Цицерон кратко о государстве: Учение Цицерона о государстве и праве

Учение Цицерона о государстве и праве

Учение Цицерона о государстве и праве
 
  1. Рефераты на русском
  2. Политология
  3. Учение Цицерона о государстве и праве


Учение Цицерона о государстве и праве.
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)— знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены  в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях (например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных политических и судебных речах.
Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права находятся под заметным влиянием древнегреческой мысли, и прежде всего учений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков. Вместе с тем это «иноземное» влияние Цицерон как патриот Рима и практический политик стремился соединить и согласовать с собственно римскими традициями в области государственно-правовой практики и политико-правовой мысли, с самобытной историей римского государства и права, с реальной обстановкой и актуальными задачами современной ему социальной и политической действительности.

В целом творческое использование идей предшественников в политико-правовом учении Цицерона сочетается с развитием им ряда оригинальных и новых положений в области теории государства и права.
Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа (res populi). При этом он подчеркивает, что «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих  людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи «правового государства». Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе.
Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля, Цицерон отвергал широко распространенные в его время представления о договорном характере возникновения государства.
Влияние Аристотеля заметно и в трактовке — Цицероном роли семьи как первоначальной ячейки общества, из которой постепенно и естественным путем возникает государство. Он отмечал изначальную связь государства и собственности и разделял положение стоика Панетия о том, что причиной образования государства является охрана собственности. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон характеризует как осквернение и нарушение справедливости и права.
Возникновение государства (также и права) не по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей  природе и сущности они (государство и право) носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. Изучение всей природы, отмечал Цицерон, приводит к пониманию того, что «всем этим миром правит разум». Данное положение, сформулированное еще древнегреческим философом Анаксагором, используется Цицероном для обоснования своего понимания «природы» как обусловленного и пронизанного божественной волей всеобщего источника разумных и справедливых установлений и действий людей. Именно благодаря тому, что люди самой природой наделены «семенами» разума и справедливости и, следовательно, им доступно постижение божественных начал, стало возможным само возникновение упорядоченного человеческого общения, добродетелей, государства и права.
Разум — высшая и лучшая часть души, «царский империй», обуздывающий все низменные чувства и страсти в  человеке (алчность, жажду власти и славы и т. д.), «мятеж души». Поэтому, писал Цицерон, «при господстве мудрости нет места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков».
В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного устройства, возникновению одних форм из других, «круговороту» этих форм, поискам «наилучшей» формы и т. д.
Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в «характере и воле» тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). «И вот, когда верховная власть находится в руках у одного человека, мы называем этого одного царем, а такое государственное устройство — царской властью. Когда она находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является такая община, в которой все находится в руках народа».
Все эти простые формы (или виды) государства не совершенны и не наилучшие, но они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне прочны, если только сохраняются те основы и связи (в том числе — и правовые), которые впервые накрепко объединили людей в силу их общего участия в создании государства. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки.
В случае, если бы предстоял выбор среди них, предпочтение отдается царской власти, а на последнее место ставится демократия. «Благоволением своим,— пишет Цицерон, — нас привлекают к себе цари, мудростью — оптиматы, свободой — народы». Перечисленные достоинства разных форм правления, по мысли Цицерона, могут и должны быть в их совокупности, взаимосвязи и единстве представлены в смешанной (а потому и наилучшей) форме государства. В простых же формах государства эти достоинства представлены односторонне, что и обусловливает недостатки простых форм, ведущие к борьбе между различными слоями населения за власть, к смене форм власти, к их вырождению в «неправильные» формы.
Основной порок простых форм государства состоит, согласно Цицерону, в том, что все они неизбежно, в силу присущей им односторонности и неустойчивости, находятся на «обрывистом и скользком пути», ведущем к несчастью. Царская власть, чреватая произволом единовластного правителя, легко вырождается тиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести) превращается в господство клики богатых и знатных.
Хотя такая власть и продолжает ошибочно именоваться правлением оптиматов, но на деле, замечает Цицерон, «нет более уродливой формы правления, чем та, при которой богатейшие люди считаются наилучшими». Соответственно и полновластие народа, по оценке Цицерона, приводит к пагубным последствиям, к «безумию и произволу толпы», к ее тиранической власти.
Эти уродливые виды властвования (тирания единоличного владыки или толпы, господство клики) уже не являются, согласно Цицерону, формами государства, поскольку в таких случаях вовсе отсутствует само государство, понимаемое как общее дело и достояние народа, отсутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право.
Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению Цицерона, можно лишь в условиях наилучшего (т. е. смешанного) вида государственного устройства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм правления. «Ибо, — подчеркивал он, — желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа».
В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан.
Как путь к смешанной форме правления Цицерон (вслед за Полибием) трактовал эволюцию римской государственности от первоначальной царской власти к сенатской республике. При этом аналогию царской власти он видел в полномочиях магистратов (и, прежде всего, консулов), власти оптиматов — в полномочиях сената, народной власти — в полномочиях народных собраний и народных трибунов. В этой связи Цицерон восхищался дальновидностью и мудростью «предков», создавших такую разумную форму государства, и призывал твердо придерживаться их политических заветов. Подчеркивая опасность крена в сторону того или иного начала смешанной государственности и выступая за их взаимное равновесие, он подчеркивал необходимость «равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий — с тем, чтобы достаточно власти было у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа».

Свою концепцию наилучшей (смешанной) формы государства, в отличие от платоновских проектов идеального государства, Цицерон считал реально осуществимой, подразумевая при этом практику римской республиканской государственности в лучшую пору ее существования («при предках»). Платоновское же государство — это, скорее, не реальность, а лишь желание, оно «не такое, какое могло бы существовать, а такое, в каком было бы возможно усмотреть разумные основы гражданственности».
В своем творчестве и в своей практической политической деятельности (в качестве квестора, сенатора, эдила, претора и консула) Цицерон последовательно выступал за строй сенатской республики, против полновластия отдельных лиц, в том числе и против режима личной военной диктатуры.
Смысл «срединного» характера политической позиции Цицерона состоял в том, что он, отстаивая республиканские традиции и систему республиканских учреждений, выступал под лозунгом «всеобщего согласия» всех социальных слоев римских граждан в рамках «общего правопорядка». Эта «срединная» позиция отчетливо проявилась и в политическом лавировании Цицерона между «оптиматами» и «популярами» — приверженцами, условно говоря, двух линий политической ориентации соответственно на верхи и низы общества. Сознавая различие целей оптиматов и популяров, Цицерон вместе с тем развивал представление о том, что подлинные интересы тех и других вполне могут быть соединены и учтены в рамках «общего согласия». Себя Цицерон, после избрания его на народном собрании консулом, аттестовал (не без демагогии) как истинного защитника народа, как консула-популяра.
С учетом специфики практической политики и ее особой  логики следует все. же признать, что в своей деятельности Цицерон в целом оставался верен основным идеям и принципам той теоретической концепции государства, которую он развивал в своем политическом учении. Ключевая роль и там и тут отводилась представлениям об «общем благе», «согласовании интересов», «общем правопорядке» и т. д.
При этом, разумеется, имелись в виду интересы свободных сословий и граждан римской республики, но вовсе не рабов.
Рабство, по Цицерону, «справедливо потому, что таким людям рабское состояние полезно и это делается им на пользу, когда делается разумно; то есть, когда у бесчестных людей отнимут возможность совершать беззакония, то угнетенные окажутся в лучшем положении, между тем как они, не будучи угнетены, были в худшем». Рабство обусловлено самой природой, которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы. Такова логика рассуждений Цицерона, которые он стремится подкрепить соображениями о соотношении различных частей души: господин так же правит рабом, как лучшая часть души (разум, мудрость) правит слабыми и порочными частями души (страстями, гневом и т. п.). К рабам, считал Цицерон, следует относиться, как к наемникам: требовать от них соответствующей работы и предоставлять им то, что полагается.
Хотя характеристика раба как «наемника» выгодно отличается от распространенных в то время представлений о рабе как «говорящем орудии», однако в целом суждения Цицерона по этой проблеме заметно расходятся с его общими положениями о том, что по природе «все мы подобны и равны друг другу», что между людьми никакого различия нет, что человек — «гражданин всего мира, как бы единого града» и т. д.  Много внимания в творчестве Цицерона уделено восхвалению добродетелей истинного государственного деятеля и идеального гражданина. В этой связи он критиковал представления эпикурейцев и ряда стоиков о том, что мудрому человеку не следует принимать на себя бразды правления и вообще активно участвовать в общественной и политической жизни. Считая управление государством сочетанием науки и искусства, требующим не только знаний и добродетелей, но и умения практически их применять в интересах общего блага, Цицерон отмечал, что «сама природа» влечет лучших людей к тому, чтобы «сделать жизнь людей более безопасной и более богатой». Он советовал изучать науки о государстве и праве как «такие науки, которые могут сделать нас полезными государству», усматривая в этом служении государству «самую славную задачу мудрости и величайшее проявление доблести и ее обязанность».
Мудрый государственный деятель, согласно Цицерону, должен видеть и предугадывать пути и повороты в делах государства, чтобы воспрепятствовать неблагоприятному ходу событий (смене форм правления в пагубную сторону, отклонению от общего блага и справедливости) и всячески содействовать прочности и долговечности государства как «общего правопорядка».
Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно, кроме того, быть сведущим в учениях о государстве и «владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив».
В том крайнем случае, когда под вопрос поставлено само благополучие государства как общего дела народа, с согласия  последнего истинный государственный деятель, по Цицерону, должен «как диктатор установить в государстве порядок». Здесь политик выступает не в своих корыстных целях, а в общих интересах как спаситель республики. Следуя Платону, Цицерон полагал, что истинным правителям в награду за их дела «назначено определенное место на небе, чтобы они жили там вечно, испытывая блаженство».
Обязанности идеального гражданина, согласно Цицерону, обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин не только не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иные несправедливости, но, кроме того, обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага.
Всемерно восхваляя политическую активность граждан, Цицерон подчеркивал, что «при защите свободы граждан нет частных лиц». Он отмечал также долг гражданина защищать отечество в качестве воина.
Апелляции к природе, к ее разуму и законам характерны и для правовой теории Цицерона. В основе права лежит присущая природе справедливость. Причем справедливость эта понимается Цицероном как вечное, неизменное и  неотъемлемое свойство и природы в целом, и человеческой природы. Следовательно, под «природой» как источником справедливости и права (права по природе, естественного права) в его учении имеются в виду весь космос, весь окружающий человека физический и социальный мир, формы человеческого общения и общежития, а также само человеческое бытие, охватывающее его тело и душу, внешнюю и внутреннюю жизнь. Всей этой «природе» (в силу ее божественного начала) присущи разум и законообразность, определенный порядок. Именно данное духовное свойство природы (ее разумно-духовный аспект), а вовсе не ее предметный и телесно-материальный состав, занимающий подчиненное и второстепенное место (как тело по отношению к душе, чувственные части души по отношению к разумной ее части) и является, по Цицерону, подлинным источником и носителем естественного права.
Цицерон дает следующее развернутое определение естественного права: «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона — кощунство; сколько-нибудь ограничивать 1его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем».
Этот «истинный закон» — один и тот же везде и всегда, и «на все народы в любое время будет распространяться один вечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей — бог, создатель, судья, автор закона».
Всякого, кто, презрев человеческую природу, своевольно не покоряется данному закону, Цицерон характеризует как беглеца от самого себя, который неминуемо понесет величайшую (божью) кару, если даже ему удастся избежать обычного людского наказания.
В своем учении о естественном праве Цицерон находился под большим влиянием соответствующих идей Платона, Аристотеля и ряда стоиков. Это влияние заметно и там, где он видит существо и смысл справедливости (и, следовательно, основной принцип естественного права) в том, что «она воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними».
Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность. «Первое требование справедливости, — отмечал он, — состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной — как своей». С этих позиций он отвергал такие акции римских популяров, как кассация долгов, ущемление крупных землевладельцев и раздача своим приверженцам и плебсу денег и имущества, отнятых у законных владельцев.
Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону, возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано». Само государство (как «общий правопорядок») с его установлениями и законами является по своей сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право.
Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления (политические учреждения, писаные законы и т.д.) соответствовали справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей.
Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями. «Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, — писал Цицерон, — то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы». Закон, устанавливаемый людьми, не может нарушить порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла, честное из позорного.
Свои общие представления о справедливых законах Цицерон конкретизировал в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистратах. Имея в виду универсальный характер этих законов, он писал: «Ведь мы издаем законы не для одного только римского народа, но и для всех народов, честных и стойких духом».
Ряд важных положений о правовой регламентации государственной деятельности высказан Цицероном в проекте закона о магистратах. Так, он отмечал, что империй (полномочия должностных лиц) должен быть законным. Следует, считал он, установить «не только для магистратов меру их власти, но и для граждан меру их повиновения. Ведь тот, кто разумно повелевает, рано или поздно должен будет подчиняться, а тот, кто покорно подчиняется, достоин того, чтобы рано или поздно начать повелевать». В общем виде им формулируется и следующий правовой принцип: «Под действие закона должны подпадать все».
В учении Цицерона о праве наряду с отличием естественного права от писаного содержится деление самого писаного права на частное и публичное право. Так называемое право народов трактуется им как частью положительное право разных народов и частью как естественное право международного общения (т. е. как международное естественное право). Он формулирует существенный принцип международного права о необходимости соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами. Проводя различие между справедливыми и несправедливыми войнами, он считал несправедливой и нечестивой всякую войну, которая «не была возвещена и объявлена». Война характеризуется им как вынужденный акт, допустимый лишь в случае безуспешности мирных переговоров. В качестве причины справедливой войны им указывается необходимость защиты государства, в качестве цели — установление мира. Цицерон выступал за гуманное обращение с пленными и побежденными.
Отдавая должное этим исторически прогрессивным идеям Цицерона в области международного права, следует вместе с тем отметить его в целом одобрительное отношение к завоевательным войнам римской державы и ее претензиям на мировую гегемонию.
Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру. Его труды находились в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в Цицероне своего великого предтечу и гуманиста. Большим авторитетом имя и идеи Цицерона как великого республиканца, борца за свободу и справедливость пользовались у деятелей Французской революции (О. Мирабо, М. Робеспьера и др.).
 
