фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
Главная » Зарубежные художники
Тайная вечеря, Леонардо да Винчи, 1497 год, Церковь Санта-Мария в Милане. Фото: https://ru.wikipedia.orgНазвание | Тайная вечеря |
Страна, художник | Италия, Леонардо ли сен Пьеро да Винчи |
Год | 1497 |
Жанр | библейская живопись |
Где хранится | Санта-Мария-делле-Грацие церковь в монастыре в Милане |
Материалы | фреска по сухой стене темперой (водоразбавляемая краска) |
Фреску «Тайная вечеря» мастер писал по сухой штукатурке, разрисовывая стены Церкви Санта-Мария дель Грациа одного из Миланских монастырей. Леонардо да Винчи писал порошковыми водорастворимыми красками «темперой», из за необычного стиля росписи стен, работу можно приравнивать к картинам.
По сюжету — это последняя вечеря преданного Иисуса Христа вместе с двенадцатью своими учениками и последователями перед распятием. Фреска расположена на дальней стене монастырской трапезной. К великому сожалению, техника росписи по сухой штукатурке оказалась очень недолговечной, она и до сир пор подвержена дальнейшему разрушению.
На полотне изображена группа людей, сидящих за длинным обеденным столом, в большой комнате, похожей на трапезную с картинами на стенах и окнами за спинами сидящих.
В центре — сам Иисус Христос. Он провозглашает речь своим верным ученикам. Спаситель извещает последователей о том, что один из апостолов предал его. Уже видна реакция слушающих речь Христа. Во время своего обращения Иисус протягивает вперед руку ладонью вверх. На фреске видно, что Иуда застывает в точно таком же вопрошающем жесте.
Освещение росписи выставлено таким образом, как будто дневной свет падает на персонажей слева, а не изображенных за спинами сидящих, окон.
Во всем полотне просматривается тройственность, как «Святая Троица»:
- ученики сидят по три человека;
- за их спинами виднеются три окна;
- фигура Спасителя изображена, как бы треугольной.
На столе стоит в чаше вино и лежит хлеб, на эти предметы направлен жест Христа.
Иуда изображен чуть отклонившимся от остальных учеников. Он, как будто жарко оправдывается и что-то отрицает. Но, тем не менее, мешочек с тридцатью сребрениками он уже получил за предательство Спасителя. Об этом говорит и его вынужденная отстраненная поза. Остальные апостолы внимательно слушают Христа, не веря ушам своим.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря». Путеводитель по шедевру
Тайная вечеря (1495-1498). Без преувеличения самая известная настенная роспись. Хотя увидеть вживую ее сложно.
Находится она не в музее. А в той самой трапезной монастыря в Милане, где когда-то и была создана великим Леонардо. Вас туда пустят только по билетам. Которые нужно покупать за 2 месяца.
Сама я фреску пока не видела. Но стоя перед ней, у меня бы завертелись в голове вопросы.
Зачем Леонардо понадобилось создавать иллюзию объёмного пространства? Как ему удалось создать таких разнообразных персонажей? Рядом с Христом – Иоанн или все же Мария Магдалина? И если изображена Мария Магдалина, то кто среди апостолов – Иоанн?
1. Иллюзия присутствия
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия. Wga.huЛеонардо задумывал гармонично вписать своё произведение в окружающую обстановку. Он выстроил идеальную перспективу. Реальное пространство плавно переходит в пространство изображённое.
Тени от тарелок и хлеба указывают на то, что Тайная вечеря освещается слева. В помещении как раз окна слева. Посуда и скатерти тоже были написаны такие же, как и в самой трапезной.
Ещё один интересный момент. Чтобы усилить иллюзию, Леонардо потребовал замуровать дверь. На той стене, на которой должна была появиться фреска.
Трапезная была очень популярна в городе среди горожан. Через эту дверь носили еду из кухни. Поэтому настоятель монастыря настаивал ее оставить.
Леонардо рассердился. Пригрозив, что если тот не пойдёт ему на встречу, он напишет его Иудой… Дверь замуровали.
Еду начали носить из кухни по длинным галереям. Она остывала. Трапезная перестала приносить тот же доход. Вот так Леонардо создал фреску. Но закрыл доходный ресторан.
Но результат всех поразил. Первые зрители были ошеломлены. Создавалась иллюзия, что вы сидите в трапезной. А рядом с вами, за соседним столом – Тайная Вечеря. Что-то мне подсказывает, что это удерживало трапезничающих от чревоугодия.
Через какое-то время дверь вернули. В 1566 году трапезную вновь соединили с кухней. Ноги Христа были “срезаны” новым проемом двери. Иллюзия была не так важна, как горячая еда.
2. Грандиозная работа
Когда работа гениальна, кажется, что ее создателю не составило никакого труда ее создать. Ведь на то он и гений! Чтобы шедевры выдавать один за другим.
На самом деле гениальность в простоте. Которая создаётся тяжёлым умственным трудом. Леонардо подолгу стоял перед работой в размышлении. Пытаясь найти лучшее решение.
Уже упомянутого настоятеля монастыря это раздражало. Он пожаловался заказчику фрески. Людовико Сфорца. Но тот был на стороне мастера. Он понимал, что шедевры создавать не то же самое, что огород полоть.
Долгие размышления были не совместимы с фресковой техникой (росписью по мокрой штукатурке). Ведь она предполагает быструю работу. Пока штукатурка не высохла. После чего внесить изменения уже нельзя.
Поэтому Леонардо решил рискнуть. Нанося масляные краски на сухую стену. Так у него появилась возможность работать сколько угодно. И вносить изменения в уже написанное.
Но эксперимент оказался неудачным. Через пару десятилетий от сырости краска начала отваливаться. Все 500 лет шедевр был на краю полной гибели. И до сих пор мало шансов, что наши потомки ее увидят.
3. Психологическая реакция
Такое разнообразие реакций персонажей нелегко далось мастеру. Леонардо понимал, что люди с разными характерами очень по-разному реагируют на одни и те же слова.
Собравшимся за одним столом в тавернах он рассказывал смешные истории или необычные факты. И наблюдал, как они реагируют. Чтобы потом наделить их жестами своих героев.
И вот мы видим, как отреагировали 12 апостолов. На неожиданные для них слова Христа “Один из вас предаст меня”.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, ИталияВарфоломей поднялся со скамейки и оперся на стол. В этом порыве видна его готовность действовать. Как только он расслышит, кто же предатель.
У Андрея совсем иная реакция. Он в лёгком испуге поднёс руки к груди ладонями к зрителю. Мол, это уж точно не ко мне, я чист.
А вот ещё одна группа апостолов. Уже по левую руку Христа.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, ИталияИаков Заведеев ошарашен услышанным больше всех. Он потупил взгляд, пытаясь осознать услышанное. Раскрыв руки, он сдерживает подступивших Фому и Филиппа. Мол, подождите, пусть Учитель продолжает.
Фома при этом указывает на небо. Бог не допустит такого. Филипп же бросился уверять Учителя, что ему он может верить. Ведь он на такое не способен.
Реакции очень разные. До Леонардо такого никто никогда не изображал.
Даже у современников Леонардо такого вы не увидите. Как, например, у Гирландайо. Апостолы реагируют, разговаривают. Но как-то уж слишком спокойно. Однообразно.
Доменико Гирландайо.
4. Главная загадка фрески. Иоанн или Мария Магдалина?
По официальной версии по правую руку Христа изображён апостол Иоанн. Но он изображён настолько женственным, что легко поверить в легенду про Марию Магдалину.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, ИталияИ овал лица чисто женский с заострённым подбородком. И надбровные дуги слишком плавные. Еще и длинные тонкие волосы.
И даже реакция у него чисто женская. От услышанного ему/ей стало не по себе. Бессильно он/она прильнул(а) к апостолу Петру.
И руки у него/неё безвольно сложены. А ведь Иоанн до призвания Христом был рыбаком. То есть тем, кто тягал многокиллограммовую сеть из воды.
5. А где же Иоанн?
Иоанна можно идентифицировать по трём признакам. Он был моложе Христа. Как мы знаем, до призвания он был рыбаком. А ещё у него есть брат, тоже апостол. Так что ищем молодого, крепкого и похожего с ещё одним персонажем. Вот и два претендента.
Хотя все может быть гораздо прозаичнее. Двое персонажей похожи друг на друга, потому что художнику позировал один человек.
А Иоанн похож на женщину, потому что Леонардо был склонен изображать андрогинных людей. Вспомните хотя бы миловидного ангела с картины “Мадонна в скалах” или женоподобного “Иоанна Крестителя”.
Картины Леонардо да Винчи. Слева: “Мадонна в скалах” (фрагмент). 1483-1486 гг. Лувр. Справа: “Иоанн Креститель”. 1516-1518 гг. Лувр.Выбирайте сами, что вам больше нравится. Верить в легенду о Марии Магдалине или придерживаться официальной версии искусствоведов. От этого значимость “Тайной вечери” не уменьшится.
Ведь это единственное творение Леонардо, которое было доступно людям на протяжении всех веков. Все остальные картины до 19 века хранились в частных коллекциях. И их лицезрели лишь их владельцы.
О других шедеврах мастера читайте в статьях:
“Мона Лиза. Загадка Джоконды, о которой мало говорят”
“Мадонна Литта. Необычные детали шедевра”
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Автор: Оксана Копенкина
Перейти на главную страницу
Плакаты последних
Ужин Оценка искусства | Создан в период 1495-98 годов Леонардо.
фреска да Винчи, известная как Тайная вечеря — шедевр итальянского Высокого
Ренессанс и одно из самых известных произведений Кристиана
искусство — иллюстрирует сцену из последних дней Иисуса Христа, как
описан в Евангелии от Иоанна 13:21. В окружении своих двенадцати апостолов,
Иисус только что заявил, что один из них предаст его. («Воистину
говорю вам: один из вас предаст меня»).
реакция каждого ученика на новость. Хотя на поверхности это
выглядит как прямолинейный библейский
искусства, это на самом деле исключительно сложное произведение, математическое
символизм, психологическая сложность, использование перспективы и драматического фокуса,
сделать его первым настоящим примером эстетики Высокого Возрождения. |
Больше анализа Тайная вечеря Апостолы Личность отдельных апостолов
в Тайная вечеря подтверждена Записные книжки Леонардо
Да Винчи . ГРУППА 1 Короче говоря, картина запечатлела двенадцать люди в разгар вопросов, жестикулируя, или показывая различные оттенки ужаса, гнева и неверия. Это живое, это человеческое и это в полной противоположности безмятежной и экспансивной позе самого Иисуса. Христос Как и во всех религиозных
картины на эту тему, сам Иисус является динамическим центром
сочинение. Иуда В большинстве версий Тайная вечеря ,
Иуда — единственный ученик, у которого нет нимба, или он сидит отдельно.
от других апостолов. Леонардо, однако, сажает всех на одну и ту же
стороне стола, чтобы все были обращены лицом к зрителю. Тем не менее, Иуда остается
отмеченный человек. Во-первых, он сжимает небольшой мешочек, несомненно, символизирующий
30 сребреников, которые ему заплатили за предательство Иисуса; у него также есть
опрокинуть горшок с солью – еще один символ предательства. Связь Леонардо применил новые методы общения свои идеи зрителю. Вместо того, чтобы полагаться исключительно на художественные условности, он использовал и обычных «моделей», которых встречал на улице. как жесты, происходящие от языка жестов, которым пользуются глухонемые, и ораторские жесты, используемые публичными ораторами. Интересно, что вслед за Леонардо изображение Томаса, вопросительно поднявшего указательный палец, Рафаэль (1483-1520) изобразил самого Леонардо в 9 веке.0019 Афинская школа Математический символизм Картина содержит ряд аллюзий
к числу 3 (возможно, символизирующему Святую Троицу). Ученики
сидят группами по три человека; есть три окна, а фигура
Иисусу придана треугольная форма, отмеченная его головой и двумя вытянутыми
руки. Натюрморт Разложенный на столе, можно четко разглядеть кружево скатерти, прозрачные фужеры, оловянные блюда, кувшины с водой, вместе с основным блюдом утка в апельсиновом соусе. Все эти предметы, изображенные в безупречных деталях, предвосхищают неподвижное жанр жизни, усовершенствованный голландскими художниками-реалистами 17 века. Художник эпохи Возрождения Тщательная обработка Леонардо Тайная вечеря , наряду с его навыками художника, рисовальщика, ученого.
и изобретатель, а также его внимание к достоинству человека, добавили к
его репутация олицетворения интеллектуального художника и творческого
мыслитель, а не просто художник-декоратор, которому платят за рисование стольких
квадратных метров в день. Это представление о достоинстве художника и важности disegno , а не colorito ,
получил дальнейшее развитие Микеланджело. Код да Винчи и другие книги Свидетельствуя о неизменной привлекательности этого шедевр религиозного искусства Леонардо ![]() Дополнительные ресурсы Если вы ищете картины или постеры другим высоким Художники эпохи Возрождения, попробуйте эти ресурсы: Дева Скал (1483-5) См. также: Как Ценить картины. |
10 тайн Тайной вечери Леонардо да Винчи
Предоставлено LeonardoDaVinci.net |
В 1495 году Леонардо да Винчи начал то, что впоследствии стало одним из самых влиятельных произведений искусства в истории — Тайная вечеря
Тайная вечеря — это визуальная интерпретация Леонардо события, описанного во всех четырех Евангелиях (книги христианского Нового Завета). Накануне вечером
Христа предал один из его учеников, он собрал их вместе, чтобы поесть, сказать им, что знает, что грядет, и умыть им ноги (жест, символизирующий, что все равны
пред очами Господа). Когда они вместе ели и пили, Христос дал ученикам четкие указания, как есть и пить в будущем, в память о Нем.
Это было первое празднование Евхаристии, ритуал, который все еще совершается.
В частности, Тайная вечеря изображает следующие несколько секунд в этой истории после того, как Христос сбросил бомбу, что один ученик предаст его до восхода солнца, и все двенадцать отреагировали на новость с разной степенью ужаса, гнева и шока.
Леонардо никогда не работал над такой большой картиной и не имел опыта работы с фресками. Картина выполнена с использованием экспериментальных пигментов непосредственно на
сухая штукатурка стены и в отличие от фресок, где пигменты смешиваются с влажной штукатуркой, она плохо выдержала испытание временем. Еще до его завершения возникли проблемы с
краска отслаивалась от стены, и Леонардо пришлось ее чинить. С годами он разрушался, подвергался вандализму, бомбили и восстанавливали. Сегодня мы, вероятно, смотрим очень мало из оригинала.
В последнее время большой интерес к картине был сосредоточен на деталях, скрытых внутри картины, но, обращая внимание на эти «скрытые» детали, большинство людей упускают из виду невероятное. чувство перспективы, которое демонстрирует работа. Резкий наклон стен на картине, который ведет к, казалось бы, далекой задней стене комнаты и окнам, из которых видны холмы. и небо дальше. Тип дня, показанный через эти окна, усиливает ощущение безмятежности, царящее в центре произведения, вокруг фигуры Христа.
Макет Тайной Вечери
Предоставлено LeonardoDaVinci.![]() |
Леонардо сбалансировал перспективную конструкцию Тайной вечери так, чтобы ее точка схода находилась сразу за правым храмом Христа, указывая на физическое расположение центра, или sensus communis его мозга. Потянув за веревку в радиальном направлении от этой точки, он отметил края стола, линии пола и ортогональные края шести колонн потолка. От правый и/или левый край линии горизонта, он провел диагональные линии до углов кофра, определяя точки для горизонтальных линий 12 рядов кофра.
Леонардо был известен своей любовью к симметрии. В его Тайная вечеря макет в основном горизонтальный. Большой стол виден на переднем плане изображения со всеми фигурами за ним. Картина
в значительной степени симметричен с одинаковым количеством фигур по обе стороны от Иисуса. На приведенной выше диаграмме показано, как была проработана перспектива Last Super с рядом меток в ключевых точках, подчеркивающих
архитектурные аспекты композиции и расположения фигур.
10 фактов о шедевре, которые вы могли не знать
1. Кто есть кто в «Тайной вечере»
2. Тайна «Тайной вечери»
Тайная вечеря — очень популярная религиозная сцена, написанная многими известными художниками. В отличие от художников до и после него, Леонардо да Винчи решил не ставить ореолы на Иисуса Христа. Многие искусствоведы считают, что Леонардо да Винчи верил в природу, а не в Бога. Для Леонардо природа — это Бог, поэтому он относился к каждому персонажу фрески как к простому человеку.
3. «Тайная вечеря» — неудачный эксперимент.
В отличие от традиционных фресок, которые мастера эпохи Возрождения рисовали на влажных оштукатуренных стенах, да Винчи экспериментировал с краской темпура на сухой, запечатанной оштукатуренной стене в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, Италия.
Однако эксперимент оказался неудачным, потому что краска не ложилась должным образом и начала отслаиваться только через несколько десятилетий после завершения работы.
4. Рассыпанная соль символична.
Предположений о символизме в произведениях искусства множество. Например, многие ученые обсуждали значение пролитого сосуда для соли возле локтя Иуды. Рассыпанная соль может символизировать неудачу, потерю, религию, или Иисус как соль земли.
5. Угорь или сельдь?
Ученые также отметили выбор еды да Винчи. Они спорят, является ли рыба на столе сельдью или угрем, поскольку каждая из них имеет свое символическое значение. По-итальянски угорь называется «аринга». Аналогичное слово, «арринга» означает внушать. На северном итальянском диалекте сельдь называется «ренга», что также означает человека, отрицающего религию. Это согласуется с библейским предсказанием Иисуса о том, что его апостол Петр будет отрицать, что знал его.
6. Да Винчи использовал молоток и гвоздь, чтобы достичь одноточечной перспективы.
Что делает шедевр таким поразительным, так это перспектива, с которой он написан, которая, кажется, приглашает зрителя вступить прямо в драматическую сцену. Чтобы добиться этой иллюзии, да Винчи забил гвоздь в стену, а затем
привязал к нему веревку, чтобы сделать отметки, которые помогли ему направить руку при создании углов картины.
7. Существующая фреска не на 100% работа да Винчи.
В конце 20-го века реставратор Панин Брамбилла Барсилон и его команда полагались на микроскопические фотографии, образцы керна, инфракрасную рефлектоскопию и сонар, чтобы удалить добавленные слои краски и максимально точно восстановить оригинал. насколько это возможно. Критики утверждают, что лишь часть картин, которые существуют сегодня, являются работой Леонардо да Винчи.
8. Существуют три ранние копии оригинала.
Трое учеников да Винчи, в том числе Джампьетрино, сделали копии его картины в начале 16 века. Джампьетрино сделал полноразмерную копию, которая сейчас находится в лондонской Королевской академии художеств. Эта картина маслом на холсте была основной
ресурс для последней реставрации работы. Вторая копия Андреа Солари находится в музее Леонардо да Винчи в Бельгии, а третья копия Чезаре да Сесто находится в церкви Святого Амвросия в Швейцарии.