Реформы патриарха Никона. Начало раскола
Патриарх Никон решил изменить древнее церковное предание и начал вводить в русскую Церковь новые обряды, богослужебные тексты и другие новшества без одобрения собора. Он вступил на московский патриарший престол в 1652 году. Еще до возведения в патриархи он сблизился с царем Алексеем Михайловичем. Вместе они и задумали переделать русскую Церковь на новый лад: ввести в ней такие чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила на современную им греческую церковь, которая давно уже перестала быть вполне благочестивой.
В свое окружение патриарх Никон ввел некоего Арсения Грека, известного авантюриста, человека весьма сомнительной веры. Воспитание он получил у иезуитов, по прибытии на Восток принял ислам, затем снова примкнул к православию, а потом уклонился в католичество. Когда он появился в Москве, его отправили в Соловецкий монастырь как опасного еретика. Оттуда и взял его Никон к себе и сделал главным помощником в церковных делах. Это вызвало ропот среди русского народа. Но открыто возражать Никону опасались, так как царь предоставил ему неограниченные права в делах церкви.
Опираясь на дружбу и власть царскую, Никон приступил к церковной реформе решительно и смело. Начал он с укрепления собственной власти. Никон имел характер жестокий и упрямый, держал себя гордо и недоступно, называя себя, по примеру римского папы, «крайним святителем», титуловался «великим государем» и был одним из самых богатых людей России. К архиереям он относился надменно, не хотел их называть своими братьями, всячески унижал и преследовал остальное духовенство. Историк В. О. Ключевский назвал Никона церковным диктатором.
Реформа началась книжной справой. В старину не было типографий, книги переписывались в монастырях и при епископских дворах особыми мастерами. Это мастерство, как и иконописание, почиталось священным и выполнялось старательно и с благоговением. Русский народ любил книгу и умел ее беречь как святыню. Малейшая описка в книге, недосмотр или ошибка считались большим грехом. Благочестивый народ внимательно следил, чтобы не вкрались какие-либо ошибки. Писцы обычно заканчивали рукопись смиренным обращением к читателю, чтобы те выявляли ошибки, исправляли их. И за то писцы заранее по-христиански искренно благодарили «народных редакторов». Вот почему сохранившиеся до нас многочисленные рукописи старого времени отличаются чистотою и красотою письма, правильностью и точностью текста. В древних рукописях трудно встретить помарки или зачеркивания. В них было меньше описок, чем в современных книгах опечаток. Замеченные в прежних книгах существенные погрешности были устранены еще до Никона, когда в Москве начал действовать Печатный двор. Исправление книг велось с большой осторожностью и осмотрительностью.
Иначе стало при патриархе Никоне. На соборе 1654 года было решено исправлять богослужебные книги по древним греческим и древним славянским, на самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных.
За изменением книг последовали и другие церковные нововведения. Наиболее заметными из них были следующие:
— вместо двуперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от византийской православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстное;
— в старых книгах, в согласии с духом славянского языка, всегда писалось и выговаривалось имя Спасителя «Исус»; в новых книгах это имя было переделано на грецизированное «Иисус»;
— в старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем за Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца;
— в старых книгах в символе веры (8-й член) читается: «И в Духа Святаго Господа Истиннаго и Животворящаго»; после исправлений слово «Истиннаго» было исключено;
вместо сугубой, т. е. двойной аллилуии, которую творила русская Церковь с древних времен, была введена трегубая (то есть тройная) аллилуия;
— Божественную литургию в Древней Руси совершали на семи просфорах; новые «справщики» ввели пятипросфорие, т. е. две просфоры исключили.
Никон и его помощники дерзко посягнули на изменение церковных установлений, обычаев и даже апостольских преданий русской православной Церкви, принятых при Крещении Руси. Эти изменения церковных узаконений, преданий и обрядов не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей, свято хранивших древние святые книги и предания. Кроме самой порчи книг и церковных обычаев, резкое сопротивление в народе вызвали те насильственные меры, с помощью которых Никон и поддерживавший его царь насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями. Опасаясь утратить чистоту веры, одни предпочитали умереть, но не предать отеческое благочестие, другие покидали родные места.
Церковный раскол. Никон и Аввакум
В XVII в. русская православная церковь пережила раскол, вызванный реформами обрядов и исправлением богослужебных книг. Раскол был массовым религиозно-общественным движением, породившим свою собственную идеологию и культуру. Одновременно с расколом произошел острый конфликт между светской и духовной властями, закончившийся утверждением первенства власти царя над властью патриарха.
Церковные порядки середины XVII в. вызывали недовольство у простых верующих и среди духовенства. Например, многогласие, когда для сокращения времени церковной службы в храме одновременно читали Евангелие, пели и молились. Против такой формы богослужения выступал кружок «ревнителей благочестия». Среди членов этого кружка были протопоп Аввакум (1620-1682 гг.) и архиепископ Никон (1606-1681 гг.).
В 1652 г. церковный Собор избрал новым патриархом Никона. Никону было мало избрания на патриарший престол. Он отказывался от этой чести и лишь после того, как царь Алексей Михайлович пал перед ним на колени, согласился стать патриархом.
Первым шагом патриарха Никона стало проведение в 1653 г. церковной реформы.
Никон разослал по всем церквям указания по изменению традиционных для русского православия норм богослужения. Двуперстное крестное знамение заменялось трехперстным. Земные поклоны были заменены поясными. Крестные ходы предписывалось проводить против солнца, а не по солнцу, как это было прежде. Возглас «аллилуйя» во время богослужения предписывалось произносить не дважды, а трижды. Одновременно с этим началась проверка русских богослужебных книг. За основу были взяты греческие оригиналы. Прежние богослужебные книги было приказано уничтожить.
Ситуация осложнялась тем, что Никон, не считаясь с русскими традициями, подчеркивал свою приверженность греческим обрядам. Патриарх запретил иконы, писанные не по греческим образцам. Он приказал своим служителям выколоть глаза у собранных икон и в таком виде носить их по городу.
В марте 1654 г. церковный Собор одобрил реформы Никона. Победа Никона привела к расколу русской православной церкви. Тех, кто отказался признать нововведения, официальные власти именовали раскольниками. Сами же раскольники считали себя последователями истинного православия, а Никона и его последователей клеймили именем «антихристовых слуг». Самым ярым противником Никона был протопоп Аввакум, которого в 1653 г. арестовали и сослали в Сибирь. Началось преследование сторонников Аввакума.
Одновременно с борьбой против сторонников Аввакума патриарх Никон расширил свои права. Обширная патриаршая епархия перестала подчиняться, как другие епархии, Монастырскому приказу. Соборное Уложение 1649 г. запретило духовенству приобретать вотчины, но для Никона было сделано исключение. Царь Алексей Михайлович разрешил Никону покупать новые земли, дарил ему села и деревни. Влияние Никона возросло за время отлучек царя, вызванных войной с Польшей. В отсутствие царя патриарх управлял государством. Царь начал тяготиться опекой патриарха.
В июле 1658 г. Никону было передано распоряжение царя вести себя скромнее. Никон решился на отчаянный шаг — написал письмо царю с отречением от патриаршего сана.
Чтобы пресечь попытки бывшего патриарха вернуться к власти, было решено лишить его власти. Для этого был созван церковный Собор, который осудил и низложил Никона, главного инициатора церковных реформ, но одновременно с этим одобрил сами реформы. Никон был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь на Белом озере.
Низложение патриарха Никона продемонстрировало, что баланс сил между светской и духовной властями перевесил в пользу светской власти.
Конфликт царя и патриарха вселил надежды в противников церковных нововведений. Из десятилетней сибирской ссылки был возвращен протопоп Аввакум, который подал Алексею Михайловичу челобитную, требуя восстановить старую веру. На протопопа тотчас же обрушились прежние преследования.
В 1666 г. главных вождей раскола привезли из разных мест заключения в Москву. Церковный Собор предал их анафеме и проклятию. Приверженцы старых религиозных традиций подвергались преследованиям и наказаниям вплоть до смертной казни. Такая политика привела к тому, что старообрядцы (раскольники, староверы) целыми семьями бежали из центральных регионов России. Особенно много старообрядческих поселений возникло в Сибири и на Дальнем Востоке.
В 1682 г. в Москве собрался церковный Собор, чтобы решить судьбу руководителей раскольничьего движения. В апреле 1682 г. Аввакум и другие участники раскольнического движения были сожжены на костре. Однако казнь лидеров раскола привела к тому, что многие противники религиозных нововведений начали добровольно подвергать себя самосожжению. Размах самосожжений был настолько велик, что русские правители конца XVII — начала XVIII в. вынуждены были направлять войска в места расселения старообрядцев, чтобы те предотвращали массовые самоубийства. Церковная реформа патриарха Никона расколола страну на два лагеря — сторонников официальной религии и приверженцев старых традиций.
Никон | Русский патриарх | Британика
Nikon
Посмотреть все носители
- Год рождения:
- 1605 Россия
- Умер:
- 27 августа 1681 г. (76 лет) Москва? Россия
- Роль в:
- Раскол
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Никон , настоящее имя Никита Минин , (род. 1605, Вельдеманово, Россия — умер 1 августа [27 августа по новому стилю] 1681, по пути в Москву), религиозный деятель, безуспешно пытавшийся установить примат православной церкви над государством в России и чьи реформы, пытавшиеся привести русскую церковь в соответствие с традициями греческого православия, привели к расколу.
Никон (Никита) родился в селе Вельдеманово под Нижним Новгородом в семье крестьянина финского происхождения. Получив зачатки образования в близлежащем монастыре, Никон женился, поступил в клир, был поставлен на приход в Лысково, а затем поселился в Москве. Смерть всех троих его детей побудила его искать покаяния и уединения. Следующие 12 лет, с 1634 по 1646 год, он жил монахом (именно тогда он принял имя Никон), отшельником и, наконец, игуменом в нескольких северных местностях.
Викторина «Британника»
Мировые религии и традиции
Верите ли вы, что знаете все, что нужно знать о вере во всем мире? От храмов до фестивалей, эта викторина исследует вероисповедания и культуры.
Во время своего пребывания там Никон тесно сблизился с кружком, возглавляемым царским духовником Стефаном Вонифатьевым и священниками Иваном Нероновым и Аввакумом Петровичем (все, как и он, выходцами из Нижегородской области). Эта группа священников стремилась оживить церковь, установив более тесный контакт с массой верующих, а также стремилась очистить религиозные книги и ритуалы от случайных ошибок и римско-католических влияний. При их поддержке Никон стал сначала митрополитом Новгородским (1648 г.), а затем патриархом Московским и всея Руси (1652 г.
).Никон принял высший пост в Русской церкви только при условии предоставления ему всей полноты власти в вопросах вероучения и обряда. В 1654 г., когда царь отбыл в поход на Польшу, он поручил Никону надзор за управлением страной, а также позаботиться о безопасности царской семьи, а в 1657 г., с началом новой войны с Польшей, поручил Никону с полными суверенными полномочиями. Пользуясь дружбой царя, поддержкой реформаторов и сочувствием населения Москвы, Никон стоял на вершине своей карьеры.
Однако вскоре Никон оттолкнул своих друзей и привел в бешенство противников своим жестоким обращением со всеми несогласными с ним. Приняв патриаршество, он проконсультировался с работавшими в Москве греческими учеными, а также с книгами в патриаршей библиотеке и пришел к выводу, что не только многие русские книги и практики сильно испорчены, но и что ревизии кружка Вонифатьева внесли новые искажения. Затем он предпринял тщательный пересмотр русских книг и обрядов в соответствии с их греческими образцами, которые он считал более аутентичными, чтобы привести их в соответствие с остальной православной церковью. С помощью греческих и киевских монахов и при поддержке греческой иерархии он затем провел несколько собственных реформ: он изменил форму поклона в церкви, заменил двуперстный способ креститься трехперстным и велел петь три аллилуйя там, где по московскому обычаю требовалось два. Созванный им в 1654 г. собор русского духовенства уполномочил его приступить к пересмотру богослужебных книг. Затем он начал убирать из церквей и домов иконы, которые считал неправильно нарисованными. Чтобы подавить растущую оппозицию этим шагам, он созвал в 1656 году еще один собор, который отлучил от церкви тех, кто не принял реформы.
Хотя все изменения, внесенные Никоном, коснулись только внешних форм религии, некоторые из которых были даже не очень старыми, население и большая часть духовенства с самого начала сопротивлялись ему. Необразованное московское духовенство отказывалось заново заучивать молитвы и обряды, а массу верующих глубоко беспокоило презрение Никона к обрядам, считавшимся святыми и необходимыми для спасения России.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Когда Алексей вернулся в Москву в 1658 году, отношения между царем и патриархом уже не были такими, какими они были. Возросший в самоуверенности и подстрекаемый родственниками и придворными, Алексей перестал советоваться с патриархом, хотя и избегал открытого разрыва с ним. В конце концов Никон нанес ответный удар после того, как несколько бояр безнаказанно оскорбили его, а царь не явился на две службы подряд, на которых служил Никон. 20 июля (10 июля по ст. ст.) 1658 г. в свойственной ему порывистой манере он объявил о своей отставке пастве в Успенском соборе Кремля, а вскоре после этого удалился в Воскресенский монастырь.
Никон, видимо, надеялся этим актом заставить царя, чье благочестие было хорошо известно, отозвать его и восстановить прежнее влияние. Этого не произошло. После нескольких месяцев добровольного изгнания Никон попытался примириться, но царь либо отказался отвечать на его письма, либо призвал его официально оформить отставку. Никон отказался сделать это на том основании, что он отрекся только от Московской кафедры, а не от патриаршества как такового.
Обвинения против Никона предъявил сам царь. В основном они касались его поведения в период отсутствия царя в Москве, в том числе якобы присвоения им титула «великого государя». Многие обвинения были совершенно беспочвенны. Греческая иерархия теперь повернулась против Никона и приняла решение в пользу монархии, в чьей благосклонности она нуждалась. Греческий авантюрист Паисиос Лигаридис (теперь известно, что он был в сговоре с Римом) был особенно активен в падении Никона. Собор лишил Никона всех его священнических функций и 23 декабря сослал его в монахи на Белоозеро, примерно в 350 верстах (560 км) прямо к северу от Москвы.
Однако он сохранил проведенные им реформы и предал анафеме тех, кто им противостоял и которых отныне называли старообрядцами (или старообрядцами). В последние годы у Никона наладились отношения с Алексеем. Преемник Алексея Федор III отозвал Никона из ссылки, но умер по дороге в Москву.Никон был одним из выдающихся деятелей Русской Православной Церкви и способным администратором. Его окончательная неудача была вызвана двумя основными факторами: (1) его настойчивое требование гегемонии церкви над государством не имело прецедентов в византийских или русских традициях и не могло быть реализовано в любом случае; и (2) его неудержимый нрав и самодержавный нрав отталкивали от него всех, кто соприкасался с ним, и позволяли его противникам сначала опозорить, а затем победить его.
Ричард Э. Пайпс
Век восстания: церковный раскол
Век восстания: церковный расколАвтор: Линда Делейн — Век восстания; Церковный раскол
В 1667 году Россия сохранила контроль над Киевом. Это было началом упадка могущества Польши в Европе и резко изменило отношения между турками и Москвой. Это также открыло двери для притока ученых из Украины в Россию. В новой школе Андреевского монастыря были основаны первая больница и богадельня, введено украинское обучение.
Царь Алексей тоже проявил иное мировоззрение. Отчасти это было связано с его женитьбой на второй жене в 1671 году. Наталье Кирилловне Нарышкиной было всего двадцать лет, когда она вышла замуж за Алексея, которому было ок. 42. Она была матерью Петра Великого (10 июня 1672 г.), Феодоры Алексеновой (11 сентября 1673 г.) и Натальи Алексиновой (4 сентября 1674 г.). Наталья была гораздо более открытой и заинтересованной в путях Запада, активно выступала за перемены и имела глубокое влияние на царя. Алексей умер в 1676 г., а Наталья прожила до 169 г.4.
Первая театральная постановка в России была представлена в 1672 году и в царском дворце в Преображенском. Эта девятичасовая пьеса под названием Артаксеркс и Есфирь (см. Книга Есфирь) была написана Иоганном Готфридом Григорием, лютеранским священником. Это положило начало придворному театру, в котором ставились пьесы и балеты.
Как и ожидалось, Православная церковь возражала против западных влияний. Запад представлял Римскую церковь и протестантское движение. Единая христианская церковь пережила Великий раскол в 1058 году, который разделил христианство между Римом (католическим) и Константинополем (православным). Литургия, догматы и традиции Запада сильно отличались от восточных.
Православие имело ограниченное влияние на царя или народ, когда столкнулось с растущим увлечением западной культурой. В середине 1600-х годов Православной церкви удалось привлечь иностранцев; особенно немцы и поляки; переселены в отдельные районы и подальше от Москвы. Но власть Церкви в делах общества была серьезно ослаблена так называемым Никоновским делом и церковным расколом.
Никон родился в крестьянской семье в 1605 году и носил имя Никита. Он получил образование в монастыре, женился и служил приходским священником в Москве. После десяти лет брака и смерти детей Никон убедил жену стать монахиней и уйти в монастырь. Это позволило Никону войти в Соловецкий монастырь на Белом море на севере. Вскоре он стал монахом-отшельником на одном из соседних островов. Вскоре он нашел соловецкую общину неприятной и в 1643 году присоединился к близлежащему Кожеозерскому монастырю.0003
В 1646 году царь Алексей назначил Никона архимандритом Новоспасской Лавры в Москве. Вскоре после этого, в 1649 году, Никон стал митрополитом Новгородским. Он завоевал благосклонность царя, основал несколько богаделен и был известен многими добрыми делами в светской среде. Никон поддерживал постоянную переписку с Алексеем и часть каждого года проводил при дворе.
Первоочередной задачей Никона была ревизия существующей славянской Библии и других богослужебных книг. Патриарх Иосиф умер в 1652 году, и Алексий назначил на эту высшую должность Русской Православной Церкви своего друга Никона. Первой заботой Никона было воссоединение русинов; Малороссы; с православием. Польша контролировала эту территорию до 1667 г. Благодаря Брестскому Синоду (159 г.6), народ был вынужден вступить в общение с Римом и католической церковью. Русины восстали против Польши в 1653 году и объединились с Россией. Митрополит Киевский и большая часть его духовенства объединились под Московским Патриархатом. Это значительно расширило масштабы церковной власти Патриархата.
Преобразование русских православных богослужебных книг было основной целью пребывания Никона на посту патриарха. Библия, которая использовалась в Церкви, была переводом оригинальных греческих текстов на славянский; язык, созданный именно для этой цели братьями святыми Кириллом и Мефодием (середина-конец 800-х гг.). На протяжении веков в переводах появлялись изменения библейских деталей и ритуалов. Никон считал, что Русская Церковь слишком далеко ушла от первоначальной православной традиции Константинополя (Византии) за примерно 200 лет после падения последней как империи. Идея Никона заключалась в том, чтобы вернуться к первоначальной византийской традиции, отказавшись от многих достижений Русской церкви.
Никон был в тесном контакте с греческими патриархами по этому вопросу. Возможно, самым спорным вопросом ритуала был акт перекрестия. Русских с годами научили креститься двумя пальцами по католическому обычаю. В православии Знак совершается тремя перстами; большой палец и первые два пальца соединены вместе; символизирующий Святую Троицу.
Реформы Никона встретили громкую и часто яростную оппозицию. Макарий, патриарх Антиохийский, ездил в Москву и присутствовал на соборах Никона в 1654 и 1655 годах. Наконец, в 1655 году, с благословения восточных патриархов, Никон опубликовал свои переработанные богослужебные книги и законы о единстве с греческими традициями и обрядами. Следующий синод, 1656 г., одобрил меры Никона и даже отлучил от церкви любого, кто был пойман при крестном знамении чем-либо, кроме трех пальцев. Эти суровые и быстрые меры вызвали восстание. Никона обвинили в предательстве русских, в попытках эллинизировать нацию и развратить старую веру.
Будучи членом соловецкой общины, Никон принадлежал к группе, известной как Друзья Божии, а затем Ревнители благочестия. Эта группа призвала сосредоточиться на индивидуальной и внутренней духовности. Реформы Никона вызвали значительный гнев этой группы. Со своим предводителем протоиереем Аввакумом Петровичем они стали известны как старообрядцы или старообрядцы, стойко верные древнерусским обрядам и традициям. Все еще пользуясь благосклонностью царя, Никон смог позаботиться о том, чтобы к 1653 году Аввакум и его сторонники были изгнаны. Через год после смерти Никона (1681) на костре был сожжен Аввакум, мученик русского церковного раскола.
Старообрядчество представляло собой гораздо более широкий бунт и, следовательно, проблему, чем просто вопрос о старых обрядах. Они протестовали против крепостничества, централизованного характера правительства и порчи нации, допуская проникновение в Россию западных традиций и идеалов. Оплотом старообрядчества был Соловецкий монастырь, первая община Никона, на Белом море. Группа состояла из более чем 500 сочувствующих монахов и беглецов от восстания Разина.
Почему Никон так быстро лишился благосклонности царя — загадка. Большинство согласны с тем, что это было связано с кампанией Никона по отделению Церкви от государства. Фактически Никон предложил, чтобы сам царь был подчинен патриарху. Его, видимо, не удовлетворяла дуэльная власть царя и патриарха; первое касается вопросов материального мира, а второе — вопросов духовной природы. Алексей пытался задобрить Никона, пожаловав ему титул великого государя в 1654 году. Этого оказалось недостаточно, и два бывших друга вступили в личную вражду. Руководители светской и духовной жизни России находились в состоянии войны. Алексей требовал отставки Никона, но не мог ее заставить. По каноническому праву только восточные патриархи могли отстранить Никона от должности.
В 1667 году царь Алексей созвал великий синод для обвинения Никона. В синоде приняли участие патриархи Антиохии и Александрии, а также несколько греческих и русских епископов и митрополитов. Александрийский патриарх не только поддержал отставку Никона, но и пошел дальше, выступая за усиление роли царя в церковных делах.
Царь Алексей явился лично в качестве официального обвинителя Никона, явившегося на синод в патриаршем облачении. Официальные обвинения против Никона включали пренебрежение своими духовными обязанностями с 1658 года, предательство Церкви, жалобы в Константинополь на русское духовенство и несправедливые действия по отношению к его епископам. Синод продлился неделю и, в конце концов, проголосовал за лишение Никона патриархата и всех обязанностей и привилегий, связанных с этой должностью. Его разжаловали в монахи и приговорили к заточению в Ферапонтов монастырь на Белом море. Никона сменил Иоасаф II (1667 — 1672), бывший архимандрит Троицкой Лавры в Москве.
Царь Алексей умер в 1676 году. Его сын и наследник Федор II (1676 — 1682) отменил приговор, вынесенный Никону, и освободил его из заточения. По пути в Москву Никон скончался (17 августа 1681 г.), был погребен в Московском Соборном храме со всеми патриаршими почестями и все обвинения с него были сняты.
Все дело с падением Никона, гнев Алексея на него и суровый приговор, вынесенный синодом 1667 г. , остается загадкой. Речь шла не о никоновской реформе богослужебных книг. Фактически это было одобрено синодом и поддержано преемником Никона. Никон известен своей упрямой волей и быстрыми и часто резкими действиями. Его попытка отделить Церковь от государства и фактически подчинить последнее первому, вероятно, была величайшим оскорблением Никона в глазах его критиков. Независимо от причин, одно можно сказать наверняка. Действия Никона и полемика вокруг него вызвали раскол в Русской Церкви. Старообрядцы существуют и сегодня и считают себя как истинными наследниками Православия, так и отдельными от Московской Церкви.
Жизнь и правление царя Алексея характеризовались бунтом и внедрением западной культуры. Когда он умер (1676 г.), Россия была готова вступить в эпоху современности (1676 — 1689 гг.). Наследник Алексея, Алексей Алексеевич (1653 г. р.), умер 17 января 1670 г. Младший Алексей был хорошо подготовлен, чтобы следовать за отцом. Вместо него следующим царем России стал второй сын царя Федор III (р.