Цербер — трехголовый пес, охраняющий царство мертвых
История персонажа
Древнегреческие мифы удивляют оригинальностью персонажей. Однако с Цербером жители Эллады не стали особо мудрить, хоть и наделили животное устрашающими особенностями. Кто еще станет охранять подступы к самому ужасному месту на земле – царству мертвых? Конечно, собака, пусть и не совсем обычная.
Происхождение и образ
Цербер в древнегреческой мифологии – пожалуй, страшнейшее существо, способное привести в ужас даже самого отважного героя и воина. В латинском языке имя адского пса значится как «Кербер», что в переводе означает «души умерших» и «пожиратель». Безобразное чудовище – порождение Тифона и Ехидны.
Великан и исполинская полуженщина-полузмея родили на свет еще двоих детей, брата и сестру Цербера. Не менее чудовищный пес Орф о двух головах сторожил стадо, принадлежавшее исполину Гериону, а Лернейская гидра, змееподобное создание с ядовитым дыханием, охраняла подводный вход в царство мертвых.
Церберу, конечно, тоже досталась судьба сторожа, однако по сравнению с братом и сестрой он пользовался наибольшим уважением за свой скверный характер и излишнюю агрессивность.
Внешний вид мифологического персонажа делает жуткий образ законченным. Спину венчают три головы со злыми глазами, на задней части туловища красуется длинный змеиный хвост, на шее и животе кишат зловещие змеи. Впрочем, по другим источникам существо представлено с полусотней, а то и с сотней голов. А в римскую эпоху средняя голова была львиной. Иногда Цербер и вовсе выглядит как человек с собачьей головой.
Древние греки изображали пасти Цербера с острыми клыками. С языка пса стекала ядовитая смесь белого цвета. По легенде, когда Геракл вытащил чудовище из подземелья, Цербера от солнечного света стошнило на землю. В результате выросла трава аконит, из которой позже готовила смертоносные зелья Медея.
АидДелом жизни опасного пса стало служение верой и правдой богу Аиду. Обязанность Цербера – охрана выхода из мира мертвых, чтобы ни одна ушедшая «на тот свет» душа не сумела вернуться обратно к людям.
А, как известно из мифов, попытки сбежать были не редкостью. При этом новых гостей (обязательно умерших) песик встречает радушно, мило виляя хвостом. К живым душам агрессивное существо не так гостеприимно, поэтому в легендах герои пытаются его всячески подкупить. Например, Орфей, пришедший за погибшей возлюбленной Эвридикой, услаждал слух Цербера звуками лиры и в итоге усыпил зловещую собаку.
Цербер и Геракл
Трехголовый пес силен и страшен. Попытки одолеть охранника Аида предпринимались не раз, но удалось это сделать только отважному силачу Гераклу. История с усмирением чудовища из преисподней стала 12-ым, заключительным подвигом героя. Злой царь Эврисфей, задавшийся вопросом погубить Геракла, попросил древнегреческого богатыря привести к трону легендарного пса.
Геракл и ЦерберАид просто так отдавать верного охранника не захотел – на уступки пошел только после того, как герой попал в его плечо стрелой. Повелитель подземного царства разрешил забрать Цербера, но с одним условием – если Геракл одолеет того без оружия.
Славный воин облачился в львиные шкуры и напал на лютое животное, пытаясь придушить. Цербер так и не сумел отбиться от незваного гостя драконьим хвостом и пал к его ногам.
При виде чудовища трусливого царя Эврисфея охватил ужас, и он освободил Геракла от тяжких трудов. А пса, кстати, велел вернуть на место в подземное царство.
В литературе и кино
Цербер нередко становится героем литературных произведений, а также появляется на киноэкранах.
В древнегреческой и древнеримской литературе персонаж встречается у Гомера, Платона и Вергилия. В «Божественной комедии» Данте Алигьери Цербер – охранник третьего круга ада, где страдают чревоугодники и гурманы, которым суждено сгнить под проливным дождем и безжалостными лучами солнца.
ЦерберОбраз трехголового пса писатели иногда используют в иносказательном смысле. Александр Радищев в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» уже в эпиграфе начал критиковать самодержавие словами: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».
Выражение смиксовано из двух фрагментов «Энеиды» Вергилия, где говорится о циклопе Полифеме и Цербере. Позже строчка превратилась в крылатую фразу, применяемую для описания любого негативного события, имеющего общественный резонанс.
Современная литература тоже использует образ этого адского чудовища. В романе Джоан Роулинг«Гарри Поттер и философский камень» Цербер хоть и страшный, но вызывает умиление. Огромная собака с тремя головами выращена Рубеусом Хагридом, который назвал его Пушком. Пес охраняет вход в подземелье, где хранится философский камень. Герой отличается одной особенностью – засыпает при любых звуках музыки.Гарри Поттер, Рон Уизли и Гермиона Грейнджерпогрузили стража в сон с помощью флейты, как в мифе про Орфея.
Пушок из фильма «Гарри Поттер»Интересное появление в кино лютого пса случилось в 2005 году. В фильме «Цербер» режиссера Джона Терлески герои охотятся за мечом, хранящимся в затерянной гробнице великого гунна Атиллы. Оружие дарит обладателю неуязвимость и власть над всем миром.
Однако магическую реликвию ревностно охраняет чудовищный пес. В картине снялись Грег Эвиган, Гаррет Сато, Богдан Уритеску и другие актеры.
Интересные факты
- Естествоиспытатель и медик Карл Линней, живший в 18 веке, подарил имя древнегреческого чудовища удивительному растению, которое обычно встречается на землях Африки, Австралии и Индии. Ядовитое цветковое дерево содержит мощный токсин, способный убить человека. С легкой руки ботаника растение стали именовать Cerbera (Цербера).
- В преддверии чемпионата мира по футболу, который запланирован на 2018 год, произошел скандал. В городском парке Сочи незаконно установили скульптуру Цербера, созданную художниками Владимиром и Викторией Кириленко. Памятник задумывался как символ оберега чемпионата: мифический пес в бронзе охраняет мяч. В центре города выросло изваяние высотой два метра и весом в тонну, но мэрия приказала демонтировать этот объект.
Цербер
Цербер является одним из самых злых, ужасных и агрессивных монстров древнегреческой мифологии.
Его также называют Кербер, что в латинском языке означает «пожиратель» и «души умерших». Он считается самым страшным порождением Ехидны и Тифона. По сравнению с остальными их детьми, Лернейской гидрой и Немейским львом, Цербер наиболее опасен и силен. Он служит верой и правдой только своему хозяину богу Аиду и охраняет вход в подземное царство мертвых.
Как выглядел Цербер
Цербер или Кербер представляет собой огромного трехголового пса. Хотя некоторые источники повествуют о том, что у него было пятьдесят голов, в остальных говориться про стоголового Цербера. На шее беспощадно шипят змеи. У него длинный хвост, также представленный в виде змеи. Змеями заполнена вся его шерсть, живот, огромные лапы, абсолютно все части туловища. Глаза животного злые и устрашающие, повергают в ужас и вселяют страх.
Из пастей Цербера, наполненных острыми огромными клыками, постоянно выделяется и течет белая ядовитая пена. Согласно одной из легенд, когда Цербер был на земле, из его пены проросла ядовитая трава аконит, которая стала основным компонентом смертельного зелья Медеи.
Согласно некоторым источникам древнегреческой мифологии Цербер был представлен даже в виде человека с единственной головой собаки. В одной его руке красовалась отрубленная голова быка, которая помогала Церберу побеждать и убивала противников своим дыханием. Другая рука держала козлиную голову, которая убивала своим устрашающим взглядом.
Иногда Цербер был изображен в виде обычного песика или овчарки. Собака, стоя на страже царства мертвых, приветливо встречала всех, кто туда попадал. Виляя хвостом, она провожала прибывших гостей. Самое страшное происходило тогда, когда кто-то собирался сбежать с того места. Цербер становился устрашающим, агрессивным и пожирал всех беглецов, кто пытался вернуться в мир живых. Ведь все знали, что из подземелья мертвых возврата не существует.
Также пес следил за тем, чтобы никто из мира живых не смог попасть в темное подземелье. Это было одним из главных требований Аида. С животным никто не мог справиться благодаря его физической силе и вселению страха во все живое.
Но все-таки некоторые герои греческой мифологии отличились в борьбе с Цербером. Каждый из них сражался со зверем благодаря своим уникальным методам.
Борьба с Цербером
Первым выделился Геракл, которому удалось победить Цербера. По легенде Гераклу необходимо было привести Цербера царю Эврисфею, после чего он вернул его обратно на стражу и был награжден листвой серебристого тополя за свой подвиг. Именно в тот момент на земле из его пены выросла ядовитая трава.
С этим чудовищем также удалось справиться Орфею, музыкальное искусство которого усыпило животное. Эней и Психея напоили Цербера наркотическими смесями, с помощью которых зверь погрузился в глубокий сон и дурман.
Цербер в древнегреческой мифологии являлся тем существом, с которым все боялись встречаться, а если уж это происходило, они не могли избежать страшной смерти от его острых клыков и ядовитой пены.
Трехголовый пес — Необыкновенные беседы
«Страж Орка, окровавленный, рычащий над окровавленными костями, полуочищенный в своем мрачном логове».
– Вергилий
В греческом мифе трехглавый пес Цербер стоит на страже у входа в подземный мир. Работа Цербера состоит в том, чтобы впустить вас в ад, но не дать вам уйти, возможно, как камердинер в отеле «Калифорния».
Одна голова собаки представляет прошлое, одна — настоящее, а третья — будущее. Цербер характеризует все негативные аспекты каждого из этих временных рамок. Он стремится заморозить движение вперед и запереть нас в негативных, повторяющихся паттернах. Его методы — зацикленность на прошлом, подавленность настоящим и страх перед будущим.
У всех нас есть трехголовая собака в темных уголках нашей психики. Если мы хотим жить той жизнью, которую представляем себе, а не той, которой боимся, мы должны победить Цербера. Прошлое, настоящее и будущее могут быть источниками утешения, вдохновения и ободрения. Или они могут быть кошмаром. Выбор за нами.
«Цербер» держал многих героев старых эпических историй в подземном мире. Но не все. Геракл спустился в Аид, победил Цербера и вернулся, не причинив вреда и не убив адскую гончую.![]()
Гераклу удалось одолеть Цербера, схватив его за горло. Это метафора, которая подсказывает нам найти способ заставить замолчать три отрицательных внутренних голоса:
- Голос прошлого, который намерен заставить нас смотреть только назад. Это голос, который рычит: «Надо было, было бы, могло бы!»
- Второй голос заставляет нас зацикливаться на сроках, переутомлении и беспокойстве о том, что у нас на тарелке. «Слишком много дел, так мало времени», — ноет он.
- Третий голос сеет страх перед тем, что ждет нас за следующим углом. «А что, если, что если, что если», — рявкает он
Мы можем многому научиться у Геракла о том, как победить трехголового пса и обрести свободу от страха и страданий, причиняемых самим себе.
ПРОШЛОЕ
Геракл мудро обратился к древним Элевсинским мистериям, чтобы узнать тайны подземного мира, прежде чем отправиться в Аид. Ни один человек никогда не возвращался, не говоря уже о том, чтобы выжить, с визитом.
Эти учения послужили важным руководством для Геракла в его стремлении победить Цербера и завершить 12-й из его эпических подвигов.
Люди и организации, использующие прошлое как источник полученной мудрости, также могут избежать ада. Они упиваются воспоминаниями, примерами и историями прошлого успеха. Кроме того, они черпают мудрость из прошлых образцов мужества, предприимчивости и вдохновения. Истории триумфов и побед над трудными обстоятельствами поучительны для нынешних и будущих начинаний. Так же как и память о тех героях, которые проложили нам путь. Такие компании, как Boeing, Walt Disney и Apple, имеют богатую историю, которую помнят и прославляют. Toyota, Hewlett-Packard и Saab также тесно связаны с прошлыми достижениями.
Прошлое тоже может быть ловушкой. Когда мы становимся слишком привязанными к традициям или привязанными к тому, «как мы делаем все здесь», предприятия становятся анахронизмом. Застревание в старых способах мышления и действия мешает обновлению. Наступает упадок.
Мы погрязаем в прошлом и теряем способность быть инновационными и прогрессивными. Это относится к отдельным людям, командам, компаниям и странам. Подумайте о Kodak, Nortel и HMV. Даже великие цивилизации, такие как греки и римляне, рушатся, когда меняется парадигма. Несмотря на иллюзию постоянства, сдвиг происходит.
НАСТОЯЩЕЕ
Геркулесу удалось победить трехголового пса, потому что он был достаточно хорош для этой задачи. Его не останавливал страх перед свирепой внешностью или репутацией Цербера. Не слишком беспокоился он и о том, что может выпасть на его долю при столкновении с этим трудным заказчиком — зверем с тремя чудовищными головами, хвостом дракона и спиной, усеянной ядовитыми змеями.
Время действовать здесь и сейчас. Когда мы присутствуем и готовы воспользоваться моментом, мы можем ответить всеми нашими способностями и ресурсами. Эта «достаточность» обеспечивает наш успех. Мы не позволяем себе отвлекаться или разделяться из-за того, что может произойти.
Люди и группы, которые, подобно Гераклу, сталкиваются с настоящим моментом и мужественно и находчиво встречают трудности и вызовы, побеждают.
Однако настоящее может быть местом опасной скорости, неэффективности и перегруженности. Слишком много людей и организаций гоняются за своим хвостом, вместо того чтобы сосредоточиться на стратегических действиях. Тушение пожаров и обход змеиной ямы могут отнимать у нас так много времени, что на настоящую работу почти не остается. Кроме того, мы можем тратить так много времени на отчеты о прошлых действиях, что не успеваем справляться с настоящим и будущим. Вспомните RIM, Sears и предбанкротных автопроизводителей Детройта.
БУДУЩЕЕ
Когда мы видим будущее как друга, а не как силу, стремящуюся нас уничтожить, мы встречаем его с оптимизмом. Оптимизм всегда несет в себе свою погодную систему — приключения, азарт и неограниченные возможности. Нам нужны такие ветры, чтобы совершать переходы от наших нынешних обстоятельств к нашему предпочтительному будущему.
Несмотря на разногласия, Геракл не колебался в своей уверенности, что победит в схватке с Цербером. Он хорошо подготовился и предвидел свою победу, спланировав возвращение из ада через реку Стикс. Геракл пообещал Аиду, богу подземного мира, что не причинит вреда Церберу. По этому соглашению Гераклу было позволено выполнить свою миссию и вернуть трехголового пса из ада в средний мир.
Важно признать, что Цербер не был побежден смертельным исходом. Он был побежден твердой рукой. Когда мы используем суровую критику, чтобы принизить себя, мы уменьшаемся. Мы побеждены задолго до встречи с Цербером. Уверенность и устойчивость для решения проблемы были потеряны из-за негативного разговора с самим собой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цербер — сложный соперник, но его можно победить, если мы будем храбрыми и находчивыми. Прошлое, настоящее и будущее, если ими правильно управлять, способствуют мудрым действиям. Информированный прошлым и с оптимизмом смотрящий в будущее, настоящий момент призывает нас столкнуться со своими страхами и следовать своему сердцу.
Цербер в греческой мифологии — Греческие легенды и мифы
Цербер — одно из наиболее легко идентифицируемых существ из греческой мифологии, поскольку Цербер был трехголовым псом, также известным как Гончая Аида.
ЧУДОВИЩНЫЙ ЦЕРБЕР
Как и большинство значительных монстров греческой мифологии, Цербер считался чудовищным потомком Тифона и Ехидны, двух змеевидных монстров греческой мифологии.
Таким образом, Цербер был братом лернейской гидры, химеры и другого чудовищного пса, Ортруса.
ТРЕХГЛАВЫЙ ЦЕРБЕР
Наиболее очевидной чертой Цербера были три собачьи головы на одном теле, но Цербер также обладал змеиной гривой, змеиным хвостом и когтями льва; поистине смертоносный зверь. |
Цербер — Уильям Блейк (1757-1827) PD-art-100
Цербер в подземном мире
Домом для Цербера был Подземный мир, владения Аида, и гигантской собаке было поручено охранять владения. Это означало, что Цербер будет охранять Врата Ада от нежелательных вторжений, а чудовищный пес также будет патрулировать берега реки Ахерон, чтобы не дать теням умерших сбежать. Двенадцатый подвиг Геракла Потомки Тифона и Ехидны обычно известны своими встречами с греческими героями, где герои побеждают, а дети-чудовища обычно умирают. В конечном итоге Цербер прославился своей встречей с величайшим из всех греческих героев, Гераклом. |
Цербер и Геракл
Бесстрашный Геракл спустился в Преисподнюю и заставил Харона переправить его через реку Ахерон. Но вместо того, чтобы просто взять Цербера и, таким образом, рискнуть гневом могущественного бога Аида, Геракл отправился во дворец бога и там поговорил с Аидом и его женой Персефоной. Геракл попросил разрешения удалить Цербера из Подземного мира, и Аид дал свое разрешение, если его собака не пострадала в процессе, и ему будет позволено вернуться, как только задание будет выполнено. | Геракл и Цербер — Питер Пауль Рубенс (1577–1640) -PD-art-100 |
Геракл взялся за подчинение Цербера, и с оружием, отложенным в сторону, Геракл боролся с Гончей Аида. Геракл удушил Цербера, и в конце концов чудовищная гончая подчинилась воле полубога.![]()