Список использованной литературы:
1. Учебник под ред. В.С. Нерсесянца. “История политических и правовых учений”. Москва. Инфра-М, 1996г.

  Рефераты на русском языке — Политология

Меню

Главная
Новости
Краеведение

История и современность

Герои ВКО

Почетные граждане

Искусство

Театр

История театра

Деятели театра

Музыкальное искусство

Народные композиторы

Певцы и композиторы

Изобразительное искусство

Танцевальное искусство

Киноискусство

Рефераты на русском
Рефераты на казахском
Литературная карта

Усть-Каменогорск

Катон-Карагай

Курчум

Тарбагатай

Зайсан

Улан

Семей

Глубокое

Риддер

Зыряновск

Большенарым

Аягуз

Шемонаиха

Образцы документов

                        

                           

                        

Учения Цицерона о государстве и праве

Страница 2 из 5

 

Марк Туллий Цицерон — знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях (например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных политических и судебных речах [1, c. 432].

Актуальность данной тематики определяется тем, что вопрос возникновения государства и права – ключевой в юридических науках. Современным молодым ученым и студентам необходим материал о том, как и что исследовали древние мыслители и философы. Их труды – бесценный клад для современников, так как на их базе можно построить новые теории, дополнить уже сложившиеся.

Цель нашей статьи – изучить проблему возникновения и развития государства и права в трудах Цицерона.

Задачами выступают следующие положения:

  1.          Изучить взгляды Цицерона по поводу возникновения государства и права.
  2.          Проанализировать труды древнеримского философа.
  3.          Проследить взаимосвязь мысли Цицерона и древнегреческими философами.
  4.          Сформировать общую картину трудов и достижений Цицерона в области изучения государства и права.

Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права находятся под заметным влиянием древнегреческой мысли и, прежде всего, учений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков. Вместе с тем, это «иноземное» влияние Цицерон, как патриот Рима и практический политик, стремился соединить и согласовать с собственно римскими традициями в области государственно-правовой практики и политико-правовой мысли, с самобытной историей римского государства и права, с реальной обстановкой и актуальными задачами современной ему социальной и политической действительности. В целом, творческое использование идей предшественников в политико-правовом учении Цицерона сочетается с развитием им ряда оригинальных и новых положений в области теории государства и права.

Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа. При этом он подчеркивает, что «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи «правового государства». Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля, Цицерон отвергал широко распространенные в его время представления о договорном характере возникновения государства [2, c. 213].

«ПерваяПредыдущая12345СледующаяПоследняя»


Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

Естественный закон, равенство и идея государства

РЕКЛАМА:

Эта статья проливает свет на три политические идеи Цицерона. Политические идеи: 1. Естественное право 2. Концепция естественного равенства 3. Идея государства.

Политическая идея № 1. Естественный закон:

Основная часть политической философии Цицерона состоит из трех взаимосвязанных элементов — веры в естественный закон, естественное равенство и государство как естественное для человека. «Истинное значение Цицерона в истории политической мысли заключается в том факте, что он дал стоической доктрине естественного права положение, в котором она была общеизвестна во всей Западной Европе с его дней до девятнадцатого века».

Он соединил платоновские принципы права и справедливости как вечности и стоического принципа верховенства и всеобщности закона, как он существует в природе. Всеобщий закон природы связывает всех людей вместе.

Закон природы неизменен, и его можно найти у всех народов и у всех наций. Эта универсальность естественного закона составляет основу мирового города. Поскольку закон природы является высшим, никто не может его нарушить.

По словам Цицерона, истинный закон есть правильный разум в согласии с природой. По его мнению, природа есть высшее проявление правильного разума. Это универсальное применение, неизменное и вечное; он призывает к долгу своими приказами и отвращает от дурных поступков своими запретами.

Его приказы и запреты всегда действуют на хороших людей, но не действуют на плохих. Попытка изменить этот закон не является грехом, и не дозволено пытаться отменить какую-либо его часть, и невозможно полностью отменить его.

Мы не можем быть свободны от своих обязательств перед сенатом или народом. Не будет разных законов в Риме и в Афинах, или разных законов сейчас и в будущем, и неизменный закон будет действовать для всех народов и во все времена.

Цицерон поставил понятие абстрактного разума и естественного закона в непосредственную связь с деятельностью человеческого разума и законодательства государства. Если человеческое законодательство согласуется с разумом, оно не может не согласовываться с природой.

РЕКЛАМА:

Это означает, что, согласно Цицерону, человеческое законодательство, нарушающее законы природы, должно быть объявлено недействительным.

Когда каждый демонстрирует обязательство перед законом природы, в государстве должна быть справедливость. То есть нарушение естественного права есть нарушение справедливости. Комментируя идею Цицерона о естественном праве, Геттел сказал, что его комментарий о естественном праве стал классическим из-за ясности, с которой он смог выразить свои мысли.

Политическая идея № 2. Концепция естественного равенства:

Концепция равенства Цицерона является еще одним аспектом его политической философии. Люди рождены для справедливости, и это право основано не на мнении человека, а на природе. Нет никакой разницы между человеком и человеком в природе в глазах естественного закона, все люди равны. Что касается обучения и владения собственностью, то, несомненно, существует различие между человеком и человеком.

Но в обладании разумом, в своем психологическом складе и в своем отношении к добру и злу все люди равны. Человек рожден, чтобы добиваться справедливости, и в этом отношении не следует проводить различия между людьми.

РЕКЛАМА:

Все люди и человеческие расы обладают одинаковой способностью к переживанию и к одному и тому же опыту, и все в равной степени способны различать правильное и неправильное.

Комментируя точку зрения Цицерона на естественное равенство, Карлейль сказал, что никакое изменение в политической теории не является столь поразительным по своей полноте, как переход от Аристотеля к понятию естественного равенства. Аристотель также думал о равенстве граждан. Но он не был готов предоставить гражданство всем людям.

Это было ограничено только избранным числом лиц. Таким образом, идея равенства Аристотеля не была всеобъемлющей. Лишь немногие были равны между собой. Цицерон рассматривал равенство с моральной точки зрения. Все люди созданы Богом и рождены для справедливости. Таким образом, искусственная дискриминация не только несправедлива, но и аморальна.

Каждое политическое общество обязано обеспечить определенное достоинство каждому человеку. Цицерон отказался от старой идеи рабства. Рабы не инструмент и не собственность, они люди. Так что они имеют право на справедливое обращение и независимую личность.

Политическая идея # 3. Идея государства:

Цель Цицерона в «Республике» — изложить концепцию идеального государства, как это сделал Платон в своей «Республике». Он не пытался скрыть своего долга перед Платоном.

Он перенял ту же технику диалога. Но государство Цицерона — не воображаемая организация. Это ограничено римским государством, и он привел иллюстрации из истории Рима.

Содружество является собственностью народа. Но народ — это не какое-либо собрание людей, собранных каким-либо образом, а собрание людей в больших количествах, объединенных соглашением о справедливости и партнерстве для общего блага.

Первопричиной такого общения является не столько слабость индивидуума, сколько определенный социальный дух, заложенный в нем природой. Ибо человек не является одиноким или асоциальным существом, но рожден с такой природой, что даже в условиях большого процветания всякого рода он не желает быть изолированным от своих собратьев.

Приведенное выше наблюдение раскрывает некоторые черты цицероновской идеи государства. Цицерон определил природу государства как дело, вещь или собственность народа. Этот термин вполне эквивалентен Содружеству, и его использовал Цицерон. По мнению Цицерона, государство как Содружество существует для этических целей, и если оно не может выполнить эту миссию, оно ничто.

Государство основано на соглашении об общем благе. Еще одна черта государства Цицерона состоит в том, что люди собрались вместе не по своей слабости, а по своей общительности. Человек не одинокое животное. Он любит и любит привыкать к человеку. Это врожденная природа человека. Именно рациональное поведение людей лежит в основе основания государства. Следовательно, мы можем назвать это необходимой ассоциацией.

Полезно для достижения общего блага. Цицерон сказал, что нет ничего, в чем человеческое совершенство могло бы более приблизиться к божественному, чем в основании новых государств или в сохранении уже основанных государств.

Желание разделить общее благо настолько сильно, что люди преодолели все соблазны удовольствия и комфорта. «Таким образом, Цицерон формулирует видение, которое в то же время является полностью политическим». Его идея государства и гражданства поразительно похожа на идею Платона и Аристотеля.

Сабина назвала государство Цицерона корпоративным телом. Естественно, все его члены будут заботиться о преимуществах и недостатках друг друга. Поскольку государство является юридическим лицом, его власть коллективна и исходит от народа.

РЕКЛАМА:

Когда политическая власть осуществляется должным образом и законно, она будет считаться властью народа. То есть это корпоративная власть. Наконец, государство и его закон подчинены Богу. В теории Цицерона государственная сила не занимает очень важного места. Только во имя справедливости и справедливости можно применять силу.

Как и Полибий, Цицерон предложил три типа правления — королевскую, аристократическую и демократическую. Но в каждой форме правления есть зародыш коррупции и нестабильности, и это ведет к падению правительства.

Только смешанная форма правления является надлежащей гарантией стабильности и отсутствия коррупции в обществе. Цицерон предпочитал республиканскую форму правления как прекрасный пример системы сдержек и противовесов для стабильности и блага политической системы.

По мнению Даннинга, хотя Цицерон и следовал за Полибием в теории сдержек и противовесов, было бы неправильно предполагать, что он не обладал какой-либо оригинальностью мысли. Смешанная форма правления Цицерона менее механична.

«Не может быть никаких сомнений в том, что в пограничном регионе, где встречаются этика, юриспруденция и политика, Цицерон выполнил работу, которая занимает важное место в истории политической теории».

Главная ›› Политика ›› История ›› Римляне ›› Цицерон ›› Политические идеи

Цицерон: враг государства, друг свободы

Вопрос: Если бы вы могли вернуться в прошлое и провести один час в разговоре с 10 человек — каждого отдельно и приватно — кого бы вы выбрали?

Мой список не совсем одинаков изо дня в день, но по крайней мере пара одинаковых имен всегда в нем обязательно. Один из них — Марк Туллий Цицерон. Он был величайшим гражданином величайшей древней цивилизации, Рима. Он был ее самым красноречивым оратором и самым выдающимся литератором. Он был избран на его высшую должность, а также на большинство меньших, которые имели хоть какое-то значение. Больше, чем кто-либо другой, Цицерон привнес в Рим лучшие идеи греков. До наших дней сохранилось больше его письменных и устных произведений, включая сотни речей и писем, чем у любого другого исторического деятеля до 1000 г. н.э. Самое главное, что он отдал свою жизнь за мир и свободу как величайший защитник Римской республики до этого. погрузились во тьму государства войны за благоденствие.

Ученый из Института Катона Джим Пауэлл открыл свою замечательную книгу «Триумф свободы: 2000-летняя история, рассказанная на примере жизней величайших борцов за свободу» (Free Press, 2000) главой об этом римском герое — главой, которую он закрыл с соответствующей данью: «Цицерон призывал людей рассуждать вместе. Он отстаивал порядочность и мир и дал современному миру некоторые из самых фундаментальных идей свободы. В то время, когда свободно говорить было опасно, он мужественно обличал тиранию. Он помогал поддерживать яркое пламя свободы более двух тысяч лет».

Кто не хотел бы провести час с этим мужчиной?

Цицерон родился в 106 г. до н.э. в маленьком городке Арпинум, примерно в 60 милях к юго-востоку от Рима. Он начал заниматься юридической практикой в ​​возрасте 20 лет. Его самое знаменитое дело, которое он выиграл, требовало от него защиты человека, обвиняемого в убийстве своего отца. Он добился оправдания, убедив присяжных, что настоящие убийцы тесно связаны с высшими государственными чиновниками Рима. Это был первый, но не последний раз, когда он подвергал себя серьезной опасности за то, что считал правильным.

В 70 г. до н.э., через 10 лет после победы в том знаменитом процессе об убийстве, Цицерон взял на себя необычную для него роль — обвинителя. Это было дело о коррупции с участием Гая Верреса, политически влиятельного бывшего губернатора Сицилии. Обиженные сицилийцы обвинили Верреса в злоупотреблении властью, вымогательстве и растрате. Доказательства, собранные Цицероном, казались ошеломляющими, но Веррес был уверен, что сможет избежать осуждения. Его блестящий защитник Гортензий считался равным Цицерону. И Веррес, и Гортензиус считали, что могут отложить суд на несколько месяцев, пока их близкий союзник не станет новым судьей суда по делам о вымогательстве. Но Цицерон переигрывал их на каждом шагу. Веррес, чуть не признав свою вину, бежал в изгнание. Речи Цицерона против него, In Verrem до сих пор читают в некоторых юридических школах.

Римские избиратели награждали Цицерона победами на одной должности за другой, пока он продвигался вверх по правительственной лестнице. В то же время патрицианская знать Рима так и не приняла его полностью, потому что он происходил из несколько более скромного класса, так называемого всаднического ордена. Он достиг вершины власти в 63 г. до н.э. когда в возрасте 43 лет римляне избрали его соконсулом.

Консульство было высшей должностью в республике, хотя власть по римской конституции была разделена между двумя равными консулами. Один мог наложить вето на решения другого, и оба были ограничены одним годичным сроком. Соконсул Цицерона, Гай Антоний Гибрид, был настолько омрачен красноречием и магнетизмом своего коллеги, что сегодня о нем лишь упоминается. Напротив, Цицерон стал спасителем республики на фоне впечатляющего заговора с целью ее уничтожения.

Главарем обширного заговора был сенатор по имени Луций Сергиус Каталин. Этот недовольный, властолюбивый римлянин собрал обширную сеть попутчиков, в том числе некоторых коллег-сенаторов. План состоял в том, чтобы вызвать всеобщее восстание по всей Италии, двинуться на Рим с помощью наемников, убить Цицерона и его соконсула, захватить власть и подавить всю оппозицию. Цицерон узнал о заговоре и тихо провел собственное расследование. Затем в серии из четырех сильных речей перед Сенатом, в первой из которых присутствовала сама Каталина, он вырвался. Великий оратор загипнотизировал Сенат этими вступительными строками и последующим резким обвинительным заключением:0003

Доколе, о Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим терпением? И долго ли это ваше безумие будет насмехаться над нами? К чему бросится твоя необузданная дерзость?

Прежде чем Цицерон был покончен, Каталина сбежала из Сената. Он сплотил свою сокращающуюся армию, но в конце концов был убит в бою. Другие главные заговорщики были разоблачены и казнены. Цицерон, которому сенат предоставил чрезвычайную власть, отказался от этой власти и восстановил республику. Ему было присвоено почетное звание Pater Patriae (Отец страны).

Но Рим во время заговора Катилинария не был Римом двух или трех столетий назад, когда честь, добродетель и характер были лозунгами римской жизни. Ко времени Цицерона это место кишело коррупцией и жаждой власти. Внешние проявления республики ежедневно подтачивались гражданскими волнениями и растущим государством войны за благоденствие. Многие из тех, кто на словах публично поддерживал республиканские ценности, в частном порядке потворствовали получению власти или богатства посредством политических связей. Другие были развращены или подкуплены правительственными подачками, чтобы заставить их молчать. Республика находилась на системе жизнеобеспечения, и вскоре голос Цицерона был заглушен нарастающей волной политических интриг, насилия и народной апатии.

В 60 г. до н. э. Юлий Цезарь (в то время сенатор и военный генерал с безграничными амбициями) пытался уговорить Цицерона присоединиться к могущественному партнерству, известному как Первый Триумвират, но республиканские настроения Цицерона побудили его отклонить предложение. Два года спустя и всего через пять лет после разгрома заговора Каталины Цицерон оказался не на той стороне сенаторских интриг. Политические оппоненты потворствовали тому, чтобы помешать его влиянию, что привело к кратковременному изгнанию в северную Грецию.

Он вернулся к герою, но вернулся к писательству. В течение следующего десятилетия или около того он подарил миру впечатляющие литературные и философские работы, одна из моих любимых — « De Officiis » («По долгу службы»). В нем он писал: «Главная цель создания штатов и конституционных порядков заключалась в том, чтобы гарантировать права индивидуальной собственности… Особая функция государства и города — гарантировать каждому человеку свободный и беспрепятственный контроль над своей собственной собственностью». имущество.»

Однако политика не оставит Цицерона в покое. Соперничество между Цезарем и другим ведущим политическим деятелем и полководцем Помпеем переросло в гражданскую войну. Цицерон неохотно встал на сторону последнего, которого он считал меньшим из двух зол и менее опасным для республики. Но Цезарь одержал победу над Помпеем, убитым в Египте, а затем убедил Сенат назначить его пожизненным диктатором. Через месяц Цезарь был убит в Сенате прореспубликанскими силами. Когда Марк Антоний попытался сменить Цезаря на посту диктатора, Цицерон снова возглавил республиканское дело, произнеся серию из 14 мощных речей, известных в истории как Филлиппики.

Ораторское искусство Цицерона никогда не было выше. С остатками республики, висящими на волоске, он бросил свиток в Антония. Потенциальный диктатор, заявил Цицерон, был не чем иным, как выжидающим кровожадным тираном. «Я боролся за республику, когда был молод, — утверждал он. «Я не оставлю ее в старости. Я презирал кинжалы Катилины; Я не буду дрожать перед твоим. Наоборот, я охотно предал бы им свое тело, если бы моей смертью могла быть восстановлена ​​свобода нации и агония римского народа могла бы, наконец, породить то, над чем он так долго трудился».

Антоний и его товарищи по заговору назвали Цицерона врагом государства и послали убийцу Геренния, чтобы убить его. 7 декабря 43 года до нашей эры убийца нашел свою цель. Великий государственный деятель обнажил свою шею и обратился к нападавшему с такими последними словами: «В том, что ты делаешь, солдат, нет ничего хорошего, но попробуй убить меня как следует».

Одним ударом меча по шее жизнь последнего главного препятствия на пути к диктатуре была уничтожена. В этот момент истекла и 500-летняя республика, уступив место имперскому самодержавию. Римская свобода исчезла. По приказу Антония руки Цицерона были отрублены и прибиты вместе с головой к трибуне ораторов на Римском форуме. Жена Антония лично вырвала Цицерону язык и, в ярости против его красноречия, несколько раз проткнула его шпилькой.

Пауэлл сообщает в Триумф Свободы , что спустя столетие после ужасного деяния римский писатель Квинтилиан заявил, что Цицерон был «именем не человека, а самого красноречия». Тринадцать столетий спустя, когда был изобретен печатный станок, первой выпущенной книгой была Библия Гутенберга , а второй — Цицеронова De Officiis . Еще через три столетия после этого Томас Джефферсон назвал Цицерона «первым хозяином мира». А Джон Адамс провозгласил: «Все века мира не дали более великого государственного деятеля и философа», чем Марк Туллий Цицерон.

Кто-то может сказать, что усилия Цицерона по спасению Римской республики были, по крайней мере задним числом, пустой тратой времени. Он отдал свою жизнь за идеал, который смог еле-еле продлить, может быть, на пару десятков лет.

Но если бы я провел час с Цицероном, я бы поблагодарил его. Я хотел бы, чтобы он знал, каким источником вдохновения он остается для любителей свободы во всем мире, спустя более двух тысячелетий после его жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *