Цицерон риторика: Риторика Цицерона | Для ораторов

Марк Туллий Цицерон — Древнеримский оратор — Пыльная История на vc.ru

2909 просмотров

Греческая философия и риторика впервые полностью перешли на латынь в речах, письмах и диалогах Цицерона (106–43 гг. до н. э.), величайшего оратора поздней Римской республики. Блестящий юрист и первый из своей семьи, получивший римскую должность, Цицерон был одним из ведущих политических деятелей эпохи Юлия Цезаря, Помпея, Марка Антония и Октавиана. Череда недооцененных союзов привела к его изгнанию и, в конце концов, к убийству, но влияние сочинений Цицерона с течением веков почти не ослабевало. Именно через него мыслители эпохи Возрождения и Просвещения открыли для себя богатство классической риторики и философии.

Цицерон: молодость, образование, вступление в политику

Марк Туллий Цицерон родился в горном городе Арпинум, примерно в 60 милях к юго-востоку от Рима. Его отец, богатый член всаднического ордена, платил за обучение Цицерона и его младшего брата философии и риторике в Риме и Греции.

После непродолжительной военной службы он изучал римское право у Квинтиса Муция Сцеволы. Цицерон публично представил свой первый судебный процесс в 81 г. до н.э., успешно защитив человека, обвиненного в отцеубийстве.

Цицерон был избран квестором в 75 г., претором в 66 г. и консулом в 63 г. — самым молодым человеком, когда-либо достигшим этого звания, не выходцем из политической семьи. Во время своего пребывания на посту консула он предотвратил заговор Катилины с целью свержения республики. Однако впоследствии он одобрил внесудебную казнь ключевых заговорщиков, нарушение римского закона, которое сделало его уязвимым для судебного преследования и отправило в изгнание.

Цицерон: сочинения и ораторское искусство

Цицерон был одним из самых плодовитых римских писателей, и количество его речей, писем и трактатов, дошедших до наших дней, является свидетельством восхищения им последующих поколений. Для Цицерона философское понимание было главной добродетелью оратора.

На него сильно повлияло его собственное обучение в трех греческих философских школах: стоицизм Луция Элия Стило и Дидота, эпикуреизм Федра и скептический подход Филона из Ларисы, главы Новой Академии. Цицерон обычно был на стороне стоиков, которые ценили добродетель и служение, а не любящих удовольствия эпикурейцев. Но его новая академическая подготовка позволила ему комбинировать элементы различных философских школ в соответствии с конкретной ситуацией.

Цицерон не предложил своей собственной новой философии, но был непревзойденным переводчиком, переводя греческие идеи на красноречивую латынь. Другим его несравненным вкладом была его корреспонденция. Сохранилось более 900 его писем, включая все, от официальных депеш до случайных записок друзьям и семье. Многое из того, что известно о политике и обществе его эпохи, известно благодаря переписке Цицерона. Лишь немногие из его писем были написаны для публикации, поэтому Цицерон дал волю своим ликованиям, страхам и разочарованиям.

Цицерон: союзы, изгнанники и смерть

Во время своего изгнания Цицерон отказался от предложений Цезаря, которые могли бы защитить его, предпочитая политическую независимость роли в Первом Триумвирате. Цицерон был вдали от Рима, когда разразилась гражданская война между Цезарем и Помпеем. Он присоединился к Помпею, а затем столкнулся с еще одним изгнанием, когда Цезарь выиграл войну, осторожно вернувшись в Рим, чтобы получить помилование диктатора.

Цицерона не просили присоединиться к заговору с целью убийства Цезаря в 44 г. до н.э., но он быстро отпраздновал это постфактум. В междоусобицах, последовавших за смертью Цезаря, Цицерон предпринял краткие попытки заключить союзы с ключевыми фигурами, сначала защищая Марка Антония перед Сенатом, а затем осудив его как врага общества в серии испепеляющих речей. Некоторое время он поддерживал выскочку Октавиана, но когда Антоний, Октавиан и Лепид объединились в 43 г. и образовали Второй Триумвират, судьба Цицерона была решена. Антоний устроил так, чтобы его объявили врагом народа. Цицерон был пойман и убит солдатами Антония, которые, как говорят, отрезали ему голову и правую руку и привезли их для демонстрации в Рим — месть Антония за речи и сочинения Цицерона.

Наследие Цицерона

Изобретательное владение латинской прозой Цицерона послужило образцом для поколений учебников и грамматик. Отцы Церкви исследовали греческую философию через переводы Цицерона, и многие историки датируют начало эпохи Возрождения повторным открытием Петраркой писем Цицерона в 1345 году . . Критик I века Квинтилиан сказал, что Цицерон — это «имя не человека, а самого красноречия».

Знаменитые афоризмы Цицерона

Надо судить человека, прежде чем полюбил его, ибо, полюбив, уже не судят.

Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания.

Счастливая жизнь начинается со спокойствия ума.

Мой телеграмм с архивными материалами : https://t.me/dust_history

Источники :

  • Звиревич В. Т. Цицерон. СПб.: Наука, 2016. −255 с.
  • Марк Туллий Цицерон. Речи. — М.: Наука, 1993. — Т. 1. — 448 с.
  • Грималь П. Цицерон / Пер. с фр.: Г. С. Кнабе, Р. Б. Сашина. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 544 с. — (Жизнь замечательных людей; 717). — 150000 экз.

О нахождении риторики (Марк Туллий Цицерон)

999 ₽

+ до 149 баллов

Бонусная программа

Итоговая сумма бонусов может отличаться от указанной, если к заказу будут применены скидки.

Купить

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

В наличии 2 шт

В наличии в 2 магазинах. Смотреть на карте

2

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

В книге представлен первый перевод на русский язык трактата Цицерона «О нахождении риторики» (De inventione rhetorica).

Книга адресована политическим деятелям, государственным служащим, адвокатам, специалистам в области классической филологии, а также читателям, интересующимся античной судебной риторикой и античной культурой.

Описание

Характеристики

В книге представлен первый перевод на русский язык трактата Цицерона «О нахождении риторики» (De inventione rhetorica). Книга адресована политическим деятелям, государственным служащим, адвокатам, специалистам в области классической филологии, а также читателям, интересующимся античной судебной риторикой и античной культурой.

Местечко Сольба

На товар пока нет отзывов

Поделитесь своим мнением раньше всех

Как получить бонусы за отзыв о товаре

1

Сделайте заказ в интернет-магазине

2

Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили

3

Дождитесь, пока отзыв опубликуют.

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Книга «О нахождении риторики » есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Марк Туллий Цицерон «О нахождении риторики » и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой.

Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.

Цицерон о риторике и политическом суждении

Риторика, жизненно важная черта демократической политики как в древнем, так и в современном обществе, подвергалась мощным атакам, наиболее эффективными из которых были ее эффективность для продвижения политического суждения. « Горгий » Платона иллюстрирует опасность оратора, потворствующего народу или манипулирующего им ради сохранения власти. Томас Гоббс утверждал, что риторика, поскольку она возбуждает умственные страсти, извращает суждения людей, тем самым подрывая народное правительство и требуя регулирования со стороны единой суверенной власти. Наконец, существует перспектива «совещательной демократии», наиболее ярко изложенная Юргеном Хабермасом и использованная Морстейном-Марксом (2004: 15–33) в его классическом анализе contio для критики риторики Римского форума. Совещательные демократы считают, что в отсутствие «идеальной речевой ситуации», в которой все участники с равным положением могут участвовать в рациональной аргументации и рассматривать ее, риторика не может соответствовать стандартам рациональности и равенства, необходимым для законного демократического обсуждения и суждения об обществе. хороший. В этой статье я утверждаю, что « De oratore » Цицерона (иногда дополненная другими работами Цицерона по риторике) представляет собой отчет об отношении риторики к политическому суждению, который отвечает требованиям Платона, Гоббса и совещательных демократов. Цицерон интерпретирует риторику как тип драматического представления, в котором суждение становится возможным благодаря ролям персонажей, которые берут на себя говорящий и аудитория.

Статья начинается с обзора критики риторики Платоном, Гоббсом и Хабермасом и показывает, как персонажи De oratore поднимают критику Платона (ср., например, 1.36, 1.38, 1.225).

Во второй части статьи обсуждается оценка Цицероном политического суждения. В De oratore Цицерон предполагает, что политическое суждение зависит от этоса и пафоса наряду с логоса . С точки зрения Цицерона, современные совещательные демократические описания риторики были бы нереалистично утопическими и, по иронии судьбы, недостаточно демократичными. Большинство людей судят по эмоциям (2.178), что делает традиционную риторику широко доступной ( вульгус ; 3.223). Однако, в отличие от Платона и Гоббса, Цицерон не предполагает, что эмоциональные призывы извращают народное суждение. Даже неопытная толпа по своей природе обладает способностью выносить суждения, так что разница между знатоком и простолюдином невелика (3. 195–97; ср. Брут 195).

Третий раздел связывает доверие Цицерона к народным суждениям с незаменимой ролью, которую этос или характер играет в вопросах суждения как говорящего, так и аудитории. Первый судит, какие аргументы будут убедительными, учитывая характер его аудитории; последний судит, заслуживает ли говорящий доверия. Один из терминов, которые Цицерон использует для обозначения характера — 9.0003 персона — вызывает представление об актере, играющем роль в театре (см. особенно Orator 70-74). Ораторское искусство задумано как тип драмы, в которой и оратор, и аудитория играют роли, основанные на том, что я называю сценарием. Сценарий имеет два основных источника. Первая — это природа, которая наделяет всех людей в силу их человечности способностью замечать, когда слова, мысли и действия не согласуются с человеческим обществом ( De Inventione 2.161; De oratore 9).0004 3,195; ср. De oratore 2.115, 2.159; De officiis 1.107-115). Второй состоит из республиканской конституции, институтов и обычаев, которые поддерживают и поддерживают римскую политическую культуру ( De oratore 1.35, 1.44, 1.193-96; ср. De Inventione 2.162). Этот сценарий обеспечивает общую основу для суждений говорящего и аудитории и предотвращает неизбежное сводничество (абсолютное господство аудитории над оратором) или манипуляции (абсолютное господство оратора над аудиторией). В получившейся политической драме аудитория движется оратором, а говорящий связан с аудиторией, но в соответствии с нечетким сценарием, который способствует суждению, а не произвольным или негибким образом, который, по мнению современных философов, делает суждение невозможным (см. Бейнер 1983). Наконец, перформативное и театральное описание риторики Цицерона использует слуховые и визуальные стимулы, чтобы помочь суждению способами, несовместимыми с идеалом рациональной аргументации, отстаиваемым совещательными демократами.

Цицерон и сила риторики

В начале 20-го века репутация Цицерона была невысокой, но в последние годы все существенно изменилось. Это развитие было обусловлено не столько биографическими подходами, сколько рядом новых подходов к корпусу его сочинений, которые выявили их серьезность и оригинальность и, таким образом, более широко осветили интеллектуальную и социальную культуру поздней Римской республики.

Речи Цицерона сохраняли свое место в университетских программах более прочно, чем другие его сочинения, и, возможно, неудивительно, что работа над речами привела к переоценке Цицерона. Книга Энн Васали « представления: образы мира в цицероновской оратории » (1992) стала важной вехой в прочтении речей Цицерона в их социальном и физическом контекстах. « Контролирующий смех: политический юмор в позднеримской республике » Энтони Корбейла (1996) и «9» Синтии Деймон.0003 The Mask of the Parasite: a Pathology of Roman Patronage (1997) широко используют речи Цицерона в своем исследовании римских социальных практик. В книгах Брайана Кростенко « Цицерон, Катулл и язык социальной деятельности » (2001) и Сары Строуп « Катулл, Цицерон и общество покровителей: генерация текста » (2010) Цицерон помещается в интеллектуальный контекст поздней республики, с сочетание покровительства, взаимности и конкуренции, а также

Использование Цицероном судебного театра (2014) исследует перформативные аспекты его риторики.

Роль Цицерона в создании его собственной биографической традиции была в центре внимания, в частности, в книге Джона Дугана « Создание нового человека: цицероновское самообразование в риторической работе s» (2005), а в книге Инго Гилденхарда « творческое красноречие: построение Реальность Цицерона в «Речи » (2010) пытается извлечь повторяющиеся социологические и теологические конструкции, лежащие в основе ораторского корпуса. Эта работа стоит рядом с исследованиями, полностью сосредоточенными на риторике. Влиятельные 9 Вильфрида СтроЗа 0003 Taxis und Taktik: die advokatische Dispositionskunst in Ciceros Gerichtsreden (1975) последовали «Испытания характера: красноречие цицероновского этоса» Джеймса Мэя (1988) и анализ Кристофера Крейга цицероновских методов аргументации в «Форма как аргумент в Цицероне». Выступления: исследование дилеммы (1993). В книге Брюса Фрайера «Восстание римских юристов: исследования Цицерона Pro Caecina » (1985) исследуется связь между ораторским искусством Цицерона и римской юридической практикой. Эндрю Риггсби Преступление и сообщество в цицероновском Риме (1999) расширили расследование до уголовного права, а также рассмотрели роль политической фракционности в вынесении вердиктов присяжных. Он пришел к выводу, что на римских присяжных в первую очередь влияли сложные вопросы права. В основе этого лежит возобновление интереса к традиционному формату комментариев с более филологически ориентированными изданиями, такими как издание Доминика Берри о Pro Sulla (1996 г. ), Эндрю Дайка о Pro Caelio (2013 г.) и издание Луки Грилло о De Prouinciis Consularibus (2015 г.), теперь дополненный историческими изданиями (в частности, в серии Clarendon Ancient History издательства Oxford University Press), включая Pro Sestio Роберта Кастера (2006 г.) и исследование Линн Фотерингем цицероновского синтаксиса в ее издании Pro Milone (2013 г.).

Дальнейшим толчком к изучению речей Цицерона стал повышенный интерес к ораторскому искусству как части римской политической жизни. Фергюса Миллара Толпа в Риме в Позднюю республику (1998) утверждал важность римского народа в принятии политических решений и подчеркивал роль публичных собраний и выступлений на них. Работа Миллара была предметом интенсивных дискуссий, бесценным руководством к которым является книга Карла-Иоахима Хёлькескампа « Реконструкция Римской республики » (2010); Речи Цицерона, как единственные сохранившиеся образцы политического ораторского искусства времен Римской республики, являются важным свидетельством этого спора, особенно в Массовое ораторское искусство и политическая власть в позднеримской республике (2004). Пока еще не было серьезной переоценки важности Цицерона как политической фигуры.

Трактаты Цицерона решительно вышли из длительного периода, когда они в основном рассматривались как источники утраченной эллинистической философии. Очерки Бирда и Шофилда в издании Journal of Roman Studies 1986 года, о De Diuinatione и комментарий Джонатана Пауэлла 1988 года к De Senectute были важными моментами в изменении восприятия англоязычной науки. Оригинальность Цицерона как философа была постоянной темой: важные вклады включают Мэтью Фокса «Философия истории Цицерона » (2007). О связях между трактатами Цицерона и его интеллектуальной деятельностью можно прочитать в книге Елены Бараз « Письменная республика: Философская политика Цицерона» (2012). Это имеет много точек соприкосновения с недавней работой над речами, и в целом родовые границы между различными частями цицероновского корпуса все чаще пересекаются в убеждении, что во многих отношениях он действует как единое целое. Политическая философия Цицерона и, в частности, его анализ римской res publica во время кризиса стала объектом особого внимания. Работы Цицерона играют заметную роль в книге Дина Хаммера « Римская политическая мысль: от Цицерона до Августина » (2014). Книга Джеда Аткинса « Цицерон о политике и границах разума » (2013) предлагает последовательное прочтение книг Цицерона « De Re Publica » и « De Legibus ». Джой Коннолли, в Состояние речи: риторика и политическая мысль в Древнем Риме (2007) и The Life of Roman Republicanism (2015) выдвигает устойчивый аргумент в пользу актуальности цицероновской модели дебатов в современных демократиях.

Наконец, письма Цицерона, текст которых был помещен в надежную основу в изданиях Шеклтона Бейли, начиная с 1960-х годов, исследовались как тексты, столь же сознающие свой убедительный и автобиографический потенциал, как и любые другие произведения Цицерона. Джон Холл продемонстрировал, как они функционируют как средства коммуникации внутри элиты в Вежливость и политика в письмах Цицерона (2009) и Философская жизнь Шона Коннелла в письмах Цицерона (2014) опираются на всплеск интереса к философским трудам Цицерона, чтобы показать, как философия встроена в его переписку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *