Маратом и его янычарами[15].
Мало того, что Берк написал это, в своих Письмах о цареубийственном мире, Письмо IV (1796), он еще раз использовал уничижительный и негативный тон, чтобы описать эту клику:
Я лучше вынесу зловоние повешенного убийцы, чем общество кровавых уголовников, которые до сих пор раздражают мир. Пока они ждут возмездия за свои древние преступления, они заслуживают нового наказания новыми преступлениями, которые они совершают. Есть период в преступлениях Робеспьера. Они выживают в его Ассасинах. Старая пословица говорит, что лучше живая собака, чем мертвый лев; здесь не так. Убийцы и свиньи никогда не выглядят хорошо, пока их не повесят. Из подлости не может возникнуть добра, кроме как на примере своей судьбы. Так что я оставляю им их мертвого Робеспьера , чтобы они либо ведали его память, либо обожествляли его в своем пантеоне с их Маратом и их Мирабо.[16]
Джон Адамс, критикуя явную симпатию Джефферсона к французскому революционному делу, прямо сказал своей жене и сыну Эбигейл и Джону Куинси в 1793 году, что «Дантон, Робертспьер, Марат и т. д. — фурии. Зубы дракона были посеяны во Франции и вырастут в виде монстров». [17] Два десятилетия спустя Джефферсон в значительной степени принял этот более ранний аргумент Джона Адамса, хотя Адамс также критиковал Джефферсона. В том же 179В письме № 3 Адамс прямо сказал, что «у нас есть наши Робертшпьеры и Мараты, чья воля хороша для причинения вреда, но Плоть слаба. Они еще не могут убедить Народ следовать за ними. Весьма вероятно, что Джефферсон был одним из тех людей, которых имел в виду Адамс, когда писал эту строчку.
Несмотря на то, что Джефферсон яростно критиковал « Размышления о революции во Франции » Берка в 1791 году, его последующие комментарии о росте и развитии французского якобинства (восстанием 31 мая — 2 июня 1793, она в конце концов захватила власть) не так уж отличалась от анализа Берком той же политической группы. У них было много перекрывающихся консенсусов во взглядах. Настоящая разница заключается в том, что Джефферсон думал, что Марат, Дантон и Робеспьер были в значительной степени «подкуплены» британским правительством, что они фактически продали свои души британским интересам. Вероятно, это было то, с чем Бёрк никогда бы не согласился.
[1] Нэнси Изенберг и др., Проблема демократии (Нью-Йорк: Викинг, 2019), 194–195.
[2] Ллойд С. Крамер, «Французская революция и создание американской политической культуры», Джозеф Клайтс и др. (ред.), Глобальные разветвления Французской революции (Кембридж, Великобритания: издательство Кембриджского университета, 2002 г. ). ), 31-32. См. также Francis D. Cogliano, Emperor of Liberty: Thomas Jefferson’s Foreign Policy (New Haven: Yale University Press, 2014).
[3] См., например, Роберт Уэстбрук, «Креативная демократия — задача, стоящая перед нами», в Демократия в условиях кризиса: гражданское обучение и реконструкция общей цели , изд. Грегори Э. Кебник и др., специальный отчет, отчет Гастингс-центра 51, вып. 1 (2021): С29–С35. См. также Harold Hellenbrand, The Unfinished Revolution (Newark: University of Delaware Press, 1990), 121–122.
[4] Гордон С. Вуд, Разделенные друзья: Джон Адамс и Томас Джефферсон (Нью-Йорк: Penguin, 2017), 340–341.
[5] Гордон С. Вуд, революционных персонажа (Нью-Йорк: Penguin Books, 2006), 110, 217. См. также Конор Круз О’Брайен, «Руссо, Робеспьер, Берк, Джефферсон и Французская революция», в Gita May et al, ed., The Social Contract: And, The First and Second Discourses (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2002), 305–306. Джозеф И. Шулим, Свобода, равенство и братство (Нью-Йорк: Peter Lang Publishing, 1989), 19–20.
[6] Аллен Гуттманн, Консервативная традиция в Америке (Оксфорд: Oxford University Press, 1967), 47-48.
[7] Конор Круз О’Брайен, «Эдмунд Берк и Томас Джефферсон: взаимно антипатичные умы», в Тодде Брейфогле и др., изд., Литературное воображение, древнее и современное: очерки в честь Дэвида Грена (Чикаго: Университет Чикаго Пресс, 1999).
[8] Документы Томаса Джефферсона , том. 20, 1 апреля – 4 августа 1791 г., изд. Джулиан П. Бойд (Принстон: издательство Принстонского университета, 1982), 391–392.
[9] Брайан Стил, Томас Джефферсон и американское государство (Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 2012 г.), 95–96.
[10] Бенджамин Парк, American Nationalisms (Кембридж, Великобритания: Cambridge University Press, 2018), 154–155.
[11] Документы Томаса Джефферсона , Пенсионная серия, том. 8, 1 октября 1814 г. — 31 августа 1815 г., изд. Дж. Джефферсон Луни (Принстон: Princeton University Press, 2011), 261–268.
[12] Документы Томаса Джефферсона , том. 28, 1 января 1794 г. — 29 февраля 179 г.6, изд. Джон Катанзарити (Принстон: Princeton University Press, 2000), 183.
[13] Документы Томаса Джефферсона , 28: 373–374.
[14] Маркус Дэниел, Scandal and Civility: Journalism and the Birth of American Democracy (Oxford: Oxford University Press, 2009), 128–129.
[15] Письма и речи Эдмунда Берка , Vol. V (Нью-Йорк: Cosimo, Inc., 2008), 81-82.
[16] Произведения достопочтенного Эдмунда Берка , Том. 9 (Лондон: Ривингтон, 1812 г.), 67–68.
[17] Документы Адамса, Переписка семьи Адамс , том. 9 января 1790 г. – декабрь 1793 г., изд. К. Джеймс Тейлор, Маргарет А. Хоган, Карен Н. Барзилей, Грегг Л. Линт, Хобсон Вудворд, Мэри Т. Клаффи, Роберт Ф. Карачук и Сара Б. Сайкс (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 2009 г. ), 378–379; См. также Джозеф Дж. Эллис, Братья-основатели: революционное поколение (Vintage Books, 2002), 170–171.
Наполеон > Новое общество
Декларация прав человека и гражданина
После падения Бастилии в июле 1789 года Национальное собрание (преобразованное в Национальное учредительное собрание) стремилось навести порядок и провело ряд реформ. Были упразднены феодальные права, разработана новая налоговая система, введены меры свободной торговли и введена единая система мер и весов. Декларация прав человека и гражданина была разработана как предвестник написания новой конституции Франции. Дворянство как класс было упразднено, духовенство было вынуждено присягать на верность нации, а не Папе, а все церковное имущество было национализировано. Король формально утратил свое временное право вето, передав суверенитет от короля нации.
Несмотря на реконструкцию Франции, напряженность и конфликты оставались внутри и за пределами Франции. Людовик XVI подчинился этим новым изменениям, но в частном порядке организовал сопротивление и был ограничен дворцом Тюильри. После попытки бегства в июне 1791 г. он был официально арестован. Негодование по отношению к королю усилилось с этим последним актом предательства, и споры о том, что делать с ним и системой монархии, разорили страну.
Смерть монархии
Патриоты Революции были разделены на умеренных и радикалов, последние были решительно представлены санкюлоты (бриджи, мода, которую носили в основном аристократы, буквально: без бриджей до колен), воинствующие низы. Политические деятели, ранее находившиеся на периферии Революции, оказались в центре внимания во главе с политическими лидерами-идеалистами, такими как Жан-Поль Марат и Максимилиан Робеспьер. Насилие стало оружием Революции, очистив старые ценности и идеи и расчистив путь к образованию новой республики в сентябре 1792 г. ), Робеспьер и радикалы в Законодательном собрании пришли к выводу, что успех новой Франции требует смерти короля и монархии. Людовик XVI предстал перед судом в декабре 179 г.2 и казнен в январе 1793 г.
Национальное собрание
Национальное собрание представляло собой собрание, обладавшее исполнительной властью в годы Первой Французской республики (с 20 сентября 1792 г. по 26 октября 1795 г.). Среди видных членов первоначального Конвента были Максимилиан Робеспьер, Жан-Поль Марат и Жорж Дантон.
Конвент был разделен фракциями якобинцев (радикальные левые революционеры во главе с Максимилианом Робеспьером) и жирондистов (более консервативные теоретики, предпочитавшие дискуссии радикальным действиям). Франция объявила войну соседним странам, которые хотели подавить революцию, чтобы предотвратить ее распространение.
Террор
Новое правительство создало Комитет общественной безопасности, который использовал свои полномочия для жестокого подавления любой антиреволюционной деятельности с помощью массовых казней и политических чисток. В соответствии с Законом о подозреваемых, обнародованным в сентябре 1793 г., от 300 000 до 500 000 человек были арестованы и 17 000 казнены в период, который стал известен как Царство террора (с 5 сентября 1793 г. по 28 июля 1794 г.). В июне 1794 г. был принят еще один закон, который приостанавливал право подозреваемого на публичное судебное разбирательство или судебную защиту, разрешая массовую ликвидацию граждан (подозреваемых), считавшихся политически нежелательными. Это привело к негативной реакции, получившей название Термидорианская реакция, в ходе которой были казнены главные зачинщики Царства террора, включая Робеспьера.
Жак-Луи ДАВИД (студия)
Смерть Марата (La Mort de Marat) 1793
холст, масло
92,0 x 73,0 см
Музей изящных искусств в Дижоне
Завещание Жюля Масье (1 2306)
Предоставлено Музею французской революции, Визиль (инв. MRF D 2006-3)
Фото: Музей изящных искусств Дижона
Вверху: Жан-Поль Марат (1743–1793) начало его карьера врача и целителя, но в то же время на пике карьеры журналиста, политика и одного из самых радикальных представителей Революции Читать далее
Вверху: Жан-Поль Марат (1743–1793) начал свою карьеру в качестве врача и целителя, однако на пике своей карьеры он стал журналистом, политиком и одним из самых радикальных представителей Революции. Как один из самых радикальных представителей Революции, он поощрял массовые убийства в сентябрьских тюрьмах и возглавил атаку на фракцию умеренных жирондистов.
Как основатель и автор ряда газет, он убедительно и страстно писал о правах третьего сословия. Он был не только защитником народа, но и патриотически говорил об Отечестве и Свободе. Марат страстно верил в дело Республики, борясь за свободу и равенство. Насилие и страсть его взглядов вызвали страх среди более консервативных революционеров и в конечном итоге привели к его смерти от рук Шарлотты Корде. Корде, симпатизировавший жирондистам, умеренной фракции Национального конвента, был в ужасе от чрезмерного насилия и смерти, за которые выступал Марат. Добившись аудиенции у Марата, Корде убил его в ванной, превратив таким образом в величайшего мученика Революции.
Конвент обратился к Давиду с просьбой организовать похороны Марата и написать его портрет. На этом идеализированном портрете Марат изображен как христоподобная фигура, убитая во время служения народу. Закрыть
- Жан-Жак ХАУЭР
Французский язык (1751-1829)
Людовик XVI прощается с семьей, 20 января 1793 г. (Les adieus de Louis XVI à sa famille, 20 января 1793 г.) 1794
холст, масло
61 см x 43,0 Карнавале — История Парижа, Франция
Дар мадам Бедо Шарль, 1961 г. (инв. стр. 1988 г.)
© Musée Carnavalet / Roger-Viollet - Жозеф КОТО (эмаль)
Франция 1740-1801
Каркасные часы (Pendule squelette) c.1793-95
бронза с позолотой и эмалью (чеканка), мрамор
43,0 x 26,0 x 14,0 см
Donation Lapeyre Lapeye Paris
Fondation Napoléon (инв. 809)
© Fondation Napoléon Patrice Maurin Berthier
Вверху: На часах-скелетонах изображен новый революционный календарь, введенный 2 января 1792 года. Время было разделено на десятичные доли, а месяцы — на три десятидневные недели.
Жозеф Кото был известен как выдающийся эмальер и создатель лучших французских часов — характерной чертой его работ была сложная эмалированная работа и детали.