Церковный раскол. Никон и Аввакум
В XVII в. русская православная церковь пережила раскол, вызванный реформами обрядов и исправлением богослужебных книг. Раскол был массовым религиозно-общественным движением, породившим свою собственную идеологию и культуру. Одновременно с расколом произошел острый конфликт между светской и духовной властями, закончившийся утверждением первенства власти царя над властью патриарха.
Церковные порядки середины XVII в. вызывали недовольство у простых верующих и среди духовенства. Например, многогласие, когда для сокращения времени церковной службы в храме одновременно читали Евангелие, пели и молились. Против такой формы богослужения выступал кружок «ревнителей благочестия». Среди членов этого кружка были протопоп Аввакум (1620-1682 гг.) и архиепископ Никон (1606-1681 гг.).
В 1652 г. церковный Собор избрал новым патриархом Никона. Никону было мало избрания на патриарший престол. Он отказывался от этой чести и лишь после того, как царь Алексей Михайлович пал перед ним на колени, согласился стать патриархом.
Первым шагом патриарха Никона стало проведение в 1653 г. церковной реформы.
Никон разослал по всем церквям указания по изменению традиционных для русского православия норм богослужения. Двуперстное крестное знамение заменялось трехперстным. Земные поклоны были заменены поясными. Крестные ходы предписывалось проводить против солнца, а не по солнцу, как это было прежде. Возглас «аллилуйя» во время богослужения предписывалось произносить не дважды, а трижды. Одновременно с этим началась проверка русских богослужебных книг. За основу были взяты греческие оригиналы. Прежние богослужебные книги было приказано уничтожить.
Ситуация осложнялась тем, что Никон, не считаясь с русскими традициями, подчеркивал свою приверженность греческим обрядам. Патриарх запретил иконы, писанные не по греческим образцам. Он приказал своим служителям выколоть глаза у собранных икон и в таком виде носить их по городу.
В марте 1654 г. церковный Собор одобрил реформы Никона. Победа Никона привела к расколу русской православной церкви. Тех, кто отказался признать нововведения, официальные власти именовали раскольниками. Сами же раскольники считали себя последователями истинного православия, а Никона и его последователей клеймили именем «антихристовых слуг». Самым ярым противником Никона был протопоп Аввакум, которого в 1653 г. арестовали и сослали в Сибирь. Началось преследование сторонников Аввакума.
Одновременно с борьбой против сторонников Аввакума патриарх Никон расширил свои права. Обширная патриаршая епархия перестала подчиняться, как другие епархии, Монастырскому приказу. Соборное Уложение 1649 г. запретило духовенству приобретать вотчины, но для Никона было сделано исключение. Царь Алексей Михайлович разрешил Никону покупать новые земли, дарил ему села и деревни. Влияние Никона возросло за время отлучек царя, вызванных войной с Польшей. В отсутствие царя патриарх управлял государством. Царь начал тяготиться опекой патриарха.
В июле 1658 г. Никону было передано распоряжение царя вести себя скромнее. Никон решился на отчаянный шаг — написал письмо царю с отречением от патриаршего сана.
Чтобы пресечь попытки бывшего патриарха вернуться к власти, было решено лишить его власти. Для этого был созван церковный Собор, который осудил и низложил Никона, главного инициатора церковных реформ, но одновременно с этим одобрил сами реформы. Никон был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь на Белом озере.
Низложение патриарха Никона продемонстрировало, что баланс сил между светской и духовной властями перевесил в пользу светской власти.
Конфликт царя и патриарха вселил надежды в противников церковных нововведений. Из десятилетней сибирской ссылки был возвращен протопоп Аввакум, который подал Алексею Михайловичу челобитную, требуя восстановить старую веру. На протопопа тотчас же обрушились прежние преследования.
В 1666 г. главных вождей раскола привезли из разных мест заключения в Москву. Церковный Собор предал их анафеме и проклятию. Приверженцы старых религиозных традиций подвергались преследованиям и наказаниям вплоть до смертной казни. Такая политика привела к тому, что старообрядцы (раскольники, староверы) целыми семьями бежали из центральных регионов России. Особенно много старообрядческих поселений возникло в Сибири и на Дальнем Востоке.
В 1682 г. в Москве собрался церковный Собор, чтобы решить судьбу руководителей раскольничьего движения. В апреле 1682 г. Аввакум и другие участники раскольнического движения были сожжены на костре. Однако казнь лидеров раскола привела к тому, что многие противники религиозных нововведений начали добровольно подвергать себя самосожжению. Размах самосожжений был настолько велик, что русские правители конца XVII — начала XVIII в. вынуждены были направлять войска в места расселения старообрядцев, чтобы те предотвращали массовые самоубийства. Церковная реформа патриарха Никона расколола страну на два лагеря — сторонников официальной религии и приверженцев старых традиций.
Реформы патриарха Никона. Начало раскола
Патриарх Никон решил изменить древнее церковное предание и начал вводить в русскую Церковь новые обряды, богослужебные тексты и другие новшества без одобрения собора. Он вступил на московский патриарший престол в 1652 году. Еще до возведения в патриархи он сблизился с царем Алексеем Михайловичем. Вместе они и задумали переделать русскую Церковь на новый лад: ввести в ней такие чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила на современную им греческую церковь, которая давно уже перестала быть вполне благочестивой.
В свое окружение патриарх Никон ввел некоего Арсения Грека, известного авантюриста, человека весьма сомнительной веры. Воспитание он получил у иезуитов, по прибытии на Восток принял ислам, затем снова примкнул к православию, а потом уклонился в католичество. Когда он появился в Москве, его отправили в Соловецкий монастырь как опасного еретика. Оттуда и взял его Никон к себе и сделал главным помощником в церковных делах. Это вызвало ропот среди русского народа. Но открыто возражать Никону опасались, так как царь предоставил ему неограниченные права в делах церкви.
Опираясь на дружбу и власть царскую, Никон приступил к церковной реформе решительно и смело. Начал он с укрепления собственной власти. Никон имел характер жестокий и упрямый, держал себя гордо и недоступно, называя себя, по примеру римского папы, «крайним святителем», титуловался «великим государем» и был одним из самых богатых людей России. К архиереям он относился надменно, не хотел их называть своими братьями, всячески унижал и преследовал остальное духовенство. Историк В. О. Ключевский назвал Никона церковным диктатором.
Реформа началась книжной справой. В старину не было типографий, книги переписывались в монастырях и при епископских дворах особыми мастерами. Это мастерство, как и иконописание, почиталось священным и выполнялось старательно и с благоговением. Русский народ любил книгу и умел ее беречь как святыню. Малейшая описка в книге, недосмотр или ошибка считались большим грехом. Благочестивый народ внимательно следил, чтобы не вкрались какие-либо ошибки. Писцы обычно заканчивали рукопись смиренным обращением к читателю, чтобы те выявляли ошибки, исправляли их. И за то писцы заранее по-христиански искренно благодарили «народных редакторов». Вот почему сохранившиеся до нас многочисленные рукописи старого времени отличаются чистотою и красотою письма, правильностью и точностью текста. В древних рукописях трудно встретить помарки или зачеркивания. В них было меньше описок, чем в современных книгах опечаток. Замеченные в прежних книгах существенные погрешности были устранены еще до Никона, когда в Москве начал действовать Печатный двор. Исправление книг велось с большой осторожностью и осмотрительностью.
Иначе стало при патриархе Никоне. На соборе 1654 года было решено исправлять богослужебные книги по древним греческим и древним славянским, на самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных.
За изменением книг последовали и другие церковные нововведения. Наиболее заметными из них были следующие:
— вместо двуперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от византийской православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстное;
— в старых книгах, в согласии с духом славянского языка, всегда писалось и выговаривалось имя Спасителя «Исус»; в новых книгах это имя было переделано на грецизированное «Иисус»;
— в старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем за Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца;
— в старых книгах в символе веры (8-й член) читается: «И в Духа Святаго Господа Истиннаго и Животворящаго»; после исправлений слово «Истиннаго» было исключено;
вместо сугубой, т. е. двойной аллилуии, которую творила русская Церковь с древних времен, была введена трегубая (то есть тройная) аллилуия;
— Божественную литургию в Древней Руси совершали на семи просфорах; новые «справщики» ввели пятипросфорие, т. е. две просфоры исключили.
Никон и его помощники дерзко посягнули на изменение церковных установлений, обычаев и даже апостольских преданий русской православной Церкви, принятых при Крещении Руси. Эти изменения церковных узаконений, преданий и обрядов не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей, свято хранивших древние святые книги и предания. Кроме самой порчи книг и церковных обычаев, резкое сопротивление в народе вызвали те насильственные меры, с помощью которых Никон и поддерживавший его царь насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями. Опасаясь утратить чистоту веры, одни предпочитали умереть, но не предать отеческое благочестие, другие покидали родные места.
Век Восстания: Церковный Раскол
Век Восстания: Церковный РасколАвтор: Линда Делейн — Век восстания; Церковный раскол
В 1667 году Россия сохранила контроль над Киевом. Это было началом упадка могущества Польши в Европе и резко изменило отношения между турками и Москвой. Это также открыло двери для притока ученых из Украины в Россию. В новой школе Андреевского монастыря были основаны первая больница и богадельня, введено украинское обучение.
Царь Алексей тоже проявил иное мировоззрение. Отчасти это было связано с его женитьбой на второй жене в 1671 году. Наталье Кирилловне Нарышкиной было всего двадцать лет, когда она вышла замуж за Алексея, которому было ок. 42. Она была матерью Петра Великого (10 июня 1672 г.), Феодоры Алексеновой (11 сентября 1673 г.) и Натальи Алексиновой (4 сентября 1674 г.). Наталья была гораздо более открытой и заинтересованной в путях Запада, активно выступала за перемены и имела глубокое влияние на царя. Алексей умер в 1676 г., а Наталья прожила до 169 г.4.
Первая театральная постановка в России была представлена в 1672 году и в царском дворце на Преображенском. Эта девятичасовая пьеса под названием Артаксеркс и Есфирь (см. Книга Есфирь) была написана Иоганном Готфридом Григорием, лютеранским священником. Это положило начало придворному театру, в котором ставились пьесы и балеты.
Как и ожидалось, Православная церковь возражала против западного влияния. Запад представлял Римскую церковь и протестантское движение. Единая христианская церковь пережила Великий раскол в 1058 году, который разделил христианство между Римом (католическим) и Константинополем (православным). Литургия, догматы и традиции Запада сильно отличались от восточных.
Православие имело ограниченное влияние на царя или народ, когда столкнулось с растущим увлечением западной культурой. В середине 1600-х годов Православной церкви удалось привлечь иностранцев; особенно немцы и поляки; переселены в отдельные районы и подальше от Москвы. Но власть Церкви в делах общества была серьезно ослаблена так называемым Никоновским делом и церковным расколом.
Никон родился в крестьянской семье в 1605 году и носил имя Никита. Он получил образование в монастыре, женился и служил приходским священником в Москве. После десяти лет брака и смерти детей Никон убедил жену стать монахиней и уйти в монастырь. Это позволило Никону войти в Соловецкий монастырь на Белом море на севере. Вскоре он стал монахом-отшельником на одном из соседних островов. Вскоре он нашел соловецкую общину неприятной и в 1643 году присоединился к близлежащему Кожеозерскому монастырю.0005
Первоочередной задачей Никона была ревизия существующей славянской Библии и других богослужебных книг. Патриарх Иосиф умер в 1652 году, и Алексий назначил на эту высшую должность Русской Православной Церкви своего друга Никона. Первой заботой Никона было воссоединение русинов; Малороссы; с православием. Польша контролировала эту территорию до 1667 г. Благодаря Брестскому Синоду (159 г.6), народ был вынужден вступить в общение с Римом и католической церковью. Русины восстали против Польши в 1653 году и объединились с Россией. Митрополит Киевский и большая часть его духовенства объединились под Московским Патриархатом. Это значительно расширило масштабы церковной власти Патриархата.
Преобразование русских православных богослужебных книг было основной целью пребывания Никона на посту патриарха. Библия, которая использовалась в Церкви, была переводом оригинальных греческих текстов на славянский; язык, созданный именно для этой цели братьями святыми Кириллом и Мефодием (середина-конец 800-х гг.). На протяжении веков в переводах появлялись изменения библейских деталей и ритуалов. Никон считал, что Русская Церковь слишком далеко ушла от первоначальной православной традиции Константинополя (Византии) за примерно 200 лет после падения последней как империи. Идея Никона заключалась в том, чтобы вернуться к первоначальной византийской традиции, отказавшись от многих достижений Русской церкви.
Никон был в тесном контакте с греческими патриархами по этому вопросу. Возможно, самым спорным вопросом ритуала был акт перекрестия. Русских с годами научили креститься двумя пальцами по католическому обычаю. В православии Знак совершается тремя перстами; большой палец и первые два пальца соединены вместе; символизирующий Святую Троицу.
Реформы Никона встретили громкую и часто яростную оппозицию. Макарий, патриарх Антиохийский, ездил в Москву и присутствовал на соборах Никона в 1654 и 1655 годах. Наконец, в 1655 году, с благословения восточных патриархов, Никон опубликовал свои переработанные богослужебные книги и законы о единстве с греческими традициями и обрядами. Следующий синод, 1656 г., одобрил меры Никона и даже отлучил от церкви любого, кто был пойман при крестном знамении чем-либо, кроме трех пальцев. Эти суровые и быстрые меры вызвали восстание. Никона обвинили в предательстве русских, в попытках эллинизировать нацию и развратить старую веру.
Будучи членом Соловецкой общины, Никон принадлежал к группе, известной как Друзья Божии, а позже Ревнители благочестия. Эта группа призвала сосредоточиться на индивидуальной и внутренней духовности. Реформы Никона вызвали значительный гнев этой группы. Со своим предводителем протоиереем Аввакумом Петровичем они стали известны как старообрядцы или старообрядцы, стойко верные древнерусским обрядам и традициям. Все еще пользуясь благосклонностью царя, Никон смог позаботиться о том, чтобы к 1653 году Аввакум и его сторонники были изгнаны. Через год после смерти Никона (1681) на костре был сожжен Аввакум, мученик русского церковного раскола.
Старообрядчество представляло гораздо более широкий бунт и, следовательно, проблему, чем просто вопрос о старых обрядах. Они протестовали против крепостничества, централизованного характера правительства и порчи нации, допуская проникновение в Россию западных традиций и идеалов. Оплотом старообрядчества был Соловецкий монастырь, первая община Никона, на Белом море. Группа состояла из более чем 500 сочувствующих монахов и беглецов от восстания Разина.
Почему Никон так быстро лишился благосклонности царя — загадка. Большинство согласны с тем, что это было связано с кампанией Никона по отделению Церкви от государства. Фактически Никон предложил, чтобы сам царь был подчинен патриарху. Его, видимо, не удовлетворяла дуэльная власть царя и патриарха; первое касается вопросов материального мира, а второе — вопросов духовной природы. Алексей пытался задобрить Никона, пожаловав ему титул великого государя в 1654 году. Этого оказалось недостаточно, и два бывших друга вступили в личную вражду. Руководители светской и духовной жизни России находились в состоянии войны. Алексей требовал отставки Никона, но не мог ее заставить. По каноническому праву только восточные патриархи могли отстранить Никона от должности.
В 1667 году царь Алексей созвал великий собор для обвинения Никона. В синоде приняли участие патриархи Антиохии и Александрии, а также несколько греческих и русских епископов и митрополитов. Александрийский патриарх не только поддержал отставку Никона, но и пошел дальше, выступая за усиление роли царя в церковных делах.
Царь Алексей явился лично в качестве официального обвинителя Никона, явившегося на синод в патриаршем облачении. Официальные обвинения против Никона включали пренебрежение своими духовными обязанностями с 1658 года, предательство Церкви, жалобы в Константинополь на русское духовенство и несправедливые действия по отношению к его епископам. Синод продлился неделю и, в конце концов, проголосовал за лишение Никона патриархата и всех обязанностей и привилегий, связанных с этой должностью. Его разжаловали в монахи и приговорили к заточению в Ферапонтов монастырь на Белом море. Никона сменил Иоасаф II (1667 — 1672), бывший архимандрит Троицкой Лавры в Москве.
Царь Алексей умер в 1676 году. Его сын и наследник Федор II (1676 — 1682) отменил приговор, вынесенный Никону, и освободил его из заточения. По пути в Москву Никон скончался (17 августа 1681 г.), был погребен в Московском Соборном храме со всеми патриаршими почестями и все обвинения с него были сняты.
Все дело с падением Никона, гнев Алексея на него и суровый приговор, вынесенный синодом 1667 г. , остается загадкой. Речь шла не о никоновской реформе богослужебных книг. Фактически это было одобрено синодом и поддержано преемником Никона. Никон известен своей упрямой волей и быстрыми и часто резкими действиями. Его попытка отделить Церковь от государства и фактически подчинить последнее первому, вероятно, была величайшим оскорблением Никона в глазах его критиков. Независимо от причин, одно можно сказать наверняка. Действия Никона и полемика вокруг него вызвали раскол в Русской Церкви. Старообрядцы существуют и сегодня и считают себя как истинными наследниками Православия, так и отдельными от Московской Церкви.
Жизнь и правление царя Алексея характеризовались бунтом и внедрением западной культуры. Когда он умер (1676 г.), Россия была готова вступить в эпоху современности (1676 — 1689 гг.). Наследник Алексея, Алексей Алексеевич (1653 г. р.), умер 17 января 1670 г. Младший Алексей был хорошо подготовлен, чтобы следовать за отцом. Вместо него следующим царем России стал второй сын царя Федор III (р. 1661), болезненный и физически слабый юноша. Царствование Федора прошло без происшествий, и всего шесть лет спустя, в 1682 г., он скончался. Следующим на очереди был Иван V (род. 27 августа 1666 г.), который был умственно отсталым и правил четырнадцать лет до своей смерти 29 января., 1696.
Единственным оставшимся наследником мужского пола Алексея I был Петр I (Великий). Во время правления Ивана мать Петра поощрялась к тому, чтобы заявить о своем сыне как о более способном правителе России. Это вызвало значительные трения между семьей Натальи, Нарышкиных, и семьей первой жены Алексея, Милославских. Это означало также изгнание А. С. Матвеева, тогдашнего канцлера иностранных дел, поддержавшего требование Натальи. Матвеев был хорошо образован и знаком с лидерами и культурой Запада. Правление Ивана V сильно пострадало от потери этого советника.
В конце концов, Петр I стал царем в 1696 году, в возрасте 24 лет, но не без смертельной борьбы со своей сводной сестрой Софьей, правительницей России.
http://www.rispubs.com/article.cfm?Number=191
СТАРОВЕРИЯ — ДОМ
Никон, Патриарх | Encyclopedia.com
(1605–1681), патриарх Московский и всея Руси; реализовал программу церковной реформы, вызвавшую бурную оппозицию, что в конечном итоге привело к расколу и возникновению старообрядчества.
Никита Минич или Минов (в монашестве Никон) родился у крестьянской пары в селе Вельдеманов под Нижним Новгородом. Его мать умерла вскоре после его рождения, и ребенка отдали к местному репетитору, который научил его читать. В юности продолжил обучение в Макарьевском Желтоводском монастыре, недалеко от Нижнего Новгорода. Автор Никона Жизнь сообщает, что юноша был заядлым студентом и тяготел к монашеской жизни. Тем не менее в 1625 году он подчинился просьбе умирающего отца вернуться домой. Через год он женился и получил должность дьякона в соседней деревенской церкви. Вскоре его рукоположили в священники, и они с женой переехали в Москву.
В 1636 году Миних уговорил жену уйти в монастырь. Сам ушел в Анзерский скит на Крайний Север. По прибытии принял монашеский постриг и имя Никон. В 1649 году разногласия со старцем Елиазаром побудили Никона перейти в Кожеозерский монастырь. Через три года он стал игуменом. В 1646 году Никон отправился в Москву по монастырским делам. Там он привлек внимание молодого царя Алексея Михайловича. Царь повелел ему остаться в Москве и сделал игуменом Новоспасского монастыря. Энергичный и талантливый, Никон вскоре стал доверенным лицом и духовным советником царя. Он также стал важной фигурой в ревнителях благочестия, кружке реформаторов, собравшихся вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева.
В марте 1649 года Никон был назначен митрополитом важного престола Новгородского. Он поддерживал связь с реформаторами в Москве и стремился осуществить их программу в Новгороде. Многогласие, упразднена практика одновременного совершения разных частей литургии с целью ее более быстрого совершения. Греческие и киевские распевы заменили традиционный стиль пения. Проповеди митрополита Никона в архиерейском соборе собирали большие толпы. В 1650 г. острая нехватка хлеба вызвала в Новгороде голод и инфляцию. Народ ответил насилием, и Никон сыграл важную роль в том, чтобы взять ситуацию под контроль без кровопролития.
Весной 1652 года митрополиту Никону было поручено отправиться в Соловецкий монастырь, собрать мощи святого Филиппа и вернуться с ними в Москву. Перевод мощей св. Филиппа иллюстрирует взгляды ревнителей благочестия. Будучи митрополитом Московским, святитель Филипп принял мученическую смерть за публичное обличение жестоких и нехристианских поступков царя Ивана IV («Грозного»). Пример св. Филиппа подчеркнул обязанность духовенства напоминать мирянам, в том числе и царям, об их христианских обязанностях. Перенесение его мощей подчеркивало достоинство и важность церкви. Никон был на обратном пути в Москву, когда получил письмо от царя Алексея Михайловича, в котором сообщалось о смерти патриарха Иоасифа и уверялось, что он будет избран следующим патриархом. Созван церковный собор и надлежащим образом избран Никон. 25 июля 1652 года Никон был хиротонисан в патриарха Московского и всея Руси.
Никон был избран патриархом для руководства программой реформ, отстаиваемой Ревнителями благочестия и поддержанной царем. Если все реформаторы соглашались с необходимостью поднять народное благочестие и реформировать популярные религиозные обычаи, то пересмотр литургических книг с целью приведения их в соответствие с современной греческой практикой и осуществление власти внутри церкви были более деликатными вопросами. Посвященный патриархом, Никон решительно принялся за продвижение литургической реформы со всей возможной быстротой. В феврале 1653 г. исправленное издание 9Напечатана 0050 Псалтирь без двух статей, присутствовавших в более ранних изданиях. Инструкция, призывающая к шестнадцати полным поклонам во время постной молитвы, была изменена, а раздел, в котором говорилось, что крестное знамение следует делать двумя пальцами, был удален. Корректоры ( справщики ) правительственной типографии, люди, давно связанные с работой ревнителей благочестия, протестовали против изменений. Их тут же сняли со своих постов и заменили сторонниками Никона. К концу года Патриарх Никон принял непосредственное управление Типографией.
Кроме того, по более поздним сведениям противников Никона, вскоре после появления новой Псалтири, патриарх направил сообщение протоиерею Казанского собора Ивану Неронову, обратив внимание на исправления и повелев их внести в литургию. Столкнувшись с тем, что он считал ошибкой, Неронов помолился о руководстве, а затем обсудил приказ со своими сподвижниками, в том числе с архиепископом Коломенским Павлом и протоиереями Аввакумом, Даниилом и Логином. Аввакум и Даниил собрали доказательства против правок в только что напечатанном Псалтирь и представил царю челобитную. Царь проигнорировал это. К концу 1653 года протоиереи Логин и Неронов были лишены сана и сосланы. Аввакум благодаря личному вмешательству царя избежал лишения сана, но был переведен на дальний пост Тобольск.
Реформаторская деятельность Патриарха Никона не ограничивалась богослужебной реформой. В течение шести лет своего активного патриаршества он работал над подчинением церкви епископскому контролю, освобождая духовенство и церковные дела от вмешательства светских властей и создавая иерархию власти, идущую от патриарха к мирянам. Однако, как отмечали современники, Никон освобождал святителей и другое духовенство от светской власти только для того, чтобы подчинить их своей собственной. Слишком часто он не советовался с церковным советом, прежде чем действовать, вызывая возмущение и сопротивление там, где ему нужна была поддержка. Энергичен Никон был и в области монашеской реформы, сурово карая тех, кто пренебрегал монашеским уставом. Возможно, более важным вкладом Никона в этой области были три основанных им монастыря: Крестовоздвиженский монастырь, Монастырь Иверской Божией Матери и Воскресенский монастырь (или Новый Иерусалим). Богато обеспеченные как в материальном, так и в духовном плане, последние двое были центрами учености и благочестия. Все подчинялись непосредственно Никону. Наконец, Никон не игнорировал недостатки народной практики и прославления религии. Он инициировал походы против бродячих менестрелей и шутов с их нечестивой музыкой и непристойными шутками, а также против икон, которые он считал написанными ненадлежащим образом. Такие кампании демонстрировали его рвение возвеличить народное благочестие и реформировать популярные религиозные обычаи, но они часто оскорбляли как сильных, так и скромных.
Ученые расходятся во мнениях относительно того, было ли целью Никона утверждение превосходства церкви над государством или же просто достижение симфонии между церковью и государством, которая является византийским идеалом. На самом деле власть Никона зависела от благосклонности царя. Пока Никон пользовался доверием и поддержкой царя, те, кого он обижал в своем усердии, были против него бессильны. Однако к 1658 году отношение царя к Никону охладело. 10 июля 1658 г., чувствуя себя оскорбленным тем, что царь не пригласил его на важный государственный прием, Никон совершил литургию в Успенском соборе, облачился в простое монашеское одеяние, объявил собравшимся, что он не будет более патриархом, и ушел.
Действия Никона беспрецедентны. Через два года царь Алексей Михайлович созвал церковный собор для разрешения ситуации. Все согласились с тем, что следует выбрать нового патриарха, но единого мнения о том, что делать с Никоном, достичь не удалось. Никон осложнил дело, утверждая, что он отрекся от патриаршего престола, но не от своего призвания, и что он один имеет власть поставить нового патриарха.
В 1666 году, после продолжительного обмена мнениями, патриархи Александрийский и Антиохийский согласились отправиться в Москву для участия в церковном соборе для разрешения дела. Перед приездом восточных патриархов собрались делегаты и подтвердили правильность самой программы реформ. Тех, кто выступал против реформы, осуждали как еретиков. Так официально начался церковный раскол. Прибыли восточные патриархи, и 7 ноября был созван очередной церковный собор для решения дела Никона. 12 декабря 1666 года Никон был признан виновным в оставлении патриаршего престола; оклеветать царя, русскую церковь и весь русский народ как еретиков; оскорбления восточных патриархов; и о низложении и изгнании епископов без церковного собора. Он был официально смещен с патриарха, лишен священнических функций, низведен в сан простого монаха и сослан в Ферапонтов монастырь на крайнем севере. В 1676 году его перевели в Кириллов монастырь, тоже на севере. В 1681 году, благодаря заступничеству царя Федора Алексеевича, Никон получил разрешение вернуться в Москву. Скончался на обратном пути 17 августа 1681 г. и был погребен в Воскресенском монастыре.
См. также: алексей михайлович; аввакум петрович; староверы; русская православная церковь; ревнители благочестия
Лобачев С.В. (2001). «Приход патриарха Никона к власти». Славянское и восточноевропейское обозрение 79(2):290–307.
Люпинин Николай. (1984). Религиозный бунт в XVIII веке: Раскол Русской Церкви. Принстон, Нью-Джерси: Kingston Press.
Мейендорф, Пол. (1991). Россия, ритуал и реформа: литургические реформы Никона в семнадцатом веке. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимира…
Михелс, Георг Б. (1999).