Церковный раскол год: Раскол церковный

Раскол церкви на Руси в 17 веке и его причины

В середине XVII в. отношения между церковью и властью в Московской державе осложнились. Происходило это в момент усиления самодержавия и нарастания общественной напряжённости. В этих условиях прошли преобразования православной церкви, которые привели к серьёзным изменениям в политической, духовной жизни российского общества и церковному расколу.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Жадан Еленой Александровной.

Опыт работы учителем истории — 29 лет.

Причины и предпосылки

Разделение церкви произошло в 1650-х – 1660-х годах в ходе проведения церковной реформы, начатой патриархом Никоном. Причины раскола церкви на Руси в 17 веке можно разделить на несколько групп:

  • социальный кризис,
  • церковный кризис,
  • духовный кризис,
  • внешнеполитические интересы страны.

Социальный кризис был вызван стремлением власти ограничить права церкви.

Она обладала значительными привилегиями по влиянию на политику и идеологию. Церковный кризис был порождён низким уровнем профессионализма духовенства, его распущенностью, различиями в обрядах, толкованием содержания священных книг. Духовный кризис – общество менялось, люди по-новому понимали свою роль и положение в социуме. Они ожидали, что и церковь будет соответствовать требованиям времени.

Рис. 1. Двоеперстие.

Интересы России во внешней политике также требовали преобразований. Московский царь хотел стать наследником византийских императоров как в делах веры, так и в их территориальных владениях. Чтобы осуществить желаемое, необходимо было привести обряды в единство с греческими образцами, принятыми на территориях православных земель, которые правитель стремился присоединить к России, или взять под её контроль.

Реформа и раскол

Раскол церкви на Руси в 17 веке начался с избрания Никона патриархом и начатой им церковной реформы. В 1653 г.

во все московские церкви отправили документ о замене двоеперстного крестного знамения на троеперстное. Спешка, репрессивные методы Никона при проведении реформы вызывали протест населения и привели к расколу.

Рис. 2. Патриарх Никон.

В 1658 г. Никона выдворили из Москвы. Опалу вызвало и его властолюбие, и происки бояр. Преобразования продолжил сам царь. В соответствии с новейшими греческими образцами реформировали церковные обряды и богослужебные книги, которые в течение веков не менялись, а сохранялись в том виде, в котором получили их из Византии.

Последствия

С одной стороны, реформа укрепила централизацию церкви и её иерархию. С другой, суд над Никоном стал прологом ликвидации патриаршества и полного подчинения церковного института государству. В обществе свершившиеся преобразования создали атмосферу восприятию нового, которая породила критичность по отношению к традиции.

Рис. 3. Старообрядцы.

Не принявших новшества стали называть старообрядцами. Старообрядчество – одно из самых сложных и противоречивых последствий Никоновской реформы, раскол внутри церкви и в самом обществе.

Что мы узнали?

Узнали о причинах проведения церковной реформы, её основном содержании и результатах. Русская православная церковь раскололась на старообрядцев и никониан. .

Оценка доклада

А какая ваша оценка?

Церковный раскол 17 века русской православной церкви, причины и последствия

Церковный раскол на Руси произошёл в середине 17 века во время царствования царя Алексея Михайловича Тишайшего. Последствия разделения русской православной церкви на старообрядцев и приверженцев новой веры ощущаются и в настоящее время. По мнению многих историков, основная суть церковной реформы заключалась в восстановлении Византийской империи и наследовании императорского трона царём Алексеем, а Никон возжелал сан Вселенского патриарха.

Реформы церкви в 17 веке

В 988 году древняя Русь приняла христианство и отказалась от язычества. Тогда центром христианского мира была Византия и все церковные обряды и службы велись по принятому там канону. Богослужебные книги так же переписывались с византийских оригиналов.

Важно.

Церковные книги переписывались множество раз, и постепенно в текстах стали появляться и накапливаться ошибки. Появились некоторые расхождения в церковной обрядовой символике и в пении псалмов.

В XVII веке группа священнослужителей высокого ранга осознала необходимость церковных реформ. Царь Алексей Михайлович Романов был не только глубоко верующим человеком, но и разносторонне образованным. Он так же понимал необходимость реформирования христианской веры, принятой в России. Нужно было отказаться от старославянских церковных обрядов и привести все службы и книги в соответствие с греческими (византийскими) канонами.

Это было вызвано следующими причинами:

  1. После того, как в 1453 Византийская империя пала, по мнению большинства священнослужителей, именно Россия должна была стать центром православной веры.
  2. Присоединённая к России левобережная часть Украины отправляла церковные службы по греческому образцу, в то время как в России продолжали использовать старославянский канон.
    Изменение религиозных ритуалов и приведение их к одному виду могло способствовать укреплению государства.
  3. Правление Алексея Романова было неспокойным. По всей территории возникали стихийные бунты и мятежи. Единообразие религиозных действий, по мнению руководящей верхушки, могло стать важным инструментом для укрепления страны, объединения всех слоёв населения и устранения внутренних противоречий.

Суть и осуществление религиозных реформ, прежде всего, поддерживал российский самодержец. Он понимал, что такие кардинальные изменения встретят не только сопротивление, но и активный протест. Поэтому было проведено что-то вроде референдума.

Большой группе священнослужителей был предложен выбор:

  • Сохранить древнерусский церковный канон;
  • Реформировать церковь по греческому образцу.

В результате споров и прений победили сторонники церковной реформы. Таким образом всё российское общество буквально раскололось на две части.

Важно. Против церковной реформы выступили не только многие церковники высокого ранга, но и бояре, военачальники и простой народ.

В этих непростых условиях реформирование русской церкви мог провести только умный и жёсткий религиозный деятель.

Греческий и древнерусский обычаи

Главным реформатором царь Алексей назначил патриарха Никона. Этот честолюбивый и властный церковник, как никто другой подходил для этой цели. В 1652 году, по настоянию самого царя Никон был избран патриархом всея Руси, а в 1653 он начал церковную реформу. С современной точки зрения многие положения церковной реформы настолько незначительны, что на них можно вообще не заострять внимание.

Например, как идти крестному ходу вокруг церкви: справа налево или слева направо. Тем не менее, из-за несогласия с такими изменениями люди спокойно шли на костёр. Суть реформ заключалась в том, чтобы внести только несущественные изменения, которые никак не могли повлиять на уклад жизни русского народа.

В таблице кратко указаны основные отличия греческого канона от древнеславянского.

Греческий обычайДревнерусский обычай
Имя Христа писалось ИисусИмя Христа писалось Исус
Аллилуйя произносилось трижды
Аллилуйя произносилось дважды
Крестный ход шёл против солнцаКрестный ход шёл по солнцу
По греческому канону допускались поясные поклоныВ русской церкви кланялись до земли
Крестное знамение совершалось тремя пальцамиРусские крестились двоеперстием

Кроме этого, должны быть исправлены тексты некоторых молитв, псалмов и служб, и богослужебные тексты. Самым сложным вопросом в реформе вероисповедания была редакция религиозной литературы. В России были сотни церквей, храмов и монастырских подворий и в каждом были религиозные книги. Чтобы привести это всё в соответствие с византийскими правилами требовалась колоссальная работа.

Причины раскола

Патриарх Никон, получивший от царя все полномочия, крайне жёстко взялся за проведение церковной реформы. Это можно считать основной причиной раскола в России. Чтобы не переписывать богослужебные книги и иконы, написанные с нарушениями греческого канона, они насильно изымались из церквей и монастырей, затем публично сжигались. Подручные Никона обходили жилища москвичей и изымали домашние иконы. Святым образам выкалывали глаза, их рубили на части, жгли и били об пол. Такое отношение к святыням вызывало естественное негодование и ненависть в народе.

Важно. Многие искренне верующие россияне стали воспринимать патриарха Никона, как антихриста, который поднялся из ада, чтобы уничтожить настоящую веру и навязать новую.

Ещё одним фактором сыгравшим сою роль в расколе православной церкви, являлось то, что большинство священников были малограмотными людьми и не могли правильно объяснить пастве суть проводимых изменений.

Крайне негативно верующие восприняли замену крещения двумя перстами на троеперстие. Этот символ, у самых рьяных сторонников старообрядчества, получил название «кукиш» за сходство с неприличной фигурой. Если замену земного поклона на поясной, русские христиане восприняли без отрицания, то изменение текста молитвы «Символ веры», было встречено с негодованием.

Многие верующие не хотели отдавать свои иконы и древние книги, которые передавались из поколения в поколение. Этими святынями очень дорожили и прятали их от служителей патриарха. С такими христианами Никон расправлялся жёстко. Их пытали и подвергали публичным телесным наказаниям. Так возникло понятие «пострадать за веру», по аналогии, как принимали муки и смерть первые христиане.

Важно. Чем сильнее Никон и его подручные издевались над старой верой, тем быстрее крепло движение старообрядцев.

Среди иерархов церкви и рядовых священников не было единодушия по отношению к реформам, поэтому те, кто не приняли изменение канонов православия, возглавили это движение. Началом старообрядчества и церковного раскола считается 1654 год. Церковные реформы и гонения на староверов связывают с именем патриарха Никона.

Участники, реформаторы, противники

Основоположником религиозной реформы был царь Алексей. Ему это было необходимо, чтобы укрепить собственную власть, сгладить трения между Россией и Украиной и сделать государство центром православной веры. Совсем другие цели преследовал лидер религиозного раскола патриарх Никон. Он претендовал на роль соправителя России. Патриарх доказывал, что божественная власть выше царской и хотел править страной вместе с царём, но находясь выше его. Честолюбивым планам Никона не суждено было сбыться.

Алексей Михайлович Романов

Важно. В 1660 царь Алексей Романов приказал церковному собору лишить патриарха Никона сана и сослать его в удалённый монастырь

Жёсткие методы патриарха привели к тому, что большое число верующих отошло от церкви. Тогда же сформировалось мощное движение поборников старой веры. Опальные священнослужители, не признавшие церковные реформы Никона, уходили в глухие леса и основывали там скиты. Потом к ним присоединялись сотни и тысячи людей исповедовавших старую веру и не принявшие реформы.

Особенно много староверческих скитов было на русском севере и в глухих лесах вдоль реки Керженец. Настоящим оплотом старой веры стал Соловецкий монастырь. Вся монастырская братия отказалась принимать новую веру, тогда к монастырю были стянуты царские полки. После длительной осады Соловецкий монастырь был взят. Было казнено более 400 монахов.

Возглавил движение старообрядцев протопоп Аввакум. Он был сильной личностью, ни в чём не уступавшей патриарху реформатору. Две противоборствующие силы Никон и Аввакум ни в чём не хотели уступать друг другу.

Требования патриарха НиконаПозиция протопопа Аввакума
Скорректировать богослужебные книги по греческому образцуСохранить все древнерусские тексты
Изменить обрядовые действия по византийским канонамУнифицировать богослужения по канонам, сохранившимся с Древней Руси
Заменить старорусские иконы на образа греческого письмаИспользовать иконы древнерусского письма
Утвердить духовную власть выше светскойСохранение главенства царя над всеми верующими
Расширить связи русской православной церкви с другими странамиОтмена налаживания международных связей

За приверженность к старой вере и за обличительные крамольные речи против реформ, протопоп был сослан в Сибирь.

Важно. Несмотря на гонения и лишения Аввакум не изменил своих взглядов и продолжал проповедовать и обличать Никона, как антихриста. За свою деятельность протопоп был заключён в глубокую яму, а затем сожжён.

Пострадал не один протопоп Аввакум. Многие ярые сторонники вероисповедания по старорусским законам были прилюдно сожжены на костре из древних рукописных книг и ликов святых. Этот факт положил начало страшной традиции самосожжения, когда жители религиозного скита, вместе с женщинами и детьми, запирались в деревянном строении и поджигали его изнутри. Как правило, спастись никому не удавалось. Самосожжение так же являлось экстремальной формой протеста против гонений и репрессий.

Идеология раскола

Несмотря на гонения и репрессивные меры, движение старообрядцев не прекратилось, а наоборот, захватывало всю территорию российского государства. Тогда церковь пошла на крайнюю меру. На православном Соборе, в середине 17 века все, кто исповедует древнюю веру, были отлучены от лона церкви и преданы церковному проклятию – анафеме. Тогда же, были официально приняты новые обрядовые действия и изданы новые богослужебные книги.

Самым негативным в церковной реформе было то, что всё исконно русское, связанное с многовековой историей России, подлежало безжалостному уничтожению.

Главные итоги церковного раскола

Итоги и последствия реформ были крайне негативными. Вместо того чтобы сплотить население страны, всё закончилось настоящей религиозной войной. По всей России вспыхивали народные волнения, которые активно поддерживались всеми слоями населения. Никониане продолжали применять жёсткие меры, но это только усиливало неприятие новой веры.

В результате проведения церковной реформы в России произошли следующие изменения:

  1. Религиозный раскол между поборниками старообрядчества и тех, кто принял новую веру, стал национальной трагедией. Фактически весь русский народ разделился на два непримиримых лагеря. После того, как староверы были признаны еретиками и преданы анафеме, гонения на них усилились.
  2. Впервые в русском государстве возникла вражда на религиозной почве, что разрушило многовековое единство русского народа.
  3. В управлении государством, церковная власть отошла на второе место, уступив светской власти. Царь, а не патриарх был объявлен защитником всех православных. Важные церковные вопросы стали решаться государственными органами. Позже, патриаршество в России было полностью упразднено.
  4. Русская православная церковь стала активно налаживать связи с другими странами.

Старообрядческое движение позволило сохранить уникальные иконы и книги дореформенного периода. Кроме того староверам удалось сберечь огромный пласт древнерусской культуры. Это традиции древней иконописи, церковного уникального пения и обрядовых действий. Приверженцы патриарха Никона стремились всё уничтожить, но многое удалось сохранить.

Литература:

  • Богданов А.П. «Патриарх Никон и раскол Русской церкви»
  • Крамер А.В. «Раскол русской церкви в середине XVII века».

Раскол между Востоком и Западом | Резюме, история и эффекты

Раскол 1054

Смотреть все СМИ

Дата:
1054
Местонахождение:
Европа
Участники:
Восточное православие Римский католицизм
Ключевые люди:
Гумберт Сильва Кандида Святой Лев IX Майкл Церулариус Никита Стифатос

Посмотреть весь связанный контент →

Раскол между Востоком и Западом , также называемый Раскол 1054 года , событие, ускорившее окончательное разделение между восточно-христианскими церквями (во главе с патриархом Константинополя Михаилом Керуларием) и западной церковью (во главе с папой Львом IX). Взаимное отлучение папы и патриарха в 1054 году стало водоразделом в церковной истории. Отлучение не было отменено до 1965 года, когда Папа Павел VI и Патриарх Афинагор I после их исторической встречи в Иерусалиме в 1964 г., председательствовал на одновременных церемониях отмены указов об отлучении от церкви.

Отношение византийской церкви к римской можно описать как растущее отчуждение с 5 по 11 век. В ранней церкви выделялись три епископа, главным образом из политической элиты городов, в которых они правили, — епископы Рима, Александрии и Антиохии. Перенос резиденции империи из Рима в Константинополь и последующее затмение Александрии и Антиохии как поля битвы ислама и христианства повысили важность Константинополя. В то же время богословское спокойствие Запада, в отличие от часто ожесточенных богословских споров, которые беспокоили восточные патриархаты, укрепляло позиции римских пап, которые все больше претендовали на первенство. Но это превосходство или, скорее, римское представление о том, что с ним связано, никогда не признавалось на Востоке. Навязывать его восточным патриархам значило готовить почву для разделения; настаивать на этом во времена раздражения означало вызвать раскол.

Подробнее по этой теме

Христианство: великий раскол между Востоком и Западом

Взаимное недоверие, проявленное во времена Фотия, снова вспыхнуло в середине XI века после того, как папа навязал латинские обычаи…

Теологический гений Востока отличался от гения Запада. Восточное богословие уходит своими корнями в греческую философию, тогда как западное богословие во многом основывалось на римском праве. Это породило недоразумения и, наконец, привело к двум совершенно разным взглядам на одно важное учение и его определению — исхождению Святого Духа от Отца или от Отца и Сына. Римские церкви, не посоветовавшись с Востоком, добавили «и от Сына» (лат. Filioque ) к Никейскому символу веры. Кроме того, восточные церкви возмущались принуждением римлян к безбрачию духовенства, ограничением права конфирмации епископом и использованием опресноков в Евхаристии.

Политическая зависть и интересы обострили споры, и, наконец, после многих предвестников, окончательный разрыв наступил в 1054 году, когда папа Лев IX нанес Михаилу Керуларию и его последователям отлучение от церкви, а патриарх ответил таким же отлучением. Раньше были взаимные отлучения, но они не приводили к постоянным расколам. В то время казались возможности для примирения, но раскол становился все больше; в частности, греки были ожесточенно настроены против таких событий, как латинский захват Константинополя в 1204 г. Призывы Запада к воссоединению (на западных условиях), например, на Лионском соборе (1274 г.) и Ферраро-Флорентийском соборе (1439 г.).), были отвергнуты византийцами.

Раскол так и не зажил, хотя отношения между церквями улучшились после Второго Ватиканского Собора (1962–1965), который признал действительность таинств в восточных церквях. В 1979 году Святым Престолом и 14 автокефальными церквями была создана Совместная международная комиссия по богословскому диалогу между католической и православной церковью для дальнейшего развития экуменизма. Диалог и улучшение отношений продолжались и в начале 21 века.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Адамом Августином.

Святой Дух | Описание, роль и значение

Святой Дух , также называемый Утешителем или Святой Дух , в христианской вере, третье лицо Троицы. Многочисленные излияния Святого Духа упоминаются в Деяниях Апостолов, в которых исцеление, пророчество, изгнание бесов (экзорцизм) и говорение на языках (глоссолалия) особенно связаны с действием Духа. В искусстве Святой Дух обычно изображается в виде голубя.

Христианские писатели видели в различных ссылках на Дух Яхве в Еврейских Писаниях предвосхищение учения о Святом Духе. Еврейское слово ruaḥ (обычно переводимое как «дух») часто встречается в текстах, относящихся к свободной и беспрепятственной деятельности Бога либо в созидании, либо в оживлении творения, особенно в связи с пророческим словом или мессианским ожиданием. Однако в библейском иудаизме не было явной веры в отдельную божественную личность. На самом деле, сам Новый Завет не совсем ясен в этом отношении. Одним из предположений такой веры является обещание другого помощника или заступника (параклета), которое находится в Евангелии от Иоанна. Пятидесятница, во время которой Святой Дух сошел на апостолов и других учеников (Деяния 2), рассматривается как исполнение этого обетования.

Подробнее по этой теме

Христианство: Бог Святой Дух

Святой Дух — одна из самых неуловимых и трудных тем в христианском богословии, потому что она относится к одной из…

Определение, что Святой Дух был отдельной божественной личностью, равной по своей сущности Отцу и Сыну и не подчиненной им, было вынесено на Константинопольском соборе в 381 г. н.э. после оспаривания его божественности. Восточная и Западная церкви с тех пор рассматривают Святой Дух как связь, общение или взаимную любовь между Отцом и Сыном; они абсолютно едины в Духе. Отношения Святого Духа с другими Лицами Троицы описывались на Западе как исходящие как от Отца, так и от Сына, тогда как на Востоке считалось, что исхождение происходит от Отца через Сына.

Большинство католиков и православных христиан испытали действие Святого Духа больше в сакраментальной жизни церкви, чем в контексте таких спекуляций. С апостольских времен формула крещения была тринитарной («Крещу вас во имя Отца и Сына и Святого Духа»). конфирмация (в Восточной православной церкви миропомазание), хотя и не принятая протестантами как таинство, была тесно связана с ролью Святого Духа в церкви. Восточная Православная Церковь подчеркивала роль сошествия Духа на поклоняющуюся паству и на евхаристический хлеб и вино в молитве, известной как эпиклезис.

С первых веков существования христианской церкви различные группы, недовольные отсутствием свободы, активной благотворительности или жизненной силы в институциональной церкви, призывали к большей чувствительности к непрекращающимся излияниям Святого Духа; среди таких движений были движения святости и пятидесятников 19 и 20 веков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *