Е. Орлов — Марк Туллий Цицерон. Его жизнь и деятельность читать онлайн
12 3 4 5 6 7 …16
Е. Орлов
Марк Туллий Цицерон
Его жизнь и деятельность
Биографические очерки
С портретом Цицерона, гравированным в Петербурге К. Адтом, и другими иллюстрациями
Глава I
Наши сведения о Цицероне и разногласия в оценке его личности и деятельности. – Рождение и семья. – Воспитание и образование. – Выступление на публичное поприще. – Оппозиция Сулле. – Поездка в Грецию. – Дружба и переписка с Аттиком. – Его популярность в Риме. – Начало государственной деятельности. – Квесторство в Сицилии. – Верресов процесс: хищническая карьера Верреса, обвинения против него, разбор дела и успех Цицерона. – Verrinae. – Эдильство Цицерона. – Выступление его в качестве политического оратора. – Манилиев закон. – Кандидатура на консульство и измена демократии. – Оппозиция Сервилию Руллу. – Заговор Катилины. – Личность Катилины, его политическая программа, кандидатура и революционные планы.
– Оппозиция Цицерона. – Приемы борьбы. – Первая речь против Катилины. – Ошибка Пентулла. – Фиаско заговора. – Популярность Цицерона
Ни с кем из выдающихся личностей древности мы так близко, так частно не знакомы, как с Марком Туллием Цицероном, величайшим римским оратором и писателем. В то время, как значительное большинство первых проходит мимо наших взоров более или менее ясными профилями, обращенными к нам лишь той стороной, на которую пал ревнивый свет истории, образ Цицерона мы в состоянии восстановить во всей яркости и всесторонности живой личности, какою он являлся в действительности, в глазах современников и своих. Этим мы обязаны, помимо многочисленных его речей и сочинений, главным образом дошедшей до нас обширной – свыше 800 писем – переписке его с друзьями, которая по обилию заключающихся в ней данных представляет первоклассный автобиографический документ. Благодаря этой переписке мы знаем Цицерона не только как публичного деятеля – политика, адвоката и писателя, но и как частное лицо – мужа, отца, брата и друга, и мы застаем его не только на ораторской трибуне, где-нибудь в сенате, суде и на форуме, но и в тесном кругу его близких и домашних, в интимной обстановке его дворцов и вилл, погруженным то в профессиональные занятия, то в изучение своих любимых авторов, то, наконец, в хлопоты и дрязги будничной жизни.
Начиная с 68 года – с того момента, как начинается его переписка – ни одно событие его многосторонней жизни не ускользает от наших взоров: нам известен каждый его шаг, нам знакомо каждое движение его души, мы знаем все его мечты и опасения, радости и горе. Для нас Цицерон как древний римлянин отступает на задний план; живописно наброшенная тога, величественно протянутая длань и прочие аксессуары классического героя исчезают бесследно, и их место занимает фигура человека, почти столь же близкого к нам по плоти и крови, как если бы он жил многими веками позже.
Но несмотря на это, несмотря на разнообразие и точность имеющихся у нас биографических сведений, личность и деятельность Цицерона являются предметом ожесточенных споров и разногласий для большинства историков и биографов. Одни, а именно немецкая историческая школа с Друманном и Моммзеном во главе, отрицают за Цицероном какие бы то ни было достоинства и заслуги не только в качестве политического деятеля, но и в качестве оратора и писателя: человек без талантов и без убеждений, он был не более, чем “политический флюгер” и “газетный памфлетист”, у которого в распоряжении было несравненно больше слов, нежели идей.
Другие же, большей частью французы, возглавляемые Гастоном Буассье, рыцарски поднимают брошенную немцами перчатку и с самоотверженностью, достойной подражания в лучшем деле, стараются защитить Цицерона от нападок его противников: они выдвигают на первый план его симпатичные стороны, оттеняя его добродетели частного лица, и покрывают блистательным лоском его публичную карьеру, оправдывая ее очевидные изъяны “некоторой бесхарактерностью” и сами эти изъяны называя благозвучными именами “заблуждений” и “промахов”. Мы не станем вдаваться в разбирательство этих приговоров и исследование причин их разногласия; мы лишь позволим себе выразить свою солидарность с мнением Моммзена, поскольку оно касается политической деятельности нашего героя, и вместе с тем заявить свое несогласие с тем умалением ораторских талантов Цицерона и его заслуг в философии и литературе, на какое решается знаменитый историк Рима. Наше мнение не эклектическое: мы и не думаем подписываться под дифирамбами, щедрою рукою расточаемыми Буассье и другими; мы лишь считаем приговор Моммзена слишком прямолинейным и желаем воздать suum cuique.
Марк Туллий Цицерон родился 3 января 106 года до Р. X. в наследственном поместье, расположенном неподалеку от небольшого, но живописного городка Арпин. Как известно, из этого же города происходил и знаменитый вождь демократов Марий, и это обстоятельство давало впоследствии повод многим льстецам нашего героя заявлять, что Арпин дал отечеству двух его спасителей. Семья Цицерона была одна из тех здоровых провинциальных семей, которые благодаря своему цепкому консерватизму, смышленой практичности, терпению и трудолюбию долгое время являлись ядром нации, создав своими руками обширную Римскую республику, сильную устойчивостью и организацией. Это были зажиточные фермеры, которые, хотя и не насчитывали среди своих членов курульных магистратов, пользовались, тем не менее, значительным уважением и влиянием в околотке, имея кое-какие связи даже в самой столице. Предполагают, что один из предков Цицерона был простой крестьянин, занимавшийся огородничеством: отсюда это плебейское прозвище Cicero – род гороха, – которым так мужественно гордился впоследствии Марк, обещая насмешникам прославить его наравне с аристократическими именами Скавров и Катуллов.
Дед его был человеком старого закала, сухим, черствым и крепкоголовым, который ничего так не боялся, как новшеств, и особенно косо посматривал на греческие веяния, в ту пору все более и более распространявшиеся в италийской атмосфере. Его опасения, по-видимому, оправдались еще скорее, чем он ожидал, потому что сын его – отец Марка – был человек уже совсем иного покроя: болезненный, тихий и склонный к размышлению, он под влиянием книг и разговоров стал рано тяготиться мелкопоместной жизнью и мечтать если не самому вырваться из нее, то по крайней мере вытащить оттуда своих детей. Его жена Гельвия, родственница Цинны, сочувствовала ему в этом, и когда оба сына их, Марк Туллий и Квинт, достигли школьного возраста, они решили оставить деревню и переселиться в столицу.
Читать дальше
12 3 4 5 6 7 …16
Цицерон Марк Туллий | |
106-43 до н. э. | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫ
| Цицерон Марк Туллий GDA/G. Цицерон (Cicero) Марк Туллий (106—43 дон. э.) — римский государственный
деятель, оратор и писатель, впервые сделавший латинский язык полноправным
средством выражения философских идей. Не будучи оригинальным мыслителем,
основателем философской школы или создателем собственной философской
системы, Цицерон стремился к тому, чтобы создать на родном языке философскую
прозу, способную ввести римскую читающую публику в курс последних достижений
греческой философской мысли, дать материал для серьезного чтения и
самообразования. В 19—20 вв. Цицерон интересовал историков философии в
основном как источник сведений о послеаристотелевской философии, огромное
большинство текстов которой было утрачено. Цицерон долгие годы занимался под
руководством последнего схоларха афинской Академии Филона из Ларисы, слушал
его ученика, а затем философского противника Антиоха Аскалонского, посещал
лекции современных ему стоиков и эпикурейцев. Цицерон начал свою литературную деятельность с сочинений, обозначаемых обычно
как «риторические», т. е. относящиеся к теории красноречия. Однако уже юношеское
сочинение «О нахождении» и затем написанный в 55 большой диалог «Об ораторе»
посвящены не только техническим вопросам риторики. Цицерон считал нужным принять
участие в древнем споре риторики и философии, где соперничающие стороны были
представлены еще и Сократом, и Платоном. ![]() Однако этот т.
н. скептицизм не означает отказа от познавательной деятельности. Филон
разрабатывал категорию «убедительного», или «правдоподобного», как ориентир не
только в повседневной жизни (как применяли ее его предшественники), но и в
научном познании. Вероятно, он основывался при этом на опыте Перипатетической
школы. В работе «О пределах добра и зла», посвященной теоретическому обоснованию
этики, Цицерон последовательно опровергает учения основных школ о высшем благе
(удовольствии — у эпикурейцев, добродетели — у стоиков), оставаясь при
скептическом воззрении, согласно которому окончательное теоретическое
обоснование высшего блага невозможно. Однако в области практической морали
определяющим для Цицерона является понятие природы: «кто следует природе, тот не
ошибается». Это, как и толкование понятий добродетели и долга, сближает его как
моралиста со стоиками, что в особенности видно в его последнем сочинении «Об
обязанностях». Однако признание стоической морали не примиряет его со стоической
верой в традиционных богов, с их фатализмом и связанной с этим верой в
ведовство.![]() M. M. Сокольская Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 337-338. Вернуться на главную страницу Цицерона
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| | ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
аудиокниг | Audible.com
Пропустить:
Произошла ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.
Выберите один или несколько вариантов, чтобы описать свой опыт
Результаты не то, что вы ищете
Результаты не актуальны
Результаты неуместны
Другой
- Что-нибудь еще мы должны знать?
0/200
- Примечание.
Ваш отзыв поможет нам улучшить результаты поиска в будущем. Это не изменит рейтинг ни одного из названий, которые вы видите сегодня.
Категории
Фильтровать по
Сбросить все
Плюс Каталог
Бесплатные названия
Вскоре
Последние 30 дней
Последние 90 дней
до 1 часа
от 1 до 3 часов
от 3 до 6 часов
от 6 до 10 часов
от 10 до 20 часов
20 часов и выше
Английский
испанский
Немецкий
Французский
итальянский
португальский
Японский
африкаанс
Русский
датский
румынский
китайский
Аудиокнига
Сокращенный
Полный
WhisperSync для голоса
1–20 из более чем 100 000 результатов
Сортировать по
Избранное Новейшие поступления Бестселлер Заголовок Продолжительность Сред.
Отзыв клиента
Автор: цицерон,%20маркус%20туллий.
Автор: цицерон,%20маркус%20туллий.
Сортировать: Заголовок: A-ZНазвание: Z-AAАвтор: A-ZАвтор: Z-AЦена: от высокой к низкойЦена: от низкой к высокойСамые последние в спискеПорядок в спискеЖанр: A-ZЖанр: Z-AКоличество: от наименее к наиболееСамые просматриваемыеНаименее просматриваемые
Показаны 1-5 из 5
Alterum Epistolarum volumen. Ad T. Atticum, Ad M. Brutum, Ad Quintum Fratrem.
Автор: Цицерон, Марк Туллий.
Цена: 1100,00 долларов США
Издатель: [Страсбург]: [Рихелиус], 1582.
Идентификатор продавца: 1372
Octavo. [18], 335, [56] л. Расширенный титульный лист.
Окрашивание на всем протяжении, становится тяжелее к концу. В современном телячьем переплете с слепым тиснением. Остатки застежек. Адамс С1923 (ок. 1560 г.). Над овалом проштамповано «CICERONIS STURM» с изображением царя (Давида?), преклонившего колени перед деревом, с надписью, очерчивающей овал (несколько бледной) на верхней крышке; нижняя крышка с цветочными венками с вкраплениями небольших овалов, изображающих головы известных людей.
Подробнее…
De Officiis Libri III.
Автор: Цицерон, Марк Туллий.
Цена: 2 200,00 долларов США
Издатель: Антверпен: Ex Officina C. Plantini, 1579 г..
Код продавца: 549
Octavo. 239 страниц. С устройством Плантена на титульном листе. Исторические инициалы на дереве. В пергаментном переплёте. GRAESSE II, 176.
Подробнее…
М.
Тул. Ciceronis Familiarum Epistolarum Libri XVI.Автор: Цицерон, Марк Туллий.
Цена: 2400,00 долларов США
Издатель: Париж: Apud Audoenum Parvus, sub signo Lilii Aurei.. 1549 г..
Код продавца: 550
Фолиант. [iv] л., 308 л. С устройством принтера на титульном листе. Исторические инициалы на дереве. В современном темно-коричневом переплете из полукозьей кожи с мраморными досками.
Подробнее…
М. Твллий Цицерон Опера Омния.
Автор: Цицерон, Марк Туллий.
Цена: 1300,00 долларов США
Издатель: Женева: Апу Эсташ Виньон, 159 г.6.
Код продавца: 916
Толстая четверть.
Четыре тома в одном переплете. Без отдельных титульных листов к томам II-IV. I: [iv] и далее, 436 ст.; II: 958 цв.; III: 636 цв.; IV: 714 цв.; Индекс и Привилегия — 40ff. И: 4, А4-О4, П2; II: аа8-zz8, Аа8-Gg8; III: а8-v8; IV: Aa8-Yy8, Zz4 ; Индекс и привилегия: A8-E8. Последний лист, E8, пустой и отсутствует. Гравированный титульный лист. В современном пергаментном переплете.
Подробнее…
Опера. Ex Petri Victorii Codicibus maxima ex parte descripta Rhetorica; …Epistolae … Orationes … Philosophica … Petri Victorii Explicationes suarum в Ciceronem Castigationum.
Автор: Цицерон, Марк Туллий.
Цена: 6000,00 долларов
Издатель: Parisiis: Ex Officina Roberti Stephani, 1538-1539.
Идентификатор продавца: 1422
Фолиант. 5 томов в 3. I: 288 страниц; II: 416 страниц; III: 639 страниц; IV: 158 страниц; В: 450 страниц.

э.
Dagli Orti 


Однако этот т.
н. скептицизм не означает отказа от познавательной деятельности. Филон
разрабатывал категорию «убедительного», или «правдоподобного», как ориентир не
только в повседневной жизни (как применяли ее его предшественники), но и в
научном познании. Вероятно, он основывался при этом на опыте Перипатетической
школы. В работе «О пределах добра и зла», посвященной теоретическому обоснованию
этики, Цицерон последовательно опровергает учения основных школ о высшем благе
(удовольствии — у эпикурейцев, добродетели — у стоиков), оставаясь при
скептическом воззрении, согласно которому окончательное теоретическое
обоснование высшего блага невозможно. Однако в области практической морали
определяющим для Цицерона является понятие природы: «кто следует природе, тот не
ошибается». Это, как и толкование понятий добродетели и долга, сближает его как
моралиста со стоиками, что в особенности видно в его последнем сочинении «Об
обязанностях». Однако признание стоической морали не примиряет его со стоической
верой в традиционных богов, с их фатализмом и связанной с этим верой в
ведовство.
Ваш отзыв поможет нам улучшить результаты поиска в будущем. Это не изменит рейтинг ни одного из названий, которые вы видите сегодня.