Царевна анна византийская: Мемория. Анна Византийская, 13 марта 2019 – аналитический портал ПОЛИТ.РУ

Мемория. Анна Византийская, 13 марта 2019 – аналитический портал ПОЛИТ.РУ

13 марта 2019, 09:01

Древняя Русь Киевская Русь Человек дня

13 марта 963 года родилась Анна Византийская, жена крестителя Руси князя Владимира

 

Личное дело

Анна Византийская (963—1011/1012) родилась в Византии. Она происходила из Македонской династии, представители которой правили страной более двух столетий.. Ее отец император Роман II умер молодым, оставив двух несовершеннолетних сыновей Василия и Константина и дочь.

Византийский историк Иоанн Скилица писал, что смерть 24-летнего Романа II была вызвана «изнурением плоти позорнейшими и сластолюбивыми поступками». Ходили слухи, что он был отравлен.

После смерти Романа мать Анны царица Феофано была провозглашена регентшей за своих малолетних сыновей; но вскоре императорским престолом овладел командующий войсками Востока Никифор II Фока, сразу женившийся на Феофано.

Спустя всего шесть лет против сурового Никифора образовался заговор, во главе которого стала Феофано и её любовник, сподвижник Никифора Иоанн Цимисхий. Никифор был зверски убит, а Цимисхий овладел престолом.

Однако вопреки ожиданиям Феофано, Цимисхий не женился на ней, а отправил в изгнание, куда вместе с матерью, вероятно, последовала и 6-летняя Анна.

Только после смерти в 976 Цимисхия повзрослевшие братья Анны стали править сами, сделавшись императорами-соправителями, и вошли в историю как Василий II Болгаробойца и Константина VIII.

После восшествия старших братьев на престол Анна стала завидной невестой, чьей руки добивались правители соседних стран. В частности, историки упоминают среди ее женихов наследника Священной Римской империи Оттона III, которого Анна была старше на 17 лет, сына французского короля Гуго Капета — Роберта II, а также одного из болгарских князей. По различным причинам эти союзы не состоялись.

В 988 году после захвата русами греческого города Корсунь (Херсонес) в Крыму,  русский князь Владимир Святославич потребовал у византийских  императоров руки их сестры, грозя в случае отказа взять приступом Царьград. Испуганные этим требованием, Василий и Константин согласились на брак, но при условии принятия князем христианства и оказания военной поддержки империи.

«Пусть те священники, — ответил великий князь, — которые придут с сестрою вашею, крестят меня».

В древнейших летописях достаточно подробно описано, что поначалу Анна, которой на этот момент было уже 25 лет, категорически отказывалась выходить замуж за варвара. Она умоляла братьев позволить ей умереть на родине. Но те заявили, что Бог возлагает на нее великую миссию – обратить в истинную веру целую языческую страну.

Царевна Анна с большою неохотой отправилась морем в Корсунь, где находился великий князь. Согласно преданию, в это время у него сильно разболелись глаза. Анна посоветовала ему креститься, чтобы исцелиться от болезни. Владимир исполнил желание своей невесты и внезапно прозрел.

После крещения тут же совершили и бракосочетание — уже по христианскому обряду. Вернув Корсунь Византии, князь Владимир с Анной возвратился в Киев, где приступил к массовому крещению народа.

По данным некоторых историков, именно благодаря Анне началось строительство первой каменной церкви Древнерусского государства — величественного киевского собора в честь Успения Богородицы, прозванного потом Десятинной церковью, поскольку он существовал на десятую часть княжеских доходов.

В летописи говорится, что царевна Анна стала  шестой женой великого князя Владимира и что от нее родилась дочь Мария, вышедшая впоследствии замуж за польского короля Казимира I.

Анна Византийская скончалась в году 6519 от сотворения мира по византийскому календарю, что соответствует 1011/1012 годам нашей эры. Её гробница находилась в Десятинной церкви в Киеве рядом с гробницей св. Владимира Крестителя, который умер через 4 года после смерти жены.

 

Чем знаменита

Жена киевского великого князя Владимира Святославича, крестителя Руси. Многие историки утверждают, что она сыграла решающую роль в том, что Владимир согласился принять православие и что именно Анна убедила Владимира Святославича стать христианином. Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский писал, что Анна усердно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви». В церковном уставе Владимира говорится о том, что князь советовался с женой в делах церковных: «сгадав аз с своею княгинею Анною».

По мнению Карамзина, образованной византийской принцессе пришлось совершить подвиг во имя родины, а также взять на себя миссию просветительницы «заблудших язычников». В итоге Анна «явилась орудием небесной благодати, выведшей Россию из тьмы идолопоклонства».

 

О чем надо знать

Брак византийской принцессы с «варваром» считался кощунственным и недопустимым. Еще в середине X века дед Анны император Константин VII Багрянородный написал для сына трактат «Об управлении империей», в котором выразил отношение правителей Византии к династическим бракам с варварскими северными народами, в числе которых указал и русов:    «Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жены, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жены или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу […] Поскольку каждый народ имеет различные обычаи, разные законы и установления, он должен держаться своих порядков, и союзы для смешения жизней заключать и творить внутри одного и того же народа».

Исключение Константин Багрянородный сделал только для правящих домов Западной Европы, «франков». Однако обстоятельства все-таки вынудили его внуков вступить в родство с соседями-«варварами».

 

Прямая речь:

О замужестве: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть».

Арабский историк XI века Абу Шоджа ар-Рудравери о роли Анны в крещении Руси: «Женщина воспротивилась отдать себя тому, кто расходится с нею в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство».

 

6 фактов об Анне Византийской

  • Анна родилась за 2 дня до смерти своего отца, императора Романа II. Именно благодаря этому и известна точная дата её рождения.
  • Мать Анны — Феофано была незнатного рода. По отзыву Льва Диакона, эта «наиболее прекрасная, обольстительная и утонченная женщина своего времени, одинаково выделявшаяся своей красотой, способностями, честолюбием и порочностью», была дочерью константинопольского шинкаря, в заведении которого работала проституткой. Обольстив молодого наследника престола Романа она стала в итоге царицей.
  • Анна звалась Багрянородной — то есть рождённой в багряных пелёнках. Багряный цвет считался императорским, а ребенок, рождённый во время правления своих императорских родителей, обладал несомненным правом на византийский престол.
  • Современники дали Анне прозвище Руфа (Рыжая). Хотя ни описаний внешности Анны, ни портретов не сохранилось, она, скорее всего,  походила на единоутробных братьев Василия и Константина. Они были голубоглазы, светловолосы, небольшого роста, но красивого телосложения.
  • По версии Н. Н. Никитенко, о заключении брака князя Владимира и царевны Анны рассказывают светские фрески двух лестничных башен Софии Киевской, ведущих на княжеские хоры.
  • Анна Византийская является одним из заметных персонажей исторического романа «Голубь над Понтом» («Когда пал Херсонес») Антонина Ладинского.

 

Материалы об Анне Византийской:

Две жены великого князя Владимира I

Статья об Анне, супруге Владимира Святославича в Русском биографическом словаре А. А. Половцова

Карпов А. Ю. Анна, жена киевского князя Владимира Святого

Статья об Анне Византийской в Википедии

Бутовский полигон

Священномученик Алексий Великосельский

Конспекты

Об истоках российского ультрапатриотизма

Ловите либерала!

Нарисованное будущее

Недружелюбные японцы

Образ России в США

Архив новостей

Человек дня: Алексей Ботян

10 февраля 1917 года родился Алексей Ботян, разведчик.

Анна Византийская | это… Что такое Анна Византийская?

Анна Византийская (греч. Άννα, 13 марта 963 — 1011/1012) — византийская царевна из Македонской (Армянской) династии (царица по ПВЛ), жена киевского великого князя Владимира Святославича, крестителя Руси.

После захвата русами греческого города Корсунь в Крыму родная сестра византийского императора Василия II была отправлена в жёны князю Владимиру, чтобы выполнить условия соглашения о русской военной помощи Византии. Обстоятельства, предшествующие династическому браку, изложены в статьях: Владимир I Святославич и Русско-византийская война 988 года.

Содержание

  • 1 Византийская царевна
  • 2 Сватовство германцев, франков и болгар
  • 3 Русская царица
    • 3.1 Анна Византийская в беллетристике
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
  • 6 Примечания

Византийская царевна

Анна была единственной сестрой правящего императора Василия II Болгароубийцы (976—1025) и его брата-соправителя Константина VIII (976—1028). Родилась она всего за 2 дня до смерти своего отца, императора Романа II, что отметил византийский историк Иоанн Скилица, благодаря чему стала известна дата её рождения: 13 марта 963 года.

По сообщению Скилицы, смерть 24-летнего Романа II была вызвана «изнурением плоти позорнейшими и сластолюбивыми поступками», но по слухам он был отравлен. Императором стал командующий войсками Востока Никифор II Фока, сразу женившийся на матери Анны, царице Феофано.

Дед Анны, император Константин VII Багрянородный написал для сына (949) трактат «Об управлении империей», в котором выразил отношение правителей Византии к династическим бракам с варварскими северными народами, в числе которых он указал и русов:

«Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жены, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жены или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу […] Поскольку каждый народ имеет различные обычаи, разные законы и установления, он должен держаться своих порядков, и союзы для смешения жизней заключать и творить внутри одного и того же народа.»

Исключение Константин Багрянородный сделал для правящих домов Западной Европы, «франков». Однако обстоятельства вынуждали греческих императоров вступать в родство с соседями. Так, Никифор II Фока хотел женить своих пасынков Василия II и Константина VIII на болгарских принцессах, но был свергнут с трона своей женой Феофано, возведшей на престол Иоанна I Цимисхия.

Только после гибели Иоанна Цимисхия (976) повзрослевшие Василий II и Константин VIII стали править сами, а багрянородная[1] Анна стала завидной невестой, чьей руки добивались правители соседних стран.

Сватовство германцев, франков и болгар

Хронист XI века Титмар Мерзебургский упомянул о том, что Анна была просватана за наследника Священной Римской империи Оттона III: «Взяв себе из Греции жену, по имени Елена, которая была просватана за Оттона III, но коварным образом отнята у него, он [Владимир] по её убеждению принял святую христианскую веру.»[2] Оттон III родился в 980 и стал императором в 983, Анна была старше его на 17 лет. Возможно Титмар спутал не только её имя, но и жениха. Отец Оттона III, император Оттон II действительно хотел взять в жёны византийскую принцессу императорской крови, но в результате в 972 женился на 12-летней Феофано, которая была возможно племянницей византийского императора Иоанна I Цимисхия.

В 988 французский король Гуго Капет обратился с письмом к византийским императорам, желая подобрать для своего сына Роберта II «равную ему невесту». [3] Отец короновал Роберта II в декабре 987, и брак должен был укрепить позиции новой династии Капетингов во Франции. Гуго Капет не назвал имени невесты[4], 16-летнему Роберту II скорее подходила в жёны Евдокия, дочь императора Константина VIII (другие дочери Зоя и Феодора были младше), нежели Анна, однако в династических браках возраст не всегда принимался во внимание. По неизвестным причинам[5] родственный союз не состоялся. Королевой Франции стала через 60 лет (1051) другая Анна, дочь киевского князя Ярослава, выйдя замуж за сына Роберта II, короля Генриха I.

Ещё более запутанную историю рассказывает армянский историк Стефан Таронский (Асохик) о сватовстве к Анне (986) одного из болгарских князей:

«В том же году[6] царь Василий отправил его [митрополита Севастии] в страну Булхаров водворить мир. Булхария просила царя Василия отдать сестру свою замуж за её царя. Император в сопровождении митрополита отправил какую-то женщину из своих подданных, похожую на сестру свою. По прибытии той женщины в страну Булхаров, узнали кто она, и потому осудили митрополита как прелюбодея и обманщика; цари булхарские сожгли его, обложив хворостом и соломой.»[7]

Асохик сообщил об этом случае прежде всего, чтобы отметить возмездие, постигшее севастийского митрополита, который притеснял армянских священнослужителей, болгарские дела его интересовали меньше. Историки сомневаются в согласии Василия II породниться через брак с вождём страны, недавно восставшей против византийского владычества. Тем более странен подобный брак на фоне неудачного похода Василия на болгар в том же (986) году.

А.В. Назаренко полагает, что на деле у Асохика речь идёт о подмене невесты киевского князя Владимира, который по «Житию» монаха Иакова в 988 году ходил на днепровские пороги, возможно как раз для встречи Анны.[8] Если действительно подмена имела место, это могло дать основание князю двинуться на Корсунь и захватить её на следующий год.

Русская царица

Согласно «Повести временных лет», Владимир, захватив Корсунь, потребовал у византийских императоров сестру в жёны, угрожая пойти на Константинополь. Te согласились при условии его крещения. Когда Владимир принял это условие, императоры уговорили Анну отправиться к «тавроскифам», как называли византийцы русских. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть.»

Арабский историк XI века Абу Шоджа ар-Рудравери поддерживает версию летописи о решающей роли Анны в крещении князя Владимира:

«Женщина воспротивилась отдать себя тому, кто расходится с нею в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство.»[9]

При встрече Анна убедила Владимира Святославича принять христианство поскорей. После крещения тут же совершили по христианскому обряду бракосочетание. Вернув Корсунь Византии, князь Владимир с Анной вернулся в Киев, где приступил к крещению народа. Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский заметил, что Анна активно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви». В церковном уставе Владимира говорится о том, что князь советовался с женой в делах церковных: «сгадав аз с своею княгинею Анною».[10]

Анну в летописи именовали не как обычно — княгиней, но царицей[11], сохраняя за ней достоинство члена императорской семьи. Царицы, в обычном понимании титула как жены царя, появились на Руси лишь при Иване Грозном.[12] Летописи ничего не сообщают о её детях, перечисляя подробно сыновей Владимира и их матерей. Возможно у неё была дочь, но точных данных нет.

Анна скончалась в году 6519 от сотворения мира по византийскому календарю, что соответствует 1011/1012 году (новый год считали с 1 сентября), за 4 года до смерти князя Владимира. Как сообщил Титмар Мерзебургский, её гробница находилась в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве рядом с гробницей св. Владимира Крестителя.

Спустя примерно 35 лет на Руси появилась ещё одна царица — Мономахиня, дочь (или племянница) византийского императора Константина IX Мономаха, жена князя Всеволода Ярославича и мать Владимира Мономаха. Она не была багрянородной, то есть рождена до воцарения Константина Мономаха. Её история осталась неизвестной, и даже имя известно лишь предположительно: Мария[13] или, по другим источникам, Анастасия[14]. В литературе её часто также называют Анной, путая с её дочерью или с христианским именем её свекрови.

Анна Византийская в беллетристике

Анна Византийская выступает одним из заметных персонажей исторического романа «Голубь над Понтом» («Когда пал Херсонес») Антонина Ладинского.

См. также

  • Владимир I Святославич
  • Поход на Корсунь (988)

Ссылки

  • Карпов А.Ю. Анна, жена киевского князя Владимира Святого

Примечания

  1. Багрянородная — по словам византийского хрониста Михаила Пселла это означало рождённая в багряных пелёнках. Багряный цвет считался императорским, рождённый во время правления своих императорских родителей обладал несомненным правом на византийский престол. Синоним — порфирородная.
  2. Титмар Мерзебургский, Хроника, кн.7
  3. Письмо № 111 Герберта Орильякского (в книге: Рихер Реймский, «История», с.210)
  4. Согласно практике выбор невесты оставался за византийской стороной. Германский император Оттон II женился на Феофано, однако Титмар Мерзебургский отметил некоторое неудовольствие Оттона II, что Феофано не была византийской принцессой, а лишь племянницей византийского императора.
  5. Некоторые историки полагают, что целью сватовства была именно Анна. Анна должна быть просватана за киевского князя Владимира примерно в 987, чтобы полученное в обмен русское войско успело прибыть в Византию в 988.
  6. 435 год армянского летоисчисления, т.е. 986
  7. Стефан Таронский (Асохик), Всеобщая история, кн.3, гл.22
  8. А.В. Назаренко, Равноапостольный князь Киевский Владимир Святославич, статья из VIII т. «Православной энциклопедии», М. 2004: [1]
  9. Кримський А. , Кезма Т. Оповідання арабського історика XI в. Абу Шоджі Рудраверського про те, як охрестилася Русь // Ювілейний зб. на пошану акад. Д. Багалія. К., 1927. С. 383—395
  10. Список краткой редакции Церковного Устава св. князя Владимира
  11. Др.-русск. цесарица — производное от лат. Caesar (император)
  12. См. церковный устав Владимира.
  13. По найденной свинцовой печати с именем Мария Мономаха
  14. По синодикам Выдубицкого монастыря в Киеве

Анна Комнина — принцесса, которая вела хронику переменчивой судьбы Византии

Византийская принцесса Анна Комнина, сосланная в монастырь за свои политические амбиции, посвятила свой дар наблюдательности составлению планов судьбы империи своего отца, оставив свой след в качестве первой в Европе женщины-историка.

Когда мы думаем об именах великих историков прошлого, на ум приходит длинный и знакомый список: Геродот, конечно же, «отец истории»; Фукидид и Ксенофонт; великие римские историки, такие как Ливий, Плутарх и Тацит, и это только трое; историки эпохи Возрождения, такие как Бруни или Макиавелли; Эдвард Гиббон, конечно, и Томас Карлайл; Леопольд фон Ранке и совсем недавно Фердинанд Бродель.

Списки всегда вызывают споры. Они обязательно вызовут дебаты и дискуссии о тех, кто включен, и о тех, чьи имена не указаны. Однако мало кто назвал бы Анну Комнину в списке великих историков. Это позор, потому что вклад Анны в историю — как историка, автора и покровителя науки — должен ставить ее на первое место среди тех, кто писал о прошлом.

Анна родилась в Константинополе в 1083 году, дочь Алексиоса Комнина и его жены Ирины, правителей Византийской империи — восточной половины Римской империи, которая не только выжила, но и процветала после разграбления и падения Рима шестьсот лет назад. ранее. Анна была старшим ребенком императорской четы. Свирепо интеллигентная, она уделяла пристальное внимание невзгодам, испытаниям и достижениям жизни во дворце, столице и интенсивным отношениям, имевшим место в конце 11 9 г.0009-й -й и первая половина 12-го -го -го века.

Анна была талантлива и амбициозна. Когда ее отец умер в 1118 году, она была серьезным кандидатом на престол, опередив своего младшего брата Иоанна — настолько, что последний, по-видимому, снял царственное кольцо своего отца с пальца, когда он лежал умирая, и поспешил провозгласить себя императором. чтобы помешать его сестре захватить власть для себя и своего мужа Никифора Вриенния. Анна была такой угрозой для своего брата, что ее отправили в ссылку, поместили в монастырь, имевший обширные пожертвования, но не позволявший ей видеться с мужем, как она сама рассказывает.

Хотя обстоятельства и время изоляции Анны не совсем ясны, мы знаем, что при жизни она очень активно собирала вокруг себя интеллектуалов и поощряла их исследования. Интеллектуальные притязания Анны вызывали колкости у некоторых современников, которые считали ее слишком умной для ее же блага. Тем не менее, трудно преувеличить значение круга ученых, чьи работы она продвигала. Главным среди них был Евстратий Никейский, которому Анна поручила подготовить первые комментарии к Никомаховой этике Аристотеля. Результатом стала не только новаторская интерпретационная и философская работа сама по себе, но и та, которая оказала глубокое влияние на будущее западной науки: комментарии Евстратия были переведены Робертом Гроссетестом, затем использованы Фомой Аквинским и послужили укреплению Аристотеля. в западной политической мысли.

Тем не менее, именно собственная работа Анны делает ее действительно замечательной. После смерти мужа в конце 1130-х годов она приступила к написанию истории Византийской империи во времена правления своего отца. Она назвала его «Алексиада» , отсылая к, возможно, величайшей европейской эпической истории из всех, «Илиаде » Гомера. Отчет примечателен по многим причинам, не в последнюю очередь из-за его длины и детализации. Живо написанный и тщательно проработанный, он представляет собой поразительное описание одного из самых важных периодов не только византийской истории и даже истории Европы, но и окончательного раскола католической и православной церквей, важной новой кристаллизации христианства. соперничество между Западной Европой и исламским Ближним Востоком и выживание империи вопреки всему.

Наряду с широтой охвата, Alexiad имеет уникальное значение по трем причинам. Во-первых, она была написана членом императорской семьи, что означает, что читатели получают возможность взглянуть на описываемые события с необычайно привилегированной и необычной точки зрения. Во-вторых, несмотря на ключевую важность периода, охватываемого в тексте, в широком смысле ок. в противном случае это был бы большой пробел в исторических записях. И, наконец, рассказ Анны представляет исключительный интерес и важность, поскольку это первая повествовательная история, написанная на европейском языке женщиной-автором.

Работа Анны не совсем известна более поздним историкам, но на протяжении многих столетий к ней относились плохо. Эдвард Гиббон, чья собственная репутация историка могла бы измениться одним или двумя ударами, пренебрежительно отозвался о «Алексиаде », заявив, что он «на каждой странице выдает тщеславие женщины-автора». всем, кто удосужился прочитать дальше первых нескольких страниц и имени автора в начале рукописи, поскольку текст фактически основан на значительном архиве, составленном из официальных документов, включая письма, отправленные императором, официальными документы, выпущенные государством, и многочисленные агитационные заметки, свидетельствующие об интенсивном периоде военных действий.

Анну больше не ценят современные ученые, которые, как правило, отвергают ее работу как панегирик дочери, преданной своему любимому отцу, что опять-таки не только многое говорит о случайном сексизме и ленивых предположениях, но и раскрывает самый основной недостаток взаимодействия с текстом. «Алексиада » — это далеко не блестящий портрет правления императора Алексиоса. кожей его зубов.

В начале Анна объясняет, как ее отец захватил власть в 1081 году. Очень способный армейский офицер из знатной семьи, Алексиос наблюдал, как империя погрузилась в паралич и хаос в течение 1070-х годов. Резкий экономический спад сопровождался ростом расходов, усугубленным быстрым ухудшением отношений со всеми соседями Византии, что поставило империю на колени. Военные неудачи подорвали доверие к армии, а серия вторжений еще больше снизила производительность и доходы. Хуже того, империей руководил престарелый, импульсивный нарцисс, который был оторван от реальности и больше беспокоился о раздаче услуг, чем о решительных действиях, которые могли бы улучшить и без того шаткую ситуацию.

Анна объясняет, что к началу 1080 года казалось, что игра окончена. Турецкие рейдеры заняли наиболее важные в экономическом и стратегическом отношении районы Малой Азии и достигли Босфора. Нормандские рыцари, завоевавшие южную Италию и большую часть Сицилии в предыдущее десятилетие, теперь с нетерпением смотрели на западный фланг империи на территории современных Албании и Греции. А еще были степные набеги-кочевники — прелюдии к монголам 13 -го -го века — которые в огромных количествах собирались у Дуная, нацелившись на пастбища для своего скота к югу от Балканских гор в житнице Фракии.

Рассказ Анны о перевороте — великолепное драматическое описание. Мы узнаем о наращивании сил и планах захвата власти, обрамленных не только вполне реальными опасениями предательства, но и беспокойством о том, что император вдруг решит, что Алексиос, его брат Исаак и различные родственники, которые бросили свою судьбу с молодым генералом, представляли угрозу и должны быть арестованы или того хуже.

Расплата пришла, когда Алексиос и его сторонники двинулись на Константинополь и сумели пройти через одни из ворот, охраняющих Королеву Городов. Однако, пока Алексиос двигался по императорскому дворцу и великому собору Святой Софии, его сторонники взяли дело в свои руки, стаскивая сенаторов с лошадей, снимая с них одежду и насмехаясь над ними, пока они шли по городу, плача. Анна не избавляет отца от вины за такое поведение и сообщает, как он искупил совершенные преступления. Алексиос, представленный здесь и по всему тексту, — не безрассудный герой, который не может сделать ничего плохого, а решительная, набожная, почти лишенная чувства юмора фигура, единственная цель которой — служить и защищать государство.

Трудности и трудности, с которыми император столкнулся в течение своего правления, описаны подробно, часто жестоко. Одним из ярких моментов является момент, когда император участвовал в кампании на Балканах накануне Первого крестового похода — экспедиции, в ходе которой десятки тысяч мужчин покинули свои дома в Западной Европе и двинулись на Иерусалим, и это во многом объяснимо. положением в Византийской империи.

В таких случаях Алексиос обычно оставлял свою мать или брата ответственными в столице и брал с собой своих ближайших соперников, чтобы внимательно следить за ними и следить за тем, чтобы они не доставили неприятностей в его отсутствие. Но этого было недостаточно, чтобы остановить формирование гигантского заговора, в который были вовлечены многие из ближайших союзников императора и даже члены его ближайших родственников. Решив, что у него нет других вариантов, Алексиос собрал всех старших офицеров в императорской палатке и, облачившись в одежду кадрового офицера, а не императора, встал в окружении гвардейцев из Скандинавии и Северной Европы, которые несли двуглавые оси. Затем он произнес речь, от которой зависела его карьера, его правление и его жизнь. Ощутимая драма красноречиво и элегантно запечатлена Анной Комниной в сценах, которые могли бы стать достойным мини-сериалом.

Рассказ Анны Комнины о царствовании ее отца представляет собой сложный, трудный текст. Она написана витиеватой прозой, с регулярными ссылками на библейские тексты, а также на Гомера, Плутарха, Ксенофонта и других. Он требует не только внимательного прочтения, но и разумной интерпретации — для объяснения пробелов, повторений и противоречий, которые могут быть преднамеренными, а могут и не быть. И Анна, и ее работы должны быть гораздо более известны, а также лучше поняты.

Анна умерла в 1153 году. Свои более поздние годы она рассказывает нам в Алексиада была наполнена грустью и одиночеством, результатом того, что ее держали вдали от семьи. Вместо этого она посвятила себя написанию своей истории — одинокому испытанию, которое звонит в колокол историкам всех времен и всех мест.

Не должно быть никаких сомнений в том, что имя Анны будет добавлено в списки великих историков: не потому, что она была женщиной, а по заслугам Алексиады и ее работы, в которой записаны потрясения критического периода мировой истории. .

Лекция о мире византийской принцессы Анны Комнины с армянскими корнями

Анна Комнина.

«Плохой полководец, когда все мирно, умышленно подстрекает своих соседей к войне, ибо мир — цель всех войн». Алексиада Книга XII.

Гильдия женщин Армянской церкви Святых мучениц, Гильдия женщин Армянской церкви Святых мучениц провела

Спикер Екатерина Цунис (слева направо) с о. Преподобный о. Авраам Малхасян и госпожа Кэрол Анастасян, председатель лекции.

лекция в среду, 30 октября, «Углубленный взгляд на Анну Комнину: византийскую принцессу и историка с армянскими корнями». Спикер Екатерина Цунис представила цифровую программу о мире Анны Комнины. Слайды, показывающие византийскую архитектуру, иконографию и мозаику в Сицилии, Равенне и Венеции, Италия, объясняют мир Анны Комнины 1100-х годов нашей эры в восточно-римском мире, известном как Византийская империя. Мероприятие прошло в церковном зале по адресу 209-15 Скоростная автомагистраль Горация Хардинга, Бейсайд, Нью-Йорк. Преподобный о. Авраам Малхасян – пастор. Г-жа Кэрол Анастасян была председателем лекции, которой помогал Исполнительный совет Гильдии женщин. Присутствовало более пятидесяти человек. Среди видных деятелей: г-жа Анжела Вурнас, художник/педагог: президент Крис Вурнас из отделения «Герос Ту Мореа» Панаркадской федерации Америки, директор Сета Мегерян из Дневной школы святых мучеников, Мардо Анастасян, бизнесмен/ученый и видные члены Нью-Йоркского сообщества

«Анна Комнина была византийской принцессой, первой известной женщиной-историком и, возможно, самой образованной женщиной в Средиземноморье между 5 и 15 веками», — сказал преподобный о. Малхасян в церковном издании. «Профессор Кэтрин Цунис имеет степень магистра искусств в области византийской истории, полученную в Квинс-колледже. Она журналист, педагог, писатель греческого языка и культуры. Фотожурналист с 1974 года в Интернете, журналах и газетах, профессор Цунис был введен в должность в «Кто есть кто среди учителей Америки» в 2002 и 2005 годах. Она внесла выдающийся вклад в Нью-Йорк и греко-американское сообщество. Она написала много книг «Греко-американский опыт» и активно работает в Греческой православной церкви Святого Николая во Флашинге, штат Нью-Йорк».

Г-жа Цунис открыла программу вопросом «Что такое Византийская империя?

Мозаика из собора Святой Софии, Стамбул (Константинополь), Турция

Это было многоэтническое, многорасовое общество без национализма. Все были римлянами со светским образованием в области классики, математики, естественных наук. Греко-римская цивилизация была основана на восточно-христианской религии. Немецкий ученый назвал его византийским в эпоху Возрождения, чтобы показать, что он уступает Западу. Византийская империя — единственная империя в истории, просуществовавшая более 1100 лет. Сохранение культуры преемников Александра и Рима также должно быть связано с непризнанными эллинизированными армянами. Армяне восприняли греческий язык, культуру и религию Империи, став византийцами. Они помогли спасти западную цивилизацию более пятисот лет как императоры, военачальники и солдаты, защищая Западную Европу от вторжений варваров.

Они вступили в брак с римско-византийской аристократией. Армяне ассимилировались в христианском плавильном котле. Анна Комнина происходит от армянского генерала Мануэля Комнина».

Педагог Цунис сказал: «Прежде чем я начну о личной жизни Анны Комнины, я хотел бы отметить упущенные факты о византийских женщинах, в том числе византийских армянках.

Византийские женщины были предшественницами современных женщин. У них были права и привилегии, неизвестные в других обществах. Они играли важную роль в политике, правительстве, медицине и образовании. Византийские императрицы, которым была обучена Анна Комнина, задавали тон империи, оказывая значительное влияние на женщин в своей империи и на будущие поколения. Византийские императрицы определили права и привилегии всех женщин для всех возрастов.

Что случилось? Западная Римская империя, Западная Европа с центром в Риме уничтожили законные права женщин. Они отменили женские законы и отправили женщин в рабство без каких-либо прав. Запад распространился на новые земли и принес с собой свою ошибочную политику в отношении женщин, которая унижала и маргинализировала женщин. 1 Анна Комнина, ее Мать Ирина Дука, бабушка Анна Далассена правили Византийской империей, в то время как император Алексей вел войны.

Говорящий описал: «Анна родилась в порфировой палате рождения царских детей. Первенец императора Алексея Комнина и императрицы Ирины Дукас.

Лошади Константинопольского ипподрома, которые сейчас находятся в соборе Святого Марка в Венеции.

Короновали будущую императрицу еще младенцем в колыбели. Они приветствовали ее как наследницу престола. В младенчестве она обручилась с сыном бывшей императрицы Алании Марии Константином Дукасом. Она родилась в пурпуре и мечтала, когда станет императрицей и сядет на трон. По византийскому обычаю ее воспитывала будущая свекровь Мария Алания. Когда Константин умер, она вернулась на попечение своих родителей с большим несчастьем. Она находилась в глубоко религиозном традиционном дворе. Никаких скандалов или аморального поведения.

В XI веке Анна получила лучшее религиозное и светское образование у лучших учителей. Она изучала греческую литературу, философию Аристотеля и Платона, математику, риторику, астрономию, географию, науку и религию. Сильные женщины, правившие империей, были для нее образцом для подражания. В ее жизни произошла крупная катастрофа. В восемь лет ее несчастья начались в 1091 году, с рождением ее брата Иоанна II.

Он был назначен наследником престола. Большое несчастье в ее жизни. В 14 лет в 1097 она вышла замуж за аристократа Никифора Вриенния. Она провела остаток своей жизни, замышляя посадить его на трон как императора. Власть, трон — это все, о чем она мечтала.

Докладчик задал вопрос «Как выглядела Анна Комнина? Она была похожа на своего отца Алексия 1, дед которого был армянским генералом. Среднего роста, очень смуглая, с красивыми живыми, умными глазами, с превосходным интеллектом. Она была честной, энергичной и амбициозной, с любовью к литературе. Она была доминирующей политической и литературной фигурой в византийскую эпоху. Ложное представление, созданное западными историками, состоит в том, что женщины жили в гареме. Они были христианами.

При немногих правительствах такие женщины, как Анна Комнина, имели лучшее положение, играли важную роль или имели большее влияние на политику или правительство, чем при Византийской империи.

Анна Комнина, ее муж Никифор Вриенний и ее мать, императрица Ирина Дука, правили за кулисами, когда император Алексий участвовал в

Звезды и крест на потолке Мавзолея Галлы Плацидии, Равенна, были на потолке кровати Императора палата, Константинополь.

отвоевание византийской Западной Армении и Анатолии у турок. У Анны были свои деньги, политические взгляды и полная свобода. Она руководила детским домом и больницей на 10 000 пациентов. Она преподавала медицину и стала специалистом по подагре.2
После того, как ее брат был на престоле, Комнина и ее мать замышляли свергнуть его и заменить его мужем Анны. Но Бриенний, по-видимому, отказался участвовать в заговоре. Их планы были раскрыты и сорваны, Анне с мужем пришлось покинуть суд. Анна потеряла свои поместья, но позже были возвращены ей.

Когда муж Комнины умер в 1137 году, ее и ее мать отправили жить в монастырь Кехаритомены (Богоматерь Благодати), который основала Ирина. Монастырь был посвящен обучению, и там, в возрасте 55 лет, Комнина начала серьезную работу над книгой, за которую ее будут помнить долго.3

В своих произведениях Анна направила большую часть своего презрения на крестоносцев с Запада. Ее отец отправил первых послов на Запад, к папе Урбану I, с просьбой о помощи в прекращении турецких набегов, которые оставили южные и восточные границы Византийской империи практически беззащитными. Реакция Urban II была положительной. Но когда Первый крестовый поход прибыл, чтобы защитить великолепный город Константинополь, Алексей обнаружил, что они не хотят принимать от него инструкции и советы. Анне они казались необразованными варварами с манерами, намного уступающими манерам богатых и космополитичных византийцев. Хуже того, вместо того, чтобы войти в Византию как спасители от мусульманской угрозы Константинополю, они все чаще приходили как грабители и разрушители. Многие норманны и франки, взволнованные видом византийской парчи, драгоценных камней и великолепных работ из золота или эмали, стали следовать за лидерами, намеревавшимися править восточной империей самостоятельно. Грабежи и набеги на припасы стали нормой4 9.0003

Ее законченная работа под названием «Алексиада» представляла собой историю жизни и правления ее отца (1081–1118). В общей сложности 15 томов когда-то завершенных, сегодня Алексиада является основным источником византийской политической истории с конца 11 века до начала 12 века. Это дает бесценное современное представление о Первом крестовом походе, особенно с редко встречающейся византийской точки зрения. Алексиада уникальна еще и тем, что ее написала принцесса о своем отце. Это также делает Анну единственной женщиной-греком-историком своего времени».0003

Мозаика Панагия с Младенцем из церкви Санта-Мария-Ассунта в Торчелло, Венеция, находилась в церквях Константинополя.

«Какую одежду они носили?», спросил воспитатель Цунис. «Византийская культура представляла собой сложное смешение Востока и Запада. Их одежду украшали геометрические узоры. Эта информация собрана из сохранившихся скульптур и мозаик. Хотя иногда утверждается, что вуаль для лица была изобретена византийцами, византийское искусство не изображает женщин с закрытыми лицами, хотя обычно изображает женщин с закрытыми волосами. Византийское платье закрывало руки и ноги, рукава доходили до запястий. Фиолетовый шелк предназначался только для императоров и императриц. В одежде были изысканные украшения, жемчуг с бриллиантами и драгоценными камнями, позже стеклянные бусы, крошечные зеркала с декоративной вышивкой. Волосы украшены шелком и жемчугом, парами птиц на ткани. Босоножки носили и за богатые высокие сапоги из яркой кожи. Двумя византийскими вкладами в моду были узорчатые ткани и изысканные шелка, а во-вторых, основа литургического костюма как восточных, так и западных христиан».0003

В заключение спикер процитировал Уоррена Тредголда, который написал в «Постоянстве Византии» на сайте wilsonquarterly. com, что «Византия также вызывает разочарование у тех, кто придерживается современного взгляда на то, что все, что имеет значение или когда-либо имело значение, — это раса. , класс и пол. Подобно другим древним и средневековым народам, византийцы не имели представления о расе в современном понимании, и для них черная кожа была чем-то вроде рыжих волос, просто необычной физической характеристикой. Практически все византийцы, включая их немногочисленных рабов, были теми, кого мы бы назвали белыми. Их можно назвать многонациональными в том смысле, что, наряду с этнически смешанными народами, которых мы называем греками, в них входили армяне, славяне, сирийцы, египтяне, албанцы и другие… Более того, за одно-два поколения армяне, сирийцы и другие, переселившиеся в грекоязычные районы, забыли свои родные языки, породнились с греками и стали от них неотличимы. Византия была не столько мультикультурным обществом, сколько плавильным котлом.8

Это мир Анны Комнины, имевшей армянские корни. Большинство византийских документов было уничтожено во время папского крестового похода 1204 года и османского завоевания 1453 года. Имеющаяся у нас информация дает поразительную картину того, как женщины уважаются, их права и достоинство защищены. Анна Комнина была одной из многих женщин, обладавших правами и привилегиями, неведомыми больше нигде в обществе того времени. Вдовам, сиротам и проституткам помогали имперские и религиозные учреждения и женщины-филантропы, которые использовали свои личные средства. Врачами, хирургами, медсестрами, обслуживающим персоналом и ассистентами были женщины. 20-30% врачей в истории империи были женщинами. Анна Комнина была врачом и преподавателем медицины, и это не было чем-то необычным. Девочки, как и мальчики, получали образование в городах и деревнях по естественным наукам, математике, литературе, юриспруденции, истории, философии, риторике и архитектуре.

Женщины играли важную роль в политике как Анна Комнина, ее мать и бабушка. Талант, а не первородство позволил самому скромному человеку

Собор Святого Марка, Венеция — копия церкви Апостолов в Константинополе.

становятся императорами, императрицами и правящим классом». Спикер выразил надежду, что эллинизированный армяно-византийский вклад в историю будет более заметен в основных исторических трудах.

«Историю всегда пишут победители. Когда сталкиваются две культуры, проигравший стирается с лица земли, а победитель пишет книги по истории — книги, в которых прославляется их собственное дело и унижается побежденный враг. Как однажды сказал Наполеон: «Что есть история, как не басня, о которой договорились?»
― Дэн Браун, Код да Винчи

Для получения дополнительной информации посетите Армянскую церковь Святых Мучеников на http://www.holy-martyrs.org/ и посетите Армянскую Церковь Святых Мучеников в Facebook. Особая признательность следующим лицам: издателю Стивену Дурдуфису из Studion Publishing за книгу Чарльза Диля «Византийские императрицы»; Преподобный о. Авраам Малхасян, вдохновитель; доктору Джону Г. Сиоласу за исходные материалы; Деспина Сиолас, доктор медицинских наук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *