Церковно славянские слова в оде на день восшествия: В произведении Ломоносова встречаются много устареших слов и незнакомых слов

«Первый русский университет». Президентская библиотека о Михаиле Ломоносове

310 лет назад, 19 (8 по старому стилю) ноября 1711 года родился Михаил Ломоносов – государственный деятель, организатор науки и народного образования в России, выдающийся учёный-энциклопедист мирового уровня и поэт, заложивший основы русского литературного языка.

К этой памятной дате Президентская библиотека обновила и расширила коллекцию «М. В. Ломоносов (1711–1765)», куда входят исследования, видеолекции, очерки и архивные материалы о его жизни и деятельности, собственные труды Ломоносова по грамматике русского языка, истории и металлургии, а также отдельные письма.

Филолог Василий Якимов в сочинении «О духе, в коем развивалась российская литература со времени Ломоносова, и влиянии, какое имели на сие развитие литературы иностранные» (1833) писал: «Сгорая непреодолимою страстью к учению, сын простаго рыбака добровольно оставляет скромную хижину родителей… превозмогает все препятствия и опасности; силою твёрдой и решительной воли достигает своего намерения… Десять лет неутомимаго труда – и молодой человек является постепенно глубоким знатоком классических литератур, математиком и физиком, астрономом и металлургом, грамматистом и историком… Он живёт и будет жить в нашей памяти бессмертными творениями своего красноречия и поэзии».

В своей видеолекции «Ломоносов как реформатор русского языка» (2011) академик РАН Николай Казанский отмечал, что Ломоносов был потрясающим экспериментатором в стихе. Отобранный вместе с несколькими студентами для командирования за границу, в Германии он изучал физику и металлургию, математику и философию, и в то же время находил «досуг заниматься словесностью» – читал творения немецких писателей. Одно из стихотворений, как пишет филолог-славист Александр Яцимирский в книге «Русские самородки в жизнеописаниях и изображениях», так понравилось Ломоносову что «он задумал написать и на русском языке стихотворение таким же размером». Случай для этого скоро представился. В то время русские воевали с Турцией и в 1739 году «взяли у нея крепость Хотин, что на Днестре». Это событие и воспел Ломоносов в стихотворении «Ода на взятие Хотина». До него ни один русский писатель не писал так звучно и красиво. Эту оду Ломоносов отправил в Академию, и она так понравилась профессорам, что они её поднесли императрице Анне Иоанновне, повелевшей отпечатать её и раздать придворным.

В «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года» поэт обращается с горячим призывом к российскому юношеству:

«Дерзайте, ныне ободренны,

Реченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать», –

эти слова Михаила Ломоносова стали хрестоматийными.

Николай Казанский отмечает, что тексты, которые писал Ломоносов, были предметом настоящего вдохновения: «Открылась бездна, звезд полна. // Звездам числа нет, бездне дна»… Это настоящее, от Бога, вдохновение.

Ломоносову едва ли не первому удалось интонацию русской речи соотнести с метрическим размером, с силлабо-тоническим стихом, широко распространённым к этому времени в европейской литературе.

Яцимирский писал: «В своих стихотворениях Ломоносов дал образцы того, как нужно писать стихи, чтобы они выходили красивыми и звучными. До него никто не умел так писать. В особом же сочинении, озаглавленном „Риторика“, Ломоносов дал правила, которыя необходимо знать тому, кто хочет правильно писать стихотворения и другия сочинения. Поэтому-то Ломоносова и называют часто „отцом новой русской литературы“. Но его можно назвать и отцом новаго литературнаго языка, т. е. того языка, на котором пишут книги и на котором говорят образованные люди». Кроме того, он составил научную грамматику, где изложены и правила правописания. На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с уникальным прижизненным изданием «Российская грамматика Михайла Ломоносова» (1757).

По сей день известно и актуально учение Ломоносова о трёх стилях речи. Литературовед Арсений Кадлубовский в своем сочинении  «Об источниках Ломоносовского учения о трёх стилях» (1905) сказал, что «Оригинальность Ломоносова заключается в том, что он 1) применил теорию трёх стилей к русскому языку, 2) различие стилей обусловил лексическим составом речи, разнообразным отношением между церковно-славянскими и русскими „речениями“».

Некоторые филологи, говорит в своей видеолекции «Ломоносов – наш современник» (2011) профессор Татьяна Буторина, утверждают, что Ломоносов знал 31 язык. Это необходимо было ему для анализа нашей русской филологии.

Один из уроков Ломоносова, считает Николай Казанский, заключается в том, что мы должны уметь грамотно формулировать свои мысли на родном языке. Но самое главное, чему учит нас Ломоносов – разносторонность и желание проявить себя на пользу отечеству в максимально широком круге областей

Незадолго до смерти Ломоносов писал на клочке бумаги: «Пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют». На святой неделе в 1765 году его не стало. И русский народ, действительно, «пожалел» об утрате этого знаменитого, принесшего так много пользы России человека, которого Пушкин назвал «первым русским университетом».

10. М.В.Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
М. В. ЛОМОНОСОВА, С ЕГО СТИХАМИ,
С РЕФОРМОЙ В ЯЗЫКЕ

Цели: отметить широту интересов поэта и ученого; подчеркнуть особенности характера, патриотизм, уверенность в будущем русской науки и ее творцов.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение фрагментов из «Повести…» по ролям.

III. Изучение новой темы.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Беседа с использованием материала учебника.

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
(1711–1765)

А. С. Пушкин писал о Ломоносове: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».

Действительно, Ломоносову свойственна необыкновенная широта интересов. Во многих областях современного ему знания он заявил себя как гениальный ученый. Не случайно Московский Государственный университет носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.

Но Ломоносов не только великий ученый и выдающийся поэт, но и «великий характер, явление, делающее честь человеческой природе и русскому имени». (В. Г. Белинский, критик XIX века.)

– Что значит «великий характер»?

Обращение к статье учебника (с. 64–66).

Долгие плавания десятилетнего Миши Ломоносова с отцом-рыбаком по Белому морю на небольшом парусном судне с романтическим названием «Чайка» закалили мужество мальчика, помогли познать жизнь в ее заманчивой красоте и трудностях. Величавая природа Севера вызывала восторг Ломоносова, способствовала развитию его любознательности, формировала суждения о явлениях окружающей жизни. Живые непосредственные наблюдения, накопленные в детстве, нашли впоследствии отражение в научных открытиях Ломоносова и его стихотворениях. Только человек, сам боровшийся с морской стихией, познавший ее грозно-величавый нрав, мог написать такие замечательные стихи.

Корабль как ярых волн среди,

Которые хотят покрыти,

Бежит, срывая с них верьхи,

Претит с пути себя склонити;

Седая пена вкруг шумит,

В пучине след его горит…

(«На взятие Хотина».)

В 1730 году Ломоносов, ему было 19 лет, без ведома отца ушел в Москву учиться, где за пять лет прошел восьмилетний курс обучения, овладел латынью и усвоил другие науки. Годы учения были тяжелы: учеников наказывали розгами, за допущенную ошибку в учебе или поведении на шею провинившемуся вешали свиток («калькулюс») как знак ученического нерадения. Испытывали ученики и материальные трудности. Ломоносов потом вспоминал, что «имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды».

И все-таки Ломоносов учился, преодолевая трудности.

Не довольствуясь поурочными заданиями, он самостоятельно изучает древнерусскую летопись, труды греческих и римских авторов, знакомится в монастырской библиотеке с книгами по философии, физике, математике. К концу обучения в академии он становится человеком замечательной учености. Поэтому в сентябре 1736 года Ломоносова как лучшего студента Академии вместе с двумя другими студентами направляют в Германию, в Марбург, для изучения химии и горнорудного дела. В июне 1741 года он возвращается в Россию и приступает к работе в Академии наук, основанной Петром I в 1724 году.

– Что было смыслом его жизни? Обращение к учебнику.

Да, Ломоносов понимал, что процветание родины зависит от развития наук. Но после смерти Петра I в Академии сложилась обстановка, которая не способствовала развитию наук. Руководство Академии больше заботилось о своих собственных выгодах, нежели о нуждах отечества. Ее фактическим хозяином был немец Шумахер, секретарь академической канцелярии и попечитель библиотеки. Невежественный и властолюбивый, он окружил себя подхалимами и стал чинить всевозможные препятствия в работе видных ученых, и они вынуждены были покинуть Петербург. Шумахер и его приспешники не считались с национальными интересами страны, сознательно взяли курс на ограничение русских талантов. И Ломоносов вступил в решительную борьбу с засилием иностранцев, за честь русской науки и укрепление ее национальных кадров.

Сам Ломоносов в освоении наук шел впереди века, обгоняя его в своих открытиях. В химии он открыл закон о сохранении материи, в физике разработал теорию теплоты, высказал мысль о существовании атома. Занятия астрономией убедили его в том, что планета Венера окружена атмосферой. Обратившись к метеорологии, он объяснил явление атмосферного электричества, образование гроз, северного сияния. Ему принадлежит идея освоения Северного морского пути, реализованная только в 30-х годах XX века.

Во времена Ломоносова в царской России, да и не только в России, редко кому из ученых удавалось поставить науку на службу человека. Иные же просто и не думали об этом.

Иной тип ученого являл собой Ломоносов. По замечанию Н. Г. Чернышевского, он «хотел служить не чистой науке, а только отечеству». Ломоносов мечтал о процветании Родины и своими научными трудами, как только мог, способствовал этому.

Но развитие национальной культуры немыслимо без отечественного просвещения. И Ломоносов стремится сделать образование достоянием всего народа, для чего необходимо было расширить сеть просветительных учреждений, открыть новый учебный центр, основанный на родной, русской почве. И Ломоносов добился открытия Московского университета.

В учащихся Ломоносов ценил прежде всего ум, их способность постигать науки, а не происхождение. «В университете, – говорил он, – студент тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын, в том нужды нет».

Ломоносов был не только ученый, но и лучший поэт своего времени. Гражданин-патриот, он ценил то искусство, которое служит народу, он пел хвалу человеческому разуму, человеческим деяниям, принесшим пользу и славу отчизне. В стихотворении «Разговор с Анакреонтом» (Анакреонт – древнегреческий поэт – лирик; годы жизни: 570–478 до н. э.) мы читаем:

Мне струны поневоле

Звучат геройский шум,

Не возмущайте боле,

Любовны мысли, ум;

Хоть нежности сердечной

В любви я не лишен,

Героев славой вечной

Я больше восхищен.

М. Ломоносов в «Оде на взятие Хотина», посвященной взятию турецкой крепости Хотин в 1739 г. , прославляет победу русских воинов, их бесстрашие, несокрушимость:

За хо́лмы, где паляща хлябь,

Дым, пепел, пламень, смерть рыгает,

За Тигр, Стамбул, своих заграбь.

Что камни с берегов сдирает,

Но чтоб орлов сдержать полет,

Таких препон на свете нет.

Им воды, лес, бугры, стремнины,

Глухия степи равен путь.

Где только ветры могут дуть,

Доступят там полки орлины.

Наряду с показом героизма русских воинов Ломоносов рисовал в своих одах (ода – песня, торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою. 7 кл., учебник, ч. II, с. 296) образы выдающихся исторических деятелей: Дмитрия Донского, Ивана IV, Петра I, боровшихся за укрепление политической самостоятельности и военной мощи русского государства. Особенно часто Ломоносов обращался к Петру I. Это был его любимый герой. В лице Петра поэт воспевал мощь, силу и великую жизнеспособность русской нации. Петру I, реформатору, посвящена поэма (творение, один из видов лироэпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств; 7 кл., учебник, II ч., с. 296). «Петр Великий» (1756–1761). Петр I показан в поэме мудрым правителем, неутомимо преследующим своих противников. Это «строитель, плаватель, в полях, в морях герой».

В Петербурге был воздвигнут памятник Петру I, выполненный по проекту скульптора Фальконе. Памятник удивительно гармонирует с тем образом, который нарисован Ломоносовым.

На экран проецируется слайд.

Работа с учебником (I ч., с. 66).В скульптуре Фальконе Петр I изображен всадником, сидящим на вздыбленном коне. Конь и его грозный седок устремлены вперед. Вся композиция символизирует новую Россию и напоминает оценку Петру I, данную Ломоносовым:

Россию, варварством попранну,

С собой возвысил до небес.

Глядя на скульптуру Фальконе, нельзя не вспомнить и других слов, сказанных поэтом в одной из «елисаветинских» од:

Таков был Петр, врагам ужасен,

Своим отец, везде велик.

– В учебнике есть одна из надписей на памятнике (зачитать ее).

– Чем Петр I прославил себя? (Созданием города, флота, армии, «художествами» (при Петре I были попытки создания театра), личными подвигами, победами над турками, шведами, развитием наук.)

Работа с репродукцией мозаичной картины М. Ломоносова «Полтавская баталия» (с. 77).

– Кто изображен на картине М. Ломоносова?

– Трудна ли была работа по созданию «Полтавской баталии»?

Воспевая героев, прославляя силу русского оружия и государства, Ломоносов защищал мир и дружбу между народами. Ему, как гуманисту, войны были ненавистны. «Велико дело в том, чтоб побеждать, – писал поэт в 1753 году, – но более того всегдашний мир держать».

Страстное слово в защиту мира звучит во многих его произведениях. Но наиболее ярко, убедительно и в высшей степени оригинально он говорит о мире в оде 1747 года. Ода писалась как раз в тот момент, когда императрица Елизавета Петровна готовилась к вооруженному выступлению на стороне Австрии и Англии против Пруссии и Франции, затевалась война, которая ничего не сулила России, кроме разорения.

Ломоносов знал о планах императрицы и, желая предостеречь ее от опасного шага, не жалея красок, рисует преимущества «тишины», мира, чтобы показать прелести мирной жизни.

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют,

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли.

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

(«Ода на день восшествия…»)

Подобных слов в защиту мира не знала ни русская, ни западно-европейская поэзия. После гимна тишине Ломоносов славит Петра I, отца Елизаветы, в которой ему хотелось бы видеть достойную дочь своего отца. Затем, как бы давая «наказ» императрице, поэт рисует огромные пространства ее державы, ее несметные богатства: реки, леса, земные недра. Этими богатствами нужно овладеть и обратить на пользу народа. Сделать это могут люди науки, ученые, русские ученые.

3. Работа с учебником («Ода на день восшествия…», с. 67).

– К кому обращается автор в 1-й строфе отрывка из оды? (К будущим ученым из среды русского народа, которых благословляет на труд упорный, требующий размаха, широты ума, смелости.)

– Во что верит Ломоносов? (Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости проникнуты последние строки 1-й строфы. Платон – древнегреческий ученый, Ньютон – английский математик, физик. )

Доказать, что 2-я строфа отрывка – гимн науке.

– К какому стилю относится язык оды? (К высокому стилю: помимо русских слов есть церковно-славянские, придающие торжественность.)

Работа с учебником.

– С какой целью Ломоносов классифицировал (разделил по группам) словарный состав языка? (Церковнославянизмы перегружали, портили книжную речь, делали ее непонятной даже образованным людям. Его реформа языка ограничила употребление церковнославянизмов и сблизила литературный язык с разговорной речью. Преобразования Ломоносова способствовали очищению родного языка и от иностранных слов, употребление которых не вызывалось необходимостью.)

Слово учителя.

Вывод. Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе и как ученый, и как поэт Ломоносов все свои силы и знания отдал служению народу и Родине; боролся с врагами просвещения.

Знакомство с «теорией трех штилей».

Работа с учебником – с. 66, I ч.

– К каким «стилям» относятся приведенные в учебнике произведения Ломоносова?

– Какова главная мысль каждого из них?

– Какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность?

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: составить небольшой словарь устаревших слов; вспомнить значение терминов: ода, трагедия, драма, сатира, эпи-грамма.

– К каким стилям относит эти жанры Ломоносов?

Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений Ломоносова. Подумайте над содержанием стихотворения «Ночною темнотою…».

Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение стихотворений «Признание» Державина (с. 69–70 в учебнике), «На птичку» (с. 70).

ПРАЗДНОВАНИЕ ВОЗНЕСЕНИЯ ДОМА С ПРАЗДНИЧНЫМИ КАНОНАМИ

Дорогие братья и сестры, в этот праздник Вознесения Господня призываю вас молиться канонам праздника в ваших ежедневных молитвах и стараться делать то же самое всякий раз, когда мы празднуем Великие праздники и праздники самых любимых наших святых.

Каноны являются неотъемлемой чертой литургической жизни византийского обряда, ежедневными повечериями и утренями, и основаны на девяти библейских песнях, начинающихся с «ирмоса», или музыкальной темы, резюмирующей тему оды, и в общежитейские припевы поем между тропарями канона.

В прошлые века тропари пели между стихами песнопений, и мы это делаем до сих пор во время Великого поста, а так как вторая песнь покаянная, то ее поют только во время Великого поста.

Каноны, которые мы поем, взяты из различных источников: Октоих, содержащий ежедневные службы в соответствии с восемью гласами; праздничная минея, содержащая гимны праздникам и святым, празднуемым каждый день; Постная Триодь для Великого поста и Пятидесятница (или Цветочная Триодь) для Пасхального сезона.

Помимо молитвенных канонов при подготовке ко Святому Причащению, мы часто используем минейные каноны в молебне или молебне и каноны за усопших в панихиде.

Если мы читаем каноны в наших утренних или вечерних молитвах, они могут быть вставлены после символа веры. В противном случае порядок чтения канонов можно найти здесь —

https://www.orthodox.net/ustav/order-for-reading-canons.html

— и каноны для святых на каждый день можно найти в утрени онлайн-миниона на st-sergius.org.

Славянский: http://st-sergius.org/services/RussMN/02-02.pdf

Английский: http://st-sergius.org/services/Emenaion/02-02.pdf

Happy Feast !

Во Христе – о. Марк

КАНОНЫ НА ПРАЗДНИК ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Песня 1, Канон 1-й, канон 1-й, глас 5-й, ирмос 90-й. провел народ Свой босым по морю, * но потопил фараона со всем войском его, * Ему одному воспоем: * Ибо Он прославился.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Все народы, воспоем победную песнь Христу, вознесенному со славою на херувимских плечах и посадившему нас с Собою одесную Отцов; ибо Он прославлен.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Видя Христа, Посредника между Богом и человеком, с Его плотью в вышних, ангельские сонмы изумились и единодушно воспели победную песнь.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Все воспоем Богу, явившемуся на горе Синай и давшему Закон Моисею, прозорливцу Божию, и восшедшему с горы Елеонской во плоти, ибо Он прославился.

Рефрен : Пресвятая Богородица, спаси нас.

Пречистая Матерь Божия, непрестанно ходатайствуй перед Принявшим плоть от Тебя, но не отделившимся от лона Отца, да спасет от всякой опасности сотворенных Им.

Канон второй, глас 4, Ирмос : Отверзу уста мои, * и Духом исполнюсь, * и произнесу речь Царице и Матери; * и явиться лучезарно празднующей, * радостно восхваляющей ее чудеса.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Ты, Бессмертный по природе, воскрес в третий день и явился одиннадцати и всем ученикам, и, восседая на облаке, поспешил обратно к Отцу, о Ты, Творец всего.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Богодухновенный Давид воскликнул, воспевая весьма ясно: Господь вознесся на Небеса в ликовании и с гласом трубным, достигая даже Отца, Источника света.

Слава…,   Господи, Страстями Твоими и Воскресением Твоим обновил Ты мир, состарившийся во многих грехах; и восседая на облаке, Ты вознесся на Небеса. Слава Твоей славе.

Ныне и присно…, О всенепорочная Владычица, зачала еси Владыку всего, Добровольно подчинившегося Страсти и восшедшего к Отцу Своему, Которого Он не оставил, хотя и воплотился.

Катавасия Тон IV: Покрытый божественным облаком, * медлительный на язык провозгласил Закон, написанный Богом; * за то, что стряхнул нечистоту с очей ума своего, * Он созерцает Сущего и посвящен в познание Духа, * Воздавая хвалу боговдохновенными песнями.

Песня 3, Ирмос : Силою Креста Твоего, Христе, * разум мой укрепи, * да воспою и прославлю * Спасительное Твое Вознесение.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

К Отцу восшел еси, Животворящий Христе, и вознес еси род наш неизреченным Твоим состраданием, Человеколюбец.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Ангельские чины, Спасе, видя естество человеческое восходящее с Тобою, изумлялись и непрестанно славили Тебя.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Ангельские сонмы дивились, Христе, видя Тебя вознесенным с телом Твоим, и славили святое Твое Вознесение.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Человеческое естество, впавшее в тление, воздвиг еси, Христе, и в вознесении Твоем вознес еси нас и прославил вместе с Собою.

Рефрен : Пресвятая Богородица, спаси нас.

Богородичен : Непрестанно моли Исшедшего из чресл твоих, Чистая, да избавятся от обольщения диавольского восхваляющие Тебя, как Богородицу.

Ирмос : Богородице, живая и обильная источница, * утверди в духовном общении воспевающих Тебя, * и во славу Твою Божественную * даруй им венцы славы.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Поднимите врата Небесные, вот, Христос Царь и Господь грядет, облеченный в глиняное тело; так говорили низшие силы тем, кто наверху.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Адама, обманутого лукавством змия, отыскав, Ты, облекшись в естество Адамово, восшел и сел одесную Отца, будучи с Ним равным по чину; и Ангелы славили Тебя.

Слава…, земля ликует и пляшет от радости, и Небеса ликуют сегодня о Вознесении Творца творения, Который Своей волею ясно соединил разлученное.

Ныне и присно…, Поскольку Бога, разрушившего смерть и Единого бессмертного, ты родила, о Пречистая Дева Матерь, всегда моли Его умертвить страсти, убивающие меня, и спасти меня.

Катавасия: Только молитва Пророчицы Анны, * издревле приведшая сокрушенный дух * к Могущественному и Богу ведения, * развязавшая оковы бездетного чрева* и непослушный обличение ей с детьми.

Сессионный гимн, тон 8: Вознесшись на небесные облака, Христе, * мир на земле оставил Ты; * и восшел Ты и сел одесную Отца на высоте, * ибо единосущно с Ним и Духом, Господи; * ибо хотя Ты явился во плоти, не претерпев изменения. * Посему Ты теперь ждешь до последнего завершения, * когда Ты вернешься, чтобы судить все человечество на земле. * Ты, праведнейший Судия и Господь, * яко Ты многомилостивый Бог, * помилуй наши души и даруй нам, смиренным рабам Твоим, ** прощение наших немощей и наших грехов.

Песнь 4, Ирмос : Слышал я молву о силе креста * что рай отверзается им * и воззвал вслух говоря: * Слава силе Твоей, Господи.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Вознесся еси во славе, Царь ангелов, да пошлешь нам Утешителя от Отца. Темже вопием: Слава Вознесению Твоему, Христе.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Когда Спаситель во плоти вознесся к Отцу, сонмы Ангельские дивились Ему и возглашали: Слава Вознесению Твоему, Христе.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Сонмы Ангелов воззвали к тем, кто наверху: Поднимите врата для Христа Царя нашего; Его восхваляем вместе с Отцом и Духом.

Рефрен : Пресвятая Богородица, спаси нас.

Богородичен : Дева родила без опыта того, что относится к материнству. Но хотя она и была матерью, но оставалась девственницей; посему восхваляем Ея, вопием: Радуйся, Богородице.

Ирмос : Сидящий во славе на престоле Божества, * Иисус истинный Бог, * грядет в быстром облаке * и безгрешными руками Своими спас взывающих: * Слава силе Твоей, О Христос.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Иисус, Податель жизни, взяв тех, кого Он любил, взошел на гору Елеонскую и благословил их; и восседая на облаке, Он пришел на лоно Отца, которого Он никоим образом не покидал.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Весь мир видимый и невидимый торжествует. Ангелы и смертные ликуют, непрестанно прославляя Вознесение Того, Кто по благости Своей соединился с нами во плоти.

Слава…, Разрушив владычество смерти, ибо Ты бессмертный Господь, Ты даровал всем бессмертие, Человеколюбец; и вознесся Ты во славе, в то время как августейшие ученики наблюдали за Тобой, о Всемогущий Иисусе.

Ныне и присно…, Благословилась чрево Твое, Пренепорочная; ибо необъяснимым образом ты удостоился увидеть Того, Кто чудесным образом опустошил чрево ада. Умоли Его спасти нас, восхваляющих тебя.

Katavasia: О Царь царей, даже Ты, Кто от Единого, * О Слово, Которое исходит от Единого Беспричинного Отца, * Ты, как наш Благодетель, безошибочно послал * Дух Твой, Равносильный , Апостолам, поющим: * Слава силе Твоей, Господи.

Ода 5, Ирмос : Просыпаясь на заре, * вопием Тебе, Господи: * Спаси нас, ибо Ты Бог наш; * мы не знаем никого другого, кроме Тебя.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Радостью все исполнив, Милостивый, во плоти Своей к воинствам горним пришел Ты.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Когда воинства Ангелов увидели Тебя вознесенным, они громко возопили: Поднимите врата для нашего Царя.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Апостолы, видев вознесшегося на высоту Спасителя, с трепетом восклицали: Слава Тебе, Царь наш.

Рефрен : Пресвятая Богородица, спаси нас.

Богородичен : Яко Деву после родов восхваляем, Богородице; ибо ты зачал Бога-Слово во плоти ради мира.

Ирмос : Все творение трепещет перед твоей божественной славой; * ибо Ты, Дева, брака не познавшая, * вместила во чрево свое Бога всего, * и родила безвременного Сына, * даровавшего мир всем воспевающим Тебя.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Смерть смертью Твоею умертвив, Господи, возлюбил еси возлюбленных еси и восшел на святую Елеонскую гору, и оттуда, верхом на облаке, к Отцу Твоему приспешил еси, Христе .

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Чудно рождение Твое, чудно Воскресение Твое, чудно и страшно, Животворец, Божественное Твое Вознесение с горы, которое изобразил Илия, встав на колеснице четверной, восхваляя Тебя, Любящий человечество.

Слава…, Ангелы говорили Апостолам, глядя на них: О мужи Галилейские, что дивитесь Вознесению Христа, Животворящего? Он снова придет на землю, чтобы судить весь мир, так как Он самый праведный Судия.

Ныне и присно…, Сохранив Тебя, как деву неистленную после рождения, Христос вознесся к Отцу, Которого Он не оставил, Богородице, хотя по неизреченной милости Своей принял от Тебя плоть, облеченную и разум, и жизнь.

Katavasia: О чада Церкви, * чье подобие подобно свету, * примите огнедышащую росу Духа, * которая есть искупительное очищение от обид; * ибо ныне вышел Закон с Сиона, * благодать Духа в виде языков огненных.

Ода 6, Ирмос : Бездна объяла меня, * морское чудовище сделалось моей могилой; * но я воззвал к Тебе, * Человеколюбец, * и спасла меня десница Твоя, Господи.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

В уповании на сошествие Духа Апостолы возликовали, видя на высоте Творца, вознесшегося, и со страхом восклицали: Слава восхождению Твоему.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Пришли Ангелы и воззвали к ученикам Твоим, Христе: Как вы видите Христа восходящим, так и Он, праведный Судия всех, придет во плоти.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Когда воинства небесные видели Тебя, Спасителя нашего, вознесенного в высь с телом Твоим, возопили, говоря: Велика человеколюбие Твое, Владыко.

Рефрен : Пресвятая Богородица, спаси нас.

Богородичен : Купина необожженная, и гора, и лествица живая, и врата Небесные, славим Тебя, как сообразно, славная Мария, хвалящаяся православных.

Ирмос : Празднование божественного и торжественного праздника * Богородицы * О богомудрые, * приидем, хлопая в ладоши, * и прославим рожденного от Нее Бога.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Пусть облака окропят нас вечной радостью свыше; ибо восседая на облаке, как на херувимах, Христос восшел сегодня к Своему Отцу.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Явившись в подобии плоти, Ты собрал воедино то, что прежде было разделено, Человеколюбец. И пока ученики смотрели, Милостивый, Ты был вознесён на Небеса.

Слава…, Отчего красные одежды Его Кто с грубостью плоти соединен? Святые Ангелы, увидев Христа, превозносили Несущего божественные символы почтенных Страстей.

Сейчас и всегда …, Мы восхваляем твое зачатие, о Дева; восхваляем Твое неизреченное рождение, которым избавились мы от погибели и беды и мрачного заточения в аде, Чистая.

Katavasia: Возсиял еси от Девы * прощение и спасение нам, Христе Владыко; * дабы, подобно Ионе, вырвавшейся из чрева морского чудовища, * Ты мог вырвать из тления * весь падший род Адама.

Кондак, глас 6: Совершив еси домостроительство Твое ради нас, * земное с небесами соединив, * во славе вознесся еси, Христе Боже наш, * не отступив отсюда, но пребывая неотделимо от нас , * и взывая к любящим Тебя: ** Я с вами, и никто не будет против вас.

Икос: Оставив земное на земле, и предав земле праха, приди, образумимся и поднимем очи и помыслы на высоту; обратим же, о смертные, взоры наши вместе с чувствами к небесным вратам. Давайте представим себя присутствующими у горы Елеонской и пристально взглянем на Искупителя, восседающего на облаке; ибо Господь поспешил оттуда на Небеса. И там Щедрый Податель даров раздавал дары Своим Апостолам, призывая их как Отца и укрепляя их; Он вел их, как сыновей, и говорил им: Я не отделен от вас; Я с вами, и никто не может быть против вас.

Песня 7, Ирмос : Дети спаслись * в горящей печи, * воспевая: Благословен Ты* Боже отцов наших.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Вознесенный на облаке света спас мир, Боже отцов наших, Благословен Ты.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Христе, приняв на плечи Твои заблудшее естество наше, Ты вознесся и принес его Богу Отцу.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Вознесшийся во плоти к бестелесному Отцу, Боже отцов наших, Благословен Ты.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Воздвигнув естество наше, умерщвленное грехом, Ты, Спасе, к Отцу Твоему привел еси.

Рефрен : Пресвятая Богородица, спаси нас.

Богородичен : Родившийся от Девы, сделавший Ее Богородицей, Боже отцов наших, Благословен Ты.

Ирмос : Отказавшись поклониться тварям * вместо Творца, * богомудрые отроки мужественно потоптали грозный огонь * и, ликуя, громко воспели: * Превоспеваемый Господи и Боже отцов наших, Благословен Ты .

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Лучистое облако подхватило Тебя, Который есть свет, и вознесло Тебя от земли способом, превосходящим наше понимание. И славили Тебя небесные множества с Апостолами, говоря: Боже, благословен Ты.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Все рукоплескаем, радуясь Вознесению Христову, и восклицаем в ликовании: восшел Господь с гласом трубным, и, как равный по чину, воссел на престоле. десница Отца во все века.

Слава…, Великий Моисей древности, воспевая, воззвал: Да поклонятся Ангелы Небесные Христу, Который восходит как Царь всего. Ему вопием: Господи и Боже отцов наших, благословен Ты.

Сейчас и когда-либо…, О Странные чудеса! Как вместил еси, Богорадостный, неудержимого Бога, обнищавшего по плоти, и с великою славою вознесшегося сегодня на небо, животворящего человека?

Катавасия: Гармоничная музыка флейт звучала * в честь безжизненного идола из золота; * но светоносная благодать Утешителя * побуждает к благоговейному возгласу: * Троица в Единстве, * равносильная и безначальная, * Благословенна Ты!

Песнь 8, Ирмос : Сын Божий, прежде всех веков * рожденный от Отца *, в последние времена * воплотившийся от Девы-Матери, * священники песнопение, * и народы превозносимые Его во все времена.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Христу, Животворящему, в двух сущностях восшедшем на Небеса со славою и со Отцем восседающем, священники воспевайте и народы превозносимый во веки веков.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Тя, Спасе, от рабства идолам творение избавивший и Отцу Твоему вольную даровавший, восхваляем и превозносим во все веки.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Тому, Кто Своим нисхождением уничтожил противника и Кто Своим восхождением воздвиг человечество, воздайте хвалу; О жрецы, песнопение, и народы, превозносите Его во веки веков.

Рефрен : Пресвятая Богородица, спаси нас.

Богородичен : Превосходнее Херувимов явилась Ты, Чистая Богородица, яко во чреве Своем носила Сидящего на них. Вместе с бестелесными мы, смертные, славим Его во все века.

Канон второй, в гласе IV:

Ирмос : Род Богородичный * святых детей в печи спас. * Тот, Который был тогда прообразом, ныне родился на земле, * и Он собирает всю тварь, чтобы воспевать Тебя: * все дела ваши хвалите Господа * и превозносите Его во все века.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Разумные явились Апостолам при Вознесении и сказали: Что вы стоите и смотрите в изумлении? Тот, кто восходит на Небеса, снова придет судить людей на земле, поскольку Он единственный Судья.

Рефрен : Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Воздадим Богу величие, единодушно воскликнем в ликовании хвалы, будем петь, танцевать и хлопать в ладоши. Наш Бог вознесся с земли на Небеса, как Ангелы и Архангелы восхваляют Его как Владыку и Творца всего сущего.

Рефрен : Благословляем Отца, Сына и Святого Духа, Господа.

Наше естество, отпавшее в древности, возвысилось чрезвычайно выше Ангелов и поставлено на престоле Божием непостижимым образом. Приидите, устроим праздник и воскликнем: О дела, пойте Господа и превозносите Его во все века.

Ныне и присно…, Се, Сын Твой смерть Крестом Своим разрушил и в третий день воскрес, Богородице; и, явившись Своим ученикам, Он поспешил на Небеса. Почитая тебя с Ним, возносим хвалу и прославление во все века.

Куплет: Славим, благословляем, поклоняемся Господу, славя и превознося Его во все века.

Катавасия: Прообраз Божества, прообразовавшийся в сияющей тройке *, развязал узы и увлажнил пламя росой. * Дети хвалят, и все творение сотворенное благословляет, * Единого Спасителя и Творца всех, * как их Благодетеля.

Ода 9.

Рефрен : Величай, душа моя, * Христа животворящего, ** Вознесшегося с земли на Небо.

Ирмос : О Ты, Божия Матерь, превосходящая разум и слово, * неизреченно во времени * родившая Безвременного, * Тебя единодушно величаем верные.

Припев : Величай, душа моя, * Христа животворящего, ** с земли на небо восшедшего.

Апостолы, видя Тя, Христе Боже, Искупитель мира, вознесшегося, как подобает Богу, величали Тебя с благоговением, возликуя.

Припев : Величай, душа моя, * Христа животворящего, ** с земли на небо восшедшего.

Видя на высоте Твою обожествленную плоть, Христе, Ангелы поманили друг друга: Воистину сей есть Бог наш.

Припев : Величай, душа моя, * Христа животворящего, ** с земли на небо восшедшего.

Яко чины Бесплотные видели Тебя на облаках вознесенного, Христе Боже, возопили: Поднимите врата Царю Славы.

Припев : Величай, душа моя, * Христа животворящего, ** с земли на небо восшедшего.

Тебя, сошедшего в преисподнюю земли, и спасшего человека и возвысившего его Твоим Вознесением, величаем.

Припев : Величай, душа моя, * Христа животворящего, ** с земли на небо восшедшего.

Богородичен : Радуйся, Богородице, Христову Богородице. Как ты видел возносящегося от земли Того, Кого ты зачал, так ты возвеличил Его вместе с Ангелами.

Рефрен : Видя вознесение Владыки, * ангелы исполнились благоговения, ** видя, как Он со славою вознесся с земли на небеса.

Ирмос : Пусть каждый смертный, рожденный на земле, * светом сияющий, духом возликует; * и сонм ангельских сил * да празднует и чтит святой праздник Богородицы, * и да возопиет: * Радуйся! О Богородица, чистая Приснодева.

Рефрен : Видя восхождение Владыки, * ангелы исполнились благоговения, ** видя, как Он со славою вознесся с земли на небеса.

О, какие дары превосходят понимание! О страшная тайна! Ибо Тот, Кто царствует над всем, восшел от земли на небо и ученикам послал Святого Духа, Который просветил умы их и воспламенил благодатью.

Рефрен : Видя восхождение Владыки, * ангелы исполнились благоговения, ** видя, как Он со славою вознесся с земли на небеса.

Чину учеников сказал Господь: побудьте в Иерусалиме, и Я пошлю вам другого Утешителя, равного по чину Отцу и в чести Мне, Которого вы видите восходящим и восходящим на лучезарное облако.

Рефрен : Видя вознесение Владыки, * ангелы исполнились благоговения, ** видя, как Он со славою вознесся с земли на небеса.

Величие Того, Кто обнищал плотью, явно вознесся выше небес; и наша падшая природа была удостоена чести сидеть с Отцом. Все устроим пир, и единодушно воскликнем от ликования и захлопаем в ладоши от радости.

Рефрен : Видя восхождение Владыки, * ангелы исполнились благоговения, ** видя, как Он со славою вознесся с земли на небеса.

Возсиявший от Света Свет воссиял от тебя, Всенепорочная, и рассеял всю тьму безбожия и просветил спящих в ночи. А потому, как и подобает, мы все всегда называем тебя благословенным на протяжении веков.

Катавасия: Радуйся, Царица похваляющаяся девами и матерями; * ибо всякие красноречивые и способные уста не в состоянии достойно превознести Тебя, * и всякий ум смущается в стремлении постигнуть рождение твое. * А потому единодушно прославляем Тебя.

Тропарь праздника, глас 4: Во славе вознесся еси, Христе Боже наш, * возвеселивший учеников Твоих обетованием Святаго Духа; * и они были заверены благословением *, что Ты Сын Божий, ** Искупитель мира.

Posted in Богослужебные and tagged Вознесение, библейские оды, вечерние молитвы, застолье, праздничный, ирмос, Богослужебные каноны, минея, молебен, утренние молитвы, православная молитва, домашние молитвы.

Православная церковь Святой Марии Магдалины

ПАСХА СВЯТАЯ: Воскресение Господне  

  Пасха (Пасха)

Наслаждайтесь все праздником веры; примите все богатства любящей доброты.
(Проповедь святителя Иоанна Златоуста, прочитанная на Пасхальной утрени)

Воскресение Иисуса Христа из мертвых – центр христианской веры. Св. Павел говорит, что если Христос не воскрес из мертвых, то и проповедь наша и вера тщетны (1 Кор. 15:14). Действительно, без воскресения не было бы ни христианской проповеди, ни веры. Ученики Христа остались бы разбитым и безнадежным отрядом, который в Евангелии от Иоанна описывается как скрывающийся за запертыми дверями из страха перед евреями. Они никуда не ходили и ничего не проповедовали, пока не встретили воскресшего Христа, когда двери были затворены (Иоанна 20:19).). Затем они коснулись ран от гвоздей и копья; они ели и пили с Ним. Воскресение стало основой всего, что они говорили и делали (Деяния 2-4): «. . . ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Луки 24:39).

Воскресение открывает Иисуса из Назарета не только как ожидаемого Мессию Израиля, но и как Царя и Господа нового Иерусалима: нового неба и новой земли.

Затем я увидел новое небо и новую землю. . . святой город, новый Иерусалим. И услышал я громкий голос от престола, говорящий: вот, жилище Божие с человеками. Он будет жить с ними, и они будут Его народом. . . Он отрет всякую слезу с их глаз, и смерти уже не будет, ни скорби, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21:1-4).

Своей смертью и воскресением Христос побеждает последнего врага, смерть, и тем самым исполняет наказ Своего Отца подчинить все Его ногам (1 Кор. 15:24-26).

Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и мудрость, и силу, и честь, и славу, и благословение (Откр. 5:12)

ПРАЗДНИК ПРАЗДНИКОВ

Церковь. Настоящий праздник — это всегда живое участие. Это не просто посещение богослужений. Это общение во власти празднуемого события. Это Божий безвозмездный дар радости, данный духовным людям в награду за их самоотречение. Это осуществление духовных и физических усилий и подготовки. Воскресение Христово, являясь средоточием христианской веры, является основой богослужебной жизни Церкви и истинным образцом всякого торжества. Это избранный и святой день, первый из суббот, царь и господин дней, праздник праздников, святой день святых дней. В этот день благословляем Христа навеки (Ирмос 8, Пасхальный канон).

ПОДГОТОВКА

Двенадцать недель подготовки предшествуют «празднику пиров». Пройден долгий путь, включающий в себя пять препостных воскресений, шесть недель Великого поста и, наконец, Страстную неделю. Путь движется от самовольного изгнания блудного сына до благодатного входа в новый Иерусалим, нисходящего как невеста, благоукрашенная для мужа своего (Откр. 21:2) Покаяние, прощение, примирение, молитва, пост , милостыня и учеба — вот средства, с помощью которых совершается это долгое путешествие.

Сосредоточив внимание на почитании Креста в его середине, само великопостное плавание показывает, что радость воскресения достигается только через Крест. «Через крест радость пришла во весь мир», — поем мы в одной пасхальной песне. И в пасхальном тропаре мы снова и снова повторяем, что Христос смерть попрал — смертью! Св. Павел пишет, что имя Иисуса возвысилось над всяким именем, потому что Он сначала уничижил Себя, приняв смиренный образ раба и будучи послушным даже до смерти на кресте (Флп. 2:5-11). Путь к празднованию воскресения есть самоочищающееся распятие Великого поста.

Пасха – это переход от смерти к жизни.

Вчера я был погребен с Тобой, о Христос.
Сегодня я восстаю с Тобой в Твое воскресение.
Вчера распялся я с Тобою:
Прославь меня с Тобою, Спаситель, в Царствии Твоем (песнь 3, Пасхальный канон).

ХОД

Богослужения в ночь на Пасху начинаются около полуночи Великой Субботы. На Девятой песне канона Ноктюрна священник, уже облаченный в свои самые светлые одежды, извлекает из гроба Святую Плащаницу и несет ее к престолу, где она остается до отдания Пасхи. Верующие стоят во тьме. Затем, один за другим, они зажигают свои свечи от свечи, которую держит священник, и выстраиваются из церкви большой процессией. Хор, служители, священник и народ во главе с крестоносцами, хоругвями, иконами и Евангелием обходят храм. Непрестанно звонят колокола и поют ангельскую песнь воскресения.

Процессия останавливается перед главными дверями церкви. Перед закрытыми дверями священник и народ поют тропарь Пасхи «Христос воскресе из мертвых. ..», много раз. Еще до входа в храм священник и народ обмениваются пасхальным приветствием: «Христос нсэн! Воистину воскрес!» Этот сегмент пасхального богослужения чрезвычайно важен. Он сохраняет в опыте Церкви первоначальные рассказы о воскресении Христа, записанные в Евангелиях. Ангел отвалил камень от гроба не для того, чтобы позволить выйти биологически возрожденному, но физически пойманному Христу, а для того, чтобы показать, что «Его здесь нет; ибо Он воскрес, как сказал» (Мф. 28:6).

В пасхальном каноне поем:

Воскрес Ты, Христе, и гроб запечатан был, как при рождении Твоем Дево чрево осталось невредимым; и Ты открыл нам врата рая (Песнь 6).

Наконец, шествие света и песни во тьме ночной и громогласное возвещение, что, воистину, Христос воскресе, исполняют слова евангелиста Иоанна: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Иоанна 1:5).

Двери открываются, и верующие снова входят. Церковь залита светом и украшена цветами. Она небесная невеста и символ пустого гроба:

Живоносная и плодотворнее рая
Ярче всех царских чертогов,
Твоя гробница, Христе, источник или наше воскресение (Пасхальные часы).

УТРЕНЯ

Утреня начинается немедленно. Воскресший Христос прославляется в пении прекрасного канона св. Иоанна Дамаскина. Неоднократно обмениваются пасхальным приветствием. В конце утрени поются пасхальные стихи. Они передают все повествование о воскресении Господа. Они заканчиваются словами, призывающими нас к осуществлению между собой дарованного всем Богом прощения:

Это день воскресения.
Да озарит нас пир.

Давайте обнимемся.
Назовем «братьями» даже ненавидящих нас,
И всех простим воскресением. . .

Затем священнослужитель читает проповедь святителя Иоанна Златоуста. Проповедь изначально была составлена ​​как наставление при крещении. Он сохраняется Церковью в пасхальных богослужениях, потому что все в пасхальной ночи напоминает о Таинстве Крещения: язык и общая терминология богослужебных текстов, особые песнопения, цвет облачения, употребление свечей и сам великий крестный ход. . Теперь проповедь приглашает нас к великому подтверждению нашего крещения: к союзу со Христом в принятии Святого Причастия.

Если кто благочестив и любит Бога, пусть насладится этим прекрасным и светлым торжественным пиршеством. . . стол полностью загружен; Пируют вы все превосходно. . . теленок откормлен, пусть никто не останется голодным. . .

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

Проповедь возвещает о скором начале Божественной литургии. Напрестольный стол наполнен божественной пищей: Телом и Кровью воскресшего и прославленного Христа. Никто не должен уйти голодным. В богослужебных книгах очень конкретно сказано, что истинную Пасху вкушает только тот, кто причащается Тела и Крови Христовых. Поэтому Божественная литургия обычно следует сразу после пасхальной утрени. Продукты, от которых верующих просят воздержаться во время постного пути, освящают и вкушают только после Божественной литургии.

ДЕНЬ БЕЗ ВЕЧЕРА

Пасха — начало новой эпохи. Он раскрывает тайну восьмого дня. Это наш вкус в этом веке нового и бесконечного дня Царства Божьего. Что-то от этого нового и нескончаемого дня передается нам в продолжительности пасхальных служб, в повторении пасхального порядка всех служб Светлой седмицы и в особых пасхальных чертах, сохраняющихся в службах в течение сорока дней до Вознесения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *