Царь нижнего и верхнего египта: Объединение Северного и Южного Египта — урок. История, 5 класс.

Древний Египет

В IV тысячелетии до нашей эры на территории Египта (в долине Нила) существовало 42 небольших «государства» (греки их называли номами). В результате войн между ними к середине IV тыс. до н. э. возникло два крупных царства — Южное (Верхний Египет) и Северное (Нижний Египет). Южное состояло из 22 номов, Северное — из 20. Через какое-то время царь Верхнего Египта завоевал Нижний Египет и объединил страну. Обычно пишут, что это сделал Мена ок. 3000 г. до н. э. Но, видимо, это событие произошло намного раньше. Во всяком случае уже несколько предшественников Мены величали себя правителями всего Египта (так называемая нулевая династия).

Даты, особенно для третьего тысячелетия до нашей эры, весьма приблизительны даже для оценки времени правления различных династий, не говоря уже о датировке царствований отдельных фараонов. Неизвестно также, как и при каких обстоятельствах происходили смены династий.

 

Додинастийные цари, до 3000 г. до н. э.

Эти фараоны, вероятно, были непосредственными предшественниками фараонов первой династии. Возможно, при них Египет был уже единым царством, а объединение страны произошло даже ещё раньше. К сожалению, имена предшественников этих фараонов не сохранились (кажется, в начале 2004 года египетские археологи нашли таблицу с именем како- го-то очень раннего, неизвестного прежде фараона). Столицей их был город Тинис.

?

?(Скорпион)

Ка (Двойник)

Нармер (Сом)

 

Первая династия (из Туниса), начало — ок. 3000 г. до. и. э.

Фараон Мена построил новую столицу — город Мемфис. При нём начали вести древнейшие летописи. Видимо, поэтому древние египтяне считали его основателем первой династии. Просто в летописях имя фараона Мены было первым, которое там обнаруживали потомки.

Мена (=Гор-Ага=Менес)

Джер

Уаджи

Ден (=Удиму=Денсемит=Усефаис)

Аджиб (=Миебис)

Семерхет Каа (=Кебху)

 

Вторая династия (из Туниса), закончилась ок. 2780 г. до н. э.

Точное число и последовательность правления фараонов этой династии не установлены.

Беджау

Хетепсехемуи

Ранеб

Нинечер

Унег (Венег)

Сенд (Сенед)

Перибсен

Хасекхем

Хасехемуи

 

Третья династия (из Гелиополя), ок. 2780 — ок. 2720 гг. до н. э.

Фараон Джосер считается основателем третьей династии, хотя достоверных сведений об этом нет. Если у него и были предшественники, то их имён в истории не сохранилось, а Джосер прославился тем, что при нём была построена первая пирамида.

Точное число и последовательность правления фараонов этой династии не установлены.

Джосер

Семерхет (Сехемхет) Хаба

Неферкара Небка Ху (=Хуни)

 

Четвёртая династия (из Элефантины), ок. 2720 — ок. 2560 гг. до н. э.

Снофру

Хуфу (Хеопс)

Джедефра (Раджедеф)

Хафра (Хефрен)

Междуцарствие, борьба за власть между двумя братьями Хеф- рена — Хорджедом и Рабауфом, позднее объявленными вне закона.

Менкаура (Микерин)

Шепсескар (Шепсескаф)

 

Пятая династия (из Элефантины), ок. 2560 — ок. 2420 гг. до н. э.

Эта династия по материнской линии была продолжением четвёртой династии.

Усеркаф

Сахура

Нефериркара Капаи

Шепсескара

Неферефра (Неферкара)

Ниусерра

Менкаухор

Джедкара Исеси

Унис

 

Шестая династия, ок. 2420 — ок. 2260 гг. до н. э.

Тепи (=Тети) Усеркара

Мерира Пиопи (Пепи) I Меренра I

Неферкара Пиопи (Пепи) II (ум. ок. 2270 г. до н. э.)

Пиопи II вступил на трон ещё подростком и правил около 100 лет, что является своеобразным рекордом в мировой истории.

Меренра II

Нитокерти (Нитокрис), царица

Менкар

Далее ещё несколько мелких правителей.

 

Седьмая династия

Время упадка и распада древнего царства. У древнеегипетского историка Манефона об этой династии сказано: «семьдесят царей за семьдесят дней». Если эта династия действительно правила, то очень недолго и явно не на всей территории Египта.

 

Восьмая династия, ок. 2260—2220 гг. до и. э.

Фараоны этой династии не имели власти над всей страной. По Манефону — «27 царей, которые правили 146 лет». Кажется восьмая династия была родственна шестой. Но список фараонов этой династии, из-за отсутствия источников, пока что невозможно восстановить.

 

Девятая династия (из Гераклеуполя),

ок. 2220 — ок. 2130 гг. до н. э.

Эта династия правила на севере Египта, но и на юге в это время складывается государство со столицей в Фивах.

Мерибра Хети I (=Ахтой I) ок. 2220-2180

Псусьеурс  ок. 2180-2130

Небкаура Хети II (=Ахтой II)  ?

 

Десятая династия (из Гераклеуполя), ок. 2130—2040 гг. до н. э.

Эта династия на севере сменила девятую.

Неферкара  ок. 2130-2120

Уакхара Хети III (Ахтой III)  ок. 2120-2070

Мершкара (Мерикара) ок. 2070-2040

Владения династии завоёваны фараоном одиннадцатой фиванской династии Ментухотепом I/II.

 

Одиннадцатая династия (из Фив), ок. 2160-2000 гг. до н. э.

Фараоны этой династии объединили весь Египет под своей властью.

Ментухотеп (номарх Фив, не принимал царский титул)

Интеф I (=Антеф) ок. 2160-2120/19

Интеф II   ок. 2120/18-2070

Интеф III ок. 2070-2065

Ментухотеп I/II  ок. 2065-2015

Ментухотеп II/III ?

Ментухотеп III/IV ?

Ментухотеп IV/V  ок. 2015-2007

Ментухотеп V/VI  ок. 2007-2000

 

Двенадцатая династия (из Фив), ок. 2000-1785 гг. до н. э.

Основатель династии Аменемхет I совершил государственный переворот, занял престол и основал новую династию, которая была боковой от одиннадцатой династии.

Аменемхет I  ок. 2000-1980

Сенусерт I ок. 1980-1935

Аменемхет II ок. 1935-1896

Сенусерт II  ок. 1896-1887

Сенусерт III ок. 1887-1849

Аменемхет III ок. 1849-1801

Аменемхет IV ок. 1801-1792

Нефрусебек (=Себекнефрура), царица  ок. 1792—1785

 

Тринадцатая и четырнадцатая династии, ок. 1785-1680 гг. до н. э.

Сохранились списки, в которых перечислено большое количество имён фараонов, правивших после двенадцатой династии — всего около ста пятидесяти имён. К сожалению, из-за больших повреждений списков, не все имена можно прочесть. Традиционно этих фараонов относят к тринадцатой (из Фив) и четырнадцатой (из Ксоиса) династиям. Провести грань между ними трудно. Неизвестно также, следовали ли эти династии одна за другой или сосуществовали одновременно.

Фараоны этих династий редко правили больше нескольких лет. А частенько их смещали с престола через несколько месяцев, а то и дней. Здесь приведены лишь отдельные известные имена.

Себекхотеп I

Аменемхет V 1774—1772

Аменемхет VI Санхибр

Хетепибр Себекхотеп II Рансенеб Гор

Аменемхет VII Хутовер Сенусерт IV Хенджер Семенхара Себекемсаф I

Себекхотеп III 1754-1751

Неферхотеп I 1751-1740

Себекхотеп IV 1740-1730

Себекхотеп V  1730-1725

Вахибрайеб  1725-1714

Мернефери-Ай  1714-1700

Себекхотеп VI   1700-1698

Неферхотеп II  1698-?

Гор И

Себекхотеп VII ?—1693

Ментухотеп V

Ментумсаф

ДидимосI

Дидимос II

Сенебми

Неферхотеп III

Себекхотеп VIII

Мершепсеф-Ини

Ментувосер

Сенааиб

Венваветемсаф

Около 1680 г. до н. э. в Египет через Синайский полуостров из Азии вторглись племена кочевников, которые в истории остались известны под именем гиксосов. Они захватили Нижний Египет и правили там 108 лет.

 

Пятнадцатая и шестнадцатая династии (гиксосские), ок. 1680-1580 гг. до н. э.

О происхождении гиксосов (так их называли египтяне) выдвигались самые разные версии. Сейчас признаётся, что они происходили из Палестины и были ханаанеями. Столицей их царства в Палестине был город Шарухен. Завоевав большую часть Египта,

правители гиксосов приняли для себя египетские титулы и имена, а также египетские символы власти.

«Великие гиксосы» (15-я династия):

Столицей для этой династии был город Аварис в дельте Нила.

Сатилис (Шалик)

Шеши

Якубхер

Хиан

Апопи I

Апопи II

Хамуду (Аасехра)

Гиксосы были изгнаны из Египта правителями Фив. Египтян- не, захватив египетскую столицу гиксосов город Аварис, осадили и палестинскую их столицу — Шарухен. Хотя взять её они не смогли, государство гиксосов и в Палестине распалось.

«Малые гиксосы» (16-я династия):

Место правления этой гиксоской династии не установлено.

Нубусер

Якбоам

Ваджед

Якбаал

Нубанхер

Анатхер

Хаусер

 

Семнадцатая династия (из Фив), ок. 1680—1580 гг. до н. э.

Фараоны этой южной династии были вассалами гиксосов, но позднее повели с ними борьбу, закончившуюся освобождением Египта от чужеземного владычества.

Рохотеп

Интеф IV

Интеф V

Себекемсаф II

Джехути

Ментухотеп VI

Небириерад I

Небириерад II

Семеннеферра (Семенмеджатр) 

Сенусерт V

Себекемсаф III

Интеф VI (=Антеф)

Интеф VII

Интеф VIII

Таа I (=Секненра Таа I)

Таа II (=Секненра Таа II)

Камее (=Кемес)

Фараон Камее погиб в войне с гиксосами, и освобождение страны завершил его преемник Яхмос I, который был или сыном, или младшим братом Камеса. Таким образом, восемнадцатая династия являлась прямой продолжательницей девятнадцатой, только уже распространившей свою власть на весь Египет.

 

Восемнадцатая династия (из Фив), ок. 1580-1314 гг. до н. э.

Яхмос I  1580-1558

Аменхотеп I 1557-1530

Тутмос I  1530-1520

Тутмос II 1520-1517

Хатшепсут (царица) 1520—1484

Тутмос III 1504-1450

Аменхотеп II 1450-1425

Тутмос IV  1425-1408

Аменхотеп III  1408-1372

Аменхотеп IV (Эхнатон) 1372-1354

Сменкхара 1354-1314

Тутанхамон 1354-1314

Эйэ 1354-1314

Хоремхеб 1354-1314

Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) затеял религиозную реформу, которая сопровождалась репрессиями против недовольных. За этим последовали смуты, разброд, ослабление государства, гибель династии.

Есть версия, что последний фараон династии, Хоремхеб, на самом деле являлся основателем следующей, 19-й, династии.

 

Девятнадцатая династия (из Фив), ок. 1314—1200 гг. до н. э.

Основатель новой египетской династии Рамзес I при фараоне Хоремхебе был видным военачальником и одновременно крупным сановником. При каких-то обстоятельствах он сумел захватить престол. 

Рамзес I  1314-1312

Сети I 1312-1298

Рамзес II  1301-1235

Мернептах 1234—1224

Аменмес 1224-1219

Мернептах-Сиптах (=Рамзес-Саптах) 1219—1210

Сети II  1210-1205

Сиптах I   1205-1200

Ярсоу (Та-усерт, царица) 1205-1200

При последних фараонах этой династии в Египте шла борьба между родовой и жреческой знатью, с одной стороны, и воинским сословием — с другой. После пресечения династии начались смуты, во время которых на непродолжительное время власть захватил какой-то «сириец», возможно, служивший в египетской армии. Вскоре он был свергнут, престол «очищен», а в Египте воцарилась новая династия.

 

Двадцатая династия (из Фив), ок. 1200—1085 гг. до н. э.

Происхождение основателя династии неизвестно, но, вероятно, он был в родственных отношениях с фараонами девятнадцатой династии.

Сетнахт  1200-1198

Рамзес III 1198-1167

Рамзес IV 1167-1161

Рамзес V  1161-1157

Рамзес VI 1157-1142

Рамзес VII  1157-1142

Рамзес VIII 1157-1142

Рамзес IX 1142-1123

Рамзес X  1123-1121

Рамзес XI 1121-1118

Рамзес XII  1118-1085

При последних фараонах династии набирали силу правители отдельных номов и фиванские жрецы бога Амона. Номарх Тиниса Смендес ещё при Рамзесе XII провозгласил себя фараоном, а после его смерти стал единственным правителем страны.

 

Двадцать первая династия (из Туниса), 1085—950 гг. до н. э.

Во времена двадцать первой династии Египет фактически был разделён на две части. На севере в Тинисе сидели фараоны, а югом из Фив управляли верховные жрецы Амона, также иногда принимавшие царский титул. Оба дома достаточно рано породнились и особого противостояния между ними, кажется, не было.

Фараоны в Тинисе

Смендес Аменемнису

Псусеннес I  правил 49 лет

Неферхерес — соправитель Псусеннеса I, умер при его жизни

Амонипотеп — второй соправитель Псусеннеса I, затем правил после его смерти

Осохор правил 6 лет

Сиамун Псусеннес II

Правители-жрецы в Фивах

Херихор Пианх

Пинутм I — принял титул царя Масахарта

Меншепре — принял титул царя Есбенебтет — умер в правление Сиамуна Псусеннес — умер в правление Псусеннеса II

 

Двадцать вторая династия (ливийская, из Бубастиса), 950—715 гг. до н. э.

Основатель династии Шешонк (=Шешенк) управлял государством ещё при жизни Пусеннеса II. Он женил одного своего сына Осоркона на дочери фараона, а другого — Аупура — поставил верховным жрецом Амона в Фивах.

Шешонк I (=Шешенк)  945-929

Осоркон I 929-893

Такелот I  893-870

Осоркон II 870-847

Шешонк II 847

Такелот II  847-823

Шешонк III   823-772

Пами  772-767

Шешонк V 767-730

Осоркон IV  730-715

Египет постепенно распадался и последние фараоны этой династии особой власти не имели.

 

Двадцать третья династия (ливийская, из Туниса), 818-715 гг. до н. э.

Эта династия была боковой ветвью двадцать второй и правила параллельно с ней.

Педибаст 817-763

Шешонк IV  763-757

Осоркон III  757-748

Такелот III 748-730

Омонруд (Рудамен) I  748-730

Шешонк VI 748-730

 

Двадцать четвёртая династия (ливийская, из Саиса),

730-715 гг. до н. э.

Номарх Саиса Тефнахт сумел объединить север и центр страны и провозгласил себя фараоном. Эта династия сменила двадцать вторую династию.

Тефнахт  730-720

Бокенранф (=Бокхорис)   720—715

Около 715/6 г. до н. э. Египет был завоёван нумидийцами. Последний фараон попал к ним в плен и был казнён.

 

Двадцать пятая династия (нумидийская), 715—664 гг. до н. э.

О Нумидийском царстве — в разделе «Африка».

Кашта

Пи (=Пианхи) 716

Шабака   716-701

Шабатака  701-690

Тахарка 690-664

Тунатамон 664

Нумидийцев изгнали из Египта ассирийцы. Управлять страной они поставили саисского номарха Нехо. Но уже его сын Псамметих I, также назначенный правителем Египта ассирийцами, очень скоро провозгласил себя фараоном.

 

Двадцать шестая династия (из Саиса), 664—525 гг. до н. э.

Нехо I 672-664

Псамметих I 664—610

Нехо II 610-595

Псамметих II  595-589

Априй  589-570

Амасис (Яхмос II)  570-526

Псамметих III  526-525

В 525 г. до н. э. Египет завоевал персидский царь Камбиз.

 

Двадцать седьмая династия (персидская), 525—331 гг. до н. э.

Двадцать седьмой династией считаются правители персидской династии Ахеменидов. О ней в разделе «Иран».

 

Двадцать восьмая династия (из Саиса), 404—399 гг. до н. э.

Номарх Саиса Амиртей поднял восстание против персов и изгнал их, а затем провозгласил себя фараоном.

Амиртей   404-399

Свергнут основателем следующей династии Неферитом I.

 

Двадцать девятая династия (из Мендеса), 399-380/78 гг. до н. э.

Неферит I  399-393

Моутхис 393-391

Псаммут 391-390

Аморис (=Акорис=Ахорис)  390-378 (или 393-381)

Неферит II  378 (или 381-380)

Последний фараон династии свергнут основателем новой династии Нектанебом I.

Тридцатая династия (из Себеннитоса), 380—343 гг. до н. э.

Нектанеб I 380-363

Тахос (=Теос) 363-360

Нектанеб II 360-343

В 343 г. до н. э. Египет вновь был завоёван персами. Впрочем ещё в 342 и 341 гг. до н. э. там известен фараон со странным, явно не египетским, именем Хабабаш (Хабибиш). Об этом фараоне практически ничего неизвестно. Иногда его относят к 31-й династии.

В 331 г. до н. э. Египет завоевал Александр Македонский. После его смерти там утвердился один из его полководцев — Птолемей, который стал основателем эллинистической династии Птолемеев, правившей страной до римского завоевания.

О династии Птолемеев — в разделе «Древняя Греция». О мусульмански х династиях в Египте — в разделе «Арабский халифат».

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 9-21.

Далее читайте:

Египет при мусульманских династиях.

Древний Египет (карта)

Древний Египет во II тыс. до н.э.  (карта).

 

 

История Египта | lidertour.by

Для Египта была характерна «приматная модель расселения», т.е. существовало только несколько крупных городов с ограниченными административными или жреческими функциями. Эти города были окружены многочисленными чисто земледельческими поселками. Такая модель расселения сохранялась до 3200-3100 гг. до н.э., когда началось запустение многих мелких поселений и переселение населявших их жителей в более крупные поселения. Первые протогосударства возникали вокруг храмов – ном, божество выступало в качестве «связующего единства».

Во главе протогосударств стояли священники-жрецы, приобретавшие со временем функции администраторов, правителей номов. Этот процесс, вероятно, шел параллельно с ростом населения и, как следствие, изменением характера поселений (Гиеракониполь и Нагада обнесены стенами, в каждом «царские кладбища» с великолепным погребальным инвентарем).

Жрец Манефон на рубеже IV-III вв. до н.э. написал не сохранившуюся историю Египта, в которой указывал на существование около 20 номов Верхнего Египта по течению до Дельты и столько же номов Нижнего Египта. На рубеже IV-III тыс. до н.э. номы были объединены в руках двух правителей. Около 3400-3200 гг. до н.э. обострившаяся борьба между Верхним и Нижним Египтом закончилась победой правителя Верхнего Египта.

В конце IV тыс. до н.э. около 3100 г. до н.э. произошло объединение обоих частей в единое государство под властью фараона Менеса (Мина или Нармера, Царя Скорпиона). Несомненно, наличие у Менеса честолюбивых устремлений и амбиций (только такому человеку под силу совершить столь крупномасштабное действие).

Объединению предшествовало политическое брожение (повторяющееся в течении всей истории государства): космополитические центры северной дельты сопротивляются, не желая входить в состав единого государства. Обнаруженные предметы того времени изобилуют сценами, в которых один человек покоряет другого.

«Образование единого государства под властью единого царя, личность которого приобретает характер божества, управлявшего объединенным государством и своими магическими силами контролировавшего ежегодные разливы Нила». Раннее объединение страны ускорило процесс институционализации власти, становления эффективной централизованной администрации, опиравшейся на мощный и разветвленный иерархически-бюрократический аппарат (объединение произошло за 500 лет до Саргона).

Кроме того, развитие государства стимулировалось развитием письменности и «оформлением» системы погребальных обрядов, которое дало толчок строительству пирамид, возведению храмов и образованию местных административных и перераспределительных центров, а это в свою очередь к формированию многоярусной экономики.

Государство составляло единый и жесткий хозяйственный механизм: садоводческий и скотоводческий север, земледельческий юг.

К III тысячелетию до н.э., в результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта, сложилось одно из древнейших государств на Земле, породившее замечательную и великую культуру Древнего Востока, которая сыграла важнейшую роль в сложении античной культуры и в дальнейшей истории развития общества.

Именно в Египте степень централизации власти, вершину которой представлял фараон («большой дом»), достигла своего максимума. С древнейших времен правители номов свое могущество предопределяли связью с некими мистическими силами. В руках царя была сосредоточена огромная власть, основой которой являлись обширный земельный фонд, большие ресурсы рабочей силы и продуктов питания.

Хронология истории древнего Египта
IV тыс. до н.э. Додинастический период.
3000-2778 гг. до н.э. Раннее царство. I-II династии. Менес. Уже при царях I династии египтяне стали продвигаться за пределы страны: на юг – в Нубию, на запад – в Ливию, на восток – на Синай. Фараон II династии Хасехем окончательно объединил страну в централизованное госу-дарство, подавив волнения на севере.

2778-2263 гг. до н.э. Древнее (Старое) царство. III-VI династии.
Джосер (3-я), Снофру, Хуфу, Хафра, Менкаура (4-я). Египет – крупное централизованное государство. Цари вели постоянные войны. Во время похода в Нубию фараона Снофру было уведено 7 тыс. пленных и 200 тыс. голов скота, во время похода на ливийцев – 1100 человек. В конце V династии власть фараонов стала ослабевать. В то же время укреплялись позиции номовой знати. К концу правления VI династии страна стала распадаться на полузависимые номы.

2263-2040 гг. до н.э. I Переходный период. VII-Х династии.
70 мемфисских царей VII династии, по преданию, сохранившемуся у Манефона, правили всего 70 дней. С середины ХХIII в. до н.э. начался период упадка, внутренней раздробленности Египта. К исходу III тыс. до н.э. хозяйственное положение страны требовало объединения (оросительная сеть пришла в запустение, население часто переживало голодные годы). На престол претендовали два объединительных центра – Гераклеополь и Фивы. Номарх Гераклеополя Хети I (Ахтой) установил свою власть над правителями близлежащих областей, кроме того ведя борьбу с азиатскими кочевниками. Но победителями вышли фиванские правители, и при Ментухотепе I страна была объединена.

2160-1785 гг. до н.э. Среднее царство. ХI-ХII династии.
Аменемхеты и Сенусерты (12-я династия). Египтяне вели войны с соседними ливийскими и переднеазиатскими племенами, покорили Северную Нубию. Возводятся крепости на западной границе, в Верхней и Нижней Нубии. По-прежнему были сильны позиции номовой знати, но постепенно все большее значение приобретают люди незнатного происхождения. Опору царской власти составляло приближенное воинство. На рубеже ХVIII-ХVII вв. до н.э. Египет вновь вступил в состояние раздробленности и поэтому оказался легкой добычей для гиксосов, вторгшихся из Азии в восточную Дельту.

1785-1580 гг. до н.э. II Переходный период. ХIII-ХVII династии.
Период гиксосского владычества, длившегося 100-150 лет. Предание сохранило впечатление как о страшном времени. Гиксосы не были сплочены и не смогли образовать единую державу. Правители Фив, оставаясь относительно независимыми, возглавили борьбу против завоевателей.

1580-1085 гг. до н.э. Новое царство. ХVIII-ХХ династии.
Яхмос I, Тутмос II, Хатшепсут, Тутмос III, Аменемхеп IV, Тутанхамон, Эйе, Хоремхеб (18-я), Рамсес I, Сети I, Рамсес II, Мернептах, Сети II (19-я). Яхмос I овладел крепостью гиксосов Аварисом на северо-востоке Дельты и довел борьбу до победы. При Тутмосе I южная граница Египта продвинулась за третий порог Нила, организованы походы к Евфрату и разгромлено в Северной Месопотамии государство Миттани.

При Тутмосе III походы в Сирию и Палестину, империя продвинулась до четвертого по-рога и северной окраины Сирии.
Египет занял ведущее положение в Восточном Средиземноморье. При Рамсесе I начались длительные войны с хеттами за господство в Сирии. В царствование Рамсеса II произошла знаменитая битва с хеттами у стен сирийского Кадеша, с каждой стороны в которой участвовало до 20 тыс. человек (рамсес пишет о победе, но египтяне не смогли взять города, а хетты преследовали их при отступлении.

Война завершилась только на 21-м году царствования Рамсеса мирным договором с хеттским царем Хаттусилисом III. Но границы империи фараонов ХVIII династии. Вскоре на Египет обрушились волны завоевателей «народов моря» и ливийских племен.
Серьезные внутренние потрясения проявились в частой смене правителей, мятежах и заговорах, в усилении позиций номовой знати (особеннов Фиваиде на юге страны). В сфере внешней политики упал военный престиж Египта, были утрачены иноземные владения.

1085-950 гг. до н.э. III Переходный период. ХХI династия (Танис).
К началу ХI в. до н.э.образовались два царства: Нижнеегипетское с центром в Танисе, на северо-востоке Дельты, и Верхнеегипетское со столицей в Фивах. Сирия, Финикия и Палестика вышли из-под египетского влияния, на севере страны ливийские военные поселенцы во главе с вождями, заключившим союз с местной властью.

950-525 гг. до н.э. (525-332 гг. до н.э.).
Позднее царство. ХХII-ХХVI династии (Ливийская, Леонтополь, Саисская, Эфиопская, Саисская).

Ливийский военначальник Шешонк I (950-920 гг. до н.э.) основатель ХХII династии не смог укрепить свою власть, Нижний Египет распался на ряд отдельных областей. В конце VIII в. до н.э. нубийский царь Пианхи захватил значительную часть Египта, в том числе и Фивы, поддержку завоевателям оказало местное жречество. Правитель Саиса в Нижнем Египте Тефнахт, опиравшийся на ливийцев, сумел возглавить борьбу с нашествием.

Но в трех битвах нубийцы разгромили войско Тефнахта и, дошли до Мемфиса, взяв город приступом. Власть над Египтом захватил нубийский царь Шабака, он захватил в плен нижнеегипетского фараона Бокхориса и заживо сжег его. В 671 г. до н.э. ассирийский царь Асархад-дон разгромил фараона эфиопской династии и захватил Мемфис. Освобождение Египта и его объединение осуществил основатель ХХVI династии Псамметих I. Установлена власть над Сирией и Палестиной, но не надолго в 605 г. до н.э. египтяне оттеснены вавилонским войском.

525-332 гг. до н.э. ХХVII (персидская), эфемерные ХХVIII-ХХХ династии.
В 525 г. до н.э. в битве у Пелузия персидское войско во главе с царем Камбизом нанесло поражение египтянам. Камбиз был провозглашен царем Египта. Чтобы придать захвату законный характер создавались легенды о матримониальных связях персидских царей с египетскими царевнами и о рождении Камбиза от брака его отца Кира с Нитетис, дочерью фараона Априя. Египет несколько раз добивался независимости от персидских царей, пока не был завоеван в 332 г. до н.э. Александром Македонским.

Менес — Энциклопедия всемирной истории

Менес (ок. 3150 г. до н. э.) — легендарный первый царь Египта, который, как полагают, объединил Верхний и Нижний Египет путем завоевания и основал Первую династию и великий город Мемфис. Его имя известно из таких источников, как Хронология Манефона (3 век до н.э.), Туринский список королей и Палермский камень, а также из некоторых скудных археологических свидетельств, таких как гравюры на слоновой кости. На заре египтологии Менес был признан первым историческим царем на основании письменных источников. Однако по прошествии времени, когда археологические раскопки не обнаружили никаких свидетельств существования такого царя, ученые начали сомневаться, существовал ли он на самом деле или, возможно, был составной фигурой, взятой из воспоминаний о правлениях других царей.

Египтолог Флиндерс Петри (1853-1942 гг. н.э.) пришел к выводу, что имя «Менес» на самом деле было почетным титулом, означающим «тот, кто терпит», а не личным именем, и что первым историческим фараоном Египта был Нармер (ок. 3150 г. до н.э.). существование которого было твердо установлено как письменными источниками, так и археологическими свидетельствами (в первую очередь, Палитра Нармера, гравюра на алевролите, изображающая победу Нармера над Нижним Египтом). В наши дни утверждение Петри является наиболее широко принятым, и Менес ассоциируется с Нармером (хотя есть некоторые ученые, которые связывают это имя с сыном Нармера Хор-Аха). Однако легенда о Менесе обрела собственную жизнь, совершенно независимую от того, что мог или не мог сделать царь Нармер. Нармер якобы со временем мирно объединил две земли Египта, женился на принцессе, чтобы укрепить свою власть, а затем начал строить проекты и развивать торговлю с другими культурами. Эти достижения, однако, были недостаточно велики для первого царя Египта, которому нужно было не только быть больше, чем жизнь, но и символизировать ключевое понятие египетской культуры: двойственность.

Удалить рекламу

Реклама

Двойственность в египетской вере

Для египтян жизнь была вопросом равновесия и должна была проживаться в соответствии с принципом маат (гармония). Эта вера пронизывала все аспекты египетской культуры, включая должность царя. Хронология Манефона начинается с перечисления множества богов, правивших Египтом до Менеса, и, когда дело доходит до первого царя, становится ясно, что этот человек уравновешивал Египет, побеждая силы хаоса и управляя страной порядка. Произошло ли это на самом деле, было не так важно, как то, что это символизировало. Ученые Оукс и Галин комментируют это, написав:

YouTube Следите за нами на YouTube!

Сутью древнеегипетской системы верований было соотношение между порядком ( маат ) и хаосом ( исфет ). Хотя состояние порядка считалось идеальным, признавалось, что для достижения равновесия должно существовать противоположное, но взаимозависимое состояние хаоса (336).

Древний Египет

Джефф Даль (CC BY-SA)

История объединения Египта Менесом считается символическим представлением этой двойственности, столь важной для египетской культуры. До Менеса между городами-государствами Верхнего и Нижнего Египта был конфликт, приведший к хаосу; затем пришел великий царь, принесший порядок и, благодаря этому порядку, процветание. Однако было понятно, что хаос может снова наступить, поэтому королю нужно было быть бдительным и, что не менее важно, быть могучим воином, способным подчинить себе силы хаоса, когда возникнет такая необходимость. Примечание Оукса и Гахлина:

Удалить рекламу

Реклама

Условности египетского искусства идеально подходили для иллюстрации концепции двойственности, потому что симметрия часто использовалась для создания сбалансированного дизайна. Лучше всего это демонстрирует художественное воплощение принципиально важной идеи «Объединения двух земель» ( sema tawy ). Древние египтяне рассматривали свою страну как состоящую из двух отдельных частей: Верхнего Египта ( Шемау ) и Нижнего Египта ( г.).0015 Та-Меху ). Они соответствуют югу (долина Нила от первого порога к северу до юга от Мемфиса) и северу (дельта) соответственно. Люди считали, что происхождение государства Египет можно проследить до акта объединения этих двух регионов правителем по имени Менес (для которого нет археологических свидетельств) в начале раннего династического периода (336 г.).

Менес, как говорят, объединил две земли путем завоевания, а затем установил политику, принесшую мир и порядок. Как уже отмечалось, теперь считается, что за эти успехи был ответственен Нармер, а «Менес» был его почетным титулом; но какие бы факты о правлении Нармера ни были доступны ранним историкам, они были отброшены или приукрашены, чтобы создать легенду о великом царе Менесе.

Менес: Легенда

Менес пришел из города Иерконполис (хотя также утверждается, что он пришел из Тиниса) и завоевал соседние города Верхнего Египта, Тинис и Накаду, прежде чем приступить к кампании по подчинению Нижнего Египта. Манефон приписывает ему расширение границ своего королевства, пересекая границы и наводя порядок в хаосе. Он был великим воином, но также и высококультурным, и более поздние писатели (например, римский историк Плиний) утверждали, что он изобрел письменность.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

62-летнее правление Менеса было настолько процветающим, что Диодор Сицилийский утверждает, что Менес изобрел понятие роскоши.

Когда Египет был объединен и воцарился мир, он ввел религиозные обряды и формализовал верования. Его правление было настолько благополучным (длилось 62 года), что египтянам не приходилось работать так много, как раньше, и у них появились такие хобби, как резьба по дереву, лепка, спорт, пивоварение, возделывание частных садов и жизнь в роскоши. Фактически, более поздний писатель Диодор Сицилийский утверждает, что Менес изобрел понятие роскоши.

Он ехал верхом на крокодиле, спасаясь от бешеных охотничьих собак (основание города Крокодилополис), основал великий город Мемфис и основал там свою столицу. Согласно Геродоту, он построил Мемфис после того, как построил плотину на Ниле, чтобы отвести воду от выбранного места для своего города, и построил свой большой дворец и административные здания на земле, которая была под водой (что объясняло плодородие окружающих равнин). ). Он установил практику жертвоприношения богам и обеспечил соблюдение гармонии на всей земле. После долгого и благополучного правления он был унесен (или убит) бегемотом.

Неудивительно, что в финале Менеса фигурирует бегемот. Бегемот в египетской культуре был устрашающим существом, на которого регулярно охотились и убивали, а смерть от бегемота считалась одной из худших. Кроме того, животное ассоциировалось с богом хаоса Сетом, первым убийцей, убившим своего брата Осириса и побежденным сыном Осириса Гором. Однако, в соответствии с принципом двойственности, у Сета была супруга, Таверет, изображенная в виде женщины с головой бегемота, считавшегося защитницей. Двойственная природа этих двух переплетенных богов была получена из наблюдений египтян за бегемотами: самки защищали и лелеяли своих детенышей, в то время как самцы были более агрессивными и разрушительными.

Удалить рекламу

Реклама

Смерть Менеса от бегемота могла быть истолкована публикой как означающая, что хаос пришел и унес его, и если такое могло случиться с таким великим королем, это могло случиться с кем угодно; поэтому люди должны всегда сохранять бдительность. Таурет не ассоциировался со всеобщей защитой, а только с матерями и детьми, поэтому маловероятно, что смерть Менеса была бы воспринята богами как защитный жест, который забрал его с земли в подходящее время; но ассоциация бегемота с защитой могла способствовать такому толкованию.

Менес: История

Как бы ни воспринималась смерть Менеса, его правление считалось своего рода золотым веком для Египта, когда жизнь была хорошей, а земля процветала. Ученый Дуглас Дж. Брюэр пишет:

Однако эти письменные отчеты о достижениях Менеса датируются тысячами лет после его смерти, когда он превратился в культового героя, чья жизнь и достижения были приукрашены полумифическими анекдотами (126).

Фактическим царем, который, скорее всего, объединил две земли Египта, был Нармер, который почти наверняка был из города Тинис. Нармер зарекомендовал себя как верховный царь Верхнего и Нижнего Египта и женился на принцессе Нейтхотеп из Накады в союзе, чтобы укрепить связи между двумя городами. Хотя считается, что он объединил Египет мирным путем, есть свидетельства того, что он сделал это путем военного завоевания. Палитра Нармера ясно изображает этого царя, покорившего Нижний Египет силой; хотя следует ли читать надписи на палитре как историю или символически, продолжают обсуждаться. Тем не менее, он, скорее всего, возглавлял военные экспедиции через нижний Египет, чтобы подавить восстания, и, как и в легенде Менеса, пересек границы и расширил свою территорию до Ханаана и Нубии. Он инициировал крупные строительные проекты, и небольшие города додинастического периода Египта выросли в размерах и масштабах.

Удалить рекламу

Реклама

Палитра Narmer [две стороны]

Неизвестный художник (общественное достояние)

Нармер не стал бы вводить религиозную практику, но, скорее всего, формализовал ее. Он, безусловно, несет ответственность за здания, относящиеся к его времени, которые, как и все последующие, выражали религиозные верования египтян через свою архитектуру. Когда родился Нармер и как он умер, неизвестно, но совершенно ясно, что такой царь существовал, чего нельзя сказать о Менесе. Брюэр пишет:

Менес, вероятно, никогда не существовал, по крайней мере, как личность, ответственная за все приписываемые подвиги. Скорее всего, он представляет собой компиляцию реальных людей, чьи деяния были записаны в устной традиции и идентифицированы как работа одного человека, тем самым создавая центральную фигуру героя для объединения Египта. Подобно библейским персонажам, Менес был отчасти вымыслом, отчасти правдой, и годы замаскировали границу, создав легенду об объединении (142).

Объединение Египта, завершенное или только начатое Нармером, вероятно, было медленным процессом, который занял много лет. Беспорядки, очевидные во время Второй династии (ок. 2980 — ок. 2670 г. до н.э.), подтверждают утверждение о том, что объединение не было достигнуто одним махом одним королем. Однако египетская культура нуждалась в легенде о Менесе и объединении Египта, чтобы установить связь между первым царем и устойчивой концепцией двойственности. Оукс и Галин пишут:

Этот особый аспект понятия двойственности очень ясно проявился в царских титулах. Главными титулами царя были «Владыка двух земель» ( Neb Tawy ) и «Царь Верхнего и Нижнего Египта» ( Nesw Bity )… Регалии царского сана также отражали идею двойственности. Царь мог быть изображен в белой короне, связанной с Верхним Египтом, в Красной короне Нижнего Египта, а иногда и в Двойной короне, которая включала в себя короны обоих регионов. Таким образом, север и юг были различны, но оба были необходимы для создания целого (337).

Легенда о Менесе служила символом всего этого. Великий король, способный на удивительные подвиги, который установил гармоничный золотой век в начале письменной истории, имел гораздо большее значение для последующих поколений, чем простой человек, который мог или не мог объединить страну. Как любой основатель нации на протяжении всей истории, Менес служил идеалом культурных ценностей и того, к чему она стремилась. Существовал ли на самом деле человек по имени Менес, не имело значения; важно было то, что его история значила для народа его страны.

Удалить рекламу

Реклама

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Нармер — Энциклопедия всемирной истории

Нармер (ок. 3150 г. до н. э.) был первым царем Египта, мирно объединившим страну в начале первого династического периода (ок. 3150–2613 гг. до н. э.). Однако его также называют последним королем додинастического периода (ок. 6000–3150 гг. До н.э.) до прихода к власти царя по имени Менес, который объединил страну путем завоевания. На заре египтологии эти цари считались двумя разными людьми. Считалось, что Нармер попытался объединиться в конце одного периода, а Менес сменил его, начав следующую эру в истории Египта.

Эта теория становилась все более проблематичной с течением времени, и мало археологических свидетельств, подтверждающих существование Менеса, в то время как Нармер хорошо засвидетельствован в археологических записях. Великий египтолог Флиндерс Петри (1853–1942 н. Первая династия в том, что два имени обозначали одного человека: Нармер был его именем, а Менес — почетным.

Удалить рекламу

Реклама

То же самое относится и к другому фараону, связанному с Менесом, Хор-Аха (ок. 3100 г. до н.э.), второму царю Первой династии, который также, как говорят, объединил Египет под централизованным правлением. Если Хор-Аха был правителем, добившимся объединения Верхнего и Нижнего Египта, то «Менес» был просто его почетным титулом, означающим «тот, кто терпит». Некоторые ученые утверждают, что нет причин спорить о том, кто из этих царей мог объединить Египет, поскольку страна не была по-настоящему объединена до правления Хасехемви (ок. 2680 г. до н.э.), последнего царя Второй династии и отца царя Джосера. который положил начало Третьей Династии. Однако это утверждение неоднократно оспаривалось, поскольку существуют четкие свидетельства существования царя Дэна (ок. 29 г. до н. э.).90-2940 г. до н.э.) в короне Верхнего и Нижнего Египта, что указывает на объединение под его правлением. Что еще более важно, Палитра Нармера (древняя плита из алевролита с письменами) столь же ясно показывает, что Нармер носит боевую корону Верхнего Египта и красную плетеную корону Нижнего Египта, и поэтому общепризнано, что объединение впервые произошло во время правления король Нармер.

YouTube Следите за нами на YouTube!

Теперь ученые полагают, что первым королем мог быть Нармер, объединивший Верхний и Нижний Египет в какой-то момент c. 3150 г. до н.э.

Письменная запись и объединение

Согласно хронологии Манефона (3 век до н.э.), Менес был первым царем Египта. Он был царем Верхнего Египта, возможно, из города Тинис (или Иерканополис), который победил другие города-государства вокруг себя, а затем продолжил завоевание Нижнего Египта. Имя этого царя известно в основном из письменных источников, таких как хронология Манефона и Туринский список царей (однако оно не подтверждается какими-либо обширными археологическими свидетельствами), поэтому теперь ученые считают, что первым королем мог быть Нармер, мирно объединивший Верхний и Нижний Египет в какой-то момент c. 3150 г. до н.э. Это утверждение о мирном объединении оспаривается из-за палитры Нармера, в которой царь, определенно идентифицированный как Нармер, изображен как военный деятель, завоевавший регион, который явно является Нижним Египтом. Историк Марк Ван де Мироп комментирует это так:

Удалить рекламу

Реклама

То, что Египет был создан военными средствами, является основной концепцией, выраженной в искусстве того периода. Большой набор каменных предметов, в том числе церемониальные наконечники булавы и палитры, содержат сцены войны и сражений между людьми, между животными и между людьми и животными. сегодня они предпочитают рассматривать их как стереотипные заявления о королевской власти и легитимности короля (33).

Этот новый метод толкования древних надписей, каким бы ценным его ни считали некоторые, не означает, что такие толкования точны. Аргумент против таких интерпретаций спрашивает, почему, если эти надписи следует воспринимать символически, другие более поздние периоды, такие как надписи Рамсеса Великого в битве при Кадеше, продолжают читаться буквально как историческая запись. Ван де Мироп комментирует далее, заявляя: «Этот новый подход делает невозможным датировку объединения Египта или приписывание его конкретному лицу на основе этих представлений» (33–34), но отмечает, что, как бы то ни было, в отношении первого правителя, «искусство того периода показывает, что египтяне связывали объединение с конфликтом» (34).

Narmer, детали палитры Narmer

NebMaatRa (CC BY-SA)

Ученый Дуглас Дж. Брюэр, с другой стороны, не видит никаких проблем в символическом отношении к надписям. Имя «Менес» означает «Тот, кто терпит» и, как отмечалось выше, возможно, могло быть титулом, а не личным именем, и в этом случае нетрудно идентифицировать первого царя как Нармера, «который претерпел». «Менес» также был найден на надписи из слоновой кости из Накады, связанной с Хор-Аха, что может означать, что титул передавался из поколения в поколение или что Хор-Аха был первым королем.Брюэр отмечает, что эти древние надписи, такие как Палитра Нармера, увековечивают «культурно принятый сценарий, и поэтому его, возможно, следует рассматривать как памятник, увековечивающий достигнутое состояние единства, а не изображающий сам процесс объединения» (141). так же важен, как и сам факт объединения. Подробности этого события, как и детали происхождения любой нации, могли быть в значительной степени приукрашены более поздними авторами. Брюэр пишет:

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Менес, вероятно, никогда не существовал, по крайней мере, как личность, ответственная за все приписываемые подвиги. Скорее всего, он представляет собой компиляцию реальных людей, чьи деяния были записаны в устной традиции и идентифицированы как работа одного человека, тем самым создавая центральную фигуру героя для объединения Египта. Подобно библейским персонажам, Менес был отчасти вымыслом, отчасти правдой, и годы замаскировали границу, создав легенду об объединении (142).

Объединение, Брюэр (и другие) утверждают, что это «скорее всего, медленный процесс, стимулируемый экономическим ростом» (142). Верхний Египет, кажется, был более процветающим, и их богатство позволяло им систематически поглощать земли Нижнего Египта с течением времени, поскольку они обнаружили, что им нужно больше ресурсов для своего населения и для торговли. Был ли король, объединивший страну, Нармером или кем-то другим, этот король заложил основу для возникновения одной из величайших цивилизаций древнего мира. Флиндерс Петри и другие последователи за ним утверждают, что считается неважным, объединил ли Нармер Египет силой, поскольку почти наверняка ему приходилось поддерживать королевство военными средствами, и это объясняет его изображение в таких надписях, как Палитра Нармера.

Палитра Narmer

Палитра Нармера (также известная как Палитра Победы Нармера и Палитра Великого Иераконполиса) представляет собой гравюру в форме шевронного щита высотой чуть более двух футов (64 см), изображающую Нармера, побеждающего своих врагов и объединяющего Верхний и Нижний Египет. На нем представлены одни из самых ранних иероглифов, найденных на сегодняшний день. Палитра вырезана из цельного куска алевролита, который обычно использовался для церемониальных табличек в первый династический период Египта, и рассказывает историю завоевания Нармера c. 3150 г. до н.э.

Палитра Narmer [две стороны]

Неизвестный художник (общественное достояние)

На одной стороне Нармер изображен в военной короне Верхнего Египта и красной плетеной короне Нижнего Египта, что означает, что Нижний Египет пал перед ним в результате завоевания. Под этой сценой находится самая большая гравюра на палитре, изображающая двух мужчин, обвивающих змеиные шеи неведомых зверей. Эти существа интерпретировались как представляющие Верхний и Нижний Египет, но в этом разделе нет ничего, что оправдывало бы эту интерпретацию. Никто окончательно не истолковал, что означает этот раздел. В нижней части этой стороны палитры царь изображен в виде быка, прорывающего рогами стены города и попирающего копытами своих врагов.

Удалить рекламу

Реклама

Другая сторона палитры (считается обратной стороной) представляет собой единое целостное изображение Нармера с его боевой дубиной, готового поразить врага, которого он держит за волосы. Под его ногами двое других мужчин либо мертвы, либо пытаются избежать его гнева. Лысый слуга стоит за королем, держа его сандалии, а перед ним и над его жертвой изображен бог Гор, наблюдающий за его победой и благословляющий ее, принося ему новых вражеских пленников.

В верхней части палитры выгравированы головы быков, которые некоторые ученые интерпретируют как головы коров. Затем эти ученые интерпретируют коровьи головы как символ богини Хатхор. Однако кажется более разумным интерпретировать гравюры как головы быков, поскольку бык занимает видное место на палитре и символизирует силу и жизненную силу короля.

Палитра Нармера

Палитра Нармера была обнаружена в 1897-1898 гг. н.э. британскими археологами Квибеллом и Грином в храме Гора в Нехен (Иераконполис), который был одной из первых столиц Первой династии Египта. Как отмечалось выше, она считалась отчетом о реальном историческом событии до недавнего времени, когда ее стали рассматривать как символическую надпись. Существует множество различных теорий относительно палитры, и каждая кажется вполне разумной, пока не услышишь следующую, и поэтому на сегодняшний день нет единого мнения о том, что означает надпись и относится ли она к историческим событиям. Однако, судя по возрасту надписи и изображений, кажется очевидным, что великий царь по имени Нармер имел какое-то отношение к объединению Египта, и предполагается, что после этого он должен был начать свое правление.

Удалить рекламу

Реклама

Правление Нармера в объединенном Египте

До правления Нармера Египет был разделен на области Верхнего Египта (юг) и Нижнего Египта (север, ближе к Средиземному морю). Верхний Египет был более урбанизированным, и такие города, как Тинис, Иераконполис и Накда, развивались довольно быстро. Нижний Египет был более сельским (вообще говоря) с богатыми сельскохозяйственными угодьями, простирающимися от реки Нил. Оба региона неуклонно развивались на протяжении тысячелетий на протяжении додинастического периода Египта, пока торговля с другими культурами и цивилизациями не привела к ускоренному развитию Верхнего Египта, который затем завоевал своего соседа, скорее всего, для зерна или других сельскохозяйственных культур, чтобы прокормить растущее население или для торговли.

Египетский джед

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

После того, как Нармер утвердился как верховный король, он женился на принцессе Нейтхотеп из Накады в союзе, чтобы укрепить связи между двумя городами. Гробница Нейтхотеп, обнаруженная в 19 веке н.э., была настолько сложной, что можно было предположить, что она была больше, чем жена царя, и некоторые ученые утверждают, что она могла править после смерти Нармера. Ее имя, записанное в серахах того времени, подтверждает это утверждение, как и другие надписи, но до сих пор не общепринято.

Религиозные практики и иконография, разработанные во время правления Нармера, и такие символы, как джед (четырехъярусная колонна, символизирующая стабильность) и анх (символ жизни), появляются в это время чаще. Он руководил военными экспедициями через нижний Египет, чтобы подавить восстания, и расширил свою территорию до Ханаана и Нубии. Он инициировал крупные строительные проекты, и под его руководством увеличилась урбанизация.

Удалить рекламу

Реклама

Города Египта никогда не достигали размеров городов Месопотамии, возможно, из-за того, что египтяне осознавали угрозы, которые представляло такое развитие. Месопотамские города были в значительной степени заброшены из-за чрезмерного использования земли и загрязнения воды, в то время как египетские города, такие как Ксоис (если выбрать случайный пример), существовали тысячелетиями. Хотя более поздние разработки в области городского развития обеспечили существование городов, ранние усилия таких королей, как Нармер, послужили образцом.

Подробности его правления расплывчаты из-за отсутствия записей, обнаруженных на сегодняшний день, и, как отмечалось выше, трудности в интерпретации тех надписей, которые были найдены и определенно идентифицированы как относящиеся к Нармеру. Однако, насколько можно судить, он был хорошим царем, основавшим династию, которая заложила основу всего, чем в конечном итоге станет Египет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *